автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Представления о египетской государственности в "Поучении царю Мерикара"
Полный текст автореферата диссертации по теме "Представления о египетской государственности в "Поучении царю Мерикара""
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ .
На правах'рукописи
ДЕВДДЧИК Аркадий Евгеньевич
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЕГИПЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В "ПОУЧЕНИИ ЦАРЮ МЕНИАРА".
Специальность 07.00.03. Всеобщая потория Древний шр
Научтшй руководитель
д.а.дj Суучэвокиа ИТХГ]
Научный консультант
я.л.н. Павлова О.И.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Цооква - 1994
Диссертация выполнена в,Институте востоковедения РАН.
Официальные оппоненты:
- доктор исторических наук С.Я.Берзина
- кандидат исторических наук ¿.А.Головина
Водуцая организация: МГУ им. У..В.Ломоносова. Исторический факультет.
Защита состоится ¡ЛуС&^Т^Я 1594_г. в часов
.на заседании Специализированного совета по историческим наукам Д.003.01.01 Института востоковедения РАН по адресу: ¡«осква, ул.Рождественка, 12.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института востоковедения РАН (Москва, ул.Рокдэственка, 12).
Автореферат разослан Т/оС" #?£/?//>МЛМЪ^ г.
Ученый сокротарь Специализированного совета Д.003.01.01
кандидат исторических наук А.Г.Володин
©
/лститут востоковедения РАН, 19'."» г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕГЛСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. В непрекращающейся дискуссии о характера древневосточных государств и о так называемой "восточной деспотии" древнеегипетским материалам придается особенно большое значение. При этсм, однако, нельзя забывать, что многовековая социальная практика египетского государства"била достаточно многообразной. Складывавшиеся в период централизации способы взаимодействия властных структур и общества претерпевали существенные изменения во времена социально-политических кризисов и распада единой дервавы. К сожалению, проблема таких трансформаций изуче- . на крайне недостаточно, особенно ле шло известно о субъекгнсм аспекта социальной практики египетского государства в пору смут. Применительно х I переходному периоду ценнейшим источника« по. ' данному вопросу является созданное на исходе Ш тысячелетия до э. "Поучение царю Ыврикарв". Первое и редчайшее в египетской письменности дидактическое обречение царя х престолонаследнику по прэадг iio*9т быть названо я древнейшим в мире политическим трактатов. Эта«, а таете своей высоаой религиозно-этической концепцией, памятно: интересен как вахннй эпизод в истории духовного развития чзлове^эства. Изучение отразившихся в "Поучении" представлений о даре и обществе - непременное условие обнаружения и понимания новаций в государственной доктрине Египта I переходнсго периода. .
Источите. Опубликованы три иератические рукописи прогзвеце-ния: i) vareo папируса » П16 А Государственного Эрмитажа, г.Санкт-Петербург; 2) папино Л 4658 ГШ! пи. А.С.Цушожа, г jlo-схга:
3) папирус Carlaberg У1 вэ с об рения Египтолсгач&ского института Копа нгагенех ого уннверсятета*. Их палвагре{вчесхов ¿iОк. Goleniaohaff W.S. Lea papyrua hi.4ratlquea RP III5, XII6 A at IIJ6 В da 1'Ermitage Imperial к St-Patarabourg. SPb., 19X3. PI. 9-14, А—С j Volten A. Zwei altÄgypti'Ch» politische.Schrif-taa. K/benhani, 1945. If. ItIYí Caninos R. Literary Tragaente In «ha Hiaratio Script. Oxford, 195«. Fl., 26, 27.
прочтение представлено, прежде всего, в сводных иероглифических транскрипциях А.йоЛьтена и В.Хелка2. Во всю длину ныне известны® текст "Поучения" сохранился лишь в Эрятажном списке (в дальнейшей — "Э"), хотя и npi сопоставления всех трех манускриптов не удается заполнить некоторые лакуны. Накопись Э, судя по колофону Э 144-150, бшш выполнена неким Хацуасетсм после 18 года правления Аменхотепа П, две другие копки относятся ко второ! половине правления ХУШ династии. Язшс сочинения среднеегипетсхи». Очеотд-но наличие двух-, реже трех- и четырехстишй, хотя ритмическая структура текста в целей пока не ясна; в работе ш переводится как ритмическая проза. В содержа те льно-смы словам аспекте произведение представляет собо! набор наставление о правилах исполнения властных обязанносте! на самой высоксм уровне. Оно "озаглавлено" хах "поучение", созданное цэрем (имя не сохранилось), для своего сына Мэрикаре, ж в другом месте определяется хах "все узаконения относительно царя" (Э 138-139).
