автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Положение мусульманских общин Томской губернии в контексте государственно-конфессиональной политики Российской империи во второй половине XIX - начале XX в.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Положение мусульманских общин Томской губернии в контексте государственно-конфессиональной политики Российской империи во второй половине XIX - начале XX в."
00500°*'
На правах рукописи
Шершнёва Елена Александровна
ПОЛОЖЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩИН
ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
Специальность 07.00.02 - Отечественная история
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
1 6 МАЙ 2013
Барнаул 2013
005058355
Диссертация выполнена в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» на кафедре религиоведения и государственно-конфессиональных отношений
Научный руководитель: доктор исторических наук, доцент
Дашковский Пётр Константинович
Официальные оппоненты: Демин Михаил Александрович
доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» исторический факультет, декан
Александр Геннадьевич Селезнев кандидат исторических наук, доцент, Омский филиал ФГБУН Института археологии и этнографии СО РАН, сектор этнографии, заведующий
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Национальный
исследовательский Томский государственный университет»»
Защита состоится « 0» 2013 г. в Ч.
на заседании диссертационного совета Д 212.005.08 при ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61, ауд. 416.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».
Автореферат разослан « 2013 г.
Ученый секретарь /у . х* Горбунов
диссертационного совета Вадим Владимирович
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. В силу исторических условий Россия стала многонациональным государством, в которое вошли народы, имеющую отличную от русского компонента культуру, а также конфессиональную принадлежность. Одно из ведущих мест в этом межконфессиональном взаимодействии занимали мусульманские народы. В настоящее время тема положения мусульманских народов в составе Российского государства становится как никогда актуальной. С одной стороны, в современной России в рамках государственко-конфессиональкой политики происходит возрождение и развитие религиозных институтов, в том числе мусульманского характера. С другой стороны, усилившаяся роль исламского фактора во всем мире, а также его влияние на национальные и политические процессы заставляет ученых обратить более пристальное внимание на ислам, его духовные ценности и значение в исторической ретроспективе.
Оценка государственно-конфессиональных отношений в Российской империи позволяет осмыслить накопленный исторический опыт государства в отношении ислама, а также способствует выстраиванию взаимоотношений на современном этапе. Этнокультурные и конфессиональные реалии современного общественного развития Российской Федерации приводят к необходимости обратиться к истории сложения полиэтничного и поликонфессионального государства, когда вставал вопрос положения мусульманских народов в составе христианского государства. Подробное изучение этноконфессионального дискурса имперской политики России в отношении мусульманских народов Томской губернии во второй половине XIX — начале XX в. позволит не только понять процессы, которые происходили в тот период, но и поможет ответить на многие вопросы межконфессионального взаимодействия на современном этапе. В этой связи вполне оправдано рассмотрение в рамках данной работы таких проблем, стоящих перед современным обществом, которые были актуальны еще в XIX в.: межэтническое и межконфессиональное взаимодействие, правовой статус отдельных этнических групп, система конфессионального образования.
Рассматриваемый в данной работе Западносибирский регион, составной частью которого являлась Томская губерния, отличается этнической многокомпонентностью, что позволяет наиболее полно представить проблемы, стоящие перед Российским государством в урегулировании межнациональных вопросов. К тому же само му-
сульманское население Западной Сибири было неоднородным и включало татар, киргизов, бухарцев и др.1, что в свою очередь также нельзя не учитывать в выстраивании государственно-конфессиональной политики. Являясь приграничным регионом Российской империи с «мусульманским миром» Азиатской степи, Западносибирский регион играл стратегическое значение в жизни Российского государства, а соответственно, в этом случае нельзя не учитывать влияние ислама на аборигенное население Западной Сибири. Однако, несмотря на расположение, окончательная ислами-зация некоторых тюркских племен Сибири произошла только в XIX в., хотя проникновение ислама на данную территорию датируется учеными XIV—XVI вв.2
Степень разработанности проблемы. Первые труды, посвященные положению мусульманских народов в Российской империи и Западной Сибири, относятся ко второй половине XIX в. Анализ литературы дореволюционного периода позволяет говорить о характерной конфессиональной и идеологической акцентированное™ и практически полном отсутствии критичности. В свою очередь большинство работ того периода носили более описательный характер состояния мусульманских народов, входивших в состав Российского государства3. В работах данного периода отмечается презрительное отношение к инородческому населению империи и отмечается недостаточная развитость мусульманского населения .
1 Елецкий К. Инородцы Сибири и среднеазиатских владений России: этнографические очерки. СПб., 1908; Томилов H.A. Сибирь - северовосточная ветвь исламской цивилизации // Ислам, общество и культура / отв. ред. H.A. Томилов, А.Г. Селезнев. Омск, 1994. С. 160-163.
2 Белич И.В. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири // Проблемы истории Казани: современный взгляд: сб. ст. Казань, 2004. С. 480-503.
3 Елецкий К. Инородцы Сибири и среднеазиатских владений России: этнографические очерки. СПб., 1908; Баязинов М.А. Отношения ислама к науке и инородцам. СПб., 1887; Крымский А. Мусульманство и его будущность. М., 1899.
4 Алекторов А.Е. Инородцы в России. СПб., 1906; Наиболее важные статистические сведения об инородцах восточной России и Западной Сибири, подверженных влиянию ислама / под ред. Н.В. Никольского. Казань, 1912; Балкашин H.H. О киргизах и вообще о подданных России мусульманах. СПб., 1887.
В то же врет следует подчеркнуть, что историография XIX в. не была однородной. В середине XIX - начале XX в. теоретико-методологический инструментарий исследований обогащается под влиянием позитивистского и марксистского подходов, позволивших расширить диапазон научного анализа, высказать важные выводы и суждения5. Особый вклад в изучение положения инородческого населения в Западной Сибири внесли такие исследователи, как K.M. Ядринцев, В.В. Радлов, С.С. Шашков и др. Одной из важных для историографии ислама в Сибири и выявления динамики развития коммуникативных связей двух культур является теория областничества, изложенная Н.М. Ядринцевым.
Активную позицию в изучении ислама на территории Российской империи в этот момент занимают и сами представители мусульманской мысли - И. Гаспринский и Ч.Ч. Валиханов. При этом необходимо подчеркнуть, что Ч.Ч. Валихановым активно используется сравнительно-исторический метод при анализе влияния государственной политики на религиозные взгляды инородцев казахской степи. В этот период происходит становление историко-этнографического подхода в исследованиях.
В советской историографии изучение какого-либо события и факта, отражающего взаимоотношения государства и религиозных институтов, рассматривалось исключительно с точки зрения материалистического мировоззрения и идеологии6. Работы данного периода в основном затрагивали лишь этнический и культурный контекст изучения народов, проживающих в регионах с традиционно мусульманским населением.
5 Балкашин H.H. О киргизах и вообще о подданных России мусульманах. СПб., 1887; Патканов С.К. О природе инородческого населения Сибири. СПб., 1911.
