автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Поселения и жилища уйгуров Казахстана (конца ХIХ - начала XX вв)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Поселения и жилища уйгуров Казахстана (конца ХIХ - начала XX вв)"
национальная академия наук республики казахстан 5 Г 5 ОД институт истории и этнологии им.ч.ч.валиханова
1 г К-ГД г";
На правах руте о пи с и
зульяров адшан шдалжакович
поселения и жилща уйгуров казахстана / конца хзх - начала XX ив/
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 07.00.07. - ЭТНОЛОГИЯ
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
АЛМАТУ - 1994.
Работа выполнена -й Отделе этнологии Института уйгуро-ведения Национальной Академии Наук Республики Казахстан.
Научный руководитель: - кандидат исторических наук,
Г.М.Лсхаков
Официальные оппоненты: - доктор исторических наук,
профессор А.Т.Толеубаев - кандидат исторических наук, Р.Д.Ходжаева
Ведущая организация - Институт истории Академии Наук
Республики Кыргызстан Защита состоится " " ^^СлЛ'-Sjt^ 1994 г. в часов на заседании Специализированного Совета Д 53.33.01 по при> суждению ученой степени доктора исторических наук при > Институте истории ш Ьтнологии га.?.Ч;Ч.Валиханова HAH Республики Казахстан по адресу: 480100, г.Алматы, ул.Левченко, 28.
i С '"I
. 4 .. i - ••• С диссертацией можно. ознакомиться,в рукописном фонде Института истории и этнологии „имени Ч.Ч.Вадаханова HAH Республики Казахстан.
Автореферат разослан " /¿■O-fi'-^J—*! 1994г.
Ученый секретарь Специализированного Совета, ,
кавдидат исторических наук /У , .Л». И. Романов
ОБЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЛШ'ГЫ Актуальность те"м. Традиционные поселения и ¿гилида уПгуров !"гзахстяка - ото памятники материальной культуры народа, которые в настоящее время находятся з состоянии полного исчезновения в связи с новыми социально-экономическими и материально-техническими условиями. 1'зученио традиционных поселений и килид уйгуров является в'лнейшей задачей этнографической науки, особенно в настоящее время, поскольку за годы советской власти в значительной степени были утеряны национальные корни культуры народов, в том числе и в области строительства кшшщ и поселений, ^е^ду тем типы поселений, килиц уйгуров Казахстана являлись не только хозяйственным ядром семьи, но и формой взаимодействия человека и природа, что чень ваяно для аридных районов в- условиях обострения экологической ситуации.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является комплексное этнографическое исследование эволюции поселений и
уйгуров Казахстана в конце XIX - начале XX вв. Для ее вы-юлнения были поставлены следующие задач.1:
- на основе научного обобщения материалов о поселениях и :илищах уйгуров Казахстана дать их историко-зтнографическое спи-:ание, показать причины переселения уйгуров на территорию Казах-тана из Восточного Туркестана, в результате которого были обра-ованы уйгурские поселения традиционного типа с сохранением преа-их элемент .т;
- изучить особенности строительные материалов, инструмен-эв, конструкции и приемов, применявшихся при строительстве ки-юда, их внутреннего устройства и убранства, типы постоянных и ременных хилщ;
- исследовать обычаи, обряды и поверья, связанные с цили-цем ч ьаявить их взаимовлияние;
- дауь анализ культурных и экономических взаимосвязей уйгуров Казахстана и проследить ряд об'цих признаков развития и образа кизни их с другими соседними народами.
Научная ног-кзка исследования. Впервые в этнографии предпринята попытка всестороннего исследования поселений и яилищ уйгуров Казахстана конца XIX - начала XX вв. В работе рассматривается ряд вопросов, которые не были объектом научного исследования: образование поселений на территории Казахстана, их типы и планировка, устройство усадеб и их типы, виды строительных материалов и инструментов, конструкции и приема, устройство и убранство постоянных и временных иилищ и их типы, а такке обычаи, обряды и поверья, связанные с аилкщем.
