автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Правовая культура в основаниях самодостаточности человека эпохи глобализации

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Рашитов, Ильзам Масгутович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Правовая культура в основаниях самодостаточности человека эпохи глобализации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Правовая культура в основаниях самодостаточности человека эпохи глобализации"

На правах рукописи

РАШИТОВ ИЛЬЗАМ МАСГУТОВИЧ

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В ОСНОВАНИЯХ САМОДОСТАТОЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Уфа-2009

003464870

Диссертация выполнена на кафедре онтологии и теории познания ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет».

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Галимов Баязит Сабирьянович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Защита состоится «27» марта 2009 года в 10.00 час. на заседании диссертационного совета Д.212.013.03 в ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по адресу: 450074, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32, гл. корпус, ауд. 01.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета.

Автореферат разослан «25 » февраля 2009 г.

Азаматов Дамир Мустафеевич

кандидат философских наук, доцент Моджина Наталья Валентиновна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Уфимский юридический институт» МВД РФ.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена целым рядом обстоятельств.

1. Правовая культура выступает в качестве реальной альтернативы технократическому духу, мистицизму, мнимой духовности, одностороннему пониманию как идеи прогресса, так и идеи общечеловеческой цивилизации, которая, абсолютизируя опасность будущего, по существу устраняет регионально-этнические типы культур. Тем самым процесс глобализации как целостный процесс начинает подавлять автономную разнокачественность элементов, его образующих.

2. Правовая культура - это прежде всего мозаичная культура, фундаментальный базис культуры вообще. В силу того что право начинается там, где возникает момент самоограничения свободы, правовая культура в условиях, когда мир «одержим» духом глобализма, означает свободу не только «сильных», но и «слабых» общественных корпускул.

3. Правовая культура (и в этом проявляется её гуманистический потенциал) задаёт определённую систему координат, в которую помещается не просто мир, или, точнее сказать, «теоретизированный мир», а «дух», субстанцией которого выступает свобода, являющаяся ценностью всех ценностей. Осознание социокультурного контекста идеи права приводит к необходимости осознания сущности человеческой свободы, мира глубинных размышлений и переживаний человека как напряжённого труда по поиску самого себя в условиях глобализации.

4. Современную эпоху принято называть не только кризисной, но и стохастичной. В глобальном масштабе речь идёт о кризисе техногенной цивилизации. Общим источником экологического, антропологического кризиса, кризиса парадигм и систем образования выступает, по мнению автора, падение нравственного духа, который проявляется в отрыве экзистенции внутреннего мира человека от его сущности, мысли. В данном отношении сегодня необходимо указать на опасность распространения бездушной, построенной на духе техницизма правовой культуры. Последняя как основа самодостаточности личности реализоваться не может, если не учесть всё богатство её сущностных сил.

Опасность технократических тенденций выражается в массовом наступлении техники, уродующей духовный и особенно душевный мир человека. Современное общество восторгается духом обогащения, комфорта, господством духа приятности, удобности и полезности. Ориентируясь на новшества технической цивилизации, человек оказывается не в состоянии возвыситься над посредственностью. В принципе, наше время - это время сметливых и расчетливых людей. Люди

воображают, что могут духовно возвыситься над толпой, но при этом оказываются лишёнными романтической устремлённости к творчеству, а последнее, как известно, сопряжено с различными способами освоения мира (в том числе и с правовым освоением).

В современную эпоху, которая заставляет задуматься человека над вечными и, казалось бы, банальными истинами (например, убеждённостью в непременной благотворности научно-технического процесса), актуальной становится мысль о преемственности в истории правовой культуры: ведь прогресс совершается не только с помощью революционных ломок, но и благодаря ежедневному, постоянному и продуктивному труду, без которого невозможно никакое продвижение вперёд.

5. Отрицательные последствия научно-технического прогресса поставили человечество на грань катастрофы. Потому становится актуальной задача идентификации (самоидентификации) правовой культуры личности в условиях глобализации. Не всё заложено в мире изначально, но постепенно вкладывается в него людьми, их творческой деятельности В данном отношении правовая культура, как субстанциальная форма духовности, «приоткрывает» новые миры, причём не только пути в неизвестное, но и способы человеческого межличностного общения.

Здание мира правовой культуры слагается, формируется лишь в настоящее время. Данное строение не сложено до сих пор. Да и вряд ли человечеству удастся это осуществить в самое ближайшее время. Настоящая диссертационная работа призвана отыскать «кирпичики» для будущего здания правовой мысли. В этих целях диссертант попытался исследовать правовую культуру права, а это не представляется возможным осуществить, если полностью абстрагироваться от современности и глобальных проблем, с которыми она органичным образом связано.

Степень научной разработанности проблемы. Вопрос об исследовании сущности правовой культуры сопряжён с мыслью о совершенном государстве. Утопическая линия Платона, взятая во всех своих частных импликациях, предвосхищает ренессансную утопическую мысль. Тщательным образом разработанные положения о праве и правовой культуре, восходящие к Августину, обладают эвристическим потенциалом, поскольку в них сделан акцент на потенциальной природе права, которая как бы «опережает» саму мысль о праве как способе реализации свободы.

Последняя требует саморефлексии культуры, а данный процесс начинается с эпохи Просвещения, когда культура (в том числе и правовая) стала пониматься как доминанта в формировании собственно человеческого бытия, как преодоление эмпирического начала разумным началом для достижения высоконравственного существования личности и её духовности.

Уже здесь дифференцируются взгляды на правовую культуру: одни авторы апеллируют к разуму (Ф. Вольтер, Кондорсе, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, А. Гумбольдт) иные - к эстетическому чувству (Ф.В.И. Шеллинг, братья Шлегели, Новалис) третьи усматривают развитие данной культуры в материальном производстве( Л. Морган, К.Маркс, Ф. Энгельс).

Значительный вклад в исследование проблем свободы и философии права внёс Ф. Бэкон, обосновавший ту мысль, что с помощью знания человек становится не только господином окружающей среды, но и своей собственной судьбы. Сегодня мы должны «очищать» не только свои действия, но и свои мысли. Эту идею продолжает Б. Спиноза, который видит цель науки в предоставлении человеку всего того, что необходимо для достижения свободы. Человек - часть и одновременно продукт природы. Следовательно, желание свободы и осуществление подлинно правовых отношений - естественный закон, закон сохранения свобод, особенно важный в эпоху глобализации, когда усилилась хрупкость человеческого бытия.

Французские материалисты высказывали мысль, что человек рождён быть свободным, а между тем он повсюду в цепях. Свобода, по Гольбаху, есть «возможность делать для своего счастья всё, что допускает природа человека, живущего в обществе».

В немецкой классической философии идея права и идея свободы выступают на первое место. Согласно И. Канту, трансцендентальная свобода есть сверхчувственная свобода. Именно она - основание практической свободы, правовой свободы. И.Г.Фихте, в отличие от И.Канта, считает, что человеческое тело, а также окружающая его природа подчинены суровой необходимости. Но человек не довольствуется констатацией необходимости, а принимает деятельное участие в историческом, культурном процессе. Критикуя канговский метафизический отрыв необходимости от свободы, Г.В.Ф. Гегель подчёркивает конкретность последней. Философия права должна явиться реализацией гуманных отношений в обществе, создать теоретические предпосылки для развития личности.

Проблема свободы и права разрабатывается и в современной западной философии. В экзистенциализме свобода связывается с такими понятиями, как «страх-тоска», «отчаяние», «переживание». Человек сегодня охвачен различными страхами. Ж.-П. Сартр исходит из идеи свободы воли, свободы выбора. Человек «всегда или полностью свободен, или он не существует».

