автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Потребность и способность как сущностные силы человека

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Краева, Ольга Леонтьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Горький
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Потребность и способность как сущностные силы человека'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Потребность и способность как сущностные силы человека"

ГОРЬКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ Государственный университет имени Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО

На правах рукописи КРАЕВА Ольга Леонтьевна УДК 130.3

ПОТРЕБНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ КАК СУЩНОСТНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА

Специальность 09.00.01 — диалектический и исторический материализм

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Горький, 1990 г. ^¡¿{и*^

Работа выполнена на кафедре философии Горьковского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Научный руководитель — доктор философских наук,

профессор Л. А. Зеленое.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор В. П. Киселев.

кандидат философских наук, старший научный сотрудник

Н. В. Мартынова.

Ведущее учреждение — кафедра философии Воронежского ордена Знак Почета педагогического института.

Защита состоится ....................... 1990 г.

в ......../.£>.... часов на заседании специализированного совета

(шифр К. 063.77.09) по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Горьковеком ордена Трудового Красного Знамени государственном университете 'им. Н. И. Лобачевского по адресу: Горький, проспект Гагарина, 23, Горьковский университет, корпус № 2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета: пр. Гагарина, 23, корпус № 1.

Автореферат разослан «. ../К» .......1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук, доцент М. Н. Горлянская

АкТШЫЮ.'ЯЬ. Постановка проблемы иохробпоохя я способ-яоохл как сушосхгак сил человека иооот в себо коцрег-аги-тп " аг.хуальяоохь гтрелдо всего как центральная проблей;' у-аксо-'-с?"'»-го тшшт, змсготптая в свбо Го'шульо его развпхпя я ксхорн-' чоской якттшостя, Ксхоркя «ЗделооифскоЗ шели дает осцоюопйя ухвотгудаь, что ропонпо проблош сущностных сил человека с оставляет стол п содортдняо йплосо^кого рнанпя, Чолепочесгг:» находятся в непрорявном плояоссо самосояцдашяя, иооншшя и «:»-пвобо:;пош1я чалоиоком своой оулносхи, свопх сушоохяих сил, что человек в своих охнопегашя к миру проявляет по;:л о см1, .г»:'« зволлпгзш ому упраздни» зти?.га отношениям, окрутатей и спог]'. природой, биле з&чочено п вызвало насхояхатьнуга лохробпио'л* гл яознтпш я высвобождения о'до в древности. Эта потребность а г;оолу:а:.та толчком для яошпгкновотш ЯпдосоСйяг,- Таш.1 сбродом, потребность в дознании к освобождения человеком овоях ШГС СИЛ СООТШУИеТ основу <.ТщЛ0С0-*'0К0Г0 знешга, я оно, будучя порояяошгом яохории, само окаэивае* на исхорте, на пробурчав-о созидательной сузкостн человека огроттиоо влияние. К,Парт'.су виорвмв удалось соединить всо донное в противоречию^ ксхор::-ммТ'плооофскои опнто на материалистической яродаоэто-дояход*-« аоЛ ооново» оушоотшю оилы чодовога яродстолн у кого как хорячооки разворзгсшалзяося родознв • доятолышо оили, котор*:<з ярясваяваотся и развипаотоя людьми в их бнхшг,' С водоояяоетьз свободного присвоения я развития человеком обоих ргдояи:-: суп-костшгс сая, т.о. свободного всестороннего развития личности, евлвнваотоя в каркопзкэ представление о подлшгеЗ свобод« человека» Соответственно, суцноотпно силы человека характогипу-ятоя >пшяороал*чостьп, всесторонность*^ тшаемзо'^пчаот-у;,-"?-

г^орчаошш и социальным качеством, ¿кг/аодюсть шркоиогскоЦ концвпшт сугдостшк сил; чоло-iio и'олтка из потеряла своего значения душ совратило:': ¿¿»о:«, ко и возросла, поскольку в миро созро.йИ и да\а обострн-jz.i-.5i. до настоятельной, насущной потребности иредпосидки ропа-

кроблаи чоловечоских качеств, воэвращания человеку «го уэдмоокой bnoctopoiihqii оущноотп, снягия отчуэдошш. Эконош-"iisitoo общество, оообошга в развитых капиталистических страшат, вотает народ такой необходимостью в связи о высоким уров-«гл развития производства, создающего условия внтосненшг человека из сфори производства, условия для широкого применения ппукп и виеошшазсифищгроватюго труда, динашчйой пвроквалифа-täftim рабочей силы. Для шщунистичоокого дшшенпя, находящемся в кризисном состошшн, это вопрос его возроздения и сохраняли качественной определе:шооти социалистических структур« I для всего мира в целом, для человеческого рода, стоящего на i-ршш нарушения мори человека, самоушчтодешш, разрушения сро-д,и ойш'шаш, единствошшгд спасением от одностороннего , огоис— wmro, разруштзлыюго воздействия на -природу, космос, чало-ьыз жтлчея всосторошше развитие ушверсалышх человеческих •

Постепенно шгревая человеческая ндоль начинает odpa-f;av*bi>:f tyouuo к чиловоческш качествам как поропакшзэ роадщя *4-U'ttSiVJX iipo&ium соброшшюсти. ШрКОШЯСВШХ к01щэ1щия чэлс-ovo oymoamiz am дао? мотодсшгаческий клзч к pe;"ßinp_ iiaU-au Обогащенная всеми фшгаеогТкжяш учешмыа ТА века, Г:.,« lO-Jäi pÄ.U'4'Ь и ItliOÖvIOLtjr интеграции »coro 1Л1ШГ00с5раЗШ

чакоись;, ред^гшого всяческом штороса к взучопю чзле- • ; . ... :с.;лусл г: ¡г:лг-.;гдчс.е 2л:-„;.:л по в ^-^зсоД-Пи

но и в ciiotgiîo частных ноуи о человеке« Tarai?! ойрпзш. софокий анализ нотребнооти и способности как сугоносгиг«: с?гл « человека актуален тем, что исследование диалектика ovirx основннх, 1штогральных оил человека способно ватт» конце!:?'-'* альноо маториалистичеокоо вишню о созядатольаш: сял?.х v&r-зека, современном уровне кх познания и путях ос5о«Зо:.^Сч:гл. ."îpasBu^niîno ъп-по для ропопия оотройганх проблем совпот-спи;-:--", для лост!г:$шш прогроооа я гуманизма в разлитии чолоееч;;г,т • PACPAJ OTAillIOCTb проелеш, При воем разнообразия nav.rn-« на категорию "потробнооть" достигнуто нокотогоэ од5тлстб9 г> г- ' поппмшаш в современной отечественной философии. 1Т " ду понималпо потробпостя как объективного npoTimf| " т человеком и предметным миром, отраженного сознашгс". F г позиции стоят А.б.Маргулио, л.а.Золонов, е.г.Кудоти. ii.! » xaiUioa, С.Г.Спасибенко и другие. Но в области хтса^1 ^ тробности еще много нерототгах проблем. Невысок f <т^ чсский уровень исследований: философия часто сло^ч-отвозншшем, которое активно разрабатывает эту П] ит а вслед за ним экотраиолируот свойственные всег.т : < »

