автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Социокультурная специфика правового сознания населения Республики Адыгея: поколенческий анализ
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурная специфика правового сознания населения Республики Адыгея: поколенческий анализ"
БЕРЕЧЕТОВА РУЗАННА АСКЕРОВНА
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ: ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
22.00.06. - социология культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
005538433 1 1 НОЯ 2013
Майкоп - 2013
005538433
Диссертация выполнена на кафедре философии и социологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Адыгейский государственный
университет»
Научный руководитель: Жаде Зуриет Анзауровна
доктор политических наук, профессор
Официальные оппоненты: Денисова Галина Сергеевна
доктор социологических наук, профессор; ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»; заведующая кафедрой социальных коммуникаций и технологий; г. Ростов-на-Дону
Куква Елена Сергеевна
кандидат социологических наук; Адыгейский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»; доцент кафедры социально-гуманитарных и естественных дисциплин; г. Майкоп
Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», г. Ставрополь
Защита состоится «28» ноября 2013 г. в 17.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.001.05 при Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, конференц-зал.
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета. Текст автореферата опубликован на сайте Высшей аттестационной комиссии http: //www.vak2.ed.eov.ru и на сайте ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» http: //www.adygnet.ru
Автореферат разослан «28» октября 2013 г.
Ученый секретарь л I. ¿¿/р —
диссертационного совета ¿/// С.А. Ляушева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Модернизация российского государства и общества предъявляет высокие требования к состоянию правосознания россиян. Построение правового государства и формирование гражданского общества в российском социокультурном пространстве невозможны без соответствующего уровня правосознания и правовой культуры граждан. Рассуждая об этом, П.М. Козырева справедливо подчеркивает, что в российском обществе «остро ощущается недостаток развитого правового сознания и правовой культуры, без опоры на которые невозможно создание современного правового государства. В связи с этим исключительное значение приобретает формирование системы ценностей, в основе которой лежат права человека, безусловное уважение к закону и нормам демократии, утверждение на практике новых правовых принципов, повышение качества и уровня реальной обеспеченности прав и свобод граждан»1.
Как показывает практика современных правоотношений в России, закрепление норм социального взаимодействия еще не означает их автоматической реализации в практике повседневной деятельности широких масс населения. Утверждение принципов западной модели демократии в социокультурных условиях России наталкивается на целый ряд препятствий, которые выражены в разных представлениях о законе и справедливости, о способах организации власти, о способах регулирования социальных взаимодействий. Причем содержание правового сознания варьируется по территориальным, этнокультурным, социально-слоевым и демографическим подгруппам населения страны.
Кроме того, в правовой сфере создает диссонанс унаследованная из советской эпохи развития страны конфигурация правовой культуры, тяготеющая к авторитарно-подданическому типу правопонимания. Поэтому в сознании различных возрастных групп, правовая социализация которых протекала в разных социально-исторических и этнокультурных условиях, могут доминировать разные по характеру и направленности правовые знания и ценности.
Необходимость утверждения в современной России идей гражданских прав и свобод, которые являются необходимым условием функционирования правового государства, предполагает формирование правового сознания активистского типа у доминирующей части населения российского общества независимо от ее социально-групповой принадлежности. В последние годы государство уделяет большое внимание повышению правовой культуры общества, формированию правового сознания людей. Однако разработка и реализация практических программ в этой сфере должны сопровождаться постоянным отслеживанием содержательных особенностей, факторов
' Козырева П.М. Правовое сознание и доверие // Полис. -2008. -№ 4. - С. 86.
3
формирования, тенденций трансформации правовых ценностей и знаний различных групп населения российского общества.
В этой связи существует необходимость изучения реального состояния и тенденций трансформации доминирующих установок правового сознания в современном российском обществе, поскольку они выступают основой мотивации поведения людей. При этом актуальным является анализ правового сознания населения республик Северного Кавказа. В полиэтничных регионах России с укоренившимися компонентами национальных культур, к которым относятся и северокавказские республики, как правило, фиксируется несоответствие этнокультурных обычаев и традиций социального регулирования и модернизированных принципов организации правовой сферы общества.
В значительной мере актуальность темы исследования определяется тем, что в Республике Адыгея наблюдается переплетение общероссийских тенденций с национальной спецификой, которая проявляется в таких особенностях, как: традиционализм социальных отношений, с которыми связана приверженность к традиционным укладам, устойчивая связь и преемственность поколений; стабильность системы ценностей и поведенческих стереотипов. Данные обстоятельства заставляют обратить внимание на анализ социокультурных особенностей правового сознания основных поколенческих когорт с учетом особенностей социокультурного пространства региона.
Таким образом, развитие правосознания относится к числу острых, ключевых проблем российского общества. Во-первых, потому что правосознание является одним из основных субъективных факторов отражения и конструирования социально-правовой реальности. Во-вторых, социологическая рефлексия по углубленному осмыслению этой проблемы становится особенно необходимой в период трансформации российского общества. Поскольку изучение правового сознания позволит не только сделать прогностические оценки политико-правового состояния нашего общества в будущем, но и направленно изменять его в соответствии с принципами построения правового государства. Все вышесказанное делает тему диссертационного исследования актуальной и перспективной в плане социологического анализа.
Степень разработанности проблемы. Проблемное поле темы диссертационного исследования носит междисциплинарный характер, так как является предметом рассмотрения различных научных дисциплин: социологии, правоведения, психологии, философии, политологии и др.
В диссертации затрагивается широкий круг проблем. Поэтому в зависимости от содержательных аспектов проведенного исследования источники можно условно разделить на две группы.
Первая группа работ посвящена исследованию особенностей правового сознания в российском обществе. Проблематика исследования правового
сознания не является принципиально новой для социологической науки. Она активно разрабатывается в зарубежной и отечественной литературе. Так, в исследованиях российских авторов большое внимание уделяется анализу теоретических основ и генезиса правового сознания (H.H. Алексеев, A.C. Гречин, И.А. Ильин, B.C. Нерсесянц, Д.А. Керимов, Е.А. Певцова и др.)'.
Социологи исследуют социоструктурный аспект правосознания, раскрывают роль правосознания в формировании гражданского общества России, выявляют его духовные и мировоззренческие основы. В работах М.К. Горшкова, П.М. Козыревой, Ф.Э. Шереги приводятся данные многочисленных социологических исследований, которые раскрывают особенности реального состояния правосознания граждан России2. В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко и В.М. Сырых выделяют функциональные структуры правосознания: гносеологическую, оценочную и поведенческую3.
Взаимосвязь и взаимная обусловленность состояния правосознания и правовых ценностей как аксиологического ядра правовой культуры раскрывается в исследованиях А.П. Альбова, P.C. Байниязова, В.И. Бегинина, Ю.И. Гревцова, В.А. Лапаевой, И.Д. Невважая, М.Б. Смоленского, Ю.В. Чуфаровского. Разработка содержания и структуры правовых ценностей осуществляется в работах С.С. Алексеева, В.В. Барчука, Н.Д. Гомонова, З.С. Джанхуватовой, В.П. Казимирчука, Н.Ю. Рашевой| Э.В. Тадевосяна.
Для Северного Кавказа осмысление данной проблемы стало одним из ключевых вопросов как научной теории, так и реальной практики, о чем свидетельствуют диссертационные исследования, посвященные различным аспектам трансформации правосознания4. В трудах Г.С. Денисовой, И.А. Петрулевич и A.B. Рачипы правовое сознание современного
Алексеев H.H. Основы философии права. - СПб., 1998; Гречин A.C. Социология правового сознания. - М., 2001; Ильин И.а. О сущности правосознания. - М, 1993' Нерсесянц B.C., Муромцев Г.И. и др.; Право и культура. - М., 2002; Керимов Д.а! Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). - М., 2001; Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. - 2004. - № 3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М., 2010;
Козырева П.М. Правовое сознание и доверие//Полис. - 2008.-№ 4.
Социология права / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. - Ростов н/Д, 2002; Сырых В М Социология права. - СПб., 2006. Калиновский Г.А. Факторы формирования правовой культуры учащейся молодежи
средних городов Юга России: автореф. дисс..... канд. соц. наук. - Ростов-н/Д., 2001;
Колесникова М.И. Российская молодежь 60-х и 90-х: сравнительный анализ моделей интеграции в общество: автореф. дисс. ... канд. соц. н. - Ростов-н/Д., 2006; Пшидаток В.Е. Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России: автореф. дисс. . .. к. ю. н. - Ростов-н/Д. 2007; Самыгин П С. Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества: автореф. дисс. ... д. соц. н. - Ростов-н/Д., 2007.