6 Климович Л. Ислам в царской России. М., 1936; Дарженов С. Политика царского правительства в отношении ислама в конце XIX -начале XX в. // Ученые записки историко-юридического факультета Киргизского университета. Сер.: История. Фрунзе, 1964; Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в. Новосибирск, 1965; Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII — начала XIX в. Новосибирск, 1978; Бояршикова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Томск, 1960.
Только в 50-е гг. XX в. после долгого перерыва было обращено внимание на религиозную составляющую мусульманских народов Сибири7. В 50-80-е гг. XX в. появляется ряд работ, посвященных не только этногенетическим, но и религиозным связям Средней Азии и Сибири. В этот период начинают выделяться труды таких исследователей, как Ф.Т. Валеев, H.A. Томилов . Однако о религиозной составляющей культуры было по-прежнему неприемлемо говорить. В результате господствующей идеологии исследователи старались избегать в своих трудах вопросов, касающихся религии, либо опуская их вообще, либо заменяя понятием «традиция». В советский период религиоведческая проблематика развивалась преимущественно в русле этнографии и истории. В то же время нельзя не отметить, что именно в советское время в научный оборот вводятся ценнейшие этнографические материалы, в том числе и по конфессиональной истории. В целом в исследованиях того периода преобладает сравнительно-исторический подход.
С начала 90-х гг. XX в. в нашей стране появляется значительно больше возможностей для детального изучения исламской религии на территории Российской империи в общем и в ее регионах в частности. Особое внимание начинает уделяться правовому положению мусульманских народов в Российском государстве, а также положению инословных конфессий в государстве. Огромную роль в данном вопросе сыграли труды таких ученых,
7 Храмова В.В. Западносибирские татары // Народы Сибири. М., 1956.
8 Валеев Ф.Т. О религиозных представлениях западносибирских татар // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало XX в.). Л., 1976; Валеев Ф.Т. Западносибирские татары во второй половине XIX - начале XX в.: историко-этнографические очерки. Казань, 1980; Томилов H.A. Общественный быт и духовная культура томских татар // Духовная культура народов Сибири. Томск, 1980; Томилов H.A. Поволжские татары Западной Сибири в XVI - первой четверти XIX в. // Этнокультурные процессы в Западной Сибири. Томск, 1983; Томилов H.A. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI -первой четверти XIX в. Томск, 1981.
как Д.Ю. Арапова, Е.И. Воробьевой, А.К. Тихонова, Ф.М. Кулиева9. В своих работах они исследуют историю взаимоотношений ислама с государственной властью.
Не остается без внимания и изучение регионального аспекта ислама. Ряд современных научных трудов посвящен истории сибирских татар, их политической, экономической и духовной жизни (А.Ю. Конева, Г.Т. Бакиевой, В.П. Клюевой, Г.Л. Файзрахманова). Данные работы основываются на архивных материалах, что придает им особую ценность. Появляется также ряд работ, посвященных проблеме взаимодействия мусульман с православной церковью во второй половине XIX - начале XX в. (E.H. Коновалова, В.Ю. Соф-ронов, E.JI. Савкина, Г.Ш. Мавлютова, О.П. Цысь) .
9 Тихонов А.К. Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII - начале XX в. СПб., 2008; Арапов Д.Ю. Правила устройства духовной жизни татар-мусульман в Тобольском конном полку (1853 г.) // Тюркские народы: материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» / отв. ред. A.B. Нескоров. Тобольск; Омск, 2002. С. 126-127; Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII - начало XX в.). М., 2004; Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / сост. Д.Ю. Арапов. М., 2001; Арапов Д.И. Мусульманское дворянство в Российской империи // Международный исторический журнал. 1999. №3 [Электронный ресурс]. URL: http://histoiy.machaon.ru;Bopo6beBa Е.И. Власть и мусульманское духовенство в Российской империи (вторая половина
XIX в. - 1917 г.) // Исторический ежегодник. 1997 [Электронный ресурс]. URL: http://www.omsu.omskreg.ru/histbook/articles.
10 Иванцова Г.И., Коновалова E.H. Противомусульманская миссия новокрещенного Ефрема Елисеева в Тобольской епархии // Тюркские народы: материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск; Омск, 2002. С. 170-172; Софро-нов В.Ю. Миссионерская и духовно-просветительская деятельность Русской православной церкви в Западной Сибири (конец XVII - начало
XX в.). Тобольск, 2005; Мавлютова Г.Ш. Об обращении в православие татар Западной Сибири // Тюркские народы: материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск; Омск, 2002. С. 195-197; Цысь О.П. Миссионерская деятельность среди татар Тобольской епархии в конце XIX - начале XX в. // Тюркские народы: материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск; Омск, 2002. С. 244-246.
Одной из особенностей современного этапа историографии становится появление публикаций, написанных в русле проблемной историографии. Среди работ такого рода можно отметить монографию «Ислам на краю света. История ислама в Западной Сибири» (т. 1: Источники и историография. 2007), выполненную коллективом исследователей под руководством А.П. Яркова. Развитие религиоведческой науки на современном этапе позволяет более широко использовать специальные методы исследования. Появляются также работы, посвященные религиозному аспекту жизни инородческого населения Западной Сибири.
Таким образом, обзор историографии исследуемого вопроса показывает наличие обширных трудов, касающихся этнографии и быта «инородцев» Сибири. Рассмотренные публикации дают возможность судить о возросшем интересе к положению мусульманских народов в составе Российского государства на современном этапе. Следует обратить внимание, что на изучение данной проблемы огромное влияние оказывал политический строй и господствующая идеология. Труды дореволюционного периода были написаны в русле господствующей «охранительной» идеологии государства. В советский период на первый план выходит марксистская идеология. В работах авторов советского периода активно используется историко-этнографический подход, в рамках которого рассматривается духовная культура инородческого населения Российского государства. В постсоветской историографии получают распространение историко-антропологический, историософский и другие подходы исследования сибирского ислама.
Основная цель данного исследования — изучение положения мусульманских народов во второй половине XIX - начале XX в. на примере Томской губернии в контексте государственно-конфесио-нальной политики Российской империи.
В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть правовое положение мусульманских народов Российской империи с момента принятия Указа «О терпимости всех вероисповеданий» (1773 г.) Екатериной II и до 1917 г.
2. Показать место и роль мусульманского духовенства в системе государственно-конфессиональных отношений во второй половине XIX - начале XX в. на примере Томской губернии.
4. Показать значение системы образования в жизни мусульманских народов Западной Сибири.
5. Охарактеризовать хозяйственную деятельность мусульманских народов в Томской губернии.
6. Установить особенности христианско-исламского взаимодействия на территории Западной Сибири.
Объектом исследования является государственно-конфессиональная политика в отношении мусульманских народов России.
