автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека"
• - л
5 О О ^ На правах рукописи
/
/ лвг да
БОБДАРЕНКО НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТЕРМИНИЗМА В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.11. — СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ • >
АВТОРЕФЕРАТ
ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЁНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ФИЛОСОФСКИХ НАУК
СТАВРОПОЛЬ 1998
Работа выполнена на кафедре социально-гуманитарных наук Пятигорского технологического института Ставропольского государственного технического университета.
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор,
академик РАСН ХАПЧАЕВ И. А. Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор,
академик РАСН АВКСЕНТЬЕВ А. В. кандидат философских наук, доцент АГАМОВ А. А. Ведущая организация: Пятигорская государственная
фармацевтическая академия
Защита диссертации состоится « » июня 1998 г. в часов на заседании Диссертационного Совета Д 064.11.02 по философским и социологическим наукам в Ставропольском государственном техническом университете по адресу: 355038, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2, кафедра философии, ауд. 307.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке СтГТУ (пр. Кулакова, 2).
Автореферат разослан 1998 г.
Отзывы на автореферат просим направлять по адресу: 355038, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2, СтГТУ, диссертационный Совет Д 064.11.02.
Учёный секретарь диссертационного Совета, кандидат философских наук, ---
доцент -----А. П. Федоровский
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В условиях обновления общества в центре всех преобразований стоит человек, изменение сознания которого является главной из всех задач. Решение этой задачи тесно связано с исследованием социально-философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека.
Философской и теоретико-биологической основой исследования социально-философских аспектов в становлении и развитии человека является обобщённое понимание детерми-низмя в его современном смысле. Оно является учением о всеобщей обусловленности, находящей разнообразное воплощение.
Разработка социально-философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека затрагивает целый ряд актуальных проблем и способствует их освоению. Данная тема тесно связана с такими важными теоретическими и практическими задачами, как интенсификация творческого мышления и обучения, интеллектуализация социальной практики, развитие теории информации, воспитания, самовоспитания и самосовершенствования личности, психологии, физиологии и т. д. Вся современная общественная практика — педагогическая медицинская, историческая, юридическая и т. д. — также весьма настойчиво требует решения многих важных вопросов, относящихся к этой проблеме.
Всестороннее и углубленное исследование социально-философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека осуществляется по многим взаимосвязанным направлениям: антропогенеза, филогенеза, онтогенеза, психо-
физиологической проблемы, роли наследственных предпосыло* в развитии человека и т. д.
Актуальность исследования проблемы усиливается ещё и тем, что устанавливается взаимосвязь между различными социально-гуманитарными и естественными науками в исследовании междисциплинарной проблемы человека. В диссертации также намечены новые проблемы для дальнейшего, более глубокого изучения рассматриваемой темы.
Степень разработанности проблемы. Проблеме человека посвящено немало работ. Однако все эти работы были написаны в основном в дрперестроичный период с позиции марксистско-ленинской философии В настоящее время анализ проблемы человека с позиции детерминизма может носить социологический, политический, психологический, правовед-ческий, культурологический или иной характер в зависимости от того, с позиции какой науки изучается этот вопрос. Но без разработки общей философско-методологической основы в становлении и развитии человека эти науки не способны определить свои стратегические задачи исследования, выделить свои принципы и позиции. Продвижение в этом направлении оказало бы существенное воздействие на развитие многих отраслей науки. Поэтому важное значение в современных условиях приобретает исследование философско-методологической основы детерминизма в становлении и развитии человека.
В разработку различных аспектов проблемы человека, в основном с позиции марксистской философии, определенный вклад внесли Фролов И. Т., Гуревич П. О., Алексеев В. П., Буева Л. П., Кон И. С., Амосов Н. М., Григорян Б. Г., Ильенков Э. В., Басин Ф, В., Брушлинский А В., Будилов Е. А, Дубровский Д.
И., Жуков Н. И., Коршунов А М., Кочергин А Н„ Дашкевич Ю. И., Тюхтин В. С., Украинцев Б. С., Юргеленас Д. И. и др. В их работах получили освещение такие проблемы, как биологическое и социальное, сознание и мозг, проблема идеального и т. д.
В последние годы появились отдельные работы, в которых взаимосвязь психического и физиологического рассматривается с позиции принципа детерминизма.
Но проблема социально-философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека, в её единстве исторического и современного контекстов ещё не исследовалась, и она нуждается в глубоком и всестороннем анализе. Это и определило научный интерес автора к этой теме.
Методологической и теоретической основой диссертации является детерминизм в его обобщённом понимании, а также философская научная методология, системный и информационный подходы, историческое и логическое.
Роль обобщённого понимания детерминизма и общей философской методологии в условиях всё большей теорети-зации науки, расширение комплексных исследований и собственно синтеза знаний значительно усиливаются через механизм непосредственного и опосредованного воздействия эвристических возможностей философии на системный анализ человека.
Источниковой основой изучения детерминизма в становлении и развитии человека являются работы классиков философии, отечественных и зарубежных исследователей, базовые понятия и концепции.
Цели и задачи исследования. Основной целью исследования диссертационной работы является комплексное иссле-
дование становления и развития человека с позиций обобщённого понимания детерминизма. Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:
— выявление сущности обобщённого понимания детерминизма, его типов, видов и форм;
— на основе обобщённого понимания детерминизма исследуется сущность антропогенеза;
— детерминация онтогенеза человека в свете современной науки;
— детерминация развитая человеческой природы,
— выявление природы и механизма идеальной причинности;
— исследование целевой детерминации как явление самодетерминации;
— анализа типов, видов и форм выбора и их характеристики.
Научная новизна. Научная новизна определяется в поставленной автором цели и задачах анализа проблемы социально философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека. Впервые с позиции обобщённого понимания детерминизма проводится комплексное исследование человека в его историческом и современном контекстах.
Научная новизна диссертации может быть сформулирована следующим образом:
— разработка обобщённого понимания детерминизма и использование его типов, видов и форм для анализа становления и развития человека;
— антропогенез и динамика человеческой природы исследуются на основе обобщённого понимания
детерминизма;
— на основе детерминизма с позиции информационного подхода анализируются психофизиологические процесс! 1;
— на этой базе дайтся объяснение природе и механизму психической причинности;
— свобода воли определяется как вид детерминации — самодетерминация деятельности мозга;
— принцип самодетерминации определяет цель деятельности как процесса свободного выбора;
— на этой базе детерминация целью исследуется как явление самодетерминации;
— выявляются типы, виды и формы выбора и дается их характеристика.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Детерминизм в разные исторические периоды развития философии и естествознания оказывал разное влияние на разработку проблемы человека. На первом этапе проявлял свое влияние механистический детерминизм, на втором — механистический и статистический детерминизм. В настоящее время на исследование проблемы человека начинает оказывать влияние обобщённое понимание детерминизма, его типы, виды и формы.
2. Анализ антропогенеза на основе обобщённого понимания детерминизма позволил дать обоснование гому, что возникновение человека является закономерным результатом биологической эволюции и выявить неразрывную связь процесса антропогенеза с социогенезом.
3. В процессе исследования становления и развития человека выявляется, что социальная детерминация может
выступать как детерминанта только во взаимодействии с биологическими детерминантами. И наоборот, биологическая детерминация проявляет свою детерминирующую роль лишь во взаимодействии с социальной детерминацией.
4. Исследуя становление и развитие человека с позиции обобщённого понимания детерминизма, особое внимание в системе детерминант уделяется относительной самостоятельности и неразрывной связи внешней и внутренней форм детерминации. Внешние детерминанты сами по себе вне связи с внутренними детерминантами человека не имеют никакой детерминирующей роли. В свою очередь внутренние детерминанта проявляют себя реально через взаимодействие с внешними детерминантами. Следовательно, полная действующая детерминация в деятельности субъекте — это связь, неразрывное единство внешних и внутренних причин, которые приобретают детерминирующую роль друг через друга.
5. Личность формируется в результате комплексного воздействия типов и видов детерминации.
6. Психофизиологические процессы человека в свете современной науки анализируются на основе обобщённого понимания детерминизма с позиций информационного подхода. На этой базе выявляется, что не физические свойства кода, а его содержание и ценность, т. е. информация детерминирует план, запуск, организацию и регуляцию телесных изменений в подсистемах организма, которые обеспечивают целесообразный поведенческий акт.
7. Идеальная цель исследуемой проблемы, реали-
зуемая в настоящем, включает в своём диалектическом единстве все типы детерминации. Хотя в процессе реализации цели более важным для субъекта является будущее, но «репертуар» целесообразной деятельности основан на опыте прошлого и на представлении о текущем моменте.
8. Свобода воли является видом детерминации — самодетерминацией деятельности мозга, которая определяет цель деятельности, как процесса свободного выбора.
