автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему: Правда жизни и художественная правда в "Наводирулвакоеъ" Ахмада Дониша
Полный текст автореферата диссертации по теме "Правда жизни и художественная правда в "Наводирулвакоеъ" Ахмада Дониша"
На правах рукописи
ОЛИМОВА ХОСИЯТ ХАКИМОВНА
ПРАВДА ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАВДА В «НАВОДИРУЛВАКОЕЪ» АХМАДА ДОНИША
10 01 08 - Теория литературы Текстология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
ДУШАНБЕ 2007
0030592В7
003059287
Работа выполнена на кафедре печати, теории литературы Таджикского государственного национального университета
Научный руководитель: доктор филологических наук,
профессор Саъдуллоев Асадулло
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор Тоиров У. кандидат филологических наук, доцент Шарипов М.
Ведущая организация: Институт языка и литературы
имени Абуабдулло Рудаки АН Таджикистана
Защита состоится « <£3» >хС1л5\
э©
2007 г в /3 часов
на заседании диссертационного совета Д 737.004 03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Таджикском государственном национальном университете (734025, Республика Таджикистан, г.Душанбе, пр Рудаки, 17)
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского государственного национального университета (734025, Республика Таджикистан, г Душанбе, пр Рудаки, 17)
Автореферат разослан « » яхп- 2007 г
Нагзибекова М.Б.
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Крупнейшее произведение основоположника таджикского просветительства и реформизма Ахмада Дониша (1826-1897) «Наводирулвакоеъ» («Редкостные события»), которым было положено начало таджикской документальной прозе в современном ее понимании, его поэтические особенности, отражение в нем художественного времени и пространства до настоящего времени не были объектом монографического исследования Между тем, как об этом писал устод Садриддин Айни в «Образцах таджикской литературы» (1926), Ахмад Махдум Дониш, по свидетельству источников, «был главой научной, литературной, социальной и политической революции в Бухаре»( 1,288)
Без учета того огромного, социального, политического, познавательного и художественно-эстетического значения
«Наводирулвакоеъ», где резкой критике были подвергнуты феодальная отсталость Бухарского эмирата и подлость его сановников, фанатического духовенства, в борьбе с которыми Дониш завоевал, по словам того же С Айни, «огромное уважение людей науки и просто здравомыслящих людей» (1,290), немыслимо дать объективную оценку не только этому шедевру национальной публицистики, но и всему творчеству Ахмада Дониша, а так же историческому процессу формирования и становления просветительства и реформизма в политике, культуре, экономике Средней Азии и тд Несмотря на наличие ряда фундаментальных исследований о жизни и деятельности Ахмада Дониша, например, А Богоутдинова, X Мирзо-заде , А Мирзоева, С Улуг-заде, И Брагинского, Р Хади-заде, 3 Раджабова и других учёных, многие аспекты его творчества остаются вне поля зрения исследователей Особенно это касается поэтики «Наводирулвакоеъ», категорий художественного времени и пространства, соотношения правды жизни и художественной правды в этом произведении
Наша работа призвана ответить на вопросы о том, как наиболее образованные люди эпохи во главе с Донишем выступали против невежества, популяризируя научные знания, достижения цивилизации европейских стран, главным образом, России
Публицистическое слово Ахмада Дониша как нельзя лучше отразило время и эпоху, оно положило начало тому виду документального творчества, в котором наиболее выпукло выражается историческая действительность конца XIX века
Другой особенностью этого произведения является то, что его автор рекомендует действие как деятельность, а служение богу как сознание Например, будучи проницательным свободолюбивым писателем, он призывал «будь искателем, а не подражателем» Иными
словами , человек в жизни должен быть исследователем, и с этих позиций он может доискаться до сути событий, не подражая другим Духовная свобода должна быть присуща человеческой натуре, а не исходить из его пророческой миссии
«Мы созданы дчя того, чтобы благоустраивать мир, разрабатывать залежи полезных ископаемых, овладевать тайнами чудес, сокрытых в природе Мы призваны изучать все народы мира и отличать истину от лжи Калсдый человек доказывает чистоту и истинность своей религии, и это надо исследовать »(1166)
Дониш один из основных факторов падения эмирата видит в неосведомленности в делах управления государством и страстном стремлении дворцовой знати к неограниченному влиянию, к завоеванию высшей власти в эмирате Может быть, по этой причине ещё при жизни Ахмад Дониш стал объектом пристального внимания Говоря о категории художественного времени и пространства в «Наводирулвакоеъ», нельзя не коснуться и темы человека и его могущества, которые Дониш ставил во главу угла в своих произведениях и размышлениях, как в конкретном историческом времени, так и в художественном понимании, в целом, о чем бы ни шла речь Восхищение силой человека воплощено в новеллах «Рассказ о хаджи и о пользе путешествия», «Рассказ о пучине Искандара и о том, как разбогател некий муж из Аджама», «Рассказ о тех, кто спасался от диких зверей», «Рассказ о Шукурбеке», в которых человек в различные эпохи развития общества, вступая в неравный бой с явлениями природы или стихией, выходит победителем
Произведение Ахмада Дониша «Наводирулвакоеъ» имело смелое продолжение в таджикской и других персоязычных литературах конца XIX и начала XX века как новый вид литературы, названный потом документальной прозой Так, одновременно с «Наводирулвакоеъ» в Иране создается «Саёхатномаи Иброхимбек» Зайнулобиддина Марогаи, о чем мы указываем в своей работе
В развитие «Наводирулвакоеъ» в начале 20 века написаны «Савонехулмасолик» Возеха, «Тухафи ахли Бухоро» Мирзо Сироджа Хакима, «Мунозира» Абдурофеъ Фитрата, как художественно-публицистические и историко -мемуарные произведения. С этой точки зрения можно сказать, что «Наводирулвакоеъ» заложило основы новой таджикской прозы в целом
Цель и задачи исследования. Об Ахмаде Донише написано не мало трудов политологами и исследователями литературы, историками и философами Нашей целью является исследование вопросов соотношения художественной правды и правды жизни, поэтики его главного произведения, выявление и определение художественно -публицистических особенностей «Наводирулвакоеъ Несмотря на наличие большого количества работ, до настоящего времени нет
отдельного монографического исследования, в котором бы было все стороннее рассмотрено публицистическое своеобразие
«Наводирулвакоеъ»
Фактически Ахмад Дониш является одним из основоположников нового мышления на Востоке Особо исследователей привлекает содержание таких образцов таджикско-персидской прозы прошлых столетий, как «Гулистан» Саади, «Бахористан» Джами, «Сафарнома» Носира Хусрава, «Футуватнома» и «Ахлоки Мухсини» Хусайна Воиза Кошифи, «Ахлоки Носири» Насиритдина Туси , «Бадоеъулвакоеъ» Зайнитдина Восифи По сути своей «Бадоеъулвакоеъ»Зайнитдина Восифи является историческим произведением, в котором подвергнута анализу политическая ситуация в Средней Азии
«Наводирулвакоеъ», прежде всего, является политическим трактатом, в котором отображены народные мечты и грезы Как известно, в отличие от политики советского государства в наше время, время рыночной экономики, с возможностью , открытого выражения мнений в условиях создания правового государства созданы все предпосылки исследования данной проблемы на примере наследия Дониша, его многостороннего дарования как литератора, географа, политика, мусульманского законоведа, философа, мыслителя
Научная новизна исследования заключается прежде всего в том что впервые завершен труд о поэтике художественного пространства и времени на примере произведения Дониша Вместе с тем были изучены особенности стиля Ахмада Дониша с учетом теоретических суждений предыдущих исследователей
Впервые в данной диссертации поэтика пространства, времени и места, а так же публицистическое - художественные особенности «Наводирулвакоеъ» Дониша рассмотрены в монографическом плане
Источниками и объектом исследования явились теоретические работы политологов и литературоведов, как отечественных, так зарубежных, посвященные художественной и публицистической литературе конца X1X в, труды таджикских литературоведов, посвященные просветительской литературе и предпосылкам ее появления в Средней Азии, исламскому мышлению Тезисы подкреплены многочисленными примерами из «Наводирулвакоеъ»
Научно-теоретическая и практическая значимость. В работе определены особенности публицистической прозы Ахмада Дониша, что позволит вести поиски о публицистике таджикской прозы конца XIX-начала XX столетия в целом
Результаты работы могут быть использованы при создании учебников и учебных пособий по поэтике Дониша, при подготовке спецсеминаров и спецкурсов по данной проблематике
Теоретические и методологические основы исследования базируются на традиционных методах литературоведения и журналистики В диссертации использованы опыт и методология литературоведов, публицистов и историков, в том числе таких ученых, как Д Лихачев, Ю Н Минералов И. Брагинский, Б Гафуров, Р Хади-заде, X Шарипов, М Шакури, А П Горбунов, А Щеглов, А Саъдуллоев, Г Ашуров, И Усмонов, Дж Бакозода, А Махмадаминов, А. Рахмонов и др
