автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Православное духовенство в российском военно-морском флоте XVIII в.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Православное духовенство в российском военно-морском флоте XVIII в."
На правах рукописи
БЛАНДОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО В РОССИЙСКОМ ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ XVIII в.
Специальность 07.00.02 — Отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
2 8 АВГ 2014 005552073
Санкт-Петербург — 2014
005552073
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Кривошеее Юрий Владимирович,
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой исторического регионоведения ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Кондаков Юрий Евгеньевич, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Подсобляев Евгений Феликсович,
доктор военных наук, кандидат исторических наук, профессор, профессор военной кафедры ФГБОУ ВПО «Балтийский государственный технический университет "ВОЕНМЕХ" им. Д. Ф. Устинова»
Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный
университет им. И. Канта»
Защита диссертации состоится 24 сентября 2014 года в 16:30 часов на заседании совета Д 212.232.57 по защите докторских и кандидатских диссертаций на базе Санкт-Петербургского государственного университета по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, Институт истории, ауд. 70.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9).
Автореферат разослан «-/У» ¿ьЁ'гилтп 2014 года.
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор исторических наук
А. В. Петров
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. XVIII столетие занимает особое место в истории Русской Православной Церкви. Преобразования, проводившиеся в то время, затронули ее иерархию, экономическую базу и обрядовую сторону. Во время всех этих изменений сложился и развивался совершенно новый для России институт — флотское духовенство. С его историей связано немало вопросов. До сих пор не ясно точное время появления обладателей духовного сана на военных судах, недостаточно изучены механизмы комплектования священнослужителями различных эскадр флота, совсем немного известно о порядке совершения богослужений на море в XVIII в., о быте священников и иеромонахов на кораблях и в портах.
Между тем получение ответов на эти вопросы даст возможность не только раскрыть частную тему диссертационного исследования, но и перейти на уровень более масштабных обобщений. Анализ ранее неизвестного фактологического материала, дефицит которого уже давно ощущается в историографии, позволит составить представление об облике всего православного священства и монашества XVIII в. Более того, в связи с тем что тематика диссертации непосредственно затрагивает церковные реформы XVIII столетия, а также процесс создания в России регулярного флота, результаты настоящего исследования будут востребованы при дальнейшем изучении целого комплекса проблем, связанных как с историей Русской Православной Церкви, так и с прошлым военно-морского флота. Наконец, история флотского духовенства хранит в себе массу нового материала о быте военнослужащих в XVIII в., об их духовном мире, а также по истории церквей Санкт-Петербурга, Кронштадта и других портовых городов. Малоизученность этих вопросов актуализирует тему и делает целесообразным обращение к ней в рамках диссертационного исследования.
Еще одно обстоятельство, придающее актуальность заявленной теме, связано с постепенным восстановлением в современных Вооруженных Силах России института военного и флотского духовенства, которое может быть успешным только при опоре на реальный дореволюционный опыт, а не на далекие от действительности и спекулятивные суждения о нем. При этом особенно востребованными исследования по указанной проблематике стали после 2009 г., когда в Вооруженных Силах была введена штатная должность помощника командира части по работе с верующими, которую стали занимать обладатели духовного сана.
Степень разработанности темы. Историография изучаемого вопроса довольно обширна, однако до сих пор не составлено сколько-нибудь полного обзора исторической литературы конкретно по этой тематике, тем более не предпринят ее глубокий анализ. Вышедшее недавно историографическое
исследование М. И. Ивашко, к сожалению, не может быть названо исчерпывающим1.
Интерес к истории флотского духовенства возник во второй половине XIX в. Первым к этой теме обратился священник М. Ф. Архангельский, автор статей по истории Православной Церкви в пределах Санкт-Петербургской епархии. Еще до начала массовой публикации источников он сделал ряд обобщений о порядке комплектования флота священнослужителями и о деятельности флотских обер-иеромонахов, которые назначались в эскадры для непосредственного контроля над служившими там иереями и священноиноками2.
И все же первой работой монографического характера по истории военного и морского духовенства явился изданный в 1875 г. труд Н. Невзорова «Исторический очерк управления духовенством военного ведомства России»3. Работая над написанием этой книги, автор привлек материалы архива канцелярии обер-священника армии и флота, которые позволили ему осветить реформу Павла I и события XIX в. Но источников по XVIII столетию в распоряжении историка было крайне недостаточно, в связи с чем данный период оказался представленным в его работе весьма фрагментарно. Между тем и здесь автор впервые сделал несколько важных наблюдений, в том числе относительно комплектования флота духовенством и управления флотскими священнослужителями.
Значительным шагом вперед в изучении темы стала монография Т. В. Барсова «Об управлении русским военным духовенством» (1879 г.)4. Этот труд продолжил изыскания Невзорова, существенно их дополнил и расширил. На основе имевшихся к тому времени опубликованных и, что особенно важно, архивных документов автор изучил развитие управления военно-морским духовенством начиная с 1719 г., установил имена многих обер-иеромонахов флота, а также рассмотрел эволюцию взаимоотношений корабельных священнослужителей с епархиальными властями. Но все остальные аспекты истории флотского духовенства не интересовали историка.
Далее на несколько десятилетий активное изучение вопросов, поднимаемых в настоящей диссертации, приостановилось. Заметный прорыв в данной области был сделан уже в XX в. и связан с обращением к истории Александро-Невского монастыря (с 1797 г. — Александро-Невская лавра), который на протяжении всего XVIII в. играл существенную роль в комплектовании флота иеромонахами. Крупнейший историк этой обители, С. Г. Рункевич, опубликовавший в 1913 г. монографию «Александро-Невская лавра», безусловно, не мог обойти стороной указанный аспект5. Благодаря
' Ивашко М. И. Военное и морское духовенство России (XVIlI-начало XX вв.): Историографическое исследование. M., 2005.
2 Архангельский М. Ф„ свящ. История Православной Церкви в пределах нынешней С.-Петербургской епархии//Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 1. СПб., 1869. С. 1—160-Вып. 2. СПб., 1871. С. 161-298.
3 Невзоров Н. Исторический очерк управления духовенством военного ведомства в России. СПб., 1875.
Барсов Т. [В.] Об управлении русским военным духовенством. СПб., 1879.
5 Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра. 1713-1913. СПб., 1913.
названной монографии, в основу которой была положена колоссальная источниковая база, история флотского духовенства стала более персонифицированной. Автор проследил судьбу многих монастырских насельников, в том числе тех, чья жизнь была связана со службой на военных судах, и ввел в оборот богатый (хотя во многом и непроанализированный) фактологический материал.
Вскоре вслед за Рункевичем казанский историк К. В. Харлампович опубликовал работу «Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь», где один параграф был посвящен военному и морскому духовенству XVIII в.6 В отличие от своих предшественников, Харлампович не ограничился эпохой Петра I и его ближайших преемников и представил сведения о службе священнослужителей на кораблях вплоть до периода царствования Екатерины II. Однако в задачи ученого не входило изучение структуры института флотского духовенства, в связи с чем в его исследовании отсутствуют какие-либо обобщения.
Итоговой дореволюционной работой по нашей теме можно с уверенностью назвать труд протоиерея А. Смирнова «История флотского духовенства» (1914 г.)7. Автор подробно изучил массив опубликованных к тому времени источников, что позволило ему осветить целый ряд вопросов, рассматриваемых в настоящей диссертации. Но в то же время Смирнов совсем не использовал архивные источники и тем самым оставил обширное поле деятельности для последующих поколений историков.
После революционных событий 1917 г. институт военного и морского духовенства в России был ликвидирован, а изучение его истории прекратилось. Первые статьи по данной тематике стали появляться лишь в начале 90-х гг. XX в. Эти работы полностью основывались на дореволюционных исследованиях, но способствовали возрождению интереса к обозначенной теме. В 1993 г. было опубликовано и первое отдельное издание по тематике диссертации — составленный под руководством А. Б. Григорьева сборник «История флотского духовенства»8. В целом издание не содержало новых исторических исследований, но оно оказало большое влияние на дальнейшее развитие историографии. Ссылки на этот сборник можно найти практически во всех статьях со схожей проблематикой, вышедших в свет в 1990-е гг.
Одним из крупнейших авторов того времени, писавших о военном и флотском духовенстве, явился петербургский историк С. Ю. Чимаров. В 1999 г. была опубликована его монография «Русская Православная Церковь и Вооруженные силы России в 1800-1917 гг.»9. В каждой тематической главе рассматривалась и предыстория вопроса. Но здесь автор лишь повторил выводы своих предшественников и использовал накопленный ими
6 Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Т. 1. Казань, 1914. С. 809-821.
