автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Право в современной России

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Балута, Глеб Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Право в современной России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Право в современной России"

На правах рукописи

Балута Глеб Владимирович

ПРАВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Специальность 09 00 11 - Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

- 3 ДЕК 2009

Москва - 2009

003485940

Диссертация выполнена на кафедре философии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель Шевченко Владимир Николаевич,

доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Официальные оппоненты Гречко Петр Кондратьевич,

доктор философских наук, профессор Резник Юрий Михайлович, доктор философских наук, профессор

Ведущая организация Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра философии

Защита состоится «J_5» декабря 2009 года в 16 00 часов на заседании диссертационного совета Д-502 006 07 при Федеральном государственном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу 119606, Москва, проспект Вернадского, 84, корпус 1, ауд вЗЗО

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Объявление о защите и автореферат соискателя опубликованы « /3 _» МёУ&З 2009 г на официальном сайте Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» «Защита диссертации» www rags ru

Автореферат разослан « /У » 2009 г

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент

В И Ефременко

Обшая характеристика работы Актуальность темы исследования

Руководством нашей страны избран стратегический курс на построение правового государства, которое считается наибопее успешным и конкурентоспособным типом государства в современном мире

Трудности его становления в современной России связаны с появлением и усилением целого ряда негативных явлений, превратившихся в последнее время в реальные и значимые угрозы для нормальной жизнедеятельности общества и государства Это, прежде всего, поразившие все слои общества правовой нигилизм и коррупция, с одной стороны во многом порожденная правовым нигилизмом, а с другой - укрепляющая это явление Причем и законодатель, и правоприменитель, и обычный гражданин используют неправовое поведение конкретных лиц в обществе как моральное оправдание своих противоправных действий Исключительная серьезность этих угроз осознается в стране всеми - от рядовых граждан до президента, который не один раз давал резкую оценку сложившейся ситуации «Мы обязаны добиться истинного уважения к закону и преодолеть правовой нигилизм», - подчеркнул Д А Медведев при всту плении в должность главы государства в мае 2008 года

В российском обществе проводится большая практическая работа по выяв!ению конкретных правонарушений, их профилактики Российское государство в лице высшего политического руководства добивается утверждения в реальной жизни идей законности, неукоснительного следования нормам Конституции Российской Федерации, ведет энергичную борьбу с проявлениями правового нигилизма Проводится и теоретическая работа по осмыслению тяжелой сложившейся ситуации и путей выхода из нее Различными организациями и отдельными авторами предлагается множество рецептов, нередко радикальных, для излечения социальных болезней - поднять

зарплату чиновникам, сделать прозрачными сведения об их имуществе, ужесточить ответственность по коррупционным правонарушениям Новые законы подвергаются проверке на коррупционную составляющую К работе по созданню и обсуждению законопроектов все шире привлекают не только государственных служащих, но и структуры гражданского общества Появляются телепередачи, популяризирующие правовой путь разрешения конфликтов через судебные органы, создаются общественные приемные, где гражданам разъясняются их права, пути их защиты и реализации Предмет «Основы государства и права» преподается во всех звеньях системы образования, тем самым подчеркивается важность юридических знаний для эффективного управления общественными процессами, решения многочисленных проблем современной жизни Будущим юристам вновь, как и в дореволюционной России, читают курс философии права

Но предпринимаемые усилия не приносят пока ощутимых результатов Факты злоупотребления служебными полномочиями, коррупционные скандалы повторяются с завидной регулярностью Суды перегружены делами, но полного доверия населения к судебной системе нет Нередко разрешение наиболее острых вопросов оказывается возможным лишь при прямом вмешательстве высших руководителей государства, что конечно, не соответствует общепринятым представлениям о механизме действия системы права и правового государства

Конечно, внедрение в сознание и поведение субъектов общества универсальной ценности права как основы социального регулирования требует времени Но, в принципе, уже можно говорить об определенных тенденциях и закономерностях развития в России права и его теоретического осмыстення Изучение и понимание их сегодняшнего состояния жизненно необходимо для выработки правильной стратегии дальнейших действий

Правовая реформа в условиях смены политического и экономического строя в стране в начале 90-х г прошлого века была необходима Понятно в этой связи и традиционное обращение к Западу как к источнику рецепции права Нельзя забывать, что российская правовая система развивалась в русле заимствований у Запада, по меньшей мере, начиная со времен Петра I Однако традиционное общество очень медленно уступает свои позиции. В последнее время много говорится о связи названных негативных явлений с многовековыми традициями русского, российского народа Для доказательства этого приводятся пословицы и поговорки, высказывания государственных деятелей, цитаты из работ классиков литературы, философов, политиков и юристов В средствах массовой информации стала привычной картина многовековой традиции неправовой формы управления страной, бюрократического произвола и безответственности Отдельные авторы говорят о бессмысленности активного противодействия этому, мотивируя гем, что такая ситуация была всегда, и она определяется в главном ментальностью российского народа С нашей точки зрения, такое обобщение и оценка прошлого опыта носят односторонний характер, здесь нужен более взвешенный и серьезный анализ

Необходимо отметить, что правовые реформы в современной России начали проводиться без привлечения российской философско-правовой базы, без учета национальных особенностей Это обусловлено как первоначальным стремлением полного копирования западных образцов, так и неприятием властными структурами на момент начала реформ современных отечественных разработок, а также фактическим игнорированием ими работ известных русских философов права конца XIX века - начала XX века

Все сказанное делает необходимым критическое осмысление накопленного как позитивного, так и негативного опыта с философских и

научных позиций с целью выработки оптимального пути построения правового государства и гражданского общества в стране

Степень научной разработанное™ проблемы

Изучением проблем теории права, правового сознания в целом, рецепции права, правового нигилизма, проведения правовых реформ и понимания концепции правового государства занимались в России многие выдающиеся мыслители Они не только обобщили богатый зарубежный опыт от античных философов, Платона и Аристотеля, до трудов Г Гроция и классиков немецкой философии, Канта и Гегеля, но и по-новому осмыслили положения естественно-правовой теории и исторической школы права, выдвинули оригинальные теоретические идеи, многие из которых до сих пор не потеряли своей значимости и актуальности

• Разработкой различных аспектов философии права в дореволюционной России занимались К А Неволин, П Г Редкин, Б Н Чичерин, Б А Кистяковский, В С Соловьев, П И Новгородцев, Л И Петражицкий, Н А Бердяев, Н Н Алексеев, И А Ильин, Е Н Трубецкой, Б П Вышеславцев, С Л Франк, П Б Струве, С Н Булгаков, П А Покровский, Е В Спекторский, Н М Коркунов, С А Муромцев, Г Ф Шершеневич, В М Хвостов и др

В период середины XIX- начала XX веков русская философско-правовая мысль достигла невиданного рассвета Это время считается «золотым веком» для всей русской философии1 Работы таких философов, как В С Соловьев, философов-правоведов, таких как П И Новгородцев, создатель Московской школы философии права, в которую входили И А Ильин, Б П Вышеславцев, Н Н Алексеев, Г В Флоровский, являются гордостью российской философии

1 Русская философия конец XIX - начало XX века Антология СПб ,1993 Вступительная статья А А Ермичева

Возрождение философии права как научной дисциплины в современной России связано с деятельностью С С Алексеева, В Д Зорькина, В С Нерсесянца, В А Туманова, Д А Керимова, Э Ю Соловьева, М Н Марченко, Г В Мальцева, А А Гатаняна, В Г Графского, Р 3 Лившица, Л С Мамута, В К Мамутова, В М Сырых, Г Т Чернобеля, Н И Матузова, В Н Хропанюка, С Н Погодина и др

В конце XX века появляется целый ряд учебных пособий по философии права, где представлены различные взгляды на проблемные вопросы философско-правовой науки, даны теоретические выводы и оценки современной действитечьности 2

Обобщению конкретного опыта по созданию современной системы права в стране, прочных основ правового государства много внимания уделил в своих трудах В С Нерсесянц, этому же вопросу посвящены работы В М Бара, А Д Бойкова, В Н Волохова, В Н Княгинина и др В поспедние годы появился ряд диссертаций по данной тематике, выполненные в основном в рамках юридических дисциплин

Несмотря на большую проделанную работу, теоретическое осмысление современного состояния права в постсоветской России сталкивается с большими сложностями, что свидетечьствует о растущей потребности в исследовании названного вопроса с социально-философских позиций

Объектом диссертационного исследования яваяется философия права в России в своем многогранном проявлении

