автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Православие в США

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Озеров, Денис Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Православие в США'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Озеров, Денис Евгеньевич

Введение.

Глава I. Причины и обстоятельства появления православия в США . . И

1.1. Плоды миссионерской деятельности и результаты социальных катаклизмов.

1.2. Наследие Октябрьской революции и Второй мировой войны.

1.3. Следствия перемены конфессиональной принадлежности.

Глава И. Современное состояние православных объединений в США

2.1. Автокефальная православная церковь в Америке.

2.2. Церковные структуры Константинопольской и Антиохийской юрисдикции.

2.3. Американские структуры Русской православной церкви.

Глава III. От Православия в Америке к Американскому православию

3.1. Какое православие утвердилось в США.

3.2. Варианты дальнейшей американизации православия в США.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Озеров, Денис Евгеньевич

Актуальность исследования. В постсоветский период отечественной истории произошли значительные перемены во взаимоотношениях нашей страны с Соединенными Штатами Америки. Эти перемены вызвали повышенный интерес ко всем сторонам жизни американцев, в том числе и к их религиозности, в которой есть место не только протестантизму во всех его модификациях и католицизму, с его монументальностью, но и православию. Последнее близко нам по многим причинам, в том числе и потому, что оно привнесено в США и утверждено там Русской православной церковью более двухсот лет тому назад. И свою автокефалию (самовозглавление) Православная церковь в Америке тоже получила от Московского патриархата в 1970 г., что не только существенно повысило статус данной конфессии в США, но и стало эпохальным событием в истории Вселенского православия, которое обогатилось пятнадцатой поместной церковью со своей спецификой, не имеющей прецедентов в истории христианства.

Изучение процесса становления православия в США, и ознакомление с современным состоянием Православной церкви в Америке позволяют лучше понять религиозную ситуацию в этой стране, где наряду с упомянутой церковью имеется еще несколько не зависящих от нее церковных объединений различной православной юрисдикции, полнее представить место православия в поликонфессиональной структуре США. Тем самым можно будет четче уяснить роль православия в налаживании и укреплении духовных контактов православно верующих россиян с американскими единоверцами, число которых измеряется миллионами.

Вместе с тем исследование места и роли православия в США актуально и с чисто религиоведческой точки зрения. Без такого исследования нельзя составить точное и всестороннее представление о самой молодой из поместных автокефальных православных церквей, а следовательно, и о православии в целом, сферой влияния которого многие ошибочно считают лишь Ближний Восток, Центральную и Восточную Европу, а также европейско-азиатскую Россию, тогда как оно медленно, но настойчиво осваивает и Североамериканский континент, прежде всего Соединенные Штаты Америки. Между тем в ряде учебников и учебных пособий по религиоведению Православная церковь в Америке не характеризуется: в лучшем случае всего лишь упоминается, а в худшем и вовсе опускается1, что можно, конечно же, как-то объяснить, но оправдать никак нельзя.

Степень разработанности проблемы. Процесс возникновения, становления и развития православия в США длительное время не вызывал особого интереса не только и отечественных религиоведов, но и у зарубежных исследователей религии, считавших данный процесс чисто американским явлением с трудно прогнозируемыми последствиями, поскольку протекал он в протестантско-католической среде, отнюдь не дружественной по отношению к православию.

Столетие со времени появления в 1794 г. на Североамериканском континенте первых миссионеров - посланцев Русской православной церкви отечественная церковная печать отметила всего лишь журнальными статьями, адресованными преимущественно священнослужителям и богословам2.

В советское время (в пятидесятые годы прошлого столетия) лишь однажды официальный орган Русской православной церкви "Журнал Московской патриархии" напомнил своим немногочисленным читателям о судьбах православия в Америке. Но это напоминание было довольно глухим и к тому же выражающим критическое отношение к американским религиозным реалиям того времени, в том числе и к состоянию православия в той стране3.

Положение несколько изменилось лишь в начале 70-х годов только что ушедшего столетия, когда одно из многочисленных американских православных объединений волей обстоятельств и стараниями Русской православной церкви превратилось в Автокефальную православную церковь в Америке, которую ее члены восприняли как ядро будущей Американской православной церкви, а весьма многочисленные недоброжелатели охарактеризовали как незаконнорожденную структуру, не имеющую шансов на успех.