9. Целевая детерминация рассматривается как явление самодетерминации.
Научная и практическая значимость работы. Полученные результаты диссертационного исследования предполагают решение проблемы становления и развития человека с позиции детерминизма. Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в научно-исследовательской, преподавательской и управленческой деятельности, в обучении, воспитании и самовоспитании, в организации дальнейшего гоучения различных аспектов проблемы и т. д.
Исходя из содержания диссертации, представляется целесообразным внесение в учебные программы по философии ряда вопросов, решённых в ней и касающихся проблемы человека в философии, сознания и познания
Апробация работы. Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры социально-гуманитарных наук Пятигорского технологического института Ставропольского государственного технического университета. Основные положения диссертации докладывались автором и обсуждались на ряде международных, республи-
канских, региональных, межвузовских и внутривузовских науч ных конференциях.
По теме исследования автором опубликовано 7 научны? работ. Общий объём публикаций 4,0 пл.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов у заключения, примечания, библиографического списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во «Введении» обосновывается актуальность, темы исследования, характеризуется степень её научной разработанности, формируются основные цели и задачи исследования Указываются элемент новизны, определяются новые подходы в решении поставленных проблем, излагаются основные положения, выносимые на защиту, освещается теоретическая и практическая значимость работы и её апробация
В первой главе — «Характеристика принципа детерминизма и его роль в становлении и развитии человеческой истории» — с позиций принципа детерминизма даётся анализ процессу антропогенеза и развито человеческой природы.
В первом п&расрафе — «Классификация детерминизма» — выявляется, что понятие «детерминизм» от новой философии до настоящего времени прошло в своем развитии три этапа. На первом этапе детерминизм понимался как учение об однозначной причинности, на втором — как учение об однозначной и неоднозначной причинности, на третьем — как учение об общей детерминации.
Первый этап, отражавший миропонимание науки «класси-
ческого» периода, был основан на принципах жёсткой детерминации. Эти принципы предопределяли логическую структуру соответствующих общенаучных концепций. Наиболее характерной особенностью этих концепций был последовательный принципиальный механицизм. Одним из воплощений такого рода концепций является рефлекторная схема Декарта. Последующее развитие естествознания, наука нового времени со всей определенностью показали недостаточность механического ведения мира и явную ограниченность, однозначно-жёсткой детерминации. Поэтому на втором этапе получила глубокое научное обоснование концепция статистического детерминизма. Однако стремительное развитие современной науки все более определенно начинает выявлять недостаточность статистических концепций. Ограниченность статисти-теских теорий особенно наглядно проявляется в ходе исследо-зания сложных, высокоорганизованных систем в особенности 1еловека. Эти теории не учитывают должным образом такие южные черты высокоорганизованных систем, как избиратель-тость, целесообразность и целенаправленность их поведения и функционирования, связь последних с глубинными структурами :истем. Поэтому на третьем этапе современное обобщённое юнимание детерминизма требует диалектического сочетания тринципов системности и процессуальности, структурности и зазвития и т. д. В рамках такого рода концепций могут получить *альнейшее углублённое и всестороннее развитие представле-шя о детерминации в становлении и развитии человека
С этих позиций автор выявляет недопустимость ¡сведения» обобщённой детерминации к одной го её форм. Методологическая несостоятельность такого «сведения» обора-[ивается серьёзными научными издержками; что лишний раз
подтверждает положение о том, что вопросы диалектики обнаруживают существенную связь с определением стратегии научного поиска и продуктивных направлений развития наук.
В диссертации раскрывается, что комплексное исследование социально-философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека с позиции обобщённого понимания детерминизма требует применения всех типов, видов и форм детерминации.
Во втором параграфе — «Детерминация антропогенеза» — на основе обобщённого понимания детерминизма выявляется, что возникновение человека является закономерным результатом биологической эволюции; процесс антропогенеза неразрывно связан (протекал в единстве) с процессом социогенеза; раскрывается диалектическая взаимосвязь и роль биологической и социальной детерминации в процессе антропо-и социогенеза, исследуются предпосылки антропогенеза, выявляется, что эти предпосылки возникают в процессе развития биологической эволюции.
Диалектика функциональной роли биологических предпосылок социализации заключалась в том, что подготовив условия для качественного скачка, предпосылки отрицались этим скачком. Это значит, что социальная жизнь утверждает и развивает социализированные ещё в антропогенезе — специфически человеческие родовые биологические качества. Возникновение общественной жизни закрепляет и сохраняет биологическую жизнь, создавая для неё защитный социальный «панцирь», надежно оберегая от стихийных сип природы, детерминируя и определяя формирование личности.
Социальная детерминация позволяет биологическому проявить его высшие потенции. Следовательно, биологическое
на уровне человека как бы ограничивается рамками социального, причем социальная детерминация выступает неотъемлемым условием прогресса биологического. Социальная детерминация становится фактором, который, с одной стороны, ограничивает биологическое, а с другой наоборот, способствует совершенствованию природных задатков человека.
Социальная детерминация создаёт возможность общественного прогресса, предполагая (но не предопределяя) возникновение труда и мышления.
В свою очередь наследование социализированных антропогенезом и последующей историей общества биологических качеств человека является столь же необходимой детерминирующей субстанциональной основой развития общества, что и наследование социального предметно-деятельного содержания людей.
В третьем параграфе — «Детерминация развития человеческой природы» — выявляется, что в процессе включения человека в социальную жизнь происходит слияние в индивидуальной жизни социальною опыта, составляющего содержание мира человека и его родовой человеческой природы. В своей основе социальное развитие и специфически человеческие биологические свойства соответствуют друг другу и предназначены для развития путём взаимного обогащения в едином процессе развития человека. В диссертации особое внимание уделяется проблеме того, что в человеческом поведении невозможно отделить генетическую детерминацию от социальной, ибо человек обладает чрезвычайно гибкой нервной системой. Благодаря этому у человека наследственность характеризуется как сохранение способности и возможности овладеть содержанием социального опыта и
развивать его. Социальный опыт человека— как его социальное поведение генетически не закрепляется Поэтому в наследственном механизме человеческих свойств кодируются лишь способность или невозможность социального функционирования биологии человека, а не сам социальный опыт. В этом смысле развитие человека можно рассматривать как процесс социальной активизации его природы.
Социальная активизация природы человека определяется в первую очередь содержанием социального опыта, которым должен овладеть человек. Но социальная активизация природы человека в существенной степени зависит от тех генетических детерминант, воплощающих в себе возможности тех или иных способностей. Каждый человек при рождении получает определённый нервный потенциал, который позволяет ему развивать сложную форму социального поведения. Признание этого потенциала, с одной стороны, показывает, что способности человека развиваются в его организме на основе практического взаимодействия с социальной детерминацией. С другой стороны, оно ведёт к раскрытию роли генетических факторов в социальном поведении
Во второй главе диссертации — «Детерминация человека в свете современной науки» — даётся анализ детерминации онтогенеза человека, раскрывается проблема идеальной и целевой детерминации.
В первом параграфе - «Детерминация в онтогенезе человека» - раскрывается, что с позиций общей детерминации развитие психических способностей человека происходит на основе взаимодействия социальной и генетической причинности. При этом генетическая детерминация может оказать положительное воздействие на психическое развитие человека.
Например, определённые анатомо-физиологические особенности руки, уха или горла могут играть важную роль в формировании или развитии музыкальных способностей. Ведь способность слушать и различать музыкальные тона, точно воспроизводить их голосом, виртуозно владеть музыкальным инструментом невозможны без соответствующих анатомо-физиологических предпосылок.
Говоря о влиянии генотипа и среды на строение и функцию мозга, следует выделить три вида зависимости: 1) признаки однозначно и жестко детерминированные генотипом (пол, дальтонизм и т. д.); здесь нарушение одного единственного гена оказывает влияние на психику; 2) свойства, определяемые генотипом вероятностно, которые в сильной степени зависят от воздействия среды. Эти свойства в одних условиях могут возникнуть, а з других нет (например, реализация природных задатков); 3) свойства, полностью определяемые влиянием среды (знания, умения, установки и т. д.); усвоение некоторых не зависит от особенностей генотипа. Здесь влияние генотипа на психику близко к нулю.
Генетические детерминированные предпосылки усвоения знаний, развитие способностей существуют у всех людей. Проявления, общий уровень развития их в определенную эпоху, как и отклонение от этого общего уровня в ту или иную сторону у представителей разных социальных слоёв и групп, обусловлены социальными причинами.
Индивидуальные различия в усвоении знаний, развитие способностей в той или иной области при равных социальных условиях и возможностях обусловлены прежде всего генетической детерминацией. При этом для формирования выдающихся способностей необходима интенсивная социальная
детерминация в соответствующем направлении и специфически генетически детерминированные задатки и предпосылки. Сочетание этих детерминант может привести к выдающимся достижениям личности в определенных областях общественной жизнедеятельности.