Рабочая гипотеза автора состоит в том, чтобы показать, что в основе правовой культуры лежит историческое начало, без которого она не имеет притягательной силы. Историческое познание позволяет объединить

многие концепции свободы в некое мозаичное целое. В настоящие время, в условиях глобализации должен осуществиться синтез существующих концепций свободы. Историческое мышление в данном отношении направлено на выявление собственных начал личностей, на развитие их сущностных сил (любовь, стремление к социальной справедливости и т.д.). В этом смысле для автора имеют большое значение труды П.В. Алексеева, П.П. Гайденко, Б.С. Галимова, Э.В. Ильенкова, А.Ф. Кудряшева, В.А. Лекторского, A.B. Лукьянова, К.Н. Любутина, Л.А. Микешиной, Д.А. Нуриева, Н.П. Французовой, А.Р. Янгузина, Ю.Хабермаса.

Диссертант обращает своё внимание на то обстоятельство, что в настоящее время существуют достаточно оригинальные концепции свободы и права, разработанные С.А. Левицким, A.M. Максимовым, Д.В. Пивоваровым.

Однако идея права, идея исследования её экзистенциальных оснований в эпоху глобализации, по мнению автора, получила ещё недостаточное осмысление. В настоящее время в этом плане уже накоплен значительный опыт, и необходимо осознавать, что человек свободен, когда исходит из возможностей своей личности. В эпоху глобализации возрастает роль не только идеи целостности и мозаичности мира, но и значение идей целостности внутреннего мира личности, его защиты. В этом отношении на автора оказали влияние труды Ю.В. Ананьева, И.С. Алексеева, А. Бергсона, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Э. Блоха, Б.П. Вышеславцева, B.C. Глаголева, A.A. Валькова, И.А. Ильина, В.А. Кайдалова, М.С. Кагана, В.В. Лазарева, Н.В. Модисиной, М.А. Пушкарёвой, А.И. Селиванова, В.Г. Федотовой, И.Т. Фролова, B.C. Хазиева, В. Хёсле, В.А. Яковлева.

Несмотря на все идейное богатство и многообразие существующих подходов к исследованию права и правовой культуры, её предметного поля, взятого в контексте проблемы свободы, в настоящее время ещё отсутствует интегративный анализ правовой культуры в основаниях самодостаточности человека эпохи глобализации.

Объект исследования - право как социокультурный феномен, который в эпоху глобализации выступает не только регулятором общественных отношений, но и практически пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности, находясь в эпицентре жизненных исканий человека, связанных, как правило, с процессами самоограничения и самоопределения его «Я».

Предмет исследования - структурно-функциональный анализ правовой культуры в основаниях самодостаточности человека.

Цель исследования заключается в раскрытии сущности правовой культуры в основаниях самодостаточности человека эпохи глобализации. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:

• исследовать правовую культуру как форму самодостаточности человека эпохи глобализации и выявить её социокультурный контекст;

• обосновать связь правовой культуры с мировоззрением человека, что позволит выявить творческий потенциал данной идеи в эпоху глобализации;

• исследовать процесс идентификации правовой культуры эпохи глобализации на основе анализа её специфики;

• выявить на основе исследования сущности правового сознания основные черты глобального кризиса современного общества и определить контуры будущего правовой культуры; Методологическая основа диссертационного исследования. В

качестве данной основы выступает социокультурный подход, который позволяет рассмотреть правовую культуру в основаниях самодостаточность человека эпохи глобализации. Правовая культура достигает состояния самодостаточности лишь в том случае, если соорганизуется с эстетическими и нравственными основаниями человеческого бытия.

В диссертации автор исходит из того положения, что знание о праве включает в себя не только мысль о нём, но и представление о самом способе социального конструирования права, что способствует формированию правового мышления человека. А это и есть правовая культура человека, как социальная рефлексия над правом, так необходимая нам в эпоху глобализации.

В диссертации использованы элементы структурно-функционального подхода, принципы историзма и системности. Ведь мы, существуя в эпоху системного кризиса современности, тем не менее, прилагаем усилия к выходу из этого кризиса на базе исторического мышления.

Научная новизна диссертации заключается в разработке идеи правовой культуры в основаниях самодостаточности человека эпохи глобализации. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:

• доказано, что правовая культура представляет собой смыслообразующий центр, вокруг которого выстраивается практически вся культурная, духовно-нравственная деятельность человека.

• обосновано, что в эпоху глобализации усиливаются процессы «самополагания» и «самоограничения» «Я», связанные с действительностью самосознания человека, с процессом развёртывания его сущностных сил, что становится возможным лишь в том случае, если правовая культура основывается на трансцендентальном идеале, гармонии индивида и общества, выполняющем социально-регулятивную функцию;

• доказано, что трансцендентальный идеал, как проявление самодостаточности человека, выступает в качестве инварианта, остающегося неизменным в различных культурно-исторических формах, и повышает жизнеспособность функций правовой культуры;

• выявлено, что творческий потенциал правовой культуры эпохуи глобализации раскрывается в процессе свободного развития человеческой личности, а свобода как проявление самодостаточности человека, его способности находиться в согласии с самим собой и обществом, расширяет диапазон возможностей как личности, так и общества;

• обосновано, что процесс идентификации правовой культуры сопряжен с поиском лучшего «Я» в человеке, а это, в свою очередь, повышает степень кристаллизации духовного мира, способствуя усилению нравственного начала в человеке.

Теоретическое и практическое значение исследования.

Теоретическое значение работы заключается в том, что полученные результаты найдут применение в деле дальнейшего изучения феномена правовой культуры в условиях. глобализации. Положения диссертации могут быть использованы в дисциплинах общекультурного характера, а также для прогностического моделирования ситуаций в различных областях культуры. Выводы диссертации найдут применение в правовой практике при решении целого ряда проблем становления правового государства, где право выступает неотъемлемым ценностным атрибутом.

Практическое значение работы состоит в том, что основные положения найдут применение в процессе преподавания учебных дисциплин по социальной философии. Кроме того, результаты диссертации могут применяться специалистами в процессе разработки учебных программ и преподавания таких спецкурсов, как «Философия права», «Правовая политика и правовое воспитание в условиях глобализации».

Полученные результаты найдут применение в социальной политике (в частности, при составлении программ правового и нравственного воспитания, в деятельности государственных, учебных, социальных, правовых центров работы со студентами и молодёжью).

Апробация работы. Теоретические положения диссертационного исследования были апробированы в ходе участия автора на научных конференциях, в том числе: на региональной конференции «Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан: история и современность» (Уфа, декабрь 2006 г.), международной научно -практической конференции «Актуальные вопросы государства и гражданского общества на современном этапе» (Уфа, 10-11 апреля 2007г.), Всероссийской научной конференции «Россия и Башкортостан: историко -

социальное взаимодействие» (Уфа, октябрь 2007г.), Республиканской научно - практической конференции «Повышение правовой культуры задача первостепенной важности» (Уфа,22 февраля 2008 г.), а также в 4 публикациях автора общим объёмом 7,1 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и списка литературы, включающего в себя 246 наименований. Общий объём диссертации - 137 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении даётся обоснование актуальности проблемы, степени её научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, формулируются его цель и задачи, определяется методологическая основа исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, приводятся данные об апробации.

В первой главе «Проблемы исследования правовой культуры в эпоху глобализации» решается задача анализа права как многоаспектного социального феномена, выступающего основанием самодостаточности человека, исследуется творческий потенциал идеи правовой культуры в условиях глобализации.

