автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему: Превентивная консервация как метод сохранения музейных коллекций
Полный текст автореферата диссертации по теме "Превентивная консервация как метод сохранения музейных коллекций"
На правах рукописи
Оганесова Юлия Юрьевна
ПРЕВЕНТИВНАЯ КОНСЕРВАЦИЯ КАК МЕТОД СОХРАНЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
Специальность 24.00.03 - Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
21 ГОЯ 2013
Санкт-Петербург - 2013
005539080
005539080
Работа выполнена на кафедре музеологии и культурного наследия ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств"
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Мастеница Елена Николаевна,
кандидат исторических наук, доцент
Некрасов Сергей Михайлович,
доктор культурологии, профессор, ФГБУК "Всероссийский музей A.C. Пушкина", директор
Погорельский Павел Иванович,
кандидат исторических наук, доцент, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, главный хранитель
ФГБУК "Российский этнографический музей"
Защита состоится 17 декабря 2013 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 210.019.01 в ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств" по адресу 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2/4, зал совета.
С диссфтацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств".
Электронная версия автореферата размещена на официальных сайтах Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (http://vak2.ecl.gov.ru) и ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств" (http://www.spbguki.ru).
Автореферат разослан 14 ноября 2013 г.
Учёный секретарь диссертационного совета_^^^^~Базанов Пётр Николаевич
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Деятельность современных социокультурных институтов — музеев, библиотек, архивов направлена не только на собирание и изучение памятников, но и на продление их существования как материальных объектов. Значимость этой области определяется тем, что именно физическое существование объектов материальной культуры даёт возможность их изучения и осмысления как духовного опыта предшествующих поколений. Наследуя культурное достояние, современное общество также принимает и ответственность за его сбережение.
Сохранение культурного и исторического наследия — важнейшая задача, стоящая перед мировым сообществом. Во всём мире отмечается значительный рост посещений музеев и организаций передвижных выставок. Огромный пласт объектов культуры, хранящихся в музеях, в связи с этим подвергается дополнительным нагрузкам, и в таких условиях вопросы их сохранения становятся особенно актуальными.
Ухудшение экологической обстановки, превращающееся в одну из глобальных проблем современности, также оказывает влияние и на объекты материального культурного наследия, которые нуждаются в защите от негативного воздействия окружающей среды.
Нельзя не отметить, что музейные коллекции с каждым годом становятся старше, и разрушаются в результате процессов естественного старения. Замедление этих процессов а, следовательно, и развитие знания в этой области имеет приоритетное значение для любого музея, независимо от его профиля и местонахождения.
К настоящему времени накоплен значительный эмпирический опыт в области сохранения музейных коллекций, который требует систематизации и теоретического обоснования. Особую значимость среда нахождения музейных коллекций имеет именно для нашей страны, поскольку на обширном пространстве России климатические условия очень разнообразны — от влажного субтропического климата на Чёрном море, до муссонного на Дальнем Востоке. При этом значительная часть отечественных музеев находятся в условиях сурового климата. Воздушный режим хранения музейных коллекций в связи с этим далёк от идеального и требует изучения и оптимизации.
Важность условий среды для сохранения движимых культурных ценностей отражена в рекомендациях ЮНЕСКО. Государствам — членам ЮНЕСКО рекомендуются меры по предотвращению рисков для музеев и подобных им учреждений, обеспечивающие условия и формы хранения, экспонирования и перевозки, при которых исключается действие таких разрушающих факторов как высокая температура, свет, влажность, химические и биологические воздействия, вибрации и удары.
Таким образом, приобретает актуальность профилактическая консервация музейных ценностей, так как именно её приёмы позволяют как можно дольше сохранить предмет в его первоначальном виде и свести к минимуму
вмешательство реставратора. Создание благоприятных условий хранения не предполагает активных воздействий на объект, что важно для сохранения его исторической и художественной подлинности.
Развитие музееведения как научной дисциплины не обходит своим вниманием и проблемы среды хранения музейных экспонатов. Теория тезаврирования направлена на изучение вопросов, связанных с задачей охраны музейных предметов путём создания определённого режима хранения — температурно-влажностного, светового, биологического и т.д. Однако в трудах по музееведению проблема хранения связана, главным образом, с формированием и изучением коллекций, а не с проблемой сохранения физической формы музейных предметов.
Значимость музейной деятельности по сохранению коллекций трудно переоценить, следовательно, возрастает не только практическое значение, но и научная актуальность разработки проблем музейного мшфоклимата. В последние годы отмечается рост заинтересованности музейных сотрудников в знаниях, связанных с микроклиматическими условиями хранения музейных коллекций.
Между тем, несмотря на большой интерес к превентивной консервации, ощущается недостаток обобщающих исследований. Как правило, в современной литературе уделяется внимание её отдельным аспектам.
Степень научной разработанности проблемы.
В историографии истории музейного дела проблемы сохранения музейных коллекций отражены недостаточно. Исследования возникновения и развития хранительской музейной деятельности специально не проводились. История музейного дела, получившая отражение в фундаментальных трудах В.П. Грицкевича и Т.Ю. Юреневой позволила автору выделить исторический аспект рассмотрения деятельности по хранению памятников истории и культуры в музее.
Сведения об условиях и режимах хранения музейных коллекций в ХЕХ-ХХ веках были получены на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов П.К. Балтуна, Д.Я. Безруковой, К.П. Белавской, В.В. Алексеевой, Н.В. Геташвили, К. Гюнцбурга, Н.В. Исакова, М. Коршуновой, М.И. Щербачёвой, Д. Мюррея (D. Murray), С. Уайтхеда (С. Whitehead) и др.
Архивные материалы ГРМ послужили источником информации об условиях содержания коллекций в первые годы существования музея, а также о режиме хранения в военное время.
Исследования, посвящённые консервации музейных коллекций начали появляться в 1920-1930-е годы XX века (И.Э. Грабарь, Е.В. Кудрявцев, А.Н. Лужецкая). Вопросы вентиляции, отопления, освещения музейных помещений исследовал А.А. Мансуров. Одним из первых сотрудников отечественных музеев, изучавших проблемы температурно-влажностного режима хранения музейных предметов в 1940-е годы, был М.В. Фармаковский.
В 1960-е - 1970-е годы появляются публикации отечественных и зарубежных исследователей, использующих данные естественных наук и современные технические достижения, посвящённые кондиционированию воздуха, освещению музейных помещений, упаковке музейных предметов (Дж.Г.
Плендерлис, П. Филиппот, Г.М. Кнорринг, Н.С. Броммель, Дж.В. Харрис, Н. Столоу, Г. Томсон). Важное значение для теоретического осмысления проблем консервации имели работы Е.К. Кроллау, посвященные вопросам влияния света и температурно-влажностного режима на музейные экспонаты.
В нашей стране со второй половины 1960-х гг. и по настоящее время во ВНИИР (ГосНИИР) ведётся научно-исследовательская работа, издаются практические пособия, методические рекомендации, стандарты по световому и воздушному режиму музейных помещений Р.А. Девиной, С.Ю. Зайчиковой, И.В. Илларионовой, В.А. Бойко, Б.Т. Сизовым, В.Б. Дороховым и др.
Один из наиболее полных и значимых зарубежных трудов, посвященных профилактической консервации музейных коллекций, - книга Г. Томсона '"Музейная среда", где автор рассматривает проблемы влияния света, влажности и загрязнённости воздуха на произведения искусства ("The museum environment", 1978). Т. Брилл, американский учёный, исследовал вопросы воздействия света на вещество, рассматривал химическую структуру и физико-химические свойства различных материалов, пигментов и красителей.
Отдельную группу источников составляют инструктивные материалы, изучение которых позволило проследить становление музейной хранительской деятельности и формирование нормативных рекомендаций по режиму хранения коллекций.