В этом же параграфе подчеркивается, что следующая предпосылка, необходимая для дальнейших рассуждений в этом аспекте проблемы, а также и во всем последующем изложении, касается системного подхода при рассмотрении детерминации жизненных явлений.
Во втором параграфе второй главы диссертации — «Идеальная причинность» — на основе анализа конкретно-исторического материала делается вывод, что информация о мозговом носителе элиминирована для субъекта. Информация об объекте как таковая, дана субъекту непосредственно как бы в «чистом виде». Субъект как самоорганизующаяся система лишён естественных механизмов для отображения нейродинамического кода субъективно переживаемой информации. Для реализации основных жизненных и общественных функций у субъекта нет необходимости в информации о нейродинамическом коде. Для целесообразной деятельности человека достаточно иметь информацию о реальном мире и умение оперировать ею. Непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме имеет принцип инвариантности, который играл ведущую роль в эволюционном развитии самоорганизующихся систем от одноклеточных организмов до человеческого общества. В силу того, что одна и та же информация может быть воплощена и осуществлена в разных носителях, то сведения о носителях не существенны для субъекта. Поэтому, естественно, в процессе эволюции антро-
погенеза всё болыпе развивалась способность отражения информации о реальной действительности как таковой, умение оперировать ею, перерабатывать и использовать её для управления. Эта способность на уровне человеческого индивида достигла формы сознания, качества субъективной реальности.
В этой связи заметим, что принцип инвариантности обусловил возможность различных способов организации информационных процессов. В ходе эволюции и антропогенеза происходит отбор более экономичных по своим энергетическим свойствам кодов, лучше организованных в пространстве и времени, более адекватных целям самоорганизующейся системы.
Принцип инвариантности информации по отношению к физико-химическим свойствам кода даёт ключ к пониманию того, что не физические свойства кода, а его содержание и ценность, т. е. информация, детерминируют план, запуск, организацию и рефляцию телесных изменений в подсистемах организма, которые обеспечивают целесообразный поведенческий акт человека.
Управляющая деятельность сознания обусловлена соответствующим нейродинамическим кодом, который выступает в качестве активного механизма информации. Отношение структуры кода как физико-химического явления к информации выражает такую связь, при которой изменение структуры кода не приводит к изменению структуры информации, не затрагивает её инвариантность, ибо носителем этой информации могут быть самые различные кодовые структуры. Поэтому такая связь в каждом конкретном случае носит условный, временный характер.
Связь информации с кодом может носить иной характер,
когда преобразования информации приводят к изменению структуры кода, к преобразованию носителя при сохранении инвариантности информации. Отсюда вытекает, что информационное причинение, воплощаясь в структуре носителя, реализуется с помощью изменения структур кода.
В третьем параграфе второй главы — «Целевая детерминация» — выявляется, что «модель потребного будущего» есть в то же время и «модель потребного прошлого». Абсолютизация предуготовленности к будущему неизбежно приводит к абсолютизации самого будущего, которому приписывается детерминирующая сила в виде целевой причины. Поскольку такая целевая причина только постулируется, цель по необходимости превращается в некое внеприродное мистическое творческое начало. Именно в этом состоит логика любых телеологических представлений. Но в отличии от таких построений категорию цели следует рассматривать как особую форму отражения действительности. При этом сознательная цель, — есть мысленный образ результата в его отношении к порождающим его действиям. Цель отражает, таким образом, то, что ещё только может или должно возникнуть, выступая в некотором смысле как отражение будущего.
При оценке целевой детерминации необходимо учитывать, что пришедшая из прошлого и реализующаяся в настоящем цель есть не что иное, как память. Но это означает, что аппарат памяти формирует, накапливает и хранит следы прошлого ради их использования в будущем.
Текущее поведение оказывается детерминированным прошлым, которое уже миновало, и будущим, которое еще не наступило. Детерминация миновавшим прошлым и не наступившим будущим осуществляется с помощью реально
существующей в мозге структурно-функциональной, материальной организации.
В этой связи необходимо подчеркнуть два принципиальных обстоятельства. Первое из них вытекает из известного положения Гегеля о том, что суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением.
Будущий результат, цель — это не только модель потребного будущего, но и средства достижения этого «предвидимого» будущего. Цель выступает как реалистический прогноз, во-первых потому, что в прошлом такая «цель» уже достигалась, во-вторых, потому, что в конечном счете известен арсенал средств достижения данной цели. Больше того, в диалектически снятом виде цель включает и пути её реализации. Та или иная ситуация во взаимоотношениях организма и среды превращается в цель лишь тогда, когда имеются в наличии средства возобновления этой ситуации, т. е. средства достижения данной цели. Будущее потому потребно, что оно достижимо. Принципиально недостижимое не может стать потребностью. Именно поэтому модель потребного будущего, вырастающая из принципиально удовлетворимой потребности, обладает реальной детерминирующей силой.
Второе обстоятельство состоит в том, что цель — это воплощение системной детерминации, включающей пространственно-субстратные и временные компоненты в их единстве. Ни один из этих компонентов сам по себе актуально не обладает детерминирующей силой— он обладает ей лишь потенциально, но во взаимодействии друг с другом эти компоненты в совокупности оказывают мощный детерминирующий эффект.
Реализуемая детерминация будущим — целевая детерминация. Она может быть реализована только на основе сигнально-информационной причинности. Но главным детерминирующим фактором является цель, которая тесно связана со свободой.
Свобода предполагает внешние и внутренние условия. К внешним условиям относятся объективные возможности выбора, которые предоставляются личности со стороны демократического государства. К этим возможностям относятся политические, экономические, правовые, религиозные, нравственные и т. д. свободы. К внутренним условиям относится свобода воли, которая характеризует качество личности, его внутренний мир, его творческие способности и т. д. Свобода детерминирована этими условиями. С одной стороны, она детерминирована политическими, юридическими, нравственными, религиозными и т. д. требованиями демократического государства, а с другой — интеллектуальными, возрастными, половыми и т. д. параметрами личности. Внешние требования, разумеется, накладывают на человека определенные обязанности. Выполнение эти?; демократических требований обеспечивает свободу личности. В противном случае в обществе будет доминировать абсолютный произвол. Но в то же время в демократическом обществе никто не может угрожать человеку за его взгляды, суждения, мнения, верования и т. д. Поэтому в правовом демократическом государстве общество должно гарантировать свободу человека от преследований, запретов, принуждений, угроз. Необходима терпимость к инакомыслию.
Внешние и внутренние условия диалектически взаимосвязаны. Внешние объективные возможности свободы являются условием проявления и реализации внутренней свободы, а
внутренняя свобода, обогащая духовную жизнь через борьбу личности за социальные свободы направляется на преобразование мира х лучшему. Поэтому внешние условия должны соответствовать потребностям и интересам личности. В противном случае внешние свободы не будут условием проявления внутренней свободы. Поэтому свобода воли, это вид детерминации — самодетерминация деятельности мозга. Поскольку свобода — способ внутренней детерминации, осознаваемой человеком феноменологически, ему самому она дана как переживание им воли, а точнее, свободы воли и направлена на какие-то цели, которые человек сам себе ставит. Следовательно, когда мы говорим о свободе воли, то имеется ввиду некоторая цель на основе которой личность совершает выбор.
Цель выступает как побуждающая причина реализации свободы воли. Последняя не сводится к свободе выбора, ибо предполагает способность индивида свободно следовать целям, переводить выбор в сферу практического действия На основе выбора происходит разрешение противоречия между внешней и внутренней причинами.
Выбор действия из множества возможных определяется самодетерминацией. Отметим, что при полном совпадении цели с внешней причиной устраняется возможность выбора действия. Однако прямая противоположность цели и факторов внешней среды также исключает возможность выбора действия, принятия какого-либо решения. Поэтому самодетерминация целью предполагает выбор действия го множества возможных, способствующих преодолению воздействий факторов внешней среды. Для этого необходимы возможности выбора, реализация любой из которых должна привести к результату, хотя они по-
разному соответствуют внешней причине и цела Соответствие результата выбору цели никогда не бывает полной. Поскольку зыбор одного действия из множества возможных и его реализация происходят с помощью соответствующих средств, взаимодействие цепи и средств является необходимым условием превращения возможности в действительность. Вместе с тем цель и средства носят относительно самостоятельный характер. Это выражается в том, что цель субъекта активно формирует средства, тоща как средства могут оказаться недостаточными для её реализации. В процессе реализации цели средства становятся промежуточными, относительно самостоятельными целями.
