автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Польская пресса и развитие культурных отношений между Польшей и Советским Союзом в период между двумя мировыми войнами

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Елень, Павел
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Автореферат по политологии на тему 'Польская пресса и развитие культурных отношений между Польшей и Советским Союзом в период между двумя мировыми войнами'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Польская пресса и развитие культурных отношений между Польшей и Советским Союзом в период между двумя мировыми войнами"

МОСКОВСКИ!! ГОСУДАРСТВЕННИК УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ м.в.ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЕУРНШИТИКИ Кафедра истории зарубежной печати и литературы

На правах рукописи

ЕЛЕНЬ ПАВЕЛ

ПОЛЬСКАЯ ПРЕССА И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИИ Ш ПОЛЬШЕЙ И СОВЕТСЮТ СОЮЗОМ В ПЕРИОД МЕ1ЩУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОИНАМИ

23.00.03 - политическая культура и идеология

Авторе ф ер а т диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 1992

'Ш' . .....

дел

Работа выполнена не кафедре зарубежной печати'и литературы* факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Научный руководитель: КЬ/НС|. <ри/ • •

¿АсееДч

Официальные оппоненты: доктор филологических наук профессор В.М.ГОРОХОВ!

! кандидат филологических наук

М.В.ИГОАТОВ.

Ведущая организапия - Институт славяноведения и балканистики РАН.

I Защита диссертации состоится п'ш" \\_ 193а года в 12.чао. на заседании, специализированного совета К 053.05.39 при Московском государственном университете им; М.В.Ломоносова по адресу: Москва, К-9, Моховая, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультета журналистики МГУ им.М.В.Ломоносова

Автореферат разослан

ФХ . 19^ г.

Ученый секретарь

специализированного совета . . кандидат исторических наук,

ведущий научный сотрудник Ю.Я.ОРЛОВ

Современный »лир многоцветен, сложен, динамичен, пронизан противоборствующими тенденциями, острыми противоречиями, но в то же время несмотря на все свое многообразие, различие противоположностей в социальном, политическом отношении, он тесно взаимосвязан, взаимозависим и по сути своей целостен. Одним из важнейших компонентов в системе взаимоотношений между государствами являются культурные связи, которые ро море разпития средств массовой коммуникации оказывают вее возрастающее влияние на формирование общественного мнения, образа жизни широких масс лвдей и, опосредованно, т пира б о тку внешнеполитического курса государства»

Лучшие представители польской интеллигенции, демократическая общественность всегда хорошо пошагала, как важно для развития нациоиальних культур знакомство с новыми художество!*-ними ценностями других народов и потому активно боролась за установление и укропл^лио культурного сотрудничества с другими странами и главкам образом со своими соседями.

Данная диссертация посвящена изучению станоаления и развитая польскэ-советекях культурных взаимосвязей в период меч-ду двумя ыирэиася мЯлами и выявлению моста и роли польской правей в' деле укрепления сотрудничества в области культуры иевду этими странами.

Польско-советский культурный обмон меивоенного пормода продставдяот собой своеобразный исторический эксперимент -форму мирного сосуществования в обл.сти культуры, основзннув на активном взаимодействии советской культуры с культурой Поль-

ши по линии преемственности общечеловеческих ценностей. В то же юремя в.'ишойшой особенностью этого процесса било непримиримое против боретво идеологий. Следует однако подчеркнуть, что характер польско-советских культурных отношений на протяжении всего межвоенного 20-летия детерминировали различные факторы,• в том число по мнению автора данного исследования, и такой как враждебные, полные недоверия отношения Польши и СССР друг к другу имевшие моото вплоть до начала П мировой войны, а прак-тичеом до попадания фашистской Германии на СССР.

3 существовании этого фактора по отношению к СССР сказывался 123-лвтш!!1 триод раздолп Польши и связанные с ним антирусские настроения большой части польского общества. Пяжелым грузом на взаимных отношениях легла польско-советская война. Для многих поляков неудавшийся поход Тухачевского на Варшаву но был ничем другим как "очередной попыткой русских поработить Польшу". Немаловажную роль оыграл и тот факт, что практически ■ все это времч у власти в Польшо находились лвди, которые практически не скрывали своих антирусоких и антисоветских настроений.

С другой стороны, особое отношение советского руководства к экономическому и политическому развитию Второй Речи Посполи-той, объяснялось том, что в нодавном прошлом эта страна являлась частью российской империи. Для Сталина и его окружения кявдый успех независимого польского государства становился поводом к оценке своего собственного коммунистического пути развития и обнажал все проблемы и ноудачи в строительстве тоталитарной системы власти в СССР. Эти обстоятольстгз в большой степени объясняли интенсивный характер соготскэ!! яигкп чг.скпМ

пропаганды.

Кроме того, Польша являлась самым могущественным государством, имеющим общую границу с СССР. Ни одно из других сосед-ствуюпдох государств не подходило к роли потенциального "империалистического агрессора", способного угрогать стабильности советской власти.

Советская пропаганда трактовала 'фашистскую Польшу" как врага номер один и часто использовала "польскую карту" для устрашения в очередных кампаниях борьбы с внутренними врагами.

