автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Представления о традиционных социальных институтах в общественном сознании осетин 19 века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Представления о традиционных социальных институтах в общественном сознании осетин 19 века"
р^ Ой
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н. И. МИКЛУХО-МАКЛАЯ
На правах рукописи
РАЗДАЛ ОНА ВАЛЕНТИНА СОЛТАНОВНА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРЛДИПИОНИЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТАХ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ ОСЕТИН 19 ВЕКА
Специи лт.гюсп» 07.00.07 — этнография
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
Москва. — 1995
Работа выполнена в отделе, этнографии народов Кавказа Института, ¡этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклае РАН.
Научный руководитель кандида/г исторических. наук
Ю. .Л- Апчабадзс
Официальные оппоненты: Доктор исторических наук профессор
кандидат исторических наук
11. И. Пучков К. У. Тайсаеп
Ведущее учреждение:
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л .Хетагурова
Защита диссертации состоится /¿ГимРНЯ- 1 ^.95 г. ь час. на заседании специализированного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте атнологии и антропологии им.П.Н.Миклухо-Маклая РАН (117334, Москва, Ленинский проспект, 32~а).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии РАН.
Автореферат разослан МСсЛ- 1995 г. Ученый секретарь
Специализированного Совета Л. И. Остапенко
Осетины - этиосз относящийся к иранской ппо индоевропейской языковой семьи. На рубеже XIV и XV вв. осетинское население а е-и/га Северо-Кавказскую равнину и сосредо--илось в горных ущельях Централы юг о Кавказа обеим сторонам Главного хребта- В новых ус~ иях Осетиг' представляла собой ряд самостоя-■ ь н ых т е р р ит о Р и а л ь н о - п о ли т иче с к и х о б ъе д и н е -• традиционно определяемых как общества. В ерной Осетии было пять таких обществ; Тага-:ко©3 Куртатинскоел Алагирское^ Туальское и орское.
XIX век для осетин был периодом кардиналь-■: пгремен, обусловленных присоединением к ;сии / 1774 г./, переселением на равнину, мнением Форм землевладения и традиционной ггемм общественных отношений, когда ломались переоомысливались многие социальные и зти~ ::кио стереотипы в общественном ссвнаним осеВ нашей работе ми рассмотрим традиционные ¡.иальные структуры в общественном сознании ?тии Алагирского, Куртатинского и Тагаурско-обществ 13 в..-что обусловлено их общим эисхожденнем и обеспеченностью источниками.
ШЫЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы- Общественное сознание чических общностей разного уровня от -тно—• 1:'Ической группы до метаетнических образока-"I является объектом интереса многих наук и у'ЧНЫХ дисциплин: социальной психологии.. ис-~ ЗИИ , СОЦИОЛОГИИ;, «И/ЮСОфИИ , КуЛЬТУрОЛОГМИ и
д.
Этнография и этнология в тех формах и иап раелениях как они существовали на разных эта па;; своего развития в разных с гранах воегд. соприкасались с з тими науками и также прбявля' ли интерес к зтоР: области духовного рззвити: этносов.
Научная актуальность томы заключается в toí повышенном интересе, который современная гуманитарная наука испытывает к такому пласту общественного сознания как ментальиос-ть.
"Мента льноет ь /.../ мояно было бы определить как манеру чувствовать и думать * присушуи людям данной социальной системы в данный период их истории.,, Ментальность воплащает обыденное мировосприятиел повседневный облик коллективного сознания"/А.Я.Гуревич»Этнология к история в современной медиевистике //СЗ,1984,
N 5,0.37-38/. \
Методология и с^бщая методика исследования,
Принцип историзма как методологическая основа данной работы предопределил изучение общественного сознания осетин 19 в. в неразрывной связи о условиями исторического развития Осетии в данный период.
Плодотворным при определении понятия общественное сознание представляется подход З.В. Ильенкова, по мнению которого, главная задача Философии заключается "вовсе не в том, чтобы различить и противопоставить друг другу все то, что находится " в сознании отдельного лица, всему, что находится! вне этого индивидуального сознания..., а в том, чтобы разграничить мир коллективно исповедуемых представлений, то есть весь ооциально-организованный мир духовной культуры,.„ и реальный материальный
мир, каким он существует вне и помимо его выражения в этих социально-уз аконенных Формах ппыта11, Оби!.еотвенное сознание, по мнению философа, воецвло является областью "|чО/1лективниГи
идеального"/3.В.Ильенков,Проблема идеально.....
го//ВФ,±978, N 6,7/.
Важным в методологическом отношении нам представляется высказывание В,И, Смирина о том, что "любая.система сознания/ и самосознания / древнего общества априори долнгна отличаться от любой современной уже потому, что она не может Быть опосредована всей суммой знаний об эпохах, отделяющих нас от древности» Но она не может и непосредственно отражать современную ей социально-экономическую дейс-"?• р. и т е л '-ность , . так как ч е и з б с я ! о п р е /1 о м л я е т е о через понятие* и представления , унаследованные от предшествующих эпох" /В.И.Смирим. Патриархальные представления и их роль в общественном сознании римлян //Культура Древнего Рима .-И.,1985,С.8/,
При работе с текстами мы использовали методы, выработанные М . И . Бахтиным , В. Я. Прсги том , А. Я.Гуревичем4 Л.М.Баткиным.
