автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Полурифмованный стих в русской поэзии первой половины XIX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Дубровская, Лариса Дмитриевна
Введение.стр. 3
Глава 1. Пути и тенденции развития русской рифмы
ХУП- начала XIX веков.стр. 7
1.1 Рифма как историческое явление.стр.7
1.2 Концепции рифмы XVIII и начала XIX века.стр. 10
1.3 Направления развития рифмы начала XIX века.стр. 18
1.4 Теоретики XIX века о феномене рифмования.стр.30
1.5 Полурифмованный стих конца ХУШ века.стр.35
Глава 2. Эксперименты Ф.Н. Глинки в области рифмования.
Строфически неупорядоченный полурифмованный стих.стр.41
2.1 Современники о творческой индивидуальности Ф.Н Глинки.стр.41
2.2 Направления версификаторского поиска Ф.Н. Глинки.стр.45
2.3 Художественное значение полурифмованного стиха в творчестве Ф.Н. Глинки.стр.49
Глава 3. Эксперименты А.Х. Востокова в области рифмования
Строфически упорядоченный полурифмованный стих.стр.60
3.1 А.Х Востоков - теоретик.стр.60
3.2 Особенности версификации А.Х. Востокова. .стр.62
3 .3 Художественное своеобразие полурифмованного стиха
А.Х Востокова.стр.66
Глава 4. Традиция полурифмованного фольклорного стиха в русской поэзии первой половины XIX века.стр.81
4.1 Рифма в фольклорном стихе.стр. 81
4.2 Полурифмованный стих народных песен.стр.85
4.3 Полурифмованный стих литературных стилизаций народных песен.стр.91
Глава 5. Традиция "гейневской строфы" в русской поэзии первой половины XIX века.стр.98
5.1 Творчество Гейне в России.стр.98
5 .2 Особенности рифмования в творчестве Г. Гейне и в русских переводах его стихотворений середины XIX века статистический анализ).стр. 104
5 .3 Различные интерпретации одного стихотворения Г. Гейне русскими переводчиками
А.Н. Плещеевым и Н.П. Грековым).стр. 110
5.4 "Гейневская строфа" в оригинальном творчестве русских поэтов середины XIX века (статистический анализ).стр. 114
5.5 Функциональность "гейневской строфы" в оригинальном творчестве русских поэтов середины XIX века.стр. 125
Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Дубровская, Лариса Дмитриевна
Стиховедение - область литературоведения, развивающаяся на протяжении всего XX века особенно успешно и последовательно. Методология и принципиальные задачи современного стиховедческого исследования были намечены, как известно, А.Белым; развиты и конкретизированы В.М. Жирмунским, Б.В. Томашевским, Ю.Н. Тыняновым, начавшими историю нового отечественного стиховедения. Их работы уже в наше время продолжили Л.И. Тимофеев, М.Л. Гаспаров, Ю.М. Лотман, В.Е. Холшевников, B.C. Баевский, П.А. Руднев, группа московских исследователей составивших школу современной стихорусистики. Конкретным аспектам стихосложения посвящены работы В.А. Западова, Б.Я. Бухштаба, A.M. Панченко, М.Ю. Лотмана, С И. Гиндина и многих других.
В результате их совместных усилий на сегодняшний день выяснены основные вопросы истории русского стиха, глобальные проблемы его теории, принципиальные особенности развития русского стихосложения. В системном виде, как единая картина, обладающая собственной логикой, это развитие было представлено вначале в трудах В.М. Жирмунского (70-72), а во второй половине XX века, уже на новом уровне, М.Л. Гаспаровым. (51-55).
При этом успехи в типологизации, в системном описании глобальных процессов, закономерностей и форм имели характерное следствие: крепнущий интерес к явлениям и фактам промежуточного характера, не укладывающимся в традиционные схемы. Как выяснилось, их изучение нередко позволяет не просто уточнить уже известные моменты, но и выявить существенные аспекты общей картины бытования русского стиха.
Так, в 1960-1970 годы настойчивое исследование М.Л. Гаспаровым "промежуточных" от дольника к акцентному стиху размеров привело к выделению специфического, обладающего собственной логикой развития стихотворного размера, получившего название "тактовик" (55).
Показательно стремление современных ученых к обобщениям в области изучения переходных форм. Так, П.А. Руднев, изучая неординарные формы русского стиха, настаивал на их терминологической дифференциации (101-102).