Это неординарное, хотя и противоречиво оцененное явление вызвало к жизни ряд публикаций обобщающего характера как в США, так и за их пределами, принадлежащих приверженцам православия.

В частности, вышла в свет книга американского священнослужителя архимандрита Серафима (Сорренси) "История православной церкви в Северной Америке в двадцатом столетии"4. А "Журнал Московской патриархии" опубликовал в двух номерах за 1971 г. пространную статью К.Е.Скурата "Автокефальная православная церковь в Америке"5. Оба автора - члены Русской православной церкви, давшей автокефалию упомянутой американской православной структуре, что и определило апологетический характер содержания публикаций и их в общем-то тенденциозную направленность, естественную для юбилейных изданий.

Вышел еще целый ряд публикаций справочно-обобщающего характера проправославной направленности6. Но издательского бума за пределами православия упомянутое событие не породило. Более того, американские религиоведы не православной ориентации либо недооценили значимость образования Автокефальной православной церкви в Америке для религиозной жизни США, либо вообще проигнорировали данное событие как малозначимое, о чем красноречиво свидетельствует следующий факт. Автор фундаментальной "Религиозной истории американского народа", изданной в США в 1972 г., с удивлением констатировал, что во многих публикациях по истории религии в США 7 православие не только не характеризуется, но и не упоминается .

Некоторый всплеск интереса к судьбам православия в США пришелся на начало 90-х годов все того же XX столетия и был вызван отмечавшимся в 1994 г. двухсотлетием появления на Аляске русской православной миссии, положившей начало распространению православия на Североамериканском континенте, а после продажи Аляски в 1867 г. США — на всей территории Соединенных Штатов Америки.

В юбилейный и последующие годы православные издательства США выпустили немало монографий и сборников, посвященных прошлому и настоящему не только Православной церкви в Америке, но и другим церковным структурам различной православной юрисдикции - прежде g всего таким влиятельным, как Греческая и Антиохийская архиепископии . Однако общеамериканского звучания этот юбилей не получил, а за пределами США (в том числе и в России, к этому юбилею в общем-то непосредственно причастной) он и вовсе остался практически незамеченным как исследователями, так и публицистами - не только светскими, но и церковными.

В советское время получил освещение лишь один (и притом не самый значимый) фрагмент истории православия в США: американский период, деятельности Русской православной церкви за границей9. Зарубежные публикации о ней весьма многочисленны, но написаны они, как правило, ее адептами и поэтому лишены даже видимости объективности10.

В постсоветский период отечественной истории краткая и потому недостаточная информация о прошлом и настоящем православия в США содержится в некоторых учебных пособиях по религиоведению11, да в энциклопедиях, справочниках и словарях религиоведческого содержания12, что позволяет составить лишь самое общее и весьма поверхностное представление о данном феномене религиозной жизни американцев.

Таким образом, исследований и публикаций аналитического и обобщающего характера, создающих целостную картину состояния православия в Соединенных Штатах Америки, в России пока нет, что лишает наших сограждан (не только православно верующих, но и лиц иных убеждений, интересующихся религиозной проблематикой) научно выверенной, всесторонней и объективной информации об американском опыте приобщения к православной модификации христианства, существенно отличающейся от традиционных для США протестантизма и католицизма.

Именно это обстоятельство заставило диссертанта заняться религиоведческим анализом истории и современного состояния православия в Соединенных Штатах Америки и попытаться спрогнозировать будущее этого феномена американской религиозной жизни.

Цель и задачи исследования. Цель данной диссертационной работы - исследовать процесс зарождения, становления и организационного оформления православия на Североамериканском континенте с тем, чтобы на основе такого анализа и с его помощью составить целостное представление о современном состоянии данной конфессии в Соединенных штатах Америки и о перспективах ее дальнейшего развития.

Для достижения указанной цели надо было решить следующие задачи:

- изучить причины и обстоятельства появления и распространения православия в пределах Соединенных Штатов Америки;

- исследовать основные этапы становления и утверждения православия в США, а также его нынешнее состояние;

- проанализировать полиэтническую и полигорисдикционную структуру православия в Соединенных Штатах Америки и охарактеризовать основные компоненты этой структуры;

- выявить и обосновать наличие тенденции превращения православия в Америке в американское православие.