Ничто не мешает датировать ссшнение no с скрани ил ему ся в заглавии имени монароса герахлеупольского царского дома. Вопрос хе об авторе н о преследовавшихся вы целях остается дискуссионным. Однако выглядит неубедительным толкование произведения хах пропагандистского документа, составленного по воле ухе водаришего-ся Мерихара.' В отличие от подобных текстов с фиктивное заглавное атрибуцией, "Поучение" умалчивает о тскдестве должного и сущего й девстаиях нового царя, о его божественном совершенстве. Не тольхо формально, но и по существу сочинение обращено к государю, предъявляет ему определенные требования. И оно девствительно могло быть создано дарственный предшественник см Ыерикаро.
2. Cu, Voltea A. Op. cit. S. 3-79i Hele'* f. Die Lehre für König Herlkare, Heia« «¿yptleohe Texte. ИезЪаДеп, 1977.
Истотаографи^. Единодушно признавая своеобразие образа правителя в "Поучении царю Мерикара", египтологи при отсы обычно обходятся лишь несколькими замечаниями, факт создания письменных наставления для престолонаследника, а равно и упоминания о причастности монарха к святотатству, толкуются как проявление сомнений в божественном совершенстве государя. Ключом к образу последнего считают определение царского тоста как "службы" (Э 116); она налагает на правителя определеннне обязанности, состоящие, прежде всего, в соблюдении общепринятых этических норы. Исходной причиной появления подобных представлений считают политическую нестабильность времени В советской литературе к памятнику
обращались, главным обрезал, для доказательства рабовладельческой сущности египетского государства. Специально вопрос изучала Р.И. Рубинштейн4, подчеркнувшая, что "Поучение" является древнейшим политическим трактатом, отражающие идеологические новшества I переходного периода, ^ководствуясь идеями В.В.Струве, исследователь нииэ утверждала, "что в сочинении царю предлагается союз с "сильными неджесамл" против старой знати в, главное, против рабов и бедноты.
И в отечественной, и в зарубежной литературе выводы о "Поучении" подтверждаются по большей части выборочным цитированием отдельных частей произведения. В результате порой встречаются произвольные, даже тенденциозные толкования, во многом порожденные 2. См". Lexikon der Jtgyptologie. Wiesbaden, 1980. Bd. III. Sp. 988, 989.
4. Ст.!. 1^бинштейн Р.И. Внутренняя политика фараона Ахтоя Уахкара II Вестник дровней истории. М.; Л., 1948. № 4. С.177-187; она же. Поучение гераклеопольского царя своему сыну // Там же. 1950. Jf 2. С. 122-133; она же. Внешняя политика Египта в период господства Героклеополя // Палестинский сборник. М.; JI., 1956. Зып.2. С.31-41.■
тем, что значэнве, приводимых высхазйванив устанавливается 0е.з дойного учета контекста, смысловой структуры сочинения в целом. Современное понимание последней остается весьма приблизительным,
л
хотя лингвистически текст был в ocçobhcu прочтен уже А.Гарднне-ром (с учетсы Oexliberg 71 - А.Фояьтеном)5. Дахе в обобщают* и справочных изданиях, призванных охарактеризовать "Поучение" в целом, дело сводится к перечислению затрагиваемых в ней тек да некоторых особенностей его содержания. Проблею внутритекстового единства отмечаемых смысловых элементов при этш обычно не ставится. В результате определяющие композицию сочинения логические связи "улавливаются о труден"6, вахягеески источник нередко используется хах довольно бессистемное собрание политических о религиозко-втичэсхих наставления. С оОоеяоикиы правильности такого подхода выступил З.Херрмахн, по сдоопу предловюи! сиять проблему единства техстш хах политического тракте та7.
Важный ивгом х более глубокому пешмва npcesMgesur стал сто хадаехтироваюш! пераска», подготохявхвй Е.ЕозанерсвД В самом конце семидесятых, годов пэриув пошггяу воаоторевхаго щуча-
5». Gl. Cardlatp A.B. íaw ¿ltaraxy Garles from Aaoieat Sfijrpt // . Joarnal of Egyptian Archaeology. London, 1914. V. X. 20-36i
Voltea A. Op. olt. 3. 5-6Í. 6. фльту|а древнего Египта. 13., 1976. C.S3S. T. Cil. E&rxaaan В. Unterpuchungen sur Uberlief «годе «s» »t alt nit-
telfigyptlsehtr Literaturwerk«. Berlin, 1957. S. 57-42. 0. Cti. ' Poeaner 0. L'Xnaelgntaent pour 1« rol Barikarí // Annuaire, du Oollbge da Truno*. Ferle, 1962. P. 290-295« ibid. I9S3. S. 303-3051 ibid. 1964. í. 305-307« ibid. 1965. ï. 343-346j ibid. 1966. P. 342-345. Отдельные, но шше уточнена Си.. Еерзев O.JU ТруД°Е°° гасэдзяив Егяпта в опеку С рода его грроТЕЭ. и., 1972. C.IS8-I40,£3I; СВ so. (ХЗаесоешаа отассэгзя s Еггатэ Срэдного да рота. Соцзальш!! саоЗ "cspojsz ьэт.»" U., 1970. С.8-Б7,63,71,106-110,324.