С.И. Кормилов обобщил результаты своих исследований в книге "Маргинальные формы стиха".
Переходных форм в системе русского стихосложения существует достаточно много, и не только в области метрики. В частности, несомненный интерес здесь представляет фоника, учитывающая богатейший спектр рифмических форм в их развитии. Если общие процессы становления русской рифмы и типовые формы глубоко освещаются в трудах В.М. Жирмунского, М.Л. Гаспарова, В. А. Западова, то фактам необычного рифмования, переходным рифмическим формам, на наш взгляд, не уделено еще в современном стиховедении должного внимания. Между тем, многие из них, как представляется, могут быть исследованы последовательно и целенаправленно, помогая тем самым уяснить особенности развития поэзии в целом.
Область наших интересов - рифма в русском стихе первой половины XIX века, а уже - своеобразная промежуточная форма, именуемая в современной науке полурифмованным стихом. В широком смысле слова под это понятие подпадают тексты, соединяющие рифмованные строки с холостыми.
Проблема полурифмованного стиха в русской поэзии до сих пор не становилось предметом специального изучения. В работах исследователей нашего времени вопрос о статусе "случайной" рифмы в белом стихе и сущности полурифмованного стиха затрагивался лишь эпизодически (53, 70). Между тем, накопленный наукой материал (прежде всего метрических справочников (107)), свидетельствует о том, что полурифмованный стих становится значительным явлением в русской поэзии нового времени, имеющим, по-видимому, свою логику развития.
Во всяком случае, можно - уже на уровне читательского восприятия - выделить области, участки повышенного внимания к возможностям этой формы. Такова традиция так называемой "гейневской строфы" в XIX веке, в XX веке - зыбкие метры В. Хлебникова и Н. Заболоцкого с "плывущей" (то появляющейся, то исчезающей) рифмой, и тому подобное. Здесь возникает специфическое звучание, разрабатываются своеобразные приемы, формируется эволюция форм. На такого рода явлениях и сосредоточено наше внимание.
Фактически полурифмованный стих представлен достаточно широким спектром форм. Это белый стих со случайной рифмой (под случайной рифмой мы понимаем одиночную рифму, встречающуюся в белом стихе. Термин заимствован нами у В.М. Жирмунского и переосмыслен - случайной исследователь называет один из типов внутренней рифмы, мы же употребляем его относительно концевой рифмы, тем самым расширяя это понятие), (70, стр. 345); рифмованный стих со "случайными" холостыми строками; и, наконец, стих, содержащий соизмеримое количество нерифмующихся и зарифмованных строк, которые мы называем собственно полурифмованным стихом в узком смысле слова.
Последний тип полурифмованного стиха представляет наибольший научный интерес, так как именно он обладает, как мы постараемся показать, собственной логикой развития.
Исследуемый текстовый материал ограничен рамками первой половины XIX века. Это подсказано тем, что именно в этот период происходит активное освоение интересующей нас формы различными русскими поэтами. В первые десятилетия XIX века их опыты разрозненны, носят характер индивидуального эксперимента. Однако, постепенно к середине ХЗХ века соединение рифмованных и холостых строк становится все более частым приемом в реализации художественного замысла, создаются собственные типовые формы и преемственные связи.
Рабочая гипотеза исследования выглядит следующим образом: в первой половине XIX века полурифмованный стих осознается и как прием, и как особое историко-литературное явление; к середине XIX века в русской поэзии складываются традиции бытования полурифмованного стиха.
Соответственно, цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы, проанализировав материал русской поэзии XIX века, сделать это предположение доказательным.
Для этого представлялось необходимым решить ряд конкретных задач:
1) отобрать тексты, представляющие интерес в аспекте нашей проблематики;
2) проанализировать их с точки зрения рифмической организации;
3) сопоставить результаты - как внутри периода, так и с "общим фоном" - прежде всего с русской поэзией XIX века;
4) выявить закономерность функционирования полурифмованного стиха на протяжении первой половины XIX века, осмыслив семантику приема.
Какими формами представлен полурифмованный стих, насколько силен интерес к нему у поэтов того времени, стал ли он значимым явлением в русской поэзии и, наконец, можно ли говорить о формировании и развитии традиции полурифмованного стиха - вот вопросы, на которые нам представляется необходимым ответить в нашем исследовании.
