автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Приходское духовенство Петербургской епархии в XVIII веке

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Ершова, Наталия Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Приходское духовенство Петербургской епархии в XVIII веке'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Приходское духовенство Петербургской епархии в XVIII веке"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи УДК 947.06 :281.93(Р 474.1)

ЕРШОВА Наталия Александровна

ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ В XVIII ВЕКЕ

Специальность 07.00.02 — Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1992

Работа выполнена на кафедре истории России исторического факультет: Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор А. Л. Ша пиро.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Н. Н. Масленникова;

кандидат исторических наук Д. И. Раскин.

Ведущее учреждение — Санкт-Петербургский филиал Института Российски' истории Российской Академии наук.

Защита состоится Г> ' ЬуЮИЛ_ 1992 г в /Г ■

на заседании специализированного совета К 063.57.11 по присуждению учено]" степени кандидата исторических наук в Санкт-Петербургском государственной университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, ауд. 70.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. А. М. Горького Санкт-Петербургского гос^д^рственногд университета.

Автореферат разослан

государственного универ!

■ 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук

Л. В. Выскочков

Актуальность темы исследования. Диссертация посвящена проблемам истории православной церкви в ХУИ в. Процесс "огосударствления" рассматривается на уровне низшего звена церковной организации - прихода. Особенности приходского духовенства как части духовного сословия рассматриваются в контексте внутриприходских отношений. Изучение конкретных изменений в полокешш духовенства в связи с преобразованиями 1-ой четв.ХЗГШ в., более точное определение его сословного статуса и материального положения являются важной задачей как социвльно-эконошмеской истории ХУШ столетия, так и иотории православной церкви в России.

Хронологические ранки исследования охватывают период 1720-1790-;-: годоз - от завершающего этапа петровских церковных преобразований до конца столетия.

Степень изученности темы. Для истории приходского духовенства характерно наличие обширной дореволюционной литературы. Преобладающий направлением в историографии было изучение вопроса с точки зрения отрицательного воздействия на церковь зависимости от государства в синодальный период. К этому направлению принадлежали, например, славянофилы, а также автор фундаментальных трудов по истории приходского духовенства П.В.Знаменский. Его идеи об усилении сословной замкнутости духовенства в результате петровских преобразований, усилении материальной зависимости от прихода, чрезвычайно приниженном положении духовенства и отчуждении его от народа оказали силькое влияние т яитерзтуру. Работы Знаменского основывались на детальной изучении законодательства и опубликованных источников по всей епархиям России1. Значительная часть рабог церковных историков косилэ публицистический , полемический характер.

С.Ц.Соловьев подчеркивал значение стремлений Петра I превратить духовенство в подлинно "учительное сословия", повысить его грамотность, но и он отмечал, что новые требования гравданского правительства существенно затрудняли деятельность церкви, в

* Знаменский П-В. Приходское духовенство на Руси. М., 1867. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого. Казань, 1873, и др.

"разбора" увеличивали вероятность определения к церквам недостойных священнослужителей •

Начало изучении истории православной церкви Петербургсг.ого края было положено авторами "Историко-стагисгичгских сведений о С.-Петербургской епархия" (М.Ф.Архангельский, Н.й.Барсов, И.А.Чис-ювич)5. В работах эгах ввюроз. кроме законодательных актов, на-териалов архива Синода привлекались материалы мастного церковного управления - консистории.

Положительная оценка правительственных мероприятий по улучшению положения приходского духовенства содержалась в трудах И.Знаменского, А.А.Папкова. Папков, автор многих статей об эволюции прихода в ХУП~Х1Х.вв., утверадал, что разрушение приходских традиций происходило под влиянием усиления крепостного нрз-ва .

Новым шагом в изучении приходского духовенства и, в частности, духовенства Северо-Запада России, были исследования Б.В.Тит-лияова. Ой рассмотрел вопроса о противостоянии церкви и государства по поводу обеспечения причтов, о необходимости повышения авторитета духовенства. Впервые для характеристики материального полокения приходского духовенства, изменения его численности в результате разборов .был привлечен значительный статистический Материал из архивов Петербургской и Новгородской консисторий. Он пришел к выводу о недостаточном уровне обеспеченности священников петербургской епархии в конце ХУШ в., не выдерживавшем сравнения о положением пасторов в Финляндии-'.