При самодетерминации целью на выбор того или иного идеального действия и на реализацию этого действия решающее влияние оказывают волевые усилия. Но волевые усилия у разных людей различаются по степени выраженности от едва заметного до наивысшего напряжения цели. При этом, хотя воля связана с целью, она сохраняет относительно самостоятельный характер. Данный факт проявляется в возможности постановки цели, которая тем не менее из-за слабости воли может остаться нереализованной.
Цель субъекта детерминирует свои компоненты ради выбора действия из множества возможных и ради реализации управленческого решения.
В этом же параграфе исследуются типы, виды и формы выбора и дается их характеристика
В «заключении» диссертации подводятся итога исследования, даются конкретные выводы и рекомендации, намечаются перспективные направления дальнейшей разработки темы.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Сущность принципа детерминизма // Философия и изнь: актуальные проблемы (научные труды кафедры илософипСГТУ). Выпуск V. Ставрополь, 1996 г. 1,4 п. л.
2. Диалектика национального и общечеловеческого в азвигии культуры народов Северного Кавказа // Междуна-одный конгресс 11-14 сентября 1996 г, Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Пятигорск 1996 г. ,2 п.л.
3. Некоторые специфические проблемы научного коллек-ива // Головной Совет СКНЦВШ. Бюллетень проблемного Совета по педагогике и психологии. Ставрополь 1994 г. 0,2 п.л.
4. Взаимодействие индивидуальных и коллективных [етермикант в науке // Научно-техническая конференция по )езультатам НИР, посвященная 25-летию ВУЗа (26-28 марта [996 г.). Пятигорск 1996 г. 0,2 п.л.
5. Диалектика национального и общечеловеческого в культуре // Материалы XXVII научно-технической конференции по результатам НИР за 1996 г. 8-11 апреля 1997 г. том 3. Ставрополь 1997 г. 0,2 пл.
6. Социальная детерминация деятельности мозга // Наука и образование: философские и психолого-педагогические проблемы (Научные труды кафедры философии СГТУ). Выпуск IX. Ставрополь 1997 г. 0,9 п.л.
7. Объяснения психической причинности // Наука и образование: философские и психолого-педагогические проблемы (научные труды кафедры философии СГТУ). Выпуск IX. Ставрополь 1997 г. 0,9 пл.
Пятигорский технологический институт 357500, г. Пятигорск, просп. 40 лет Октября, 56 Тираж 100 экз. Пл. -1.0 Зак. 547
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бондаренко, Наталья Григорьевна
ВВЕДЕНИЕ. з
ПЕРВАЯ
ГЛАВА Характеристика принципа детерминизма и его роль в становлении и развитии человеческой истории. Ю
1.1. Классификация детерминизма.
1.2. Детерминация антропогенеза.
1.3. Детерминация развития человеческой природы.
ВТОРАЯ
ГЛАВА Детерминация человека в свете современной науки.
2.1. Детерминация в онтогенезе человека.
2.2. Идеальная причинность.
2.3. Целевая детерминация.
Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Бондаренко, Наталья Григорьевна
Актуальность темы исследования. В условиях обновления общества в центре всех преобразований стоит человек, изменение сознания которого является главной из всех задач. Решение этой задачи тесно связано с исследованием социально-философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека.
Философской и теоретико-биологической основой исследования социально-философских аспектов в становлении и развитии человека является обобщённое понимание детерминизма в его современном смысле. Оно является учением о всеобщей обусловленности, находящей разнообразное воплощение.
Разработка социально-философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека затрагивает целый ряд актуальных проблем и способствует их освоению. Данная тема тесно связана с такими важными теоретическими и практическими задачами, как интенсификация творческого мышления и обучения, интеллектуализация социальной практики, развитие теории информации, воспитания, самовоспитания и самосовершенствования личности, психологии, физиологии и т. д. Вся современная общественная практика — педагогическая, медицинская, историческая, юридическая и т. д. — также весьма настойчиво требует решения многих важных вопросов, относящихся к этой проблеме.
Всестороннее и углубленное исследование социально-философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека осуществляется по многим взаимосвязанным направлениям: антропогенеза, филогенеза, онтогенеза, психофизиологической проблемы, роли наследственных предпосылок в развитии человека и т. д.
Актуальность исследования проблемы усиливается ещё и тем, что устанавливается взаимосвязь между различными социально-гуманитарными и естественными науками в исследовании междисциплинарной проблемы человека. В диссертации также намечены новые проблемы для дальнейшего, более глубокого изучения рассматриваемой темы.
Степень разработанности проблемы. Проблеме человека посвящено немало работ. Однако все эти работы были написаны в основном в доперест-роичный период с позиции марксистско-ленинской философии. В настоящее время анализ проблемы человека с позиции детерминизма может носить социологический, политический, психологический, правоведческий, культурологический или иной характер в зависимости от того, с позиции какой науки изучается этот вопрос. Но без разработки общей философско-методологической основы в становлении и развитии человека эти науки не способны определить свои стратегические задачи исследования, выделить свои принципы и позиции. Продвижение в этом направлении оказало бы существенное воздействие на развитие многих отраслей науки. Поэтому важное значение в современных условиях приобретает исследование философ-ско-методологической основы детерминизма в становлении и развитии человека.
В разработку различных аспектов проблемы человека, в основном с позиции марксистской философии, определенный вклад внесли Фролов И. Т., Гуревич П. О., Алексеев В. П., Буева Л. П., Кон И. С., Амосов Н. М., Григорян Б. Г., Ильенков Э. В., Басин Ф. В., Брушлинский А. В., Будилов Е. А., Дубровский Д. И., Жуков Н. И., Коршунов А. М., Кочергин А. Н., Лашкевич Ю. И., Тюхтин В. С., Украинцев Б. С., Юргеленас Д. И. и др. В их работах получили освещение такие проблемы, как биологическое и социальное, сознание и мозг, проблема идеального и т. д.
В последние годы появились отдельные работы, в которых взаимосвязь психического и физиологического рассматривается с позиции принципа детерминизма.
Но проблема социально-философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека, в её единстве исторического и современного контекстов ещё не исследовалась, и она нуждается в глубоком и всестороннем анализе. Это и определило научный интерес автора к этой теме.
Методологической и теоретической основой диссертации является детерминизм в его обобщённом понимании, а также философская научная методология, системный и информационный подходы, историческое и логическое.
Роль обобщённого понимания детерминизма и общей философской методологии в условиях всё большей теоретизации науки, расширение комплексных исследований и собственно синтеза знаний значительно усиливаются через механизм непосредственного и опосредованного воздействия эвристических возможностей философии на системный анализ человека.
Источниковой основой изучения детерминизма в становлении и развитии человека являются работы классиков философии, отечественных и зарубежных исследователей, базовые понятия и концепции.
Цели и задачи исследования. Основной целью исследования диссертационной работы является комплексное исследование становления и развития человека с позиций обобщённого понимания детерминизма. Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач: выявление сущности обобщённого понимания детерминизма, его типов, видов и форм; на основе обобщённого понимания детерминизма исследуется сущность антропогенеза; детерминация онтогенеза человека в свете современной науки; детерминация развития человеческой природы; выявление природы и механизма идеальной причинности; исследование целевой детерминации как явление самодетерминации; анализа типов, видов и форм выбора и их характеристики.
Научная новизна. Научная новизна определяется в поставленной автором цели и задачах анализа проблемы социально философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека. Впервые с позиции обобщённого понимания детерминизма проводится комплексное исследование человека в его историческом и современном контекстах.
Научная новизна диссертации может быть сформулирована следующим образом: разработка обобщённого понимания детерминизма и использование его типов, видов и форм для анализа становления и развития человека; антропогенез и динамика человеческой природы исследуются на основе обобщённого понимания детерминизма; на основе детерминизма с позиции информационного подхода анализируются психофизиологические процессы; на этой базе даётся объяснение природе и механизму психической причинности; свобода воли определяется как вид детерминации — самодетерминация деятельности мозга; принцип самодетерминации определяет цель деятельности как процесса свободного выбора; на этой базе детерминация целью исследуется как явление самодетерминации; выявляются типы, виды и формы выбора и дается их характеристика.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Детерминизм в разные исторические периоды развития философии и естествознания оказывал разное влияние на разработку проблемы человека. На первом этапе проявлял свое влияние механистический детерминизм, на втором — механистический и статистический детерминизм. В настоящее время на исследование проблемы человека начинает оказывать влияние обобщённое понимание детерминизма, его типы, виды и формы.
2. Анализ антропогенеза на основе обобщённого понимания детерминизма позволил дать обоснование тому, что возникновение человека является закономерным результатом биологической эволюции и выявить неразрывную связь процесса антропогенеза с социогенезом.
3. В процессе исследования становления и развития человека выявляется, что социальная детерминация может выступать как детерминанта только во взаимодействии с биологическими детерминантами. И наоборот, биологическая детерминация проявляет свою детерминирующую роль лишь во взаимодействии с социальной детерминацией.
