автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений
Полный текст автореферата диссертации по теме "Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений"
На правах рукописи 00459972И
Агалюлина Юлия Камильевна
Применение трансфёрной методики технологических процессов эмалирования ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений
Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
2 5 МАР 2010
Санкт-Петербург 2010
004599728
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна» на кафедре технологии машиностроения и художественной обработки материалов
Научный руководитель:
доктор технических наук, профессор Жукова Любовь Тимофеевна
Официальные оппоненты:
доктор технических наук, профессор Пряхин Евгений Иванович
кандидат технических наук, доцент Петрова Светлана Георгиевна
Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная
художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица
Защита состоится 12 апреля 2010 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.236.04 при Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна по адресу: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 18, Центр инноваций, печати и информации, 1 этаж.
Текст автореферата размещен на сайте: http://www.sutd.ru С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна по адресу: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 18.
Автореферат разослан 11 марта 2010 г.
/
Ученый секретарь диссертационного совета
С. М. Ванькович
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность работы
Современное крупносерийное массовое и мелкосерийное производство ювелирных украшений обновляет и расширяет номенклатуру выпускаемой продукции в основном за счет приоритетных дизайнерских решений, направленных на совершенствование свойств изделий, путем создания новых художественных образов, открытия и разработки пространственных форм и создания цветовых композиций, которые способствуют удовлетворению эстетических требований самого изысканного и утонченного социума.
Развитие культуры и моды ставит перед дизайнерами и ювелирной промышленностью все более сложные и трудоемкие задачи, которые практически невозможно решить без серьезных научных разработок.
Эмалирование является одной из базовых технологий ювелирного производства, дающей возможность расширить арсенал художественных средств и приемов реализации авторских идей, создавать собственные цветовые сочетания, обладающие яркой индивидуальной выразительностью. Это, прежде всего, выбор материалов для декоративно-защитных покрытий в интеграции с трансферами и различными условиями их нанесения на поверхность изделия, которые значительно дополняют гамму цветового сенсорного восприятия и пространственную фактуру.
Горячее и холодное эмалирование варьируется в зависимости от серийности производства, которое определяется рыночными отношениями. Растущий потребительский спрос делает актуальным применение эпоксидных и полиуре-тановых двухкомпонентных компаундов и фотополимерных эмалей. Таким образом, выбирая материалы покрытий, комбинируя их с трансферами и варьируя условия их нанесения, можно продавать поверхности изделий различные цвета и фактуру, расширяя возможности полутоновой передачи в миниатюре. Все это в совокупности повышает качество продукции и разнообразит ее ассортимент.
В научной литературе имеются сведения об использовании различных красок в изготовлении трансферов, но процесс воспроизводимости их цвета на эмалях в ювелирной промышленности не рассматривался.
Для придания поверхности деколи на эмали определенного заданного комплекса цветовых характеристик, таких как насыщенность, яркость, тон, требуется изучение современного ассортимента красок и эмалей с учетом технологических процессов декодирования. Оптимальный выбор сырья невозможен без всестороннего учета свойств, технологических особенностей печати деколи и ее взаимодействия с эмалью, способов нанесения и возможных химических реакций при декодировании между используемыми материалами и внешней средой.
В таких условиях одной из важных проблем является отсутствие транс-ферной методики в технологических процессах эмалирования в целях получения заданных колористических свойств покрытий ювелирных украшений.
Цель и задачи исследований
Целью диссертационной работы является научное обоснование и разработка трансферной методики создания ювелирных изделий с эмалированными поверхностями, имеющими заданные колористические свойства.
Для достижения цели в работе решены следующие задачи:
1) проведен сравнительный анализ современных методик изготовления
ювелирных изделий с применением цветных эмалей для их научного исследования и дальнейшего совершенствования;
2) установлены зависимости цветовых характеристик деколи на поверхности изделия от температуры обжига в диапазоне 750-880 °С и цвета эмалевой подложки;
3) разработаны технологии получения ювелирных изделий с заданными цветовыми характеристиками;
4) созданы базы данных для изделий, имеющих и-слойное покрытие, образованное керамическими красками и цветными эмалями, по цветовым характеристикам три температуре обжига;
5) разработаны рекомендации по внедрению трансферной методики в технологические процессы эмалирования на ювелирном производстве.
Методы исследования
Колористические свойства и цветовые характеристики исследуемых объектов оценивали с помощью методов спектрофотомерии с использованием спектрофотометра фирмы GretagMacbeth Spectrolino, оптического микроскопа Leica DFC 320 High Resolution Color Digital Camera, электромагнитного толщиномера Константа-К5.
Для получения образцов в работе использовалось специальное оборудование: муфельная печь JP Selecta S. А. N - 80 L 1100 (Испания), с погрешностью измерения температуры ±10 °С; низкотемпературная печь с принудительной конвекцией SNOL 24 / 200 LFN (Литва); засветочный шкаф Beltron beltro-mat 815 (Германия); печатная машина Thieme 1010 (Германия); автоматическое оборудование для нанесения копировальных слоев Harlacher (Швейцария); пресс гидравлический Orofranco 15 тонн (Италия); принтер Canon Pixma iP 1600 (Япония); пневматический диспенсер EFD (США).
Обработка результатов проводилась с применением методов математической статистики на ПК с использованием стандартных программ
Научная новизна работы заключается в следующем.
1. Установлена зависимость цветовых характеристик деколей на эмалях от их химического состава и температуры обжига в диапазоне 750-880 °С.
2. С использованием математических методов планирования эксперимента определена оптимальная температура обжига, при которой максимально достигаются колористические показатели эмалевых покрытий при обеспечении требуемой насыщенности цвета, как их основной цветовой характеристики.
3. С применением информационных технологий создана база данных цветовых характеристик для внедрения системы автоматизированного проектирования ювелирных изделий.
4. Показано, что последовательность наложения кадмийсодержащих и бескадмиевых деколей на эмалевую поверхность при температуре обжига
750 °С не влияет на размеры периферийной зоны.
5. Разработаны рекомендации, позволяющие расширить спектр информационных и дизайнерских решений при внедрении трансферной методики в технологический процесс холодного эмалирования ювелирных изделий.
Практическая значимость работы
1. Предложенная методика позволяет увеличить серийность ювелирных изделий, создать устойчивый вид парных украшений и гарнитуров, снизить трудозатраты и себестоимость продукции.
2. Разработаны рекомендации по внедрению методики декодирования в технологические процессы горячего и холодного эмалирования на ювелирном производстве.
3. Результаты работы внедрены с положительным эффектом в ювелирные производства: ЗАО «Ростовская финифть» (г. Ростов Великий), ООО «РосЮве-лирПром» (Санкт-Петербург).
Апробация работы
Материалы диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на: Первой Международной научно-практической конференции «Развитие современного искусства: наука и образование в области ювелирной промышленности» СПГУТД (СПб., 2007); научно-технических конференциях и семинарах СПГУТД (СПб., 2007—2009); заседаниях кафедры технологии машиностроения и художественной обработки материалов СПГУТД (СПб., 2007—2009); Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Современная техника и технологии» ТПУ (Томск, 2008, 2009); семинаре ДААД «Михаил Ломоносов / Иммануил Кант» (Бонн, Германия, 2009); кафедре дизайна Дюссельдорфского университета прикладных наук (Dusseldorf University of Applied Sciences) (Дюссельдорф, Германия, 2009).
Работа была поддержана грантом Министерства Рособразования и Германской службой академических обменов DAAD (А / 08 / 96361) в рамках программы «Иммануил Кант» (Москва, 2008).
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Текст работы изложен на 133 страницах, содержит 26 рисунков и 15 таблиц. Список использованных источников насчитывает 146 наименований.
Достоверность результатов подтверждается научным обоснованием положений, выносимых на защиту, апробацией методики на ювелирных произ-
водствах и использованием современных средств и методов проведения исследований.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, формулируются цели и задачи исследования, отражается научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Состояние вопроса» представлен обзор научной литературы по тематике диссертации. Описаны методы исследования свойств керамических красок и эмалей (В. И. Савченко, Э. Бреполь, И. А. Булавин, И. В. Пищ, Е. И. Орлов, Д. Макграс, М. К. Никитин и др.). Приведены способы получения изображений и прогнозирования их качества в процессе трафаретной печати (С. Т. Ингрэм, В. В. Аверьянов др.). Сделан анализ существующих методов и средств спектрофотометрического и колориметрического измерения (М В. До-масев, М. М. Гуревич, Д. Вышецки, И. Иттен, М. Ферчайльд и др.). Рассмотрено место и значение эмали в ювелирном дизайне, влияние технологических особенностей эмалирования на формирование художественного образа (И. Н. Верещагина, А. А. Гилодо, Н. В. Калягина, Е. С. Сиротников, В. Ф. Пак и др.).
Анализ существующих литературных и патентных источников выявил необходимость разработки трансферной методики технологических процессов эмалирования с контролируемым цветом красок на эмалевых поверхностях ювелирных изделий в процессе их производства для получения заданных колористических свойств. Таким образом, при рассмотрении трансферной технологии с позиций технической эстетики и оценки возможности ее внедрения в процесс производства ювелирных изделий выявилась необходимость создания научно-методической базы, которая позволила бы получать заданные колористические свойства и управлять цветовыми параметрами эмалевых покрытий. В соответствии с этим была поставлена цель и определены задачи исследования.