• Степень изученности проблемы. Поселения и жилища уйгуров еще не стали предметом специальных исследований, несмотря на ряд имеющихся работ по материальной культура уйгуров, ¡'изучением поселений и -/.илищ уйгуров Восточного Туркестана занимались ученые и путедетвенники Н.З.Богоявленский, Ч.Ч.Балиханов, Г.Е.Грум-Грли-майло, Н.М.Праевальский, Ш.А.Роберт, С.Гедик. Уйгурские обычаи, обряды и поверья освещены в трудах М.В.Певцова и И.В.Роборовско-го. Вопросы переселения уйгуров на территорию Казахстана из Клийской долины к образования новых поселений освещались в трудах Ю.Барановой, М.Н.Кабирова, H.H. Пантусова и И.Селицкого. Группа исследователей под руководством П.П.Румянцева (А.Я.Буры-гин, Н.й.Дубенецкий, В.Э.Монвик -^онтввд и Н.Н.Шлеман) в Д;;ар-кентскоы и Вернадском уездах собрали большое количество фактических материалов, касающихся кизни уйгуров. Определенный вклад
в изучение килиц внес Г.К.Гинг, побывавший в уйгурских поселениях Казахстана. Лучшее описание уйгурских поселений, особенно усадьбы, принадлежи-! В.Н.Шнитникову, который высоко оценивал трудолюбие и любовь к земледелии уйгуров. Интересное описапе г.Дкар-кента дает В.В.Сапожников. В середина XX в. изучением поселений и жилищ уйгуров занималась И.В.Захарова, собиравшая этнографические материалы в Алматинской и Талдакорганской областях,
В отличие от других работ наше исследование имеет следующие особенности:
- сделана попытка изучить историю образогания уйгурских поселений на территории Казахстана;
- более подробно рассмотрены типы уйгурских поселений (разбросанное, разбросанно-кучевые и уличные), которые существовали на территории Казахстана, а такие изучен внутренний облик поселений;
- проведен этнографический анализ каждого элемента усадьбы;
- подробно изучены вида строительных материалов, инструментов и их назначение, а также конструкции и приемы строительства жилищ;
- конкретно рассмотрены внутреннее устройство и убранство килшца;
- полностью охарактеризовано устройство мазанки, землянки < шалаша;
- спе лально рассмотрены уйгурские обычаи, обряди и поведя, связанные с килкщем.
Теоретической и научно-методической основой исследования тали труда этнографов А.Х.^аргулана, Х.Аргынбаева, К.С.Мухано-а, И.В.Захаровой к др., ка которые автор опирался при изучении
- 6 -
¡.оселенлР и к ид ид уРгуров Казахстана.
Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что ее матерчалы и выводы в значительно:' степени восполняют пробел в изучении поселений и таллщ уРгуров Казахстана, выявляют малоизвестные стороны в строктел!-стве жилищ и формировании поселений. Работа мохет быть использована специалистами, изучающими материальную культуру уГгу.ов Казахстана. Результаты исследования могут оказать практическую помощь современному сельскому строительству, особенно в данное время острого дефицита строительных материалов.
Объектом чанного диссертационного исследования являются поселения и жилища уйгуров Джаркентского и Верненского уездов Семире-ченской области. Хронологические рамки охватывают период с 1ЬЫ до 20-х гг. лХ в.
В работе были использованы также архивные документы и полевые материалы, последние собраны автором в экспедициях 19о9-19Э1гг. в регионах компактного проживания уйгуров Казахстана, к которым относятся ТалгарскиГ; .ЭнЗекшдкезахскиР, Чиликский и Ургурский роР-о. j Аяматинской области и Панфиловский раРон ТолдыкорганскоР области.
Апробация работы. Диссертация обсуядалась на заседании Отдела истории и этнографии Института уРгуровадения HAH PK и на заседании Отдела этнологии ¿'¡-¡статута истории и этнологии имени Ч.Ч.Ва-лиханова HAH PK.
Отдельные положения диссертации отражены в публикациях, а также в выступлениях на Второй УРгуроведческоР конференции ( Алматы, 1991), на конференции памяти первого директора Института уРгурове-деиия Г.С.Садвакасова (Алматы.19ЭЗ), на научной конференции "Социально-экономические проблемы уРгуров СНГ" (Алматы.1994).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения,- а та^же списка использованной литературы, сокра'цениР, информаторов, рисунксч и схемы.
Основное содержание работы.
Зо введении обоснована актуальность теш, определены цель и задачи исследования, ее новизна, практическая значимость, методология, дан о1зор научной литературы и источников.
3 первой главе - "История образования уРгурских посалениР"-рассматривачтся вопросы переселения ургуров в Семиречье из «йшР-ского кяая и образование поселений, их планировка, устройство и их типы.
1.1.ереселение и образование поселений. 12 февраля 1оЫ г. ме*ду Рог;>"я" и Китаем был подписан ¡.¿тербургскиР договор, по ко-торо ..у западная часть ЙлиРсчого края переходила во владение России. Б договоре также оговаривалось, что часть уйгуров молэт переселиться на территории Семиречья из Или^счого края.^ 3 результат" переселения здесь были образованы многочисленные поселения, при образовании поселение ванную роль играли географические условия местности: вода и плодородие земли - основные факторы для занятия земледелием, огородничеством и Захчзводствоч. С появлением новых поселений в Семиречье были образованы пять волостей: Д'каркектская v ныне ьанфилоасгсиР ракон, '-алдыкорганскоР обл.), Аксу-Чарынсчая (ныне УРгурсниР раРон АлматинскоР обл.), Малыбаев-сая (ныне 1дл*скиР раРон АлматинскэР обл.), Корамечая ( ныне ЧиликсчиР раРон Aívathhc.'oP обл. >, аарасуРская ( ныне Эи-
I. Сборни? договоров России с другими государствами. 1ь5б-1917. Л., 1962, с.212-214.
бекши-Каэахспй район, Алматинской обл.). Помимо этих волостей на отошедоей по Петербургскому договору земле была образована шестая, Кетменская волость (ныне Уйгурский район Ал^атинской обл.)