3 меквоенный период Польша будучи саг.'ым крупным и сильным в военном отношении государством-соседом СССР, играла немаловажную роль в формировании отношения западноевропейских стран к Советскому Союзу. Потенциально она являлась политической н военной силой, вокруг которой могли бы объединиться другие государства' Восточной Европы, в случае конфликта с СССР. Кроме 'того на польско-советские отношения в данный период значитель- -нов влияние оказывала не только международная обстановка в Европе, по также п давнее соперничество между ними, вытекающее из цдеологичёскпх и политических различий. Не способствовали нормализации отношений с Польшей и репрессии,разворнув-гиеся в отношении поляков, проживающих на территория СССР. 1С тагам враждебным пэгам в отношении польского населения относится правде всого роспуск двух автономных округов: так называемой "гархлевщини" н "дзэртанщины" и высидка прзтзвгЕЕИх там поляков в Сибирь и Казахстан. Хром того массовые депортации населения, проаивавдэгэ в приграничных с Пользой районах, репрессии в отношении католиков, котэрцз _ пэдашпюж* безюпьст-пе яплялис.^ поляка:,;:; и ипхэиец паггсу&Х": " ТГ'.? году г.оксуяь-

ских отделов в Харькове и Тбилиси после настоятельных требований советской стороны. Все это только некоторые примеры, 'Ьнти-польских "акций" как это однозначно определялось в Польше. Нельзя не вопомнить также трагической судьбы польских коммунчс-тов, репрессированных в конце 30-х годов. Сопровождавшая все эти события атмосфера подозрительности, недоверия не способствовала развитию контактов и вследствие этого многие потенциальные возмокности развития культурных связей между обеими странами не были использованы.

Таким образом, в польско-советских культурных отношениях . постоянно сталкиваются две тенденции: реалистическая и навеянная классовой идеологией. Часто обе.тенденции проявляли себя одновременно, что приводило к зигзагам в польской политике и неравномерному развитию польско-советского сотрудничества.

Несмотря на наличие трудностей, нестабильный характер сотрудничества метлу двумя странами в исследуемый период, осуществлявшийся культурный обмен мокно отнести к одним из самых интересных страниц совместной истории. -

Актуаль'ость избранной автором темы определяется прежде всего необходимостью комплексного исследования исторического опыта культурного обмена между Польшей и Россией, что является важнейшим условием для определения тенденций его дальнейшего развития в качественно новых политических условиях, в которых оказались эти страны в наши дни.

Предпринятое автором исследование сопряжено с возрастанием значимости культурного обмена в дело общения мегду народами,

Процесс познания культуры соседнего нарэдп, зншсэг.ттт-о с его литературой, искусством, всеми духэгшгми дэст!:::т'

для поляков и для"русских, украинцев, белоруссов и других народов имеет огромное значение в деле взаимного сближения, роста доверия, установления прочных партнерских, охватывающих все стороны жизни связей. Контакты в этой области взаимоотношений между государствами укрепляют мир, способствуют построению в будущем общего европейского дома.

Отрадно, что новые принципы взаимных отношений находят поддержку в руководящих кругах обоих стран. Подтверждением тому являются слова, высказанные первым премьер-министром Ш Речи Посполитой Тадеушом Мазовецким, в преддверии ого визита в Москву летом 1990 года: "Все контакты между нашими народами, которые позволят нам лучше узнать, понять и полюбить друг друга, преодолеть обийы, я считаю весьма ценными"-'-.

Актуальность темы возрастает и в силу того, что исследователям становятся доступными новые материалы, открываются ранее закрытые архивные фонды, выходят новые мемуары, дневники, В атмосфере гласности, свободы слова, все чаще публикуются письма, воспоминания непосредственных свидетелей недавнего прошлого. В Польше и республиках бывшего СССР появляется немало робот, посвященных.различным'аспектам взаимоотношений между государствами. В последнее время многие ключевые проблемы истории часто обсуждаются на двусторонних конференциях, коллоквиумах историков, журналистов, деятелей культуры этих стран, привлекая внимание общественности, ч^о находит отражение на страницах прессы и в других средствах массовой информации.

1 Литературная газета. - 1990. - 13 июня. - С. 14. •

Цель данного диссертационного исследования заключается в попытке представить общую картину развития польско-советских культурных взаимосвязей во всех важнейших областях в ука- -занный период с учетом различных факторов, влиявших на этот процесс и выявить информационно-пропагандистскую роль польской прессы в деле сближения культур двух стран. .

Для достижения указанных целей в ходе исследования были поставлены следующие конкретные задачи:

1) раскрыть объективные конкретно-исторические причины ■ становления и развития польско-согатского культурного обмена-, в период между двумя мировыми войнами и выявить роль польской прессы и ее участие в этом процессе;

2) определить характерные особенности и значение польской периодической печати в деле распространения советской культуры • в Польше; ■ ' 0 3) выявить основные этапы в развитии культурных связей между республикой Польша и Советски;,* Союзом в рассматриваемом периоде; ". . . ' '

4) дать адекватную оценку степени влияния различных фак- . торов на процесс становления и развития культурных отношений между двумя странами; . •

5) провести конкретный анализ причин сменяющихся периодов оживления и спада в уровне культурных контактов меаду Польшей и СССР; - . ■■ !