2 Алексеев С С Фитософия права М Норма, 1997, Алексеев С С Фитософия права История п современность Проблемы Тенденции Перспективы М , Норма 1999 Керимов Д А Основы философии права М, 1992, Нерсесянц В С Философия права М Норма 1998, Тнхонравов Ю В Основы философии права М Вестник, 1997 Иконникова Г И, Ляшенко В П Философия права М Гардарики 2007 и др

Предметом диссертационного исследования выступают социально-философские основания правовой теории в современной России,

Цель диссертационной работы: определить специфику социально-философских оснований теории российского права с позиций ценностного подхода, выявить трудности и перспективы создания в России правового государства, оценить в этой связи состояние правового сознания и правовой культуры в обществе, наметить возможные контуры дальнейшего развития теории российского права

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1 Обосновать актуальность и целесообразность применения социально-философского подхода к решению современных проблем российского права

2 Показать различия исторического характера в развитии философии права в Европе нового времени и в России, специфику, предмет и место философии права в структуре социально-философского знания, особенности функционирования в обществе правосознания, роль в этих процессах правовой культуры

3 Выявить место права в системе ценностей российского общества в прошлом и настоящем, показать сложный характер взаимодействия справедливости и права с ценностной точки зрения, особенности их впияния на механизмы регулирования социальных процессов в российском обществе

4 Рассмотреть феномен правового нигилизма з современной России, его сущность, исторические корни и социальные последствия, предложить конструктивные меры по его преодолению

5 На основе проведенного анализа определить перспективы, наиболее оптимальные пути и способы, ведущие к созданию в России правового государства

Методологическом осиовоП диссертационного исследования выступают сравнительно-исторический анализ, использованный при изучении права в России и на Западе, системный подход к анализу правовой сферы жизни и проведения правовой реформы в России, диалектические принципы мышления Автор опирается на достижения и выводы современной социально-философской мысли, которые способствовали более глубокому пониманию сложной природы права, применению идеи взаимной дополнительности аксиологического и социатьно-философского подходов при изучении правовых процессов и яв тений в общественной жизни

Научная новизна исследования:

- выявлено место права в системе ценностей российского общества в прошлом и настоящем, показано, что справедливость выступала и продолжает выступать доминирующей ценностью в сравнении с правом,

- рассмотрены причины невостребованности различных проектов правового государства, выдвигавшихся на предыдущих этапах развития российской истории,

- раскрыты исторические основы появления правового нигилизма в российском обществе, его негативные последствия, обоснованы меры по его преодолению,

сопоставлены предложенные в отечественной научной литературе современные варианты проекта построения правового государства в России,

- разработаны контуры модели российского права, сочетающей как заимствованные элементы, так и, в качестве опорных элементов, отечественные

традиции и ценности, модели, учитывающей существующие в России реалии для наиболее оптимального варианта устройства правовой системы в России, выявлены условия, необходимые для ее успешного внедрения

Основная гипотеза исследования:

Необходимым условием построения правового государства в России выступает встраивание элементов западного права в современную российскую правовую систему с учетом национальной специфики, которая характеризуется доминированием справедливости над правом в системе российских ценностей, а также широким распространением в сознании общества правового нигилизма

На защиту выносятся следующие положения:

1 Правовая реформа, которая проводится в современном российском обществе, демонстрирует рецепции различных типов западного права Показано, что эта рецепция должна быть тесно связана, прежде всего, с европейской континентальной традицией и гораздо меньше с англо-саксонским правом Но в любом случае формальное право, как оно сложилось на Западе, прошло вместе с западным обществом во многом отличный от российского права путь развития Философский подход как раз и позволяет увидеть и доказательно раскрыть глубину этого различия, что, разумеется, не отменяет многих их общих черт

2 История развития российского общества свидетельствует о том, что в иерархии традиционных ценностей российского народа на первом месте всегда стояла вера в справедливость, достижение которой связывалось им, в первую очередь, с деятельностью первого лица государства, призванного заботиться о всеобщем благе всех людей, проживающих в стране Такая ситуация в российском обществе порождала самые разнообразные попытки соединения

справедливости и права Но отличительной чертой российской жизни на протяжении стотетий оставался приоритет морали над правом

3 Исторические корни правового нигилизма многообразны Они связаны с медаенным изживанием в ходе развития страны института власти традиционного общества, который был основан на концентрации первым лицом государства по сути всей полноты политической власти Наличие бюрократического аппарата управ тения, полностью подчиненного воле первого лица государства, отсутствие контроля над аппаратом со стороны общества приводили к безответственности государственных чиновников, а нередко и к самоуправству Все это порождало неверие со стороны общества в правовые механизмы решения реальных проблем, порождало, с одной стороны, веру в доброго правителя и правовой идеализм, а с другой стороны, способствовало росту самых разнообразных форм нигилизма Отсюда становится понятным то невнимание общества к различным проектам создания правового государства Все эти проекты оставались по преимуществу умозрительными конструкциями, поскольку в обществе, в массовом сознании не сформировались сколько-нибудь прочные предпосылки для их реализации

4 Наиболее адекватным средством успешного продотжения реформы правовой системы сегодня выглядит соединение выборочной рецепции западного права с осознанным пониманием российской национальной специфики и критическим осмыслением накопленного за последние десятилетия опыта Создание интегративной модели российского права, которая способна объединить указанные подходы и представляла бы в таком случае право как форму выражения российского понимания справе,пивости Разработка интегративной модели права, по нашему мнению, представляет собой способ решения сегодняшних проблем общества и является важнейшим условием дальнейшего

успешного развития правовой реформы в стране, построения правового государства, преодоления правового нигилизма

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что автором обозначены контуры интегративной модечи российского права, дается обоснование механизма рецепции элементов западного права и переноса их в российское общество с целью органичного сочетания в современном российском праве национально-культурных особенностей страны и достижений западной правовой системы регуляции общественной жизни

Практическая значимость:

Результаты и выводы исследования могут быть использованы

- в философской и научной работе в ходе дальнейшего осмысления проблем рецепции на российской почве западных правовых теорий и систем правовой регуляции,

- в чтении учебных курсов по философии права,

- в работе государственных органов, наделенных правом законодательной инициативы,

- в работе общественных организаций, занимающихся проблемами правового воспитания, а также связанных с защитой прав человека,

- работниками средств массовой информации, занятых освещением правовых проблем российского общества

Апробация работы. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры философии ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» от 23 06 2009 (протокол № 7) и принята к защите 30 06 2009 на заседании

диссертационного совета Д-502 006 07(протокол № 2) в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Основные положения, идеи и результаты диссертационного исследования были апробированы на научно-практических конференциях, круглых столах и нзтожены в публикациях автора (общий объем статей свыше 2,1 п л ), в том числе в рекомендованном ВАК РФ журнале «Вестник государственной службы»

Структура и объем диссертации соответствуют целям и задачам исследования Диссертация включает в себя Введение, две главы, Заключение и Библиографию

Во Введении обосновывается значение и актуальность темы, уточняется предмет исследования, формулируется цель и задачи диссертации, освещается степень разработки проблемы, определяется методологическая база исследования, формулируется основная гипотеза и положения, выносимые на защиту, показывается научно-практическое значение работы

В первой главе диссертации - «Философско-методологнческие вопросы изучения права», состоящей из трех параграфов, определяются исторические особенности развития философии права в Европе и в России, раскрывается специфика, предмет и место философии права в структуре социально-философского знания Автор делает вывод о негативных последствиях изоляции, особенно с конца XIX века, философии права от социальной философии и философии в целом Подробно рассматриваются категории правовая культура и ценность права

В первом параграфе «Исторические особенности развития философии права в России» излагается история появления философии права как науки и основные этапы ее развития, кратко представлены философско-правовые концепции Канта и Гегеля, ставшие основой для развития философии права, как на Западе, так и в России Рассматриваются особенности развития философско-правовой мысли в России Особое внимание уделяется работам российских философов права конца XIX — начала XX веков, и трудам русских философов в эмиграции, анализируется доминирующая тенденция к отрицанию ими прямого заимствования правовых институтов Запада, важный вывод о необходимости совмещения реформаторской деятельности в стране с пониманием и учетом российской реальности В своих работах многие из российских мыслителей отводят главную роль религиозным и нравственным началам, указывая на серьезные различия ценностных ориентиров Запада и российского общества Особый интерес представляет факт усиления антизападных мотивов, темы вредности прямого заимствования российским сознанием западных институтов права и ценностей в работах ученых-эмигрантов, таких как И А Ильин и Н Н Алексеев, не принявших советскую власть и долгое время после отъезда из страны живших на Западе Вместе с тем, делается вывод о невозмо/кности прямого использования указанных работ как руководства к действию в сегодняшних условиях, спустя много лет, полных социальных изменений и потрясений В то же время, опора на столь теоретически проработанный материал необходима для плодотворной работы в дальнейшем над проблематикой развития философии права в современной России