В первом параграфе «Правовая культура как форма самодостаточности человека» автор останавливается на понятийном статусе права. С целью анализа он привлекает труды И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля. «В теории права, - пишет И.Г. Фихте, — нет речи о моральном обязательстве; здесь каждый связан лишь произвольным решением жить в обществе с другими; если кто-то не хочет ограничивать свой произвол, то в области естественного права ему нечего противопоставить, кроме того, что он и таком случае должен удалиться из всякого человеческого общества».1

Правовой закон требует, чтобы человек, живущий в обществе с другими людьми, ограничивал свою свободу, позволяя тем самым наряду с его свободой существовать свободе других «Я». Но правовой закон вовсе не требует, чтобы человек существовал в обществе именно данных людей. От каждого зависит, хочет ли он жить в этом определённом государстве или нет; но если он хочет, то обязан соблюдать его законы.

Итак, право имеет свою особую сферу, в отличие от мира нравственности. Теория права никогда не имела дела с чистым понятием свободы. Она всегда имеет дело с проблемой реализацией такого понятия. И действительно, рассмотрение понятия (точнее, идей) свободы должно

1 См.: Fichte J.G. Werke. Auswahl in sechs Bänden, hrsg. von F.Medicus. - Leipzig, 1908-1911. -Bd. 2. -S. 15.

быть проведено вне связи с вопросом о том, как может быть осуществлён нравственный закон. Последний должен быть - такова альфа и омега философии нравственности. В сфере нравственности речь идет о реальных условиях осуществления нравственного закона, а отнюдь не о его идеальном содержании.

При этом правовая культура может выступать как важное условие возможности формирования нравственного самосознания личности. В этом раскрывается интеллектуальный, нравственный потенциал идеи права. Данный потенциал направлен прежде всего на раскрытие творческих потенций самосознания личности, которые гармонизируют идущий процесс глобализации общества с духовно-нравственными ресурсами «Я» личности.

Абстрактное право - самая первая ступень в движении права от абстрактного к конкретному. Первое - это право абстрактно свободной личности. Данное право имеет тот смысл, что в основе права лежит свобода отдельного человека. На данной стадии социальным эквивалентом позитивного закона выступает формальная правовая заповедь: «...будь лицом и уважай других в качестве лиц»2. Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, причём равны в их одинаковом праве на частную собственность, но отнюдь не в размере владения собственностью. Эта мысль сегодня чрезвычайно актуальна, особенно в эпоху глобализации, когда, несмотря на то что компьютерные технологии связывают весь мир, расслоение на богатых и бедных продолжает расти.

Регулирование процесса глобализации может осуществляться, по мнению диссертанта, под воздействием процесса расширения возможности «Я» человека, мозаичности его духовного мира. Уже с исторических времен можно проследить стремление человека изучить мир, объяснить и охватить его своей деятельностью, окультурить известную ему среду обитания. При таком подходе сам феномен глобализации нам не представляется новым, а является объективной реальности, изначально присущией человечеству. В настоящее время можно отследить очередной переход данного процесса расширения «Я» на новый качественный уровень, получивший имя «глобализации». Данному переходу присущи следующие особенности: изменение менталыюсти человека, появление ноосферного сознания; переход на инновационный, творческий путь развития человечества; разрушение замкнутых человеческих миров, основанных на традиции.

2 См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем. - М.: Мысль, 1990. - С. 98.

10

В свете сказанного особенно актуальной становится проблема понимания другого «Я», составляющего «ядро» правовой культуры. Индивидуализация человечества сопровождается повышением роли и значимости нравственной проблематики в глобальном процессе. Правовая культура связана, по мнению диссертанта, с возрастанием приоритета прав отдельного человека над международным правом. По мнению Ю.Хабермаса, изложенному в книге «Моральное сознание и коммуникативное действие», в настоящее время прослеживается морализация мировой политики и права. Осуществляется переход от политики интересов и целей к политике ценностей. В исследовании правовой культуры на первое место выдвигаются экономические проблемы, проблемы взаимодействия информационного и культурного факторов, проблемы глобальной безопасности.

Понимание того обстоятельства, что право имеет свою особую сферу, в отличие от природы и нравственности, позволяет представить правовую культуру как важнейший императив устойчивого социального, духовного и нравственного развития. В области права речь идёт о реальных условиях осуществления нравственного закона, а не о его идеальном содержании. При этом право выступает как условие возможности самого «Я», его самосознания. Раскрыть, в каком смысле право выступает необходимым условием возможности самосознания - значит осуществить теоретическую дедукцию понятия права и одновременно вписать право в широкий контекст ноосферного культурного мышления.

Будем ли мы продвигаться по пути прогресса и в данном случае - какие горизонты открываются перед нами, к чему мы стремимся?

«Можно ли построить такую модель будущего, в котором органично соединились бы тенденции и противоречия научно-технического и социального прогресса с возможностями и перспективами человека, его гуманистическими целями и идеями? Как избежать при этом опасности термоядерной катастрофы, решить экологическую, энергетическую, продовольственную, демографическую и другие проблемы, выросшие до масштабов общечеловеческих, общепланетарных, глобальных?»3 Очевидно что без правовой регуляции решить указанные задачи совершенно невозможно.

Итак, можно сделать следующие выводы: 1) правовая культура есть некий смыслообразующий центр, вокруг которого выстраивается практически вся культурная деятельность человек; 2) право есть необходимое условие возможности самосознания; тем самым право можно «вписать» в достаточно широкий контекст культурного мышления. Эти

3 См.: Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. - М.: Политиздат, 1989. -С.296.

вопросы стали общечеловеческими, по сути дела, глобальными. В данном отношении правовая культура прямо или опосредованным образом влияет на мышление и действия человека, человечества на рубеже второго и третьего тысячелетий.

Заметим, что глобальные проблемы современности существуют в целостной системе; существенными её компонентом выступает правовая культура. В данном единстве и взаимодействии выявляется социальная природа права. Именно это и делает её необходимым компонентом всех проекций в будущее человеческой цивилизации и самого человека.

Именно поэтому можно вести речь об интерсоциальных глобальных проблемах, относящихся к взаимодействиям между правом и иными формами освоения мира. Вместе с тем проблемы будущего самого человека приобретает также самостоятельное значение в целом ряду иных глобальных проблем. Эта проблема, связанная с идеей права, является своеобразном центром, средоточием всей системы существующих проблем. От того, как решается проблема создания и воспроизводства правовой культуры во многом зависит общий подход и стратегия решения глобальных проблем, обращенных в будущее.

Правовое мышление обнаруживается, при его рассмотрении, по меньшей мере в двух аспектах: гносеологическом и социально-онтологическом. Системность правового мышления, правовой культуры обусловлена интенциональностью мышления, т.е. соответствием его логической и содержательной структуры объективной сложности социо-биосферной реальности. Социально-онтологически же правовое мышление не является каким-то локальным образованием, а встроено в ноосферную ценность в качестве ее духовного «пласта», который в настоящее время обретает, например, реальность в качестве глобальной сети Интернет.

Рассматривая правовую культуру как планетарное, духовное явление, можно высказать ту мысль, что субъектом глобального мышления сегодня становится объединённое человечество. Только в данном отношении идея о совпадении морали и права оказывается применимой и к индивидуальному развитию. В свою очередь, данная идея связана с формированием системного, целостного мышления современного человека.

Второй параграф «Потенциал правовой культуры в эпоху глобализацию> посвящен обоснованию той мысли, что процесс глобализации развёртывается прежде всего с учётом нравственных оснований. Он призван способствовать бесконфликтному и бескризисному развитию человеческого рода.