ния текста предприняла Э.Блшенталь9 , убедительно показавшая сходство многих черт образа паря с образом "идеального" чиновни-^ ка текстов чиновной знати. Но при всей полезности ее работ, систематизировавших предшествующие историко-филологические интерпретации, полученные результаты не всегда можно считать достаточными. Композиция текста, хоть она и подверглась специальному изучению, осталась во многом нераспознанной. Значение высказываний о государе после их предварительной "каталогизации" подчас определялось, как и раньше, без достаточного внимания к контексту. Ошибочно и толкование произведения как пропагандистского документа царя Мерикара.
. Отразившиеся в "Поучении" представления о египетской государственности по-прежнему нуждаются в тщательном рассмотрении.
' Пели габоты. Конечная цель исследования - изучение и реконструкция отразившейся в Поучают царю Мерикара" картины мира и связанной с этш концепции социальной практики египетского государства ; выявление и объяонение ее принципиальных отличий от государственной доктрины Древнего царства.
Поставленной целью определяются конкретные задача исследо-нация:
- создание современного русского научного перевода, сопровождаемого построчным текстологическим и историко-филологическим комментарием;
9 . См. Blumenthal Е. Darstellung uni Selbstdarstellung dee
ägyptischen Königtums. Untersuchung виг schriftlichen Überlieferung des Mittleren Reichs // Ethnographisch-arohttologi-sehe Zeitschrift. Berlin, 1979. Jg. 20. 3. 79-94i idem. Die Lehre für König Merikare // Zetechrift ftlr ägyptische Sprache und Altertumskunde. Berlin, 1980. Bd. 107. S. 5-41.
- выявление.логико-смысловой структуры текста в на этой основе - концептуальных представление о власти и ее носителе;
- определение места "Поучения дарю Ыершсара" в истории социально-политической мысли Древнего Египта.
Методологическая основа исследования определяется пониманием необходимости постижения субъективной стороны культуры изучаемой эпохи. Плодотворно укрепившееся в отечественной текстологии мнение о невозможности правильного прочтения и толкования текста без изучения истории его возникновения в "ш рок ом аспекте... как истории лвдей его создаших, как отражения истории всего общества"*0. Его следует рассматривать "в самой тесной связи с мировоззрением и идеологией... создателей в... читателей"**. Ыы долгий, в идеале, хотя бы приблизительно восстановить тот образ содержания произведения, .что мог находиться в сознании автора и его современников. Анализ же отдельных эначшых элементов сочинения определяется пониманием текста в целей как целенаправленно созданной внутренне единой иерархической системы взаимосвязанных ашслоиш структур.
Научная новизна диЬсастаппл заключается в ело душем: . -
- ото первое монографическое комплексное исследование продета ело 1ш2 о государственности, отразившихся в "Поучешга царэ Но— рзкаро", рассматривающихся в шрсксы всторпко-культурасм контзп-сто и о учетсы выявленной в работе логико-смысловой структуры проазведошш;
- в работо предлагается созромошшЗ научный перевод "Поучо- •
пая"; в исторшо-филсаогачоекса кссаштарпп учтены поетедшзо ва-
Ю. Лххачэп Д.С. Кшстодопш. Но каторлале русской литература
2-ОТ ваоз. 2-о ЕОД., порораб.и доп. Л., 1£33. С.40. И. Тол го. С.23.
учнне данные о истории в культуре Египта I переходного периода; впервые в отечественной египтологии предлагается подробный анализ разночтений списков литературного произведения;
- приведены доказательства существования царских доменлоль-ншс земель в Нижнем Египте в I переходном периоде;
- раскрывается смысл повторяющегося в египетских текстах определения людей как "вшадших из Ока" бога-творца.
Практическая значимость работы. Материалы и выводы диссертации мохут быть использованы при написании учебных пособий по истории и источниковедении истории Древнего Востока, по истории государства и права зарубежных стран, по истории общественно-политических учений, по истории религии, по литературе древнего мира, а равно при чтении соответствующих курсов лекций на исторических, юридических п филологических факультетах. Комментированный перевод "Поучения" иояет быть включен в хрестоматии и практикума по истории Древнего Востока, в научно-популярные сборники древневосточных текстов. '
: Апробация работы. Основные итоги исследования были изложены ^автором на конференции "Культура и искусство народов Востока" в Государственном музее искусств народов Востока, г.Москва (1287), на У,. УП и УШ Сергеевских чтениях в ЮТ им.М.В.Лсмоносова (1987, 1991, .1993), на конференции "Страны северо-восточной Африки и Красноморского бассейна в древности и рвннш средневековье" (1988), на I и П Коростовцевских чтениях (1988, 1990), на Всесоюзной египтолога чоской конференции, приуроченной к 200-детип со дня рождония Н.Ф.Кампольона (1990, все - ИВ АН СССР (РАН), г.Москва).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, ¿аклнгцбяия, примечаний и списка лите{вту{нВ конце глав I, Ш и
17 формулируются кроткие выводы. Приложение вклю^ет в себя перевод "Поучения" -с построчным текстологическим и ис*орико-фило-логическим ксшентариеы.
