автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Предмет общетеоретической философии, классическая традиция и современные дискуссии

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Харькова, Наталья Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Предмет общетеоретической философии, классическая традиция и современные дискуссии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Харькова, Наталья Николаевна

Введение.

Глава 1. ТРАКТОВКА ПРЕДМЕТА ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

1.1. Концепция распредмечивания философии: сущность и критический анализ. К постановке проблемы предмета общетеоретической философии.

1.2. Проблема всеобщего в античной философии и в споре между средневековым номинализмом и реализмом о природе универсалий.

1.3. Проблема всеобщего в новой и современной западной философии.

1.4. Русская философия о всеобщем как предмете общетеоретической философии.

Глава 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

2.1. Предмет общетеоретической философии. Критический анализ основных современных концепций его толкования.

2.2. Основной вопрос философии: природа и критический анализ основных современных подходов к его решению.

2.3. Общетеоретическая философия и метафилософия

2.4. Предмет общетеоретической философии и проблема характера ее функционирования.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Харькова, Наталья Николаевна

Актуальность темы исследования

Современная философская мысль находится в состоянии кризиса, причина которого - в бурных социально-политических и духовных коллизиях последних десятилетий. Этот кризис проявляется в концепции распредмечивания и в функциональной концепции философии. Обосновывая актуальность анализа проблемы предмета общетеоретической философии трудно сказать нечто большее, чем уже сказано З.А. Каменским: «Ситуация в современной философии обострилась до предела, и вот почему проблемы философской пропедевтики, и, в частности, предмета философии, всегда важные для философии, приобретают сейчас для нее поистине судьбоносное значение - быть или не быть»?1 В философской литературе содержание понятия философии не получило достаточно полного раскрытия, хотя специальных работ по этому важному вопросу написано немало. Поэтому актуальность выбранной темы определяется задачей дальнейшего развития философского знания. Правильное понимание предмета общетеоретической философии имеет решающее значение для понимания природы и смысла философского познания, философского вопрошания. Сейчас, когда наметилась тенденция интеграционных процессов во всех сферах жизни и возникают, естественно, общие тенденции в формировании мировоззренческих установок, обусловливающих потребность в определенной целостности философского знания, вопрос о его предмете стоит особенно остро.

Степень разработанности проблемы

Вопрос, постоянно приобретающий характер гамлетовской дилеммы: быть или не быть философии, а также все более возрастающий интерес к ней побуждают специалистов к анализу предмета и природы философского знания. Значительный вклад в разработку этих проблем внесли Сократ, Платон, Аристотель, Н. Кузанский, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локк, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, А. Шопенгауэр, В. Дильтей, X. Ортега, К. Ясперс, М. Хайдеггер, отечественные философы Вл. Соловьев, Н. Лосский, Н. Бердяев, Б.В. Яковенко, А.Г. Лосев и др. Труды этих философов имеют большое, теоретико-познавательное значение для изучения проблем предмета философии и ее специфики.

В некоторых работах новой волны анализ предмета философии дает возможность ближе подойти к ее тайнам, наметить пути, раскрывающие специфику философского знания. Из этих работ следует особо отметить: Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1990; Демичев В.А., Демичева В.И Что такое философия? // Общетеоретические проблемы философии. М., 1990; Ахиезер A.C. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) // Вопросы философии. 1998. №2; Новое понимание философии: проблемы и перспективы. М., 1993; Каменский З.А. Умирает ли философия? // Вестник РАН. 1994. Т.64. №4; Лекторский В.Л. Философия в современном мире // Общественные науки и современность. 1994. №1; Перминов В.Я. Философия как метод // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1997. №5; Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). 4.1. СПб. 1997; Тыщенко А.И. О гносеологическом статусе философского знания (является ли философия наукой?) // Вестник МГУ. Серия 7: Философия. 1998. №1; Хачатрян A.A. К теории предмета и основного вопроса философии // Вестник ВолГУ. Серия 4: История. Философия. 1998. №3; Чанышев A.M. Философия как «филология», как мудрость и мировоззрение // Вестник МГУ. Серия 7: Философия, 1998. №1. В контексте обсуждаемой проблемы характерно название книги М.В. Желнова «Предмет философии в истории философии» (М., 1991), а также работы A.M. Соколова и Ю.И. Солонина «Предмет философии и обоснование науки» (М., 1993).

