автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций
Полный текст автореферата диссертации по теме "Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций"
На правах рукописи
Пархаев Георгий Олегович
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШРИФТОВЫХ ТЕКСТИЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ
Специальное^ 17 00 06 - Техническая эстетика и дизайн
-з ДЕК 2009
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание лченой степени кандидата искусст»оведения
Москва 2009
003485363
Работа выполнена на кафедре рисунка и живописи Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А Н Косыгина»
Научный руководитель доктор искусствоведения,
профессор Н П Бесчастнов
Официальные оппоненты доктор искусствоведения,
профессор А Н Лаврентьев
кандидат искусствоведения доцент Е В Морозова
Ведущая организация Всероссийский
научно-исследовательский институт технической эстетики
Защита состоится « Iе! » декабря 2009 г В ¿■^Г' часов на заседании диссертационного совета Д 212 139 04 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А Н Косыгина» по адресу 119071, г Москва, ул Малая Калужская, д 1
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А Н Косыгина»
Автореферат разослан « 0 » ноября 2009 г
Ученый секретарь доктор искусствоведения
диссертационного совета / профессор И Н Стор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема, тема, состояние вопроса. Ткань с момента ее появления использовалась как для утилитарных, так и для коммуникативных целей -целей передачи информации специфическим языком текстильного рисунка (орнамента) Это своеобразное письмо - знакопись было изначально соединено с тканыо, так как технологически изображение получалось в процессе самого создания полотна
Шрифт и орнамент шли бок о бок на протяжении всего своего существования, соприкасаясь и накладываясь друг на друга Образцы взаимодействия шрифта и орнамента можно наблюдать в искусстве древних народов самых разных стран и континентов Подтверждением этому служат древнеегипетские папирусы, где иероглифическое письмо взаимодополняется и органично сочетается с традиционным геометрическим и растительным орнаментом из цветов лотоса Европейские средневековые пергаменты украшены потрясающими по своему исполнению орнаментальными инициальными буквами, да и компоновка самого текста и графика готического письма организуются в строгую и продуманную композицию Частью шрифтовой культуры являются средневековые аббревиатурные мотивы на одеждах герольдов Монархическими вензелями декорировались дворцовые интерьеры, а так же они присутствовали в одеянии самих королей и их подданных Декоративное сочетание инициалов и порядкового номера правящей особы постоянно сопутствовало военной форме, в которой и сегодня наблюдается текст, только теперь уже с указанием родов войск
Развитие письменности и повышение уровня грамотности населения активно способствовали распространению и применению шрифтовых форм и текстовых сообщений в произведениях текстильного искусства
В XX веке шрифтовые орнаменты и сообщения на изделиях текстильной и легкой промышленности стали неотъемлемой частью художественной культуры общества Процесс «шрифтовизации» художественного текстиля постоянно ускоряется, охватывая сотни наименований изделий из ткани и составляющих частей костюма В каждом сезоне появляются десятки модных коллекций с использованием шрифтовой графики, в любом магазине одежды можно встретить текстильные изделия с орнаментами из букв, слов или цифр Эта шрифтовая экспансия настолько масштабна, что зачастую теснит традиционное творчество в области текстильного рисунка Шрифтовая текстильная графика часто бывает эффектной, но, к сожалению, далеко не всегда гармоничной и художественно оправданной.
Анализ текстильных изделий показывает, что просчеты в проектировании рисунков, включающих шрифтовые мотивы становятся все
более заметными В текстильных рисунках применяется очень ограниченный набор шрифтовых форм без учета специфики изображений на ткани, а дизайнеры, работающие в текстильной промышленности, зачастую слабо осознают заложенный в шрифте эстетический и смысловой потенциал Особенно это заметно в молодежной одежде майках, рубашках, платках и других изделиях из ткани и трикотажа Такое положение нельзя считать удовлетворительным, так как от художественного качества шрифтовых композиций, расположенных на том или ином текстильном изделии, зависит общий уровень дизайна в текстильной и легкой промышленности. Частичное решение этой проблемы заложено в создании научной базы, которая бы давала вполне конкретные представления о методах, приемах и возможностях использования шрифта в графическом дизайне текстильных изделий
В чем же особенности использования шрифтовых форм в текстильном рисунке? Какие возможности для творческого выражения несут в себе шрифтовые сообщения в текстильном рисунке? Насколько шрифтовой текстиль отвечает потребностям современного человека? Как шрифтовая форма согласуется с традиционными теоретическими и методологическими установками орнаментального искусства''
Ответы на эти вопросы невозможно получить без научного изучения возникновения шрифтовых композиций в истории искусств и системного анализа современного опыта использования шрифтовой формы в графическом дизайне текстильных изделий
До настоящего времени серьезному научному рассмотрению подвергались лишь отдельные области предлагаемой темы Освещались либо проблемы текстильной орнаментизации и орнамента как такового (H.H. Соболев, Н.Г Рудин, В H Козлов, H Ю Бирюкова, H П Бесчастнов, С А Малахова, А де Моран, H Райлн и др ), либо рассматривался предмет шрифта и типографики (А Г Шицгал, ФШ Тагиров, С.Б. Телингатер, Э Рудер, П.М. Кузанян, M H Ушакова, Г И Козубов, В Тоос, В И Истрин, Е И Кацпржак, А H Коробкова, В Иончев, А Капр, Ж Жан, Р. Брингхерст и др ), либо излагалась история и теория костюма (Т В Козлова, P.A. Степучев, Г И Петушкова, Ф M Пармон, M H Мерцалова и др ) Аналитических исследований по истории, теории и методике художественного проектирования шрифтовых композиций на текстиле практически не существует, за исключением первых шагов, сделанных в этом направлении в работах H П Бесчастнова и И H Стор Активное внедрение шрифтовых элементов в современный текстильный дизайн делает промедление в этом вопросе крайне нежелательным. Необходимы серьезные исследования «жизни» шрифта на текстильных изделиях Для этого требуется изучение как исторических фактов, начиная с первых
опытов взаимосвязи орнамента и шрифта, так и систематизация и анализ современных примеров
Сегодняшняя практика позволяет увидеть шрифтовые композиции не только как орнаментальный мотив, но и рассматривать текстильные рисунки с использованием шрифта с информативно-рекламной точки зрения Ведь сейчас практически все предметы человеческого обихода стали потенциальными носителями рекламной информации, и, в первую очередь, текстиль Важно отследить возможности шрифтовой рекламы на текстиле, учитывая факторы построения композиции, тип шрифта и ассортимент изделий
Грамотное использование шрифтовых форм в текстильном рисунке невозможно без знания трудов по истории, теории и практике шрифтового искусства и изучения литературы по проектированию текстильного рисунка и орнамента.