Апробация работы. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр печати и теория литературы ТГНУ (28 октября 2006 г, протокол № 3) и рекомендована к защите По теме диссертации опубликован ряд статей, список которых приводится в конце автореферата По теме работы автором прочитаны доклады на республиканских и университетских научных конференциях в 2003-2006
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка научной и художественной литературы
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении рассмотрен ряд произведений, подобных «Наводирулвакоеъ» созданных до XIX века, размышления о нем, содержание «Наводирулвакоеъ», изучение трактата литературоведами, цели и задачи исследования, структура, методология диссертации, научно-теоретическая новизна и научная значимость исследования
Во введении отмечается, что Ахмад Дониш признани современниками просвещенной личностью, мыслителем Приходится с сожалением констатировать, что не все литераторы - современники Ахмада Дониша были единого мнения о его творчестве Против создания «Наводирулвакоеъ» выступил тогда один из его учеников, поэт Ахмад Махдум Пирмасти Другие его современники, среди которых Шохин, Музтариб и Тамкин, выступили против Пирмасти, по считав неправильной его позицию в отношении этого шедевра Дониша Они написали касыду, в которой отметили сугубо ошибочную позицию своего коллеги в отношении трактата Дониша
В советское время впервые о высоком значении произведения Ахмада Дониша писал Садриддин Айни в «Образцах таджикской литературы» («Намунаи адабиети тоник») Простота языка и доступность «Наводирулвакоеъ» для широкого круга читателей, были отмечены крупным просветителем той эпохи Садри Зие в «Наводири Зиеия»
Великий историк и философ таджикского народа Б Гафуров в своей книге «Таджики» дает высокую оценку политической деятельности Ахмада Дониша
Начало научному исследованию наследия Ахмада Дониша было положено во второй половине 40-х годов XX века В первой книге
«Воспоминаний» С Ашш отмечены подробно детали знакомства писателя с Донишем Об этом С Айни пишет в главе под названием «Мое первое знакомство с крупнейшим произведением Дониша «Наводирулвакоеъ» Таджикский ученый Р Хади-заде в повести «Звезда в ночи» создает художественный образ Дониша, а в монографии «Ахмади Дониш» он излагает свои теоретические суждения о Донише и его «Наводирулвакоеъ» Философская мысль и общественно-политические взгляды Ахмада Дониша и его последователей во второй половине XIX и начале XX веков до определенной степени рассмотрены в трудах Л Баговутдинова, 3 Раджабова, Б Гафурова, И Муминова и других ученых
В 1967 году Р Хади-заде создает документальную повесть под названием «Ахмади Дониш», которая стала основой фильма «Звезда в ночи» (1974), созданного В О Максименковым В этой повести проанализированы коренные изменения, произошедшие во взглядах Ахмада Дониша
Несмотря на то, что начало исследования теоретических взглядов Дониша было положено Р Хади-заде и продолжено другими учеными по утверждению самого же Р Хади-заде в статье «Споры о джадидия и взгляд на историческую перспективу» («Бахси чадидия ва дурнамои таърих»)
«до настоящего времени в достаточной мере не подвергнуты глубокому анализу его деятельность как просветителя» (5, 15)
О «Наводирулвакоеъ» сказано много спорного в исследованиях таджикских ученых Ш Хусеинзода в его «Бахе ва андеша» (Душанбе-Ирфон, 1964), Н Масуми в книге «Асархои мунтахаб» (Душанбе Ирфон, 1980, т 2), А Махмадаминова «Поиски истины» (Душанбе Сино, 1994), А Саъдуллоева «Хосияти адабиет» (Душанбе Маориф, 2000) и др трудах В этом ряду заслуживает внимания книга М Шакури «Забони мо - хастии мо» (Душанбе Маориф, 1991), содержащая конкретные суждения о языке прозы Дониша, в том числе и «Наводирулвакоеъ»
Общественно - политические и экономические взгляды Ахмада Дониша рассмотрены в монографии С Исломова «Андешахон иктисодй дар осори А Дониш ва С АйнП» (Душанбе Ирфон, 1999) В этом труде исследователь стремится рассказать о теоретических и общественно-политических суждениях Ахмада Доииша в судьбоносное д.;:' общества и его реконструкции время В книге Ш Джаббарова «Андешахои сиесии Ахмади Дониш» («Политические взгляды Ахмада Дониша») автор уподобляет таджикского мыслителя и просветителя XIX в зеркалу, благодаря которому можно зримо и ясно увидеть общественно-политическую ситуацию XIX в
Первая глава - «Отражение жизненной и художественной правды в «Наводирулвакоеъ»- посвящена анализу исторической и политической ситуаций, отраженных в «Наводирулвакоеъ», а также социального
положения Бухары этого периода. Следует отметить, что следование правде жизни говорит об отношении автора к событиям эпохи и его мировоззренческих позициях Дониш в описании событий жизни использует все возможности художественного слова, в чем выразились его талант и мастерство великого писателя
Глава состоит из трех разделов В первом разделе, названном «Положение в обществе и отношение писателя к нему» - даны исчерпывающие сведения о поездках Дониша в Россию во второй половине XIX в, которые в известной степени отражают взгляды таджикского мыслителя в отношении культуры Западу Из них становится очевидным, что Ахмад Дониш не поддерживал режим Бухарского эмирата По мнению Дониша, глава государства считается наместником Бога на земле, и поэтому он должен управлять своими подданными в соответствии с божественной справедливостью и быть добрым к народу
К сожалению, правители Бухары далеки были от этих свойств и качеств По этой причине Дониш уподобляет властителей своего времени дивам и демонам, считает их врагами своих подданных Дониш был из числа тех послов, который во время поездок в Россию изучил взгляды и жизнь других народов, сопоставляя их, свои заключения выразил в «Наводирулвакоеъ» Поездки в Россию оставили заметный след в его мировоззрении и мышлении Столкновение двух идей, двух культур, их анализ и выводы, которые были сформулированы, совершили в его сознании духовную революцию Очарованный внешней красотой женщин и самой природой России, показывая эти свойства и своеобразие на примере увеселительных пиров, он говорит о том, что они никакой связи не имеют с тем, что называется реальной жизнью трудового народа Более того, после долгих размышлений и анализа он приходит к заключению
«абсолютное большинство людей живут в нищете и печали» (2 190) Ахмад Дониш неоднократно подчеркивает, что ему задавали вопросы о ситуации в обществе и ждали четкого и выразительного ответа Одной из причин составления «Наводирулвакоеъ» следует считать ответы ученого и мыслителя на эти вопросы Дониш был способен отвечать на все вопросы, и его ответами были удовлетворены
Своим трактатом Дониш сумел показать реальное положение в обществе, в мировом общественном процессе, в целом
Второй раздел первой главы посвящен вопросу соотношения вымысла и реальностей в отображении жизненной правды
Обращение к вымыслу в «Наводирулвакоеъ» начинается с описания самой жизни и в идеале писателя совершенствуется в соответствии со временем Зная о том, что художественное слово в научно— публицистической литературе имеет свои особенности, для достижения поставленных целей Дониш свои наблюдения и суждения, общественно-политические взгляды выражает с помощью художественного слова
Другими словами, благодаря действительности и художественному воображению в «Наводирулвакоеъ» обеспечивается это взаимодействие правды жизни и правды художественной Общественно-социальные взгляды Дониша например, на положение место женщины с обществе с точки зрения ислама, складывались в тесной связи с правдой жизни, с развитием общества Именно это обстоятельство и привело к противоречию духовенства с Допишем Так, фатва, выносимая законодателями шариата в отношении женщин стала причиной ущемления прав женщин в обществе Дониш в своем трактате в разделе под названием «Исследование прав женщин и пределы их возможностей» -подчеркивает, что необходимо установить те положения, в которых были бы четко определены права женщин и детей в обществе Со ссылкой на рассказы очевидцев, побывавших в Индии и Китае, а так же сопоставляя с ними свои наблюдения, сделанные в России, Дониш приходит к интересным заключениям, по поводу рождении детей и семейных отношений
По рассказам путешественников и в соответствии с увиденным в России, Дониш приходит к выводу о том, что «иель женитьбы состоит в рождении детей и продолжении рода »(2,201) По Донишу
«Брак и семья — основа существования рода человеческого Существование рода невозлюжно без бытия, а бытия - без хлеба насущного и чигиь потом появляется поклонение богу и благоустроенность мира Благоустроенность мира и поклонение богу в свою очередь, связаны с существованием рода человеческого Смысл брака не в том, чтоб предаваться чувственным наслаждениям, наоборот, сама чувственность сотворена О '¡я того, чтобы она побуждала иодей вступать в брак»(2,201)
В диссертации подробно рассказано о том, что размышления Дониша о власть имущих, семье, женщине и их месте в обществе и сегодня не потеряли своего значения и достойны изучения, практической реализации
Третий раздел первой главы посвящен «Просветительским взглядам Ахмада Дониша».