В работах З.А. Каменского «Философия как наука» (М., 1995) и И.В. Николаева «Философия как наука» (СПб., 1997) наряду с проблемой различения философии и науки рассматривается вопрос соотношения предмета и функций общетеоретической философии, проблема характера функционирования философского знания. В диссертационном исследовании проанализированы и широко использованы многочисленные труды отечественных философов по этим проблемам: Агудова В.В., Бабушкина В.У., Березовского П.И., Бекаре-ва Л.И., Библера B.C., Борщова A.C., Вахтомина Н.К., Глазма-на М.С., Головина И.И., Горана В.П., Гусейнова A.A., Дышлево-го П.И., Добрускина М.Е., Когана Л.П., Колычева П.И., Лекторского В.Л., Миголатьева A.A., Назарова В.Н., Налимова В.В., Пыри-на А.Г., Османова Н.О., Перминова В.Я., Соколова В.В., Степи-на B.C. и др.

Любопытно, что многие современные отечественные философы делают предметом своих исследований основной вопрос философии. Характерными являются следующие работы: Соколов В.В. Основной вопрос философии в его историко-философской конкретике и развитии // Философские науки. 1990. №8; Лузгин В.В. Основной вопрос философии и природа философского знания. Казань, 1992; Рачков П.В. Об основном, высшем вопросе общей и социальной философии // Вестник МГУ. Серия 7: Философия. 1994. №1; Петрова Г.И. Человек в его отношении к миру - стержневая проблема философии// Философия как учение о человеке. Томск, 1995; Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. М., 1997; Николаев И.В. Философия как наука. СПб., 1997; Лешкевич Т.Г. Философия. М., 1998; Кириленко Г.Г., Шевцов Б.В. Философия. М., 1999; Бобров В.В. Введение в философию. М.-Новосибирск, 2000; Никифоров А.Л. Природа философии. Основы философии. М., 2001 и др. В этих работах используются разные подходы к решению основного вопроса философии, выделяются разные позиции в его понимании. До настоящего времени остается недостаточно разработанной одна из центральных проблем современной общетеоретической философии - проблема феномена метафилософии. Споры по всем этим аспектам предмета общетеоретической философии продолжаются в современной отечественной философской литературе. В современной литературе ощущается недостаток концептуальных разработок этих важнейших проблем философского знания. В философской литературе нет всестороннего теоретического исследования, специально посвященного предмету общетеоретической философии.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является целостный анализ феномена всеобщего как предмета общетеоретической философии, решение его специфических проблем в их логической взаимосвязи в контексте классической традиции и современных дискуссий. Такой анализ может способствовать созданию единой теоретической концепции предмета философии и позволяет более глубоко и содержательно раскрыть природу философского знания.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач: раскрыть сущность концепции распредмечивания философского знания и выявить специфику ее различных современных форм; исследовать проблему всеобщего как предмета общетеоретической философии в истории философии; выявить и проанализировать сущность основных элементов всеобщего и отношений между ними как предмета общетеоретической философии; осуществить критический анализ современных представлений о природе основного вопроса философии и основных подходов к его решению; обосновать необходимость метафилософии на современном этапе развития философского знания, определить ее задачи; рассмотреть проблему соотношения предмета и характера функционирования философского знания. Объект исследования - предмет общетеоретической философии.

Предмет исследования - всеобщее в контексте классической философской традиции и современных дискуссий.