6) выявить те области культуры, в гэторых обмен нашел наиболее полное воплощение. ■

Уроночогичеокие рамки исследования охватывают два слот.-

/

нейших в историческом отношении неосвоенных десятилетий (19191939 гг.) в течение которых происходил процесс становления и развития польско-совотских культурных отношений. В это время возникали и утверждались связи в области литературы, кино, музыки, изобразительного искусства, находясь во многом в зависи-• мости от международного климата, и в то не время, оказывая на ного большой воздействие. Таким образом, в основу исследования положен проблемно-хронологический принцип, позволяющий в определенных вромонных рамках рассмотреть польско-советские культурные связи, выявить их особенности.

Наччнчя нотччанч диссертации заключается в том, что работа представляет собой первое комплексное исследование, посвящеп-ное становлению и развития польско-советских культурных отношений в тесной связи с деятельностью прессы в период мезду двумя кировши воанамя.

Автор в своем исследовании делает попытку прозсстн анализ . восприятия нового типа советской культуры-современниками за ру-0 ботам (в данном случае в Польше) на осного материалов периодической печати, выявляя при этом механизм ызапмодайствпя общественного мнения и процесса развития культурных связей.

Научная новизна данной диссертации состоит также в том, что в ней исследуется культурный об.мэн государств с различным общественно-политическим строем и поотз:.;у имевших в политической сфере нередко и' враждебные отношения друг к друг:'.

3 работе раскрыты и выделены как самостоятельные, все основные области культурного сотрудничества Республики Польша и СССР: литература, театр, музыка, кинс и иээбрэзятольпзэ искусство. В пей впервые собраны г. хронологическо.'; послсд^г^толь-

ности многообразные конкретные факты и примеры культурного обмена, являвшиеся отражением подлинного состояния дел по данному вопросу на протяжении двадцати меквоенных лет.

Объектом ксслплгтг'ния явились польские газеты и журналы межвоенного периода различной политической направленности, характерные особенности которых представлены автором в работе. Прежде всего это информационно-политические газеты: "Илюстро-ваны курьер Цодзониы", "Речьпосполита", "Курьер Польски", "Курьер Зяраавски", "АБЦ". "Час", "Слово", "Польска Збройна", "Курьер Поранны", "Экспресс Поранны", "Работник", "Напшуд", а также специализированные обшественно-культурныо журналы "Кино", "Вя-домости Литерацке", "Просто з Мосту", "Пшегленд Варшавски", "Пион", "Культура Рэботнича", "Нова Культура", "Месенчник Ли-терацкп".

Эмпирическую основу риссеотрттии составили материалы польской и советской периодической печати. Несмотря на часто встречающуюся тенденциозность, однородность и жесткий идеологический характер, материалы эти явились бесспорно важным, необходимым источником информации, претде всего фактографическим.

В попытках обнаружения многих событий и фактов, касающихся данной проблемы,-публикации в печати явились неоценимым подспорьем в работе, несмотря на то, что подаваемая в них информация не всегда соответствовала истине, что обнаруживалось при знакомстве с другими материалами. Поэтому зачастую приходилось искать иные источники, могущие подтвердить или же опровергнуть разноречивые данные прессы.

Существенным элементом в исследовательском процессе пэ врегя разработки данной теми было сопостоглсние кнезру;'--

польских и советских источников. Это позволило не только усилить степень правдивости подаваемого мзте'риала, но такие избежать фактографических ошибок. Основным критерием в работе явилась максимальная приближенность к объективности.

Комплексный подход к разработке темы потребовал обращения к обширной исторической, литературоведческой, искусствоведческой, справочной и документальной литературе, что отражено в библиографии работа.

Обпатеоротической и методологической основой исследования, выполненного в диссертационной ргботе являются труды польских

исследователей - историков, социологов, политологов и их совет-

..т

ских коллег, поовященныо проблемам польско-советских отнэтенн;;-.

I Ро1эко-га<12Лоск1е з'Ьозипк! ки11;ига1пе 1918-1939. ДокисэпЪу 1 огЛвг1»1у. Ва1согак 17;, е. а. - '.'/агзгглта. 1977; 1>окип:епйу 1 са-teгlaly ¿о Ыз1;ог11 зйозилкон ро1зко-га<121еск3.сЬ. ОаэЛого^зка-СгаЬоизка И., СЬг1епспу I. А;, е.а. - 'Л 1-7. - '.'/агзга'.уа, 19611973; З^випк! ро1эко-гас121еск1в 1917-194-5. ВокипзпЬу 1 тпаЬе-г1а1у. БаэЛпзк! Е., С1ез1ак Т. - '//агзга-.-.-а, 1967; 3 ¿г1о5о-.у я£о-зипкогс ро1зко-гайа1еск1с11. ъ К^ег1а1у. Ваз3.пз;:1 Л., е.а.~

