автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Повести Н.М. Карамзина 1790-х годов
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Тираспольская, Анна Юрьевна
I. Введение . С. 3.
II. Глава Первая. Особенности повествования в повестях
Н. М. Карамзина 1790-х годов. С. 8.
Часть Первая. Основные принципы повествования в прозе
Н. М. Карамзина 1790-х годов.С. 9.
Часть Вторая. «Дремучий лес» и «Остров Борнгольм»:
Автопародия как переосмысление принципа лирической субъективности в «объективном» недиегетическом повествовании.С. 57.
Часть Третья. Нереализованный сюжет в «Наталье, боярской дочери» (К вопросу о поэтическом прочтении прозы Н. М. Карамзина).С. 71.
Ш. Глава Вторая. Диегетическое повествование в повестях
Н. М. Карамзина 1790-х годов
Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена»). С. 89.
Часть Первая. Трагедийное начало в повести
Остров Борнгольм».С. 91.
Часть Вторая. Трагедийное начало в повести
Сиерра-Морена».С. 143.
IV. Глава Третья. Недиегетическое повествование в повестях
Н. М. Карамзина 1790-х годов: Проблема катарсиса ф («Евгений и Юлия» и «Наталья, боярская дочь»). С. 163.
Часть Первая. «Евгений и Юлия»: Функции катарсиса и особенности смыслопорождения.С. 163.
Часть Вторая. Катарсис в «Наталье, боярской дочери»:
Проблема нетрагедийного контекста.С. 187.
Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Тираспольская, Анна Юрьевна
Значение творчества Н. М. Карамзина для развития русской прозы трудно переоценить. Писателю принадлежит не только заслуга создания нового прозаического литературного языка, о которой не уставал повторять А. С. Пушкин (вспомним хотя бы его письмо П. А. Вяземскому от 6 февраля 1823 года: «(.) ради Христа, прозу-то не забывай; ты да Карамзин одни владеют ею» '), но и открытие нового типа словесного искусства — открытие субъективности «как особой категории мировосприятия и инструмента творчества», которое «не только удивительным образом расширило творческое пространство, но и поставило вполне определённые границы "возможному" в этом пространстве» 2.
Открытие Карамзиным принципов субъективности имело также и иные, не менее, а, скорее всего, и более важные последствия, поскольку именно оно, в конечном счёте, положило начало развитию русской художественной, фикцио-налъной прозы. Ибо, по справедливому утверждению В. Н. Топорова, именно текст карамзинской «Бедной Лизы» стал тем корнем, «из которого выросло древо русской классической прозы» 3 - прозы в первую очередь повествовательной.
В связи с вышесказанным в рамках нашего диссертационного сочинения предлагается исследовать проблемы повествования в художественной прозе Н. М. Карамзина.
Конечно, проблемы карамзинского повествования так или иначе затрагивались на протяжении всей истории изучения творчества писателя, начиная с момента выхода в 1899 году книги В. В. Сиповского «Н. М. Карамзин, автор "Писем русского путешественника"» 4 - первого образца собственно литературоведческого исследования текстов Карамзина. Вопросы повествования в том или ином объёме рассматривались в работах Г. А. Гуковского, П. Н. Ьеркова и Г. П. Макогоненко, Ю. М. Лотмана, Ф. 3. Кануновой, В. Э. Вацуро, В. В. Виноградова, П. А. Орлова, В. И. Фёдорова, Н. Д. Кочетковой, М. В. Ива
1 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. Т. 13: Переписка 1815 - 1827. М.; Л., 1937. С. 57.
2 Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995. С. 27.
3 Топоров. «Бедная Лиза» Карамзина. С. 8.
4 См.: Снповский В. В. Н. М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника». СПб., 1899. нова, JI. И. Сигиды и других учёных 5. Проблем повествования в произведениях писателя в той или иной мере касались в своих исследованиях также и западные слависты 6.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что, несмотря на обилие посвященных творчеству Карамзина работ, по сей день не существует исследования, в котором бы специально и последовательно рассматривались принципы повествования в прозе писателя.
Принципиально новым словом в изучении творчества Карамзина стала монография В. Н. Топорова «"Бедная Лиза" Карамзина: Опыт прочтения». В ней автор первым заговорил о том, что в лице «Бедной Лизы» на русской почве родилась качественно новая, фикциональная проза с новым типом нарративной структуры, «следующими шагами которой, после освоения уроков карамзин-ской повести (.) будут "Пиковая дама" и "Капитанская дочка", "Герой нашего времени", "Петербургские повести" и "Мёртвые души" (.)» 1. Таким образом, начало процесса трансформации нарративной структуры, протекавшего на протяжении всего XIX века и приведшего к качественной, если не сказать революционной модификации последней, было справедливо отнесено исследователем не к пушкинскому, а к карамзинскому периоду развития русской литературы. Однако, открывая широкие перспективы дальнейшего изучения карамзинского повествования в новом русле, работа В. Н. Топорова фактически была посвящена анализу только одного текста и, в силу этого, не могла дать ясное представление обо всём многообразии принципов организации повествования, содержащихся в ранних повестях писателя.