опсапфгаа чоловечзской потробпостя. В ото:л плгшз •» тододгоютеояое значение ииоот доягольноскшЦ под: позволяет впялить -оутсноегь а специфику нотребкост » тольной ■сила *ш:оз©ва, "Осяовнно аспекта данного s тавно попользует не только философы, по п социологи» аконо?дисты, культурологи. Однако остается па " пши некоторые возможности этого подхода, которко стнчеокоо значение для проникновения в сущность :

потребности. В частности, практически оптг.сгс t

шл отношения я мшу на человека, практически кз г г

и

иппм&шя исследователей деятельное качество потребности, которой состоит п том, что потребность человека продставляет собой ;.,,;г.йяьноо взаимодействие человека и предметного мире, т.о. ■"■пи ссть не только зависимость от объоктпвиих условий, но и . ; .;.'.ольпсо противостояние ш. Именно в силу этого качества подробность и образует диалектическое единство со способностью человека • к универсальной творческой деятельности. Проблема дцгадазгтшш потребности и способности поднимается липь нешо-учел&ш, Б их одело - Е.Г.Куделин, Л.А.Зелоиов, И,ПДп~ клпов, СД'.Спаоибенко, А.П.Еелшс, А,В,Мяшош, Хорошую теорати-'¿.нлгдз основу для исследования этой проблемы дает "Дпалективд-сшт логика" Э.В.Ильеакова. Н, наконец, лишь отдельные иссдо-ыяжеж приходят с помощь» деятельиоотного подхода к открыв 9ы творческой сущности потребности^

. Ироблсш способности еще только начинает разрабатываться »„ 4дш>оофки, но большой материал дал этого дают исследования ь^цурда советских психологов и физиологов /С Д »Рубинштейна, I «а Деоигьева, П.Я.Гальперина, Б.Г.Ананьева, П.К.Анохина и грума/« На основе этих работ горьковские исследователи код руиоьодатвом Я.А.Золенова разработали концепцию способностей „И пси аолояеио представление о (^уикцпояашю-деяталшой осно-способности, ео виртуальности, ушшврсальиооти, социальной ы.уишссти и биологической основе. Эта концепция является на сагодпяшппй дань наиболее полной.

Постановки вопроса о потребности и способности как сущ-" ¿ю-глота силах человека практически нет в современной литерату» рс, аекогорцо исследователи упомшаш о таком подходе К.?Ларк^-г" са, но » качества основной цели, направления исследования они

его по используют. В 1989 голу вышла монография, специально поовя1пеииая проблеме сущностных сил человек-', - книга лезова "Сушюстняо силы человека" - Казаны Кчч. ГУ, Допоянк' детально рассматривая проблему, автор очень иошого места яи дсляот потребности и способности как сугдеоотннм силам ка,

Цр'ЯТНА Ш Д' ЛАГЛК-ЮГО НОШШШЯ потребности и способности состоит ггрегсдо всего в том, что подход к пни как сувдоег« ним силам человека позволяет углубить представление о них шегаю как о специфически чоловечоских главнше силах ктл качествах. Потребность и способность лонпмантся в атом пли? о как доятелышо, творческие по своей оутя, шиогралышо характеристики ЛИЧНОСТИ, в фОрМО которнх !ШТ0ГрПруПТСП, ПрНСГк'ГГП-ются, рпэвивагжея людьми их исторически развортшчшжиеся условно сущностные сши. Они характеризуются уппворсашгат», всесторонность«, продглотиостьи, целесообразность!?, коллегпп? • яоотькз.

Принятий подход соворпенио меняет взгляд на потребность человека, которая традиционно понимается как потробптольская, я в этом плане мало чем отличается от нудц япвотяого, не специфицируется как оушостная сила человека. В настоядой работе она рассматривается как социальной, творческая, воасторошгяч по своей оути. В этом плане она и обротает черти впутрогокД побудительной силн человека.

Подход к способности как оувдостноЗ силе человека позволяет определить оо кап доятольнутз силу человека, а еэ оун~ пость как всесторонним, творчеокун, социальную, позволю г рассмотреть ее как единую для человека способность к обрет1--

ь^гии ¿шбцх функциональных систем деятельности, а не как мор-•¿•«.^жированную олоообноогь к образованию каково одной ¿^изщовальвой оштош, как она предстает в своей внешности «¿шалости в обществе разделения труда,

Гаослотрение потребности и способности как суиноотшпс йгя человека позволяет сформулировать концепцию свободы чело; ... творческого бытия личности, определяемого внутренней ..: творческой потребности и творческой способности

. Такое совобо.здс1ше рассматривается как возможное

..ни пути снятая внешней принудительной детерминации чоло-, :с:с."г исивнооти, определяемой даагвашюй потребления н . ; о.чз'«х Э'а'о к есть путь ошкея огчу&квапк человека от . \ родовых сущностных сил, есть суть обратного

. х.зс.:.,^ человекам отих оил в форме потребности и способно. . е.- ггаемых кудыури личности»"

С л.с ТЛОп ЦЕЛЬЮ при этом является I/ определиться в отно-.! ыг.ггл оущноотних сил человека, 2/ углубить на основа» . , представления о природе и сущности способности и

. каа двух основных интегральных оил человека,

; я потребности и способности с точки зрения их диа-

. : С/ определить направления снятия отчузденш, оово~ ; » ьГ'.'рг;бнооти и опособности как сущноотных сил чело-

'м Ти'и ВЩЗОДН, полученные в ходе анализа, сводятся к

, 75 I/ Сущноом> человека продставляет ообой разаор^'-

, ... ^.люрсальн^! норн его бптия в истории," История суд-:« • дг» кш; история общества, к разлитие, присвойшга укк» , - -; родовой суииости человека происходит в его общо-

н:ш о го^гталк лодьмя, как обмоно долтслъносгягл!, оСпеяо tiro-собностяш!. Чом свободное л богаче отломайся лвдсЗ, nu блл»--чо воо качества их иидишдулпьноотп. Поотог'у ог.редолт;:-- тл--ность человека tcnie сонпплму?э, как совокупность с cm có'u--:t ■ noiniux отиолоппй, - значит говорить od уипнсгсаль'ли v.v" вих силах, отпвг-лх собственностью чолсвска. или доятол^лих способностях чоловока{ 2/ С;л лоепто гг:лл ллллг\"п "слю определить как ira Toinnncr.ii слоглтвипсея оо^ч'ча'тг.г.-чц') et ■■ ли лллсл, которые присваивался к штагрягугяся ir.rr п »crk» ""