Цели и задачи исследования* В предлагаемой работе мы ставили цельк< реконструкцию траднци-снных социальных и г енеалогичеок! .<х структур, ЭТИЧООКИХ МОНОИОРН в сбщеют венном сознании осетин .19 в„ на основе архивных Фпльклор|-;ых ью; г очников, отразивших наиболее актуальные вопросы, в о ••"!; •) с- в а > в и! !• 1 е осетин в иоолэдуемый период. Зада5¡а соогояла в том, чтобы сопоставляя ноточники, выделить общие длм грех осетинские обществ традиционные социальные, :п нческие и I -е; 1е а логические ::: трук гуры и проследить их эволюцию в коллективных представлениях разных осетинских обществ и послов:^н = СЬс:б!?ннооти в
- ь -
развитии осетинских обществ обусловили значи.....
тельные отличия в семантике многих социальных и этических понятий, генеалогических структур в коллективных представлениях осетин Ала-гирскоголКуртатинского и Тагаурского обществ.
Источники. Первым комплексом источников, легших в основу нашего исследования а являются архивные? материалы. Материалы так называемых
с о с /1 о в н о.....п о з е м ельн ых к о м ис с и й, ф у н к ци о и и р о в а в -
ыих с 1340-х годов и почти до конца КIX века 5 представляют исключительную ценность для характеристики социальных отношений горцев.
Мы предлагаем взглянуть на традиционные осетинские общества глазами современников. Это станов и т с зч воз м о жн ым б л а г одарз* с о х р а н и в ы и м с я письменным документальным источникам XIX в., а именно: "прошениям", "заявлениям", "объяснениям", подававшимся осетинами в сословно-позе-мельные комиссии и комитеты от целых обществ, сословий, Фамилий, групп лиц и индивидуальна для объяснения своего происхождения, положения в обществе, личных и поземельных прав.
Таким образом, первую группу архивных материалов составили документальные письменные источники личного происхождения, собиравшиеся сословно-поземельными комитетами и комиссиями, изучавшими обдаственные отношения осетин по заданию кавказского командования.
Вторая группа архивных источников - это протоколы "Терского областного суда"
/1853-18?© гг./ и Владикавказского окружного суда /1870.....1317 гг./.
Среди многочисленных дел "Терского областного суда" нами были выделены судебные разбирательства о взаимоотношениях высшего и низших сословий. Показания обоих сторон позволяют воссоздать представления осетин о межсословных
отношениям.
Б материалам "Владикавказе*ого окружного суда" содержится большой комплекс судебный дэл о неподчинении осетин распоряжениям представителей судебной и административной властей на местам. Анализ подобного рода конфликтов представляет интерес для реконструкции некоторых аспектов потестарных представлений осетин.
Все вышеописанные материалы хранятся в Фондах Центрального государственного архива Северной Осетии /ЦГ'АРСО/ . Часть их опубликована в ряде сборников.
Следующий комплекс источников, привлеченных нами для работы - это различные ?г.анры устного народного творчества осетину героические песни, отразившие представления осетин 19 в. о достоинстве и благородствеi исторические и генеалогические предания; варианты човеллисти.....
■ческой сказки с мотивом об обд| ес^венном статусе индивида; пословицы и п \<говоркч, о^расивмио с.однально~отичрсt?ую тематику.
Использованный нами Фольклорный материал, собранный в рлзное время этнографическими и Фольклорными экспедициями хранится в отделе рукописных Фондов Северо-Осетинского института гуманитарных исследований /ОРФ СОИГИ/, часть его о публик и в а на ъ сборниках но устному, народному творчеству осетин.
В работе использован поле-вой -х; неграФический материал, собранный автором в 1990-1992 гг» в горных и равнинных селах Северной Осетии . N
Дополнительным источником для рокоиструкдни традиционных этических структур в общественном с о с? на мии осетин 1,9 в, являются стихотворения основоположника ос? тин с к ой литературы к „ Л ,. Хе-тагурова /1859--.1.906<-' из сборника "Ирон Фандыр"
/"исетинсюай лира"/, где нашли развитие многие Фольклорные мотивы осетин, в том числе? оё общественном статусе индивида & осетинских обществам ,
Информативным источником по исследуемой теме являются адаты треп осетинских обществ, содержащиеся »сборнике, составленном Ф.И.Леон-то вич ем/ Ф . И „Леон-то бич . Адаты кавказских
горцев, -Одесса, 1882 , Т ,. 1 . , 1883, Т.2/.
Научная новизна. Диссертационная работа представляет собой первую попытку изучения общественного сознания осетин 19 в. на основе текстов /архивных и Фольклорных источников/1 радиционные социальные отношения осетин 19 в. , этикет, генеалогические предания привлекали внимание исследователей. Однако их интересовали реально существовавшие отношения,
история в генеалогических преданиях. Нашо за.....
дача состояла в реконструкции коллективных представлений осетин, что позволяет объемно увидеть прошлае.