Вследствие вышесказанного, поскольку художественный мир произведений Карамзина, согласно сделанным в означенной нами выше монографии В. Н. Топорова выводам, является миром «повествовательным» и «повествуемым»
5 Названия работ данных исследователей творчества Карамзина см. в Библиографии нашей диссертации.
6 См., в частности: Anderson R. В. N. М. Karamzin's Prose: The Teller in the Tale. A Study in Narrative Technique. Houston, 1974; Cross A.-G. N. M. Karamzin: A Study of his Literary Career (1783 - 1803). London; Amsterdam, 1971; Hammarberg G. From the Idyll to the Novel: Karamzin's Sentimentalist Prose. Cambridge, 1991; Kowalczyk W. Prosa Mikotaja Karamzina: Problemy poetyki. Lublin, 1985; Nebel H. M. N. M. Karamzin, a Russian Sentimentalist. The Hague; Paris, Mouton, 1967; Rothe H. N. M. Karamzins europaische Reise: Der Beginn des russischen Romans. Berlin; Zurich, 1968; Штедтке К. Субъективность как фикция. Проблема авторского дискурса в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина // Логос: Философско-литературный журнал. № 3. М., 2001. С. 143-151. См. также: Essays on Karamzin: Russian Man-of-letters, Political Thinker, Historian, 1766 - 1826. (Edited by J. L. Black). The Hague; Paris, Mouton, 1975.
7 Топоров. «Бедная Лиза» Карамзина. С. 8. то есть выражаемым исключительно через повествование), одной из важнейших проблем современного карамзиноведения представляется целенаправленное изучение нарративных практик в художественной прозе писателя. В связи с этим основной целью нашей работы является попытка исследования повествования в повестях Карамзина при помощи тех же самых подходов и методов современного литературоведения, которые успешно применяются учёными на практике в ходе анализа повествования в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова и других писателей. Подобный замысел представляется автору данного исследования вполне осуществимым, ибо, как уже было сказано выше, карамзинская проза по своему качеству и принципам построения, по сути, ничем не отличается от образцов русской классической прозы XIX века. В этом заключаются научная новизна и актуальность нашей работы, поскольку ранее тексты произведений Карамзина (равно как и повествование) ещё не изучались в свете современных нарративных теорий.
Изучение особенностей карамзинского повествования в нашей работе проводится на материале повестей писателя 1790-х годов. Особо пристальное внимание в ходе исследования уделяется повестям «Евгений и Юлия» (1789), «Наталья, боярская дочь» (1792), «Остров Борнгольм» (1793), «Сиерра-Морена» (1793) и «Дремучий лес» (1794). В несколько меньшем объёме рассматриваются повести «Прекрасная Царевна и счастливый карла» (1792), «Афинская жизнь» (1793) и «Юлия» (1794); для сопоставительного анализа привлекается текст неоконченной повести «Лиодор» (1791). Текст самой известной повести Карамзина «Бедная Лиза» (1792) (в силу того, что он был досконально изучен в означенной выше монографии В. Н. Топорова) - наряду с некоторыми другими повестями исследуемого нами периода творчества писателя, с более поздними повестями, а также с поэтическими, публицистическими и критическими текстами, текстами эссе и лирических этюдов - используется как неосновной, дополнительный, а в каких-то случаях даже как «вспомогательный» материал при анализе «основных» произведений.
В связи с тем, что художественная мысль у Карамзина всегда выражается нарративно, предметом нашего исследования являются особенности повествовательной манеры писателя. А поскольку художественный мир автора «Бедной Лизы» творится при помощи определённой повествовательной техники, важнейшей проблемой нашей работы следует назвать изучение зависимости художественного мира писателя от лежащих в его основе принципов повествования на материале конкретных произведений Карамзина.
В совокупности с целью работы указанная проблема обуславливает необходимость постановки и решения следующих исследовательских задач нашего диссертационного сочинения:
1) описать конкретные приёмы, с помощью которых организуется карамзин-ское повествование;
2) описать художественный мир Карамзина, созданный посредством этих приёмов;
3) выяснить, каким образом описание художественного мира в произведениях писателя зависит от типа повествования (диегетическое - недиегетическое) и его «целей» (интенций абстрактного автора) ',
4) определить, каким образом в повестях Карамзина изображение и функции катарсиса зависят от типа, «целей» и содержания (трагическое - нетрагическое) повествования.
