автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов XX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сорокина, Вера Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.стр.
ГЛАВА I Развитие психологического анализа в литературе Великобритании XIX - начала XX века.стр.
ГЛАВА П Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов
XX века.стр.
ГЛАВА Ш Своеобразие психологического анализа в творчестве Грэма Грина и Джона Фаулза.стр.
Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Сорокина, Вера Владимировна
Настоящая работа посвящена изучению новых форм психологического анализа в литературе Великобритании последних десятилетий на материале тех произведений современных английских прозаиков, которые представляются наиболее убедительными и показательными с точки зрения использования ими современных приемов отражения психологии человека.
Психологический анализ ~ то есть специфическое художественное внимание к самому психическому процессу как предмету изображения -неразрывно связан, с одной стороны, с совершенствованием и расширением изобразительных средств литературы и, с другой стороны, с изменяющимся характером социально-политической жизни современного мира, /
По мере все более глубокого проникновения человеческой мысли (в частности, мысли психологов и физиологов) в психологию человека, анализ внутреннего мира людей в художественной литературе начал приобретать все новые качества и вылился в создание новых форм раскрытия человеческих переживаний, душевных движений и реакций.
В углублении художественного психологизма значительное место занимает роман, который уже в эпоху Просвещения был достаточно влиятельной силой в литературном процессе. Постепенно он начал вытеснять античную трагедию и средневековый эпос благодаря тщательной разработке художественных образов, потребность в которой все более возрастала.
Формы проявления психологического анализа в произведении чаще всего зависят от сознательной установки писателя, от характера его дарования, уровня общественного развития и понятия о психике человека. Не последнюю роль играет выбор жанра. Психологический анализ воплощается с различной полнотой и интенсивностью и в поэмах, и в драмах, и в эпосе, и в лирике, но роман является той жанровой формой, в которой он реализуется наиболее полно, всесторонне охватывая человеческую личность в ее сложной обусловленности явлениями действительности. В этой связи можно привести известное ленинское высказывание о том, что "в романе .весь гвоздь в индивидуальной обстановке, анализе характеров и психике данных типов".* Эти слова относятся в равной мере и к рассказу, и к художественному очерку,получившим распространение в литературе XX века.
Интерес к роману, проявляющийся повсеместно в литературе XIX века, в 60-70-х годах возрастает в творчестве современных английских писателей, справедливо признающих за этим жанром наибольшую способность отражения внутреннего мира человека во всех его устойчивых и неустойчивых связях жизненных влияний.
Проза Великобритании этого периода обнаруживает ряд черт, позволяющих говорить о переменах в формах раскрытия внутреннего мира изображаемых людей. Психологизм прозы второй половины XX века отличается от психологизма начала века, не говоря уже о классической литературе XIX века. Правда, в ряде случаев современные писатели опираются на опыт своих литературных предшественников, как викто-рианцев, так и модернистов. Намечается тенденция к развитию классических приемов психологического анализа и созданию новых, основанных на более глубоком раскрытии внутреннего мира героев.
В литературоведческих исследованиях, так или иначе касающихся изображения человека в современной литературе, вопросы психологического анализа рассматриваются лишь попутно. Пока нет специальных работ, которые ставили бы своей целью проследить развитие принципов психологизма в литературе. Выявлены далеко не все существующие
1 Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.49,с.57.
- 5 формы и средства психологического анализа.
Наиболее полно проблема психологизма в литературе освещена советским литературоведением в ряде работ по русской литературе XIX и XX веков.2
В большинстве этих исследований изложены теоретические обобщения, представляющие интерес не только для изучения истории русской классической литературы и советской литературы, но и для выявления закономерностей развития психологической прозы в мировой литературе. В то же время в работах советских литературоведов заметна тенденция к изучению психологии художественного творчества, влияния личности писателя на создаваемые им образы.
Современная англо-американская критика, представленная такими исследователями, как У.Аллен, А.Кеттл, Ф.Карл, А.Коллинз, М.Брэдбери, прежде всего заинтересована вопросом зарождения явления психологического анализа в литературе. Мнения во многом расходятся.
Известная работа Арнольда Кеттла "Введение в историю англий-. я ского романа в основном посвящена разработке понятий формы и метода в английском романе и почти не затрагивает одной из интересных его граней - изображения внутреннего мира героев. Автор монографии отрицает у писателей эпохи Просвещения и даже века королевы Виктории способность к более или менее глубокому описанию психологии героев. См. следующие работы: Бочаров^ С.Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе. В кн.: Социалистический реализм и классическое наследие. М.,1960; Проблема психологизма в советской литературе. Л.:Наука,1970; Советская литература и мировой литературный процесс. Изображение человека. М.,1972; Ком-панеец В. Художественный психологизм в советской литературе (20-е годы). М.: Наука,1980.
3 A.Kettle. An Introduction to the English Hovel. N.J)Y. Harper, 1960. v.1 Defoe - Eliot; v. Henry James - the present.
Правда, Кеттл полагает, что только в конце XIX века Г.Джеймс попытался заглянуть в сознание человека. "Г.Джеймс ставит своей задачей изучение самыми тонкими методами самых сокровенных глубин изощренного сознания"^.
Другую точку зрения выдвигает У.Аллен. Подробное исследование английской литературы от времени Чосера до современности позволило литературоведу сформулировать оригинальный взгляд на этот вопрос. Критик считает, что какие-то зародыши психологического исследования можно проследить с самых первых образцов мировой литературы, но более или менее осознанно к этому вопросу подошел впервые Лоренс Стерн: "Стерн обладал философским и психологическим представлением о работе человеческого мозга"^, - писал У.Аллен. При этом он добавлял, что немаловажную роль в этом сыграла теория ассоциативной психологии Локка, которая в то время была достаточно популярной. с
В другой книге "Традиция и мечта" Аллен более подробно останавливается на творчестве Стерна. У автора не вызывает сомнения мысль о том, что техника "потока сознания" непосредственно связана с психологическими открытиями XX века, но он выдвигает предположение, что приемы изображения психологии героев в романе "Жизнь и мнения Тристрама Шенди" зависят от техники, близкой к "потоку сознания"'.
Психологизм Стерна стоит особняком в контексте литературы ХУШ века. Новый принцип рассмотрения человека сложился в середине
4 A.Kettle, р.224.
5 W.Allen. The English Novel. Reprint. Penguin Books,1979,p.78.
6 W.ALLen. Tradition & Dream. London, Phoenix House,1964
7 W.Allen. Tradition & Dream, p.33.
XIX века и оказался решающим для реалистического и психологического метода в литературе. Этот метод, считает У.Аллен, не предписыо вает норму жизненным процессам, а изучает их результат.0
Книга У.Аллена "Английский роман" дает достаточное представление о взглядах автора на методы психологического исследования. Признавая талант У.Теккерея, критик упрекает его в одностороннем подходе к психологическому анализу. В его романах, по мнению исследователя, герои или плохи, или хороши. Такая оценка кажется Аллену упрощенной.
По мнению автора монографии, в творчестве Э.Троллопа с большей очевидностью проявляется интерес к внутреннему миру персонажей. Аллен отмечает, что писатель стремился изобразить в своих романах "психически ненормальные явления", т.к. без них картина общественной жизни была бы представлена не полностью. "Они (эти явления - B.C.) открывают нам сущность другой стороны жизни общества".9
В книге "Английский роман XIX века" Ф.Карл, касаясь истоков классического романа, сетует на отсутствие желаемого эффекта психологизма у Дефо. "Автор "Робинзона Крузо" много внимания уделяет своему герою, а человеческая психология не передана, хотя, казалось бы, тема и сюжет к этому располагали".
Следующий удар Ф.Карл наносит Фильдингу, "занятому исключительно сюжетом, но не характерами, не давая героям возможности задуматься над мотивами своих поступков".
8 W.Allen. Tradition & Dream, p.49.
9 W. Allen. The English Hovel, p.206.
10 P.Karl.The Age of Fiction: The Nineteenth Century British Hovel. — H.-Y. Hoonday Press. 1965. p.15.
11 P.Karl, p.21.
Монография Карла построена довольно логично. Автор рассматривает эволюцию романного творчества с точки зрения развития сюжетов и характеров. Вершиной литературного процесса ХУШ века Карл считр тает Джейн Остен. Мастерство психологического анализа писательницы, считает Карл, достигло небывалого совершенства, благодаря талантливому проникновению во внутренний мир не отдельной личности, а целой семьи, замкнутой социальной единицы.