ЛЛЛТСДЬЛЛХ СПОСОбПОСТСЙ ИЛИ ТПО'рЧОСКЯХ noTpSftlORVJÍi Л '

иостеЯ. Оли .характеризуется универсальностью, scTivcr rrwrz*?, прэдоотноотьп, ислосообрг.гяостьп, юкиев^пшос?.».:-.'; ?/ íi глслектпчзокои соотнесенности пзтпобяоетя п crooof'u^in ч робность является водутП, яоторитвхяятей, >:г>; ■

раной. Потребность з .zxíux своих нити: к г:);?'.'.;л:-пл"т: «яттлт-. от слоя особенность, а шлешю: обьсктшпю бнтг» п un", ¡пуг^л -кяя сугчостшш онла отра- гать яродмотну*/? иолкашт:??» narv.*".»-ка, противоречие мэ-ду человеком к яре,сотням глрс>п, П:гло;Ь-пость наест в себе содор;зательяоо 1фодмот.чоо пачула, поенгч;-по показывал деятолышм силам человека продооаяуи пость, соотнося с пей способнее?:;, требуя пострлсллл сагллст-ствушой пролетному содэртапя?) (¿щт доятельггсстк, «рсСг вовне доятошшо счж человека, Потребность я cnaco'Jnectb соотносятся как содортяяо л Формам V Из длалгктллл котро;'яг?г" та и способности витекаст я качественная особенность л<ллл>'-ноотп как сукпостноЯ сите человека. Ома состоит я тем, лгл человеческая потребность вырпяаот но только предметную пола-леность человека, зависимость от обьсктявшгс я« ч

теяьяое противостояние им. Потребность как ндвалышй образ предметной действительности, к которой стремятся человек, существует це как образ вощи,а как образ хатой деятельности, сорласут'шйся с формой ое предмета. Потребность окаэиваотся' такш сущностшм моментом бнтия человека, в котором са:*а прн-родная необходимость проявляется в своей противополомюсти, т,е, освобоздешщ гаи; деятельности по создатга иотп: отгове-чзшнпс форм ттерш!, которые ость Форш реализшвш и развития су.цнес'глих сил человека} 5/ В соответствии с деятельным качеством потребности ее мору моию определить как универсальность побудительной сшш. Нижней границей меры является односторонняя побудительная сила /потребность обладания/, Верхней границей мори является всесторонняя побудительная сила /потребность в проявлении всех доятольних споеобноотей челове-1:4/1 Я границах ото:; поры в погорим человечества и развертывается сущность потребности - воестораш1яя творческих сущность« Первоначально она развертывается в отчут-дешиге формах - формах потребности обладания, в диалектике потребности и труда, потребности и производства. Творческая сущность по~ трыЧностп регламентирована этой впешей диалектикой и явл»г~ 4тся односторонне!;, Условием возвращения потребности ее сущности является шсвобозденае человека из процесса производства, оовобоздение от труда как принудительной односторонней деятешюёти, а такие социализация собственности, самих ладе!!, ттх оупаюешп сил, Гогатство и бедность человека в со-таидастсчесх«»! обществе есть богатство и бедность его сувзг-иосшп: сил, й иг < миюаотш и состоит нроцеоо зозвращешщ человеческой ивтреГшостл сс. универсальной, творческой,сопд-гшг:ей су^к, Потребность ко регламентирована извне, по одно-

-тт-

сторошш, а становится мотивом уштораачыюго человеческого творчества, основанного на действительно", диалектике потреб- ' ности и деятельннх способностей человека} 7/ Потребность человека моето определить как ушиорсальное практическое проявление предметной поло' :еянооти человека, дотер-шнироланноо ого социально'; сувюсгьп, Отсюда и ее характеристики как оуипосг-нон си.®! человека» социальная сущность, всесторонняя сущность, деятольная, творческая сутагость, дчалоктпка виутреяппх моди~ 'Гикацпй потребности /ценностей, пнторесов, жййшяй, мотивов, нечоП и т.к./ - составлягасих оо декотвло как свободное, внутреннее, лпчпое побугдопие к деятельности} 8/ Сятпояогглге способности яъспсхолкг через удовлотвореппо одпой потребное-тн и возникновение другой, В стих грошщах - мора способности как виртуальной деятельной иш; человека, как способности к образованию на субстрате человока лгабпх функциои&чышх систем деятельности; Сущность способности сеть социальная, всесторонняя, творческая сушость, Способность каждого человека формируется лишь благодаря соачальному оносродовашпо, способность, как и деятельность, является оодерганием соидаль-пкх отногсоний, Обмен способностями есть почва, на которой развивается обпеогзешшо отношения и суиесгзуот сознание. Со-» ответственно, и всесторонность как развертывание упт$орсать~ ности способности детерминирована социально, как суцествуг}~ иая в обществе возмогаооть присвоения и развития я-давидоп своей всесторонне!! сущности, всех своих родових деятелыиг: сил в свободном творческом процессе построения форм деятельности и форм общения! 9/ Виртуальность человеческой способности связана по только о виртуальностью я пластичность"» тяг. -

'«„ ¡¿i'uí^Míítf и&хаххаз человека, аде неким ивднвцдуальпшд /»»á.wcwiwaHj.V '''органом" его, облад&'ощии такой виртуальностью. ¡í -xacviií» u-акого "органа" могут рассматриваться форглп г.шле~ i.-..и, х: оаэ&ллюск/, образнив, г/до"ествошпш$ 10/ Образшо

isxíi-uieiuiíi включаю? в себя и практическую, человеческую . чувслчоиисам», н несут в codo диалектику универсума и человека, iics.oá:;ura и ккдепшдуального. В особенности ото свойственно ху— иохппш йермшл шолевия, которые являют собой кагдал раз нздеездук кодоя» отношения человека к шру, Худоиоствешще фор-í:u ий^иия наиболее адекватен всесторонней родовой сущности ч«шиг1:&, творческой сущности, поокояьку содержат в себе ушь юшоааоегк присвоения, реализации и продуцирования ксчях «»cí'/güvíílíx сил человека. Поэтому художественное творчоок-j-.з, х/дочестшшая деятельность играют особую роль в развитии личности» всесторонней сущности человека, сохранении его цолоот-¿:уч)уи. З&дойосиюнкое к культурное а человека и обществе тзс~

ейрапем взаимосвязаны и являются основой действительного ^r-úVcvta суцдсстпих сил чаловока. Становление личности' связано « ц иог-соявш культура л процессе свободной творческой дшгггш.-» ис-:.?ы II/ Обретение' потребностью и способностью человека л:?