оодешдше 'квоты
Во ивэпенпп отмечается значение "Поучения царю Ыертсара" как источника по истории древнеегипетской идеологии; дается саатая характеристика сахранишнхся списков и перевод колофона Э 144150, сушавдются предподозения об истории дошедшего до нас текста. После краткой спроиш о 1рре Церияара разъясняется, что сочинение нельзя считать его п ахи тик о-пропа ганди стскем документом; отмечены некоторые неточности б предлагавшихся Э.Блюантоль толкования! "Пророчества Ноферта" и "Поучения Аингашсета Iй. В ис-торааграфпчоскоа раздело порочлслелы п проанализированы суждения соироиошгшс спацполлстов о ралигвозно-втическпх п политических воззрениях автора "Поучения". С'учота; сказанного определяются цэли, ыотода и структура исследования.
В глпто 1 "Праютрль в иерархии мироздания" внясняются ьаро-Боозренчоашо основания нормативного подхода к царской власти. Хотя элэпонтц последнего встречаются во И10ГЛХ текстах, именно.в -"Доучэшш" ппо1«атпвнооть" впзрзна выступает как ойдий принцип ■ отпсияния к цопарку, поддаввшИся вмзето с тс:.; и конкросзвацаи» ДрошлД автор убопдеп, что цара отизчани евлдзшдм царей вяасти, "царстЕопиостью", Появление йтаго понятия в I переходной периоде, по-аздмазцу, било овягаио о необходимостью опровергать возмогши в вору с-1ут ссгдюлит в сакрздшоН лопзтллюсти государей.
сицводьно говора» о шдолашш цраштоая заразной ггшета вархоЕлего Созаепз. II с цсивнта своего вазопзгавешя прсдсг^г.сдлай'царстЕз:шоо1;:и Спя евгяавн как с улваса о бссо-спзсаствэ гррз2, так с шельэ сб зз сгадшш, езкао
и
установленном предназначении. Чаща под чертив алея первый из упомянутых аспектов - для доказательства изначального совершенства государя. Но и создатель "Поучения" был вправе утверждать, что "царственность" предполагает исполнение определенных обязанностей, "службы" (Э 116). Значение последнего слова,и контекст его употребления применительно к царской власти в других источниках той поры (папирус Весткар П, 7-9; строительная надпись Неферхо-тепа I в Абидосе, стк. 5, 9) предполагают, что реальное египетское государство виделось автору лишь нижней -ступенью иерархии мироздания, где изрь не Лил наделен полным суверенитетом.
Вопреки канонам жизнеописаний Древнего гррства или будущих пропагандистских текстов ХЛ династии в "Поучении" подчеркивается, что сам бог-творец является главным хозяйкой и радетелем ' египтян О 130-138). Кратко выражающий эту мысль обрез "египтяне -паства бога" (Э 130-131) • помимо всего прочего подразумевает, что иэро не следует видеть в людях лишь подданных, находящихся всецело в его власти. Они - в конечном счете, живое имущество бога, и стало быть, обращение с ними должно определяться благожелательной волей'последнего.
Конечно, с точки зрения, так сказать, "догматической", в человеческом обществе только сам монарх мог авторитетно судить о выпавшей ему "службе". Священное знание не могло пемимо самого царя обрести форму, доступную человеческому разумению. Но как ■ ужо отметил Я.Позенер, в среднеегипетских текстах это правило подчас нарушается. Нефорхотеп I, предпршишя строительные рабо-•'ты в Абидосе, сверялся с чудесно открывшейся ему древней рукописью. Намек на избранничество царя, таким обрезал, причудливо соединяется с желанием "документально" подтвердить правильность государовых действий. "Царские" поучения престолонаследникам так-
не обретали вид рукописей, которые затем могли с интересом изучаться и подданныйи. В "Поучении цари Мерикара" специально говорится о необходимости сообразовываться с древними писаниями (Э 35). Наконец, кудесник Дкеди уЕд прямо указывает на несоответствие действий Хуфу воле богами могуиественный властелин вынукден отступить.