В связи с этим возникает проблема дальнейшего развития человеческой телесности, составляющей основу правовой культуры в условиях глобализации.

В деятельности, направленной на развитие правовой культуры, проявляются интеллектуальные качества, нравственные нормы поведения человека, складываются навыки его общения и т.д. В них заключены огромные возможности для формирования нравственной и эстетической культуры человека, источники его воздействия на разнообразные и способности человека (например, на его волю, социальную память, внимание), а также на всё то, что оказывает влияние на отдых и развлечения. При этом правовая культура позволяет овладевать духовными ценностями.

Итак, заключает диссертант, научно-технический прогресс повинен в том, что человек постепенно утрачивает свою самоценность и значимость в современном мире. Человек, как замечает А. Печчеи, стоет перед дилеммой: «Либо он должен измениться - как отдельная личность и как частица человеческого общества, - либо ему суждено исчезнуть с лица Земли»4. Это и есть один из основных императивов экологического мышления. Россия сегодня находится в многополярном мироустройстве. Образование новой структуры мира тесно коррелирует с перераспределением сил на геополитическом пространстве. Во все геополитические эпохи, предшествовавшие советской, расклад геополитических сил определялся торгово-экономическими связями и военно-политическим противостоянием национальных государств. Россия, как один из мировых центров силы, вполне может сохранить свой геополитический статус, возглавив мир, противостоящий глобализму по-американски, благодаря развитию идеи права. Речь идёт об идеологии глобального гуманизма, т.е. идеологии, которая порождается современной социокультурной ситуацией, в которой философия права играет ведущую роль. Вся человеческая деятельность, культура (в том числе и правовая!) во всех своих проявлениях всё более ориентируется не просто на выживание человека в окружающей среде, но и, главным образом, на прометеевский дух, на постоянную «жажду вперёд». Итак, смысл правовой культуры есть прежде всего творческая перспектива, насколько она вообще возможна в требующем изменения мире и насколько в самой способности к совершенствованию мира она имеет потенцию для себя добрых целей. Данная перспектива постепенно возникает перед мышлением и деланием того, что актуально необходимо, причем в этих правовом мышлении и делании должны постоянно присутствовать полагание и сознавание целостности того, что необходимо вообще, дабы смысл становился перспективой, а сама перспектива превращения правовой культуры в форму сознания глобального мышления - смыслом.

4 См.: Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1980. - С. 215.

13

Смыслом правовой культуры в условиях глобализации, заложенным уже в самом начале истории, выступает формирование свободы человека. Однако без позитивно-возможного, возможно-позитивного смысла в окружающей человека космологии, в которую «впадает» в конечном счете всё происходящее в истории, прогресс этого происходящего, если о нём можно судить глобально и строго, настолько же хорош, насколько и недействителен. Правовая культура зиждется на доверии к человеку и глубоком доверии к миру. Гуманное столь же всеохватывающее в реальной возможности своего целевого содержания, что его можно причислить ко всем движениям и формам человеческой культуры при «встрече» различных времён, причем столь сильно, что оно не может быть испорчено никаким чисто механически познаваемым временем движения по кругу. Понятие правовой культуры не терпит никаких «культурных кругов», где время жёским образом оказывается связанным с социальным пространством и нуждается вместо постоянной однолинейности в широком, эластичном, полном динамики мультиверсуме, постоянном и зачастую переплетающемся контрапункте «исторических голосов». Таким образом, чтобы воздать должное огромному мыслительному материалу европейской и внеевропейской истории правовой культуры, невозможно работать однолинейно, без осмысления нового и сложного разнообразия исторического времени.

Во второй главе «Функционирование правовой культуры в современном мире: глобализационный аспект» ставится цель исследования процесса идентификации правовой культуры в контексте глобализации, анализируются особенности современного экологического кризиса и будущее правовой культуры.

В первом параграфе «Процесс идентификации правовой культуры в контексте глобализации» диссертант развивает ту мысль, что исследование путей взаимодействия культур, вовлечённых в процессы глобальной трансформации и интеграции, задаёт новый способ идентификации права и правовой культуры в социальной реальности. Идентификация, на наш взгляд, есть соотношение человеческих сущностных сил с их идеальным заданием. В данном отношении нас интересует область права, вопрос о реальности Другого «Я», о месте этого Другого в процессе глобализации.

При этом встают следующие вопросы: 1) как определить идентичность в категориях стабильности и монологичности развития; 2) какой смысл вкладывается в понятие содержательной характеристики феномена фактической идентичности в условиях глобализации; 3) каково соотношение понятий «глобализация» и «личностная идентичность».

Необходимо отметить, что идентичность связана с определением жизненной позиции личности. Но можно, видимо, также сказать, что идентичность можно определить как достаточно неустойчивую, исторически обусловленную, полиморфную категорию (универсалию), обладающую потенциальностью развития и своей спецификой в контексте глобализации.

Так, стабильность каждой динамически развивающейся системы без чётко выраженного управленческого центра определяется характером активности её элементов. Но данная активность нуждается в конкретизации и в новом понимании, прежде всего в свете глобализационного мышления, которое вовсе не исключает принципа гуманизма, а вырастает из него.

Нам думается, что правовой процесс, рассматриваемый в тесном контексте глобализации, требует своего анализа не с точки зрения принципа системности, а принципа мозаичности пишет Б.С.Галимов. Мозаичная система «Во-первых, позволяет корпускулам развиваться на основе собственных начал, осуществляя этим коллективное взаимодействие и осуществляясь самим посредством их. А во-вторых, объединяться несамодостаточным и более «слабым» корпускулам в самодостаточное мозаичное целое (монаду), составляя достойную конкуренцию тотальным мирам»5.

Идея мозаичности в максимальной степени соответствует глобализационному процессу, в котором, на наш взгляд, должны выживать не только сильные, но и слабые общественные «корпускулы». Право, правовая культура составляет в этом плане предпосылку достойного существования. Ведь право - основа духовности и нравственности. Право исходит из идеи признания реальности другого, чужого «Я».

Феномен глобализации (и в этом проявляется идентификация последней как процесса соотношения с Другим) выходит за чисто экономические рамки и охватывает практически все сферы общественной деятельности, включая политику, право, идеологию, культуру, также сами условия существования человечества.

Наряду с дестабилизацией финансовой сферы глобализация приводит к нарастанию социальной поляризации, а также к одновременному выделению высокодинамичных систем и расширению числа систем, испытывающих процесс стагнации. При этом происходит обострение правовых и социально-политических проблем, причём не только в развивающихся, но и в развитых благополучных странах.

Глобальные масштабы приобретает и правовая проблематика, вызванная деградацией жизненно важной для здоровья человека природной

' Гапимов Б.С. Проблемы мозаичной философии. Препринт.

15

- Уфа, 2006,-С. 3.

среды, необратимыми потерями в генофонде планеты, усиливаюшгодся воздействием духа безразличия, прагматического духа на духовное «Я» человека.

Глобализация означает устремление к условиям, основаниям социального и культурного бытия переживаемой эпохи, которые порождены развитием не только хозяйственной, и правовой деятельности человека. Следует при этом обратить лишь внимание на то, что весьма многое (если практически не все!) зависит от нашей способности выбирать и принимать правовые, нравственные решения, т.е. оптимизировать свою рефлексивную способность.

При этом имеет место следующее противоречие. «Мы не можем выбирать, при этом мы экстремизируем, стремясь максимально улучшить наши условия. Без этого выбор лишен смысла. Но, с другой стороны, наилучший выбор невозможен в принципиальном смысле».6 Правовая культура в этом смысле есть условие размышления над человеческим сущестованием.