Методологическую основу исследования составили: а) принцип историзма, предусматривающий конкретно-исторический подход к процессу возникновения, становления и структурирования основных компонентов православия в Соединенных Штатах Америки; б) системный анализ, создающий возможность получения целостного представления о прошлом и настоящем православия в США, а также о вероятных вариантах его будущего; в) широкое использование первоисточников: документов, статистических материалов, данных социологических исследований, а также обобщающих трудов американских религиоведов, что существенно расширило источниковедческую базу диссертации и обеспечило должный уровень достоверности содержащихся в ней основных выводов и обобщений.

Научная новизна исследования состоит в том, что диссертант первым из российских религиоведов:

- исследовал причины и обстоятельства утверждения православия в Соединенных Штатах Америки;

- изучил и охарактеризовал его важнейшие составляющие, раскрыв специфичность каждой из них;

- проанализировал современное состояние Православной церкви в Америке и соперничающих с нею церковных структур иных православных юрисдикций, утвердившихся в разное время в США;

- спрогнозировал возможные перспективы дальнейшего развития православия в Соединенных Штатах Америки, обосновав реальность грядущего превращения его в чисто американскую модификацию данной конфессии.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретические положения и выводы диссертации будут способствовать более обстоятельному и всестороннему изучению отечественными религиоведами места и роли православия в религиозной структуре Соединенных Штатов Америки, степени влияния православных объединений этой страны на состояние всей полноты православия в современном мире, а также перспектив превращения православия в Америке в американское православие. Это поможет российским религиоведам вывести изучение места и роли православия в США на тот научный уровень, который характерен для отечественных публикаций о ранее сформировавшихся поместных православных церквах.

С практической точки зрения как фактический материал, так и теоретические обобщения, содержащиеся в данной диссертации, обогатят лекции, учебники и учебно-методические пособия по широкому кругу религиоведческих дисциплин - в первую очередь те разделы, которые посвящены характеристике как православия в целом, так и поместных православных церквей, в том числе и недавно легализированной Автокефальной православной церкви в Америке.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в сообщениях на III, IV и V Царскосельских чтениях, проходивших в 19992002 гг. в Ленинградском государственном областном Университете им. А.С.Пушкина с международным участием, а также в статьях, опубликованных в III и V томах Ученых записок кафедры философии и социологии ЛГОУ.

Диссертация обсуждена на кафедре философии и социологии ЛГОУ им.А.С.Пушкина 4 июля 2002 г. и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения, примечаний и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Православие в США"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив причины и обстоятельства появления православия на Североамериканском континенте, проанализировав нынешнее состояние этой конфессии в США и высказав предположения о возможных вариантах ее дальнейшего развития ради более полного приспособления к социальным и религиозным реалиям Соединенных Штатов Америки, мы пришли к следующим выводам.

1. За два века своего существования в США православие стало пусть пока и не ярко выраженной, но тем не менее явной и неотъемлемой составляющей американского образа жизни, вполне ощутимым фактором американской духовности в ее религиозном проявлении. Поэтому исследования и описания духовной жизни населения этой страны, не учитывающие названную составляющую и игнорирующие данный фактор, есть и впредь будут не просто неполными, урезанными, а недостаточно достоверными и, следовательно, неадекватными.

Историкам и бытописателям пора расстаться с образом США как страны исключительно протестантско-католической и перейти к более полной и всесторонней ее характеристике, учитывающей наличие в христианском спектре американской духовности и православного компонента со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Между тем в настоящее время этот компонент в лучшем случае недооценивается, а в худшем, который бывает чаще всего, - просто не замечается и потому начисто игнорируется. И случается такое, как было отмечено в диссертации, не только с нашими исследователями, но и с американскими. Радикально изменить упомянутую ситуацию - одна из целей предпринятого нами исследования.

2. Православию в США пока еще далеко до той завершенности, которая присуща ранее сформировавшимся поместным православным церквам Старого Света. В частности, оно расколото на множество православных юрисдикции каждая из которых стремится утвердиться в этой стране как нечто совершенно самостоятельное и вполне самодостаточное. Поэтому все эти юрисдикции воспринимаются значительной частью американской общественности не в их совокупности, а порознь, вне взаимосвязи друг с другом. Они как бы теряются в массе мелких деноминации различной конфессиональной принадлежности и не принимаются в расчет.