Большинство вышеупомянутых изданий имеют значительный возраст. На сегодняшний день отдельные проблемы превентивной консервации обсуждаются в различных сборниках, материалах конференций, и т.д.
Изучение такого источника как материалы международных и национальных организаций работающих в области сохранения культурного наследия (ICCROM, НС, ICOM-CC, ЕССО, ICON, AIC, GCI, CCI) позволило выделить особенности их деятельности: исследования проблем сохранения исторических и художественных объектов, объединение специалистов, проведение конференций, стажировок, семинаров, издание специальной литературы, разработка стандартов и технологий консервации объектов материальной культуры.
Современные исследования в области режима музейного хранения представлены в трудах сотрудников отечественных музеев Е.А. Колмаковой, JI.B. Славошевской, Т.Ф. Большаковой, В.И. Кобяковой, С.В. Успенской, О.И Аркадьева, В.Э. Первак, и в работах зарубежных исследователей С. Костейна (С. Costein), Д. Эрхардта (D. Erhardt), М. Мекленбурга (М. Meklenburg), П.Дж. Маркона (P.J. Магсоп), Дж. Меррита (J. Merritt), Дж.М. Рейлли (J.M. Reilly) и др. Они посвящены различным вопросам превентивной консервации: температурно-влажностному, световому, биологическому режиму.
Обзор диссертационных работ последних лет, посвященных проблемам сохранения культурного наследия, выявил отсутствие исследований, связанных с созданием среды хранения, препятствующей старению и разрушению объектов материального культурного наследия.
На наш взгляд современный консерватор ощущает недостаток в полной, систематизированной информации по вопросам хранения музейных предметов.
Можно констатировать, что не существует научного труда, исследующего историю и обобщающего опыт развития превентивной консервации музейных коллекций.
Объект исследования: микроклиматический режим хранения музейных предметов.
Предмет исследования: приёмы и методы превентивной консервации музейных коллекций.
Цель исследования: изучение микроклиматического аспекта превентивной консервации для разработки стратегий и технологий сохранения музейных коллекций.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- исследовать историю хранения музейных коллекций с точки зрения обеспечения условий для сохранения их физической формы;
- изучить историю и пути формирования музейных служб климатологии и превентивной консервации;
проанализировать современные представления о превентивной консервации сложившиеся в среде российских и зарубежных специалистов по хранению музейных коллекций;
- уточнить и дополнить терминологию области музейного дела, связанной с режимом хранения коллекций и их профилактической консервацией;
рассмотреть превентивную консервацию в ракурсе теории тезаврирования;
- выявить сущность превентивной консервации как метода сохранения музейных коллекций;
- рассмотреть проблемы контроля и оптимизации музейного микроклимата;
- разработать концепцию организации микроклиматического контроля в музее.
Методологической базой исследования явился системный анализ музейных явлений и процессов, согласно которому музейное дело, являясь частью целостной, сложноорганизованной, исторически развивающейся системы культуры, само представляет систему, включающую ряд составных элементов. Такой подход разработан в трудах М.С. Кагана и С.Н. Иконниковой. Изучение проблем сохранения материального культурного наследия в культурологическом ракурсе нашло обоснование в исследованиях А .Я. Флиера, согласно которым перспективным направлением структурирования культурологического знания является теория культурного наследия, необходимая современной культуроохранной практике государства. Методология исследования опиралась на концепцию экологии культуры, сформулированную Д.С. Лихачевым.
Музееведческие исследования Ф.И. Шмита, E.H. Мастеницы, JI.M. Шляхтиной, В.М. Грусмана, Т.П. Калугиной, К. Хадсона способствовали пониманию музея как феномена культуры, осмыслению исторической динамики его социокультурных функций.
Методологическим основанием исследования стали постулаты музееведческой теории тезаврирования (3. Странский, Л.М. Шляхтина).
Цели и задачи исследования обусловили совокупность использованных
методов.
Для анализа процесса создания, становления и развития превентивной консервации как части музейного дела были использованы историко-генетический и историко-системный методы.
Историко-сравнительный метод исследования использовался для сопоставления развития приёмов превентивной консервации в России и других странах.
При исследовании микроклиматических условий хранения коллекций были использованы методы непосредственного наблюдения, измерения, сравнения, статистической обработки данных.
Комплексный подход был использован при изучении структуры превентивной консервации музейных коллекций.
Исследование имеет междисциплинарный характер, так как для решения культурологических проблем использовались подходы естественных наук, согласно которым музейные предметы рассматривались как физические объекты, находящиеся во взаимодействии с окружающей средой и зависящие от её характеристик.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Изучена история музейных коллекций в контексте условий и приёмов их хранения, позволившая выявить основные факторы, повлиявшие на состояние их сохранности;
2. Прослежена история становления российских и зарубежных организаций и служб, занимающихся проблемами сохранения историко-культурного наследия;
3. Определено место превентивной консервации в теоретическом и прикладном музееведении;
4. Предложено определение превентивной консервации музейных коллекций, а также впервые исследованы структура, объект и задачи её важнейшей части — музейной климатологии;
5. Музейный микроклимат рассмотрен как комплекс взаимозависимых климатообразующих факторов, составляющий физико-химико-биологическую среду хранения;
6. Выделены способы оптимизации музейного микроклимата с помощью инженерных климатообразующих систем, локального климатического оборудования, организационных мер и пр., которые могут быть использованы в любом музее, независимо от его профиля.
Положения, выносимые на защиту:
1. Превентивная консервация - наиболее эффективный метод сохранения материального культурного наследия. Её значимость определяется тем, что сохранность физической основы историко-культурных объектов даёт
возможность их всестороннего изучения и осмысления сосредоточенного в них социального и культурного опыта предшествующих поколений.
2. Превентивная консервация является областью прикладных исследований музееведения, методологический фундамент которых составляет теория тезаврирования.
3. Превентивная консервация в музее представляет собой совокупность аспектов музейной деятельности, направленных на снижение вероятности повреждения, разрушения и утраты музейных предметов. В настоящее время прослеживается тенденция возрастания значения превентивной консервации как наиболее эффективного метода сохранения объектов материального культурного наследия.
4. Музейная климатология является частью превентивной консервации музейных коллекций и представляет собой интенсивно формирующуюся сферу научного знания о состоянии внутренней среды (микроклимата) музейных помещений, оказывающей воздействие на музейные предметы. Объект изучения музейной климатологии — физико-химико-биологическая среда нахождения музейного предмета, влияющая на состояние его сохранности. Главная задача музейной климатологии — замедление процессов естественного старения музейных предметов путём поддержания оптимальной физико-химико-биологической среды их хранения.
5. Музейный микроклимат следует рассматривать как единую систему, складывающуюся из множества взаимосвязанных физических, химических, биологических, технических и организационных аспектов, поэтому при его изучении правомерно использование комплексного подхода. Решающее влияние микроклимата на состояние сохранности, а порой и на само существование произведений искусства, позволяет определять его оптимизацию как основную часть превентивной консервации музейных коллекций.
6. Организация микроклиматического контроля в музее сводится к следующим задачам:
- определение характеристик микроклимата и микроклиматических норм
хранения;
- выбор необходимых измерительных приборов и методов замеров;
- обработка и оценка результатов измерений;
- оптимизация музейного микроклимата.
В последовательном решении данных задач заключается сущность превентивной консервации как метода сохранения музейных коллекций.
Теоретическая значимость исследования.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты дают новое научное направление изучения проблем сохранения историко-культурных объектов, хранящихся в музеях. Превентивная консервация включена в область изучения теории тезаврирования, что способствует развитию данного раздела теоретического музееведения. Выделен и теоретически обоснован важнейший аспект превентивной консервации - музейная климатология, для которой были сформулированы определение, объект, задачи и
разработана терминология. Систематизация и обобщение эмпирических знаний о превентивной консервации, предпринятые в диссертационном исследовании, могут послужить базисом для дальнейших теоретических разработок в области сохранения материального культурного наследия.