Во второй главе «Методика изготовления образцов» выявлены технологические особенности метода печати деколи, нанесения и обжига эмали и трансфера, влияющие на цветовые характеристики покрытий. Разработаны методики проведения экспериментального исследования.
Исследования колористических свойств покрытий проводились на образцах, изготовленных из эмалей и керамических красок размером 70><55 мм. В качестве основ под эмалевые покрытия использовался металлический материал медь, марки Ml (ГОСТ 1173-06). Данный материал устойчив при оплавлении эмали и обеспечивает прочную адгезию с эмалевым покрытием. Покрытие образцов осуществлялось с использованием эмали производства «Дулевского красочного завода» (г. Дулево, Россия), имеющего международные сертификаты качества и обладающего стабильностью свойств широкого ассортимента выпускаемого материала. Деколи изготавливались на предприятии ООО «Рос-деколь» (СПб., Россия). В создании деколей применялась коллекция керамических опаковых пигментов серии Н64 (Heraeus Porcelain Bone China Earthenware
Tile Enamel 780-880 °C). Керамические пигменты данного производителя обладают устойчивостью свойств, что было подтверждено сравнительным анализом на образцах, изготовленных ООО «Росдеколь».
Выбор цвета, прозрачности эмалей и деколей для проведения эксперимента обуславливался задачами данного ювелирного производства. Образцы изготавливались в лабораторных условиях.
При изготовлении керамических красок надглазурные пигменты аддитивно смешивались в трехвалковой мельнице с тиксотропным маслом повышенной вязкости, в соотношении 2/1 в течение 25 мин/1 кг для гомогенизации взвеси. Вспомогательные материалы были использованы по рекомендации завода-производителя Heraeus.
Деколи изготавливались методом трафаретной печати.
В табл. 1 приведены используемые в исследовании деколи, их цвет, номенклатура и пигменты, входящие в состав красок для их изготовления.
Таблица 1 - Цвет, номенклатура деколей и пигментов, входящих в состав
к расок для изготовления деколей
Цвет деколи Номенклатура деколи Номенклатура пигментов
Кобальт синий 64014 Н64014
Королевский синий 64115 Н64115
Темно синий 64201 Н 64115+ Н 64124+ Н 64888
Голубой 64030 Н 64006 + Н 64014 + Н 64418
Зеленый мох 64447 Н 64447
Сине-зеленый 64418 Н64418
Темно-зеленый 64150 Н 64324 + Н 64418 + Н 64888
Сине-зеленый темный 64266 Н 64418+Н 64888
Светло-коричневый 64190 Н 64351 +Н 64228
Оранжевый 64058 Н 64335 + Н 64776
Желтый 64023 Н 64333 + Н 64351
Черный 64804 Н 64804
Темно-коричневый 64218 Н 64228 + Н 64888
Коричневый 64186 Н 64228 + Н 64888
Коричневый теплый 64098 Н 64228+ Н 64888
Темно-красный 64778 Н 64778
Красно-коричневый 64723 Н 64723
Красный 64055 Н 64776 + Н 64778
Алый 64103 Н 64776 + Н 64778
Декодируемый образец изготавливался в следующей последовательности.
1. Подготовительные операции.
Для удаления масляных и других органических загрязнений медная заготовка подвергалась термическому обезжириванию и одновременно снятию внутренних напряжений металла в муфельной печи при температуре 700 °С в течение 1 мин.
Механическая очистка на крацовочных станках с использованием 3 %-ш раствора поташа, способствовала удалению окалины, образовавшейся после термической обработки. Декапирование проводилось в 10 %-м растворе серной кислоты с последующими операциями промывки, нейтрализации и сушки.
2. Нанесение и обжиг эмали.
Эмалевый шликер наносился на оборотную сторону изделия и помещался в сушильный шкаф на 10 мин при температуре 70 "С. Равномерный обжиг образцов достигался при температуре 800 °С в течение 3 мин. После повторного травления на лицевую сторону изделия наносился шликер из мелкодисперсионного 0,1 мм эмалевого сырья, номенклатура, цвет и прозрачность которого представлена в табл. 2.
Таблица 2 - Цвет, прозрачность и номенклатура эмалей
Цвет Прозрачность Номенклатура
Красный Опаковая 74
Черный Опаковая 21
Зеленый Опаковая 98
Желтый Опаковая 4
Коричневый Транспарантная 147
Темно-зеленый Транспарантная 100
Голубой Опаковая 28
Синий Транспарантная 91
Транспарантный Транспарантная 32
Белый Опаловая 16
Белый Опаковая 13
Затем изделия подвергались обжигу при температуре 800 °С в течение 3 мин. После обжига образовалась связанная, гладкая, блестящая поверхность без трещин, пор и вздутий.
На эмалевые поверхности наносили увлажненные деколи. Затем образцы подвергали сушке в помещении при температуре 20 °С в течение 2 часов.
Экспериментальные исследования проводились в существующем диапазоне температур для выбранных материалов от 750-880 °С. Диапазон температур выбирался между двумя крайними точками допустимых температур для данного вида сырья. Рекомендованный производителем диапазон температур для деколей составлял 780-880 °С, эксперимент проводился с интервалом температур 50 °С. Однако минимальная точка впекания краски в поверхность для данных эмалей составляет 750 °С. Поэтому были установлены следующие тем-
пературы обжига деколей для исследования: 750, 780, 830 и 880 °С. Деколи обжигались в течение 1,5 мин.
Третья глава диссертации «Решение задач цветового проектирования трансферов на эмалевых поверхностях» посвящена оценки яркости образцов, насыщенности цвета и цветового тона. Измерения проводились с помощью спектрофотометра фирмы GretagMacbeth Spectrolin» (геометрия измерения 45° / 0°) при источниках освещения А и D6s, угле наблюдения 2°, без фильтра. Перед измерениями спектрофотометр был откалиброван относительно белого стандарта. Выбор угла наблюдения 2° соответствует рекомендациям Международной комиссии по освещению (МКО) и обусловлен тем, что измеряемые образцы деколей, как и ювелирные изделия, для которых они предназначены, имеют малый угловой размер.
Выбор источников освещения был продиктован тем, что ювелирные изделия рассматриваются обычно при дневном или комнатном освещении. Как известно, дневной свет наиболее точно воспроизводится стандартным источником D6s, а комнатное освещение - источником А.
Для сокращения количества измерений координаты цвета определялись в независящей от цветности источника освещения колориметрической системе XYZ. Координаты цвета, определенные в системе XYZ, имеют и другую важную особенность - координата Y характеризует яркость измеряемого образца. Именно поэтому оценка яркости деколей производилась по величине их Y-координат.
Для изучения зависимости цветовых характеристик деколи от температуры обжига было изготовлено 10 групп пластин, по 60 пластин в каждой группе.
При этом в каждой группе по 15 пластин обжигались при температурах 750, 780, 830 и 880 °С.
На каждую пластину был нанесен набор деколей, номенклатура которых представлена в табл. 1. Размер участка деколи составлял 3x7 мм Измерение цветовых характеристик деколей производилось на спектрофотометре с апертурой 3 мм, на каждом участке проводилось не менее трех измерений.
Для определения оптимальной температуры обжига, при которой максимально достигаются заданные цветовые характеристики, исследовали зависимость яркости образца от температуры. Измерения яркости Y проводили при температурах 750, 780, 830 и 880 °С. В качестве функции регрессии был выбран полином второго порядка, коэффициенты которого а, Ъ и с определялись методом наименьших квадратов (рис. 1).
Изменение режима изготовления деколи влияет не только на яркость, но и на цвет покрытия. В качестве характеристик последнего были выбраны координаты цветности в колориметрической системе LCh: цветовой тон (И) и насыщенность (С).
Для определения оптимальной температуры обжига, позволяющей максимально получать заданные цветовые характеристики деколей, исследовали
зависимость насыщенности цвета (С) и цветового тона (К) от температуры обжига. Измерения проводили при температурах 750, 780, 830 и 880 °С (табл. 3).
Температура, °С
Рисунок 1 - Зависимость яркости на белой эмали от температуры обжига деко-ли 64447 зеленый мох: У- яркость образца
Результаты исследований подвергали математической обработке. В качестве функции регрессии был выбран полином второго порядка
С = а? +Ы + с, где а, Ь,-с- коэффициенты полинома второго порядка.
Коэффициенты а, Ъ и с определяли методом наименьших квадратов. При проведении эксперимента в качестве фактора оптимизации использовали температуру обжига, а в качестве критериев оптимизации - цветовые характеристики.
На рис. 2 приведена функция регрессии для деколи 64030 кобальт синий.
700 750 S30 850 900 Температура, °С
Рисунок 2 - Зависимость насыщенности деколи 64030 кобальт синий на белой эмали от температуры обжига: С - насыщенность
Уравнение регрессии имеет следующий вид С = -0,001ЗГ2 + 2,02/ - 75 6, 7, где I - температура обжига, °С.