Диссертант в связи с этим делает следующий вывод: объективная принципиально неустранимая неопределённость существует всегда. Не существует одновременно права и нравственности, справедливости и милосердия для отдельного человека, как не существует самого красивого цветка в поле, а также самого предпочтительного (наилучшего) состояния движения социально-правовой системы.

В настоящее время необходим принцип оптимального правового выбора, иной смысл духовной оптимизации возможностей человека. Системная оптимизация правовой культуры более предпочтительна в настоящий момент, когда речь идет о социальных системах большой сложности. Процесс идентификации правовой культуры в условиях глобализации связан с пониманием этой культуры как формы самосознания человека, воздействующей на все стороны человеческого бытия. По мере развития правовой культуры усиливается «человечность» во взаимоотношениях людей, и её влияние, по всей видимости, неуклонно нарастает, поскольку право выступает как фундамент духовности.

Во втором параграфе «Будущее правовой культуры: перспективы преодоления глобального кризиса в III тысячелетии» диссертант отмечает, что в буржуазном обществе всё земное, «тварное» превращается в чистое средство. Людям капиталистической цивилизации, возникшей из «духа» протестантизма, пришлось заплатить за это решение огромную цену. Согласно М. Веберу, представление о том, что всякое творение отделено от

6 См.: Яцкевич В.В. Диалектика оптимального и проблема выбора // Философия и будущее цивилизации. В 5 т.: Т.З. - С.340

Бога «непреодолимой пропастью»7, имело своим неизбежным следствием не только усугубление парадоксальности в отношениях между Богом и человеком. Одновременно происходило и «разволшебствление» отношений между человеком и «миром», в котором для человека не оставалось «ничего святого».

Под воздействием протестантского постулата подвергается эрозии не только религиозная, но и мирская «культура чувств» (в том числе, правового чувства). Ведь протестант более всего страшится «обоготворить тварь». Избежать данной опасности может лишь тот, кто все свои отношения к миру строит как чисто объективные, предполагающие процесс дистанцирования от всего телесно-вещественного.

Анализируя взгляды Э. Блоха, диссертант обосновывает мысль о том, что правовая культура изменяется, но это возможно в соответствии с масштабом ставших, наличных условий, прежде всего экономических. С другой стороны, «возможное никогда не полагается Ставшим»,предельным так, чтобы у людей отсутствовала бы при этом всякая свобода действия и социокультурного воплощения. Возможное «детермировано с точки зрения той тенденции в прошлом, которая, как неставшая или задержанная, сохраняет для себя будущее в прошлом, которая только во фронте современности имеет перед собой Открытое, еще Неставшее, Нерешённое»8.

Мир бы полностью оказался закрытым впереди, если бы не состояние, связанное с правовой, нравственной культурой. Не было бы никакого правового процесса, если бы в мире всё было статичным и не подверженным изменению.

Но также не было бы никакого процесса, если бы правовой, социокультурный процесс не мог продвигать становление гештальтов вперед и вверх, как реальные ответы на свою реальную проблему. Реконструируя позицию Э. Блоха, автор замечает следующее: нет никакого основания и для «перенесения» якобы наличного «гештальта» правовой сущности в мир, будь она субстанцией, абсолютной идеей или гарантом так называемого. Правовая «материя» настолько же не нуждается в гештальтировании будущего, насколько оно еще творческое. Сущность правового процесса еще не подготовлена; она находится не как ставшее в самом начале и выявляется как творческое присутствие лишь в самом конце.

7 См.: Weber М. Gesamelte Aufsätze zur Religionssoziologie. Bde 1-3. Tübingen, 1986. - Bd.l. - S. 94.

8 См.: Блох Э. Тюбингенское введение в философию. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997.-С. 297.

Итак, социальная философия права требует антропологии, которая, в конечном счёте, основывается на акте и содержании акта самой человеческой потребности.

Глобальный кризис связан с разрушением внутреннего мира человека, уменьшает человеческое ожидание лучшего будущего.

Правовая культура (в данном смысле) не годится для того, чтобы существовать вокруг да около. Она призвана обращать своё внимание на то, чтобы находится рядом с человеком вокруг нее. В этом проявляется её полезность. Правовая культура позволяет преодолеть одинаковый вкус к вещам культурного космоса, не упустить неподходящее, неприспособленное.

Чувства человека «постоянно докладывают о новом и по-новому». Их надо сформировать. Как ничему иному, правовой культуре угрожает опасность исчезновения; она не имеет еще надежного места и нуждается как ничто другое в своем приумножении. Чем единичнее и специфичнее она начинает и кристаллизуется, тем в большей степени прекращается ее ложная гладкость. Поэтому важнее всего именно такое выделение и исследование правовой культуры, которая в эпоху техники становится нестабильной. Существовало слишком много округлённых форм, чтобы они становились истинными. Правовая культура связана, по мнению автора, с усердием человека по нравственному совершенствованию мира и самого себя.

В «Заключении» в сжатой форме сформулированы основные идеи, обоснованию которых посвящено настоящее диссертационное исследование, обозначены перспективы дальнейшей разработки указанной проблематики.

Основное перспективное направление, которое, по мнению автора, следует развивать в дальнейшем, заключается в исследовании правовой культуры как основание самодостаточности человека в эпоху глобализации, что в свою очередь открывает новые перспективы в деле обоснования данного вида культуры как формы становления и развития духовности.

Основное содержание диссертации нашло отражение в публикациях автора

Статьи, входящие в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Российской Федерации

1. Рашитов И.М. Особенности взаимодействия глобализации и правовой культуры // Вестник Башкирского университета. Научный журнал. -Уфа, 2007. -№1.- С.192-193.

Рашитов И.М. Правовая культура как форма самодостаточности человека Вестник Башкирского университета. Научный журнал. -Уфа, 2008. - №3. - С. 669-672.

Другие публикации. Рашитов И.М. Правовая культура в глобализирующемся мире / И.М. Рашитов. Монография .- Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. - 104 с. - (6 п.л.) Рашитов И.М. Интеллектуальный потенциал идеи права в условиях глобализации / статья. Материалы международной научно — практической конференции «Актуальные вопросы государства и гражданского общества на современном этапе» (Уфа 10-11 апреля 2007 г.). -Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. -часть 11 С.11-14.)

Рашитов Ильзам Масгутович

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В ОСНОВАНИЯХ САМОДОСТАТОЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Лицензия на издательскую деятельность ЛР№ 021319 от 05.01.99 г.

Подписано в печать 17.02.2009 г. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,15. Уч.-изд. л. 1,38. Тираж 100 экз. Заказ 82.

Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. 3. Валиди, 32.

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. 3. Валиди, 32.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Рашитов, Ильзам Масгутович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

§ 1. Правовая культура как форма самодостаточности человека.

§ 2. Потенциал правовой культуры в эпоху глобализации.

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В

СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ.

§ 1. Процесс идентификации правовой культуры в контексте глобализации

§ 2. Будущее правовой культуры: перспективы преодоления глобального кризиса в III тысячелетии.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Рашитов, Ильзам Масгутович

Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена целым рядом обстоятельств.

1. Правовая культура выступает реальной альтернативой технократическому духу, мистицизму, мнимой духовности, одностороннему пониманию как идеи прогресса, так и идеи общечеловеческой цивилизации, которая, абсолютизируя опасность будущего, по существу устраняет регионально-этнические типы культур. Тем самым процесс глобализации, как целостный процесс начинает подавлять автономную разнокачественность элементов, его образующих.