Во втором параграфе «Философия права: специфика, предмет место в структуре социально-философского знания» определяются предмет, метод,

функции, место философии права в системе правовых дисциплин и общефилософского знания Освещены основные проблемы, стоящие перед философией права - различие права и закона, естественного и позитивного права, соотношение права и власти, морали и права

Отмечается, что данная научная дисциплина может строиться в двух теоретических тоскостях и, соответственно, выступать в одном или другом качестве

- в качестве традиционно философской дисциплины, рассматривающей право как составную, неотъемлемую часть той или иной определенной философской системы,

- в качестве философского основания правовой области знаний, когда на основе определенной суммы философских идей и методологических принципов осуществляется научная разработка теории права и правовых вопросов конкретного характера

Особое внимание уделено проблеме правового государства Процесс становления государственности правового типа занимает длительное историческое время Он протекает вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать результатом «чистого» законодательства Весь процесс должен быть органически пережит обществом Нельзя также думать, что заимствование сугубо западных идей принесет в Россию согласие, порчдок, демократию Для этого необходимо западные теоретические конструкции адаптировать к российской действительности, характеризующейся, в частности, высоким уровнем правового нигилизма, слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем Поэтому западное формальное право, концепцию правового государства для

России можно признать пригодной только с целым рядом оговорок, учитывая исторически сложившееся отношение россиян к праву, другие особенности российского менталитета

Правовое государство — это только идея, концепция, модель, а ее практическая реализация требует серьезных теоретических разработок и ежедневных практических усилий

В современном виде философия права как юридическая дисциплина полезна и необходима в России Но она не дает философски обоснованного определения цели, на реализацию которой должна «работать» правовая система в стране Теоретики-правоведы строят конструкции, устремленные к идеалу справедливости, но они исходят нередко из обратной посылки - какой не должна быть правовая система в сравнении с современным ее состоянием Обособленность философии права от социальной философии приводит к утрате ею теоретического осмысления сути процессов, происходящих в обществе, исторических, экономических, культурных, социальных изменении, заставляет ученых искать выход (при естественном понимании не всесильности правового регулирования) из сегодняшней ситуации во многом интуитивно Все это не приводит, как правило, к созданию перспективных концептуальных моделей права Примером правильности более широкого подхода здесь могут послужить проработанные модели правового государства, создававшиеся русскими философами в дореволюционной России Таким образом, можно утверждать, что обособление философии права как юридической дисциплины от целостного социально-философского знания исторически себя изжило в российской мысли, и ее возвращение в систему философского знания является крайне актуальным не только для юридической науки, но и для всего общества

В третьем параграфе «Правовая культура и правовые ценности» рассмотрен феномен правовой культуры - многозначной характеристики одной из важнейших сторон правовой жизни общества

Правовая культура характеризует достижения обществом опредетснного уровня правосознания, представляет собой ту степень понимания права, на которую опираются исполнительная власть и должностные лица в своей профессиональной работе, и которая характеризует уровень их убежденности в ценности права Правовая культура имеет и свою структуру профессиональный и традиционно-бытовой птасты Высокий уровень правовой культуры - один из признаков правового государства

Следует подчеркнуть, что правовая культура практически единственная универсальная форма, через которую воспроизводится в каждом обществе своя совокупность и своеобразие национальных правовых феноменов государственности, правопорядка, правовой системы как общепринятых общенациональных куаьтурных ценностей Поэтому, невозможно изменить правовую культуру одномоментным механическим вмешательством В то же время непродуманные действия, смена ценностных ориентиров без должной разъяснительнон работы и широкой поддержки приводят к отрицанию правового регулирования в обществе как общепринятой ценности

Далее в параграфе раскрывается значение понятия «ценность» Анализ права как ценности может достоверно определить изменения, происходящие в правоведении в результате исторических, почитических, экономических, социальных и иных преобразований Подчеркивается, что в России ценность права в системе ценностей имеет меньшую значимость, чем ценность справедливости Убежденность индивида в справедливости права предопределяет решающим образом его гражданскую активность и гражданскую ответственность, которые являются высшими структурными

элементами правовой культуры общества Совокупность установок личности, обусловленных приобретенными ею знаниями и идеалами, личным социальным опытом, составляет основу оценки любых реформ, в том числе правовых

Во второй главе диссертации «Основные вопросы развития права в современной России», состоящей из трех параграфов, рассматривается право в системе ценностей российского общества, а также исследуется соотношение справедливости и права Подробно изучается феномен правового нигилизма в современной России, причины его возникновения, социальные последствия, пути преодоления Подчеркивается необходимость разработки теоретических основ модели российского права, сочетающих как заимствованные элементы, так и ориентирование на отечественные традиции и ценности, существующие в России реалии Данный подход, позволит преодолеть превращение западных институтов в «декоративный фасад», предотвратить разрозненное, несистемное «подстраивание» норм к реалиям заимствующей страны, даст возможность правовой системе эффективно действовать и заложит основу дальнейшего развития права в России

В первом параграфе «Право в системе ценностей российского общества. Справедливость и право» отмечается, что современные тенденции развития России указывают на особую значимость темы ценности права Изменение экономической и политической систем, и как следствие, социальных ориентиров и потребностей людей обусловило необходимость соответствующих преобразований во всех областях общественной жизни, в том числе и в сфере права, роль которого в жизни российского общества все более возрастает

Отражая назревшие социальные потребности, право, с одной стороны, вынуждено "подстраиваться" под происходящие изменения, а с другой, оно выступает инструментом, посредством которого можно наиболее быстро и качественно осуществить необходимые преобразования Ценности права представляют собой важнейшие и глубинные универсалии общенациональной кучьтуры, определяющие отношения конкретного человека к праву

При утверждении ценности права в российском общественном сознании необходимо учитывать и культурную неподготовленность многих слоев общества к восприятию права как самоценного явления В России справедливость всегда ожидалась от верховной власти, именно к ней были обращены чаяния основной массы населения.

В то же время нельзя забывать о таких ценностях, как власть и особенно государство О сакрализации этих понятий, их значении для россиян много пишут как об отрицательном явлении, однако, именно сильное государство выступает в течение многих веков гарантом нормальной жизни в России Распад государства каждый раз сопровождался огромными жертвами и страданиями населения Подобного рода настроений в обществе нельзя игнорировать при проведении реформ Сложно ожидать эффективности и законопослушности от действий чиновников и обычных граждан, когда правовые нововведения, по их убеждению, разрушают основы государства И только сильное государство, с четким осознанием курса движения в будущее, может провести реформы, ведущие к положительным в исторической перспективе результатам Тесно связана в массовом сознании политика государства и достижение в обществе социальной справедливости На сегодняшний момент без интеграции идеи права и идеи справедливости создание эффективно действующего законодательства, положительно воспринимаемого россиянами, представляется маловероятным

Во втором параграфе «Правовой нигилизм: причины, последствия, пути преодоления» дается понятие правового нигилизма, рассмотрены формы его выражения Проводится сопоставление правового нигилизма с его антиподом - феноменом правового идеализма

Проанализированы взгляды философов и ученых на правовую ситуацию в России в прошлом и настоящем, высказывания о правовых воззрениях россиян, их ментальности, а также точки зрения чиновников российской империи, советских руководителей и современных политиков, непосредственно участвующих в разработке и принятии правовых актов Исследуются исторические корни правового нигилизма в России, обусловленные во многом существованием самодержавной власти на длительном протяжении истории Российского государства Подробно показано развитие правового нигилизма в современной России, рассмотрены его черты, а также факторы, способствующие широкому его распространению в различных сферах общества, прокомментированы оценки данного феномена такими признанными специалистами в этой области юридической науки, как В А Туманов и Н И Матузов

С одной стороны, все социальные слои и группы российского общества в той или иной форме жалуются на отсутствие правового порядка и на беззаконие При этом они нередко стремятся извлекать выгоду из такого рода ситуаций С другой стороны, такое положение выгодно чиновникам от власти Оно позволяет им не очень строго соблюдать права граждан, не прилагать особых усилий к реализации в своей практике требований того или иного закона, к восстановлению нарушенных прав граждан, уходить от ответственности и т д Складывается некий порочный круг, когда введение и поддержание жесткого правопорядка требует серьезных, возможно,