Данная диссертация - это первый опыт исследования шрифтовых сообщений в текстильных изделиях, и мы сосредотачиваем большее внимание на печатном текстиле, где шрифтовая графика применяется наиболее широко и разнообразно
Цель и задачи диссертации. Целью диссертации является проведение анализа художественного проектирования текстильного рисунка с использованием шрифтовых сообщений с точки зрения современной истории и теории дизайна, выявление и обоснование принципов и прогрессивных методов использования шрифтовых композиций при создании текстильных орнаментов
Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи
- определяются предпосылки, условия возникновения и принципы взаимодействия орнамента и шрифта, а так же появления шрифтовой формы в художественном оформлении текстиля,
выявляются пути использования шрифтовых сообщений в декоративно-прикладном искусстве и дизайне,
определяются условия и время появления шрифтовых сообщений на текстильных изделиях;
- выявляется исторический период расширенного использования шрифтовых сообщений в композициях для массовых текстильных изделий,
- выявляются выработанные в полиграфии методы и приемы построения шрифтовых композиций, применяемые в текстильном орнаменте; выявляется роль художественного образования в становлении методов художественного проектирования текстильного рисунка с использованием шрифтовых сообщений
Объект, предмет, материал, границы исследования. Объектом исследования является практика шрифтовой работы и текстильного рисунка, предметом - принципы и методы художественного проектирования текстильного рисунка с использованием шрифтовых сообщений
Работа построена на материале истории и теории искусства, истории и теории шрифта и орнамента, методологии проектирования В сферу исследований вовлекаются уникальные образцы текстильных изделий из истории западноевропейского и отечественного декоративно-прикладного искусства и дизайна Выбор и организация материала подчинены проблематике исследования и решают задачу выявления наиболее эффективных методов получения текстильных изображений со шрифтовыми сообщениями Поэтому кроме исторического материала исследование включает в себя экспериментальный поиск
Истории использования шрифтовых сообщений в прикладном искусстве в целом, и в текстильном рисунке, в частности, не существует, поэтому существенную роль в диссертации играет фактография явлений
Вопросы теории текстильного рисунка, технологии текстильного производства, уже достаточно объемно изложенные в научной литературе, остаются за пределами исследования
Методы исследования. Длительный исторический обзор, включенный в исследование, требует применения системно-исторического метода. В качестве развивающихся систем мы рассматриваем методы художественного проектирования текстильного рисунка со шрифтовыми сообщениями Понимая текстильный рисунок как сложноорганизованную систему, мы пытаемся исследовать принципы интегрирования шрифтовых сообщений в традиционную раппортную систему, описать художественно-образные изменения появляющиеся в орнаменте вместе со шрифтовой формой.
Произведения прикладного искусства, используемые в работе, описываются с применением системно-стилистического анализа, который позволяет собрать материал для сравнительных поисков с целью определения взаимодействия шрифтовых сообщений и искусства орнамента
Понимая, что текстильный рисунок является частью сложной системы графического дизайна и испытывает постоянное воздействие, как всей сферы дизайна, так и изобразительного и декоративно-прикладного искусства в целом, мы видим текстильный рисунок со шрифтовыми композициями только во взаимосвязи с общими тенденциями развития искусства
Одним из наиболее принципиальных моментов в структурном анализе является функциональная состоятельность системы, ее актуальность в режиме реального времени и пространства Ведь по прошествии времени, со сменой исторического контекста и условий жизни общества, все социально-зависимые системы должны пересматриваться и обновляться, избавляясь от устаревших атрофировавшихся элементов и пополняясь компонентами, присущими своему времени На примере системы художественного проектирования текстильных изделий становится ясно, что систематизация, разработанная, скажем, в середине XX века и даже к его окончанию, сегодня уже не может отвечать тем требованиям, которые задают технический прогресс и дизайнерские тенденции
В одном историческом времени с самой художественной системой должны находиться и методы ее исследования. Именно такой системно-исторический подход к рассмотрению проблемы позволяет осознать дизайн шрифтовых композиций на текстичьных изделиях в непрерывном развитии
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования обуславливается целью исследования, художественное проектирование текстильного рисунка с использованием шрифтовых сообщений рассматривается впервые В работе осуществлена попытка изложения истории использования шрифтовых композиций в текстильном искусстве. Поскольку данная тема нигде ранее обособленно не рассматривалась, а затрагивалась лишь вскользь, по ходу освещения различных проблем декоративно-прикладного искусства, мы впервые предлагаем к рассмотрению попытку структурного освещения этой части текстильного дизайна
Научная и практическая значимость исследования. Проведенное нами исследование научно обосновывает принципы и методы применения шрифтовых композиций в художественном проектировании текстильных рисунков Диссертация восполняет имеющийся дефицит исследований в области текстильного дизайна
Практическое значение исследования заключается в том, что позволяет понять возможности проектирования шрифтовых текстильных композиций и адресно использовать опыт искусства шрифта в дизайнерской практике на текстильных предприятиях и в сфере дизайнерского образования
Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого, всероссийского и международного
характера, излагались на практических занятиях по курсам «композиция» и «реализация проекта» кафедры рисунка и живописи ГОУВПО «МГТУ им А Н Косыгина» Шрифтовые композиции, полученные на основе результатов исследования, были использованы для обучения студентов, обучающихся по специализации «Реклама изделий текстильной и легкой промышленности», включены в изобразительный ряд наглядного пособия «Шрифтовые композиции на молодежной одежде», экспонированы на ряде художественных выставок и конкурсов
