автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Православные храмы Западного Забайкалья, XVII - XX вв.
Текст диссертации на тему "Православные храмы Западного Забайкалья, XVII - XX вв."
л*, -У .г ■ / у У /-"
/У / . - ,■■■ .--> • . '
К ' «' '■ 5 »•• «-.....'
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Диссертационный совет К. 113,36.02
На правах рукописи.
МИТЫПОВА Гунсема Сандаковна.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ЗАПАДНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ
(ХУП-ХХ вв.)
Специальность 07.00.02. - Отечественная история.
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
Улан-Удэ. 1998 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Стр.
Введение............................................................................................................................................................3-19
Раздел 1. Острожские и монастырские храмы как начало и первооснова распространения православной культуры (30-70-е гг. XVII в.)... 20-44 Раздел 2. Развитие и духовно-культурная деятельность православных
храмов в Западном Забайкалье (ХУШ-Х1Х вв.)............................................................45-92
Раздел 3. Миссионерские храмы как центры внедрения православной
среди бурят и эвенков (XIX в.)........................................................93-106
Раздел 4. Проблемы кризиса и возрождения церковного строительства в советский и постсоветский периоды............................................................................107-128
Заключение....................................................................................................................................................129-137
Примечание..................................................................................................................................................138-143
Библиографический список работы....................................................................................144-178
Приложения................................................................................................................................................179-192
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования. Со времени освоения Сибири Россией, с основания острогов и городов русскими казаками-землепроходцами, история православной церкви в Забайкалье, ее просветительская деятельность является одной из самых содержательных и неординарных страниц.
Православная церковь в своей деятельности затрагивала определяющие стороны духовной жизни русских поселенцев православного вероисповедания, зачастую неординарных по своему социальному составу, оказала существенное влияние на мировоззрение, традиции и обычаи, уклад жизни бурят, вылившееся в длительный процесс христианизации.
Православные храмы со времени своего основания в местах компактного расселения русского населения на территории Бурятии привнесли существенные изменения в культуру региона, коренным образом повлияли на изменение историко-культурного ландшафта. Храмы, основанные в 1640-1666-х годах в острогах, впоследствии преобразованные в города, монастыри I Даурской миссии (1681) - Посольский и Селенгинско-Троицкий, способствовали образованию поселений на восточном побережье Байкала с приходскими церквями, значительно изменили облик местности, явились, по существу, в силу ее легитимности и морфологической особенностей, своеобразным социокультурным институтом, повлиявшим на культурную жизнь русских и бурят.
Деятельность православной церкви с сер. XVII в. по 1917 г., особенно просветительная, требует объективного подхода и необходимого научного анализа. Православие в Бурятии не могло не оставить глубоких и качественных изменений в культурной жизни края, последствия которых наблюдаются во всех составляющих современной культуры региона.
До 1990-х годов исследования по истории храмовых комплексов православия как объектов и центров культурно-исторического процесса носили не-
сколько односторонний характер, выявлялись и освещались вопросы взаимодействия буддизма и шаманизма, а также деятельность православной церкви с позиций христианизации бурят. Оценивая перспективы сосуществования различных религиозных систем на территории современной Бурятии, изучение проблем истории православной церкви в Бурятии может дать более точный оценочный прогноз и историко-культурное обоснование перспектив дальнейшего развития общества и культуры.
Актуальность исследования повышается ввиду необходимости уточнения некоторого конкретного исторического материала. Деятельность I Даурской, миссии, архиереев Иркутской и Забайкальской епархии, в состав которой входили церковные приходы городов и сел Бурятии, Миссионерского отдела Св. Синода, Переводческой комиссии Св. Гурия при Казанской духовной академии, на наш взгляд, должна получить более объективную оценку, соответствующую современным взглядам и достижениям исторической науки.
Деятельность православной церкви была направлена на осуществление насущных практических задач империи, являясь ее идеологической базой. Русское православие, являясь по существу национальным явлением, сумело преодолеть противоречия с традиционными религиями края и выйти на уровень1 диалога с буддизмом и шаманизмом, развивая собственные позиции в Центрально-азиатском регионе. К XX веку был достигнут уникальный опыт сосуществования религий в ограниченных территориальных рамках, характеризующийся состоянием духовно-нравственного равновесия. Степень научной разработанности проблемы. Литература по дореволюционной истории православной церкви России, в частности Сибири, обширна и разнообразна.
Фундаментальные труды по дореволюционной истории православной церкви - "История российской иерархии" А. Орнатского, "История русской церкви" в 5-ти томах Ф. Гумилевского, "История русской церкви" в 12-ти то-
мах Макария и ряд других посвящены истории развития православной церкви России и представляют значительный интерес в плане поставленной проблемы. Изучению истории православной церкви Забайкалья посвящена известная работа деятеля русского православия Амвросия Орнатского, в которой дава-' лось описание деятельности монастырей Иркутской епархии.1
Во второй половине XIX - нач. XX в. издан ряд работ церковных историков, которые, оценивая развитие исторического процесса с собственных методологических позиций, представили современным исследователям богатый фактический материал. Во всех рассмотренных работах приведен фактический материал по истории церковных приходов Иркутской епархии. Особенный интерес представляют материалы книг М.П. Строева "Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви", Нестора (иеромонаха)
I
"Православие в Сибири", Знаменского П.В. "Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I" и др.
