автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Прагмалингвистические особенности проповеднического дискурса

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Сахарова, Елена Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Прагмалингвистические особенности проповеднического дискурса'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Прагмалингвистические особенности проповеднического дискурса"

На правах рукопиаЛ

(Ьп^

САХАРОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА

ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОПОВЕДНИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (на материале русского и немецкого языков)

Специальность 10.02.19 - теория языка

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

2 7 НАР 2014

005546434

Ростов-на-Дону - 2014

005546434

Работа выполнена на кафедре немецкой филологии ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный руководитель доктор филологических наук, профессор

Матвеева Галина Григорьевна

Официальные оппоненты: Вышкин Ефим Григорьевич

доктор филологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» / кафедра лингвистики, межкультурной коммуникации и социально-культурного сервиса, зав. кафедрой

Ионова Светлана Валентиновна

доктор филологических наук, доцент, ФГАОУ «Волгоградский государственный университет» / кафедра русского языка и документалистики, профессор

Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный

университет»

Защита состоится «17» апреля 2014 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.17 по филологическим наукам при ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 33, ауд. 202.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 33.

Автореферат разослан «16» марта 2014 г.

Учёный секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент

Григорьева Надежда Олеговна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферируемая диссертация выполнена в рамках теории дискурса, прагматики и прагмалингвистики текста, теории речевого воздействия, лингвокультурологии и представляет собой исследование, посвященное прагмалингвистическому изучению проповеднического дискурса как разновидности религиозной коммуникации. Проповедь является результатом человеческой деятельности в определённых социокультурных условиях, поэтому в работе проводится изучение не только самого текста проповеди как объективной лингвистической реалии, но и таких его коммуникативно-прагматических составляющих, как «стоящие за текстом» участники коммуникации, цели, условия и специфика речевой ситуации и т. п.

Актуальность исследования обусловлена повышенным интересом лингвистов к изучению религиозной коммуникации в целом и проповеднического дискурса в частности, необходимостью расширения поля прагмалингвистических исследований проповеднического дискурса, важностью изучения речевого поведения представителей различных социальных и лингвокультурных сообществ.

Объектом исследования является проповеднический дискурс как разновидность религиозной коммуникации, репрезентируемый христианской церковной проповедью.

Предмет изучения составляют прагмалингвистические особенности проповеднического дискурса.

Материалом исследования послужили христианские церковные проповеди на русском и немецком языках второй половины XX — начата XXI века, произнесённые проповедниками во время богослужения и впоследствии опубликованные в печатных или электронных СМИ. Анализ проповедей проводился с учётом особенностей речевой ситуации, в которой они были произнесены. Всего было проанализировано около 100 проповедей, в том числе методом прагмалингвистиче-ского эксперимента проанализировано 8811 малых синтаксических групп, что составило 26433 единицы счёта.

В основу научной работы положена следующая гипотеза: проповеднический дискурс как разновидность религиозного общения сочетает в себе признаки институциональной и перформативной коммуникации и реализует специфические способы речевого воздействия на целевую аудиторию, которые актуализируются в речевом поведении авторов-проповедников и имеют национально-культурную специфику.

Цель исследовательской работы заключается в изучении и описании прагма-лингвистической специфики проповеднического дискурса, а именно его дискурсивных характеристик и способов речевого воздействия на целевую аудиторию, актуализирующихся в речевом поведении русскоговорящих и немецкоговорящих религиозных проповедников.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

•описать институциональные и перформативные характеристики проповеднического дискурса как разновидности религиозного общения;

• проанализировать особенности и доминирующие линии стереотипного речевого поведения социальной группы религиозных проповедников по трём прагмалингвистическим критериям:

-вовлечённости участников дискурса в речевое событие, -категоричности / некатегоричности высказывания, -способу организации высказывания;

• выявить национально-культурную специфику проповеднического дискурса на основе анализа стереотипного речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих авторов-проповедников.

Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы: описания, наблюдения, гипотетико-дедуктивный, метод сплошной выборки, метод прагмалингвистического эксперимента с применением модифицированного контент-анализа, а также количественный и интерпретативный методы.

Методологическая основа исследования. Диссертационное исследование опирается на общефилософские законы и принципы связи мышления и языка, перехода количественных признаков в качественные, взаимообусловленности формы и содержания.

Общенаучной методологической основой исследования являются принципы системности, детерминизма, междисциплинарности, а также принцип антропоцентризма, в соответствии с которым отправной точкой лингвистического анализа выступает языковая личность как субъект речевого воздействия. Часпшонаучную основу диссертационной работы составили: •труды, посвященные изучению религиозного дискурса в целом и проповеди как его жанровой разновидности в частности, C.B. Блувберга (2009), Е.В. Бобыревой (2007), И.В. Бугаевой (2010), Р.В. Жолудь (2002), В.И.Карасика (1999), O.A. Крыловой (2006), К.А. Кузьминой (2006), Н.Б. Мечковской (2005), O.A. Про-хватиловой (1999, 2011), М.Б.Расторгуевой (1995), H.H. Розановой (2003), А.Г. Салаховой (2003), З.Г. Шабановой (2006);

• исследования в области теории дискурса Н.Д. Арутюновой (2000), Т. ван Дейка (1978, 1998), В.И. Карасика (1999, 2004, 2009), Л.М.Макарова (2003), Е.В. Сидорова (2010), В.Е. Чернявской (2001), Е.И. Шейгал (2004);

• концепции перформативных исследований К. Вульфа (2009), Ю.Б. Грязно-вой (1998), Дж. Остина (1985), A.A. Романова, JI.A. Романовой (2011), Л.А. Романовой (2010), И.В. Четыркиной (2005), Е. Fischer-Lichte (2003), S. Tambiah (2002);

•труды в области лингвистической прагматики и теории речевого воздействия С.Г. Агаповой (2002), М.Б. Бергельсон, A.A. Кибрика (1981), Т.Г. Винокур (2009), О.С. Иссерс (2008, 2009), С.Д. Кацнельсона (2009), Л.А Киселёвой (1978), Г.Г. Матвеевой (1984, 1993, 2011), Г.Г.Матвеевой, A.B. Ленец, Е.И. Петровой (2013), Н.И. Формановской (1989, 2007), Н.Р. Grice (1975), G. Jule (1996), G. Leech (1983);

•труды в области скрытой прагмалингвистики Г.Г. Матвеевой (1993, 1999, 2001, 2004, 2011), получившие дальнейшее развитие в исследованиях Т.М. Багда-сарян (2004), Н.В. Варнавских (2004), Е.А. Горло (2004), И.А. Зюбиной (2005), A.B. Ленец (1999), O.E. Ломовой (2004), Т.Ю.Мкртчян (2004), Л.А. Моисеенко

(2000), Е.Е. Нужновой (2003), Е.Ю. Оберемченко (2011), Т.В. Овсиенко (2010), J1.H. Селиверстовой (2004), Е.В. Фнрсовой (2003), A.B. Чалбышевой (2006) и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проповеднический дискурс как разновидность религиозного общения сочетает в себе признаки институциональности и перформативности. Институциональный характер проповеднического дискурса, выражающийся в строго регламентированных статусно-ролевых отношениях его постоянных участников, чётких целевых установках, жёстких локально-темпоральных рамках ситуации общения, открыто манифестируемой системе христианских ценностей, тематических и языковых определителях, направлен на сохранение и пополнение религиозного социума. Перформативность проповеднического дискурса вытекает из его способности создавать факты в сознании верующих людей и моделируется на основе таких характеристик, как ритуальность, индексальность, итеративность, коллективность, исполнительность и фактуальность. В совокупности эти характеристики обеспечивают эффективность проповеди как перформативного дискурса.

2. Стереотипное речевое поведение религиозных проповедников по критерию вовлечённости участников дискурса в речевое событие характеризуется, прежде всего, ориентацией на предмет сообщения и ограничением авторского позиционирования. Выбор данных линий речевого воздействия обусловлен особенностями дискурсивного жанра проповеди, связанными с его целевыми установками и тематическим воплощением.