По теме диссертации имеются 5 печатных работ в сборниках научных трудов и тезисах научных конференций ГОУВПО «МГТУ им А.Н Косыгина», а так же в журналах текстильного профиля
Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка и живописи ГОУВПО «МГТУ им А Н Косыгина»
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения Общий объем работы 341 стр, она содержит 172 стр машинописного текста Список литературы включает 114 наименований Объем приложения составляет 165 иллюстрации
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении раскрываются состояние вопроса, актуальность, цели и задачи исследования, объект, предмет и границы исследования, методика и структура работы
Первая глава - «Возникновение и развитие шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности» представляет собой историческую часть работы, включающую описание основных этапов развития шрифта, начало взаимодействия шрифтовых и орнаментальных форм текстиля и постепенное развитие шрифтовой графики на текстильных изделиях, охватывающее более двух тысячелетий
§ 1 «Возникновение шрифтовых орнаментальных композиций»
посвящен изучению возникновения и развития основных исторических этапов письменности с выделением ее эстетического аспекта При анализе графических орнаментальных композиций, построенных на основе шрифтов и знаков (символов, пиктограмм, знаков алфавита и т.п), становится ясно, что это одно из самых быстроразвивающихся направлений в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности Точкой отсчета в истории шрифтовых орнаментальных
композиций логично будет само зарождение и развитие письменности и шрифтов
В рамках параграфа проводится анализ основных видов шрифтов, принципиальных для мировой цивилизации этапов развития письменности, которые и сегодня активно влияют на стилистику в графическом дизайне и воздействуют на текстильную орнаментику Определяется терминология, приводятся самые разноплановые толкования понятия «шрифт». Проводится исторический обзор основных этапов развития шрифтовых композиций
История возникновения письменности начинает свой отсчет с глубокой древности Непростой многовековой путь претерпело письмо, прежде чем преобразовалось в строгую графическую систему - алфавит За всю историю мировой письменности существовали четыре основных вида письма пиктографическое, идеографическое, слоговое, буквенно-звуковое. Все они активно используются сегодня в шрифтовых композициях на текстильных изделиях
К самому раннему периоду относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо, проявившееся в виде наскальных рисунков у первобытных людей В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, поскольку не было еще единых и систем письма Значительно позже, в эпоху образования первых древних государств и развития торговли, в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое, т. е письмо, составленное из идеограмм - уже не из повествовательных изображений, но еще и не из фонетических символов В слоговом письме смешивались словесные и слоговые знаки
Последний вид письма - буквенно-звуковое - возникло во втором тысячелетии до н э В нем знаки стали означать отдельные звуки -фонемы Основное достижение буквенно-звукового письма стало то, что в нем с помощью графических знаков стала возможной буквальная передача человеческой речи
Шумерская письменность - первая клинописная письменность в мировой истории Древнейшие памятники, датируются концом 4-го -началом 3-го тысячелетий до н э, и отражают еще изобразительно-рисуночный характер шумерских иероглифов Но уже с середины 3-го тысячелетия до н э идеограммы все больше теряют связь между визуальным образом и значением, иначе говоря, превращаются в иероглифы
Следующим (практически одновременным) значительным этапом развития шрифта и письменности является древнеегипетское иероглифическое письмо Истоки его восходят к 4 тысячелетию до н э По различным источникам, до настоящего времени дошло от 600 до 800
наиболее употребительных египетских иероглифов Между собой они подразделяются на две основные группы знаки, передающие речевые звуки (фонограммы) и смысловые понятия (идеограммы) Интересен и тот факт, что письменности этих двух групп могли употребляться одновременно. Орнаментальные возможности египетской письменности изучались на примере надписей на рельефах из гробниц и папирусах
Родоначальником всех современных европейских алфавитов по праву можно считать греческий Распространение письменности из юго-восточного региона Средиземноморья в районы, заселенные греками, датируется X веком до н э Греки сумели адаптировать замысловатую финикийскую письменность к своим условиям и упростить ее до такой степени, что графемы греческого алфавита стали распространяться по всей Европе Переписка же египетских текстов на греческом послужила расшифровке иероглифической письменности Древнегреческие надписи на керамике прекрасно согласуются с плоскостным орнаментом и силуэтными композициями
Преемником греческого алфавита стал латинский Основными, дошедшими до нас шрифтами Римской империи были капитальное письмо и рустика Одной из главных графических особенностей римского шрифта является появление засечек Все то множество шрифтов, которое существует сегодня - все это ветви римского капитального шрифта Декоративными инициалами манускрипты оказали заметное влияние на художественный текстиль
Возникновение и развитие славянской письменности, а, следовательно, и создавшегося на ее основе русского письма существенно отличается от развития латинского, хотя их общей отправной точкой, по мнению многих исследователей письменности, является греческий алфавит Старославянская письменность известна с X века в двух различных альтернативных начертаниях глаголица и кириллица Буквицы из древнерусских книг были постоянным объектом изучения у учащихся-текстильщиков Строгановского училища в XIX веке
Так же в данном параграфе рассматриваются характерные особенности мусульманской и китайской каллиграфии и готического европейского шрифта, поскольку их влияние на шрифтовой текстиль также было значительным
§ 2 «Возникновение и становление шрифтовых композиций на ткани (до XX в.)» посвящен исследованию фактов появления шрифта на текстильных изделиях от самых первых, до массового производства конца XIX - начала XX века
