автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Принцип детерминизма как методологическая основа гуманитарных наук: содержание детерминации гуманитарных наук
Полный текст автореферата диссертации по теме "Принцип детерминизма как методологическая основа гуманитарных наук: содержание детерминации гуманитарных наук"
С8 ЛГ:'ИНГРАЛСКИЗ
ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЗЯА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ииеня А.А.ЖДАНОВА
На правах рукописи УДК 100. 64-
НОНОШЕВ Николай Сергзевич
ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК: СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ ' ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Специальность 09,00.01 - диалектический и исторический материализм
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Ленинград 1987
Работа выполнена на кафедре философии Иркутского государственного университета ли. А.АДданоза.
Официальные оппоненты: док$ор $имз.>фских наук, профессор КАРАВАЕВ Г. Г.; доктор философских наук, профессор КЛУ11ШН В. И.; доктор философских наук, доцент ГУСЕВ С. С.
Ведущая организация: Ленинградская ордена Октябрьской Революции высшая партийная школа.
Защита состоится »/Г " КФ&л I9gg г. в час. на заседании специализированного совета Д.063.57.01 по защите диссертаций на соискание ученпй степени доктора философских наук при Ленинградском мена Бенина и ордена Трудового Красяого Знамени государственной университете ¡шени А.А.Жданова, по адресу: 199164, Ленинград, B-I64, Менделеевская линия, д. 5, философский факультеа, аудитория fö
С диссертацией ыошо ознакомиться в Научной библиотеке им. А.й.Горького Ленинградского университета ии. А.А.Кданова.
Авюрефераг рагослан ЛЛ 1988 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандкдаа философских наук, доцент
РАЙКОВА Л.М.
...............ОШЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемь В.И .Ленин в книге "Материализм н эмпириокритицизм" говорит "о цельном, охватывающей и те~ишо и практику, миросозерцании, построенной на детери; .иэио"*. Опираясь на это по. лояениб, отметин, что распространение принципа детерминизма на различные области нознашш - важная научно-исследовательская програа-ма, выполнение 'которой приобретает вез большую актуальность для дналектико-матариалистичвской методологии с ез реальной перспективой осуществления процесса гуманизации (включающего таете решение задач, стоящих перед гуыаннтарншл науками) теоретически выверенной духовной деятельности. Бьасение принципа детерминизма в систему гуманитарного знания усиливает реализация иигегратиэанх тенденций, имеквдх значение при создании того, что К.Марксом определялось как "одна наука"2, и проблема человека, решение которой направлено но формирование теории личности, выступает "предметным указателем" в осуществлении названных тенденций.
В свете сказанного общественные науки, как это подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС ¡1,С .Горбачев в речи на Всесоюзной совещании заведующих: нафэдрани общественных наук (октябрь 1986 г.), долкны "формировать духовные устои личности советского человека, его -активную гражданскую позиции, определять его поступки"^. Вез это способствует тону, что личностная проблематика интенсивнее преломляется в рамках собственно гуманитарных наук, и практическое использование результатов гуманитарных исследований открывает ответную перспективу для применения в них принципа детерминизма уже на более высокой содержательном уровне, помогает выявлению специфика развивающихся в условиях коммунистического строительства гуманитарных наук. Ванная задача, о которой здесь идет речь, - эадг .1 по формировании нового челозека - на ХХУ11 съезде КПСС связывается с реализацией установки "на ускорение социально-экономического развития нашего общества"^. Процесс ке социального ускорения призв . "отвечать целям формирования гармонично"развитой, духовно богатой личности, создания необходимых условий для полного раскрытия спо-
I. Ленин В.И. Поля. собр. соч. - Т. 18. - С. 199.
г. Маркс К., Энгольс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. - С. 1?Л.
3. Коммунист. - 1936. - № 15. - С. 6.
Материалы ХХШ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1986. -
С. 5.
сои'ноией и талантов советских лвдей л интересах обазотва"1- В раа-сиетрлваенон колтекстч ускорение ыояет быть понято в качестве юко-го социокультурного дотершшанта по лишении к личности, благодаря чему - и эхо пн стрешгся показать v диссертации - личностная проблематика организуется ирактическп-духовкыки кошюкентаии социально выверзнясЛ человеческой деятельности, я яо результатам анализируемой детершшации более конструктивно, чей его имело моею правде, некоискгс! эехи общефилософской гоорки личности.
Сразу по ходу ййлокшшя ваделив вагиув для иастояаего иссладо-вания ограничительную установку, согласно которой в диссертации постоями» речь идет о л и ч и о с т н о и начале в человеке, рае-сиатркваеггаы средстваци г у и а и и т а р н ы 7. наук, но не в целом обцсстяовсдения, Кроме того личность, ее структура анализиру-шея ice сеив по себе, но «шь в контексте определения содержания гуканигари и х наук, их ссекши. Отсюда, скакем, анализ худоаествэяиой cfop - искусства - ведется только » плане раскрытия ее роли в социально обуеяовлизееиой визяедсятедвиости л к ч~ ноет п, и нз затрагивается место искусства з системе обществек-шх охвопеаиВ. Сказанное характеризует специфику кэлокоиля, позволяло сосредоточить авторские усаии веаосреяеавояво на раскригки яршщшт детераквиэка как систвш детерминация в области гукзяи&р-ию: неук. В еллу этого последние вычяекяэтея вз челов со- г обцгег-веводеяия, Кроне -ого отк>тяи,- что внра«енивм обоснованности гводя-кого в взгекеяко гукэаигзряой явобяеязгйка пршщеш двторвяишш сдут предлагаемая в дяссертадЕВ «¡стека дегеришщяоивнх дб^сузкй, Содзрказво «о этого принципа, о чем зодотся в диссертации речь, расогетрявается в качестве виваряшта их шюгообразиой росла-зец$ш. Звкая тс скал увязка "детвриинязко'* я "доторивнадив'% что^озг-psscac и в гаглевяя настоящей работ, евкдогельсгвуст о юл, что о базе к едашчпоо в гукаватарноа иозшшв в виачвтеяьиой нзрз проявляется с позпшгй субэекгко-субъслгшх, а ва субюктко-о mtmx (кы: ото 4s«s всего ицеет кесто в есгсетвозшшя) отяоааяяй. Назвев-коб оботопгольегдо характеризует осебокиость прявзнешш с-кзй методологии в области гукашиогшая наук, 'проходя^» через псе ессяодевонке. Иввшго: говоря о принципе детершшиэва, - а это ^ккспруется в названии глав и параграфов - постоянно шеей в виду его дегерйяаедконеюе проявление.
I. Программа Кокнуниеткческой яартяи Советского Соээа: Новая ллвкц»«. Препвта 7.Ш1 сьеэдом КПСС.- I.!.: Политиздат, 1986, с. 38.
А
Находясь в тесном единстве с принципов противоречивости (а так-53 другими даалектико-матвриалисгпчесюши принципами), принцип детерминизма спирается на кого в ходе своей реализация. Прибегая к этой,у замену з раскрытии темы половени», ии выдвигаем посылку, согласно которой основное двияущее противоречие в исс !дузмой сфоре -это противоречие нему личностной прос-аматякоН (в раинах которой организуется философская теория личности)« с одной стороны, и системой гуыэнитарних наук (говора пира - гуманитарных знаний) - с другой. Причси в этой взаимообусловленности личностной проблематики п гуаанитариих наук ведущш началом (детерминантом) ¡заступает именно Первая - личностная проблематика. Однако становления ее и философскую теорию личности происходит по без' участия образующих систему гуйзиигарпих наук. Значит, инозт моею и обратная до' рминацип. Таким образом, з противоречивом взаимодействии обо отрасли знаний, г.е» и философская теория личности и сисгедо гуманитарных наук, получага все более полно варапаенуп теоретически насышэнность, Ввиду того, что теиа настоящего исследования ограничена область» гуманитарных наук, вш касаемся общефилософской теории личности лииь в плана ез значимости при внчлеиешш этих наук из обипрной сферу, гуягиптарзнх знаний. Сама ке философская азорип личности (не ивегдая на сагодияяйий день завсршшюсгк) наш затрагивается только в ео егделытх, увязашшх системой гуношларних наук аспектах.