А между тем, взятые в совокупности и воспринимаемые как различные структуры одной и той же вероисповедной ориентации, эти юрисдикции суммарно образуют в США хотя и не монолитный, но тем не менее общий церковный массив, достигающий от 3 до 5 млн. единоверцев. В количественном отношении он уступает лишь протестантам и католикам, но превосходит любую нехристианскую конфессиональную группу. Поэтому как только все православные структуры в США (или хотя бы большая их часть) консолидируются, а такая консолидация в той или иной форме рано или поздно все же произойдет, православие станет в Соединенных Штатах Америки куда более влиятельной религиозной силой, чем сейчас. И результаты этого влияния станут очевидными для всех американцев.

По нашему убеждению, это обстоятельство непременно должно учитываться при прогнозировании перспектив дальнейшего развития православия в США.

3. Незавершенность процесса врастания православия в американскую духовную среду сказывается еще на одной специфике его нынешнего бытия. В отличие от протестантизма и католицизма, которые давно уже перестали быть на Североамериканском континенте конфессиями иммигрантов, а стали собственно американскими модификациями христианства, православие в США, несмотря на свой двухсотлетний юбилей, пока еще такой трансформации в полную меру не проделало.

Во многих православных образованиях, имеющихся в Соединенных Штатах Америки и именуемых экзархатами, епархиями и т.п., этнокультурное начало их деятельности, напоминающее об оставленной родине, все еще преобладает над собственно религиозным, хотя последнее более значимо для православия, как и для христианства в целом. Да и сами эти образования воспринимаются значительной частью граждан США, что было отмечено нами в диссертации, всего лишь как зарубежные представительства православных церквей Старого Света.

И тем не менее, вслед за Православной церковью в Америке, давно переставшей быть объединением иммигрантов, и другие церковные структуры православной ориентации, функционирующие в этой стране, постепенно врастают в американский уклад религиозной жизни, американизируются, не теряя своей конфессиональной специфики. Это врастание стимулируется и ускоряется тем, что меняется ментальность (в том числе и религиозная) все более отдаляющихся потомков прошлых иммигрантов - как священнослужителей новых генераций, так и прихожан. А такие перемены, сколь бы медленными они ни были, с неизбежностью влекут за собой новые подходы к самому православию: от него ждут не ностальгических напоминаний о прошлой жизни предков в Старом Свете, а помощи в решении нынешних проблем, в обилии возникающих в Новом Свете.

И эту особенность православия в США религиоведы не должны оставлять без внимания, иначе они не будут иметь адекватного представления о динамизме религиозной жизни в Соединенных Штатах Америки и о месте в ней православия.

4. Хотя православие существует в Соединенных Штатах Америки более двух веков, оно все еще не структурировалось в соответствии с каноническими нормами и обрядовыми традициями Вселенского православия. Лишь одна из многочисленных православных структур США легализирована в каноническом отношении, обретя статус Православной церкви в Америке. Но произошло это лишь в 1970 г., и упомянутый статус пока еще одобрен не всеми поместными автокефальными православными церквами. Остальные структуры существуют в Соединенных Штатах Америки в общем-то нелегально с общеправославной точки зрения и, строго говоря, составными частями американского православия не являются: это всего лишь американские структуры зарубежных поместных православных церквей, не только не солидаризирующиеся с Православной церковью в Америке, но и противостоящие ей, причем такое противостояние нередко переходит в открытую и весьма острую конфронтацию.

Поэтому, не правы те отечественные религиоведы, которые в своих публикациях, в том числе и учебно-методического характера, где понятийно-терминологическая точность особенно важна, именуют православные объединения в США Американской православной церковью, тогда как в действительности в этой стране в настоящее время имеется лишь частично признанная Православная церковь в Америке и множество разноформатных церковных структур, вообще не подлежащих признанию из-за их неканоничности. Американской православной церковью эти объединения станут лишь в том случае, если найдут пусть и не традиционную для Вселенского православия, но все же приемлемую для него форму консолидации с Православной церковью в Америке, и образуют единую общеамериканскую церковную структуру. Пока же такой структуры в Соединенных Штатах Америки нет и в ближайшем будущем она вряд ли появится.

