автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Православие как фактор формирования духовно-нравственных основ личности

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Николаев, Эдуард Афанасьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Православие как фактор формирования духовно-нравственных основ личности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Николаев, Эдуард Афанасьевич

1 Введение

2 I раздел

Методологические подходы к трактовке понятия «духовная культура» и «духовность», и их связь с опытом христианства в отечественной и святоотеческой аналитике в прошлом и настоящем.

3 II раздел 35 Христианство и генезис духовно - нравственных основ личности

4 III раздел

Соотношение научного и христианского мировоззрения

5 88 IV раздел

Личность и христианская этика

6 V раздел 113 Личность и духовные основы русской государственности

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Николаев, Эдуард Афанасьевич

Актуальность исследования обусловлена необходимостью социально

- философского рассмотрения религиозного опыта в формировании духовно

- нравственных основ личности, общества и государства. Вместе с тем воздействие духовно - нравственных факторов на развитие общества, как и актуальность самой постановки вопроса об этом - не осознаны должным образом, как в самой России, так и за ее пределами. В прошлом десятилетии, в одной из последних моделей Римского клуба в качестве основных неотложных задач, стоящих перед современным человечеством, указываются следующие: демографическая, экономическая, продовольственная и энергетическая.'Эти задачи не претерпели существенных изменений и к настоящему времени. Однако следует отметить, что ни одна из них не может получить сколько - нибудь удовлетворительного решения без повышения в обществе уровня нравственности и духовности. При этом существуют, строго говоря, два подхода к раскрытию их содержания и назначения. Первый - это светский, научный; второй - религиозный. Между тем, синтез данных направлений, предложенный в качестве базисного, может произойти только на основе системного подхода. Не отождествляя науку и веру, мы в тоже время не противопоставляем их друг другу. «И религия, и наука стремятся проникнуть за мир видимых феноменов с целью обретения надвременных идеальных символов, законов. И научный поиск истины, и духовный равно убеждены в том, что главное невидимо для глаз, что необходимы особые усилия и особая методика, чтобы обнажать смысловые структуры бытия».2

Актуальность темы продиктована «появлением в науке принципиально новых методов измерения, которые сопровождаются разработкой новых Кинг Л, Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М., 1991.

2 Кураез А. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. Москва - Клин, 1996. С. 354. научных направлений». В частности, российский исследователь И. А. Гундаров выделяет зарождение «эпидемиологии духовности» - науки о массовых нравственно-эмоциональных процессах, происходящих в обществе.3 Физическая жизнеспособность населения зависит не только от условий бытия (материальных факторов), но и от нравственной атмосферы и эмоционального состояния общества (духовных и душевных факторов). Здесь духовность трактуется не в религиозном смысле, а в светском. Однако автор, который сам себя считает атеистом, тем не менее вынужден использовать «церковные термины, поскольку светская наука не имеет пока собственного понятийного аппарата для рассматриваемого круга явлений».4

В современном социальном сознании доминирует убеждение в том, что религия выполняет лишь некую функциональную задачу, которая может быть исчерпана. Однако на наш взгляд, религиозность имманентна присуща сознанию человека и абсолютно исчезнуть не может. В связи с этим актуальность может заключаться в исследовании качества религиозности, поскольку религия имеет органическую природу (к примеру, православие как внешний атрибут, без осознания глубинной сути традиции; то же самое можно отнести и к другим вероисповеданиям), возможности ее редукции с последующими последствиями.

Отсюда актуальность темы исследования также связана с необходимостью изучения такого феномена, когда доминанта религиозного опыта в духовно-нравственной сфере не всегда бывает постоянна и очевидна. В такие моменты религиозный опыт в духовно - нравственной сфере проявляется латентно. Это, в особенности, относится, конечно, к советскому периоду истории России. Однако, приспосабливаясь по форме выражения к господствующему идеологическому контексту, в своих корнях, духовно-нравственная сфера общества всегда остается связанной с религиозным опытом народа (применительно к России - это опыт

J Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления. М., 2001. С. 35. православия) с его фундаментальным самоопределением в нем. Иными словами, религиозный опыт в такие моменты проявляет себя в социальных структурах через архетипы.

Состояние изученности проблемы.

Круг мыслителей, обращавшихся к вопросу о роли религиозного опыта в духовно - нравственной культуре в целом, и, в частности, о значении Православия в духовно - нравственной культуре России весьма широк. Вместе с тем можно определить достаточно конкретно совокупность работ и направлений, где данная связь играет основополагающую роль.