Предмет исследования - влияние государственной власти на социально-экономическую, правовую, культурно-просветительскую жизнь мусульманских народов Томской губернии во второй половине XIX — начале XX в.
Территориальные рамки диссертации определяются границами Томской губернии, которые сложились к началу XX в. К этому времени в ее состав входило семь уездов: Томский, Мари-инский, Каинский, Кузнецкий, Бийский, Барнаульский, Змеиногор-ский. В современном административно-территориальном делении -Томская, Новосибирская, Кемеровская области, Алтайский край, Республика Алтай и часть Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей Республики Казахстан.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 60-х гг. XIX в. и до 1917 г. Нижняя граница исследования обусловлена началом реформ в Российской империи и попытками преобразования структуры духовного управления мусульманскими народами. Кроме того, начиная с этого периода происходит окончательное включение в состав Российской империи территорий с традиционно мусульманским населением. Верхняя граница связана с падением самодержавия в стране и сменой общественно-политического стоя.
Методологию и основные методы исследования составили принципы объективности, детерминизма и историзма, которые предполагают всесторонний критический анализ исторических процессов и явлений в их формировании, становлении и развитии. В отношении тематики диссертационной работы положение мусульманской общины Томской губернии рассматривается как процесс, обусловленный не только внутренними факторами развития самой религии на региональном уровне, но и спецификой государственно-конфессиональной политики Российской империи. При этом последняя понимается как совокупность исторически склады-
вающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений, с одной стороны, институтов государства, а с другой - институциональных образований конфессий, в данном случае - ислама. Подобный подход является важным методологическим принципом в изучении проблематики государственно-конфессиональных отношений в современной отечественной исторической науке.
В работе использовались сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, ретроспективный и конкретно-социологический методы. Использование совокупности вышеуказанных методов позволяет подвергнуть тщательному анализу широкий круг исторических источников, дает возможность проследить основные тенденции истории взаимоотношений исламского духовенства и прихожан, а также проследить позицию государства в отношении религии.
Источниковая база включает в себя широкий круг опубликованных и не опубликованных источников, которые можно разделить на следующие группы.
Первая группа источников - законодательные акты, сконцентрированные преимущественно в Полном собрании законов и Своде законов Российской империи и регламентирующие правовое положение мусульман в Западной Сибири. Они позволяют проследить внутриполитический курс правительства по отношению к мусульманам, религиозным институтам и его духовенству. «Свод законов Российской империи» представляет собой систематизированное изложение действовавших законов, регулировавших систему управления духовными делами мусульман, прав и обязанностей духовных лиц, приходов, строительства мечетей, религиозные права российских подданных, правовой статус различных сословных групп населения и др.
Вторая группа источников представлена статистическими данными, благодаря которым можно проследить численность мусульманских общин в Томской губернии, их образовательный статус, количество духовенства и мечетей. Эти источники представлены данными Всероссийской переписи населения по Томской губернии (1897 г.), ведомостями о числе приходов и духовных лиц по различным губерниям (ЦГИА РБ. Ф. 295).
Наиболее многочисленной третьей группой источников являются делопроизводственные источники: рапорты на имя Оренбургского муфтия, переписка с губернскими властями и Министер-
ством внутренних дел Оренбургского муфтията по вопросам образования мусульманских народов в Российской империи, а также об исполнении своих обязанностей священнослужителями. К данной группе источников можно отнести и свидетельства о присвоении духовного звания лицам магометанского вероисповедания.
Четвертая группа источников характеризует отношение православной церкви к мусульманским народам Томской губернии. В фондах ГААК (Ф. 164) и ГАТО (Ф. 184) содержатся воспоминания миссионеров о положении инородческого населения, а также о контактах с мусульманским населением православных священнослужителей.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые были предприняты попытки специального комплексного исследования положения мусульман в Томской губернии на основе анализа ранее неопубликованных архивных материалов, а также российского законодательства второй половины XIX - начала XX в. Во-первых, автор прослеживает эволюцию государственной политики по отношению к мусульманам в Российской империи с момента принятия Указа «О терпимости всех вероисповеданий» (1773 г.) Екатериной II и до 1917 г. когда происходит смена политического режима. Данный период фиксирует разные моменты в государственно-конфессиональной политике Российского государства: от наметившегося в 60-е гг. XIX в. либерального курса в отношении мусульманских народов к активной «охранительной политике» в 80-е гг. того же столетия и возросшей политической и общественной активности инородческого населения в начале XX в.
Во-вторых, в диссертационном исследовании осуществляется детальное рассмотрение социального положения мусульманского духовенства, правовых основ его деятельности, роли в общественно-политической и духовной жизни мусульманской общины Томской губернии.
В-третьих, в работе отдельное внимание уделено анализу образовательной и хозяйственной деятельности мусульманской общины в Томской губернии. Проанализировано значение религиозного фактора в образовательной и общественной жизни инородческого населения.
В-четвертых, в диссертационном исследовании сделаны попытки оценки миссионерской деятельности Русской православной церкви среди мусульманского населения Томской губернии в кон-
тексте государственно-конфессиональной политики Российской империи.
В-пятых, научная новизна диссертации определяется также введением в научный оборот целого ряда неизвестных архивных материалов - 62 дела из фондов Государственного архива Томской области (ГАТО), Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) и Государственного архива Алтайского края (ГААК).
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования результатов диссертационного исследования в учебном процессе. Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки школьных и университетских учебных курсов по проблемам отечественной истории, религиоведения, этнологии, истории духовной культуры народов России. Отдельные положения диссертационного исследования могут привлекаться при подготовке обобщающих трудов по этноконфессио-нальной истории Сибири, а также применяться региональными и федеральными органами государственной власти, занимающимися взаимодействиями с религиозными организациями.
Апробация. Основные положения диссертационной работы получили апробацию в виде докладов на всероссийских, международных конференциях. Полученные результаты продемонстрированы в 9 публикациях, в том числе 5 публикаций в изданиях, рекомендованных ВАК. Разработка темы диссертационного исследования была неоднократно поддержана грантами - РГНФ-МинОКН Монголии, РГНФ-Алтай, Минобрнауки, в которых диссертант являлся либо руководителем, либо ответственным исполнителем.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы, списка сокращений и приложений.
Во введении диссертации обосновывается актуальность темы, дан обзор степени разработанности проблемы, определяются цель и задачи, объект и предмет, территориальные и хронологические рамки работы, представлены методология и основные методы исследования, источниковая база, охарактеризованы научная новизна, практическая значимость и апробация результатов диссертационной работы.
Глава первая «Правовое положение мусульманских народов в системе государственно-конфессиональной политики Российской империи» посвящена анализу государственно-конфессиональной политики Российской империи в период со второй половины XVIII и до начала XX в. В главе анализируются основные законы, регламентирующие правовое положение мусульманских народов Российской империи.