Практическая значимость исследования.
Методологические подходы к деятельности по созданию оптимального режима хранения музейных коллекций, обоснованные в диссертации, материалы и результаты исследования могут быть использованы при создании в музеях специальных подразделений, занимающихся проблемами превентивной консервации, музейной климатологии, контролем микроклимата, а также могут быть положены в основу методического пособия для студентов и музейных сотрудников.
Степень достоверности и апробация результатов работы.
Достоверность работы базируется на всестороннем анализе выполненных ранее научно-исследовательских работ и на изучении деятельности современных отечественных и зарубежных институтов, работающих в области сохранения культурного наследия. В диссертационном исследовании использован апробированный научно-методичсский аппарат. Объём исходного материала и апробация результатов исследований в практике также подтверждают достоверность работы.
Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора, в выступлениях на научно-практических семинарах "Проблемы хранения и реставрации в художественном музее" (Санкт-Петербург, ГРМ, 2002, 2003, 2006); Международной научно-методической конференции "Исследования в консервации культурного наследия" (Москва, ГосНИИР, 2007); VII Международной научно-практической конференции "Зберй-ання ¡сторико-культурно1 спадщини. Наука та практика" (Киев, ННИРЦ, 2009); конференции "Сохранность и доступность культурных и исторических памятников. Современные подходы" (Санкт-Петербург, ФЦКБФ РНБ, 2009); научно-практической конференции "Музейная климатология — основа сохранения объектов культурного наследия" (Великий Новгород, Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, 2011), конференции "Музейная климатология — основа сохранения объектов культурного наследия" (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, 2013).
Материалы диссертационного исследования использовались для проведения занятий на обучающих семинарах по музейной климатологии и превентивной консервации в Государственном Русском музее (2008-2011).
Разработанные автором методика проветривания музейных помещений и база обработки микроклиматических данных в табличном редакторе Microsoft Office Excel используются в отделе музейной климатологии Государственного Русского музея.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка сокращений, списка литературы и источников, приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснованы актуальность темы исследования, её научная новизна; определены цель, задачи и структура диссертации.
Первая глава "Становление и развитие деятельности по сохранению музейных коллекций" состоит из двух параграфов. В параграфе 1.1 "Ретроспективный анализ организации хранения музейных коллекций" сделан общий обзор основных приёмов и условий сохранения музейных художественных коллекций с начала их формирования и до нашего времени.
Характерной особенностью бытования художественных произведений античности можно назвать их перемещение в качестве военных трофеев. В первую очередь речь идёт о завоевании римлянами Греции и других стран и вывоз оттуда предметов, имеющих художественную ценность.
Развитие музея как социокультурного института с XV до начала XIX века, когда началось массовое появление публичных музеев, также проходило в условиях постоянного перемещения произведений искусства. Прежде чем эти предметы обрели свои постоянные места хранения в музеях, они неоднократно меняли своих владельцев, часто в результате военных действий. Эти трансформации не могли не повлиять на состояние их сохранности, так как в процессе перемещения неизбежно возникают различные нагрузки — механические и климатические, что ведёт к разрушению предмета. Военные действия и революционные события становились причиной не только повреждений, но даже и уничтожения произведений искусства.
Конец XVIII и начало XIX века в истории музейного дела — время систематизации коллекций, начало консервационных и реставрационных работ в художественных музеях, которые продолжали пополнять и систематизировать свои собрания. Один из главных факторов, определяющих условия хранения -музейные здания, архитектура и состояние которых формируют среду нахождения музейных предметов. Рост коллекций художественных музеев сделал актуальной проблему их размещения. С начала XIX века начинается строительство зданий специально для музеев. Ввиду отсутствия источников трудно судить о микроклимате музейных помещений того времени, но возведение специальных музейных зданий, безусловно, улучшало условия хранения коллекций, которые зачастую многие годы хранились в неподходящих условиях, за неимением помещений.
Вместе с тем, среди музейных работников уже начали появляться представления о причинах разрушения произведений искусства. К ним относили изменения климата, задымлённость, влагу, чрезмерный нагрев, воздействие прямых солнечных лучей или, наоборот, полное отсутствие света. Из-за неправильного хранения на картинах обнаруживались механические повреждения как следствие неосторожного обращения, неправильной очистки поверхности или даже падения в море во время транспортировки.
Развитие музейного дела во второй половине XIX - начале XX веков привело к становлению музейной профессии. В музеях появились штатные
хранители коллекций. С необходимостью сохранения произведений искусства в музеях связано и возникновение профессии реставраторов. Однако представления о правильном хранении коллекций только формировались. Новые музейные здания были богато украшены, но зачастую плохо приспособлены для хранения музейных предметов, и, как правило, не имели запасников. Деятельность музейных сотрудников, главным образом, была направлена на систематизацию, описание и каталогизацию музейных собраний.
В диссертации сделан вывод о том, что на условия хранения художественных коллекций музеев во время их формирования во второй половине XIX - начале XX века негативно повлияли следующие обстоятельства:
- стремительный рост коллекций и недостаток в музеях помещений для их хранения;
- неправильное размещение произведений искусства в музеях или до поступления в музей, при котором они подвергались воздействию неблагоприятных условий хранения: нагреву от систем отопления, загрязнению, воздействию сырости, прямых солнечных лучей;
- активное использование естественного света для освещения музейных предметов.
В исследовании отмечается, что в это же время началось строительство и реконструкция музейных зданий, что, безусловно, улучшало условия хранения коллекций. В музеях, как мера защиты от разрушения и загрязнения, началось остекление картин.
Немногочисленность источников, описывающих деятельность музеев по хранению своих собраний вплоть до XX, делает затруднительным изучение этой области. С начала XX века, в процессе музейной деятельности, проблема защиты музейных предметов от разрушения и естественного старения становится всё более актуальной и, следовательно, появляются и первые специальные исследования по этой теме. Таким образом, изучение истории сохранения собраний художественных музеев в XX веке, было более полным и позволило восстановить объективную картину развития музейного дела.
Задача музеев по формированию и сохранению коллекций обусловлена конкретными историческими обстоятельствами и социально-политической ситуацией. Так, оценивая условия хранения музейных ценностей в военное время, автор констатирует следующие угрозы утраты и факторы негативного воздействия:
- перемещение коллекций в связи с эвакуацией, что является нагрузкой и создаёт угрозу их разрушения;
- неблагоприятные условия хранения: отрицательная температура воздуха, сырость, связанные с разрушением зданий, их инженерных систем, или с невозможностью нормальной эксплуатации зданий в условиях военного времени;
повреждение или полная утрата коллекций в результате бомбардировок.
Музеям разных стран, пострадавших во Второй мировой войне, пришлось заново налаживать свою работу. Из эвакуации возвращались коллекции, их нужно
было расконсервировать, часть предметов нуждалась в реставрации, кроме этого музейные здания требовали ремонта, часто — серьёзного.
Восстановление нормальной музейной деятельности после войны было сложным и длительным процессом. Однако именно в послевоенные годы начинается рост количества музеев, что обусловило создание Международного совета музеев (1СОМ), целями которого стало содействие развитию музейного дела во всём мире и сохранению культурного наследия.
В первые десятилетия XX века перед музеями стояли не только задачи пополнения коллекций. Не менее важным было дело организации хранения, создания благоприятных условий для музейных предметов, что требовало не только значительных средств, но и привлечения специалистов, обладающих знаниями в области сохранения произведений искусства. В этой области долгое время преобладало практическое знание, основанное на обычном наблюдении хранителей за физическим состоянием коллекций.