Т. 1-7. - «агзгау/а, 1965-1970; Рггу^агпхо 1 ап1-асог.1гсу. ЗЪозшЛ! Ро1еИ. г' рапзи'/ап! заз1еАп!и1 и 1а1;ас11 19X8-1939. Зи1Ьак Н., С1ез1ак Т., е.а. - '.Угос1а7/, а.977;- Огег;огои1сг а. Ро1зко-га<1-21оск1в зЪозипк1 роИГусгпо и 1аЪас!2 1932-1935. - ;,7гос1аи, 19Р2; Кшпагг1еск1 J. Ро ^акЪасЛо гузк!а. а-Ьозипк! рэ1зко-гаи.з1еск1а 1921-1923. - 7)агзгау;а, 1971; Ъосгук Г.. ГоШука II Р.гесгурозро-Ш;а;) иоЬес 2Б1Ш V/ latach 1925-193-а. - '.Уагзаа-л-а, 1976; Зкггу-рек А. КгопИса коезгузСопс;)1-2агуз зйози::ко-.7 ро1око-гаа21еск1оЬ и 1агасЬ 1921-1939. - «агагата, 1982; Г.;апои Г.. Р1ег7:з=у г-агоС. икагапу. Ро1аоу \ч Г^аагки На(123.ос1:1п 1921-1939. - /.'агзг-г.т1., 1991. Советско-польские отиолснач 1918-1945. Сб.стасзй. - :.!., 197-1; СССР и Польша. Интернациональны'-' связи - история еоггтл-нп'еть. -!.!., 1677; Мятухина И.В. Сого1ско-псльс:::'о стигггтл ГСЯГ-ГСЗб.-Ы., 1977; Ольшанский П.И. Рн-скнй дсгопос оз?г::'.-:го о-^'ско-пэльскях отаэвокий 1921-1924 гг. - .'¡., 107-1; о.-".1 •';.:•;.

"еядународнке культур:ус и таучнпо сглгн '.">9?. - ::., 1С"..

а

Существенной опорой стали работы польских и советских исследователей, посвященные различным аспектам польско-советских культурных взаимоотношений*.

Документальной основой исследования являются архивные ма- , ; териалы. В Центрально;,? государственном архиве Октябрьской революции автором подробно изучен фонд Всесоюзного общества культурной связи с заграницей. Из этого фонда наибольшее значение для раскрытия темы имели письма и отчеты представителей БОКС в Польше, переписка ВОКС с видными деятелями искусства и руково-. дящим составом польских обществ культурной связи с Советским : Союзом и ряд других материалов. В своей рзботе автор всесторон- ■ не изучил материалы Государственной библиотеки имени В.И.Лени-

I Po obu stronaoh granicy. 2 powiazan kulturalnych polsko-radziec-: kich w 20-leiiu miedzywojennyia. Galster В., Sierocka K., e.a. - ' Wroclaw, 1972 i 0 vizajoanych powiazantach literackich poloko-rosyj-sklch. Flszmaa £., Sierocka K., e.a. - Wroclaw, 1969; Bochonaka J. • Pollka iaysl filno-.va do roku 1939. - Wroclaw, 1974; Czanerle Ц. V/ycieczki v/ dnudziostolecie. О dramacie niûdzyv/o;joanyn. - lïarsza-v;a, 1970; Ccarnik 0. Proza artyatyczna a prasa codzienna (I9I8-1926). - Wroclaw, 1932; Jswbiowickl W. Z dziejow polsko-radziec-kioj v/spolpracy fllcov/ej Ï917-1977, - Warszawa, I97f; Wiener H. Z historii stosunlcow kulturalnych polsko-radzieckich I9I9-I939. -Warszawa,•1977.

История зарубежного театра. Театр Европы и США. - М., 1972; Богомолова H.A. Польские и русские поэты XX века. Творческие связи, Аналогии. Художественный перевод. - М., 1987; Кузьмин U.C. Деятельность партии и советского государства по развитию международных научных и культурных связей СССР (I9I7-I932 гг.). -Л., 16/7; Иофйо А.Е. Мевдународныо связи советской техники, нау- ; ки и культуры 1917-1932 гг. - Ы., 1975; История советского драматического театра. - Т. 2. -\\1.,-1966; - Т. 4. - M., 1988; йалькович С.;.!. Культурные связи СССР и Польши в мечвоонгн.:': - -риод. - M., 1979.

на, библиотеки ШИОН и Публичной библиотеки в Варшаве.

Кроме того, были привлечены материалы научно-теоретических конференций, справочная и мемуарная литёратура.

Ррактпческагт значимость диссертационного исследования состоит в том, что впервые в советской историографии рассмотрено • становление и развитие культурных связей между Польшей и Советским Союзом в период между двумя войнами в тесной связи с дея-. телыюстью польской прессы. С учетом доступных материалов про-ведон анализ сменяющихся периодов интенсификации и спада в этой области между указанными странами, выявлена непосредственная 'зависимость этого явления от различных факторов. Анализ особенностей функционирования сотрудничества в области культуры между Польшей и СССР в довоенные годы позволяет сделать ряд полезных выводов в современных условиях. Исследование обращено и к будущему.. Сложившаяся ситуация на международной арене в послед, нив два года привела к разрушениям многих связей между Польше:'. • и Россией, затронув в том числе и культурные. Обобщенный опыт » прошлого может оказать содействие развитию культурного обмена .можду нашими странами в нынешних условиях.

Результаты данного исследования могу? быть использованы в лекциях и семинарских занятиях по курсу зарубежной печати, истории советской журналистики.

Апробация, рзботц. Основные положения и выводы диссертации докладывались на научно-практических конференциях в 1989 г., 1990 г. и рассматривались на заседаниях кафедры истории зарубежной печати и литературы факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования, работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

рэ введенпр обоснованы актуальность, научная новизна и практическая значимость исследования, определены цели и задачи, методологическая основа работы, дан краткий обзор литературы и . других источников. Значительная часть введения посвящена обзору польской периодической печати меявоенного периода. В ней выделена характерные особенности тех органов печати, которые оказали огромное воздействие на формирование общественного сознания и сыграли определенную роль в процессе становления и развития 'польско-советских культурных связей.