5. Сказанное, конечно же, не означает, что у православия в Америке нет шансов на то, чтобы если не в обозримом, то хотя бы в отдаленном будущем трансформироваться в Американское православие, а. Православная церковь в Америка не сможет в том же временном отрезке превратиться в Американскую православную церковь, аналогичную Русской, Грузинской, Румынской, Болгарской и пр. Нам представляется, что такие шансы у православия в Америке имеются, но претворять их в реальность придется не одному поколению наследников бывших иммигрантов из стран православного региона. Есть эти шансы и у Православной церкви в Америке, но до ее превращения в Американскую православную церковь должно будет пройти очень много времени. Они охарактеризованы нами во втором параграфе третьей главы данной диссертации.

Конечно, эти характеристики исходят из сегодняшнего состояния православия в Соединенных Штатах Америки, которое может претерпеть какие-то изменения уже к моменту защиты. Поэтому они не претендуют ни на высокую точность, ни на предельную исчерпанность. Упомянутые прогностические характеристики преследуют более скромную цель: с их помощью мы надеемся сориентировать коллег-религиоведов на тщательное и всестороннее изучение процесса дальнейшей американизации православия в США с тем, чтобы своевременно зафиксировать его превращение в Американское православие со всеми его атрибутами, присущими автокефальной православной церкви.

Такое изучение - и только оно одно - позволит завтра получить ответ, аргументированный и ясный, на сегодня поставленный вопрос: сможет ли православие, давно утвердившееся в Соединенных Штатах Америки, так трансформироваться, чтобы и основы своей многовековой стабильности, свой вероисповедный и обрядовый традиционализм сохранить, и к по-протестантски динамичной американской реальности (как социальной, так и религиозной) адаптироваться.

 

Список научной литературыОзеров, Денис Евгеньевич, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Аржанухин В.В. Первый аляскинский путевой журнал священника Иоанна Вениаминова (Св. Иннокентия, митрополита Московского) // Православная миссия сегодня, СПб, 1999, с.392-44.

2. Атеистический словарь. Изд. 2-е., М., 1986

3. Боголепов А. Православная церковь в Америке // Русско-Американский православный вестник. Нью-Йорк, 1969, NN 1-9

4. Боголепов А. Исторический путь Американской митрополии // Русско-Американский православный вестник. Нью-Йорк, 1970, N 2

5. Ведерников А. Грех против Матери-Церкви // ЖМП, 1950, N 7

6. Великович Л.Н. Религия и церковь в США, М., 1978

7. Вручение Томаса об Автокефалии // ЖМП, 1970, N6, с.69-79

8. Гордиенко Н.С. Современный экуменизм. М., 1972

9. Гордиенко Н.С., Комаров П.М., Курочкин П.К., Политиканы от религии. Правда о "русской зарубежной церкви". М., 1975

10. Гордиенко Н.С., Комаров П.М. Обреченные. О русской эмигрантской псевдоцеркви. Л., 1988

11. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. Изд.2-е. СПб, 1997

12. Граббе Г. Правда о русской церкви на родине и за рубежом. N-Y. 1961

13. Григорьев Д. Православная церковь в Америке // Америка, N 87

14. Иоанн, арх. (Шаховский). Утверждение поместной церкви. Нью-Йорк, 1972

15. Иванов А. Православие в Америке // ЖМП, 1955, NN 1,3

16. Ионов А., К 175-летию Св.Православия на Американской земле // Русско-Американский Православный вестник, Нью-Йорк, 1969, N 9

17. Каноническое положение Русской православной церкви за границей. Париж, 1927

18. Лекции по истории религии. Учебное пособие. СПб, 1997.

19. Лжеправославие на подъеме. N-Y. 1954

20. Либеровский А.П. Православная церковь в Америке. Святые и соборы.

21. Ломако Г. Церковно-каноническое положение русского рассеяния. Нью-Йорк, 1950.

22. Львов А. К столетнему юбилею православия в Америке // Церковные ведомости, 1894, N 39

23. Михаил, архиепископ Преподобный Герман Аляскинский, Чудотворец //ЖМП, 1970, N 11. с. 60-72.