В дореволюционной литературе сложилось понятие о "гос'ударс.т-

2

Соловьев С.М. История России с древнейших времен, Кн.УШ. Ï .15-16. М*., 1962. - С.88 , 550-553. '

^ Историко-стагистические сведения о С.-Петербургской епархии. ВыпЛ-Х. СПб., 1869-1885.

^ Знаыенский И. Положение духовенства в царствование Екатерины П и Павла I, M., 1880. Папков А.А. Упадок православного прихода Ш-Ш века. Ы,, 1693,

Тимлнов Б.В, Гевриял Петров, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (I7J3-I8ÛI). Пг., 1916, - C.6Û3-680.

эзийоП церковности", системе, которзя обращает церковь в воспитательный, полицейский институт, а духовенство - в род государственных чиновников. ХУЕ1 в; - вреия превращения церкви в "ведоыст-jjo православного вероисповедания" и формирования взгляда на духовенство как на слукплое сословие6.

В советской историографии специальному изучению приходского духовенства посвящены работы П.Д.ЗолышсовоЙ на материалах Тобольской епархии» Автором привлечены многочисленные источники по истории церкви в Сибири, основу работы составляют материалы Тобольской консистории7. Болыаое значение для изучения данной тени ш,:евг работы Б.1!.¡.тронова, опубликовавшего данные о численности и составе православного духовенства России, разработавшего методику использования данных церковного .учета населения для исследования демографических в социальных проблей, обратившегося к такому важному вопросу, как социальная мобильность духовенства8.

Монографическим исследованием о приходском духовенстве ХУШ в. з современной литере туре является книга американского ученого Г.-Л.Фриза, основанная на изучения самого широкого круга источников и яйтерзтуры по центральные епархиям России. Основное внимание он уделил олуЕбе приходского духовенства светскому государству, усилению контроля епархиальных властей над внугрипри-ходскищ отношениями, экономическому положению причтов и развитии духовного образования. В своих выводах Фриз лодгаерэдает и развивает точку зрения Знаменского о строгой сословной замкнутости, "кастовости" русского духовного сословия. Низкий материальный уровень и социальная приниженность не позволяли духовенству выполнять свои функции, что ослабляло влияние православия в России9.

6 Верховский П.В. Учревдеши Духовной Коллегии и Духовный регламент. Ростов-на-Дону, 1916. - С.1-2.

^ Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (ХУШ .в.). Новосибирск, 1981.

8 Миронов Б.Н. Русский город в 1740-1860-е года: Демографическое, социальное и экономическое развитие. Л., 1990.

Ггее^г ТЬ.? Киздмн Рапи!) С1<?Г)у м Мк /А

сецк, гу. 147?

- б -

Полемизируя с Фризом, Миронов отмечал, что необходимо учитывать громадный отток из духовенства в другие сословия. Опровергая положение о чрезвычайно низком уровне жизни, писал, что священнослужители в деревнях по обеспеченности состояли на уровне заявочного крестьянства, в городе - на уровне младшего офицерства и мелких чиновников. В XIX в. материальное положение приходского духовенства значительно улучшилось10.

Твким образом, в литературе выявились спорные, малоизученные вопросы: о .материальном положении отдельных групп духовенство, о дифференциации сословия, о степени зависимости от прихода и социальной приниженности, о социальной мобильности духовенства. Малоизученной является такие и история духовенства Петербургской епархии.

Цели.и зэдачи исследования. Целью настоящей работы является изучение особенностей приходского духовенства и приходов Петербургской епархии в ХУШ в., в связи о этик поставлены следующие задачи:

1) охарактеризовать новые и видоизменившиеся обязанности церковных причтов, их влияние на положение, духовенства в приходе;

2) выяснить особенности экономического положения городского и сельского духовенства с учетом его дифференциации, дать оценку размеров доходов приходского духовенства;

3) проанализировать характер переходов из духовного сословия в светское и поступления в сословие, показать роль приходского духовенства в процессе формирования разночинной интеллигенции;

4) определить место приходского духовенства в социальной структуре общества ХУШ столетия..

Источниковвя.база исследования. Основой источниковой базы исследования являются материалы Петербургской духовной консисто-•рии, составляющие фонд Центрального государственного исторического архива С.-Петербурга (ф.19). Большая часть документов впервые вводится в научный оборот. Архив Петербургской консистории отличается хорошей сохранностью. Известный русский архи-

^ Цироноз Б.Н. Американский историк о русском духовном сословии /-"Вопросы историк. 1937. I. - 0.153-158.