р первой главе "Польская пресса и развитие польско-советских культурных связой в 20-е годы" на основе выявленного фактического материала рассказывается о становлении польско-советских культурных отношений, ее первых шагах.

Наиболее пристальное внимание уделяется главным политическим событиям, способствовавшим зарождению культурных контактов. В первую очередь это издание советским правительством декрета от 17(30) января 1918 года, устанавливающего охрану революционными властями памятников истории и произведений искусств "при-надлекащих польскому народу"* и следующий важнейший этап в этой области - .подписание Рияского мирного договора 18 марта 1921 года, в одной из статей которого предусматривалась взаимная реэва-..2

куация ценностей .

1 Декреты Советской власти. - М., 1957. - Т. I. - С. 343-344. "Ezlennlk Uataw K.P. - 1921. - 15-Ю. - Иг. 49. - Р. 248.

В первые годы независимости польского государства основным каналом источника информации о происходящих событиях в России, в том числе и культурных, были личные 'впечатления известнейших деятелей польской культуры, русских эмигрантов, западных корреспондентов. В работе подробно рассматриваются первые публикации, дается их характеристика.

Все события в культурной области рассматриваются через призму происходящих политических событий: внутриполитической обстановки в Польше, ее борьбы за граница государства, гражданской войны в России, и главным образом последствий польско-советской войны.

Несмотря но отсутствие в начале 20-х годов благодатной почвы для становления культурных контактов, передовая польская общественность пытается познать происходящие процессы в совед-ней стране. В польской периодической печати появляются статьи, ■заметки о жизни в Советской России, о литературе, культуре. Подчеркивается, что в основном преобладал' тенденциозный, предвзятый, враждебный характер суждений, так пак огромное влияние на общественное мнение оказывал политический фактор.

В работе аналпзпруотся г.эятольность периодических изданий "Нова 1фльтура" и "Культура Роботиича", которые одними из первых стали пропагандировать события культурной -изн:: Советов, широко информировать польских читателей о событиях в России. Особое внимание уделяется еженедельнику "Вядомости Ляторзцке", выделены его характерные особенности, роль в пропаганде советской литературы, влияние на формирование общественного сознания.

До середины второго десятилетня на польском ули-нсм р:;;п-:е

не появляются переводы произведений советских авторов в связи с отсутствием контактов, вследствие известных политических причин. Во второй половине 20-х годов в Польше в связи с нормали- ' . задней политических отношений с СССР и расширением каналов поступления информации, происходит изменение общественного мнения в позитивную сторону. На смену превалировавшему ранее скептицизму,, недоверию, негативному отношению к происходящим .у восточного соседа процессам в духовной сфере, приходит стремление обогатить свое представление о жизни в Советской России.

Писателем, сыгравшим роль первого представителя пострево-лющюнной русской прозы, бия Илья Эренбург, романы,которого, "', начиная с 1924 года, переводились в Польше в довольно большом количестве. За десятилетний период читатели познакомились с многими произведениями И.Эренбурга. Творчество, как и личность . самого писателя в течение десяти лет затрагивало мысли польских читателей п критиков. Много было написано о нем несправедливых -слов, много и добрых. Но несмотря на все эти диаметрально противоположные мнения, .творчестзо И.Эренбурга стало неоценимым явлением в литературной -...-¿ни Польши в иеявзенный период, в ситуации, когда политические причины и исторические "'радиции не .. способствовали проникновению к читателям произведений других • советских писателей.

В 1927 году резко возрастает количество перевэдээ совете- . кой прозы и поэзии. Польский читатель знакомится со многими новыми именами советских авторов. Среди них Вс.Иванов, Л.СеЯ-фуллкна, Б. Пильняк, С. Мал гаки н, -3.Лавренев, К.Федпн, Ц.Зощенко, М.Булгакэв к другие. -- ------

В произведениях советских-авторон польских чятг?-:.— -г-:--

лакали теш романтизированного изображения стихии революции ("Партизанские повести" Вс.Иванова, "Перегной", "Виринея" Л.И.Сейфуллиной), нравственные коллизии,^ояденнна революцией ("Города и годы" К.Седина, "Сорок первый" Б.Лавренева, "Конармия" И.Бабеля, "Лавровы" !Л.Слонимского). Критики на страницах "Вядомости Литеращсе", "Голос Литерацки", "Пшегленд Библиогра-' фичны" помещали отзывы, рецензии, дискутируя об идейных, эстетических принципах новой советской литературы. Широкий отклик у польской читательской аудитории находят и сатирические произведения М.Булгакова, М.Зощенко, А.Бухова, В.Катаева и других.

Особый интерес польских критиков и читателей вызывает творчество Б.Пильняка. Новаторство стиля, оригинальные композиционные приемы в построении сюзетов, своеобразный язык писателя вызвал широкую полемику в кругах польских критиков.