В философии Нового времени на основании рассмотрения принципов христианской теологии, и в особенности экзегетики, Г. Гегель формулирует ряд важных замечаний о необходимости религии, о формах религиозного сознания, осмысления истории религии. Его замечание о связи национальной идеи и религии на Востоке не потеряли своего значения и сейчас. Гегель в своей работе «Философия религии» констатирует, что «. на Востоке же религия целиком связана с национальностью».5 Она выполняет функцию сохранения этнического единства. Данное понимание религиозного опыта на сегодняшний день может быть воспринято, как одно из необходимых условий анализа национального самосознания. Указание Гегеля на связь между религиозным опытом и развитием духовно-нравственной культуры легло в основу целых философских направлений и сыграло огромную роль в развитии русской философии, начиная со славянофилов. В трудах И.В. Киреевского «В ответ А.С. Хомякову», «О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России», «О необходимости новых начал для философии» и А.С. Хомякова «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры г. Лоранси», «О старом и новом» указывается на то, что судьбу нации во многом определяет содержание конкретного религиозного опыта.

4 Гундаров И. А. Указ. соч. С. 31.

5 Гегель Г. Философия религии. М., 1977. Т. 2. С. 113.

В работе «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский ставит вопрос о религиозном факторе, как одном из факторов национальной идеи. В работе «Личность, общество и церковь» J1.A. Тихомиров прямо указывает на то, что «христианство возрождало дух человеческий и тем воздействовало этически на все общественные отношения. Все основы человеческой культуры -права личности и власть общественную - христианство поддерживает, как вечный закон, при Моисее, при Спасителе, и до скончания веков.».6 К.Н. Леонтьев указывает, что сохранению национальной самобытности способствует только сохранение уважения к христианскому преданию, пришедшему из Византии. Очень важно его замечание о том, что идея прогресса человечества выглядит не совсем убедительно в духовном плане.

Религиозно-философское направление может быть представлено как в трудах отечественных, так и зарубежных мыслителей. Отечественная мысль неоднократно обращалась к анализу связи духовно-нравственной культуры и христианства. Среди мыслителей внесших значительный вклад в решение отдельных аспектов данной проблемы следует отметить B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, Б. П. Вышеславцева, П.А. Флоренского, Н.Н. Страхова, П.И. Астафьева, П.А. Бакунина, СЛ. Франка, С.С. Хоружего, А.Ф. Лосева и других. Важное значение для нашей проблемы имеют работы: И.А. Ильина «Аксиомы религиозного опыта», Л.П. Карсавина «Философия истории», В.И. Несмелова «Наука о человеке», Л.А. Тихомирова «Религиозно-философские основы истории». В них определяется понятие религиозного опыта как ключевое в анализе проблем бытия личности и общества.

Среди зарубежных исследований следует отметить труды П. Тейяра де Шардена «Феномен христианства», «Феномен человека», Р. Хиггинса «Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе», Э. Левинаса «Философское определение идеи человеческой культуры», К. Лебака «Страшилы на стене. Притча, касающаяся манипуляций человеческой

6 Тихомиров Л.А. Личность, общество и церковь//Христианство и политика, М., 1999. С. 16. 6 жизнью». Концепции, выдвинутые авторами, сформулированы в основном с позиций светского и религиозного, в частности христианского, гуманизма и посвящены этическим аспектам глобальных проблем современности. Делается акцент на том, что в культуре вырабатываются те ценности, которые ориентируют человечество на неограниченное развитие технических средств. При этом указывается, что самая глобальная из катастроф, угрожающих человечеству - антропологическая - уничтожение человеческого в человеке. Выход видится в опоре на общечеловеческие ценности, тесно связанные с породившими их духовными источниками, прежде всего религиозными.

Современные видения вопроса о взаимосвязи духовно-нравственной культуры и христианства можно выразить в нескольких направлениях.

Одно из них составляют труды по социальной философии. Вопрос о развитии самосознания личности и общества представлен в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Проблема национальной самоидентификации рассматривается в работах А.О. Бороноева и П.И. Смирнова «Россия и русские: Характер народа и судьбы страны» , К.А. Касьяновой «О русском национальном характере»8 и т. д.

Связь этнического самосознания с религиозным развитием этнической общности исследуется в трудах таких видных мыслителей, как Э. Фромм, К. Ясперс, А. Дж. Тойнби.9 Следует выделить, в качестве одного из направляющих моментов в их трудах, идею, связанную с отражением в этническом самосознании религиозного опыта и религиозных символов.

Значительное место роли религиозного фактора в сознании личности и социальных общностей отводится в трудах современных религиоведов, таких как М. Элиаде, Г. Флоровский и другие. Основной тезис данного направления заключается в том, что активная роль и востребованность

7 Бороноев А.О., Смирнов П. И. Россия и русские: Характер народа и судьбы страны. СПб. 2001.

8 Касьянова К. М. О русском национальном характере. М., 1994.

9 См., напр.:Тойнби А. Дж. Перед судом истории. М. - СПб., 1995.; .Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1992; Фромм Э., Рамой X. Предисловие к антологии «Природа человека»//Г'лобальные проблемы и общечеловеческие ценности М„ 1990. религиозного опыта в самосознании личности остается значимой, несмотря на многочисленные успехи современного гуманитарного знания.