Описанный нами принцип изучения повестей Карамзина также является новым и актуальным, поскольку ранее в работах исследователей не практиковалось фронтальное рассмотрение художественного мира писателя в тесной взаимосвязи с нарративными практиками его прозы.
В качестве общего руководящего принципа при изучении проблем повествования и в ходе анализа текстов конкретных произведений Карамзина в рамках нашей диссертации предлагается воспользоваться в достаточной степени универсальными методами исследования и чётким, в той же мере универсальным терминологическим аппаратом, разработанными и изложенными немецким исследователем В. Шмидом в его программной монографии, посвящённой изучению теории повествования - нарратологии 8. Впрочем, следует отметить, что указанная терминология используется в нашей работе по необходимости, то есть, как правило, употребляются самые основные, «базовые» термины из «Нарратологии», без которых предпринятое нами последовательное описание
8 См.гШмндВ. Нарратология. М., 2003. карамзинского повествования оказалось бы затруднительным. Кроме того, в определённых случаях некоторые используемые нами обозначения являются изобретёнными автором данной диссертации производными от терминов В. Шмида (например, «диегетическое» и «недиегетическое повествование»). Также обратим внимание на то, что в нашем исследовании чисто технический универсальный термин «нарратор» (в полном варианте - «фиктивный нар-ратор»), предлагаемый В. Шмидом, и термин «повествователь» (в том обобщённом значении, в котором его, например, применяет Н. А. Кожевникова 9) используются как абсолютно синонимичные и сугубо функциональные понятия, обозначающие «носителя функции повествования безотносительно к каким бы то ни было типологическим признакам» 10.
При описании детерминированного принципами повествования художественного мира повестей Карамзина, в соответствии с концепцией нашей работы, представляется целесообразным применять те «поэтические» принципы прочтения фикционалъной прозы, которые В. Шмид в других своих исследованиях предлагает использовать при анализе творчества русских писателей-прозаиков, начиная с А. С. Пушкина и. Данный принцип изучения творчества Карамзина поможет нам с наибольшей ясностью продемонстрировать бесспорную полисе-мантичностъ прозы писателя, принципиальную непереводимость её содержания на язык каких бы то ни было деклараций или логических категорий.
Приступая к нашему исследованию, хочется выразить надежду, что предлагаемые в данной работе принципы изучения особенностей карамзинского повествования помогут нам подтвердить и самыми разными способами продемонстрировать тот факт, что повести писателя 1790-х годов и шире - вся его художественная проза стали, выражаясь языком В. Н. Топорова, «точкой отсчёта (.) для всей русской прозы Нового времени, некиим прецедентом, отныне предполагающим - по мере усложнения, углубления и тем самым восхождения к новым высотам - творческое возвращение к нему, обеспечивающее продолжение традиции через открытие новых художественных пространств» 12.
9 См.: Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе XIX - XX вв. М., 1994. С. 3.
10 Шмнд. Нарратология. С. 65.
11 См : Шмнд В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина». СПб., 1996; Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин - Достоевский - Чехов - авангард. СПб., 1998.
12 Топоров. «Бедная Лиза» Карамзина. С. 7.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Повести Н.М. Карамзина 1790-х годов"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В каждой из трёх глав диссертации нами, так или иначе, были сделаны соответствующие выводы и подведены основные итоги исследования тех или иных особенностей карамзинского повествования. Поэтому, во избежание ненужных повторений, в заключении нашей работы предлагается наметить дальнейшие перспективы изучения творчества Карамзина и остановиться на тех проблемах, которые по разным объективным причинам остались незатронутыми в рамках основной части данного исследования.
В первую очередь хотелось бы выделить ряд вопросов, носящих преимущественно частный характер и в основном касающихся изучения отдельных произведений Карамзина.
Так, например, можно с уверенностью говорить о необходимости дальнейшего всестороннего изучения текста «Евгения и Юлии». В частности, крайне важной и непростой представляется проблема идиллического хронотопа в первой самостоятельной повести писателя; открытыми остаются многие вопросы, связанные с идейным содержанием произведения и заключёнными в нём имплицитными смыслами.
Требует пристального внимания незавершённая повесть «Лиодор» - произведение с ярко выраженным субъективно-лирическим началом. Необходимо отметить, что «Лиодор» является прямым «предшественником» «Острова Борнгольм», «Сиерры-Морены» и лирического этюда «Цветок на гроб моего Агатона» как по типу повествования (диегетический тип), так и по некоей общей «идее-ситуации», лежащей в основе повествования и во многом определяющей его специфику (лирический «монолог» нарратора - воспоминание о безвозвратно прошедшем счастье и несчастье, своего рода дань памяти милым его сердцу / некогда тронувшим его сердце людям, с которыми разлучили время или смерть). Из вышесказанного следует, что текст данной повести должен изучаться в сопоставлении с тремя своими более известными «потомками», ибо именно такой подход, как кажется, поможет нам составить наиболее полное и адекватное представление о важнейших, сущностных особенностях «субъективно-лирической» прозы Карамзина.