7 Смирнов Л., прот. История флотского духовенства. Ч. 1: История флотского духовенства в царствование Петра Великого. Пг., 1914.
8 История флотского духовенства: Сб. / Сост. А. Б. Григорьев. М., 1993.
9 Чимаров С. Ю. Русская Православная Церковь и Вооруженные силы России в 1800-1917 гг. СПб.,
1999.
фактологический материал, таким образом, не привнеся практически ничего нового в изучение заявленной нами темы.
Аналогичные недостатки характерны и для некоторых частей исследований А. М. Кузнецова, В. Р. Давлетшина, В. М. Коткова, А. П. Белякова, К. Г. Капкова и В. П. Иванова10. В этих работах при описании событий XVIII столетия можно встретить лишь ссылки на самую известную литературу и наиболее доступные источники.
Характерной чертой новейшей историографии следует признать повышенное внимание к влиянию духовенства на моральный облик военнослужащих и к участию священнослужителей в патриотическом воспитании личного состава армии и флота. Впрочем, выводы, которые делают авторы на сей счет, не имеют под собой солидного обоснования и всегда носят спекулятивный характер.
Несмотря на то что в 1990-е и 2000-е гг. вышло немало публикаций, непосредственно затронувших тему диссертационного исследования, наиболее ощутимый вклад в ее изучение внесли историки, которые только попутно останавливались на некоторых ее аспектах. Так, существенный раздел монографии И. А. Чудиновой (1994 г.), изучавшей церковно-музыкальную культуру Санкт-Петербурга XVIII в., был посвящен певчим Александро-Невского монастыря, многие из которых проходили также службу во флоте". Благодаря использованию широкого круга неопубликованных источников исследовательнице удалось восстановить биографии нескольких десятков священноиноков, бывавших на кораблях.
В 2002 г. вышел труд И. Г. Дурова о провиантском обеспечении флота в петровский период. Небольшая глава этого исследования была посвящена снабжению продовольствием флотского духовенства, где также затронуты вопросы о времени появления священнослужителей на военных судах, о механизмах и сложностях комплектования флота обладателями духовного сана12.
Кроме того, отметим монографии П. А. Кротова, в которых впервые в литературе рассмотрен порядок совершения церковных служб на судах в «викториальные дни»13, а также новейшее исследование Е. М. Лупановой, в
10 Кузнецов А. М Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укреплении флотских традиций (ХУШ-иачало XX века): Дис. ... канд. ист. наук. М., 2000; Давлетшин В. Р. Военное духовенство в России ХУШ-начала XX века и его деятельность по морально-психологическому обеспечению охраны государственной границы: исторический анализ: Дис.... канд. ист. наук. М., 2004; Беляков А. П. История флотского духовенства и его роль в воспитании военных моряков дореволюционной России//ДелоРус: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьир:/Ме1ош5.сот/теШаПЬгагуМе1аЛ.рЬр?Ш=2292 (дата обращения: 05. 05. 2014); Котков В. М. Военное духовенство России. Страницы истории: В 2-х кн. Кн. 1. СПб., 2004; Капков К Г. Очерки по истории военного и морского духовенства Российской Империи ХУШ-начала XX веков: Итоги к 1917 году. М., 2009; Иванов В. П. Становление и развитие системы религиозного воспитания военнослужащих русской армии в ХУШ-начале XX века: Дис. ... докт. пед. наук. М., 2014.
11 Чудинова И. А. Пение, звоны, ритуал: Топография церковно-музыкальной культуры Петербурга. СПб., 1994. С. 83-105, 163-179.
12 Дуров И. Г. Провиантское обеспечение флота в эпоху Петра Великого: Монография. Нижний Новгород, 2002. С. 264-269.
13 Кротов П. А. 1) Гангутская баталия 1714года. СПб., 1996. С. 181-195; 2) Битва при Полтаве (кЗОО-летней годовщине). СПб., 2009. С. 361-376.
котором один из параграфов посвящен преступлениям против Церкви, совершавшимся во флоте14.
Подводя итог обзору историографии, нужно отметить неугасающий интерес к кругу проблем, поднимаемых в диссертации. В то же время отсутствуют серьезные обобщающие научные работы по истории флотского духовенства XVIII столетия.
Объектом настоящего диссертационного исследования стало российское православное духовенство XVIII в. Предметом же исследования явились особенности службы представителей данного сословия на кораблях и прочих судах военно-морского флота России.
Хронологические рамки исследования — весь XVIII в. — с момента появления первых корабельных иереев до 1800 г. Верхняя хронологическая граница обусловлена проводившимися при Павле I реформами, которые коренным образом изменили устоявшиеся к тому времени механизмы управления священнослужителями военно-морского флота и положили начало новому периоду истории флотского духовенства.
Целью исследования является комплексное изучение института флотского духовенства как социокультурного явления российской истории XVIII в. В соответствии с целью были определены основные задачи:
— выявить источники, принципы и механизмы комплектования флота духовенством и дать оценку роли в этом процессе Александро-Невского монастыря, а также монастырей и приходских церквей различных епархий;
— на основе законодательных источников определить права и обязанности священнослужителей во флоте и нормы их материального обеспечения, а также, привлекая делопроизводственную документацию, выяснить, как те или иные положения выполнялись на практике, дабы сформировать представление об особенностях службы флотских священников и иеромонахов на борту военных судов и на берегу во время зимовки в портах;
— рассмотреть порядок управления флотскими священнослужителями, сложившийся в XVIII в., определить, какую роль здесь играли адмиралтейское и корабельное командование, Синод, епархиальные власти и флотские обер-иеромонахи, а также проследить изменения, происходившие с этими управленческими структурами на протяжении столетия.
Источниковая база исследования. Малоизученность многих аспектов истории флотского духовенства современные авторы нередко объясняют ограниченным количеством источников. Между тем на часть нераскрытых в историографии вопросов позволило бы ответить даже внимательное знакомство с уже имеющимися на сегодняшний день опубликованными материалами.
Для нас особой важностью обладают вышедшие в Х1Х-начале XX в. многотомные издания документов: «Полное собрание законов Российской Империи», «Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода», «Полное собрание постановлений и
14 Лупанова Е. М. Офицерский корпус русского флота: норма и девиация повседневной жизни. 1768— 1812 гг.: Монография. СПб., 2011. С. 106-107.
распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи», «Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования императора Петра Великого», «Материалы для истории русского флота». Благодаря этим публикациям в научный оборот были введены многочисленные архивные документы по истории Русской Православной Церкви и по истории российского военно-морского флота. Но необходимо также отметить, что в большинстве случаев документы печатались без предварительной археографической подготовки, надлежащего научно-справочного аппарата и сегодня нередко требуют верификации.
Поэтому, несмотря на использование широкого круга опубликованных документов, основу источниковой базы диссертационного исследования составили все же многочисленные архивные материалы. Наибольшее их число было привлечено из нескольких фондов РГИА, в первую очередь из фонда 796 («Канцелярия Синода»), где хранится делопроизводственная документация о наборе священнослужителей во флот. Соответствующие дела формировались в канцелярии Синода ежегодно и начинались, как правило, с «доношения» Адмиралтейской коллегии, требовавшей отправить на корабли и фрегаты то или иное число священников и иеромонахов. В составе этих дел можно обнаружить указы Синода, его переписку с епархиальными архиереями, Адмиралтейской коллегией и обер-иеромонахами, ходатайства разных лиц, справки, которые наводил Синод в различных ведомствах, паспорта и аттестаты, выдававшиеся флотским иеромонахам и белым священникам. Большой интерес представляют сосредоточенные в рассматриваемом фонде судебно-следственные дела, сообщения о смерти корабельных священнослужителей и перечни их пожитков.
В фонде 815 («Александро-Невская лавра») отложились документы, связанные с вызовом в Александро-Невский монастырь иеромонахов и иеродиаконов из других обителей, прошения на имя архимандрита об увольнении или отправке во флот, переписка монастырских властей с Синодом, содержащая требования полностью сменить состав флотских священноиноков. Редчайшими можно назвать частные письма корабельных священнослужителей членам монастырской братии и другим лицам. Особый интерес представляют реестры монашествующих Невского монастыря со сведениями биографического характера. За неимением послужных списков иеромонахов за
XVIII столетие такого рода источники являются наиболее информативными.
Большая часть дел о священниках и иеромонахах, служивших во флоте в
XIX столетии, отложилась в фонде 806 РГИА («Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства»). Здесь можно обнаружить переписку обер-священника с Синодом, епархиальными архиереями и Адмиралтейской коллегией, аттестаты и послужные списки некоторых корабельных священнослужителей. При этом документы за первые годы XIX в. возможно использовать ретроспективно.