Авторитетность людских суждений признавалась и косвенно. На-пршер, расхваливая Сенусерта I, Синухет особо о та о тел восхищение, подданных (В 66-69). По-своецу примечательно появление в царских текстах рассказов о совещаниях с чиновниками (ш. Берлинский ко-с.ашй сшток, табличку Карнарвона, рассказ о воепнем совете Тут-юса Ш в Ихеые, Кубанскуи стелу Кшсеца П и т.д.), хоть их создатели скорее строьятся убедить нас в ¡шспособно.ста людей улучшать совершенные государевы замыслы. Кадбалоо -но -талантливое произведение, доказывающее нежелательность подчинения царя людским суа-дошь'сл - "Поупогшо Аыеномсота I". Действуя в соответствии с рас-хсеиьш представления!.:!! .об "идеальней" правителе,- Аиэнвыхет I будто бы оказался портной самой чэриой неблагодарности. Его нро-с;,'дш: поэтому должен быть вшо чоловочсских столок, ''являясь пред,, йодцашщьа "ВД; бог" и как "Вщцшса всого".
В итого модно отмотать, что налболоо шроделопноо признанна норшгшшого характера юрской деятельности первоначально встроится в текстах, содоридпх тек ко образ "египтяне - паства бога" л определенно "царственности" как "слу^би": в "Поучении гррз Портера", в послозцю« сгозз2;а юшщ/еа Бостг.ар, до пег.оюроЗ ото-хршз в АйлдосскоИ с* рошодыюП иадписа Нсферкотопа I. Все три слкслсвж аасглсша, вахп-ю, родствашп по овоой прпшлохпостя г. сэдкзд гарг.шт5 огшо1с;оД каршии шра, продотогасппсау в ексыюшп гег.стех о I порхсодного пэрзодз. Его отличзтольшая
чертами было безусловное признание верховенства власти богов над карской и уверенность в их доброжелательном отновднии к людям. Это давало некоторые основания и для норлативного рассмотрения деятельности государя.
Глава завершается небольшим дополнением к сказанному ранее про образ "паства бога". Определяемые так египтяне нередко еще назывались "вышедшими из Ока (очей)" бога-творца. Существуют и другие доказательства принадлежности двух определений к одному варианту картины мира. Разобраться в этом глубке помогает обращение к древпеЕиш упоминаниям о столь необычная способе "появления" людей: к заклинаниям 80, 714 и ИЗО "Текстов саркофагов". Смысл подобных высказываний становится понятен о учетом предполагаемой Л.О.Большакозкм*2 специфики древнеегипетских представлений о субъективном и объективном. Виракаясь образно, египтянин йог сказать, что_ объект узе залумашшй, - зримо представленный, по в реальности еще по созданный божеством, находятся у по-сподного'Ъ Око". Материализация •замысла поэтому подчас метафори-чз am определялась как "внхоздошю из С:са '', а людой при. го лапин поиграть созвучиями ' Hat - mjt называли оцо "слезами" Ока бо-'га-тюрца. Заклкпшшо 312 "Текстов саркофагов" и некоторые ново-' опшогсяво тексты нрско того подсказывают, что воображаемый зрп-мнЗ образ прэдмотов пег носить позвазло . Графически это зпа-чаппо породавэл аштспЕ-лстися в слова знак "глаз", песпнЗ îjo : только фоаотцчоскую, но и сшслозую нагрузку. Не сдупайло позао ел зп'оэотся фспокгаспз поллзсппм, но вполне подходящим по смыслу зпаксп "яйцо". D общей :so определения лпдоЯ кок "висодстс
,, I ■ *
Т2-. С:и Большаков Л.О, Продстпглекщ о Двойшке в Египта Старого Пэрства // ЗЗзотгак дрошой истории. 1237, ß '
из Ока" предполагали, что таковые-есть непосредственное воплощение божьего замысла.
Название главы П "Время страдания" взято из самого "Поучения дарю Мерихара" (Э 142). В ней рассматриваются представления о причинах совершающегося в общества зла. Древний автор не склонен винить богов: показательна единодушная оценка "гимна богу-творцу" (Э 130-133) в современной литературе, посвященной так называемому "Упреку богу". Некоторый вред причиняют царо враги внешние - азиаты. Они - воплощение худших черт своих исконных мест обитания, непригодных для "цивилизованной" жизни (Э 91-92). Голод вечно будет побуждать к набегам соседей - "лучников", не признающих благотворной власти египетских царей и потому сражающихся "со времени Хора" (8 93).
Но в первую очередь неблагополучие египетского общества. объясняется неблаговидными деяниями самих его членов. По отра-зиндеыуся в "Поучении" распространенному мнению, к совершению дурных поступков человека нередко подталкивает ощущение материальной нужды. Второй причиной зла является "незнание" в широком смысле этого слова. Его происхождение, возможно, разъяснялось в сюжете, позже включенном в "Книгу Коровы". После "ухода" богов от людей их воля обычно уже не обнаруживается в фордах, доступ-' ных чэловеческшу разумению; ее частичное постижение - удел лишь немногих мудрецов. Участь египтянина определяется неизбежностью справедливого воздаяния, но многим неведомо за что и как воздастся. В результате может не осознаваться пагубность богопротивных поступков, а зло. по ошибке оказывается принято за добро (см. "Речение Ипувера", 5, 3-4).