В связи с расширением читательского интереса к книгам советских авторов, издатели увеличивают их число и к концу 20-х годов общее количество экземпляров советских книг превышает тирах, современной польской беллетристики. Однако подбор переводов ыокиэ счит-ть не всегда удачным. Несмотря на широкий диапазон публикуемых в Польше книг советских писателей, вне круга интересов переводчиков оказался ряд ценных произведений А.Серафимовича, Д.Фурманова, Вс.Иванова и других. Это объясняется, по »/нению автора диссертации, в какой-то мере лексико-стилисти-ческими особенностями творчества этих авторов. Языковое мастерство писателя, его индивидуальная манера письма оказывали ре. шаюцее влияние на выбор текстов для перевода. Польские переводчики 20-х годов не всегда представляли высокий уровень литературной культуры и знания русского языка. Поэтому большинство из

• *

них избегали произведений с трудной языковой структурой. Кроме того, издателям и переводчикам необходимо было считаться о мнением определенных кругов польской общественности, которые неохотно принимали советские книги;

В диссертации показываете?, что подбор книг зависел также от меркантильных соображений издателей. Немаловажное значение имели и другие факторы: мода, сенсационность, вкус переводчика, его жизненные позиции. Все перечисленные выше обстоятельства обуславливали проникновение на польский читательский рынок произведений, не всегда представлявших особую художественную ценность ("Луна с правой стороны, или Необыкновенная любовь" С.Малашкина, "Путь к панщине" Н.Никандрова, "Фантасмагории", "Любовь у моря", "Ветер" Ю.Слезкина и др.).

. Несмотря на все сложности, советская литера-'ура снискала себе немалое количество поклонников и сыграла определенную роль в формировании мировоззрения определенной части польского общества. Кроме того, польские перевода произведений советских писателей 20-х годов подготовили благоприятную почву для более , широкого проникновения в Польшу .советской прозы в следующем десятилетии.-

Анализируя театральные контакты в 20-е годы, на основе выявленных фактов, азтор констатирует подное отсутствие в афишах профессиональных театров пьес советских авторов. Исключение составляет сатирическая комедия В.Катаева "Квадратура круга", поставленная на сцене варшавского театра "Атенеум" в созоне 1928/1929 гг. Следует вывод, что причины этого кроются прежде всего в специфика известных политических отношений неаду странами, обусловившей боязнь сторонников теории "красного кмпериа-'

лизма" в руководящих кругах' перед распространением "прэлетар-

о

ского духа" на сценах польских театров. Кроме того, это'было связано с отсутствием на книжнрм рынке переводов советских пьес в период, когда русская эмиграционная литература была более широко доступна благодаря активным действиям зарубежных издательств, а личные контакты меяду театральными деятелями, обмен театральными коллективами развиваются еще слабо.

В разделе, посвящанном контактам в области кпно, автор подробно рассматривает путь становления этих связей и показывает, как нормализация политических, экономических отношений к середине 20-х годов меяду Польшей и СССР детерминировала быстрое проникновение -советских фильмов на польские экраны. Польские зрители познакомились с лентами "Гроза над Азией" В.Пудовкина, "Земля жаждет" Ю.Райзмана, "Декабристы" А.Ивановского, "Поликушка" А.Савина и другими. Хотя демонстрировавшиеся в Польше советские фильмы были не равноценны по своему идейному и художественному содержанию, большинство из них пользовались успехом у зрителей. Автор подробно анализирует общественный резонанс, вызванный показом советских фильмов, привлекая материалы польской периодической печати того периода и подчеркивая, что благодаря своим преимуществам перед другими видами искусства, кино активно восполняло пробел в недостатке информации о жизни в Советской России. Острая социальная тематика, отображение жизненно;-; правды, характерное для советских'лент, формировало новое представление о кино, разрушая традиционно^ представление о нем как средство развлечение.

Исследование культурных контактов в области музыки и изобразительного искусства приводит автора к вывода:.«, что первые

связи возникают только к середине 20-х годов с изменением меж- • дународного климата и установлением дипломатических.отношений • между Польшей и СССР. Становление их идет по каналам государственных и общественных организаций, а-также по линии личных контактов. Культурные связи в этих сферах носили организованный, периодически оживленный характер. Активное содействие в их становлении оказывали Общество распространения польского искусства за границей (ТОССГО) и Всесоюзное общество культурной связи с .. заграницей (ВОКС).

Во второй главе "Польская печать и особенности разви^;^ ' польско-гсоветских культурных связей в 30-е годы" прослеживается дальнейший путь развития культурных контактов между Польшей и СССР.

Ключевым моментом политических взаимоотношений этого пе- ; риода является подписание пакта о ненападении в 1932 году между Польшей и СССР. Это событие не только улучшило политическую атмосферу, но и оказало влияние на все сферы культурных связей между двумя странами.

На основе выявленных фактов»констатируется, что в этот период происходит заметное .оживление деятельности ВОКС, расши--ряются рамки.его влияния. Активизируются официальные отношения'; между государствами, 'затрагивая культурные контакты. В работе., обращается внимание на совершенствование связей между периода- ' ческйми изданиями Польши и.СССР, о чем свидетельствуют факты возникновения новых форм сотрудничества, таких как обмен материалами, информацнями, выпуск специальных номеров, посвященных культурной жизни другой страны и т.д.