В первом разделе «Положение мусульман в XVIII - первой половине XIX в.» рассматривается начальный период становления государственного законодательства по регулированию межконфессиональных отношений. Интерес к конфессиональной составляющей политики был тесным образом связан с тем, что религиозная принадлежность в жизни народов, населяющих в тот момент Российскую империю, имела огромное значение. Изменение курса на политику веротерпимости в России в конце XVIII в. было обусловлено рядом внешнеполитических событий и внутренними потрясениями в Российском государстве (восстание Е. Пугачева). Именно со времени правления Екатериной II отношение к мусульманам в Российском государстве переходит на новый этап развития. В результате из «гонимой» конфессии, благодаря принятию ряда законодательных актов, мусульмане становятся частью государственной структуры Российской империи. В период правления Екатерины II вышедший 17 июня 1773 г. Указ регламентирует положение ислама как «терпимой» »религии в Российском государстве. К началу XIX в. за исламом окончательно закрепилось положение «терпимой» конфессии. В целом первая половина XIX в. стала периодом бюрократизации Российского государства и активной законотворческой деятельности.
Начиная со времен правления Николая I правительство всячески демонстрирует не только свою лояльность к мусульманам государства, но и пытается показать защиту и поддержку мусульманских народов. В 1810 г. начинает формироваться Главное управление духовных дел иностранных исповеданий. Политика в отношении мусульман в период правления Николая I характеризуется рядом документов, регламентирующих жизнь мусульманских народов империи, причем как локального, так и общегосударственного характера. Основной задачей правительства в этот период становится размывание национального компонента и его растворение в государственной системе Российской империи. Это время
в истории государственно-конфессиональных отношений Российской империи можно охарактеризовать как период «скрытого преследования» ислама. Подробное его рассмотрение позволяет сделать вывод о том, что отношение даже к «терпимым» конфессиям в Российской империи было неоднородным, поскольку приоритет отдавался христианским вероисповеданиям. Не было одинаковым отношение и к мусульманским народам на всей территории Российской империи. Так, например, правительство считало своим долгом поддержание и укрепление мусульманской религии среди населения центрально-азиатского региона страны, тогда как на остальной территории государство стремилось к обрусению инородческого компонента.
Во втором разделу «Положение мусульманских народов во второй половине XIX - начале XX в.» характеризуется изменение государственной политики в отношении мусульманских народов страны. Несмотря на то, что вторая половина XIX — начало XX в. считаются «либеральном веком», в отношении мусульман политика государства носила скорее характер «скрытого отрицания». Безусловно, в этот период государство шагнуло на новый виток отношений с мусульманским населением империи. Межконфессиональные отношения в то время имели противоречивый характер. С одной стороны, государственные чиновники выступали за отказ от вмешательства в духовную жизнь мусульманских народов страны. С другой стороны, выдвигается ряд предложений по реформированию системы управления мусульманского духовенства, а также изъятие из ведения мусульманского духовенства ведение гражданских и судебных дел.
Со второй половины XIX в. возрастает активность в отношении реформирования духовной жизни и в самой мусульманской среде. В рамках проводимых реформ был принят Указ об образовательном цензе мусульманского духовенства, основным пунктом которого было обязательное знание русского языка для кандидатов на духовные должности. В 1896 г. издается документ, которым регламентировалось юридическое положение существующих на территории России религиозных конфессий - Устав духовных дел иностранных исповеданий. Отдельная глава данного устава посвящена управлению духовными делами магометан. Указом 1888 г. было введено ограничение на занятие должностей в образовательной сфере мусульманами. Конец XIX в. ознаменовался началом
активной «охранительной» политики со стороны государства и ростом прогрессивных взглядов на исламскую культуру в самой мусульманской среде. Начало XX в. отмечается политической активностью в мусульманской среде, и примером здесь может служить появившееся движение «джадизм». Указ «Об укреплении начал веротерпимости» (1905 г.) также внес свои коррективы в государственно-конфессиональные отношения в Российской империи, укрепив мусульманское население в борьбе за свободу вероисповедания.
Во второй главе «Мусульманское духовенство Западной Сибири в правовом пространстве Российской империи во второй половине XIX - начале XX в.» проанализировано положение мусульманского духовенства в социальной системе Российского государства. Анализируется система формирования мусульманской духовной администрации, а также влияние духовенства на аборигенное население Западной Сибири.
В первом разделе «Система формирования мусульманского духовенства» обращается внимание на формирование института мусульманского духовенства в составе Российского государства. Обозначаются основные точки соприкосновения государственной власти с мусульманскими священнослужителями. В работе подробно представлена роль Оренбургского магометанского духовного собрания как посредника между государством и духовенством по воздействию на национальное сознание. Основной задачей ОМДС со времен Екатерины II был контроль за мечетным духовенством, а также вытеснение из религиозной практики духовенства, не имеющего официальной санкции, т.е. иностранных проповедников.
Несмотря на активное вмешательство со стороны государства в духовную жизнь мусульманских общин Российской империи, четкой иерархии в мусульманской среде не было. Со второй половины XIX в. вопрос о мусульманском духовенстве находился под пристальным вниманием правительства. Власти всячески стремились регламентировать положение данного сословия. Контроль со стороны государства осуществлялся как за количеством священнослужителей, так и за их передвижением. В связи с тем, что мусульманское население рассматривалось как составной компонент многонациональной страны, который необходимо интегрировать в
структуру Российского государства, особое внимание уделялось мусульманскому духовенству в вооруженных силах. Система мусульманского духовенства в армии ничем не отличалась от общей структуры, священнослужителей избирали из низших военных чинов либо приглашали приходского священнослужителя из ближайшего селения. В начале XX в. мусульмане активно пытаются обратить внимание на тяжелое положение своего духовенства. В 1906 г. в Уфе было собрано совещание во главе с Муфтием, на котором поднимался вопрос о введении в вооруженных силах официальной должности мусульманского священнослужителя. С этого момента священнослужители активно приняли участие в отстаивании своих прав в российском обществе. В начале XX в. правительство пошло на некоторые послабления в отношении мусульманского духовенства. В результате 19 июня 1908 г. Николаем II был принят документ «Об учреждении штатного магометанского духовенства в войсках».