При решении этих вопросов мы опирались на теоретические положения и материалы изучений русской рифмы, содержащиеся в трудах В.М. Жирмунского, М Л. Гаспарова, В. А. Западова, Д.С. Самойлова и других ученых.
При разработке данной гипотезы мы используем прежде всего метод статистического анализа. Для уяснения смысловой значимости версификаторского приема сочетания белого и рифмованного стиха в пределах одного стихотворного произведения, мы опирались также на функциональный анализ поэтического текста. Результаты обрабатывались и обобщались на основе историко-типологического метода.
Предметом нашего исследования явилось творчество поэтов первой четверти XIX века - А.Х. Востокова и Ф.Н. Глинки, а также оригинальная поэзия и переводческая деятельность русских авторов середины XIX века. В первую очередь предметом нашего внимания стали переводы Г. Гейне, сделанные многочисленными русскими поэтами. В творчестве А.Х. Востокова и Ф.Н. Глинки нам представлялось интересным проследить функционирование различных форм полурифмованного стиха; к творчеству Г. Гейне в русских переводах мы сочли необходимым обратиться при изучении самой популярной формы строфически упорядоченного полурифмованного стиха, получившего в истории литературы название "гейневской строфы".
Этим определяется общая логика диссертационного сочинения и его внутренняя структура: в первой главе мы намечаем основные пути и тенденции развития русской рифмы в ХУЛ - начале XIX веков. Вторая и третья глава посвящены проблемам рифмования в индивидуальном творчестве авторов начала XIX века - Ф.Н. Глинки и А.Х. Востокова. В четвертой главе мы рассматриваем традицию полурифмованного стиха, сложившуюся под влиянием русской народной поэзии. Заключительным этапом исследования явился анализ полурифмованных форм в русских переводах Г. Гейне, а также в оригинальном творчестве поэтов первой половины XIX века: Ф.И. Тютчева, A.A. Фета, А.К. Толстого, А.Н. Майкова, М.Л. Михайлова, H.A. Добролюбова, Д.Д. Минаева, ПИ. Вейнберга, Я П. Полонского.
Таковы основные направления нашего диссертационного исследования, результаты которого представлены ниже.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Полурифмованный стих в русской поэзии первой половины XIX века"
Заключение.
Подведем итоги: в русской литературной поэзии, начиная с XVII века, рифма выступает как конструктивный фактор ритмико-композиционной организации стихотворного текста. Рифма в книжном стихе ощущается как нормативное явление, важнейший признак эстетического совершенства поэтической речи.
Наряду с рифмованным, в русской поэзии бытует белый стих, истоки которого в народной тонической поэзии. В системе русского стихосложения XVIII - начала XIX века белый стих становится распространенной поэтической формой, но ограниченной по сфере употребления и обладающей собственной семантикой (стилизация античного и народного стиха).
Рифмованный и белый стих развиваются во взаимосвязи; намечающаяся амбивалентность рифмования-нерифмования с течением времени привлекает поэтов все более; в конце XVIII - начала XIX века объектом их исследования становится маргинальная форма полурифмованного стиха.
На протяжении XVIII века опыты полурифмованного стиха носили эпизодический характер, хотя экспериментировали с ним многие поэты данного периода. В XIX веке разработка этого версификаторского приема ведется целенаправленно в творчестве авторов, чутко реагирующих на процессы, идущие в системе стиха и активно апробирующих новации (Ф.Н Глинка, А.Х. Востоков). Более того, можно говорить о формировании собственно историко-литературных традиций. Соединение белого и рифмованного стиха в пределах одного художественного произведения с течением времени получает статус значимой единицы поэтики. Стереотип восприятия полурифмованного стиха как неправильного, несовершенного с эстетической точки зрения, исчезает. Долгое время находясь на периферии системы стихосложения, в середине XIX века эта маргинальная форма, наконец, обретает статус собственно значимого художественного приема, имеющего свою историю и традицию.
Полурифмованный стих разрабатывается в творчестве поэтов начала XIX века, идущих по пути индивидуального авторского эксперимента, интуитивно нащупывая новые возможности русской поэтической системы (Ф.Н. Глинка) или основываясь на научных изысканиях, подтверждая художественным творчеством собственные теоретические опыты (А.Х. Востоков). Также большую роль в процессе освоения полурифмованных форм сыграли культурные связи, объединяющие Россию и Германию, наиболее актуальной из них по праву считается влияние творческого наследия Генриха Гейне.