Характеризуя основное противоречие, раекрнзаювда з целон со-дгфаапае гуманитарно-личностной детврашющш, ни тем ссшш иамэчаом лрогрс^му исследований и области собственно гуманитарных наук - гу~ ианигарнун лаучно-пссдедозатольскуэ программу (ГЭДЩ). ГЯКП - это способ (идеальной) детерминации з гуманитарной георатико-лозкаваге-яьяо!! с^орз, под воздействием которой складывается систома, вюшчя-кщая» как это покззштотсп в диссертации, вполне кошерозяо-опрадо-аааиш гуиаиитарные науки. Опираясь ив эту систему, автор > пытался раскрыть личностное начало в человека я непосредственно связанный с гш г у и а н л т а р и н й пласт общефилософской теории личности. В излагаемой ситуации гуманитарные'науки описаваег культурно варачеянуи деятельность личности, что нохет воспршшаахься как воспроизведение одного из аспектов "практически-духовного освоения этого иара" . Принцип детерминизм, определяя перспективу копкрвт-но-неучных - гуканиторнах - исслодозаний, сан в своп очередь находит I этой стимулы для своего дальнейшего развили..,
I. Парке К., Энгельс К Соч. - 2-е изд. - Т. 12. - С. 720,
5
Степень разре^о-онносм ¡iu.Jwu z ::ws изжшшвя приходится констатировахь, чго принцип детерминизма, широко используешй как в философских, так и конкретно-научных знаниях но уровне различного рода детершшируюцих сгязей (работ Н.Т.АбрамовоИ, Н.О.Аскииа, В.Л. Ассеева, В.Г.Афанасьева, Б.В.Ахлибишшского, В.В.Байлука, В.Г.Еор-евакова, В.П.Бранского, В.С.Вкшаренко, Ф.Ф.Вшшрэва, А.Ы.Гендина, Ю.И.Ефимова, В.Г.Иванова, К.И.Ивановой, В.Н.Келдз, Ы.Я.Ковальзона, В.Е.Козловского, Ф.В.Константинова, А.А.Королькова, П.В.Копнша, Р.Й.Косолапова, А.С.Кравеца, В.II.Кузьмина, Л.А.Куликова, Б.И.Купцова, В.В.Лапицкого, И.Л.Лезгиной, И.А.Майзеля, М.Г.Макарова, A.C. Макзина, В.Г.Иарахова, С.Ф.Мартыновича, С.Т.Мелюхина, Л.А.Ыикаии-ной, А.М.Мосгепзнешш, Г.Я.Мянижева, Й.З.Налетова, И.С.Царского, В.П.Огородникова, М.А.Парника, Б.Я.Пахоыова, Е.П.Петленко, В.Я.Пер-шноэа, Н.З.Пилипенко, О.С.Разумовского, Ю.В.Сачковв, Г.А.Сзочнйкс-ва, Р.С.СойФуллаева, Б.Ф.Сержаатова, М.И.Сетрова, B.C.Cienasa, К.Е. Тарасова, Б.С.Украинцеш, H.H.Федосеева, И.Т.Оролова, В.К.Чернеако, Л.Ц.Чинаковой и др.), как уке, очевидно, явствуег не ход:/ изложении, пока не получил подобного нркискеикя в,собственно гуканиггрных исследованиях (отдельно работы на згу.геыу выполнены Н.С.АвгоноаодоЙ, В.Т.Ефшговыи, В.В.Ияьанагг». ВЛ.Кухыревиа, Б.Ф.Лоио£ыи, К.А.Нощ:з-вьш, Я.А.Поникарезкы» Т.М.Снчевсй, В.Г.Федотовой и др.; ингерйсшый подход ло выявлении специфики гуманитарного познания предлагай А«И.Уваровым, определявши« целое направление но ее ваузенк»), к ьао в известной мере сдсрадваег возможность уточнения лредкеса гуканк-гарнкх наук (о сложности в раскрытии понятия "гуманитарные науки" си. работы В.Б.Александрове, K.M.Бахтина, Б.Л.Губмака, В.Г.Ооксйга, В.П.Фофанова и др.), вьшйекия содерзавдйся в иш: идеи развлхип.
Еыесте с теи, квк эзо показано в диссертации, советскими учэ-шшв проделана значительная работа по вияелг0;5ю специфики гуиащ-гариюс наук (рабою Б.Т.Ананьева, Р.А.Будагова, Е.А.ЕдаззБоЁ, Б.Ц.Кедрова, Н.С.Косаревой, А.К.Корзукоза, А.К.Деоптхеса, А.Лосева, b.B.b'ßnrtTora, В.ВЛакфилда, А.В.Лсгролского, К.Одагслсва, Е.В.Шороховой и др.; особо здесь выделяются-«руды Л.С.Выготского, 15.1?.,; чвлова, С.З.РубаышгеЕна, иамезившш диалэктико-ыаюрйехкегячэ-скую перспективу в хуыанизаряых исследованиях). Это досжа-лся, в чаегьоезв, благодаря кх <х7уленкгаршх наук) соозгнесвкку с общзиво-1едьш;чи (скакеа, на ярякере психологии такую связь гскр;лг<гг Е.Ф. j,opa;ht'i-, и.Г.ЯрошьвскнР.) в коктексге обоснования общефилософский хлорки личности. •
Оп'ьлкигаясг от язлоиемного, определяй цель и задача исследо-6
5вш1я.
Цель я задачи исоледоздтд. Основной целью настоящего исследования является анализ - в свете отмеченного выше противоречия -смтуса гуманитарных наук, детерминационных связей в их системе при формировании общефчлооофской теории личности через призму социоку-латурннх дАнноствЛ» Поставленная цель достигается в хода решения следующих задач;
- пра опоре ха ГНИЛ раскрыть предмет гуманитарных наук путей детерминации их содерканием личностной проблематики как одного из важнейших компонентов в системе культурных ценностей;
- по итогам названной детерминации реализовать функциональное развертывание прккципа 'детерминизма в области гуманитарных исследований, согласно которому "дехорыияизы" и "детерминация" получают тождественное выражение - с существенной, однако, разницей в объем этих понятий;
- показать, что применение принципа детерминизма в гуманитарных наунах способствует приращению в них нового знания за счев со-мпессния гуманитарных наук с философской теорией личности: последняя придает им фуякциояально-поисковув направленность в ходе ста-яовления личвостеого - в пределах практически-духовной деятедьпостз - начала э человеке;
- охарактеризовать роль культуры как одного аз определяющих гуманитарную пробиоиатяку (включая и содаркание система гуманитарных наук) делфШаатоэ, условия становления личностного начала з человеке;
- выявить, хек» обладая статусом функциональности, гуманитарные науки з качестве детерминируемого способствуй? организации действия принципа детерминизма в икдивидуалязированно-личностпой сфере практически-духовной деятельности;
- отталкиваясь от орде, ания предшествующего пункта, охарактеризовать принцип детерминизма с точки зрения его развития, направленности па будущее, т.е. его стрэыление охватить мировоззренческие установки личности с целью их дальнейшего созззриенсгвозаиип л сфера реально существующего и общественно значимого коммунистического идеала;
- вскрыть связь детерминизма и отракения, а также детерминизма и опережающего отражения в системно организованна гуманитарных науках. При этой показать, как дохврмикнви "узнает" себя з отрааваии, воплощающей собою противоречивое единство необходимого я возможного, и, как, по словам К.Маркса, "реальная возможность является рао-
% .