Значительный интерес представляет двухтомный труд И.М. Покровского "Русские епархии в XVI - XIX вв., их открытие, состав и приделы", в котором прослеживается процесс формирования Иркутской епархии, ее состав, границы, вклад иркутского духовенства в колонизацию Восточной Сибири. Статистические данные позволяют выявить закономерности расширения сети церковных приходов, а также некоторые региональные особенности.
Высоко оценивая вышеназванные труды авторов, следует иметь в виду, что эти работы рассматривают особенности утверждения православия на окраинах империи в контексте общероссийской истории. Эти проблемы затронуты фрагментарно, зачастую с позиций логики официальной идеологии империи - православия.
Среди трудов дореволюционных историков Сибири и деятелей Российского Географического общества, посвященных историко-географическому обзору края, содержатся сведения о православных храмах края. О тех или иных
церквях, школах и священнослужителях упоминается в трудах А.И. Термена "Среди бурят Иркутской губернии и Забайкальской области", Г.М. Осокина "На границе Монголии. Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья", В. Паршина "Поездка в Забайкальский край".4 В вышеназванных работах, содержащих историко-географический обзор, вопросы деятельности православного духовенства и церкви затронуты описательно и фрагментарно. В работах по истории Сибири авторов П. Словцова, В. Вагина, В. Андриевича и1 ряда других фрагментарно затрагиваются вопросы деятельности православного духовенства и церкви края , освещаются вопросы духовной жизни в контексте общественно-политического развития России. В этих работах не формулируется значение церквей в качестве духовно-культурных центров, не показано перспективное значение храмов в деле воспитания. К сожалению, многие работы не избежали описательности и фрагментарности в изложении материала. Статистические данные Комиссии Куломзина по землевладению и землепользованию в Забайкальской области дают богатый материал для исследова-
I
теля, хотя истории православия находит здесь отведено незначительное место.5
Часть вышеназванных источников имеет отношение к миссионерской деятельности православного духовенства в регионе. Представляет интерес описание деятельности Пекинской духовной миссии, опубликованы материалы об основании миссии в XVIII веке, о следовании миссионеров через Байкал и селенгинские степи и пребывании их в гг. Селенгинске, Кяхте и в Селенгин-ско-Троицком и Посольском монастырях . Есть довольно интересные сведения о состоянии монастырей на этот период, о священнослужителях, изучающих
I
китайский язык и занимающихся изучением истории и культуры Китая и Монголии. В материалах дипломатических посольств, составленных Николаем Бантыш-Каменским - "Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792 гг.", помимо вопросов межгосударст-
венных отношений затрагиваются и проблемы духовных миссий. В истори-
ческих хрониках, таких как "Иркутская летопись 1857-1880 гг." Н.С. Романова, даны подробные сведения о составе миссий , маршруты их следования. В фундаментальном исследовании "Русско-китайские отношения в XVII веке" имеются достоверные сведения о состоянии православия в Забайкалье.6
Конкретные фактические материалы по истории православной церкви в крае, по исследуемой нами проблеме дают работы собственно историков церкви. Помимо специальных трудов по истории церкви мы находим сведения о забайкальских церквях в «Православном энциклопедическом словаре», в «Памятной книжке Забайкальского края», где даны статистические сведения о храмах и священнослужителях. В светских изданиях, таких как «Путеводитель по Транссибирской магистрали» и «Города России», также даны материалы о церквях и соборах городов и станций края. Хотя в вышеназванных работах собран огромный фактический материал, краеведческого направления, отсутствует объективная оценка деятельности церкви в регионе.
С позиций изучения проблем церковной жизни изнутри пронизаны материалы "Иркутских..." и "Забайкальских епархиальных ведомостей", издававшихся в XIX - нач. XX вв., в которых деятели Иркутской епархии Макарий, Мелетий, Вениамин и другие православные миссионеры затрагивают вопросы > и проблемы миссионерской деятельности церкви и духовенства, жизни бурятского и эвенкийского населения в контексте "окормления паствы". Здесь приведены статистические данные о крещении бурят, опубликованы материалы о финансовом состоянии церковных приходов.
В советский период, когда в борьбе против религии ограничивались рамки изучения темы, допускались грубейшие нарушения веротерпимости, не всегда учитывался опыт многовекового историко-культурного развития русского православия. С 1920-х. гг. появляются работы атеистического направления, в которых история церкви освещается в одностороннем порядке, изда-
ются антирелигиозные учебники, атеистические словари. Определяющим моментом для всей церковной политики государства и советской исторической науки явились пропагандистские выступления партийных деятелей того времени - И.В. Сталина, Н.И. Бухарина, А. В. Луначарского, Ем. Ярославского и др.