Наше обращение к этому вопросу связано с тем, что в советское время не был возможен поиск правильных путей решения, вопросов касающихся политической жизни страны Было известно влияние России на просветительские взгляды, на просветительство в Средней Азии, что достаточно убедительно рассмотрено во многих исследованиях таджикскими учеными Однако оставался в тени факт о том, что просветительские взгляды, в таджикской литературе имели большое место в предыдущих веках В этом направлении мыслителями Востока сделано немало Имея в виду это своеобразие, И С Брагинский в своей книге «От Авесты до Айни» писал так
«Основные предпосылки развития просветительской литературы в Советском Востоке во второй половине XIX века возникли на почве пипературных традиций и в особенности под влиянием внутренних противоречий» (4, 214)
Перу Ахмада Дониша как просветителя принадлежат ценные наблюдения о причинах прогресса на Западе и его упадка на Востоке Причины этого упадка на Востоке Дониш видит в отсутствии выхода к морю и считает необходимым заняться благоустройством дорог
Широк исторический взгляд Дониша на мировую цивилизацию По его глубокому убеждению, жители одного континента, должны пользоваться достижениями других народов, т е других цивилизаций По этой причине, хотя и признает он прогресс на Западе, однако не может подтвердить мнение о том, что западная культура было воспринята должным образом восточными народами, также Востоком В особенности, четко и ясно ощущается взгляд европейца на политику управления государством и явления прелюбодеяния и безобразия в Бухарском эмирате, о чем он размышляет как очевидец этих событий Ощущается, что Дониш рассказывает об этом как тонкий знаток сути жизни Бухарского эмирата изнутри В одном из диалогов, как рассказывает этот просвещенный человек, (т е Дониш), об Индии глазами очевидца Он выражает мысль о том, как близко находятся к Бадахшану английские захватчики В соответствии с диалогом, который ведут между собой иностранец и бухарский путешественник, между Западом и Россией давно разгораются споры об Азии и особенно о Бадахшане Дониш в этом отношении пишет в своем трактате о том, что причиной прогресса на Западе является его (Запада) тяга к захватничеству Восток, напротив, не в состоянии изменить свое общество, не смог добиться такого успеха, ибо его не интересовали ни тогда, ни потом подобное стремление к захватничеству
В диссертации отмечено, что просветительские взгляды Дониша не были столь прогрессивными, как на Западе, причины недостаточного распространения прогрессивных идей Запада на Востоке, сложности и трудности Востока и его народов Дониш видит в низком уровне жизни, в социальной отсталости народов Суть его размышлений в «Наводирулвакоеъ», заключается в таком понимании различий между Востоком и Западом
Вторая глава посвящена вопросам «Поэтики художественны\ обобщений», анализу проблем пространства и времени, как художественной категории В этой связи положение в обществе, общественная мысль, общение современников рассмотрены в ней с точки зрения категории пространства и времени Глава состоит из двух разделов
В первом разделе речь идет о «Способах общения литератора с современниками и формах и\ отображения в «Наводирулвякось». Как
подробно написано в диссертации, основы вымысла в «Наводирулвакоеъ» носят реальный характер героев, и автор поведение и характер, традиции и культуру, а также время, в котором действует герой, в тесной связи с историческим временем В этом разделе с учетом изучения поэтики художественных обобщений объектом исследования стали вопросы отношения писателя к нравственным проблемам, вопросы художественного времени той эпохи, писателя и художественное пространство, в рамках которых он осуществляет свой рассказ
Отмечается, что общение и отношение Дониша с времени, к морали его современников описано в «Наводирулвакоеъ» в тесной взаимосвязи Опыт мировой литературы подтверждает, что при исследовании поэтики художественного произведения особое значение придается вопросам общения, нравственным категориям культуры персонажей На первом месте для каждого писателя при изображении современников стоит действительность, те правда жизни Ахмад Дониш при изображении политической ситуации в Бухаре, социальных, культурных вопросов, главным образом учитывает традиции и обычаи, мировоззрение всех слоев общества с низу до верху Дониш со всей смелостью и откровенностью открыто изображает в своем трактате мировоззренческий уровень дворцовой знати, духовенства, преподавателей медресы и простого народа, материальные и духовные их запросы Более того, говоря о собственных взглядах и передавая столкновения по некоторым вопросам понимания времени со стороны своих оппонентов, рисуя в своих рассказах отвратительные язвы прошлого (Бухары и эмирата), Ахмад Дониш пробуждает в сердце читателя любовь и искреннее сочувствие к этим обойденным общественным вниманием беднякам (2, 27) Об этом пишет Р Хади-Заде в предисловии к русскому изданию «Путешествие из Бухары в Петербург» Эти и других идеи, вложенные в учетах своих героев, привели Дониша к заключению о том, что государственный строй Бухарского эмирата давно устарел и не отвечает интересам общественного развития Чтобы доказательно излагать свои мысли по этому поводу, Дониш опирается на свои наблюдении во время поездок в Россию и на то как исправит положение дел в бухарских медресе, говорит о система обучение в Европе, в Индии Сравнивая положение дел с обучением, Дониш сетует на то, что вдалбливая схоластические науки, ученые Бухары даже не ведают о том, что существуют иные, кроме Бухары, страны, где наука и образование ушли далеко вперед, и этот опыт достоин самого принципиального внимания
Второй раздел второй главы отведен «Раздумьям писателя и поэтике времени и пространства».