крытием относительной необходимости"1.
Научная новизна диссертации. Настоящая диссертация распространяет принцип детерминизма на гуманитарное познание и обосновывает содержание этого принципа в качестве методологической основы гуцй-янтарных неук. В соответствии с этим на защиту выносятся следуввда положения:
1. Обоснование ГНЩ] как содешательнгго поискозо-мегодологичэ-ского кон' рукта. Будучи когнитивным летершнантом, ГНМП реализует исходное противоречие меаду личностной проб камкой и гуманитарными знаяияш, в результате чего осуществляется оформление системы гуканы-ариых наук, гуманитарного уровня общефилософской теорий личности. Саш ке ГНКП, повторяем, остается средство^ использования • принципа детершштиа как сиотеш дететинации в гувакитаринх исследованиях, что в свою очередь содействует выявлению ыеста гуманитарных наук в системе общечеловечески значимых и классово выраженных культурных ценностей с вводом ее в сферу исторического «¿агеряа-ляама.
2. Выявление генезиса гуманитарных наук и характеристика содержания диалектико-материалистичаского переворота в области гуманитарных знэний, в результате чего ооуществйлась спецификация гуманитарных наук. В целом это достигнуто благодаря созданий К*Мар£шоы и Ф.Здгельсоы философского материализм, епособсгвов?~зшго о-гдзле-шш человекозедан'ш от обществоведения. Содержание диалекгкао-иата-риалиотичеслого переворота в области гуманитарных вйанлИ свелось» следовательно, к обоснованию научных полевений, раскрывают клчпэ-стпон нечало в человеке срадствали собственно гуманитарных «аул.
3. Раскрытие содержания. систсш гуманитарных наук, обусловливающее вычленение ж специфики - в отлична от спещфтх обществен-, них наук; определенна мировоззренческой, нормативной, регулятивной функций принципа детершишаиа как систеш детзрЕянащш, в тск:ю его ыеста как научного идеала, показывающего в свое очоредь г щ> с^ого принципа в перспективе развития гуманитарных неуи. Содераашю 0№а-чеекого положения направлено на то« чмбцопираясь на научную кер-тину личности (.НКд), выявить, так сказать, ядро ГЙНП, выступаэвдо 5 качестве инварианта различных способов детерминации й ,5 зтоы отношении рвесиатриваеиое в тексте диссертации в качестве непосредственно данного содеркания принципа детерминизма.
Ь. Актуализация роли ГНйП в практике формирования личности
]. Кэркс К., Энгельс !>. Соч. - 2-е изд. - Т. 40. - С. 166.
г :
нового человека в условиях современного этапа коммунистического строительства и в ходе бескомлрмиюсаой борьбы с враждебной нам буржуазной идеологией. Согласно этому положению вскрыва-тся предметно-практическая значимость принципа детерминизма в гуманитарных исследованиях. Последний, организуясь те«, что рассматривается в качестве человеческого фактора (.- целом - вив ой мзни), содеркате-льно преломляется в разрешаемых этой ае жизнью реальных противоречиях.
Методология исследования и структура работы. Методологической основой исследования служит теоретическое наследие классикп марксистско-ленинской философии. Особу» значимость приобретает разработанный К.Марксом, Ф.Энгельсом, В,И.Лениным с позиций материалистической диалектики принцип детерминизма как условие раскрытия системы детерминации; анализ содеркания научно-исследовательских программ как вакнейиего детерминирующего средства в контексте изучения личностной проблематики; характеристика социалистической культуры как способа социализации индивида; рассмотрение принципа партийности как одного из важнейших условий формирования классово выраженного научного мирозоэзрения личности нового человека.
Вакнов место в исследовании зеяииает использование таких партийных документов, как Программа КПСС: Новая редакция, материалы ХХУ,.Ш1 и, в особенности, ХШI емздов КПСС, Пленумез ЦК КПСС, другие партийные документы, акгуаллзуювдз содержание настоящей работы а сферу практически значавдх идеологических запросов, которыми знает наше общество.
По рассматриваемой проблематика автором учтены результаты фя-лооофсках исследования, а такие достижения в конкретных сферах познания.
Диссертация состоит цэ введения, четырех глав, заключение, спискр использованной литература и прилоаений, и ее структура отра-кавт особвниооти подхода диссертанта к исследованию проблемы. Поскольку, как ато необходимо мдчаркнуть, рассматриваемое в настоящей работе исходное противоречие по мера реализации принципа детерминизма получает поэтапное разрешение, от характера этого разрешения зависит порядок, содархаиив глаз. Так, историческая часть работы (глвва III) непосредственно не следует за введением. Это объясняете» тем, * .'0 в первых двух главах раскрывается предмет изучения и место детерминационных отвовеяиа в реализации принципа детерминизма как методологической основы гуманитарных наук. Отсюда, как нам думается, история вопроса, гвыражая подчиненное по отасяан*»: к
9
указанной проблематике значение, яодлегит более удобноиу освещению согласно реальной структуре работы, особое ввшшше здесь уделено диалешико-натериалистическоиу перевороту в области гуманитарных исследований, осуцеотвлеииоыу под непосредственный воздействие!! сформировавшейся ыарксистской философии и приведшему к становлению гуманитарных цаук. Показано: лишь с позиций иЕтериалистической диалектики стало возиогкык использование принципа детерминизма в обширной сфере человековедения, в результате чего гуманитарные науки только и смогли обрести свой статус.
В четвертой главе нашли итракение различные (в особенности мировоззренческая) функции принципа детериинизиа в области гуманитарных наук, способствовавшее как развитию этих наук, так и переводу их содержания в практику формирования личности нового человека.
В эакллчэшш подчеркивается вакное, по инению автора, полоке-ние о той, что при помощи принципа детерминизма конструктивно обосновывается практическая ценность гуманитарных наук, а саи принцип включается в более высокое в теорегико-иетодологаческон плане "поле налряшшя". (В приложениях, зашшавдих одну страницу, поясняются принятие в работе сокращения, а также указано постра-чшчное расположение приводимых в диссертации рисунков.)
Научно-практическая значимость иеследоввкия. Актуальность, теоретическая и практическая значимость сформированных в диссертации нолокений состоит в тон, что они могут быть использованы в организации различных, гуманитарно "иасыцешшх" видов практически-духовной деятельности. Это последнее обстоятельство направляет ду-ховнув структуру личности в сферу передовых, общественно значимых идеалов. Кроне того использований ГНИИ как способа реализации принципа дотерийвкааа при исследовании утрядаадзйся в састеке обдаст-воинах о'тноиеиий сувдоета человека позволяем придан гушвитярнону уроэзн» об«ей теорий личности яредкотио-практическев вырахеаио. Отсюда ггаишитораий уровень теории зшчноств неяоерздемевно вюшчаог-оя в область постоянно совереацствувьихся содяалмточоскп? обцвег-веаннх огиоивилИ.
Существенное значение сформулированные в диссертации положения приобретают в раскрытии все более акгуадазуикегося в наши дин принципа об одной наука как гуиапмаризировакиои составной кошго-иента современной, системно органивушдейоя кулыурм. В рззульгаю гакого подхода духовная структура личности получает как теоретическое, так я практическое обоснование. Это в своп очередь способст-
вует более правильному в общественной звучании этого слова ое формировании.