чрезвычайных усилий со стороны государства и общества, не предусмотренных, особенно на ранних этапах правовой реформы, официальным законодательством, сегодня во многом более либеральным, чем в современных западных государствах Введение такого правопорядка требует принятия соответствующего законодательства, продуманного и взвешенного, отвечающего интересам и чаяниям большинства россиян Причем, на первых порах такие действия приведут к ущемлению интересов практически всех групп в обществе Одним придется платить высокие налоги, отказаться от сверхприбылей за счет использования нелегальной рабочей силы, других лишат заработка от продажи дешевой, контрабандной и/или контрафактной продукции, третьи не смогут ее покупать и т д И получение значимых положительных результатов может наступить в обществе не очень скоро

Одновременно следует отметить, что феномен правового нигилизма сильно мифологизирован, в том числе и в СМИ, в которых нередко пропагандируются убеждения о неспособности россиян быть свободными, иметь прочное правовое сознание и уметь активно действовать в рамках принятых в стране демократических процедур и ценностей Такого рода рассуждения мешают непредвзятому и всестороннему изучению глубоких социально-исторических причин правового нигилизма в России, знание которых и поможет найти, с учетом запросов российского общества, адекватные пути к разрешению этой стожнейшей пробчемы Особую роль здесь должны сыграть разработки философско-правового характера, которые позволят преодолеть узкие рамки юридических трактовок нигилизма и его деструктивного воздействия на поведение граждан Преодоление правового нигилизма в современной России мыслится как результат эволюционного, длительного процесса, ведущий к постепенному утверждению правосознания и правовых ценностей гражданского общества, к изменению правового

менталитета в сторону формирования рационального правопонимания и сознательной правовой активности граждан

Характерно, что в список обязательных средств борьбы с правовым нигилизмом юристы часто включают и неправовые средства и методы, при этом они указывают на их положительную роль с точки зрения достижения нужных результатов К примеру, это утверждение в обществе духа самоуважения, национальной гордости, солидарности, признание гражданами значимости общенациональной идеи для развития страны Борьба с правовым нигилизмом требует системного воздействия на все стороны жизни современного общества и государства

В третьем параграфе «Пути развития права в России» отмечается, что и за рамками правовых форм в России существовала эффективная система взаимодействия государства и общества, позволявшая достигать впечатляющих результатов В то же время, и утверждение о невозможности восприятия в России правового порядка также опровергается историческим опытом Таким образом, проблема правовой реформы сводится не просто к трудностям преодоления «неправильного» менталитета или к невозможности побороть традиции нигилизма Ее решение требует правильного выбора теоретической основы реформы, затем наличия сильной политической воли у власти и, наконец, обеспечения на практике последовательных и системных преобразований и понятных для граждан объяснений в необходимости и порядке проведения этих преобразований Подтверждается обоснованность выбора в пользу построения правового государства, важность использования при этом положительного исторического опыта и его переосмысления применительно к современному состоянию общества Выявляются позитивные изменения в праве, отмечается огромная работа, проводимая по усилению

контроля гражданского общества над законодательным и правоприменительным процессами, постоянные усилия по правовому просвещению граждан Указывается на объективную опасность смещения правовой государственной системы к «неофеодализму», выявлены причины «сползания» в этом направлении, рассмотрены пути и средства преодоления этого опасного явления

Рассмотрены разтичные варианты, предлагаемые сегодня для выхода из кризисной ситуации в праве, - от полного отказа от заимствования западного опыта до возвращения к идеям естественного права начала девятнадцатого века Особое внимание уделено анализу решений данного вопроса, предложенных известными учеными - Э ТО Соловьевым и В С Нерсесянцем

Представлены общие контуры интегративной модели российского права, которая рассматривается автором как перспективная модель построения правовой системы в России Для решения этого вопроса должны быть разработаны философско-правовые основы и принципы рецепции западного права, соединения конкретных заимствований с национальными традициями и ценностями российских граждан

Взвешенное заимствование континентальных норм права (а не простое копирование англо-саксонских норм права вперемешку с романо-германскими нормами), более пристальное внимание к положительному опыту наших дальневосточных соседей, изучение теории и конкретных практик современной западноевропейской социал-демократии, а также общественная экспертиза законопроектов,- вот что должно сыграть в своей совокупности решающую роль в создании в стране целостной системы правового регулирования общественными процессами, а в исторической перспективе - дееспособного и эффективного правового государства

В Заключении подведены итоги и обобщены основные результаты диссертационного исследования, а также намечены дальнейшие пути возможной разработки проблемы

Основные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Статьи, опубликованные в научных журналах, рекомендованных ВАК:

1 Балута Г В Проблема борьбы с правовым нигилизмом в современной России //Вестник государственной службы 2009№5 -С 11-13 -(0,4 п л) Статьи, опубликованные в других изданиях:

2 Балута Г В О перспективах развития общественных организаций в современной России // Мир и согласие 2009 №3(40) С 96-103 - (0,4 п л )

3 Балута Г В Проблемы становления российского права // Материалы V Российского философского конгресса «Наука Философия Общество» Новосибирск 2009 Том II-С 451-452-(0,1 пл)

4 Балута Г В Российская философия естественного права конца XIX - начала XX в в и современные проблемы в области права // История философии идеи, проблемы, актуальности, тексты труды историко-философского семинара Под общ ред Ф Д Демидова М Изд-во РАГС, 2009 -С 139-156-(1 п л )

5 Балута Г В "К проблеме административно-правовых отношений" //Государственное управление и право сборник научных трудов/ Под общ ред И Н Барцица М : Изд-во РАГС, 2005 - Выпуск 2 - С 85-88 - (0,2 п л )

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Балуты Глеба Владимировича

Тема диссертационного исследования «Право в современной России: социально-философский аспект»

Научный руководитель доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Шевченко Владимир Николаевич

Изготовление оригинал-макета Балутой Г В

Подписано в печать 10 11 2009 г Тираж 80 экз Уел п л - 1,2

Отпечатано ОПМТ РАГС Заказ № ¿У 119606, Москва, пр-т Вернадского, 84

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Балута, Глеб Владимирович

Право в современной России: социально-философский аспект. Введение.

Глава 1. Философско-методологические вопросы изучения права.

§ 1. Исторические особенности развития философии права в России.

§ 2. Философия права: специфика, предмет место в структуре социально-философского знания.

§ 3. Правовая культура и правовые ценности.

Глава 2. Актуальные вопросы развития права в современной России: трудности и перспективы.

§ 1. Право в системе ценностей российского общества. Справедливость и право.

§ 2. Правовой нигилизм в современной России: причины, последствия, пути преодоления.

§ 3. Пути развития права в России.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Балута, Глеб Владимирович

Руководством нашей страны избран стратегический курс на построение правового государства, которое считается наиболее успешным и конкурентоспособным типом государства в современном мире.

Трудности его становления в современной России связаны с появлением и усилением целого ряда негативных явлений, превратившихся в последнее время в реальные и значимые угрозы для нормальной жизнедеятельности общества и государства. Это, прежде всего, поразившие все слои общества правовой нигилизм и коррупция, с одной стороны во многом порожденная правовым нигилизмом, а с другой - укрепляющая это явление. Причем и законодатель, и правоприменитель, и обычный гражданин используют неправовое поведение конкретных лиц в обществе как моральное оправдание своих противоправных действий. Исключительная серьезность этих угроз осознается в стране всеми - от рядовых граждан до президента, который не один раз давал резкую оценку сложившейся ситуации. «Мы обязаны добиться истинного уважения к закону и преодолеть правовой нигилизм», - подчеркнул Д.А.Медведев при вступлении в должность главы государства в мае 2008 года.