3. Стереотипное речевое поведение религиозных проповедников по критерию категоричности / некатегоричности высказывания характеризуется тенденцией к некатегоричности. Некатегоричность в речевом поведении авторов обусловлена спецификой религиозного проповедования, а также соблюдением коммуникативно-прагматического принципа сотрудничества.

4. Стереотипное речевое поведение религиозных проповедников по способу организации высказывания ориентировано на регуляцию внимания и поведения целевой аудитории и характеризуется высокой степенью акцентированное™ речи. Предпочтительный выбор акцентирования как наиболее эффективного способа речевого воздействия связан с особенностью дискурсивного жанра проповеди как публичного выступления, созданного в условиях религиозной коммуникации для оказания определённого влияния на целевую аудиторию.

5. Национально-культурная специфика проповеднического дискурса обусловлена особенностями национального менталитета авторов-проповедников. В результате сопоставительного анализа стереотипного речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих проповедников установлено, что в дискурсе русскоязычной православной проповеди реализуется, прежде всего, установка на коллективные действия, а также более выраженные, чем в немецкоязычной проповеди, категоричность и назидательность. Для дискурса немецкоязычной протестантской проповеди характерны высокая степень объективности изложения информации, некоторая дистанцированность проповедника от аудитории и большая, чем в русскоязычной проповеди, некатегоричность в высказываниях.

Научная новизна исследования состоит в следующем: впервые проповедь как разновидность статусно-ориентированного общения исследуется в аспекте дискурсивной перформативности; выделяется набор перформативных характеристик, присущих проповедническому дискурсу; уточняется определение проповеднического дискурса; в рамках скрытой прагмалингвистики проводится анализ стереотипного речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих религиозных проповедников по трём прагмалингвистическим критериям; определяются доминирующие линии речевого воздействия проповедников на аудиторию, выявляется национально-культурная специфика проповеднического дискурса.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении и уточнении прагмалингвистической специфики проповеднического дискурса как разновидности религиозной коммуникации. Исследование дискурсивных характеристик церковной проповеди вносит вклад в теорию дискурса, в решение вопросов дискурсивной перформативности; выявленная специфика стереотипного речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих религиозных проповедников развивает положения социо- и прагмалингвистики, теории речевого воздействия, лин-гвокультурологии.

Практическая ценность проведённого исследования заключается в возможности использования его результатов в курсах по теории языка, теории дискурса, стилистике и интерпретации текста, лингвокультурологии. Отдельные положения диссертационной работы могут быть учтены при проведении спецкурсов по социолингвистике, прагматике речевого общения, теории коммуникации, при подготовке спецсеминаров по проблемам изучения языковой личности, по вопросам межкультурной коммуникации. Полученные результаты будут полезны при составлении рекомендаций по оптимизации общения, стратегическому планированию и прогнозированию эффекта речевого воздействия при подготовке публичных выступлений.

Апробация результатов исследования. Результаты проведённого исследования апробировались в докладах на международных научно-практических конференциях «Личность, речь и юридическая практика» в ДЮИ (Ростов-на-Дону, 2011, 2012, 2013 гг.), «Вопросы теории языка и методики преподавания иностранных языков» в ТГПИ (Таганрог, 2011 г.), «Современная филология: теория и практика» (Москва, 2011 г.), «Прагмалингвистика и практика речевого общения» ФГАОУ В ПО ПИ ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2011 г.), а также на зарубежных конференциях «Language and Culture» (Кутаиси, 2010 г.) и «Science and Education» (Висбаден, 2012 г.). Основные выводы диссертационной работы представлены в шестнадцати статьях, пять из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Общий объём научных публикаций по теме диссертационного исследования составляет 6,2 п. л.

Структура диссертации определяется целью и конкретными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и перечня текстов, послуживших источниками языкового материала.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновываются актуальность и научная новизна избранной темы исследования, определяются объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи работы, указываются материал и методы исследования, приводятся положения, выносимые на защиту, раскрывается теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе диссертационной работы «Проповеднический дискурс в со-циалъно-прагматическом аспекте» рассматриваются вопросы места и роли проповеди в религиозной коммуникации, структурно-языковые особенности проповеднического дискурса как публичного выступления, описываются конститутивные признаки проповеднического дискурса как разновидности институционального общения, выявляются перформативные характеристики проповеднического дискурса.

Проповедь занимает совершенно особое место в религиозном общении. Религия (от лат. religare — связывать) в сознании верующих воспринимается как связь между высшей сущностью (Богом, Абсолютом) и людьми. Важным в понимании религии является то, что связь Бога с человеком осуществляется посредством языка, через слово. Религия существует только в той или иной трансляции — передаче, пересказе, переводе, разъяснении священного знания. Самым оптимальным способом трансляции и сохранения религиозной истины — возвещения благой вести о спасении человека - является проповедование. Именно с проповеди духовное учение начинает жить в сознании некоторого сообщества людей, а религия становится межличностным коммуникативным процессом [Мечковская, Н.Б. Язык и религия [Текст] / Н.Б. Мечковская. - М.: Агентство «ФАИР», 1998. - С. 4-5,205].

Под проповедническим дискурсом в работе понимается сложное коммуникативное событие в рамках религиозной коммуникации, нацеленное на оказание автором-проповедником определённого (эмоционального, интеллектуального) воздействия на слушателей. Это — совокупность текстов проповедей, объединённых общими условиями их продуцирования (на уровне участников ситуации общения, целевых установок, ценностной ориентации, тематического воплощения) и специфическим набором способов и средств оказания воздействия на целевую аудиторию.

Церковная (храмовая), или внутренняя проповедь является неотъемлемой частью христианского богослужебного ритуала (литургии) и обращена к верующим людям, к сообществу «своих». Церковная проповедь учит людей «нраву», т. е. побуждает верующих жить и поступать в соответствии со своей верой. Проповедь, с одной стороны, решает вопросы сохранения и передачи религиозных истин следующим поколениям, а с другой стороны, выполняет задачи духовно-нравственного воспитания людей в соответствии с нормами христианской морали и этики.

Проповеднический дискурс как «речь к народу и перед народом» является публичным выступлением, относится к гомилетической ораторской речи и имеет

свои специфические особенности. Общение в данной ситуации строится по схеме «говорящий — аудитория». Аудитория проповеднической речи является целевой, полностью разделяющей систему ценностей оратора-проповедника и находящейся с ним в одном времени и пространстве, т. е. здесь и сейчас.

При допустимой в рамках религиозного учения тематической вариативности проповедь отличается постоянством её основных содержательных характеристик. Любой христианской проповеди вне зависимости от конфессии присущи христо-центризм (в центре повествования всегда Иисус Христос - Сын Божий и Спаситель), библейский дух (тесная связь с Библией, главным вместилищем духовного знания), гуманизм (общечеловеческий характер христианских ценностей), актуальность (злободневность вопросов, обсуждаемых в проповеди), толерантность (проявление терпимого, уважительного отношения к другим людям) [Блувберг, 2009; Сахарова, 2012].

Логико-композиционная структура проповеди отличается каноничностью и устойчивостью к влиянию извне. В православной гомилетике, например, принята четырёхчастная схема построения проповеди. В ней, помимо Вступления, Изложения и Заключения, содержится так называемое Нравственное приложение. В нём проповедник делает выводы из изложенного, имеющие практический характер и непосредственное отношение к религиозно-нравственной жизни людей.

Специфическим признаком религиозного общения, в том числе храмовой проповеди, является особый подъязык, обслуживающий данную сферу коммуникации. В его арсенал входит религиозная лексика и фразеология, включающая номинации Бога, святых, пророков, богословскую терминологию, названия церковных праздников и т. д. Средства языковой реализации проповеди, как на лексическом, так и на грамматическом уровне, ориентированы, прежде всего, на устное воплощение и нацелены на создание книжности стиля и эмоционально-экспрессивного эффекта.