Творчество Ддордж Элиот натолкнуло Фредерика Карла на мысль о том, что психологический рисунок может отличаться не только степенью выразительности, но и претерпевать качественные изменения.Все ) великие предшественники Джордж Элиот упрощали психологию людей,прак- ' тически всех героев можно было свести к определенным типам. "Идеа-1v„ лизация, подчеркнутое выделение той или иной черты характера приводило к созданию стереотипов. Предельная точность передачи переживания, лишенного присутствия авторского воображения является основой то глубокого психологизма вообще, и Джордж Элиот в частности".
Как видно, английское литературоведение, анализируя определенные этапы в развитии истории литературы Великобритании, пристально следит за изображением внутреннего мира героев произведений классической литературы. Исследования ученых дают достаточно точное представление об общем методе психологизма в литературе и о причинах возникновения этого явления в художественной прозе ХУШ-Х1Х веков в Великобритании.
По мнению Карла, Остен принадлежит ХУШ веку в том смысле,что описываемая у нее жизнь - это жизнь общества, сложившегося в результате английской революции ХУЛ века.
13 F.Karl, р.260.
Двадцатый век, начавшийся с огромных перемен в литературе, повлек за собой и разногласия в критике. Одни исследователи почувствовали изменения и в художественном методе, и в способах изображения внутреннего мира героев, но мало кто оказался способным дать адекватную оценку новому явлению.
В начале 60-х годов нашего века вышла книга Леона Эделя "Современный психологический роман". В ней была осуществлена попытка проанализировать особенности изображения человеческого характера в литературе начала XX века в отличие от классических образцов XIX века. В предисловии автор пишет: "Если в реализме XIX века обнаруживалась тенденция к воссозданию особенностей внешнего мира, то литература XX века начала свое существование
14 с поисков новых приемов отражения жизни индивидуума" .
За последние десятилетия в английской литературе произошли заметные изменения, послужившие поводом для новых концептуальных оценок в литературной критике. Наиболее существенным явлением в истории современного художественного творчества является переориентация многих писателей Запада на развитие реалистической традиции, унаследованной от классических образцов XIX века. На развитие современных методов психологического анализа тс указывает М.Брэдбери в книге "Роман сегодня" , все возрастающее влияние имеет наследие прошлого. "Благодаря влиянию традиции, многие авторы обратились к сложностям и противоречиям творческого сознания, изменению угла зрения, языковой переориентации,
L. Edel. The Modern Psychological Novel. London, N.-Y., Grosset & Dunlap. 1964, 210p.,p.vi. тс:
The Hovel Now. Ed. by M.Bradbury & V/.Palmer, Glasgow,Fontana Press, 1978,256р. а не к символическому и мистическому освоению действительности. Они пошли по пути более углубленного проникновения в поток инди- ■ видуального и коллективного сознания. В их задачи также стало входить исследование наименее значительных и наименее ярких проявлений материального мира со всей его расчлененностью и беспо-Tfi рядочностью". Все эти изменения,по мнению критика, опосредованы также развитием современной философии и психологии, формирующих убеждения и взгляды писателей. Признание того, что новый психологический анализ ориентируется на развитие науки о подсознании, принципиально важно для исследования новых методов отражения внутреннего мира современного человека в образах литературных произведений.
Появление нового подхода к исследованию внутреннего мира героев художественных произведений в той или иной мере констатируется специалистами по современной литературе как в нашей стране, так и за рубежом. Тем не менее изучение этого явления в историко-литературном аспекте затруднено из-за отсутствия четких критериев оценки своеобразия психологического анализа на различных этапах развития литературы.
Современный подход к исследованию внутреннего мира человека обязан своим появлением не только характеру одаренности писателя и не столько глубокому освоению ими наследия художников прошлого. Немаловажную роль в этом сыграли достижения современной науки, еще каких-нибудь двадцать лет назад недоступные пониманию среднего человека, а теперь проникшие во все сферы человеческой деятельности.
16 The Novel How. р9.
- II
На это указывают многие литературоведы - У.Аллен,А.Коллинз, М.Брэдбери - утверждающие, что существенную роль в изменении
Т7 психологического анализа сыграл переворот в науке о человеке.
Использование современными писателями новых приемов психологического анализа усилило способность их проникновения в суть происходящих явлений".18
Близкие по содержанию мысли высказывались и в советском литературоведении. Многообразное изучение социальной психологии должно было привести к большей ясности в понимании природы сознания и законов развития психики, что дает возможность более широкого применения психологического анализа для освоения действительности. надо подчеркнуть, что все те многообразные и все более сложные исследования мозга, которые велись за последние десятилетия, совпавшие с научно-технической революцией, привели к значительно большей (чем в дни М.Пруста, В.Вульф, Дж.Джойеа, Ф.Кафки) ясности в понимании сознания и более совершенным приемам их фиксации. Это не могло не отразиться на том, какими путями пошли художники наших дней, в особенности те художники, которые сосредотачивали внимание преимущественно на глубинном раскрытии душев
•• 19 ного мира человека .
Развитие психологии, приходящееся на последнюю треть XIX века, периода окончательного оформления учения о человеческом Имеется в виду идущее в послевоенные годы невиданными темпами исследование человеческой психики.
18 A.S.Collins. English Literature of the XX Century. L., Univ. Press. 1954, p.132.
19В.В.Ивашева. На пороге XXI века. M.,1979, с.277. сознании в самостоятельную отрасль науки, внесло определенную ясность в недостаточно разработанные ранее области знаний о человеке. В конце XIX века наметились первые открытия в области подсознания, предвосхитившие развитие психологической науки в XX веке: в 1890 году вышла книга Уильяма Джеймса "Принципы психологии", в которой впервые исследуется понятие "потока сознания".^
Современная научная эпоха придала психологическому исследованию особое значение. Успехи в изучении законов работы мозга не могли не наложить отпечаток на подход к вопросам психологии, особенно на определение границ сознания и бессознательного. Благодаря этому для художника, стремящегося к более правдивому отражению душевной жизни человека, стало понятным, что категория сознания охватывает далеко не все психические явления, проявляющиеся за пределами сознания, но находящиеся в прямой зависимости от него.
Бессознательное не отделено от сознания какой-то непроходимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто свое продолжение в сознании, и, наоборот, многое сознательное вытесняется наш в бессознательную сферу. Существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся, живая динамическая связь между обеими сферами нашего сознания".^
В первые десятилетия XX века влияние бессознательного фактора в психологии капиталистических стран было достаточно велико. Многие ученые видели в поступках и мотивах человека лишь проявление "бессознательного", что в определенной мере затрудняло изу
V/. James. Principles of Psychology. In 2 vols. L., Macmillan, 1881, v.1-xii-689p.;v.2-vi-704p.
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965,с.94. чение как самого явления, так и сознательных процессов человеческой психики.
Эта сторона буржуазной психологии подвергалась критике В.И.Ленина: "Но если трудно преувеличить объем, занимаемый бессознательным в нашей организации, то и не следовало бы, как это очень часто делала некая прагматическая психология, преувеличи
99 вать качественное значение этого бессознательного".
Господствовавший в XIX веке позитивизм определил развитие науки, составив философскую основу двух крупнейших направлений , нашего века - гештальт-психологии и бихевиоризма.
Выдвигая поведение человека, его навыки к выполнению тех или иных функций как центральную категорию исследования, бихевио-ристы стремились представить картину человеческой психики на основе лишь внешних проявлений без учета индивидуального опыта, скрытых переживаний.
По-видимому.навык в качестве невидимого условия нервной системы существует реально как в том случае, когда он не опосредует действие, так и тогда, когда привычное действие проявляется".
В последнее время проблема отношения сознательного и бессознательного мышления и деятельности выдвигаются на первый план в западной психологии. Согласно теории Бартлетта, мышление вырастает на основе практических действий и может рассматриваться как система навыков и умений высшего уровня, на которую распро
99 Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29, с.507. 23
С.Н.Hull. Principles of Behavior. U.-Y.,London.1943.p.21. Цит. по книге: Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. М.:Наука,1966,с.141. страняются все основные характеристики моторных умений.^
Исследования школы бихевиоризма наложили отпечаток на представление о психике человека и тем самым повлияли на подход некоторых писателей Запада к изображению внутреннего мира человека.
Новое направление в искусстве психологического анализа внутреннего мира человека отличает стремление использовать в художественном творчестве научный подход к вопросу сознания и бессознательного психического.