Таблица 3 - Изменение цветового тона (h) и насыщенности (С) деколей в результате термической обработки при температурах 750, 780, 830 и 880 "С
Номенклатура деколи Температура, °С
750 780 830 880
С h С h С h С h
64030 кобальт синий 39,66 -1,35 42,66 -1,32 39,45 -1,32 31,84 -1,34
64201 темно-синий 20,49 1,27 20,78 1,31 17,72 1,12 14,27 0,67
64115 королевский синий 49,37 -1,40 51,14 -1,40 52,84 -1,36 53,74 -1,32
64014 голубой 21,76 1,18 22,79 1,26 22,81 1,25 19,81 1,06
64266 сине-зеленый темный 17,26 0,03 15,66 0,20 21,69 -0,33 29,71 -0,73
64150 темно-зеленый 25,75 -0,10 23,01 -0,01 31,06 -0,31 40,34 -0,61
64418 сине-зеленый 43,69 0,12 42,70 0,18 43,57 0,05 46,51 -0,22
64447 зеленый мох 37,80 -0,44 35,62 -0,43 36,76 -0,40 40,41 -0,43
64023 желтый 60,90 1,52 57,88 1,51 57,60 1,54 55,58 -1,54
64058 оранжевый 72,76 1,41 79,15 1,41 66,82 1,40 48,45 1,48
64190 светло-коричневый 38,71 1,20 38,88 1,18 38,57 1,21 44,88 1,39
64098 теплый коричневый 31,73 1,23 29,91 1,23 40,69 1,45 56,98 -1,55
64186 коричневый 26,87 1,40 26,47 1,42 37,30 -1,53 51,43 -1,43
64218 темно-коричневый 29,26 1,35 28,82 1,36 35,92 1,49 54,33 -1,45
64804 черный 21,01 22,29 14,55 15,32 28,37 30,33 34,79 37,56
64103 алый 73,98 0,74 73,71 0,74 56,63 0,68 33,89 0,77
64055 красный 53,74 0,62 53,99 0,62 36,81 0,59 18,79 0,91
64723 красно-коричневый 37,75 0,74 38,64 0,73 32,31 0,76 21,80 0,97
64778 темно-красный 47,37 0,55 49,59 0,56 36,57 0,52 17,75 0,85
Изменение цветового тона и насыщенности деколей с повышением температуры обжига на графиках равноконтрастного цветового пространства МКО в полярных координатах С, h представлено для оранжевой деколи 64058 (рис. 3).
На рис. 4, а и б показаны соотношения насыщенности цвета (С) деколей при различных температурах обжига. Из рис. 4, а видно, что уже при 780 °С 42 % деколей теряют свою насыщенность, следовательно, повышать температуру до 780 °С нежелательно.
Анализ результатов исследования показал, что изменение цветовых характеристик изделий при обжиге наиболее точно отражают две величины -насыщенность и яркость, принятые в виде критериев при определении оптимальной температуры обжига, равной 750 °С. При этом яркость дает завышенную оценку для температуры 780 °С, а насыщенность наиболее точно отражает изменение цветовых характеристик и может быть использована на практике для определения температуры обжига, при которой максимально достигаются заданные цветовые характеристики деколей.
Рисунок 3 - Изменение цветового тона (й) и насыщенности (С) деколи 64058 оранжевой от температуры обжига
а
Рисунок 4 - Соотношения насыщенности (С) цвета деколей при различных температурах обжига: 1 - 750; 2 - 780; 3 - 830 и 4 - 880 °С ; а - минимальные значения насыщенности: 1— 11; 2 - 42; 3 - 5; 4 - 42 %; б - максимальные значения насыщенности: 1 - 10; 2 - 32; 3 - 5; 4-53 %
Результаты исследований показали возможность разработки практических методик, позволяющих получать заданные колористические свойства декоративных эмалевых покрытий и управлять этим процессом.
На основе проведенных экспериментов создана база данных для двухслойных покрытий изделий, образованных исследуемыми деколями и ювелирными эмалями по цветовым характеристикам при температуре обжига 750 °С. Изменение коэффициента отражения в зависимости от длины волны при эмалевых подложках различных цветов представлены на примере голубой деколи 64030 (рис. 5).
Выявлены две группы деколей на основе коричневых и зеленых цветов, которые оказывают влияние на толщину эмалевого покрытия. Определение толщины покрытия осуществлялось электромагнитным толщиномером.
U °'4
•ö* га ■6< о
8 5
о
-•-с
D
- Е
350 450 550 65С 750
Длина волны
Рисунок 5 - Изменение коэффициента отражения голубой деколи 64030 в зависимости от длины волны при подложках разного цвета при температуре 750 °С: В - зеленый; С - желтый; I) - темно-зеленый; Е - коричневый, Р - транспа-рантный; О - красный; Я - черный; I - голубой; синий
При температуре 750 °С толщина всего покрытия составляла 0,60 мм; при температуре 780 °С в области теплой коричневой 64098, коричневой 64186, темно-коричневой 64218 и черной 64804 деколи (группа 1) толщина покрытия равномерно изменилась до 0,55 мм; при температуре 830 °С для группы 1 толщина покрытия составила 0,5 мм, а в области сине-зеленой темной 64266, темно-зеленой 64150, сине-зеленой 64418 деколи и деколи зеленый мох 64447 (группа 2); при температуре 830 °С толщина покрытия составила 0,57 мм; при температуре 880 °С толщина покрытия в области деколей группы 1 составила 0,45 мм, группы 2 составила 0,52 мм (рис. 6).
Анализ результатов исследований показал, что температура обжига 780 °С деколи группы 1 и 830 °С деколи группы 2 приводит к браку изделия в виде изменения толщины эмалевого покрытия. Это происходит из-за повышения смачиваемости эмали и уменьшения поверхностного натяжения для деколей группы 1 и 2, что приводит к растекаемости эмали по металлической поверхности и уменьшению ее толщины.
Данные результаты подтвердили правильность выбранной температуры обжига 750 °С для деколей серии Я64.
□ 1 группа
□ 2 группа
750 780 830 880
Температура, °С
Рисунок б - Изменение толщины покрытия в области деколей: группа 1 -64098 теплый коричневый, 64186 коричневый, 64218 темно-коричневый, 64804 черный; группа 2 - 64266 сине-зеленый темный, 64150 темно-зеленый, 64418 сине-зеленый, 64447 зеленый мох
Эксперимент на взаимодействие деколи на основе кадмиевых красок (64103 алый) с деколями синего, желтого и зеленого цвета (64115 королевский синий, 64023 желтый, 64447 зеленый мох), определил их совместимость. Изменение размеров периферийной зоны между деколями определяли посредством оптической микроскопии. Варьировался порядок нанесения деколей. В первом варианте на деколь 64103 наносили деколи 64115, 64023 и 64447, во втором — деколь 64103 наносили на деколи 64115, 64023 и 64447, после чего деколи обжигались при температурах 750, 780, 830 и 880 °С.
Результаты эксперимента выявили, что при температуре 750 °С контур деколей остается стабильным. При температуре 780 °С заметны искажения периферийной зоны, причем при контакте с деколью 64447 деколь 64103 приобретает тенденции к сжатию независимо от последовательности наложения. Это происходит за счет разницы в коэффициентах смачиваемости, а при контакте с деколью 64115 деколь 64103 в первом варианте имеет тенденции к растекаемо-сти, во втором варианте — к сжатию. С возрастанием температуры установленные тенденции увеличиваются и при 880 °С достигают следующих значений: на деколи 64447 деколь 64103 сжимается на 0,5 мм, на деколи 64115 деколь 64103 в первом варианте растекается на 0,4 мм, во втором варианте сжимается на 0,3 мм. При контакте с деколью 64023 периферийная зона остается стабильной при температурах 750, 780, 830 и 880 °С (рис. 7).
По полученным результатам можно сделать вывод, что кадмийсодержа-щую деколь 64103 следует наносить в два слоя с деколями 64115, 64023, 64447 в любой последовательности и подвергать обжигу без искажения периферийной зоны при температуре 750 °С.
Результаты исследования выявили факторы, позволяющие изменять цветовые характеристики в процессе декодирования.
1 2 3
i I I
1 2 3
Рисунок 7 - Тенденции периферийных изменений кадмиевой и бескадмиевых деколей при различном порядке их нанесения на белой эмали при температуре 780 °С: 1 - 64447 зеленый мох; 2 - 64014 королевский синий; 3 - 64023 желтый;
4 - 64055 алый. Ряд А - первый слой алая деколь; ряд Б - второй слой алая
деколь
В четвертой главе «Влияние технологических параметров нанесения трансферов и двухкомпонентных компаундов на цветовые характеристики покрытий» рассматривались экспериментальные исследования по технологическим и физико-химическим параметрам методики декодирования двухкомпонентных компаундов. Для проведения эксперимента изучались двухкомпонент-ные холодные эмали на основе продуктов полимеризации дифенилпропана, соединений с фенольными группами и эпихлоргидрина, а также на полиуретано-вой основе.