2. Правовая культура - это, прежде всего, мозаичная культура, фундаментальный базис культуры вообще. В силу того что право начинается там, где возникает момент самоограничения свободы, правовая культура в условиях, когда мир «одержим» духом глобализма, предоставляет свободу не только «сильным», но и «слабым» общественным корпускулам.

3. Правовая культура (и в этом проявляется её гуманистический потенциал) задаёт определённую систему координат, в которую помещается не просто мир, или, точнее сказать, «теоретизированный мир», а «дух», субстанцией которого выступает свобода, являющаяся ценностью всех ценностей. Осознание социокультурного контекста идеи права приводит к необходимости осознания сущности человеческой свободы, мира глубинных размышлений и переживаний человека как напряжённого труда поисков самого себя в условиях глобализации.

4. Современную эпоху принято называть не только кризисной, но и стохастичной. В глобальном масштабе речь идёт о кризисе техногенной цивилизации. Общим источником экологического, антропологического кризиса, кризиса парадигм и систем образования выступает, по мнению автора, падение нравственного духа, который проявляется в отрыве экзистенции внутреннего мира человека от его сущности, мысли. В данном отношении сегодня необходимо указать на опасность распространения бездушной, построенной на духе техницизма правовой культуры.

Опасность такого рода тенденций выражается в массовом наступлении техники, уродующей духовный и особенно душевный мир человека. Современное общество восторгается духом обогащения, комфорта, господством духа приятности, удобности и полезности. Ориентируясь на новшества технической цивилизации, человек оказывается не в состоянии возвыситься над посредственностью. В принципе, наше время - это время сметливых и расчетливых людей. Люди воображают, что могут духовно возвыситься над толпой, но при этом лишены романтической устремлённости к творчеству, а последнее, как известно, сопряжено с различными способами освоения мира (в том числе и с правовым освоением).

В современную эпоху, которая заставляет задуматься человека над вечными и, казалось бы, банальными истинами (например, убеждённость в непременной благотворности научно-технического процесса), актуальной становится мысль о преемственности в истории правовой культуры; ведь прогресс совершается не только с помощью революционных ломок, но и благодаря ежедневному, постоянному и продуктивному труду, без которого невозможно никакое продвижение вперёд.

5. Отрицательные последствия научно-технического прогресса поставили человечество на грань катастрофы. Отсюда становится актуальной задача идентификации (самоидентификации) правовой культуры в условиях глобализации. Не всё заложено в мире изначально, но постепенно вкладывается в него людьми. В данном отношении правовая культура, как субстанциальная форма духовности, «приоткрывает» новые миры, причём не только пути в неизвестное, но и способы человеческой общительности.

Мир правовой культуры слагается, формируется лишь в настоящее время. Данный мир не сложился до сих пор. Да и вряд ли человечеству удастся это осуществить в - ближайшее время. Настоящая диссертационная работа призвана отыскать «кирпичики» для будущего здания правовой мысли. В этих целях диссертант попытался анализировать «дух» права, а это не представляется возможным осуществить, если полностью абстрагироваться от современности и глобальных проблем, с которыми правовая культура органичным образом связано.

Степень разработанности проблемы. Вопрос об исследовании сущности правовой культуры сопряжён с мыслью о совершенном государстве. Утопическая линия Платона, взятая во всех своих частных импликациях, предвосхищает ренессансную утопическую мысль. Тщательным образом разработанные положения о праве и правовой культуре, восходящие к Августину, обладают эвристическим потенциалом, поскольку в них сделан акцент на потенциальной природе права, которая как бы «опережает» саму мысль о праве как способе реализации свободы.

Последняя требует саморефлексии культуры, а данный процесс начинается с эпохи Просвещения, когда культура (в том числе и правовая) стала пониматься как доминанта в формировании собственно человеческого бытия, как преодоление эмпирического начала разумным началом для достижения высоконравственного существования и духовности.

Уже здесь дифференцируются взгляды на правовую культуру: одни авторы апеллируют к разуму: Ф. Вольтер, Кондорсе, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, А. Гумбольдт; иные - к эстетическому чувству: Ф.В.Й. Шеллинг, братья Шлегели, Новалис; третьи усматривают развитие данной культуры в материальном производстве: JL Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс.

Значительный вклад в исследование проблем свободы и философии права внёс Ф. Бэкон, обосновавший мысль, что с помощью знания человек становится не только господином окружающей среды, но и своей собственной судьбы. Сегодня мы должны «очищать» не только свои действия, но и свои мысли. Эту идею продолжает Б. Спиноза, который видит цель науки в предоставлении человеку всего того, что необходимо для достижения свободы.1 Человек - часть и одновременно продукт природы. Следовательно, желание свободы и осуществления подлинно правовых отношений - естественный закон, закон сохранения человеческого существования, особенно важный в эпоху глобализации, когда возросла хрупкость человеческого бытия.

Французские материалисты высказывали мысль, что человек рождён свободным, а между тем он повсюду в цепях. Свобода, по Гольбаху, есть «возможность делать для своего счастья всё, что допускает природа человека, живущего в обществе».2

П. Гольбах решительным образом выступал против отделения человека от природы, хотя, следует заметить, что созерцательная парадигма уже к тому времени внутреннее надломилась. Гольбах пишет: «Вернись же, неверное дитя, вернись к природе! Она утешить тебя, она изгонит из твоего сердца удручающий тебя страх»3

В немецкой классической философии идея права и идея свободы выступают практически на первое место. Согласно И. Канту, трансцендентальная свобода есть сверхчувственная свобода4. Именно она — основание практической свободы, правовой свободы. И.Г. Фихте, в отличие от Канта, считает, что человеческое тело, а также окружающая его природа, подчинены суровой необходимости. Но человек не довольствуется констатацией необходимости, а принимает деятельное участие в историческом процессе. Критикуя кантовский метафизический отрыв необходимости от свободы, Г.В.Ф. Гегель подчёркивает конкретность последней.5 Философия права должна явиться реализацией гуманных отношений в обществе.

1 См.: Спиноза Б. Трактат об очищении интеллекта и о пути, наилучшим образом ведущем к истинному познанию вещей // Труды Московского психологического общества. Вып. 8. - М., 1914.-С. 69-70.

2 Гольбах П. Избранные произведения. В 2-х т.: Т. 2. - М., 1963. - С. 339.

3 См.: Гольбах П. Избранные произведения в двух томах. - М., 1959. - т.2. - С. 675.

4 См.: Канта И. Сочинения. В 6 т. Вступит, статья Т.И. Ойзермана, А.В. Гульети, Асмуса. -М., 1963 - 1966. - т. 2. - С. 429.

5 См.: Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т.1. - М., 1929. - С. 73-74.

Проблема свободы и права разрабатывается и в современной западной философии. В экзистенциализме свобода связывается с такими понятиями, как «страх-тоска», «отчаяние», «переживание». Человек сегодня охвачен различными страхами. Ж.-П. Сартр исходит из идеи свободы воли, свободы выбора. Человек «всегда или полностью свободен или он не существует».1

Рабочая гипотеза автора состоит в том, чтобы показать, что в основе правовой культуры лежит историческое начало, без которого она не имеет притягательной силы. Историческое познание позволяет объединить многие системы свободы в некое мозаичное целое. В настоящее время, в условиях глобализации, должен осуществиться синтез существующих концепций свободы. Историческое мышление в данном отношении направлено на выявление собственных начал личности, на развитие их сущностных сил (любовь, стремление к социальной справедливости и т.д.). В этом смысле для автора имеют большое значение труды П.В. Алексеева, П.П. Гайденко, Б.С. Галимова, Э.В. Ильенкова, А.Ф. Кудряшева, Ю. Хабермас, В.А. Лекторского, А.В. Лукьянова, К.Н. Любутина, Л.А. Микешиной, Д.А. Нуриева, Н.П. Французовой, А.Р. Янгузина.2

Диссертант обращает своё внимание на то обстоятельство, что в настоящее время существуют достаточно оригинальные концепции свободы и права, разработанные С.А. Левицким, A.M. Максимовым, Д.В. Пивоваровым.3

Однако идея права, идея исследования её экзистенциальных оснований в эпоху глобализации, по мнению автора, получила ещё недостаточное осмысление. В настоящее время в этом плане уже накоплен значительный

1 См.: Sartre J.-P. L'etre et le neant. - Paris, 1948. - P. 516.