сушости происходи? в процесса псрешдошзс ¡.'•¿•.•гл.ги, дакувюй битва человека от внешней диалектики потреб-» и производства к диалектике потребности и способности сил чедозака, На отой основа человек рбретаег < гх-орческоо битке, когда субъеттпо-личисстчше и объ-

¡-чот^етоекко начала творчества, раорнз и противореча

i-Jtopax врсохс •и^аатся в истории про&цгикшосги, совиа-::< лч *,№1£нгхл г. извго&кдэнк» лтвшх спя ~ ПОТробПОСУИ п 030-

^c'.^ioc-;-.-, глк cïiwxïuiix сил чолошжп, <:;>!ii T;-¡i.vr-

ЙШ1 и;: jr;:,vfOKVi»c:i как локона чаловочоской "лг>гк нссояр'ечгкг».'' л спшй i'CTomü! осисства! и ясторш. };оио-Т: енот::! ^лгл'-.'/: i, pokckis человеческой мнслн, л ге:апгго;1:;сп прогрессе тг к»: пум* >.. или Ч'<ло!>о\''\. ins с i они нроигтадствд, n шгччтт cyrti-mnimw • -лкч'мстппд начал творчества n рею'одшшн их полдгЯогтп'Я m conoi?'tm>::i !,с?о- пчоокчй HiiOHooc творчества; J2/ G?«v?o~ífw> <:<r-тко чилсвокп f'OTJ. ого творческое бгтю, )пч\*пк7:ихоЦ

потребует!* и счособностп гак слаглетяс ктлт.тут-;; липкости, есть о üH'iii пгкшссс творчества s дпа'гоктпко дзуух ovo nvn^M " присвоения культурп п оа Ti\on40cKoï4> продуцировался. Ky.i» туг*.' личности - s тс тикая стопопь шзвг.тостл потребное? ;? сн')'-'"::'--нести, которая ¡.¡.•отвлгтгуотоя и лгояпдтстсл я ез творчсско«? r;,?.r * гшстпчсской деятельности« Культурч сропл, ^гзт.ттпп оФгч'гття г •

мг-рпотся КОЛЛОКТШУ.ЮСТЬП, ОЧОЛОВОЧОНЧОСТЬП, octoolînro.^o:!, r-tïr-

сторопиостьп, ''осиплость культурп для .точности определяет'::* сои.чплизшгдеЧ со':отзош1ости и чодовога, ш.чнпп;с?пл1,к?пшг;П !!'•"-своеши !сульт:грннх богатств /по яндипллуг-льпооттл.: погря^го«-ТЯ5Я п способностям/. Лвшмгаю it творчсоко?ду бптпп чсовога jcsrt дидлектико присвоения и нгюлуципопачпя кулътурч в .гла'гж-тпкз творческих потребностей и способностей опТ'0.»£рл:№7оч серной нольч сотшаяпзш: обеспеченно полного блугосостоглп'я я свободного всестороннего развития всех чдонов общества; ïn/Oo-врекошшо условия битил лодей сдолалл возтлояшкл и гтсбходгтггл двигаться дольше по пути действительного п полного ccivxío?".?-)гпя человека, когда сока действительность дот та нодщгтге-- г' уровня '"<пяосси~п!, т.о. стать ункворсая.шо'1 тлорч^?».': crrvw-

ъал;-цовгго «нчкоомц J!biikchhs к свободе есть обратное прцсвое-.и,:, «хдкоззксн своой сущности, суваюстнкх cjte, и оно проходит &nUK!» ч-:а ц самоотчуздешю человека в истории общества, происходи Как процесс. снятия разделения тргда, вытооио-ks стеры производства, как процесс гуманизации кр&лзодотаа, узхнлки, обадствошшх отношений, Этот процоос йогфОйзгдогься переходом от любой формы принугдепия к *>лту г. его шшшеции как внутреннему собущнша, личной запн-мотивации творчеством, возиошюстью нере-щ'дое доятслшостк, Это в свои очередь связано с активным jr-cucicscti содаализпшш человека к всесторошого присвоения и Р^адакя к.! саонзе родойкс суи-иоотяшс сил, Складывающееся па оыихъ cu.'iVïH отпуздешия творческое битке' личности вредколага,-cv нигравдешюсть всех ступеней образования на всестороннее

личности, на создание шрокпх еозмогшостеД вереяодго-ïjи ссверпенствовшшя ходами своих способностей, При этом

4.'j:4::;.-i.v0ncï-£0 к bc0 сйзрц зшзни ОбЩвСТВВ долины бЦТЬ ОТКрЫТЫ

wi c;. .;orû щрокого участия в них каздого человека,1

i !'J;ïi).ï:0ji0ni4QDK0;.i ШШШ 1-я глава работа строится как и амшграчоскоо обоснование выбранного аспекта рйосиоа-^нЕя потребности и способности, раскрытие понятия еудаоокшх си: человека, выработка методологии рассмотрения потребности и способности как сущностных сил человека; 2-я и 3-я главы являются реализацией этого подхода непосредственно

пониманию потребности и способности} 4-я глава является прш^снсяием получе.шых данных к осмысленны современных проб-лам CiUiVM отчу докля человека, диалектики творческой свобода» ДаЧЫЭСг!.'

В ДТЮИЖПШШД ОЕЮ'ТЛШ работа опирается л о»М2!лл v-i тру ту! K.flapjcca, главним образом, на "Зкоаоглисог.а^жсс-Т'^г.:'? ' рукописи 7044 годя", ''Пеиошгуп идеологии" А,Марг?о к f'.Srmnrr В этих трудах сконцентрирована обцая гогяоладях человека • cnoTcrtoíí <!'тсосо?яяг, раскрпваотоя сухость пояовоел па" р^гс?»-ягаагтояся в истории родопзя, социальная суящсе?:?-.. ;.я?г»стг>-ротгое*/з;огообразио сувдостхппс сил, созгглпхолх.ппх сил алогического рода, присвоение которнх вогзкопю лнпь :;а cciíoí-лязацкл собственности и социализации человека* Работа ow-nzinr таге го на некоторцо поло; гения и подхода, содерягдкося л Ф,Пигольса и В.И,Ленина,

В разработке проблем человека, его погро£':госгсЯ к слое?--'-ностей использовали категория дпглектзпзспои логики /кашет-зо, количество, кера, сугтость, существований, доПотляго.гъисс'гв/» их трактовка в "Науке логики" Геголя и "Философски: тспрлгл:::'' В»П,Лешш, которие гоаэ стаял одной пз тсорзстгссшс: cerros :;>-слодопоиия, В работе геполызозшга тахсло современная ллхора':~гл ЛО фЛЛССОфЛИ, ПОМОЛОГИИ, физиологии, ИСТОЩИ» OKOSOMJRO, по;"*-ТИКО,