Среди многочисленных форм полурифмованного стиха различаются прежде всего строфически упорядоченный полурифмованный стих и строфически неупорядоченный полурифмованный стих. Их эстетическая функциональность и пути развития оказываются различными в истории русского стиха.
Строфически неупорядоченный полурифмованный стих типологически соотносим с фольклорным стихом, допускающим случайную рифму (как следствие синтаксического параллелизма). В литературном стихе ХУ1П - начала XIX веков такая форма воспринимается принципиально иначе: если в фольклорном стихе рифмовка вторична и не функциональна, то в книжной поэзии данного периода переходы от рифмованного стиха к нерифмованному, наоборот, актуализируются, превращаются в своеобразный значимый художественный прием. Исследование выявляет его фактические художественные возможности, лежащие в области сюжетно-композиционной организации текста: это курсивное выделение особо значимых строк стихотворения, разграничение сюжетных единиц, обособление различных тем и мотивов. Данная форма полурифмованного стиха являет особой своеобразную экспериментальную сферу, в которой разрабатываются новые возможности приема, выступающего в каждом отдельном случае в различном значении, несущем индивидуальную смысловую нагрузку.
Строфически упорядоченный полурифмованный стих, в свою очередь, в первой половине XIX веке создает собственные традиции. Это, прежде всего, форма четверостишия, в котором нечетные строки холостые, а четные зарифмованы (ХАХА), получившая двоякую семантизацию: как литературная стилизация народного песенного стиха, и как "гейневская строфа", изначально соотносимая с поэтикой гейневской лирики.
Традиция "гейневской строфы", в русской поэзии эволюционировала, развивалась, что возможно проследить уже на периоде 1830-1850 годов. Это путь от копирования и подражания (переводы и стилизации Гейне) к творческому использованию "гейневской строфы" в оригинальной поэзии многих авторов, к прочному внедрению ее в арсенал общепринятых традиционных строфических форм национальной поэзии. Таким образом, конструктивно-поэтические возможности полурифмованного стиха в первой половине XIX века проявились универсально: как в плане композиционно-сюжетным (строфически неупорядоченный полурифмованный стих), так и в плане метрическом (строфически упорядоченный полурифмованный стих); в его истории характерным образом преломились общие закономерности развития русской поэзии: взаимодействие книжной поэзии с фольклорным стихом, усвоение иностранных влияний и их творческая реализация в отечественной культуре, формирование новых литературных традиций в общелитературном масштабе.
Так или иначе, полурифмованный стих не исчезает надолго из поля зрения русских авторов. Новый всплеск интереса к такого рода формам отмечается уже в начале XX века. В этом аспекте творчество В. Хлебникова, Н. Заболоцкого, Саши Черного еще подлежит изучению и может дать интересный материал для размышления.
Литературная традиция полурифмованного стиха, оформившаяся в середине прошлого столетия, не прерывается и в нынешнее время, ее бытование в современной поэзии еще нуждается в изучении и описании.
Список научной литературыДубровская, Лариса Дмитриевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Востоков А.Х. Опыты лирические и другие мелкие сочинения в стихах. Спб., 18051806.
2. Востоков А.Х. Стихотворения. Л., 1935.
3. Heinrich Heines Samtliche Werke in 12 В., Leipzig, 1914.
4. Heinrich Heines Gesammelte Werke in 6 В., Berlin, 1951.
5. Гейне в переводах русских писателей. Спб., 1869-1872.
6. Горбачева А. Настоящий народный песенник, собранный из одних народных песен, доловых и хороводных, А. Горбачевой. Спб., 1875.
7. Глинка Ф.Н. Сочинения в 3-х т. М., 1869-1872.
8. Глинка Ф.Н. Сочинения. М., 1986.
9. Глинка Ф.Н Избранные произведения. JL, 1957.
10. Дельвиг A.A. Стихотворения. M.-JL, 1963.
11. Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957.
12. Добролюбов H.A. Полное собрание стихотворений, Л., 1969.
13. Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. М.-Л., 1966.
14. Кольцов A.B. Полное собрание стихотворений. Л., 1958.
15. Майков А.Н. Избранные произведения. Л., 1977.