Одними писателями это новое направление до конца еще не осознано и не осмыслено, другие, напротив, идя в ногу с научной мыслью второй половины нашего века, начинают по-новому осознавать свой творческий процесс. Современный этап развития психологии потребовал поэтому дальнейшего углубления теоретического анализа сущности бессознательно-психических процессов. По-настоящему серьезно это было сделано в нашей стране в работах Ф.В.Бас-сина и А.Е.Шерозия.
25
В монографии Бассина "Проблемы бессознательного" показаны реальность бессознательно-психических явлений и актуальность дальнейшего изучения проблемы скрытых от сознания состояний, оказывающих существенное влияние на проявление субъективных переживаний и действий личности.
Те же вопросы развернуты и более детально разработаны в книге Шерозия "К проблеме сознания и бессознательного психического".
См.работы: Programme for Experiments of Thinking. An experimental & social study. L., 1958. На необходимость факторного анализа процессов мышления указывал Лд.Гилфорд, (J.P.Guilford. Fundaments of Psychology: the psychology of thinking.)
Бассин В.Ф.Проблемы бессознательного.M.:Медицина,1968,467 с.
Автор подчеркивает то обстоятельство, что "бессознательное" - это социальный термин, родившийся как понятие, выражающее негацию сознания и в определенных отношениях всегда имеющее в науке противоположный понятию сознания смысл. Под этим термином может
ОС подразумеваться вся сфера бессознательного психического.
Разработка вопроса о связи активности бессознательного с искусством, с художественным восприятием и художественным творчеством породила многочисленную исследовательскую литературу. Этому способствовал тот факт, что изучение данной проблемы велось одновременно с позиций разных школ и направлений. В анализе оказались заинтересованы не только психологи, но и психоаналитики, искусствоведы, историки культуры, лингвисты, литературоведы. Можно сказать, что именно психология искусства оказалась той областью знания, которая вопреки неразработанности идеи бессознательного на протяжении десятилетий стремилась к тщательному ана-27 лизу явления.
Для современного уровня развития психологии уже ни для кого не новость мысль о том, что психическая деятельность человека находится в непрерывной связи с подсознанием. Переход к исследованию этой взаимосвязи потребовал радикальной перестройки как методологических приемов психологического анализа, так и пересмотра отдельных психологических категорий.
Шерозия А.Е. К проблеме сознания и бессознательного психического. Тбилиси: Мицниереба,1973,521 с. 97
Материал, иллюстрирующий связь искусства с бессознательной деятельностью,представлен в работах: Арнаудов М.Психология литературного творчества,М.,1970; Сб.:Искусство и научно-технический прогресс.М.,1973; Марков М. Искусство как процесс.М.,1976.
- 16
На основе недавних открытий нейропсихологии и лингвистики Лурия сделал вывод, что "переход от мысли к развернутой речи неизмеримо более богат, чем это представлялось психологами и лингвистами в начале века".^ Выводы исследователя о характере речевой деятельности делают возможным научное объяснение внутреннего состояния человека, проявляющегося в его суждениях и высказываниях.
Крупнейшим событием в истории вопроса о природе и методах исследования сознания стал выход в свет коллективной монографии pq ученых многих стран Европы и Америки "Бессознательное". Издание освещает развитие научной мысли, обосновывающее современное понимание бессознательного как одного из фундаментальных проявлений и форм существования психики. Прослеживается смена представлений о нейрофизиологических механизмах бессознательного и о закономерностях,лежащих в основе его активности. Особое внимание уделяется при этом эполюции, происходившей на протяжении последних десятилетий в системе психологического анализа. Результаты исследований констатируют наличие бессознательного на всех уровнях организации психической деятельности.
Основные выводы, к которым сводится международная мысль по вопросам бессознательно-психических процессов, можно представить в следующем виде.
Ранее не ясная природа бессознательного психического теперь рассматривается как реальный психологический феномен, поэтому возникает необходимость учитывать его при выявлении психологи
Лурия А.Р. Основные проблемы нейрожнгвистики.М. ,1975,с.17. pq Бессознательное, под ред.А.С.Прангишвили,А.Е.Шерозия,В.Ф.Бас~ сина. В 4-х томах. Тбилиси: Мицниереба,1978. ческой структуры поведения человека. Глубокое научное раскрытие идеи бессознательного возможно, исходя из его диалектико-мате-риалистического осмысления, и на основе использования данных концепции психологической установки.
Признание реальности существования бессознательной психической деятельности дало ученым возможность выявить в процессе познания человека две формы психического отражения (осознанную и бессознательную) и, следовательно, два типа регуляции деятельности.
Сведение психической деятельности человека к одному лишь сознанию, - замечает член-корреспондент АН СССР,директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР П.В.Симонов, - не в состоянии объяснить ни диалектику детерминизма и свободы выбора, ни механизма творчества, ни подлинную историю культуры. Только признание важнейших функций неосознаваемого психического с выделением в нем принципиально различных феноменов под- и сверхсознания дает возможность естественнонаучного материалистического ответа на самые жгучие вопросы человековедения".^
Огромные успехи психологии в последние десятилетия, резко расширившие сферу ее практического воздействия на "дела человеческие", повлияли на изменение подхода к исследованию внутреннего мира человека в современном западно-европейском искусстве.
Симонов П.В. Неосознаваемое психическое: подсознание и сверхсознание. - "Природа", № 3, 1983, с.31. (Понятие "сверхсознание" выделяется автором как непосредственно связанное с творческим процессом).
- 18
Несомненно, современный взгляд на бессознательную психическую деятельность оказал определенное воздействие на формирование нового представления о психической жизни человека, что, в свою очередь, повлияло на подход писателей к изображению внутреннего мира своих героев. Воздействие это не является прямолинейным, многое в этом процессе зависит от индивидуальных особенностей и склонностей писателя.
В 60-е годы XX столетия в развитии художественной прозы I Великобритании вырисовывается тенденция к совершенствованию приемов и методов психологического анализа. Речь идет о все возрастающем количестве книг, отмеченных пристальным вниманием их авторов к изображению в правдивых жизненных ситуациях частных конфликтов и характеров.
В свое время литературная критика нашей страны уделила не-)мало внимания вопросу квалификации нового направления, получив, шего название прозы "малой темы"?1 В появлении подобного вида литературы исследователи увидели признаки углубляющегося кризиса буржуазной духовной культуры, порождающей настроения одиночества, отчужденности, непонимания людьми друг друга.
Интерес создателей художественной прозы к личной жизни человека способствовал усиленной разработке ими средств психологического анализа внутреннего мира героев. Не случайно, что для современного этапа в развитии западно-европейской литературы ха~
31 См.: Сучков Б. Лики времени. T.I. "Советский писатель",1976; Ивашева В.В. Богатство реализма. - "Вопросы литературы", № 4,1963; Затонекий Д. Прием и метод. Там же. Термин "малая проза" см. в работе В.В.Ивашевой "Английский роман последнего десятилетия", М., 1969. рактерно внимание к подсознательным процессам в человеческой психике. В связи с этим меняется общее представление о внутреннем мире человека, меняются приемы раскрытия психологии героев. Явление это обширно и многогранно. Его влиянию подчинена значительная часть современной художественной литературы.
В данной диссертации мы сделали попытку наметить то новое, что обнаруживают многие произведения современной прозы Великобритании в формах раскрытия внутреннего мира человека, живущего в условиях дальнейшего развития достижений научно-технической революции, с одной стороны, и продолжающего углубляться социально-экономического кризиса капиталистического мира, с другой.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Приемы психологического анализа в художественной прозе Великобритании 60-70-х годов XX века"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была осуществлена попытка наметить то новое, что обнаруживают многие произведения английской прозы 60-70-х годов XX века - современные формы анализа внутреннего мира человека.
В своем развитии художественный психологизм, зародившийся еще в литературе ХУШ-Х1Х веков, претерпел довольно значительные изменения, обусловленные во многом движением психологической науки, а также расширением диапазона художественного видения переживаний, поступков, причин их, реакций на окружающий мир изображаемых людей.
Лучшие реалистические романы, как XIX, так и XX веков, дали блестящие примеры отражения внутреннего мира человека, но широта и глубина отражения меняются в ходе постижения мира и роли в нем человека.
В литературе викторианской эпохи внутренний мир человека раскрывался от лица автора художественного произведения. Описание человеческой психологии осуществлялось с позиций социального детерминизма. По этому пути шли Джейн Остен, Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей, Элизабет Гаскел и большинство других классиков.