Наиболее ранние факты появления шрифта на текстильных изделиях в Европе связаны с военной атрибутикой Это явление относится к эпохе Римской империи, а точнее - к I в до н э Они возникли для удобства
координации частей о1ромной римской армии и, как правило, ограничивались номерами и названиями подразделений
Новый его этап относится к эпохе Византийской империи и славянских княжеств Их знамена и штандарты так же включали в себя шрифтовые компоненты - подписи к изображениям или тексты религиозного характера В дальнейшем надписи на флагах и знаменах прочно вошли в традиционную военную атрибутику
Одни из первых примеров появления шрифтовых элементов на текстильных изделиях в Западной Европе относятся к XIII - XIV векам Этот прецедент тесно связан с геральдикой и традициями рыцарских турниров (нанесение инициалов и девиза рыцаря на его экипировку)
С развитием шрифтовой культуры в Западной Европе простое написание инициалов королей и знати эволюционировало в более сложные, орнаментальные, композиции С XVI века, монархические вензеля, а так же номерные обозначения полков, стали постоянно сопутствовать военной форме
Еще одной ранней текстильной сферой, где в Средние века и в эпоху Ренессанса активно применялись шрифтовые композиции, стали гобелены. Крупный шрифт на первых гобеленах (X - XI вв ) нес функцию подписи к изображаемому событию и располагался над обозначаемым объектом Со временем оформление гобеленов, в том числе и шрифтовое, все более усложняется, и они становятся высокохудожественными произведениями искусства Гобелен - важный этап в развитии шрифтовых композиций на текстильных изделиях, поскольку здесь, в отличие от геральдики, они несут не агитационную, рекламную или культовую, а повествовательную функцию К тому же, это одно из первых применений шрифта в бытовом интерьерном текстиле В XVI веке в странах Европы появляются изделия более камерного характера с аналогичным применением шрифта -декоративные льняные ткани, с изображением библейских сюжетов или жанровых сцен. Каждой сцене сопутствовала пояснительная надпись
Примерно в то же время, тоже в Италии, появляется принципиально новое направление использования шрифта на текстиле - шрифт здесь выступает уже не как подпись к изображению, как это происходило на протяжении предыдущих веков, а в качестве самостоятельной композиции и основного графического элемента
В XIX веке в ряде европейских стран (в первую очередь во Франции и в России) наступает расцвет производства хлопчатобумажных набивных платков, многие из которых содержали текстовую информацию
В XIX столетии в Европе появляются ткани с использованием шрифта в принципиально новой роли Это - применение отдельных литер как самостоятельных орнаментальных элементов Шрифт здесь лишается
своей смысловой функции и уже не несет в себе никакой информации для зрителя
§ 3 «Шрифтовые композиции на текстиле в XX - начале XXI вв.»
посвящен исследованию развития шрифтового текстиля за последнее столетие
Одним из самых эффектных примеров использования шрифта в графическом дизайне текстильных изделий является советский агитационный текстиль 1920-х - 1930-х годов Агиттекстиль, как и любая рекламная продукция, не мог обойтись без шрифтовых сообщении Наряду с многочисленными тракторами, аэропланами и дымящими трубами фабрик на советских тканях 1920 - 30-х годов часто присутствовали и шрифтовые композиции, чаще всего составленные из советских аббревиатур и юбилейных дат
Широкое рассмотрение шрифта на одежде связано с появлением «молодежной культуры», зародившейся в 1960-е годы в странах Западной Европы и Америки. Основным средством самоидентификации и почвой для объединения множества единомышленников в молодежной культуре стала музыка. Практически все музыкальные направления, зародившиеся в 70-е годы стали иметь свое «представительство» в текстиле Можно выделить несколько основных течений, наиболее ярко выражающих себя в стиле одежды и часто использующих шрифт в текстильной атрибутике. Это рок, металл, панк и рэп
Еще одной сферой широкого использования шрифтовых сообщений на текстиле в XX веке стала спортивная одежда Необходимость их применения связана с повсеместным активным распространением в начале столетия в Европе командных видов спорта Долгое время наличие шрифта на спортивной форме ограничивалось лишь крупным номером на спине, и, в случае международных соревнований, добавлением так же названия страны на груди. Со временем шрифтовая составляющая дизайна спортивной формы все более расширялась Помимо номеров, стали изображаться так же эмблемы спортивных клубов и писаться их названия Кроме того, стали наноситься фамилии спортсменов
К концу двадцатого столетия вместе с глобальной экспансией рекламы во все области человеческой жизнедеятельности, в спортивную форму стали проникать шрифтовые сообщения коммерческого характера
Материалы, изложенные в первой главе, позволяют сделать следующие заключения
• взаимодействие шрифта и орнамента началось с момента возникновения письменности,
• наиболее ранние задокументированные случаи размещений шрифтовых сообщений на изделиях из ткани относятся к I в до н э и связаны с военной символикой,
• расширенное использование шрифтовых сообщений в орнаментальных композициях на западноевропейских текстильных изделиях относятся к XIII - XIV векам,
• развитие такой шрифтовой формы, как вензель, привело к тому, что вензель как орнаментальный мотив стал с XVI века постоянной частью военной формы, штандартов и знамен;
• шрифтовые сообщения присутствовали уже на первых гобеленовых композициях и к середине XVI века, привели к развернутым текстам, вплетенным в «римский» орнамент,
• шрифтовые композиции на тканях, предназначенных для массового потребления, появились в странах Ейропы в XVI веке,
• уникальным явлением следует считать композиции с активным использованием шрифтовых сообщений на набивных платках XIX века,
• одним из самых эффективных примеров использования шрифта в текстильном орнаменте для агитационных и просветительских целей является советский агитационный текстиль 1920-30-х годов,
• началом современного использования шрифтовых композиций на текстильных изделиях следует считать появление и развитие «молодежной культуры»
Вторая глава «Теоретические основы и принципы художественного проектирования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности»