вист К.Я.Здравомыслов.отмечал, что из консисторских архивов он является самым и единственно полным11. Еще в начале XX в, наличие большого делопроизводственного комплекса ХУШ в. считалось редкостью. Материалу ХУД! э. в фонде консистории насчитывают около 20 тысяч дел.

В работе использовались такие группы дел, как ставленничес-кие дела (включавшие сведения о размере и составе прихода, земле приходской церкви, жалованьи причта); дела о выходе из духовного сословия и о переходах из светских сословий в духовное; дела о постройке церквей (включавшие сведения о предполагаемых способах обеспечения причта, о выделении земли и др.); дела по жалобам приходского духовенства на притеснения со стороны прихо-нсан и по жалобам прихожан на членов причта; дела о наказаниях священно- и церковнослужителей за проступки. Большое значение для решения доставленных задач представляют отложившиеся в фонде статистические сведения, собиравшиеся по распоряжения« Синода и конскотории как систематически, так и в связи с необходимостью конкретного характера - о числе церквей, численности духовенства и членов их секей, приходских дворов, прихоязн, о церковной земле, сводные данные церковного учета населения. Наиболее информативными являются клировые и формулярные ведомости, регулярное составление которых стало обязательным для причтов в последней трети ХУШ в. Они содержат разнообразные сведения о приходе, клире, средствах его обеспечения.

В консисторском архива хранятся также первичные исповедные росписи, являющиеся ценным источником для изучения численности и состава приходского населения, ü архиве содержатся комплекты исповедных росписей церквей епархии начиная с 1737 г., 8 также приходские метрические книги (начиная с 1735 г.).

Из материалов архива Синода (Центральный государственный исторический архив. Ф.7% - Канцелярия Синода) в работе использовались сводные статистические данные, материалы о "разборах" духовенства Новгородской епархии, переписка местных церковных властей с Синодом по вопросе« ведения церковного учета населения.

** Здравоаислоэ К.Я. Архив и библиотека святейшего Синода и консисторские архивы. СПб., 1906. - С.18.

по поводу назначения жалованья духовенству.соборов и другие' документы.

Работа включает и материалы, опубликованные в "Описании документов и дел, хранящихся в архиве святейшего Синода", законодательные акты, опубликованные в Полном собрании законов Российской империи, Полном собрании постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания.

На.учная значимость исследования. В работе рассматривается малоизученный аспект социально-экономической истории ЭТ! в. Впервые проведено разностороннее изучение полокения приходского духовенства Петербургской епархии. Проведена разработка целого комплекса материалов ХУШ в., большинство из которых вводится в научный оборот впервые. Приводятся сведения о всех видах доходов приходского духовенства, сделана попытка их оценки и сравнения с доходами других групп населения. Введены некоторые материалы о церковном землевладении (в т.ч. о посевах, урояайнооти на церковных зеюшх), рассмотрены конкретные случаи переходов из духовного сословия в светские и случаи поступления л духовенство из светских сословий.

Практическая значимость работы. Конкретно-исторический материал исследования и его результаты частично могут быть использованы в лекционных курсах по истории России в разделах по социально-экономической истории России ОСИ в.., а такие в ходе дальнейшего изучения истории православной церкви и приходов на Северо-Западе России. Ряд материалов может быть использован в музейной, краеведческой работе.

Апробация работы. Основные полокения диссертации излагались в докладах и сообщениях на конференциях молодых специалистов в ЦГИА С.-Петербурга и в Главном архивном управлении (1987, 1988), на конференции студентов и аспирантов в С.-Петербургском государственном университете (1988 г.), на республиканской научной конференции "Проблемы изучения и преподавания историографии в высшей школе" и региональной конференции "Аграрные проблемы европейского севера СССР" в г.Сыктывкаре (1987, 1983 гг.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, которое nouauo общепринятых разделов включает краткий очерк истории церхозяо-вдуйнистрагивного деления Петербургской епархии и органов управления епархией, трех глав и заключения, в приложении годврхагсй тволицы, спизок источников и литературы.

