автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему:
Позднеэллинистическая рельефная керамика Пергама

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Герасимова, Мария Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.12
Диссертация по истории на тему 'Позднеэллинистическая рельефная керамика Пергама'

Текст диссертации на тему "Позднеэллинистическая рельефная керамика Пергама"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА

Кафедра всеобщей истории искусства

ГЕРАСИМОВА Мария Валерьевна

НОЗДНЕЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ РЕЛЬЕФНАЯ КЕРАМИКА

ПЕРГАМА

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, специальность № 07.00.12

Научный руководитель: Кандидат искусствоведения Никулина Н.М.

Москва 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

Глава 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ПЕРГАМСКОЙ РЕЛЬЕФНОЙ КЕРАМИКИ..........................................................................................................10

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ. ИСТОКИ РЕЛЬЕФНОЙ КЕРАМИКИ ПЕРГАМА....................................25

Глава 3 . РЕЛЬЕФНАЯ КЕРАМИКА ПЕРГАМА. ТИПОЛОГИЯ ФОРМ, СЮЖЕТЫ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ДЕКОРАЦИИ.

Основные формы пергамских рельефных сосудов, их становление и

способы

изготовления.........................................................................................................69

Приемы декорации рельефной керамики из Пергама. Сюжеты рельефов и назначение

сосудов..................................................................................................................100

Глава 4 . СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРГАМСКИХ РЕЛЬЕФНЫХ СОСУДОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПАМЯТНИКОВ ИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОЛЛЕКЦИЙ.

Стиль пергамской рельефной керамики второй половины II в. до н.э. -

первой половины I в. до н.э............................................................................132

Развитие стиля рельефной керамики Пергама второй половины I в. до н.э. -I в. н.э............................................................................................................159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................182

БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................190

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.............................................................................195

ВВЕДЕНИЕ

История художественной культуры эллинизма была бы не полной , если не обратиться к анализу наиболее массового и популярного ее вида, которым является декорагавно-прикдадное искусство. Рассматриваемая в данной диссертации пергамская рельефная керамика - оригинальная и самостоятельная область этого искусства в эпоху позднего эллинизма. Она имеет большое значение для дальнейшего развития античной керамики в римскую эпох}-. Мастера-керамисты начали с прямых подражаний торевтам, работавшим по металлу, но открыли при этом в своем материале новые изобразительные возможности и достигли высокого технического совершенства, довольно быстро обособившись от произведений торевтики. Перерабатывая традиции монументального рельефного искусства и живописи, сочетая их с достижениями других видов прикладного искусства (терракоты, мелкой бронзовой пластики, торевтики, глиптики), эти мастера находят особую образную выразительность и делают свои технические открытия. Путь синкретизма, использования различных заимствований в их творческой переработке, по существу характерен для всех видов эллинистического искусства, в том числе и декоративно-прикладного, поэтому рельефная керамика Пергама - показательное явление этого времени. Она дает представление и о жизни данной эпохи. Ее сюжеты отражают весь спектр интересов, представлений и пристрастий своего

ВПЙМЙНИ —""

Актуальность изучения рельефной керамики Пергама с точки зрения стиля состоит в том, что она ярко выявляет особенности таких ваз как памятников художественной культуры эллинизма. Анализ развития стиля этих вещей демонстрирует характерные черты пергамской рельефной керамики на протяжении трех веков, уточняет датировки некоторых памятников, позволяет дать их классификацию. Также вещи наглядно показывают тесные связи между различными видами декоративно-прикладного искусства.

Данные произведения прекрасно иллюстрируют помимо этого и особую значимость декоративно-прикладного искусства в эллинистическую эпоху. В этот период тесно сочетался интерес к быту и вещи с тягой к роскоши, которая охватила широкие слои населения. Массовое потребление дорогих предметов привело к появлению имитационных техник, которые, как и рельефная керамика, становятся самостоятельными отраслями прикладного искусства.