Научная новизна определяется отсутствием в отечественной философии целостной концепции предмета общетеоретической философии, попытка разработки которой и предпринята в данной работе.

Новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту: концепция распредмечивания философии или отрицает само существование философии, или субъективистски считает, что сущность философии образует не какой-то специфический предмет познания, а само философское мышление. Осуществлена категориальная критика этой предметности; в процессе историко-философского анализа обнаружено, что при всех изменениях предмета философии (всеобщего), он сохраняет свое единство, обусловливающее преемственность в развитии философии; всеобщее как предмет общетеоретической философии понят автором и представлен в диссертационном исследовании в предельно широком контексте - как проблема онтологическая, гносеологическая, экзистенциально-метафизическая, метафизически - аксиологическая, метафилософ-ская. Современные онтологическая, гносеологическая и антропологическая концепции предмета общетеоретической философии объясняются с выделением его отдельных форм и срезов. Выявлена и категориально выражена идея, что интегративность предмета философии обеспечивает его развитие как целостной системы; на основе анализа литературы о природе основного вопроса философии и основных современных подходов к его решению обоснована его традиционная постановка и традиционное истолкование. Выявлена его фундаментальная роль как системообразующего фактора философского знания; раскрыта внутренняя логика и методологическая значимость метафилософии, несущей за собой возможность целостного осмысления философии как формы общественного сознания, ставшая началом нового теоретического синтеза в общетеоретической философии; функции философии следует рассматривать в тесной связи с предметной ее характеристикой. Односторонняя функциональная интерпретация философии растворяет сам предмет философии в разных отраслях знания, культуры, к которым она применяется, разрушает ее предмет и статус как специфической формы духовной культуры. Философия функционирует не непосредственно, а опосредованно - путем разработки своего собственного предмета, т.е. генерирования форм всеобщности, формирования философского сознания специалистов, воздействия на науку и различные области культуры через концепции и принципы других методологических уровней.

Методологической основой исследования стали принципы диалектического мышления, системный и сравнительно-исторический подходы, элементы структурного метода и феноменологической методологии. Методологической основой диссертационного исследования являются труды классиков мировой философии, отображающие специфику философского знания. Существенное значение для теоретико-методологической ориентации диссертанта имели исследования П.В.Алексеева, В.Ф.Асмуса, Г.А. Брутяна, A.C. Кравца, В.А. Лекторского, М.К. Мамардашвили, Е.А. Мамчур, JI.A. Микешиной, Т.И. Ойзермана, В.В. Соколова, B.C. Степина, B.C. Швырева, и других известных отечественных философов, рассматривающих различные аспекты проблем предмета философии.

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы как методологические принципы при дальнейшем анализе проблематики природы общетеоретической и социальной философии, этики, эстетики, социологии и др.

Представленная в диссертационном исследовании концепция предмета общетеоретической философии имеет экзистенциально-смысловое значение, ибо позволяет человеку философски осмыслить свое отношение к действительности, представление о своем месте в мире и в жизни.

10

Материалы диссертационного исследования могут представить интерес для специалистов при подготовке и изложении специальных курсов по проблемам теории философского знания.

Апробация работы: основные положения и выводы диссертации нашли отражение в пяти научных конференциях различного уровня в 1999-2000 годах: на втором Российском философском конгрессе «XXI век: Будущее России в философском измерении» (июнь,1999 г., Екатеринбург); на научной конференции профессорско-преподавательского состава аспирантов и соискателей ВолГУ (апрель, 2000 г., Волгоград); на V региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (ноябрь, 2000 г., Волгоград); на втором международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия» (апрель, 2000 г., г. Волгоград); на Всероссийской научно-методологической конференции «Научно-методологические и методические основы олимпийского образования: проблемы, особенности, решения» (ноябрь, 2001 г., Волгоград), а также шести публикациях в различных изданиях.