Во втором разделе «Влияние государственной политики на положение духовенства в мусульманских общинах Западной Сибири» рассматриваются причины, приведшие к снижению авторитета мусульманского духовенства в мусульманской среде. Начиная с создания в 1788 г. Оренбургского магометанского духовного собрания духовенство рассматривается властями исключительно как чиновничий аппарат, способствующий обрусению мусульманского населения страны и полному их слиянию с русским компонентом. В связи с тем, что ОМДС подчинялось Министерству внутренних дел, то и Муфтий становился соответственно государственным чиновником. До конца XIX в. мусульманское население Российской империи ожидало, что Муфтий направит свою деятельность на защиту гражданских и политических прав мусульман. Однако данным надеждам не суждено было сбыться. С 1865 г. муфтиями назначаются лица, не имеющие духовного образования, которые тем самым теряют авторитет духовного лидера у мусульманского населения. К тому же Оренбургское магометанское духовное собрание не вступало в конфликты с властями даже в защиту мусульманского населения. В первую очередь, это касалось крещеных татар, вернувшихся в мусульманскую веру, права которых никак не отстаивались. Однако возложенная государством с 60-х гг. XIX в. обязанность по содержанию мечети и духовенства при ней на членов общины ставила священнослужителей в эконо-
мическую зависимость от прихожан, что в свою очередь приводило к снижению авторитета священнослужителя в общине. Во второй половине XIX в. участились жалобы на приходское духовенство со стороны прихожан. В связи с этим в 1879 г. Муфтием было проведено собрание, на котором он выразил обеспокоенность участившимися жалобами на приходских священнослужителей.
В мусульманской общине между муллами складывались непростые отношения. На почве корпоративных интересов (доходы от прихожан, семейная монополия в приходе, старшинство, соблюдение субординации) нередко происходили серьезные столкновения. Правительство всячески стремилось контролировать деятельность священнослужителей даже в отношении требоисполнения. При этом духовенство никак не могло повлиять на проводимую государством политику, что в свою очередь также снижало авторитет священнослужителей в глазах общины. С одной стороны, в законодательстве прописывалось свобода вероисповедания, а с другой - мусульманское духовенство полностью контролировалось органами полиции, которые и решали все вопросы, зачастую нарушая права верующих магометан.
В третьей главе «Социально-экономическая жизнь мусульманских общин в Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в.» характеризуется аграрная политика государства в отношении мусульманскйх народов Российской империи, система образования мусульманских общин Томской губернии. Рассматривается отношение между исламом и господствующей православной конфессией в Российской империи.
В первом разделе «Мусульманское образование в Томской губернии» на основании архивных материалов дается анализ одного из главных направлений государственно-конфессиональной политики в Российском государстве - конфессионального образования. Начиная с 60-х гг. XIX в. правительство ставило перед собой задачу просвещения многонационального государства, поэтому возникла необходимость создания единой системы школьного образования. Именно школа в XIX в. становится объектом разногласий между правительством и прогрессивными слоями мусульманского общества. Во второй половине XIX в. сформировалось два взгляда на проблему государственной политики в отношении национального образования в империи. Сторонником первого на-
правления и создателем системы школьного образования стал Н.И. Ильминский, который видел необходимость вмешательства государства в систему национального школьного образования. Представителем демократического направления, видевшим в политике властей антинародную направленность, стал И.Б. Гасприн-ский. 3 1874 г. было принято постановление, по которому все мусульманские школы передавались в ведение Министерства народного просвещения. Царское правительство, ведя такую политику в сфере образования, стремилось заручиться поддержкой со стороны самого магометанского духовенства, что и было сделано достаточно успешно. На протяжении XIX - начала XX в. правительство стремилось установить контроль над национальным образованием, подчинив всю эту систему государственным интересам.
В начале XX в. правительство приходит к выводу о необходимости ограничения преподавания родного языка в школах, так как это способствует развитию национального самосознания. Несмотря на активное противостояние государственных властей и традиционного мусульманского общества, к началу XX в. назрела проблема реформирования национального школьного образования. Невзирая на все усилия правительства, реформирование мусульманского образования не дало ожидаемых результатов. Позиции мусульманских учебных заведений в силу особенностей религиозного сознания, национальных традиций оставались достаточно прочными.
Во втором разделе «Аграрная политика государства в отношении мусульманских народов» дается характеристика положения мусульманских народов Западной Сибири в свете аграрных реформ 60-х гг. XIX в., также отмечается, что «инородческий вопрос» со второй половины XIX в. занимает одно из ведущих мест в умах просвещенной общественности, представителями которого были Н.М. Дцринцев, Г.Н. Потанин, С.С. Шашков. Наиболее остро вопрос о положении инородцев в Западносибирском регионе встает с введением в 1822 г. «Устава об управлении инородцами». Долгие годы данный документ будет регламентировать положение инородческого населения в составе Российского государства. Проводимые реформы в центральной части Российской империи привели к значительному потоку переселенцев в Сибирь. В результате проведения данных реформ именно Томская губерния после 1861 г. становится центром переселения крестьян из центральной части
России. С ростом числа переселенцев постепенно размывалась прослойка середняков в татарской общине. Увеличение числа русского населения в Западносибирском регионе и его смешение с аборигенным населением приводят правительство к решению реформирования административного устройства инородческих селений. Аборигенное население должно было подчиняться общим крестьянским законам и учреждениям. Особое недовольство в татарской среде вызвал Указ 1861 г. «О преобразовании общественного управления государственных крестьян Западной Сибири». Татары стремились всячески препятствовать объединению с русскими волостями по этому закону, поскольку они боялись лишения всех своих земель. Несмотря на это, в 1864 г. произошло упразднение инородных волостей с присоединением проживающего в них населения к русским деревням. Правительство стремилось урегулировать сложившиеся недовольства с помощью назначения на должность управления инородцами лиц из инородцев-христиан. Однако данные меры не принесли желаемых результатов, а инородцы в такой политике государства видели ущемление своих религиозных прав. Во второй половине XIX в. меняется отношение государства к мусульманам, а их поселения обособляются от православных деревень и становятся не только моноэтничными, но и моноконфессиональными.
В третьем разделе «Взаимодействие мусульманской общины с Русской православно^ церковью» освещены основные точки соприкосновения мусульманского населения с представителями Русской православной церкви. Основной задачей государства с момента вхождения в его состав территорий с традиционно мусульманским населением становится 'слияние инородческого компонента со славянскими народами. С этой целью особое внимание уделялось миссионерской деятельности Русской православной церкви среди мусульман. В рамках проведения «охранительной» политики государства в 1870 г. в Москве было учреждено Всероссийское православное миссионерское общество, отделения которого были открыты во всех сибирских епархиях. Русская православная церковь в России, как часть государственного организма, взяла на себя задачу по унификации инородческого населения и приведения его к единой государственной вере. В рамках проводимой правительством политики по христианизации инородческого населения страны на территории Сибири увеличивается число епархий.
Однако данные меры не останавливали усилившийся отток крещеного магометанского населения из православной церкви. Основанием такого возврата в исконное вероисповедание является формальное принятие православия мусульманскими народами России. Причины столкновений между православными миссионерами и мусульманским населением можно увидеть в не всегда профессиональной деятельности православных миссионеров. Более того, зачастую отмечалось их агрессивное отношение к инородческому населению. Иногда их деятельность была неумелой и только озлобляла инородческие племена. Так, обратив незначительную часть инородцев в православие, миссионеры начинают политику гонения
на остальное население.