4. Исследуя становление и развитие человека с позиции обобщённого понимания детерминизма, особое внимание в системе детерминант уделяется относительной самостоятельности и неразрывной связи внешней и внутренней форм детерминации. Внешние детерминанты сами по себе вне связи с внутренними детерминантами человека не имеют никакой детерминирующей роли. В свою очередь внутренние детерминанты проявляют себя реально через взаимодействие с внешними детерминантами. Следовательно, полная действующая детерминация в деятельности субъекта — это связь, неразрывное единство внешних и внутренних причин, которые приобретают детерминирующую роль друг через друга.
5. Личность формируется в результате комплексного воздействия типов и видов детерминации.
6. Психофизиологические процессы человека в свете современной науки анализируются на основе обобщённого понимания детерминизма с позиций информационного подхода. На этой базе выявляется, что не физические свойства кода, а его содержание и ценность, т. е. информация детерминирует план, запуск, организацию и регуляцию телесных изменений в подсистемах организма, которые обеспечивают целесообразный поведенческий акт.
7. Идеальная цель исследуемой проблемы, реализуемая в настоящем, включает в своём диалектическом единстве все типы детерминации. Хотя в процессе реализации цели более важным для субъекта является будущее, но «репертуар» целесообразной деятельности основан на опыте прошлого и на представлении о текущем моменте.
8. Свобода воли является видом детерминации — самодетерминацией деятельности мозга, которая определяет цель деятельности, как процесса свободного выбора.
9. Целевая детерминация рассматривается как явление самодетерминации.
Научная и практическая значимость работы.
Полученные результаты диссертационного исследования предполагают решение проблемы становления и развития человека с позиции детерминизма. Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в научно-исследовательской, преподавательской и управленческой деятельности, в обучении, воспитании и самовоспитании, в организации дальнейшего изучения различных аспектов проблемы и т. д.
Исходя из содержания диссертации, представляется целесообразным внесение в учебные программы по философии ряда вопросов, решённых в ней и касающихся проблемы человека в философии, сознания и познания.
Апробация работы. Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры социально-гуманитарных наук Пятигорского технологического института Ставропольского государственного технического университета. Основные положения диссертации докладывались автором и обсуждались на ряде международных, республиканских, региональных, межвузовских и внутривузовских научных конференциях.
По теме исследования автором опубликовано 7 научных работ. Общий объём публикаций 4,0 п.л.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов и заключения, примечания, библиографического списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема принципа детерминизма в истории человека является одной из наиболее сложных и многоплановых. Ее разработка требует комплексного исследования, объединяющего многих специалистов как естественных, так и социально-гуманитарных наук. В данной диссертации на основе обобщения материала конкретных наук мы попытались разработать историю человека с позиции обобщенного понимания детерминизма.
В данной работе выявляется, что понятие «детерминизм» в своем развитии прошел три этапа. На первом этапе детерминизм понимался как учение об однозначной причинности, на втором - как учение об однозначной и неоднозначной причинности, а на третьем - как учение об общей детерминации.
Первый этап, отражавший миропонимание науки «классического» периода, был основан на принципах жесткой детерминации. Эти принципы предопределяли логическую структуру соответствующих общенаучных концепций. Наиболее характерной особенностью этих концепций был последовательный принципиальный механицизм. Одним из воплощений такого рода концепций является рефлекторная схема Декарта. Последующее развитие естествознания, наука нового времени со всей определенностью показали недостаточность механистического видения мира и явную ограниченность однозначно-жесткой детерминации. Поэтому на втором этапе получила глубокое научное обоснование концепция статистического детерминизма. Однако стремительное развитие современной науки все более определенно начинает выявлять недостаточность статистических концепций. Возникают новые концепции и обобщения, не укладывающиеся в устоявшиеся статистические теории. Ограниченность статистических теорий особенно наглядно проявляется в ходе исследования сложных и высокоорганизованных систем. Эти теории не учитывают должным образом такие важные черты высокоорганизованных систем, как избирательность, целесообразность и целенаправленность их поведения и функционирования, связь последних с глубинными структурами систем. Поэтому на третьем этапе современное обобщенное понимание детерминизма требует диалектического сочетания принципов системности и процессуальное™, структурности и развития и т.д. В рамках такого рода концепций могут получить дальнейшее углубленное развитие представления о детерминации в истории человека.
Рассматривая философско-теоретические предпосылки дальнейшей разработки и углубления представлений о принципе детерминизма в истории человека, целесообразно еще раз подчеркнуть роль и значение системной детерминации. Широкое и плодотворное использование этой формы детерминации во многих областях знания, в особенности в биологии, убедительно подтвердило его высокую методологическую эффективность. Нет необходимости приводить многочисленные доказательства справедливости этого положения. Вместе с тем на современном этапе развития науки становится все более очевидным, что последовательное проведение системного подхода приводит к тому, что фактически появляются существенно разные знания об I одном и том же предмете. И научное знание о предмете или явлении уже не может состоять из одного представления о нем самом, оно должно состоять из многих разнопорядковых знаний, берущих его в микро-, мезо- и макромасштабах реальной действительности. Теперь все эти системы знаний, описывающие разные классы закономерностей, дополняют друг друга, образуя уровневую картину мира. Научное знание стало сложным и многомерным. Утверждение принципов многомерного понимания действительности невольно потребовало полисистемных представлений. Ибо нельзя последовательно объяснить наличие двух или многих сущностей в одном предмете, не прибегнув к рассмотрению их в разных системах координат, не исходя из понимания полисистемности объективной действительности, не выработав адекватных методологических систем. В этой связи следует подчеркнуть принципиальную недопустимость «сведения» обобщенной детерминации к одному какому-нибудь ее типу. Методологическая несостоятельность такого «сведения» оборачивается, как уже указывалось, серьезными научными издержками, что лишний раз подтверждает положение о том, что вопросы диалектики. обнаруживают существенную связь с определением стратегии научного поиска и продуктивных направлений развития наук. Не менее существенным в этой связи представляется и положение о том, что любой материальный процесс включает в себя общее, особенное и единичное, каждое из которых самостоятельно значимы. Следовательно, применение философских категорий к анализу проблем науки не сводится к непосредственному их сопоставлению с некоторыми конечными результатами, полученными в тех или иных областях социального исследования. Это применение философских категорий плодотворно лишь тогда, когда оно включается'в реальные процессы социального научного исследования, в процессы создания «функционирования» научных теорий.
Последовательное проведение обобщенного принципа детерминизма в истории человека состоит в том, что человек рассматривается не только как продукт истории, но и как продолжающаяся история.
В диссертации на основе обобщенного понимания детерминизма выявляется: I) возникновение человека является закономерным результатом биологической эволюции; процесс антропогенеза неразрывно связан (протекал в единстве) с процессом социогенеза; раскрывается диалектическая взаимосвязь и роль биологической и социальной детерминации в процессе антропо-и социогенеза, исследуются предпосылки антропогенеза, выявляется, что эти предпосылки возникают в процессе развития биологической эволюции.
Диалектика функциональной роли биологических предпосылок социализации заключалась в том, что подготовив условия для качественного скачка, предпосылки отрицались этим скачком. Отрицание происходило прежде всего в самом содержании предпосылочных факторов, а также в изменениях их места и значения в новом процессе. По содержанию ориентировочно-исследовательская деятельность отрицалась познавательной деятельностью стадная форма общения - социальным общением с его совершенно новыми способами и средствами передачи информации, индивидуальность чисто биологического порядка - индивидуализацией социального опыта. Однако, являясь объектом отрицания, они, в свою очередь, не исчезали в прошлом в своем биологическом значении. Человек поднимается на уровень социального развития, потому, что от рождения такую телесную организацию, в которой изначально запрограммирована возможность ее универсального соци-альнодеятельного функционального развития. Это значит, что социальная жизнь утверждает и развивает социализированные еще в анропогенезе - специфические человеческие родовые биологические качества. Возникновение общественной жизни закрепляет и сохраняет биологическую жизнь, создавая для нее защитный социальный «панцирь», надежно оберегая от стихийных сил природы, детерминируя и определяя формирование личности.
Социальная детерминация позволяет биологическому проявить его высшие потенции, получить максимальный простор для успешного развития. Это значит, что биологическое исчерпало возможности для самостоятельного развития и тем самым оказывается в относительной зависимости от социальной детерминации. Следовательно, биологическое на уровне человека как бы ограничивается рамками социального, причем социальная детерминация выступает неотъемлемым условиям прогресса биологического. Социальная детерминация становится фактором, который, с одной стороны, ограничивает биологическое, а с другой - наоборот, способствует совершенствованию природных задатков человека.
Социальная детерминация создает возможность общественного прогресса, предполагая (но не предопределяя) возникновение труда и мышления.