Как отмечено в преамбуле раздела, в публицистическом произведении художественное время, основанное на документах, воплощает саму реальность В том смысле проблема пространства и времени здесь
приобретает исторические особенности Нет сомнений в том, что исторические события оказывают влияние на литературный процесс Надо отметить, что художественное время в понимании Дониша не имеет в одно направленное характер, а в зависимости от событий, излагаемых в «Наводирулвакоеъ», оно претерпевает определенные изменения Благодаря этим изменениям, все четче и зримее вырисовывается цель автора Изображение времени в трактате происходит вне зависимости от места действия Время нереальное передается через изображение потустороннего мира и светопредставления в философской форме с опорой на исламские предписания Дониш через посредство посланий всевышнего (небесной книги) и небесного свода утверждает древность мира и вместе с тем истолковывает будущее Другими словами, благодаря художественному время Дониш отражает различные исторические эпохи обеспечивая диалектическую связь (времени)
Пространство и время представляют собой «два крыла» неразделимого между собой единого целого, ибо бытие состоит из пространства и времени Человек в материальном мире располагает не только пространством и определенным временем, но и духовным пространством и временем А в художественном произведении для достижения своей цели писатель создает свое пространство и художественное время Следует отметить, и то, что художественное время в «Наводирулвакоеъ» не ограничено какими-то рамками Описывая события, Дониш изображает нереальный мир, в котором художественное пространство приобретает философские направленность Изображение рая и ада в «Наводирулвакоеъ» осуществляется с учетом слова божья «Каждый чеювек доказывает чистоту и истинность своей религии, -считает Дониш - и это надо исследовать, - предлагает он - Когда же будет установлена истинная, мы будем следовать ей » (2, 166)
Другими словами, Дониш стремится показать своему читателю в доступной форме реальность исламских предписаний, считая тем самым борьбу за религию, устремления во имя божьего слова, необходимым для человека качеством его действий
Изображение времени и места в «Наводирулвакоеъ» завершается философскими рассуждениями Дониш стремится показать этим самым историческое место и назначение человека на земле с древнейших времен Дониш считает, что совершенство человека немыслимо, без знания прошлого, настоящего и будущего В этой связи писатель испытывает человека в следующих ситуациях
1 В естественной ситуации, скорее всего, в начале его появления в конце жизни, в день светопреставления, другими словами, как он считает «потусторонний мир немыслим без мира, в котором мы живем » (2, 76)
2 Начало преобразования человека на земле « человечество пришло на земно до того, как появился АбучБаишр (Адам) Это было сделано дчя того, чтобы сотворить человека (т е воодушевить)» (2, 95)
3 Человек в реальном мире и в прошлом, и в настоящем, и в будущем времени, изображая человека на различных странах через различные цивилизации, Дониш пишет «.европейцы говорят, что в мире есть только три города первый - это Лондон, второй - Париж, третий - Петербург Другие же города словно и кишпаки, а их правители - вроде старост и мелких наместников » (2, 169)
4 Место человека в обществе и значение его мировоззрения «Этот мир напоминает место действия, и действие не может быть достигнуто без труда» (2,170)
5 Предсказания и их реальное воплощение в жизни Каждая из этих тезисов, подкреплена в диссертации, примерами из «Наводирулвакоеъ»
Третья глава, названная «Стилистические и художественно-публицистические особенности» «Наводирулвакоеъ»,- состоит из двух разделов
В первом разделе - «Суждения писателя и его собеседников о времени н о себе в «Наводирулвакоеъ» - рассмотрены вопросы, которые до настоящего времени не были в полной мере объектом исследования в таджикском литературоведении Само название книги Дониша говорит о том, что в ней описание событий, к тому же редкостных, занимает принципиально важное место Сам писатель относительно названия книги отмечает следующее «Каждый из рассказов и предании, помещенных в этом сборнике, имеют свои снову и предпосылки, связанные с замыслом, с причинами их включения в книгу, с предпосылками того или иного события» (2 22)
Другими словами, Дониш через это свое произведение и анализ общественных явлений и событий, реализовывает свои философские мысли и социальные взгляды, довольно мастерски уходит таким образом, от вымысла
Он изображает саму реальную жизнь, фактуру самой действительности как они есть Дониш в этой связи пишет о том, что общественный процесс могут стать фактором развития литературы либо ее отставания По его мнению, литература не может существовать вне общества, напротив свое основное назначение она выполняет в контексте с обществом и общественным развитием
В разных формах и в разные эпохи создается питература «Авеста», например, как первое произведение арийцев, представляет собою святую книгу, которая создана, чтобы помочь чеповеку в его духовном развитии Сила каждого оригинального произведения заключается в том, чтобы оно служит делу улучшения духовности и совершенствования самосознания человека
Также произведения в форме рассказа созданы в арабской и ираноязычной литературе Однако «Гулистон» Саади и «Сафарнома» Носира Хусрава, в которых изложены философские мысли авторов об обществе, близки по стилю с «Бадоеъулвакоеъ» Зайнидцина Восифи и «Наводирулвакоеъ» Ахмада Дониша Достаточно, аргументировано, написано об этом Расулом Хади-заде
«На первый взгляд, кажется, а фактически наводит читатечя на мысль, какие названия носят главы, такое и содержание включено в них Ощущение получается такое, что главы «Наводирулвакоеъ» с различными сюжетами и содержанием между собой не имеют связи»(2,29)
А фактически они аналитически взаимосвязаны между собой Не без основания и по причине того, что названия глав и разделов близки друг к другом, «Наводирулвакоеъ» весьма близок «Бадоеъулвакоеъ» Восифи и развивает его в новых условиях Как известно Восифи довольно полно изобразил общественную жизнь, исторические события и культуру своей эпохи Создавая свой «Наводирулвакоеъ», Ахмад Дониш отразил противоречивое положение не только Бухары своего времени, но и всего Мавераннахра «Наводирулвакоеъ» не упускает из виду также и политическую ситуацию в мире Произведение Дониша включает в себе не только редкостные события в мире и Средней Азии, но и размышления таджикского писателя, его точку зрения на общественное положение
В действительности, писатель, создает свое произведение в тесной, диалектической связи с процессом общественного развития
Герои «Наводирулвакоеъ» являются современниками Дониша В их лице воплощены дух и настроение бухарского населения, их знание и культура, интересы людей этого древнего города
Например, в рассказе «О хадже и пользу путешествия» все черты основного героя обобщены в лице реального Яхеходжи в достаточно открытой форме Благодаря основному образу читатель узнает мировоззрение и уровень знания жителей Бухары Вместе с тем в настоящем рассказе изображены отрицательные черты женщин аристократической знати Востока напримере жен почтенных людей Египта, хотя их в книге не так уж много и часть из них непонятно как появляется Рассказ о них порою логически несвязан с основным содержанием Неспроста автор воздерживается от конкретного указания их имен Он ограничивается словосочетаниями типа «один рассказывал », «другой повествует », «один из », «со слов одного путешественника», «некий» и т.п.
Эти «один», «другой», «некий» и тд являются лицами, которые встречались с Донишем, и будучи не в состоянии найти ответ поставленным вопросы, обращались к Донишу, к его знанию Эти «один» или «другой» в беседах и диспуте хотели раскрыть суть ислама Как становится очевидным, не имея достаточных знаний, они обращались к
Донишу, к его знаниям Например, в главе «О благородстве хищников, в особенности льва» еще раз, не называя имя героя, он пишет
«Некий молодой хаджи, аз рода Хаджа - Мухаммада Эскафа, рассказывал
-Дом мой был расположен на окраине, в южной стороне Бухары Однажды я отправился в поле за топливом и сложил в разных местах вязанки Так я оказался вдали от людских жилищ К вечеру я решил собрать все вместе и вернуться домой Вдруг передо мной появился разъяренный лев, от страха перед которым я mpenemai на небесах »(2 271)
В «Наводирулвакоеъ» Дониш создает образы многих исторических лиц и религиозных представителей Например, в своих мудрых рассуждениях о непостоянстве мира он в одно мгновение показывает лица Намруда, Фиръавна, Коруна
«Намруд и Фиръавн и Хасфи Корун, каждый из которых, как предшествуюгцие и нынешние, в проклятии являются считанными (2, 98)» Упоминание этих личностей звучит как признак недовольства от современных ему царей и высокопоставленных их компаньонов, чем Дониш подчеркнуто говорит об их судьбе, о том, чтобы они служили образцом для людей, для человечества Создавая в «Наводирулвакоеъ» образы Кова, Ануширвана, Искандара, Тимура, Якуба Саффара и современников пророков различных эпох, призваны напомнить об учениях предков