К началу XX в. власть так и не смогла решить проблему, ассоциирующуюся с переходом крещеного инородческого населения в ислам. Связано это было с тем, что христианизация населения зачастую была формальной и как следствие нередко возникали случаи двоеверия. К тому же основным методом миссионерской деятельности по привлечению в православие было предоставление льгот новокрещенным. Прекращение финансирования миссии со стороны правительства к началу XX в. и отмена льгот поставили православие на Алтае в один ряд с исламом, приостановив активную деятельность со стороны православной церкви, а также позволили сохранить инородческому населению религиозное наследие. Принятый в 1905 г. «Указ о веротерпимости» в какой-то степени обострил межконфессиональные противоречия в государстве. С этого времени в Западной Сибири резко сократилось количество желающих принять православие.
В заключении подводятся итоги изучаемой проблемы. В исследовании обозначены основные направления, в которых осуществлялась государственно-конфессиональная политика Российского государства во второй половине XIX - начале XX в. Кроме того, показано, что политика государства в отношении ислама проходит несколько этапов, начиная от либеральных реформ, к политике скрытого преследования ислама и в итоге к активной позиции самого инородческого населения в начале XX в. Оренбургское магометанское духовное собрание к концу XIX в. окончательно приобрело черты административного органа, зачастую отстаивавшего позиции государственной власти. Несмотря на активную позицию мусульманской интеллигенции в начале XX в. и создание общест-
венных движений, положение мусульманских народов в законодательстве Российской империи по-прежнему имело ограничительные возможности даже по сравнению с терпимыми конфессиями христианского вероисповедания.
Особое внимание уделялось в Российской империи мусульманскому духовенству как наиболее авторитетной силе, имеющей влияние на мусульманскую общину. Высшее духовенство находилось в непосредственном подчинении царскому правительству. Государственная власть видела своей задачей ограничение мусульманского духовенства в правах, а также его сокращение. Подобные меры правительства в отношении духовной структуры мусульманского общества привели к снижению авторитета мусульманских священнослужителей. Основная масса мусульман Томской губернии во второй половине XIX в. были заняты в аграрном секторе страны, а соответственно и начавшиеся в 1860-е гг. реформы не могли не отразиться на инородческом населении края. К тому же аграрные реформы носили и национально-религиозный характер. Согласно принятому законодательству, аборигенное население края ограничивалось в своих правах. Для них устанавливалась структура управления, характерная русским селениям. К тому же при назначении на должности особое внимание уделялось вероисповеданию кандидата.
Отмечается также, что политика Российской империи в отношении мусульманских народов была непоследовательной, что проявлялось как в сфере образования, так и в проведении миссионерской деятельности Русской православной церковью при поддержке государства. Введение определенных послаблений со стороны государства в начале XX в. в отношении мусульманских народов приводит к попыткам утверждения ислама в Российском государстве как равной с православием конфессии. Однако, несмотря на все послабления, ислам продолжает оставаться только терпимой конфессией, но не равной в своих правах с государственной церковью.
В приложениях автором предлагаются свидетельства, выдаваемые претендентам на звание духовного лица о знании русского языка и основ мусульманской веры. Кроме того, приведены расписки мусульман, желающих принять православие, ведомости о численности мусульманских школ, о распределении населения Томской губернии по вероисповеданию, о численности приходов и духовенства в Томской губернии.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Статьи в ведущих рецензируемых и научных изданиях и журналах, рекомендованных ВАК:
1. Дашковскнй П.К., Шершнёва Е.А. Мусульманское образование в Западной Сибири в XIX - начале XX в. // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: История. Политология. -Барнаул, 20И. - №4/1. - С. 68-71 (авт. вкл. 0,4 п.л.),
2. Дашковский П.К., Шершнёва Е.А. Снижение авторитета духовенства в мусульманских общинах Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики Российской империи в XIX в. // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: Исторця. Политология. — Барнаул, 2012. — №4/1.
- С. 241-244 (авт. вкл. 0,35 п.л.).
3. Шершнёва Е.А. Проблемы реформирования мусульманского образования в Российской империи в начале XX в. // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: История. Политология. - Барнаул, 2012. -№4/1. - С. 266-269 (0,7 п.л.).
4. Дашковский П.К., Шершнёва Е.А. Проблема формирования военного мусульманского духовенства в Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. // Религиоведение. - 2012.
- №3. - С. 24-29 (авт. вкл. 0,4 п.л.).
5. Шершнёва Е.А. Позиция государственной власти в отношении мусульманского духовенства Западной Сибири во второй половине XIX в. // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: История. Политология. - Барнаул, 2012. - №4/2 (76).
- С. 222-224 (0,8 п.л.).
Статьи и тезисы:
6. Шершнёва Е.А. Взаимоотношение мусульман с Русской православной церковью в XIX в. на Алтае // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. - Барнаул: Азбука, 2010. - Вып. IV. - С. 264-273 (0,9 п.л.).
7 Шершнёва Е.А. Некоторые факторы, влияющие на возвращение крещеных инородцев в мусульманскую веру в XIX - начале XX в. в Западной Сибири // Религия в истории народов России и Центральной Азии: материалы Всероссийской с международным участием конференции, посвященной 10-летию кафедры
религиоведения и теологии АлтГУ. - Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2011. - С. 215-218 (0,4 п.л.).
8. Шершнёва Е.А. Аграрная политика государства в Отношении мусульманских народов Западной Сибири во второй половине
XIX — начале XX в. // Восток - Запад; проблемы взаимодействия: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Интеграция исторического и образовательного пространства», посвященной 50-летию со дня рождения Максима Юрьевича Брандта. - Новосибирск: КГПУ, 2011. - С. 186-189 (0,3 п.л.).
9. Дашковский П.К., Шершнёва Е.А. Основные направления конфессиональной политики Российской империи в отношении мусульман Западной Сибири во второй половине XIX - начале
XX в. // Гуманитарные науки и образование в XXI веке. Социокультурные и политические трансформации на европейском и евразийском пространстве в новое и новейшее время: тезисы международной научной конференции. - Кемерово: КемГУ, 2012. - С. 195-200 (авт. вкл. 0,2 п.л.).
Подписано в печать 20.03.2013. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 48.
Типография Алтайского государственного университета: 656049, Барнаул, ул. Димитрова, 66
Текст диссертации на тему "Положение мусульманских общин Томской губернии в контексте государственно-конфессиональной политики Российской империи во второй половине XIX - начале XX в."
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПОЛОЖЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩИН ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
Специальность 07.00.02 - Отечественная история
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
На правах рукописи
Шсршнёва Елена Александровна
Научный руководитель:
доктор исторических наук,
доцент
/{ашковский П.К.