российского общества анализируется в контексте правовой культуры и обыденного сознания1.
Различные аспекты рассматриваемой проблемы получили отражение в работах социологов и философов Адыгеи — Т.И. Афасижева, З.А. Жаде, Х.М. Казанова, С.А. Ляушевой, А.П. Михайлова, P.A. Ханаху, Р.Д. Хунагова, А.Ю. Шадже и других. В последние годы заметно усилился интерес к вопросам правосознания и правовой культуры со стороны социологов, появились диссертационные работы, в которых анализируются особенности правосознания2.
Вторую группу источников составляют труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные осмыслению общетеоретических и методологических проблем исследования межпоколенных отношений. Социологическая традиция описания межпоколенных отношений берет начало в западной науке со времен К. Мангейма, который открывает перспективу в исследовании такой категории как поколение. Поколение определяется автором не как конкретная социальная группа, поколенческие связи не приводят к образованию конкретной группы. Единство поколения составляется главным образом сходным местоположением множества индивидов в социальном пространстве3. Эти идеи развиваются в работах X.
1 Денисова Г.С., Петрулевич И.А. Правовая культура молодежи как латентный фактор социальной напряженности в регионах Северного Кавказа // Конфликтология. - 2005. - № 4; Петрулевич И.А. Правовая культура молодежи Северного Кавказа: специфика формирования и ценностное содержание: автореф. дисс. ... к. соц. н. - Ростов-н/Д., 2003; Петрулевич И.А. Общность коллективных представлений правового сознания в условиях дифференциации современного российского общества: автореф. дисс. ... д. соц. н. -Ростов-н/Д., 2009; Рачипа A.B. Обыденное сознание граждан среднего города России и законодательно-правовая деятельность государства в ситуации социальной напряженности: автореф. дисс. ... д. соц. н. - Ростов-н/Д., 2005.
2 Берсиров Т.Б. Правосознание как основа формирования гражданского общества: социологический аспект: автореф. дисс. ... к. соц. н. - Майкоп, 2007; Зубова Я.В. Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России: автореф. дисс. ... д. соц. н. - Майкоп, 2010; Каменная Ю.П. Специфика правовых ценностей студенческой молодежи в условиях глобализации: социокультурный аспект: автореф. дисс. ... к. соц. н. - Майкоп, 2013; Маргатова О.В. Социокультурная специфика правовых ценностей студенческой молодежи в условиях модернизации российского общества (региональный аспект): автореф. дисс. ... к. соц. н. — Майкоп, 2011; Саакян М.В. Правовая культура студенческой молодежи как фактор предупреждения преступности в современном обществе (социологический анализ): автореф. дисс. ... к. соц. н. - Майкоп, 2010; Суетина Н.М. Ценности старшего поколения как фактор социальной стабильности: на примере Республики Адыгея: автореф. дисс. ... к. соц. н. - Майкоп, 2010; Щукин A.M. Ценности современного российского общества в правовой культуры молодежи: социологический анализ: автореф. дисс. ... к. соц. н. -Майкоп, 2011.
3 Манхейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений - состязательность -экономические амбиции. - М., 2000.
Ортеги-и-Гассета, обосновавшего этапы продолжительности функционирования поколений и их духовную общность1.
В российской традиции проблематике поколений уделяется большое внимание. Ф.Р. Филипповым проанализированы социальные различия между отдельными поколениями, внимание сконцентрировано на различиях поколений, обусловленных социально-историческими особенностями их становления . Обоснование различий между поколениями осуществлено в работах Ю.А. Левады3. Анализ жизненных стратегий нескольких поколений россиян проведен В.В. Магун и М.В. Энговатовым, выводы и обобщения которых основываются на обширном эмпирическом материале, собранном на протяжении 1985-2001 годов4. Изучение динамики поколений сквозь призму ценностных ориентации предпринято А.И. Гражданкиным, Б.В. Дубиным и A.B. Толстых, которые выявили ценностное различие современного населения России в зависимости от условий социализации, которые прошли разные поколения . Социологические границы понятия «поколение» проанализированы Б.В. Дубиным6, В.В. Семеновой рассмотрены концептуальные и эмпирические подходы к понятию «поколение»7. В сборнике «Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России» рассматриваются смысловой состав понятия «поколение» и границы его применимости в эмпирической работе социолога8. Проблема поколений включается в специфические условия модернизации. Кроме того, авторы рассматривают ценности и установки разных поколений российского общества.
При всем разнообразии исследовательских подходов в настоящее время немного сравнительных межпоколенных исследований правового сознания. Отчасти, это объясняется ментальными характеристиками самого понятия «поколение», которое не совпадает с возрастными когортами и трудно операционализируется в социологической терминологии.
1 Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. - М., 1997.
Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. - М., 1989.
Левада Ю.А. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х -М., 1993; Он же. Поколения XX века: Возможности исследования // Мониторинг общественного мнения. - 2001. - № 5; Он же. Заметки о «проблеме поколения» // Мониторинг общественного мнения. - 2002. - № 2.
Магун В.В., Энговатов М.В. Межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985-2001 гг. // Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / Сост. Ю. Левада, Т. Шанин. - М„ 2005.
Гражданкин А.И., Дубин Б.В., Толстых A.B. Пять поколений советского общества: взгляд из 1989 года//Социология образования. Т. 1. Вып. 1.-М., 1993.
Дубин Б В. Поколение: социологические границы понятия // Мониторинг общественного мнения. -2002. -№ 2.
Семенова В.В. Социальная динамика поколений, проблема и реальность. - М., 2009.
Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / Сост. Ю Левада, Т Шанин -М., 2005.
Проведенный анализ свидетельствует об отсутствии работ, посвященных анализу социокультурной специфики правового сознания основных поколенческих когорт, что и объясняет потребность в настоящем исследовании.
Цель диссертационного исследования — выявление социокультурных особенностей правового сознания основных поколенческих когорт населения Республики Адыгея.
Достижение выдвинутой цели предполагает реализацию следующих исследовательских задач:
• выявить сущность и структуру правосознания как элемента правовой культуры;
• обобщить современные теоретические подходы к анализу межпоколенных взаимодействий;
• исследовать когнитивный компонент правового сознания поколенческих подгрупп Республики Адыгея;
• проанализировать характер политико-правовых ценностей в сознании жителей Адыгеи;
• выявить степень выраженности ценностей гражданских прав как компонента правосознания.
Объектом исследования является правовое сознание населения в условиях региональной социокультурной реальности.
Предмет исследования — поколенческие особенности правосознания жителей Республики Адыгеи.
Теоретико-методологическая база исследования. В диссертации проблема ставится и разрешается в рамках социологического дискурса. Однако особенности правосознания выступают предметом рассмотрения ряда смежных направлений научного познания, что предопределило использование целого комплекса методологических подходов. Социокультурный подход обладает определенным универсализмом, который предоставляет возможность изучить поколенческие особенности правосознания. Необходимость исследования сущности правового сознания обусловила обращение к структурно-функциональному подходу, предполагающему анализ его структуры. Принцип системности позволил интерпретировать правовое сознание как упорядоченную целостность, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Принцип объективности проявляется во взвешенной оценке и критическом анализе рассматриваемых теоретических подходов к изучению данной проблемы. Применение сравнительного анализа способствовало выявлению социокультурного содержания исследуемого феномена в рамках междисциплинарного подхода.
Теоретической основой диссертации явились труды в области социологии культуры и социологии права, в которых анализировались
основные концепции воздействия правосознания личности на духовную культуру общества. Раскрытие социокультурных основ правового сознания основывается на анализе учений М. Вебера, Г. Гегеля, И. Канта, Е. Эрлиха. Диссертационное исследование строится на методологических идеях автора концепции поколений К. Мангейма. Достаточно эвристичными для исследования отдельных аспектов темы явились теоретико-методологические направления, разрабатываемые такими учеными, как Ю.А. Зубок, Ю.А. Левада, E.JI. Омельченко, В.И. Чупров. При разработке социологического инструментария автор обращался к работам В.И. Гурьева, В.Н. Кудрявцева, В.П. Казимирчук, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядова.
Эмпирической базой диссертации являются результаты прикладного социологического исследования разведывательного типа, реализованного в 2012 г. в Республике Адыгея. Методом сбора эмпирического материала стал анкетный опрос. В качестве целевых групп исследования были выделены социально-демографические группы граждан республики, относящиеся к различным поколениям. А именно, было опрошено 596 человек из числа молодежи в возрасте от 16 до 23 лет. Из них 44,9% мужчин и 55,1% женщин. Кроме того, был проведен опрос среди взрослого населения республики в составе 610 человек, из которых 33% мужчины и 67% женщины. В выборке исследования пропорционально представлены основные возрастные и социально-профессиональные подгруппы респондентов.