Намечая дальнейшие перспективы исследования «Острова Борнгольм», хочется, в частности, указать на одну любопытную проблему, которую в рамках данной работы предлагается предварительно назвать проблемой «высокой амплитуды колебаний» эмоционального настроя героя-повествователя, а также его веры в торжество человеческого разума и возможность мировой гармонии. На смену эмоциональных регистров в «Острове Борнгольм» в своё время справедливо обратил внимание Г. А. Гуковский, однако он указывал лишь на однонаправленное постепенное нагнетание нарратором меланхолического настроения, печали, тоски и ужаса 399. Мы же отметим, что скачкообразные подъёмы и спады настроения чувствительного путешественника (соотносящиеся, соответственно, с моментами оптимизма и веры или же с минутами разочарования и отчаяния, сменяющими друг друга в сердце данного героя) на протяжении всего повествования следуют друг за другом по синусоиде: в душе молодого человека одерживает верх то гармоническое, то хаотическое начало.
Делом будущего представляется детальный анализ текста «Прекрасной Царевны и счастливого карлы»; по сути, ещё только предстоит утвердить и закрепить «репутацию» произведения, заслуживающего серьёзного отношения исследователей, за повестью-сказкой «Дремучий лес». Ждут иных, качественно новых принципов рассмотрения «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Сиерра-Морена», «Юлия» и другие повести Карамзина.
Несколько слов следует также сказать и о более масштабных перспективах исследования карамзинской прозы. Так, рассмотренные в нашей работе особенности смыслообразования, заключённые в текстах повестей автора «Бедной Лизы», в дальнейшем могут служить материалом для последовательного сопоставительного изучения нарративных принципов прозы писателя с принципами, определяющими специфические черты повествования, во-первых, литературных предшественников Карамзина - писателей-сентименталистов и просветителей такой величины как М. EL Муравьёв и А. Н. Радищев, во-вторых, современных ему авторов - представителей русского массового сентиментализма (В. В. Измайлова, П. И. Шаликова, Г. П. Каменева и других) и, в
399 См.: Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. [1939] М., 1999. С. 436; Гуковский Г. А- Карамзин и сентиментализм. Глава I. Карамзин // История русской литературы: В 10 т. Т. V: Литература первой половины XIX века. 4. 1. М.;Л., 1941. С. 80-81. третьих, его прямых литературных «потомков» - писателей-прозаиков первой половины XIX века-Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
В конце нашего исследования ещё раз выразим надежду, что интерес к творчеству Карамзина не угаснет, ибо, несмотря на то что более чем за целый век (напомним, что знаменитая книга В. В. Сиповского «Н. М. Карамзин, автор "Писем русского путешественника"» - первая в истории литературоведческого изучения писателя - увидела свет в 1899 году) было написано огромное количество работ о произведениях и личности самого писателя, многие проблемы остаются неразрешёнными по сей день и ждут своих исследователей. И завершить нашу диссертацию хочется словами Б. М. Эйхенбаума, наиболее адекватно отражающими принципиальную неисчерпанность и неисчерпаемость карам-зинских творений: «И можно прямо сказать, что мы ещё не вчитались в Карамзина, потому что неправильно читали. Искали буквы, а не духа. А дух реет в нём, потому что он, "платя дань веку, творил и для вечности"» 400.
400 Эйхенбаум Б. М. Карамзин // Эйхенбаум Б. М. О прозе: Сб. статей. Л., 1969. С. 213.
207
Список научной литературыТираспольская, Анна Юрьевна, диссертация по теме "Русская литература"
1.1. Карамзин Н. М. Записки старого московского жителя: Избранная проза. М, 1986.
2. Карамзин Н. М. Избранные сочинения: В 2 т. ML; Л., 1964.
3. Карамзин Н. М. Сочинения: В 9 т. М., 1820.
4. Карамзин Н. М. Евгений и Юлия (Русская истинная повесть) // Русская сентиментальная повесть. М., 1979. С. 89 94.
5. Карамзин Н. М. Фрол Силин, благодетельный человек // Русская литература XVIII века. (Под ред. Г. П. Макогоненко). Л., 1970. С. 688 689.
6. Н. М. Карамзин в переписке с императрицей Марией Феодоровной // Русская старина. СПб., 1898. Т. 96. Кн. X. Октябрь. С. 31-40.
7. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. Т. 13: Переписка 1815 -1827. М.;Л., 1937.
8. П. Литература на русском языке
9. АйхепвальдЮ. Карамзин//Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994. С. 518-522.