С целью исследования цветовых характеристик безобжиговых трансферов эксперимент проводили на эмали с эпоксидной основой Cavallin (F. Iii Са-vallin, Италия). Основными критериями выбора были ее физико-технологические и химические свойства, такие как высокие значения адгезионной прочности, отсутствие летучих паров при отверждении, способность от-верждаться в широком температурном интервале от -20 до 200 °С, в слоях любой толщины, незначительной по сравнению с другими термореактивными полимерами усадкой, химической стойкостью к действию агрессивных жидкостей, атмосферостойкостью, хорошей окрашиваемостью и совместимостью с другими материалами, в частности, лаком L 414 Heraeus и красками LC - 41 Color, PG - 40 Black, Canon.
Отверждение эпоксидных смол может происходить в результате поликонденсации с полифункциональными соединениями - катализаторами, или в процессе ионной полимеризации по эпоксидным группам. В качестве катализаторов используются амины (алифатические и ароматические), дикарбоновые кислоты и их ангидриды, кислоты Льюиса, третичные амины, комплексы триф-торида бора и др. В эксперименте применялись аддитивно смешанные катализатор Cavallin 9085 и белая опаковая эмаль СО. 9002, в соотношении 100/40, которые наносились при помощи пневматического диспенсера на медную металлическую основу марки Ml, толщина покрытия составляла 1 мм. Сушка прохо-
дила в низкотемпературной печи с принудительной конвекцией при температуре 60 °С в течение 45 мин.
Далее на эмаль переносили печатное изображение посредством транс-ферной технологии, изготовленное следующим образом: на гуммированную бумагу, покрытую слоем декстрина, наносили изображение бесконтактным способом печати, применяя краски для струйной печати LC - 41 Color, PG - 40 Black, Canon и покрывали safe^aKOML414 Heraeus.
Для фиксации трансфера на эмалевом покрытии верхним слоем наносили аддитивно смешанные катализатор Cavallin 9085 и бесцветную прозрачную эмаль TR. 9005 в соотношении 100/40.
Методика проектирования свойств безобжиговых деколей во многом зависит от качества печати и требует полиграфических решений. Управление цветом может проходить на предпечатной подготовке, калибровке оборудования и прочих этапах, описанных в специальной литературе.
Сравнительный анализ проведенных экспериментов выявил значение контура safe-лака, который должен совпадать с внутренним контуром декорируемого изделия, так как при изготовлении ювелирных украшений с использованием двухкомпонентных компаундов исключается операция обжига, следовательно, выгорания органических компонентов.
В результате проведения эксперимента были установлены технологические особенности методов печати и нанесения трансфера на холодные эмали, влияющие на цветовые и качественные характеристики покрытий. Эксперименты подтвердили предположение, что подогрев образца во время сушки изделия до 60 °С не влияет на цветовые характеристики трансфера.
В пятой главе «Методика практического применения трансферных технологий» рассмотрены методики практического применения трансферных технологий в проектировании ювелирных украшений.
Описаны возможности и закономерности моделирования ювелирных изделий посредством систем прототипирования на основе программного обеспечения - 3D Max, Art Саш, Rinoseros, SolidWorks, Auto Cad, Maya Personal, с учетом известного спектра техник эмалирования, таких как перегородчатая эмаль (cloisonne), выемчатая эмаль (champleve), эмаль по рельефу, витражная эмаль (plique-a-jour) и эмаль по основе.
Среди перечисленных техник следует выделить эмаль по основе, так как при проектировании ювелирных изделий с эмалью по основе необходимо учитывать наличие кастовых систем крепления эмалевой вставки. Это могут быть глухие и царговые касты с перфорацией, ажурные крапановые касты, позволяющие не допускать деформационных процессов эмалевой вставки при ее креплении в изделие.
Далее рассматривались принципы моделирования форм при помощи аддитивных технологий (Additive Fabrication, AF) по принципу наращивания материала и неаддигивных на примере фрезерно-гравировального оборудования. Для создания мастер-моделей в системе AF могут использоваться жидкие, по-
рошковые, нитевидные полимеры; литейные воски; листовые материалы - металлопрокат, бумага, ПВХ-пленка; гипсовые композиции; плакированный литейный песок и ряд других материалов. Исследованы методы создания мастер-модели в следующих системах:
SLA - Stereo Lithography Apparatus, стереолитография;
SLS - Selective Laser Sintering, селективное лазерное спекание;
MJM - Multi Jet Modelling, построение модели путем нанесения расплавленного литейного воска или акрилового фотополимера с помощью многосопельных головок;
PSL - Plastic Sheet Lamination, построение модели путем послойного склеивания ПВХ-пленки.
Макет для деколи может быть изготовлен из следующего перечня программ, включающих в себя программы редактирования растровых изображений: Adobe Photoshop, Corel Painter, Focus Photoeditor, Gimp, Ulead PhotoImpact, Wizard Brush и др. Программы редактирования векторной графики: Adobe Illustrator, Corel Draw, Corel Xara, Macromedia Freehand и др.
На основании рассмотренных возможностей и экспериментов, описанных в главе 2-4, был предложен перечень рекомендаций по разработке и внедрению трансферной методики в технологических процессах эмалирования в массовое производство ювелирных украшений. Методика имеет перспективу развития в ювелирной, сувенирной и бижутерийной промышленности, а также для производства объектов дизайна.
В шестой главе «Примеры реализации результатов исследования» рассмотрены примеры ювелирных изделий, выполненные с применением разработанной методики, внедренные с положительным эффектом в промышленное производство. Разработаны эксклюзивные и тиражные ювелирные украшения, колористические решения которых построены на сочетаниях отдельных цветов или цветовых множеств, с применением драгоценных и цветных металлов. Изделия экспонировались на выставках и биеннале современного искусства.
На Московской Международной ювелирной и часовой выставке «Ювелир» (Сокольники, Москва, 2006) была представлена серия колец «Улей», созданная с использованием технологии нанесения керамических красок на горячую эмаль. Коллекция получила диплом в номинации костюмные украшения. Также изделия экспонировались в рамках ювелирной выставки «Ярославль. Отражением в сердце» (выставочный зал им. Нужина, Ярославль, 2007), на Международном конкурсе молодых дизайнеров ювелирных украшений «Образ и форма» (РЭМ, СПб., 2007) и др.
Работы опубликованы в журналах и каталогах современного искусства.
Материалы и результаты исследования использовались в учебном процессе в курсе «Специальные технологии» (специальность «Технология художественной обработки материалов»),
В заключении отражены основные результаты работы, сформулированы общие выводы и перспективные направления развития темы.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ РАБОТЫ
1. Теоретически и экспериментально подтверждена эффективность применения трансферного метода для создания цветных покрытий на эмалевых поверхностях ювелирных изделий.
2. На основе комплексного анализа влияния температуры на цветовые характеристики деколей и оптимизации технологических параметров процесса декодирования доказана возможность получения покрытий с точным воспроизведением заданного цвета.
3. Определена оптимальная температура (750 °С) обжига деколей на эмалях. При этом установлено, что изменение их цветовых характеристик в данном процессе определяется показателями яркости и насыщенности, первый из которых преимущественно оценивает цветовой результат при температурах выше 780 °С, а второй наиболее точно отражает изменение цвета и может быть использован для определения температуры. обжига, при которой максимально достигаются колористические показатели эмалевых покрытий.
4. Выявлены две группы деколей на основе коричневых и зеленых цветов, оказывающих влияние на толщину эмалевого покрытия Отмечено, что для первой группы деколей на основе коричневых цветов изменение толщины покрывного слоя происходит при 780 °С, а для второй - при 830° С.
5. Показано, что кадмийсодержащую деколь (64103) можно наносить в два слоя с другими деколями (64115, 64023, 64447) в любой последовательности и подвергать обжигу при 750 °С без искажения периферийной зоны. Отмечено, что при проведении процесса обжига при 780 °С наблюдаются периферийные изменения кадмиевых и бескадмиевых деколей при их различном нанесении на белую эмаль.
6. Создана база данных цветовых характеристик для двухслойных покрытий, образованных исследованными деколями и ювелирными эмалями при условии проведения процесса обжига при 750 °С.
7. Установлено, что прогрев образцов на основе исследованных двух-компонентных компаундов до 60 °С в процессе сушки ювелирных изделий не оказывает влияния на цветовые характеристики трансфера.
8. На основании проведенных исследований даны рекомендации по разработке, применению и внедрению трансферного метода для технологических процессов эмалирования при производстве ювелирных изделий, высокая эффективность которого подтверждена результатами производственной апробации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНО
ВРАБОТАХ
Статьи в журналах, входящих в «Перечень...» ВАК РФ
1. Агалюлина, Ю. К Исследование керамических пигментов на эмалированной поверхности [Текст] / Ю. К. Агалюлина, Л. Т. Жукова // Дизайн. Материалы. Технология. -2009. -№4 (11). -С. 31-32.
2. Дмитриев, В. А. Об историческом значении грузинских средневековых эмалей [Текст] / В. А. Дмитриев, Ю. К. Агалюлина, Л. Т. Жукова // Дизайн. Материалы. Технология. - 2009. - № 3 (10). - С. 66-68.
Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов
3. Агалюлина, Ю. К. Виды брака, причины появления и способы его устранения в технологии горячего эмалирования [Текст] / Ю. К. Агалюлина, Л. Т. Жукова // Сб. докл. XIV Международ, науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых «Современные техника и технологии». - Томск: ТПУ, 2008. - С. 459461.
4. Агалюлина, Ю. К Оптимизация технологии эмалирования металлических поверхностей [Текст] / Ю. К. Агалюлина, Л. Т. Жукова // Дни науки: Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической пром-ти. - СПб.: СПГУТД, 2008. - С. 483-490.
5. Агалюлина Ю. К Исследование свойств керамических красок на силикатных поверхностях [Текст] / Ю. К Агалюлина, Л. Т. Жукова // Сб. докл. XV Международ, науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых «Современные техника и технологии». - Томск: ТПУ, 2009. - С. 369-371.
6. Агалюлина Ю. К. Исследование основных факторов изменения колористических показателей эмалевой миниатюры [Текст] / Ю. К. Агалюлина, Л. Т. Жукова // Дни науки: Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической пром-ти. - СПб.: СПГУТД, 2009. - С. 330334.
7. Агалюлина Ю. К. Технология и виды горячего декодирования в силикатной промышленности [Текст] / Ю. К Агалюлина, Л. Т. Жукова, А. К Гуде-лайтис //Дни науки: Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической пром-ти - СПб.: СПГУТД, 2009. - С. 316— 319.
8.Агалюлина Ю. К. Моделирование ювелирного гарнитура для особых торжеств [Текст] / Ю. К Агалюлина, Л. Т. Жукова // Дизайн. Теория и практика -М.: МГУПИ, 2009. - С. 57-80.
Оригинал подготовлен автором
Подписано в печать 26.02.2010. Печать трафаретная.
Усл. печ. л. 1,0. Формат 60x841/16. Тираж 100 экз.
Отпечатано в типографии СПГУТД
191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 26
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Агалюлина, Юлия Камильевна
Введение.
1 Состояние вопроса.
1.1 Эмалевое покрытие в дизайне.
1.2 Технология изготовления керамических пигментов и красок.
1.3 Технология и виды декодирования в промышленности.
1.4 Физические основы цветности.
1.5 Принцип цветообразования.
2 Методика изготовления образцов
2.1 Сырьевые материалы для приготовления эмалей.
2.2 Технология нанесения эмали и ее обжиг.
2.3 Подготовка и исследование керамических пигментов для деколи.
2.4 Технология изготовления и нанесения деколей.
3 Решение задач цветового проектирования трансферов на эмалевых поверхностях.
3.1 Исследование зависимости цветовых характеристик деколи от температуры обжига.
3.2 Влияние химического состава деколи и температуры обжига на толщину декоративного покрытия.
3.3 Исследование взаимодействия кадмиевых и бескадмиевых красок.
4 Влияние технологических параметров нанесения трансферов и двухкомпонентных компаундов на цветовые характеристики покрытий.
5 Методика практического применения трансферных технологий
5.1 Моделирование ювелирных форм с использованием систем прототипирования.
5.2 Влияние техник эмалирования на моделирование ювелирных изделий.
5.3 Основные проблемы крепления эмалевых вставок в различных модификациях кастовых систем.
5.4 Основные принципы моделирования форм ювелирных изделий при помощи аддитивных и неаддитивных технологий.
5.5 Программное обеспечение для создания макета трансфера.
5.6 Особенности создания эскиза ювелирного изделия с деколью.
6 Примеры реализации результатов исследований.
Введение диссертации2010 год, автореферат по искусствоведению, Агалюлина, Юлия Камильевна
Современное крупносерийное массовое и мелкосерийное производство ювелирных украшений обновляет и расширяет номенклатуру выпускаемой продукции в основном за счет приоритетных дизайнерских решений, направленных на совершенствование свойств изделий, путем создания новых художественных образов, открытия и разработки пространственных форм и создания цветовых композиций, которые способствуют удовлетворению эстетических требований самого изысканного и утонченного социума.
Развитие культуры и моды ставит перед дизайнерами и ювелирной промышленностью все более сложные и трудоемкие задачи, которые практически невозможно решить без серьезных научных разработок.
Эмалирование является одной из базовых технологий ювелирного производства, дающих возможность расширить арсенал художественных средств и приемов реализации авторских идей, создавать собственные цветовые сочетания, обладающие яркой индивидуальной выразительностью. Это, прежде всего, выбор материалов для декоративно-защитных покрытий в интеграции с трансферами и различными условиями их нанесения на поверхность изделия, которые значительно дополняют гамму цветового сенсорного восприятия и пространственную фактуру.
Горячее и холодное эмалирование варьируется в зависимости от серийности производства, которое определяется рыночными отношениями. Растущий потребительский спрос делает актуальным применение эпоксидных и полиуре-тановых двухкомпонентных компаундов и фотополимерных эмалей. Таким образом, выбирая материалы покрытий, комбинируя их с трансферами и варьируя условия их нанесения, можно придавать поверхности изделий различные цвета и фактуру, увеличивая возможности полутоновой передачи в миниатюре. Все это в совокупности повышает качество продукции и расширяет ее ассортимент.
В научной литературе имеются сведения об использовании различных красок в изготовлении трансферов, но процесс воспроизводимости их цвета на эмалях в ювелирной промышленности не рассматривался.
Для придания поверхности деколи на эмали определенного заданного комплекса цветовых характеристик, таких как насыщенность, яркость, тон, требуется изучение современного ассортимента красок и эмалей с учетом технологических процессов деколирования. Оптимальный выбор сырья невозможен без всестороннего учета свойств, технологических особенностей печати деколи и ее взаимодействия с эмалью, способов нанесения и возможных химических реакций при деколировании между используемыми материалами и внешней средой.
В таких условиях одна из важных проблем — это отсутствие трансферной методики в технологических процессах эмалирования в целях получения заданных колористических свойств покрытий ювелирных украшений.
При изготовлении художественных изделий важным аспектом, влияющим на общий вид изделия, являются взаимовлияние и соотношение наносимых изображений, формы и размеров изделий.
Впечатление о форме складывается в процессе восприятия ее геометрических параметров в неразрывной связи с цветом, текстурой и фактурой поверхности. Визуальные и технические достоинства деколирования раскрывают широкий диапазон для творчества. Технология позволяет путем небольших экономических затрат вносить в дизайн украшений яркие цвета и увеличивать номенклатуру изделий. Один и тот же сюжет росписи по глухой, прозрачной и опаковой эмали приобретает разные визуальные эффекты. Надглазурные краски, используемые в деколях, обладают широкой палитрой цветов, так как температура обжига относительно невысока. Применяемые в красках флюсы придают блеск, обеспечивают необходимое сцепление с поверхностью глазури и не ухудшают окрашивающие свойства пигментов.
В данной работе рассмотрено влияние на цветовые характеристики различных факторов, таких как режимы обжига, химический состав красок и основы, а также технология трафаретной печати на качество поверхности и цвет покрытий готовой продукции.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационной работы является научное обоснование и разработка трансферной методики создания ювелирных изделий с эмалированными поверхностями, имеющими заданные колористические свойства.
Для достижения цели в работе решены следующие задачи:
1) проведен сравнительный анализ современных методик изготовления ювелирных изделий с применением цветных эмалей для их научного исследования и дальнейшего совершенствования;
2) установлены зависимости цветовых характеристик деколи на поверхности изделия от температуры обжига в диапазоне 750-880 °С и цвета эмалевой подложки;
3) разработаны технологии получения ювелирных изделий с заданными цветовыми характеристиками;
4) созданы базы данных для изделий, имеющих и-слойное покрытие, образованное керамическими красками и цветными эмалями, по цветовым характеристикам при температуре обжига;
5) разработаны рекомендации по внедрению трансферной методики в технологические процессы эмалирования на ювелирном производстве.
Методы исследования
Колористические свойства и цветовые характеристики исследуемых объектов оценивались с помощью методов спектрофотомерии с использованием спектрофотометра фирмы GretagMacbeth Spectrolino, оптического микроскопа Leica DFC 320 High Resolution Color Digital Camera, электромагнитного толщиномера Константа-К5.
Для получения образцов в работе использовалось специальное оборудование: муфельная печь JP Selecta S. А. N - 80 L 1100 (Испания), с погрешностью измерения температуры ± 10 °С; низкотемпературная печь с принудительной конвекцией SNOL 24 / 200 LFN (Литва); засветочный шкаф Beltron beltromat 815 (Германия); печатная машина Thieme 1010 (Германия); автоматическое оборудование для нанесения копировальных слоев Harlacher (Швейцария); пресс гидравлический Ого franco 15 тонн (Италия); принтер Canon Pixma iP 1600 (Япония); пневматический диспенсер EFD (США).
Обработка результатов проводилась с применением методов математической статистики на ПК с использованием стандартных программ.
Научная новизна работы заключается в следующем.
1. Установлена зависимость цветовых характеристик деколей на эмалях от их химического состава и температуры обжига в диапазоне 750-880 °С.
2. С использованием математических методов планирования эксперимента определена оптимальная температура обжига, при которой максимально достигаются колористические показатели эмалевых покрытий при обеспечении требуемой насыщенности цвета как их основной цветовой характеристики.