ПРЯгаГОЗСШ ЦЕННОСТЬ РАЗЗЕРШЛГОГО 3 ГАГОТВ И0Ш1ШШ1'1 IW--TPIB 110г;ЧТ! й С1ШЗЛ1ССТИ автор япдйт я возмоггпестлг, когорт она raer для прояснения мтогях соярвкелкш: нро&лл; и nyrcil г?*: руления, а частности, I/ проблем кззагшот и сопсбо-'дсгагя ■?>•

Л03СЙ0И СВУ2К супцюстшя СЗЙ, '»тсря! ДЛЯ СОЭрОИОГЙМД УЛОГЛ

о'рэтаст йсосторо)л?с-го процесса odratnóro ирг-сзостиг:

тлс-спо": esosfl поеетерзмпа.! '.т.-г;.*:? 2/ проФллч! угл7~лл£;-1 г: гi.:-:г; ft о чйчОпочоег;пх каяоетвах гм* iccpciTrt^'ím р?-?-к'л: :•.:-'';•.';/.!••• г совр'Л'.стасстгт«' ягт&'п/щ Г'Л'Я'п;лл'гл •

о/ краблеш чоловачеокохч> измеретш npoi'pücca} ■1/' г.роблид; сулой социализма, перспектив коммунистического

i,.;-:bviiuíi и лойошш! 5/ 1гроблеми ннтсградни всего многообразия о чолсшоко.

áíii'Oi/ЛПЯ. Основные полололня диссертации раскрывались Т/ на эдязонаяыхои симпозиума "Теория пстребясстоП и ¿íujiiadiío^i'eíi" /Горький, I'J34/ а доклада "Худоиесмюшшя оно-cu'twcr* к худсаесгвониая потробность в структуре личности ху-2/ на ыоздонолыюи симпозиуме "Система культуры лнч-lijovíi'n ео зиачодю для научно-технического прогресса" /Гор!-ЪЬай/ г, доклада "Художественная культура личноgfu"í'0/ на ih--M}<'H(ui?.tcu епшоэиуме "Социальная роль гаркоисгоко-латщскоЦ

ii.'íoct.lítu у ускорении научно-технического itporpocca" /Своде-JK.áftK¿ в докладе "Способность личности к всестороннему

1 u2iu;'uí.;>"í 4/ па "Паучяой конференции молодых учоннх Горькоь-ской с&тасти* Д'орьккй, 1086/ в доклада ЧЗоеоторошюв развитие жчаыяи в худогАесуаояная культура"} 5/ на межзональном оимио» "Паучло-тохнический прогресс и закономерности развитая 1ч:к(/1'о otósecwm* /Горький, 1907/ в докладе "Генезис струн-V V; j;ovp«6ncoyea и способностей социалистической личности и H-iwKTiVio основного закона социализма"} 6/ на мекзоиальиоа сед-« н'.лльл:"Нг.ушо-те.'ангчоокйй прогресс и всестороннее развитие л.гчяаоти, коллектива, региона" в докладе "Социалистические S'tfjí'.K'¡awu jicosTopounoi'o развития личности"| 7/ на иеззеиадшш i "Человек в сяотеио НТО" /Горький, 1989/ в докладе

Ы 'j.wwvho фуигадаоиальиой система деятельности как категории Kü t-ii»; КдВйпс1шг1и, Длсоортоция обсуздена на кал&дро философлн }V-»:¡-Kui;j государственного униаорсятота. Получшщ со одой- !. ■ ; >. ]".:},::',к ездагз.

-17-

OOiîOMIOE СО-ЪТ/АЖ VATûïV ¡3 ¡.aircïc об ¡.омом I9íi етр-шиц - чглч.ро гаши, шгаяшшэ, эдкжшонпе и с!'.блнзгра*-:ш /2-60 источников/.

';¡0 '".'л,!:;ль;Л обосновывайте« октуалгиость поелаиолш: щ.м.-леми и&тробнэстоЛ и способностей как сугсюстмдс сю: ч&шокй, иокна.'ша стеши. оо разработанности а чорцулгруотсяс «¡•бддчуг.о-ÏVOti 0¿ улОЯГйи.

гяапа I. к ¡ío;í;ívi;?< нглюсишг сна чклозш. л 5 I "r.iTim ;í {'У::'ИСьТЪ чглопЖА" обосновывается иообходц—. месть ирвдпосяатъ понятию суздосигнх сил человока матераалкстц-чаское попимшша di ma u ayi'Uïoaïii чзлов-згл, я через исто рчс-крнзать понятие оузоотша" сил человека, Гатао дщей paccmx1'» ртзеется iîmt предпосылка мьторпальнаго поторнчоекого процесса их з'И'шп, рассматривается в папраялоюш трах предпосылок реальном исторического процесса, которые выделена К.Мдрксай и Энгельсом з "Немецкой идеологии". Это - действительные i"¡;o.-вяды, их деятельность и материальные условия их мизш;,* Первая предпосылка поитрэена иа рассмотрении соотнопения в бытии чало-cosa биологического и социального, природного и социального.' В решении отой проблема принята позиция даздоктачоекого "сип-тая" социальным биологического в истории чоловсчсскот'о род.': и шзии отдельного челсвочоского индивида.'' Со второй кредйссиз-гей связана качественная онределешюоть человека, а ко* япчоотзенная определенность, мера, и, в конечном счото, - су««• кость. Особенность деятельности как качества, ввдоляэдего лшека из природа, состоит в том, что человек стдолиао от cc-íu

1, Марка К., Онгшьо Ф. Соч. - 2-е изд. - Y,3. - С,,10, ,

2. fyúmm II.ÎI. Что такое чековой. - LU; 12йЗ, ~ С,С0-82;

евога лшзнвдоятольность, свою производственную япзнь, делаозс ез продетом своей воли и своего сознания, свободно впстрап-1ччот дибцо форш ее по моро любого рода вещей.• Поэтому колк-чествешгой стороной бптпл человека, еоотввтствушвй его 1саче-cííjv является уннворсальнооть. Соответственно, мору человека шмю расскатрпппщь как. уичворсалыгость предметной деятельности человека, Она мходот свое глторгтальноэ воплощение в tpt-tlo'í пропносгглко, хптадяовязупи'оЗ человеческое битио - ш-'тврпальинх условиях лизни. И здесь ыэтл человека перехода® в его сущность, кбо ттерчалыгле условия бытия человека и есть "реальные основы" сущности человека.* Сувдость человека.рассматривается глк развертшзаяпо vfirœ apcanbitoit мерк его бытия а .пстогш, Отсща - и представление о сушости человека глк социальной /сб^ествеипо-исторнческо'Л/. Социальные откокешхя рассматривается как обг.тен деятельностясш, а деятельность /сагло-деятатышеть/ - как их езть. Поэтому социальная сущность человека, сушсеть человека кок совокупность всех об^острошшх отнопогаШ состоит в присвоении и развитии универсальных роде-ta:: сел или Bcocropoinntx деятельних способностей человека.