50-70-е годы XX века характеризуются в работе как период стремительного развития специальной отрасли знания о сохранении музейных коллекций. Изучение носило эмпирический характер, и часто инициировались самими музейными сотрудниками, которые были обеспокоены проблемой преждевременного старения и разрушения музейных предметов. Поиски решений проблем сохранения коллекций привели к специальным исследованиям среды их нахождения. В первую очередь внимание уделялось световому воздействию и температурно-влажностному режиму хранения.
Ретроспективный анализ основных этапов истории сохранения художественных коллекций позволил проследить, как развивалась и трансформировалась эта область музейной деятельности. На протяжении десятков лет существования художественных собраний приходилось решать широкий спектр задач по их сохранению: от защиты от физического уничтожения в годы войны, до создания благоприятных микроклиматических условий хранения.
Главными факторами, негативно повлиявшим на сохранность музейных коллекций, являлись повреждения и разрушения, связанные с военными и революционными действиями. Недостаток помещений для хранения и отсутствие специальных знаний о приемлемых условиях хранения в музеях также ухудшало состояние их собраний.
Вместе с тем в работе отмечается, что формирование коллекций сопровождалась постоянно растущим интересом к вопросам их сохранения, появлялись и развивались научные исследования в этой области.
В параграфе 1.2 "Формирование музейных служб климатологии и превентивной консервации" были выделены этапы развития музейных и внемузейных служб климатологии и превентивной консервации, что углубляет малоизученные аспекты истории музейного дела, позволяет определить место этих служб в современном музее и спрогнозировать перспективы их развития.
Изучение деятельности международных организаций, работающих в сфере консервации музейных ценностей, позволило автору выделить следующие ведущие направления:
- осуществление исследовательской деятельности в области сохранения исторических и художественных объектов;
- объединение специалистов, проведение регулярных встреч, конференций, обсуждение вопросов консервации, обмен опытом;
- издание специальной литературы, разработка учебных пособий;
- обучение профессионалов, проведение стажировок, семинаров;
- разработка стандартов и технологий консервации объектов материальной культуры.
Было выявлено немало примеров, когда возникновение организаций, занимающихся консервацией исторических и художественных ценностей, становилось естественным следствием деятельности музеев по сохранению своих коллекций. Практически при каждом крупном музее сейчас существуют исследовательские реставрационные центры или лаборатории, которые изучают произведения искусства, их материалы, техники и технологии создания. Полученные данные предоставляют важные сведения для работы реставраторов. Однако существуют отличия в деятельности таких центров в разных странах. Музейные лаборатории в каждом конкретном случае занимаются или изучением произведений искусства и их реставрацией, или уделяют основное внимание превентивной консервации - своего рода экологии произведений искусства Отмечается особый ракурс исследований по превентивной консервации, проводимых в музейных научно-исследовательских центрах США и Канады. Такие исследования являются межотраслевыми и проводятся при участии химиков, хранителей, историков искусства, биологов и реставраторов.
Во второй половине XX века реставрационная наука выделилась в самостоятельное направление не только за рубежом, но и в нашей стране, что было продиктовано возрастающими потребностями общества в сохранении материального художественного наследия. Не последнюю роль в этом процессе сыграл ущерб, который нанесла Вторая Мировая война историческим и художественным памятникам. Именно в послевоенные годы возобновила свою работу Центральная художественно-реставрационная мастерская, созданная ещё в 1918 году И.Э. Грабарём. Деятельность подобных организаций была связана не только с потребностями практической реставрации, но и с необходимостью комплексного исследования материальной основы художественных произведений, разработки реставрационных технологий и материалов. Такие же задачи ставила созданная в 1957 году Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных ценностей (ВЦНИЛКР).
Необходимость научно-исследовательской работы по тематике оптимальных условий хранения произведений искусства, начатой в лаборатории во второй половине 1960-х годов, была продиктована потребностями музейной практики. Сначала эта работа проводилась отдельными сотрудниками, а затем — сектором музейной климатологии отдела научных методов хранения. В 1981 году на базе сектора была создана Лаборатория музейной климатологии. В настоящее время изучение параметров микроклимата музеев проводится в Лаборатории по
двум основным направлениям: температурно-влажностный режим и световой режим.
Деятельность Лаборатории состоит из научных исследований, методической и практической помощи музеям, памятникам архитектуры, реставрационным организациям страны. Основными задачами являются определение и изучение факторов микроклимата (температурно-влажностного и светового режима), влияющих на сохранность музейных коллекций и памятников архитектуры, разработка и внедрение норм, способов, научно-обоснованных методов создания оптимальных условий хранения и защиты музейных экспонатов, состоящих из различных материалов, от разрушающего действия неблагоприятных условий во время хранения и экспонирования. Лаборатория музейной климатологии составляет стандарты в области музейного микроклимата, издаёт специальную литературу, проводит стажировки и обучающие курсы для студентов и сотрудников музеев.
Изучение среды нахождения коллекций, или микроклимата, инициировалось и музейными работниками, которые неизбежно сталкивались с необходимостью замедлить старение и предотвратить разрушение коллекций. В последние годы наличие в музеях России структурных подразделений осуществляющих контроль, изучение и обеспечение условий сохранности коллекций стало уже далеко не редкостью. В процессе работы таких подразделений выявляются основные задачи музейной климатологии. Одна из них включает в себя сбор, обработку, анализ статистической информации о состоянии микроклимата музейных помещений и выработку рекомендаций по его улучшению. Вторая задача — практическая работа по регулированию режима хранения с помощью технических и организационных средств. Эти две составные части образуют единую систему, но также являются и самостоятельными направлениями в работе климатологической службы музея и могут развиваться независимо, используя свои методики и технологии работы сотрудников.
Оценивая опыт работы климатических музейных служб, автор выделяет общую тенденцию: на современном этапе деятельность по созданию благоприятных микроклиматических условий хранения в музеях имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, требует привлечения технических и естественно-научных знаний, и проводится с обязательным использованием электронных измерительных приборов и систем, и информационных технологий. В связи с этим возникает и вопрос о квалификации сотрудников, занимающихся контролем и оптимизацией музейного микроклимата, которые должны обладать широким спектром знаний, владеть навыками работы со сложными измерительными приборами и системами, компьютерными программами, иметь представление о режимах эксплуатации климатообразующих систем зданий (отопления, вентиляции, кондиционирования).
Обзор этапов развития и актуального состояния организаций, занимающихся превентивной консервацией и, в частности, музейных климатологических служб, позволил сделать вывод о том, что контроль и создание благоприятных условий хранения музейных коллекций являются
неотъемлемой и важнейшей частью деятельности современного музея, и нуждаются в разработке теоретической и методологической базы.
Во второй главе "Превентивная консервация в системе междисциплинарного знания" было обосновано применение культурологического подхода к исследованию превентивной консервации музейных коллекций. Понимание музея как одной из подсистем культуры, позволило выделить следующие постулаты для исследования проблем превентивной консервации: рассмотрение её как части музееведения и, в то же время, как системы, имеющей собственную структуру и функциональные связи между её составляющими, а также рассмотрение её в междисциплинарном ракурсе.
В параграфе 2.1 "Микроклиматический аспект превентивной консервации в структуре музееведения" было дано теоретическое обоснование проблем музейной деятельности, связанной с условиями окружающей среды хранения коллекций.
В структуре музееведения исследования, связанные с сохранением коллекций, находят своё место в теории тезаврирования (научно-фондовой работы), которая связана с тремя аспектами музейной деятельности: с исследованием музейных предметов, с учётной деятельностью музея, с охраной музейных предметов.
Ряд вопросов превентивной консервации включает прикладное музееведение, в рамках которого развиваются научные методики и техника музейной работы.
В параграфе были рассмотрены существующие на сегодняшний день определения консервации и превентивной консервации. Была изучена деятельность по превентивной консервации различных организаций, работающих в сфере сохранения культурного наследия.