Важное значение и полноправное место лучших предметов декоративно-прикладного искусства подчеркивается и тем, что поэты стали часто уделять особое внимание описанию сюжетов, которые на них изображались. Так, Феокрит в "Идиллии I. Тирсис или Песня" подробно описывает кубок, который Козопас обещает в награду за пение, перечисляя все изображенные сюжеты (спор мужчин из-за женщины, старик-рыбак, мальчик, собирающий виноград, лиса, стащившая его сыр). По-прежнему это вещь греческого типа (вещь-герой), которая описывается как индивидуальность, замкнутый, самодовлеющий мир в себе."Однако, появление имитационных техник и производство этих изделий на нотке начинают изменять такое представление о вещах.

Изучение яергамских рельефных сосудов показывает высокий уровень массового производства в этот период и огромное значение технического прогресса. С одной стороны, массовость изготовления и тиражирование вели к упрощению и унификации форм самих сосудов и их декора, повторяемости образов. А с другой стороны, массовость давала эллинистическим мастерам большую вариативность, разнообразие их интерпретации. Многообразие штампов давало интересную возможность по-разному их комбинировать и таким образом избегать частой повторяемости. Данная техника прекрасно показывает изобретательность и творческую фантазию мастеров.

Пергамские вазы изготовлялись на потоке, но художественный вкус мастера всегда корректировал, определял их уровень. Наблюдается большая изобрета-

1 Акимова Л.Античный мир.вещь и миф.Вопросы искусствознания,!994,.№2-3, с.62.

тельность в выборе формы сосуда, сюжета, в комбинации штампов и в самом размещении рельефов на поверхности изделия. Художественная ценность пергам-ских рельефных сосудов особенно возросла в I в.н.э.. когда мастера стали доделывать рельефы от руки, внося в них изысканность миниатюры и артистизм исполнения. Пергамские мастера суммирую! достижения различных видов искусства, в результате рождается новое качество.

Сюжеты пергамских рельефных сосудов - это не просто их украшение. Важно отметить, что все они изначально имели культовый смысл, но потом стали даваться обытовленно, в духе времени. Эта рельефы - своего рода энциклопедия жизни эллинистического мира во всем ее многообразии и противоречивости. Они показывают все типичные черта эллинистической культуры и искусства, обнаруживая тенденции к архаизации, классицизированию и. одновременно, -усилению иллюзионистичности. В изображениях на пергамских сосудах нашли свое отражение популярные хтонические культы, культ плодородия, различных религиозных мистерий и философских учений. В трактовке многих сюжетов заметны свойственные позднеэллиниегическому искусству занимательность, назидательность и ироничность. Включение сюжета в современную жизнь, вплоть до его обытовления, приближает изображение к реальности.

В стилистической трактовке рельефов можно выявить ряд черт, присущих пергамской художественной школе. Перенос в миниатюру качеств монументального рельефа дало ей патетику и особую жизненную убедительность. Рельефная керамика взяла лучшие черты скульптурной школы, что позволяет нам существенно расширить представления о специфике Пергама как художественного центра эпохи эллинизма. Пергамская керамика - это не только памятники эллинистического искусства, но и часть археологических комплексов.

Пергамская рельефная керамика имела широкий сбыт и была распространена по всему Древнем}' миру, от Малой Азии и островов Эгейского моря до Северного Причерноморья. Эти сосуды не только экспортировались в многие города, но и служили образцом для подражания. Так, боспорекие мастера повторяли сю-

жеты и некоторые технические приемы мастеров Пергама. Произведения пергам-ской рельефной керамики входят в состав лучших музейных коллекций, в том числе и в отечественных собраниях. Они и служат основой данного исследования.

Сложные торговые и политические связи Пергама с Римом отразились и в художественном взаимодействии этих центров. Несомненно, что римская аретшн-ская керамика впитала в себя эллинистическую традицию, где важнейшую роль играла пергамская рельефная керамика. Ока существовала и в конце I - начале II века н.э., продолжая тиражировать достижения эллинистической эпохи, но ее расцвет уже прошел.