В процессе работы над диссертацией привлекалась также делопроизводственная документация, сосредоточенная в разных фондах РГА ВМФ. Для изучения института флотского духовенства в первой половине
XVIII в. особой ценностью обладают документы, отложившиеся в фондах 176 («Адмиралтейская канцелярия при Адмиралтейств-коллегии»), 177 («Приказ воинского морского флота») и особенно в фондах 212 («Государственная Адмиралтейств-коллегия») и 233 («Канцелярия генерал-адмирала Ф. М. Апраксина»), Вторую половину XVIII в. освещают материалы, извлеченные из фондов 212, 227 («Высочайшие повеления, рескрипты и указы»), 173 («Канцелярия адмирала С. И. Мордвинова»), 197 («Канцелярия князя Г. А. Потемкина-Таврического»), Здесь представлена переписка по вопросам комплектования эскадр флота духовенством и церковной утварью, жалобы на несвоевременную выдачу иеромонахам и священникам жалованья, поименные списки команд судов, документы о строительстве морских храмов и другие материалы. Незаменимыми при изучении корабельного быта являются шканечные и вахтенные журналы судов, собранные в основном в фонде 870.
Существенные дополнения были также внесены в исследование благодаря привлечению документов из нескольких фондов Отдела рукописей Российской национальной библиотеки и Научно-исследовательского архива Санкт-Петербургского института истории РАН.
Методология исследования. Для решения поставленных в диссертации задач использовался весь комплекс общенаучных и общеисторических методов, основанных на принципах научной объективности, системности и историзма, исходящих из признания вариативности исторического процесса, приоритета фактов, рассмотрения явлений и фактов в соответствии с историческими реалиями и тенденциями. Среди использованных методов нужно отметить в первую очередь проблемно-хронологический, структурный и метод исторического и сравнительного анализа. При этом исследование ориентировано на первенствующее изучение источников, при работе с которыми необходимо применять принцип полноты источниковой базы и методы научной критики исторических источников.
Научная новизна исследования состоит в комплексном подходе к изучению флотского духовенства XVIII в. как социокультурного явления отечественной истории и связана прежде всего с привлечением широкого круга источников. При этом существенная часть использованных архивных материалов ранее не была введена в научный оборот. Это касается многих документов из РГА ВМФ и РГИА. В то же время был задействован и корпус опубликованных источников, часть которых до сегодняшнего дня не была востребована историками. Это позволило по-новому осветить некоторые аспекты истории флотского духовенства, подтвердить или опровергнуть устоявшиеся в литературе точки зрения, раскрыть ряд вопросов, которые ранее не удавалось решить в связи с недостатком достоверных фактов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов при написании общих и узкотематических работ по истории Русской Православной Церкви, истории российского военно-морского флота и истории Санкт-Петербурга. Основные положения диссертации также можно использовать в образовательном процессе, при
написании методических пособий и учебных курсов, подготовке спецкурсов в вузах и средних учебных заведениях.
Положения, выносимые на защиту.
1) Институт флотского духовенства возник в России в 1710-е гг. и сформировался в целом к 1720 г. Современники объясняли острую необходимость нахождения священнослужителей на военных судах страхом православного христианина умереть без причащения и исповеди.
2) С 1719 г. во флот отправлялись преимущественно иеромонахи из Александро-Невского монастыря, но в связи с их нехваткой привлекались также белые священники из Санкт-Петербурга, а с 1730-х гг. — и священнослужители из епархий, располагавшихся неподалеку от баз российского флота.
3) Права и обязанности флотских священнослужителей определялись Морским уставом 1720 г. и специальными «Пунктами» о должности иеромонахов флота, впервые напечатанными в 1719 г. При этом главной задачей корабельных иереев и священноиноков всегда было соверщение богослужений, исповедание и причащение больных и отправление духовных треб.
4) Денежное и провиантское довольствие корабельных священников и иеромонахов оставалось стабильным на протяжении всего XVIII в. Их доходы были выше, чем в среднем у приходских иереев того времени, но тяжесть и опасность службы на море делали должность флотского священнослужителя малопривлекательной.
5) С 1721 г. представители флотского духовенства находились в ведении Святейшего Синода, а еще раньше для непосредственно контроля над ними была введена должность обер-иеромонаха. Но с 1730-х гт. обер-иеромонахи стали назначаться во флот нерегулярно, и все больше полномочий получали епархиальные архиереи. Обособленное от епархий военно-духовное ведомство было сформировано лишь в 1800 г.
Апробация результатов работы. Основные результаты настоящего диссертационного исследования были представлены в виде докладов на нескольких научных конференциях, среди которых XIV международная научная конференция «Санкт-Петербург и страны Северной Европы» (1112 апреля 2012 г), IV Всероссийская научная конференция «Архивы и история Российской государственности: к 300-летию Российского государственного исторического архива» (14-16 ноября 2012 г.), V Всероссийская научная конференция «Архивы и история Российской государственности» (1416 ноября 2013 г.), а также в ряде печатных работ. Кроме того, диссертация была обсуждена на заседании кафедры исторического регионоведения Санкт-Петербургского государственного университета.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, формулируются цель и задачи, определяются предмет, объект, хронологические границы исследования и его методология, анализируется степень разработанности темы и дается характеристика источниковой базы. Также здесь представлена научная новизна и практическая значимость работы, приводятся сведения об апробации ее результатов.
В первой главе «Комплектование флота священнослужителями» показано, каким образом происходил подбор представителей Церкви для службы на военных судах. Раскрываются вопросы, связанные с генезисом института флотского духовенства в России, определяется роль Александро-Невского монастыря и епархий в комплектовании флота православными священнослужителями, обозначаются принципы, которыми руководствовались в этом деле Синод, епархиальные учреждения и Адмиралтейская коллегия.
Изучению одной из перечисленных проблем посвящен параграф 1.1. «Появление флотского духовенства в России». По нашему мнению, несмотря на то что упоминания о пребывании священнослужителей на русских судах встречаются в источниках с конца XVII в., непосредственно история флотского духовенства началась лишь со времени введения иереев в штаты военных кораблей и фрегатов. Однако определить точную дату назначения во флот первого штатного священника весьма проблематично.
Так, в 1708 и 1710 гг. «на вечное житие в морской флот» были отправлены московские иереи Гавриил Петров и Иоанн Антонов. Но участвовали ли они в морских походах, доподлинно неизвестно. Достоверные факты службы обладателей священнического сана непосредственно на военных судах относятся лишь к 1715 г.
С середины 1710-х гг. сведения о пребывании священнослужителей во флоте встречаются в архивных документах все чаще. Начался и процесс законодательного оформления их службы — вышли указы о ежедневном совершении богослужений на судах и о выдаче жалованья священникам на кораблях. Но пока назначения во флот представителей духовенства носили случайный характер, и общее число флотских иереев было невелико.
Систематическое комплектование военных кораблей
священнослужителями началось только в 1718 г., когда вышел указ Петра I об отправке во флот (в соответствии с новым флотским регламентом) сразу 39 священников, которых должен был изыскать архимандрит Александро-Невского монастыря Феодосий Яновский, руководивший в то время всеми церковными делами Санкт-Петербурга. Отметим, что по крайней мере отчасти Феодосий справился со своей новой обязанностью. Известны имена 15 белых иереев, оказавшихся во флоте в 1718г.
Однако отрывать священников от их постоянной службы в приходских церквях было признано нецелесообразным, и вскоре приняли решение назначать во флот не белое, а черное духовенство, а именно иеромонахов.
С 1719 г. и на протяжении всего XVIII столетия морская служба являлась одним из главных послушаний священноиноков первого столичного монастыря. Этот аспект истории обители изучается в параграфе 1. 2. «Роль Александро-Невского монастыря в комплектовании флота духовенством».
В 1719-1720 гг. подбором монашествующих лиц для службы на военных судах занимался уже упоминавшийся архимандрит Феодосий. В 1721 г. ответственность за комплектование кораблей священнослужителями перешла к только что учрежденному Синоду, но и после этого вся тяжесть священнослужения во флоте лежала на насельниках Невской обители.
Ежегодно Александро-Невский монастырь должен был отправлять несколько десятков иеромонахов в Адмиралтейскую коллегию и, кроме того, несколько человек на вакантные архиерейские должности в епархиях (по указу Петра I именно из этого монастыря требовалось возводить священнослужителей в высокие звания), поэтому в обитель постоянно приходилось запрашивать новых обладателей духовного сана.