2 См.: Алексеев П.В. Философия. Учебник для вузов. [В соавт.]. - 3-е изд. - М., 2000; Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. -М.: Мысль, 1979; Галимов Б.С. Проблемы мозаичной философии. - Уфа, 2006; Кудряшев А.Ф. Единство наук; основания и перспективы. - Свердловск: Изд-во УрГУ, 1988; Лукьянов А.В. Философия Иоганна Готлиба (1762 -1814). - Оренбург, 1997.

3 См.: Левицкий С.А. Трагедия свободы. - М., 1995; Максимов A.M. Свобода как противоречие самобытия и инобытия. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998; Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. опыт, и необходимо осознать тот момент, что человек свободен, когда исходит из возможности своей личности. В эпоху глобализации возрастает роль не только идеи целостности и мозаичности мира, но и значение идей целостности внутреннего мира личности, его защиты. В этом отношении на автора оказали влияние труды Ю.В. Ананьева, И.С. Алексеева, А. Бергсона, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Э. Блоха, Б.П. Вышеславцева, B.C. Глаголева, А.А. Валькова, И.А. Ильина, В.А. Кайдалова, М.С. Кагана, В.В. Лазарева, Н.В. Модисиной, М.А. Пушкарёвой, А.И. Селиванова, В.Г. Федотовой, И.Т. Фролова, B.C. Хазиева, В. Хёсле, В.А. Яковлева.1

Несмотря на все идейное богатство и многообразие существующих подходов к исследованию права и правовой культуры, её функционального поля, взятого в контексте проблемы свободы, в настоящее время ещё отсутствует интегративный анализ процесса идентификации правовой культуры в контексте проблемы глобализации.

В качестве объекта диссертационного исследования выступает право как социокультурный феномен в эпоху глобализации, которое не только есть регулятор общественных отношений, но и практически пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности и постоянно находится в эпицентре жизненных исканий человека, связанных, как правило, с процессами самоограничения и самоопределения его «Я».

Предмет исследования - структурно - функциональный анализ правовой культуры как основания самодостаточности человека в эпоху глобализации

1 См.: Бердяев Н.А. Философия свободы. - М., 1990; Вальков А.А. Идея нации в свете русской социально-философской мысли. - Уфа, 1996; Ильин И.А. Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего // Вопросы философии и психологии, кн.112. -М., 1912; Кайдалов В.А. Диалектическое противоречие и проблемы корпускулярно-волнового дуализма // Проблемы диалектики, вып. 3. - JL, 1973; В. В. Лазарев. Философия раннего и позднего Шеллинга. - М., 1990; Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». Формирование принципов системности и историзма. - М., 1984; Хёсле В. Философия и экология. - М.: Издат. фирма АО Kami, 1994. - 190 с.

Цель диссертации заключается в раскрытии роли правовой культуры в основаниях самодостаточности человека эпохи глобализации. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:

• исследовать правовую культуру эпохи глобализации, как форму самодостаточности человека;

• обосновать связь правовой культуры с мировоззрением личности , что позволит выявить творческий потенциал данной идеи в эпоху глобализации;

• исследовать на основе анализа специфики правовой культуры, процесс её идентификации в контексте глобализационного процесса;

• выявить на основе исследования сущности правового сознания, основные черты глобального современного кризиса и определить контуры будущего правовой культуры.

Методологическая основа диссертационного исследования. В качестве методологической основы автор использует социокультурный подход, который позволяет рассмотреть правовую культуру в основаниях самодостаточности человека эпохи глобализации. Правовая культура достигает состояния самодостаточности лишь в том случае, если она сорганизуется в рамках целостной системы культуры с эстетическими и нравственными основаниями человеческого бытия.

В диссертации автор исходит из того положения, что знание о праве включает в себя не только мысль о нём, но и представление о самом способе социального конструирования права, что способствует формированию правового мышления личности. В этом и состоит правовая культура как её социальная рефлексия над правом, так необходимая нам в эпоху глобализации.

В диссертации использованы принципы историзма и системности элементы структурно - функционального подхода. Ведь мы, существуя в эпоху системного кризиса современности, тем не менее, прилагаем усилия к выходу из этого кризиса на базе исторического мышления.

Научная новизна диссертации заключается в разработке идеи правовой культуры в основаниях самодостаточности человека эпохи глобализации. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:

• доказано, что правовая культура представляет собой смыслообразующий центр, вокруг которого выстраивается практически вся культурная, духовно - нравственная деятельность человека;

• обосновано, что в эпоху глобализации усиливаются процессы «самополагания» и «самоограничения» «Я», связанные с действительностью самосознания человека, с процессом развёртывания его сущностных сил, что становится возможным лишь в том случае, если правовая культура основывается на трансцендентальном идеале, гармонии индивида и общества выполняющем социально-регулятивную функцию;

• доказано, что трансцендентальный идеал, как проявление самодостаточности человека, выступает в качестве инварианта, остающегося неизменным в различных культурно-исторических формах, и повышает жизнеспособность таких фундаментальных функций правовой культуры, как регулятивная и дисциплинирующая;

• выявлено, что творческий потенциал правовой культуры в эпоху глобализации раскрывается в процессе свободного развития человеческой личности, а свобода, как проявление самодостаточности человека, его способности находиться в согласии с самим собой и обществом расширяет диапазон возможностей как личности так и общества;

• обосновано, что процесс идентификации правовой культуры сопряжен с поиском лучшего «Я» в человеке, а это, в свою очередь, повышает степень кристаллизации внутреннего, духовного мира, а тем самым способствует усилению нравственного начала в личности.

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты найдут применение в деле дальнейшего изучения феномена правовой культуры эпохи глобализации. Положения диссертации могут быть использованы в дисциплинах общекультурного характера а также для прогностического моделирования ситуаций в различных областях социальной практики.

Выводы диссертации найдут применение в правовой практике при решении целого ряда проблем становления правового государства, где право выступает неотъемлемым ценностным атрибутом.

Практическое значение работы заключено в актуальности её результатов для преподавания в вузах ряда социально - гуманитарных и в том числе социальной философии. Кроме того, результаты диссертации могут применяться специалистами в процессе разработки учебных программ и преподавания таких спецкурсов, как «Философия права», «Правовая политика и правовое воспитание в условиях глобализации».

Полученные результаты найдут применение в социальной политике (в частности, при составлении программ правового и нравственного воспитания, в деятельности государственных, учебных, социальных, правовых центров работы со студентами и молодёжью).

