автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Керамика эллинистической Армении как исторический источник
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Тер-Мартиросов, Феликс Иванович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Классификация керамических сосудов, виды орнаментации
ГЛАВА П. Зооморфные сосуды и терракотовые статуэтки
ГЛАВА Ш. Наблюдения по технологии производства керамики
ГЛАВА 1У.Историко-экономические наблюдения
Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Тер-Мартиросов, Феликс Иванович
В многовековой истории Армении особое место занимает эллинистический период - время окончания формирования армянского народа, усиления армянского государства и его выхода на сцену мировой истории. Естественно, что изучение этого периода истории Армении уже давно привлекало внимание арменоведов и исследователей античного мира. Однако до недавнего времени исследования этого периода в основном опирались на данные письменных источников, что обуславливалось слабым археологическим изучением памятников Армении античного времени. Лишь с развертыванием в советское время широких систематических археологических работ всю большую роль в изучении истории страны начинают играть исследования и интерпретация археологического материала. Его значение для понимания истории Армении тем более важно, что в отличие от других эллинистических государств Ближнего Востока, о которых имеются многочисленные сведения древних авторов и где сохранился богатый и разнообразный эпиграфический материал, способствующие лучшему пониманию событий прошлого, Армении в трудах античных историков отводится более скромное место. В основном она упоминается в связи с военными походами римских полководцев, к тому же сведения о ней в ряде случаев тенденциозно искажены. Из армянской историографии наибольшее внимание вопросам древней истории уделено в труде Мовсеса Хоренаци - автора У в., опиравшегося как на сведения не дошедших до нас письменных источников, так и на народные предания, бытовавшие в его время /106/. Однако по целому ряду причин история Мовсеса Хоренаци не может служить полным и объективным источником для разрешения цет лого ряда вопросов . Эпиграфические данные Армении этого време
I. Разбору труда Мовсеса Хоренаци посвящена работа Саркисяна Г.Х.
133/. См. там же литературу по этому вопросу. ни пока малочисленны - около трех десятков памятников - и скудны по содержанию. Кроме того, данные письменных источников в основном освещают внешнюю политику страны, взаимоотношения царей со знатью, крайне глухо отражая или вовсе опуская вопросы социального характера. Поэтому необходимость исследования археологических данных для получения целостной картины жизни страны уже давно отмечалась историками /44, с.73; 132, с.29/. Ряд работ такого характера проделан по предметам искусства и нумизматическому материалу /12; III/. Археологическое изучение памятников Армении античного времени позволило познать многие черты культуры страны, ее самобытный характер, высокий уровень развития материальной культуры и характер ее связей с соседними государствами. Все большее внимание начинает уделяться изучению рядового археологического материала, в том числе и самого массового археологического материала -керамики.
Некоторое запоздание в обращении к керамическому материалу объясняется сравнительно небольшим сроком археологического исследования античных памятников Армении, систематическое археологическое изучение которых началось в 1949 году, и небольшим числом исследуемых памятников.
При этом необходимо отметить, что рядовой массовый материал, каким является керамика, в отличие от письменных источников и отчасти нумизматического материала и произведений искусства, лишен субъективной политической направленности и является по своему характеру наиболее объективным источником. С другой стороны, несомненно, эти данные могут быть полноценными лишь при сочетании их с данными письменных источников и другого археологического материала.
Попытке постановки и разрешения ряда историко-экономических вопросов эллинистической Армении с использованием керамического материала, как одного из основных исторических источников, посвящена настоящая работа.
С этой целью изучен керамический материал Гарни, Армавира (раскопки Б.Н. Аракеляна, Г.А. Тирацяна), который явился основой работы, и привлечен опубликованный материал из других памятников Армении; кроме того, частично используется материал из раскопок автора в Тачарабаке и Ширакаване. Автор также принимал во внимание наблюдения по керамике Арташата, в раскопках которого он принимал участие в 1970-1975 гг.
Предметом исследования является керамическая посуда Армении 1У-1 вв., а также керамические бытовые устройств. В работе не рассматривается поливная керамика античного времени, а также строительная керамика и предметы керамического импора Армении, так как они являются материалом для отдельных, специально им посвященных работ.
Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. Составление типологии форм керамики и ее орнаментации.
2. Рассмотрение ряда вопросов технологии керамического производства.
3. Определение характера и степени изменений керамики эллинистического времени по сравнению с керамикой предшествовавшего периода, прослеживание развития керамики эллинистического времени.
4. Определение преемственных связей материальной культуры (в основном керамики) Армении с предыдущей эпохой. Выявление генезиса расписной керамики античной Армении.
5. Определение назначения сосудов типа фляг. Выявление характера и направленности торговых связей Армении на раннем этапе.
6. Рассмотрение символики и манеры изображений ряда терракотовых статуэток и керамических изделий для освещения некоторых черт культов древней Армении.
Все полученные выводы сопоставлялись с уже известными данными по истории Урарту, Армении и античного мира. При этом большое значение придавалось изучению трудов Б.Б. Пиотровского, С.Т. Еремяна, И.М. Дьяконова, Г.А. Меликишвили, С. Кроля, Б.Н. Араке-ляна, В.Д. Блаватского, А.А. Мартиросяна, Г.Х. Саркисяна, Г.А. Тирацяна и др.
В результате рассмотрения керамического материала в качестве исторического источника удалось выявить характер развития керамического производства страны, отражающий общие черты развития экономики Армении эллинистического времени. Выдвинутая гипотеза о местном происхождении расписной керамики античной Армении и вследствие этого - рассмотрение и постановка вопроса о характере преемственности культур племен Армянского Нагорья и государств Урарту и Армении могут способствовать более полному и ясному пониманию и изучению вопроса о генезисе армянского народа и характере развития его культуры. Предположение о служении фляг транс-потрно-торговой тарой древних обществ может способствовать более полному выявлению торговых связей древнего мира. Рассмотрение керамического материала выявило некоторые новые черты культа древней Армении и прояснило ранее неясное сообщение историка У в. Мовсеса Хоренаци.
Сравнительно короткая история археологического изучения и малое число исследованных памятников Армении античной эпохи обусловили наличие целого ряда задач и вопросов перед исследователями материальной культуры этой эпохи, что отражается и на степени изученности керамического материала. Первые систематические раскопки античных памятников Армении начались в 1949 г. При проводимых ранее археологических разведках древнего Армавира /175; 138/ и расчистке храма в крепости Гарни /130; 174, с.23-42/ не обращалось должного внимания на археологический материал. Раскопки некрополя древнего Вагаршапата, давшие материал первых веков н.э., носили кратковременный характер /63/.
Наличие своеобразных черт керамики Армении античной эпохи также затрудняло ее определение и изучение.
Большие затруднения вызываются также тем, что археологическое исследование памятников античной Армении проводится лишь на территории Советской Армении, а материал этой эпохи из других областей почти неизвестен, что мешает прослеживанию связей изучаемых памятников с античным миром. Исследователю часто приходится прибегать к гипотетическим построениям для воссоздания единой цепи в изучении материальной культуры эллинистической Армении.
Поэтому естественно, что первоначальной задачей археологов Армении было выявление материалов античной эпохи, установление датировки, типологии и их публикация. Первой такой работой является публикация Б.А. Куфтиным расписного кубка из Армавира и рса-писной фляги из-нахичеванской Куль-тапа, отнесение их к эллинистическому времени /83, с.95/. Развернувшиеся с 1949 г. под руководством Б.Н. Аракеляна раскопки крепости Гарни дали исследователям богатый археологический материал с эпохи энеолита по средневековье включительно, в том числе и керамику античного времени, часть которой была описана в первых двух выпусках отчета раскопок /7; 8/.
В 1961 году А.А. Мартиросян при публикации спаренного расписного горшочка высказал предположение о возможной связи расписной керамики Армении с расписными сосудами из Цалки ахеменидского времени /95, с.143/. В том же году А.О. Мнацаканяном и Г.А. Тира-цяном при рассмотрении материалов Джраратского могильника высказано предположение о возможности возникновения ряда форм керамики раннеармянского (ахеменидского) времени от урартских прототипов /104/. Проводившиеся в это время раскопки крепости Ацаван также дали новый материал для исследователей эллинистического времени /155; 156/. Все это способствовало появлению в 1965 г. специальной работы "О расписной керамике древней Армении" /157/ - первой попытки рассмотреть в общем вопрос расписной керамики античной Армении. В ней Г.А. Тирацян дал описание ряда сосудов, привлек большое количество сопоставительного материала как раннего, так и античного времени с территории Армении, соседних стран и античного мира. Он предполагает возможность возникновения данной керамики под влиянием ахеменидской или фригийской керамики, более склоняясь к мысли о возникновении, развитии и распространении расписной керамики Армении под влиянием эллинистической Греции; им даже рассматриваются возможные пути проникновения данной керамики из Греции в Армению. Отмечая, что основная масса керамики относится к эллинистическому времени, автор все же расширил датировку ее с У в. до н.э. - Ш в.н.э. Несмотря на большую осторожность в выводах, практически заставляющую исследователей вновь обращаться к решению поставленных в работе вопросов, сильной стороной ее являются сама постановка вопроса и поиски путей ее разрешения. Нужно отметить, что данная работа почти на десятилетие определила пути поисков исследователей. Мысль о связи расписной керамики Армении с керамикой эллинистического мира была поддержана и другими исследователями. Ж.Д. Хачатрян при публикации материала погребения из с. Гехадир также высказал мнение о связи и непосредственном воздействии керамики эллинистической Греции и Переднего Востока на керамику Армении. При этом он сузил нижнюю границу бытования расписной керамики Армении I в.н.э. /182/. Эти же положения отражены в его кандидатской диссертации /183/.