Вопросы психологических аспектов религиозности и ее роли в формировании духовно-нравственной культуры отмечены в трудах российских исследователей Б.С. Братуся, C.JI. Воробьева10 и других. Данное направление подчеркивает значимость взаимосвязи психологии и христианской традиции, более того, авторы говорят о возможности существования христианской психологии как научного направления.

Представляют важный интерес и внимание труды К.Г. Юнга, в которых дается анализ фундаментального понятия «архетипа», развитие которого в сфере психического составляет одну из главных заслуг автора теории бессознательного. Для обсуждаемой проблемы она имеет значительный интерес в связи с тем, что религиозный опыт в отдельные периоды развития личности и общества теряет свою доминанту и проявляется в социальных структурах через архетипы.

Особое направление - святоотеческая традиция (патристика). К ней относятся Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Тертуллиан, Августин Блаженный, Иустин Философ и др. -основатели традиции, и ее продолжатели в русском богословии - Тихон Задонский, Димитрий Ростовский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и т.д., а также современные православные богословы такие как Серафим Роуз, Христо Яннарас, Иустин Попович, о.Андрей Кураев и другие. Для нашего исследования в их трудах представляется важным взгляд на антропологию человека, формирование нравственного идеала и универсального мировоззрения.

Вопросы религиозной нравственности рассматриваются Ю.А. Шрейдером, прот. Владиславом Свешниковым, С. М. Зариным" и другими,

10 Статьи в коллективном сборнике «Начала христианской психологии». М.,1995. См., папр.:Шрейдер Ю. А. Этика: введение в предмет. М., 1998; Зарин С. M. Аскетизм по православно -христианскому учению. (Этико - богословское учение). М., 1996. которые именно религиозный опыт считают определяющим в генезисе нравственности.

Вопросы духовных основ российской государственности рассматривались целой плеядой российских правоведов, таких как Н.Н. Алексеев, М.Ф. Владимирский-Буданов, П.Е. Казанский, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин, которые прямо утверждали в своих трудах о значимости духовного фактора в деле государственного строительства и выработке правосознания на основе православной традиции.

Принципиальное значение имеет вопрос о соотношении науки и религии в аспекте веры и знания. Эти взаимоотношения проанализированы в трудах М.Я. Выгодского, П.П. Гайденко, B.C. Кирсанова, JI.M. Косаревой и других. Основная мысль авторов сконцентрирована на том, что у веры и знания разный опыт познания человека и бытия, но между наукой и религией нет жесткого антагонизма, более того, авторы утверждают, что развитие современной науки началось в рамках христианской традиции. Это характерно как для западного христианства, так и для православия.

Анализ используемого в диссертации материала позволяет сделать ряд принципиальных выводов относительно доминирующей роли духовного фактора, который напрямую имеет религиозную основу, в формировании личности, социальных структур, государственной идеологии. Обращение к лучшим отечественным духовным традициям и национальной идеи, учет религиозного опыта в социокультурной деятельности может являться одним из важнейших условий стабилизации и устойчивого развития российского общества.

Цели и задачи работы.

Целью настоящего исследования является рассмотрение религиозного опыта христианства в формировании духовно - нравственных основ личности в российском обществе, а также установление их объективной связи.

Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач: - Дальнейшее развитие методологических принципов в разработке проблемы.

Анализ соотношения науки и религии в аспекте веры и знания, а также рассмотрение генезиса их взаимоотношений.

Определение духовной сущности понятия личности в христианстве, ее природы и свойств.

Рассмотрение психологических аспектов религиозности и ее имманентную связь с выработкой нравственных идеалов.

Выявление механизмов возникновения христианских архетипов в социальных структурах.

Определение конструктивных и деструктивных моментов в актуализации данных понятий.

Объектом исследования выступает Православие и его роль в формировании духовно - нравственной культуры.

Предметом исследования является сущность, специфика и особенности религиозного опыта в формировании духовно - нравственных основ.

Гипотеза исследования заключается в том, что религиозный опыт является базисным в генезисе духовно - нравственных основ личности.

Методологическую базу данного исследования составляет комплекс философских, социально - исторических, психологических, а также богословских принципов православия. В нашем исследовании мы также использовали системный подход для раскрытия соотношения религиозного и нравственного сознания, и их проявлений в социальных структурах, роли религиозного сознания в социальной системе в целом. При анализе опыта христианства в формировании духовно -нравственных основ использован феноменологический подход, позволяющий говорить не об изменении сущности явления, а о проявлении некоторых латентных черт данного феномена. В исследовании был использован герменевтический метод, тесно

10 связанный с феноменологическим, для понимания религиозных символов, выявления связи текста с социокультурным контекстом. Внутренняя структура и совокупность проявлений объекта исследования настолько сложны, что исследовательский подход во многом носит интегративный характер и включает разные аспекты знаний.

Источниками исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам духовной культуры общества и ее связи с религиозным опытом. В диссертации также использован опыт святоотеческой традиции, касающийся осмысления духовной сущности человека.