Сказании* обусловливаются прикладные аспекты исследования. В этом плаца осаовяне алей i\ шводы диссертации могут быть попользованы для углубления знаний, по теории познания у студентов, аспирантов, слуйагэлйй теоретических семинаров сети партийного просвещения; формирования «аучисгр, коммунистического мировоззрения; борьба против бурвуазных идеологических концепций; решения постоянно возпак&ющих проблем детерминации научно-гуманитарного познания и -шире •• роли принципа детерминизма как системы детерминация в рас-смотрэнии различных форм практически-духовной деятельности в ходе формирования личностного начала э человека. В цел^ы анализируемые в диссертации положения выступают в качестве необходимых, общественно значимых предпосылок воспитания студенческой молодени, широких слоев трудящихся з духе научного мировоззрения, классовой но-приилрямоста к враждебной нем буржуазной идеологии - с позиций осу-вдогзляещойся э сознании общества, отдельной личности внутренней перестройки,
ДПЕобаци.ч работы. Основные результаты диссертационного исследования тали отранзинэ з заступлениях автора на Всесоюзной науч-но-тзоретаческой конференции "Наука и обЕ^ство" (г. Иркутск, 1383 г.)* Всесоюзной ноучно-творетичзокой конференции ;'Лмалэктака социального отравеаия и региональные проблемы наука и культуры" (г» Улак-Удэ, 1983 г,), овмииаре "Повышение качества социальной подготовки специалистов а вузах Сибири и Дальнего Востока" (БДНХ ССОР, Москва, 1986 г.), иксле докторантов Проблемного Совета по материалистической диалектике ив и CG0 РСФСР (г. Ленинград, 1962 г,), Второй Всесоюзной шсоле молодых ученых (г. Казань, 197? г.), рззпублпканоках конференциях Проблемного Совета по мвтз-риалистической диалектике УЗ м ССО РСФСР (г. Иркутск, 1978, 1979, 1930, 1981 г,1\), республиканском теоретическом семинара ФО СССР, Проблемного Совета по материалистической диалектике ШЗ а ССО РСФСР и науфю-лроазводственного объединения "ЦЕНТРПРОГРАгШШТЕУ" "Ввайаосэяз& диалектики и методов управления11 (г. Калинин, 1980 г.), региональной конференции "Проблемы археологии и этнографии Сибара и Нейтральной Азии" (г. Иркутск, 1980 г.), областной кзу-шо-праета-чаской конференции "Теории.веские а прикладные аспекты проблема управления подготовкой кадров в ьуэо" (г. Иркутск, 1980 г.), зав-годных научных конференциях ученых Иркутского государственного
университета им. А.АЛдшюва Ш76-198? г.г.}.
И
Матерным к om-m:<¡e пезораиян диссертации нркодьауютсд автором при чтении лекций и проведении практических занятий по марксистско-ленинской философии на гуманитарных Факультетах Иркутского государственного университета кн. А.А.Нданова, в спецкурсе для аспирантов и соискателей Иркутского университета, докладах и сообщениях на квтодологическоы семинаре преподавателей филологического факультета этого ке университета, выступлениях перед широкой аудиторией.
Диссертация обсукдена и одобрена на заседании кафздры иарксв-сгско-леникской философии Иркутского :.^дарственного университета ей. А.А.йданова и на заседания кафедры диалектического материализма философского Факультета Ленинградского государственного университета им. А.А.Едаиова.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой s диссертации проблецы, xaps ^эоме^тся степень ее научной разработанности, формулируются цель и задачи исследования, «еюдологическая основа, обусловливался сгрукгуру работы, ее научная новизна, практическая значимость и результаты бе апробации.
Глава I "Гуканиташья научно-иссладовагояьская програцыа ÍГКИП) как способ реализации принципа дегершшизис для области гуыакиэарных наук в ходе создания теорий аичиоств" посвя^ела обоснованию специфики rjtíaajisapaific fifiук через противоречиво supsaeiiny» соотнесенность их содврвавая с же частный, определявши сферой практически-духовной деятельности, началом в человека. 'lipa а'ш.! автор придерживается того шшнйя, согласно которому природные и социально приобретаете качества в человеке образу»? днадвктечоош реализуемое противоречие. Sa очах его разронекдя осувдемгшгся огановлеаио индивида. Б такой случав природное s «шоввкв - pao ' паль естественная основа для решения ¡ш шрот- соцйаяышх ьадач; но только обдоохзеино значшае характеристики человека форцируш его как личность. Под сущность» se человека понииасгся его социально выверяаиое самоопределение. Проведении!! анализ {§ I) покезшгаз?: иатериаластичэскн понимаемая сущность чоловэка как совокупность "всох общественных отиоиеиий"* о очйгиднооть» фокусируется на ого личностном уровне, и, опираясь на концепции социального ускорения,
I. Иарко К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 3. - С. 5.
а
првдусиагриваюлув, как /омрахж в иагориалах ХХУИ сьозда
КПСС, интенсивно роалязуецув вовлеченность кандого отдельного индивида в общественное строительство, ш ыоква с уверзннос.^а полагать: научное понимание л/чносги прекдв исато выверяется воздействующей :¡a во структуру психикой. Последняя, такиы обрезок, задает программу исследований личности i аибор научных дисциплин, лредста-юшкс, как это о'удат далее показано, в качества собственно тариих. Здесь ш, однако, обрацаеы шншио на то, что гуиышгаркыз науки, хоти они п вырастаю! из анализа психической даштстн, характеризую ¡se психическую структуру личности (это задача нси^лошчз-ской науки), но, будучи системно варажсины:;«, обрисовызокг гуманитарный уровень общефилософской теории личности.
Сгрукгура личности рассматривается в настоящей главе в ее го~ ризоагально-Еаршсалыши исполнении. В ганои случае по горизонтали личность гшсынаетея в сферу ее общественно значимо!! реализации. Личность здесь подводится под понятно- типического, следовательно -законосообразного, и в ъьу.ш csoeu ззиракения она выступает в аисац-бле детэрниьйруюадос обцесгзозедзнив условий. Что касается вертикального уровня структуры лячноил, его оснооаниоа, как мы уне видали, является человеческая психика, Л целой вертикальны!1 срез апеллирует к ийтенсвдщируюешся, т.е. в данной случае творчески совершенству гадимся, ферма практически-духовной Дбмалыюсти, которые организуются в социально оформленной'просгрансгва и времени. В структура личности оба уровня окаэизам взаииясо воздействие Друг на друга, и происходив саиодегершнация личностного начала з человеке, виполшшап только за счет соотнесенности рассиатрйяиеаого лячаои-кого состояния с реально« действительность«. Елявлях^ая структуру личности детерминация намечаог - з ноше«с?в (ипукя) психология -круг гуманитарных ¡тук, опираясь на который, и /фзздэ зсёго уич-няеи их специфику я нром того раскрываем ьозиоваос-гв гувгидарааго уровня сбцефилсеофской тэории личности.
В работа обосяовигаигся полоявние, согласно/ssoroguuy именно психология как наука исторически обретает статус осаозкоги ззма з ходе становления теории личности. Но как благодаря посредничал? психологии организуется пидлеваеяй аяалкэу блок гуизнит«риих няун и в чем особенности этого програшною наорвшчоокого образована/*'/ Экствриоризаи внутреннего аира личности осуществляем« в раздач» них формах практически зиачзиой имариальнпй а духовной даята-Еьти'» tí!. Психология ииебг npasa m та из шпс, s которых ийЕИвадуадгно првдмавляоыов начал» шиодаг чнийозвв содврвагвчьно« выраявняв» Ча-
/3
стшш показахелеы отшчаеиой содержательности становится творческая активность. £а пределами регистрируемой индивидуализации содержания в- деятельности личности все остальные аспекты этой деятельности могут бить отнесены к сфере общественного в человеке как личности. Ясно, что индивидуализировании!» и общественно значимый уровни деятельности обусловливаемы вполне определенными социальными установками. Однако иыевуееея пехду названными уровнями различие, состоящее в том, что общественные науки направлены прекде всего на описание законов общественного развития, а гуманитарные - на определение типического при характеристике икдивиг'ального уровня в субъекте практически-духовной деятельности - личности, следует учитывать, когда речь идет о раскрытии блока гуманитарных наук.