Пергамские мастера I в. н.э. взаимодействовали с традицией римской арет-тннской керамики, хотя она была иной. Керамика из Ареццо - самостоятельное явление римского искусства, однако в нем сказалось некоторое влияние пергам-ских мастерских, проявившись в формах сосудов (особенно скифосов) и в приемах их декорации - размещение растительных гирлянд на поверхностях изделий. Более прочная в результате улучшения качества глины, обжига и лака, керамика из Ареццо преодолела традиционную расплывчатость глиняного рельефа, с которой боролись пергамские мастера. При этом она совершенно утеряла живость и непосредственность в изображении, хотя и усилила его декоративность.

Целью работы является показ того, что рельефная керамика Пергама была показательным явлением эллинистического декоративно-прикладного искусства,-особой страницей развития греческих фигурных сосудов. Ее влияние и некоторые отголоски актуальны для подобных сосудов последующих эпох2.

^ Отголоски их наблюдаются в последующие художественные эпохи, в глазурованной рельефной керамике Средневековья и Возрождения. В Италии конца XIV - XV вв. пользовались известностью мастерские Дукки делла Роббиа и его семьи, которые делали майолики - нарядные глиняные рельефы, покрытые цветной глазурью. Первоначально эта глазурь была только синей и белой, но затем становится полихромией. Особе*оюстыо майоликового производства было то, что делались уже не миниатюры для украшения сосудов, а монументальные произведения для декорации архитектурных сооружений. Типом изображен?«! стал рельефный медальон с религиозным сюжетом, чаще всего - Мадонна с младенцем, обрамленный сначала скромно, а затем все более пышными гирляндами плодов, цветов и ветвей. В этом отчетливо проявляется связь с античной традицией.

Задачами данного исследования стали рассмотрение рельефной керамики как особого направления в художественной школе Пергама и уточнение роли этой школы в эллинистической культуре в целом. Кроме того, для полноты представлений об этом явлении очень важно было исследовать именно его стилистику, что дает возможность выделить признаки, по которым можно отнести вазы к пергамской школе и уточнить датировки целого ряда сосудов.

Параллельно существовавшая расписная и лаковая керамика Пергама интересны нам ке только как характерные части художественной культуры данной эпохи, но и как основа для формирования собственно рельефной керамики. В данной работе проанализированы связи лаковой, распиской и рельефной ксрамики,а также специфика влияния торевтики на эти виды керамического производства.

На матеоиале рельефной кеоамики здесь показаны художественно-стилистические и технические особенности этого вида декоративно-прикладного искусства. В данной работе впервые пергамские вазы из отечественных коллекций, найденные в Пантикапее и мирмекии, собраны вместе и классифицированы на основании стилистического анализа с привлечением произведений декоративно-прикладного искусства, живописи и монументальной скульптуры данного центра. Это позволило уточнить круг памятников из Пергама, их датировки и проследить эволюцию стиля этих вещей. Основное внимание в диссертации уделено вазам с

В истории искусства есть и еще один период, когда керамический рельеф, покрытый глазурью, был очень популярен. Это - качало XVIII в., время изобретения фарфора в Европе. Керамический рельеф вновь стал миниатюрным и соединился с гладкой поверхностью сосуда. Снова яюиимы растительные гирлянды, которые еще и расписывались цветными красками для большего натуралистического сходства. Кроме рельефных миниатюр изготовлялись в большом количестве жанровые статуэтки, как бы отделившиеся от этих миниатюр.

Точки соприкосновения с керамикой Пергама имеет и продукция Веджвуда, также ориентировавшегося на античные образцы. Эта ориентация была программной и соответствовала моде рубежа ХУШ-Х1Х вв. В композиции и даже в цветовом решении фарфоровых портретных медальонов этой мануфактуры заметно влияние эллинист!гческих камей.