10. Алексеев П. П. Ресурсы продуктивности жанра «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина // Карамзинский сборник. Ч. I. Биография. Творчество. Традиции. XVIII век. Ульяновск, 1997. С. 84 100.
11. Алпатова Т. А. Образ реального и воображаемого «собеседника» в художественной структуре «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина // Карамзинский сборник: Творчество Н. М. Карамзина и историко-литературный процесс. Ульяновск, 1996. С. 116- 118.
12. Алпатова Т. А. «Повести Белкина» и «Наталья, боярская дочь» Н. М. Карамзина: к вопросу об организации повествования // Университетский Пушкинский сборник. М., 1999. С. 218 224.
13. Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.
14. Аникст А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М., 1983.
15. Антюхов А. В. Русская автобиографическая проза второй половины XVIII начала XIX веков: (Традиции и новаторство. Поэтика). Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1996.
16. Антюхов А. В. Русская мемуарно-автобиографическая литература XVIII века (Генезис. Жанрово-видовое многообразие. Поэтика). Автореф. дисс. . докт. филол. наук. М., 2001.
17. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
18. Арзуманова М. А. Русский сентиментализм в критике 90-х годов XVIII в. // Русская литература XVIII века. Эпоха классицизма. М.;Л, 1964. G. 197 -223.
19. АрьесФ. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
20. Аюпов С. М. Художественный мир русской прозы XVIII XIX вв. Очерки. Сыктывкар, 1994.
21. Аюпов С. М. Стилевые формулы Карамзина в романах Тургенева // Ка-рамзинский сборник: Национальные традиции и европеизм в русской культуре. Ульяновск, 1999. С. 41-49.
22. Багаутдинова Г. Г. Очерк Райского «Наташа» (роман И. А. Гончарова «Обрыв») и «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина // Карамзинский сборник. Ч. П. Восток и Запад в русской культуре. Ульяновск, 1998. С. 3 10.
23. Базанов В. Г. Оглядываясь на пройденный путь (К спорам о Державине и Карамзине) // XVIII век. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII начала XIX века. Сб. 8. Л., 1969. С. 18 - 24.
24. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики (Исследования разных лет). М., 1975.
25. Белкин Д. И. О своеобразии ориентального мира в произведениях Державина, Радищева и Карамзина // Карамзинский сборник. Ч. II. Восток и Запад в русской культуре. Ульяновск, 1998. С. 11-13.
26. Берков П. Н. Державин и Карамзин в истории русской литературы конца XVIII начала XIX века // XVIII век. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX века. Сб. 8. Л., 1969. С. 5 - 17.
27. Берков П., Макогоненко Г. Жизнь и творчество Н. М. Карамзина//Карамзин Н. М. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 1. М.;Л., 1964. С. 5 76.
28. Бешкарев А. А. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина. Проблемы поэтики. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Сыктывкар, 2003.
29. Бешкарев А. А. Традиция сентиментального путешествия в русской литературе конца XVIII начала XIX вв. (Н. М. Карамзин и В. В. Измайлов)
30. Вестник Сыетывкарского университета. Серия 9: Филология. Выпуск 4. 2001. С. 33-47.
31. Билинкис М. Я. Русская проза XVIII века: Документальные жанры. Повесть. Роман. СПб., 1995.
32. Биткинова В. В. К поэтшсе повести Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых учёных. Саратов, 1998. Вып. 2. С. 14-17.
33. Биткинова В. В. Повесть Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» в структуре альманаха «Аглая» // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых учёных. Саратов, 2001. Вып. 4. С. 71-73.
34. Благой Д. Д. Карамзин и его школа. Дмитриев // Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века. М., 1960. С. 526 569.
35. Бочаров С. Г. О реальном и возможном сюжете («Евгений Онегин») // Динамическая поэтика. От замысла к воплощению. М., 1990. С. 14 38.
36. БухаркинП. Е. Автор в трагедии классицизма (Предварительные замечания) // Автор и текст: Сборник статей под редакцией В. М. Марковича и Вольфа Шмида. (Петербургский сборник. Совместное серийное издание научных трудов. Выпуск 2). СПб., 1996. С. 84 104.
37. Бухаркин П. Е. Н. М. Карамзин человек и писатель - в истории русской литературы. СПб., 1999.
38. Бухаркин П. Е. О «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина (Эраст и проблемы типологии литературного героя) // XVIII век. Памяти Павла Наумовича Беркова (1896- 1969). Сб. 21. СПб., 1999. С. 318-326.
39. Бухаркин П. Е. Риторика и смысл: Очерки. СПб., 2001.
40. Валицкая А. П. Русская эстетика XVIII века. (Историко-проблемный очерк просветительской мысли). М., 1983.