2.Планировка. Исследованиями выявлено наличие следующих ти-п^в планировки: разбросанные, разбросанно-кучевые и уличные. При анализе формирования данных типов планировки поселений за основу были взяты следующие факторы:
•природный (водные и земельные ресурсы) хозяйственный: (земледелие - богарное и орошаемое), животноводство;
исторический; демографический.
Исходя из вышеуказанных факторов, мы попытались дать оценку каждому из них в формировании поселений. Исследования показали, что разбросанные поселения образовались из изолированных друг от друга ¡килищ, тогда как «шлица с хозяйственными помещениями были окружены глинобитными стенами (корук там). В данных поселениях улицы не имели определенного размера по длине и ширине. Разбросанные поселения располагались в основном в северной части Кетменской волости, бедной водными ресурсами, что предопределило планировку поселений.
К разбросанно-кучевым поселениям относились поселения, расположенные у подножия Кетменских гор, состоявшие из нескольких кварталов с разными формами планировки и площадями, разбросанные сравнительно далеко друг от друга на склонах холмов, во впадинах. В поселении существовали центры, к которым относились кварталы, расположенные в более удобных местах, куда сходились соединяю-
диеся друг с другом улгтци. Квартал!! образовывались из скученных цомов, не окружениях глинобитными заборами, не имевших многочисленных хилых к хозяйственных помещений и приусадебных участков. Эти дома образовывали одишшй жилой комплекс, жители которых в большинства случаев состояли из родственных семеД.При образо-«нии поселений жители стремились максимально использовать удоб-ме земли, которых было недостаточно. ^Благодаря своеобразной, исто восточной архитектуре и массе зелени,- писал В.Н.Шнитников-се таранчкнсккв /уйгурские-З.А./ селения отличаются яивоцис-остью и красотою. Ло особенно сильное впечатление производят е из них которче, как Кетмень и, главное, Кояьхат, расположение на неровной местности, заставляют таранчей ютиться со своими расиинкя '.омиками, то на склонах хо„д:эв, го в глубоких впадинах оврагах, в результате чего селение еяе бесконечно выигрывает смысле красоты и живописности".1
В новгк-уличнюс-поселечиях, образованных переселенцами, при-•ч'чими русское подданство, кители селились улицами и квартада-, согласно плану русской администрации В архивных документах азано, что "в виду санитарных я гигиенических норм принято за явило, чтобы улицы селений имели 14 сажен ширины и были обсахе-с к.чудол стороны двумя линиями деревьев, так что для полотна *цы остается 6 сажень. Оставлены площади для базаров и облест-шнх зданий. Места для кладбищ указаны ндасе и:т в сторону от
тениЛ, не 1альше полверсты. Усадебные места даны такой неличи-
р
чтобы при домах были сады и огороды". ■ В поселениях имелись свои квартальные приходские мечети, в орнх жители соверыали ежедневную молитву.
нитникоз В.И. Поездки по Се/'кречып, Ташкент, 1915. С.35. ГА PK $.44, oii.l, д.37382, д.34.
Кроме них существовала и общая, пятничная, мечеть, в которой совершали пятничную молитву жители всех соседних кварталов. Каждое поселение кг,; ел о свои естественные и искусственные Гранины . (речки, овраги, холмы, земельные паши). В поселении существовали кладбища (кзбирстан), обычно располагавшиеся вокруг них.
3. Усадьба, Усадьбы обносились глинобитными стенами, в которых оставлялись ворота (давуз) для выхода на улицу. В усадьбах можно выделить следующие основные части: двор (хола), огород (коктатлик) и сад (баг). 3 свою очередь, двор делился на хилые и хозяйственные части. В килищах, которые располагались на равнине, фасада обращались на юг, чтобы к ним монно было пристроить навес (лэмпэ), под которым семья проводила летнее время. Глухие части килища направлялись в сторону постоянно господствующих ветров. При шной ориентации в килищах было светло и тепло, а дворы быстрее просыхали после осадков по сравнению с дворами»обращенными на север. Расположение жилища по отношению к улице в огромной степени зависело от нахождения усадьбы в квартале,
В усадьбах,1 расположенных на склонах холмов, во впадинах и оврагах, глухие стороны кклищ обращались к возвышенной стороне, а фасада к наклонной, в результате чего зимой вход меньше заносило снегом, а летом он был обращен к открытому горизонту.