3. С применением информационных технологий создана база данных цветовых характеристик для внедрения системы автоматизированного проектирования ювелирных изделий.
4. Показано, что последовательность наложения кадмийсодержащих и бескадмиевых деколей на эмалевую поверхность при температуре обжига 750 °С не влияет на размеры периферийной зоны.
5. Разработаны рекомендации, позволяющие расширить спектр информационных и дизайнерских решений при внедрении трансферной методики в технологический процесс холодного эмалирования ювелирных изделий.
Практическая значимость работы
1. Предложенная методика позволяет увеличить серийность ювелирных изделий, создать устойчивый вид парных украшений и гарнитуров, снизить трудозатраты и себестоимость продукции.
2. Разработаны рекомендации по внедрению методики деколирования в технологические процессы горячего и холодного эмалирования на ювелирном производстве.
3. Результаты работы внедрены с положительным эффектом в ювелирные производства: ЗАО «Ростовская финифть» (г. Ростов Великий), ООО «РосЮве-лирПром» (Санкт-Петербург).
Апробация работы
Материалы диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на Первой Международной научно-практической конференции «Развитие современного искусства: наука и образование в области ювелирной промышленности» СПГУТД (СПб., 2007); научно-технических конференциях и семинарах СПГУТД (СПб., 2007-2009); заседаниях кафедры технологии машиностроения и художественной обработки материалов СПГУТД (СПб., 2007-2009); Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Современная техника и технологии» ТПУ (Томск, 2008, 2009); семинаре ДААД «Михаил Ломоносов / Иммануил Кант» (Бонн, Германия, 2009); кафедре дизайна Дюссельдорфского университета прикладных наук (Dusseldorf University of Applied Sciences) (Дюссельдорф, Германия, 2009).
Работа была поддержана грантом Министерства Рособразования и Германской службой академических обменов DAAD (А / 08 / 96361) в рамках программы «Иммануил Кант» (Москва, 2008).
Достоверность результатов подтверждается научным обоснованием положений, выносимых на защиту, апробацией методики на ювелирных производствах и использованием современных средств и методов проведения исследований.
1 Состояние вопроса
Заключение научной работыдиссертация на тему "Применение трансферной методики технологических процессов эмалирования в ювелирной промышленности при реализации современных дизайнерских решений"
Основные результаты и выводы работы
1. Теоретически и экспериментально подтверждена эффективность применения трансферного метода для создания цветных покрытий на эмалевых поверхностях ювелирных изделий.
2. На основе комплексного анализа влияния температуры на цветовые характеристики деколей и оптимизации технологических параметров процесса деколирования доказана возможность получения покрытий с точным воспроизведением заданного цвета.
3. Определена оптимальная температура (750 °С) обжига деколей на эмалях. При этом установлено, что изменение их цветовых характеристик в данном процессе определяется показателями яркости и насыщенности, первый из которых преимущественно оценивает цветовой результат при температурах выше 780 °С, а второй наиболее точно отражает изменение цвета и может быть использован для определения температуры обжига, при которой максимально достигаются колористические показатели эмалевых покрытий.
4. Выявлены две группы деколей на основе коричневых и зеленых цветов, оказывающих влияние на толщину эмалевого покрытия. Отмечено, что для первой группы деколей на основе коричневых цветов изменение толщины покрывного слоя происходит при 780 °С, а для второй — при 830 °С.
5. Показано, что кадмийсодержащую деколь (64103) можно наносить в два слоя с другими деколями (64115, 64023, 64447) в любой последовательности и подвергать обжигу при 750 °С без искажения периферийной зоны. Отмечено, что при проведении процесса обжига при 780 °С наблюдаются периферийные изменения кадмиевых и бескадмиевых деколей при их различном нанесении на белую эмаль.
6. Создана база данных цветовых характеристик для двухслойных покрытий, образованных исследованными деколями и ювелирными эмалями при условии проведения процесса обжига при 750 °С.
7. Установлено, что прогрев образцов на основе исследованных двухком-понентных компаундов до 60 °С в процессе сушки ювелирных изделий не оказывает влияния на цветовые характеристики трансфера.
8. На основании проведенных исследований даны рекомендации по разработке, применению и внедрению трансферного метода для технологических процессов эмалирования при производстве ювелирных изделий, высокая эффективность которого подтверждена результатами производственной апробации.
Список научной литературыАгалюлина, Юлия Камильевна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Савченко, В. И. Технология эмалирования и оборудование эмалировочных цехов / В. И. Савченко. — Харьков.: Металлургиздат, 1961. — 387с.
2. Бреполъ, Э. Художественное эмалирование / Э. Бреполь, перевод с не-метского И. В. Кузнецова. — JL: Машиностроение 1986. — 127с.
3. Petzold, A. Email / A. Petzold Berlin 1955. — 244с.
4. Флеров, А. В. Техника художественной эмали, чеканки, ковки / А. В. Флеров, М. Т. Демина, А. Н. Елизарова, Ю. А. Шеманов. — М.: Высшая школа, 1986. — 191с.
5. Griscom, D. L. LioO based glasses. Structure, properties, applications // J. Amer. Ceram. Soc., 1993. V. 69. N 3. P. 225 — 229.
6. Пат. 2152457 Российская Федерация. Способ прокладки красной прозрачной эмали на поверхности серебряных изделий / Баскаков Ю. Н. — Зарег. в Гос. реестре изобретений РФ 06.10.1998.
7. Власов, А. Г. Инфракрасные спектры неорганических стекол и кристаллитов / А. Г.Власов., В. А. Флоринская, А. А. Венедиктов, К. П. Дутова, В. Н. Морозов, Е.В. Сморнова. — Л.: Химия, 1972. — 304с.
8. Власов, А. Г. Структура и физико-химические свойства неорганических стекол / А. Г. Власов, В. А. Флоринская, А. А. Венидиктов, Е. П. Зубарева, Р. И. Курциновская, В, Н. Морозов, Е. В. Смирнова, А. К. Яхкинд. — Л.: Химия, 1974. —360с.
9. Гадлин, Н. М. Цветное литьё: Справочник / Н. М. Гадлин, Д. Ф. Черне-га , Д. Ф.Иванчук, Ю. В.Моисеев, В. В. Чистяков. — М.: Машиностроение, 1989.
10. Тутов, Л. А. Справочник по художественной обработке металлов / JL А. Гутов, М. К. Никитин. — СПб.: Политехника, 1995. — 435с.
11. Дегтярев, В. Добыча, производство, применение драгоценных металлов и обеспечение их сохранности / В. Дегтярев, Ю. Юдаев, В. Горбачев. — М.: МАИ, 1997. —23 с.
12. Дегтярев, М. А. Анализ и технологическое обеспечение свойств декоративно-защитных металлических плазменных покрытий. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук СПб.: СПГУТД 2008 — 230 с.
13. Динамическая и кинетическая форма в дизайне. Методические материалы ВНИИТЭ. М.: 1989. — 27 — 73с.
14. Ибсен-Марведелъ, Г. Виды брака в производстве стекла / Под ред. Г. Ибсе-на-Марведеля, Р. Брюбкнера — М.: Стройиздат, 1986. — 520с.
15. Качалов, Н. Н. Стекло / Н. Н. Качалов. М.: Издательство академии наук СССР, 1959 —466с.
16. Кречмар, Э. Напыление металлов, керамики и пластмасс / Пер. с нем. М.: Машиностроение, 1986. 432с.
17. Лазуткина, О. Р. Высокотемпературные защитные свойства стеклоэмалевых покрытий на основе каменноугольной золы // Стекло и керамика / О. Р. Лазуткина, П. И. Булер: N 4, 2003. — 23 — 29с.
18. Лайнер, В. И. Защитные покрытия металлов / В. И. Лайнер. — М.: Металлургия, 1974. — 559с.
19. Левицкий, И. А. Влияние оксидов железа на свойства и структуру глазурных стекол. Стекло и керамика / И. А. Левицкий : N 4,2003, —11 — 16с.
20. Мазурин, О. В. Свойства стекол и стеклообразующих расплавов / О. В. Мазурин, М. В. Стрелыщна, Т. Л. Швайко-Швайковская — Л: Справочник. Наука, Т.4.4.1, 1974.—428с.
21. Невидимое, В. Н. Вязкость боросиликатных расплавов. Физическая химияи технология неорганических веществ / В. Н. Невидимое, Ю. П. Никитин, М. А. Спиридонов и др.: Изв. Челябинского Научного Центра, 1999. — Зс.
22. Нижибицкий, О. Н. Художественная обработка материалов / О. Н. Нижибицкий. — СПб.: Политехника, 2007. — 208с.
23. Никитин, М. К. Химия в реставрации / М. К.Никитин, Е. П. Мельников. СПб.: Техинформ, 2002. — 304с.
24. Никитин, Ю. Л. Компенсационный эффект для боросиликатных расплавов / Ю. JI. Никитин, М. А. Спиридонов, И. Ю. Никитина и др.: Металлы, N 3, 1999. Невидимое В.Н.— 49 — 50с.
25. Отчёт о научно-исследовательской работе за 1989 год на тему: Разработка методики определения цвета золотых сплавов для внедрения международного стандарта ИСО "Цвета золотых сплавов". Ленинградский институт торговли им. Ф.Энгельса.