Таким образом, образы в «Наводирулвакоеъ» отображены самостоятельно и по сути они выражают авторский замысел, ориентированы на постижение смысла самосознания Такой способ постижения смысла жизни и деятельности человека через конкретику и известных лиц можно наблюдать у Дониша достаточно часто Этот способ жизнеописания приводит к выводу о том, что он хорошо понимал горе и чаяния своих собеседников и стремился к их облегчению
Второй раздел третьей, заключительной главы отведен вопросам «Особенностей стиля н языка «Наводирулвакоеъ»
Согласно заключению, которому мы пришли в этом разделе диссертации, Ахмад Дониш является одним из основоположников таджикской документальной прозы Эту мысль подтверждают и исследования национальных литературоведов, посвященных этому и другим произведениям Дониша и его современников, таджикской прозе конца XIX века в целом Имея в виду это своеобразие прозы, исследователь таджикской документальной прозы \ Садуллаев пишет следующее
«Естественно, что сказочная и письменная проза, достаточно богатая многовековыми традициями сыграпи неоспоримо богыную роль и
оказали заметное влияние на возникновение и становление документальной прозы» (7, 36)
Известно, что основу всей таджикско-персидской литературы от ее рождения до настоящего времени составляют назидания, те она вся соткана из дидактических изречений и философских мыслей Эта литература, по сути является животворным началом всему доброму осуждает невежество В основе своей литература состоит из художественных средств изображения, которые служат совершенствование сюжета, темы, создания новых образов, формирования жанров и форм, названной в общей сложности в науке о поэтикой
Поэтика и искусство словотворения с древнейших времен являются объектом исследования ученых во всем мире Еще до нашей эры греческий теоретик литературы Аристотель поэтику древнегреческой литературы рассмотрел в своем трактате «Поэтика» Говоря, о термине поэтика русский исследователь Ю И Минералов в своем капитальном труде «Теория художественной словесности», в частности, писал следующее
«Известное в литературоведении понятие «поэтика» используется не так, как этого делают в своих трудах ученые фшоюги» (6, 8)
Другими словами, термин поэтика используется литературоведами как понятие, изучающее художественные средства в поэзии и прозе Однако в наше время под термином «поэтика» понимается анализ размышлений и наблюдений писателя о человеческой жизни, настроение современников, общение и в целом жизнь в современном мире и т д
Наше исследование, по сути, направлено на рассмотрение литературы именно под этим углом зрения В свою очередь, новая мысль требует новые формы постижения поставленного вопроса, т е возникновение нового стиля По этой причине Ахмад Дониш в зависимости от требований времени не идет по накатанному пути сложных выражений и сложного стиля изложения и, как выразил по этому доводу Айни, он пошел по пути простоты в языке и стиле
Стиль изложения каждого писателя говорит о его мировоззрении и сущности его мышления Размышления Дониша в этом плане представляют широту взглядов на реальности жизни и к тому же на сложную гамму изображения Не вызывают сомнения и суждения исследователей о том, что «Наводирулвакоеъ» вне всякого сомнения является образцом документальной прозы Вместе с тем «Наводирулвакоеъ» содержит большое количество арабских слов, которыми наполнены ояты Корана Такой способ изображения , называется насри мурсал (посланническая проза) Например, в книге X Шарипова «Назарияи наср» («Теория прозы») говорится о том, что «персидский язык» дополняется арабскими остротами» (9, 78)
В дополнении к сказанному можно констатировать, что стиль Дониша соответствует мировоззрению бухарской просвещенной знати и
простолюдинов и считается одним из новаторских явлений в литературе его эпохи Сказанное подтверждает мнение о том, что документальная таджикская проза берет начало с произведений Дониша и «Наводирулвакоеъ» представляет в этом плане наивысший ее образец Исследование показало, что стиль Дониша обладает преимуществом плодотворного обращения к художественным средствам выразительности и искусству словотворения
«Наводирулвакоеъ» и события, описанные и рассказанные в нем, показывают, что Ахмад Дониш всегда был и оставался правоверным мусульманином, но никогда не выступал фанатиком ислама Многие события и поступки людей он рассматривал сквозь призму догм ислама Даже говоря о необходимости соблюдения законов и порядков, он всегда указывал на необходимость следовать требованиям шариата Однако после поездки в Россию, где он остался таким же мусульманином, внимательное отношение к положению в европейских странах, способствовавшие осмыслению своеобразия русской культуры, служили резким толчком к положительным суждениям и выводам Дониш оказался, таким образом, одним из первых деятелей культуры Средней Азии, который сумел трезво оценить достижения других народов, особенно русской культуры Выход из тупика он видел в реформах Это был первый, самый трудный шаг, сделанный им для преодоления средневековой отсталости.
О многих событиях, современником или очевидцем которых был он сам Дониш рассказывает от их имени, очевидца однако, конкретно не ссылается ни на чьи имена Дело здесь не только в том, что он тем самым придает своим суждениям обобщающий характер, но и избегает прямых столкновений со своими оппонентами Он приводит в своих суждениях сравнительно мало точных дат и имен личностей, однако то, что дает конкретно, показывает достоверность обращений и ссылок на реальную действительность Здесь он обнаруживает свои многосторонние знания в области философии, литературы, русской и европейской культуры и истории, демонстрирует богатый жизненный опыт и знания по географии в стран мира
В «Наводирулвакоеъ» изложение материала иногда прерывается воспоминаниями, вставками и дополнениями, своими соображениями, предложениями по реформе политического и государственного строя, комментированием статей Корана В таких случаях Дониш выступает как критик существующего строя и активный политический деятель Рассматривая конкретные исторические данные, комментируя их от себя или от чьего-либо имени, он приходит к выводам, далеко не ординарным, о свержении монархии, а также по вопросам морали и этики
В своем сочинении Дониш остался в рамках реального изображения и все размышления и высказывания звучат в его книге от имени
современников, наполненные фактами и доказательствами из реальной действительности По этой причине прозу Дониша следует охарактеризовать как литературу, созданную на реалистических принципах В своем «Наводирулвакоеъ» Дониш иногда Еыступает как комментатор Корана, а в других случаях как исследователь общечеловеческой цивилизации Во всех этих случаях заметны его новаторской стиль, разнообразное использование им изобразительных средств. Стиль изображения Дониша свойствен только ему и говорит о его великой личности как документалиста и художника Здесь вновь можно, пожалуй, обратиться к X. Шарипову, к упомянутой выше его книге, где он пишет о том, что «форма слова зависит от личности автора» (9,68)
В действительности то, что каждое слово Дониша приобретает новый оттенок и краски, говорит о широте его взглядов и размышлений, основанных на доказательствах и фактах. Очевидно, что в деле постижения сути и значения слова, он намного опередил свое время В таджикской литературе до настоящего времени в такой манере, как он, никто не писал Воздерживаясь от толкования или комментирования некоторых происшествий, он писал
Большинство рассказов создано на реальной основе, ибо их творец либо свидетель события были знакомы Донишу Например, в главе под названием «Дар тахкики хайати арз ва такаввуни маодин ва мо-юносибу золика (баени хилкати самандар» он пишет так
«Один из нерешительных людей сего мира сказал «Попал я как-то на землю Фалгара Фанских гор с восточной стороны их Фалгар и Фанские горы занимают болыии территории, они начинается в Китае и доходят с севера и юга до Кашгара, Самарканда и Бухары и заканчиваются в Иране» (2, 194)
Начало рассказа имеет свою определенную цель, а заканчивается он также важнейшим выводом Помимо этого, в середине каждого рассказа Дониш в качестве свидетеля или рассказчика говорит о себе, иными словами, он подтверждает мысль о реальности и жизненности событий Это свойство отличает документальную прозу, говорит о ее специфике Например, в «Рассказе о пучине Искандара и о том, как разбогател некий муж из Аджама», гворится, как Аджамец в Индии встретился с богатым мужчиной, который дает сведения о Европе Дониш, ссылаясь на его сведения подробно рассказывает о населении той или иной части света и подчеркивает, что мусульмане по мнению собеседника весьма малы Чтобы отличить свои слова от рассказа собеседника, Дониш пользуется определелением типа «и как говорит собеседник » Другими словами, здесь и в целом в таких случаях, Дониш через посредство примеров отмечает, что тут заканчиваются факты, а тут начинается вымысел рассказчика