В планировке усадеб мокко выделить два типа, в которых помещения отличались месторасположением. К первому типу принадлежали усадьбы, в которых помещения располагались вокруг центрального крытого двора (усти йепик хола), ко второму усадьба без центрального крытого двора (усти очук хола). В данном типе помещения располагались обычно вокруг открытого двора, а середи-
на оставалась свободной» ее использовали по мере необходимости. Хозяйственные помгцекия, составляя естественную) ограду двора, р'люлняли различные функции. Например, уялук ей - для хранения муки, амбар - для продуктов, казнак - для домашней утвар", сан-глик - зернохранилище. Помещения для животных располагались подальше от иилища. Внутри двора устраивали открытые загоны, в которых летом содержали крупный рогатый скот.
В усадьбах имелась печь для хлебопечения (тонур), которую устраивали обычно недалеко от дома. Тонур имела форму вытянутого полушарчя со срезанной плоской верхушкой. Вверху имелось отверстие.
Отхоние места (хажатхана) строили подальше от асилых и хозг-йственных -смещений.
Уйгурские усадьбы были очень похоки на усадьбы хорезмских узбеков и туркмен,* но э отличие от усадьбы уйгуров в туркменских и узбекских усадьбах заборы шели ложные башенки, расположение по углам; внутри усадьбы разделялись идущим от входа коридором на мужскую и ленскую половины. Кроме того, в туркменских усадьбах в специальное помещение без хршш или в центре двора ставили юрту.
Во второй главе - "йилище" - исследуются традиционные строительные материалы, инструменты и приемы, которые использовались при строительстве, типы жилиц, их планировка, внутреннее устройство, убранство постоянных и временных килищ.
Типы жилищ уйгуров были, обусловлен следующими факторами:
I Неразик S.S. Сельские поселения афригидского Хорезма: По материалам Беркут-Калинского оазиса. .'.!., IS66. С.82-83.
природно-климатическими, хозяйственными, историческими, этническими и социальными.
В исследуемый период казахстанские уйгуры вели оседлый образ кизки. Основным их занятием было земледелие, основанное главка образом на системе искусственного оропения. Животноводство и другие виды хозяйства играли лишь вспомогательную роль. Территория Казахстана, где располагались уйгурские поселения, включала в себе различные природные зоны - от субальпийской до пустынной. Шную часть региона занимали горные хребты, на которых произрастали ель (каригай) и другие виды деревьев, а на севере -типичные, песчаные и каменистые пустыни. Вместе с тем для данной территории характерна высокая еасушивость, скудный растительный покров, ограниченное количество водных ресурсов. Но дац;е в этих экстремальных условиях уйгуры находили возможность использовать при строительстве иилкщ местные материалы, не нарушая при этом слокквлихся традиций. Традиционные строительные материалы отличались доступностью, дешевизной и прочностью.
В качестве строительного материала применялся произраставший в долинах рек тростниковый камки (ксмуш). На приусадебных участках специально вырацивались тополь (терек), ива (тал), карагач (кариягач).и т.д. Прекрасным стеновым материалом служил качественный лёсс (согиз топа).
Географическое положение региона, низкий уровень развития материального производства, отсутствие развитых транспортных путей исключали возможность ввоза строительных материалов извне, за исключением стекла, кровельного келеза, которые доставлялись в ограниченном количестве,-Сочетание местных строительных материалов в основном определяло тип килищ уйгуров, с учетом истори-
чески накопленных традиций и навыков их строительства. В данное время эти строительные материалы не утратили своего прежнего згачения и широко используются в сельских районах.
В работе мы известное внимание уделили видам строительных инструментов и их устройству и назначению. Традиционные строительные инструменты изготавливались очень простым способом из местных материалов. Стены возводились способом скользящей деревянной опалубки (сокка ягач) Земля для будущего дома утрамбовывалась каменными кувалдами и молотильным камнем (тулук таа). В плотниц'-их работах использовались топор (палта). пилы (хэрэ), стамески (искине), рубанки (ренде), деревянные и железные сверла (бурга), молотки (болка) с деревянными ручками. Штукатурку стен делали дер вянной дощечкой - гладкой с одной стороны и ручкой-скобой - с другой (хандуга). При строительстве килища использовались веревки (агамча), свитые иэ чия и конопли. Несмотря на свою простоту, инструменты выполняли вакную роль при строительстве .¡силии, используются они и в современном сельском строительстве.
Типы традиционных аилищ мокно выделить следующими йризна-
ками:
строительные материалы, Шт^ента й Йрй&й возйёдекия
стей;
конструкция и фэр** к&йи; материалы дкя ее ййкрьггия;
фьрма цилища;
полонение пола по стнэзени» к псворхкости земли (наземные постройки й углубленные - землянки);
типы и месторасположение очага в «килидах.