Но, несмотря на такие меры, монастырь едва справлялся с возложенными на него обязательствами. Как верно отметил И. Г. Дуров, в 1720-е гг. обычным явлением был некомплект флотского духовенства15. Чтобы решить данную проблему, нужно было найти иные источники комплектования флота священнослужителями, и для службы на море стали вновь привлекать приходских священников.
Безусловно, до конца XVIII в. Александро-Невский монастырь полностью так и не утратил свою роль. Но со временем его значение существенно уменьшилось.
В параграфе 1.3. «Белое духовенство на кораблях» определяется роль приходских и «безместных» белых священников в комплектовании российского флота православным духовенством в XVIII в.
Впервые сразу несколько белых иереев на корабли решено было отправить в 1723 г. В следующий раз прибегнуть к их помощи пришлось через три года. Сперва на корабли отправлялись только приходские священники из Санкт-Петербурга. Но так как общая численность столичного духовенства была невелика, вскоре стали вызывать иереев и из других епархий.
Как свидетельствуют документы первой половины XVIII столетия, при подборе священнослужителей для нужд флота долгое время приоритет отдавался все же черному духовенству. Но в связи с недостатком монашествующих количество представителей белого духовенства (среди которых становилось все больше выходцев из сельской местности) во флоте постепенно возрастало и к концу XVIII в. стало даже превышать численность иеромонахов.
Сохранившаяся в архивах делопроизводственная документация дает понять, что на корабли всегда старались брать священников «от таких церквей, где их по два и по три». При этом преимущество отдавалось вдовым священнослужителям. Еще одним источником для комплектования флота
15 Дуров И. Г. Провиантское обеспечение флота... С. 265, 267-268.
духовенством были так называемые крестовые иереи, официально являвшиеся безместными, но регулярно служившие за определенную плату в господских домах.
Однако при подборе кандидатов для отправки в кампании церковные власти постоянно сталкивались с противодействием белых священников. Как справедливо заметил С. И. Опатович, последним «служба во флоте была просто невозможна» — приходилось на все лето отказываться от прихода, а следовательно, и от средств к пропитанию семьи. Поэтому священники применяли все методы, чтобы избавиться от определения на корабли, и в первую очередь прибегали к ходатайствам важных персон16. Синод отчетливо понимал, что полностью заменить флотских иеромонахов представителями белого духовенства не представлялось возможным. Назрела необходимость привлекать священнослужителей из других епархий. О том, как решалась эта проблема, рассказывается в параграфе 1.4. «Роль епархий в комплектовании флота духовенством».
Впервые вызвать обладателей духовного сана из-за пределов Санкт-Петербурга пришлось в начале 1730-х гг. Но такая мера тут же породила проблемы совсем другого рода — священнослужители из дальних регионов не успевали в срок приехать в столицу. Это вынуждало Синод искать священнослужителей ближе к Санкт-Петербургу, в первую очередь в крупных монастырях Новгородской епархии. Однако, в связи с тем что иеромонахи традиционно являлись немногочисленной категорией российского монашества, священнослужителей нередко приходилось вызывать и из удаленных от морского побережья обителей. В результате в XVIII в. в Балтийском флоте легко можно было встретить иеромонахов из Смоленской, Тверской, Московской и других епархий.
Так как суда российского флота зимовали не только в Кронштадте, но также в Ревеле и Архангельске, и доставлять в эти порты священнослужителей к началу каждой кампании было весьма проблематично, уже в 1730-е гг. комплектованием находившихся там кораблей и фрегатов духовенством стали ведать соответственно Псковский и Архангелогородский архиереи. В случае недостатка иеромонахов в их епархиях привлекались священнослужители из соседних регионов.
Однако больше всего священнослужителей на протяжении XVIII столетия поставляла во флот учрежденная в 1742 г. Санкт-Петербургская епархия. Она практически полностью обеспечивала потребность в иеромонахах и священниках Кронштадта и частично Ревеля.
В параграфе 1.5. «Священнослужители на судах Каспийской и Азовской флотилий, в Черноморском флоте и в Средиземноморских эскадрах» показаны региональные различия, существовавшие в механизмах комплектования эскадр российского флота представителями духовенства.
16 Опатович С. [И.], свящ. История С.-Петербургской епархии с учреждения I -го сентября 1742 года единоличной епископской кафедры // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 5. СПб., 1876. С. 138-139.
Например, свои источники комплектования духовенством имела Каспийская флотилия. В 1720-е гг. священнослужители для полков так называемого Низового корпуса, действовавшего вдоль побережья Каспийского моря, избирались в Москве. Оттуда же призывались и священнослужители в Астраханский порт, постоянно испытывавший нехватку священников. Периодически туда также набирались иереи из Астрахани, а в 1732 г. священнослужители были вызваны из Нижегородской епархии.
На судах Днепровской флотилии (существовала в 1737-1739 гг.) службу несли иеромонахи из брянских и полтавских монастырей, а флотилия, действовавшая в 1723-1739 гг. на Дону, снабжалась священноиноками из Воронежской епархии. По всей видимости, в Воронеже набирались и священнослужители, проходившие службу на кораблях и фрегатах Азовской флотилии, существовавшей в 1768-1783 гг. Хотя, возможно, туда привлекалось и малороссийское священство.
Дела о комплектовании Азовской флотилии обладателями духовного сана не отложились в синодальном архиве, поэтому, можно предположить, что подбор священнослужителей для судов, действовавших на периферии Российского государства, не входил в сферу компетенции Святейшего Синода. По крайней мере, комплектованием Черноморского флота духовенством в XVIII в. занимался не Синод, а Киевские, Черниговские и Екатеринославские архиереи. Отметим также, что вместе с эскадрой Ф.Ф.Ушакова в 1800г. в Черное море прибыли иеромонахи, ранее служившие в Балтийском флоте. Кроме того, известно несколько случаев, когда на корабли и фрегаты, базировавшиеся в Севастополе, где служило немало греков, специально назначались греческие священнослужители.
Грекоязычные иеромонахи принимали участие и в Средиземноморских экспедициях русского флота. Вероятно, они должны были способствовать установлению тесных контактов с греческим населением Османской Империи, на поддержку которого Россия рассчитывала во время войн с Турцией.
Завершает первую главу параграф 1.6. «Принципы подбора священнослужителей для флота», где освещается ряд проблем, не получивших в историографии однозначной трактовки.
Например, есть мнение, что церковные и мирские власти делали все возможное, чтобы на корабли отправлялись лишь наиболее образованные иеромонахи и священники. Однако, как свидетельствуют источники, по крайней мере до 1797 г. образовательный уровень священнослужителей практически никогда не учитывался при комплектовании военных судов духовенством.
Ввиду сложностей с набором во флот обладателей духовного сана требования к последним не могли быть всегда очень высокими. Отметим также, что порой священнослужители сами изъявляли желание служить на море, и в этом случае их личностные качества вовсе не принимались во внимание. Кроме того, иногда представители духовенства намеренно назначались на военные суда в качестве наказания (хотя, нужно признать, что таких примеров известно немного).
Вторая глава «Особенности службы священников и иеромонахов во флоте» затрагивает такие темы как порядок прохождения морской службы обладателями священнического сана, их правовое и материальное положение, особенности проведения богослужений на военно-морских судах в XVIII в.
Порядок прохождения представителями духовенства службы во флоте реконструируется в параграфе 2.1. «Порядок прохождения службы».
Согласно Морскому уставу 1720 г., обладатель духовного сана должен был присутствовать на каждом военном судне. На практике один священник или иеромонах мог определялся сразу на несколько небольших судов. Также флотские священнослужители проходили службу в некоторых береговых учреждениях Адмиралтейского ведомства, в частности, в Кронштадтском и Ревельском госпиталях, где в первой половине XVIII столетия отсутствовал постоянный клир. Кроме того, вместо отправки на корабли иеромонахи Александро-Невского монастыря могли назначаться к Троицкой церкви в Петербурге, которая предназначалась для служителей галерной эскадры, или к часовне Николая Чудотворца, ставшей впоследствии Николо-Богоявленским Морским собором.
Обычно священнослужители находились на судах только во время навигации, а осенью возвращались в Александро-Невский монастырь или в свои епархии, чтобы весной снова отправиться в море. И все же одной третьей части корабельных иеромонахов по указу от 9 августа 1720 г. следовало оставаться на всю зиму при флоте (при этом в первой половине 1720-х гг. количество зимовавших в портах священнослужителей заметно превышало установленную норму).