ВЦ> V» этой связи следует подчеркнуть, что только в социальной жизни людей биологическое находит свое утверждение и осуществление, только в ней проявляется и развивается их функциональное человеческое содержание. Отсюда следует, что наследование социализированных антропогенезом и последующей историей общества биологических качеств человека является столь же необходимой субстанциональной основой развития общества, что и наследование социального предметно - деятельного содержания людей. В процессе включения человека в социальную жизнь происходит слияние в индивидуальной жизни социального опыта, составляющего содержание мира человека и его родовой человеческой природы. В своей основе социальное развитие и специфически человеческие биологические свойства соответствуют друг другу и предназначены для развития путем взаимного обогащения в едином процессе социального развития человека. В человеческом поведении невозможно отделить генетическую детерминацию от социальной, ибо человек обладает чрезвычайно гибкой нервной системой. Благодаря этому у человека наследственность характеризуется как сохранение способности и возможности овладеть содержанием социального опыта и развивать его. Социальный опыт человека, как и его социальное поведение генетически не закрепляется. Поэтому в наследственном механизме человеческих свойств кодируется лишь способность или, невозможность социального функционирования биологии человека, а не сам социальный опыт. В этом смысле развитие человека можно рассматривать как процесс социальной активизации его природы.
Социальная активизация природы человека определяется в первую очередь содержанием социального опыта, которым должен овладеть человек. Но социальная активизация природы человека в существенной степени зависит и от тех генетических факторов, воплощающих в себе возможности тех или иных способностей. Каждый человек при рождении получает определенный нервный потенциал, который позволяет ему развивать сложные формы социального поведения. Признание этого потенциала, с одной стороны, показывает, что способности человека развиваются в его организме на основе практического взаимодействия со средой. С другой стороны, оно ведет к раскрытию роли генетических факторов социального поведения.
С позиции общей детерминации развитие психических способностей человека происходит на основе взаимодействия социальной и генетической детерминации. При этом генетическая детерминация может оказать положительное воздействие на психическое развитие человека. Например, определенные анатомо-физиологические особенности руки, уха или горла могут играть важную роль в формировании или развитии музыкальных способностей. Ведь способность слушать и различать музыкальные тона, точно воспроизводить их голосом, виртуозно владеть музыкальным инструментом невозможны без соответствующих анатомо-физиологических предпосылок.
Говоря о владении генотипа на строение и функцию мозга, следует выделить три вида зависимостей: 1) признаки однозначно и жестко детерминированные генотипом (пол, дальтонизм и т.д.); здесь нарушение одного единственного гена оказывает влияние на психику; 2) свойства, определяемые генотипом вероятностно, которые в сильной степени зависят от воздействия среды. Эти свойства в одних условиях могут возникнуть, а в других нет (например, реализация природных задатков); 3) свойства, полностью определяемые влиянием среды (знания, умения, установки и т.д.); усвоение которых не зависит от особенностей генотипа. Здесь влияние генотипа на психику близко к нулю.
Генетические детерминированные предпосылки усвоения знаний, развития способностей существуют у всех людей. Реализация, проявления, общий уровень развития их в определенную эпоху, как и отклонение от этого общего уровня в ту или иную сторону у представителей разных социальных слоев и групп обусловлены социальными причинами. Индивидуальные различия в усвоении знаний, развитии способностей в той или иной области при равных социальных условиях и возможностях обусловлены прежде всего генетической детерминацией. При этом для формирования выдающихся способностей необходима интенсивная социальная детерминация в соответствующем направлении и специфические генетические детерминированные задатки и предпосылки. Сочетание этих факторов может привести к выдающимся достижениям личности в определенных областях общественной жизнедеятельности.
В диссертации на основе обобщения конкретно-исторического материала делается вывод, что информация о мозговом носителе элиминирована для субъекта. Образ объекта - информация как таковая, дана субъекту непосредственно как бы в "чистом виде». Субъект, как самоорганизующаяся система лишен естественных механизмов для отображения нейро-динамического кода субъективно переживаемой информации. Для реализации основных жизненных и общественных функций у субъекта нет необходимости в информации о нейродинамическом коде. Для целесообразной деятельности человека достаточно иметь информацию о реальном мире и умение оперировать ею. Непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме имеет принцип инвариантности, который играл ведущую роль в эволюционном развитии самоорганизующихся систем от одноклеточных организмов до человеческого общества. В силу того, что одна и та же информация может быть воплощена и осуществлена в разных носителях, то сведения о носителях не существенны для самоорганизующейся системы. Поэтому, естественно, в процессе эволюции и антропогенеза все больше развивалась способность отражения информации о реальной действительности как таковой, умение оперировать ею, перерабатывать и использовать ее для управления. Эта способность на уровне человеческого индивида достигла формы сознания, качества субъективной реальности.
В этой связи заметим, что принцип инвариантности обусловил возможность различных способов организации информационных процессов. В ходе эволюции и антропогенеза происходит отбор более экономичных по своим энергетическим свойствам кодов, лучше организованных в пространстве и времени, более адекватных целям самоорганизующейся системы.
Принцип инвариантности информации по отношению к физико-химическим свойствам кода дает ключ к пониманию того, что не физические свойства кода, а его содержание и ценность, т.е. целевая информация, детерминируют план, запуск, организацию и регуляцию телесных изменений в подсистемах организма, которые обеспечивают целесообразный поведенческий акт.
Управляющая деятельность сознания обусловлена соответствующим нейродинамическим кодом, который выступает в качестве активного механизма информации. Отношение структуры кода как физико-химического явления к информации выражает такую связь, при которой изменение структуры кода не приводит к изменению структуры информации, не затрагивает ее инвариантности, ибо носителем этой информации могут быть самые различные кодовые структуры. Поэтому такая связь в каждом конкретном случае носит условный, временный характер.
Связь информации с кодом может носить иной характер, когда преобразование информации приводит к изменению структуры кода, к преобразованию носителя при сохранении инвариантности информации. Отсюда вытекает, что информационное причинение, воплощаясь в структуре носителя, реализуется с помощью изменения структур кода.
В третьем параграфе второй главы «Целевая детерминация» выявляется, что «модель потребного будущего» есть «модель потребного прошлого». Абсолютизация предуготовности к будущему неизбежно приводит к абсолютизации самого будущего, которому приписывается детерминирующая сила в виде целевой причины. Поскольку такая целевая причина только постулируется, цель по необходимости превращается в некое внеприродное мистическое творческое начало. Именно в этом состоит логика любых телеологических представлений. Но в отличие от таких построений категорию цели следует рассматривать как особую форму отражения действительности. При этом М. К. Макаров отмечает, что развитая, сознательная цель - есть мысленный образ результата в его отношении к порождающим его действиям. Цель отражает, таким образом то, что еще только может или должно возникнуть, выступая в некотором смысле как отражение будущего.
При оценке целевой детерминации необходимо учитывать, что пришедшая из прошлого и реализующаяся в настоящем цель есть не что иное, как память. Но это означает, что аппарат памяти формирует, накапливает и хранит следы прошлого ради их использования в будущем. Важно отметить, что в будущем могут быть использованы только такие следы, которые «учитывают» как общность, так и наиболее вероятные различия разнесенных во времени мутаций - настоящего и будущего. Указанный «учет» находит свое выражение в заведомой избыточности следа памяти (энграммы) по отношению к породившей ее внешней ситуации, именно избыточность энграммы обеспечивает возможность ее реализации по иному поводу и иным способом, чем в исходной ситуации. Поэтому энграмма оказывается полезной, адаптивной, обеспечивая организму нужную степень активности и независимости от текущих воздействий среды. А это означает, что детерминация деятельности мозга, проявляющейся в поведении человека, носит как «жесткий», однозначный, так и вероятностно - статистический характер, представляя собой единство этих двух форм детерминации. Только на этой основе и возможно формирование реальной цели.
Текущее поведение оказывается детерминированным прошлым, которое уже миновало, и будущим, которое еще не наступило. Детерминация миновавшим прошлым и не наступившим будущим осуществляется на основе реально существующей в мозге структурно - функциональной, материальной организации - энграммы (следы памяти) временной связи, являющейся материальным субстратом цели.
В этой связи необходимо подчеркнуть два принципиальных обстоятельства. Первое из них вытекает из известного положения Гегеля о том, что суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением.»
Будущий результат, цель - это не только модель потребного будущего, но и средства достижения этого «предвидимого» будущего. Цель выступает как реалистический прогноз, во-первых, потому, что в прошлом такая «цель» уже достигалась, во-вторых, потому, что в конечном счете известен арсенал средств достижения данной цели. Больше того, в диалектически снятом виде цель включает и пути ее реализации. Та или иная ситуация во взаимоотношениях организма и среды превращается в цель лишь тогда, когда имеются в наличии средства возобновления этой ситуации, т.е. средства достижения данной цели. Будущее потому потребно, что оно достижимо. Потребное для человеческого организма - это достижимое. Принципиально недостижимое не может стать потребностью. Именно поэтому модель потребного будущего, вырастающая из принципиально удовлетворимой потребности, обладает реальной детерминирующей силой.