На оснорэ указанных признаков во время исследования нами выявлены два типа традиционных уйгурских ггилищ: постоянные глинобитные и временные - мазанки (сатма), землянки (геме) и шалаши (кэпэ). Для строительства глинобитных йилищ сначала готовили пло-щаг.:<у: очищали от травы, несколько раз поливали водой, затем выравнивали и утрамбовывали, чтобы дом не осел. Стены дома возводили без фундамента по периметру будущей площади дома. На расстоянии 1-1,5 м от основания будущих стен срезали землю и забрасывали ее в опалубку, одновременно утрамбовывая пятками и каменной кувалдой. Стены возводились высотой до 1,8С-2 м. Постепенно они суживались кверху, у основания стена имела толщин}' 80-91! см, в верхней части - 65-70 см, а в длину составляли около 2,5 м. Слитком длинные стены могли дать вертикальные трещины.
В отличие от соседних народов, у каэахстарских уйгуров были широко распространены глинобитные стены, которые по своей
конструкции отличаются от стен килища других народов (пахсовое,*
2 Ч
каменное и каркасное ). Ешзища имели исключительно плоскую земляную крышу, нижняя часть которой состояла из деревянного перекрытия, устроенного на стене.
Для устройства кровли на стены клали балки (лим), сверху которых выкладывали в поперечном направлении керди (хада). На это деревянное перекрытие настилали циновки 1бора>, затем камыш и солому. Вслед за этим засыпали землю и промазывали глиной»
Плоскую крышу жилищ использовали для хозяйственных целей,
1 Воронина В.Л. Узбекское народное килище//03 1949.Г; 2. С.81.
2 Кисляков Н.М. йилище горных таджиков бассейна реки Хингау// СЭ. 1939. С.164.
3 Воронина В.!. Народные традиции архитектуры Узбекистана.М., 15а!. 0.16.
а в летнее время члены семьи проводили таг«; ночь. После перекрытия крыши приступали к штукатурке стен. Внутреннее стены украшались различным орнаментом. По словам информаторов, глиыбктное к ил гаде, несмотря на свой простоя облик, было теплым и прочным, а тагеке отвечало условиям сейсмостойкости.
В конце XIX- начале XX в. наибольшее распространение тлело иилжце, состоявшее из двух частей: навеса и килой части. Кидая часть дома, в свою очередь, состояла из нескольких комнат: прихоаей (далан), кухни (ашхана) и гостиной (сарай). Гостиные имелись только в домах среднего и зажиточного достатка. Существовали варианты в расположении ;;илых комнат по отношению к при-хокей: I) вход вел в приходую, а комнаты (по одной) расположены справа и слева. Эту приходуя называли ар-далан; 2) комнаты устраивались только по одну сторону от прихожей (далан).
В пользу существования у уйгуров в проздок малой неразделенной семы; зорит наличие в системе старой планировки килищ отдельного помещения для женатого сына хо&кура кепи. В иилищах комнаты делились на две половины: почетное место для гостей (тер)-напротив двери и обычное- около печи у двери. Примечательно, что в уйгурских килищах отсутствовало деление на мукскую и аенскую половину, которое имелось у других среднеазиатских народов.* В планировке иклщ было выявлено три основных типа: I. Еилище с центральным крытым двором, где аилые и хозяйственные помещения обледенены под одной крыпей и сообщаются ме;'-цу собой через центральный крытый двор. Данный тип килица был распространен в основном в поселениях бывшей Кетменской волости,
1 Наливкин В., Наливкина !«. Очерк быта кенщин оседлого населения ¿ерганы. ¡Сазань, 1886. С.77.
которая до 70-х гг. XIX в. была ареной различных военных столкновений. При строительстве жилища этого типа люди учитывали неспокойную политическую обстановку в крае. Этот тип, в свою очередь, делился по способу расположения помещений по отношению к крытому двору на три подтипа: а) помещения располагались только по одну сторону центрального двора, б) по двум сторонам, в) по трем сторонам.
2. Еилкща более сложной планировки, состоявшие из трех и более помещений, которые сообщались меаду собой через прихо ую.
3. Этот тип аилища, в свои очередь, дыш-ся на два подтипа: а) ¿шлице, состоявшее в симметричном соединении из двух ки-лых ко!., ;ат, сообщающихся с центральны}.! помещением - прихслей, 6) и ил ид е двухкомнатное. Тип:' и подтипы иилюц были связрчы с природно-клима.ическими, хозяйственными, историческими, этническими и социальны!.!!, условиями.