В первой главе рассматривается выполнение приходским духовенством функций административно-бюрократического, политического характера. Государственная регламентация деятельности духовенства была направлена на расширение контроля за кизныз народа, приходы рассматривались как средство усиления местной светкоЙ власти. Обязательство духовенства раскрывать тайну исповеди, если в ней содержались враждебные державе и монарху замыолы, приобрела в НШ в. и более широкую трактовку: донесение о любых непорядках в приходе (например, о появлении беглых,• прямых людей). Постоянным доказательством благонзденяости долины были стать присяги на верность монарху и торжественные богослуиенип по поводам светского характера.

В 1730-е гг. "присяжные дела" использовались как средство уменьшения численности духовного сословия. Сложный, запутанный порядок оповещения о событиях I730-I73I гг., приведение к присяге Анне Иоанновне 'два ад повлекли за собой "розыск" о не присягнувших. В результате розыска по присяжным делам в Петербургской епархии пострадали в основном родственники и дети духовных лиц, чьих подписей не оказалось в присяжных листах. В последующее время церемония приведения к присяге постепенно превращалась в привычную обязанность для духовенства.

В 1-ой-половине ХУШ в. складывалась и отлаживалась также система отправления торжественных богослужений в дни коронации, рождения, тезоименитства членов императорской фамилии, а также в "викториальные" дни. Известно, что "царские" дни существовали и вОТ в., яо они соблюдались преимущественно в главных московских храмах и местах, связанных с пребыванием членов царской семьи. В КИИ в. число таких дней резко возросло, празднование стало регулярным, повсеместным, обязательным для всего духовенства. "Табели" торжественных и праздничных дней впервые были опубликованы в разосланы в 1733 г. Половина всех расследований о пропуске торжественных богослужений по епархии откосятся к 1730-м годаы. Еоли удавалось доказать злонамеренность пропуска, провинившихся ссылали на вечное поселение12. к kohuj ХУШ в. богослужения по табельным дням стали привычным элементом церковной обрядности, наруиения порядка утратили политическую остроту.

12 ЦГЙА С.-Пегербурга. Ф.19. Оп.1. Д.Шб. - Л.18-20. Д. 1099. -

л.Ирб.-15.

К числу видоизменившихся в ХУШ в, прежних функций приходского духовенства относилось и оглашение в церквах государственных указов. Теперь эта функция подверглась государственной регламентации: установлен единый порядок рассылки и оглашения, введены наказания зз неисполнение.

К числу новых обязанностей причтов городских церквей относились также явка на ночные караулы, покары, предоставление своих донов дня постоя, исполнение подводной, мостовой, фонарной повинностей. В Г?2з г. петербургские священнослукители -жаловались в Синод, что едва обзаведясь в новой столице своими домами, тут же были "сравнены со светскими чинами" В 1740-е года основная часть этих повинностей законодательно была отменена, но и в 1760-70-е годы встречались случаи принуждения к исполнению их.

Наиболее трудоемкой для приходского духовенства стала обязанность составления исповедных ведомостей и ведения метриче- . ских книг. Первоначально учет непосецавших исповедь был необходим церкви, слунил для выявления раскольников. Государственная поддержка этих требований носила и полицейский, и фискальный характер,.т.к. были введены■ штрафы за неисповедание, о раскольники полонены в двойной подушный оклад. Необходимость ведения метрических книг диктовалась нуждами военного времени, требовались сведения о людских ресурсах. Ведение церковного учета было настолько тягостно для причтов, что по их жалобам отменено в 1726 г., но вскоре требования присылки ведомостей возобновились. Наиболее решительные меры по отлаяивзнию церковного учета населения относятся к правлению Анны Иоаяновны, когда были введены единый порядок составления и формы- исповедных ведомостей, ■ Резулмвтоы правительственных мер явилась возможность составления в Синоде "экстракта" по исповедным ведомостям 2з епархий зв 1737 г. и генеральной табели по метрическим ведомостям 21 епархии за 1738 г. Помимо периодических требований своевременного и правильного составления этих ведомостей, иногда за-

15

Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего Синода (0Д1СС) Т.Ш(1723 г.) СПб., 1878. - Стлб,526-528.

прасшвались и более подробные сведения о населении: например, з 1778 г. о старожилах (старше 90 лет) епархии, в 1770-1780-е годы - ведомости об уперших в период эпидемий1^.