Структура работы соответствует логике проведенного исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 204 наименований. Объем диссертации - 129 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Предмет общетеоретической философии, классическая традиция и современные дискуссии"

Заключение

Ни одна из наук не изучает мир как целое, хотя последнее отнюдь не абстракция, а реальность. Познание мира как целого - это познание всеобщего. Познавая глубокие процессы бытия и особенно человеческой истории, радикальные перевороты в духовной жизни, общетеоретическая философия познавала всеобщее, ибо в высших проявлениях мирового развития осуществлена действительно всеоб

184 щая потенция, всеобщая мощь универсума .

Поскольку всеобщее в реальной действительности существует лишь через единичное, то оно (всеобщее) вместе с развитием предметов, процессов, знания о них проявляется во все новых и новых формах, распознание и анализ которых является сложной философской проблемой. Именно здесь лежит не только ответ на вопрос, почему общетеоретические философские проблемы носят характер «вечных» вопросов. Здесь проявляется также другая специфика общетеоретической философии: ее предмет - всеобщее в мире, взятое в процессе развития.

Превращение общетеоретической философии в некую завершенную совокупность, неопровержимую догматизированную систему знания приводит к искаженному отображению действительности, к всепроникающему отказу от поисков новых духовных ценностей, идеалов. Творческое развитие философии становится невозможным.

Путь к адекватному восприятию всеобщего как многомерной и многоуровневой системе, для характеристики которой важное значение приобретают категории устойчивости, перехода, сложности, вероятности, неопределенности, выбора, самоорганизации и др. - в диалектическом подходе к ней.

184 Королев В .К. Философия, ее роль в жизни человека и общества // Философия. Ростов-на-Дону, 1996. С. 26.

Только в саморазвитии, на основе синтеза новейших результатов познавательной и социально-практической деятельности, обобщения опыта развития общественных отношений, общетеоретическая философия может претендовать на объективную истинность и оптимально выполнять свое предназначение. Принципиально важное значение приобретает обоснование с материалистических позиций проблемы понимания, разработки философии науки и методологии познавательной деятельности. Современная общетеоретическая философия утверждает возрастание возможностей человека в бесконечном познании объективного мира, а также необходимость роли социального регулирования этого познания и технологической деятельности людей. Философия должна получить новую форму за счет расширения своих функций, придания им актуального и практического содержания, стремиться к диалогическому философствованию. Диалогическое понимание другого делает философскую культуру стойкой и способной к развитию.

Общетеоретическая философия имеет «экзистенциальное» стремление и как форма коллективного разума раскрывает человеку природу его существования в совокупной действительности. Философское познание всеобщего в форме единого, а единичного - в форме всеобщего означает, что разум существует как общественное, коллективное явление, а сама философия - разновидность коллективного разума. Только коллективный разум, достигший высокой стадии развития, определяет своим предметом всеобщее, постигает единичные вещи, данные в чувственном сознании как объективное и бесконечное всеобщее. Это означает, что сознание вышло из состояния «погруженности в материю» и на определенном этапе самодвижения делает предметом мышления само себя. Категория всеобщего свидетельствует, что субъект мыслит понятиями социума, а потому он есть уже ставший, сформировавшийся в социальном плане индивид. Поэтому бытие мыслится как социализированный объект, поскольку действительность, выраженная в форме понятия, есть исторический, социальный объект. В силу названных причин, философствуя, человек выступает от имени всего человеческого рода, реализует свою общественную сущность.

Назначение современной общетеоретической философии -культивировать в человеке душу и разум, научить человека понимать смысл жизни, проблемы смерти и бессмертия, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, рационально обосновать, закрепить человека в бытии. Сенека советовал Луцилию: «Отдай ей (философии - Н.Х.) все мысли, не разлучайся с нею, чти ее - и ты сразу увеличишь разрыв между тобой и остальным. Намного обогнав всех смертных, ты ненамного отстанешь от богов. Ты спросишь, в чем будет между вами разница? - Они долговечнее тебя. Но ведь, право, нужно быть великим искусником, чтобы в ничтожно малое вместить все. А кое в чем мудрец и превосходит бога: тот избавлен от страха благодаря природе, а этот - благодаря себе самому. И это очень немало - при человеческой слабости обладать бесстрашием бога!»185.