D § 2 "СУШОСТШЕ СМИ ЧЕЮТИГЛ" рескртшаотся понятие сугзюетшас сил человека и их ооиомше характеристики. Сущю-vvíuü сияй человека рассматривался как ксгоршгосгл ала-manees родазка созидательные сила лцдеЗ, -которое гфгстсгхвгктсл и rjtr.iTvr/c-ïcn ъушм в форме их еторчеоягх потро&юоген п спо~ ftrг: хщхжтерапужоа учЕЗОгеллхгюодЬП, взсс"-огош»с-~ O'h-п, n/^-ç-MiHOCUn, геязеообраапсоссгла лиис??.,":. Лрк

I, r:.;rv.v. Сот. - -Г-»; - Т.З» -.0,37,

атом рассматривается концепция судностшкс сил человека, их отчуждения от человека и путях спятил этого отчуждения, представленная К,Марксом л Ф.Энгельсом в "Пклоцкой идеологии" V. "Экопэьтзоко-Зплосонмсгс рукописях 1В1-1 года". Аиа.ш'лчруотсл настоятадшая необходимость снятия отчудценид чояовока от своих сужюстних спя, которая слскшлась в шре сегодня. В зна ы-ташгой м-ро здесь используется -книга А.Поччеи "Человочсскш качества", а тккг.а оценка с этой точки зрения событий, ярокц-хо7{ящнх в маре.

ГЛАВА II, Г/ОТРРТОООТЬ 1ШС ШУЛЯЗИШЯ США 1ШШ

В гладе рассмотрели сопраизшшз подходи к проблеме потребности, Показано, что при достигнутое в цглоц единство поаншлдя потребности как объективного противоречия ыо:аду человеком и предаоюшм миром, отраженного сознанием, взг'лязш современных исследователе!! очень разнообразии, Шого в области изучения па-дробности нореыашшх проблем. Иозисок методологически уровень исследований. В .главе предпринята попытка трактовки потребности а ее спецвдичваком качество как чоловеческой сущпоотиоЗ сиди, побудительной силы человек. Понятно "потребность" раашгт» риваотся через соотношение о понятиями "необходимость", "свобода", "1гутзда",

Потребность как дооудакельаая сила человека рассматршаз!?-ся в ее диалектике со способностью, пак ведущая,- яобуэдагт«! человека к доятелышм проявлениям сила. Ее особенность л .

«ия в »той соотношении состоит а том, что ока объектапио отся и как внутренняя оувдостная ошш отрахаег проллепуто иоле-геяноегь человека, противоречие маяду человеком н щяж&ыщ трои» Потребность несет в оебе вадучзэ, содераательиоо,

ИЗТИОО чипадо. в »ТО!» КЛаИв ПОКЭ&ЧО, ЧТО ИОТрОбЯОСТЬ и спосос*-

•юггь соотносятся как оодорлзлпо и яс^ма. Покачано такле, что кх гкалоктЕКл онрододяот я специфику, качество человеческой по~ трзбиости, как лкраяащвй ко только зипиоююоть субъокта от обмыта, по я донтольиов пгютквоотошшо 3 соогвотствгаг с 9тяч .поятсиышм кпчоством потрябностп оэ нора опродолона как уяквсрсилыюсть побудитолшо.Ч окли. При отом нягатя грагаат 1'=лри определена как олиостпронши побудительная спла /потребность обладания/, а пррхяш гпмппда мори - как всесторонняя 'го-будптсльпал сила /потребность в проявлении всех дачтольннх сно-собиостоЯ человека/« 3 рткх границах рпявэртгшаотся всесторонняя творческая оугдость потребности. ¡1 иосг.олъку тот и-пцосп есть нрл осо ксторкчооютЯ, пронсхошслтЛ в нагота: об.лоства, то сущность потребности рассматривается как сошяиыгая. Потребность как с^лностиая сила человека к расс?:отрона с точки средня -»пас супоотиогашх характеристик чслозочскоН «отребиоотя. Потребность определена как универсальное пг-алтилескоо проявление прол-ютпоЯ пояолоикостя человека, деторстеировалиое его са-ПППЛЬНОЯ сулшоотьа,'

Справедливость продлэ' ониоП го:шогпгдш иотробностл как по-буяитодьиоП с:ш человека подкреплена нокогорнка нглпгрлчосп-гн (дйкта.-.ш, хара!:торнруттл-51 во качество, уровень ртькгля з оои-рдцопнои нярэ«

гллзл п. спос'о! пость ш; ЯЗХПгЗШЯ СИЛА 'СЙОТП» 3 главе рассмотрены оснознно тонхзнцпа, сТор^гровавггнося » кгтоггл ученяЯ о способностях. : то, иро-уда вссго, ¡юлплгшло щлрогя сиозобкостоП как щхгде'аюЯ к кпк вазпеяиоЛ от ллопптх •сл^"л;1 /яоздаЛстэяя сродп, восшгтанляА Пчглктсдьпоо г^о-

то удалено ествствонно-научноН линии наследования способностей, достижениям русо ко!! п советской физиологии в области разработки .¡.ушадганалыюго подхода в изучении головного шзга, нервной систош, поведенческого акта чоловока. В срузи о :.-тиц рассмотрена психофизиологическая проблема, показан тот выход, разрешение ее, который психология и филосо£ам нашли в сопиаль-но-делтолглюстноц подходе к пониманию исихшск чоловока, в тем числе и его способности.

Особое место отведено теории ¡йушашоналышх систем П «К. .Анохина, согласно которой фушециоиолыгая снстеиа козодои-чоского акта интегрирует а с обе весь субстрат биотической снс-текц, а но является катьто отдолыияа, оватоиическя :рикохфо~ т.с:ппш его вашей. Осаовизаяеь на зтой физиологической хояцгн -кти психологи и философы дохают вывод, что лэбая способиостг основывается па всем субстрате человека, что природная основа способности функциональна, природные задатки чалов«» значни, что мозг н способность человек виртуаляш, что ¿орггя-рсвашга способности сопряжено с (Тюрвфовагшоп соотвототвуадсП спстсш деятельности и возшгяю только в процесса £орсБгровяш.я фупкцнояальпоЗ сисгеш делтзльностн. Оттчиотся, что щваботг понятие (Тунклионашгой снстеш деятельности я активно кегго'тг,-зуя его в трактовка способности, совремэшше оточоствошшз ие-« • следователи делает вывод, что по сути, у человека лшк» одна способность - способность к образования до&х фу-ащ;сналн;их систем деятельности. Она и есть родовая сущностная сиза человека, находящая своо бесконечное развитие в яотораи ойдосга* л кзорчостБо- отдельных индивидов. Она есть способность к унллзр-оаякюЭ деятельности - качество, отлячшов!0е челоно-.'.,- о1.'