"История русской церкви" Н.П. Никольского положила начало исследо-' ваниям по истории православной церкви в рамках определенной методоло-
п
гии. Несмотря на сложность методологических установок этого времени, значение работы заключается в том, что советская историческая наука впервые обратила внимание на историю отечественного православия
Издаются работы, в которых дается негативная оценка деятельности православного духовенства. Это, в первую очередь, работы К.П. Абросенко «Религия на службе контрреволюции в Сибири», Е.Ф. Грекулова «Православная церковь - враг просвещения», М.Л. Нейтмана «Православная церковь Зао 1
байкалья в период семеновщины» и др. К сожалению, характер этих исследований заключается в том, что в них доминируют политические штампы, которые не позволяют оценить эти сочинения как подлинно научные.
В диссертации были использованы работы Д. Лихачева, А. Сахарова, Б. Рыбакова и ряда других отечественных исследователей, их фундаментальные теоретические положения по истории и теории культуры и религии легли в основу концептуальных построений автора.
Ряд авторов освещают основные процессы практической реализации религиозных принципов социальной жизни, взаимодействие и взаимное влия-
I
ние религиозных институтов и структур власти, религии и культуры - это работа С.И. Самыгина, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонской «Религиоведение: социология и психология религии». Здесь рассматриваются причины и истоки распространения православной церкви в Забайкалье, одновременного сосуществования различных религиозных концепций и многообразия религиозной
жизни, которые являются феноменами общественной жизни России в XVII-XIX вв.
Монография Л.П. Шорохова интересна тем, что автор впервые уделяет внимание деятельности монастырей, приводит статистические сведения по монастырям Иркутской епархии. Основная часть внимания автора уделена хозяйственной деятельности монастырей как некоего замкнутого хозяйственного комплекса.
В исследованиях отечественных историков С. Бахрушина «К вопросу о крещении Киевской Руси». Б.Д. Грекова «Крещение Руси», М.Н.Тихомирова «Просвещение Киевской Руси» и ряде других работ привлечены материалы по истории распространения христианства на Руси, выявлена логика его развития, а также исторические условия распространения православия. Безусловно, авторы находятся на позициях марксистско-ленинского понимания историзма в приложении к общественным явлениям, однако им присущи глубокое социо-философское видение предмета исследования, многоаспектность изложения , не подвластные идеологическим установкам.
По исследуемой нами теме и по вопросу участия православной церкви в > колонизации Восточной Сибири, в частности, Западного Забайкалья в ХУ11 в., вышеназванные исследования являются бесспорными в теоретическом плане. Авторы, критикуя церковь, учитывают тот фактор, что церковь укрепляла авторитет самодержавной власти, способствовала реализации на практике идеи « Москва - третий Рим», являлась частью государственной системы власти.
Вместе с общественными настроениями и развитием историографии на рубеже 80-90-х гг. XX в. начинается новый этап в историографии российского православия, сопровождавшийся процессами возрождения утраченных ценностей, апелляцией к историко-культурному наследию. Ретроспективная основа работ Н.С. Гордиенко "Современное русское православие", И.А. Крывелева "История религий" и ряда других позволяет провести ряд сопоставительных
аналогий в истории православия в России и на ее национальных окраинах.9 Хотя в вышеназванных работах подводятся общие итоги сложного процесса, касающегося кризиса православной церкви в масштабах России, ряд оценок,> касающихся роли и значения православия, актуальны для нашего исследования.
Достаточно объективной и насыщенной источниковой базой является "История бурят-монгольского народа" Ф.А. Кудрявцева, изданная в 1940 г. Ряд работ бурятских ученых посвящен экономическому состоянию монастырей, формированию поселений новокрещеных бурят, их социальному положению, хотя основополагающей концепцией, проходящей красной нитью через все работы, является утверждение, что православное духовенство являлось орудием царского правительства в деле колонизации края10
В связи с разработкой программы "Наследие" Министерством культуры РБ и масштабным проведением реставрационных работ памятников церковного зодчества, активизацией деятельности государственных учреждений охраны памятников в 70-80-е годы нашего столетия проводились комплексные исследования по истории монастырей и приходских церквей. В результате проведенных работ в научно-исследовательских и проектных институтах появились фундаментальные исследования по истории городов Сибири и церквей, в рамках программы создания Свода памятников истории и культуры народов Сиби-
I
ри, предпринятых СО РАН.
Работы Крадина В.И. "Первые русские города Сибири", Крадина Н.П. "Русское деревянное оборонное зодчество", Резун Д.Я., Васильевский P.C. "Летопись сибирских городов", Проскурякова Т.С. "О регулярности в русском градостроительстве XVII - XVIII вв." и ряд др. фундаментальных трудов исследователей истории архитектуры и градостроительства положили начало детальному анализу истории русских городов и церковного зодчества в Сибири. Определен