Во второй половине XIX века развивающаяся быстрыми темпами наука о человеке стала той практической основой, на которой сформировался новый подход к решению вопроса о способах передачи психологии действующих лиц художественных произведений. Новый подход к изображению внутреннего мира человека в Англии впервые нашел отражение в творчестве Джордж Элиот, особенно в ее способности раскрывать непредсказуемые побуждения изображаемых ею персонажей.
На рубеже XIX и XX веков в литературе и общественной жизни Великобритании произошли значительные изменения. Перемещение акцентов в принципах литературного творчества привело к созданию непосредственно психологической прозы, где психологизм выступает не как один из приемов отражения действительности, а как метод исследования этой действительности. В это время на первый план в литературной жизни Великобритании выступают Дж.Джойс, Г.Лоуренс, В.Вульф, Д.Ричардсон. В творчестве этих писателей проявился новый взгляд на природу человеческих переживаний, на роль бессознательной психической деятельности в формировании поведения героев.
Таким образом, в истории развития психологического анализа в литературе Великобритании наметились три периода, каждый из которых существенно повлиял на формирование приемов и методов психологизма в современной английской художественной прозе - первая половина XIX века; 60-90-е годы XIX века и первая половина XX века.
В последние десятилетия - время тяжелого кризиса не только в экономике, но и в культурной жизни - британские писатели обращаются к судьбе отдельной личности, понимаемой как большая ценность. Камерный характер многих книг, сужение охвата изображаемого, сокращение числа действующих лиц - черты, отличающие этот вид литературы.
Ставя вопрос о социальных и исторических причинах возникновения в современной английской литературе интереса к "повседневности", нельзя лишь ограничиться предположением, что писатели не желают или не способны подняться до осознания крупных социальных явлений. В современной литературе достаточно примеров обращения писателей к прозе "большой темы". Причины более глубокого характера лежат в развитии буржуазной цивилизации, не способствующей образованию прочных общественных связей, объединяющих отдельных людей в сплоченные коллективы. Напротив, действительность буржуазного мира уничтожила постоянные связи между людьми.
Всевозможные формы пессимизма и отчаяния, бегства от общественной жизни, рассмотрение собственной психологии в отрыве от общества, поиски понимания лишь самого себя в мире, который рассматривается как расколотый, враждебный и, непонятный - вот мотивы, объединяющие современного человека на Западе с реально сутцествующе философией экзистенциализма, влияние которой усиливается в период глубокого кризиса политической и духовной жизни капиталистического общества.
Современную действительность отличает также идущее небывалыми темпами развитие технических и научных знаний, оказывающих все возрастающее воздействие на жизнь общества. Немаловажное место в этом развитии принадлежит психологии.
Признание реальности существования бессознательной психической деятельности дало ученым возможность выявить в процессе познания осознанную и бессознательную формы психического отражения и регуляции деятельности человека. Эти научные достижения послужили основой для формирования качественно нового подхода к исследованию внутреннего мира человека в литературном произведении.
В своих художественных поисках современные писатели Великобритании совершенствуют обследование потаенных областей человеческой души, при этом они проникают в те области сознания, которые недостаточно подробно освещались в литературе прошлого.
Анализ приемов раскрытия психологии человека, используемых в художественной прозе 60-70-х годов, показал, что большинство произведений отличает внимание авторов к подсознательным процессам в психике людей и умение передать их через поступки и реакции персонажей.
Современные приемы изображения внутреннего мира героев художественных произведений в настоящее время не являются отличительной особенностью только английской литературы. Явление это имеет место и в литературах других стран Запада. Несомненно, в каждой стране психологический анализ по-разному национально окрашен в виду особенностей развития не только культуры, но и литературы, Ч хотя в основе своей близки друг другу. Без учета этих особенностей представление о новом психологизме было бы неполным.
Если современной литературе Великобритании присущ интерес к традиции викторианских писателей и в своих поисках новых методов художественного отражения человеческой психики они используют их опыт, то для французских писателей 70-х годов интерес к традиции опосредован влиянием неоавангардистского эксперимента, превалирующего в 60-х годах "Для молодых романистов 70-х годов очень характерен интерес к человеческой личности, которая становится главным объектом авторского внимания. Нельзя не видеть в этом реакции на "новый" и "новый новый роман".*
Позиция, занимаемая в последние годы западногерманскими писателями, сродни происходящим изменениям как в литературе Великобритании и Франции, так и многих западноевропейских стран, включая Австрию и Швейцарию.
В последние годы среди разнообразных способов художественного проникновения во внутренний мир действующих лиц западноевропейские писатели с наибольшим успехом используют приемы повествования от первого лица, превращая свои произведения в развернутые монот
См.: Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. 70-е годы. Отв.ред.И.Тертерян. М.,1982,с.138. / логи. Авторская речь в таких случаях превращается в речь персонажа и становится основным средством раскрытия человеческой психики. Прием этот не получил такого широкого распространения в современной литературе Великобритании, хотя английские писатели прошлого 2 века нередко пользовались преимуществами внутреннего монолога .
Иллюзия звучания живого человеческого голоса, как убедительного приема художественной выразительности, характерна для многих современных французских книг. Особенно это ощутимо в повести Луи о
Гийу "Покинутый Коко, снабженный подзаголовком - "Соло для голоса". Она представляет собой устный монолог (в отличие от записанного монолога из повести "Шито белыми нитками" Клер Галуа) персонажа так, как будто он подслушан и беспристрастно записан.
Нащупав один из самых больных вопросов современной буржуазной действительности, автор книги пошел по пути создания образа одинокого человека, используя возможности современного психологического письма. Незамысловатый сюжет повести основан на отъезде жены Коко в Париж. Смутные догадки об истинных намерениях Фафочки оставить супруга постепенно обрастают очевидными доказательствами, о которых Коко лишь упоминает, не придавая им значения. Несовершенные суждения потерянного старика постоянно формируются вок2
Примечателен тот факт, что для французских реалистов XIX века повествование от первого лица было вовсе нетипичным, а раскрытие внутреннего мира героя вытеснялось стремлением нарисовать широкую картину жизни общества.
3 Guilloux L. Coco perdu. Essai de Voix. P., 1978. Gallimard, 14-Op. Gallois C. Une fille cousue de fil blanc.P., Buchet-Chastel,1970. 199p. руг одной теш - ожидание известий из Парижа. Как бы Коко не отвлекался, не уверял себя в равнодушном отношении к поступку жены, мысли его повторялись и он снова беспомощно искал оправданий. Если в начале повести еще угадывается какая-то логическая связь между словами и поступками героя, то, приближаясь к развязке, связь эта практически исчезает.
Техника непрерывного внутреннего монолога, на котором держится значительная часть произведений западногерманской писательницы Габриэлы Воман, позволяет изнутри раскрывать мотивы поведения людей и воспроизводить поток жизни через поток их мыслей. Иногда поток сознания предстает в виде дневниковой записи или воспоминаний, но опять-таки в восприятии персонажа, а не в авторском изложении.
Рассказ "Вступительная речь" помимо тщательно продуманной и точно переданной реакции персонажа демонстрирует мастерство писательницы в передаче эмоционально окрашенной речи, позволяющей судить не только о сиюминутных переливалиях выступающего, но и о его общем психическом состоянии.
Взаимодействие героев Воман с внешним миром осуществляется в форме предчувствий, предощущений, невыразимых словами смутных догадок. И, что важно, автора интересует в поведении и состоянии действующих лиц проявления бессознательной психической деятельности.
Большинство рассказов Г.Воман по емкости, лаконичности, точности можно было бы назвать выразительными психологическими миниатюрами. В новелле "Праздник на природе"^ проявляется способность
4 G.Wohmann. Landisches Pest. Darmstadt, Herman Luchterhand Verlag, 1975, 127p. писательницы создавать контрастные человеческие характеры, используя прием одновременного звучания нескольких голосов, на основе которых создается общее представление о происходящем. В потоке беспредметных разговоров, характерных для отдыха на природе, под аккомпанимент смеха и подчас неожиданных реплик, кто-то заговаривает о недавней газетной сенсации: где-то, в зарослях крапивы, был обнаружен труп ребенка. Сообщение не нарушило плавного течения беседы отдыхающих, отнесшихся к происшедшему по-светски равнодушно .