Теоретическую базу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области социальной философии, философии религии, истории философии, этнологии, социологии, права, социологии религии, религиоведения, политологии, социальной психологии и теологии.

Научная новизна работы.

1. Впервые в диссертационном исследовании рассмотрены духовно-нравственные основы личности в контексте религиозного опыта. При этом выявлено соотношение нравственного и религиозного сознания. Также утверждается, что изменения в религиозном сознании отражаются на нравственных основах личности.

2. Религиозный контекст, рассматриваемый нами, является основным в генезисе элементов духовно-нравственной культуры. Вместе с тем, религиозное сознание, которое является ведущим при выработке духовно-нравственных основ личности, общества и государства может терять свою доминантную роль, но до конца никогда не исчезает. Религиозность является инвариантной в структуре сознания человека. Другими словами, исчезновение «религии» не влечет за собой исчезновение «религиозности». В условиях отсутствия своего доминантного значения религиозное сознание вытесняется в сферу бессознательного и проявляет себя в социальных

11 структурах через архетипы. На этом положении в нашем исследовании делается особый акцент.

3. Проанализирован вопрос взаимоотношения науки и религии не как тождественных или противоположных друг другу явлений, а представляющих собой разные способы осмысления и постижения мира человеком. Однако на этом основании нельзя утверждать, что эти сферы человеческого духа абсолютно исключают друг друга. Вера не может существовать без знания, как и знание без веры.

Научно - практическая значимость исследования.Настоящая работа может служить основой дальнейших разработок методов изучения религиозного опыта при формировании духовно-нравственных основ личности в рамках социально-философского исследования, тенденций его трансформации в современных условиях.

Содержащиеся в работе материалы могут быть также использованы в преподавании курсов социальной философии, социологии религии, религиоведения.

Апробация работы. Основные положения работы изложены на международной научно-практической конференции «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии». (Улан-Удэ, 2002г)

Основные идеи и результаты данного исследования используются автором в читаемом им курсе «Религиоведение» и «Философия», во ВСГАКиИ г. Улан-Удэ.

Работа была обсуждена на кафедре философии Бурятского государственного университета и рекомендована к защите. Всего по теме диссертации опубликовано пять работ.

Структура диссертации^Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Православие как фактор формирования духовно-нравственных основ личности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует ряд причин, актуализирующих дальнейшее изучение социально - философских проблем духовной жизни российского о[5щества. В современном российском обществе, при гипертрофированном навязывании либеральных ценностей, явно обозначилась тенденция попытки смены духовно - нравственного ориентира. Между тем, как пытался показать автор настоящей работы, данная попытка могла бы считаться уместной при условии того, что западноевропейские начала и формы их реализации действительно обладают качеством универсальности, т.е. впитали в себя все лучшее, что достигнуто человеческой культурой и нашим нравственным сознанием в истории. Очевидно, однако, что таким признакам рассмотренные нами элементы западной культуры, а также созданные ею государственные и правовые институты, не обладают. На наш взгляд, проявляется некоторая эклектичность, противоречивость, изменчивость содержания основных правовых и культурных понятий, которые присущи этой культуре.

Полученная оценка в значительной степени актуальна, когда мы говорим о возможности трансплантации западных идеалов в другие культуры, поскольку, как мы указывали в начале работы, данная тенденция возникает от убежденности в отсутствии каких-либо альтернатив западному либерализму. Не будет преувеличением сказать, что такое суждение возможно только в том случае, когда история развития либерализма и учения о правовом государстве представляют нам явные свидетельства неисчерпанности своего содержания, свидетельства своей перспективности, как социально - политической, так и нравственной. Очевидно, конечно, что это не так. Применительно к принципу индивидуализма западные социальные идеалы последовательно идут от стадии обожествления личности до стадии ее полного нивелирования, что в сфере нравственной сопровождается постоянной и широкомасштабной тенденцией замены религиозных начал произвольными идеалами человеческой морали, которая. действительно, в этом понимании получает условный, преходящий, т.е. зависимый от исторических и общественных условий характер.

Но прежде чем приступить к рассмотрению главного вопроса о соотношении религиозно и нравственного, нам необходимо было указать причину устоявшегося представления о непримиримом антагонизме науки и религии, что дало нам возможность говорить об особом религиозном опыте познания, который, безусловно, имеет иное основание, чем наука, но не противоречит ей.

В своей работе мы попытались исследовать генезис взаимоотношений религиозного и нравственного сознания. На примере развития западного религиозного сознания мы видим, что казалось бы незначительные изменения в догматике, ведут к кардинальным изменениям и духовно -нравственного идеала. Кроме того, в ходе своего исследования мы пришли к выводу о том, что религиозность имманентно присуща человеку. И потому процесс секуляризации, инциированный западной культурой, и затронувший российское духовное сознание, не может привести к исчезновению религиозного сознания, а лишь к изменению ее формы и содержания, что также влечет к смене духовно - нравственной ориентации.