далее. С особой отчетливостью неповюр1....ость индивидуального начала в его деятельностном выракеаии находят себя в такой тонкой и "изоирешшй" ciepe, какой является искусство и в цело1' художественное творчество. Об этой поено говорить на основании того, что искусство - ого отрааат^лыю оформленный способ практически-духовной деятельности, своеобразии;; сш^еэ социально значимых и индивидуально реализуемых проявлен.,.. лачпист-а в система заданных обцзст, лшых отношений. Искусство - зеркало человеческой кизил, внутреннего мира и психического склада личности, т.е. тех компонентов, который« только и uov.et бить определено ее есдерасаиае.
Теорегнко-я&зйавателькай обработка результатов художественно варагениой пс9ктичгски-духоы.ой деятельности - зто в то ке время анализ обштшруеиого и задействованного на психологию внутреннего мира личности. Речь, повторяем, идет об индивидуально предстаа-ляеном ьвугрешши шре, который, *даако, обтшширован фактен своей гипологи'авиви (тшшшда) и получает, следовательно, конструктивную обработку в соотвстсгвушадх научных дисциплинах. 9?н «а-ysB призв&ш раскрить февомсв художественного творчества, которое в ходе анализа актуально в -той нерв, в какой оно, образно oipasan, воспроизводя» обмишшируег неповторимость индивидуального. Другими словами, предлагает "трехчленасе воявиавие процесса отрайешш"1, "Берн,- Biiaet автор втыо иопивзния, К.К.Платонов,- кз двучлзвяув схему этого прсцзсса: отргкаеиге - ospaitenece, а его грьхчизнвув схеиу: отрагьемов - ©трахающая ctici ека - огрьчзавса, ш>шь понять, почему одно и '¿о же orpataeuoe, ииекне в евку рьэмччей оргзяиа&иий
I, Лесионов К.Е. Сгруктура и развитие личности. - И.: Наука, 19Й6. - С. 55.
Pi
отражающих систем, становится различии« отракенним"*. В немы анализа искусство и выступает в качестве схраззющей систеиы, благодаря чему внутренний мир личности (oipasaeur-o) находит теоре—'ческуп формулу именно в литературоведении и искусствоведении как наиболее полной воплощении отраженного. Следовательно, мояно считать, что анализ худоазстиеиной деятельности в таких сопрягешшх неуках, как литературоведение и искусствоведение, противоречиво соотнесенных с искусство!.!, ttoüopoa в значительной мера воздействует но них, способствует рисг.ритии личностного начала в человеке, а сами эи науки вкличавтея в блок гуманитарных наук. Б го кз зрзмя эти науки, гниду их тесной близости с искусством, на которое они, кстати сказать, оказывают обратное воздействие, известным образом опосредованно характеризуют социально значимый личностный уровень в человеке. В анализируемой блоке названные гуманитарные науки скоординированы л етоей направленности психглогяческими установками. 3 свои очередь а (наука) психология испытывает воздействие последних и с необходимостью вводится в русло исследования проблемы личности: изучает человека з его тилическоы проявлении, т.е. именно как личность. Здесь уместно повторить, что шпак? психологии и литературоведения и искусствоведения, фокусируется искусством. С позиций марксистской методологии он ярко воплотился в трупах выдающегося советского психолога л искусствоведа Л.С.Выготского. Художественный текст рассматривается исследователем нек ьоплоЕекке внутреннего пира личности. Б тексте, личность предстает нольноваракевной и вместе с тем доступной для гуманитарного анализа.
f.mоратудоведение и искусствоведеаие, подчиняясь ¡¿актору системной дезгвршшедин, двтеркнаируится психологией опосредованно, киогоаспемшш ке содврзяиси худо.сгвешгого сбрзга - кепосредсз-r ш¡с. Ганса яологгеше, вмяи&бию искусством, свидетельствует о том, ¡«о ой о првчасгио к cj-eps ryussv,тарного знания и "расьолоавно" в спрелелвйвой :георетйчсекоЯ "яйле". 3 диссертации покнзани, что ясвусстго как пап низшее личике*»»«» шпала и ого наиболее содараа-холшш аурзаеиии э определвши! взро является вмаогоп психического и пряга соотносятся с лскхолсг-шШ в кячвешв "со-учзстияр" з реагвяии сюяиих яерел в?а задач. Ложно, яъяее, юворвгь о «-и, чго искусство вмверяо? психологию как стааозлщюом, ¡одвивавчуеся «м» уиу. Ь атсы отчомениз яятвратуроввденяг я искус«* шмоданм Рвзяв? гак бн яторячые usätihs они .masmn «еру йоотмттив яехутчз
1, Илат-оное ..'.К. Структура и развитие лк'шсста, о. 35.
/5'
5Ш31Ш. Тем сеиьш они "корректирую?" искусство и содействуют лере-стройЕсе внутреннего цира личности в перспективе - в свете возмогшего - варабатываешх общественных идеалов. Происходит увязка внутреннего кара личности, ее психической выразимости с общественно зиачшшии ценностями. За'о в свою очередь говорит о той, что гуманитарные науки, а такие искусство, раскрывают общественно вкачивай статус личности, но делают это в сфере конкретно-единичного, и яоа-иоьшие обобщения на базе отмечаемого подхода, выракающиооя через типическое, неизбежно приобретают личностный оттенок. Отсюда в перспективе становится возиокним "объедк' .¡ниэ науди и искусства в познании человека, что, естественно, по-новому определяет характер и постулируаиой единой наузш о человеке, заставляя задуваться над ген, действительно ли здесь речь идет о науке в традиционном смысле"1.
Пошшо уже названных теоретических форм гуманитарной познавательной деятельности, чак это обосновывается в диссертации, в разряд гуманитарных наук включается языкознание - тот его аспект, в котором наиболее полно ут"?раде ся »¡конические - на уровне словссно-речевоИ деятельности,- к&нгекстуально-выразительннб средства языка. Крона того, рассматривая личностную проблематику, кы долани учат-вать ьреыенной ¿акгор, в соответствии с который социализация личности осуцестша лпш> в исторкческг обусловливаемой перспективе. Понятно, что ссотгетствуицеа место в кругу гуиаикгаряс'х наук должна занять педагогика. (История же - по ходу изложения - на соотносима с гуианитарнаш! изукаии ввиду ее стремления определять зькоисиерао-сти социального »родесса з их хрг алогически последовательной выражении. Ог'свда историческая наука ь целой ьклачаетск в свстеау наук об обаесме.) РазрабашваешИ в'дяссоргациа спешфачеш» хуцапитар-иый подход в первую очередь направлен на раскрытие становящегося личностного начала в человека, которое в плане касюедего рассмотрения как раз ь педагогике неуке о формировании структуры лячв'.~ С1й - ногучаег теоретическое завершение-.
Следоьйтолыю, $вноаон личности организует в рамках системной детерминаций психологи», языкознание, литературоведение, искусствоведение, педагогику в их евстеиу, При утоп искусство, цементируя сйсте1зу гуманитарных неук, тесно с нею св1:ззко в, аакки образом, величается в вбшую исслвдвьагвдьскув прегражу но «пучению лйчиусэд.
I. «родов й.т. !(в пу*я к едино!! науко о чмовоке // Природа. -1?85. - Н. й. - С. 65.
/б
Отсюда ГНИЛ, опираясь на науку и .искусство, призвана разрабатывать научную концепций личности <§ 2): ГНИП является и способом детерии-иоцпи в гуманитарных исследованиях, и результатом ее применения. Отцами такие, что.ГНИП стадывается как результат гуманитарного стиля мышления, в которой факт теоретизации достигай не только за счет научной, но и - как ш видт. - за счет различных фори практически-духовной деятельности, в особенности находягдах свое выражение в искусстве. Пошшо сказанного ГНИП уточняет характер связи гувани-тарких наук в пределах их: системы, в силу чего последняя начинает содействовать созиданию общефилософской теории личности.