24. Настольная книга атеиста. Изд. 6-е, М., 1981

25. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1999

26. Никитин В.Н., Обухов В.Л. Религиоведение. СПБ., 2000

27. Об автокефалии Русской православной греко-кафолической церкви Америки (Митрополичий округ) и Автономии Японской православной церкви (Николай-До). Сообщения и документы. // ЖМП, 1970, п 5, с. 6-8.

28. Основы религиоведения. Под ред. И.Н.Яблокова. М., 1994

29. Павлович А. Столетие православной миссии в Северной Америке II Христианское чтение, 1894, N 9-10

30. Переписка иерархов в связи с автокефалией Американской православной церкви // ЖМП, 1970, N 9, с. 6-16

31. Пиштет И. Официальное сообщение от Русско-православной греко-кафолической церкви (митрополии) Америки. От церковного управления Северо-Американской митрополии // Русско-Американский православный вестник, Нью-Йорк, 1970, п 2

32. Польский М. Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и за границей. Нью-Йорк, 1948

33. Послание патриаршьего местоблюстителя главам поместных православных церквей об учреждении Автокефальной православной церкви в Америке // ЖМП, 1970, N 7. с/ 5-8

34. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1985, С.511

35. Православная церковь в Америке на пути к автокефалии // Русско-Американский православный вестник, Нью-Йорк, 1970, N 1

36. Православная миссия сегодня. Составитель проф. В.Федоров. СПб, 1999

37. Пучков П.И. Современная география религий. М., 1975.

38. Религии народов современной России: Словарь. М., 1999.

39. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. М., 2001

40. Родзянко М. Правда о зарубежной церкви. Документы и личные воспоминания // Православная жизнь, 1976, N 6.

41. Русская Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М., 1994.

42. Русская православная церковь за границей, 1918-1968. Нью-Йорк, 1968

43. Сильвестр, архиепископ, Лукашук Г., протоиерей. Правила для XIV Всеамериканского церковного собора. // Русско-Американский православный вестник, Нью-Йорк, 1969, N 11

44. Скурат К.Е. Автокефальная православная церковь в Америке // ЖМП, 1971, N 5. с.50-54, N 6, с/57-60

45. Стратонов И. Русская церковная смута, 1921-1931. Берлин, 1932.

46. Троицкий С В. О неправде карловацкого раскола. Париж, 1932.

47. Уржумцев П. Православие старца Германа Аляскинского // ЖМП, 1970, N 11, с.48-50

48. Федорова С.Г. Русское население на Аляске и в Калифорнии. М., 1971.

49. Флоровский Г. Путч русского богословия. Париж, 1937.

50. Христианство: Словарь. М., 1994

51. Христианство. Энциклопедический словарь. ТТ 1-2, М., 1993,1995.

52. Шмеман А. Исторический путь православия. М., 1993

53. Шмеман А. Несколько мыслей по поводу "Скорбного послания митрополита Филарета" // Русско-Американский православный вестник, Нью-Йорк, 1969, N 11

54. Яковлев Н.Н. Религия в Америке 80-х М., 1987.

55. A History of the Russian Orthodox Church in the United States.Seattle,1972

56. Afonsky, Gregory. A history of the Orthodox Church in Alaska : 17941917. Kodiak, 1977.

57. Afonsky, Gregory. A history of the Orthodox Church in America, 19171994. Kodiak, 1994.

58. Ahlstrom S.E. A Religious History of the American People. New York, 1972

59. Albanese C. America: Religion and Religions. 3rd ed. New York, 199160. "All-American Council Decries Violations of Freedom; Calls for Orthodox Unity // The Russian Orthodox Journal, New York, 1981, vol.53, N 8"

60. Barriger L. Good Victory: Metropolitan Orestes Chornock and the American Carpatho-Russian Orthodox Greek Catholic Diocese. Brookline, 1985.