Писательница отказалась от проявления собственного отношения и оценки поведения кампании. Подтекст рассказа настолько прозрачен, что объяснения не требуются. Вполне достаточно коротких реплик, а порой и просто многозначительного молчания, чтобы дать псик j хологический портрет персонажам произведений . с
В романе "Паулихен была дома одна" немалая доля художественного и психологического эффекта создается благодаря внутреннему монологу. Оставшись в раннем возрасте без родителей, Паулихен попадает на воспитание к Курту и Кристе, усыновивших девочку, но не сумевших подарить ей сердечность и ласку. Паула проводит целый день одна дома в воспоминаниях и рассуждениях. Она оценивает новых родителей, разговаривает с ними, спорит, но все это ненавязчиво вплетено в общий ход мыслей ребенка. Детское и взрослое мировосприятие сталкиваются друг с другом только во внутреннем монологе или в воспоминаниях, окрашенных субъективностью отношения к с;
Интересно сравнить это произведение Г.Воман с рассказом Дж.Фаулза "Туча", где писатели изображают не только похожие жизненные ситуации, но и прибегают к сходным приемам психологического письма,
6 G.V/ohmann. Pauliehen war alein zu Hause. Darmstadt. Herman Luchterhand Verlag, 1974, 235s. каждому персонажу. Субъективность речи в романе усиливает впечатление, дает возможность заглянуть во внутренний мир героев не извне, а изнутри.
Другой подход к раскрытию внутреннего мира человека отмечается в книгах Роже Гренье - французского писателя наших дней. Чаще всего он рисует своих героев как-бы со стороны, глазами другого человека. Отстраняясь от описываемых событий, Гренье глазами других людей показывает жизнь Мишель Н. из рассказа "Мими" . Несколько раз появляется она в жизни Пьера Буржуа - и каждый раз иной. Пухленькая художница из провинции; худощавая женщина с пронзительным и неподвижным взглядом и, наконец, - к Пьеру, видя в нем последний шанс, приходит постаревшая женщина в облезлой шубке.
В творчестве Роже Гренье проявляются черты современного нетрадиционного психологического анализа. Одна из них состоит в том, что читатель получает представление о внутреннем мире героя не\ через знакомство с его жизнью от лица автора, благодаря удачно j найденным деталям поведения, которые подсказывают внутреннее состояние того или иного человека.
Наиболее очевидно современный психологизм проявляется в литературе, где существенную роль в передаче сиюминутных душевных переживаний героев помимо внутреннего монолога играют художественный подтекст, прием "недосказанности". Писателями плодотворно используется принцип дневниковой записи, дающей возможность проследить скрытый поток рассуждений персонажей, выделить те черты^ в поведении героя, которые могут быть объяснены исключительно работой подсознания. В таких произведениях заметно ослабляется роль сюжета. Действие оказывается предельно размытым или исчезает вовсе, сменя
7 Grenier,R Le miroir des eaux. Paris,Gallimard,1975,168p. ясь цепью эпизодов, драматизм повествования вытесняется драматизмом внутреннего состояния. По существу, в поле зрения оказывается преимущественно реакция героя на окружающий мир.
Говоря о новой манере художественного проникновения в глубины внутреннего мира человека, проявляющийся в произведениях современных английских писателей, нельзя не заметить близость их исходных позиций с поисками оригинальных средств воспроизведения проявлений неповторимой человеческой натуры у западногерманского автора Франца Креца.
70-е годы в творческой жизни писателя отмечены поиском современных изобразительных средств. Не ограничиваясь традиционными приемами искусства отражения действительности, он поставил цель преодолеть "описательность", унаследованную от литературных предшественников, и овладеть"активным" методом письма. Его пьесы последних лет отличает типичная для наших дней нетрадиционность приемов изображения человеческой психики.
Пьеса "Концерт по заявкам", где занято одно действующее лицо, не произносящее ни единого слова, скорее похожа на психологический этюд, где внутренний мир героини выражен исключительно через ее поступки. Сложности, обусловленные отсутствием прямой речи, компенсируются достаточно пространными авторскими ремарками. В их задачу входит представить читателю или зрителю тип героини, объяснить причину обращения к материалу; "Пьеса представляет собой попытку сценического изображения обстоятельств дела, подобного тем, на которые я часто наталкивался в полицейских сообщениях. Самоубийство совершается зачастую до неправдоподобия о хладнокровно и обдуманно-. о
Крец Ф.К. "Гнездо" и другие пьесы. М.,1981,с.19.
Уже до начала действия писатель оговорил все подробности внешности одинокой женщины, описал обстановку ее комнаты в коммунальной квартире. Крец придает этому большое значение, так как уверен в том, что окружение человека непосредственным образом влияет на его психику, с одной стороны, и отражает ее, с другой. Подробное перечисление всех, иногда слишком интимных деталей домашней жизни одинокой сорокалетней женщины создает гнетущее настроение безысходности. Все действия фройляйн Раш до предела однообразны: возвращение из магазина после работы, холодный ужин, мытье посуды, каждодневное слушание популярной программы Баварского радио "По вашим заявкам" - единственное из возможных средств общения
Внутренний мир фройляйн Раш, как и многих действующих лиц пьес Креца, не богат, о чем красноречиво свидетельствуют ее повышенный интерес к рекламным журналам, проповедующим счастливую жизнь, основанную на приобретении все новых и новых товаров, а также ее внимание к передаче, составленной исключительно из легкой музыки и шлягеров (детали повествования подчеркивают, что другие передачи ее не интересуют).
Все в поведении женщины противоречит заранее продуманной установке на самоубийство. Таблетки, принимаемые ею на ночь, похожи скорее на желудочные. И если бы не предварительные замечания автора в трагический исход трудно было бы поверить.
Образ человека средних лет, созданный Крецом, не производит впечатления личной неустроенности. Внешне жизнь ее вполне благополучна. Но тогда что же толкнуло ее на роковой поступок, почему она так осторожно и тщательно к нему готовилась (положила чистую одежду для работы на следующий день, довязала небольшой коврик)?
Видимо, за внешним благополучием стояла жизнь, лишенная привычных человеческих радостей и забот. Предельно отчужденное буржуазное общество не нуждается в людях, подобных фройляйн Раш, поэтому оно безжалостно обрекает их на одинокое существование и ощущение бессмысленности продолжения такой жизни.
Старательно продумавший все подробности внешней стороны жизни своего персонажа, вплоть до пфенинга просчитавший ее заработок, драматург нарочито умалчивает о внутренней стороне ее жизни, о проблемах, волнующих одинокую женщину. Он предоставляет читателю самостоятельно сделать выводы на основании предложенных фактов.
Другая пьеса "Дальнейшие перспективы" отличается от "Концерта по заявкам" способом раскрытия внутреннего мира. Положение фрау Рузам близко положению фройляйн Раш - обе собираются уйти от привычной своим однообразием жизни, каждая из них по -своему прощается с вещами, ее окружающими. Q
Пьеса "Дальнейшие перспективы" написана в форме монолога стареющего человека, обращенного к окружающим вещам и воспоминаниям (прием, уже использованный в упоминавшейся повести Гийу "Покинутый Коко"). Ожидание больших перемен, понятное волнение фрау Рузам как нельзя лучше передает характер ее речи - отрывистый, возбужденный: мысли путаются, воспоминания наскакивают друг на друга, порождая все новые и новые ассоциации. Временами героиня одергивает себя: "Ну, все с этим! Точка!"; "Не будь ребенком!"; "Хватит болтать, пора заняться делом. Боже мой!" и т.д. Боязнь сорваться, расслабиться, пожелать зла сыну и невестке, так жестоко с ней обошедшиеся, характеризуют,фрау Рузам как женщину, полную энергии и жизненных сил, осознающую всю трагичность положения старого человека, обреченного на одиночество и забвение. Кажется, женщина специально так много говорит, чтобы скрыть от возможных наблюдателей и от самой себя свои истинные мысли и чувства.
Такой подход к решению внутреннего конфликта изображаемых Крецом людей отражает стремление писателя расширить арсенал изобразительных средств и выработать более активную позицию своего творчества, не ограничиваясь традиционными приемами художественной выразительности. Опираясь в своей творческой деятельности на изображение и обличение несостоятельности человеческой индивидуальности в современном буржуазном обществе, Крец обращает внимание на выявление скрытых психических импульсов, деталей поведения, позволяющих заглянуть во внутренний мир персонажей.