Внутреннее устройство. В работе подробно освещено внутреннее устройство вияюц. Приведем некоторые его элементы. Полы в аилищах были земляными. В зимней кухне пол делился на три части? первая - около входа, внутри комнаты (тапса); вторая - углубление перед печью (манта) на 20-25 см ни.;е тапсы; и третья -вмвшени'е tcynä) на 30-40 см, которая занимала большую часть комнатыс
Типы отопления. Ёилые комнаты отапливались каном (кан) и камином (мор очак), $tk устройств кана у края возвышения пристраивали Печь (очаг). От печи, под полом прокладывали дымовые каналы (кан йоли'* до задней стены. Выходной канал соединялся вертикальным дымоходом (турхун), прорубленные в стене. Подобные каны были обнаружены во время раскопок в жилых постройках поз-
днесредневекового Отрара,' существовали они и у народоз Средней
2 'ЗА
Азии, ряда восточных народов, таких как дунгане'' и кктаР!;ы.-± Однако, у последних топки кана находились вне ¿:илого помещения, т.е. на улице, и каны обогревали обширную плоцадъ в комнате. Китайские кани состояли из пяти параллельных каналов, соединенных в одной вертикальной трубе, а дунганские имели один канал, шириной до 2 м.
Для устройства камина в стене вырубали нишу, сходящуюся вворху углом. На ней в стене делали дымоход. Уйгурский камин по форме имел сходство с каминами народов Средней Азии, однако, из-за малых размеров он не был приспособлен для приготовления пищи, в связи с чем в доме имелись споциальнке печи для приготовления пищи.
Во внутренних стенах ¿илища располагались н;:ши (сик), раз-яичных размеров, которые устраивали после возведения стены на расстоянии СО—;5 см от поверхности пола.
Для освещения комнаты в центре потолка делали квадратное отверстие (туклук), а также устраивали нечто вроде слухового окна (павдаира). Раму его ставили ка стену вертикально и от бли-кайаей балки кверху рамы подставляли наискось ¡керди, отчего погодок в этом месте был приподнят. Бели ¿ила? комната находилась з середине дома, то окно выходило на крышу. В раму вставляли
[ Акгазев К.А.. Байпаков K.i'i., йрзакович Л,Б. Жилище позднасред-невекового Отрара (ХУ1-ХУШ вв)/Дилище народов Средней Азии и Казахстана. С.129-130.
I Наливкин В., Наливкина .М. Очерк бьяа иенщин оседлого туземного населения Ферганы, С.24.
J Сушанло М. Дунгане, Фрунзе, 1971. СЛ35.
I Стариков B.C. .Материальная культура китайцев северо-восточных провинций КНР. ;.и, 198?. С.38.
деревянную узорчатую реаетку. изнутри заклеенную бумагой.
В зимней кухне существовал "абраэ" - кэ^то для омовения (яма глубиной около I к), которая располагалась у входа. Поверх ямы неплотно стелили иерди, концы которых заполняли глиной. Двери вращались на шипах и'-о^ук), вставленных в углубления, специально сделанные в левых концах притолок и порога. Двери открывалась вовнутрь. 1ючьп они закрывались изнутри при помз'ци ";дпэрки (дем ягач), нианяя часть которой упиралась в суп или специально вырутую ямку, а верхняя - в дверь. Некоторыэ элементы внутреннего устройства уйгурских г:илиа( сходны с внутреьлкм устройством -¿илищ соседних народов. Однако, несмотря на что в элементах внутреннего устройства традиционного жилища уйгурсв существовал ряд особенностей по форме, устройству и-названию, а такие пг функциям, характер .зуацим самостоятельный тип килища.
Внутреннее \5ранство. Внутреннее убранство килища состояло кз элементов местного производства, сделанных из дерева, керамики, кожи и металла. На попу зимней кухни настилали циновки, поверх них - кошмы. В зажиточных силищах использовались ковры. Ими завешивали стены, вдоль внутренней стены натягивалась ткань (задигал) высотой 50-60 см от пола, чтобы не загрязнялась одеа-да сидящих спиной к стене. Для сидения употребляли шерстяные одеяла, изготовленные из лоскутков (курак чушек). Для еда служил низкий деревянный столик (дкоза) с четырьмя нокками. Постель складывали в большие ниши, а в маленьких расставляли посуду. Домашняя угьарь украшалась орнаментом. В качестве сосудов использовали декоративную тыкву (капак). Одееда хранилась в сундуках, а повседневная развешивалась на колышках. Прихожая убранством не отличалась от зимней кухни. Зато гостиная отличалась от дру-
гих комнат нарядным убранством и была свободна от хозяйственных предметов. В комнатах кандая ведь имела свое место. И.В.Захарова в своей работе отмечала, что для старинного семирече..ского уйгурского килима было характерно отсутствие мебели, если не считать столика для еды.* Однако, налги полевые материалы, источники показывают, что в жилицах кроме столов были такде деревянные сундуки и кровати.^
Временные килица. В работе подробно рассмотрены типы и устройство временных жилиц уйгуров: мазанки с плоской кршей и камыаовьми стенками, обмазанными глиной, землянки и салола. Временные каяища строили на.пастбищах, полях и э больиих садах. В них аили пастухи и земледельцы во время сезонных работ.