Наряду с материалами собственных социологических исследований, автором были привлечены в качестве источников информации статистические материалы, а также опубликованные результаты прикладных исследований, проведенных крупнейшими научными центрами России: Центром социального прогнозирования, Институтом социально-политических исследований РАН, Институтом социологии РАН, ВЦИОМ, Левада-Центром. Кроме того, для сравнительного анализа в работе использовались результаты социологического исследования правового сознания населения Северного Кавказа, проведенного социологами гг. Москва и Ростов-на-Дону.
Гипотеза исследования состоит в следующем: в зависимости от условий правовой социализации, на этапе которой закладываются основные политико-правовые ценности, различаются типы правового сознания у различных возрастных групп населения Адыгеи. Можно выделить три поколенческие когорты, социализация которых пришлась на советский, перестроечный и современный этапы развития российского общества. Предположительно, что у данных подгрупп типы правосознания будет варьироваться в зависимости от степени выраженности ценностных ориентации и когнитивных установок подданнического или активистского типов.
Научная новизна исследования связана с недостаточной степенью разработанности проблемы правосознания населения Республики Адыгея в аспекте межпоколенной динамики и содержательно представлена в следующем:
• уточнено понятие «правосознание» и конкретизирована его структура, включающая когнитивный, ценностный (аксиологический) и поведенческий компоненты;
• проанализированы современные подходы к анализу межпоколенных взаимодействий и выявлены критерии поколенческой принадлежности, определяющие социокультурные особенности формирования правового сознания;
• проанализирован когнитивный компонент правового сознания жителей Адыгеи и выявлена поколенческая специфика правопонимания;
• выявлены социально-групповые особенности политико-правовых ценностей населения Республики Адыгея;
• определена степень выраженности ценностей гражданских прав по различным поколенческим когортам.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Правовое сознание - это результат и процесс отражения права в сознании людей, являющийся сложным структурным образованием, включающим когнитивный, ценностный (аксиологический) и поведенческий компоненты, которые развиваются в органическом единстве. Когнитивный компонент составляет систему правовых знаний, правил и порядка применения норм права. Ценностные (аксиологические) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Поведенческий компонент правосознания характеризует социально-правовое поведение.
2. Поколение означает социальную группу, объединенную спецификой своей исторической локализации, сходным опытом и общими характеристиками на индивидуальном и системном уровне. Поколение представляет собой группировку нескольких возрастных когорт, т.к. не все возрастные когорты образуют поколенческие единства. Возрастные когорты можно дифференцировать на три подгруппы по критерию поколенческой принадлежности, во многом детерминирующей социокультурные особенности формирования базовых характеристик правового сознания: 1 группа — «советское поколение»; 2 группа - «перестроечное поколение»; 3 группа - «современное поколение».
3. Конкретно-социологический анализ правопонимания показал разрыв между правовыми принципами и формами организации современного государства, с одной стороны, знанием и пониманием жителями Адыгеи этих правовых норм - с другой. На когнитивном уровне выявляется ориентация группы опрошенных, правовая социализация которых протекала в советский
период, на патерналистко-подданический тип правопонимания. Знаниевые маркеры гражданско-демократического типа правосознания также не проявляются как доминирующие в ответах респондентов из перестроечного и современного поколений. Обнаруженная фрагментарность и декларативность правовых знаний у перестроечного поколения и молодежи свидетельствует, что за десятилетия реформирования и правовой системы общества, и системы образования среди данных поколенческих когорт не произошел переход к правовому сознанию современного активистского типа.
4. Результаты социологического исследования политико-правовых ценностей населения Адыгеи фиксируют, что основной части опрошенных «перестроечного» и «современного» поколений свойственна слабая интегрированность как в институционально-государственное правовое пространство, так и невысокая степень ориентации на этнические традиции. Они чаще всего ориентируются на собственные ценности и нормы ближнего окружения (внеинституциональный индивидуализм ценностно-правовых установок). Тогда как старшее поколение, относящееся к «советскому» сегменту, демонстрирует правовые ценности подданнического типа с уклоном в коллективистские нормы регуляции и большей значимостью этнических традиций.
5. Социологические замеры показывают, что опрошенные из «советского» и «перестроечного» поколений на первые места выносят проблемы обеспечения благосостояния народа, тогда как молодежь придает большую значимость таким либерально-демократическим правам, как свобода слова, совести, избирательное право, равенство мужчин и женщин. С другой стороны, основное большинство жителей Адыгеи, независимо от возраста, на первые места по значимости выносит гражданское право на равенство, независимо от национальной принадлежности. В данных условиях дилемма доминанты прав личности или государства большей частью населения республики разрешается в пользу государства, которое взамен должно обеспечить порядок и экономическую стабильность.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется потребностью осмысления вектора трансформации правового сознания современного российского общества. Социальное значение работы состоит в том, что проделанный анализ поколенческих особенностей правовосознания создает концептуальную основу для разработки комплекса мер, направленных на формирование у целевых групп населения ценностей и установок в сфере права, повышение их правовых знаний и компетенций. С этой точки зрения положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы правоохранительными органами, образовательными учреждениями и органами государственной власти для профилактической и просветительской деятельности в среде молодежи.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы также в дальнейших социологических исследованиях, посвященных анализу
правового сознания. Они будут также полезны при разработке курсов по проблемам социологии культуры, социологии права, социологии молодежи и пр. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при планировании учебно-воспитательной работы со студентами в Адыгейском государственном университете.
Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК Минобрнауки РФ. Диссертационное исследование соответствует Паспорту специальности 22.00.06 - социология культуры: п. 24. Правовая культура и соционормативная система регуляции общества.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 22.00.06 -социология культуры.
Основные положения диссертационного исследования, теоретические подходы и выводы нашли отражение в научных публикациях, а также изложены в докладах и сообщениях на научных форумах: «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 2010-2013), «Социальный и человеческий капитал как основа инновационного развития местных сообществ» (Краснодар, 2010), «Региональная политика в России на современном этапе» (Майкоп, 2010), «Политические партии в избирательных кампаниях современной России: федеральный и региональный аспекты» (Майкоп, 2010), «Актуальные проблемы национальной безопасности: российский и зарубежный опыт» (Майкоп, 2011), «Социальные науки в трансформирующемся обществе» (Ижевск, 2011), «Актуальные проблемы и современное состояние общественных наук в условиях глобализации» (Москва, 2011), «Эмпирические социологические исследования как инструмент анализа молодежных проблем и оптимизации государственной молодежной политики» (Краснодар, 2011), «Гуманитарные науки и современность» (Москва, 2011), «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире» (Краснодар, 2011), «Правовые, социально-политические и экономические аспекты регионального развития: история и современность» (Майкоп, 2012), «Национальная политика и модернизация системы управления на юге России: исторический опыт и современные вызовы» (Ростов-на-Дону, 2012), «Политика, состоятельность государства и гражданская активность в России: вызовы электорального цикла 2011-2012 гг.» (Майкоп, 2012), IV Всероссийский социологический конгресс «Социология в системе научного управления» (Москва, 2012), «Субъектность в политике: трансформации современной публичности, идентичность и политическое действие» (Краснодар, 2013), «Юридическая наука и правоприменительная практика: состояние и тенденции развития» (Майкоп, 2013).
Результаты исследования отражены в 21 публикации общим объемом свыше 9 п. л.
Структура диссертации. В соответствии с последовательностью решения поставленных задач работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, проводится анализ ее научной разработанности, определяется объект и предмет, ставится цель, определяются задачи, дается характеристика основных методологических принципов исследования, отмечается ее теоретическая и практическая значимость, раскрывается новизна, дается эмпирическая база, формулируется степень апробации исследования.
Первая глава «Теоретико-методологические основания поколенческого анализа правового сознания» посвящена обоснованию базовых категорий и характеристике правового сознания, определению теоретических основ применения понятия «поколение» к анализу динамики правового сознания.
В первом параграфе «Правовое сознание как объект социологического анализа» выявляется сущность правового сознания, а также представлен содержательный трехкомпонентный анализ правосознания. Предпринятый теоретико-методологический анализ правового сознания позволил констатировать действенность научных подходов к этому явлению. С одной стороны, правосознание рассматривается как форма общественного бытия, отражающая систему взглядов, идей, законов правового государства. С другой стороны, правовое сознание - это видовая категория по отношению к более общей родовой - сознанию личности.