Своеобразные приемы исследования проявлений внутреннего мира человека в наиболее совершенном и неповторимом виде продемонстрировал современный швейцарский писатель Макс Фриш. Особенно показателен для манеры художника роман "Назову себя Гштенбайн"^. В решении художественных образов писатель идет по пути соединения в одном персонаже жизненного опыта различных представителей одного поколения людей. Автор взял на себя задачу показать вероятность разного хода жизни, взаимозаменяемости различных моделей внутреннего и внешнего обличья. Это помогает ему приблизиться к решению вопроса об особенностях, характерных для современного сознания человека.
Структура романа вызывает сомнение относительно целостности и индивидуальности духовного мира человека. Наличие нескольких повествовательных линий, связанных с постоянно меняющимся обликом главного действующего лица, - удачно выбранный Фришем прием художественной фиксации особенностей сознания современного человека, проявляющихся, по замыслу автора, в непредвиденных, порой ИСКУССТВО M.Frisch. Mein Name sei Gantenbein. Suhrkamp, 1964^. венно созданных ситуациях. Варианты повествования, предложенные Фришем, причудливым образом чередуются. Автор усложняет восприятие постоянной заменой имен - Гантенбайн, Эндерлин, Свобода, Ган-тенбайн - игрой с первым и третьим лицом повествования, изменением временного аспекта, нарочитым повтором уже проигранных ситуаций.
Интересен один из приемов Фриша, направленных на освещение внутреннего мира персонажей. Выбор роли "видящего слепого" для героя обстоятельно продуман писателем. Темные очки маскируют отличное зрение, и это обстоятельство дает возможность Гантенбайну читать раскрытые души людей, не подозревающих об обмане. Опыт показал, что человеку выгодно общение со слепым. Фриш передает точные по своей психологической глубине зарисовки состояний людей, когда их не видят (актриса Ли ля., маникюрша Губер). Скрытая от случайного наблюдателя сторона жизни людей, благодаря ежим деталям, подмеченным предельно объективизированным языком прозы,становится убедительным материалом, при помощи которого автор дает картину К жи&и современного сознания. На приеме у окулиста "слепой" вежливо щелкает зажигалкой, заметив, что врач молча ищет спички. Закурив, он подписывает нужное Гантенбайну свидетельство, не увидев ничего необычного в поступке "слепого". Эпизод, каких много в книге, проливает свет на особенности реакции человека, не желающего воспринимать поступки пациентов и не привыкшего скрывать от слепых своего состояния, явно, как своевременно заметил Гантенбайн, обусловленного сложностями отношений с секретаршей.
Поставив вопрос о влиянии современной действительности на сознание людей, Фриш не" дает однозначного ответа. Он лишь обнажает внутренний мир героев, предоставляя читающему возможность проследить несколько возможных вариантов поведения, реакций, впечатлений, из которых, по его убеждению, должно сложиться понятие о современном человеке буржуазного общества.
Наряду со своеобразным эффектом расчленения личности действующих лиц, достигаемым благодаря многовариантности обликов, мыслей, ощущений, писатель использует характерные для современного психологического письма приемы - несобственно прямая речь, обилие психологических деталей, ассоциативное мышление, диалоги, наполненные многозначительным подтекстом. Плодотворно используется принцип дневниковой записи, дающий возможность проследить скрытый поток рассуждений персонажей, выделить те черты в поведении героя, которые могут быть объяснены исключительно работой подсознания.
При всей разноплановости творческих установок, различии художественного дарования произведения английских и других западноевропейских авторов объединяет принципиально новый по сравнению с широко распространенными еще несколько десятилетий назад, подход к отражению современной действительности во всех ее проявлениях. Встав на путь сознательного эксперимента, основанного на поиске новых приемов фиксации внутреннего состояния человека, писатели стали уделять в своих произведениях больше места художественному исследованию бессознательных процессов человеческой психики.
Список научной литературыСорокина, Вера Владимировна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1.Ленин В.И. Письмо к И.Ф.Арманд. 24 января 1915г. Полн.собр. соч. т.49.с.57.
2. Ленин В.И. Философские тетради. Поли.собр.соч. т.29,с.349.
3. Маркс К. Из конфиденциального сообщения. Собр.соч. т.16.,с.435
4. Маркс К. Английская буржуазия. Собр.соч. т.10,с.648.1У. Книги:
5. Аристотель, Об искусстве поэзии. М.,Гослитиздат, 1957, 181с.
6. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.,Прогресс,1970, 653с.
7. Бальзак 0. Собр. соч. в 24-х томах. т„15. М., Правда, с.272.
8. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М., Медицина. 1968, 467с.
9. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Подобщей редакцией А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия,Ф.В.Бассина. в 4-х томах. Тбилиси. Мицниереба, 1978.т.2-3.
10. Брехт Б. О литературе. М., художественная литература, 1977, 429с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.-Л., Соцэкгиз, 1934, 323с.
12. Гинсбург Л.Я. О психологической прозе. Л., Советский писатель1971, 462с.
13. Диккенс Ч. Холодный дом. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 17, М., Художественная литература. 1960,563с.
14. Ю.Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. М., Советский писатель. 1980, 597с.
15. Ивашева В.В. Английские диалоги. М., Советский писатель.1971 549с.
16. Ивашева В.В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М., художественная литература, 1974, 458с.
17. Ивашева В.В. На пороге XXI века: НТР и Литература. М., Художественная литература. 1979, 316с.
18. Ивашева В.В. Что сохраняет время. М., Советский писатель, 1979, 334с.
19. Искусство и научно-технический прогресс. М., Искусство, 1973 462с.
20. Компанеец В.В. художественный психологизм в советской литературе (1920-е годы), Л., Наука, 1980, 112с.
21. Крёц Ф.К. Гнездо и другие пьесы. М., Прогресс. 1981, 271с.
22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1981,582с.
23. Леонтьева Э.В. Искусство иреальность. Л., Наука,1972, 236с.
24. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., МГУ, 1975, 252с.
25. Марков М.Е. Искусство как процесс. М., Искусство. 1970, 238с,
26. Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920-1930-х годов. Утрата и поиски героя. М., Высшая школа, 1966, 269с.
27. Мотылева Т.Л. Зарубежный роман сегодня. М.,Советский писатель, 1966, 470с.
28. Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. 70-е годы. Отв. ред. И.Тертерян. М., Наука, 1982, 320с.
29. НТР и развитие художественного творчества. I., Наука, 1980, 253с.
30. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. Отв. ред. Е.В.Шорохова. М., Наука, 1966, 298с.
31. Проблемы психологизма в советской литературе. Л.,Наука, 1970 393с.
32. Советская литература и мировой литературный процесс. Изображение человека. Ред. Л.Н. Арутюнов. М., Наука, 1972, 460с.
33. Современная марксистско-ленинская философия в зарубежных странах. Ред. А.Г.Мысливченко. М., Наука. 1984, 608с.
34. Современная психология в капиталистических странах. Отв. ред. Е.В.Шорохова. М.,Наука, 1963, 405с.
35. Современный революционный процесс и прогрессивная литература (1960-1970гг.), Ред. коллегия: Т.В.Балашова и др. М., Наука, 1976, 399с.
36. Стеженский В., Черная Л. Литературная борьба в ФРГ: Поиски, Противоречия. Проблемы. ГЛ., Советский писатель. 1978, 428с.
37. Сучков Б. Лики времени. М., Художественная литература, 1976, т.1 -414с., т.2-367с.
38. Швейцер А. Культура и этика. М., Прогресс, 1973, 342с.
39. Ярошевской М.Г. История психологии. М., Мысль, 1976,462с.
40. ЗЭ.Ярошевский M.I. Психология в XX столетии. М., Политиздат,1971, 367с.
41. Ярошевский Т. Личность и общество. Проблема личности в современной философии марксизма и экзистенциализма. М., Прогресс 1973, 542с.
42. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., Наука, 1966, 451с.
43. Шерозия А.Е. К проблеме сознания и бессознательного психического. В 2-х томах. Тбилиси, Мицниереба, 1973, т.2 521с.43»Alan Н. The Synthetic Epistemology of Herbert Spencer. Pensilvania University Press. 1965» parts VI,VII. 185p.