2 глава II "Гуцанитарныа ьиуки как объект методологического исследования" прослсншзаются методологические возиояиости ГНИП как способа реализации примите детерминизма в гуманитарных исследованиях. Прозодиузя здесь дзтзрш-шацня выявляет лраднетную основу гуманитарных наук, а такие характер их соотнесенности а культурой. В результате такого подхода осумзствляется социокультурное обоснование противоречивого единства, юаиыообуслолленносм собственно гуманитарных наук и гуманитарного уровня общефилософской теории личности. Прй этой становится.очевидный, что теоретико-практическое - с позиции уарксистскй-шшнской философии, практик.' реального социализма - разраксниа анализируемого противоречия ¡¡а дело содействует формировании личности нового человека в контексте уточняющейся специфика гуманитарного познания как познания, 'обладавшего высоким ценностно-гуыанистнчвскии сш с лои.
Исходя из цели исследования, автор анализирует предчет, структуру» нвтсдц гуалштарки наук (§ I). При этой внимание обращается на факт сзлз'а и одиозреивано - различия иваду гуианитарвшш знаниями м гунанигарйши наукаии как на зогное условий обоснования личности в качество прад1'ута гунзшиараых наук. Последние заняти те", что раскрывают практкчвшся-духознай аспект самореализации личности. Сана т.ге личность окаэшшасл вовлеченной в культуру. Отсюда прздиет гумаиктйрнах наук - его личность как социокульту.'^ое образование, вк-точамте з сферу творчески насыщенной практически-духовной деяга-льнорти. Ленинское учение о двух культурах содействует пониманию культуры.в ее теснок единства'с формированной новых производственных и в целом общественных отношений. Гармоническое развитие общественных отношений . личности - высшая цель, которую ставит перед собой социализм. 3 свате сказанного гуманитарные науки направлены аа то, чтобы предложить таорзтнчйокоа обоснование рассматриваемому способу становления личное?«. От этого в сво» очередь аамюнг структура
/?
гуманитарных наук, заявляемая в связи с научной картиной пира -ШШ. При опора «а ШШ организуется гуманитарная картина ыира ШСШ. Она характеризует познавательный процесс на уровне субьактно-субъ-ектиых огновааяЯ, способствуятх выявлена® динамической направленности личноохи средствами гуманитарных наук! при поаоци ГК11 -проводятся стратегия научного поиска в области человековедения. Следовательно, структура гуманитарных наук вбираат в себя такие .компонента (которыми определяется ГШ) как собственно теоретический, а яакае практически-духовный и образно-выразительный. Сюда жэ включается мировоззрение в качестве реализующегося научно выверяемого и социально значимого гуманитарного идеала.
Говоря о методологии гуманитараого исследования, отмаши ее личностно-ценностную направленность. Вместе с тан методология исследования гуманитарных процессов - aro такяе и определенна иесга человека в миро. Названное обстоятельство, как это было показано Б.Ч.Кедровый, характеризует руцанатарнав иаули в качества йукдаавн-' талышх. В силу псе личностного фактора, прасутотзущэго з г-удаиа-•гарных науках, противополовчость нскду вшшрическаи и теорэгмчэе-кии в каждой из них хотя и сохраняется, теы as ионзе, в отлична от естествознания, не является столь принципиально острой.
Методология гуманитарного дознания с его сгрмдашша к одной науке требует уточнения аой роли, которую выполняет- принцип дзгор-минизиа в его детеишнацнонвои выражении по отношению к неукз з долой. Проанализировав это!? вопрос (§ 2), автор диссертации праходаг к выводу о том, что принцип детерминизма содействует раскрытии' характера лозназауельяой деятельности. Содержание последнего, однако, на оюадесгвляагся с процессов познания. Тем сяыым в контексте рассмотрения иа вервоа иасга {w снижая собственна гносеологического подхода) выдвигается' проблема чэлоиека в es каадосшо-ценносгной постановке. В зюи состоит отличительная оообэкиассь применения принципа яэге вгшгивма л оЗласгл гдаегшгарвых нсслздога-в'вй, благодаря чему определяется их место в теоретико-познавательном процзссе вообще,- о пооавдуюс.вд аывадвнзвц внадизируеисго принципа в истории и ее ори» кулыура f§ 31. Быявлкзтся '¿апологи« культуры как специфически представленное раскрыта законов обдастшшо-го развития: лрозкция их иа сФзву культуры. Типология станоейтся детершшрующш содержании ^уцанитарных наук фактором, в силу чего эти неуки характеризуют становление личности как процосауалькссгь. Б таком случае 'ГНИЛ о неизСамость» выступает в качества способа реализации принципа детерминизма в ис«орка м то орла куяьхзгрз. Сса
(&
т принцип детерминизма в теории культуры содействует приобщению ее к более глубокому осмыслению вопроса об общественной значимости человеческой личности через конкретизацию содержания отдельных гуманитарных наук я в целой ГКМ.
Рассматриваемое в тексте диссертации противоречивое единство гуманитарных наук и гуманитарного уровня общефилософской теории личности, выполняющей по отношении к ним роль детерминанта, имеет длительную историю. Последняя выявляется в III, глава "Становление гуманитарных наук и роль принципа детерминизма в их развитии".
Баровдениё гуманитарных знаний связано с первыми шагами формирующегося самосознаний, что исторически соответствует наступающей тенденции разложения первобытно-общинного строп I). Определяясь' а коллективе, индивид начинает осознавать себя. Самосознание здесь служит показателем специфичности не только этого занимаемого индивидом места а коллективе, но и того, насколько индивид, при всем том, что объединяет его с другими лидши, своеобразно неповторим. Индивидуализация как этап в становлении личностного начала в даль-иэйием поучает теоретическое обоснование. Включенность индивида в коллектив требует содержательного осмысления места данного коллектива, общественного слоя (в перспективе - класса) в сфере социальных отношений и отношений на уровне общество - природа. Отсюда социальная м природио-косиическая проблематики, находясь в единства, впоследствии содействуют развертыванию теоретического познания л направлении уподобления общества природе, космосу. Модельч ке единства социального я природао-косинческого начал становится человек, как это, снакеа, видно на примере античной космологии и философии. Ваяно учитьвать, что, первоначально содержась в границах мифа, гу~ манигарныз знания формируются именно э 'силу их зшчлопешш из идеологии - о яеелздувди.м противопоставленном ей.
Скзщдчиавииесгс гуманитарные знания преадо всего направляй свои усилия но организацию учения о человеке. Они были заинтересованы в преимущественной объяснении взаимосвязи аокду природным и социальным в человеке и ываеэ всего стремились к раздельному их анализу. Гакин образом, отмечает автор (§ 2), в точение длительного времени гунанитирно-позеавателькыш! средствами охвати-зался лишь объект гуманитарных исследований - человек вообще; речь te доляна идти о предмета гуманитарного познания, т.е. о личности, по-настоящему проявляющей себя только в условиях социального равенство. Слоившееся положение дел характеризовалось тем, чго вэ-эа отсутствия доИствктоаьло личностных детерминантов гуманитарные эна-
/9
кия бессильны были преобразоваться в гуманитарные науки.
Диалектико-материалистический переворот в развитии гуманитарных знаний, приведший к становлению гуыанитарньх авук, был осуществлен основоположниками научной шилософии К .Марксом и Ф.Энгельсом (§ 3). К.Царкс и Ф.Энгельс подошли к исследованию человека со стороны анализа его социальной природа в ходе открытия ими законов общественного развития. В таком случае человек, рассматриваемы^ как общественное существо, тождествен обществу, и законы общественного развития одинаково реализуются как на уровне общества, так и отдельного индивида. Отмечаемое положений монет быть принято как указание на исследование человека угге не в русле его подобия обществу, ■ но в связи с раскрытием Ь'Нем процесса индивидуально выраженного саморазвития.