16. Мерзляков А.Ф. Стихотворения. Л., 1958.
17. Михайлов М.И Стихотворения.^Л., 1957.
18. Михайлов М.И. Собрание стихотворений. Л., 1969.
19. Муравьев М.Н. Стихотворения. М.-Л., 1967.
20. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Л., 1983.
21. Некрасов H.A. Избранные сочинения. М., 1989.
22. Нелединский-Мелецкий Ю.А. Стихотворения. Спб., 1876.
23. Плещеев А.Н. Полное собрание стихотворений. М-Л., 1964.
24. Полонский Я.П. Стихотворения и поэмы. Соч. в 2 т., т. 1. М., 1986.
25. Поэты "Искры" в 2 т., т. 2. Л., 1987.
26. Пушкин A.C. Собрание сочинений в Ют. М., 1974.
27. Пушкин A.C. Собрание сочинений в 17т. Л., 1949.
28. Сборник старинных русских народных песен. Свердловск, 1937.
29. Сумароков А.П. Стихотворения. Л., 1953
30. Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957.146
31. Толстой А.К. Полное собрание сочинений в 2т. Л., 1984.
32. Тредиаковский В.К. Избранные произведения. М-Л., 1963.
33. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. Л, 1984.
34. Фет А.А. Стихотворения и поэмы. М., 1986.
35. Херасков М.М. Избранные произведения. Л., 1961.
36. Языков НМ. Стихотворения и поэмы. Л, 1958.
37. Список цитируемой научной литературы.
38. Акимова Т.И. Очерки истории русской народной песни. Саратов, 1979.
39. Блок А. Гейне. История литературы 1903-1921 годов. М., 1934.
40. Баевский В В. Востоков стиховед. РР., 1972, № 4.
41. Базанов В.Г. Поэтическое наследие Ф.Глинки. Петрозаводск 1950.
42. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия. М., 1961.
43. Берков П.Н. К спорам о принципах чтения силлабических стихов. 17 начало 18 века. В кн. Теория стиха. Л., 1968.
44. Берков П.Н. Вирши. Силлабическая поэзия 17-18 веков. М.-Л., 1935.
45. Берков П.Н. Литературное творчество М.В. Ломоносова. М.-Л., 1962.
46. Бухштаб Б.Я. О структуре русского классического стиха. В кн. Труды по знаковым системам, 4, Тарту, 1969.
47. ВидертА. Генрих Гейне. "Отечественные записки", 1857, т. 110.
48. Виноградов В.В. Истории изучения русского синтаксиса. М., 1958.
49. Возникновение науки о литературе. М., 1975.
50. Востоков А.Х. Опыт о русском стихосложении. Спб., 1817.
51. Волк С.С Эстетические взгляды декабристов. М.-Л., 1958.
52. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984.
53. Гаспаров М.Л. Очерк истории западноевропейского стиха. М., 1984.
54. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стихосложения. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1984.
55. Гаспаров М.Л. Народный стих А. Востокова. // Поэтика и стилистика русской литературы.
56. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974.
57. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.-Л., 1964.
58. Гинзбург Л.Я. Поэты 1820-1830 годов. Л, 1972.
59. Гиндин С И. Внутренняя организация текста. Автореферат на соискание ученойстепени кандидата филологических наук. М., 1972147
60. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., 1973.
61. Гордон Я.И. Гейне в России. 19 век. Душанбе, 1983.
62. Григорьев Ал. Г. Гейне. "Русское слово", 1859, №5.
63. ГротК.Я. Н.М. Карамзин и Ф.Н. Глинка. Спб., 1903.
64. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.
65. Державинский сборник. Новгород, 1995.
66. Державин и Карамзин в литературном движении ХУ1П начала XIX века. Сб. ст. Л., 1969.
67. Добролюбов H.A. Г. Гейне. Стихотворения. Пер. И. Генслера. "Современник", 1857, т.66, ноябрь.
68. Добролюбов H.A. Генрих Гейне. Песни. Пер. Мих. Михайлова. "Современник", 1858, т. 69, май.
69. Жизневский А.К. Биография Ф.Н. Глинки. Тверь, 1890.
70. Жизневский А.К. Письма к Глинке, "Литературный вестник", 1902, т. 4, № 8.
71. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.
72. Жирмунский В.М. Гейне и романтизм. "Русская мысль", 1914.
73. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений. М., 1921.
74. Западов A.B. Державин. М., 1958.
75. Западов А.В Мастерство Державина. М., 1958.
76. Западов A.B. Поэты 18 века: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин. Литературные очерки. М., 1979.
77. Западов В. А. Вопросы теории русской литературы 18 века. Магнитогорск. 1995.
78. Западов В.А. Поэзия Г.Р. Державина 1770-1790. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1968.
79. Западов В.А. Русский стих 18-начала 19 века. Ритмика. Лекции. Л., 1974.
80. Западов В.А. А.Н. Толстой. Л., 1969.
81. Иезуитова Р.В. К истории ссылки Глинки (1826-1834). В кн. Литературное наследие декабристов. Л., 1975.
82. Илюшин A.A. Гейне в истории русского стиха. В кн. История русско-немецких литературных связей. М., 1987.
83. Карпец В.И. Федор Глинка. М., 1983.
84. Костин В.И. Декабрист Глинка. Саратов, 1972.
85. Краснов П. Поэзия Г. Гейне. "Книжки недели", 1898, февраль, июнь.
86. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
87. Мерзляков А.Ф. О вернейшем способе разбирать и судить произведение. М., 1822.
88. Милюков А.П. Глинка. Биография. ИВ, 1880, №7.148
89. Михайлов М. Биографические заметки о Гейне. "Русское слово", 1859, №5.
90. НечкинаМ.В. Движение декабристов. Т. 1-2, М., 1955.
91. Овсянико-Куликовский Д.Н. Поэзия Гейне. Спб., 1909.
92. Оксман Ю.Г. Неизвестные приложения к письму Глинки к Пушкину от 28 июля 1831 года. В кн. Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. Т. 2, М.-Л, 1936.
93. Остолопов НФ. Словарь древней и новой поэзии. Спб., 1821.
94. Панченко A.M. Польская поэзия 17 века. Л., 1977.
95. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.
96. Панченкко A.M. Русская силлабическая поэзия 17 века. Автореферат на соискание ученой степени доктора филологических наук. Л., 1972.
97. Панченко A.M. Русская стихотворная культура 17 века. Л., 1973.
98. Петерсон К. Генрих Гейне. "Современник", 1843, т. 30.
99. Писарев Д.И. "Берлин. Осенняя сказка" Генриха Гейне. "Русское слово" 1861, октябрь.
100. Писатели-декабристы в воспоминаниях современников. Т. 1,М., 1980.
101. Путята Н.В. Несколько слов о литературной деятельности Ф.Н. Глинки. Беседы общества любителей российской словесности. М., 1867, вып. 1.
102. Руднев П. А. Проблемы стиховедения. Ереван, 1978.
103. Руднев П. А. Введение в науку о русском стихе. Выпуск 1., Тарту, 1989.
104. Розанов И.Н. Русская лирика. М., 1914.
105. Русская литература и фольклор. Сб. ст. Л, 1987.
106. Русские писатели 1800 1917 гг. Биографический словарь. М., 1999.
107. Русское стихосложение. Традиции и проблемы. Сб. ст., М., 1985.
108. Русское стихосложение. Материалы по метрике и строфике русских поэтов. Сб. ст., М., 1979.
109. Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. М., 1982.
110. Соколов Н. Основные мотивы поэзии Г. Гейне. "Полярная звезда", 1881, апрель, июнь.
111. Творчество Г.Р. Державина: проблемы изучения и преподавания. Материалы Юбилейной Международной науч. конф. 14-16 сентября 1993 года. Тамбов, 1993.
112. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. М.-Л., 1959.
113. Трубецкой Н.С. К вопросу о стихе "Песен западных славян" Пушкина. Белградский Пушкинский сборник. Белград. 1937.
114. Тынянов Ю.Н. Пушкин и Тютчев. В кн. Пушкин и его современники. М., 1969.
115. Федотов О.И. Фольклорные и литературные корни русской рифмы. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1971.149
116. Усов Ф. Из моих воспоминаний. ИВ, 1882, №2.
117. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. JL, 1972.
118. Штокмар М.П. Исследования в области русского народного стихосложения. М., 1952.
119. Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений. "Советское языкознание", т. 2, 1936.
120. Эйхенбаум Б.М. О поэзии М., 1969.
121. Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985.