Отслужившие несколько кампаний во флоте священноиноки либо оставались в своих монастырях, либо увольнялись на покой в другие российские обители, но нередко назначались и на высокие должности в Синоде или епархиях, чему способствовали положительные аттестаты, полученные от корабельного командования. Иным было положение белых иереев. Даже при получении безупречных аттестатов они едва ли могли рассчитывать на какое бы то ни было вознаграждение. Кроме того, за время их отсутствия оставленное ими место при церкви нередко занимали другие священники.
В параграфе 2.2. «Права и обязанности священнослужителей во флоте» изучается правовое положение корабельных священников и иеромонахов.
В первое время существования института флотского духовенства права и обязанности назначавшихся на корабли иереев определялись специальными указами. С появлением на военных судах черного духовенства, в мае 1719 г., была напечатана единая инструкция для флотских священнослужителей — «Пункты, что иеромонахам, при флоте российском корабельном обретающимся, надлежит исполнять» (второе издание этой инструкции вышло в 1721 г.). Но еще более авторитетным документом, регламентировавшим не только службу иеромонахов, но и все функционирование военного флота, стал Морской устав 1720 г.
В соответствии с назваными законодательными актами, совершение церковных богослужений всегда являлось основной задачей корабельных иеромонахов и иереев. Кроме того, священнослужители должны были «посещать и утешать больных», обучать личный состав основам христианской веры и заниматься миссионерской деятельностью. Бесспорно, иеромонахи и священники отвечали также за поддержание морального духа военнослужащих. Но едва ли на священнослужителей нужно возлагать всю ответственность за моральный облик матросов и офицеров, который в рассматриваемый период нередко оставлял желать лучшего.
В литературе существует мнение, что священник на корабле не пользовался уважением, и что ему редко удавалось завоевать авторитет у паствы17. Однако, необходимо подчеркнуть, что исключительное положение флотского священнослужителя было закреплено законодательно. Его высокий статус подтверждали и некоторые привилегии. Кроме того, нам не известно ни одной жалобы флотских священников на неучтивое отношение к себе младших чинов (хотя имели место конфликты с офицерами).
В параграфе 2.3. «Противоправные действия флотских священнослужителей» показывается, как условия, определенные законодательством, выполнялись на практике. Согласно «Пунктам» 1719 г., «подобает иеромонахам всякого благочиния и духовного жительства на себе образ изъявлять и не упиваться или кощунствовать»18. Однако источники свидетельствуют, что в XVIII в. флотское духовенство далеко не всегда соответствовало этим требованиям. Среди корабельных иеромонахов имели место пьянство, драки, неповиновение обер-иеромонахам. В связи с нехваткой священнослужителей для отправок во флот Синод, епархиальные архиереи и военное командование нередко закрывали глаза на неподобающий моральный облик флотских священников и иеромонахов.
Хотя, разумеется, среди корабельных священнослужителей были и те, кто усердно исполнял свои обязанности. Более того, многие из них принимали участие в морских баталиях и вместе с командами проявляли чудеса мужества.
Задачей параграфа 2.4. «Материальное обеспечение флотских священнослужителей» является оценка величины денежного и провиантского довольствия корабельных священников и иеромонахов.
Согласно указу 1716 г., белым иереям «в бытность на корабле» выплачивалось по 5 рублей в месяц. Месячное довольствие иеромонахов было больше и, в соответствии с указом 1719 г., равнялось 10 рублям. Традиционно жалованье во флоте выдавалось три раза в год (то есть по «третям»), при этом перед началом кампании священнослужители получали деньги «в зачет» за один месяц.
Анализ делопроизводственной документации позволяет утверждать, что жалованье флотских священнослужителей было стабильным на протяжении
17 Лупанова Е. М Офицерский корпус русского флота... С. 106.
18 Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования императора Петра Великого. Т. 2. СПб., 1911. Стб. 953.
всего столетия. Оно было сопоставимым с окладами младшего офицерского состава и было не ниже, чем у большинства приходских священников России.
При этом помимо денежного довольствия флотские иеромонахи и священники обеспечивались продовольствием. В первое время они получали провиант натурой, а с 1720 г. им выплачивались «порционные деньги» (не более 4 рублей в месяц). Кроме того, священнослужителям, которые вызывались во флот из епархий, выдавались «дорожные» и «подъемные» деньги.
Однако доходы флотских священников и иеромонахов не позволяли им вести роскошную жизнь. Немногие священноиноки могли накопить за время кампании крупные денежные суммы. Ввиду отсутствия возможности получать дополнительные доходы от прихожан и в связи с постоянными задержками жалованья служба на кораблях оставалась для большинства священнослужителей малопривлекательной.
В параграфе 2. 5. «Церковные службы на кораблях и их материальное обеспечение» впервые в историографии изучается порядок совершения богослужений на военных судах в XVIII в.
Положения о чтении молитв на кораблях были включены уже в первые артикулы, регламентировавшие жизнь российского флота, а в мае 1714 г. был опубликован «Указ всем во флоте... коим образом и в которое время по вся дни должны приносить Господу Богу моления», известный более под названием «книжицы корабельной молитвенной». На протяжении всего столетия богослужения на море производились в соответствии с приведенными в этой книжице текстами.
К 1720 г. сложился перечень церковных вещей, обязательных для корабельной ризницы, включивший, помимо богослужебной литературы, дароносицу, иконы и облачения. Зимой утварь с кораблей и фрегатов хранилась в береговых храмах, а перед началом кампаний выдавалась священникам и иеромонахам под расписку.
Морской устав 1720 г. предусматривал возможность устройства на кораблях походных церквей. Но в связи с тем что в 1721 г. Синод запретил совершение литургий на море, в течение большей части XVIII в. действовавшие храмы на военных судах отсутствовали. Отдельные сведения о совершении литургий на кораблях встречаются в источниках лишь со второй половины столетия.
Нет сомнений, что на протяжении всего XVIII в. абсолютное большинство российских флотских офицеров и матросов исповедовали православие. Однако лишь информация о том, насколько они были в действительности набожными, может быть использована при оценке деятельности корабельных священников и иеромонахов. Сведения такого рода собраны в параграфе 2.6. «Религиозность военнослужащих в XVIII в.».
Важно отметить, что эта тема ранее никогда не становилась предметом специальных исследований. Если историки и затрагивали ее, то, как правило, рисовали очень благополучную картину. Между тем, как утверждают
специалисты, особенно много преступлений против Церкви всегда совершалось именно в армии и во флоте19.
Действительно, материалы, хранящиеся в архиве Синода, свидетельствуют, что в XVIII в. военнослужащие нередко обвинялись в суевериях, волшебстве и богоотступничестве. Но при этом дела, где бы фигурировали моряки, практически неизвестны. Как верно отмечает Е. М. Лупанова, несмотря на духовные искания века Просвещения, массового отказа моряков от православия не наблюдалось20.
Духовенство военно-морского флота всегда находилось в двойном подчинении. С одной стороны, оно зависело от Синода и епархиальных властей. С другой стороны, в своей службе оно руководствовалось указами, исходившими от Адмиралтейской коллегии и флотского командования. Особенности, проявлявшиеся в управлении священнослужителями Ревельской и Кронштадтской эскадр, а также обособленных флотилий, существовавших в Каспийском, Азовском и Черном морях, рассматриваются в третьей главе «Управление флотским духовенством в XVIII в.».
В общих чертах история управления флотскими священнослужителями обозначена в параграфе 3.1. «Общие положения об управлении флотским духовенством».
В первые годы большими полномочиями по решению всех вопросов, касавшихся службы представителей Церкви на военных судах, обладал архимандрит Александро-Невского монастыря Феодосий Яновский, а с 1721 г. — Святейший Синод. Но для непосредственного контроля над корабельными священнослужителями еще во времена Северной войны утвердилась практика назначать во флот так называемых обер-иеромонахов или начальных священников. Впоследствии они находились в ведении Синода, имели право подавать на его имя прошения и были обязаны отправлять ему отчеты по окончании кампаний.
Обер-иеромонахи следили за службой прочих обладателей духовного сана, состоявших при флоте, при необходимости «чинили» над ними «расправу», могли переводить священнослужителей с одного судна на другое или отпускать на берег. Но постепенно их полномочия сокращались, и одновременно возрастало значение епархиальных властей. Так, согласно указу 1733 г., находившимся в портах корабельным священнослужителям следовало подчиняться во всем местным архиереям или их духовным управителям. В связи с этим исчезла и необходимость постоянного присутствия во флоте начальных священников. Последние стали назначаться в эскадры нерегулярно, как правило, только на время длительных экспедиций.