В отличие от либеральных правовых моделей государственного строительства, идеи «соборности» и «правообязанности» в этом отношении имеют гораздо более перспективный характер, поскольку преследуют целью не социальное усовершенствование, т.е. создание «земного рая», а нравственное самосовершенствование. Очевидно также, что в их основе объективно лежит идея личности, которая не может быть упразднена в российском типе правовой культуры без упразднения и гибели самой культуры. Следует отметить, что в принципе культура, сориентированная на религиозное начало, в значительной степени более индивидуальна, чем иные, сориентированные на изменяющуюся человеческую мораль, вернее — представления о ней.

Это наглядно проявляется в различном понимании идеи прогресса или исторического развития, которая в российском правосознании принимает трансцендентный характер, поскольку здесь значение имеет не' только конечная нель мирового процесса - нравственное самосовершенствование и надежда на «спасение», но и, может быть, в немалой степени, конкретное нравственное состояние субъекта - т.е. лица, мотивы, которые руководили им в данном событии. Отсюда — индифферентное отношение российского религиозного сознания к категориям пространства и времени, которые составляют одну из основ философского понятия прогресса в западной культуре. Точнее сказать, эти категории также присутствуют, но отношение к ним совершенно иное.

Оценив духовные начала российской государственности как исконные, органичные и естественные для нашего правосознания, мы не можем не прийти к выводу о том, что перспективы нашей отечественной государственности должны быть связаны не только с попытками навязывания демократических институтов, а с возвратом к началам веры и правообязанности, которые в российской традиции проявлялись, прежде всего, в идее государственного служения и законопослушания.

Бесспорно и то, что история других народов, как и история России знает много примеров, которые отнюдь не являются национальной гордостью. Дело, однако, заключается в том, что весь строй религиозного христианского правосознания сориентирован на понимание социальных идеалов и благ, как преходящих, несовершенных явлений. Поэтому и «правда» их весьма относительна. Это не значит, что российская правовая культура не знает попыток их усовершенствования, иначе мы не знали бы земских соборов, к примеру, которые, согласно многочисленным исследованиям, представляют собой более высокий уровень государственности сравнительно с предыдущими институтами. Но, повторимся, «правда жизни» для православного христианина заключается в стремлении «быть достойным Бога», в связи с чем реформации социальных сторон жизни, практически без исключения на всем протяжении истории допетровской Руси, не ломают устоявшийся нравственный тип.

Особое внимание хотелось бы акцентировать на вопросе, который представляется также важным в исследуемой проблеме. «Устройство разумного государственного строя, - писал о. П.И. Флоренский, - зависит прежде всего от ясного понимания основных положений, к которым и должна приспособляться машина управления. Мудрость государственного управления - не в истреблении тех или других данностей и даже не в подавлении их, а в умелом направлении, чтобы своеобразия и противоречия давали в целом государственной жизни нужный эффект».21' Но для того, чтобы воспользоваться этим мудрым советом, необходимо знать и правильно понимать те «основные положения», о которых говорил П.И. Флоренский: историю «реформируемого» государства, истоки и особенности его культуры, в первую очередь - духовной, специфику национального менталитета.

217 Флоренский П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем//Собр. Соч. В 4т. Т. 2 М., 1995. С. 647-648.

 

Список научной литературыНиколаев, Эдуард Афанасьевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аксаков И. С. Еще об уездном самоуправлении// Собр. соч. В 5 т. Т. 5. М., 1887.

2. Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1998.

3. Алексеев Н.Н. Христианство и идея монархии// Русский парод и государство. М., 1998.

4. Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.

5. Алфавит духовный святителя Дмитрия (Ростовского), в русском переводе епископа Иустина. М., 1914.

6. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996.

7. Аристотель. Политика // Сочинение: В 4 т. Т. 4. М., 1983.

8. Архимандрит Иустин (Попович). О первородном грехе. Пермь, 1999.

9. Бахтин М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М., 1986.

10. Бемер Г. Иезуиты. СПб., 1999.

11. Бл. Августин. Творения, в 2 т. Т.1 СПб., 1998.

12. Блекки Дж. Ст. Четыре фазиса нравственности: Сократ, Аристотель, христианство, утилитаризм. М., 1905. С. 386-387.

13. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви: В 4 т. Т. 3. М., 1994.

14. Бороноев А.О. Смирнов П.И. Россия и русские: Характер народа и судьбы страны. СПб. 2001.15. БСЭ.М, 1937. Т35.

15. Булгаков С. П. Сочинения. В 2 т. Т. 2. Избранные статьи. М.1993.

16. Булгаков С.Н. Христианство и социализм // Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

17. Бэр К. Э. Избранные работы. Л., 1926.

18. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX вв. // Вопросы философии. 1991. № 8.

19. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма//Избранные произведения. М.,1990.

20. Е>еличко А. М. Государственные идеалы России и Запада: паралели правовых культур. СПб., 1999.