26. Павлушкин, Н. М. Стекло / Н. М Павлушкин, А. А. Аппен, М. С. Асланова, Н. М. Амосов. —М.: Стройиздат, 1973. — 487с.
27. Пат. RU2245940 Российская Федерация. Способ декорирования изделий витражной эмалью / Романов Б. П., Алеутдинов А. Д., Отмахов В. И. — Дата начала действия патента 2003.07.29.
28. Петровский Г. Т. Фазовое разделение и кристаллизация в стеклах системы Na20-K20-Nb205-Si02. Физика и химия стекла / Г. Т. Петровский, В. К. Голубков, О. С. Дымпшц, А. А. Жилин, М. П. Шепилов: Т. 29. N 3,2003. — 343 — 348с.
29. Родцевич, С. П. Легкоплавкая химически стойкая эмаль для стальной посуды. Стекло и керамика / С. П. Родцевич, С. Ю. Елисеев, В. В. Тавгень : N 4, 2003.23—29с.
30. Сандитов, Д С. О природе флуктуации свободного объема жидкостей и стекол. Высокомолекулярные соединения / Д. С. Сандитов, Г. В. Козлов : 1999. — 124. — Серия (А. Т. 41. N6.).
31. Сандитов, Д. С. Физические свойства неупорядоченных структур / Д. С. Сандитов, Г. М. Бартенев. — Новосибирск : Наука, 1982. — 260с.
32. Пат. 2096357 Российская Федерация. Состав эмалевого покрытия, преимущественно для защиты надглазурного рисунка / Сарбаева Н. В., Михайлова Г. И. — Зарег. в Гос. реестре изобретений РФ 07.18.1995.
33. Скорняков, М.М. О вязкости стекол выше и ниже температуры I ликвидуса. Строение стекла / М. М. Скорняков. — Л.: Изд-во АН СССР, 1995. — 256 — 257с.
34. Сафроненко, В. М. Работа с металлами, пластмассами и стеклом. / В. М.Сафроненко, Минск. : изд-во Хэлтон 2003 304 с.
35. Соколов, В. П. Метрология взаимозаменяемость стандартизация. Методические указания / В. П. Соколов. — СПб.: Издательство СПГУТД. 1993. — 73с.
36. Соколова, М. Л. Металлы в дизайне / М. JI. Соколова. — М.: МИССИС, 2003.
37. Солнцев, С. С. Разрушение стекол / С. С. Солнцев, Е. М. Морозов. — М.: Машиностроение, 1978. — 151с.
38. Солнцев, Ю. П. Металлы и сплавы. Справочник / Ю. П. Солнцев, В. К. Афонин, Б. С.Ермаков и др. — СПб.: Профессионал, 2007. — 853с.
39. Тверьянович, Ю. С. Флуктуационная неоднородность и вязкость стекло-образующих расплавов. Физика и химия стекла / Ю. С. Тверьянович: 1996. — 291 — 297с.
40. Уайэтт, О. Г. Металлы, керамики, полимеры / О. Г. Уайэтт, Д. Дью-Хью перевод А. Я. Беленького, Б. М. Могутнова, JI. Г. Орлова. — М.: Атомиз-дат, 1979. —578с.
41. Улиг, Г. Г. Коррозия и борьба с ней. Введение в коррозионную науку и техник: Пер. с англ./ Г. Г. Улиг, Р.У. Реви Под ред. A.M. Сухотина. — JL: Химия, 1989. — Пер. изд., США, 1985. — 456 с.
42. Флёров, А. В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов / А. В. Флёров. — М.: Высшая школа, 1981. — 186 — 201с.
43. Шардаков, Н. Т. Макроструктура и свойства стеклоэмалевых покрытий / Автореф. дисс. докт. техн. наук. Н. Т. Шардакова. —Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. — 46с.
44. Шрайдер, JJ. Л. Коррозия. Справочник / Изд. под редакцией Шрайдера JI. JL. Пре. с англ. — М.: Металлургия, 1981. — 632с.
45. Шулъц, М. М. Современные представления о строении стекол и их свойствах / М. М. Шульц, О. В. Мазурин. — Л.: Наука, 1988. — 198с.
46. Эйчис, А. П. Металлолаковые покрытия / А. П. Эйчис. — Киев: 1969.175с.
47. Эйчис, А. П. Покрытия и техническая эстетика / А. П. Эйчис. — Киев.: Техника, 1971. — 248с.
48. Пищ, И. В. Керамические пигменты / И. В. Пищ, Г. Н. Масленникова.
49. Минск.: Вышейшая школа, 1987. — 132с.
50. Орлов, Е. И. Глазури, эмали, керамические краски и массы / Е.И.Орлов -М. Л. : Народный комиссариат местной промышленности РСФСР, 1937
51. Захарова, А. И., Керамические краски и их нанесение / А. И. Захарова, Г. М. Суркова. Стекло и керамика 11, 2000.
52. Пат. RU2152971 Российская Федерация. Золотосодержащая керамическая краска для декорирования фарфора, керамики и хрусталя / Грязев В. Ф., Лебедев А. Н., Лебедева О. М., Альбрехт В. Г., Тимофеев Н. И. — Дата начала действия патента 1998.11.30
53. Алферова, JI. Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани / Л. Г. Алферова. — Ростов н /Д.: Фенкс, 2001. — 352с.
54. Бргшл, Т. Свет. Воздействие на произведения искусств / Т. Брилл. — М.: Мир, 1983.
55. Гир, А. Роспись по стеклу / А. Гир, Б. Фристоун, перевод с. английского С. И. Козловой, Е. Л. Козловой. — М.: Арт родник, 2004. — 105с.57. htipy/sheUchii/suveni^
56. Калинин, С. А. Издательское дело / С.А. Калинин М.: Дрофа, 2001.
57. Лихачев, Д. В. Специальные виды печати / Лихачев Д.В. М.: Полиграф, - 1999 - №3 - 14-16 с.
58. Отечественное книгоиздание / под ред. О.И.Ленского. М.: Наука,1999.
59. Полиграфические процессы. // Полиграф. 2000 - №10 -24 - 28 с.
60. Ростовин, С. Д. Перспективы глубокой печати. / С. Д. Ростовин. М.: Полиграф. 1998 - № 8 - 14-16 с.
61. Руководство по трафаретной печати / Sefar Швейцария.: СН-9425 Thai/SG, 1999- 5 - 4 с.64. http//www.heraeus-ccd.ru
62. Государственный комитет СССР по науке и технике. Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Материалы конференций, совещаний. Семинар Цвет. Материалы. Дизайн", 1987.
63. Гуревич, Н. Н. Цвет и его измерение / Гуревич.: Издательство Академии наук СССР М-Л, 1950. — 270с.
64. Дегтярев, М. А. Проектирование параметров цвета защитно декоративных покрытий, нанесенных по методу плазменного напыления / Дегтярев М.А., Лисицын П. Г. Юшин Б. А. // Дизайн. Материалы. Технология. 1(4)/2008 — СПб.: СПГУТД, 2008, 69-72 с.
65. Джадд, Д. Цвет в науке и технике / Д. Джаудд, Г. Вышецки. — М.: Мир, 1978. 592с.
66. Жуков, В. Л. Исследование объектов дизайна неразрушающими методами при помощи видеоспектральных средств в концепции развития искусственных интеллектуальных систем / В. Л. Жуков // Дизайн. Материалы. Технология. 2009. - № 2 (9). — 32-35с.
67. Козлов, М. Г. Светотехнические измерения / М. Г.Козлов, К. А. Томский. — СПб.: Изд-во Петербургский ин-т печати, 2004. — 320с. — ISBN 58122-0305-9
68. Луизов, А. В. Цвет и свет / А. В. Луизов. — Л.: Энергоатомиздат, 1989.256с.
69. Петров, А. А. Диссертация Цвет дизайн металлических художественных изделий / А. А. Петров — М.: 2005 МГАПИ, 12- 18с.
70. Печкова, Т. А. Инструментальная оценка цвета материала / Т. А. Печ-кова. —М.: 1970.
71. Шашков, Б. А. Цвет и цветовоспроизведение / Б. А Шашков. — М.: Книга, 1986.
72. Вентцелъ, Е. С. Теория случайных процессов е её инженерные приложения / Е. С. Вентцель , Л. А.Овчаров. — М.: Наука, 1991.
73. Маринеску, И. Основы математической статистики и её применение / И. Маринеску, Ч. Мойнягу, Р. Никулеску, Н. Ранку, В. Урсяну. — М.: Статистика, 1970. — 224с.
74. Румшинский, Л. 3. Элементы теории вероятностей / Л. 3. Румшинский.1. М.: 1963.
75. Корн, Г. Справочник по математике для научных работников и инженеров / Г. Корн, Т. Корн. —М.: Наука, 1973. — 832с.80. http://www.ufas.ru/info/gosty7icH21
76. Домасев, М. В. Цвет, управление цветом, цветовые расчёты и измерения / М. В. Домасев, С. П. Гнатюк. Спб.: Питер, 2009. — 224 с.