Очевидно сознание безусловной значимости общетеоретической философии. Как высшее постижение истины всеобщего, она -современница всех времен - бессмертна.

Если общетеоретическая философия претендует на научность, то при решении своих проблем не может не опираться на непрерывно растущее частнонаучное знание, ибо путь к всеобщему лежит через единичное. Универсальную системно-рационализированную, теоретическую картину мира общетеоретическая философия создает вместе с наукой. Но философскую теорию невозможно разрабаты

185 Сенека Л. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986. С. 106.

111 вать, игнорируя или недооценивая относительную самостоятельность самого философского знания. Общетеоретическая философия к всеобщему идет сама, своими собственными средствами. Она анализирует выводы частных наук, объединяет, синтезирует их на основе своих функций, категориального аппарата и методов познания.

 

Список научной литературыХарькова, Наталья Николаевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. - 1989. - №1 - С. 24-34.

2. Агудов В.В. О научности и специфичности предмета философии // Предмет философии и система философского знания. -Челябинск, 1981. С. 32-35.

3. Агудов В.В. Предмет философии: единство научно-познавательного и идеологического // Науч. докл. высш. школы. Филос. науки. М., 1981. - № 3. - С. 34-45.

4. Агудов В.В. Предмет философии: современные аспекты и дискуссии // Науч. докл. высш. школы. Филос. науки. М., 1982.- № 2. - С. 169-170.

5. Акулов B.JI. Диалектический материализм как система. Опыт теоретического анализа. Минск, 1986. - 319 с.

6. Акулов B.JI. Материалистический монизм: сущность и методологическое значение. Минск, 1998. - 166 с.

7. Алексеев В.П. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М.: Изд-во МГУ, 1978. - 336 с.

8. Алексеев П.В. Панин A.B. Философия. М.: ТЕИС, 1996.504 с.

9. Антология мировой философии. В 4 т. / АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1969.- Т.1, 4.2: Философия древности и средневековья. - 1969. - С. 577-936.

10. Аристотель. Соч. в 4-х т. / Под ред. З.Н. Микеладзе. М.: Мысль, 1978. - Т.2. - 687 с.

11. Асмус В.Н. Платон философ и художник античного мира // Платон. Избр. диалоги. - М., 1965. - С. 53-80.

12. Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. М., 1964. - 416 с.

13. Ахиезер A.C. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) // Вопросы философии. 1998. -№ 2. - С. 3-18.

14. Бабушкин В.У. О природе философского знания. М.: Наука, 1978. - 207 с.

15. Батищев Г.С. Философия как работа человека над самим собой // Философское сознание: драматизм обновления. М.: Политиздат, 1991.-С. 146-151.

16. Бачулашвили Г.Д. Наиболее общее // О предмете философии. Тбилиси, 1973. С. 78-101.

17. Безчеревных Э.В. Философия // Общественное сознание и его формы. М., 1986. - С.320-361.

18. Бекарев JI.M. Философия: единство научных и вненаучных компонентов // Философские науки. № 1. - 1990. - С. 87-88.

19. Бердяев H.A. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989. - 607 с.

20. Березовский П.И. Самая широкая и глубокая сущность мира как предмет философии // Предмет философии: принципы, подходы, аспекты. Челябинск, 1981. - С. 50-53.

21. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии.1999. № 5. - С. 91-98.

22. Библер B.C. Что есть философия?: Очередное возвращение к исходному вопросу // Вопросы философии. 1995. - №1. -С. 159-183.

23. Бобров В.В. Введение в философию. М. - Новосибирск,2000.- 287 с.24