В 1968 г. Г.А. Тирацян развивает поставленные им ранее вопросы о преемственности материальной культуры Урарту и Армении, привлекая для этого такой керамический материал, как двуручные кубки, фиалы, спаренные горшочки /158/.
В 1969 году Б.Н. Аракелян, обобщая результаты раскопок древнего Армавира, рассматривая наряду с другими материалами и керамику, относит значительную часть расписной керамики к Ш-I вв. до н. э. /9/.
Расширение археологического материала происходило за счет исследования и публикаций образцов керамики из коллекции Государственного исторического музея Армении, которые в 1970 году публикует Г.А. Тирацян, датируя их У-I вв. до н.э. /160/.
В том же году Ж.Д. Хачатрян рассмотрел типологическое развитие чаш-фиал от урартских образцов до позднеэллинистических /184/. Автор поытался удревнить расписную керамику с территории Советской Армении, опираясь на датировку расписной керамики из памятника Алтын-тепе в западной части исторической Армении.
Тогда же автором на сессии молодых научных сотрудников Института археологии и этнографии АН Арм.ССР был прочитан доклад об использовании тониров в Армении в античную эпоху в качестве бытовых печей и печей для обжига керамики /139/. В 1971 году на Всесоюзной археологической сессии автором был сделан доклад о расписной керамике Армении, в котором рассматривались классификация типов сосудов и манера их орнаментирования /140/. При этом он относит время зарождения расписной керамики к раннеармянскому (ахеменидскому) периоду, ее расцвет - к Ш-П в.в. до н.э., начало упадка - к I в. до н.э., что в общем соответствовало принятой датировке расписной керамики.
В том же году выходит статья Г.А.Тирацяна, посвященная вопросам классификации и периодизации керамики, в которой рассмотрены 17 форм сосудов, их возможные прототипы, а также вопросы стратиграфии Армавирского холма; при этом отмечалась затруднительность разделения послеурартских слоев /161/.
Наряду с публикацией и рассмотрением общих вопросов керамики античной Армении усиливается прослеживание типологии отдельных форм. В 1971 году ИД. Карапетян в статье, посвященной разбору чаш-мисок, исходя из типологических и стратиграфических наблюдений, прослеживает развитие данной формы сосудов, подразделяя их на разные группы и видя их общий прототип в урартской керамике /66/. При рассмотрении другого типа сосудов, алабастронов, Г.А. Тирацян, датируя их ахеменидским и эллинистическим временем, высказал предположение об их функциональном назначении в качестве посуды для цветов /159/.
С 1972 года Г.А. Тирацяном публикуются отчеты результатов раскопок Армавирской экспедиции, которую он возглавил с 1970 года. Здесь среди другого материала публикуются керамические изделия, в том числе терракотовые статуэтки. При этом большое значение придается стратиграфическим наблюдениям /161; 163; 164; 165/. Им же посвящена и работа автора "К стратиграфии Армавирского холма" /143/. Разработка вопросов стратиграфии древнего Армавира во многом способствовала выявлению эллинистического материала, в том числе керамического.
В 1973 году И.А. Карапетян продолжила исследования по типологии керамического материала из Армавира на курильницах, датируя их ахеменидским и эллинистическим временем /67/.
Развернувшиеся с 1970 года раскопки столицы античной Армении - древнего Арташата под руководством Б.Н. Аракеляна дали богатый археологический материал. В 1973 году автором было опубликовано несколько терракот из подъемного материала /141/. При этом было сделано заключение о местном производстве терракот. Выявлено два направления в изготовлении статуэток: одного - близкого к эллинистическим традициям, другого - связанного с местными восточными традициями. Идентифицирована статуэтка матери с ребенком как богиня Анаит.
В 1974 году автором была опубликована работа "О происхождении расписной керамики античной Армении", где исходя из рассмотрения характера орнаментации керамики Армении и прилегающих к ней территорий, а также из исторической ситуации на территории Армянского нагорья с конца П тыс. до н.э. по I в. н.э., выдвигается предположение о преемственности расписной керамики античного времени с расписной керамикой, бытовавшей здесь в конце П - начале I тыс. до н.э. /143/. Носителями этой керамики были местные племена, покоренные впоследствии урартами. Их материальная культура, в том числе и расписная керамика, была оттеснена на второй план. В дальнейшем, с падением Урарту,она вновь распространяется по всей территории страны.
В том же году А.А. Мартиросян в монографии "Аргиштихинили" при рассмотрении образцов расписной керамики, найденной на территории города, затронул вопрос о происхождении расписной керамики, предполагая, что она преемственно связана с керамикой Ирана /97, с.58-69/.
Продолжающееся увеличение числа новых исследуемых памятников влечет за собой постоянное увеличение археологического материала античной эпохи. В 1974 году Г. Кочарян публикует керамику эллинистического времени из Двина /79/. Ж.Д. Хачатрян и А.Г. Ка-нецян публикуют материалы по УШ холму Арташата, где авторы выделили слой эллинистического времени и образцы керамики этого периода /185/. Б.Н. Аракеляном были подведены итоги первых лет археологического изучения Арташат по результатам I и УШ холмов /10/. Рассмотрены история города Арташата, стратиграфические наблюдения, исторические выводы и опубликованы находки экспедиции, в том числе керамический материал и терракотовые статуэтки. Этот же материал помещен и в популярной брошюре "Древний Арташат"
II/.
В 1975 году автором опубликована статья "Античные печи из
Арташата", где наряду с публикацией печей металлообрабатывающей, гончарной обжигательной, тониров и очагов рассматриваются вопросы гончарного производства страны с У1 по I вв. до н.э., а также высказано предположение о местном производстве поливной керамики Армении античного времени /144/.
В 1976 году выходит в свет книга Б.Н. Аракеляна "Очерки по истории искусства древней Армении", где собран большой материал из археологических раскопок, фондов музеев и частных собраний, рассмотренный в своем развитии на широком историческом фоне. Среди другого материала здесь публикуются образцы расписной керамики из Арташата и терракотовые статуэтки /12/.
На конференции античников социалистических стран "Эйрене" в 1976 году в Ереване автором был прочитан доклад "Фляги как транспортно-торговая тара", в котором пересматривается бытующее в советской и зарубежной литературе мнение о флягах, как сосудах кочевников и пилигримов, и на основании разбора керамического материала с Ш тыс. до н.э. по ХП в. н.э. выдвигается предположение об их функциональном назначении в качестве транспортно-тор-говой тары древних обществ /148/.
Продолжается увеличение числа исследуемых памятников и материала античной эпохи. P.M. Торосяном совместно с автором опубликован материал из позднеэллинистического могильника Айгешата /173/. С.А. Есаяном и А.А. Калантаряном публикуется интересный материал из могильника Ошакана /46/. Публикуются материалы античного некрополя Гарни, где наряду с другими археологическими находками рассматривается и керамический материал эллинистического времени /187, с.29-39/. В 1977 году автором на сессии Института археологии и этнографии АН Арм.ССР был прочитан доклад об археологических исследованиях памятников Дитак и Тачарабак. В последнем было обнаружено большое поседение с богатым материалом античной эпохи /145/. Среди других докладов сессии отметим доклад М.О. Зардаряна "Эллинистические традиции в производстве местной керамики", в котором автор на основании керамического материала Арташата прослеживает три группы керамики с различной степенью близости их к эллинистической керамике других стран /51/. В том же году Ж.Д. Хачатрян публикует статью "Античная коропластика Армении", где представлена большая коллекция терракотовых статуэток, дана интерпретация ряда из них и повторено мнение о наличии двух направлений в местном производстве терракотовых статуэток /186/. В опубликованной им другой работе рассмотрены образцы поливной керамики античного времени, найденные в Армении, вопросы их производства, выделены местные и привозные экземпляры /188/.