Продолжение исследования обмена в области литературы при-

водит.к выводам, что в ЗО-о годы в Польша увеличивается число переводов произведений советских авторов. К хорошо известным и полюбившимся именам таких советских писателей, как И.Эрен-' бург, Б.Пильняк, Б.Лавренов присоединяются новые: М.Горький, Ф.Гладков, М.Шолохов, И.Ильф и Е.Петров, Л.Толстой, В.Катаев, А.Новиков-Прибой. Польский читатель знакомится с первыми крупномасштабными произведениями,, раскрывающими образи норых людей (Ф.Гладков "Цемент", В.Катаев "Время, вперед!"), эпическими произведениями, ставшими классикой советской литературы ("Тихий Дон" М.Шолохова, "Дело Артамоновых" М.Горького), историческими {■ "Цусима" А.Новикова-Прибоя).-

Анализ публикаций периодической печати 30-х годов позволяет выделить то книги, которые получили широкий отклик польских читателей. В разделе приводятся примеры мнений, характер^' ных для польского общества. Они отражают восприятие польскими читателями советской литературы.

Эволюционируют личные контакты. В 30-е годы Польшу посещают советские писатели Б.Пильняк, Илья Ильф и Е.Петров, Л.Никулин, Б.Лавр--.г32 и другие. В то же время польские писатели неоднократно посещают СССР и как результат этих поездок появляются публицистические книги о жизни в СССР. Автор останавливает внимание па этих произведениях, анализирует отклики в . польско» прессе. Особо выделены периодические издания того времени - такие, как "Вядомости Литерацке", "Рочник Литерацки", . "Газета Польска", "Пшегленд Вспулчесны", "Курьер Литерацко-Наукови" и другие, в которых" затрагиваются темы советской литературы, проблемы взаимообогащения культур.

Рассматривая театральные контакты 30-х годов автор выявляет причины, условия появления советских пьес на польских сценах профессиональных театров. В работе подробно освещаются театральные постановки пьес В.Катаева "Растратчики", "Миллион терзаний", "Дорога цветов", А.Сейко "Страх", "Чудак", "Человек с портфелем", М.Булгакова "Зойкина квартира" и д*.. Автор приходит к выводам, что избранные пьесы не представляли главного направления развития советской драматургии, но тем не менее они вызывали интерес польского общества благодаря идейному содержанию и богатой информации о жизни советской страны. Тематически все пьесы можно разделить на сатирико-бытовые и пьесы с острой социально-политической направленностью. Критерием выбора пьесы для постановки ее на сцене были идеологичоские и художественные воззрения режиссера, ег^ эстетические вкусы, популярность пьесы в Советском Союзе и т.д.

Привлекая театральные публикации ежедневных газот "Слово Польске", "Курьер Польски", "Курьер Лодзьски", 'Тлюстрованы Курьер Цодзенны" и других, а также еженедельников "Вядэмости Лите-рацке", "Свиат", автор раскрываем картину восприятия советских пьес польской аудиторией.

■ 1 В 30-е годы польско-советские связи в области кино прог- " '

рессируют. Увеличивается 'импорт советских фильмов, происходит обмен учебными фчмьмаыи для школ, развиваются личные контакты можду кинематографистами, благодаря проведению в 19$> году Московского международного кинофестиваля, где принимает "участие и польская делегация.

В этот период польский зритель знакомится с новыми лента-

ми советских кинорежиссеров: "Голубой экспресс" И.Трауберга, "Путевка в эдзнь" Н.Экка, "Турбина 50000" Ф.Эрмлера и С.Юткевича , "Веселые ребята" Г.Александрова и др. В разделе раскрываются условия распространения и причины популярности советских фильмов в Польше в 30-е годы. Автор исследует степень воздействия советских кинолент на польскую аудиторию, их роль и значение в духовной жизни поляков на основе критического анализа газетных и журнальных публикаций межвоенного периода.

Выявленные исследователем факты польско-советских музыкальных контактов в 30-е годы позволяют автору сделать вывод, что это была наиболее плодотворная область духовного сотрудничества. Большое значение'имел тот факт, что музыкальные связи в этот период формировали выдающиеся мастера польской и советской музыкальной культуры: Э.Бандровска-Турска, Г.Фительберг, К.Шимановский, В.Барсова, М.Максакова, Д.Сйстрах, которые оставили глубокий след в истории культуры не только своей страны, но и внесли весомый вклад в историю мировой музыкальной культуры.

В 30-е годы происходит интенсивный обмен гастролями, концертами музыкальных исполнителей, возникают первые связи между ?лузыкальными организациями двух стран. ВОКС содействует развитию личных контактов, обмену музыкальной литературой, нередкими стаиовтся и взаимные поездки музыкантов, устанавливаются тесные творческие контакты меаду ними.

Благодаря проведению в ото время Международных музыкальных конкурсов в Москве, Варшаве, появлению таких нових форм сотрудничества как Декада польской музыки в Москве в 1933 году, польская и советская культурная общественность взаимно знакомится с музыкальной культуро". "рл представление друг о друге.

В системе польско-советских культурных связей 30-х годов изобразительному искусству принадлежит немаловажное значение. Культурные взаимоотношения в этой области носят институциональны, организованный характер. Главной Гормой творческих контактов был взаимообмен выставками. Автор останавливает внимание на этих явлениях, подробно комментирует каждое из них, анализируя отклики в периодической печати. Отмечая интерес польской публики к творениям советских художников, автор анализирует принцип бтбора этих работ к экспонированию за рубожом и показывает, что доминирование в экспозициях картин с ярко выраженным пд^й- • ним содераанием давало повод для обвинения советских живописцев в конъюнктурное™ и искажало действительный облик развития изобразительного искусства в СССР.

В разделе выделяется также роль польских и соеотскпх специализированных изданий "Аркады", "Штуки ГЬнкне", "Искусство" и др. в популяризации искусства.