Проникновение новых тенденций было гораздо более медленным в сельских приходах, где сильнее была зависимость причта от приходам. Сложное, противоречивое положение священно- и церковнослужителей в приходе обычно приводило к преимущественно нейтральному отношению к интересам зависимого населения. Но все же они использовали свои полномочия людей "государственных" (ведущих учет, выдававших свидетельства, ставивших подписи и др.) для под-дерккя решавшихся на побег крестьян и дворовых путем составления для них фальшивых подорожных, отпускных, паспортов. К числу форм социальной поддержки прихожан, по-видимому, можно отнести и венчание без разрешения помещика, без выводных и отпускных.

Разнообразие государственных повинностей стало к концу ХУШ в. привычной, традиционной чертой быта приходского духовенства, что приближало его по характеру деятельности к приказному чину. Конечно, процесс бюрократизации'происходил постепенно и нз сразу охватывал все сельское и городское духовенство. Более динамично процесс шел в Петербурге, где "отрабатывались" многие преобразования и где церковная жизнь организовывалась как бы заново.

Во второй главе рассматривается система обеспечения прич-тов сельских и городских церквей.

Особенностью сельских приходов Петербургской епархии, был их значительный размер: в 1730-1740-х гг. э среднем 1400-1600 душ об,п. в приходе, в 1780-е гг. - около 1200 человек15.

Источником земельной собственности причтов издазнз было добровольное отведение земли прихожанами, В ХУй в. этот процесс также подвергся государственной регламентации. При установлении норм 15-30 дес. в трех полях отриентировались на сложившийся в ХУП в. порядок.

14 ЦШ С.-Петербурга. Ф.19. Ол.1. Д.8355, 9400, 10223.

Там же. Л.2327. - Л.2-3. Д.12480.

Сведения о размере земельных наделов церквей епархйи, ОО-биравшиеся в конце 1730-хгг.,.. доказываю!, что средним наделом был надел в 12 дес. Статус владения мог бать разным: землй могла даваться помещиком и бчтъ "укреплена в-вечное владение" или "не укреплеаа"; давагьсл 'по указу каким-либо государственным ведомством. Часть земли.пустовала.из-за незаполнеиности штатов церквей. Часть причтов показали,-что земля отошла к помещику или крестьянам. Согласно сведениям о посеве и сборе на церковных наделах, с 12-ти десятин приходилось около 8 четвертей рки и 12 четвертей яровых, что по средней норме потребления достаточно для з-4-х человек, но не для всего причта (в среднем причт из трех-человек с членами семей составлял 12 человек)17. Наиболее часто встречавшиеся в 1-ой половине ХУШ в. наделы 10-15 дес. не обеспечивали потребности в хлебе, следовательно, большое значение имели такие источники доходов, как руга и плата 88 требоисправление.

В 1766 г. был установлен обязательный надел 30 дес. на причт из 3-х человек. Надели по-прежнему могли не использоваться полностью, могли отводиться в отдаленных от церкви местах или на неудобных землях..Размер использовавшейся земли ограничивался хакне возможностями обработки силами самого причта. Все se во второй половине ХУШ в. прослеживаемся гекденция к увеличению земельных владений (особенно в Лунском, Гдовском, Новоладожском уездах, где церковное землепользование было развито гораздо ' лучше, чем в Ямбургском, Копороком, Петербургском уездах).

В случае заданы "указного" надела деньгами, помещики назначали причтаи явлованье 120-150 рублей в год (Г?70-е гг.)

Попытки Павла I преобразовать систему церковного землевладения не увенчались успехом (предполагалось передать земли крестьянам для обработки на определенных условия^

В I798-I8Q0 гг. средний надел причюв, получавших также и ругу (валованье) ооотавлял 23,3 део. в 5-х полях, не получавших

16 ЦГИА C.-tlesepöypre. Ф.19. Оп,1. Д.1822.

Там яз. Д.188г. - Л.72. Д.3986.- Л.3-5. Д.9259. - Л.219-222.

Д.ХШ6, - 1.94-96.

18 Там гее. Д.8537. - Л.1-4. Д.9990% Оп.ИЗ. Д.1.- Л.25об.-26.