В 1978 году на П Международном симпозиуме по армянскому искусству было прочитано два доклада по рассматриваемой проблеме. Первый - Г.А. Тирацяна "Урарту и Армения", где после разбора отдельных областей материальной культуры высказывается мнение о наличии преемственности между Урарту и Арменией в основных социальных аспектах. Второй доклад - "Значение терракотовых статуэток в изучении культов античной Армении и развитии народного искусства" /146/. В нем автором на сопоставлении изображений терракотовых статуэток Армении и других стран античного мира и рассмотрении мифологических преданий античного мира дается толкование ранее неясного отрывка из труда Мовсеса Хоренаци. Также рассматривается значение терракотовых статуэток в общем аспекте культуры Армении того времени.
При изучении поставленных вопросов большое значение имеют работы, посвященные истории и материальной культуре Урарту и Армении ахеменидского времени - эпохи, предшествовавшей рассматриваемому периоду. Следует отметить, что если по истории и материальной культуре Урарту имеется значительное число работ от таких обобщающих, как "Ванское царство" Б.Б. Пиотровского /121/, до специальных работ по керамике, как работа Стефана Кроля "Керамика урартских крепостей Ирана" /226/, то материальная культура раннеармянского периода еще мало изучена. Ей посвящены, кроме вышеупомянутой работы А.О. Мнацаканяна и Г.А. Тирацяна по Джра-ратскому могильнику /104/, статья А.О. Мнацаканяна "Раскопки могильников у селения Атарбекян" /103/, страницы работ А.А. Мартиросяна /95; 96/ и книги С.А. Есаяна /47/, где наиболее широко представлены материалы этого времени, а также работы И.А. Кара-петян /68; 69/.
Большой интерес при изучении данной проблемы представляют работы археологов и историков Грузии и Азербайджана, исследователей Северного Причерноморья, Средней Азии, а также работы зарубежных археологов и историков, посвященные изучению Ближнего Востока в античную эпоху. Важную роль в разрешении поставленной задачи играли общие исследования по истории древнего и античного мира, в том числе обобщенные данные по истории и культуре Армении эллинистического времени, приведенные в I томе "Истории армянского народа" /60/, отдельные статьи, как вышеуказанные работы Б.Н. Аракеляна "Древний Арташат" /II/, Г.А. Тирацяна "Урарту и Армения" /167/ и его же статья "Города Армении эллинистического времени в свете археологических исследований" /168/ и другие работы. Начатая в последнее время публикация материалов древнего Арташата /13; 186/ и подготавливаемая публикация отчетов раскопок Ошакана, Армавира и других памятников позволят в дальнейшем проводить более детальное изучение керамики Армении эллинистического времени с выделением особенностей, присущих каждому отдельному региону.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Керамика эллинистической Армении как исторический источник"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совокупность данных, полученных при рассмотрении керамики Армении эллинистического времени, позволяет сделать несколько выводов.
После падения в У1 в. до н.э. государства Урарту возникшее на его территории государство Армения при полной преемственности этнических элементов отличалось по характеру социального уклада, обусловившему различие культур Урарту и Армении. В создании государства Армения главенствующую роль сыграли племена Армянского нагорья, сохранившие независимость от Урарту, стоявшие на уровне распада родоплеменной организации. Они возглавили борьбу племен, подчиненных урартам и видевших в родоплеменной организации идеалы утраченной свободы. Это обусловило характер социальной структуры государства Армения, отказ от системы древневосточного рабовладения, что вызвало затухание жизни древних городских центров страны, являвшихся опорными центрами древневосточной рабовладельческой структуры и основными культурными центрами. Основными центрами в социальной, экономической и культурной жизни страны становятся сельские общины, в которых произошел переход от родовой организации к территориальной. Некоторые из городов пережиточно сохраняются в виде крепостей и культовых центров. Но основными культурными центрами Армении в У1-Ш вв. служат поселения сельского типа. Все это обусловило характер преемственности культуры государства Армения, в котором главенствующую роль вновь получает древняя традиционная культура племен Армянского нагорья, восходящая корнями к культуре конца П - начала I тыс. до н.э., но одновременно отражавшая и влияние урартской культуры /147; 150/.
Эти положения прекрасно иллюстрируются сохранением в 1У-П вв. до н.э. в Армении большого числа форм керамики, имеющих прототипы в керамике доурартского и урартского времени. Рассмотрение расписного орнамента керамики Армении этого времени показывает, что она имеет непосредственную связь с расписной керамикой, бытовавшей на юге Армянского нагорья - от Каппадокии на западе до оз. Урмия на востоке во П - начале I тыс. Со становлением государства Урарту и широким распространением урартской краснополированной керамики в урартских городах и крепостях расписная керамика была оттеснена, сохраняясь в сельских поселениях местных племен. С падением государства Урарту, когда усиливается влияние культуры племен Армянского нагорья, и прежде всего южной его части, где находились основные центры организации государственности, начинает распространяться и расписная керамика. Однако разделение Армении Дарием I на две сатрапии замедлило процесс ее распространения в северо-восточных регионах страны. С падением господства Ахеме-нидов и объединением страны в единое армянское царство процесс распространения расписной керамики принял особенно широкие масштабы, что отразилось и на керамике в соседних с Арменией регионах. Позиции расписного орнамента усилились и фактом его бытования в керамике эллинистических стран Ближнего Востока /143/. Новые влияния, ощущаемые в изменении форм сосудов Армении, появлении новых приемов в изготовлении и новых орнаментальных мотивов в росписи, особенно сильно проявляются с I в. до н.э. Эти изменения, несомненно, связаны с процессом эллинизации страны и строительством городов - основных центров эллинистической экономики и культуры в стране. Характер социальной организации страны является и в этот период основным фактором, в определении источника культурной преемственности, в масштабе и глубине проникновения инноваций /150/. При этом формы культуры (керамические сосуды), имевшие древние корни, наиболее долго сохраняют свои традиционные черты, а терракоты, не имевшие широкой древней традиции, быстро и полностью перенимают формы, характерные для античного мира /150/.
Характер социального уклада обуславливает сильные черты традиционализма и в культах Армении эллинистического времени. Особенно интересным и важным представляется сохранение архаических черт культа почитания царя, как царя-бога, в период правления царей династии Ервандидов, т.е. до П в. до н.э. Такие же древние черты сохраняет и культ медведя. Это отразилось и на характере керамики, связанной с ритуальными процессами, в которой сохраняются древняя манера орнаментирования сосудов рельефными изображениями культовых животных и изготовление сосудов зооморфной формы /149; 152; 153/.
Рассмотрение фляг в хронологическом (с Ш тыс. до н.э. по ХП в. н.э.) и региональном (от Италии на западе до Ферганы на востоке и от Египта на юге до Урала на севере) распространении позволяет переосмыслить их функциональное назначение и видеть в них торгово-транспортную тару древних обществ. Дисковидная форма фляг, выработанная при их транспортировке на суше, не исключала их перевозку морскими путями.
Выделяются три этапа распространения фляг: период с Ш тыс. до н.э. по ХП в. до н.э. отражает торговые контакты переднеазиатских обществ и их связи с крито-микенским миром и южной Италией; период с У в. до н.э. по 11 в. н.э. отражает торговые контакты ахеменидской империи с окружающими регионами и связи античного мира с Востоком; с 1У по ХП вв. н.э. распространение фляг прослеживается в основном вдоль торговых путей, проходящих по территориям причерноморских и прикаспийских степей, контролируемых кочевниками.
В древности фляги употреблялись для перевозки вина и благовоний. Современный характер публикаций фляг не позволяет пока выяснить меры их емкостей. В Армении распространены были фляги трех размеров: миниатюрные - емкостью до двух котил, средние -от одного хуса до одного макука и большие - емкостью в один модий.
Стабильный солярный орнамент фляг, прослеживаемый на флягах всех регионов, указывает на связь древних обществ и на почитание бога Солнца, как бога-покровителя торговли.
Форма торговых контактов древних обществ отличается от форм торговли античных обществ. Большое количество локальных типов и ограниченное число находок фляг одного региона в соседних регионах объясняется последовательной перепродажей товаров. Она обусловлена контролем обменных процессов родоплеменной знатью, жречеством и государственными чиновниками. Это создавало возможность колебаний мер емкости фляг для отдельных регионов.
Появление фляг указывает и на развитие здесь внутренних социально-экономических процессов, наличие классовых образований. Население территорий, соседних с торговыми путями, не достигшее данного уровня социально-экономического развития, имело торговые или обменные процессы с более развитыми обществами или обществами, находившимися на их уровне, но, по-видимому, не выступало в качестве постоянного передаточного звена транзитной торговой цепи. Исчезновение фляг вызывалось двумя факторами: переходом экономики и торговли региона на более высокую ступень развития, что обычно происходило при вовлечении переднеази-атских стран в сферу структуры античного мира; неблагоприятной военно-политической обстановкой, прерывающей торговые контакты.