В российском обществе проводится большая практическая работа по выявлению конкретных правонарушений, их профилактики. Российское государство в лице высшего политического руководства добивается утверждения в реальной жизни идей законности, неукоснительного следования нормам Конституции Российской Федерации, ведет энергичную борьбу с проявлениями правового нигилизма. Проводится и теоретическая работа по осмыслению тяжелой сложившейся ситуации и путей выхода из нее. Различными организациями и отдельными авторами предлагается множество рецептов, нередко радикальных, для излечения социальных болезней -поднять зарплату чиновникам, сделать прозрачными сведения об их имуществе, ужесточить ответственность по коррупционным правонарушениям. Новые законы подвергаются проверке на коррупционную составляющую. К работе по созданию и обсуждению законопроектов все шире привлекают не только государственных служащих, но и структуры гражданского общества. Появляются телепередачи, популяризирующие правовой путь разрешения конфликтов через судебные органы, создаются общественные приемные, где гражданам разъясняются их права, пути их защиты и реализации. Предмет «Основы государства и права» преподается во всех звеньях системы образования, тем самым подчеркивается важность юридических знаний для эффективного управления общественными процессами, решения многочисленных проблем современной жизни. Будущим юристам вновь, как и в дореволюционной России, читают курс философии права.

Л Но предпринимаемые усилия не приносят пока ощутимых результатов. Факты злоупотребления служебными полномочиями, коррупционные скандалы повторяются с завидной регулярностью. Суды перегружены делами, но полного доверия населения к судебной системе нет. Нередко разрешение наиболее острых вопросов оказывается возможным лишь при прямом вмешательстве высших руководителей государства, что конечно, не соответствует общепринятым представлениям о механизме действия системы права и правового государства.

Конечно, внедрение в сознание и поведение субъектов общества универсальной ценности права как основы социального регулирования требует времени. Но, в принципе, уже можно говорить об определенных тенденциях и закономерностях развития в России права и его теоретического осмысления. Изучение и понимание их сегодняшнего состояния жизненно необходимо для выработки правильной стратегии дальнейших действий.

Правовая реформа в условиях смены политического и экономического строя в стране в начале 90-х г. прошлого века была необходима. Понятно в этой связи и традиционное обращение к Западу как к источнику рецепции права. Нельзя забывать, что российская правовая система развивалась в русле заимствований у Запада, по меньшей мере, начиная со времен Петра I. Однако традиционное общество очень медленно уступает свои позиции. В последнее время много говорится о связи названных негативных явлений с многовековыми традициями русского, российского народа. Для доказательства этого приводятся пословицы и поговорки, высказывания государственных деятелей, цитаты из работ классиков литературы, философов, политиков и юристов. В средствах массовой информации стала привычной картина многовековой традиции неправовой формы управления страной, бюрократического произвола и безответственности. Отдельные авторы говорят о бессмысленности активного противодействия этому, мотивируя тем, что такая ситуация была всегда, и она определяется в главном ментальностью российского народа. С нашей точки зрения, такое обобщение и оценка прошлого опыта носят односторонний характер, здесь нужен более взвешенный и серьезный анализ.

Необходимо отметить, что правовые реформы в современной России начали проводиться без привлечения российской философско-правовой базы, без учета национальных особенностей. Это обусловлено как первоначальным стремлением полного копирования западных образцов, так и неприятием властными структурами на момент начала реформ современных отечественных разработок, а также фактическим игнорированием ими работ известных русских философов права конца XIX века — начала XX века.

Все сказанное делает необходимым критическое осмысление накопленного как позитивного, так и негативного опыта с философских и научных позиций с целью выработки оптимального пути построения правового государства и гражданского общества в стране.

Изучением проблем теории права, правового сознания в целом, рецепции права, правового нигилизма, проведения правовых реформ и понимания концепции правового государства занимались в России многие выдающиеся мыслители. Они не только обобщили богатый зарубежный опыт от античных философов, Платона и Аристотеля, до трудов Г.Гроция и классиков немецкой философии, Канта и Гегеля, но и по-новому осмыслили положения естественно-правовой теории и исторической школы права; выдвинули оригинальные теоретические идеи, многие из которых до сих пор не потеряли своей значимости и актуальности.

Разработкой различных аспектов философии права в дореволюционной России занимались К.А.Неволин, П.Г.Редкин, Б.Н.Чичерин, Б.А.Кистяковский, В.С.Соловьев, П.И.Новгородцев, Л.И.Петражицкий, Н.А.Бердяев, Н.Н.Алексеев, И.А.Ильин, Е.Н.Трубецкой, Б.П.Вышеславцев, С.Л.Франк, П.Б.Струве, С.Н.Булгаков, П.А.Покровский, Е.В.Спекторский, Н.М.Коркунов, С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич, В.М.Хвостов и др.

В период середины XIX- начала XX веков русская философско-правовая мысль достигла невиданного рассвета. Это время считается «золотым веком» для всей русской философии1. Работы таких философов, как В.С.Соловьев, философов-правоведов, таких как П.И.Новгородцев, создатель Московской школы философии права, в которую входили И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, Н.Н. Алексеев, Г.В. Флоровский, являются гордостью российской философии.

1 Русская философия: конец XIX — начало XX века. Антология. СПб.: 1993. Вступительная статья А.А.Ермичева.

Возрождение философии права как научной дисциплины в современной России связано с деятельностью С.С.Алексеева, В.Д.Зорькина, В.С.Нерсесянца, В.А.Туманова, Д.А.Керимова, Э.Ю.Соловьева, М.Н.Марченко, Г.В.Мальцева, А.А.Гатаняна, В.Г.Графского, Р.З.Лившица, JI.C. Мамута, В.К.Мамутова, В.М. Сырых, Г.Т. Чернобеля, Н.И.Матузова, В.Н.Хропанюка, С.Н.Погодина и др.

В конце XX века появляется целый ряд учебных пособий по философии права, где представлены различные взгляды на проблемные вопросы философско-правовой науки, даны теоретические выводы и оценки современной действительности.2

Обобщению конкретного опыта по созданию современной системы права в стране, прочных основ правового государства много внимания уделил в своих трудах В.С.Нерсесянц, этому же вопросу посвящены работы В.М.Бара, А.Д.Бойкова, В.Н.Волохова, В.Н.Княгинина и др. В последние годы появился ряд диссертаций по данной тематике, выполненные в основном в рамках юридических дисциплин.

Несмотря на большую проделанную работу, теоретическое осмысление современного состояния права в постсоветской России сталкивается с большими сложностями, что свидетельствует о растущей потребности в исследовании названного вопроса с социально-философских позиций.

Объектом исследования является философия права в России в своем многогранном проявлении.

Предметом диссертационного исследования выступают социально-философские основания правовой теории в современной России;

2 См. например: Алексеев С.С. Философия права. М.: Норма, 1997; Алексеев С. С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Норма. 1999.; Керимов Д. А. Основы философии права. М.: 1992; Нерсесянц B.C. Философия права. М.: Норма. 1998; Тихонравов Ю. В. Основы философии права. М.: Вестник. 1997; Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права. М.: Гардарики. 2007 и др.

Цель диссертационной работы: определить специфику социально-философских оснований теории российского права с позиций ценностного подхода, выявить трудности и перспективы создания в России правового государства, оценить в этой связи состояние правового сознания и правовой культуры в обществе, наметить возможные контуры дальнейшего развития теории российского права.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Обосновать актуальность и целесообразность применения социально-философского подхода к решению современных проблем российского права.

2. Показать различия исторического характера в развитии философии права в Европе нового времени и в России, специфику, предмет и место философии права в структуре социально-философского знания, особенности функционирования в обществе правосознания, роль в этих процессах правовой культуры.

3. Выявить место права в системе ценностей российского общества в прошлом и настоящем, показать сложный характер взаимодействия справедливости и права с ценностной точки зрения, особенности их влияния на механизмы регулирования социальных процессов в российском обществе.

4. Рассмотреть феномен правового нигилизма в современной России, его сущность, исторические корни и социальные последствия, предложить конструктивные меры по его преодолению.

5. На основе проведенного анализа определить перспективы, наиболее оптимальные пути и способы, ведущие к созданию в России правового государства.

Методологической основой диссертационного исследования выступают сравнительно-исторический анализ, использованный при изучении права в России и на Западе, системный подход к анализу правовой сферы жизни и проведения правовой реформы в России, диалектические принципы мышления. Автор опирается на достижения и выводы современной социально-философской мысли, которые способствовали более глубокому пониманию сложной природы права, применению идеи взаимной дополнительности аксиологического и социально-философского подходов при изучении правовых процессов и явлений в общественной жизни.