Проповеднический дискурс как сложное коммуникативное событие в рамках института Церкви, сочетает в себе признаки институциональной и перформатив-ной коммуникации. В силу своего функционально-целевого предназначения проповеднический дискурс относится к институциональному типу общения. Это проявляется в чётко выраженных дифференциальных признаках, к которым относятся: участники, хронотоп, цели, ценности, стратегии, материал, разновидности и жанры, пре1(едентные (кулътурогенные) тексты, дискурсивные формулы [Кара-сик, В.И. Религиозный дискурс [Текст] / В.И. Карасик // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч. тр. — Волгоград: Перемена, 1999. — С. 5-19]. Институциональные характеристики проповеднического дискурса обусловлены, прежде всего, строго регламентированными статусно-ролевыми отношениями его постоянных участников. В качестве агента выступает священник-проповедник, наделённый особым авторитетом и полномочиями обращаться с проповедью к людям. Клиентами проповеднического дискурса являются верующие люди, прихожане храма. К числу постоянных коммуникантов ситуации проповеди, как и религиозного общения в целом, относится суперагент Бог — незримый, но всегда присутствующий в жизни верующих людей.

Чёткие целевые установки - разъяснять духовное учение, призывать к соблюдению заповедей, давать оценку событиям и поступкам, объединять людей в вере -реализуются в соответствующих коммуникативных стратегиях речевого воздействия. Постоянный и жёстко регламентируемый хронотоп ситуации общения подчёркивает статусную маркированность храмовой проповеди. Открытое провозглашение системы христианских ценностей опирается на этические постулаты, зафиксированные в первоисточнике Библии. Институциональный характер проповеднического дискурса направлен на сохранение и пополнение религиозного сообщества.

Как показало проведённое исследование, проповеднический дискурс является перформативным коммуникативным действием. Под перформативностью понимается способность дискурса создавать факты в сознании носителей языка как представителей определённого этно- и социокультурного сообщества в соответствии с их ценностной картиной мира, с одной стороны, и в соответствии с актуальными смыслами реального общения, с другой стороны [Карасик В.И. Языковые ключи [Текст] / В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2009. - С. 303]. К перформативным характеристикам проповеднического дискурса мы относим ритуальность, индексальпость, итеративность, коллективность, исполнительность и факту-стьность.

Церковная проповедь является неотъемлемой частью ритуала богослужения, но при этом не является ритуалом в чистом виде. В данном случае можно говорить о ритуализированном характере проповеди, который проявляется, прежде всего, в традиционных, исторически и культурно детерминированных условиях существования проповеди (включённость в контекст богослужебного ритуала, оригинальный состав участников общения, наличие целевого адресата, устный модус дискурса). Ритуальная сторона проповеди обусловлена также строгой детализацией локально-темпоральных условий, протокольным характером взаимодействия коммуникантов (статусно-маркированные полномочия и отношения), неукоснительным следованием предписанным ситуацией коммуникативным ролям, необыденностью общения. Свойство итеративности проповеди как перформа-тивного дискурса вытекает из цикличного характера религиозной коммуникации и заключается в повторяемости. Регулярная повторяемость самой ситуации проповеди, с одной стороны, и многократное цитирование содержащихся в авторитетных источниках религиозных постулатов, с другой стороны, нацелены на воспроизводство культовых действий, духовных ориентиров и поведенческих моделей. Понятие индексалъности выражается в том, что посредством особых знаков, сигналов и символов формируется определённое ментальное пространство. Знаковая сущность проповеди реализуется как на вербальном уровне (лексико-фразеологические особенности), так на невербальном уровне (организация храмового пространства, предметы культа, сам священник и т. д.). Все знаки имеют символическое значение, раскрывающее сакральный характер религиозной коммуникации. Коллективность перформативного действия предполагает его социальную обусловленность. С одной стороны, акт церковного проповедования обязательно совершается в общине верующих, с другой стороны, сама ситуация про-

поведи формирует необходимое для её функционирования сообщество — коллектив компетентных членов-единомышленников, разделяющих систему христианских ценностей и обладающих необходимыми знаниями. При этом информативная часть проповеди всегда является актуальной для прихожан, т. е. отвечает духовным потребностям верующей аудитории. Исполнительность как свойство перформативной практики связана с перформансом, или театральной, игровой стороной коммуникативного действия. Это выражается, прежде всего, в сценар-ности ситуации проповеди, в её ролевом исполнении, где в качестве зрителей выступают прихожане, а ведущая роль принадлежит священнику-проповеднику. Особое значение в смысле перформанса приобретают внешний вид священника, его невербальное поведение (позы, жесты, мимика), его голосовые возможности. Свойство фактуальности отражает сущностную специфику перформативного акта, в котором посредством слов осуществляются действия. Оно связано со способностью дискурса производить события и факты, которые влекут за собой определённые изменения в окружающей действительности, в том числе в ментальном состоянии участников ситуации. Ситуация храмовой проповеди носит событийный характер. Через участие в акте проповедования коммуниканты подтверждают свой статус: священник осуществляет свою миссию, возложенную на него Богом и Церковью, а прихожане подтверждают свою причастность христианской вере. Все вышеизложенные свойства проповеди характеризуют её как перформативный дискурс; в совокупности эти свойства обеспечивают успешное воплощение акта проповедования.

Вторая глава «Прагмалингвистический потенциал проповеднического дискурса» посвящена изучению способов и средств речевого воздействия на целевую аудиторию, актуализирующихся в речевом поведении авторов-проповедников. Речевое поведение русскоговорящих и немецкоговорящих религиозных проповедников исследуется с позиции скрытой прагмалингвистики, научного направления, вобравшего в себя достижения лингвистики, психологии, лингвокультурологии. Под речевым поведением в этом направлении понимается речевой опыт отправителя сообщения, сформировавшийся в результате многократного повторения в типичных ситуациях, автоматизированный и ушедший вглубь сознания.

В речевом поведении отправителя текста запечатлеваются, в том числе, скрытые интенции его самовыражения. В основе интенций лежат разного рода поведенческие установки (социальные, национальные, религиозные), автоматизированные и не контролируемые сознанием. Скрытые (неосознаваемые) интенции выражаются в речевых стратегиях воздействия, которые являются типами, или линиями речевого поведения автора. Речевая стратегия обладает формой и содержанием. Содержание стратегии составляют так называемые нюансы смысла определённой интенции [Матвеева Г.Г. Нюансы смысла в скрытой прагмалингвистике [Текст] / Г.Г. Матвеева // Филологический вестник РГУ. - Ростов-на-Дону, 1998. №2. - С. 28], которые находят своё выражение в речевых планах стратегии. В качестве формы речевой стратегии выступают лингвистические единицы — речевые сигналы (маркеры, актуализаторы) грамматических и текстуальных категорий, выбираемые автором

машинально. Речевые сигналы актуализируются в минимальной единице речевого поведения - речевом поступке. Речевой поступок выражается в малой синтаксической группе (МСГ), которая на синтаксическом уровне соответствует простому предложению, причастному и деепричастному оборотам, вводным словам и конструкциям и т. д. [Матвеева Г.Г., Нужнова Е.Е., Тонченко, Л.Н. Малая синтаксическая группа как единица прагматического исследования / Г.Г. Матвеева, Е.Е. Нужнова, Л.Н. Тонченко // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания. 4.1. -Ростов-на-Дону, 2001. -С. 190-197.].

Исследование речевого поведения авторов-проповедников проводилось в работе методом прагмалингвистического эксперимента с применением модифицированного контент-анализа. В основе эксперимента лежит методика диагностирования качеств личности по её речевому поведению, разработанная профессором Г.Г. Матвеевой. Однако в нашем исследовании мы использовали данную методику не для диагностики личностных свойств проповедников, а с целью определения доминирующих линий стереотипного речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих проповедников как типичных способов оказания речевого воздействия на адресата в изучаемом виде дискурса. Эксперимент заключался в обнаружении и количественном подсчёте речевых сигналов исследуемых речевых стратегий скрытого воздействия и заполнении таблиц-матриц числовыми показателями проявления тех или иных прагмалингвистических параметров текста проповеди. По статистически обработанным данным представляется возможным выявить стереотипные характеристики речевого поведения религиозных проповедников, в том числе с учётом их национально-культурной специфики.