Распространение фляг Армении с ахеменидского времени не совпадает с появлением здесь позже нумизматического материала. Эталоном ценностей в это время служили кубки из драгоценных металлов. Это отразилось и на керамических кубках Армении, подражавших
- 150 металлическим образцам и имевших традиционно хорошее качество.
Солярный орнамент фляг позволяет говорить, что в Армении бог Солнца также являлся покровителем торговли. Это объясняет сообщение Мовсеса Хоренаци /2,48/ о сооружении храма Аполлона за городом.
Орнамент ритуальных сосудов показывает, что бог Солнца в Армении рассматривался как бог-медиатор. Это объясняет находки фляг в захоронениях.
Рассмотрение фляг Армении позволяет выявить торговые контакты с ахеменидской державой и Закавказьем. Можно утверждать, что роль знати страны определялась не только владением землями, но и контролем над торговыми операциями.
Таким образом, рассмотрение керамических сосудов эллинистической Армении еще раз подчеркивает важность осмысления археологического материала, как источника для изучения исторических процессов, происходивших в Армении.
Список научной литературыТер-Мартиросов, Феликс Иванович, диссертация по теме "Археология"
1. МАРКС К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.1-167.
2. ЛЕНИН В.И. Доклад о пересмотре программы и изменении названия партии на седьмом экстренном съезде РСДРП(б). Полн. собр. соч. т.36, с.102-114.
3. АГАТАНГЕЛОС. История Армении. Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1981. - 302 с. - На древнеарм. и арм. яз.
4. АДОНЦ Н. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван: Изд-во Ереванского универстита. 1971. - 302 с.
5. АЛИЕВ Играр, ОСМАНОВ Ф.Л. Бассейн реки Гекчай-Гирдманчай-Ахсучай в античное время. СА, 1975, №1, с.188-202.
6. АНТОНОВА Е.В. Антропоморфная скульптура древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., :Наука, 1977. - 150 е., 76 л.ил.
7. АРАКЕЛЯН Б.Н. Гарни I: Результаты раскопок 1946-1950 гг. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР. - 92 е., ил., 18 л. ил. - (АРА; №3).
8. АРАКЕЛЯН Б.Н. Гарни II: Результаты раскопок I95I-I955 гг. (античный период). Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1957. - 93 е., ил., 16 л. ил. - (АРА; №7).
9. АРАКЕЛЯН Б.Н. О некоторых результатах археологического изучения древнего Армавира. ИФЖ, 1969, №4. - с.157-174.
10. АРАКЕЛЯН Б.Н. Основные результаты раскопок древнего Арташата в 1970-1973 гг. ИФЖ, 1974, №4. - с.44-60.
11. АРАКЕЛЯН Б.Н. Древний Арташат. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР,1975. 49 е., ил., 25 л.ил. - На арм. яз.
12. АРАКЕЛЯН Б.Н. Очерки по истории искусства древней Армении (У1 в. до н.э. Ш в. н.э.) - Ереван: Изд-во АН Арм.ССР,1976. 123 е., 137 л.ил. - Англ. резюме.
13. АРАКЕЛЯН Б.Н. Арташат I: Основные результаты раскопок 1970-1977 гг.-Ереван:Изд-во АН Арм.ССР,1982.-67 е., ил.,78 л.ил.-(АРА,№16).
14. АРАКЕЛЯН Б.Н. Новооткрытые памятники искусства эпохи античности. В кн.: Тез. докл. пятой республиканской конференции по проблемам культуры и искусства Армении. Ереван, 1982,с.253-254.
15. АРАКЕЛЯН Б.Н., ХАЧАТРЯН Ж.Д. Результаты раскопок Арташата в I98I-I982 гг. В кн.: Тез. докл. научной сессии, посвященной итогам полевых исследований в Арм.ССР (I98I-I982 гг.), Ереван, 1982, с.19-20. - На арм. яз.
16. АРДЗИНБА В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., : Наука, 1982. - 251 с. ил. - Англ. резюме.
17. Армянские предания (под ред. А.Т. Галананяна) Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1979. - 355 е., 10 л.ил.
18. Армянские народные сказки (под ред. И.А. Орбели) Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1959, т.1 - 669 с. - На арм.яз.
19. Армянские народные сказки (под ред. А.Т. Галананяна) Ереван: Айастан, 399 с.
20. АРУТЮНЯН С.Б. Армянские народные загадки. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1965. - с.389 - На арм. яз.
21. АФАНАСЬЕВА В.К., ЗЕЙМАЛЬ Е.В. Культура и искусство Передней Азии в древности. Л.,: Гос. Эрмитаж, б.г. - 15 е., ил.
22. АФАНАСЬЕВА В.К. Уту (Шамаш) В кн.: Мифы народов мира, М., 1982, с.552.
23. АЧАРЯН Гр. Этимологический коренной словарь армянского языка-Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1971. 698 с. - На арм. яз.
24. БАЛЛЕР З.А. Преемственность в развитии культуры. М.,: Наука, 1969. - 294 с.
25. БАРЫКИНА Г.А. Карабулак. М.,: Наука, 1974. - 126 с. ил.
26. БЛАВАТСКИЙ В.Д. История античной расписной керамики. -М.,: Изд-во МГУ, 1953. 301 е., ил., 9 л.ил.
27. БЛАВАТСКИЙ В.Д. Античная археология Северного Причерноморья.-М.,: Изд-во АН СССР, 1961. 228 с. ил., 10 л.ил.
28. ВЕРНЕР К. История искусств всех времен и народов. С.Петербург. Просвещение, 1903. - 827 е., ил., 40 л.ил.
29. ВОРОБЬЕВА М.Г. Керамика Хорезма античного периода. В кн.: Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. М., 1956, т.4, с.63-220.
30. Всеобщая истоия искусства: Искусство древнего мира (под ред. А.Д. Чегодаева) М.,: Искусство, 1956, т.1. - 467 с. ил., 395 л.ил.
31. ГАГОШИДЗЕ Ю.М. Самадло (археологические раскопки). Тбилиси: Мецниереба, 1979. - 133 е., 17 л.ил.
32. ГАЗИЯН Алвард. Материалы по народному фольклору Нагорного Карабаха. (рукопись) - Фольклорный фонд ин-та археологии и этнографии АН Арм.ССР.
33. ГАЙДУКЕВИЧ В.Ф. Античные керамические обжигательные печи. По раскопкам в Керчи и Фанагории в I929-I93I гг. М.-Л.,: Изд-во АН СССР, 1934. - 115 е., ил.
34. ГАЙДУКЕВИЧ В.Ф. Могильник близ Ширин-Сея в Узбекистане. СА т.16, с.331-359.
35. ГЕРОДОТ. История (перевод с древнегреческого Г.А. Стратанов-ского). Л.,: Наука, 1972. - 599 с.
36. ГОЛУБКИНА Т.И. Археологические обследования и раскопки кувшинных погребений в Азербайджане в 1953 г. Известия АН Аз.ССР, 1954. Серия общ. наук №1. - с.17-34.
37. Давид Сасунский: Армянский народный эпос (перевод В.В. Державина, А.С. Кочеткова, К.А. Липскерова и С.В. Шервинского, под ред. И.А. Орбели). М.-Л.,: Изд-во АН Арм.ССР, 1939-381 е.,ил.
38. ДАВЛИАНИДЗЕ Ц.О. О некоторых неопубликованных материалах ранне-античной эпохи из Юго-восточной Грузии.-КСИА №151,с.122-126.
39. ДАШЕВСКАЯ О.Д. Эллинистическая расписная керамика из Северозападного Крыма. СА, 1967, №1; с.162-168.
40. ДДАНПОЛАДЯН P.M. Средневековое стекло Двина 1Х-ХШ вв. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1974. - 76 е., 43 л. ил. - На арм.яз. Русск. резюме.
41. Древнее искусство греческих островов Эгейского моря: Каталог (под ред. А.К. Коровиной, Н.А. Сидоровой) Финляндия. Го.И. -НО е., ил.
42. ДЬЯКОНОВ И.М. Предыстория армянского народа. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1968. - 264 е., ил.
43. ЕКИМОВА Е.В. Гончарное производство в Хивинском районе. В кн.: Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. М., 1956, т.4, с.343-378.
44. ЕРЕМЯН С.Т. Основные черты общественного строя Армении в эллинистическую эпоху. ИОН, 1948 №11, с.33-73.
45. ЕРЕМЯН С.Т. О рабстве и рабовладении в древней Армении ВДИ, 1950 №1, с.12-36.
46. ЕСАЯН С.А., КАЛАНТАРЯН А.А. Античный некрополь Ошакана ВОН, 1976 №12, с.27-40.
47. ЕСАЯН С.А. Древняя культура племен Северо-восточной Армении (Ш-1 тыс. до н.э.). Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1976. -269 с., ил.
48. ЕСАЯН С.А. Скульптура древней Армении. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1981. - 75 е., 65 л. ил.