В параграфе 3.2. «Управление духовенством Ревельской эскадры в первой половине XVIII в.» рассматриваются особенности управления священнослужителями, находившимися на судах, которые в указанный период времени базировались в Ревеле.
19 См.: Слпиянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М., 2003. С. 210.
20 Лупанова Е. А/. Офицерский корпус русского флота... С. 106-107.
Первым обер-иеромонахом Ревельской эскадры в 1718 г. стал бывший префект Славяно-греко-латинской академии Гавриил Бужинский. Через три года на его место был назначен священноинок Рафаил Заборовский. Как справедливо отмечал Т. В. Барсов, упомянутые обер-иеромонахи имели в своем ведении не только Ревельскую эскадру, но и весь русский корабельный флот на Балтийском море21. Те же полномочия сохранил за собой Иустин Рудинский, ставший обер-иеромонахом в конце 1723 г. Перед смертью, в 1727 г., он передал свои обязанности находившемуся в Ревеле иеромонаху Ионе Казанскому. Затем в течение нескольких лет «командующим иеромонахом» значился Исайя Волошин, а в 1731 г. — Карион Николаевский.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что до 30-х гг. XVIII в. должность обер-иеромонаха или командующего иеромонаха Ревельской эскадры была постоянной. Но впоследствии обер-иеромонахи стали назначаться в эскадру только на срок военно-морских кампаний. Также в источниках рассматриваемого периода нередко встречаются имена священнослужителей, которые лишь исполняли обязанности начальных священников и не получали соответствующих полномочий от Синода (Август Ростовский, Иов Дебринский, Иосиф Брылинский, Сергий Астраханский, Герман Логиновский). Более того, их власть уже не распространялась на духовенство Котлина.
О том, как осуществлялось управление священнослужителями, находившимися на судах, которые базировались за пределами Ревеля, рассказывается в параграфе 3.3. «Управление духовенством Котлинской эскадры, галерного флота и Каспийской флотилии».
Изначально котлинские корабельные священнослужители находились в ведении ревельского обер-иеромонаха. Кроме того, определенными полномочиями в петровское время обладали «заказчики» (управители) духовных дел острова Котлин. В 1720 г. на эту должность временно был назначен флотский священноинок Макарий Хворостин. Насколько позволяют судить источники, получив права заказчика, одновременно он стал исполнять и обязанности «первенствующего иеромонаха» Котлинской эскадры. В 1721 г. Макарий сложил с себя все полномочия, и «быть до указа первым иеромонахом» в эскадре было поручено священноиноку Маркеллу Родышевскому.
По мнению Т. В. Барсова, после того как в 1722 г. Маркелл был переведен в Ригу, в Котлинскую эскадру уже не определяли особых первенствующих иеромонахов22. Однако эта точка зрения не соответствует действительности. На сегодняшний день известны следующие командующие иеромонахи эскадры в 1722-1741 гг.: Корнилий Ростовский, Антоний Патриарш, Лев Горицкий, Михаил Крутицкий, Дамиан Новинский и Аркадий Левицкий.
При Петре I обер-иеромонахи назначались не только в корабельный флот. Например, в 1719 г. обер-иеромонахом сухопутного Финляндского корпуса и
21 Барсов Т. [В.] Об управлении русским военным духовенством. С. 5-6.
22 Там же. С. 10.
гребного флота, базировавшегося в Або, стал бывший префект Славяно-греко-латинской академии Иннокентий Кульчицкий, которого в 1720 г. сменил иеромонах с корабля «Самсон» Стефан Прибылович. В 1722 г. была учреждена должность обер-иеромонаха и в Низовом походе, направлявшемся в Персию. Таким образом, при Петре I система управления военным и морским духовенством была создана во всех эскадрах российского флота и в некоторых крупных формированиях сухопутной армии.
Изменения, происходившие с управлением флотскими священнослужителями во второй половине столетия, рассмотрены в заключительном параграфе 3.4. «Управление флотским духовенством во второй половине XVIII в. Реформа Павла I».
Как уже отмечалось, со второй трети XVIII в. флотское духовенство стало все сильнее зависеть от епархиальных властей. Например, когда в 1766 г. на должность обер-иеромонаха был назначен архимандрит упраздненного Шуйского Троицкого монастыря Евстафий, ему был выдан указ, фактически лишивший его самостоятельности и предписывавший во всем подчиняться архиереям тех епархий, где он будет находиться во время своей службы. Можно предположить, что определенную независимость он получил лишь в 1769-1772 гг., когда участвовал в Средиземноморской экспедиции русского флота.
По всей видимости, исключительными полномочиями был наделен обер-иеромонах эскадры, снаряжавшейся в Средиземное море в 1788 г. По указу Екатерины II на эту должность был впервые назначен обладатель архиерейского сана, бежавший с территории Османской Империи архиепископ Реондосский Никодим.
В 1780-е-1790-е гг. окончательно утвердилась практика определять обер-иеромонахов лишь в те эскадры, которые отправлялись в дальние походы. Но чаще в Балтийском и Черноморском флотах встречались священнослужители (в том числе и белые иереи), которые лишь подписывались «за обер-иеромонаха», официально не имея этого звания.
Между тем во время морских плаваний контроль за деятельностью флотских священнослужителей со стороны местных архиереев осуществлять было затруднительно. Обстоятельства требовали такой организации флотского духовенства, когда корабельный священник никаким образом не зависел бы от епархиального ведомства. Решить эту задачу позволили преобразования, осуществленные в период правления Павла I.
Высочайшим указом, изданным 4 апреля 1800 г., была введена должность обер-священника армии и флота, в ведение которого переводились все флотские и армейские священнослужители. Тем самым было создано обособленное от епархий военно-духовное ведомство, и окончательно сформировался институт флотского духовенства, просуществовавший в России до 1918 г.
В заключении диссертационного исследования подводятся итоги проделанной работы и делаются общие выводы.
В диссертации впервые удалось детально исследовать период зарождения института флотского духовенства. Вопреки попыткам ряда авторов «удревнить» его историю, источники не позволяют говорить о присутствии священнослужителей на российских военных судах в начальные годы Северной войны. Первые достоверные сведения о службе представителей Церкви непосредственно на кораблях встречаются с 1715 г. Систематическое же комплектование флота духовенством началось еще позже, в 1718г.
Начиная с 1719 г. во флот отправлялись исключительно представители черного духовенства — иеромонахи из числа братии Александро-Невского монастыря. Однако в связи с их постоянной нехваткой вскоре вновь стали привлекать белых священников, а с 1730-х гг. и иеромонахов из епархий, располагавшихся неподалеку от баз российского военно-морского флота.
В диссертации показано, что постоянно имели место проблемы с назначением на суда иеромонахов и священников, вызывавшие некомплект флотского духовенства. Кроме того, к исследованию были привлечены судебно-следственные дела о нарушениях флотскими иеромонахами устава и общественного порядка, что не согласуется с доминирующим в литературе мнением о комплектовании флота самыми лучшими клириками. Однако изученные источники не позволяют согласиться и с противоположным мнением о назначении на корабли священнослужителей исключительно в наказание за серьезные правонарушения.
Права и обязанности корабельных священников и иеромонахов определялись в первую очередь Морским уставом и «Пунктами» о должности иеромонахов флота 1719/1721 гг. При этом главной обязанностью флотских священнослужителей являлось совершение ежедневных и праздничных богослужений, исповедание и причащение больных, а также отправление духовных треб. Не менее важной была деятельность флотских иереев по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, а также по поддержанию морального духа военнослужащих.
В результате анализа архивных документов была предпринята попытка оценить материальное обеспечение флотского духовенства. Доходы корабельных священнослужителей были в среднем выше, чем у приходских священников, однако ежегодно возникали проблемы с выдачей довольствия. Учитывая тяжесть и опасность службы на море, должность флотского священнослужителя оставалась малопривлекательной.
С 1721 г. представители флотского духовенства находились в ведении Святейшего Синода, а еще раньше для непосредственного наблюдения над ними была введена должность обер-иеромонаха. Но с 1730-х гг. последние стали назначаться во флот нерегулярно и только на срок морских кампаний, а флотское духовенство стало все сильнее зависеть от епархиальных властей. Окончательно система управления священнослужителями военно-морского флота и сухопутной армии сложилась в конце XVIII в. благодаря реформам Павла I.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ:
1. Бландов А. А. Комплектование российского флота православным духовенством в XVIII веке // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История. 2013. Вып. 4. С. 153-160. (0,6 п. л.)
2. Бландов А. А. Обер-иеромонахи в российском военно-морском флоте XVIII века // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 12: Гуманитарные науки. С. 7-14. (0,55 п. л.)