Было выявлено, что к понятию "превентивная консервация" относится деятельность самых разных музейных подразделений, от службы безопасности и пожарной охраны до отдела, занимающегося выездными музейными выставками. Очевидно, что в этой работе принимают участие музейные сотрудники -профессионалы в разных областях, но ориентированные на специфические музейные задачи. Например, специалисты по системам кондиционирования воздуха должны обладать знанием нормативов хранения музейных коллекций.
Таким образом, превентивная консервация — это не отдельная сфера музейной работы, и её задачи не могут решаться в рамках деятельности одной музейной службы. Очевидно, что должны быть задействованы как хранительские, так и технические музейные подразделения. В современном музее вопросами превентивной консервации занимаются службы учёта, климатологии (режима хранения), биологического контроля, охраны (служба безопасности), пожарной охраны, выставочной работы, капитального ремонта, инженерно-техническое подразделение.
Наряду с термином "превентивная консервация" в музейной практике активно используется понятие "музейная климатология". В словаре основных
понятий одного из учебных пособий музейная климатология трактуется как "определённый режим хранения в музейном фонде. Его целью являются контроль и обеспечение при экспонировании музейных предметов и научно-вспомогательных материалов такой температуры и влажности воздуха, которые бы максимально задерживали их естественное старение"1. На взгляд автора, проблематика изучения музейной климатологии на сегодняшний день более объёмна. Сюда входит световое и вибро-акустическое воздействие на музейные предметы, влияние воздушных потоков, температура и влажность стен музейных зданий, чистота воздуха, биологический режим.
Автор подчеркивает, что понятие "превентивная консервация" несколько шире, чем понятие "музейная климатология", так как выходит за рамки, ограниченные микроклиматическими условиями хранения в музее. Правомерным будет назвать музейную климатологию частью превентивной консервации объектов культурного наследия. На этом основании предложено следующее определение музейной климатологии: музейная климатология - дисциплина, изучающая состояние внутренней среды (микроклимата) музейных помещений, оказывающей воздействие на музейные предметы.
Создание благоприятного микроклимата в музее сводится к следующим задачам: определение характеристик микроклимата и микроклиматических норм хранения; выбор необходимых измерительных приборов и методов замеров; обработка и анализ результатов измерений; оптимизация музейного микроклимата.
Первые три задачи условно относятся автором исследования к "климатологической" деятельности музея, так как она связана в первую очередь с контролем микроклимата. Очевидно, что последняя задача может быть решена только объединёнными усилиями многих музейных подразделений.
Характер климатообразующих факторов показывает, что объект изучения музейной климатологии — физико-химико-биологическая среда нахождения музейного предмета, влияющая на состояние его сохранности. Поэтому главная задача музейной климатологии — замедление процессов естественного старения музейных предметов путём поддержания оптимальной физико-химико-биологической среды их хранения. Эту задачу целесообразно разделить на две части. Первая — контроль микроклимата, вторая - его оптимизация.
Задачу контроля микроклимата автор сводит к следующим подзадачам: измерение параметров микроклимата, обработка данных, сопоставление с нормативами.
Цель оптимизации музейного микроклимата — приведение климатообразующих факторов в соответствие с требуемыми нормами хранения. Достижение этого представляется возможным двумя способами:
- с помощью технических средств (системы кондиционирования воздуха, создание безопасных систем освещения, и т.д.);
1 Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: учеб. пособие для студентов пед. и гуманнт. вузов / Л.М. Шляхтина, С.в. Фокин. - СПб.: СпецЛит, 2000.- 160с.
- с помощью организационных методов (ограничение количества посетителей, выбор оптимальных режимов освещения и проветривания музейных помещений, и т.д.).
Предложена структура музейной климатологии:
1. Климатообразующие факторы, ми1фОклиматические нормы хранения музейных предметов.
2. Контроль микроклимата, измерительные приборы и системы.
3. Обработка данных, базы данных, прикладные компьютерные программы.
4. Оптимизация музейного микроклимата, что требует привлечения технических служб музея и производится с использованием инженерных климатообразующих систем, локального климатического оборудования, организационных мер.
Дальнейшее развитие превентивной консервации музейных коллекций, по мнению автора, неизбежно будет связано с музейным микроклиматом, так как его оптимизация, как было показано, - лучший способ для сохранения исторической и художественной подлинности музейных предметов. Отличительная и важнейшая особенность объектов материального культурного наследия — их вещественная, физическая форма, сохранение которой — залог и основа сохранения аккумулированной в них социально значимой информации, исторической памяти.
В параграфе 2.2 "Музейный режим хранения в контексте методов естественных наук" были рассмотрены механизмы воздействия физических, химических, биологических характеристик окружающей среды на музейные предметы и нормативные рекомендации, существующие на сегодняшний день. При этом подчёркнута необходимость изучения музейного режима хранения с точки зрения естественных наук, с использованием их методов.
Разнообразие микроклиматических характеристик указывает на сложность создания физико-химико-биологической среды хранения в музеях, и первой проблемой здесь является определение оптимальных её параметров. Проведенный в диссертационном исследовании анализ показал, что действующие на сегодняшний день инструкции и методические пособия не дают в полном объёме рекомендации и нормы по всем микроклиматическим характеристикам музейного хранения, что создаёт трудности в деле сохранения музейных коллекций. Современные исследования показывают, что не существует единой комбинации параметров микроклимата, удовлетворяющего требованиям всех объектов, и указывают на необходимость более гибкого подхода к контролю внутренней среды с учётом потребностей не только коллекции, но и самого музейного здания. Этот подход устанавливает также важность контроля надежности и эффективности систем здания, поддерживающих условия внутренней среды.
Логическим выводом исследования структуры музейного микроклимата стало заключение о взаимосвязи всех его характеристик. Естественные и искусственные источники света в музейных помещениях способны вызвать повышение температуры воздуха, что в свою очередь ведёт к понижению
влажности. Температура ограждающих конструкций музейных зданий является причиной возникновения воздушных потоков. Воздушные потоки несут частицы пыли, что становится провоцирующим фактором загрязнения предметов. Воздействие газов-загрязнителей усугубляется при повышенной влажности воздуха. Также при высокой влажности возможно развитие плесени и грибов. Влажный воздух способствует проникновению водяных паров с загрязнителями в структуру материалов живописных полотен при их вибрации.
В свете вышесказанного музейный микроклимат был определён как единая система, физико-химико-биологическая среда, комплекс взаимозависимых факторов.
Многоаспектное рассмотрение музейного микроклимата явилось попыткой комплексного подхода к пониманию музейного микроклимата в условиях современного музея. Не ставя перед собой задачу глубокого изучения той или иной характеристики музейного режима хранения, автор рассмотрел его в естественно-научном ракурсе, как единую область для осмысления, на основе исследования существующих на сегодняшний день представлений о его оптимальном состоянии.
Обзор микроклиматических характеристик и механизмов их воздействия на музейные предметы позволил сделать вывод о приоритетном значении музейного микроклимата в деле превентивного сохранения музейных коллекций. Состав климатообразующих факторов свидетельствует о междисциплинарной основе исследования музейного микроклимата, а также о его зависимости от экологии окружающей среды региона, его климатических условий, от состояния музейного здания и его инженерных систем, от организации хранения коллекций.
Третья глава "Организация деятельности по превентивной консервации музейных коллекций" состоит из двух параграфов. В параграфе 3.1 "Музейный микроклимат как объект контроля" рассмотрены проблемы контроля музейного микроклимата, а также обработки и анализа микроклиматических данных.
Задачу контроля микроклимата автор сводит к следующим подзадачам: измерение параметров микроклимата, обработка данных, сопоставление с нормативами.
Каждый из климатообразующих факторов нуждается не только в измерении, но и в осмыслении, для чего данные должны быть обработаны и проанализированы с точки зрения их соответствия оптимальным параметрам музейной среды. Контроль музейного микроклимата, состоящего из множества характеристик, требует достаточно большой приборно-измерительной базы и специальных знаний. Современные средства измерений — это не только электронные приборы, но и целые измерительные системы с большим набором характеристик и возможностей.