21. Величко А. М. Христианство и социальный идеал. М.//СП6., 2000.

22. Величко А. Философия русской государственности. СПб., 2001.

23. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

24. Винделъбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. Т. 1. СПб., 1908.

25. Вышеславцев Б. П. Философская нищета марксизма. Франкфурт/М., 1971.

26. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1994.

27. Вышеславцев Б.П. Два пути социального развития // Путь. 1926. .№>4.

28. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры//Сочинения. М.,1995.

29. Гайденко П. П. Наука и христианство: противостояние или союз? // «Континент». 2002 № 112.

30. Гайденко П. П. У истоков классической механики// «Вопросы философии». 1996, №5.

31. Гамбаров Ю. С. Курс гражданского права: В Зт. Т. 1. СПб., 1911.

32. Гегель Г. Философия религии. М., 1977. Т. 2

33. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 1993.

34. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

35. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

36. Гергей Е. История папства. М., 1996

37. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1994. № 1.

38. Гессен С.И. Политическая свобода и социализм / Сочинения. М., 1999.

39. Глинка Д. Наука о человеческом обществе. СПб., 1870.41.«Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности». М., 1990.

40. Гоббс 'Г. О свободе и необходимости // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М, 1989.

41. Грибковский В.П. Язык в естественных науках и высшей школе. Минск. 1999.

42. Гундаров И. А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления.М., 2001.

43. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1999.

44. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. М., 1955. Т. 1.

45. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Спб., 1995.

46. Данилевский Н.Я. Горе победителям. М., 1998.

47. Дворкин A. JI. Введение в сектоведение. Нижний Новгород, 1988.

48. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М., 1981.

49. Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. В4т. Т. 1 Нижний Новгород,, 1998.

50. Зеличенко А. Психология духовности. М.,1996.

51. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 т. Т. 1(1). Л., 1991.

52. Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Избранное: В 2 т. Т. 1.М, 1996.

53. И. Кант Основания метафизики нравственности. Соч в 6 т. Т4. 4.1 М., 1965.

54. Иванов А. В. Пути противостояния современному иррационализму // Вестник московского университета. Серия философия. 2000, № 6.

55. Игумен Иоанн (Экономцев). Православие, Византия, Россия. М., 1992.

56. Иеринг Р. фон. Борьба за право. СПб., 1895.

57. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижические// Слово 38. М. , 1993.

58. Иллюстров И. Юридические пословицы и поговорки русского народа. М.,1885.

59. Ильин И. А. О сущности правосознания// Собр. Соч. В 2т. Т. 1. М. 1993.

60. Ильин И.А. О монархии и республике // Сочинения: В 10 т. Т. 4. М.,1994.

61. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Сочинения. В 10 т. Т.4. М., 1994.

62. Казанский Г1.Е. Власть Всероссийского Императора. М., 1999.

63. Кант И. Критика практического разума// Соч. в 6 томах. М., 1996 1966. Т. 4, ч. .

64. Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. СПб., 1897.

65. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

66. Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994.

67. Кастанеда К. Дверь в иные миры. СПб., 1991.

68. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

69. Катков М.Н. Выгодность для казны перехода казенных горных заводов в частные руки // Собрание передовых статей «Московских ведомостей». 1871 год. М., 1897.

70. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М., 1991.

71. Киреевский И. В избранные статьи. М.,1984.

72. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Критика и эстетика. М., 1998.

73. Киселев Г. С. Постмодерн и христианство// Вопросы философии. 2001, №12.

74. Ключевский В. О. Православие в России. М., 2000. С. 316.

75. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси. Сергиев Посад, 1892.

76. Ключевский В.О. История сословий в России // Сочинения. В IX т Т. VI. М., 1989.

77. Ключевский В.О. Курс русской истории. В 5 т. Т. 2. Пг„ 1918.

78. Ключевский В.О. Состав представительства на земских соборах Древней Руси // Сочинения. В IX т. Т. VIII. М., 1990.

79. Колесов Д. В. Нравственность и пол: психологические аспекты. М. 2000.

80. Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1898.

81. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898.

82. Коркунов Н.М. Русское государственное право. В 2 т. Т.2.СГ16., 1901.

83. Косарева Jl. М. Генезис научной картины мира (социокультурные предпосылки). М., 1985.

84. Косарева JT. М. Коперникианская революция: социокультурные истоки. М.1991.

85. Котляревский С. А. Гражданская религия у Руссо// Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. 102 (II).

86. Кураев А. диакон. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. Москва-Клин. 1996.

87. Курц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях// Вопросы философии. 1990. № 4.

88. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»:драма взаимодействия // Вопросы философии №8 2001.

89. Ланге Ф. История материализма и критика его значения в настоящее время. СПб., 1899.

90. Левицкий С.А. О русском национализме // Сочинение. В2т.Т. 1.М. 1995.

91. Леонтьев КН. Отшельничество, монастырь и мир: их сущность и взаимная связь (четыре письма с Афона). Сергиев Посад, 1913.