3. Бландов А. А. Правовое положение священнослужителей в российском военно-морском флоте XVIII века//Клио: Журнал для ученых. 2014. № 5 (89). С. 70-73. (0,55 п. л.)
Статьи, опубликованные в прочих изданиях:
4. Бландов А. А. Материальное обеспечение флотского духовенства в XVIII в. // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета. СПб., 2012. С. 26-31. (0,4 п. л.)
5. Бландов А. А. Духовенство Котлинской эскадры Балтийского флота в XVIII веке//Университетский историк: Альманах. Вып. 10. СПб., 2012. С. 1324. (0,7 п. л.)
6. Бландов А. А. Служба духовенства на Балтийском флоте в годы Северной войны // Санкт-Петербург и страны Северной Европы: Материалы Четырнадцатой ежегодной международной научной конференции (11-12 мая 2012 г.). СПб., 2013. С. 178-184. (0,35 п. л.)
7. Бландов А. А. К биографии епископа Гавриила (Бужинского) — проповедника и переводчика первой трети XVIII века // Христианское чтение. 2013. Т. 1. С. 8-24. (1,0 п. л.)
8. Бландов А. А. Флотское духовенство в первой половине XVIII века: порядок прохождения службы // Архивы и история Российской государственности. Вып. 4. СПб., 2013. С. 46-49. (0,3 п. л.)
9. Бландов А. А. Проблема авторства благодарственной службы на воспоминание Ништадтского мира и перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург // Александр Невский и Ледовое побоище: Материалы научной конференции, посвященной 770-летию Ледового побоища. Санкт-Петербург, 7 апреля 2012 г. СПб., 2014. С. 150-154. (0,2 п. л.)
Подписано в печать 17.06.2014 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ № 3487.
Отпечатано в ООО «Издательство "JIEMA"» 199004, Россия, Санкт-Петербург, 1-я линия В.О., д.28 тел.: 323-30-50, тел./факс: 323-67-74 e-mail: izd_lema@mail.ru http://www.lemaprint.ru
Текст диссертации на тему "Православное духовенство в российском военно-морском флоте XVIII в."
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
04201460765 ч
Бландов Алексей Александрович
ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО В РОССИЙСКОМ ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ XVIII в.
Специальность 07.00.02. — Отечественная история
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель: Кривошеее Юрий Владимирович,
доктор исторических наук, профессор
Санкт-Петербург — 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................................................3
Глава 1. Комплектование флота священнослужителями
1.1. Появление флотского духовенства в России....................................32
1.2. Роль Александро-Невского монастыря в комплектовании
флота духовенством.................................................................44
1.3. Белое духовенство на кораблях.................................................57
1. 4. Роль епархий в комплектовании флота духовенством.....................63
1.5. Священнослужители на судах Каспийской и Азовской флотилий,
в Черноморском флоте и в Средиземноморских эскадрах................73
1. 6. Принципы подбора священнослужителей для флота........................84
Глава 2. Особенности службы священников и иеромонахов во флоте
2. 1. Порядок прохождения службы..................................................97
2. 2. Права и обязанности священнослужителей во флоте..................... 117
2. 3. Противоправные действия флотских священнослужителей................ 133
2. 4. Материальное обеспечение священнослужителей..........................140
2. 5. Церковные службы на кораблях и их материальное обеспечение...... 156
2. 6. Религиозность военнослужащих в XVIII в.................................... 174
Глава 3. Управление флотским духовенством в XVIII в.
3.1. Общие положения об управлении флотским духовенством.............. 184
3.2. Управление духовенством Ревельской эскадры
в первой половине XVIII в....................................................................... 192
3.3. Управление духовенством Котлинской эскадры,
галерного флота и Каспийской флотилии...................................204
3.4. Управление флотским духовенством во второй половине XVIII в. Реформа Павла I....................................................................................213
Заключение......................................................................................224
Список сокращений...........................................................................228
Список использованных источников и литературы.....................................229
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. XVIII столетие занимает особое место в истории Русской Православной Церкви. Преобразования, проводившиеся в то время, затронули ее иерархию, экономическую базу и обрядовую сторону. Во время всех этих изменений сложился и развивался совершенно новый для России институт — флотское духовенство. С его историей связано немало вопросов. До сих пор не ясно точное время появления обладателей духовного сана на военных судах, недостаточно изучены механизмы комплектования священнослужителями различных эскадр флота, совсем немного известно о порядке совершения богослужений на море в XVIII в., о быте священников и иеромонахов на кораблях и в портах.
Между тем в последние годы наблюдается стабильно высокий интерес к истории военного и морского духовенства. Достаточно сказать, что за минувшие двадцать лет по этой теме вышло больше работ, чем за весь дореволюционный период. При этом появляются не только и даже не столько научные, сколько популярные издания, адресованные широкому кругу читателей. Такие публикации часто выходят в свет в отдаленных от столиц регионах страны, и их авторами во многих случаях являются непрофессиональные историки. Представители же профессионального исторического сообщества за редкими исключениями пока никак не откликнулись на повышенное внимание к этой теме.
Не удивительно, что обратившийся к современной литературе заинтересованный читатель сталкивается в первую очередь с целым рядом голословных утверждений, не подкрепленных соответствующей источниковой базой. Их подтверждение или опровержение само по себе может стать задачей отдельного исследования. Но не менее важно рассмотреть те аспекты темы, которые по разным причинам еще не получили в историографии достаточного освещения. Например, практически неизученным остается период после смерти Петра I до воцарения Павла I. Также очень мало известно о священнослужителях в Азовской флотилии и в Черноморском флоте. Кроме того, в литературе почти не
указываются недостатки службы священников на судах, и превалирует сугубо положительная оценка их деятельности. Зачастую одновременно рассматривается история флотского и военного (полкового и гарнизонного) духовенства, и некоторые авторы не видят между этими структурами большой разницы, распространяют выводы, касающиеся только священников сухопутной армии, и на иеромонахов флота. Более того, назрела необходимость введения в научный оборот новых источников и верификации уже известных, но опубликованных без надлежащей археографической подготовки.
Полагаем, что разработка заявленной темы даст возможность перейти на уровень более масштабных обобщений. Привлечение ранее неизвестного фактологического материала, дефицит которого уже давно ощущается в историографии, позволит составить представление об облике всего православного священства и монашества того времени, в первую очередь иеромонахов, которые, как отмечалось в литературе, являются одной из наименее изученных категорий православного духовенства1. Кроме того, тематика диссертационного исследования непосредственно затрагивает внутриполитические преобразования XVIII в. (главным образом церковные реформы Петра I и Екатерины II), а также процесс создания в России регулярного флота. Поэтому результаты настоящего исследования будут востребованы при дальнейшем изучении всего комплекса проблем, связанных как с историей Русской Православной Церкви, так и с прошлым военно-морского флота. Наконец, история флотского духовенства хранит в себе массу нового материала о быте военнослужащих в XVIII в., об их духовном мире, а также по истории Санкт-Петербурга, Кронштадта и других портовых городов. Эти обстоятельства актуализируют тему и делают целесообразным обращение к ней в рамках диссертационного исследования.
Еще одно обстоятельство, придающее актуальность заявленной теме, связано с постепенным восстановлением в современных российских Вооруженных Силах института военного и флотского духовенства, которое может быть успешным
1 Лебедев В. Б. К вопросу о составе черного духовенства Псковской епархии в конце ХУШ-начале XIX вв. Иеромонахи // Земля Псковская, древняя и современная: Тез. докл. к научн.-практ. конф. 1998/99 гг. Псков, 1999. С. 91.
только при опоре на реальный дореволюционный опыт, а не на расхожие, часто далекие от действительности и спекулятивные суждения о нем. При этом особенно востребованными исследования по указанной проблематике стали после 2009 г., когда в Вооруженных Силах была введена штатная должность помощника командира части по работе с верующими, которую стали занимать обладатели духовного сана.
Степень разработанности темы. Историография изучаемого вопроса довольно обширна, однако до сих пор не составлено сколько-нибудь полного обзора исторической литературы конкретно по этой тематике, тем более не предпринят ее глубокий анализ. Лишь в недавнее время вышел ряд работ М. И. Ивашко, в которых анализируется отечественная литература по военно-церковным отношениям ХУШ-начала XX в. Среди этих работ необходимо особенно выделить монографию «Военное и морское духовенство России». Разумеется, само стремление разобраться в развитии историографии по данной теме нужно полностью приветствовать, но стоит также признать, что попытка, предпринятая М. И. Ивашко, оказалась неудачной. Автор дает неверные оценки имеющимся на сегодняшний день исследованиям, преувеличивает достижения постсоветской историографии, отказывается видеть случаи очевидного заимствования современными историками ряда фрагментов из дореволюционных публикаций, хотя и отмечает, что многие работы последних лет основываются на изысканиях Х1Х-начала XX в. Более того, в связи с незнанием источников по истории военного и морского духовенства, критика автора тех или иных положений других исследователей выглядит наивно. Но в целом М. И. Ивашко верно определил основные тенденции развития исторической мысли и выявил малоизученные аспекты изучаемой нами темы.