ного мира, Соответственно, способность представлена как социально япдпнная воэмоянооть образования на биологической основе чсломка Лупишопальшпс систем для осуществления определенной деятельности.

Способность рассмотрена как шфтуальннй "орган" человеке, нос.угшй в с об о вопмокность композиции любых функнпонпль-шлг скотом доятольноети, в чем и соотоит универсальность, всесторонность долтолмтх проявлений человека, как сушоот-нал. Иродпршштп погштка рассмотреть,ъак нпдэлотшо такими возможностями Д'орш мнплоппл человека, в особенности, обраэ-пого, худолеотвышого, котороа вклпчает саму личность в про-посо /лолслитювшшя мира в образах и потому обладаот больней унгозоусаллиость», воосторишость, цельностью, не-оли мнпленпо понятийное. .Худояоствотшо формн лишения нпедотавлонн в работе как сущпоспшв дьт человет. Они евлзывачтея с ооцняль-ноЯ сутшостыо способности ч с соцгализагией способности как воеотороштм развитием личности. В связи с :>гпм оголится проблема отчуздепной односторонней способности человека и путей снятия втого отчуждения. Идея восотановлоиия всеоторон-ней человеческой целостности, присущая гуманистическим учо-шшм, связывается о идеей культуры как воештрпо-иеторическо-го накопления способностей, разрабатшзаемой в марксизме. Культура личности рассматривается как присвоение и ириушоге-нив этого человеческого богатства в процоссе творческой гума-гототичеекой деятельности в форме творческих потребностей и способностей; Причем, культурное, гдодествонноо, всестороннее я сяя.гашнх культурн личности тесно взаимосвязано. .

ГЛАЧА ТУ. ТЛОРЧЭСШ С.ЮГОЛА ЛИЧНОСТИ« ОХ Д11АЛЕКТШ ПО-ТРШШШЛ И ПГОПГПОГСТЛА - К ЛШЛЕСТИКЕ ПОТРИ НОСТ11 И СПОСОБНОСТИ

Б §. I ЧЮТРЗПЮСТЬ Ц СЛ10С01 поста - СЛАГАЙ ШЕ ГУШУШ ЛИЧНОСТИ" обосновиваотся, что обратите потребностью и способностью их действительной социальной всосторошшй сущности возможно лишь в условиях снятия тех отчувдошнлс Л.орад, в которых 01Ш оущоствуит до спх пор, т.е. потребления, как удовлетворения потребности обладания и производства, в истории кото-роте К.Маркс впервые увидел экзоторическоо распитие человек чеекпх сущноатшх сил, отчуздишутэ Форму их бнтия. Освобождаясь от этих (Тори,потребность и способность ооео6ог<лшэтся от внешней необходимости, внешего прину-даим а их фушщиониро» вашга и в свое!! диалектика обретают свободу в-гутрощюй детерминации творческого бнтпя человека. Верность этой точки зро~ пяя доказиваот сама история, которая двняез стремлением К творческой свободе личности, к сштга противоречий мо:уог сущностью и существованием индивидов, пецду деятельностью и Формой обцешш, кенду суб-ьективно-личностиш и объективно-историческим творчеством индивидов путем щжовоонш: какой-то доли производиталышх сил общества, или, что то не самое, -родовых сущностных сил; Б делом глава ТУ и представляет собой попытку рассмотреть оту тенденцию и определить ео значение для соврсмошюсти. Диалектика творческого бптия человека рассмотрена как диалектика присвоения культура и ео творческого продуцирования,' §1 ноовящен раеспотрошгл порвой сторсни этого диалектического соотношения и развертывает представление о потребности и способности как'слагаемых культурк лтршоети*-'

Гнпчигольиоэ моею уделено пдось марксистской копкдгаепг личности, Легкость представлена как субшст систем! сотцгатт.шг: отколе»«!?, субгокт всестороннего обмена делтодъностями, спо-обяоестм, которнй в процессе зтого обмена в шщиапдуальной «îojt» гденггг:папист в coöj /потребность, способ-i!;5ivr'. / сио J хохщ'а всеоторошпяэ сутшость. Потребность и спо-!.!•:!•?ке>:ît. рглмотрогт как юггогральнио основа личности, как ГЛЛГП?!' пуллтури лсгсюстк. Степень развития потребности и способности как слагаскультурп ллчлогреде.ттс?ся с"0-г;о;пл) оглзд-.пгая vu всотл рода'.я культур»: обпостза, стопоню с а вгосюро'.шога развития. Соответственно, доступность i чгль-турн'для лгчкооти определяется ооциплизаз.сгой собственности к çcvia&em я Еидшжяувлизагие I! присвоения культурна богател? /но кшгшсз'ашюстнш потребностям н способностям/,

Рассмотрены особенности соотношения культур: ¡ и лилпоета а пвкогорцг .немарксистских ко.ткпгпсл.х личности, гдо культура трактуется по 1сак освобождение, а, наоборот, как закабаление личности. Гассистронп нокоторне яоиоктн соотношения погробд-тольокях и творческих потребностей и способностей в соврклок-коп »,"тре. Иодчзркгуто, что условия свободного творческого tíifr-изг'лияоЯ есть условия пироких вожо-пюстей для нрглогаитя чаловйкоц своих способностей в различиях сферах лини обг.о--erra, воюоякосгзЗ перемени гцяов деятельности, а такзо -- условия доступноотя образования, навравлонного па всех свод-.: стушзпях на всас-оронпоо развитие личности,

15 § Я ТЗОРШИГО ПДШ ЯШОСТЙ" падзерот-

гаогез идея еагюоозязпшгв личности в творчество, которая про» слежзаотся в ароаззедеяппх П,1!ярксг., развеются в работах