92. Лопухин А.П. Законодательство Моисея. СПб., 1882.

93. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

94. Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. М., 1999.

95. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

96. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

97. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З.

98. Менделеев Д.И. Заветные мысли. М., 1995.

99. Мирча Элиаде. Священное и мирское. М., 1994.

100. Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии сомнеии. М., 2002.

101. Митрохин JI.H. Баптизм: история и современность: (Философско-социологический очерк). СПб., 1997.

102. Мишель А. Идея государства. М., 1909.

103. Монтескье Ш. О духе законов. В 3 т. Т.1. СПб., 1862.

104. Начала христианской психологии. М., 1995.

105. Неемелов В. И. Наука о человеке. Т.1 Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. СПб., 2000.

106. Нибур Р. Опыт интерпретации христианской этики // Христос и культура: Избранные труды Ричарда Нибура и Раинхольда Нибура.М„1996.

107. Николаева О. Современная культура и православие. М., 1999.

108. Новгородцев П. И. Историческая школа юристов. СПб., . 999. Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права// Сочинения. М., 1995

109. Новгородцев П.И. Идеалы партии Народной свободы и социализм // Опыт русского либерализма: Антология. М., 1997.

110. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М.,1901.

111. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания: Введение в философию права. М., 1996.

112. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учения Нового времени. ХУ1-Х1Х вв. //Сочинения. М., 1995.

113. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права: (К вопросу о возрождении естественного права) // Проблемы идеализма: Сб. ст.: Под ред. П.И. Новгородцева. М., 1902.

114. Новгородцев П.И. Об общественном идеале // Сочинения. М.,1991.

115. Новгородцев П.И. Общественный идеал в сфере современных исканий //Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. 103.

116. Новгородцев П.И. Политические идеалы древнего и нового времени. М., 1919.

117. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое сущесг-вование//Сочинения. М., 1995.

118. О. Алексей Мечев. Воспоминания. Париж, 1989.

119. Андрей Кураев. О вере и знании без антиномий//Вопросы философии, 1992, № 7.

120. Отец Серафим (Роуз). Православие и религия будущего. СПб., 1997.

121. Отец Серафим (Роуз). Православный взгляд на эволюцию. М.,1997.

122. Отец Серафим (Роуз). Приношение православного американца. М., 2001.

123. Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым. М. 1996.

124. Парамонов Б. Америка в тени Джонстауна / Касьянова К. М. О русском национальном характере. М., 1994.

125. Попперк К. Открытое общество и его враги: В 2 т. Т. 2. М., 1992.

126. Преп Исаак Сирин. Творения. Серг. Посад. 1911.

127. Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные Поучения и Послания. Свято Троицкая Сергиева Лавра. 1990.

128. Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая Брань. М., 2002.

129. Прот. Владислав Свешников. Очерки христианской этики, М., 2000.

130. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т. 2. М., 1993.

131. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Т. 4. СПб, 1997.

132. Реале Дж. И Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 Т. Т. 4. СПб.

133. Религиоведение. Учебное пособие и Учебный словарь минимум по религиоведению. М, 1998.

134. Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович//Сочинения. М„ 1996.

135. Св. Кирилл Иерусалимский. Слова огласительные//Творения. М. 1885.

136. Святитель Дмитрий (Ростовский). Святитель Николай//Жития Святых: В 4 книгах. Кн. 4. М., 1906.

137. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери // Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1886.

138. Святоотеческая хрестоматия. М., 2001.

139. Святитель Лука (Войно Ясенецкий). Наука и Религия: Дух, душа и тело. М., 2001.

140. Сент Экзюпери Де А. Военные записки. М.,1986

141. Сетницкий Н. А. Мессианство и «русская идея»// Горский А. К., Сетницкий. Н. А. Сочинения. М., 1995.

142. Словарь Брокгауза и Ефрона. Т.ЗЗ.

143. Соловьев B.C. Об упадке средневекового миросозерцания // Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1990.

144. Солоневич И.Л. Народная монархия. Минск, 1998.

145. Спекторский Е.В. Христианство и культура // История философии права. СПб., 1998.

146. Сперанский В.Н. Общественная роль философии: Введение в историю политических учений. Вып. 1. СПб., 1913.

147. Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1957.

148. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. М./СПб. 2000.

149. Степун Ф. Мысли о России. // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: В2т. Т.2 СПб., 1992.

150. Струве П.Б. В чем же истинный национализм? // На разные темы: Сб. ст. СПб., 1902.

151. Струве П.Б. Право и права // На разные темы: Сб. ст. Спб., 1902.

152. Струве П.Б. Религия и социализм //Patriotika.Политика, культура, религия, социализм. СПб., 1998.

153. Творения ев, Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. М. Ростов - на - Дону, 1992.

154. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

155. Тертуллиан, Избранные сочинения. М., 1994.

156. Тихомиров JT. А. Государственность и религия // Апология Веры и Монархии. М., 1999.