В параграфе рассмотрен необходимый в актуальной деятельности музея набор приборов для мониторинга микроклимата, и даны основные рекомендации по измерению его параметров. Для решения задач музейного хранения незаменимыми являются приборы, непрерывно регистрирующие параметры
микроклимата. Как правило, такие приборы позволяют задавать частоту измерений, максимальное количество которых измеряется тысячами. Данные замеров могут быть представлены в электронном виде или получены распечатанными на бумажном носителе. Преимуществом приборов непрерывного контроля микроклимата является возможность представления данных в графическом виде, что позволяет проследить юменения измеряемых параметров.
Опыт, полученный при использовании проводных и беспроводных измерительных систем, показал, что будущее развитие музейной климатологии должно быть основано именно на непрерывном мониторинге параметров микроклимата в режиме реального времени. Такие системы не только осуществляют мониторинг микроклимата, но и имеет инструменты для его анализа.
Регулярные наблюдения за музейным микроклиматом приводят к накоплению информации и ставят вопрос о её сохранении, обработке и анализе. Обработка результатов измерений характеристик музейного микроклимата производится с использованием компьютерных программ, которые являются неотъемлемой частью измерительных приборов, или создаются специально для решения задач, связанных с анализом музейного микроклимата. Результаты всех измерений музейного микроклимата могут заноситься в единую базу данных, в которой должны быть возможности для их обработки и анализа.
Налаженный микроклиматический контроль в музее, по мнению автора исследования, является залогом эффективной превентивной консервации коллекций, но при этом неизбежно возникает проблема хранения и осмысления информации, особенно в крупных музеях, где помещения исчисляются сотнями и могут иметь разные микроклиматические условия. Характер представления, интерпретации данных о микроклимате музея зависит от поставленной хранителем задачи.
Рассмотренные в параграфе измерительные приборы и системы, методы измерений и приёмы обработки и анализа микроклиматической информации -неотъемлемая часть деятельности по превентивной консервации музейных коллекций. Это та область, на основе которой возможно решение важнейшей задачи превентивной консервации - оптимизации музейного микроклимата. Разнообразие его характеристик, его глобальное влияние на состояние предметов и безусловная важность для сохранения музейных коллекций, позволяет рассматривать деятельность по его оптимизации как основную задачу превентивной консервации.
Параграф 3.2 "Оптимизация музейного микроклимата как основная задача превентивной консервации музейных коллекций" посвящен выявлению и анализу проблем микроклимата, возникающих в процессе хранения музейных ценностей, а также мерам по его оптимизации.
Хранители практически любого музея неизбежно сталкиваются со следующими проблемами: повышенная освещенность и ультрафиолетовое излучение; высокая или низкая влажность воздуха; колебания влажности воздуха; высокая или низкая температура воздуха; колебания температуры
воздуха; воздушные потоки; холодные стены; влажные стены; химическая загрязнённость воздуха.
Решение возникающих проблем хранения, приёмы оптимизации музейного микроклимата имеют в первую очередь профилактический характер, и должны предупреждать возникновение факторов, негативно воздействующих на музейные предметы.
На основании представленного в параграфе материала констатируется, что оптимизация музейного микроклимата заключается в мероприятиях по защите музейных предметов от разрушающих факторов окружающей среды и созданию благоприятной среды хранения с помощью технических средств, приборов, материалов, и пр. Музейный микроклимат, "среду обитания" музейных коллекций, следует рассматривать как сложную систему, складывающуюся из множества физических, химических, биологических, технических и организационных аспектов. Решающее влияние микроклимата на состояние сохранности, а порой и на само существование произведений искусства, позволяет определять совокупность приёмов по его оптимизации как метод превентивной консервации музейных коллекций.
Создание оптимальной среды хранения в музее — самая объёмная и сложная задача превентивной консервации, которая, кроме общеизвестных приёмов, часто требует нестандартных, специфических решений для каждого конкретного музея. Различия в проблемах создания благоприятных микроклиматических условий могут быть связаны с архитектурными особенностями зданий, с используемыми в них инженерными системами, материалами хранимых экспонатов.
Вместе с тем, по мнению автора, можно выделить основные приёмы оптимизации музейного микроклимата, которые являются общими для всех музеев, так как сохранение любого музейного предмета - это сохранение материала, из которого он создан. В качестве итогов параграфа предложена таблица, где приведены микроклиматические характеристики и меры по их поддержанию на оптимальном уровне.
В Заключении изложены итоги выполненного исследования, даны рекомендации по применению его результатов, намечены перспективы дальнейшей разработки темы.
В современном музееведении всё большее значение приобретают профилактические приёмы хранения, которые позволяют сохранить подлинность музейных предметов и тем самым сохранить их духовную ценность, историческую память. Итогом проведённого исследования стала разработка метода превентивной консервации музейных коллекций, который рассматривается автором как аспект музееведческой теории тезаврирования. Метод превентивной консервации заключается в поэтапном решении задач оптимизации музейного микроклимата: определении характеристик микроклимата и микроклиматических норм хранения; выборе необходимых измерительных приборов и методов замеров; обработке и анализе результатов измерений; оптимизации музейного микроклимата.
Применение результатов диссертационного исследования рекомендовано практически для всех хранилищ объектов материального культурного наследия, так как превентивная консервация имеет дело, главным образом, с физической составляющей артефакта.
Дальнейшие исследования в области превентивной консервации могут быть направлены на изучение процессов, связанных с историей хранения музейных коллекций, влиянием физических, химических, биологических и иных факторов на объекты культурного наследия. Область изучения среды хранения может быть расширена за счёт выявления новых агентов, оказывающих воздействие на состояние сохранности артефактов. Таким образом, в современных условиях изучение проблем сохранения культурного наследия требует междисциплинарной основы, при этом культурологический подход к их решению является доминирующим, так как выявляет аксиологическую значимость таких исследований, заключающуюся в необходимости сохранения формы для сохранения ценностного, духовного содержания.
Приложения включают таблицы микроклиматических характеристик, примеры ведения микроклиматических баз данных, представления измеряемых характеристик программным обеспечением приборов, иллюстрируют нарушения микроклиматического режима хранения. Также в приложениях представлены фотографии измерительных приборов, фотографии и рисунки, иллюстрирующие меры по оптимизации музейного микроклимата.
Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:
1. Оганесова Ю.Ю. Превентивная консервация музейных коллекций и её роль в сохранении объектов культурного наследия / Ю.Ю. Оганесова // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. - № 131. - С. 363368.
2. Оганесова Ю.Ю. Культурологические основания деятельности по сохранению музейных коллекций / Ю.Ю. Оганесова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 8. Ч. 1. - С.151-153.
3. Оганесова Ю.Ю. Современные аспекты сохранения культурных ценностей в музеях / Ю.Ю. Оганесова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 9. 4.2. — С. 118-121.
Прочие публикации:
4. Оганесова Ю.Ю. Особенности проветривания музейных помещений в зависимости от влагосодержания наружного воздуха / Ю.Ю. Оганесова // Проблемы хранения и реставрации в художественном музее: науч.-практич. семинар. - СПб.: ГРМ, 2002. - С.97-109.
5. Оганесова Ю.Ю. Накопление освещенности экспонатами в залах экспозиции древнерусского искусства ГРМ / Ю.Ю. Оганесова // Проблемы
хранения и реставрации в художественном музее: науч.-практич. семинар. - СПб.: ГРМ, 2003.-С. 108-112.
6. Корж Е.К., Оганесова Ю.Ю. Воздушные потоки в музее, как важный фактор, влияющий на сохранность экспонатов / Е.К. Корж, Ю.Ю. Оганесова // Проблемы хранения и реставрации в художественном музее: науч.-практич. семинар. - СПб.: ГРМ, 2006. - С. 106-116.