Категории «правовое сознание» и «правовая культура», прежде всего, относятся к сфере правоведческого дискурса. В то же время, будучи социально обусловленными, они являются предметом изучения социологии. Социологический аспект исследования правосознания заключается в изучении процессов осмысления роли права, «дается его оценка с точки зрения моральных и нравственных критериев, осознание необходимости действующей системы законодательства, а также осмысление потребностей в изменении и дополнении действующих нормативных правовых актов, восприятие процессов и результатов правоприменительной практики»1.
В контексте данного исследования правосознание рассматривается как результат и процесс отражения права в сознании людей. Природа и сущностные характеристики правосознания наиболее глубоко отражаются и адекватно понимаются на основе социокультурного подхода, который позволяет выявить основные содержательные особенности правосознания как элемента правовой культуры.
1 Нерсесянц B.C., Муромцев Г.И. и др. Право и культура. - М., 2002. - С. 401.
13
В диссертации отмечается, будучи сложным явлением, правосознание имеет свое внутренне строение. Общепризнанным является положение о том, что структура правосознания складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.
Определив сущностное содержание категории правосознания, далее на обширном конкретном материале рассматриваются уровни правосознания, показывается связь с правовой культурой. Отмечается, что правовая культура зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания, от того, насколько освоены такие феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов; насколько информировано в правовом отношении население, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам; какова установка граждан на соблюдение правовых предписаний и т.д.
Отличительной особенностью проведенного диссертантом исследования является оценка правосознания сквозь призму составляющих его элементов. В содержании правосознания выявляются правовые чувства, правовые навыки и правовые привычки, что делает логичным рассмотрение названных явлений в рамках диссертации.
Опираясь на работы И.А. Петрулевич, в диссертации обосновывается позиция, согласно которой правовое сознание представляет собой трехкомпонентное образование. Автор полагает, что базовым компонентом правосознания личности выступает когнитивный компонент, определяющий совокупность знаний о праве, правоприменении, нормативной базе, мерах и стандартах ответственности и безответственности личности перед законом. В структуре правосознания вторым выступает ценностный (аксиологический) компонент, влияющий на внутреннюю осознанность отношений человека к социальной действительности. Третьим компонентом в структуре правосознания личности является поведенческий компонент, определяющий поведение, самоконтроль и выбор деятельности человека.
Во втором параграфе «Критерии сравнительного поколенческого анализа правового сознания» дается анализ основных теоретических подходов к понятию «поколение», а также определяются критерии поколенческой принадлежности, детерминирующие социокультурные особенности формирования правового сознания.
В параграфе отмечается, что в основе социокультурной преемственности лежат межпоколенные отношения. Взаимодействие поколений создает базисное основание воспроизводства человеческого сообщества. Понятие поколение является многозначным термином, обозначающим разные аспекты возрастной структуры общества, который используется при исследовании возрастной стратификации социума.
В социологической трактовке понятия «поколение» важно самосознание группы индивидов, родившихся в одно время и имеющих
общие интересы, взгляды и опыт. Это тот компонент, который отличает это понятие от демографического понятия «когорты», как людей, рожденных в одно время и составляющих структуру населения. Когорта определяется как «совокупность людей, переживших одновременно (в один год, период) одинаковое событие, например, когорта родившихся, вступивших в брак, поступивших в учебное заведение или закончивших его... Когорта, образованная по году рождения, называется поколением»1.
Здесь диссертант исходит из положения, согласно которому, поколение означает социальную группу, объединенную спецификой своей исторической локализации, сходным опытом и общими характеристиками на индивидуальном и системном уровне. Понятие поколения не совпадает с понятием возрастной когорты. Оно представляет собой группировку нескольких возрастных когорт, т.к. не все возрастные когорты образуют поколенческие единства.
Автор констатирует, что методологической основой анализа поколений служит концентрация на социальной дифференциации, связанной с временными особенностями каждого последующего поколения относительно общего национального генотипа данной исторической общности.
Для социологического анализа поколений, по мнению Ю.А. Левады, важным представляются временные рамки социализации определенных возрастных групп, которые приходятся на особо значимые периоды2. С этой точки зрения соискатель дифференцирует возрастные когорты на три подгруппы по критерию поколенческой принадлежности, во многом детерминирующей социокультурные особенности формирования базовых характеристик правового сознания: 1 группа - «советское поколение»; 2 группа - «перестроечное поколение»; 3 группа - «современное поколение».
Как отмечает автор, правосознание в советский период характеризовалось рядом существенных противоречий. С одной стороны, нарушение правовых норм порицалось большинством граждан. Так, многие советские люди, о чем свидетельствуют результаты проводившихся в этот период социологических исследований, проявляли нетерпимость к большинству преступлений3. С другой стороны, правовое сознание далеко не всегда активно препятствовало той же преступности, подчас проявляя присущее народу чувство сострадания к преступнику, как к человеку, «попавшему в беду». Здесь соискатель отмечает недостаточную развитость самого правосознания применительно к разным индивидам и группам в советском обществе.
Далее диссертант анализирует правосознание «перестроечного поколения». По мнению Ж.Т. Тощенко, многим людям этого поколения
1 Когорта // Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред акад Г В Осипова -М., 1999.-С. 197.
Левада Ю.А. Поколения XX века: возможности исследования // Отцы и дети.
Поколенческий анализ современной России. - М., 2005. - С. 41. Ефремова Г.Х. Общественное мнение и преступление. - Тбилиси, 1984. - С. 64.
свойственны противоречивые оценки самых разных институтов, отношений и норм. В подобном обществе складывается тип «парадоксального человека», который склонен одновременно и осуждать, и оправдывать одно и то же, вести себя непредсказуемым образом1. Такая «парадоксальность» проявляется и в правовом сознании населения, которое в большинстве своем ратует за законность, имея своим идеалом социально ориентированное государство, в котором соблюдаются закон, права человека, но в то же время само не склонно соблюдать закон в своей повседневной жизни. Правосознание «перестроечного поколения» - это трансформирующееся правосознание, несущее в себе остатки старой и особенности новой социально-государственной системы. Оно имеет ряд специфических характеристик, таких как непоследовательность, бессистемность, сосуществование архаизмов и новаций, обусловленное спецификой системы и сменой социально-экономических и политико-правовых основ общества.
Далее в параграфе рассматриваются особенности правосознания современного поколения, которое характеризуется целым рядом противоречий: нарастанием степени выраженности идеально-типических гражданственных ориентации, с одной стороны, и ориентацией в правовом поведении на собственные ценности и нормы своего ближнего окружения - с другой; актуализацией демократических прав и свобод и одновременной ориентацией на доминирование государственной власти по отношению к гражданской субъектности.
В заключение главы делается вывод об усилении интегрирующей функции правосознания в условиях значительной дифференциации общества.
Во второй главе «Сравнительный анализ правового сознания поколенческих когорт населения Республики Адыгея» изложены основные результаты анализа эмпирических данных социологического исследования, описывается зависимость характера правосознания от степени выраженности когнитивных установок и типов ценностных ориентации.
В первом параграфе «Когнитивный компонент правового сознания поколенческих подгрупп» анализируется знаниевый аспект правосознания граждан Республики Адыгеи, относящихся к различным поколенческим когортам.
Результаты опроса показывают, что большинство опрошенных разных возрастов реже воспринимает право как особый социальный институт, обеспечивающий гражданину социальную безопасность, с гарантиями осуществления свободы в рамках закона. Зафиксированные максимальные процентные показатели позволяют автору сделать вывод о том, что в сознании населения республики право соединяется с возможностью для действий в рамках закона, определяющего меру их свободы (от 37,3% до 50%
1 Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. - М., 2001. - С. 89.
16
опрошенных), т.е. значительная часть опрошенных признает право в ограничительной коннотации.
Диссертантом подчеркивается, что во всех рассматриваемых группах респондентов право также ассоциируется со справедливостью (от 30% до 48,8%). Выявляются также и отличительные особенности правопонимания, когда граждане республики из сегментов перестроечного и современного поколения включают в образ права характеристики «равенства» (от 24,4% до 34,7%). Для значительной доли жителей республики актуальными выступают вопросы социального неравенства и несправедливости, которые, с их точки зрения, должна преодолевать правовая система.
Кроме того, для представителей советского и перестроечного поколения данное понятие ассоциируется с «защитой от произвола» (от четверти до третьей доли), т.е. в патерналистском ключе. А для современного поколения образ права в большей степени сопряжен с правом что-то сделать, т.е. выступает в роли разрешения, утверждения каких-то индивидуальных прав (45,9%). Только в четверти случаев право воспринимается жителями Адыгеи как обязанности в отношении других и в слабой степени как гарант свободы (не больше 18,6%). Таким образом, защитная функция права рассматривается меньшей частью респондентов.