Второе обстоятельство состоит в том, что цель - это воплощение системной детерминации, включающей пространственно - субстратные и временные компоненты в их единстве. Ни один из этих компонентов сам по себе актуально не обладает детерминирующей силой - он обладает ей лишь потенциально, но во взаимодействии друг с другом эти компоненты в совокупности оказывают мощный детерминирующий эффект. Реализуемая детерминация будущим - целевая детерминация. Она может быть реализована только на основе сигнально-информационной причинности. Но главным детерминирующим фактором является цель, которая тесно связана со свободой.
Свобода предполагает внешние и внутренние условия. К внешним условиям относятся объективные возможности выбора, которые предоставляются личности со стороны демократического государства. К этим возможностям относятся политические, экономические, правовые, религиозные, нравственные и т.д. свободы. К внутренним условиям относится свобода воли, которая характеризует качество личности, его внутренний мир, его творческие способности и т.д. Свобода детерминирована этими условиями. С одной стороны, она детерминирована политическими, юридическими, нравственными, религиозными и т.д. требованиями демократического государства, а с другой интеллектуальными, возрастными, половыми и т.д. параметрами личности. Внешние требования, разумеется, накладывают на человека определенные обязанности, выполнение которых является обязательным. Добровольное выполнение этих требований обеспечивает свободу личности. В противном случае в обществе будет доминировать абсолютный произвол и анархия. Но в то же время в демократическом обществе никто не может запретить иметь человеку свои взгляды, суждения, мнения, верования и т.д. Поэтому в правовом демократическом государстве общество должно гарантировать свободу человека от преследований, запретов, принуждений, угроз. Необходима терпимость к инакомыслию.
Внешние и внутренние условия диалектически взаимосвязаны. Внешние объективные возможности свободы являются условием проявления и реализации внутренней свободы, а внутренняя свобода, обогащая духовную жизнь через борьбу личности за социальные свободы направляется на преобразование мира к лучшему. Поэтому внешние условия должны соответствовать потребностям и интересам личности. В противном случае внешние свободы не будут условием проявления внутренней свободы. Поэтому свобода воли, как справедливо отмечает А.Т. Москаленко и В.Ф. Сержантов, - это вид детерминации - самодетерминация деятельности мозга. Они подчеркивают, что поскольку свобода - способ внутренней детерминации, осознаваемой человеком феноменологически, ему самому она дана как переживание им воли, а точнее, свободы воли и направлена на какие-то цели, которые человек сам себе ставит . Поэтому когда мы говорим о свободе воли, то имеется ввиду некоторая цель на основе которой личность совершает выбор. Но выбор наряду с внешними и внутренними условиями предполагает также и память.
Память обеспечивает переработку поступающей в мозг информации о внешней причине и самодетерминации целью. Это обусловлено тем, что она - самоорганизующаяся подсистема мозга, сохраняющая образы цели и осуществляющая их подготовку для актуального познавательного процесса. В связи с этим Р.И. Кругликов замечает, что аппарат памяти хранит следы прошлого ради их использования в будущем.
Поэтому память, воссоздавая образ внешней причины в процессе самодетерминации, избирательно использует лишь ту информацию, которая связана с основной целью деятельности. Следовательно, память характеризуется активностью и полифункциональностью.
Цель деятельности определяется мотивами. Такой мотив, представленный в виде определенного образа, может выступать в качестве запрещающего или разрешающего фактора в процессе обоснования необходимости удовлетворения актуальной потребности, в ходе формирования цели и при осуществлении предметно-практической деятельности. В этом плане сущность мотивации состоит в том, что потребность в результате процесса стимулирования деятельности получает обоснование необходимости возможности своего удовлетворения, модифицируясь при этом в некоторую цель будущей деятельности.
Мотив - цель выступает как побуждающая причина реализации свободы воли. Последняя не сводится к свободе выбора, ибо предполагает способность индивида свободно следовать целям, переводить выбор в сферу практического действия. Такой выбор способен совершить только человек, поскольку лишь он обладает информацией об информации, благодаря чему цель дана ему как бы в «чистом» виде. Свобода связана с выбором высших ценностей, выступающих для личности в качестве убеждения - знания. На основе выбора происходит разрешение противоречия между внешней и внутренней причинами.
Выбор действия из множества возможных определяется самодетерминацией. Отметим, что при полном совпадении цели с внешней причиной устраняется возможность выбора действия. Однако прямая противоположность цели и факторов внешней среды также исключает возможность выбора действия, принятия какого-либо решения. Поэтому самодетерминация целью предполагает выбор действия из множества возможных, способствующих преодолению воздействий факторов внешней среды. Для этого необходимы возможности выбора, реализация любой из которых должна привести к результату, хотя они по-разному соответствуют внешней причине и цели. Соответствие результата выбору цели никогда не бывает полным. Поскольку выбор одного действия из множества возможных и его реализация происходят с помощью соответствующих средств, взаимодействие цели и средств является необходимым условием превращения возможности в действительность. Вместе с тем цель и средства носят относительно самостоятельный характер. Это выражается в том, что цель субъекта активно формирует средства, тогда как средства могут оказаться недостаточными для ее реализации. В процессе реализации цели средства становятся промежуточными, относительно самостоятельными целями.
При самодетерминации целью на выбор того или иного идеального действия и на реализацию этого действия решающее влияние оказывают волевые усилия. Но волевые усилия у разных людей различаются по степени выраженности от едва заметного до наивысшего напряжения цели. При этом, хотя воля подчинена цели, является компонентом последней, она сохраняет относительно самостоятельный характер. Данный факт проявляется в возможности постановки цели, которая тем не менее из-за слабости воли может остаться нереализованной.
Цель субъекта детерминирует свои компоненты ради выбора действия из множества возможных и ради реализации управленческого решения. Они (выбор и его реализация) нацелены на сохранение и развитие функционального инварианта самоорганизующейся системы. Способность осуществить оптимальный выбор из множества возможных формируется у человека в фи-ло и онтогенезе.
Список научной литературыБондаренко, Наталья Григорьевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абульханова-Славская К.А. Смысл жизни. М. 1991.
2. Абрамова Н.Г. Целостность и управление. М. 1977.
3. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев. 1975.
4. Амосов Н.М. Моделирование сложных систем. Киев. 1968.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. 1983.
6. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем //Принципы системной организации функций. М. 1973.
7. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. В сб.: Философские проблемы биологии. М. 1973.
8. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М. 1978.
9. Ануфриев Б.А. Социальный статус и активность личности. М. 1984.
10. Астауров Б.Л. Проблемы общей биологии и генетики. М. 1979.
11. Ата-Мурадова Ф.А. Развивающийся мозг. Системный анализ. Генетические детерминанты. М. 1980.
12. Балок А. От действия к мысли. М. 1956.
13. Безылевич Т.Ф. Моторные вызванные потенциалы в дифференциальной психофизиологии. М. 1983.
14. Берштейн H.A. На путях к биологии активности //Вопросы философии. 1965.
15. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л. 1980.
16. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л. 1971.
17. Бехтерева Н.П. Материальные физиологические основы эмоциональной и мыслительной деятельности //Биология и медицина: философские и социальные проблемы взаимодействия. М. 1985.
18. Бехтерева Н.П. Принципы функциональной организации мозга человека //Вестник АМН СССР. 1972. №9.
19. Бехтерева Н.П., Гоголицин Ю.Л., Кропотов Ю.Д., Медведев C.B. Нейрофизиологические механизмы мышления. Л. 1985.
20. Бойков В.Э., Иванов В.Н., Тощенко Ж.Т. Общественное сознание и перестройка. М. 1990.
21. Брагина H.H., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальное пространство и время человека //Вопросы философии. 1978. №3.
22. Братко A.A., Кочергин А.Н. Информация и психика. Новосибирск. 1977.
23. Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование. М. 1979.
24. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М. 1984.
25. Булыгин A.B. К истокам идеального. Л. 1988.
26. Бунге М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке. М. 1984.
27. Веселовский В.Н. О соотношении информации и отражения. Свердловск. 1967.
28. Винер Н. Кибернетика и общество. М. 1953.
29. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М. 1958.
30. Вульдриж Д. Механизмы мозга. М. 1965.
31. Выготский Л.С. Собр. соч. М. Педагогика. 1982. Т.1.
32. Гегель. Соч. т.4. М. 1989.
33. Гегель. Наука логика. Соч. т.4. М. 1984.
34. Герцен А.И. Избранные философские произведения. М. 1984. Т.1.