61. Bedell G., Sandon L., Wellborn Ch. Religion in America. New York, 1982

62. Behr-Sigel E. The ordination of women in the Orthodox Church. Geneva, 2000.

63. Bensin B. History of the Russian Orthodox Greek Catholic Church of North America. New York, 1941.

64. Bensin B. Russian Orthodox Church in Alaska, 1794-1967 Sitka, 1967

65. Bespuda A. Guide to Orthodox America. New York, 1965

66. Bobango G. The Romanian Orthodox episcopate of America: the first half century, 1929-1979. Jackson, 1979.

67. Bogolepov A. Toward an American Orthodox church : the establishment of an autocephalous church. New York, 2001.

68. Bogolepov A. Toward an American Orthodox Church. New York. 2001

69. Borelli J., Erickson J. The Quest for unity: Orthodox and Catholics in dialogue: documents of the Joint International Commission and official dialogues in the United States, 1965-1995. New York., 1996.

70. Braden C. The Varieties of American Religion. New York, 1970

71. Bringing America to Orthodoxy. Santa Barbara, 1994.

72. Contos L. 2001, The Church in Crisis. Brookline, 1982.

73. Cooke N. A history of the Diocese of the West of the Orthodox Church in America (OCA): including an account of how the Holy Orthodox Faith was brought to America. S.I., 1990.

74. Cownie D. A guide to Orthodox life: some beliefs, customs, and traditions of the Church. Etna, С A, 1992.

75. Erickson J. Orthodox Christians in America. New York, 1999.

76. FitzGerald Th. The Orthodox Church. Westport, 1995.

77. Gabriel A. The ancient church on new shores: Antioch in North America. San Bernardino, 1996.

78. Gabriel.A. Retrospective: One Hundred Years of Antiochian Orthodox Christianity in North America. New York, 1995

79. Garrett P. St.Innocent: Apostle to America. New York, 1979

80. Gillquist, P. Making America Orthodox. Brookline, 1984.

81. Golder F. Father Herman, Alaska's saint: a preliminary account of the life and miracles of blessed Father Herman. San Francisco, 1968.

82. Grabbe G. The Canonical and Legal Position of the Moscow Patriarchate. Jerusalem, 1971

83. Gray G., Bear J. Portraits of American saints. Los Angeles, 1998

84. Grigorieff D. The Orthodox Church of America from the Alaska Mission to Autocephaly // St. Vladimir's Theological Quarterly, 1970, N 4

85. Guidelines for clergy / compiled under the guidance of the Holy Synod of the Orthodox Church in America. New York., 1998.

86. Holy Eastern Orthodox Catholic and Apostolic Church in North America. Prentice, 1999.

87. Hopko T. The Mission of the Orthodox Church in North America. New York, 1996

88. Hudson W., Corrigan J. Religion in America. 5 ed., New York, 1992

89. Ioarm (Maksimovich). The Russian Orthodox Church Abroad : a short history. NY, 1997.

90. Ivanov V.V. The Russian Orthodox Church of Alaska and the Aleutian Islands and its relation to Native American traditions: an attempt at a multicultural society, 1794-1912. Washington, 1997.

91. Kourides P. The evolution of the Greek Orthodox Church in America and its present problems. New York, 1959.

92. Kovach M. The Russian Orthodox Church in Russian-America. Pittsburgh, 1957.

93. Liacopulos G. Lights of the modern world : Orthodox Christian mission and evangelism in the United States. Minneapolis, 2000.

94. Lopukhin M. The Russian Orthodox Church in America. A Psycho-Social View // St. Vladimir's Theological Quarterly, 1964, vol. VIII, Ё 3

95. Meyendorff J. The Orthodox Church. New York, 1962

96. Miltiades В., Christopoulos G. History of the Greek Orthodox Church in America. New York, 1984.

97. Noli Fan Stylian Fiftieth anniversary book of the Albanian Orthodox Church in America, 1908-1958. Boston, 1960.

98. Noll M. A History of Christianity in the United States and Canada. New York, 1992

99. Oleksa M. Alaskan Missionary Spirituality. Crestwood. 1992

100. Oleksa M. Orthodox Alaska: a theology of mission. New York., 1992.

101. Orthodox America, 1974-1976. New York, 1976

102. Orthodox and Catholic union: the reply of the Holy Orthodox Church to Roman Catholic overtures on reunion and ecumenism. Seattle, 1985.