р заключении диссортации излагаются выводы.» ключевые положения исследования, которые в основном сводятся, к следующему.

Становление и развитие польско-советских культурных связей в можвоенный период представляет собой своеобрадный исторический эксперимент - форму мирного сосуществования в области культуры, основанную на активном взаимодействии советской культуры с культурой Польши, преемственности ее общечеловеческих ценностей. В то жо вромя важнейшей особенностью этого процесса било непримиримое противоборство идеологий,п харагтор польско-советских культурных отношений на протяжении всего мож-воонного 20-лоткя детерминировали различные факторы. Автор ос-

танавливает подробное внимание на них. Давая оценку развитию ' в этот период контактов в области литературы, кино, театра,

с

музыки, изобразительного искусства,' он приходит к выводу, что несмотря на различного рода препятствия, процесс развития польско-советских культурных отношений в межвоенный период выявил наличие весомых предпосылок для культурного сближения народов Польши и Советского Союза. При всей разнородности форм культурного обмена и неравномерности развития связей в различных областях культуры, неизменной являлась заинтересованность культурных кругов в Польше и СССР в укреплении сотрудничества. Польская культурная среда не только соглашалась с наличием нового, иногда непривычного искусства, но и .принимала активные усилия, чтобы оно явилось общественности в различных формах. Прежде всего ее, заслугой был факт,, что книга, фильм, 'русская и советская драма не являлись на польском культурном рынке редким событием, и это независимо от политического климата во взаимных отношениях.

На страницах ежедневных газет, еженедельников, литературных и специализированных журналов польские писатели, журналисты, критики поднимали проблемы отечественной и советской литератур, проводили дискуссии, о роли и месте театра и кино в жизни общества, поднимали актуальные вопросы касающиеся музыки и искусства, высказываясь как правило в пользу взаимообогащения польской.и советской культур.

Польская пресса на практике показывала богатство и разнообразие советской литературы, публикуя переводы отдельных фрагментов, либо целые произведения советских авторов.

»

Если в 20-е годы в публикациях на страницах печати преобладает предвзятость и тенденциозность в освещении культурной жизни восточного соседа Польши-, то в 30-е годы верх одерживают публикации делового, объективного характера, несмотря на все возрастающие ограничения цензуры накладываемые на большинство публикаций о Советском Союзо.

В 30-е годы на страницах польской прессы все чаще можно встретить сообщения и заметки о новостях культуры в Советском Союзе, растет число обзорных статей, появляется больше материалов информационного характера об отдельных продс.танитолях культурного мира СССР.

В подборе публикаций на страницах общественно-культурных и литературных изданий, редакциями сознательно применялся принцип плюрализма, благодаря чему польским^ читателям широко были представлены авторы самых различных литературных течений, школ с противоположными идеологическими взглядами. Такая издательская политика позволила польской аудитории познакомиться с такими литературными направлениями в Советской .России как имажинизм, конструктивизм, футуризм, акмеизм, символизм, знала не только представителей этих течений, но также наиболее известные их творения..

В 30-е годы более тесными становятся непосредственные связи польских и советских печатных изданий. Предпринимались попытки обмена материалами, издавались специальные номера, посвященные культуре соседнего государства.

Самым большим мероприятием этого типа била публикация специальных номеров "Вядэмости Л"терацке" и "Литературной газеты",

которое являлось попыткой представить своим читателям достижения соседнего народа и государства.

Информационные статьи о культурной жизни в СССР появлялись на страницах многих польских изданий, но наиболее активным и объективным в этом плане был литературный еженедельник "Вядр-мости Литерацка", сотрудники которого старались регулярно ин- . формировать своих читателей о культурных достижениях восточного соседа Польши. Именно этому изданию принадлежат самые большие заслуги в деле пропаганды советской культуры в Польше.

Проведенное исследование показывает, что польская пресса в своем большинстве выступала за укрепление культурных связей с СССР, правильна понимая, что способствуя устранению препятствий на пути культурного сближения с Советским Союзом, оказы- . вает положительное воздействие на развитие связей в других ииз-ненноважных областях взаимоотношений, прежде всего политической и экономической. Благодаря культурным связям польская общественность знакомилась с жизнью й бытом лвдей в соседней стране, постигала их духовный мир. Советские фильмы, музыка, книги, отличающиеся высоким профессиональным уровнем, создавали широкую панораму жизни в Советском Союзе, являясь своеобразной художественной летописью истории.

Знакомство с достижениями восточного соседа в духовной сфере, контакты с деятелями культуры СССР в исследуемые-годы, не только удовлетворяли запросы творческой среды, но и оказывали огромное эмоциональное воздействие на умы и сердца поляков.

В свою очередь знакомство с польской культурой помогало советским лвдям лучше понять душ и чаяния, вольнолюбивый дух,

неповторимые черти национального характера поляков.

' Духовные контакты между двумя странами приобщали' советских лвдей к огромным общечеловеческим ценностям, которые польский народ создал на протяжении веко^.

Несомненным достижением польско-советского культурного сотрудничества являлось создание благоприятной почвы для более широкого взаимопроникновения культур в последующие десятилетия.

Опыт истории свидетельствует, что сотрудничество между этими в

странами необходимо не только в целях укрепления безопасности обоих государств, защиты мира в Европе, но и поступательного развитие мировой культуры.

Хс