ругу - 30,9 дес. Около всех причтов имели "указной" надел в 30 дес. Саше большие надели были в Лужском, Гдоеском, Ново-лаДояском уездах. Осяовяим видом доходов в Петербургском, Ораниенбаумском, Софийском, Рождественском уездах била помещичья руга деньгами и хлебом. Итак, земля была надежным источником дохода, практически не зависящим от числа приходских дворов. Но для обработки полного 30-деся.тинного надела во многих случаях причтаы приходилось нанимать работника.

Наиболее удобным источником доходов была денежная и хлебная руга, выплачивавшаяся помещиком, крестьянами или государственным ведомством. Большой размер фиксированных ллатеяей свидетельствовал о благосостоянии причта. Однако встречались случаи отказа в выплате со стороны крестьян или помещика. В конце ХУШ в. в Лужском и Гдовском уездах преобладала руга хлебом, в Новоладонском деньгами, В этих уездах руга была в основной крестьянской, "по четверику с венца", ее размер прямо зависел от числа приходских дворов. Помещичья руга в Петербургском, Софийском, Ораниенбаумском, Рождественском уездах составляла 200-300 рублей в год на причт из 3-х человек. .

Постоянным и практически повсеместным источником дохода была плата за требы - крещение, венчание, погребение, молебны. Размер этой платы не удавалось регламентировать, она определялась обычаем, традицией. 3.И.Семевский, рассматривавший бюджет сельского священника, пришел к выводу, что плата за требы составляла более половины всей суммы доходов причта (но речь шла о крупном состоятельном приходе) . Общий размер платы за требоисправ-ление зависел от численности и уровня состоятельности прихожан.

Анализ отдельных сведений о бюджетах причтов, статистических материалов, а также приблизительная оценка размера платы за требы показали, что в 1-ой половине ХУШ.в. доходы сельских причтов составляли примерно 60-100 рублей (йз них священнику 40-50, дьякону 20-ЗД, причетникам 10-20 рублей в год). В конце ХУШ в. - доходы причта из 3-х человек доходили до 200-300 руб-

19

Семевский В.И. Сельский священник во второй половине ХУШ в.// Русская старина. 1877. 8. - С.536-538.

-1ft -

лей (священнику 150-160, дьякону X00-I50, причетникам 60-80). Учитывая рост цен на хлеб, мы не можем говорить о реальном увеличении доходов на протяжении ХУШ в.

Для положения духовенства-..^ Петербурге характерно наличие больного числа привилегированных категорий духовенства, состояв-¡¡шх на фиксированной жаловзяьи большого размера (2Ou-SOO рублей в сер.ХУШ з.). Причгы петербургских церквей делились на две основные группы: получавшие фиксированное жалованье и состоявшие на одном "церковном™ доходе от треб, молебнов и др. В 1737 г. первых было 22 из 37 (без учета дворцовых и домовых церквей), в 1767 г. - 17 из 46:. Положение прачщв, существовавших только на средства от прихода, было достаточно неустойчивым из-за перемещений населения, неравномерного распределения его по частям города, особенно в конце столетия, когда в результате интенсивного строительства церквей средний размер прихода уменьшился.

По размеру годового дохода священники и дьяконы приходских церквей Петербурга в 1730-1740 гг. (для священника - примерно ID0-I50 руб., дьякона - 60-80 руб.) приближались к среднему и низшему чиновничеству - регистраторам, концеляристэм, подканцеляристам, а причетники с годовым доходом до 40 рублей - к низшему чиновничеству или казенным мастеровым.

В третьей главе рассмотрены особенности формирования приходского духовенства в ХУШ в.

Наиболее яркой чертой было государственное регулирование, ограничение роста духовного сословия, одзриивание его численности в рамках установленных штатов. Сведения по Новгородской епархии показывают, что только за один год "разбора" (1737) 1812 человек - 14$ лиц духовного сословия - огдели в солдата . В годы самых жестоких "разборов" Петербургская епархия занимала привилегированное положение, но и здесь по присяжным делам и за провинности в 1736-1759 гг. в военную службу было отдано 40 человек^2.По разбору 1784 г. из духовенства епархии было иоключено. 82 человека (из 1173 душ м.п.) 3.

20 ЦГИА С.-Петербурга, Ф.19. Оп.1. Д.6846. - Л.8-8об.

21 ОДДЗС. Т.ХУ1 (1736 г.')СПб., 1906. - Д.375.