Барнаул 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Правовое положение мусульманских народов в системе государственно-конфессиональной политики Российской империи...............................................................................................................24
1.1. Положение мусульман в XVIII - первой половине XIX в.......................24
1.2. Положение мусульманских народов во второй половине XIX -начале XX в..................................................................................................47
Глава 2. Мусульманское духовенство Западной Сибири в правовом пространстве Российской
империи во второй половине XIX - начале XX в.......................................74
2.1. Система формирования мусульманского духовенства.............................74
2.2. Влияние государственной политики на положение
духовенства в мусульманских общинах Западной Сибири....................98
Глава 3. Социально-экономическая жизнь мусульманских общин в Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в....................123
3.1. Мусульманское образование в Томской губернии...................................123
3.2. Аграрная политика государства в отношении мусульманских народов.... 142
3.3. Взаимодействие мусульманской общины с Русской православной
церковью...............................................................................................................161
Заключение.........................................................................................................184
Список источников и литературы.................................................................189
Список сокращений..........................................................................................219
Приложения........................................................................................................220
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В силу сложившихся исторических условий Россия стала многонациональным государством, в которое вошли народы, имеющие отличную от русского компонента культуру, а также конфессиональную принадлежность. Ведущее место в этом межконфессиональном взаимодействии занимали мусульманские народы. На сегодняшний день тема роли и места мусульманских народов в составе Российского государства становится как никогда актуальной. Связано это с возрождением мусульманской духовности среди пародов Российской Федерации. Происходит восстановление духовных институтов и конфессиональных учебных заведений. Усилившаяся роль исламского фактора во всем мире, а также его влияние на национальные и политические процессы заставляют ученых обратить более пристальное внимание на ислам, его духовные ценности и значение.
Оценка государственно-конфессиональных отношений в имперской России позволяет осмыслить накопленный исторический опыт государства в отношении ислама и способствует выстраиванию отношений на современном этапе. Этнокультурные реалии современного общественного развития Российской Федерации приводят к необходимости обратиться к истории сложения многонационального государства, когда вставал вопрос положения мусульманских народов в составе христианского государства. Подробное изучение этноконфессионального аспекта имперской политики России в отношении мусульманских народов Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в. позволит не только понять процессы, которые происходили в те годы, но и поможет ответить на многие вопросы межконфессионального взаимодействия в современном мире. В работе анализируются такие проблемы, стоящие перед современным обществом, которые были актуальны еще в XIX в., как межэтническое и
межконфессиональное взаимодействие, правовой статус отдельных этнических групп, система конфессионального образования.
В отечественной исторической пауке существует немало исследований, посвященных изучению мусульманских народов как на территории России, так и в Западной Сибири. Специфика нашей работы заключается в этнической многокомпонентное™ мусульманских народов на территории Западно-Сибирского региона. Население, исповедующее ислам, в Западной Сибири было не однородным и включало татар, киргизов, бухарцев и др.1 К тому же территория изучаемого региона являлась приграничным регионом Российской империи с «мусульманским миром» Азиатской степи. Необходимо учитывать и то, что окончательная исламизация некоторых тюркских племен Сибири произошла только в XIX в., тогда как проникновение ислама на данную территорию, по разным источникам, датируется Х1У-ХУ1 вв.2
Степень разработанности проблемы. Первые груды, посвященные положению мусульманских народов в Российской империи и Западной Сибири, относятся ко второй половине XIX в. Анализ литературы дореволюционного периода позволяет говорить о характерной конфессиональной и идеологической акцентированности и практически полном отсутствии критичности. Большинство работ носило более описательный характер состояния мусульманских народов, входивших в состав Российского государства . В публикациях того времени четко прослеживались идея «мусульманской угрозы» для российского православного общества и необходимость борьбы с ней, а также отмечались презрительное отношение к инородцам и недостаточной развитость
1 Елецкий К. Инородцы Сибири и среднеазиа1ских владений России: этнографические очерки. СПб., 1908; Томилов H.A. Сибирь - Северо-Восточная ветвь исламской цивилизации // Ислам, общество и культура / отв. ред. H.A. Томилов, А.Г. Селезнев. Омск, 1994. С. 160-163.
2 Белич И.В. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири // Проблемы истории Казани: современный взгляд: сб. ст. Казань, 2004. С. 480-503.
3 Елецкий К. Инородцы Сибири и Среднеазиатских владений России. Этнографические очерки. СПб., 1908; Баязинов М.А. Отношения ислама к науке и инородцам. СПб., 1887; Крымский А. Мусульманство и его будущность. М., 1899.
мусульманского населения1 . В основной своей массе в исследованиях активно разрабатывалась политика «охранительного» отношения к государственной власти и Русской православной церкви. Практически во всех трудах этого периода прослеживалась обеспокоенность правительства усилением влияния ислама на инородческое население империи.
В книге H.H. Балкашина «О киргизах и вообще о подданных России мусульманах» (1887) дается обзор распространения ислама на российских территориях, показаны количественный состав мусульман, подвластных Российской империи, и их взаимоотношение с правительством. Он пишет об общности христианской и мусульманской веры. Причины возникновения вражды между представителями этих конфессий ученый видит в политике духовенства. По его мнению, именно священнослужители указывают на рознь этих конфессий, возбуждая в своих паствах негативное отношение к представителям других вероисповеданий. Будучи представителем Министерства внутренних дел, H.H. Балкашип приводит в заключение меры, которые должно принимать правительство по отношению к мусульманским народам России. Решение всех проблем он видит во внедрении русского языка среди магометанских народов империи, а также в надзоре за преподаванием мусульманского богословия.
Не оставалась в стороне от «мусульманского вопроса» и Русская православная церковь. Так, в 1894 г. была опубликована работа основателя Алтайской духовной миссии о. Макария (Глухарева), в которой он отмечает положительные моменты в распространении христианства в инородческой среде, а также предлагает наиболее эффективные способы ведения миссионерской деятельности для получения положительных результатов2.
1 Алекторов А.Е. Инородцы в России. СПб., 1906; Наиболее важные статистические сведения об инородцах восточной России и Западной Сибири, подверженных влиянию ислама / под ред. Н.В. Никольского. Казань, 1912; Балкашин H.H. О киргизах и вообще о подданных России мусульманах. СПб., 1887.
2 Глухарев М. Мысли о способах к дальнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской империи. М., 1894.
Рассматривая исследования дореволюционного периода, будет правомерно сказать о том, что для российской историографии конца XIX -начала XX в. характерна тенденция, когда отсутствие христианской традиции рассматривалось как нечто враждебное. Такой подход зародился, по мнению М.А. Барга, в Европе еще в эпоху Возрождения. Он характеризует отношение со стороны государства к подданным мусульманам как потенциальную опасность1 . Следует заметить, что всем этим авторам не был присущ научный критический подход мышления. Связано это было с тем, что они являлись либо представителями государственного аппарата управления, либо служителями официальной Церкви. Их труды были направлены в первую очередь на утверждение враждебности мусульманского народа Российской империи к правительству. Любыми способами они стремились оправдать политику государства и церкви в отношении инородческого населения империи. При всех своих недостатках, а именно отсутствии критического подхода, работы А.Е. Алекторова, Н.В. Никольского, II.II. Балкашина, К. Елецкого, М. Глухарева занимают определенное место в изучении вопроса положения мусульман в Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в.