Речевое поведение авторов-проповедников анализируется в работе по трём критериям: вовлечённости участников дискурса в речевое событие, категоричности / некатегоричности и по способу организации высказывания. Выбранные критерии представляют собой прагматически (коммуникативно, социально и, шире -культурно) обусловленные способы организации общения, направленные на оказание определённого речевого воздействия на адресата.

Критерию вовлечённости участников дискурса в общение в аспекте скрытой прагмалингвистики соответствует эмотивно-ориентированная речевая стратегия «Участие / неучастие коммуникантов в речевом событии». В ней заключена скрытая интенция автора, отражающая его внутреннюю поведенческую установку по отношению к самому себе, своему собеседнику и к тому, о чём сообщается. Стратегия реализуется в каждом речевом поступке, зафиксированном в МСГ, в одном из трёх планов выражения: личном, социальном, или предметном. Анализаторами речевых планов данной стратегии являются различные способы выражения грамматической категории лица. При актуализации личного плана в речевом поступке присутствует указание на вовлечение в речевое событие либо отправителя сообщения, либо его получателя. Речевыми сигналами личного плана являются эксклюзивные личные и притяжательные местоимения, эксклюзивный императив, обращения и др.: [Возлюбленные братья и сестры!]-, [Мне хочется] [поведать вам хотя бы немного о тайне этого животворящего древа] (Иоанн Снычёв).

При актуализации социального плана в речевом поступке фиксируется совместное участие в речевом событии и отправителя, и получателя. К речевым маркерам социального плана относятся инклюзивные личные и притяжательные местоимения, инклюзивный императив, лексемы, обозначающие совокупность людей, включая коммуникантов и др.: [Господь нам дач сегодня встретиться] (Антоний Сурожский); [Heute, am 26. Dezember, denkt die Gesamtkirche an Stephanus] (Friedrich-Wilhelm Hilnerbein). Актуализация предметного плана происходит в том случае, если в речи автора отсутствуют речевые маркеры, указывающие на участие коммуникантов в речевом событии: [Schon in der alttestamentlichen Prophetie wird die Geburt des Kindes angekündigt] (Wolfgang Huber).

Частота актуализации речевых маркеров какого-либо плана речевого воздействия является решающим моментом для определения специфики речевого поведения отправителя сообщения. Преобладание же маркеров того или иного плана в стереотипном речевом поведении авторов свидетельствует о доминирующей линии речевого поведения исследуемой группы авторов в типичной речевой ситуации.

Методом модифицированного контент-анализа была подсчитана частота актуализации русскоговорящими и немецкоговорящими проповедниками каждого плана-варианта речевой стратегии «Участие / неучастие коммуникантов в речевом событии». Полученные данные зафиксированы в Таблице 1.

Таблица 1 — Речевое поведение авторов-проповедников по стратегии «Участие / неучастие коммуникантов в речевом событии»

Планы Авторы Личный план Социальный план Предметный план Всего МСГ

МСГ АРП, % МСГ АРП, % МСГ АРП, % 100%

Русскоговорящие авторы

1. Александр Мень 27 3,7 270 36,6 440 59,7 737

2. Антоний Сурожский 55 6,1 432 48,2 408 45,5 895

3. Артемий Владимиров 48 7,5 358 56,5 226 36 632

4. Иоанн Крестьянкин 74 8,2 401 44,8 421 47 896

5. Иоанн Снычёв 64 12,1 226 42,8 238 45,1 528

6. Кирилл Гундяев 85 13 277 42 299 45 661

Всего МСГ 353 1964 2032 4349

СРП 8,5 45,1 46,4

Немецкоговорящие авторы

1.Johannes Friedrich 106 12 277 31,4 500 56,6 883

2. Wolfgang Huber 63 7,3 223 26 572 66,7 858

3. Friedrich Wilhelm Hünerbein 66 9,2 196 27,4 454 63,4 716

4. Hans Christian Knuth 77 10,1 241 31,7 442 58,2 760

5. Manfred Kock 56 7,3 187 24,3 526 68,4 769

6. Johannes Staemmler 68 14,2 134 28,1 274 57,7 476

Всего МСГ 436 1258 2768 4462

СРП 10 28 62

Общин СРП для социальной группы пропо-ведннков 9,3 36,5 54,2

Общее количество МСГ 8811

В таблице для каждого автора-проповедника указано индивидуальное количество МСГ актуализации речевых планов, в том числе в процентном отношении - абсолютный речевой показатель (АРП). По каждому речевому плану приведены средние речежанровые показатели (СРП), отражающие стереотипное речевое поведение исследуемой языковой группы проповедников; указан общий СРП, характеризующий стереотипное речевое поведение социальной группы религиозных проповедников вне зависимости от их национально-языковой принадлежности.

Как следует из результатов анализа, доминирующим планом речевого воздействия в проповедническом дискурсе является предметный план. Общий СРП по данному плану для социальной группы религиозных проповедников составляет 54,2% (см. Табл. 1). Актуализация предметного плана указывает на то, что ни проповедник, ни его слушатели не вовлечены в речевое событие. В этом случае автор ориентируется, прежде всего, на предмет речи. Частая актуализация предметного плана в речевом поведении церковных ораторов связана, на наш взгляд, с особенностями речевого жанра проповеди, в частности с присущим ему нарративным характером, обусловленным глобальной целью проповеди транслировать и разъяснять религиозное учение. Священники в большой степени сконцентрированы на точном воспроизведении библейских сюжетов, цитировании отрывков из Евангелий, на проведении аналогий с событиями современной жизни. Механизм воздействия предметного плана основан именно на неучастии в речевом поступке ни отправителя сообщения, ни его получателя. В этом случае инструментами убеждения аудитории оказываются объектив-

ность, логичность, беспристрастность в речевом поведении религиозного оратора.

Обращает на себя внимание довольно невысокий показатель актуализации личного плана в проповедях: общий СРП для социальной группы проповедников составил 9,3%. В целом, можно сказать, что все проповедники не проявляют признаков авторитарности и не выставляют своё «я». Они стремятся придерживаться линии ненавязывания собственной воли слушателям и ограничивают выражение личной позиции в выступлении.

Критерий категоричности / некатегоричности высказывания с позиции скрытой прагмалингвистики находит своё выражение в эмотивно-ориентированной речевой стратегии «Уверенное / неуверенное речевое поведение автора текста». Нюансами смысла данной стратегии выступает категоричность / некатегоричность автора высказывания, актуализируемая в речевых планах категоричного и некатегоричного высказывания. С точки зрения прагмалингвистики, план категоричного высказывания связан с уверенным, решительным речевым поведением отправителя текста, которое проявляется в точности, определённости, безапелляционности, достоверности, всеобщности, важности предъявляемой информации. Речевыми маркерами данного плана являются формы глаголов несовершенного вида в настоящем времени, эксклюзивный императив, модальные глаголы и предикативы со значением долженствования, необходимости, лексемы со значением уверенности, убеждённости и др.: [Die Welt lebt in der Finsternis] [und liebt diese mehr als das Licht] (Johannes Friedrich[Необходимо твердо и жертвенно ... служить торжеству Православия] (Иоанн Крестьянкин).

План некатегоричного высказывания, напротив, соотносится с осторожным, нерешительным речевым поведением отправителя текста, которое проявляется в условности, косвенности, гипотетичности, нереальности сообщаемого, а также в стремлении автора смягчить категоричный характер высказываний. К маркерам некатегоричности относятся: сослагательное наклонение, модальные глаголы и их эквиваленты с семантикой возможности, желательности, модальные слова и выражения со значением неуверенности, цитаты, ссылки и др.: [Вот если бы у нас ... было бы такое ощущение близости Бога] (Иоанн Сны-чёв)\ [Kaum jemand weiß damit] was anzufangen (Johannes Staemmler).

Частота актуализации в речевом поведении русскоговорящих и немецкоговорящих проповедников речевых планов категоричности и некатегоричности представлена в Таблице 2.

Как показало исследование, в стереотипном речевом поведении проповедников план некатегоричного высказывания актуализируется несколько чаще (53,2%), чем план категоричного высказывания (46,8%). Можно говорить о том, что в проповедническом дискурсе проявляется тенденция, хотя и не ярко выраженная, к некатегоричности. Это, на наш взгляд, обусловлено спецификой религиозной коммуникации (включая особенности сознания и психологии верующих) и особенностями дискурсивного жанра храмовой проповеди, имеющих свою уникальную специфику.