При этом заметим: обществоведение, выступающее основой в развертывании установок гуманитарных наук, служит методологической предпосылкой г oпpe^ лении их предмета. Суть же переворота в области гуманитарных знаний (вследствие чего оии обрели новое качество -стали гуманитарными т -хами] ^стояла в том, что осуществилась локализация их вокруг складывающейся - в ее научно-практическом, а не натурфилософском, как это имело ранее, выражении - проблемы здч-' пости. Далее, опирагоь на научную философа», стало возможным отделить содержание гуманитарных наук от общей массы гуманитарных званий и размежевать обществоведение и человековедение. Таи самым гуманитарные знания были поставлены иа твердую почву детерминизма, и это позволило очертить круг гуманитарных наук в русле становящейся - благодаря революционным прс Оразованиям в обществе ~ личности нового человека.
Глава 1У "Принцип детерминизма как методологическая основа гуманитарных наук" предлагает системно-функциональное иэдокенно принципа детершшизиа как системы детерминации в обдаога гуманитарных наук. Содержание главы непосредственно связано с предшествующим изложением, поскольку анашаируеиие в чей функции принципа детерминизма - это реализация его обцамотодологичвского уровня.
В ходе изложения показано, что в системе гуманитарных наук принцип детерминизма прекдв всего находит сабя в мировоззренческой функции (§1). Б силу этого становится очевидным; мировоззрение преимущественно направлено иа то, чтобы утвердить погнавшего субъекта как объективно значимую ценность - показать, что взятая сама по себе, в изоляции от других социокультурно значимых ценностей, наука не имевт самостоятельного значения, Вместе о там адесь ае
го
обосновывается положение о взаимообусловленности мировоззрения и заукй. Будучи едиными в генезисе, они "разводятся" в условиях социально-классового отчуждения. Это отрицание внутренней связи между наукой и мировоззрением чрезвычайно опасно преимущественно в современную эпоху ввиду юго, что оно удаляет науку из-п д контроля требований разума, гуманизма, принципов арного сосуществования всех народов земли; НТП в руках империалистов ыояет ввергнуть человечество в катастрофу. Становится такяе очевидный, что организующим мировоззрение с различным видами человеческой деятельности, включая сюда и науку, фактором выступает принцип партийности. В свою очередь это означает, что внутреннее единство мировоззрения и науки обусловлено содержанием принципа развития в эго конкретной - на уровне партийности - осуществимости.
Продолжая рассмотрение единства мировоззрения нак функции принципа детерминизма и системы гуманитарных наук, отметим: детерминизм как мировоззренческий принцип в гуманитарных науках содействует их самоопределению в качестве мировоззренчески насыщенных, т.е. включается в процесс обретения ими статуса уяе не применительно к абстракции человека, но в контексте общефилософской теории личности. Именно сформировавшая мировоззрение личность способна решать содер-■вдаеоя'в система гуманитарных наук практические задачи по воспитания нового человека. Таким образом, как это показано в работе, осуществляется детерминация гуманитарного познания мировоззрением в ходе обоснования ГНЙП гуманитарного уровня общей теории личности. Оа«а ко мировоззренческая функция принципа детерминизма в гуманитарных науках находится о русле содержания идеала. Действительно, гуманитарные науки, утверждая культурный уровень личности, выводят его на перспективу идеала. Последний же имеет мировоззренческо-цен-ностную направленность.
Кроме рассмотренной, выше мировоззренческой функция прпздипа детерминизма в гуманитарных науках этот принцип танке выступает в качестве "идеала или предела, н которому стремится научное познание в целом1»1 (§2).
В гуманитарных науках факт диалектической соотнесенности мировоззренческой функции принципа детерминизма и идеала познания, предлагаемого в качестве функции принципа детерминизма, может быть охарактеризован как выражение исследовательского предела в рамках
I. Иванов В.Г. Детерминизм в философии и физике. - Л.: Наука, 1974. - С. ад.
ГНИЛ. При таком понимании предела познавательной дсягелышстм ои становится целью гуманитарного познания, благодаря чему раскрываются конкретные способы (воплощающиеся в сФерв модельности, наглядности, простоты /В.Г.Иванов/) реализации отдельных гуманитарных наук. Однако подчеркнем, что отмечаемые способы все-таки главным образом соотносимы не с той шш иной, взятой изолированно, гуманитарной наукой, но с системой гуманитарных наук. Следует также остерегаться преувеличения их роли при использовании в качестве общенаучных ш-тодов в конкретно-научном - гуманитарном - познании.
В работе делается важный вывод, согласно которому существует взаимосвязь между процессом развития пригцила детерминизма как научного идеала в гуманитарном познании и прогрессивной эволюцией-гуманитарных наук. Обосновываемое положение предопределяет следующую важну» функцию принципа детерминизма, согласно которой он выступает нормой научности з гу мани тарных науках (§3). Связь идеала и нормы как составных компонентов принципа детерминизма в гуманитарном познании выражается в том, что оба оии, соотносясь с мировоззренческой функцией этого принципа, взаимодополнимы, и г данном случае норма уточняет идеал в гуманитарном познании.
Важный, помимо сказанного, будет и то, что принцип детерминизма как норма научности (и - уместно в настоящем контексте, иаеп в виду гуманитарные яеукя, напомнить: как идеатождествен самому себе в различных научных сферах. Вто служит возным показаголвм близости гуманитарных, общественных и естественных наук при рвионии , ими прогрессивных, социально значимых общечеловеческих задач, Так, на примере анализа В.И.Лешш проблема личности, когда личность наступает носителем иассозо вираженного деятельностного начала и при этом предстает в качестве типического явления, открывается перспектива в реализации социолого-гунакятарао.'огеории личности. Следовательно, наряду с ГНйЛ обнаруживается возможность формирования новой исследовательской программы. Назовем ее социолого-гунанитар-Hofi научно-исследовательской программой (СГНИП): при se посредства осуществляется сблигение гуманитарного аспекте теоретически реарз-гевт^руемой проблемы личности с ее социологическим аспектом в процессе складываицейся обвдй теории личности. Тем самым достигается единство этих программ как условие многообразного ее обоснования.
2 работе делается вывод и той, что норма научности описания в гуманйгарных науках, организующая их в систему и сама в свою очередь выступающая результатом факта лх системности, выверяет и в втои отноиений детерминирует содержательный уровень анализа пробле-
мы личности в направлег'ЧЗ Лорнирования единой ее теории. Сказанное такке раскрываем систему гуманитарных наук как структурно обусловленное, открытое образование, складывавдееоя за счет координация -русле формирования гуманитарного уровня теория личности - отдельных, вполне опродолвиннх (рассмотренных выше) гуманитарных наук. Б •¿юн проо*.еяивазх<гя норна научного исследования личности в ходе ее заиоопределеиия сфере культуры. Теоретически уточняемая сфера ку~ чьтуры подводит пчалиэ личности к раскрытию ее содержания в категориях исторического материализма, и теория культуры через выявление личностной проблематики обнаруживает внутренне присущую ей связь с исторический патернализмом. Здооь, по мнению автора, заключено главное в еодерааниу принципа детерминизма как нормы научности в гум" -нитаршх науках.
Предложенное условиями ГНИЙ рассмотрение принципа детерминизма как методологической основы гуманитарных наук (т.е. в его систеыио-детормннационном выражении) характеризует его в качестве регулятива во взаимосвязи гуианятарной теории и практики (§ 4). Речь в денном случае' идет о тогх, что система гуманитарных наук при'посредстве результатов практичооки-вдховной деятельности обнаруживает, но стремясь лодвзргнуп специальному анализу, уникальное з личности и содействует его внедрению в практику межличностного обдения. В таком случае основная задача, стоящая перед системой гуманитарных наук, заключается в том, «оба, определяя направленность процесса воспитания содержание« общественного идеала, готовить личность нового человека к социально оправданной теоретико-практической деятельности. Последняя долина охватывать различные уровни культуры и создавать предпосылки для постоянного воспроизводства неповторимо-личностного, т.е. индивидуализированного, начала э личности каждого советского человека. Это в свою очередь свидетельствует о-том, что гуманитарные науки внэдргаж ,1 в предметную практику, чем и обусловлено их реальное значение.