Много споров в науке ведется о своеобразии прозы Дониша Например, А Алимардонов в предисловии к антологии «Дурдонахои наср» («Жемчужины прозы») прозу «Наводирулвакоеъ» называет
«искусственной и неествениой» Действительно, Дониш в «Наводирулвакоеъ», широко используя возможности устно-фольклорного искусства слова, выражает сложные философские мысли Такая позиция в отношении «Наводирулвакоеъ» также заслуживает внимания, ибо в нем встречаются большое множество художественных фигур, благодаря которым мысли и позиция автора заканчиваются мудрыми афоризмами, прозорливыми суждениями
В заключении подведены итоги проведенного автором исследования
1 Исследование показало, что новаторские мысли и выдающееся произведение Ахмада Дониша как образец таджикской документально-художественной прозы конца XIX века еще не стало объектом монографического анализа Исследование одновременно показало, что «Наводирулвакоеъ» будучи, полным анализа сложных вопросов эпохи просветительства пропагандирует, разъясняет самопознание, нацеливает читателей на поиски путей выхода тех или иных ситуаций Заслуживает внимания и то, что отражение просвещенного общества имеет большое историческое значение
1 Основное содержание настоящего произведения Дониша составляют действительность и воплощение политической обстановки Бухары и его окраин в конце XIX века
2 Поэтика «Наводирулвакоеъ» преимущественно основана на традициях классической прозы В нем реальная действительность нашла свое отражение в художественной форме
3 Просветительские взгляды Дониша воплощены на основе взглядов мыслителей прошлых столетий Одновременно благодаря природному таланту Дониша проблемы Востока разрешены в книге с точки зрения современности
4 В «Наводирулвакоеъ» в основном выпукло и мастерски отражены жизненная правда и действительность через художественные пространство и время
5 Одновременно становится очевидным, что благодаря своим интеллектуальным знаниям, Дониш показывает человека в прошлом и более того - в нереальном будущем Уместно здесь подчеркнуть-и то, что многие предсказания Дониша о положении стран мира уже нашли свою практическую реализацию, оказались реальными
6 Как подтвердило наше исследование, «Наводирулвакоеъ» представляет собой художественно - публицистическое произведение, в котором отражена жизнь Бухары конца XIX века В нашей работе подвергнуты анализу художественные аспекты прозы «Наводирулвакоеъ», в том числе особенности документальной прозы
Выразитель народно-демократических тенденций в развитии общественно-политической мысли своего народа Дониш активно содействовал своими произведениями и главным образом «Наводирулвакоеъ» демократизации и упрощению таджикского литературного языка, что позже с большим успехом было продолжено и реализовано на практике Садриддином Айни, Садри Зие, Фитратом, Мирзо Сироджем другими представителями литературы и науки начала XX в
С точки зрения художественно-публицистических достижений «Наводирулвакоеъ» является замечательным памятником публицистического слова, представляющим большой интерес как произведение художественно-документальной прозы, как человеческий документ, как живое свидетельство истории
Список использованной литературы
1 Айнй Садриддин Намунаи адабиети точик -М Чопхонаи нашриети марказии халкхои Иттиходи Ч,амох.ири Шуравии Сотсиалистй, 1926
2 Ахмад Дониш Путешествие из Бухары в Петербург -Сталинабад Таджикгосиздат, 1960
3. Брагинский И С Проблемы творчества Садриддина Айни -Душанбе »Ирфон, 1974
4 Брагинский И С От Авесты до Айни -Душанбе Ирфон, 1981
5. Бах,си чадидия ва дурнамои таърих//Садои Шарк, 1990, №3
6 Минералов Ю И Теория художественной словесности. -М Владос, 1999
7 Саъдуллоев А Хосияти адабиет -Душанбе,2000
8 Ходизода Р. Ахмади Дониш -Душанбе Ирфон, 1976
9 Шарипов X Назарияи наср -Душанбе, 2004
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
1. Столкновение двух культур Садои Шарк, №3-4, 2004 -С 141-143(на таджикском языке)
2 Поэтика пространство и времени в «Наводирулвакоеъ» Ахмада Дониша -Душанбе Эрграф, 2006, 90 стр ( на таджикском языке)
3 Место женщины в «Наводирулвакоеъ» Ахмади Дониш // Вестник национального университета -Душанбе, 2006, №3 -С 51-58 (на таджикском языке)
27 04 2007r ТГНУ Заказ №10 Тираж 100
Текст диссертации на тему "Правда жизни и художественная правда в "Наводирулвакоеъ" Ахмада Дониша"
61:07-10/1249
Республика Таджикистан
Таджикский государственный национальный университет
На правах рукописи
ОЛИМОВА ХОСИЯТ ХАКИМОВНА
Правда жизни и художественная правда в «Наводирулвакоеъ» Ахмада Дониша
Специальность 10.01.08- Теория литературы.Текстология.
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор СадуллаевА.
ДУШАНБЕ-2007
Чумхурии Точикистон
Донишгохи давлатии миллии Точикистон
Ба хукми дастнавис
ОЛИМОВА ХОСИЯТ ХДКИМОВНА
Хакикати воцеи ва бадей дар «Наводирулвакоеъ»-и Ахмади Дониш
Ихтисос: 10.01.08 -Назарияи адабиёт. Матншиносй. Рисола барои дарефти дарачаи илмии номзади илмдои филологи
Рох,бари илмй: доктори илщои филологи, профессор Саъдуллоев Асадулло
ДУШАНБЕ- 2007
МУНДАРИЧД
Мукддцима-----------------------------------------------------------------------4
Боби 1.Инъикоси ^акикдти вокей ва бадей дар
«Наводирулвакоеъ»-и Ах,мади До ниш-----------------------------------25
Фасли 1.Авзои чомеа ва муносибати муаллиф ба он-------------26
Фасли 2.Таносуби тахайюл ва воцеият дар инъикоси мачрои зиндагй дар «Наводирулвакоеъ»
Фасли 3. Акдца^ои маорифпарварии А^мади Дониш---------------50
Боби 2. Поэтикаи чамъбасщш бадей---------------------------------67
Фасли 1. Усули муоширати адиб бо ^амзамонон
ва тарзи баёни он дар «Наводирулвак,оеъ»---------------67
Фасли 2. Заминаи андешах,ои адиб ва поэтикаи
замону макон--------------------------------82
Боби 3. Хусусиятх,ои услубй ва бадеию
публитсистии «Наводирулвак;оеъ»--------------------------------98
Фасли 1.Эх,соси нависанда ва мусохибони
у дар асари бадеию публитсистй-------------------------------101
Фасли 2. Вежагих,ои сабки баён ва забони
Хул оса------------------------------------------------------------------------135
Фехристи адабиёт-----------------------------138
Тавзех,-------------------------------------------------------------------------145
Мукаддима
Мухимияти тахкик. Дар охири садаи XIX пайдо шудани «Наводирулвакоеъ» ба авзои сиёсии кишвархои Осиёи Миёна алокаманд аст. Дар ин хангом нигохи дигар дар мавриди сарнавишти инсон ва рисолати у дар замин ба вучуд омада, ташаккули андешахои инфиродй дар ашколи чамъбастй ба назар мерасад. «Наводирулвакоеъ» чун андешахои тоза махсуб мешавад, чунки ин рисола каблан инсонро маънаван муаррифй намуда, вокеиятро аз гуфтору ривояти носахех бартарй медихад. Мусанниф Ахмада Носируддин, мулаккаб ба Дониш, аз хаводиси рух дода хикоят намуда, нисбат ба вокеияти зиндагй нигохи хешро баён медорад, ки аксаран ба низоми акоиди замон мувофикат надоранд. Дигар хусусияти «Наводирулвакоеъ» ин аст,ки мусаннифи он бар хилофи донишмандони пешин амалро чун фаъолият ва ибодатро чун идрок беш аз андешахои гайри муфид барои инсон тавсия намудааст. Минчумла у аз камоли хассосият ва исгикбол аз озодандешй чунин мегуяд: «му^ащщ боги, на муцаллид», яъне ба андешаи мусаннифи «Наводирулвакоеъ» инсон дар зиндагй бояд мухаккик бошад ва хаводисро бештар тахкик намояд, дар холе ки аксари башар дар хдёти худ мукаллиди дигаронанд. Инчунин рухан озод будани инсон табиати уст, на рисолаташ, аз хамин хотир, мутафаккир омили махлук гаштани инсониятро ин гуна ба калам овардааст: « Ва моро овардаанд, то ца^онро обод дорем ва ба%р%ою кощо бикшоем. Ва ацоиботи олами арконро зо%ир гардонем.Ва моро аз лавозим аст, ки тахцщи миллали (щли олам кунем ва сара аз сацатмаълум кунем» (2.99,153).
Ахмали Дониш чун олими ичтимоъшинос ба табакоти ичтимой низ мутаваччех гашта. зиёиёнро дар чамъият аз табакаи дигари ичтимой боло дидааст ва дар васфи фаъолияти онхо овардаасг: «Пешахои ахли калам бар хамаи саноеъ шараф доранд. чунки худ ахни калам ашрафи табакоти мардуманд"(2.100.128). Яъне агар башар ашрафулмахлукоти Худост, пас ба андешаи мусаннифи «Наводирулвакоеъ» ашрафу афзали табакоти ичтимой ахли каламанд ё ин ки зиёиён мебошанд. Зеро ахли калам, ба андешаи Ахмади Носируддин. хамон донишмандони озодандешу вокеъбин аст. ки пешрафти акидахои онхо боиси пешравии чомеа асту пасрафти андешахои онхо омили пасрафти тамаддуни инсонй мегардад. Мутафаккир дар «Наводирулвакоеъ» яке аз омилхои ба таназзул ниходани Аморати Бухороро дар бехабарй аз низоми кишвардорй ва раёсатталабиву хасудии уламои дарборй мебинад. Шояд ба хамин хотир аст, ки хануз дар зиндагй Ахмади Носируддин ба хучуми хасудону мардумфиребони дарборй мубтало гардида буд. Дар асри XX «Наводирулвакоеъ» аз чониби уламои исломй ва донишмандону муаррихон пажухиш наёфта. танхо соли 1988 бо кушишу эхтимоми мухаккикони точик Расул Ходизода ва Аликул Девонакулов ба пуррагй тахия меёбад.