Таблица 2 - Речевое поведение авторов-проповедников по стратегии «Уверенное / неуверенное речевое поведение автора текста»

Планы

Авторы

План категоричного высказывания

мсг

АРП, %

План некатегорнч-ного высказывания

МСГ

Русскоговорящие авторы

АРП, %

1. Александр Мень 370 50,2 367 49,8 737

2. Антоний Сурожскни 448 50 449 50 895

3. Артемий Владимиров 297 47 335 53 632

4. Иоанн Крестьянин! 422 47 474 53 896

5. Иоанн Снычёв 240 45 288 55 528

6. Кирилл Гундяев 343 52 318 48 661

Всего МСГ 2120 2229 4349

СРП 48,7 51,3

Немецкоговорящие авторы

1. Johannes Friedrich 355 40 528 60 883

2. Wolfgang Huber 377 44 481 56 858

3. Friedrich Wilhelm Hünerbein 302 42,2 414 57,8 716

4. Hans Christian Knuth 402 53 358 47 760

5. Manfred Kock 346 45 423 55 769

6. Johannes Staemmler 218 46 258 54 476

Всего МСГ 2000 2462 4462

СРП 45 55

Общий СРП для социальной группы проповедников 46,8 53,2

Общее число МСГ 8811

С одной стороны, это связано с высокой интертекстуальной плотностью проповеди. Священник обращается к прихожанам с проповедью от имени Бога.

Значит, всё, что он говорит, должно строго соответствовать библейским канонам и позиции Церкви. Поэтому для проповеди характерно обилие ссылок и цитат из авторитетных источников - Священного Писания, молитвенных и богослужебных текстов. Эти средства значительно снижают степень категоричности сообщения, но при этом усиливают аргументативность, а, следовательно, убедительность речи [Цапко, В.И. Некатегоричные высказывания в лингвистических текстах (на материале английского и русского языков) [Текст]: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / В.И. Цапко. - Пятигорск, 2009. - С. 19].

С другой стороны, проповедники, будучи профессиональными ораторами, организуют взаимодействие с верующей аудиторией в соответствии с коммуникативно-прагматическим принципом кооперации, учитывающим психологические особенности собеседника. Мастерски владея искусством слова, проповедники используют широкий спектр средств диалогизации и адресации (позитивно-окрашенные обращения, побуждение к совместным действиям и др.), направленных не только на поддержание внимания слушателей, но и на акцентирование паритетного, уважительного отношения к ним. Кроме того, выбор проповедниками некатегоричных высказываний может быть мотивирован их внутренними качествами, составляющими основу христианского образа жизни, такими, как толерантное и позитивное отношение к другим людям, сдержанность в проявлении негативных эмоций, осторожность в суждениях.

Способ организации высказывания как один из критериев анализа речевого поведения религиозных проповедников соотносится с конативно-ориентированной речевой стратегией «Ащентуация элементов высказывания автором текста». Данная стратегия реализуется в каждом речевом поступке в одном из двух планов своего выражения: плане акцентирования или пиане автоматизации. Речевой план автоматизации (или неакцентирования) актуализируется в автоматическом порядке слов, соответствующем тема-рематической структуре высказывания: [Das Kreuz ist die Vollendung der Selbsthingabe Gottes] (Hans Christian Knuth)', [Верующие растут в любви] (Антоний Сурожский). Прагматический эффект плана автоматизации выражается именно в неакценти-рованном способе организации элементов высказывания, в привычном, традиционном расположении частей высказывания, когда автору не требуются дополнительные средства для привлечения внимания слушателей.

Речевыми сигналами плана акцентирования выступают инверсированный порядок слов, интонация, обращения, маркеры волеизъявления, смысловые усилители и др.: [Вот ведь какое бедствие совершается в наших cepdifax из-за невнимания] ... (Иоанн Снычёв); [Und doch ist es wichtig] ... (Friedrich-Wilhelm Hinterbein). Для речевого плана акцентирования характерно выделение в речи отправителя сообщения определённых элементов, наиболее значимых, по мнению автора, для раскрытия смысла его выступления и оказания эффективного воздействия на получателя.

Актуализация в речевом поведении русскоговорящих и немецкоговорящих проповедников речевых планов автоматизации и акцентирования представлена в Таблице 3. Как показало исследование, доминирующей линией речевого воздейст-

вия по стратегии «Акцентуация элементов высказывания автором текста» в стереотипном речевом поведении проповедников является план акцентирования.

Таблица 3 — Речевое «Акцентуация

поведение авторов-проповедников по стратегии

Планы Авторы План акцептирования План автома-тшацпи Всего МСГ

МСГ АРП, % МСГ АРП, % 100%

Русскоговорящие авторы

1. Александр Мень 479 65 258 35 737

2. Антоний Сурожский 667 74,5 228 25,5 895

3. Артемий Владимиров 451 71,4 181 28,6 632

4. Иоанн Крестъянкин 646 72,1 250 27,9 896

5. Иоанн Снычёв 368 69,8 160 30,2 528

6. Кирилл Гундяев 446 67,5 215 32,5 661

Всего МСГ 3057 1292 4349

СРП 70 30

Немецкоговорящие авторы

1. Johannes Friedrich 617 70 266 30 883

2. Wolfgang Huber 579 67,5 279 32,5 858

3. Friedrich Wilhelm Hüner-bein 503 70,3 213 29,7 716

4. Hans Christian Knuth 554 73 206 27 760

5. Manfred Kock 522 68 247 32 769

6. Johannes Staemmler 329 69,2 147 30,8 476

Всего МСГ 3104 1358 4462

СРП 69,6 30,4

Общин СРП для социальной группы проповедников 69,8 30,2

Общее число МСГ 8811

Общий средний речежанровый показатель по данному плану для социальной группы проповедников довольно высок и составляет 69,8%. Очевидное предпочтение проповедниками плана акцентирования обусловлено самой спецификой

дискурсивного жанра проповеди как разновидности публичной речи, т. е. устного выступления, созданного в условиях религиозной коммуникации для оказания определённого влияния на целевую аудиторию. Здесь акцентирование выполняет прагматическую, воздействующую функцию — обеспечить и поддержать интерес к теме выступления, сосредоточить внимание аудитории на наиболее значимых положениях выступления священника, на правильной, с точки зрения религиозного вероучения, оценке тех или иных событий. Задача церковной проповеди — через разъяснение религиозных истин «учить нраву», т. е. постоянно побуждать прихожан к поступкам, соответствующим нормам христианской нравственности, тем самым оказывать влияние на их разум и чувства. Механизм воздействия плана акцентирования в проповедническом дискурсе заключается в том, что его прагматический потенциал направлен на регуляцию внимания и поведения верующей аудитории.

Национально-культурная специфика проповеднического дискурса связана с особенностями национального менталитета проповедников и проявляется как отражение в дискурсе моделей национального поведения и мышления, социальных стереотипов, свидетельствующих о принадлежности языковой личности к определённой социокультурной, в том числе религиозной (конфессиональной) общности. С целью выявления национально-культурных особенностей проповеднического дискурса проведено сопоставление стереотипного речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих авторов-проповедников. Была составлена Таблица 4, в которой указаны СРП актуализации речевых планов по трём стратегиям для группы русских и группы немецких авторов.