В работе делается вывод о тем, что использование принципа детерминизма как методологической основы гуманитарных исследований содействует рекашш стоящих перед гуманитарными науками задач, вследствие чего уточняется взаимосвязь гуманитарной теории и практики. Детерминированные материалистическим пониманием истории и практикой коммунистического строительства гуыааитарнио науки вскрывают меру практической приложимости находящегося в них ценностного содержания. Отсюда регулятивная функция принципа детерминизма характеризует взаимосвязь гуманитарной теории и практики в качестве ио-
обходимого следствия применения принципа детершшазка как методологической основы гуманитарных исследований.
Р рассыатрнваеыоа откоиениа гуманитарные науки слузат показателей дналйктнчкосгн переходе теория в практику. Действие дргшщща детерминизма з гуманитарных науках открывает им перспективу развития, поскольку, как это показэдо в диссертации, содержание гуманитарных наук »ключаегся в практику формирования личности нового человека, с зеннув с "перестройкой мышления, выработкой новой психологии" - с тем, чтобы готовить развитие "творческих сил личности"^ к социально оправданной и выверенной теоретико-практической деятельности. Блеете с чей применение принципа детершнизыа в гуманитарных науках характеризует этот принцип как становящийся: обусловленный развитие« науки,он постоянно уточняет свои задачи и /¿зсто в философско-научной методологии.
В заключении диссертации, л соответствии с выводами по глазаы, форцулирувтея обобчзющ'.е итоговые нояокешзя; доляное зшшшшо удаляется перспективе дальнейшего исследования в выдвинутой (нчюлу-чиввеы конкретное обоснование) направлений! уточняется -при опоре на асе предшествующее изложение - практическая ценкоегь дайной работы и прадлагавтея отдельные, вполне определзиныа рекомендации к использовании полученных результатов.
Основные пубчнкацпк '-¿втора по ге»а диссертации:
1. Принцип детершишэна как методологическая основа тумана-горных наук: Содержание детерминации гуманитарных наук. - Иркутск: йуд-зо Иркут. ун-та, 1966. - 320 с.
2. Взгляды ф .{¿.Достоевского на сбцество и личность: (На цате-риале "Баяисол иэ ¡¿ертвого дома") // иетодология научного познании а исследования социальных процессов /Иркут. ун-т. - Иркуаск, 1977» -С. I20-I5I.
3. Материалистическая диалектика как иетодологкя научного знания // йнфоршаионине материалы 90 СССР. -'П., 1978. - Най-квль. -С. 23-38. (В соавторстве с Абремовш Ю.Ф., Мельчуковыи В.А., Ого-
1. Материалу ЮН съезда КПСС. - !.!.; Политиздат, 1936. -С. 10.
1. Программа КошуиистическсЯ парами Советского Союза: Новая редакция. Принята Ш11 съездом КПСС. - U.: Политиздат, 198$, -
родниковым В,П.)
О гносеолого-мэтодологических возможностях искусства // Методология конкретных сфер познания / Иркут. ун-т. - Иркутск, 1978. - С. 105-112.
5. Диалектика связи философского и конкретно-! учиого знания // ШлЬоркацношше материалы ФО СССР. - I.!., 1980. - !1> 2. - С. 2137. (В соавторстве с Абрамовым В.А., Абрамовна В.Ф., Голубевым
А.Г., Иальчуковим В.А.)
6. Роль основного вопроса философии в реиешш проблемы прпрз-кснпого звания (на материалах соотношении философских категорий и общенаучных лоиятиЮ // Основной вопрос философии и диалектика t теоретического познания / Иркут. ун-т. - Иркутск, 1980. - С. 6893.
7. Художественное творчество es к средство философского постижения явлений действительности - природа: (Об пн-гегратквянх Функциях нгрксиегско-леншской философия) // Взаимодействие природу и обкастго как комплексная пооблаиа науки и практики: Тез. докладов и выступлении к науч.-теорет. колф. (23-25 сен?. 1931 г-, г. Чита) / Иркут. ун-т. - Иркутск - Чита, 3981. - Bun. I. - С. 87-30.
В. Взаимосвязь наука и вузовского ирзподпЕпмип как общенаучная прзблзаа // Обвднэучякз пробяедо и средства познания / Ирку», ун-т. - Иркутск, 1981. - С. IIS—130. (В соавторства с Дузаковыа АД.)
9, ¿'ирояоэзрззчеевко ecneuru гашекгякя научного познания //
тйорядиошше «вторпали СО СССР. - Li., 1981. - Ht 3, - С. 18-30. (В
, 10,' 0 различении йшоссфскик категорий и обиенаучачх гоороти-■wcKux фора // Обкепауншо понятия и материалистическая диаазкхяпа» - Л.: йзд-во Лвтиир, ун-та, 1982. - Ban. XI. - С. 43-47. (В соавторстве с Абрзыозкм О.Ф..)
11. Приращенное знание в гунанитаршх науках кок аспект социального отракояая // Дваяакзгшга соди&львого охраяжпя и региональные проблемы науки и культуру: Тез. Есесоюз. науч.-тоорзт. конф. 23-24 иипя 1983 г. - Глан-Удэ, 1263. - С. 11-13.
12. Марксистско-ленинское мировоззрение и диалектика научного иоаганип // Вопр. философии. - 1981. - й 2. -С. 174-175. (3 соавторстве с Абрамовна Ю.Ф.)
13. Обипнзучннй характер соврэиешшх хеореп-.о-информашТОйннх средств познания // Проблемы развития общенаучного знания. - Томск: Игд-ло Темок. ун-та, 1983. - С. 28-44, (В соавторства с Абрамову«
2 5
Ю.Ф.)
14. Характер и особенности функционирования прирадекиого знания в гуманитарных науках. Место гуманитарных наук в ннтеграшвяах тенденциях современной науки // Наука и общество: 1'ез. докладов и выступлений к Всесоюз. кауч.-заорет. кон$. (4-6 окт. 1985 г., г. Иркутск) / Кркут. ун-т. - Иркутск, 1583. - Вмп. I. - С. 139-143.
15. °чачеиив феноиена приращенного знания в систем гуманитарных наук по гуманизации научного знания в целой // Таи ас. -Вып. 3. - С. 122-124.
"•3. О специфике и основных втавах становления гуманитарных • неук // Иробледа методологии науки. - Иркутск: йзд-во йркут. ун-та, 1584. - С. 83-98. (В соавторстве с Абрамовым Ю.Ф.)
17. Значение книга В.Я.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" в реализации гуманитарной научно-исследовательской программы // Вторая кокф. колодах ученых: Тез. докл. / Иркуг. ун-т. - Иркутск, 1984. - Ч. 3. - С. 32-33. (В соавторстве с Быковой Т.ВЛ
18. Мировоззренческая функция принципа детершиизиа в гуманитарных науках /( Наука и общество: Диалектика обществе! ого сознания и развитие социальных наук / Иркут. ун-т. - Иркутск, 1985. -С. 102-111.
19. Лекция по философии как ваккое условие форниоования у студентов вузе научного мдрозоэзрения // Совершенствование нравсгзен-нэ-правового воспитания учащейся и студенческой шдояеки в свете требований ХХУП съезда КПСС: Тез. докладов в науч. сосбщ» ий обл. вауч.-лракт. ¡сонф. - Омск, 1987. - С. 21-23.