У населения государство ассоциируется, прежде всего, с политической организацией страны и правовыми институтами (от 38,8% до 45%). Четвертая часть представителей советского и перестроечного поколений и пятая доля - современного ассоциируют государство с эмоционально более «теплыми» понятиями - «отечеством», «родиной» (56,5%). Значимое число респондентов, правовая социализация которых протекала уже после 1986 г. видят в государстве аппарат управления и подавления (22% во второй группе и 26,5% в третьей). Тогда как подобная позиция характерна для вдвое меньшего числа опрошенных из сегмента «советского поколения», что свидетельствует о патерналистко-подданической ориентации правового сознания, когда государство не воспринимается как орган запретов и репрессий, но как то, «что позволяет чувствовать себя в безопасности» (10% в первой группе).
Наибольшее число современной молодежи (33,7%) воспринимает государство как «сообщество людей, нация, культура», т.е. как некое социокультурное и территориальное целое. Полученные результаты совпадают с результатами исследования политического сознания московских выпускников (опрос 1996 г.), среди которых 30% отождествляют государство с нацией или сообществом граждан, объединенных общим языком и культурой . Кроме того, можно отметить, что современная молодежь по сравнению с московскими сверстниками середины 90-х гг. заметно ниже оценивает реализацию государством функции безопасности. Так, если
1 Курильски-Ожвэн Ш., Арутюиян М.Ю., Здравомыслова О М. Образы права в России и Франции. - М., 1996. - С. 50.
государство выступает воплощением безопасности для 45% выпускников-москвичей, то такое тождество было отмечено только примерно у 12,2% опрошенной молодежи Республики Адыгея.
В диссертации отмечается, одним из показателей сформированное™ когнитивного компонента активистского типа является знание и усвоение нормативного образа правового государства. Между тем вопрос о выделении трех базовых признаков правового государства, показал недостаточную степень выраженности такого обобщенного образа. Наибольшее число респондентов из всех групп выбрало характеристику «развитая система прав и свобод граждан и развитая система их защиты» (от 65% до 73,2%). От 58,5% до 48,3% опрошенных указали, что основным признаком правового государства является верховенство закона. Около половины жителей Адыгеи, принадлежащих к советскому и перестроечному поколению, и только треть современной молодежи отметили вариант «развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав».
В инструментарии исследования взрослого населения Адыгеи содержался вопрос о понимании респондентами еще одной базовой категории правового государства — «свободы». Результаты опроса показывают слабую выраженность гражданско-активисткого типа правового сознания, когда свобода понимается как «возможность достижения своих интересов, учитывая интересы и нужды других людей». Эта позиция характерна для 30% респондентов «советского поколения» и 19,5% -«перестроечного». Основная часть опрошенных (35,5% в первой группе и 34,1%- во второй) независимо от поколенческой принадлежности трактует свободу в разрешительной коннотации - «реализация своих интересов в рамках, ограниченных законом».
С точки зрения автора, задача проанализировать когнитивное измерение правового сознания населения Адыгеи предполагает выявление уровня конкретных правовых знаний. Для этого в анкете содержался ряд вопросов, спроецированных на реальные ситуации, в которых может оказаться любой гражданин и которые требуют от него минимальных знаний в области права для адекватной ориентации в данных ситуациях.
Таким образом, анализ результатов социологического исследования показал фрагментарность и абстрактность существующих в сознании населения Адыгеи знаний в области права. Налицо также значимый разрыв, образовавшийся между ценностями и правовыми формами организации современного общества и государства, с одной стороны, и знанием и пониманием этих ценностей и правовых норм - с другой.
На когнитивном уровне выявляется ориентация группы опрошенных, правовая социализация которых протекала в советский период, на патерналистко-подцанический тип правового сознания. Знаниевые маркеры гражданско-активисткого типа правосознания также не проявляют себя как доминирующие в ответах респондентов из перестроечного и современного
поколений. В правопонимании данных групп распространенными являются морально-нравственные аспекты и категории социальной справедливости. Современная молодежь также концентрируется еще на индивидуальных правах, и не защищающей, а разрешительной функции правовой системы.
Во втором параграфе «Политико-правовые ценности в сознании жителей Республики Адыгея» анализируется значимость ценностей и специфика политико-правовых ценностных ориентаций, выступающие в качестве системообразующего компонента в структуре правового сознания.
Отмечается, что правосознание тесно связано с правовыми ценностями, в параграфе рассматриваются правовые ценности в структуре когнитивной деятельности правосознания, обусловленной оценочным компонентом. Диссертант считает, что под правовыми ценностями следует понимать лишь то, что реально воплощается в правовом поведении.
Эмпирическое изучение аксиологического аспекта правосознания различных поколенческих когорт населения Адыгеи предполагало анализ следующих позиций: отношение к закону и мотивация соблюдения законов; условия, при которых необходимо следование законам; взаимосвязь закона и наказания. Отдельный блок вопросов посвящен проблеме взаимоотношения региональной и федеральной власти, этнического измерения правовых ценностей.
Результаты опроса о мотивации соблюдения законов подтверждают, что далеко не для всех представителей поколенческих подгрупп закон выступает в качестве высшей ценности. Количественные данные показывают, что для 32,9% опрошенных представителей советского поколения, 28,3% - перестроечного и 26,2% - современный закон выступает в качестве руководящей силы, основополагающего ядра правовой системы. Для взрослого населения республики эта позиция выходит на первое место в рейтинге упоминаний, тогда как для молодежи - уже на второе. Не юридические, но все же коллективные нормы выступают важным мотивом для значительной части опрошенных (совокупность позиций 1, 4, 5). Но следует обратить внимание на то, что чем моложе респонденты, тем более выраженной является ориентация при выборе модели поведения на собственные представления о нормах. В сегменте «современного поколения» процент подобных ответов достигает 27,6%, что соответствует первому месту в рейтинге.
Результаты опроса выявляют, что в сознании населения Адыгеи связь закона как поведенческой нормы с традицией и наказанием очень устойчива. Поэтому основная доля опрошенных трех рассматриваемых сегментов признают, что даже в случаях несогласия с законом ему следуют, так как «законы не принято нарушать» и «потому что боятся наказания». Первая позиция автоматического следования закону характеризует большее число респондентов из «советской» подгруппы (39,1%), тогда как вторая ценностная установка, связанная с наказанием, чаще встречается среди
современной молодежи (34,5%). Неизбежность давления закона еще отмечают 15,6% и 23,9% представителей старших возрастных подгрупп.
Анализ правовых ценностей молодежи Республики Адыгея по вопросу о содержательном смысле наказания показывает, что большинство современной молодежи вкладывает нравственный смысл в наказание - оно сопряжено с «перевоспитанием» (27,4%), поучающим образцом (20,7%), «воздаянием» за нарушение (17,8%). В совокупности эти позиции составляют 65,9%. Если обратиться к результатам опроса в 2000 г., то подобный показатель ответов молодежи был несколько меньше и составил 57,9%. Нейтрально-правовая оценка наказания (уважение к закону и защитная функция) разделяется уже меньшей группой респондентов, принявших участие в опросе 2012 г. - 38,9%, но большим числом опрошенных в 2000 г. -46,5%.
Отдельный блок вопросов в исследовании был посвящен анализу ценностных установок жителей Адыгеи относительно форм наказания за различные виды преступлений. В этом плане бесспорным для респондентов является преступление против жизни человека. Здесь подавляющее число всех групп опрошенных требует достаточно сурового наказания для преступника. Но результаты исследования показывают, что чем моложе респонденты, тем более они склонны смягчить тяжесть наказания за это преступление.
Законы страны как форма нормативной регуляции должны доминировать в российском обществе, с точки зрения 30% представителей советского поколения, 39% - перестроечного и только 26,2% - современного. Обычаи своего народа чаще всего указывают респонденты самой старшей поколенческой подгруппы. А собственные представления как источник правовой регуляции в большей степени соответствует взглядам перестроечного поколения (53,7%). И, наконец, для молодежи чаще, чем для других сегментов, характерно приписывание приоритетности обычаев своего ближнего окружения (20%).