Обычно гарантией сохранения должного порядка считалось пребывание в обществе божественных царей, обладавших.достаточными и
IS
достоэерщла знаниями о мэат. Но в пору смут явная неспособность монархов восстановить политическую стабильность, а то и просто появление сразу двух претондентов на престол породили новую разновидность "незнания". Египтяне теперь не всегда могли быть уверены в необходимости.повиноваться правителю, точнее, в тот, что данный конкретный правитель действительно есть царь-азтг , особа, наделенная "царственностью". В это трудное время, когда подстрекательские речи "говорунов" толкают подданных к бунту, я предстоит взойти па трон "адресату" "Поучения" - Меракара.
Предлагаемые престолонаследнику рекомендация рассматриваются з главе П "Царь и подданные". Многообразие предусматривавшихся егстэтссой отстой вариантов поведения в основном сводятся к двум моделям. Первая предлагала строить отношения мезцу Людьми на пря-кцшшх согласия л обоюдности услуг. На протяжении двух тысячелетий повторялась заповедь-послоппиэ, на которую ссылался ецо про-мцелода: Хупапуп: "Творя (добро) для творящего (добро), чтобы побудить его (елозь) творлть (добро)" (В, I, ЮЭ-ИО). Вторая модель требовала абсолютного и безусловного повиновения богам и цари. Прл XI династии и сага огллотекпо чиновники подчас называли себя лишь временно отдоллгататся ^астшл божественного тела царя: ■ право'па впзеизъгмошк» било монополизировано государем.
Создатель "Поучения" нэ отрицает, • что люди деляны, и в об-сом-го готовы, порпловпться грр-з. Но вместе о тем оя хочет "сл;к-pjxb лицо" (3 139) Лоршара, объяснить ему роальноо и куда так белее сложное почоглшв попой. Водь погшоватьел еглптяне будут . только "леташему" гсоупарю, nopjwicwt , точнее - тому, з кои счл аретгаят такого грщ (кстати, уза прз 71 династии -чиновники гилогь до вэрхсйих езногяихоз добавляет к споп долгностнш сйстгзппл.'г! сизтот "псталгогЛ", "/'"стоппдЗ"). Автор "Поучения"
понимает, что в пору смут актуальным, для подданных оказывается вопрос о "служебном соответствии" самого правителя. Это время, похоже, не знало даже абсолютного доверия к способности свяден-, ных инсигний удостоверить личность царя-паи-ь. Не* случайно, Мен- -тухотеп Ш нуждался в чудесных знамокиях от бога Мина, a Аме-
немхет I подтверждал свою "истинность" фиктивным "Пророчеством".
р
Создатель se "Поучения" специально разъясняет, что подданные признают в ¡.'.ерикара "владыку", лишь убедившись в "праведности" его "сердца". Последнюю же правитель, как и всякий человек, может выказать тслько cBomas действиями: творя и говоря маат (Э 45, 47). Это главное условие, позволяющее формальному главе государства стать царем-пвигь , лицем, которому непременно повинуются, "владыкой".
Особенно важно установить правильные отношения с подданными. Необходимо понять,, что насилие не можот быть универсальным способом управления, необоснованное же применение смертной каз- • ни недопустимо. Должно позаботиться об устранении крайней голодной нужды, а шесте с тем о "возвеличивании", обогащении наиболее влиятельных социальных групп - чиновничества и воинской молодежи. Вопреки, так сказать,"догматической"точке зрения, ставившей царя "вше . всех законов" и предполагавшей, что его невозможно "абсолютно устранить... от права на чью бы то ни было частную собственность"*3, автор "Поучения" советует Мерикара воздерживаться от покушений па имущество подданных. Государево -богатство должно прирастать за счот территорий Низовья, разоренных азиатами и пока как бы "ничейных", "бесхозных". И более ши-
13. Богословский Е.С. Рабы в текстах из Дор эль-Моцина //.Проблемы социальных отношений и форм зависимости на Древнем Востоке. Ы., 1984. С.117. -
рокие требования: уважение к людям, справедливость. Мало отметить, что перечисленные правила соответствуют общепринятым нравственные норлэм. По своей сути они, видимо, являются совокупными пожеланиями египтян царской власти. Следуя праведности, понимаемой в духе общепринятых нравственных норл, Керикара, очевидно, должен хотя бы до некоторой степени согласовывать свои действия с волей общества (см. выие о первой этической модели). В ряде случаев эта всяя оказывается авторитетнее личных- желаний правителя и, таким обрезсы, задает "узаконения относительно даря" (Э 139).