49. ЗАКАРАЯ П.П., ЛОМОУРИ Н.Ю., ЛЕКВИНАДЗЕ В.А., ГВИНТАДЗЕ Г.О. Краткий отчет Нокалакевской экспедиции. В кн.: Археологические экспедиции Государственного музея Грузии. Тбилиси, 1977, с.103-114.
50. ЗАРДАРЯН М.О. Амфоры из раскопок Арташата.-ИФЖ,1974 №1,с.266-272.
51. ЗАРДАРЯН М.О. Эллинистические традиции в производстве местной керамики. В кн.: Тез. докл. сессии, посвященной итогам полевых археологических исследований в Арм.ССР (1975-1976 гг.). Ереван, 1977, с.27-28. - На арм. яз.
52. ИБН-СИНО. Канон врачебной науки. Ташкент: йзд-во АН Узб.ССР, 1980, т.- 735 с.
53. ИВАНОВ В.В. Верх-низ. В кн.: Мифы народов мира. М., 1980, т.I, с.233-234.
54. ИВАНОВ В.В., ТОПОРОВ В.Н. Индоевропейская мифология. В кн.: Мифы народов мира. М., 1980, т.1, с.527-533.
55. ИВАНОВ В.В. Левый и правый. В кн.: Мифы народов мира. М., 1982, т.2, с.43-44.
56. ИВАНОВ В.В., ТОПОРОВ В.Н. Медведь. В кн.: Мифы народов мира. М., 1982, т.2, с.128-130.
57. ИОНЕ Г.И. О гончарных обжигательных печах из Мингечаура. -В кн.: Материальная культура Азербайджана. Баку, 1951, т.2, с.34-79.
58. ИСМИЗАДЕ. Ялойлутепинская культура. Баку: Изд-во АН Аз.ССР, 1956. - 131 е., ил., 32 л.ил.
59. ИСРАЕЛЯН М.А. История города-крепости Эребуни. Ереван: Айас-тан, 1971. - 199 е., 24 л.ил. - На арм. яз.
60. История армянского народа. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1971. - 991 е., ил. - На арм. яз.
61. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество. Древний Восток. Античность, (под ред. А.П. Чубовой) М.: Изобразительное искусство, 1980. - 213 е., ил., 171 л.ил.
62. КАЗИЕВ С.М. Альбом кувшинных погребений Мингечаура. Баку: Изд-во АН Аз.ССР, I960. - 27 е., ил., 44 л.ил. - На аз. и русск. яз.
63. KAJIAHTAP Ашхарабек. Раскопки древнего Вагаршапата. Ереван: Изд-во фонда Мелконян, 1935. - 95 е., ил., 5 л.ил. - На арм. яз. Русск. резюме.
64. КАЛАНТАРЯН А.А. Материальная культура Двина 1У-УШ вв. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1970. - 64 е., ил., 24 л.ил. - (АПА; т.5). - На арм. яз. Русск., англ. резюме.
65. КАПАНЦЯН Г. Культ Ара Прекрасного. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1944. - 167 е., 7 л.ил. - На арм. яз.
66. КАРАПЕТЯН И .А. Группа ранне армянских чаш У1-Ш вв. ИФЖД971 №3, с.276-280. - На арм. яз.
67. КАРАПЕТЯН И.А. Новый вид керамики из Армавира. ВОН, 1973 tell, с.68-73. - На арм. яз.
68. КАРАПЕТЯН И.А. Ранне армянская крепость Норашена. ИФЖД974, №2, с.281-290 - На арм. яз.
69. КАРАПЕТЯН И.А. Раскопки Карчахпюра. ИФ1, 1979 №3, с. 268277. - На арм. яз.
70. КАРАХАНЯН Г.О. Светская жизнь и быт средневековой Армении. Рукопись диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук.
71. КАФАДАРЯН К.Г. Город Двин и его раскопки. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1952, т.1. - 298 е., ил., 6 л.ил. - На арм. яз. Русск. резюме.
72. КАХИДЗЕ А.Ю. Восточное Причерноморье в античную эпоху. -Батуми: Изд-во Сабчота Аджара, 1981. 76 е., 36 л.ил.
73. КЛИМОВ Г.А. Этимологический словарь картвельских языков. М.: АН СССР, 1964. - 306 с.
74. КНИПОВИЧ Т.Н. Из истории художественной керамики Северного Причерноморья. СА, 1941, N27, с. 140-151.
75. КНИПОВИЧ Т.Н. Художественные изделия в городах Северного Причерноморья. В кн.: Античные города Северного Причерноморья. М.-Л., 1958, с.357-370.
76. КОБЫЛИНА М.М. Терракотовые статуэтки из Пантикапея и Фанаго-рии. М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 181 е., 37 л.ил.
77. КОЛПИНСКИЙ Ю.Д. Искусство эгейского мира и древней Греции.- М.: Искусство, 1970. 90 е., 318 л.ил.
78. КОЛПИНСКИЙ Ю.Д., БРАТОВА Н.Н. Искусство этрусков и древнего Рима. М.: Искусство, 1982. - 112 е., 342 л.ил.
79. КОЧАРЯН Г.Г. Керамика Двина эллинистической эпохи. ВОН, 1974 №5, с.82-97. - На арм. яз.
80. КСЕНОФОНТ. Анабасис, (перевод М.И. Максимовой). М.-Л.:Изд-во АН СССР, 1951. - 297 с.
81. КСЕНОФОНТ. Киропедия. (перевод С.Л. Утченко). М.: Наука, 1976. - 322 с.
82. КУФТИН Б.А. Урартский колумбарий у подножья Арарата и Куро-Араксский энеолит. В кн.: Вестник музея Грузии, выпуск 13 в., Тбилиси, 1944, с.1-74.
83. КУФТИН Б.А. Раскопки в Триалети: Опыт периодизации памятников.- Тбилиси: Изд-во АН Гр.ССР, 1941, т.1 491 с. ил., 125 л.ил.
84. КУШНАРЕВА К.Х. Древнейшие памятники Двина. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1977. - 107 е., ил., 30 л.ил.
85. ЛЕВИНА Л.М. Керамика Нижней и Средней Сыр-Дарьи в I тыс. -М.: Наука, 1971. 250 е., ил.
86. ЛОРДКИПАНИДЗЕ Г.А. К истории древней Колхиды. Тбилиси: Ганатлеба, 1970. - 131 е., ил.
87. ЛОРДКИПАНИДЗЕ О.Д. Ванское городище. В кн.: Вани-I, Тбилиси, 1972, с.43-95.
88. ЛОРДКИПАНИДЗЕ О.Д. Новые материалы к истории связей Афин с Колхидой. В кн.: Художественная культура и археология античного мира. Сборник памяти Б.В. Фармаковского, М., 1976, с.143-150.
89. ЛОСЕВ А.Ф. Античная мифология и ее историческое развитие. -М.: Гос. учеб.-педагогическое изд-во мин. просвещ. РСФСР, 1957.- 346 с.
90. МАККУИН Дж.Г. Хетты и их современники в Малой Азии. М.: Наука, 1983. - 182 е., ил.
91. МАНАНДЯН Я.А. О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен. (5 в. до н.э. 15 в. н.э.). - Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1954. - 364 е., ил.
92. МАНАНДЯН Я.А. Проблема общественного строя доаршакидской Армении. В кн.: Манандян Я.А., Труды, Ереван, 1981, т.4, с.448-482.
93. МАРР Н.Я. Ани: Книжная история города и раскопки на месте городища. Л.-М., : ОГИЗ, 1934. - 133 е., 58 л.ил.
94. МАРТИРОСЯН А.А. Раскопки в Головино: Результаты работ археологической экспедиции ин-та истории АН Арм.ССР и Комитета по охране древней Армении в 1929 и 1950 гг. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1954. - 116 е., ил., 22 л.ил.
95. МАРТИРОСЯН А.А. Город Тейшебаини: По раскопкам 1947-1958 гг.- Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1961. 158 е., ил., 19 л.ил.
96. МАРИРОСЯН А.А. Армения в эпоху бронзы и раннего железа. -Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1964. 311 е., ил., 19 л.ил.96а.МАРТИРОСЯН А.А. Первобытные иероглифы Армении и их урартско-армянские двойники. ВОН, 1971 N29 - с.64-82.
97. МАРТИРОСЯН А.А. Аргиштихинили. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1974. - 176 е., ил., 16 л.ил. (АПА; т.8).
98. МАРЦИАЛ. Эпиграммы. В кн.: А. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства: Материалы и документы, М., 1938, с.76-86.
99. МАТЬЕ М.Э., АФАНАСЬЕВА В.К., ДЬЯКОНОВ И.М., ЛУКОНИН В.Г. Искусство древнего Востока. М., : Искусство, 1968. - 96 е., 326 л.ил.