35. Глушков В.П. О кибернетике как науке //Кибернетика, мышление, жизнь. М. 1984.
36. Горшдеев Я.А., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М. 1982.
37. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М. 1987.
38. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики //Вопросы философии. 1995. №8.
39. Гусев В. Драмы свободы //Вопросы философии. 1990. №3.
40. Гэйто Дж. Молекулярная психобиология. М. 1995.
41. Давидович В.Е., Коган М.С. Диалектика необходимости и свободы //Философские науки. 1985. №4.
42. Давидович В.Е. Проблемы человеческой свободы. Львов. 1987.
43. Данилов И.В. Принцип детерминизма в отражательной деятельности мозга. В кн.: Философские и социальные проблемы медицины. М. 1994.
44. Декарт Р. Избранные произведения. Страсти души. М .1950.
45. Демидов В. Как мы видим то, что видим. М. 1987.
46. Демин В.Н. Основной принцип материализма. М. 1983.
47. Джемс У. Прагматизм. Ст-Пб. 1910.
48. Джон Е.Ф. Нейрофизиологическая модель целенаправленного поведения //Нейрофизиологические механизмы поведения. М. 1982.
49. Дидро Д. Элементы физиологии //Собр. соч. Т.2. М. 1979.
50. Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М. 1977.
51. Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальное пространство и время человека //Вопросы философии. 1978. №3.
52. Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Принцип симметрии асимметрии в изучении сознания человека //Вопросы философии. 1986. №6.
53. Дубинин Н.П. Философские и социологические аспекты генетики человека//Вопросы философии. 1994. №1.
54. Дубинин Н.П. Генетика и будущее человечества. Л. 1989.
55. Дубинин Н.П. Философия диалектического материализма и проблемы генетики //Вопросы философии. 1990.
56. Дубровский Д.И. Гносеологические функции, ощущения и восприятия //Современные проблемы теории познания диалектического материализма. М. 1970 Т.2.
57. Дубровский Д.И. Существует ли внесловесная мысль? //Вопросы философии. 1989. №9.
58. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М. 1971.
59. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М. 1980.
60. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М. 1983.
61. Иванов-Смоленский А.Г. Очерки экспериментального исследования высшей нервной деятельности человека. М. 1971.
62. Ильенков Э.В. Идеальное //Философская энциклопедия. В 5-ти томах. Т.2. 1989.
63. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М. 1984.
64. Ильенков Э.В. Что такое личность. М. 1981.
65. Кант И. Соч. в 6-ти томах. Т.З. М. 1984.
66. Карпенко А.С. Логика, детерминизм и феномен прошлого . //Вопросы философии. 1995. №5.
67. Карсаевская Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л. 1989.
68. Кашперский В.И. Отражения и функция. Роль процесса отражения , в детерминации развивающихся систем. Свердловск. 1989.
69. Кнозоров Ю.В. Письменность индейцев Майя. М. 1983.
70. Колеватов В.А. Социальная память. М. 1984.
71. Кон И.С. Становление личности. М. 1990.
72. Кремянский В.И. Проблема сознания. М. 1981.
73. Кругликов Р.И. Принцип детерминизма и деятельность мозга . //Вопросы философии. 1982. №4.
74. Кругликов Р.И. Принцип детерминизма и деятельность мозга. М.1988.
75. Кругликов Р.И. Нейродинамические основы обучения и памяти. М.1989.
76. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьника. М. 1968.
77. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.1972.
78. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. 1977.
79. Логвинен Н.И. Свобода личности. М. 1980.
80. Майданов A.C. Эктраординарные открытия и их типология //Вопросы философии. 1986. №12.
81. Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Усмов Н.И. Принцип простоты и меры сложности. М. 1983.
82. Миллер Д.Ж. Индивидуум как система, перерабатывающая информацию //В сб.: Концепция биологических систем. М. 1966.
83. Мисюк Н.С. Модели механизмов мозга. Минск. 1978.
84. Моисеев H.H. Человек, среда, общество. М. 1982.
85. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы //Вопросы философии. 1995. №1.
86. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск. 1989.
87. Мялкин A.B. Способности и потребности личности. М. 1983.
88. Нейрофизиологические механизмы поведения. М. 1982.
89. Новик И.Б. Детерминизм и диалектико-материалистический мо- -низм //Современный детерминизм. Законы природы. М. 1973.
90. Новик Д.А. Эффективность кодирования. Л. 1965.
91. Огородников В.П. Познание необходимости. М. 1985.
92. Оруджев З.М. Диалектика как система. М. 1983.
93. Павлов И.П. Павловские среды //Собр. соч. Т.З. М.Л. 1943.
94. Павлов И.П. О смерти человека //Физиология человека. М. 1984.
95. Пиаже Ж. Генезис элементарных логических структур. М. 1963.
96. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. М. 1962.
97. Поляков Г.И. Системы анализаторов как универсальный прибор адекватного отношения действительности //В сб.: Диалектический материализм и современное естествознание. М. 1964.
98. Поляков Г.И. О принципах нейронной организации мозга. М. МГУ. 1965.
99. Попов С. Сознание и социальная среда. М. 1975.
100. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М. 1990.
101. Тратусевич Ю.М., Сербиненко М.В., Орбачевская Г.Н. Системный анализ процесса мышления. М. 1989.
102. Психологические исследования познавательных процессов и личность. М. 1983.
103. Ровен X. Социогенез. Накопление морфологической информации. М. 1964.
104. Розин В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники //Вопросы философии. 1996. №3.
105. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества. //Вопросы философии. 1995. №8.
106. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М. 1993.
107. Савченко В.Н. Размышление о свободе //Философские науки. 1988. №4.
108. Сержантов В.Ф. Введение в методологию современной биологии. М. 1987.
109. Сеченов И.М. Физиология нервных центров. М. 1982.
110. Соколов E.H. Нейронные механизмы памяти и обучения. М. 1981.
111. Ш.Соколов A.B. Идеальное: проблемы и гипотезы //Вопросы философии. 1987. №11.
112. Социологический анализ особенностей деятельности австралопитеков. М. 1996.
113. Спиноза Б. Избранные произведения. М. 1957. Т.1.
114. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М. 1973.
115. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности. М. 1987.
116. Трубников H.H. Время человеческого бытия. М. 1987.
117. Тугаринов В.Г. Личность и общество. М. 1995.
118. Тюхтин B.C. Отражение, системы, кибернетика. М. 1979.
119. Уилсон А., Уилсон М. Информация, вычислительные машины и проектирование систем. М. 1968.
120. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. М. 1975.
121. Ухтомский A.A. Принцип доминанты. В кн.: Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М. 1925.
122. Филатов В.П. Загадка человеческого понимания. М. 1991.
123. Фресс Поль, Пиаже Жан. Экспериментальная психология. Перевод с французского //Под ред. Леонтьева А.Н. М. 1989.
124. Фролов И.Т. Философия глобальных проблем //Вопросы философии. 1980. №2.
125. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М. 1989.
126. Фролов И.Т. Телеология //Философский энциклопедический словарь. М. 1983.
127. Хапчаев И.А. Целесообразность как форма детерминизма и психофизиологическая проблема //В сб.: Философские раздумья: проблемы настоящего и будущего. Ставрополь. 1997.
128. Хапчаев И.А. Целесообразность и самодетерминация //Деловая жизнь. 1994. №3.
129. Хапчаев И.А. Принцип детерминизма и психофизиологическаяпроблема. Ростов-на-Дону. 1991.
130. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. М. 1990.
131. Хофман Н. Активная память. Перевод с нем. М. 1990.
132. Чайковский Ю.В. Невостребованный синтез //Вопросы философии. 1995. №2.
133. Чанышев А.Н. Трактат о небытии //Вопросы философии. 1990. №10.
134. Человек //Под ред. Фролова И.Т. М. 1991.
135. Человек как комплексная проблема (материал Всесоюзной конференции) //Вопросы философии. 1983. №10.
136. Шмальгаузен Н.И. Пути и закономерности эволюционного процесса. М. 1939.
137. Щепаньский Ян. Элементарные понятия социологии. М. 1992.
138. Экклс Дж. Физиология синапсов. Перевод с английского //Под ред. Анохина П.К. М. 1991.
139. Эшби У.Р. Принципы самоорганизации //Принципы самоорганизации. М. 1966.
140. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М. 1989.
141. Юргеленас Д.И. Теория отражения и понятия информации //В сб.: Теория познания и современная наука. М. 1967.
142. Bermejo-Barrera Y.C/ Explicating the past //History and Theory. London. 1993.
143. Holdane S.S.S. Posible worlds. London. 1927.
144. Honderich T. Only Determinisme. In Essays of Action. LondonBoston. 1973.
145. Molden A. Free Action. London. 1961.