Апробация работы. Результаты работы были доложены и обсуждены на заседании отдела археологии и этнографии Север о-Осетинск-ого института гуманитарных исследований. Диссертация обсуждена на заседании отдела Кавказа Института этнологии и антропологии Академии наук РАН,
Структура работы- Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, В конце работы содержится список источников и литературы. Она изложена на страницах,- 122 машин с) п и с: I - I о г о те к ста ,
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во ввецении обосновываете: я актуальногт-ь те.....
мы, определяются предмет и задачи исследова.....
имя,, прилагаете я краткая характерис тик а общественного строя и социальной структуры А?та--гирек ого, Куртатинского и Тагаурского обществ в 19 к.
Ллат 1 1 р с к о (:.• общество располагалось в ущелье рек-и Ардон. Восточными соседями алагирцев были
куртатинцы, южными •-■ туальцы, западными ..... ди-
г о р ц i-, i v Т е р р и т о р и а л ь н о А л а г и р с: к о е о б щест»о с о с.....
то ял о из •"!"■ рох настой, занимаемых тремя коленами ; к у с а г о i -i о в ы м и , Царазоновыми и Сидамоновыми » По пр еданию,, древние колема Л л а гире к о г-о об-¡пестра, расселившиеся впоследствии по всей Осрт и и , п р о и с х о п я т с! т п р а р о д и т е л я о с: ети н С с -Вага тар а и называются по именам ее- о с чноьеч, Б первой половине XIX о, алагирцы находились на
этапе Феодализации , смены патриархально.....общи! ■!-•
нога строя раннеФе о да ль ной системой,,
Кургатииское общество занимало ущелье реки Фиат-дон, На - востоке соседям!-! куртатинцев были таг-аурцы, на. западе •-• алагирцы, на юг о.....западе туальцы. ТеррИ'Г ориально Куртатинское общество с о с: то ял о из трех основных '-частей. Се.....
верная часть общества принадлежала Гуртагмне.....
кой общине, в о з в о д и в ше А свое происхотяение к легендарному предку Курта,, ъ средней части
ущелья располагалась Цим!-!7-инская пй^иил, пг,г,.....
исходившая,, по преданию, от пеРвопРедка Цимит-и „
к^:ная часть носила название Хилак.......г,«п
ме;;,;ь,;симых селений, политически пр:.лгавших к
,......J "' V:':'ÍDO acervo занимало у,,,.-,,.,,.
неясна /Санийлиг,^ ............... ' ......... ,J
.г;; :г: *!:,яовти * v*^;;' и и.....
"Г Дарьяльском уЩ„,„в ь<к.,,ш,е -гагаурцы граничили .........
с Ингушетией,
на
- 10 --
з а п а д е с к у р т а т и н ц а м i.1»
С о циэльно -■■ з к о н о м и ч е с t и й с т р о й Та г а у р с к- о г о общества определяется как раннефеодальная система, основанная на Фамильном владении /Взаров Р . С „ Историко-зтнографнческ ое обо снова; ¡но программы по изучению генетической истории Северной Осетии//ОРФ СОИГИ, Ф.4, оп. 1, д.159, С а 5 / »
К высшему сословию относились 11 Фамилий,,
ДОВЯТЬ ИЗ КОТОрЫХ ЕООЕОДИ5П'! С В О е VI р О И С X О Ж Д 9 H И О
к Тага /Алдатовы, Мамсуровь!, Тхостовы, Е-сено.....
вы, Кундуховы, Тулатобы, Тугановы, Шанаевы/, а две /Дударовы и Дкантиевы/ считались равными с ними. Высшее с о с л о ви с Тагаурского общества называлось "Тагиата", "уаздан", а с середины 19 в. выхлопотало у Русского правительства право называться "алдар". Осетинское "Тагиата" дало грузинскую аналогию "Тагаури", от которой и название общества "Tarayрекое"„ Иногда в документальных источниках высшее сословие обозна-'••■! а л о с ь к а к " тагаурцы " / В з а р о в Р г С , Т р t 1 о с е -тин с; к их общества в середине 19 века, ..... Орджоникидзе , 1989, С,56/»
По м н ению Р.С.В з аро в а , К у рт а т ин с к ое и Т а г а.....
урское общества образовались путем выселения из Ллагирекого общества тех слоев населения, которые "выламывались" из архаической социальной структуры "сверху и снизу". Генетически связанные между собой Алагирское, Куртатинскоо и Тагаурское общества можно рассматривать как п о с л о д о ва т е л ь кия е с. та дни с к- л .л д ы в а ни я р а нн е ф с о -дальних отношений /Взаров Р.С. Три осетинских общества ,,„ С.140/.
Итак , В общих СВОИ;; Чертах с:UÍ.ü- ta ль на я структура осетинских обществ в д(реформенный период была представлена в следующем виде;_ знать, имевшая в каждом обществе свое название
- 11 -
/Алагирекоe -■ "стыр мыггаг" , "тылд^ин иыггаг" -"больтал" , "сильная фамилия" в К у ртйтинск ом -"Куртата", "уазданлаги"; в Таг а у рек ом --•• "Таги-ата", " уазданлаги" . "' алдары " <■'' ,
Лично свободные крестьяне ..... Фарсаглагн
/ДОСЛОБНО -• 4*710 В Г. и- СО СТОрОНЫ, П D V. Т О р О НЧИЙ
чрлузою/ . Н а х о д и л н оь в разной евт-еа ени экономи.....