41. Вацуро В. Э. Г. П. Каменев и готическая литература // XVIII век. Русская литература XVIII века и её международные связи: Памяти Павла Наумовича Беркова. Сб. 10. Л., 1975. С. 271-277.
42. Вацуро В. Э. Готический роман в России. М., 2002.
43. Вацуро В. Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм» // XVIII век. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII начала XIX века. Сб. 8. Л., 1969. С. 190 - 209.
44. Вацуро В. Э. «Сиерра-Морена» Н. М. Карамзина и литературная традиция // XVIII век. Памяти Павла Наумовича Беркова (1896 1969). Сб. 21. СПб., 1999. С. 327-336.
45. Вершинина Н. JI. К вопросу об «идиллической основе» повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» // Карамзинский сборник: Творчество Н. М.
46. Карамзина и историко-литературный процесс. Ульяновск, 1996. С. 15 24.
47. Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». 1904. М., 1999.
48. Виноградов В. В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М„ 1980.
49. Виноградов В. В. Раздел второй. Неизвестные сочинения Н. М. Карамзина//Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. С. 221-338.
50. Воронин В. С. Этическая модель мира в прозе Н. М. Карамзина // Карамзинский сборник. Ч. I. Биография. Творчество. Традиции. XVIII век. Ульяновск, 1997. С. 35-37.
51. Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. СПб., 1999.
52. Глухов В. И. «Евгений Онегин» Пушкина и повести Карамзина // Карамзинский сборник: Творчество Н. М. Карамзина и историко-литературный процесс. Ульяновск, 1996. С. 24-35.
53. Глухов В. И. «Моя исповедь» Карамзина в творческом сознании Достоевского // Карамзинский сборник: Национальные традиции и европеизм в русской культуре. Ульяновск, 1999. С. 50-62.
54. Гончарова О. М. Проблема национального самосознания в русской культуре конца XVIII века и творчество Карамзина // Карамзинский сборник. Ч. I. Биография. Творчество. Традиции. XVIII век. Ульяновск, 1997. С. 46-48.
55. Гуковский Г. А. Карамзин и сентиментализм. Глава I. Карамзин // История русской литературы: В 10 т. Т. V: Литература первой половины XIX века. Ч. 1. М.;Л., 1941. С. 55 105.
56. Гуковский Г. А. Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. Л., 1938.
57. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. 1939. М., 1999.
58. Гурвич И. А. О развитии художественного мышления в русской литературе (конец XVIII первая половина XIX в.). Ташкент, 1987.
59. Дебрецени Пол. Блудная дочь. Подход Пушкина к прозе. (Анализ художественной прозы Пушкина). СПб., 1996.
60. Егорова Н. О. Топика личного опыта и жанровые структуры русской литературы XVIII века // Жанры в историко-литературном процессе: Сборник научных статей. СПб., 2000. С. 16 25.
61. Есин А. Б. Психологизм в повествовательных произведениях (к постановке проблемы) // Культурологические аспекты теории и истории русской литературы. М., 1978. С. 14-19.
62. Ефимов А. И. История русского литературного языка. М., 1961.
63. Живов В. М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.
64. Жилякова Э. М. Традиции сентиментализма в романе Тургенева «Дворянское гнездо» // Проблемы метода и жанра. Вып. 17. Томск, 1991. С. 98 -114.
65. Залевская А.А., Каминская Э. Е., Медведева И. Л., Рафикова Н. В.
66. Психолингвистические аспекты взаимодействия слова и текста: Монография. Тверь, 1998.
67. Западов А. В. Н. М. Карамзин // Русская проза XVIII века. Т. 2. М.;Л., 1950. С. 225-236.
68. Зорин А. Л. Заметки о повести Н. М. Карамзина «Сиерра-Морена» // Культурологические аспекты теории и истории русской литературы. М., 1978. С. 70-73.
69. Зорин А. Л., Немзер А. С. Парадоксы чувствительности (Н. М. Карамзин «Бедная Лиза») // «Столетья не сотрут.»: Русские классики и их читатели. М., 1988. С. 7-54.
70. Зуева Е. В. Тургенев и Карамзин (По поводу письма И. С. Тургенева М.
71. А. Бакунину и А. П. Ефремову) // Карамзинский сборник: Творчество Н. М.
72. Карамзина и историко-литературный процесс. Ульяновск, 1996. С. 35 47.
73. Зюзин А. В. «Афинская жизнь» Н. М. Карамзина как философско-публи-цистический очерк // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых учёных. Саратов, 1998. Вып. 2. С. 12-14.
74. Иванов В. В., Топоров В. Н. К проблеме достоверности поздних вторичных источников в связи с исследованием в области мифологии // Труды по знаковым системам. VI. Тарту, 1973. С. 32 46.