157. Тихомиров Л. А. О свободе// Апология Веры и Монархии. М., 1999.

158. Тихомиров Л. А. Рабочий вопрос и русские идеалы// Христианство и политика. М., 1999.

159. Тихомиров Л. А. Тени прошлого. М.,2000.

160. Тихомиров Л.А. Духовенство и общество в современном религиозном движении // Христианство и политика. М., 1999.

161. Тихомиров Л.А. Личность, общество и церковь//Христианство и политика. М., 1999.

162. ТихомировЛ.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

163. Тихонравов 10. В. Религии мира. М., 1996.

164. Ткачев П. П. Утилитарный принцип нравственной философии//' Сочинения. М., 1990.

165. Ткачев П.Н. Утилитарный принцип нравственной философии// Сочинения. М., 1990.

166. Тойнби А. Дж. Перед судом истории. М. СПб., 1995.

167. Токвиль А. де. Старый порядок и революция. М., 1997.

168. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

169. Трубецкой С.Н. История древней философии: В 2 ч. 4.1. М.,1906.

170. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.,1980.

171. Филиппов А. И. Учебник по истории русского права. Юрьев, 1912.

172. Философско религиозные истоки науки. М., 1997.

173. Флоренский П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем//Собр. Соч. В 4 т. Т. 2. М., 1995.

174. Флоренский П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем//Собр. Соч. В 4т. Т. 2 М., 1995.

175. Флоренский П.А. Догматика и догматизм // Сочинения: В 4 т. Т. 1.М., 1994.

176. Флоренский П.А. Православие// Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., 1994

177. Флоренский П.А. Столп или утверждение Истины // Сочинения: В 2 т. Т. 1(1). М, 1990.

178. Флоровский Г. Ф. Пути русского богословия. Париж, 1937.

179. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. 1990. № 5.

180. Франк С. JI. Религиозные основы общественности// Путь. 1925. № 1.

181. Франк С. Л. Смысл жизни//Вопросы философии. 1990.№ 4.

182. Франк С.Л. Онтологическая природа общества // Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992

183. Фромм Э. Бегство от свободы // Сочинения. М., 1999.

184. Фромм Э. Здоровое общество // Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995.

185. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.

186. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

187. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999.

188. Целлер Э. Кантовский принцип морали и противоположность формальных и материальных принципов морали // Новые идеи в философии. Сборник № 14. Этика I. СПб., 1914.

189. Цыганков А.П. Политология Роберта Даля//Власть и демократия: Зарубежные ученые о политической науке. М., 1992.

190. Цыпин В.А. Церковное право. М., 1996.

191. Челпанов Г. Введение в философию. Киев, 1907.

192. Чернов В.М. Конструктивный социализм. М., 1997.

193. Честертон Г. К. Вечный человек. М., 1991.

194. Честертон Г. К. Если бы дали мне прочитать одну единственную проповедь// Соч. В 5- ти т., т, 5.

195. Чичерин Б.Н. История политических учений: В 5 т. Т. 1. М.,1869.

196. Чичерин Б.Н. История политических учений: В 5 т. Т. 2. М.,1872.

197. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки: В 3 т. Т. 1. М., 1894.

198. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки: В 3 т. Т. 3. М.,1898.

199. Чичерин Б.Н. Лассаль // Сборник государственных знаний. Т. 5. СПб. 1878.

200. Чичерин Б.Н. Основания логики и метафизики. М., 1894.

201. Чичерин Б.Н. Положительная философия и единство науки. М.,1892.

202. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. В 2 т. Т. 1. М., 1882

203. Чичерин Б.Н. Собственность и государство: В 2 т. Т. 2. М.,1883.

204. Шадриков В. Д. Происхождение человечности. М., 1999.

205. Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории// Сочинения: В 3 т. Т. 1.М., 1994.

206. Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 1907.

207. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: В 4 вып. Вып. 1. М.,1911.

208. Шестов Л. И. Киргегард и экзистенциональная философия. М., 1992.

209. Шестов Л .И. Киргегард и экзистенциальная философия. М., 199 2.

210. Шрейдер Ю. А. Галилео Галилей и Римско Католическая Церковь //Вестник истории естествознания и техники. 1993, № 1

211. Шрейдер Ю. А. Этика: Введение в предмет. М., 1998.

212. Штекль А. История средневековой философии. М., 1912.

213. Эйнштейн А. Собр. Научных трудов. М., 1967. Т. 4.

214. Эспинас А. История экономических учений. СПб., 1998.

215. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного// Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

216. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1992. 212. Яннарас X. Вера Церкви. М., 1992

217. Hatcher W. Logic and Logos. Cambrdge, 1990. P.

218. Soderblom N. Das Werder des Gottesglfube. Berlin, 1926. S. 162.

219. Cathrein V. Die Einheit des sittlichen bewusstseins der Mensh heit. Eine etnographisch Untersuchung. 1914.1. Бивлио