7. Оганесова Ю.Ю. Режим проветривания музейных помещений в зависимости от суточного хода влагосодержания наружного воздуха Ю.Ю. Оганесова // Исследования в консервации культурного наследия: международная науч.-метод, конф. - М.: ГосНИИР, 2007. -С.211-216.
8. Корж Е.К., Оганесова Ю.Ю. Результаты мониторинга температуры наружных стен Михайловского дворца инфракрасным термометром Тезк)-845 / Е.К. Корж, Ю.Ю. Оганесова // Зберггання юторико-культурно1 спадщини. Наука та практика: VII междунар. науч.-практ. конф. - Киев, Национальный научно-исследовательскийреставрационный центр Украины, 2009. — С. 141-146.
9. Оганесова Ю.Ю. Организация микроклиматического контроля в музее / Ю.Ю. Оганесова // Музейная климатология — основа сохранения объектов культурного наследия: науч.-практич. конф. - В. Новгород: Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, 2011. - С.71-85.
Подписано в печать 12.11.2013г. Формат 60x84/16 У.п.л. 1,37 Уч.-изд.л 1,37 . Тир. ЮОэкз. Отпечатано в типографии ООО «Турусел» 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова д.38. toroussel@mail.ru Зак. № 13503 от 12.11.2013г.
Текст диссертации на тему "Превентивная консервация как метод сохранения музейных коллекций"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
На правах рукописи
04201452796
Оганесова Юлия Юрьевна
ПРЕВЕНТИВНАЯ КОНСЕРВАЦИЯ КАК МЕТОД СОХРАНЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ
КОЛЛЕКЦИЙ
24.00.03 Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата культурологии
Научный руководитель Мастеница Елена Николаевна, кандидат исторических наук, доцент
Санкт-Петербург 2013
Оглавление
Введение...........................................................................................................................4
Глава 1. Становление и развитие деятельности по сохранению музейных коллекций.......................................................................................................................18
1.1 Ретроспективный анализ организации хранения музейных коллекций........18
1.2 Формирование музейных служб климатологии и превентивной консервации ......................................................................................................................................55
Глава 2. Превентивная консервация в системе междисциплинарного знания.......78
2.1 Микроклиматический аспект превентивной консервации в структуре
музееведения..............................................................................................................81
2.2. Музейный режим хранения в контексте методов естественных наук........101
Глава 3. Организация деятельности по превентивной консервации музейных коллекций.....................................................................................................................121
3.1 Музейный микроклимат как объект контроля................................................121
3.2 Оптимизация музейного микроклимата как основная задача превентивной консервации музейных коллекций.........................................................................143
Заключение..................................................................................................................180
Список сокращений....................................................................................................184
Список литературы.....................................................................................................186
Приложения.................................................................................................................208
Приложение А. Здания Государственного Русского музея.................................208
Приложение Б. Нормы световых характеристик для музейных помещений.... 209
Приложение В. Нормы температурно-влажностного режима для музейных помещений................................................................................................................210
Приложение Г. Нормальная влажность некоторых строительных материалов 211 Приложение Д. Предельно допустимая концентрация вредных примесей в воздухе......................................................................................................................212
Приложение Е. Минимальное количество участков измерения параметров
микроклимата...........................................................................................................213
Приложение Ж. Приборы для контроля микроклимата......................................214
Приложение И. Пример записи температуры и влажности воздуха логгером
Testo 175-Н1.............................................................................................................215
Приложение К. Система радиоконтроля Hanwell. Микроклиматические данные
в табличном и графическом виде...........................................................................216
Приложение JI. Система радиоконтроля Hanwell. Графики изменения
температуры, влажности и световых характеристик...........................................217
Приложение М. Система радиоконтроля Han well. Примеры обработки данных ....................................................................................................................................218
Приложение Н. Система радиоконтроля Hanwell. Размещение датчиков на плане помещений................................................................................................................219
Приложение П. База данных «Климат+», введение и обработка данных по температуре и влажности воздуха.........................................................................220
Приложение Р. База данных «Климат+», введение и обработка данных по освещённости...........................................................................................................221
Приложение С. База данных «Климат+», данные о погоде................................222
Приложение Т. База данных «Климат+», сводки по музейному микроклимату
для пользователей....................................................................................................223
Приложение У. Пример среднемесячной микроклиматической сводки для пользователя «Отдел древнерусского искусства», созданной в базе данных
«Климат+»................................................................................................................224
Приложение Ф. Ведение базы данных по музейному микроклимату в Microsoft
Office Excel...............................................................................................................225
Приложение X. График изменения освещённости, построенный в Microsoft
Office Excel...............................................................................................................226
Приложение Ц. Данные по освещённости музейных залов................................227
Приложение Ш. Влияние облачности на температуру воздуха в зале с верхним остеклением..............................................................................................................228
Приложение Щ. Виды осветительных приборов для освещения музейных залов ....................................................................................................................................229
Приложение Э. Зависимость влажности воздуха в музейном помещении от влажности наружного воздуха 230
Приложение Ю. Понижение влажности воздуха в музейных помещениях......231
Приложение Я. Повышение влажности воздуха в музейных помещениях.......232
Приложение D. Повышение температуры воздуха в музейных помещениях ..233
Приложение F. Определение режима проветривания музейного помещения.. 234
Приложение G. Повышение относительной влажности воздуха при понижении
температуры.............................................................................................................235
Приложение J. Влажностный режим при размещении экспонатов на наружных стенах........................................................................................................................236
Приложение L. Определение условий для появления конденсата на наружных
стенах........................................................................................................................237
Приложение N. Контроль конвективного воздушного потока от радиатора
отопления..................................................................................................................238
Приложение Q. Защита музейных помещений от загрязнения воздуха при
проветривании..........................................................................................................239
Приложение R. Материалы опасные и безопасные для музейного хранения... 240
Введение
Деятельность современных социокультурных институтов - музеев, библиотек, архивов направлена не только на собирание и изучение памятников, но и на продление их существования как материальных объектов. Значимость этой области определяется тем, что именно физическое существование объектов материальной культуры даёт возможность для их изучения и осмысления как духовного опыта предшествующих поколений. Наследуя культурное достояние, современное общество также принимает и ответственность за его сбережение.
Сохранение культурного и исторического наследия - важнейшая задача, стоящая перед мировым сообществом. Во всём мире отмечается значительный рост посещений музеев и организаций передвижных выставок. Огромный пласт объектов культуры хранящихся в музеях в связи с этим подвергается дополнительным нагрузкам, и в этих условиях вопросы их сохранения становятся особенно актуальными.
Ухудшение экологической обстановки, превращающееся в одну из глобальных проблем современности, также оказывает влияние и на объекты материального культурного наследия, которые нуждаются в защите от негативного воздействия окружающей среды. Определяя экологию культуры, Д.С. Лихачёв отмечал, что необходимость сохранения культурной среды не менее значима, чем охрана природы. Использование экологических знаний должно стать важнейшим направлением в музейной сфере, способом противостояния экологическим рискам, вызываемым урбанизацией и техногенными факторами [74], [82].
Нельзя не отметить, что музейные коллекции с каждым годом становятся старше, и разрушаются в результате процессов естественного старения. Замедление этих процессов а, следовательно, и развитие знания в этой области имеет приоритетное значение для любого музея, независимо от его профиля и местонахождения.
Особую значимость среда нахождения музейных коллекций имеет именно для нашей страны, поскольку на обширном пространстве России климатические условия очень разнообразны - от влажного субтропического климата на Чёрном море, до муссонного на Дальнем Востоке. При этом значительная часть отечественных музеев находятся в условиях сурового климата. Воздушный режим хранения музейных коллекций в связи с этим далёк от идеального и требует изучения и оптимизации.