75. Иванов В. И. Родное и вселенское. М., 1994.
76. Иванов М. В. Карамзин и проблемы русской сентиментальной прозы 1790-х- 1800-х годов. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. JL, 1976.
77. Иванов М. В. Поэтика русской сентиментальной прозы // Русская литература, 1975. № i.e. 115-121.
78. Иванов М. В. Судьба русского сентиментализма. СПб., 1996.
79. История русской переводной художественной литературы. Древняя Русь. XVIII век. Т. I. Проза. СПб., 1995.
80. Исупова С. А. Влияние Карамзина на раннее творчество И. И. Лажечникова // Карамзинский сборник: Творчество Н. М. Карамзина и историко-литературный процесс. Ульяновск, 1996. С. 122- 127.
81. Каменецкая С. Б. Н. М. Карамзин: два героя, два литературных типа эпохи Просвещения // Человек эпохи Просвещения. М., 1999. С. 105 119.
82. Каменецкая С. Б. «Рыцарь нашего времени» Н. М. Карамзина: Источники и литературная судьба. Автореф. дисс. канд. филол. наук. СПб., 1992.
83. Каменецкая С. Б. «Рыцарь нашего времени» Н. М. Карамзина в истории русской культуры (Русские и западноевропейские мотивы) // Карамзинский сборник. Ч. II. Восток и Запад в русской культуре. Ульяновск, 1998. С. 14-16.
84. Каменецкая С. Б. Темы и сюжеты М. Н. Муравьева в «Рыцаре нашего времени» Н. М. Карамзина // Карамзинский сборник: Творчество Н. М. Карамзина и историко-литературный процесс. Ульяновск, 1996. С. 47- 51.
85. Каменецкая С. Б. Фольклорные мотивы в неоконченном романе Н. М. Карамзина «Рыцарь нашего времени» // Карамзинский сборник: Творчество Н. М. Карамзина и историко-литературный процесс. Ульяновск, 1996. С. 52-65.
86. Канунова Ф. 3. Из истории русской повести (Историко-литературное значение повестей Н. М. Карамзина). Томск, 1967.
87. Канунова Ф. 3. Из истории русской повести конца XV1I1 первой трети XIX в. (Карамзин. Марлинский. Гоголь). Автореф. дисс. . докт. филол. наук. Томск, 1969.
88. Канунова Ф. 3., Кафанова О. Б. Карамзин и Жуковский. (Восприятие «Созерцания природы» Ш. Бонне) // XVIII век. Сб. 18. СПб., 1993. С. 187 -202.
89. Канунова Ф. 3. Карамзин и Жуковский (О восприятии первого трактата Руссо) // Карамзинский сборник: Национальные традиции и европеизм в русской культуре. Ульяновск, 1999. С. 16-25.
90. Канунова Ф. 3. Карамзин и Стерн // XVIII век. Сб. 10. Русская литература XVIII века и её международные связи: Памяти Павла Наумовича Беркова. Л., 1975. С. 258 264.
91. Канунова Ф. 3. Эволюция сентиментализма Карамзина («Моя исповедь») // XVIII век. Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. Сб. 7. М.;Л., 1966. С. 286 290.
92. Кауфман А. Карамзин, карамзинисты, антикарамзинисты: к 150-летию со дня рождения «первого русского историка» (1 дек. 1766 1916 гг.) // Наша старина. 1916, № 12. С. 902 - 908.
93. Кислягина Л. Г. Формирование общественно-политических взглядов Н. М. Карамзина (1785 1803 гг.). М., 1977.
94. Кислягина Л. Г. Н. М. Карамзин как явление европейской культуры эпохи Просвещения // Человек эпохи Просвещения. М., 1999. С. 48 61.
95. Ковалёва Ю. Н. Карамзин и Тургенев: к проблеме преемственности в выражении авторской позиции // Карамзинский сборник: Творчество Н. М.
96. Карамзина и историко-литературный процесс. Ульяновск, 1996. С. 127-131.
97. Ковалевская Е. Г. Анализ текста повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» // Язык русских писателей XVIII века. Л., 1981. С. 176 193.
98. Ковтунова И. И. «Несобственно-прямая речь» в языке русской литературы конца XVIII первой половины XIX в. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1956.
99. Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе ХЗХ XXвв. М., 1994.
100. Коропова М. А. Карамзин и Жуковский. История литературных отношений. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 2003.
101. Коханова С. Б. Диалог с читателем в повестях Н. М. Карамзина: (К проблеме эволюции творческого метода писателя) // Историко-литературный сборник. Тверь, 1999. С. 32-43.
102. Кочеткова Н. Д. Идейно-литературные позиции масонов 80 90-х годов XVIII в. и Н. М. Карамзин // Русская литература XVIII века. Эпоха класс-сицизма. M.;JI., 1964. С. 176- 196.