100. МЕЛИКИШВИЛИ Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси: Изд-во АН Гр.ССР, 1959 - 503 с.100а.МЕЛИКИШВИЛИ Г.А. Урартские клинописные надписи. М.: Изд-во АН СССР, I960. - 462 е., 50 л.ил.
101. МЕЛИК-ПАШАЯН К.В. Культ богини Анаит. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1963. - 162 е., ил. - На арм. яз. Русск. резюме.
102. МИКАЭЛЯН Г.А. Циклопические крепости Севанского бассейна. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1968. - 63 е., 74 л.ил. - На арм. яз. Русск. резюме.
103. МНАЦАКАНЯН А.О. Раскопки могильника у сел. Атарбекян в Арм.ССР. КСИИМК №60, с.31-38.
104. МНАЦАКАНЯН А.О., ТИРАЦЯН Г.А. Новые данные о материальной культуре Армении. ИОН, 1961 №8, с.69-83.
105. МНАЦАКАНЯН А.Ш. Армянские средневековые загадки. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1981. - 289 с. - На арм. яз.
106. Мовсес ХОРЕНАЦИ. История Армении Мовсеса Хоренаци. Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1981, - 586 с. - На древне-армянском и арм. яз.
107. То же на русском языке: История Армении Моисея Хоренского (перевод Н.О. Эмина) М., 1893 г., 323 с.
108. МУКАШЕВА P.P. К вопросу о торговом пути, проходившем по территории Средней Азии в древности. В кн.: Древний Восток и античный мир, М., 1972, с.12-32.
109. МУСХЕЛИШВИЛИ Д.А. Археологический материал поселения Ховле-гора. Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 108 е., 63 л.ил. - На груз, яз., русск. резюме.
110. МУШЕГЯН Е. Предметы, выявленные раскопками в Ани: каталог музейных коллекций. Выпуск 2. Ереван: Айастан, 1982. -148 с., ил.
111. НО. МУШЕГЯН Х.А. Денежное обращение в античной и средневековой Армении по нумизматическим данным У в. до н.э. Х1У в.н.э. - Автореферат . доктора истор. наук, Ереван, 1975, 56 с.
112. МУШЕГЯН Х.А. Монетные клады Армении. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1978. - 124 е., ил., 40 л.ил.
113. НИОРАДЗЕ Г. Раскопки в 1940 г. в Алазанской долине. Тбилиси: Изд-во Мецниереба, 1942. 120 с.ил.
114. ИЗ. ПАРОВИЧ-ПЕЛИКАН М. Некрополь Ольвии эллинистического времени. Киев: Научна Думка, 1974. - 218 е.,ил.
115. ПЕРЕДОЛЬСКАЯ А.А. Краснофигурные аттические вазы в Эрмитаже: Каталог. Л. : Советский художник, 1967 - 205 е., ил.
116. ПЕРИХАНЯН А.Г. Арамейская надпись на серебряной чаше из Сиси-ана ИФЖ 1971 №3 с.78-82.
117. ПЕТРОСЯН Л. Виды хлебобулочных изделий Армении. Ереванский университет 1975 N22, с.38-40. - На арм. яз.
118. ПЕТРОСЯН Э.Х., ХАЧАТРЯН Ж.К. Собирание танцевального и театрального фольклора. СЭ, 1965 №1, с.157-164.
119. ПЕТРОСЯН Э.Х. Некоторые театральные образы в средневековых армянских миниатюрах. ИФЖ, 1966 №4, с.263-272.
120. ПЕЩЕРОВА Е.А. Гончарное производство Средней Азии: Труды ин-та этнографии т.42. М.-Л., :АН СССР, 1959. - 395 е.,ил.119а.ПИОТРОВСКИЙ Б.Б. Кармир-Блур I. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР 1950.-100 е., 16 ил.л.
121. ПИОТРОВСКИЙ Б.Б. Кармир-Блур II: Результаты раскопок 19491950 гг. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1952. - 87 е., ил., 24 л.ил. (АРА; №2).
122. ПИОТРОВСКИЙ Б.Б. Ванское царство. М.,: Изд-во АН СССР, 1959. - 123 е., ил., 13 л.ил.
123. ПИОТРОВСКИЙ Б.Б. Искусство Урарту. Л.,: Гос. Эрмитаж, 1962. - 265 е., ил., 28 л.ил.-161 122а.ПИОТРОВСКИЙ Б.Б. Кармир-Блур: Альбом. Л.: Аврора, 1970. -12 с. 124 л.ил. На русск. и англ. яз.
124. ПЛЕТНЕВА С.А. Хазары. М.: Наука, 1976. - 74 е., ил.
125. П01РЕБ0ВА М.Н. Иран и Закавказье в раннем железном веке.- М.: Наука, 1977. 182 е., ил.
126. ПРОПП В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-ое. М.: Наука, 1968. -168 с.
127. РАЕВСКИЙ Д.С. Очерки идеологии скифо-сарматских племен. М.: Наука, 1974. - 215 с. - Англ. резюме.
128. РАГОЗИНА З.А. История Халдеи. Спб.: Изд-во Маркса, 1902. -447 е., ил.
129. РАНОВИЧ А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 381 с.
130. РЗАЕВ Н.И. Художественная керамика Кавказской Албании (1У в. до н.э. I в. н.э.). - Баку: Изд-во АН Аз.ССР, 1964.140 л.ил.
131. РОМАНОВ К.К. Развалины храма римского типа в Баш-Гарни.
132. В кн.: Из истории докапиталистических формаций: Сборник статей к сорокалетию научной деятельности Н.Я.Марра. М.-Л., 1933. с.635-654.
133. САМВЕЛЯН X. Культура древней Армении: Исторические очерки.- Ереван: Айпетрат, 1941, т.З, 359 с. На арм.яз.
134. САРКИСЯН Г.Х. Тигранакерт. М.: Изд-во АН СССР, I960. -159 е., ил.
135. САРКИСЯН Г.Х. Армения эллинистического периода и Мовсес Хоре-наци. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1966. - 258 е., ил. - На арм.яз.
136. САРКИСЯН Е.С. Гончарное искусство Армении. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1978. - 94 е., 10 л.ил.
137. СОЛОМОНИК Э.Ф. Сарматские знаки Северного Причерноморья. -Киев: Изд-во АН УССР, 1959. 179 е., ил.
138. СТРАБОН. География, (перевод Г.А. Стратановского) М.,: Наука, 1964. - 943 е., ил.
139. ТЕР-АВЕТИСЯН С.А. Археологическое исследование городища и крепость древний Армавир. В кн.,: Научный сборник, посвященный 20-летию установления Советской власти в Армении, Ереван, 1941, с.51-64.
140. ТЕР-МАРТИРОСОВ Ф.И. Расписная керамика Армении Ш-I вв. до н.э. В кн.,: Тез. докл., посвященных итогам полевых археологических исследований в 1970 г. в СССР: Археологическая секция. Тбилиси, 1971, с.194-195.
141. ТЕР-МАРТИРОСОВ Ф.И. Терракоты из Арташата. ВОН, 1973 №4, с.82-91.
142. ТЕР-МАРТИРОСОВ Ф.И. К стратиграфии армавирского холма. -ВОН, 1974 №1, с.57-74.
143. ТЕР-МАРТИРОСОВ Ф.И. О происхождении расписной керамики античной Армении. ИФЖ, 1974 N21, с.53-71.
144. ТЕР-МАРТИРОСОВ Ф.И. Античные печи из раскопок Арташата -ВОН, 1975 N27, с.68-84.
145. ТЕР-МАРТИРОСОВ Ф.И. Разведочные раскопки Дитака и Тачараба-ка. В кн.: Тез. докл., посвященных итогам полевых археологических исследований в Арм.ССР (1975-1976 гг.), Ереван, 1977, с.30-31. - На арм. яз.
146. ТЕР-МАРТИРОСОВ Ф.И. Значение терракотовых статуэток в изучении культов античной Армении и развития народного искусства.- В кн.,: Второй Международный симпозиум по армянскому искусству: Сборник докладов, т.1, Ереван, 1978, с.273-281.
147. ТЕР-МАРТИРОСОВ Ф.И. О преемственности культур племен Армянского нагорья и государств Урарту и Армении. В кн.,: Тез. докл. четвертой Республиканской научной конференции по проблемам культуры и искусства Армении. Ереван, 1979, с.261.
148. ТЕР-МАРТИРОСОВ Ф.И. Фляги как торговая тара. В кн.,: Проблемы античной истории и культуры: Доклады четырнадцатой Международной конференции античников социалистических стран. "Эйрене", т.П, Ереван, 1979, с.409-414.
149. ТЕР-МАРТИРОСОВ Ф.И. Раскопки античного Ширакавана в 1979 г.- В кн.,: Археологические открытия в СССР. М., 1980, с.424.