является теоретической частью работы В главе описана авторская систематизация шрифтовых текстильных композиций, основанная на их художественных особенностях и функциональном назначении Проектные принципы изложены относительно конкретных композиционных групп Текст главы подкреплен широким иллюстративным материалом, состоящим, как из примеров реально существующих текстильных изделий с использованием шрифтового дизайна, так и из орнаментальных схем, составленных специально для данной работы Выявляются основные группы шрифтовых текстильных композиций- декоративные,
- рекламные,
- информативные,
- спортивные,
- военные,
- религиозные,
§ 1 «Классификация шрифтовых композиций в графическом дизайне метровых тканей. Принципы проектирования» посвящен выявлению системной организации шрифтовых раппортных композиций на метровых тканях
Весь ассортимент текстильных изделий можно поделить на две крупные группы - метровые ткани и штучные текстильные изделия Данное деление обуславливает и особенности проектного творчества В метровых тканях решающее значение имеет раппортная организация мотива, в штучных изделиях - монокомпозиционное проектирование
Текстильный раппорт имеет давние традиции и определенные, выработанные за долгое время развития художественного текстиля, схемы композиционного построения Виды раппортного построения характеризуются расположением и количеством присутствующих в нем элементов
Рассматривается сам феномен текстильною раппорта, его виды, принципы построения, а так же актуальность по отношению к шрифтовым композициям Последнее наглядно доказывается проведенным в диссертации экспериментальным построением оригинальных шрифтовых орнаментов на основе классических раппортных схем
Анализ современных метровых тканей, в дизайне которых участвует шрифт, показывает, что существует несколько основных схематических принципов компоновки1 линейное (построчное горизонтальное или вертикальное) расположение надписей, «сложное», разнонаправленное расположение надписей, комбинированные композиции из шрифтовых и изобразительных элементов
Подробно рассматриваются раппортные шрифтовые текстильные орнаменты, построенные по принципам взаимодействия или доминирования, как шрифта, так и изображения
§ 2 «Классификация шрифтовых монокомпозиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности. Принципы проектирования» - продолжение классификационных исследований шрифтового текстиля В параграфе анализируется область шрифтовых монокомпозиций на штучных текстильных изделиях Основная часть работы направлена на систематизацию монокомпозаций по функциональным назначениям, определенным нами в предыдущем параграфе
Монокомпозиции - самый распространенный сегодня вариант применения шрифта на текстильных изделиях В отличие от метровых тканей, декорированных шрифтовым орнаментом, монокомпозиции более мобильны Они легко встраивается в различные элементы костюма и интерьерные текстильные изделия К тому же они способны выполнять гораздо больше функций, чем шрифтовые элементы, участвующие в раппортных композициях метровых тканей. Благодаря своему универсальным качествам, монокомпозиции целиком охватывают все функциональные области применения шрифтового текстильного дизайна
Декоративные шрифтовые монокомпозиции - наиболее эффектная и объемная группа текстильных монокомпозиций Она в значительной степени оказывает влияние на все другие монокомпозиционные построения Ведь шрифтовые формы всех текстильных рисунков, независимо от их предназначения, на этапе создания продумываются не только с функциональной, но и с художественно-эстетической точки зрения
Вторая по разнообразию ассортимента группа текстильных монокомпозиций после декоративных - рекламно-агитационные композиции Шрифтовые сообщения этой группы часто дополняются декоративными элементами, не утрачивая при этом свою рекламной направленности К данной группе относятся шрифтовые текстильные монокомпозиции, содержание которых побуждает зрительскую аудиторию к какому-либо действию (конкретному или обозначенному довольно абстрактно) либо доносит потребителя некую рекламную информацию В отличие от группы декоративных шрифтовых композиций, текстильные рисунки этой группы всегда смыслосодержащие
К спортивным шрифтовым монокомпозициям следует относить лишь те надписи, содержание и назначение которых способствуют удобству проведения состязаний и заданы его правилами. В современной спортивной одежде, в основном, встречаются только две формы спортивных надписей - это номера игроков (в командных видах спорта) и его фамилия При этом название клуба или страны, за которые выступает атлет, уже являются рекламным использованием шрифта, в первом случае с корпоративным, во втором - с социально-патриотическим уклоном
При системном рассмотрении групп шрифтовых монокомпозиций на военных и униформенных текстильных изделиях, четко выделяются три основные направления
- идентификационные шрифтовые элементы униформы,
- нумерационные шрифтовые элементы,
- тексты военного содержания
Шрифтовые композиции на текстиле и сегодня составная часть символики практически всех мировых религий Разумеется, со временем они претерпевали некоторые трансформации, но в том или ином виде почти всегда наносилась на различные предметы и атрибуты богослужений, изготовленные из ткани, и облачения священнослужителей. Однако некоторые вероисповедания особенно склонны к расширенному применению шрифта Прежде всего, это относится к мусульманам, которые, избегая изображений живых существ, сосредоточились на каллиграфическом исполнении своих молитвенных текстов Немало так же
удивительных по своей красоте образцов шрифтового текстильного искусства существует и в Православной Церкви Системная классификация шрифтовых текстильных монокомпозиций религиозного содержания выглядит следующим образом
- самостоятельно существующие шрифтовые элементы,
- шрифтовые элементы, объединенные с изображением в единую композицию
Под информационно-бытовыми шрифтовыми текстильными монокомпозициями мы предлагаем понимать надписи, не входящие ни в одну из вышеперечисленных групп и несущих информацию, с которой человек стакивается каждый день Это самая малочисленная из всех групп шрифтовых текстильных монокомпозиций. В ее структуре можно выделить следующие подгруппы
- инструктивные,
- идентифицирующие,
- оповещающие.