Научная новизна исследования:

- выявлено место права в системе ценностей российского общества в прошлом и настоящем, показано, что справедливость выступала и продолжает выступать доминирующей ценностью в сравнении с правом;

- рассмотрены причины невостребованности различных проектов правового государства, выдвигавшихся на предыдущих этапах развития российской истории;

- раскрыты исторические основы появления правового нигилизма в российском обществе, его негативные последствия, обоснованы меры по его преодолению;

- сопоставлены предложенные в отечественной научной литературе современные варианты проекта построения правового государства в

России;

- разработаны контуры модели российского права, сочетающей как заимствованные элементы, так и, в качестве опорных элементов,

1 отечественные традиции и ценности; модели, учитывающей существующие в России реалии для наиболее оптимального варианта устройства правовой системы в России; выявлены условия, необходимые для ее успешного внедрения.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что необходимым условием построения правового государства в России выступает встраивание элементов западного права в современную российскую правовую систему с учетом национальной специфики, которая характеризуется доминированием справедливости над правом в системе российских ценностей, а также широким распространением в сознании общества правового нигилизма.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Правовая реформа, которая проводится в современном российском обществе, демонстрирует рецепции различных типов западного права. Показано, что эта рецепция должна быть тесно связана, прежде всего, с европейской континентальной традицией и гораздо меньше с англосаксонским правом. Но в любом случае формальное право, как оно сложилось на Западе, прошло вместе с западным обществом во многом отличный от российского права путь развития. Философский подход как раз и позволяет увидеть и доказательно раскрыть глубину этого различия, что, разумеется, не отменяет многих их общих черт.

2. История развития российского общества свидетельствует о том, что в иерархии традиционных ценностей российского народа на первом месте всегда стояла вера в справедливость, достижение которой связывалось им, в первую очередь, с деятельностью первого лица государства, призванного заботиться о всеобщем благе всех людей, проживающих в стране. Такая ситуация в российском обществе порождала самые разнообразные попытки соединения справедливости и права. Но отличительной чертой российской жизни на протяжении столетий оставался приоритет морали над правом.

3. Исторические корни правового нигилизма многообразны. Они связаны с медленным изживанием в ходе развития страны института власти традиционного общества, который был основан на концентрации первым лицом государства по сути всей полноты политической власти. Наличие бюрократического аппарата управления, полностью подчиненного воле первого лица государства, отсутствие контроля над аппаратом со стороны общества приводили к безответственности государственных чиновников, а нередко и к самоуправству. Все это порождало неверие со стороны общества в правовые механизмы решения реальных проблем, порождало, с одной стороны, веру в доброго правителя и правовой идеализм, а с другой стороны, способствовало росту самых разнообразных форм нигилизма. Отсюда становится понятным то невнимание общества к различным проектам создания правового государства. Все эти проекты оставались по преимуществу умозрительными конструкциями, поскольку в обществе, в массовом сознании не сформировались сколько-нибудь прочные предпосылки для их реализации.

4. Наиболее адекватным средством успешного продолжения реформы правовой системы сегодня выглядит соединение выборочной рецепции западного права с осознанным пониманием российской национальной специфики и критическим осмыслением накопленного за последние десятилетия опыта. Создание интегративной модели российского права, которая способна объединить указанные подходы и представляла бы в таком случае право как форму выражения российского понимания справедливости. Разработка интегративной модели права, по нашему мнению, представляет собой способ решения сегодняшних проблем общества и является важнейшим условием дальнейшего успешного развития правовой реформы в стране, построения правового государства, преодоления правового нигилизма.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что автором обозначены контуры интегративной модели российского права, дается обоснование механизма рецепции элементов западного права и переноса их в российское общество с целью органичного сочетания в современном российском праве национально-культурных особенностей страны и достижений западной правовой системы регуляции общественной жизни.

Результаты и выводы исследования могут быть использованы:

- в философской и научной работе в ходе дальнейшего осмысления проблем рецепции на российской почве западных правовых теорий и систем правовой регуляции;

- в чтении учебных курсов по философии права;

- в работе государственных органов, наделенных правом законодательной инициативы;

- в работе общественных организаций, занимающихся проблемами правового воспитания, а также связанных с защитой прав человека;

- работниками средств массовой информации, занятых освещением правовых проблем российского общества.

Структура и объем диссертации соответствуют целям и задачам исследования. Диссертация включает в себя Введение, две главы, Заключение и Библиографию.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Право в современной России"

Заключение

Анализ изложенного материала показывает, что историческая специфика и традиции российского общества закономерно вызвали серьезные трудности на пути проведения правовой реформы, внесения права в жизнь общества как некой самодостаточной ценности. Дополнительным препятствием стали экстремальные условия, при которых реформы начинались, многочисленные ошибки в осуществлении реформ, их несистемность, сознательные отходы от декларируемых целей реформ ради сиюминутных преимуществ, удовлетворения частных эгоистических интересов. Это выразилось, в том числе, и в игнорировании богатого наследия российской философско-правовой мысли, в слабом внимания к более современным разработкам. Причем правовая мысль страны фактически разделилась на дореволюционную, советскую и постсоветскую, при отсутствии между ними научного, конструктивного диалога.

Многие исследователи в связи с этим дают крайне пессимистические прогнозы развития права в России. Причем такие выводы соседствуют со словами «точка невозврата», что в сочетании с явной аналогией сегодняшних изменений с реформами времен Александра II вызывает обеспокоенность происходящим. Все это наряду с предупреждениями о движении российского общества в опасном направлении вызывает обоснованные и серьезные опасения.

1 >

Несомненно, много было сделано по пути реформирования и в положительном ключе, есть и большой опыт и современного периода и доставшегося в наследство от СССР и Российской империи, показывающий, что соблюдение законности, положительные примеры взаимодействия общества и государства, всеобъемлющее осмысление правовых проблем бесспорно возможно в нашей стране. Существуют и возможности обратиться к богатейшему опыту рецепции западного права в мире, как в отрицательном, так и в положительном смысле.

Проводится созидательная работа по построению правового государства и становлению гражданского общества, принимаются законы, позволяющие обществу участвовать в обсуждении, принятии, контроле исполнения законодательства. Включение институтов гражданского общества в механизм создания и функционирования правовой системы как необходимой части правового государства становится все более устойчивой тенденцией в общественной жизни.

Конечно, на этом пути еще масса нерешенных как теоретических, так и практических проблем. Государство традиционно пытается выступать как опекун и наставник для структур гражданского общества, но одновременно оно делает попытки ограничить свои властные полномочия.

В этих условиях поддержка высшего руководства страны большинством населения Российской Федерации позволяет, опираясь на еще не исчерпанный ресурс доверия, надеяться на радикальное изменение «устоявшегося» сегодня порядка, включающего в себя недостатки правовой реформы, в том числе и колоссальный уровень правового нигилизма в обществе. Следует уточнить, что и «устоявшийся порядок» все чаще оборачивается сегодня пренебрежением к существующему праву и к традициям со стороны представителей власти и элиты бизнеса. Такие факты ведут, с одной стороны, к усилению анархических, экстремистских настроений, а с другой, к желаниям отбросить положительные достижения, реформирования права в целях «борьбы с внешним врагом и его происками» или «наведения твердого порядка». Все это на волне недовольства многими результатами, реформ может встретить широкую поддержку у населения и привести к самым негативным результатам.

Что же необходимо для успешного продолжения реформирования правовой системы как основы построения правового государства и гражданского общества сегодня. Какие мы видим здесь наиболее важные проблемы.

Наиболее адекватным выглядит изучение выборочной рецепции (с признанием наличия проблем и у современного западного права) с осознанным учетом национальной специфики, осмыслением положительного и отрицательного опыта прошлого, соотнесенного с сегодняшними реалиями. Необходимо не сетование на «вековые пороки» или «отсталость» общества, а борьба с сегодняшними пороками, ведущими к отсутствию стабильности и правопорядка, устранение социальных причин такого положения и теоретическое осмысление начал, на которых возможна консолидация общества, придание праву статуса одной из ведущих ценностей общества.

Так же, исходя из результатов анализа, проведенного в диссертации, считаем, что осмысление правовой реформы, направленной на изменение всего общества не может вестись в рамках только юридической науки. Необходимо более широкое изучение и осмысление. Такую возможность может представить философия права, при условии отказа от отнесения ее только к юридическим наукам, при широком взаимодействии с социальной философией, превращает ее в полноценный раздел современной социально-философской теории, философского знания в целом.

Практика показывает, что мобилизация всех слоев общества в России требует от государства понятной и устраивающей; общество идеологии. Создание такой идеологии, магистрального вектора развития уже давно востребовано обществом. Программа правовых преобразований, основанная на таком магистральном векторе развития, поддерживаемая обществом и волей государства, основанная на серьезных научных изысканиях, представляется наиболее оптимальным путем решения проблем, стоящих перед страной в правовой сфере.