Апробация работы. Теоретические положения диссертационного исследования были апробированы в ходе участия автора на научных конференциях, в том числе: на региональной конференции «Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан: история и современность» (Уфа, 2006г.), международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы государства и гражданского общества на современном этапе» (Уфа, 2007г.), Всероссийской научной конференции « Россия и Башкортостан: историко-социальное взаимодействие» (Уфа, 2007г.),Республиканской научно-практической конференции «Повышение правовой культуры задача первостепенной важности» (Уфа,2008г.), а также 4 публикациях автора общим объемом 7,1 п.л.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и списка литературы, включающего в себя 246 наименование. Общий объём диссертации составляет 137 стр.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Правовая культура в основаниях самодостаточности человека эпохи глобализации"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глобализация современного социального и духовного развития уходит своими корнями в глубину историю. Существует точка зрения, согласно которой исторические границы начала глобализации должны быть отодвинуты к эпохе великих географических открытий, а может, и к временам античности. Для таких поисков истоков современной глобализации, видимо, есть основания. Этому содействует и осознание необходимости вести рассуждения в области права и в формате так называемой универсальной культурной истории (big history), где история природы и история человека осмысливаются как единое целое. С такой точки зрения современная глобализация не могла не иметь некоторых онтологических предпосылок в досоциальном прошлом. Одним из «мостов», связывающих настоящее с прошлым, является всеобщий феномен информации.

Последняя, на наш взгляд, связана с правовой культурой, предполагающей момент «самоограничения Я».

Глобализация поставила вопрос о поисках нового, усложнённого типа культурной самоидентификации, совмещающей в себе притягательность традиционных этнокультурных ценностей и императивность принятия ценностных ориентаций человека на дальнее «Я».

Правовая культура, как нам думается, есть не только умение ориентироваться на процесс самоограничения своей свободы, но и особое чувство любви к дальнему, ещё не родившему человеку, который, очевидно, также будет жить в отдалённом от нас будущем.

Глобализация, развиваем мы свою мысль, лишь в том случае имеет место, если не уничтожает сущностные силы человека (любовь, надежду, нравственную волю и т.д.), а, напротив, усиливает их. Но она не должна ориентироваться на мировое неравенство, на увеличение диспропорции между богатством и бедностью, силой и слабостью, центром и периферией. Далеко не случайно противодействие процессу глобализации усиливает сущностные потенции человека.

Глобализация сегодня не уничтожает, а усиливает мировое неравенство, увеличивает диспропорции богатства и бедности, силы и слабости, центра и периферии. Противодействие глобализации стало одной из форм проявления этнонациональных конфликтов, международного терроризма. Процесс глобализации подчиняется своеобразному закону инверсии: превращения глобализма в этноцентризм, сверхнационального в субнациональном, космополитизма в племенном сепаратизм.

Амбивалентность процессов глобализации ставит проблему гуманистической экспертизы, демократического контроля и социально философской проработки моделей становления национальной государственности, также способствует развёртыванию (мы имеем в виду процесс исследования амбивалентности) сущностных сил человека и его правовой, нравственной культуры.

Глобализация - системный по своей природе процесс социальной интеграции, протекающий в пределах планетарной целостности человечества. В этот процесс вовлечены субъекты всех уровней. Сегодня данный процесс «набирает» обороты.

В условиях глобализации успешность и позитивность социальной и правовой динамики определяется механизмами социального и, следовательно, межличностного, транссубъектного взаимодействия. Качественным показателем, даже существенной качественной характеристикой становится толерантность социальных субъектов разного уровня. Проблемное поле понятия толерантности укоренено в системе отношения человека в мире социальных сущностей - микрообщностях, группах, сообществах. Останавливаясь лишь на важном в определении понятия толерантности, следует отметить, что оно весьма широко используется самыми разными науками - биологией, медициной, математикой, политологией. Автора интересует толерантность как терпимость к чужим мнениям, взглядам, верованиям, поведению в самом универсальном общекультурном значении. Это, в принципе, и составляет суть правовой культуры.

История XX столетия демонстрирует неотложный и закономерный процесс глобализации, протекающий в условиях планетарной кризисности. Этот императивный по сущности и характеру процесс социальной трансформации внутренне противоречив и синергиен, содержит с чем как положительные по воздействию элементы, так и отрицательные, сопряжен и вызывает антиглобализм как расширяющееся социально-политическое протестное движение во всем мире. Однако многие наиболее позитивные страницы человеческой истории наполнены явлениями прямо противоположными - толерантными. Именно толерантность есть качество человеческих отношений, позволяющее надеяться на возможность будущего, весьма востребованное современным обществом, уставшим от господства смерти во всех ее проявлениях. Таким образом, глобализация и толерантность обретают очертания сопряженных социальных императивов, в основных чертах предвидимым отечественными философами ещё во второй половине XIX -начале XX веков (B.C. Соловьёвым, Н.А. Бердяевым и другими).

По мнению автора, процесс глобализации будет успешным лишь в том случае, если он позитивным образом скажется на общем состоянии правовой культуры. В данном отношении правовая культура есть смыслообразующий центр, вокруг которого выстраивается практически вся культурная и духовная, нравственная деятельность человека.

Итак, можно сделать следующие выводы:

1. Глобализация, как показано нами, содействует усилению процессов «самополагания» и «самоограничения» «Я», самосознания человека, что становится возможным лишь в том случае, если правовая культура основывается на самодостаточном идеале, то есть человек, как и всё общество в целом, не должен отказываться от мира абсолютных, нравственных ценностей.

2. Транцендентальный идеал выступает, на наш взгляд, в качестве инварианта, остающегося неизменным в различных культурных и исторических формах. Этот идеал повышает «жизнеспособность» таких фундаментальных функций правовой культуры, как ориентирующая и дисциплинирующая.

3. Автор отстаивает мысль, что процесс идентификации правовой культуры в эпоху глобализации сопряжен с поиском лучшего в человеке «Я», а это вызывает, в свою очередь, повышение степени интенсивности проявления внутреннего духовного мира личности, способствует усилению нравственного начала в ней, особенно в эпоху глобализации и усиления могущества техники.

Основное перспективное направление дальнейших исследований автор видит в исследовании правовой культуры в основаниях самодостаточности человека эпохи глобализации. Эта самодостаточность, проявляющаяся через диалектические процессы «самополагания» и «самоограничения Я», её изучение могло бы способствовать формированию теории или философии права, в которой возросло бы внимание к анализу чувств, ответственности человека за последствия принимаемых решений.

 

Список научной литературыРашитов, Ильзам Масгутович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдрахманов Д.М. Проблемы влияния глобализации на свободу личности.- Авт-т дис. канд. филос. наук. Уфа, 2006. - 17 с.

2. Абдуллина JI.C. Социальная экология этноса как фактор его возрождения. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2001 . - 18с.

3. Айванхов О.М. Любовь больше веры. М.: Просвет, 2001 . - 208 с.

4. Айванхов О.М. Семена счастья. М.: Просвет, 2005. - 231 с.

5. Акчурин Б.Г. Человеческая телесность: трансцендентальная сущность и социальные аспекты её идентификации. Уфа: Гилем, 2005. - 255 с.

6. Акчурин Б.Г., Лукьянов А.В. Духовно-исторические и социокультурные основания человеческого здоровья. Уфа: Гилем, 2006. - 288 с.

7. Алексеев И.С. Концепция дополнительности (историко-методологический анализ). М.: Наука, 1978. - 276 с.

8. Аль-Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. М.: Наука, 1980. - 354 с.

9. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата: Наука Каз. ССР, 1970.-374с.

10. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука Каз.ССР, 1970. -246 с.

11. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Авт-т дисс. докт. филос. наук. - Уфа, 1997. - 36 с.

12. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: религиозно-философские трактаты.- М.: Вост. лит., 2000. 799 с.

13. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.

14. Антология кинизма: Философия неприятия и протеста. М.: Терра, 1996. -432с.15