чесвой и политической зависимости пт высшего
сословия, Зто название обнимало 'i а к пр ■:? дс та в и.....
те71 ей независимых в зк ономи1- ¡ос в оч отношении
селений, не происходивших , однако, от левей.....
парного предка, примывагз! иг- в политическом отношении к- тому или иному обществу. '-lacro ¡-в; называли "независимые Фарсаглаги", Фарсаглага-ми бы л и лица, пере ко'ты не иэ одного общества в другое, принятые пои л о в р о в и т о л ь с: т в о знати и ар енроьйвиие у не о осы-¡'5,
Номинальная жена - " номылус " "дыггав ус" /"номинальная жена", "вторая ^ена"7, взятая в дом за "калым" -■ плату женщина свободного сос-лопия, по положению Sanee нив в ому, чем Елап1?-лец, К7нч услужения и рождения работников -кавдасардов. Номылус принадлежала только вла-д е л i:, ц ■/ (1 п р и о б р е т а л а с в о б оду с о с м п р т ь м п о с: -лед1че го .
Л и '■ •! н о з а в 11 с !• i м и е о т г- л а в l i д о м о; ■ о з л й с: ч в а -л и •• ц-"?■-■ "к двдасарды" /рожденные в хлеву/,, деты от ноыцлус и владельцс. Выполнял!.-! работу в рамва>: домохозяйства , приобр?та;»и свободу со смертьв в^<аде льда . В Алагирском и Куртатинек ом общества;-: вольные вавдасарды сливались с с:ословием Фарсаглаг-ов -• арендаторов™ В Тагаурсвом обществе сословная принадл о «нос ть была наследственной, а переход в другое сословие неволи .••>--Существование данного сословия было обус-л о в 7! с? н о особой ¡яодельк; осетинского Феодализма, с: небольшой домениалычой запашкой, когда ре -
- 1.2 •■••
зерв рабочей силы находился внутри домехо> ства .
Xслопы , рабы - "кусаги" /работающие / ,
" гурдзиаки" /грузины/ , " цагя:.айраги" /пленни.....
¡•.•и / „ Эта зависимая категория могла находиться в двух состояниях: работающие в домохозяйстве или посаженные на землю,,
В первой главе '' Т р а д и ц и о н i-i ы е с о ц и а л ь н ы е о т.....
ношения в общественном с о знании осетин 19 в»" р а с с м а т р и в а ю т с я преде тавления осетин р а з и ы;¡ обществ и сословий о характере существовавших у них социальны/; отношений.
С середины 19 в. сословный вопрос в Осетии
становится одним из злободневных в общеетвен.....
ной "íhg-hh что было обусловлено попытками рос.....
и й с кои администрации разобраться Е, гущ> ¡о с г 1
социальных отношений в атом крае для проводе.....
мия определенной сословной и земельной политики ,
Комплекс ист о Hi ¡¡к-о в с ер едины и второй половины 19 вотразивший к оллективные представле.....
ния pa в ?ти ни их осетинских обществ и сословий о характере существовавших у них социальных отношений, свидетельствует о двух основных нап.....
р явлениях в общественном сознании Осетин v указанный периодs демократическом и ариехгокре-Ti-iHecií ом , выража вших , со ответственно , взгляды
кр есть инства и знати. "Одни , --писал корреспон.....
д е i-1 т " Т е р с: к- и х в о д. о м о с т ей" ,..... и а с т е к: у л е з у т ,
чтобы доказать,что в Осетии и Дигории никогда не б ни л о алдаров и баделят, другие, ссылаясь i ¡3 историю, предания, российские законы, до/называют противное,"
Б 19 в„ в о б.« \ ественнон сознании осетин сущее! вовало несколько иерархических систем"
патриар х а льна я ..... демократическая 5 с:: ос л о в на я ,
г-д е пер вене тв о прина дл е жал о знатным ос о тине к-им
Фамилиям;"маргинальная",на стыке традиционной и российской,, где гор;; о гное положение занимауиз Россииск о е правительство. Свой социальный статус в слоган ib ¿¿ей с я ситуации осетинское крестьянство и знать осмысляли в соответствии со своими интересами на пересечении этик систем» Наибольшую актуальность в' этой связи в общественном сознании осетин получили такие понятия как"старщииство", "равенство", "служба".Своеобразно осмысляли свой статус в новой иерархической системе такие категории зависимых как кавдасарды и ноиылус.
Высшее сословие осетинских обществ требовало от Российского правительства прав равных с российским дворянством, что должно было, по их мнению, закрепить за ними общинные земли на равнине и узаконило бы Феодальные ренты,кото— рые они требовали с народа за зем7тепользова-ни о .
Позиция алаги^цев по этому поводу была од.....
н о о н а ч i- ! о й ■■•• и е до су с т и т ь з -го г о n р и з i -4 а н и я , О с о ■ -бенно возмущали их требования Тагиат, потеряв-щих в результате земельной и крестьянской реФормы все свои экономические и политические привил г; у-'ии „ По мнению алагирцев, Российское правительство свое отношение1 к осетинам должно строить не на основании их прошлого висо кого статуса, а в зависимости от преданности и службы представителей осетинских обществ России , С основному старшинству они противопостав--л я ю т с т а р ш i-i н с в о в р е м е н и о е , генеалог и ч е с ■ -коо; „ "Настоящие претенденты на привилегии в
Осетии, ••■•• заявляли уполномоченные от Алагирс.....