Внедрение в общество ценности права как основного социального регулятора, безусловно, требует много времени. Но после стольких лет реформ уже можно говорить об определенных тенденциях, закономерностях становления правового государства, изучение и анализ которого необходим для правильного понимания дальнейших действий. Здесь возникает уже другой комплекс проблем, связанный с анализом связи темпов продвижения к правовому государству, с уровнем экономического развития, с общими процессами рационализации общественной жизни, что требует, в частности, внедрения городских, индустриальных начал в обширные регионы сельской, во многом сохраняющей элементы «натурального хозяйства» части страны. Но этот комплекс требует самостоятельного рассмотрения.

 

Список научной литературыБалута, Глеб Владимирович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Алексеев С. С. Право: Азбука - Теория - Философия. Опыт комплексного исследования. М.: Норма. 1998. - 712 с.

2. Алексеев С. С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Норма. 1999. 329 с.

3. Астафьева О.Н. Взаимодействие культур: перспективы альтернативных решений в эпоху глобализации // Многогранная глобализация. — М.: Scientific press Ltd., 2003. — С. 210-249.

4. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. — М. : Изд-во Моск. гос. ин-та делового администрирования, 2002. — 295 с.

5. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет// Правоведение. 2000. №1.

6. Баранов В.М. О «хрестоматийных истинах» теории государства и права // История государства и права. 2002. №8.

7. Барциц И.Н. Российское пространство: от историко-философского осмысления к государственно-правовому. // История философии. Выпуск 4. М.: ИФ РАН. 1999.

8. URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/iph4/09.html

9. Белинков А.В. Модернизация права в России: теоретический анализ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: 1999. с.22-24.

10. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука. 1990.224 с.

11. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Издательство МГУ, Инфра-М, Норма. 1998. 624 с.

12. Бойков А.Д. Третья власть в России. М.: 1997. 262 с.

13. Варьяс М.Ю. Правопонимания: опыт интегративного подхода. М.: 1999. 325 с.

14. Ведяхин В.М. Некоторые правовые факторы формирования и реализации принципов права // Актуальные проблемы правоведения. 2005. № 1 (10).

15. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция. 2000. -528 с.

16. Волков Ю.В. Идеалы либерализма и проблемы развития посткоммунистического общества // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М.: 1994.

17. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса М.: Республика. 1994.-368 с.

18. Гавриш Г.Б. Политические институты и доктрины глобализма // Философия права. 2005. № 1 (13).

19. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. — СПб.: Норма. 1997. 224 с.

20. Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М.: Изд-во ВПШ и АОН. 1960. 200 с.

21. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль. 1990. 524 с.

22. Гегель. Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2-х т. М.: Мысль. 1973.- 1304 с.

23. Глебова И.И. Как Россия справилась с демократией: заметки о русской политической культуре, власти, обществе. М.: 2006.-144 с.

24. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Философское начало учения о гражданине // Гоббс Т. Соч.: В 2-х т. Т. 2. М.: 1991.

25. Государство и право: вопросы методологии, теории и практики функционирования: сборник статей / под ред. Напреенко А.А. Самара, 2001.

26. Гранат Н.Л. Общая теория государства и права. Академический курс. Т.З./ Под. Ред. М.К. Марченко. М.: Юристъ. 2001.

27. Графский В.Г. Традиции и обновление в праве. // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М.: Юристъ. 1996. -89 с.

28. Гречко П.К. Интеллектуальный импорт, или О периферийном постмодернизме // Общественные науки и современность. 2000. № 2

29. Гречко П.К. История и современность: перспектива деконструктивного прощания с прошлым//Вестник РУДН. Серия Философия. 1993. № 1.

30. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов./ Ин-т "Открытое о-во". М.: Логос, 1995. 141 с.

31. Грэм, Т. Россия: упадок и неопределенные перспективы возрождения. М.: РОССПЭН. 2007.- 143 с.

32. Гулиев В.Е. Некоторые аспекты правовой реформы // Российские вести. 1995. 21 сентября.

33. Гуляихин В.Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград: Перемена. 2005.-280 с.

34. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс. 1994. 317 с.

35. Данильян О.Г. Философия права. М.: ЭКСМО. 2007. 416 с.

36. Делокаров К.Х. Научная рациональность и научное познание в юридических науках. М.: Изд. РАГС 2009. 66 с.

37. Делокаров К.Х., Комиссарова Г. А. Образование и динамика социокультурных ценностей. М.: 2000.

38. Демократическое правовое государство и гражданское общество в странах Центрально-Восточной Европы / Институт международных экономических и политических исследований РАН. М.: Наука. 2005.

39. Джафаров Ф. П. П.Новгородцев о своеобразии философии права в России// Вестник-2007: Государство и право. Изд. филиала РГСУ в Красноярске. 2007.

40. Днепровская В.И. Восприятие права в России: мировоззренческие истоки и философская рефлексия. //Школа мысли. 2006. № 6. URL: http://shkola-mysli.by.ru/06-03.html

41. Евсеев М.А. Право как социокультурная ценность современного общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: 2006. 26 с.

42. Жданухин Д. Гибель права в эпоху PR и становление новых гуманитарно-правовых технологий.

43. URL: http://www.kreml.org/opinions/l 3 7634120

44. Зимовец Л.Г. Российская государственность и особенности исторической судьбы России.//Успехи современного естествознания 2007. № ю.

45. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права. М.: Гардарики. 2007- 303 с.

46. Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ. 1993.- 236 с. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.-576 с.

47. История Русской философии: Учебник для вузов/ Редколлегия: М.А. Маслин и др. -М: Республика, 2001. 639 с.

48. Кагарлицкий Б. Периферийная империя: Россия и миросистема М.: Ультра. Культура. 2004.-528 с.

49. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль. 1994. — 574 с.

50. Кант И. Сочинения в 6-и томах. Том 4, часть 2. М.: Мысль. 1965478 с.

51. Керимов Д.А. Основы философии права. М.: Манускрипт. 1992. -192 с.

52. Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М.: Изд-во СГА. 2003. 521 с.

53. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972. -472 с.

54. Керимов Д. А. Предмет философии права II Государство и право.1994. №7. С. 3-10.

55. Кирилл, митрополит. Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь? М.: Даниловский благовестник. 2002. С. 125-136.

56. Кистяковский Б.А. В защиту права.//В"Ьхи//Сборник статей о русскойинтеллигенции. М.: 1909. Библиотека «ВЪхи». URL: http://www.vehi.net/vehi/kistyak.html

57. Ключевский В.О. Сказания иностранцев о московском государстве М.: Прометей. 1991-334 с.

58. Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлении российского общества конца XIX начала XX веков Великий Новгород.: 2002.-160C.

59. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. М.: 1993.

60. Козина Е.С. СМИ и выборы: ресурс и угрозы политического мифотворчества. М.: 2005. 60 с.

61. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб.: 1993 151 с.

62. Конституция Российской Федерации. М.: Аст. 2005.

63. Краснова В. Спорить с национальным колоритом в бизнесе всё равно, что спорить с природой; беседа с М. Делягиным и С. Пятенко//Эксперт,1995. № 10.

64. Криворотов В. Вехи, взлёты и падения особого пути России //Знание -сила, 1990. № 9.

65. Кудрявцев В.Н. Общечеловеческие ценности права.//Проблемы партийного и государственного строительства. Вып. 9. М.: 1989.

66. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М.: Юристъ, 1995.- 297 с.

67. Кузьмин А.Г. Мародеры на дорогах истории. М.: Русская панорама. 2005.-336 с.

68. Куницын А.П. Энциклопедия прав. // Избранные социально -политические и философские произведения декабристов. T.l. М.: 1951. -1768 с.

69. Лазарев В.В. Теория государства и права. М.: Право и Закон, 2001. -511 с.

70. Лаптева Л.Е. Русская политико-правовая мысль нового времени об ограничении государственной власти правом. / Проблемы истории государства и права. Сборник научных трудов. Отв. ред. В.А.Томсинов. Зерцало-М. М.: 2009.- 320 с.

71. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М.: Русский путь. 1995. — 550 с.

72. Лучин А.В. Демократизация или кланизация? (Эволюция взглядов западных исследователей на перемены в России) // Политические исследования. 2000. № 3.

73. Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: цели и средства// Государство и "право. 2001. № 7.

74. Мальцев Г. В. Новое мышление и современная философия прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. М.: 1988.