Третья глава посвящена рассмотрению обычаев, обрядов и поверий, связанных с ¿илищем. В ней отмечается, что в прошлом обычаи, обряды и поверья занимали важное место в йиэки народа.
При строительстве уйгуры большое внимание уделяли выбору места, при этом поверхность земли разделялась на "чистую" и "нечитсую". К "нечистым" относились места, где произошла эпидемия, массовая смерть людей и нивотных или имелись развалины.
Существовало два способа выбора места для строительства. По первому на место будущего дома ставили камень. Если через неделю вокруг камня обнаруживались мокрицы, то место считалось . неудачным. Если вокруг камня заводились красноклопы сбыкковен-
I Захарова И.В. Материальная культура уйгуров Советского Союза// Среднеазиатский этнографический сборник: Новая серия,м.,1959.
2 Гинс Г.К, Тяранчк и дунгане (очерки из поездки по Семиречью)// Исторический вестник. СПб., 1911, август 1кн.8). С.684; Робо-ровский В.Л. Путешествие в восточный Тянь-Шань и в Нань-Шань. С.412. Полевая запись 1990 г. с.пзнл-Ту 4. Тадгарского района.
ные, то в данном месте можно было смело возводить жилице, но второчу способу, что^ы получить согласие духа зрмли, хозяин будущего дома ночевал на месте строительства. Если ночь • прохоцила спокойно, без странных сновидений, значит дух земли разрешал строить дом на этом месте. 3 противном случае выбирали другое место. Приступая к постройке тома, лт>ди часто обращались к духовным ли-црм за бд.тослсьением, приносили им подарки. Как отвечала .1.Л. Хвмидчсачова: "В большинстве случазв они ( обсмви, оэряды и поверья - З.А.) отражали страх человека перед стмхиеГ, стремление обезопасить себя и свое жилище жертвоприношение ля "чухам гор" и т.д* Ио.ред нечалом строительных работ, хозяеча будущего дома приглашал1/ юсоде!* родственников на "жит" ( буки. - тончая жареная в масле лепешка] которая предноз^началась духа;., земли "что5ы
о
они смягчились 1 разрешили построить, новый дом . Строительство дома начинали в специальные дни, которые по народному представлению считались легкими, удачливыми. Наиболее счаст :ивыми считались понедельник и четверг. В эти дни якобы пророк и святые лч-
ди совершали свои велик© ^ела и предпочитали отправляться 3
в цуть , а в остальные дни не прекращали своих работ, ири строительстве дома существовал обычай взаимопомощи - хашар . До завериения постройки хашар устраивали несколько раз. И сегодня этот обычаР не утратил своего значения и имеет широкое бытова-
1.Хамацжанова М-А, Жилище тадчсиков ягноба // Жилище народов Средней Азии и Казахстана, Се 236.
2. Там же- С,233.
3.Селицкий И- Куьджинские переселенцы пограничной с Китаем полосы, Ка&ань, ¿905« С«42.
нив при строительстве жилищ. При поднятии балки на стены хозяин привязывал к ней белый платок, а после ее укладки платок вручали мастеру. Этот обряд символизировал кертвоприношение духам. 3 кровлю устанавливали только нечетное количество балок. "Нечеткое число балок потолка связано с существовавшим у народов Средой Азии древним представлением о таком числе, как о блягогтрият-•10м, приносящем благополучие, влияющем на умножение богатства л увеличение семьи, поголовья стад и т.п."* При вселении в новый ;ом первыми заносили соль, хлеб и воду, чтобы в доме всегда было изобилие. В новом доме хозяева устравивали празднество с угсще-•шем -"-¿ит селиш".
Как показало исследование, существуют поверья, согласно которым, некоторые элементы килища обладали сверхъестественными свойствами, воздействовавшими на аизнь людей. Например, порог ¡читался священным местом, потому что кроме хозяев, через него зходят святые леди и духи, охраняющие дом, добро и благополучие. Ьэтому на пороге нельзя было сидеть и стоять, в противном слу-¿ае в доме может произойти несчастье. Существовало поверье по соторому не рекомендовалось спать вдоль потолочной балки, иначе (еловеку снились кошмары.
Некоторые поверья отражали необходимость соблюдения дисциа-1И1Ш, порядка и чистоты. Например,нельзя бросать хлеб на пол, шаче в доме произойдет несчастье, наступать на рассыпанную соль, шаче мо^но ослепнуть.
В канун Новруэа люди проводили генеральную уборку в домах. Чествовало поверье, что встречать Новруз в чистых г; ил ядах.
Писарчик AJÍ. Строительные материалы и конструктивные приемы народных мастеров Ферганской долины в XIX-начале XX в. среднеазиатский этнографический сборник Д.л,I9Ó4. Ч.XXI.0.269.