кого общества начальнику Терской области в
;гро>•;-.чин от 8 декабря 1890 г., - именующие се.....
бп алдарами, не более не менее как выходцы из Aïiâi-ирского ущелья, а самыми "чистокровными
осетинами считаются алагирцы ~ потомки Ос-Ва-гатара: Царазоновы, Кусаг-оновы, Сидамоновы" .
Стар ш и н с т в о Ф a ¡vi и л и и внутри А л а г и р с к- о г- о о б -щества доказываете я у алагирцев черев старшинство и происхождение коленного предка.
Гели мотив участия и вес голоса при решении общественных дел не актуален для общей массы крестьянски?; прошений Алегирского общества,, так как. в демократическ ом социуме -.я то г раз о было прерогативой свободных членов общества, то представители сильных алагирских Фамилий упоминают об этом как о преимуществе., Наибольшую актуальность мотне- участия в общественных делах приобретал для объяснения своего социального статуса для независимых Фарсаглагов Т а г а у р с к а г о о б ли. е с теа „
Разрушение социальной и сословной иерархии
в осетинских обществах привело к переносу по.....
нятия "старшинство" в общественном сознании осетин на Российское правительство, 'так: как последнее монополизировало все те Функции, которые прежде выпел* ¡яли сильные Фамилии „ Но уважение и старшинство были для осетин понятиями конкретными и ими не могли наделяться любые представители власти»
Представления осетин о стар.шинстве своеобразно отразились в судебных протоколах Владикавказе кого окружного суда второй половины 19 в. При изучении этого рода источников выделяется большая группа дел характерного содержания - непризнание осетинами над собой власти старшин и приставов, назначенных российской администрацией 5 оскорбление их словами и поступками» Причина конфликтов заключалась в несовпадении потестарных представлений осетин с:
действиями и решениями судебной и ад ми ни с: тра.....
тивиой властей на местах.
'-•• 1 5 .....
П о с- л е того как- Тагиата вы;-: лопотали в 184 7 г- . право навиваться Тагаурскими алдарами, Фарсаг-лаги этого общества с тали требовать у правительства права называться узденями первой и
в-тор ой степени „ Пр отивор ечия в заявления;-: Фар.....
саг-лагов заключались в том, что они признавали
с; в о о более низкое положение по сравнению с та.....
г а у р с к и м и ал да р а м и " в т о р о й t л а с с " / , н о , с д р у - ■•
вон стороны , требовали от ¡jocchhckой админис.".'......
рации оценки и "уважения" за службу и ¡заслуги перед Россией, а не про и с;-; ождение и п сложение сословия в традиционном осетинском обществе.
Наряду с престижным статусом воина,в общеет.....
венном сознании осетин, восходящем к идеалам военной демократии, служба давала им возможность выломитьс я из иерархии традиционных осетинских обществ , достигнуть степеней,, равных
личному и потомстве ¡-¡и ому двор янству » Ср е ди осе.....
тин - офицеров и генералов царской армии --• мы находим ¡сак представителей знатных осетинских Фамилий, так и Фар с а с-лаг о в и кавдасардов.
Прошения кавдасардского сословия Тапаурско..... .
го общества о тли "чаются от Фар саг лаг с к их не столько по содержанию сколько по способам аргументации. Первая вступительная нота прощений
объяснение своего происхождения и, якобы, непонимание своего уничижения через -этот Фактор „ "Предки наши первоначально живя в Таг-аур-ск ом обществе в- гор а;-:. А пот-ому именуются тагаурскими старшинами, которые имели у себя в замужестве вторых жен от Фар саган /Фарсагла.гов .....
В.Г„/ и рожденные от них йети называются по обычаям, существующим у горцев, кавдасардами." /' Ii Г A PCO , Ф . 233, о п . 1 , д. 3 , с . 58 / .
По н ятие н омыл у с /ио миналь на я, вторая жена/ было в общественном сознании осетин не временным, а социальным» Статус женщины в доме вла-
"•■ 16 -дельца был обусловлен ее социальным происхождением и размером платы - "калыма" -• выплаченного за нее. По представлениям осетин, двойной калым означал потерю статуса свободной и переход в холопство * Номылус и к-авдасарды были не--обходимы знати для выполнения работ в рамках домохозяйства,так как высшее сословие считало ■ для себя унизительным хычполнение "черной работы" .
Итак-, важнейший в о п р о с , во л н овавш и й о с е т и н 19 касался их нового социального положения в с i- i с: т е м е Р о с с и й с: к о г о г о сударства . К а ж д о е о с е -тинское общество и сослон-ие по.....своему осмысляло складывавшуюс я социальную иерархию ,пытаясь занять в ней достойное место- -Если знатные осетинские Фамилии-апеллировали к прошлому высокому статусу в рамках традиционных осетин— • ских обществ,то крестьянство считало, что Россия должна строить свое отношение к осетинам в зависимости от службы и преданности последних п р а в и т е л ь с: тву »
В главе второй "Коллективные предетавления о с е тин ГЗ века о д о с т о и и с т в е , б 7? а. г о р о д с т в в и общественном стат усе индивида" мы рассмотрели эволюцию этих социально-зтических понятий в осетинских обществах.