Таблица 4 - Стереотипное речевое поведение русскоговорящих _и немецкоговорящих проповедников _

\ Стратегии Участие / неучастие коммуникантов в речевом событии Уверенное / неуверенное речевое поведение автора текста Акцентуация элементов высказывания автором текста

\ Планы

Языковые \ группы \ Личный план Социальный план Предметный тан План категоричного высказывания План некатего-оичного высказывания § г § а Э. £ - з: 8 5г. ^ 1 План автоматизации

Группа русского-

ворящих проповедников (СРП, %) 8,5 45,1 46,4 48,7 51,3 70 30

Группа немецкоговорящих проповедников (СРП, %) 10 28 62 45 55 69,6 30,4

Как показало исследование, в рамках речевой стратегии «Участие / неучастие коммуникантов в речевом событии» доминирующей линией речевого воздействия

является предметный план. При этом немецкие проповедники, в отличие от их русских коллег, используют предметный план гораздо интенсивнее: 62% и 46,4% соответственно. Это свидетельствует о стремлении немецких авторов быть максимально объективными при изложении библейских истин, не вовлекая при этом в речевое событие ни себя, ни своих слушателей. Вероятно, такой подход к изложению информации даёт аудитории возможность самостоятельно делать выводы из услышанного.

Согласно результатам эксперимента, русскоговорящие проповедники актуализируют социальный план речевого воздействия гораздо чаще (45,1%), чем немецкоговорящие авторы (28%). В русскоязычной православной проповеди, в отличие от протестантской, именно социальный план, реализующийся преимущественно в формах инклюзивного «мы», представляет наибольшую значимость в аспекте речевого воздействия на адресата. В православном богослужении, завершением которого является проповедь, всё внимание сфокусировано на литургии. Литургия означает «совместное действие», то есть общее, коллективное, соборное действие, в котором участвуют и священник, и прихожане вместе. Отсюда и дух соборности, коллективизма в национальном менталитете русскоязычной личности. В проповеди священник от имени Бога предлагает «путь спасения души» и идёт этим путём вместе со своей паствой, солидаризуясь с ней и образуя тем самым группу «своих». В этом случае устанавливается прочный психологический контакт между участниками речевой ситуации, складывается благоприятный климат общения, в результате чего у адресата появляется чувство эмоционально-психологической сопричастности с описываемыми событиями и совершаемыми действиями. Частая актуализация русскоговорящими проповедниками речевых сигналов социального плана свидетельствует о наличии у них черт коллективистского типа поведения: ориентированности на социум, солидаризации с ним, готовности к коллективным действиям и продуктивному сотрудничеству.

Относительно невысокий показатель актуализации социального плана у немецких проповедников (28%) может свидетельствовать об их некоторой обособленности от аудитории, слабой зависимости от групповых норм; приоритет коллективного над личным для них не характерен (хотя в христианстве пропагандируется именно этот принцип). Здесь проявляются национально-культурные особенности немецкоговорящей личности, которой присущ индивидуалистский тип поведения, ориентированный на отдельного индивида с его потребностями и интересами. Слишком частая актуализация социального плана, как проявление кооперативного типа поведения, вероятно, воспринималась бы немецкими слушателями как слишком навязчивое, посягающее на их личное пространство поведение.

В рамках стратегии «Уверенное / неуверенное речевое поведение автора текста» была отмечена тенденция к некатегоричности высказывания. Однако немецкоговорящие проповедники актуализируют план некатегоричности несколько чаще (55%), чем русскоговорящие авторы (51,3%). Речевое поведение немецких проповедников характеризуется большей некатегоричностью, сдержанностью и осторожностью.

Русскоговорящие проповедники в свою очередь несколько чаще (48,7%), чем их немецкоговорящие коллеги (45%) актуализируют план категоричности. Это

связано с национальной спецификой, согласующейся с конфессиональными особенностями проповедования. Согласно православным канонам, человеку для спасения души недостаточно только одной веры в Бога, важен также духовный труд по совершенствованию своей личности. Поэтому в православной проповеди, в отличие от протестантской, чаще эксплицируются назидательные установки, что проявляется в утверждении религиозных истин, в поучениях и наставлениях верующим, как «следует», «надо» и «должно» вести себя христианину. В высказываниях такого рода демонстрируется настойчивость, догматичность и уверенность автора-священника в том, что он проповедует.

В рамках стратегии «Акцентуация элементов высказывания автором текста» показатели речевых планов акцентирования и автоматизации в двух языковых группах практически совпадают: у русских авторов 70% и 30%, у немецких — 69,6% и 30,4% соответственно. В связи с этим по данной речевой стратегии не представляется возможным выявить специфику речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих проповедников как представителей разных лннгвокультурных сообществ.

Проведённое исследование подтверждает наше предположение о том, что проповеднический дискурс как разновидность религиозной коммуникации сочетает в себе признаки институциональности и перформативности и реализует специфические способы речевого воздействия на целевую аудиторию, актуализирующиеся в речевом поведении авторов-проповедников и имеющие национально-культурную специфику.

Исследование позволяет расширить представление о проповедническом дискурсе и религиозной коммуникации в целом, развивает положения теории дискурса, дискурсивной перформативности, прагмалингвистики, а также затрагивает ряд вопросов, требующих более детального изучения.

В Заключении излагаются основные результаты проведённого исследования и намечаются перспективы и возможные направления дальнейшего изучения обозначенной проблемы.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Научные публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Сахарова, Е.Е. Прагмалингвистический потенциал проповеднического дискурса [Текст] / Г.Г. Матвеева, Е.Е. Сахарова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 1. — С. 88— 92.(0,6/0,3 п. л.)

2. Сахарова, Е.Е. Прагмалингвистические особенности проповеднического дискурса: критерий вовлечённости участников дискурса в речевое событие [Текст] / Е.Е. Сахарова // «Известия Южного федерального университета. Филологические науки». — 2013. — № 1, —С. 157-163. (0,5 п. л.)

3. Сахарова, Е.Е. Перформативные характеристики проповеднического дискурса [Текст] / Е.Е. Сахарова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2013. - № 9. Том 2. - С. 224-231. (0,6 п. л.)

4. Сахарова, Е.Е. Особенности актуализации речевой стратегии «Акцентуация элементов высказывания автором текста» в проповедническом дискурсе [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Электронный журнал. — 2014. - № 1. - Режим доступа: http://www,onJine-science.ru (0,45 п. л.)

5. Сахарова, Е.Е. Проповеднический дискурс как жанр религиозной коммуникации//Казанская наука. -2014. -№ 1.-С. 152-155.(0,3 п. л.)

Другие научные публикации:

6. Сахарова, Е.Е. К вопросу об адресате в дискурсе церковной проповеди [Текст] / Е.Е. Сахарова //1. International Scientific Conference «Language and Culture». Scientific papers. - Kutaisi, 2010. - P. 357-360. (0,25 п. л.)

7. Сахарова, Е.Е. Актуализация речевой стратегии «Участия / неучастия коммуникантов в речевом событии» в проповедническом дискурсе [Текст] / Е.Е. Сахарова // Личность. Речь. Юридическая практика: Сборник научных трудов международной научно-методической конференции. Выпуск 14,-Ростов н/Д: ДЮИ,2011.-С. 145-152. (0,6 п. л.)

8. Сахарова, Е.Е. Особенности речевого поведения религиозных проповедников по критерию акцентуации [Текст] / Е.Е. Сахарова // Вопросы теории языка и методики преподавания иностранных языков: IV Международ. науч. конф. (20-22 сентября 2011 г., Таганрог, Россия): сб. науч. тр: в 2 ч. / отв. ред. проф. Г.Т. Поленова. — Ч. 2. - Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2011. - С. 49-55. (0,4 п. л.)

9. Сахарова, Е.Е. Лингвистические особенности религиозной проповеди [Текст] / Е.Е. Сахарова // Language and Culture. Scientific Peer Reviewed Journal. -№ 5. - Kutaisi, 2011. - P.141-143. (0,3 п. л.)

10. Сахарова, Е.Е. Речевое поведение отправителя сообщения: Стратегический потенциал [Текст] / Е.Е. Сахарова // «Современная филология: теория и практика»: Материалы международной научно-практической конференции 29-30 июня 2011 г.: Москва, 2011. - С. 274-279. (0,35 п. л.)

П.Сахарова, Е.Е. Перформативность как конститутивный признак коммуникации [Текст] / Е.Е. Сахарова // Прагмалингвистика и практика речевого общения: материалы V Международной научно-практической конференции (25 ноября 2011 г.). - Ростов н/Д: НПО ПИ ЮФУ, 2011. - Вып. 5. - С. 126-131. (0,4 п. л.)