нужно для из'е.'лкия несчястий и болвзкей. По народном верованиям, сверхъестественные силы находятся в хинотних, иг ¡шах и растениях, а так?;е в й<з<7дх, которые положительно или отршнгельно даРствуят нп пиотце.
В заключают даш; основные вывода, обобщены результата проведенного исследования.
1. По дя.чным, что в конце ХП- начале XX в. на тев-^тории
Казахстана существовало три тиьи поселений /раэброс&нчие, рвзб-росакно-кучевае и уличные/, обусловленных природно-климатическими, социально-экономическими и историческ;!""'.] акторами. 2» В исследуемый период традиционным занятием уйгуров были земледелие, ремесло, торговля и частично животноводство. Условия хозяйственной хизьл определчли тип_жшшца. 3. Материалы "елих исслодовакий показывают, что обычаи, обряды и поверья, связанные с жилищем, выполняя роль посредника между семьей и жилищем, оказывали значительное влдяние н; жизнь людей. Они являются частью традиционной, духовной культуры народа.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОШШЯ ДГССЗРТАЦЯй ОТРАЕЖ В СЛЕЩУЩИХ ПУШКА^ИХ:
1, ш истории образования уйгурского поселения Кэгмень. //Вестник АН Каэ<.ССР~ 1991г. » 8.
2, 0 традиционном строительстве жилищ'уйхуров Казахстана. //Известия НАН Рй- Серия общественных наук. 1993г. № 6,
3, Временны*» жилища уйгуров.//Арзу/литературно-художественный, общественно-политический журнал/. Алматы, 1994г. № 10.
- 23 -
• РЕЗЮМЕ
0д1лиан Веделяан¥лы Зульяров
Казахстан ¥й£'ирларынш^ елд! цекеадор! цен tïpfuh Уйлер!
/XIX гасырдш^, сон^и моц Xi гасцрдш^ басы/
диссертация к1р юпеден, ïn тараудан, цорытьщдцдан saue пайдапацгаи пдабтаттордЦ, кыскарталган атауларди^,кн4орцатор-лерди^ т1э1мдер!аоц тУрады. Сонымеы ölpra дкссортацкяда к".оыыиа öep1лг он.
ЯУшоты^, "УЛгырлардын, елд1 мекендер lala, к,¥рылу тарихы" дея а та л а теш dlpliiaî тараунида УПгырлардьа^ Гхо елкао1ноа SûTîcyra itOHuc аударуынш^. себвнтвр! турели, цсжыс аударудыц.нег 1э!дда 1'аида болгаи олд! мокеидердЦ т;¥рилу терпхк,оларди^. Ггокï д*ршш-си мен т\грлор I туряли моселелер царалди.
Днооертацияцш^ »Tïpruu ïi> деп аталртан uxíuat тарауинда дрстурл! кУрилип катйр1:алдври,1;¥ралдари,'/й згасауда па. далаагаа рд!стср1 т'/радги,уакмтпа TYpi'uu УПгсрдЦ т'/рлер| мен ояав-
Imiii к¥рь'лисн ион бел и о Еи1;аздари дере'-тирилди.
JriiHJj'l тарауда ^'Тирлардьш, УГго 0аГла<г::вти одет-г¥рцптары, ириздери raus кашмдари царастарылип, ол&рдш^ адамдар "йрмыскна аПтархидтаП ыцпял мсаГандШ'ы ашн;та::ды.
диссертация;. ^ иотякес I ^аэ!рг» сегсл\;з( ^¥рылыс^а,ос ¡peco, дУрнлыс цаторкалдаринан рте таппалыц дар Sc етцпген цазГрг! яаг-даГ'да проктикалик :гррдеы|и тит1зед1.
_uljarov Adiljan Bllaljanovlch
The settlements and the houaea Ul;',' ¡1 in Kazakhstan. ( i.he end of the XrX c. - the beginning of the XX
The thesis consists of the introduction, three chapters, conclusion, jllO£"apUy, list of abbreviations! and I ifmwe --r' riftuien, Supplem nt is also included.
Thfc flrgt chap- jp - "History of the £u,ni of Utgha<* Settle
Bents" - de&la with the problem of UlgViurn" ■) Miai'it from 11' to iattisu region, problem of village formation, tyleis ami atuc.tureu of vill^es.
In the < no on A i iaj>ter - "Houses" - traditions1 build i-ijj materiel B, lnstruii> and bu'lding methods, types of hou.<.»-<, their structure, inner c<v struct Ion, decoration of permanent and temporary houses have be<?n tliourou^hly analysed.
Ancient traditions, ouatows and superstitions refe'-fin^ to horaea ar. the subject of the third chapter of the i*e,search. All these phenomenon have been systematized and ola.jiifled due to >i particular subject.
The results of the renearoh *ra of ¿rest practical vilue, they will promote much tha development of tiiorl^ vtllfiga houie building, especially nowadaye, when building materials are in great need and (shortage.