ряда совремошшх исследователей, Суишость oa и so и, что ян-кость, обнаруживая себя а творчество, том оаш« сояпдаегся у развиваетоя сама; потребности и способности, обнаругатяяоь в творчества, тем сшлм в нем и формируется. Гогатство личности поотому, определяется богатством спектра ео сопидатольши оп«--собноотаЯ, воздействие которях на мир возвращается к ¿апшоетл ташл но пироким спектром созидатальннх потребностей и совор-ионстповшшом, универсализацией способностей, цоло'отностьэ и универсальностью самой личности. Ецтяе личности ость тпорчоо-* ко о битио. Творчоскоо бптие личности есть оо действительная онобода, Материальные условия бытия людей, ало:ятгснося в XIX-XX веках, расс?штрпваатся как насущно в собо нараотамтуп потенция высвобождения человека яз процесса производства и взз~ мопюсть обретения творческого бнтил. Показано, что и фила-аофзкая ревелккшонная щоль полна предчувствия эпохи свободного творческого бытия личности как двйотвитольнбго ссяо?о:> лоякя чоловеы,' Водяощоняо з тень атоЛ идеи донцу в основа ; рбяодэдионкшс движений опохи,- Рассмотрена иротнвор^чипссть некоторых современных тондоашй, дшглугшх общество в кто:,! направления. В чаотноотя, отмочена противоречивая роль toxhi;-* ta и общественных отясионий в атом процесса» Подчеркнуто, что уодовияш творческого бытия личноой! доллни стать гутнизогсш ■ производства, техники, общественных отношений, Пса общпотвоя-« 'нкэ образования додяш быть оряентиройшш па человека, йэо*'орф|Щ ему* Производство я во« сфорн гати обпоптаа быть открыта для самого гафского участия в них* ftmcsm yfi-кг--* на принять на себя аео чаотпчпко трудодня операция, оозда*5 веякошюстп для леремонн я иоигошшя «руда, для творчества*

—í¡6—

ГУглшншщя отношений ллдой предполагает доминкровште в них общения по ичлпвилуалыгоотннм потребностям и способностям, что п долает личнооть субъектом обществотнсс отнопегоп'!, субъектом пстор:в!, а ее бытио творчеством - диалектикой свободного присвоения и созидания культурных ценностей.

В .ТАКШЯШИ подведет! итоги развер.чутого в работе понимания потребности и способности как сущностяюс сил человека» Показано, что птот подход помог проникнуть в глубшш таких янтегратьннх образован и!!, какими являются потребность и способность, в их творчеокуп, социальную, всооторо'огогэ сущность, Отмочоио большое гуманистическое значение и звристичлость для пошагалня опит]тя человеческой потребности я способности f.-прксйстского подхода к человеку как por.onorty существу к открытия того ватного и очевидного (¡акта, что все, что присуще роду, присупо п человеку кяк его отдельному прэдстав;:тол5з.

Подчеркивается, что раскропоп5ош:о и виовобо-'дснле суп-постинх сил ость критерий револ:шонности смо'.гяахях друг друга зпох, ость критерий прогресса, развития общества. В этом я состоит человеческое изморенпе прогресса. Современная эпоха дактует необходимость изморят* прогресс свободой развития казстого конкретного индивида! условие свободного развития каждого есть условие свободного развития всох. Предпринята попытка, о этой точки зреияя оцешгть совремешшо события, яро-псходяияо В f.rnp-5.'

Содержание диосзртацип раскрывается в слолудаих пуй;пп:а-sr.m: ааторси

Té Краев* 0.1. Худояеетпсшая способность и гудопествеа-тя потребность в структуре личности художника. Тезисы докла-

Да на XII некзональнем оишозиуыв Дорький, 1984/,' - 0,11 п«л4" В КН. t ТоорИЯ Потребностей И СПОООбИООТОЙ. ДозИСН Д0КЛВД0В й ХП межзональному сгалпозиуку/ Горысг.Й, ID&4,

?.. Крг.^ва 0.JI. Художественная культура личности, Тозиоц доадада на ХП межзональном симпозиуме Дорыш!!, 1985/. -- 0,Т п.л. Q кн.х Система культуры личности и ее значение для научно-технического прогресса. Дезисы докладов к ХП межзональному симпозиуму/ Горький, 1985,

Я.' Краева ОД. Способность личности к всестороннему развитии. Тезисы доклада мастузовского симпозиума /Свердловск, 19В5/. - 0,07 п.л. В кн. t Социальная роль м^рксиотоко-лешш-ской философии в ускорении научно-технического прогресса, Девисы докладов межвузовского симпозиума/ Свврдчовск, 1985.«

4.' Краева 0.JI. Социальное управление формированием способностей» Тезпси доклада межзонального симпозиума ДорышЗ» Т986/. - 0,06 п.л, 3 кн.t 1ГШ и проблемы социального управления в свете penonmi ХХУП съезда КПСС. Дезиси докладов к ХТУ момзональниму овмпоэпуцу/ Горький, I28G.

5.- Краева О.Л. BcecTopomiee развитие личности и художественная культура. Тезисы докладов на научной конферонцпи молодых ученых Дорький, 1986/. - 0,05 п.л, В кн.| Тезисы докладов научной конференции молодых ученых. Горький, I98G.

6.' Краева О.Л. Иеото физкультурной споообности в оиете-ме способностей личности. Тезиоы доклада на Всесоюзной научно—прюктыче о кой конференции, Д(ооква, 1966/, - 0,15 п,л,< 3 ©Елософско-ооциодошческая теория физической культура и опор* та и практика коммунистического воопитаЕия » свете решений.

Ш1 съезда КПСС, /ïeaitcn догладов ЛоооошноИ няучио-яракти-чоокой Кшг^шщшг/ Мо'оква, I98G.

7«, Kptvona О,Я*, Тошшвт И.Л, Генезис OTpyjfyrp" потреб-jiíxi'Kiü л способностей еошнимотичеокой личности и дейотвио основного оакона социализма» Тевиеи доклада на ХУ межзональном кемчогнумо /Горм<ай, 1907/. - 0,1 п.л, Л tw.j Ннучно-тех-?;кчоепи!1 ирогросю к закономерности развит!« советского общества, /'X on un is доглетдов Xi Мо«.зональчого симпозиума/ Горький,Т987»1

Я, Краппа 0,Л,, Теиилзша Л.А. Социалистические тенденция рксоторонного развития личности» Тозис» доклада на ХУТ мечзо-îtwtMîoM симпозиуме /Горький, 1980/, - 0,1 п.л. В lai.J Научно-юхнпчоский прогресс и всестороннее развитие личности, kojî-дектиза, рогнонп. Доанен докладов ХУТ мешонпльного снмнозну-\:г/ Горький, Т9Я8,'

9» Kimona 0,.1. К попятим чункцконпльпойеистомн деятель-нопти как категории Человековедения» Тезиоы доклада на ХУЛ гтпональном'симпозиуме /Горыогй, 1980/.' - 0,Т п.л» В кн. i Человек в система ¡ГШ. /Гочпек докладов к ХУЛ мечоональиоцг ошяюяиуму/ Горький, 7£09.

10. Краова О,Л., Трубо O.A. Проблема формирования потроб-пеотёй к способностей будугргх специалистов сельскохозяйственного Производства, - 0,Г> П.Л. Л КН.! СОЦИОЛОГИЯ ВНОПОЙ Ш'.ОЛН. ?.'е^вуяопс13!й odojmmu - Горький, 1988, '