75. Мальцев Г. В. Социальные основания права. М.: Норма. 2007 800 с.

76. Мамут Л. С. Народ в правовом государстве. М.: 1999.-160 с.

77. Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. 2003. № 6. С. 13-21.

78. Мартышин О.В. Справедливость и право // Государство и право на рубеже веков: материалы всероссийской конференции. М.: 2001.

79. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. М.: 2008. — 768 с.

80. Марченко М.Н. Проблемы правопонимания в связи с исследованием источников права. // Вестник Московского Университета. Серия И. Право. 2002. № 3.

81. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали». // Правоведение. 1994. № 2. С. 3-16.

82. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: 2003. -512 с.

83. Матузов Н.И. Теория государства и права. М. Юрист.2004 — 512 с. Медведев Д. Россия будет страной, в которой граждане гордятся ее настоящим. Из выступления на V Красноярском экономическом форуме // Российская газета. 2008. 22 февраля.

84. Межуев В.М. Государство и культура.//Личность, культура, творчество. Том XI. №№ 46-47.

85. Межуев В.М. Идея культуры. М.: Прогресс-Традиция. 2006.- 408 с.

86. Монахова И. Изменение менталитета. М.: 2008.- 32 с.

87. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. Изд. 2-е. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2005. 608 с.

88. Неновски Н. Право и ценности. М.: Прогресс. 1987. 248 с.4 *

89. Нерсесянц В. С. Закономерности становления и развития социалистической собственности // Вестник АН СССР. 1989. № 9.

90. Нерсесянц В. С. Концепция гражданской собственности // Советское государство и право. 1989. № 10.

91. Нерсесянц В. С. Продолжение истории: от социализма к цивилизму // Вопросы философии. 1993. №^4. С. 3 - 14.

92. Нерсесянц B.C. История политических и правовых учений. М.: Норма. 1996.-736 с.

93. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М.: Норма. 1999 -552 с.

94. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля. М.: Мысль. 1998. 352 с.

95. Нерсесянц B.C. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема. // Вопросы философии права. М.: 1973. С. 39 44.

96. Нерсесянц B.C. Философии права. М.: Норма. 2008. 848 с.

97. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: 1991— 640 с.

98. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса. 1991.- 640 с.

99. Новгородцев П.И. Сочинения // Сост. вступ. статьи и прим. М. А. Колерова, Н.С. Плотникова. М.: Раритет. 1995. - 448 с.

100. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М.: Наука. 1997. —- 269 с.

101. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. М.: 1909.

102. Новгородцев П.И. Ответ Л.И.Петражицкому. //Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 66.

103. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование// Русская философия соб-ти XVII XX вв. Сборник. СПб.: 1993. - 512 с. 102 Новиков A.M. Нигилизм и нигилист. Опыт критической характеристики. Л.: Лениздат. 1972. - 296 с.

104. Нурумов Д. И. Кризис западного мировосприятия и права человека // Право и политика. 2000. № 3.

105. Овчинников А.И. Юридическая герменевтика как правопонимание. //Правоведение. 2004. № 4.

106. Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. М.: МЗ-Пресс. 2005.- 120 с.

107. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология и власть (как это было на самом деле). М.: ЗАО «Издательство Экономика» 2008. 646 с.

108. Основные задачи науки советского социалистического права. Материалы 1-го совещания научных работников права, 16 19 июля 1938 г. М.-192 с.

109. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: в 16 т. Т.5 М.: 1950.

110. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета. 1993.424 с.

111. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке М.: 2004.560 с.

112. Панкратова М.Е., Гомонов И.Д. Проблемы противодействия правовому нигилизму // Вестник МГТУ. 2006. Т. 9. № 1.

113. Пахомов, С.А. Суд присяжных в Российской Федерации // В мире права. 2001. №2.

114. Пивоваров Ю.С. Русская власть: история и современность// Полития. 1998. № 1.

115. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Мысль. М.: 1990-1994.

116. Полосин B.C. Миф. Религия. Государство. М.: Ладомир. 1999.-440 с.

117. Поляков А.В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Правоведение. 2000. № 2.

118. Поляков А.В. Разочарованный странник (Н.Н. Алексеев и идея государства) // Алексеев Н.Н. Идея государства. СПб.: 2001. 368 с.

119. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х томах. М.: 1992. -976 с.

120. Прохоров А.П. Русская модель управления. Эксмо. М.: 2006 — 384 с.

121. Пшидаток В.Е. Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону. 2007.- 29 с.

122. Рашева Н.Ю., Гомонов Н.Д. Ценность права в контексте системы ценностей современного российского общества //Вестник МГТУ. Том 9. № 1. 2006.

123. Резник Ю. М. Введение в социальную теорию: Социальная системология. М.: Наука. 2003. — 525с.

124. Резник Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Часть 1. Идея гражданского общества в социальной мысли. М.: Изд. Союз. 1993. —167 с.

125. Резник Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Часть II. Теоретико-методологические аспекты исследования. М.: Изд. Союз. 1998. —560 с.

126. Розин В.М. Развитие права в России как условие становления гражданского общества и эффективной власти. М.: МПСИ. 2005.- 352 с.

127. Ромашев Р.А. Реалистический позитивизм: интегративный тип современного правопонимания //Правоведение. 2005. № 1. С. 4-12.

128. Русская философия: Конец XIX начало XX века: Антология. Учебное пособие: // Вступ. статья А.А. Ермичева, составления и примечания Б.В. Емельянова. СПб.: Изд. С.-Петербургского университета. 1993 - 592 с.

129. Русская философия: Энциклопедия/ Под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Алгоритм. 2007. 736 с.

130. Сафонов В. Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. 2004. № 12.

131. Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. № 10. С. 108-113.

132. Синюков В.Н. О правовом развитии России в XXI столетии //Государство и право на рубеже веков: Материалы всероссийской конференции. М.: 2001.-226 с.

133. Скоробогацкий В.В. Возможно ли правовое государство в России //ЧиновникЪ. 1998. № 2.

134. URL: http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=204

135. Соловьев В. С. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.

136. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. М.: Республика. 1996. 479 с.

137. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция. 2005.- 432 с.

138. Соловьев Э.Ю. Права человека в политическом опыте России (вклад и уроки XX столетия).

139. URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/reform/07.htm

140. Соловьев. Э.Ю. И.Кант: Взаимодополнительноетъ морали и права. М.: 1992.

141. Спиркин А.Г. Философия. 2-е изд. М.: Гардарики, 2006. — 736 с.

142. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М.: 1982 608 с.

143. Тихонравов Ю. В. Основы философии права. М.: Вестник. 1997. -608 с.

144. Ткаченко С.В. Правовые реформы в России: проблемы рецепции западного права Самара: 2007.

145. URL: http://www.allpravo.ru/librai-y/doc 108p/instrum6743/

146. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М.: 1909. URL:littp://www.allpravo.ru/library/docl08p/instrum4439/

147. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе.// Государство и право. 1993. № 8. С. 52-57.

148. Туманов В.А. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М.: Юрист.2000. 448 с.

149. Фукуяма Френсис. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3. С. 134-148.

150. Чаадаев П.Я. Сочинения. М.: Правда. 1989. 656 с.

151. Черепанов А.А., Литвиненко А.Г. Глобальные проблемы, их суть и поиск путей разрешения. Материал для дискуссий по теме: "Глобальные проблемы и принципы устойчивого развития". Новосибирск.: 1998.- 197 с.

152. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М.: 1988.

153. Чиркин В.Е. Российский федерализм и международный опыт // Журнал российского права. 1997. №4.

154. Чичерин Б.Н. Философия права. М.: Наука. 1989. 656 с.

155. Шаповалов В.Ф. Истоки и смысл российской цивилизации: учебное пособие для вузов. М.: ФАИР- Пресс. 2003.-623 с.

156. Шахназаров О.Л. Советское общество 1917 -1953 гг.: аномалия или закономерность?//Вопросы философии. 2004. N10.

157. Шевченко В.Н. / Россия: общество, государство, история. Сб. статей. М.: Изд. РАГС. 2005. 368 с.

158. Шундиков К.В. Инструментальная теория права перспективное направление научного исследования // Правоведение. 2002. № 2.

159. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М.: Книга, 1989. -176 с.

160. Энтин М.А. Международные гарантии прав человека. М.: Изд-во МНИМП. 1997.- 296 с.

161. Новая энциклопедия философии в 4-х томах. М.: Мысль. 2000-2001.