Отдельный вопрос в исследовании посвящен выявлению мнений респондентов о том, насколько законы Российской Федерации совпадают с традициями адыгейского народа. 50% опрошенных из «советской» подгруппы, 46,4% - из «перестроечной» и 55,1% - «современной» отмечают, что эти законы и традиции полностью или большей частью совпадают. В тоже время 33,3% респондентов из первой поколенческой когорты, 36,8% -из второго сегмента и практически вдвое меньше из молодежной подгруппы - 17,4% демонстрируют установку, исходя из которой российские законы и традиции адыгейского народа в той или иной степени являются рассогласованными. Для современного поколения в большей степени характерна позиция, исходя из которой они не задумывались об этом (27,6%).
Результаты опроса показывают, что далеко не для всех представителей поколенческих подгрупп закон выступает в качестве высшей ценности.
Только от четвертой до третьей доли опрошенных демонстрируют гражданско-активисткую мотивацию правового поведения. Также на эмпирическом материале проявляется следующая тенденция: чем моложе респонденты, тем более выраженной является ориентация при выборе модели поведения на собственные представления о нормах.
Анализируя полученные результаты, автор приходит к выводу о том, что основной части опрошенных из перестроечного и современного поколений свойственна слабая интегрированность как в институционально-государственное правовое пространство, так и невысокая степень ориентации на этнические традиции. Они чаще всего ориентируются на собственные ценности и нормы своего ближнего окружения (внеинституциональный индивидуализм ценностно-правовых установок). Тогда как старшее поколение, правовое сознание которых формировалось в советский период, демонстрирует правовые ценности подданнического типа с уклоном в коллективистские нормы регуляции и большей значимостью этнических традиций.
В третьем параграфе «Ценности гражданских прав как компонент правосознания» показана роль ценностей гражданских прав как основы формирования правосознания.
Результаты социологического исследования показывают, что при выборе наиболее значимых гражданских прав во всех поколенческих когортах лидирует «равенство независимо от расовой и национальной принадлежности» (53,7% - в первой группе, 46,7% - во второй и 59,2% - в третьей).
В параграфе отмечается, что на втором месте по числу ответов в «советском» и «перестроечном» подмассивах располагается позиция «благосостояние народа» (46,3% и 38,3% соответственно). Тогда как в молодежном сегменте самыми важными с их точки зрения правами является свобода слова (58,2%) и свобода взглядов (52%). Очевидно, что в данном случае сказались особенности возраста респондентов, когда формирующаяся личность, не имея объективных возможностей для заявления о себе как полноценном субъекте социального действия, испытывает потребность, хотя бы в вербальном декларировании собственных притязаний.
По мнению автора, поколенческие особенности правового сознания респондентов проявляются в том, что молодые жители Адыгеи практически в два раза чаще указывают на значимость для них равенства прав мужчин и женщин, а также в три раза больше среди них те, для кого актуальным является свобода избирательного права. Результаты исследования также выявляют наименьшую значимость для перестроечного поколения права на защиту национальной культуры (8,3% против 24,4% в «советском» сегменте и 27,6% - в «современном»),
В инструментарии исследования содержался вопрос, направленный на выявление того, насколько абсолютными по значимости являются избранные
респондентами гражданские права. Примерно треть опрошенных из группы «советского поколения» и только по пятой доле респондентов из двух других групп рассматривает их как правовые максимы, т.е. выбирает вариант ответа «права человека не могут быть ограничены ни при каких условиях». В то время как на лидирующем по числу ответов месте во всех поколенческих когортах располагается вариант ответа, по которому возможно ограничение прав, «если это нужно для поддержания порядка и стабильности» (37,3% - в первом сегменте, 42,5% - во втором и 37,8% - в третьем).
Диссертантом определено, что возрастная специфика ценностей гражданских прав проявляется также и в том, что респонденты самого старшего поколения чаще, чем другие указывают, что права человека можно ущемлять, если это нужно при борьбе со стихийными бедствиями (25,4% против 12,5% - во второй и 18,4% - третьей сегментах). Тогда как представители перестроечного и современного поколений в большей степени демонстрируют установку, что гражданские права можно ограничивать в случае, если это нужно для защиты прав другого человека (по трети опрошенных против четверти в первой группе).
В диссертации показано, что анализ проективных ситуаций, в которых проявляются правовые ценности молодых жителей Адыгеи, свидетельствует, что в среде молодежи сложилась устойчивая часть (около половины опрошенных), ориентированная в своих действиях на реализацию правовых ценностей и норм, соответствующих законодательной системе современного государства, при условии, что она знакома с этими нормами.
Автор отмечает, что гипотеза исследования нашла свое подтверждение. В зависимости от условий правовой социализации, на этапе которой закладываются основные политико-правовые ценности, отличаются типы правового сознания у различных возрастных групп населения Адыгеи.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и намечаются перспективы дальнейшей разработки затронутых в работе проблем. Предлагаются практические рекомендации для республиканских и муниципальных органов власти.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ H ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Беречетова, P.A. Когнитивное измерение правового сознания поколенческих когорт жителей Республики Адыгея [Текст] / P.A. Беречетова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». - Майкоп: Изд-во АГУ. - 2011. - Вып 3 - С 218-225 (0,6 п.л.).
2. Беречетова, P.A. Правовые ценности в сознании жителей Республики Адыгея [Текст] / P.A. Беречетова, З.А. Жаде // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2011. - № 2. - С. 222-230 (0,8
П.Л.).
3. Беречетова, P.A. Особенности правосознания в Адыгее: социологический анализ [Текст] / P.A. Беречетова // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 9. - С. 25-30 (0,5 пл.).
Статьи и тезисы докладов на конференциях:
4. Беречетова, P.A. Роль системы образования в формировании гражданских качеств молодежи в Республике Адыгея [Текст] / P.A. Беречетова // Социальный и человеческий капитал как основа инновационного развития местных сообществ: тезисы докладов Всероссийской научной конференции. - Краснодар: Изд-во КубГУ, 2010 - С 31-33 (0,3 пл.).
5. Беречетова, P.A. Молодежная политика в Республике Адыгея [Текст] / P.A. Беречетова // Региональная политика в России на современном этапе / Материалы Международной научно-практической конференции. В 2 т. -Майкоп: Изд-во Магарин О.Г., 2010. - Т. 2. - С. 20-27 (0,5 пл.).
6. Беречетова, P.A. Выборы как фактор электоральной активности молодежи [Текст] / P.A. Беречетова // Политические партии в избирательных кампаниях современной России: федеральный и региональный аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. З.А. Жаде. - Майкоп: ООО «Качество», 2010. - С. 27-34 (0,5 пл.).
7. Беречетова, P.A. Молодежная культура в условиях социальных трансформаций // Наука. Образование. Молодежь: Материалы VIII Всероссийской научной конференции молодых ученых (10-II февраля 2011 г.). В 2 т. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. - Т. 2. - С. 120-124 (0,3 пл.).
8. Беречетова, P.A. Правовая культура как элемент социокультурного пространства [Текст] / P.A. Беречетова // Социокультурные проблемы в модернизирующемся обществе: Сборник научных статей. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2011.-С. 12-18(0,4 пл.).
9. Беречетова, P.A. Система высшего образования как институт формирования правового сознания молодежи [Текст] / P.A. Беречетова // Эмпирические социологические исследования как инструмент анализа молодежных проблем и оптимизации государственной молодежной политики: Материалы третьей Межрегиональной научно-практической конференции. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. — С. 36-39 (0,4 пл.).
10. Беречетова, P.A. Теоретические подходы к анализу правовой социализации молодежи [Текст] / P.A. Беречетова // Социальные науки в трансформирующемся обществе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. Н.М. Макаровой. - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011. - С. 32-34 (0,2 п.л.).
11. Беречетова, P.A. Ценностное восприятие жителями Республики Адыгея особенностей федеративного устройства государства [Текст] / P.A. Беречетова, З.А. Жаде // Общественные науки. - 2011. - № 8. - С. 137-143 (0,8 п.л.).
12. Беречетова, P.A. Ценности гражданских прав населения Республики Адыгея: опыт социологического исследования [Текст] / P.A. Беречетова // Социально-гуманитарный вестник Юга России. - 2011. - № 7-8. - С. 131-142 (0,8 п.л.).
13. Беречетова, P.A. Региональные особенности правосознания (на примере Республики Адыгея) [Текст] / P.A. Беречетова // Актуальные проблемы национальной безопасности: российский и зарубежный опыт. Материалы Международной научно-практической конференции - Майкоп: изд-во ИП Солодовникова А.Н., 2011. - С. 86-92 (0,4 п.л.).
14. Беречетова, P.A. Роль правосознания в формировании правовой идентичности молодежи [Текст] / P.A. Беречетова // Материалы IX Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (9-10 февраля 2012 г.). В 2 т. - Майкоп: изд-во АГУ, 2012. - Т. 2. - С. 365-368 (0, 3 п.л.).