150. ТЕР-МАРТИРОСОВ Ф.И. Традиционализм и инновация в эллинистической Армении. В кн.,: Всесоюзный симпозиум по проблемам эллинистической культуры на Востоке: Тез. докл., Ереван, 1980, с.78-80.
151. ТЕР-МАРТИРОСОВ Ф.И. Фляги, как торгово-транспортная тара древних обществ. В кн.,: Тез. докл. конференции "Культурные взаимосвязи народов Средней Азии и Кавказа с окружающим миром в древности и средневековье". М., 1981, с.146-148.
152. ТЕР-МАРТИРОСОВ Ф.И. Античное поселение Ширакаван. В кн.,: Тез. докл. пятой Республиканской конференции по проблемам культуры и искусства Армении. Ереван, 1982, с.410-412.
153. ТЕР-МАРТИРОСОВ Ф.И. Культ медведя в Армении. В кн.,: Республиканская научная сессия, посвященная итогам полевых этнографических и фольклорных исследований 1982-1983 гг. Тез. докл., Ереван, 1984, с.49-51.
154. ТИРАЦЯН Г.А. Ервандиды в Армении.-ИОН,1958 №6,с.53-71.-На арм. яз.
155. ТИРАДЯН Г.А. Раскопки в крепости Ацаван в 1961 г. ИОН,1962 №11, с.79-84. На арм. яз.
156. ТИРАДЯН Г.А. Раскопки в крепости Ацаван в 1962 г. ИОН,1963 №12, с.103-110. На арм.яз.
157. ТИРАДЯН Г.А. О расписной керамике древней Армении (У1 в. до н.э. Ш в. н.э.). - ИФЖ, 1965 №3, с.265-280.
158. ТИРАДЯН Г.А. Урарту и Армения: К вопросу преемственности материальной культуры. ВОН, 1968 №2, с.17-30.
159. ТИРАДЯН Г.А. Об одной группе расписных сосудов из Армавира. Армения СА, 1971 №2, с.246-249.
160. ТИРАДЯН Г.А. Древнеармянская расписная керамика. Случайные находки из коллекции Гос. Исторического музея Армении. -ВОН, 1970 №11, с.63-72. На арм. яз.
161. ТИРАДЯН Г.А. Древнеармянская керамика из раскопок Армавира. (Опыт классификации и датировки). ИФЖ, 1971 №1, с.216-228.
162. ТИРАДЯН Г.А. Новые археологические материалы послеурартского времени на территории Западной Армении (Турция) и их место в истории древнеармянской культуры. В кн.,: Древний Восток 2, Ереван, 1971, с.134-157.
163. ТИРАДЯН Г.А. Раскопки Армавира. ВОН, 1972 №2, с.36-42. -На арм. яз.
164. ТИРАДЯН Г.А. Археологические работы в Армавире. ВОН, 1973 №5, с.95-103. - На арм. яз.
165. ТИРАДЯН Г.А. Из материалов раскопок Армавира в 1973 г. Предварительное сообщение ИФЖ, 1974 №3, с.171-180. - На арм. яз.165а.ТИРАДЯН Г.А. ВОН, 1974 №12, с.54-67 - На арм.яз.
166. ТИРАДЯН Г.А. Древний Вагаршапат. В кн.: Первая Республиканская научная конференция по проблемам искусства и архитектуры Армении. Тез. докл., Ереван, 1978, с.43-44.
167. ТИРАЦЯН Г.А. Урарту и Армения. В кн.,: Второй Международный симпозиум по армянскому искусству. Доклады, т.1, Ереван, 1978, с.181-191.
168. ТИРАЦЯН Г.А. Города Армении эллинистического времени в свете археологических исследований: Вопросы генезиса, топографиии, градостроительной структуры,архитектурного облика. ВДИ, 1972 №2, с.160-175.
169. ТОЛОРДАВА В.А. Материалы к истории Картлийского царства в1.тыс. до н.э. (кувшинные погребения). Автореферат диссертации . кандидата исторических наук. Тбилиси, 1968, 25 с.
170. ТОЛОРДАВА В.А. Археологические раскопки в Даблагоми в 19701971 гг. В кн.,: Вани II, Тбилиси, 1976, с.48-67.
171. ТОЛСТОВ С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М.,: Изд-во Восточной литературы, 1962. - 321 е., ил.
172. ТОПОРОВ В.Н. Митра. В кн.,: Мифы народов Мира. М., 1982, т.2, с.154-157.
173. ТОРОСЯН P.M., ТЕР-МАРТИРОСОВ Ф.И. Позднеэллинистическое погребение из с. Айгешат Эчмиадзинского р-на. ИФЖ, 1976 №2, с.265-269. - На арм. яз.
174. ТРЕВЕР К.В. Очерки по истории культуры древней Армении. -М.-Л.,: Изд-во АН СССР, 1953. 288 с.ил., 42 л.ил.
175. ФРЕЗЕР Д.Д. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. -М.,: Политиздат, 1980-831 с.
176. ХАЛИЛОВ Д.А. Археологические находки близ села Дагколаны Шамахинского р-на. В кн.,: Археологические исследования в Азербайджане. Баку, 1965, с.114.
177. ХАНДЗАДЯН Э.В., МКРТЧЯН К.А., ПАРСАМЯН Э.С. Мецамор. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, I967-II7 е., ил., 27 л.ил. На арм. яз. Русск. резюме.
178. ХАХУТАИШВИЛИ Д.А. Уплисцихе: Результаты археологических изысканий 1957-1963 гг. Тбилиси: Изд-во Мецниереба, т.1, 1964.- 143 е., 64 л.ил. На груз. яз. Русск. резюме.
179. ХАХУТАИШВИЛИ Д.А. Уплисцихе: Результаты археологических изысканий 1963 1969 гг. - Тбилиси: Изд-во Мецниереба, т.П, 1970 - 117 е.,ил., 54 л.ил. - На груз. яз. Русск. резюме.
180. ХАЧАТРЯН Ж.Д. Несколько образцов расписной керамики, найденной в Армении (У в. до н.э. I в. н.э.) - ИФЖ, 1966 №1,с.253-260 На арм. яз.
181. ХАЧАТРЯН Ж.Д. Материальная культура древней Армении в У в. до н.э. 1У в. н.э. (по новонайденным материалам из погребений): Автореферат . канд. истор. наук. Ереван, 1966, 26 с.
182. ХАЧАТРЯН Ж.Д. Одна из характерных форм керамики УП-I вв. до н.э. ИФЖ, 1970, N22, с.269-278. - На арм. яз.
183. ХАЧАТРЯН Ж.Д. Гарни У: Античный некрополь (Результаты раскопок 1956-1972 гг.). Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1976. -133 с.ил., 27 л.ил. (АРА; №15).
184. ХАЧАТРЯН Ж.Д. Античная поливная керамика Армении. ИФЖ, 1977 N23, с.183-194. - На арм. яз.
185. ХАЧАТРЯН Ж.Д. Арташат П: Античные некрополи (раскопки 19711977 гг.) Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1981. - 200 с. ил., 32 л.ил. (АРА; 17) - На арм. яз.
186. ХАЧАТРЯН Т.С. Материальная культура древнего Артика. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1963. - 217 с. ил.
187. ХНКИКЯН О.С. Разведывательные раскопки в Кафанском р-не (1970-1971 гг.) ИФЖ, №3, с.234-240. - На арм. яз.
188. Художественное ремесло эпохи Римской империи I в. до н.э. -1У в.: Каталог выставки. Л.: Искусство, 1980. - 90 е., ил.
189. ЦКИТИШВИЛИ Г.Г. Результаты работ на Цихиа-Гора КСИА, №151.- М., 1977, с.87-92.
190. Эпос о Гильгамеше. О все видавшем. (Перевод И.М. Дьяконова).- М.-Л.,: Изд-во АН СССР, 1961. 213 с.ил.
191. ЯКОБСОН А.Я. Раннесредневековые поселения Восточного Крыма.- В кн.,: МИА, №85, с.458-501, ил.
192. AKURGAL Е. Urartaische und Altiranische Kunstzentren. Ankara: Turk Kurumu Basini, 1968. - 144 P., ill., 22 pi.196a. Albright W.F. The archeology of Palestine. London: Pelican book, 1951. - 251 P., ill., 8 pi.
193. BARREIET M.-'Ш. Figurines et reliefs en terra-cuite de la
194. Mesopotamie Antique. Paris: Geuthner. /institut francais d'archeologie. Beyrouth Bibliotheque archeologique et his-torique/. - 538 p., ill., 45 t.
195. BESQUE S. Catalogue raisousie des figurines et reliefs enterra-cuite grecques etrusques et romains. Epoques Hellenis-tique et romaine. Grece et Asie Mineure. Paris: Musee National du Louvre, 1972. - Т.Ill, v.I, - 383 P., ill.