В главе у7 "Композиция "Поучения царю Мерикара" рассматривается логико-смысловой аспект построения текста. Сравнительно конкретные рекомендации, сопровождаемые по большей части краткими обоснованиями, сосредоточат в Э 2-79. Послвдоватольно разь-' ясяяется правильное устройство отношений с людьми (Э 2-62/63), богами (Э 62/63 - 68/70) и усопшими (Э 68/70-79/81). Содержание и построений рассказа об отношениях с подданными определяется в коночнси счете тем, что, да га признавая необходимость насилия
(Э 2-28/31), автор'стремится разъяснить полезность, иных средств управления. Далее, однако, псдчэртпзаетсй, что царская щедрость,' склоняющая египтяп к псоиновонеэ, не домна мешать богатому обеспечению культов. Бог вознаграждает "творящего для него", но жестоко наказывается святотатство (Э 69-72). И чтобы таковое . впредь не повторялось, лучше избегать военных конфликтов на юге (Э 72-77). !1яр с "ютоЗ стороной" смеет свои выгоды, а Мерикара • и без пояупвниИ на чуаоэ пдувоство, боз разорения чуяих "паият-пгков" ойоспочся веем необходимым (Э 77-81). '
• Этз последняя мысль специально разъясняется во второй бсдь-псЗ части "Поучгппя" Э 79/81-105/107, обычно но совсем точно
именуемой "историческим роз дела.:". Ka саком делё перед нами комплексное адмпнистративно-военно-экономичоское описание тер>-риторий, находящиеся в наиболее непосредственном распоряжении •государя. Земли к северу от Гераклеуполя (Э 105) - это хррский "дсмен", "собственный дом (т.о. хозяйство)" монарха^*. Разгром данной территории позже Судет описан ¡в "Пророчестве Неферти" с довольно прозрачным подтекста,;: когда разорены владения прави-.. теля в Низовье, "истинный" царь может придти только с юга.
Мерикара может следовать норам праведности, не опасаясь' материальных затруднений С 79-81). Стараниями дарственного пред-шёственника восстановлен контроль над значительной частью Низовья О 81-86), и пока можно не опасаться отпадения этих территорий. Там устроен оборонительный ру<&ж О 86-90), позволяющий сдерживать азиатов, опасных своей'вечной склонностью к разбою
(Э 91-94). Будучи разгромлены предшественником Ыерикара (Э 94-97), "лучники", охочие лишь до легкой добычи, не рискнут вторгнуться на укрепленные и заселенные территории (Э 97-98). А земли вокруг древней столицы Джецусут(тети) стали поистине неприступны!.® (Э 99-105).
Стагая »атериальную нужду одной из главных причин дурных поступков, автор, таким обрезом, специально разъясняет сколь велико и прочно благосостояние Мерикара. В глобальной смысловой структуре сочинения вторая большая часть выступает универсальным обоснованием советов, предложенных в части первой. Этим обусловливается подавляющее преобладание повествовательных (а на повелительных) предложений и передача ^ести информации как бы "от первого лица". Ведь создатель какого-либо сложного устрой- .
14» См. Барлев О.Д. Трудовое насолоние... C.20I, 202.
ства (в т.ч. и хозяйства царского "домена") почти всегда при его объяснении мсяет чередовать "третье" и "первое" лицо: "так устроено", а "здесь я устроил так". В рамах подобных повествований оба типа конструкций передают в обцем-то сходное значение.
Переходя к третьей большой части (Э I05/I05-I38), древний автор советует употребить имеющееся богатство в первую очередь для обеспечения будущего, в т.ч. загробного, благополучия О 107-108). Содержание последующих разъяснений во многсы определяется своеобразием времени сцут, когда при массовом разорении чужих "памятников" нельзя было исключить и целенаправленное искоренение царского заушжоСнаго культа, ¡¿арпкаре не должен уклоняться от дорого- -стоящи куль томя предприятий из-за того, что в будущем его уси-Л1я могут пойти праха». Набожность вознаграждается, а деяния святотатцу оборачиваются против них самих; понявшие это будут ' , воздерЕзваться от посунстввнного "разрушения" (Э I06-114). А уя будуцзе оря обязательно долгий быть "мудрыми" (Э П4-П6). Для Езделеплаго "цэрстЕэгаостыэ" на -земле нет братьев и сыновей, и дукэя о собственной уча ста, оз мает уповать лишь на незыблемость об ira я взспзоЭ иоарпьев заботы (X II6-II8)..Тязесть расплаты ва кощунство пргзэствешга Уэргжарэ гзВедал на себе (Э II9-I20). Очевздно, что урсст этой последней истордз долнш быть актуальна уда не только для будущих святотатцев, пб a для самого Мерикара (Э 131-123). йфзшга а прэстсяспзследягзз веру в достижимость • благоаацгааго будуцего, дрегаяЗ автор плавно гарэходит к раэь-ясяелпз тсзтпсстя тагах падезд без проявлений дсяетой праведно- • стз. Всегда я зазду действует загон справедливой расплаты: "Воздается за удар ударен (буквально "подобным", "теы se"),' таков удел (буквально "пяозеппоэ", "деля", "уасть") валкого яояздя" (Э 123). Гарэнгся слрэгзлдлзсго я пеотврэ micro воздаяния язля-
ется сам бог (Э 123-125), но при всем значении внешних, ритуализированных проявлений набожности не они, в конечной счете, определяют упасть субъекта. Главный залог блвгопсдучия - правед-.ность, так сказать, "этическая"; добронравие в отнаденияхс людьми всего надежнее обеспечивает существование богатого заупокойного культа (Э 127-130). Ведь египтяне - "паства бога", наилучшим образом устроившего для них мироздание (Э 131-134) и постоянно пекущегося об их сохранности (Э 134-138).