22 ЦГИА С.-Петербурга, Ф.19, Оп.1. Д.1682. - Л,14об.-70об.

23 Титлинов Б.В. Гавриил Петров... - С.544.

Выход из духовного сословия осуществлялся не только насильственный путец. За 1769 г. по Петербургской епархии из духовного сословия выбыли по своему нелзнию 153 человека^. В основном эти перехода осуществлялись детьми священно- и церковнослужителей и церковнослузитзлями. Из отложившихся в архиве консистории 277 дел о переходах (за 2-ую половину ХУШ в.) только четыре касаются выхода из духовного сословия самих священнослужителей. Выходцы из приходского духовенства определялись на слукбу в канцелярии центрального и местного управления, типография, госпитали, Монетный двор, Почтамт, на фабрики и мануфактуры, в придворную слукбу.

Особого внимания заслуживают случаи поступления представителей приходского духовенства на обучение в светские учебные заведения, поскольку это связано с процессом формирования разночинной интеллигенции. Приходское духовенство стало одним из источников образования этой сословной группы. Вообще, существовала определенная близость - по материальному положении и социальному статусу - иевд приходский духовенством и "разночинцами". Понятие "разночинцы" в конце ХУШ в. охватывало такие группы непривилегированного неподатного населения, как низшие статские, низшие военные (отставные) и низшие придворные чины. По профессиональной ■принадлежности среди них были переводчики, учителя, художники, работники типографий, служащие канцелярий, лекари и др. К ниц и присоединялись после окончания учебных заведений выходцы из духовного сословия. В основном в светские учебные заведения они приходили из семинарий, которые не сразу стали узкосословнЫми учреждениями и содержали в программах общеобразовательные дисциплины.

История Академического университета предоставляет нам примеры обучения представителей петербургского лркходокого духовенства (С.Руновский, И.Досовиков, И.Барков). Выходцам из-приходского духовенства били и такие известные деятели науки и культуры ХУШ в. как Н.Озерецковский, Г.Соболевский, П. Маха ев, 1,!.Пермский , И.Старев, М.Соколов.

"Открытость" духовного сословия была.в основном односторон-

^ Титлинов Б.З, Гавриил петров... - С.э44.

ней. Однако в Петербургской епархии, где многие храмы только основывались, .в число духовенства попадали и представители иных сословий, например, из посадского населений, попадавшие в причт через институт церковных старост; ототзвкые военные -из числа церковных сторожей..К тому же-. в 1-ой половине ХУШ в. еще существовал -доступ лиц светского звания в семинарию.

Но протяжении ХУШ в, остро стоял вопрос об определении сословного статуса духовенства. Церковные деятели практически безуспешно пытались отстоять особое положение служителей культа. И по материальному положению, и по отношению государственной власти и-сановников, и по выполнявшимся общественным функциям приходское духовенство оказывалось близким к группам непривилегированного .неподатного' населения, Об этом свидетельствует и характер переходов из духовного сословия - в близкие по социакь- . ному полокешио слои общества.

Выход йа.духовного сословия ъ большинстве случаев мотивировался схрзшшниеи к устойчивому, надежному положению» которое представляло государственное ааловзиьз, отсутствие зависимое:® от "приходского подаяния", Особенно остро зйз чувствовали причетники - дьячки, пономари, пезлошцщш-, которые на протяжении ХУИ в. составляли 47-54$ от всей числеяностп приходского духовенства. Другая чаоть - священники, дьяконы, протодьяконы -безусловно, авнимали более.прочную позицию б силу своего лучшего материального• положения, ко по своему социальному статусу также не приближались к подлинно привилегированной части общества.

По теме диссертации опубликованы одедующие работы:

1. Исповедальные ведомости 1737 г, как источник историк населения Петербурга //Генезис и развитие феодализма в России; Проблемы истории города. Лл йзд'-во Ш, 1988. - С.187-197.

2. Церковная реформа Петра I в работах советских иоториков// Актуальные вопросы изучения и преподавания историографии в высшей школе. Сыктывкар, 1989. - С.55-42.

5. К вопросу об экономических отношениях в сельских приходах северо-запада России в ХУШ в,//Изучение аграрной истории европейского севера СССР нэ современном згвпе. /Науч.гр.Коми научного центра. Сыктывкар, 1939. - С,53-56,