15. Беречетова, P.A. Ценности права в системе ценностей населения Республики Адыгея [Текст] / P.A. Беречетова // Правовые, социально-политические и экономические аспекты регионального развития: история и современность: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Майкоп: изд-во ИП Солодовникова, 2012. - С. 209-215 (0,4 п.л.).
16. Беречетова, P.A. Современный федерализм глазами жителей Республики Адыгея [Текст] / P.A. Беречетова, З.А. Жаде // Национальная политика и модернизация системы управления на юге России: исторический опыт и современные вызовы: материалы Всероссийской научной конференции / отв. ред. Г.Г. Матишов. - Ростов-н/Д.: ЮНЦ РАН, 2012. - С. 383-390 (0,6 п.л.).
17. Беречетова, P.A. Сравнительный анализ правового сознания поколенческих когорт населения Республики Адыгея [Электронный ресурс] /
P.A. Беречетова II Социология в системе научного управления. Материалы IV
Всероссийского социологического конгресса. - М.: ИС РАН 2012 - С 2458-2459(0,1 п.л.).
18. Беречетова, P.A. Правосознание избирателей как фактор обеспечения законности избирательного процесса: социологический анализ [Текст] / P.A. Беречетова // Политика, состоятельность государства и гражданская активность в России: вызовы электорального цикла 2011-2012 гг.: материалы XI Всероссийского научного семинара. - Краснодар - Майкоп: Качество 2012.-С. 136-141 (0,4 п.л.).
19. Беречетова, P.A. Социокультурные особенности формирования правового сознания [Текст] / P.A. Беречетова // Материалы X Международной научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (7-8 февраля 2013 г.). - Майкоп: изд-во АГУ 2013 -T.II.-C. 86-91 (0,3 п.л.).
20. Беречетова, P.A. Трансформация правовых ценностей в Республике Адыгея [Текст] / P.A. Беречетова // Субъектность в политике: трансформации современной публичности, идентичность и политическое действие. Материалы Всероссийской школы молодых ученых. - Краснодар- Изд-во КубГУ, 2013. (0,3 пл.).
31. Беречетова, P.A. Правовое сознание как объект социологического анализа [Текст] / P.A. Беречетова // Юридическая наука и правоприменительная практика: состояние и тенденции развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Майкоп: изд-во ИП Солодовникова, 2013. (0,3 п.л.).
БЕРЕЧЕТОВА РУЗАННА АСКЕРОВНА
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ: ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Подписано в печать 25.10.13. Бумага типографская № 1. Формат бумаги 60x84/16. Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ 069
Отпечатано на участке оперативной полиграфии Адыгейского государственного университета: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208.
Текст диссертации на тему "Социокультурная специфика правового сознания населения Республики Адыгея: поколенческий анализ"
На правах рукописи
БЕРЕЧЕТОВА РУЗАННА АСКЕРОВНА
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ:
ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность 22.00.06 - социология культуры
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата социологических наук
^ Научный руководитель:
0 доктор политических наук,
^^ профессор Жаде З.А.
ю
см
тГ °
о я
СМ 05
4 : о
Майкоп 2013
зи
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. Теоретико-методологические основания поколенческого анализа правового сознания.............................................................................................17
1.1. Правовое сознание как объект социологического анализа..................17
1.2. Критерии сравнительного поколенческого анализа правового сознания ..............................................................................................................................38
2. Сравнительный анализ правового сознания поколенческих когорт населения Республики Адыгея.........................................................................53
2.1. Когнитивный компонент правового сознания поколенческих подгрупп ..............................................................................................................................54
2.2. Политико-правовые ценности в сознании жителей Республики Адыгея
..............................................................................................................................75
2.3. Ценности гражданских прав как компонент правосознания..................96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................116
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................121
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................................................................131
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Модернизация российского государства и общества предъявляет высокие требования к состоянию правосознания россиян. Построение правового государства и формирование гражданского общества в российском социокультурном пространстве невозможны без соответствующего уровня правосознания и правовой культуры граждан. Рассуждая об этом, П.М. Козырева справедливо подчеркивает, что в российском обществе «остро ощущается недостаток развитого правового сознания и правовой культуры, без опоры на которые невозможно создание современного правового государства. В связи с этим исключительное значение приобретает формирование системы ценностей, в основе которой лежат права человека, безусловное уважение к закону и нормам демократии, утверждение на практике новых правовых принципов, повышение качества и уровня реальной обеспеченности прав и свобод граждан»1.
Как показывает практика современных правоотношений в России, закрепление норм социального взаимодействия еще не означает их автоматической реализации в практике повседневной деятельности широких масс населения. Утверждение принципов западной модели демократии в социокультурных условиях России наталкивается на целый ряд препятствий, которые выражены в разных представлениях о законе и справедливости, о способах организации власти, о способах регулирования социальных взаимодействий. Причем содержание правового сознания варьируется по территориальным, этнокультурным, социально-слоевым и демографическим подгруппам населения страны.
Кроме того, в правовой сфере создает диссонанс унаследованная из советской эпохи развития страны конфигурация правовой культуры, тяготеющая к авторитарно-подданическому типу правопонимания. Поэтому
1 Козырева П.М. Правовое сознание и доверие // Полис. - 2008. - № 4. - С. 86.
в сознании различных возрастных групп, правовая социализация которых протекала в разных социально-исторических и этнокультурных условиях, могут доминировать разные по характеру и направленности правовые знания и ценности.
Необходимость утверждения в современной России идей гражданских прав и свобод, которые являются необходимым условием функционирования правового государства, предполагает формирование правового сознания активистского типа у доминирующей части населения российского общества независимо от ее социально-групповой принадлежности. В последние годы государство уделяет большое внимание повышению правовой культуры общества, формированию правового сознания людей. Однако разработка и реализация практических программ в этой сфере должны сопровождаться постоянным отслеживанием содержательных особенностей, факторов формирования, тенденций трансформации правовых ценностей и знаний различных групп населения российского общества.
В этой связи существует необходимость изучения реального состояния и тенденций трансформации доминирующих установок правового сознания в современном российском обществе, поскольку они выступают основой мотивации поведения людей. При этом актуальным является анализ правового сознания населения республик Северного Кавказа. В полиэтничных регионах России с укоренившимися компонентами национальных культур, к которым относятся и северокавказские республики, как правило, фиксируется несоответствие этнокультурных обычаев и традиций социального регулирования и модернизированных принципов организации правовой сферы общества.
В значительной мере актуальность темы исследования определяется тем, что в Республике Адыгея наблюдается переплетение общероссийских тенденций с национальной спецификой, которая проявляется в таких особенностях, как: традиционализм социальных отношений, с которыми связана приверженность к традиционным укладам, устойчивая связь и
преемственность поколений; стабильность системы ценностей и поведенческих стереотипов. Данные обстоятельства заставляют обратить внимание на анализ социокультурных особенностей правового сознания основных поколенческих когорт с учетом особенностей социокультурного пространства региона.
Таким образом, развитие правосознания относится к числу острых, ключевых проблем российского общества. Во-первых, потому что правосознание является одним из основных субъективных факторов отражения и конструирования социально-правовой реальности. Во-вторых, социологическая рефлексия по углубленному осмыслению этой проблемы становится особенно необходимой в период трансформации российского общества. Поскольку изучение правового сознания позволит не только сделать прогностические оценки политико-правового состояния нашего общества в будущем, но и направленно изменять его в соответствии с принципами построения правового государства. Все вышесказанное делает тему диссертационного исследования актуальной и перспективной в плане социологического анализа.
Степень разработанности проблемы. Проблемное поле темы диссертационного исследования носит междисциплинарный характер, так как является предметом рассмотрения различных научных дисциплин: социологии, правоведения, психологии, философии, политологии и др.
В диссертации затрагивается широкий круг проблем. Поэтому в зависимости от содержательных аспектов проведенного исследования источники можно условно разделить на две группы.
Первая группа работ посвящена исследованию особенностей правового сознания в российском обществе. Проблематика исследования правового сознания не является принципиально новой для социологической науки. Она активно разрабатывается в зарубежной и отечественной литературе. Так, в исследованиях российских авторов большое внимание уделяется анализу
теоретических основ и генезиса правового сознания (H.H. Алексеев, A.C. Гречин, И.А. Ильин, B.C. Нерсесянц, Д.А. Керимов, Е.А. Певцова и др.)1.