Материалы, изложенные во второй главе, позволяют сделать следующие заключения
• весь ассортимент шрифтовых изделий на текстиле можно разделить на две большие группы раппортные композиции на метровых тканях и монокомпозиции на штучных текстильных изделиях,
• раппортные шрифтовые композиции на метровых тканях строятся как по принципам классических орнаментальных схем, так и по схемам, рассчитанным на использование шрифтовых элементов,
• особую специфику и несколько принципов построения имеют раппортные композиции, основанные на сочетании шрифтовых и орнаментальных изобразительных мотивов,
• шрифтовые монокомпозиции в значительной мере строятся но принципу орнаментального мотива,
• шрифтовые монокомпозиции, благодаря своей мобильности на поверхности изделия, гораздо распространеннее, чем раппортные шрифтовые орнаменты,
• текстильные шрифтовые монокомпозиции по своему функциональному назначению подразделяются на декоративные, рекламно-агитационные, спортивные, военно-униформенные, религиозно-культовые, информационно-бытовые,
• наиболее распространенные функции шрифта на текстиле - декоративная и рекламная,
• группа декоративных шрифтовых монокомпозиций имеет наиболее сложную структуру
Третья глава «Методы художественного проектирования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности» посвящена методологии проектирования шрифтовых текстильных композиций с учетом возможностей современного промышленного оборудования и компьютерных технологий
§ 1 «Методы, приемы и средства проектирования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности» освещает проблему взаимосвязи художественного проектирования композиции и ее технологического воплощения
Сегодня графический дизайн текстиля и текстильное производство стали гораздо автономнее Дизайнер придумывает рисунок для того или иного изделия, изображает его на бумаге или на мониторе компьютера Затем рисунок передается на фабрику - предприятие, которое может находиться как в непосредственной близости от дизайн-студии (в случае, когда фирма занимается одновременно и дизайном и выпуском готового товара), так и в другом городе или даже в другой стране В связи с этим, перед специалистами, отвечающими и за первый и за второй процесс, стоят важные задачи взаимосвязей данных процессов, которые необходимо учитывать
Для дизайнера к первостепенной проблематике относятся знание конечного продукта дизайн-процесса, знание возможностей материала -носителя изображения, знание целевой аудитории Исходя из данных знаний очерчивается состав изображений, шрифтовое наполнение, цветовая гамма, определяются способы нанесения рисунка на ткань, ведется подготовка созданной композиции для передачи в производство.
Перед людьми, отвечающих за процесс технологической реализации идеи, стоят свои, не менее важные для общего дела, проблемы. Это, в первую очередь, обеспечение максимального соответствия конечного продукта идее дизайнера, что включает точность в соблюдении цветов, обоснованность размещения мотива, целенаправленное использование материалов и различных эффектов при нанесении изображения
Решение этих проблем на всех этапах работы над текстильным дизайном, слаженное взаимодействие дизайнера и специалистов-производственников обеспечивают профессиональный художественный результат
В тексте диссертации подробно описываются современные методы ведения проектной работы в зависимости от выбранного типа шрифтовой композиции Таких типов два каллиграфия и типографика Проектирование композиций со шрифтовыми сообщениями данных типов имеют свои специфические особенности Дается разбор наиболее распространенных ошибок и выводится наиболее приемлемая схема ведения проектной работы
с описанием преимуществ и недостатков использования основных графических компьютерных программ
§ 2 «Выразительные средства графики в создании шрифтовых текстильных композиций» содержит обзор принципов использования основных выразительных графических средств в шрифтовом текстиле и ie\ задач, которые они решают В традиционном текстильном дизайне использование набора таких средств определяется орнаментальными композиционно-графическими принципами построения изображения и техническими возможностями современной текстильной индустрии Базисом для выявления художественного образа в графическом комплексе текстильного изделия является решение проблемы гармонизации орнаментальной формы и изделия - носителя графического изображения Текстильные композиции с использованием шрифта содержат в своем арсенале как художественные выразительные средства, выработанные за века орнаментальной художественной практики, так и более узконаправленные, относящиеся исключительно к шрифтовой составляющей текстильного дизайна
Весь комплекс выразительных средств графики текстильного дизайна (в том числе и шрифтового) можно разделить на две группы
- изобразительно-плоскостные,
- поверхностно-фактурные
К первой относятся все художественные средства, которые можно использовать в двухмерном (плоском) пространстве Это средства получения линеарных, пятновых, точечных и штриховых графических изображений, средства колористической разработки композиции, стилистика иллюстративной составляющей дизайна и разнообразные шрифтовые решения
Для поверхностно-фактурных средств графической выразительности в текстильном дизайне основоопределяющим фактором является свойство поверхности В шрифтовом текстильном дизайне, подобная фактурная кодировка сообщений часто позволяет лучше донести смысл и характер слова или фразы, усиливает декоративную сторону графического решения изделия
В шрифтовом текстильном дизайне выразительные средства графики решают следующие задачи
- стилистическую,
- визуально-смысловую,
- эстетическую,
- декоративную
Стилистическая задача в текстильных шрифтовых композициях решается, как правило, использованием набора следующих выразительных средств определением доминирующей графической формы - элемента