103. Кочеткова Н. Д. Карамзин Николай Михайлович // Словарь русских писателей XVIII века. Т. 2. СПб., 1999. С. 32 43.
104. Кочеткова Н. Д. Карамзин Николай Михайлович // Три века Санкт-Петербурга: Энциклопедия: В 3 т. Т. 1: Осьмнадцатое столетие: В 2 кн. Кн. 1: А-М. (Отв. ред. П. Е. Бухаркин). 2-е изд., испр. СПб.; М., 2003. С. 436-438.
105. Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма (Эстетические и художественные искания). СПб., 1994.
106. Кочеткова Н. Д. «Исповедь» в русской литературе конца XVIII в. // На путях к романтизму: Сборник научных трудов. Л., 1984. С. 71 99.
107. Кочеткова Н. Д. Проблема «ложной чувствительности» в литературе русского сентиментализма // XVIII век. Сб. 17. СПб., 1991. С. 61 72.
108. Кочеткова Н. Д. Проблемы изучения литературы русского сентиментализма // XVIII век. Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII века. Сб. 16. Л, 1989. С. 32 43.
109. Кочеткова Н. Д. Глава 9. Карамзин и литература сентиментализма // Русская литература и фольклор (XI XVIII вв.). Л., 1970. С. 351 — 389.
110. Кочеткова Н. Д. Русский сентиментализм (Н. М.Карамзин и его окружение) // Русский романтизм. Л., 1978. С. 18-37.
111. Кочеткова Н. Д. Сентиментализм. Карамзин//История русской литературы: В 4 т. Т. 1. Л., 1980. С. 726-764.
112. Ш. Литература на иностранных языках
113. Anderson R. В. N. М. Karamzin's Prose: The Teller in the Tale. A Study in Narrative Technique. Houston, 1974.
114. Bachtold R. Karamzins Weg zur Geschichte. Basler Beitrage zur Geschichts-wissenschaft. Band 23. Basel, 1946.
115. Bilenkin V. The Sublime Moment: "Velichestvennoe" in N. M. Karamzin's "Letters of a Russian Traveler" // Slavic and East European Journal. Vol. 42, No. 4. Winter 1998. P. 605 620.
116. Brang P. Studien zu Theorie und Praxis der russischen Erzahlung 1770 1811. Wiesbaden, 1960.
117. Cross A.-G. N. M. Karamzin: A Study of his Literary Career (1783 1803). London; Amsterdam, 1971.
118. Essays on Karamzin: Russian Man-of-letters, Political Thinker, Historian, 1766- 1826. (Edited by J. L. Black). The Hague; Paris, Mouton, 1975.
119. Hammarberg G. From the Idyll to the Novel: Karamzin s Sentimentalist Prose. Cambridge, 1991.
120. Kocetkova N. D. Zur Geschichte des Gedichtes „Die Gesetze verurteilen." von N. M. Karamzin // Studien zur Geschichte der russischen Literatur des 18. Jahrhunderts. Bd. 4. Berlin, 1970. S. 367-372.
121. KowalczykW. Prosa Mikolaja Karamzina: Problemy poetyki. Lublin, 1985.
122. Kowalczyk W. Smiech i Satyra w Tworczosci Mikolaja Karamzina // Slavica Lublinensia et Olomucensia. Т. III. Lublin, 1982. S. 39 46.
123. Lanser S. S. The Narrative Act: Point of View in Prose Fiction. Princeton, 1981.
124. Monk S. H. The Sublime: A Study of Critical Theories in XVIII Century England. New York, 1935.
125. Nebel H. M. N. M. Karamzin, a Russian Sentimentalist. The Hague; Paris, Mouton, 1967.
126. Neuhauser R. Towards the Romantic Age. Essays on Sentimental and Prero-mantic Literature in Russia. The Hague, 1974.
127. Rothe H. N. M. Karamzins europaische Reise: Der Beginn des russischen Romans. Berlin; Zurich, 1968.
128. Schmid W. Diegetische Realisierung von Sprichworten, Redensarten und semantischen Figuren in Puskins "Povesti Belkina" // Wiener Slawistischer Almanach. 1982. Bd. 10. S. 163 195.
129. Simpson M. S. The Russian Gothic Novel and its British Antecedents. Columbia, Ohio, 1986.
130. StanzelF. K. Typische Formen des Romans. Gottingen, 1965.
131. Summers M. The Gothic Quest. A History of Gothic Novel. London, 1938.
132. TosiA. Sentimental Irony in Early Nineteenth-Century Russian Literature: The Case of Nikolai Brusilov's "Bednyi Leandr" // Slavic and East European Journal. Vol. 44, No. 2. Summer 2000. P. 266 286.