Очевидно, следует подчеркнуть, что историография XIX в. не была однородной. Нельзя сказать, что ей была присуща только государственная и конфессиональная направленность. Во второй половине XIX - начале XX в. закладываются основные подходы к трактовке «мусульманского вопроса» в России, в соответствии с которыми освещалась история мусульманских народов страны. В это время в умах российской интеллигенции происходят значительные перемены. Именно в XIX в. появляются первые попытки осмысления развития мусульманской культуры. Так, П.Я. Чаадаев
1 БаргМ.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.
считал, что магометанство мешает татарам в раскрытии их самобытной культуры1.
В середине XIX - начале XX в. теоретико-методологический инструментарий исследований обогащается под влиянием позитивистского и марксистского подходов, позволивших расширить диапазон научного анализа, высказать важные выводы и суждения2. На этом этапе выделяются труды исследователей ILM. Ядринцева, В.В. Радлова, С.С. Шагакова и др. К тому же в этот период получает широкое распространение новая форма организации научной деятельности - различные общества. Наибольшее значение для изучения истории сибирского ислама имела деятельность Русского географического общества (особенно его Западно-Сибирского отдела). Данная организация объединяла в своих рядах как профессиональных историков, так и краеведов-любителей, что способствовало развитию интереса к истории региона в провинции. В разное время членами этого общества были В.В. Радлов, Н.М. Ядринцев и другие исследователи Сибири.
На фоне работ, посвященных изучению ислама в западносибирском регионе, отличаются труды В.В. Радлова, сочетавшие в себе лингвистические, этнографические сведения и данные археологии. Исследователь обладал выдающимся даром аналитика и в своих трудах отразил воздействие ислама на жизнь населения. В книге «Из Сибири: страницы дневника» он описывает народы, населяющие территорию Сибири, и их религиозные представления.
Одной из важных для историографии ислама в Сибири и выявления динамики развития коммуникативных связей двух культур является теория областничества, изложенная Н.М. Ядринцевым. В свое время его обвиняли в сепаратизме, так как он писал о самобытности Сибирского края, в том числе
1 Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. Т. 1. С. 429, 469.
2 Балкашин H.H. О киргизах и вообще о подданных России мусульманах. СПб., 1887; Патканов С.К. О природе инородческого населения Сибири. СПб., 1911.
конфессиональном и этническом многообразии. ILM. Ядринцев видел причину всех инородческих несчастий во взаимном непонимании с русским народом и предубеждениях. Решение данной проблемы он предполагал в образованности и изучении инородческого быта и культуры. Писатель также отмечал негативное влияние русского населения на инородческую среду1. Позицию Н.М. Ядринцева разделял еще один представитель областнического движения С.С. Шашков. Он писал о вреде реформ, проводимых М.М. Сперанским в отношении инородческого населения Сибири. Однако нельзя не заметить, что С.С. Шашков, осуждая политику государства, не обходит стороной в своей критике и магометанское духовенство2.
Особо необходимо указать на научный анализ по приросту инородческого населения, сделанный С.К. Паткановым. В работе «О приросте инородческого населения Сибири» (1911) он анализирует данные переписей населения за разные периоды и, опираясь на Первую всеобщую перепись населения Российской империи 1897 г., делает выводы о расселении и этническом составе мусульманского населения Западной Сибири. Учитывая полученные результаты исследований, С.К. Патканов подвергает критическому анализу выводы, сделанные Н.М. Ядринцевым по вымиранию бухарцев и татар .
Активную позицию в изучении ислама на территории Российской империи в этот момент занимают и сами представители мусульманской мысли. Одним из таких представителей был крымский татарин И. Гаспринский. В XIX в. зарождается новое реформаторское движение -джадизм, которое внесло изменения в общественную мысль. Идеи джадизма не затрагивали политической системы государства, а были построены на
' Ядринцев Н.М. Алтай и его инородческое царство // Исторический вестник. ¡885. Т. XX, №6; Ядринцев Н.М. Об алтайцах и черневых татарах: (Отчет в ЗСОИГО - отдел этнографии). СПб., 1881; Ядринцев Н.М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. Новосибирск, 2003; Ядринцев Н.М. Сочинения: в 2-х т. Т. 2: Сибирские ииородцы, их быт и современное положение. Тюмень, 2000.
2 Шашков С.С. Собрание сочинений. Т. 2. СПб., 1898.
3 Патканов С.К. О природе инородческого населения Сибири. СПб., 1911.
принципах просвещения. Именно в этот период татарские ученые и мыслители поднимают вопрос реформирования мусульманского образования в соответствии с запросами жизни и прогресса. И. Гаспринский в разговоре с одним из своих современников указывает на оторванность мусульман от российского общества. В конце XIX - начале XX в. мусульманская мысль отмечает только отрицательное влияние Русского государства на развитие инородческого населения своей империи. Именно в результате политики тотального контроля мусульмане отстали от требований современного общества. Примечательно, что И. Гаспринский говорил о том, что «русское господство не ведет мусульман к прогрессу, а приводит в упадок такие средства умственного развития татар, как школа и письменность»1. Именно в школе он видел решение всех проблем взаимодействия магометанского населения с Русским правительством.
Еще одним представителем исламской традиции можно назвать Ч.Ч. Валиханова, который, несмотря на свою принадлежность к исламскому миру, отличался склонностью к европейскому взгляду на историю мусульманских народов. В работе «О мусульманах в степи» он писал о необходимости свободы для мусульманских народов. Им активно критиковалась политика государства, проводимая в отношении инородческого населения Российской империи, причем как в отношении насильственного крещения, так и в поддержании мусульманского закона. Для него было очень важным этнографическое разделение народов. Так, в татарах, например, он видел враждебный элемент для киргизов. Ч.Ч. Валиханов говорил достаточно жестко о вредном влиянии мусульманского изуверства и вообще всякого религиозного фанатизма на социальное развитие народов. Исследователь выступал за территориально-административное отделение Киргизской степи от Оренбургского муфтията,
1 Гаспринский И.Б. Русское мусульманство // ЭО. 1992. № 6.
указывая, что киргизы отличаются от татар в религиозном исповедании1. Ч.Ч. Валихановым активно использовался сравнительно-исторический метод при анализе влияния государственной политики на религиозные взгляды инородцев казахской степи.
В XIX в. собираются краеведческие материалы, которые также способствуют знакомству с мусульманскими народами. Во второй половине XIX в. исследователи перешли от накопления и систематизации эмпирических знаний о сибирском исламе к первым аналитическим работам по истории мусульманских народов Западной Сибири. В этот период происходит становление историко-этнографического подхода в исследованиях.
В советской историографии изучение какого-либо события и факты, отражающие взаимоо