44. Allen W. The English Novel. L., Penguin Books.1979, 376p.
45. Allen W. George Eliot. L., Macmillan. 1964,192p.
46. Allen W. Tradition & Dream. L.,Phoenix House, 1964,34бр» 47» Allott K. & Farras M. The Art of Graham Greene. И, -У.
47. Russel & Russel. 1963. 253p.
48. Austen J. Emma. L., Collins, 1974. 379p.
49. Austen J. Letters 1796-1817. Selected & ed. by R.W.Chapman, Oxford University Press. 1955, 226p.
50. Austen J. Pride & Prejudice. Oxford University Press. 1980, 351p,
51. Austen J. The Critical Heritage. Ed. by B.C.Southam. L., Routledge & Paul. 1968,276p.
52. Bates H.E. The Modern Short Story. Boston University Press. 1872, 231p.
53. Bates H.E. The Triple Echo. L., Penguin Books. 1978. 89p,
54. Bates H.E, The World in Ripeness. Autoboigraphy. L,, Joseph, 1972, 152p.
55. Bedient C. Architects of the Self, George Eliot, D.H,Lawrence & E.M.Forster. University of California Press, 1972, 275p.
56. Bergonzi B. Situation of the Novel. L., Macmillan. 1970,226p.
57. Bonnefous E. Sauver l'humain. P., Flammarion. 1976. 213p.
58. Bradbury M. Possibilities. Essays on the State of the Hovel. Oxford University Press. 1973. 297p.
59. Bradbury M. The Social Context of Modern English Literature. Oxford, Blackwell, 1971, 277p.
60. Cassis A.P. Graham Greene: an annotated Bibliography of Criticism. L., Metuchen,1981. 401p.
61. The Contemporary English Novel. Stradford-upon-Avon Studies: 18. General Editors: M.Bradbury & J.Palmer. L., Arnold, 1979, 214p.
62. Collins A.S. English Literature of the Twentieth Century. L., UniT. tutorial Press. 1954,376р.
63. Edel L. The Modern Psychological Novel. N.-Y., Grosset & Dunlap. 1964, 21Op.
64. Eliot G. Adam Bede. L., The Zodiac Press. 1952, 509p.
65. Eliot G. Amos Barton. Scenes of Clirical Life. L., Postleth wait, 1908, 399p.
66. Eliot G. The Complete Works of George Eliot. Vol. 1-12. N.-Y., Society of English Literature. Vol.4 Felix Holt, rol.8-9 - Middlemarch. 386,387pp., vol.11-12 - Daniel De-ronda. 384,385pp.
67. Daiches D. The Novel & the Modem World. The University of Chicago Press, 1965, 220p.
68. Eliot G. A Collection of Critical Essays. Ed. by G.R.Gree-ger, N.-Y., Prentice Hall, 1970, 182р.
69. Eliot G. The Critical Heritage. Ed. by D.Carrol. L., Routledge & Paul. 1971,511p.
70. Eliot G. Letters in 7 volums. Ed. by S.Haight. Vol.3, 1955, 47 5p.
71. Evans I. English Literature: Value & Tradition. L., Allen & Unwin, 1962, 96p.
72. Dai.ches D. Virginia Woolf. N.-Y., Cape, 1963. 1б9р.
73. Ford B. The Modern Age. L., Penguin Books, 1963, 580p.
74. Fowles J. The Aristos. L., Pan Books, 1969, 222p.
75. Fowles J. Daniel Martin. L., Cape, 1977, 704p.
76. Fowles J. The Ebony Tower. L., Cape, 1974, 300p.
77. Fraser G.S. The Modern Writer & His World. L., Verscoyle, 1953, 351p.
78. Freeman M. D.H.Lawrencd, a Basic Study of his Ideas. Gainesrille. University of Florida Press, 1955, 277p.
79. Frisch M. Mein Наше sei Gantenbein. F.-a.-M., Suhrkamp, 1964, 459p.
80. James H. The Art of the Hovel. N.-Y., L., Scribner, 1934, 348p.
81. James J. The Future of the Novel. N.-Y., Vintage Books, 1956, 286p.
82. James H. Partial Pdrtraits. L., Macmillan, 1888, 408p.
83. James H. The Portrait of a Lady. With an Introduction by Gr.Greene. Cumberlege, Oxford University Press. 1947, 645p.84»James W. Essays Philosophical & Psychological. N.-Y. Columbia Unirersity Press. 1908, 375p.
84. Hayman R. The Hovel Today. 1967-1975. Harlow, Longman, 1976, 95p.
85. Freedman M. Stream of Consciousness: a Study of Literary Method. Oxford University Press. 1955, 259p.
86. Gallois C. Une Fille cousue de fil blanc. P., Buchet-Chas-tel. 1970, 199p.
87. Garnett D. Great Friends. L., Macmillan, 1979, 240p.
88. Goldmann L.^our une sociologie du roman. P. ,Gallimard, 1965 258p.
89. Greene Gr. Collected Essays. L., The Bodley Head, 1969,463р.
90. Greene Gr. Collected Stories. L., The Bodley Head, 1972,563р.
91. Greene Gr. The Comedians. L., The Bodley Head, 1966, 313p. 93»Greene Gr. Doctor Pischer of Genera, or the Bomb Party. L.,
92. The Bodley Head, 1980, 139p.
93. Greene Gr. The Human Factor. I»., The Bodley Head, 1978, 338p.
94. Greene Gr. A Sort of Life. L., The Bodley Head, 1971, 215p.
95. Guilloux L. Coco perdu. Essai de Voix. P., Gallimard, 1978, 140р.
96. Haight G.S. George Eliot & John Chapman. Oxford University Press. 1940, 241p.
97. Howe M.B. The Art of the Self in D.H.Lawrence. Athens. Ohio-university Press, 1977, 164р.
98. Humphrey R. Stream of Consciousness in the Novel. Los Angeles, University Press of California, 1955, 127p.
99. Joyce J. The Dubliners. L., Cape, 1956, 255p.
100. Joyce J. A Portrait of an Artist as a Young Man. L., Cape, 1958, 257p.
101. Joyce J. The Critical Heritage. Vol. 1-2. L., Routledge & Paul, 1970, vol.1 1902-1927, 385p.; vol.2 - 1928-1941,821p.
102. Joyce J. Ulysses. L., The Bodley Head. 1960, 740p. 104»Karl F. A Reader's Guide to Great Twentieth Century English
103. Novel. L., Thames & Hudson, 1968, 293p.
104. Karl F. A Reader's Guide to the Development of the English Novel in the 18th Century. L., Thames & Hudson, 1975, ЗбОр.
105. Karl F. The Age of Fiction: The Nineteenth Century British Novel. N.-Y., The Noonday Press, 1965, 374p.
106. Karl F. The Contemporary English Novel. L., Thames & Hudson,
107. Kennedy J. H.Spencer. Boston cop., 1978, 1бЗр.
108. Kettle A. An Introduction to the English Novel. Vol.1-2, Penguine Books, 1960, 200, 207pp.
109. King P. Hard Peelings. L., Hutchinson. 1976, 206p.
110. I.King P. Indirect Method & Other Stories. L., Hutchinson, 1979, 185p.
111. Knapp G., Knapp M. Gabriele Wohraan. Koningstein, Athenaum, 1981, 212p.
112. Laing R.D. The Politics of Experience. Penguin Books, 1978, 155p.114.baing R.D. The Divided Self. L., Penguin Books, 1967, 218p.
113. Laugbaum R. The Modern Spirit. N.-Y., Oxford University Press, 1970, 221p.
114. Leavis P.R. The Great Tradition. L., Chatto & Windus, 1962, 29 4p.
115. Lewes H.G. The History of Philosophy from Thales to Comte. 4th ed., corrected & partly rewritten in 2 volums. L., Lougman, Green & Co, 1871, 410, 473p.
116. Lerner L. The Truthtellers: Austen, Eliot, Lawrence. L., Chatto & Windus, 1967, 291p.
117. Lodge D. Jane Austen: Emma. L., Macmillan, 1968, 256p.
118. Lodge D. The Modes of Modern Writing. L., Arnold, 1977,279р.
119. Lucas P. Literature & Psychology. L., Cassell, 1951,339р.
120. McEwan N. The Survival of the Novel. L., Macmillan, 1981, 188p.
121. Mill J.S. Auguste Comte & Positivism. The Michigan Press, 1961, 200p.
122. Mill J.S. Autobiography. L., Longmans, 1873, 313p.
123. Mill J.S. On Politics & Society. Selected & ed. by G.L.Will-ams.L., The Harvester Press, 1976, 412p.
124. Morin E. Le paradygm perdu: la nature humaine. P., Seuil, 1973, 246p.
125. Neumann E. The Origins & History of Conciousness. Transl. from German. N.-Y., Pantheon books, 1954» 493Р»
126. The Novel Today. Ed. by M.Bradbury. Glasgow, Fountana Collins, 1978, 256p.129.0lshen B.N. & Olshen T.A. John Fowles: a Reference Guide (Introduction). Boston Hall, 1980, 88p.