196. В ГРЕЗЬ К. Grundzuge der vor-und Fruhgeschichte Kleinasiens. Tubingen: Verlag Ernst Wasmuth, 1945. - 135 S., 26 L. Abb.
197. BLINKENBERG Chr. Corpus Vasorum Antiquorium. Danmark. Pari s-Copenhague: Union Acaddmique Internationale, 1938. -fas. 1. - 37 P., 48 t.200a. BONOMI J. Nineveh and its palaces. London: Ingram Cook Co., 1853. - 429 P., 273 Pi.
198. BULOS K. Corpus Vasorum Antiquorium. Pologne. Paris: Union Academique Internationale, 1931. - fas.1. - 42 p., 54 t.201 a. COUTENAU B.C. La civilisation d'Assyrie et de Babylon. -Paris: Payot, 1937. 260 p., ill., 16 pi.
199. DALTON O.M. The treasure of the Oxus. With the other objects from ancient Persia and India. London: Bequeathed to the trustees of the British Museum, 1905. - 137 P., ill., 29 Pi.
200. DAREMBERG C. et SAGLIO E. Dictionnaire des Antiquites grecques et romaines. Paris: Hachette, 1887, t. 1, v. 2, -P.757-1703, ill.
201. DUSCHESCHE G.J. La religion de l'Iran Ancien. Paris: Presses Universitaires de Prance, 1962. - 411 P., ill.
202. ELIOT H. W. Excavation in Mesopotamia and Western Iran: Sites of 4000-500 B.C. Cambridge-Massachusetts: Special Publication of the Peabody Museum of American Archeology and Ethnology. Harvard Univ., 1950, 18 t.
203. EMRE K. The Urartian pottery from Altin-tepe. Turk Tarih Kurumu. "Belleten" Giti 33, Sayi 131, Ankara, 1969, P.298--30 6.
204. FISCHER F. Die Hethitische Keramik von Bogazkoy. Berlin: Habilitationsschrift Univ., 'Tubingen, Mann, 1963. - 115 S., 85 t.
205. FRANKFORT H. Iraq excavations of the Oriental Institute 1932-1933. Third preliminary report of the Iraq expedition.- Chicago: The Univ. of Chicago Press. 92 P., ill.
206. GENOUILLAC H. C&ramique Cappodocienne: inventoriel et йёс-rite. Paris-Geuthnen: Мизёе du Louvre, D^partement des antiquites orientales. Serie arch^ologique, 1926. - T.1 -126 P., 25 Ь., T.2. - 75 P., 28 t.
207. CHIRSHMAN R. Village Perse-Arch^menide: M^moires de la Mission archeologique en Iran I.36. Mission de Susian. Paris: Presses Universitaires de France, 1954. - Ю5 P., 27 t.
208. GLUECK N. Deities and Dolphins. The story of the Nabateans.- London: Publ. by Cassel, 1966. 650 p., ill.
209. GOLDMAN H. Excavations at Goslii Kule. Tarsus. /Cilicia/. -Princeton, New Jersey: Princeton Univ. Press, 1950-1963. v.1 420 P., 98 pi., v<2 - 373 P., 154 Pi., v.3 - 426 p., 68 pl.
210. GRAM)JOWAN C. Terracotas and lamps of the Roman period: The Athenian Agora. Results of excavations conducted by the American school of classical studies at Athens. Princeton, 1961, v.6. - 107 P., 17 Pi.
211. HERZFELD. The Hoard of the Katen Pahlaus. Magazine 52, Burlington, 1927, P. 50-56, pl.21.
212. HROUDA B. Vorderasien I. Munchen: Beck, 1971, - 338 S., 26 t.
213. INGEN W. von. Figurines from Selevcia on the Tigris. London-Ann Arbor. Univ. of Michigan Press. - Oxford Univ. Press, 1939. - 375 P. 49 Pi.
214. INGEN W. von. Corpus Vasorum Antiquorium. Massachusetts, USA, Univ. of Michigan, 1933, Pas.1-12 p. 73 Pi., 2-6 p. 48 pi.
215. FRANSES P.J. The pottery Gozlii kule. Tarsus I, Princeton,1950, P. 149-209.
216. JACOPI G. Corpus Vasorum Antiquorium. Italia. Museo Archeo-logico dello SPedale dei Cavalieri di Rodi. Roma, 1934., Fasc. Ю, 20 P., 34 Pi.
217. KARAGEORHIS V. Corpus Vasorum Antiquorium. Cyprus. Nicosia, Cyprus Museum, 1963-65, fas.1, 48 p., 40 pi., fas.2, 30 P., 42 Pi.
218. KROLb S. Die Keramik aus Bastam. Archeologische Mitteilun-gen aus Iran. - Berlin, 1970, P.67-93.
219. KROLL S. Keramik Urartaischer Festungen in Iran. Ein Beitrag zur Expansion Urartus in Iranisch Azerbaidjan. Berlin: Verlag Dietrich Reimer, 1976. - 184 S., Abb.
220. LANDSDDRF A., DONALD E.Mc COOT. Tell-i Banun: A season of 1932. Oriental Institute Publications. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1942. - 88 p., ill., 21 pi.
221. MAS00UX M. Corpus Vasorum Antiquorium. Prance. Paris, Union Academique Internationale, s.d. Part I-16 p., 63 pi., II 19 Pi.228a. ME ODE C. G. Luristan in the first half of the first millenium B.C. Iran: The Journal of Persian Studies, vol.6, P.47-59.
222. OS TEN H. H. The Alischar Hiiytik. Season of 1930-1932, part Щ. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1934. - 212 P., ill.8 pi.
223. OSTEN H.H. Discoveries in Anatolia 1930-1931. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1933. - 149 P., ill., 2 pi.
224. OSTEN H.H. Die Urartaische Topferei aus Van, und Moglisch-keit ibrer Einordnung in die anatolische Keramik. Orienta-lia, v.21, fas.3 - Roma, 1952, P.307-328.
225. OZDOGAM M. Xower Eurphrates: Basin 1977. Survey. Istanbul: Middle East Technical University Xower Euphrates Project Publications Series 1, Пo2, 1971, - 241 P., 107 Pi.
226. ROBINSON H.S. Pottery of the Roman period. The Athenian Agora. vol.5, Princeton, 1959. 145 P., 76 pi.
227. ROHDEN H. Die Antiken terracotten: Architektonische Romisch Tonreliefs der Kaiserzeit. Berlin, 1911. - 87 S., 111.
228. SCHAEFPER P.A. Stratigraphie сотрагёе et chronologie de1'Asie Occidentale /III et II milleneires/ Syrie, Palestine,
229. Asie Mineure, Chypre, Perse et Caucase. LondoncOxford Univ. Press, 1948. - 645 P., 52 pi.
230. SCHMIDT E.F. The Alischar Hiiyiik: Season of 1928-1929. Chicago: I he Univ. of Chicago Press, 1932-1933. - P.I., 293 P., ill., 47 Pi. - P.2, 148 p., ill., 12 pi.
231. SCHMIDT E.P. Persepolic. Chicago: The Univ. of Chicago Oriental Institute Publication, 1953, vol.1. - 297 p., 140 pi.
232. SPEISER. The pottery of Tell-Billa. The Museum Journal Philadelphia, vol.23, v.3, P.15-19.
233. STRONACH D. Achaemenid village I at Suse and the Persian migration to Pars. Iraq, N036, P. 1,2, 1974, P. 239-248.
234. THOMPSON D.B. Miniature sculpture from Athenian Agora. -American school of classical studies of Athens. New Jersey, 1959, №>37, P.14-27.
235. THOMPSON D.B. Troy: The terracota figurines of the Hellenistic period. Michigan: Publ. for the Univ. Press, 1963. -161 p., 32 pi.
236. SERDAROGLU U. Agin and Kalaycik excavation. Keban project, Ankara, 1970, p.25-53.
237. Van den Berge L. Arch^ologie de I'Iran Ancien. Leiden: Brill, 1966. - 285 P., 176 pi.
238. VELICTOVIC M. Katalog grckih, rimskih berrakota. Beograd: Naroani muzej Beograd: Antiko, 1957. - 120 c., 29 1. ill.
239. VERMASEREN. The legend of Attis in Greek and Roman Art. -Xeiden: Brill, 1966, 59 P., 21 pi.
240. WINTER P. Die Antiken Terrakoten. Die Typen der figurlichen Terrakoten. Berlin-Stuttgart, SPemann, 1903. - T. 1 -2123.,1. АЪЪ., 1.2 - 480 S., АЪЪ.
241. TOOLLEY GH.L. The Neo-Babylonian and Persian Periods Ur excavations, vol.9. London. Trustees of the two Museums, 1962.- 139 P., 72 Pi.
242. ZIEGLER C. Die terrakotten von Warka. Ausgraburgen der Deutschen Forschungemeinschaft in Uruk-Warka. - Berlin: Mann, 1962, 272 S., 22 t.