Благородство и достоинство являются осново-полагаюцим11 пй1-1я ти«ми средневековой морали. О с: о б ен н у ю a i ■■:■ т у а л ь н о с т ь о н и п р и о б р е т a i-o т н а н а — чальном этапе Формирования Феодальной иерар--х i- -i и , когда Феода л и з и р у ю щ о е с я с о слов и е у т верж -дает представления о своем нравственном превосходстве, Другой важнейший период в осмыслении зтих понятий -- это разложение Феодальных
отношений, когда "третье сословие" провозгла.....
шало н е зависим ость достоинства и благородства
оывз'ло m;-; с лишними качествани и к онкр етной де ят с льне с. ты о,
Уник- зл1-. m ость снтузции ,¡ г.^огившейсл в осотип
в 19 в . , зак-лкх-чалась в том , ч-ï-o здесь в неболь.....
("ом временном вромегут ке сознали два важнейших г гонки зрения ппедставдений ч нос-т-оичс. п:---; • благ о р одс том::' периода - складывание Фоодальмоп сословной иерархии и < в р езулч-тате возд е "i с ■'•■'■ в и России и проведения -л-мель.-ной и i-p ее ть янск ой реформы в 60-е гг. i 9 в ,, рас ру u¡ они с ее,, Поэтому е-- v."''".1 9 в» для Осетин был периодом острой борьбы в оемме л ении в общественном с о ¿якании
представлений и достоинстве , благородс тве и оь.....
Hipc'ï-веином статус е индивида ,.
яр'-оо ВЫр а:4:: к' ии а зти п (.i о цес с. ы пол'уЧИ'лн .'.:. различных нр а ■•■■ осе < : -р-н -. ? : о г-о Фольклор-« ,-
Поводом i-:- сочинению "Песни об Асланбе--к е " / " Сыновь я Вата"/ послужили события первой tpp'vh .1.9 в,, приведшие к гибели Асланбека Тула-
•г-о р.а и его бра т-ь е впр оисх о дивщи:-; из Тагаурско.....
г о о б щ е с т в а » By д у н и в о л ь и ы м i- ¡ i.-, а в д а с: а р д а м и /после смерти отца-владельда/ Асланбек и его братья и« хотят признавать свон> сословную неполноправность и в резуль та те конфликта с уз.....
д .-•■(-! ar.ii-i у..: о д-W ■- t-к-, с в Сч.: !"• и общее îsd и становясь':" а б р е к. а ми „ У к р и в ш и с ь в Ала гi- ¡ р с к о м о ¡3 щ о с: ?-?;- е „ в с.Мизур, Асланбек идчинае'г совершать на б о > -и -, угоняет скот у своих обидчиков ..В одном из таких ¡набегов его настигает с: и орт г -,
Существует два основных текста "Песни об Асланбек е " ,, каждый из которых инее -, ряд вариантов, Первый текст бил сочинен в с ,, Ииз/р ,, i - ■-? укрывался Аслане, ек Ос обет-юс ть его в том,-. hvo cm:"'¡' vi-. Асланбекa гос лужилa ли<нь поводом для
в инг ¡ ■,<:■'! il -|--¡ i-.:: л v-:':h о й !)/ f "г : • вопросов, ko'ÍOpblO bdíih-ob-:: ■■
ли а.-л a i нр.цев в ïi :', г;<пй трети 19 в» По Форме в то диалог Асл^мбекa и eco врата Вудзи,, На предло-
-• 1.8 -тения Вудзи остановиться в том или ином село Алагироково общества, Асланбек отвечает отрицательно и дает характеристики Фамилиям, гпг-.л-••• ря, что те не смогут укрыть их, та!-: как одни бедны, дру вне ленивы., трет-i и жадные и i .д., Вы ■ бор падает,, наконец, на фамилию 8анг иевь-; „ счи т ав!::ук'С я в А7?а.;-мрск- ом общество силы ¡ой -. " i-ых--ДЖЫ!'-i мы г-в а г " > .
" Пег: и я об Ас^анбеке'1 , сочиненная мизурца--ми, очень тонко отразила ту психологическую эволюцию, которую переживауц; Алавирское общество в первой половине 1? в» В общеетвончом сознании а?тагирцев утверждается мысль, что
лишь "сильная", "больщая Фамилия"являете я об.....
7i а д а т- е л ь и и ц ей тех н р а в с т вен:: ь ix к а ч е с т с , к о т о -• рые традиционно почитаютс я , Фе одализирующиос я Фамилии i--íс; создавали д.?;я себя новый кодекс чести, а монополизировдли традиционный, Прайс-ходило это, по песне, путем констатации отсутствия .благородных качеств у несостоятельных, бедных Фаниугий.