127. Palmer W. The Fiction of John Fowles. Columbia, University of Missouri Press, 1974, 113p.131«Perspectives on James's "The Portrait of a Lady". A Collection of Critical Essays. Ed. by W.T.Strafford. N.-Y., Pantheon Books, 1967, 139p.
128. Pryce-Johnes D. Graham Greene. Edinburgh, L., Oliver & Boyd, 1966, 119p.133»Rabinovich. The Reaction Against Experiment in the Modern Novel. 1950-1960. N.-Y. L-, Columbia University Press, 1967, 243P.
129. Read P.P.Polonaise. L., Seeker & Warburg, 1976, 347p.
130. Read P.P.The Junkers. L., Seeker & Warburg, 1968, 314p.
131. Robson W.W. Modern English Literature. Oxford University Press, 1970, 172p.
132. Ryan A. J.S.Mill. L., Boston, Routledge & Paul, 1974, 283p.
133. Savatier P. Les Jeudis d'Adrienne. P., Guallimard, 1979,193р.
134. Snow С.P. Trollope. L., Macmilian, 1975, 191p.
135. Spencer H. Autobiography, vol.1, N.-Y., Appleton, 1904, 655p.141*Trollope A. Autobiography, The World's Classics. Oxford University Press, 1980, 398p.
136. Trollope A. The Last Chronicle of Barset in 3 vol., Leipzig, 1867, 406,407,384pp.
137. Trollope A. The Critical Heritage. L., Routledge & Paul, 1969, 572p.
138. Ward A.C. Longman Companion to Twentieth Century Literature. 2nd. ed. L., Longman, 1975, 597p.145«Williams R. Culture & Society. L., Chatto & Windus, 1958, 363p.
139. Wilson C. The Craft of the Novel. L., Gollaucz, 1975, 256p.
140. Wohman G. Landisches Pest. Erzalungen. Darmstadt, Hermann Luchterhand Verlag, 1974, 235p.
141. Wohman G. Paulichen war alein zu Hauze. Darmstadt, Herman Luchterhand Verlag, 1975,127р.
142. Woolf V. Modern Piction. L., Penguin Books, 1962, 190p.
143. Woolf V. A Writer's Diary. L., Hogarth Press, 1969,372р.1. У. Статьи:
144. Анастасьев Н. Открытая книга жизни. (Заметки о современном романе). Вопросы литературы, № 12, 1978г 67-85.
145. Андреев Л.Г. Западноевропейская литература, XX век. Вопросы литературы. № 8, 1983, с.130-160.
146. Бочарова С.Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе. Социалистический реализм и классическое наследие. М., Гослитиздат, I960, 425с.
147. Гениева Е.Ю. Джеймс Джойс. Предисловие к книге Джеймс Джойс. Дублинцы. Портрет художника в юности. На англ. яз. Прогресс, 1982, 582с.
148. Днепров В.Д. Вера и неверие (о творчестве Грэма Грина). -Днепров В.Д. Литература и нравственный опыт человека. Л., Наука, 1970, с.260-325.
149. Ивашева В.В. От Джордж Элиот к английскому роману 60-х годов. Вопросы литературы, № 7, 1971, с.43-59.
150. Ивашева В.В. Реализм в движении (литература капиталистического Запада сегодня). Вопросы литературы № 5, 1983, с. 84107.
151. Ю.Залите Т. Некоторые замечания о художественном методе Грэма Грина. Ученые записки Латвийского университета, т.80,1966, с.187-205.1..Зверев А. Наука реальность - роман. (Заметки о литературах капиталистических стран). - Вопросы литературы, № 3, 1979.
152. Изаков Б. Без громких слов. Литературная газета. № 17, 1982, 28 апреля, с.15.
153. Кон И. Проблема "Я" в психологии и литературе. НТР и развитие художественного творчества. Л., Наука, 1980, 253с.
154. Кондратьев Ю.М. Позднее творчество Джордж Элиот. Роман "Мидцлмарч". Ученые записки МГПИ им. В.И.Ленина. № 280,1967, с.96-124.
155. Кризисные семидесятые? (Беседа в редакции:"Основные тенденции в современной литературе Англии и США). Иностранная литература. № 10, 1979, с.201.
156. Ланина Т. "Парадоксы" Грэхема Грина. Иностранная литература. В 4, 1959, с.188-196.
157. Михальская Н.П. Литературно-критические взгляды и теория романа Д.Г.Лоуренса. Вопросы зарубежной литературы. М., МГПИ им.Ленина, № 180, 1967, с.33-77.
158. Палиевский П.В. Фантомы (о человеке у Грэма Грина). Новый мир. В 6, 1962, с.229-243.
159. Симонов П.В. Неосознаваемое психическое: подсознание и сверхсознание. Природа, № 3, 1983, с.24-31.
160. Стояновская Е. Чем жив писатель. После ужина с бомбой. Грэм Грин. Иностранная литература. 9, 1982, с.234.
161. Ответственность таланта. Анкета "Иностранной литературы". Джон Фаулз (Англия). Иностранная литература, $ 4, 1982, с.167.
162. Танажко Л.Г. Психологические проблемы в "развлекательных историях" Грэма Грина. Пермский Гос. Университет. Ученые записки J6 188, 1968, с. 15-32.
163. Филюшкина С.Н. Искусство Грина-романиста. Вестник МГУ JS 4, 1969, с.18-29.
164. Ackroid P. The English Novel Now. The Listener, 15 Jan. 1981, p.72.
165. Allott M. Graham Greene & the Way We Lire Now. Critical Quaterly. XX:3 (Autumn), 1978, pp.9-20.
166. Alter R. 'Daniel Martin' & the mimetic task. Genre, Norman, vol.14, N1, p.65-78.
167. Barnum C.M. The Quest Motiv in John Powles's 'The Ebony Tower': Theme & Variations. Texas Studies in lit. & Lang., Austin, vol. 23, N1, 1981, pp.138-157.
168. Bayley J. The Greening of Graham Greene. The Listener, L., 1971, Sept 16, N2216, pp.375-376.
169. Beatley P.V. John Fowles's 'Daniel Martin': Poetics of the Now. South Atlantic Quaterly. Durham, 1982, vol.81, N1, pp.78-86.
170. Burgess A. A Talk with Gr.Greene. Saturday Review, N.-Y., 1982, vol.9, N5, pp.44-47.
171. Cassis A.P. The Dream as Literary Device in Graham Greene's Novels. Literature & Psychology. N.-Y., (Teaneok), 1974, XXIV, pp.99-108.
172. Dennys L. The Greene Factor. Sunday Telegraph. 1978, 12 March, p.14.
173. Docherty Th. A Constant Reality: the Presentation of Character in the Fiction of John Fowles. Novel: a Forum on Fiction. 1981, vol.14, N 2, pp.24-39.
174. Dombrowski Th. Graham Greene: Technics of Intensity. -Ariel (Calgary), 1976, October, vol.6,N4, pp.29-38.
175. Gransden K.W. Graham Greene's Rhetoric. Essays in Criticism. Oxford, 1981, vol. 31, N1, pp.41-60.
176. Grossman E. The Motif of Human Loneliness in Graham Greene's Novels. Wroclaw. Universytet. Acta universitatis wratisla-viensis. 1981, N531, Anglica wratislaviensia. W, III,pp.55-62.
177. Gussow M. Talk with John Fowles. The N.-Y. Times Book Review, 1977, Nov.13, p.3.
178. Gregor J., Lodge D. Graham Greene. The English Novel Now. ed. by C.Watts. L., Sussex Books, 1976, pp.151-171.
179. Spencer H. Progress: its Law & Cause. Westminster Review, 1852,N3,p.13.
180. УП.Авторефераты диссертаций:
181. Колесников В.П. Грэм Грин и католицизм. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. (10.01.05). Киев. 1975, АН УССР, Институт литературы им.Шевченко. 28с.
182. Полосухин И.Н. Проблема психологтзма современной английской прозы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1975, МГПИ им.Ленина. 25с.
183. Селитрина Т.Л. Позднее творчество Джордж Элиот. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Горький. 1975. Гос. университет им. Н.И.Лобачевского. 27с.
184. Соколова И.В. Современная английская новелла. (К вопросу поэтики жанра). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. (10.01.05). М., МГУ,1979, 18с.
185. Филюппсина С.Н. Грэм Грин романист. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.(10.01.05). М., МГУ,1969, 18с.