Социологи исследуют социоструктурный аспект правосознания, раскрывают роль правосознания в формировании гражданского общества России, выявляют его духовные и мировоззренческие основы. В работах М.К. Горшкова, П.М. Козыревой, Ф.Э. Шереги приводятся данные многочисленных социологических исследований, которые раскрывают особенности реального состояния правосознания граждан России". В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко и В.М. Сырых выделяют функциональные структуры правосознания: гносеологическую, оценочную и поведенческую3.
Взаимосвязь и взаимная обусловленность состояния правосознания и правовых ценностей как аксиологического ядра правовой культуры раскрывается в исследованиях А.П. Альбова, P.C. Байниязова, В.И. Бегинина, Ю.И. Гревцова, В.А. Лапаевой, И.Д. Невважая, М.Б. Смоленского, Ю.В. Чуфаровского. Разработка содержания и структуры правовых ценностей осуществляется в работах С.С. Алексеева, В.В. Барчука, Н.Д. Гомонова, З.С. Джанхуватовой, В.П. Казимирчука, Н.Ю. Рашевой, Э.В, Тадевосяна.
Для Северного Кавказа осмысление данной проблемы стало одним из ключевых вопросов как научной теории, так и реальной практики, о чем свидетельствуют диссертационные исследования, посвященные различным аспектам трансформации правосознания4. В трудах Г.С. Денисовой, H.A.
1 Алексеев H.H. Основы философии права. - СПб., 1998; Гречин A.C. Социология правового сознания. - М., 2001; Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993; Нерсесянц B.C., Муромцев Г.И. и др.; Право и культура. - М., 2002; Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). - М., 2001; Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. - 2004. - № 3.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М., 2010; Козырева П.М. Правовое сознание и доверие // Полис. - 2008. - № 4.
3 Социология права / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. - Ростов н/Д, 2002; Сырых В.М. Социология права. - СПб., 2006.
4 Калиновскии Г.А. Факторы формирования правовой культуры учащейся молодежи
средних городов Юга России: автореф. дисс.....канд. соц. наук. - Ростов-н/Д., 2001;
Колесникова М.И. Российская молодежь 60-х и 90-х: сравнительный анализ моделей интеграции в общество: автореф. дисс. ... канд. соц. н. - Ростов-н/Д., 2006; Пшидаток В.Е. Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии
Петрулевич и A.B. Рачипы правовое сознание современного российского общества анализируется в контексте правовой культуры и обыденного сознания1.
Различные аспекты рассматриваемой проблемы получили отражение в работах социологов и философов Адыгеи - Т.И. Афасижева, З.А. Жаде, Х.М. Казакова, С.А. Ляушевой, А.П. Михайлова, P.A. Ханаху, Р.Д. Хунагова, A.IO. Шадже и других. В последние годы заметно усилился интерес к вопросам правосознания и правовой культуры со стороны социологов, появились диссертационные работы, в которых анализируются особенности правосознания2.
Вторую группу источников составляют труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные осмыслению общетеоретических и методологических проблем исследования межпоколенных отношений. Социологическая традиция описания межпоколенных отношений берет
и гражданского общества в современной России: автореф. дисс. ... к. ю. н. - Ростов-н/Д., 2007; Самыгин П.С. Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества: автореф. дисс. ... д. соц. н. - Ростов-н/Д., 2007.
1 Денисова Г.С., Петрулевич И.А. Правовая культура молодежи как латентный фактор социальной напряженности в регионах Северного Кавказа // Конфликтология. - 2005. - № 4; Петрулевич И.А. Правовая культура молодежи Северного Кавказа: специфика формирования и ценностное содержание: автореф. дисс. ... к. соц. н. - Ростов-н/Д., 2003; Петрулевич И.А. Общность коллективных представлений правового сознания в условиях дифференциации современного российского общества: автореф. дисс. ... д. соц. н. -Ростов-н/Д., 2009; Рачипа A.B. Обыденное сознание граждан среднего города России и законодательно-правовая деятельность государства в ситуации социальной напряженности: автореф. дисс.... д. соц. н. - Ростов-н/Д., 2005.
2 Берсиров Т.Б. Правосознание как основа формирования гражданского общества: социологический аспект: автореф. дисс. ... к. соц. н. - Майкоп, 2007; Зубова Я.В. Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России: автореф. дисс. ... д. соц. н. - Майкоп, 2010; Каменная Ю.П. Специфика правовых ценностей студенческой молодежи в условиях глобализации: социокультурный аспект: автореф. дисс. ... к. соц. н. - Майкоп, 2013; Маргатова О.В. Социокультурная специфика правовых ценностей студенческой молодежи в условиях модернизации российского общества (региональный аспект): автореф. дисс. ... к. соц. н. -Майкоп, 2011; Саакян М.В. Правовая культура студенческой молодежи как фактор предупреждения преступности в современном обществе (социологический анализ): автореф. дисс. ... к. соц. н. - Майкоп, 2010; Суетина Н.М. Ценности старшего поколения как фактор социальной стабильности: на примере Республики Адыгея: автореф. дисс. ... к. соц. н. - Майкоп, 2010; Щукин A.M. Ценности современного российского общества в правовой культуры молодежи: социологический анализ: автореф. дисс. ... к. соц. н. -Майкоп, 2011.
начало в западной науке со времен К. Мангейма, который открывает перспективу в исследовании такой категории как поколение. Поколение определяется автором не как конкретная социальная группа, поколенческие связи не приводят к образованию конкретной группы. Единство поколения составляется главным образом сходным местоположением множества индивидов в социальном пространстве1. Эти идеи развиваются в работах X. Ортеги-и-Гассета, обосновавшего этапы продолжительности функционирования поколений и их духовную общность .
В российской традиции проблематике поколений уделяется большое внимание. Ф.Р. Филипповым проанализированы социальные различия между отдельными поколениями, внимание сконцентрировано на различиях поколений, обусловленных социально-историческими особенностями их становления . Обоснование различий между поколениями осуществлено в работах Ю.А. Левады4. Анализ жизненных стратегий нескольких поколений россиян проведен В.В. Магун и М.В. Энговатовым, выводы и обобщения которых основываются на обширном эмпирическом материале, собранном на протяжении 1985-2001 годов5. Изучение динамики поколений сквозь призму ценностных ориентаций предпринято А.И. Гражданкиным, Б.В. Дубиным и A.B. Толстых, которые выявили ценностное различие современного населения России в зависимости от условий социализации, которые прошли разные поколения6. Социологические границы понятия «поколение»
1 Манхейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений - состязательность -экономические амбиции. - М., 2000.
л
Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. - М., 1997.
3 Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. -М., 1989.
4 Левада Ю.А. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х. -М., 1993; Он же. Поколения XX века: Возможности исследования // Мониторинг общественного мнения. - 2001. - № 5; Он же. Заметки о «проблеме поколения» // Мониторинг общественного мнения. - 2002. - № 2.
5 Магун В.В., Энговатов М.В. Межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985-2001 гг. // Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / Сост. 10. Левада, Т. Шанин. - М., 2005.
6 Гражданки» А.И., Дубин Б.В., Толстых A.B. Пять поколений советского общества: взгляд из 1989 года // Социология образования. Т. 1. Вып. 1. - М., 1993.
проанализированы Б.В. Дубиным1, В.В. Семеновой рассмотрены концептуальные и эмпирические подходы к понятию «поколение» . В сборнике «Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России» рассматриваются смысловой состав понятия «поколение» и границы его применимости в эмпирической работе социолога. Проблема поколений включается в специфические условия модернизации. Кроме того, авторы рассматривают ценности и установки разных поколений российского общества.
При всем разнообразии исследовательских подходов в настоящее время немного сравнительных межпоколенных исследований правового сознания. Отчасти, это объясняется ментальными характеристиками самого понятия «поколение», которое не совпадает с возрастными когортами и трудно операционализируется в социологической терминологии.
Проведенный анализ свидетельствует об отсутствии работ, посвященных анализу социокультурной специфики правового сознания основных поколенческих когорт, что и объясняет потребность в настоящем исследовании.
Цель диссертационного исследования - выявление социокультурных особенностей правового сознания основных поколенческих когорт населения Республики Адыгея.
Достижение выдвинутой цели предполагает реализацию следующих исследовательских задач:
выявить сущность и структуру правосознания как элемента правовой культуры;
обобщить современные теоретические подходы к анализу межпоколенных взаимодействий;
1 Дубин Б.В. Поколение: социологические границы понятия // Мониторинг общественного мнения. - 2002. - № 2.
Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. - М., 2009.
3 Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / Сост. 10. Левада, Т. Шанин. -М., 2005.
• исследовать когнитивный компонент правового сознания поколенческ