Тексты песен об Асланбеке, записанные :в Таг а у т. с к о и о i-S щ о с тве , о т р. а з и ли к о л л е к т и в i •• и е пр еде та.в л ения выс:ч> е г о с ос 'лови я и к р с с ть утхв'ва ,. По представутениям знати, кэедэсард Ас-танбек существо неб7!а <"■ о р ОДИН е HeCMOTpvi на г- í.;-: í : ¡ í ' силу ¡•i отвагу, для д и к а. г; а т í-;- <<вства "'TniJ; и; и-■:■;. ■■ v ■ р и а н т а х т е i ; с т о в , и м е в пи i х р р- д а к i ¡ 1.¡ ю у с- до ¡-; с й , Лсланбек обвиняется в на.ру ¡ь ,■■•: ¡ич но писанное'о обы.....
чая, по которому ' право первого вые: тр ела при угоне скота принадлежало потерпевшему,
В вариантах текстов, иг:ходивших от крестьянства Таг-аур г ко ~о общества, Асланбек наделял-с я лучинми этическими »сл.чес ^зани, кот орыо , по мнению осетин, должны отличать мужчину; умом, а В'!'О р и Т е Т i- •! О С Т !.:• ю м н е н и я, д о б р о п о р я д cr- ¡ i- ¡ ост Ь i-i j IV г. -ведения, силой, отвагой.
... 19 -
Яркое выражение эволюции представлений о достоинстве и благородстве в общественном сознании осетин на ví л а в эволюции понятия "уаз-дан"» F' с л i •! в А л а г и р с i ? о м о б щ е с т в е - э т о с о ц и --аглычое поийтио , обо знача в ¡a о е всех равноправны;: чл с !• i о в общины, возводивших свое происхождение г Gc-Вагатару и £¡"'0 сыновьям, го в Тагаурском обществе это назс-ai !ие высшего сослг.-чия — Т/.гг-п-а т ,, О и н а к и с: с о с л о в н о й с о м a 11 ■ г ¡. i к о й !' у а з д а н " ес!.•:■ начине!ь i uu-ыа1 la iXi.v этический ¡. иы;--лекс/благородный, блат-ог<оспитанный/ , зокреч-л я я,, таким ибразои,, за знатью представления об ы :•. нрая-ств сыном !'р ..'Вое х п детве „ В с. овр ei^oni !0¡"! ос е тинск им «зыке ионнгие "уаздан" потеряло свою социальную семантику и сохранило тольк и з •"< ■ и ч е с к cj е с. о д <-.• ¡: ■ ж. а н и е / в о спит г.:; н и ы й , к о р р е к т -ный/
Представления Тагиат об их нравственном и
этик е тном превосходстве над к р есть яистзом ч <■: о.....
воры'-: они называли "верный люд " , за) :р е п л ял и с-. с пословмцах и т.члл;<ор/оах »
Борьба в общественном г: ос: на ни и ос г-тин против зак-репления продставлений о нраветвенном ¡■¡ревосходстве высшего с о с: л о вы л Тагаурского общества отразилась в героической песне "Ч"-р -мен", в которой рос ть яыег во всех осетинских
обществ прославляет камасарда Чо¡.о .••>:•ма и улича.....
ет Тагиат в хитрости и коварстве»
События i учисив^нмый в nocí-"";, также восходят к первой трети 1 ч в» Чернен., как и Асламбек , был вольным к чвдас: ai • д о м Вести.>и.ч Ту л а то ;:•■.! , > i: ¡г-торого не .было за?., пчнох жены,, Поэтому раздел
земли после смерти Бес тола осуществляла Фхни.....
лия,в то .время как Чермен находился в н'<б<;......
го „При в аздсып> темли Чернену дос;а.-.'Тсч "г^вда-сардская доля" - худшая часть пашни, и его обделяют сенокосамй выгоном для скота „ Чернен не
х оче т п р и з н а в а т ь с в < :> е с о с л о в н о е н е п о л ь i о п в в в и е и требует лучшие земли. Уздени боятся Чернена
и делают в ид, что с от латай? тс: я на на его т-ребо.....
в а н и я , з а т е м к о в а р н о у б и в а ю т ,
Основная оппозиция вариантов песни "Чернен" строится по при!'чципу "благородство неблег-прпд-ного /кавдасарда/" и иеблат'-ородное г. о ведение благородны;-; /узденей/". Таким образом,, песня о '-! е р и е i -г е о т р с- з-ил а п р едстввленчз о с:, е т и i-1 с i ■•• и :■; крестьян, что благородство и достоинство не зависят от происхождения и сословного статуса, а являют-с я личными tí аиествами индивида „
В 1.9 в. в общественном с:о ¿нании осетин про--исхедина эволюция пр едставлеиий об общее ¡теином статусе индивида в тред -¡ционных ел::отписки;-: обществах, которую мы проследили на основе
сказочного мотива о "хорошем" и "плохом" муж.....
чинах, делящего всех на "мужа дома" /"хадзары лаг-"/, "мужа с ела" /" х-ъауы лаг"/ и "мужа, у щель я " / " к омы лаг-" / ,
В п а т р и а р х а л ь и о.....д е м о к р а т и ■•> е с к- о м и в о е н -•
н о •-■• д е м окра т i. -i ч е с к о м о б щ е с т в а х , к к о т о р к \ м .--о с х о -■-дили идеалы осетин-туальцег: и ал агнрцев , наибольшим уважением пользовался индивид, способ.....