К настоящему времени накоплен значительный эмпирический опыт в области сохранения музейных коллекций, который требует систематизации и теоретического обоснования.
Важность условий среды для сохранения движимых культурных ценностей отражена в рекомендациях ЮНЕСКО. «Культурные ценности подвергаются опасности повреждения в результате плохих условий хранения, экспонирования, перевозки и окружающей среды (неправильное освещение, несоответствующие температура и влажность, атмосферное загрязнение), которые со временем могут иметь более тяжкие последствия, чем случайные повреждения или вандализм. Поэтому следует поддерживать соответствующие условия среды в целях обеспечения физической сохранности культурных ценностей» [59, с. 150]. Государствам - членам ЮНЕСКО рекомендуются меры по предотвращению рисков для музеев и подобных им учреждений: «... обеспечивать всем движимым культурным ценностям условия и формы хранения, экспонирования и перевозки, помещая их вне пределов действия факторов, способных нанести им ущерб или привести к их разрушению, в частности таких, как высокая температура, свет, влажность, загрязнение, различные химические и биологические факторы, вибрации и удары...» [Там же, с. 151].
Таким образом, приобретает актуальность профилактическая консервация музейных ценностей, так как именно её приёмы позволяют как можно дольше сохранить предмет в его первоначальном виде и свести к минимуму вмешательство реставратора. Создание благоприятных условий хранения не
предполагает активных воздействий на объект, что важно для сохранения его исторической и художественной подлинности.
История музейного дела, получившая отражение в фундаментальном труде В.П. Грицкевича [35], [36], позволила автору выделить исторический аспект рассмотрения деятельности по хранению памятников истории и культуры в музее.
Теоретические и практические проблемы музееведения подробно исследованы Т.П. Калугиной [52], Е.Н. Мастеницей [80], [85], Л.М. Шляхтиной [149], В.М. Грусманом [37], Т.Ю. Юреневой [154], К.Хадсоном [143]. Анализ их трудов способствовал пониманию значения музея как феномена культуры, определению его социокультурных функций.
Развитие музееведения как научной дисциплины не обходит своим вниманием и проблемы «среды обитания» музейных экспонатов. Теория тезаврирования направлена на изучение вопросов, связанных с задачей охраны музейных предметов путём создания определённого режима хранения -температурно-влажностного, светового, биологического и т.д. Однако в трудах по музееведению проблема сохранения связана, главным образом, с формированием и изучением коллекций, а не с проблемой сохранения физической формы музейных предметов.
Обзор диссертационных работ последних лет, посвящённых проблемам сохранения культурного наследия, выявил отсутствие исследований, связанных с созданием среды хранения, препятствующей старению и разрушению объектов материального культурного наследия [29], [89], [123], [144].
Значимость музейной деятельности по сохранению коллекций трудно переоценить, следовательно, возрастает не только практическое значение, но и научная актуальность разработки проблем музейного микроклимата. В последние годы отмечается рост заинтересованности музейных сотрудников в знаниях, связанных с микроклиматическими условиями хранения музейных коллекций.
Между тем, несмотря на большой интерес к превентивной консервации, ощущается недостаток обобщающих исследований. Как правило, в современной литературе уделяется внимание её отдельным аспектам.
В историографии истории музейного дела проблемы сохранения музейных коллекций отражены недостаточно. Исследования возникновения и развития хранительской музейной деятельности специально не проводились.
Очевидно, что проблема сохранения музейных предметов возникла одновременно с появлением музеев. Опыт музейного хранения неизбежно должен был привести к исследованиям, связанным с необходимостью замедлить процессы старения музейных предметов. Однако формирование общественных представлений, которые привели к сознательному сохранению предметов как культурных ценностей, началось сравнительно недавно.
Сведения об условиях и режимах хранения музейных коллекций в XIX-XX веках были получены на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов П.К. Балтуна, Д.Я. Безруковой, К.П. Белавской, В.В. Алексеевой, Н.В. Геташвили, К. Гюнцбурга, Н.В. Исакова, М. Коршуновой, М.И. Щербачёвой, Д. Мюррея (D. Murray), С. Уайтхеда (С. Whitehead) и др.
Архивные материалы ГРМ послужили источником сведений об условиях содержания коллекций в первые годы существования музея, а также о режиме хранения в военное время.
Редкие примеры обращения к проблеме защиты музейных предметов от влажности и от насекомых можно обнаружить ещё в XVIII веке [208], однако первые работы, посвящённые режиму музейного хранения, начали появляться только в 1920-1930-е годы XX века. Источник исследований подобного рода находился в реставрационной деятельности [34], [70]. Вопросы вентиляции, отопления, освещения музейных помещений исследовал A.A. Мансуров [75], [77], [78]. Одним из первых сотрудников отечественных музеев, изучавших проблемы температурно-влажностного режима хранения музейных предметов, был М.В. Фармаковский [138].
Отдельную группу источников составляют инструктивные материалы, изучение которых позволило проследить становление музейной хранительской деятельности и формирование нормативных рекомендаций по режиму хранения ит»ттттртгттт/гм п 1 QR'i тто 1 QR4 гг»п Г81 Г01 ГШТ Г111 Г191
„„,„....^.1., ~ ' *w i ^ ^ i 1 "лл L J? L^J' L J 5 L * J5 L J*
1960-е - 1970-е годы - наиболее плодотворный период в разработке проблем, связанных с изучением микроклиматических условий хранения музейных и библиотечных фондов. Научно-исследовательская работа по изучению оптимальных условий хранения со второй половины 1960-х гг. ведётся во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации (ВНИИР) . В лаборатории климата музеев и памятников архитектуры разрабатываются нормы, способы, научно-обоснованные методы создания оптимальных условий хранения и защиты музейных экспонатов, состоящих из различных материалов от разрушающего действия неблагоприятных условий во время хранения и экспонирования. Результатом этой работы стало написание статей, издание практических пособий, методических рекомендаций, стандартов по световому и воздушному режиму музейных коллекций сотрудниками лаборатории P.A. Девиной, С.Ю. Зайчиковой, И.В. Илларионовой, В.А. Бойко и др. [39], [40], [41], [95], [129], [134]. Также появляется много исследований зарубежных учёных, использующих данные естественных наук и современные технические достижения, посвящённые кондиционированию воздуха, освещению музейных помещений, упаковке музейных предметов [182], [187], [196], [200].
В 1967 году Интернациональным институтом консервации исторических и культурных объектов была организована конференция по музейной климатологии в Лондоне, где обсуждались вопросы воздействия влажности воздуха, света, загрязнителей воздуха на музейные предметы [181].
Важное значение для теоретического осмысления проблем консервации имели работы главного хранителя Государственного Русского музея Е.К. Кроллау, посвящённые вопросам влияния света и температурно-влажностного режима на музейные экспонаты [66], [67], [68].
В отечественной музейной практике в решении проблем хранения участвовали уже не только работники музеев, но и специалисты технического
* n.ü____Г"4__ТШТ1Г»
^сичск; 1 ucnymr.
профиля. В частности, в 1969 году рекомендации по искусственному освещению музеев даёт специалист по светотехнике Г.М. Кнорринг [56].
В 1970-1980-х гг. в крупнейших российских музеях появляются отдельные сотрудники, которые занимаются вопросами музейной климатологии. И, как результат нового понимания существующей проблемы, их исследования приводят к созданию секторов, лабораторий, отделов музейной климатологии. Примером здесь могут служить такие крупные музеи, как Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей.
Результаты наблюдений и исследований структуры масляной и темперной живописи, предметов прикладного искусства привели к определению факторов, влияющих на их сохранность, что нашло отражение в литературе, изданной в те годы. Один из главных вопросов, к которым настойчиво обращаются исследователи - состояние музейных зданий, их инженерных коммуникаций, с которыми тесно связаны условия хран