Здесь также '¡увствуются отголоски традиций зллпк;;стгг= [сской рельефной керамики. На этой мануфактуре изготавливались и вазы, украшенные фигуративными и растительными рельефами, что тоже показывает связь с античной традицией.

накладными рельефами, так как «мегарские»чаши из Пергама уже были подробно исследованы С, Коваленко,

Для более полного и детального раскрытия темы, выявления истоков, формирования и развития рельефной керамики Пергама, было целесообразно расширить хронологические рамки исследования. Автор не ограничивается формальной датой окончания эллинистической эпохи, а продолжает свой анализ до момента окончательного упадка этого вида керамического производства в I -И в.н.э. Подобные временные рамки помогают представить исследование в более целостном виде, четче выявить эволюцию стиля рельефной керамики Пергама.

Источниковедческая база диссертации обтпирна и многообразна. Ее основу составили памятники из отечественных собраний, особенно из Государственного музея изобразительных искусств имени A.C. Пушкина. Государственного исторического музея. Государственного Эрмитажа и Института истории материальной культуры, а также публикации пергамских памятников в отечественных и зарубежных научных изданиях.

Спецификой состояния научной разработки проблемы стало рассмотрение этих памятников в -художественно-историческом и историко-археологическом контексте. Для памятников из зарубежных коллекций была проведена классификация форм и составлен иконографический свод основных сюжетов. Отечественные памятники пока ие прошли такую обработку. Важным представляется также выявление особенностей стиля пергамской рельефной керамики, которые показывают важное место этих вещей в художественной школе данного центра.

Научная новизна исследования состоит в классификации форм и стилевых особенностей пергамских сосудов, происходящих из отечественных коллекций с учетом последних достижений в этой области и уточнении некоторых датировок. Показана эволюция этого вида изделий с привлечением широкого круга памятников из различных мировых коллекций. Сделана попытка проследить процесс адаптации металлического прототипа в керамике, определить типичные приемы декорации и выявить круг Сюжетов. Большое значение уделено анализу стиля рельеф-

ных изображений и орнаментальных вставок, который позволяет выявить особенности использования в миниатюре достижений монументального искусства Пер-гама, уточнить ряд датировок сосудов. Рельефная и расписная керамика Пергама рассматриваются вместе, что позволяет четче выявить линию развития.

Практическая ценность исследования состоит в том, что его результаты могут оыть использованы в музейной и археологической практике, но и важны для широкого круч а людск, йнгсрссующихся проблемами культуры и искусства злли-

V ''УД" 5 ^ »^Ч. Г "Г V Г"

.^ТЛИТ И^} ЙЙ^ТОНИ" гт у рут^п Т^ЫГ ¡/^ ЦЛТГТТГТ ТГ /лгггл ГТМЛ.ГП/) ХЛ и

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ПЕРГАМСКОЙ РЕЛЬЕФНОЙ

КЕРАМИКИ

Историография по интересующей нас теме по существу невелика. О рельефной керамике и о керамике Пергама в целом написано довольно мало. Благодаря немецким исследователям пергамская группа керамики оказалась самой многочисленной среди эллинистических групп. Ее памятники хорошо сохранились, поэтому они подробно описаны и разносторонне изучены. Кроме пергамской, зарубежные исследователи,особенно в начале XX века , уделяли некоторое внимание описанию делосской, приенской и александрийской школ, которые в последствии были практически забыты позднейшими исследователями.

Отметим, что вся пергамская керамика первоначально рассматривалась вместе без хронологической дифференцированности и выделения отдельных стилистических групп. В анализе данного материала прослеживается историко-археологический описательный подход. Памятники рельефной и расписной керамик часто рассматриваются в одной работе, но как две обособленные группы, их связи между собой не исследуются. Использовавшиеся чуть позже иеторико-кулыурологический и искусствоведческий анализы более полно и разносторонне рассматривали эти вещи, но обособленность этих групп сохраняется. Такая ситуация характер