12. Сахарова, Е.Е. Некатегоричность в речевом поведении религиозных проповедников [Текст] / Е.Е. Сахарова // Личность, речь и юридическая практика: Сборник научных трудов международной научно-методической конференции. Выпуск 15. - Ростов-н/Д: ДЮИ, 2012.-С. 184-189. (0,4 п. л.)

13. Сахарова, Е.Е. Некоторые особенности речевого поведения религиозных проповедников [Текст] / Е.Е. Сахарова, Г.Г. Матвеева // «Современные подходы к изучению единиц языка и речи и вопросы лингводидактики»: Сборник научных трудов. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2012. - С. 260264. (0,3 / 0,2 п. л.)

14. Сахарова, Е.Е. Характерные особенности православной проповеди [Текст] / Е.Е. Сахарова // Личность в прагмалингвистике: сборник статей, посвященный юбилею профессора, доктора филол. наук Г.Г. Матвеевой. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2012. - С. 79-81. (0,35 п. л.)

15. Sakharova, Ye.Ye. Actualization of confidence in the verbal behavior (on the material of preaching discourse) [Text] / Ye.Ye. Sakharova // Science and Education: materials of the international research and practice conference, Wiesbaden, June 27-28, 2012 / publishing office "Bildungszentrum Rodnik е. V." -Wiesbaden, Germany, 2012. - P. 291-296. (0,4 п. л.)

16. Сахарова, Е.Е. Итеративность как признак перформативного дискурса [Текст] / Е.Е. Сахарова // Личность, речь и юридическая практика: Сборник научных трудов международной научно-методической конференции. Выпуск 16. — Ростов-н/Д: ДЮИ, 2013. — С. 186-191.(0,4 п. л.)

Подписано в печать 05.03.2014. Формат 60*84 '/ц. Бумага офсетная. Печать офсетная. Физ. печ л. 1,00. Тираж 100 экз.

Типография Южного федерального университета: 344082, г Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33.

 

Текст диссертации на тему "Прагмалингвистические особенности проповеднического дискурса"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

04* 0145¿974 На пМвсюсрукописи

Сахарова Елена Евгеньевна

ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОПОВЕДНИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (на материале русского и немецкого языков)

Специальность 10.02.19 - теория языка

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Г.Г. Матвеева

Ростов-на-Дону - 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................

ГЛАВА I. ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ.....

............................................4

ДИСКУРС В СОЦИАЛЬНО...........................................11

1.1. Христианская проповедь, её место и роль в религиозной коммуникации...........................................................................11

1.2. Проповеднический дискурс: структурно-языковые особенности...............................................................................17

1.3. Институциональные характеристики проповеднического дискурса..................................................................................26

1.4. Перформативные характеристики проповеднического дискурса..................................................................................37

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ....................................................65

ГЛАВА II. ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОПОВЕДНИЧЕСКОГО ДИСКУРСА..........................................68

2.1. Дискурс и речевое поведение. Стратегии речевого поведения отправителя сообщения...............................................................68

2.2. Метод прагмалингвистического эксперимента...........................76

2.3. Стереотипное речевое поведение проповедников по критерию вовлечённости участников дискурса в речевое событие.....................87

2.4. Стереотипное речевое поведение проповедников по критерию категоричности / некатегоричности...................................................102

2.5. Стереотипное речевое поведение проповедников по способу

организации высказывания........................................................121

2

2.6. Национально-культурные особенности проповеднического

дискурса................................................................................134

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ........... ........................................141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................145

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ...........................................................150

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................151

ИСТОЧНИКИ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА АНАЛИЗА.............178

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая диссертация выполнена в рамках теории дискурса, прагматики и прагмалингвистики текста, теории речевого воздействия, лингвокультурологии и представляет собой исследование, посвященное прагмалингвистическому изучению проповеднического дискурса как разновидности религиозной коммуникации. Проповедь является результатом человеческой деятельности в определённых социокультурных условиях, поэтому в работе проводится изучение не только самого текста проповеди как объективной лингвистической реалии, но и таких его коммуникативно-прагматических составляющих, как «стоящие за текстом» участники коммуникации, цели, условия и специфика речевой ситуации и т. п.

Актуальность исследования обусловлена повышенным интересом лингвистов к изучению религиозной коммуникации в целом и проповеднического дискурса в частности, необходимостью расширения поля прагмалингвистических исследований проповеднического дискурса, важностью изучения речевого поведения представителей различных социальных и лингвокультурных сообществ.

Объектом исследования является проповеднический дискурс как разновидность религиозной коммуникации, репрезентируемый христианской церковной проповедью.

Предмет изучения составляют прагмалингвистические особенности проповеднического дискурса.

Материалом исследования послужили христианские церковные проповеди на русском и немецком языках второй половины XX — начала XXI века, произнесённые проповедниками во время богослужения и впоследствии опубликованные в печатных или электронных СМИ. Анализ проповедей проводился с учётом особенностей речевой ситуации, в которой они были произнесены. Всего было проанализировано около 100 проповедей, в том

числе методом прагмалингвистического эксперимента проанализировано 8811 малых синтаксических групп, что составило 26433 единицы счёта.

В основу научной работы положена следующая гипотеза: проповеднический дискурс как разновидность религиозного общения сочетает в себе признаки институциональной и перформативной коммуникации и реализует специфические способы речевого воздействия на целевую аудиторию, которые актуализируются в речевом поведении авторов-проповедников и имеют национально-культурную специфику.

Цель исследовательской работы заключается в изучении и описании прагмалингвистической специфики проповеднического дискурса, а именно его дискурсивных характеристик и способов речевого воздействия на целевую аудиторию, актуализирующихся в речевом поведении русскоговорящих и немецкоговорящих религиозных проповедников.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• описать институциональные и перформативные характеристики проповеднического дискурса как разновидности религиозного общения;

• проанализировать особенности и доминирующие линии стереотипного речевого поведения социальной группы религиозных проповедников по трём прагмалингвистическим критериям:

-вовлечённости участников дискурса в речевое событие, -категоричности / некатегоричности высказывания, -способу организации высказывания;

• выявить национально-культурную специфику

проповеднического дискурса- на основе анализа стереотипного речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих авторов-проповедников.

Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы: описания, наблюдения, гипотетико-дедуктивный, метод сплошной выборки, метод прагмалингвистического эксперимента с применением модифицированного контент-анализа, а также количественный и интерпретативный методы.

Методологическая основа исследования. Диссертационное исследование опирается на общефилософские законы и принципы связи мышления и языка, перехода количественных признаков в качественные, взаимообусловленности формы и содержания.

Общенаучной методологической основой исследования являются принципы системности, детерминизма, междисциплинарности, а также принцип антропоцентризма, в соответствии с которым отправной точкой лингвистического анализа выступает языковая личность как субъект речевого воздействия.

Частнонаучную основу диссертационной работы составили:

• труды, посвященные изучению религиозного дискурса в целом и проповеди как его жанровой разновидности в частности, C.B. Блувберга (2009), Е.В. Бобыревой (2007), И.В. Бугаевой (2010), Р.В. Жолудь (2002), В.И. Карасика (1999)," O.A. Крыловой (2006), К.А. Кузьминой (2006), Н.Б. Мечковской (2005), O.A. Прохватиловой (1999, 2011), М.Б.Расторгуевой (1995), H.H. Розановой (2003), А.Г. Салаховой (2003), З.Г. Шабановой (2006);

• исследования в области теории дискурса Н.Д. Арутюновой (2000), Т. ван Дейка (1978, 1998), В.И. Карасика (1999, 2004, 2009), Л.М.Макарова (2003), Е.В.Сидорова (2010), В.Е. Чернявской (2001), Е.И. Шейгал (2004);

• концепции перформативных исследований К. Вульфа (2009), Ю.Б. Грязновой (1998), Дж. Остина (1985), A.A. Романова,

JI.A. Романовой (2011), JI.A. Романовой (2010), И.В. Четыркиной (2005), Е. Fischer-Lichte (2003), S. Tambiah (2002);

• труды в области лингвистической прагматики и теории речевого воздействия С.Г. Агаповой (2002), М.Б. Бергельсон, A.A. Кибрика (1981), Т.Г. Винокур (2009), О.С. Иссерс (2008, 2009), С.Д. Кацнельсона (2009), JI.A Киселёвой (1978), Г.Г. Матвеевой (1984, 1993, .2011), Г.Г.Матвеевой, A.B. Ленец, Е.И. Петровой (2013), Н.И. Формановской (1989, 2007), Н.Р. Grice (1975), G. Jule (1996), G. Leech (1983);

• труды в области скрытой прагмалингвистики Г.Г. Матвеевой (1993, 1999, 2001, 2004, 2011), получившие дальнейшее развитие в исследованиях Т.М. Багдасарян (2004), Н.В. Варнавских (2004), Е.А. Горло (2004), И.А. Зюбиной (2005), A.B. Ленец (1999), O.E. Ломовой (2004), Т.Ю.Мкртчян (2004), Л.А. Моисеенко (2000), Е.Е. Нужновой (2003), Е.Ю. Оберемченко (2011), Т.В. Овсиенко (2010), Л.Н. Селиверстовой (2004), Е.В. Фирсовой (2003), A.B. Чалбышевой (2006) и др.