Агарчи устод Айнй дар «Ёддоштхо» «Наводирулвакоеъ»-ро ба китобе монанд кардааст, ки мутолиаи он сабаби тагйирот дар сарнавишт ва эчодиёти Айнй гардидааст, мутаассифона бехабарй аксари хамзамонони моро аз бахрабардорй аз рисолаи номбурда махрум намудааст. Хол он ки Ахмади Дониш яке аз бунёдгузорони афкори чадид дар тафаккури шаркиён мебошад ва сахми у дар бедории маънавии Шарк камтар аз дигарон нест.
Намунахои мансури адабиёти форс-точик дар асрхои гузашта. амсоли «Гулисгон»-и Саъдии Шерозй. «Сафарнома»- и Носири Хусрав. «Бахористон»-и Абдурахмони Чомй, «Футувватнома». «Ахлоки мухсинй»-и Хусайн Воизи Кошифй. «Ахлоки Носирй»- и Носируддини Туей аз лихози мазмун ва баёни максад чолиби диккат мебошанд ва намунаи барчастаи адабиёти классик ба шумор мераванд. Аз чумла «Сафарнома»-и Носири Хусрав асаре мебошад. ки мутаффакир пас аз сафари хафтсола ба кишвархои гуногуни Шарк мушохидахои худро ба таври ёддошт навиштааст. «Гулистон»-и Саъдии Шерозй низ хикоятхои хурди вокеиро дар бар мегирад ва хулосаи Саъдй бо якчанд байт ба таври таъкид дар поёни хар як хикоя оварда шудааст. Хусайн Воизи Кошифй дар «Футувватнома» ва «Ахлоки Носирй» аслан ахлоки неки инсониро ба таври як низомия инъикос намудааст. Асархои мазкур пахлухои гуногуни хаёти инсониро тахлил карда бошанд хам. аз лихози маънй анкариб якранг хастанд. Аниктараш мавзуъхои ахлоки неки инсонй ва махкум намудани бадй асоси гояи ин асархо махсуб мегарданд. Дар айни хол. «Бадоеъулвакоеъ»-и Зайниддин Махмуди Восифй аз чихати услуб ва мавзуъ аз асархои дар боло номбар гардида комилан тафовут дорад. «Бадоеъулвакоеъ» асари таърихй буда. чун «Наводирулвакоеъ». вазъи сиёсии кишвархои Осиёи Миёнаро тахлил намуда. хамзамон хаёти ичтимоии чомеаро баён намудааст. Садриддин Айнй дар «Восифй ва хулосаи «Бадоеъулвакоеъ» дар ин маврид чунин тафеил меорад: «Восифй як нависандаи бериё еа бо таъбири омавии тоцикй «фуртахигуй» аст. У дар навиштани ахволи худ. ахволи хамзамонон. дустон, оитоён ва щчеуубатони худ у;ец чизро зери парда нигох, намедорад. У аз кор фармудани таъбирхое хам. ки дар замони мо беадабона ба
шумор мераванд. хец ибо намекунад. Бинобар ин мо дар «Бадоеъулвакоеъ» ахволи замони муаллифро ва характеры шахсхои таърихии он замонро кушода. равшан ва «лучаку пустканда» мебинем. ки факат ба баъзе шарху эзохот эутиёч меафтад»(2.95.22). Вокеан чунин бахогузорй аз чониби С.Айнй нисбат ба «Наводирулвакоеъ» низ дида мешавад, ки далел ба хамохангии ин ду асар мебошад: "Фикри содданависй хам дар май баъд аз шинос шуданам бо «Наводирулвакоеъ» пайдо шуд. чунки забони ин китоб ба хонандагони замони хозира хеле душвор намояд хам ва дар х;ащкат хеле душвор хам хает, дар он замонхо. ки ман ба ин китоб ошно шудам. нисбат ба дигар китобхо ва аз он чизхо. ки иншонависони хамон замон менавиштанд, хеле осон 6vd"(2.97.464).
Хамин нуктаро олими чех Иржи Бечка чунин зикр намудаасг: «Таснифи ин асар ба анъанахои гузаштаи наернавией. ба хусус ба «Бадоеъулвакоеъ» такя намудааст» (1.66,367). Восифй дар «Бадоеъулвакоеъ» ашхоси вокеиро зикр намуда. ходисахои дидаю шунидаашро ба калам додаасг. Аз ин ру ин асар аз чумлаи асархои таърихй ва ё вокей ба шумор меравад.
Аксаои кахрамонони «Наводирулвакоеъ» низ шахсони вокей мебошанд ва ба кавли мутаффакир махз «асхобу ахбоби» у барои ба амал омадани «Наводирулвакоеъ» сабаб гардидаанд. Баъдан «Бадоеъулвакоеъ» на факат асари таърихй аст. балки чун «Наводирулвакоеъ» вазъи сиёсии кишвархои Осиёи Миёнаро тахлил намуда. хамзамон холати акшори чомеаро баён намудаасат.
Лозим' ба ёдоварист. ки дар як давр бо «Наводирулвакоеъ» «Саёхатномаи Иброхимбек»- и Зайнулобиддини Марогай дар Эрон таълиф мегардад. И.С.Брагинский дар мавриди ин асар чунин бахогузорй менамояд:
«Саёхатномаи Ибро^имбек» (китоб бо забони форсии нависандаи озарбойчонии асри XIX-XX Хочй Зайнулобиддини Марогай) ба таври амик хаёти ичтимой ва фарханги бенизоми форсро дар давраи шох Музаффариддин ба калам додааст... Чунин ба назар мерасад. ки гуё дар мавриди авзои чомеаи Бухоро суханмерафта бошад» (1.19.58). Дар ин асар авзои сиёсию ичтимоии Эрон ва ходисахои таърихй тахрир гардидаанд. Асари мазкур дар байни равшанфикрони на танхо Шарк. балки кишвархои Еарб шухрат пайдо мекунад. Дар айни замон дар Русия бо забони русй тарчима мегардад.
Агар ба тахкикоти X. Асозода назар андузем. дар мавриди «Саёхатномаи Иброхимбек»-и Зайнулобиддини Марогай чунин музокира дида мешавад: «Саёхатномаи Иброхимбек»-и маорифпарвари Эрон Зайнулобиддини Марогай. ки соли 1888 ба нашр расида буд ба Бухорову Самарканд ва Хива низ пахн шудааст. ки барои хонандаи точик моли худаш ба шумор мерафт» (1.6.16.). Мухаккик робитаи адабии кишвархои хамзабонро дар охири асри XIX ва аввали асри XX тахлил намуда. хамчунин тазаккур медихад. ки: «Ба %амин монанд асари Ахмади Дониш «Наводирулвакоеъ» ва сафарномаи Мирзо Сироч «Тухафи ахли Бухоро»-ро дар Эрону Афгонистон ва Туркия шояд медонистанд» (1.6.16). «Шояд медонистанд» гуфтани XАсозода бемаврид нест, зеро дар холате ки Дониш бо асхоби худ махфил меорост ва онхо точирон низ буданд. бегумон Дониш аз «Саёхатномаи Иброхимбек» огохй доигг ва баръакс осори Дониш баШарк низ таъсир гузоштааст. Ба замми ин «шояд медонистанд»-и ХАсозода мухаккикро ба хулосае овард. ки назари манфии мазхабии Дониш бояд боиси дар Эрон чалб нагардидани «Наводирулвакоеъ» гардида бошад.
Дар пайравии «Наводирулвакоеъ» сафарномаи Возех «Савонехулмасолик». дар ибтидои садаи XX «Тухафи ахли Бухоро»-и
Мирзо Сирочиддини Хдким, «Мунозира»-и Абдурауфи Фитрат хамчун асари бадеию публитсистй ва таърихию ёддоштй офарида шудааст. Возе* хулосаи сафари худ ва пешрафти кишвархои Шарки мусулмонро дар асараш инъикос намуда, ба амал омадани низомияро дар давлат такозо мекунад. Мирзо Сироч дар «Тухафи ахди Бухоро» шароити зиндагонии кишварх;ои гуногунро баён сохта, афсус аз он мехурад, ки мардуми гофили Осиё неъматхои моддй ва маънавии кишвари худро ба бегона ройгон такдим менамоянд. Идомаи хамин мавзуъ дар «Мунозира»-и Фитрат дида мешавад. Фитрат асари мазкурро дар асоси бахси ачнабие бо мударриси бухорй иншо намудааст,ки гояи хдмин асар дар боби «Дар хдкояти хочй ва манофеи сафар ва хислати занон» дар «Наводирулвакоеъ» дучор омадан мумкин аст. Бешубха Дониш мактаби нави эчодиро дар килки услуб офарид, ки идомаи анъанахои насрнависии адабиёти классикии форсу точик мебошад. Храмин нуктаро муадккики дигари насри муосири точик А. Саъдуллоев чунин баррасй намудаасп «Табиист, ки насри ривоятиву таълифии форси, ки хело ганй мебошад, дар пайдоиши насри мустанад таъсир доштаанд, масалан, «Наводирулвацоеъ» -и Ахмады Дониш» (1.69,236).