77. Глинка, Н. Л. Общая химия / Глинка Н. Л. — Л.: Химия, 1985. 704 с.
78. Мэрдок Келли, Л. 3ds max R3 Библия пользователя / Келли Л. Мэрдок. : Вильяме, 2007.
79. Лич, Д. Энциклопедия AutoCAD / Д. Лич. — СПб.: 2002. — 1069с.
80. Генисаретский, О. В. Дизайнерское проектирование. Теоретические и методические исследования в дизайне. Избранные материалы / О. В. Генисаретский, Г. Щедровицкий. — М.: 4.1. ТЭ., 1990. — 120с.
81. Верещагина, И. Русская эмаль XVII начала XX века. Из собрания музея имени Андрея Рублева / И. Верещагина, С. Гнутова. — М.: Панорама, 1994. — 304с.
82. Гилодо, А. А. Русская эмаль: 19-20 век / А. А. Гилодо. — М.: БЕРЕСТА, 1996. — 196с.
83. Калязина, Н. В. Русская эмаль XII — начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. Декоративная отделка ювелирных изделий / Н. В. Калязина, Г. Н. Комелова, Н. Д. Косточкина, О. Г. Костюк, К. А Джинкс Мак-грас. — М.: Арт-родник, 2007. — 128с.
84. Макаров, Т. И. Перегородчатые эмали древней Руси / Т. И. Макаров. -М.: Наука, 1975. — 194 — 200с.
85. Мастеропуло, Н. Живопись, мозаика, эмаль / Н. Мастеропуло. — М.: Виртуальная галерея, 2005. — 120с.
86. Мэттъюс, Г. Л. Эмали, эмалирование, .эмальеры / Гленис Лесли Мэт-тьюс. 2006. — 170с.
87. Писаревская, Л. В Русские эмали X-XIX вв. / Л. В. Писаревская, Н. Г. Платонова, Б. Л. Ульянова. —М.: Искусство, 1974. — 185с.
88. Ракитина, К. Грузинские эмали в собрании Эрмитажа. // Сообщения Государственного Эрмитажа. 1971. - XXXII. - 51-53 с.
89. Сиротников, Е. С. Неповторимые краски русской эмали / Е. С. Сирот-ников. СПб.: Маркус, 2004. — 240с.
90. Фаберже, Т. Ф. Фаберже и Петербургские ювелиры / Т. Ф. Фаберже, А.С. Горыня, В. В. Скурлов : 40 — 59с.
91. Хускивадзе, Л. 3. Группа грузинских эмалей рубежа XII —XII вв. // Византийский временник. 1977. -№38. — 123 - 135 с.
92. Андрющенко, А. И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства/ А. И. Андрющенко. — М.: Издательство В. Шевчука, 2004. -— 146с.
93. Бабичев, А. От конструкции к композиции / А. Бабичев. — М.: ДИ, №3, 1967. —70с.
94. Бегенау, Э. Г. Функция, форма, качество / Э. Г. Бегенау. — М.: 1969. 50с.
95. Бреполъ, Э. Теория и практика ювелирного дела / Э. Бреполь, Под. Ред. JI. А. Гутова, Г. Т. Оболдуева. — JL: Машиностроение, 1973. — 144с.
96. Дронова, Н. Д. Основы ювелирного производства / Н. Д. Дронова. -М.: Изд МГГА, 1995. — 9с.
97. Дронова, Н. Д. Оценка ювелирных изделий / Н.Д. Дронова. М.: Металлургия, 1996. — 24с.
98. Дронова, Н. Д. Ювелирные изделия / Н.Д. Дронова. — М.: Изд. дом Ювелир, 1996. —73с.
99. Зубрилина, С. Н. Справочник по ювелирному делу / С. Н. Зубрилина. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 45 — 60с. — Серия (Справочники).
100. Крайнов, JI. А. Материалы Ювелирной Техники Ковалева / JI. А. Крайнов, В. И. Куманин. — М.: 2000. — 62 — 88с.
101. Крайт, Т. М. Полное руководство по обработке металлов для ювелиров / Тим Мак Крайт :164с.
102. Марченков, В. И. Ювелирное дело / В. И. Марченков. — М.: Высшая школа, 1975. — 193с.
103. Мельников, И. В. Художественная обработка металлов / И. В. Мельников. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 84с. — (Профессиональное мастерство).
104. Новиков, В. П. Почти все о ювелирных изделиях / В. П. Новиков. — СПб.: Континент, 1995. — 2 — 100с.
105. Новиков, В. П. Практикум по ювелирному делу / В. П. Новиков. — СПб.: Континент, 2005. — 944с.
106. Новиков, В. П. Ручное изготовление ювелирных украшений / В. П.
107. Новиков, В. С. Павлов. — СПб.: Политехника, 1991. — 208с.
108. Простаков, С. В. Ювелирное дело / С. В. Простаков Ростов н /Д.:Феникс. 2004. — 352с.
109. Телесов, М. С. Изготовление и ремонт ювелирных изделий / М. С. Телесов, А. В. Ветров. — М.: Легпромбытиздат, 1986. — 192с.114. ht^^/\\ww.cadcamcae.lv/hoty3I>Printeren45p84.pdf115. http-y/www.werbetectLnet/p385-SkyCNC2530GRAVJitm
110. Панфилов, Ю. В. Технологии, оборудование и системы управления в электронном машиностроении / Ю. В. Панфилов, Л. К. Ковалев, В. Г. Блохин и др. Под общ. ред. Ю. В. Панфилова Т. III-8 : 2000, 208 — 213с.
111. Гурский, Ю. Лучшие трюки и эффекты в Photoshop CS2. / Ю.Гурский, Н. Биржаков. СПб.: Питер, 2007. - 224 с.
112. Бэйн, С. Эффективная работа Corel DROW 12 / С. Бэйн, Н. Уилкин-сон. СПб.: Питер, 2006. - 736 с.
113. Компьютерная грамотность М.: Вектор, 1994. - 217с.
114. Донцов Д. Photoshop. Легкий старт. / Д. Донцов. СПб.: Питер, 2006.144 с.
115. Андреева, И. Массовая мода и технологическая эстетика. Техническая эстетика / И. Андреева.: 1985, №7 — 10с.
116. Арватов, Б. Искусство и производство / Б. Арватов. — М.: 1926. —5.Юс.
117. Аронов, В. Р. Дизайн и искусство / В. Р. Аронов. М.: 1984. — 3 — 20с.
118. Аронов, В. Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна / В. Р. Аронов. — М.: ВНИИТЭ, 1992. — 50 — 57с.
119. Аронов, В. Р. Художник и предметное творчество / В. Р. Аронов. — М.: 1987. —68с.
120. Безмоздин, Л. Н. В мире дизайна / Л. Н. Безмоздин. — Ташкент: 1990. —97с.
121. Билинкис, Я. О единстве изучения художественного развития и научного прогресса / Я. Билинкис. — М.: Содружество наук и тайны творчества, 1968. —23с.
122. Борее, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б Борев. — М.: 1975. — 50 98с.
123. Бучанан, Р. Вопросы дизайна: эксперимент в дизайнерской студии Чикаго / Р. Бучанан, В. Марголин.: 1995. — 145с.
124. Володин, В. Мода и стиль / гл. ред. В. Володин. М.: 2002. — 120 —150 с.
125. Воронов, Н. В. Российский дизайн / Н. В Воронов. — М.: Т. 1-2, 2001.1 — 40с.
126. Глазычев, В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. Л. Глазычев. — М.: 1970. — 170с.
127. Глазычев, В. Л. Проектная картина дизайна. Теоретические и методологические исследования в дизайне Ч. 1. ТЭ / В.Л. Глазычев. — М.: 1990. — 34 —40с.
128. Гофман, А. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения / А. Гофман. — СПб.: 2004. — 25 — 70с.
129. Дизайн в высшей школе — М.: ВНИИТЭ, 1994. — 75с.
130. Дизайн в общеобразовательной системе : Труды ВНИИТЭ, ТЭ, 1982. — 66с.
131. Дизайн и проектная наука. Теоретический курс. — М.: 1997.5.Юс.
132. Дизайн. Сборник научных трудов — М.: 1996. — 41с.
133. Дизайн: очерки теории системного проектирования Науч. Ред. М. Каган. — Л.: 1983. — 89с.
134. Земпер, Г. Практическая эстетика / Г.Земпер. — М.: 1970. — 168с.
135. Каган, М. С. Дизайн как вид художественного творчества. Искусствознание и художественная критика / М. С. Каган. — СПб.: Избр. ст. 2001.
136. Крайт, Т. М. Мода и дизайн для стильной штучки / Т. М. Крайт, Л.
137. Алмазов. — Ростов н /Д. : 2004. — 31 с.
138. Куликова, И. Традиции и новаторство в эстетике / И. Куликова. — М.: 1989. —55с.
139. Миронова, JI. Н. Цвет в изобразительном искусстве / JI. Н. Миронова. — Минск.: Беларусь, 2003. - 151 с.
140. Танер, Э. История моды / Эндрю Танер, Темсин Кингсвелл. — М.: 2003. — 190 —210с.
141. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. М.: Д. Аронов, 2002. - 95 с.