ный к о с мы сле нню проблем социума, обладающий такими качествами к а;-:- мудрость и мужество /"муж села",, "муж ущелья"/. " Муж дома "/работающий лишь для своей семьи/ относился к категории "плохих" м/жчин, уподоблялся в общест......
венном сознании осетин раб'/, низкий г о Ц'--" ал*: ный статус которого не позволил ему уп«<- тге с-атч е-Si. i:;-j ¡H обЩИНЫ И прИСуТС '. на и;-'.-- ': I -
л о дном с обр ai- ¡ии ,•
С развитием раннефеодальных отношений., формированием сословной иерархии, высмее с.ос-о;тие монополизирует за собой права по упрзв7;ению обществом. Вопрос о "хорошем" и "плохом" муж.....
чинах приобретает социальный характер,
Присоепинение Осетии к России, переход Функций по управлению к государству и вовлечение Осетии вслед за Россией в капиталистические отношения, приводят к переосмыслению в общественном сознании осетин представлений об общественном статусе индивида, "Муж дома" начина е т относить с я к ка т е гор ии '1 х ор оши к муж— чин" , а главными его качествами становятся деловитость и предприимчивость»
Б третьей главе "Традиционные генеалогичес-
гие структуры в общественном сознании осетин "" _ 1 ... i,, . ■ ......... ¡i — , i ■ ■■
j_v__B. мы рассмотрели генеалогии Алагирского, Куртатинского и Тагаурского обществ.
В 19 в. в коллективных представлениям трех осетинских обществ существовали разные генеалогические структуры, задача которых состоя?та в закреп7?ении в общественном сознании ?тред— ставлений о справедливости реально сложившихся социальных отношений * для создания генеалогических преданий использовались известные Фольклорные стереотипы, в которые включались конкретные антропонимы и топонимы, в результате чего предание принимало реальный характер. Выбор стереотипа зависел от идеоутог-ичрских ори-ентаций общества.
Аэтагирцы д7ïя своей генеалоги щ не пользовали др евнюю индо евр опейскую тр е ^Функциональную структуру /жрецы, воины, земледельцы/, призванную подтвердить справедливость демократ; i.....
ческой модели своего общества, возводя свое
происхождение к легендарному предку Ос-Вагата.....
р у и его т г е м сынов ь я м / Ц а р а з о и у , С и д а м о н у и Кусагону/, Общее происхождение всех чзтрнов общества должно был о закрепить в общественном с о знании осетин представление об их реальном равенстве,
В коллективных представлениях Куртатинского общества существовали различные генеалогические структуры, отражавшие эволюцию социальных отношений и идеологических ориентации.
Демократическая структура выражалась в возведении происхождения куртатинцев к трем сыновьям легендарного основателя общества Куртаг Тымболу, Найфоиу и Уаласых. Однако в 19 в. зта структура уже не Функционировала. На смену ей приходит генеалогический сюжет об аэтыппе - .чудесной пароде коней,обладателем которой мог быть лишь человек высокого социального статуса. Констатируя высокое социальное происхождение своего предка куртатинцы утверждали мысль об аристократизме с в о е г о общества.
Тагиата подчеркивали свой аристократизм через царское происхождение основателя общества Тага, являвшегося, по преданиям, наследником а р м я н с к о г о ц а р я.
В н е ш н е л о ли тиче с ки е престижные о р и е н т а ции• выражались в генеалогиях осетинских обществ через "брачный"/брак основателя общества на женщине престижного в политическом отношении этноса/ и . "братский" /единое происхождение/ мотивы, которые с изменением ориентаций могли изменяться или исчезать»
В "Заключении" диссертации приводятся выводы , сделанные в конце каждой из гэта&.
В 19 в. при раздробленности Осетии на общества можно говорить об общественном сознании или коллективных представлениях' осетинских обществ ,
Традиционные социальные, генеалогические структуры и йтические моионормы в общественном сознании осетинских обществ 19 в. имели значительные различия, обусловленные разным уровнем развития раннефеодальных отношений.
Вне зависимости от обществ в общественном сознании осетин 19 в „ существовало два основ-ими направлен и я : а р !■ I с т о к- IV а т и ч е с в ое,игра ж а в ме е взгляды и интересы знати, VI демократическое -
По теме диссертации опубликованы следующие рабо ты;
1 .Общественное сознание осетин по крест?., ыч-
скии прощениям середины 19 в V//Проблемы зтног.....
рафии пс ^ т и н л -• и р д ж а зч 1 д; а в , 1989 , С „ б 9 -- 7 в ■ с ..3 Г! , Л .
2 .Институт номылус в общественной структуре 1'еода;?ьной Осетии//Проблемы зт) -»ограФии осетин ,, вып , 2 . --Вттадик авказ ,, 1993 , О „ 110- 118,0,5 V?. л „
3„Предетавлэние осетин 19 в» о достоинс.....
г в е , б л а г о р о д с т в е и о б ц е с т век; н о м с т а т у се и и д и -5ИДВ / н!р обл еыы зтнографии ос о тин , выл . 3 . /в по ■■• -!ЙТИ/„1,3 п „ л .
4„Традиционные гтиейлогически? структуры в /бщественном сознании осетин 19 в. //Проблемы этнографии о с о тин , вып ,, 3 /в печати/,0,9 п. я „