графики (точка, линяя, штрих, пятно), определением цвето-тональной гаммы, определением фактурности поверхности, вытекающей из возможностей доминирующей графической формы; выбором стилистики изобразительных элементов, выбором шрифта и определением его роли, пропорции и способа интеграции в композицию В стилистике шрифтовых текстильных композиций трудно переоценить потенциал выразительных средств шрифта Несмотря на то, несет или нет шрифтовая композиция смысловую нагрузку, графическое решение шрифта, его гарнитура или уникальное рукописное написание, пропорциональное соотношение с другими элементами, размеры и способ разработки во многом определяют дизайнерское решение в масштабах всего графического комплекса изделия
При воплощении визуально-смысловой функции шрифтовых текстильных композиций в первую очередь используются выразительные графические, средства шрифтовой составляющей Они направлены на то, чтобы визуализировать содержание и «настроение» надписи, создать максимальное графическое созвучие семантике текста Выбирая то или иное средство графической выразительности необходимо учитывать следующие факторы смысл надписи, общую стилистику и концепцию изделия, целевую аудиторию, технологические возможности воплощения Недооценка данных факторов неминуемо приведет к неудаче
Эстетическая и декоративная функции выразительных свойств графики в шрифтовых текстильных композициях во многом родственны. Обе они отвечают за восприятие внешнего вида изделия Но различия между ними так же очевидны декоративность призвана нести графическое разнообразие и украшать информативную составляющую Эстетичность выступает в роли разумного ограничителя декоративности и следит за тем, чтобы образ композиции не был уничтожен грузом различных графических эффектов Можно так же утверждать, что эстетическая составляющая произведения является совокупностью решений трех задач -стилистической, визуально-смысловой и декоративной
§ 3 «Современные тенденции использования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности» включает обзор основных тенденций в использовании шрифтовых композиций, наметившихся в конце XX - начале XXI вв в дизайне изделий текстильной и легкой промышленности В параграфе подробно описывается пять основных тенденций усиление адресности текстовых сообщений в соответствии с возрастными группами, обращение к историческому культурному наследию, декоративизация информативно-бытовых сообщений, увеличение использования разнообразных графических техник и эффектов при изготовлении изделий со шрифтовыми композициями, расширение ассортимента текстильных объектов-рекламоносителей
Все выделенные и описанные в тексте тенденции имеют устойчивую форму, что позволяет говорить о продолжении шрифтовой экспансии, как в изделиях для костюма, так и в интерьерных штучных объектов из текстиля
Материалы, изложенные в третьей главе, позволяют сделать следующие заключения
• одной из основных современных проблем проектирования шрифтовых композиций является налаживание действенной связи между художником-проектировщиком и технологическим производством,
• методы проектирования шрифта, включенного в композиции на ткани, зависят от той области шрифтового искусства, которую выбрал художник для своего проекта Таких областей две каллиграфия и типографика,
• современное проектирование типографических текстильных композиций производится исключительно с помощью графических компьютерных программ Самыми распространенными и удобными из них для проектных работ со шрифтом являются пакеты векторной графики Adobe Illustrator и Corel Draw
• текстильные шрифтовые композиции содержат в своем арсенале как «общетекстильные» выразительные средства, выработанные за века орнаментальной художественной практики, так и более узконаправленные, относящиеся исключительно к шрифтовой составляющей текстильного дизайна,
• весь комплекс выразительных средств графики текстильного дизайна можно поделить на две группы изобразительно-плоскостные и поверхностно-фактурные,
• в шрифтовом текстильном дизайне выразительные средства графики решают следующие задачи, стилистическую, визуально-смысловую, эстетическую, декоративную,
• среди приемов и техник шрифтовой текстильной графики можно выделить следующие трансформация букв, внутреннее текстурное наполнение букв, составление из букв слов и фигуративных изображений, различные живописно-графические эффекты, орнаментальное решение букв, вплетение шрифта в изображение таким образом, что они становятся часгью друг друга, использование фактурных поверхностных качеств материала,
• Одной из основных тенденций в области использования шрифтовой текстильной графики следует считать усиление целевой направленности проектирования для конкретных социальных групп
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
В итоге диссертации можно сформулировать ряд положений, представляющих теоретический и практический интерес для отечественного искусствоведения и развития дизайна
1. Художественное проектирование шрифтовых текстильных композиций - обширная, динамично развивающаяся часть современного художественного текстиля, имеющая длительную историю, теорию и методику
2. Одной из главных особенностей шрифтовых текстильных композиций является то, что в них произошло объединение двух художественных сфер, имеющих свои устойчивые традиции, мощный графический потенциал и глубокую историю - искусство шрифта и искусство традиционного текстильного орнамента
3. Начав свое развитие более двух тысячелетий назад, шрифтовые текстильные композиции и сегодня продолжают этот путь, впитывая в себя достижения родственных сфер художественного творчества типографики, каллиграфии и других областей графического дизайна
4. Историческое развитие проектирования шрифтовых текстильных композиций сопровождалось постоянным изменением роли шрифтовой формы - от чисто утилитарной до полностью декоративной Пиком этого развития можно считать XX век, когда шрифтовые композиции стали выполнять наибольшее количество функций и достигли огромного разнообразия форм и видов
5. Комплекс шрифтовых текстильных композиций имеет в своей основе сложную многоуровневую классификацию, теоретическое изучение которой необходимо современному специалисту для наилучшего понимания вопроса
6. На сегодняшний день шрифтовые композиции проникли абсолютно во все виды текстильных носителей и теперь оправданно располагается на месте традиционного текстильного орнамента
7. Основными группами современных текстильных шрифтовых композиций являются- декоративные, рекламные, информативные, спортивные, военные, религиозные.