Па защиту выносятся следующие положения:

1. Проповеднический дискурс как разновидность религиозного

общения сочетает в себе признаки институциональности и

перформативности. Институциональный характер проповеднического

дискурса, выражающийся в строго регламентированных статусно-ролевых

отношениях его постоянных участников, чётких целевых установках,

жёстких локально-темпоральных рамках ситуации общения, открыто

манифестируемой системе христианских ценностей, тематических и

языковых определителях, направлен на сохранение и пополнение

религиозного социума. Перформативность проповеднического дискурса

вытекает из его способности создавать факты в сознании верующих людей и

моделируется на основе таких характеристик, как ритуальность,

индексальность, итеративность, коллективность, исполнительность и

7

фактуалыюсть. В совокупности эти характеристики обеспечивают эффективность проповеди как перформативного дискурса.

2. Стереотипное речевое поведение религиозных проповедников по критерию вовлечённости участников дискурса в речевое событие характеризуется, прежде всего, ориентацией на предмет сообщения и ограничением авторского позиционирования. Выбор данных линий речевого воздействия обусловлен особенностями дискурсивного жанра проповеди, связанными с его целевыми установками и тематическим воплощением.

3. Стереотипное речевое поведение религиозных проповедников по критерию категоричности / некатегоричности высказывания характеризуется тенденцией к некатегоричности. Некатегоричность в речевом поведении авторов обусловлена спецификой религиозного проповедования, а также соблюдением коммуникативно-прагматического принципа сотрудничества.

4. Стереотипное речевое поведение религиозных проповедников по способу организации высказывания ориентировано на регуляцию внимания и поведения целевой аудитории и характеризуется высокой степенью акцентированности речи. Предпочтительный выбор акцентирования как наиболее эффективного способа речевого воздействия связан с особенностью дискурсивного жанра проповеди как публичного выступления, созданного в условиях религиозной коммуникации для оказания определённого влияния на целевую аудиторию.

5. Национально-культурная специфика проповеднического дискурса

обусловлена особенностями национального менталитета авторов-

проповедников. В результате сопоставительного анализа стереотипного

речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих проповедников

установлено, что в дискурсе русскоязычной православной проповеди

реализуется, прежде всего, установка на коллективные действия, а также

более выраженные, чем в немецкоязычной проповеди, категоричность и

назидательность. Для дискурса немецкоязычной протестантской проповеди

8

характерны высокая степень объективности изложения информации, некоторая дистанцированность проповедника от аудитории и большая, чем в русскоязычной проповеди, некатегоричность в высказываниях.

Научная новизна исследования состоит в следующем: впервые проповедь как разновидность статусно-ориентированного общения исследуется в аспекте дискурсивной перформативности; выделяется набор перформативных характеристик, присущих проповедническому дискурсу; уточняется определение проповеднического дискурса; в рамках скрытой прагмалингвистики проводится анализ стереотипного речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих религиозных проповедников по трём прагмалингвистическим критериям; определяются доминирующие линии речевого воздействия проповедников на аудиторию, выявляется национально-культурная специфика проповеднического дискурса.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении и уточнении прагмалингвистической специфики проповеднического дискурса как разновидности религиозной коммуникации. Исследование дискурсивных характеристик церковной проповеди вносит вклад в теорию дискурса, в решение вопросов дискурсивной перформативности; выявленная специфика стереотипного речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих религиозных проповедников развивает положения социо- и прагмалингвистики, теории речевого воздействия, лингвокультурологии.

Практическая ценность проведённого исследования заключается в возможности использования его результатов в курсах по теории языка, теории дискурса, стилистике и интерпретации текста, лингвокультурологии. Отдельные положения диссертационной работы могут быть учтены при проведении спецкурсов по социолингвистике, прагматике речевого общения, теории коммуникации, при подготовке спецсеминаров .до проблемам изучения языковой личности, по вопросам межкультурной коммуникации. Полученные результаты будут полезны при составлении рекомендаций по

оптимизации общения, стратегическому планированию и прогнозированию эффекта речевого воздействия при подготовке публичных выступлений.

Апробация результатов исследования. Результаты проведённого исследования апробировались в докладах на международных научно-практических конференциях «Личность, речь и юридическая практика» в ДЮИ (Ростов-на-Дону, 2011, 2012, 2013 гг.), «Вопросы теории языка и методики преподавания иностранных языков» в ТГПИ (Таганрог, 2011 г.), «Современная филология: теория и практика» (Москва, 2011 г.), «Прагмалингвистика и практика речевого общения» ФГАОУ ВПО ПИ ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2011 г.), а также на зарубежных конференциях «Language and Culture» (Кутаиси, 2010 г.) и «Science and Education» (Висбаден, 2012 г.). Основные выводы диссертационной работы представлены в шестнадцати статьях, пять из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Общий объём научных публикаций по теме диссертационного исследования составляет 6,2 п. л.

Структура диссертации определяется целью и конкретными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и перечня текстов, послуживших источниками языкового материала.

ГЛАВА I.

ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В СОЦИАЛЬНО-ПРАГМАТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

В первой главе настоящей диссертационной работы рассматриваются место и значение проповеди в религиозной коммуникации, структурно-языковые особенности проповеднического дискурса как публичного выступления, описываются конститутивные признаки проповеднического дискурса как разновидности институционального общения, выявляются перформативные характеристики проповеди.

1.1. Христианская проповедь, её место и роль в религиозной

коммуникации

В последние десятилетия стало ощутимым изменение отношения государства к религии вообще, и к христианству в частности. Это даёт людям возможность открыто и свободно реализовать своё конституционное право на свободу вероисповедания, а институту Церкви успешно функционировать в современных условиях. Подтверждением этому служит конкретное участие Церкви в решении социальных проблем общества, возрождении культурных и духовных ценностей, воспитании и поддержании морально-нравственных устоев.

Активная общественная позиция Церкви сегодня заметна и ощутима.

Строительство и реставрация храмов, восстановление монастырей, открытие

церковных школ, социальных приютов и т. п. приводит к тому, что, всё

больше людей находят дорогу к храму. Возвращение к христианским

ценностям, растущая потребность общества в соответствующих знаниях

обострили внимание к духовному красноречию. Словесное искусство в

русской церковной традиции переживает сегодня новый подъём. Обращения

11

и проповеди священнослужителей звучат не только в храмах. Выступления лиц духовного звания можно услышать по радио и телевидению, их публикуют в СМИ и специальной литературе. Обозначившаяся потребность современного общества в знаниях религиозно-нравственного содержания, вовлечение всё большего числа людей в процесс религиозной коммуникации заставляет специалистов обратить внимание на данную сферу человеческой деятельности и проблемы межличностного взаимодействия в ней. Таким образом, возникает социально обусловленная потребность в теоретических и практических исследованиях религиозного общения.

Религия является неотъемлемой частью духовного мира любого социума. Светская наука определяет религию как одну из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта (Крысько, 2004: 440). Это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование сверхъестественного (Бога), са