Ин аст. ки «Наводирулвакоеъ» заминае барои пайдоиши адабиёти нав гардида,ба хусус дар ташаккули насри мустанад заминае фарохам меорад. Олими солори точик Р.Ходизода андешахои маорифпарварии Донишро чунин бахо додааст: «Афкори маорифпарварш Ахмади Дониш дар хаёти адабй ва равнац ёфтани адабиёти он давр ахамияти бузурге дошт» (1.81.4). Дарачаи омузиши мавзуъ. Ахмади Дониш хамчун шахсияти донишманд пеш аз хама аз чониби хамасрони худ бо андешахои тоза кобили кабул гардидааст. Вале хануз дар хамон давра бар зидди таснифи «Наводирулвакоеъ» Афзал Махдуми Пирмастй. яке аз
шогирдони Дониш ва шоири хамин аср баромад мекунад, ки Шохин, Музтариб ва Тамкин бар зидди Афзал Махдум касида менависанд ва рафтори Афзал Махдумро нодуруст мешуморанд.
С-Айнй бори аввал дар мавриди Дониш дар асари таърихй бо номи «Таърихи амирони мангитияи Бухоро» маълумот дода, зимнан зикр менамояд, ки Дониш авзоъи дарбориёнро дар асараш «Наводирулвакоеъ» тахлил намудааст(1.94,74). Дар мавриди ахдмияти баланд доштани андешахои маорифпарварии Ахмади Дониш дар тазкираи Садридддин Айнй «Намунаи адабиёти точик» ёдрас мегардад. Хдмчунин дар «Мухтасари тарчимаи холи худам» устод Айнй тафовути услуби насрнависии Донишро аз носирони классик чунин баён месозад: «Мактуб^о ва иншо%о айнан мысли «Нукот»-и Бедил буд. Фацат фарц дар ин цо буд, ки Бедил дар ибора^ои муишили худ маънщои фалсафии даццкро (шояд барои он кикушода гуфтани он чиз%о дар замони у мумкин набошад) печонда ифода мекунад, аммо иншо^ои нукотмонанди замони мо тамоман бемаънй буд.
Аввалин касе, ки ба ин услуби насрнависй %уцум кард, Ахмади Калла буд. «Наводирулвацоеъ»-и Ахмади Калла %арчанд ба хонандагони замони советй душворй кунад х,ам, дар замони цавонии мо бисер содда ва зидди анъашцои насрнависии он замон буд» ( 2.98,55). Содда будани забони «Наводирулвакоеъ» аз чониби Садри Зиё, ки хамзамони Дониш мебошад, дар «Наводири Зиёия» зикр гардидаасг.Шарифчон Махдум менигорад, ки харчанд «Наводирулвакоеъ» осонбаён бошад хам, аз чониби аморат кабул нагардида, баръакс уро «девона» низ хондаанд. Тибки маълумоти Садри Зиё пеш аз таснифи «Наводирулвакоеъ» Дониш бо амир дар мавриди тагйироти куллй дар давлатдорй сухбат намудаасг ва бо афсус чунин менигорад: «Пекин во %асрато, ки ин %ам...ба гуши касе надаромад, ба пищдире, ки даромада бошад, %азорпо туда даромада,
сабаби озори он кас туда, натицае мутараттиб нагагит» (ба тартиб наомад)» (2.107,80).
Дар хамин асар Садри Зиё андешахои Донишро, чун марди шариф, бо эх,тиром ва самимият бахогузорй намуда, чунин менависад:«Дяр цомеаи улум (илщо), якто, дар тамоми %унар%о бе^амто» (2.107,47). Муаррихи маъруфи точик Б.Рафуров дар «Точикон» дар мавриди фаъолияти сиёсии Ахмада Дониш тахлил ба анчом оварда, «Наводирулвакоеъ»-ро асари пурарзиш номидааст: «Му^имтарин асари Ахмады Дониш рисолаи «Наводирулвакоеъ» мебошад, ки аз мацмуи порчауои илмй, фалсафй, публитсистй ва бадей фароуам омадааст» (1.27,274).
Б. Рафуров Ахмада Донишро «идеалист» номида бошад хам, ба андешаи у нисбат ба он замон акидахои Дониш пепщадам ва прогрессивй буданд ва махз хамин андешахо буданд, ки Дониш дар атрофаш тавонист, ки мактаби маорифпарвариро таъсис дихад. Тахкикоти назариявии андешахои Ахмада Дониш пас аз солхои 40-ум огоз меёбад. Дар «Ёддоштхо»-и С. Айнй, дар кисми «Аввалин шиносоии ман ба калонтарин асари Ахмади Дониш «Наводирулвакоеъ», тафсилоти ин асар ба хонанда дода мешавад. Зимнан, агар С.Айнй дар «Намунаи адабиёти тоник» Ахмада Донишро ситорае дар шаби тори Бухоро хонда бошад, ин андеша ба унвони асари бадей дар мавриди хает ва фаъолияти Дониш руи чоп мебарояд. Аниктараш олими муосири точик Р.Х,одазода дар «Ситорае дар тирашаб» симои бадеии Донишро тачассум менамояд. Дар асари тахкикотй ва тахлилй бо унвони «Ахмада Дониш» акоиди назариявии худро рочеъ ба осори Дониш, хусусан «Наводирулвакоеъ» зикр менамояд.
Таваччухи Р.Хрдизода ба «Наводирулвакоеъ» нисбатан мукаммал буда, дар он тахлили гоявии насри адаб ба мушохида
мерасад. Минчумла дар он омадааст: «Нусхсцои нави асархои маълуми у, махсусан нусха^ои тоза ва муътабари «Рисолаи таърихй» ва «Наводирулвацоеъ» пайдо гардид. Хамаи ин заминаи илмии нашри осори А^мади Донишро ба вуцуд овард. Дар матица аз соли 1957 ин тараф чопи илмию интщодии «Рисолаи таърихй» огоз ёфт, ду.тарцумаи нисбатан мукаммали асархои у бо забони русй ба нашр расидааст. Проблемаи сеюм - тадкцци афкори ицтимой, сиёсй ва фалсафии А^мади Дониш, инчунин муайян намудани мацом ва таъсири адабии у ба адабиёти он давр ва ибтидои асри XX буд. Дар асархои А.Бсщоваддинов, 3. Рацабов, Б. Гафуров, И. Муъминов ва дигарон афкори фалсафй ва ицтимой ва сиёсии Аумади Дониш ва пайравони у дар нимаи дуюми асри XIX ва ибтидои асри XX то андозае тадщщ ва та%щщ
к
гаштааст»(1.81,5). Соли 1967 РДодизода повести хуччатиеро бо номи «Ахмада Дониш» менависад, ки дар асоси он В. Максименков филми бадеии «Ситорае дар тирашаб»-ро (1974) меофарад. Асари мазкур тагйироти куллии андешахои Донишро пас аз сафари Руссия тачассум намудаасг.Асоси тадкикоти назариявй дар мавриди осори Дониш аз чониби олими маъруф Р. Ходизода ба анчом расида бошад хам, чй хеле ки худи у дар бахси «Чддидия ва дурнамои таърих» кайд мекунад: «...%ануз андешахои А%мади Дониш чун маорифпарвар дуру cm омухта нашудааст» (2.89,75). Дар мавриди
«Наводирулвакоеъ» дар асархои тадкикии уламои точик, аз чумла С.Айнй «Акнун навбати калам аст» (Душанбе: Ирфон, 1977), ШДусейнзода «Бахе ва андеша» (Душанбе:Ирфон,1964), Р.Х,одизода«АхмадиДониш» (Душанбе:Ирфон,1976), Н.Маъсумй «Асархои мунтахаб» (Душабе:Ирфон,1980), С.Табаров «Се маорифпарвари точик дар бораи амирони мангит» (Душанбе:Эчод,2006), А. Махмадаминов «Поиски истины» (Душанбе: изд. Сино, 19