Тем пользы культовой праведности, с которой начинается третья большая часть, привычна для дидактической литературы. Нова лишь аргументация, приспособленная к уникальной ситуации правления Ыерикара и доказывающая всеобщий характер справедливого воздаяния. Намеренное же подчеркивание приоритета праведности этической во многом необычно, а способ использования цитаты из "Поучения Джедефхора" (Э 127-128) подсказывает, что прием "к непривычному через привычное" мог быть использован белее или менее сознательно. В глобальной смысловой структуре памятника третья часть "царь и воздаяние", подобно >всти второй, выступает в качестве обоснования рекомендаций, предлагаемых в части первой, Изъясняется, в чем состоят наиважнейшие принципы праведности и как таковая вознаграждается; тем самым устраняется опасное "незнание" - вторая из упоминавшихся выше пр)чин дурных поступков. Ссылки на священное возмездие встречались в тексте и раньше, но попытка обстоятельного рассмотрения данного вопроса не нарушает . .композиционную стройность сочинения; напротив, она выглядит необходимой. В пору смут-нуждался в пояснениях сам тезис о справедливом воздаянии, а "действенность" последнего дажо применительно К монарсу тем более требовала доказательств. Чтобы быть убедительным, автор поучения должен был поэтому отдельно сказать о
непременностз п всеобщности соответствувщего закона мироздания л спецпзлыго развить ату мысль прзмегагтельно к уникальной ситуации царствования Ыерикара.
Небольшая четвертая а последняя часть композиции (Э 138-144) в соответствия с канонами египетских "поучензЭ" призывает о уважением отнестись к сказанному, кратко определяет значение предложенных в пшятнике рексыендацаО.
В заключении подводятся важнейшие итоги исследования. Во всех своих частях "П сучение" может быть понято как последовательное воплощение единого андивндуально-неповторшого авторского замысла, который в сапой краткой виде наг формулироваться примерно тах: "Разъяснить, что только праведность (в ее общепри-нятоы, "чэловечэсхсы" преломлении) способна принести власть и благополучие царю Иерикаре, который стараниями предшественника в избытке снабжен богатствами, но стоит перед неминуемой справедливое расплатой за все содеянное", вактичэсхи же в памятнике излагаются основы принципиально ново! для Египта государственной доктрины .',. где главных сказывается ухе не прянцип безусловного повиновения подданных правителю, а идея согласия царя и общества, взаимности их обязательств. Исходной причиной утверждения подобных воззрений, вероятно, было складывание иного, нежели в Древнем царстве, соотношения социально-политических сил и некоторая переориентация их интересов. Мировоззренческим основанием предлагаеиаго нормативного подхода былв возможность истолковать совокупные чаяния общества как всяю главенствующих над 'царем богов.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Термин îh в погребальном ритуале фа ре сна Унаса // История и филология древнего в средневекового Востока.
»v
-M.: Наука, IS67. - С.25^41.
2. Насколько замечаний о взаимоотношениях егаптян с божеством в начале П тысячелетия до н.э. // Древний г средневековые Восток. И. : Науке, 1988. - 4.1. - C.68-Ö9.
8. A Bote to $ 141 of Sir A.B. Gardiner'a "Bgyptiaa Orca-bmlt"// aottlagsr Mieiell*n. BaitrSc* but ßeyptoloßi«ch« Dlaouseloa. - Mttlngaai Unlv«reltOtiT«rl., 1993. - P 93. - B. 29» 30
4. Boat Observations Oon»>ДlagPtpyruш Stats Pushkin Huavua of Г1в« Art« 4658. Xoetruotion to Kln< Merikare, line 135 // Древня! Египэт i Куц. - Ы. : Наука, 1994 (0,5 авт.л., в печам).
Б. Насколько вамечнхЯ о родстве етптян с божеотвоы // , Шроэ. С грены Северо-восточной Африки в Храсвоморсхаго бассейна в древности ж ранней средневековье. Проблемы HCTopji, языка в культура. - 11.: Наука, 1994. - Вип.5 (1,5 авт.л., в печати).