103. Orthodox Campus Fellowship North American directory. New York, 1995.

104. Orthodox Church in America. A book of prayers. New York, 1988.

105. Orthodox Church in America. All-American council. (8th : 1986 : Washington) New York., 1986

106. Orthodox Church in America. Education and Community Life Ministries. New York., 1994

107. Orthodox Church in America. New York, 1998

108. Orthodox Theological Society in America. An Orthodox response to the preliminary draft for the fourth assembly of the World Council of Churches to be held at Uppsala. London, 1968.

109. Patrinacos N. New Horizons for American Orthodoxy // The Orthodox Observer, 1971, February

110. Pfeffer L. The Case for Separation. Religion in America. Original Essays on Religion in Free Society. New York, 1992

111. Phillips A. The lighted way: Orthodox Christian perspectives for the third millennium. Felixstowe, 1999.

112. Pierce R. The Russian Orthodox Religious Mission in America, 1794-1837. Kingstone, 1978

113. Prokurat M. Historical dictionary of the Orthodox church. Lanham, 1996.

114. Robert F. The Oriental Orthodox Churches in the United States. Washington, 1986.

115. Russian autocephaly and Orthodoxy in America: an appraisal with decisions and formal opinions. New York, 1972.

116. Sabev T. The Orthodox Churches in the World Council of Churches: towards the future. Geneva, 1996.

117. Schmemann A. Problems of Orthodoxy in America: The Canonical Problem // St. Vladimir's Theological Quarterly, 1964, vol.8, N 2

118. Schmemann A. Problems of Orthodoxy in America: The Canonical Problem // St. Vladimir's Theological Quarterly, 1965, vol.IX, N 4, 1966, vol.X, N4

119. Schmemann A., Chepeleff R. Bishop Theodosius Elected OCA Metropolitan at Fifth-American Council in Montreal // The Russian Orthodox Journal, 1977, vol. 51, N7

120. Schrank M. Problems of Orthodoxy in America: the Russian Church // St.Vladimir's Theological Quarterly, 1962, vol. VI, N 4

121. Sedor S. Our Church and the religions of America. Johnstown, 1972.

122. Smith B. Orthodoxy and Native Americans: the Alaskan mission. New York, 1980.

123. Smith B. Russian orthodoxy in Alaska: a history, inventory, and analysis of the church archives in Alaska with an annotated bibliography. Anchorage, 1980.

124. Stokoe M., Kishkovsky L. Orthodox Christians in North America, 17941994. New York, 1994

125. Tarasar C., Ericson J. Orthodox America- 1794-1976-Development of the Orthodox Church in America. New York, 1976

126. The Alaskan Russian Church archives: records of the Russian Orthodox Greek Catholic Church of North America- Diocese of Alaska. Washington, 1984.

127. The American church and the Ecumenical Patriarchate: governance, diaspora, role of women. Minneapolis, 1998.

128. The Historical Dictionary of the Orthodox Church. Lanham, 1996

129. The Orthodox Church in America: Questions and Answers on Autocephaly.New York, 1971

130. The Russian Orthodox Church in America (An Historical Inquiry). Jordanville, 1955

131. The Russian Orthodox religious mission in America, 1794-1837: with materials concerning the life and works of the Monk German, and ethnographic notes by the Hieromonk Gedeon. Kingston, 1978.

132. The Statue of the Orthodox Church in America. New York, 1974

133. Third Ail-American Council Report // The Russian Orthodox Journal, 1974, vol. 47, N 8

134. Toth, St. Alexis. The orthodox church in America. Minneapolis, 1996.

135. Trifa D. Religious information for Eastern Orthodox Christians. Jackson, 1963.

136. Volaitis C. The Orthodox Church in the United States as Viewed from the Social Sciences // St. Vladimir's Theological Quarterly, 1961, vol.5, N12

137. Ware K. Orthodoxy in America: Some Statistics // Eastern Churches Review, 1968, vol.11, N 1

138. Ware K. The Orthodox Church. New York, 1976

139. Wermuth A. From earth to heaven : the apostolic adventures of Saint Innocent of Alaska. Ouzinkie, Alaska, 1997.

140. Williams P. America's Religions: Traditions and Cultures. New York, 1990

141. Yearbook 2001 Greek Orthodox Archdiocese of America. New York, 2001.

142. Yearbook of American and Canadian Churches 1997. New York, 1997