2 Ивашко М. И. 1) Русская Православная Церковь и Вооруженные силы (XVIII-начало XX вв.): Историографическое исследование. М., 2004; 2) Военно-церковные отношения ХУШ-начала XX века//Военно-исторический журнал. 2005. №6. С. 64-70; 3) Военное и морское духовенство России (ХУШ-начало XX вв.): Историографическое исследование. М., 2005; 4) Российская армия и Церковь (ХУШ-начало XX в.): Историографическое исследование: Автореф. дис. ... докт. ист. наук. М.. 2007.
Также небольшие историографические обзоры присутствуют в некоторых других исследованиях3. Впрочем, тематика последних намного шире чем история флотского духовенства XVIII в., и многие значимые работы упускались авторами из виду или вовсе не были им известны.
Интерес к теме диссертации возник во второй половине XIX в. Одни авторы приписывают первенство в изучении этого вопроса Т. В. Барсову4, другие — Н. Невзорову5. Но, справедливости ради, надо сказать, что самым первым к истории флотского духовенства обратился магистр Санкт-Петербургской духовной академии, священник Михаил Ферапонтович Архангельский, работая над статьями по истории Православной Церкви в пределах Санкт-Петербургской епархии для готовившегося в то время Санкт-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом многотомного издания. Еще до начала массовой публикации источников по истории Синодального периода Русской Православной Церкви историк сделал ряд обобщений о порядке комплектования флота духовенством, о деятельности флотских обер-иеромонахов, которые назначались в эскадры для непосредственного контроля над служившими там иереями и священноиноками, а также об истории некоторых морских храмов6. Его работу продолжил священник
3 Чимаров С. Ю. Русская Православная Церковь и Вооруженные силы России в 18001917 гг. СПб., 1999. С. 15-40; Кузнецов А. М. Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укреплении флотских традиций (ХУШ-начало XX века): Дис. ... канд. ист. наук. М., 2000. С. 5-11; Беляков А. П. История флотского духовенства и его роль в воспитании военных моряков дореволюционной России //ДелоРус: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dcIorus.com/medialibrary/detail.php?!0=2292 (дата обращения: 05.05.2014); Котков В. М. Военное духовенство России. Страницы истории: В 2-х кн. Кн. 1. СПб., 2004. С. 7-37.
4 Чимаров С. Ю. Русская Православная Церковь и Вооруженные силы России... С. 10; Кузнецов А. М. Православное духовенство морского ведомства России... С. 6-7; Мельникова Л. В. Армия и Православная Церковь: Российская Империя в эпоху наполеоновских войн. М., 2007. С. 7.
3 Давлетшин В. Р. Военное духовенство в России ХУШ-начала XX века и его деятельность по морально-психологическому обеспечению охраны государственной границы: исторический анализ: Дис.... канд. ист. наук. М., 2004. С. 9; Ивашко М. И. Русская Православная Церковь и Вооруженные силы... С. 49; Беляков А. П. История флотского духовенства...
6 Архангельский М. Ф., свящ. 1) История Православной Церкви в пределах нынешней С.-Петербургской епархии // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 1. СПб., 1869. С. 1-160; Вып. 2. СПб., 1871. С. 161-298; 2) История Санкт-Петербургской епархии с учреждения 1 -го сентября 1742 года единоличной епископской кафедры до наших
С. И. Опатович, который в своей статье, основанной на документах архива Санкт-Петербургской консистории, обратил внимание на белых приходских священнослужителей, бывавших на кораблях. Главный вывод, к которому пришел Опатович, состоит в том, что белому духовенству «служба во флоте была просто невозможна» — приходилось на все лето отказываться от прихода, а следовательно, и от средств к пропитанию семьи. Поэтому священники искали все возможности, чтобы избавиться от определения на военные суда7.
Архангельский и Опатович ввели в научный оборот ценный фактический материал, на который впоследствии ссылались многие историки. И все же первой работой монографического характера по истории военного и морского
духовенства явился изданный в 1875 г. труд Николая Невзорова «Исторический
£
очерк управления духовенством военного ведомства России» . Работая над написанием этой книги, автор впервые привлек материалы архива канцелярии обер-священника армии и флота, которые позволили ему осветить реформу Павла I и события XIX в. Но источников по XVIII столетию в распоряжении историка было крайне недостаточно, в связи с чем данный период оказался представленным в его работе весьма фрагментарно. Между тем и здесь автор впервые сделал несколько важных наблюдений, в том числе относительно комплектования флота духовенством (в частности, показал роль Синода и Александро-Невского монастыря) и управления флотскими священнослужителями, где подробно остановился на обязанностях обер-иеромонахов. Невзоров, как и его последователи, уделял внимание лишь периодам правления Петра I и Екатерины II, а также в связи с ограниченной источниковой базой освещал преимущественно деятельность полковых иереев. Однако, принимая во внимание новаторство исследователя, а также тот факт, что
дней//Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 3. СПб., 1873. С. 3-90. — См. также: Архангельский М. [Ф.], свящ. Преосвященный Феодосий, первый архиепископ С. Петербургский // Странник. 1869. Янв. С. 53-100.
7 Опатович С. [И.], свящ. История С.-Петербургской епархии с учреждения 1-го сентября 1742 года единоличной епископской кафедры//Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 5. СПб., 1876. С. 91-165; Вып. 7. СПб., 1883. С. 1-41.
о
Невзоров Н. ■ Исторический очерк управления духовенством военного ведомства в России. СПб., 1875.
все последующие работы по истории управления флотским духовенством лишь добавляли детали в сделанные им выводы, рассматриваемый труд стоит оценивать довольно высоко.
Значительным шагом в изучении темы стала монография профессора Санкт-Петербургской духовной академии, специалиста по истории церковного права Тимофея Васильевича Барсова «Об управлении русским военным духовенством», впервые опубликованная на страницах журнала «Христианское чтение» в 1878 г., а через год вышедшая отдельным изданием9. В некотором роде этот труд продолжил изыскания Невзорова, существенно их дополнил и расширил. На основе имевшихся к тому времени опубликованных и, что особенно важно, архивных документов (в первую очередь извлеченных из архива Синода), автор изучил развитие управления военно-морским духовенством начиная с 1719 г., установил имена многих обер-иеромонахов флота (при этом указал, что иногда они возглавляли и священнослужителей сухопутных войск, а обер-полевые священники из белого духовенства появились не ранее 1740-х гг.), а также рассмотрел эволюцию взаимоотношений полкового и морского духовенства с епархиальными властями. Историк достаточно подробно остановился на времени Петра I, но также несколько страниц уделил и другим периодам XVIII в. Важно отметить, что после Барсова данным хронологическим отрезком практически никто не занимался, и все последующие историки вынуждены были заимствовать фактологический материал, который приведен в рассматриваемом исследовании. Но намного более детально историк изучил реформу Павла I и привлек для этой цели множество новых архивных документов. В целом же, по объему изученных источников работа Барсова не имела себе равных в историографии до начала XX в. Вызывает удивление, как среди всей массы архивного материала (на тот момент еще во многом неразобранного и неописанного) историк смог обнаружить наиболее информативные документы. Но в то же время нельзя и преувеличивать
9 Барсов Т. [В.] 1) Об управлении русским военным духовенством // Христианское чтение. 1878. №3-4. С. 481-530; №7-8. С. 27-77; №9-10. С. 378^112; №11-12. С. 613-644; 2)06 управлении русским военным духовенством. СПб., 1879. — Далее по тексту ссылки даются по второму изданию.
заслуги данной работы. По сути, это всего лишь краткий обзор одного из многих аспектов истории флотского духовенства, а именно его управления, все остальные составляющие этой проблематики не интересовали исследователя.
Далее на несколько десятилетий активное изучение темы настоящей диссертации приостановилось. Например, А. П. Доброклонский в четвертом выпуске «Руководства по истории Русской Церкви», изданном в 1893 г., был вынужден повторить содержание работ, вышедших в свет еще в 1870-е гг.10
Очередной всплеск интереса к истории управления военным и морским духовенством датируется рубежом XIX и XX вв. В ча