8. Рекламные шрифтовые текстильные композиции преобразовали текстиль в эффективный современный рекламный носитель
9. Основными современными тенденциями в области использования шрифтовой текстильной графики можно считать следующие явления усиление процессов разграничения социальных групп, для которых предназначаются изделия со шрифтовыми композициями; взаимовлияние дизайна текстильного и полиграфического, процесс обращения дизайнеров к историческому наследию, переработка традиционных мотивов, внедрение дизайнерских элементов в тех областях, которые традиционно были лишены каких-либо декоративных составляющих, рост разнообразия использования технических средств и увеличение количества графических эффектов, которые они позволяют достичь, расширение ассортимента текстильных объектов - носителей
шрифта; расширение влияния шрифта в рамках графического комплекса текстильного изделия
10. Выявление принципов и развитие методов художественного проектирования шрифтовой текстильной графики во многом связано с деятельностью прогрессивных учебных заведений
Основные материалы диссертации изложены в следующих публикациях:
1. Г,О, Пархаев «Возникновение и становление шрифтовых композиций на европейских штандартах, флагах, военной форме» МГТУ им. А.Н Косыгина, Сборник научных трудов аспирантов, выпуск 13, 2007 г , стр, 126
2. Г,О, Пархаев «Возникновение и становление шрифтовых композиций на европейских штандартах, флагах, военной форме». МГТУ им А Н Косыгина, Тезисы докладов Международной научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» , 2007 г , стр, 306
3. ГО Пархаев «Шрифтовые композиции на европейских и русских набивных платках XIX - начала XX веков» МГТУ им А.Н Косыгина, Тезисы докладов Международной научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности», 2008 г , стр, 282
4. ГО Пархаев «Рекламно-информационные шрифтовые монокомпозиции на текстильных изделиях конца XX - начала XXI века». Известия вузов Технологии текстильной промышленности №2 С(315), 2009 г, стр 72
5. Г.О Пархаев «Шрифтовые композиции в советском текстиле 1920 -30-х годов» МГТУ им А Н Косыгина, Сборник научных трудов аспирантов, выпуск 13, 2009 г , стр, 138
Подписано в печать 16 11 09 Формат бумаги 60x84/16 Бумага множ Уел печ л 1,5 Заказ 369 Тираж 80 ГОУВПО «МГТУ им А Н Косыгина», 1 19071, Москва, ул Малая Калужская, 1
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Пархаев, Георгий Олегович
Введение.
Глава I.
Возникновение и развитие шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности.
1.1 Возникновение шрифтовых орнаментальных композиций.
1.2 Становление и развитие шрифтовых композиций на ткани (до XX в.).
1.3 Шрифтовые текстильные композиции
XX - начале XXI вв.
Выводы по материалу главы.
Глава П.
Теоретические основы и принципы художественного проектирования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности.
2.1 Классификация шрифтовых композиций в графическом дизайне метровых тканей.
Принципы проектирования.
2.2 Классификация шрифтовых монокомпозиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности. Принципы проектирования.
Выводы по материалу главы.
Глава Ш.
Методы художественного проектирования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности.
3.1 Методы, приемы и средства проектирования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности.
3.2 Выразительные средства графики в создании шрифтовых текстильных композиций.
3.3 Современные тенденции использования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности.
Выводы по материалу главы.
Введение диссертации2009 год, автореферат по искусствоведению, Пархаев, Георгий Олегович
Ткань, с момента ее появления, использовалась как для утилитарных, так и для коммуникативных целей - целей передачи информации специфическим языком текстильного рисунка (орнамента). Это своеобразное письмо — знакопись было изначально соединено с тканью, так как технологически изображение получалось в процессе самого создания полотна.
Шрифт и орнамент шли бок о бок на протяжении всего своего существования, соприкасаясь и накладываясь друг на друга. Образцы шрифтовых орнаментальных решений можно наблюдать в искусстве древних народов самых разных стран и континентов: африканских племен, индейцев Центральной и Южной Америки, в древних манускриптах Месопотамии. Этому могут служить подтверждением и древнеегипетские папирусы, где иероглифическое письмо взаимодополняется и органично сочетается с традиционным геометрическим и растительным орнаментом из цветов лотоса. Европейские средневековые пергаменты украшены потрясающими по своему исполнению орнаментальными инициальными буквами, да и компоновка самого текста и графика готического письма организуются в строгую и продуманную композицию. Частью шрифтовой культуры являются средневековые аббревиатурные мотивы на одеждах герольдов. Монархическими вензелями декорировались дворцовые интерьеры, они присутствовали так же в одеянии самих королей и их подданных. Позднее это декоративное сочетание инициалов и порядкового номера правящей особы постоянно присутствовало в военной форме, в которой и сегодня наблюдается текст, только теперь уже с указанием родов войск.
Старославянские летописи не уступают своим европейским современникам в искусности орнаментации оформления: звериные и плетеные буквицы прекрасно демонстрируют умение наших предков и то почтение, с которым они относились к шрифту и орнаменту. Отдельного разговора заслуживают арабские каллиграфические письмена. В связи с запретом в ортодоксальном Исламе на изображение одушевленных существ, искусство каллиграфии здесь достигло, пожалуй, наивысшего расцвета и процветает по сей день, передаваясь из поколения в поколение. Затейливые узоры арабов и персов — уникальное достояние орнаментально-шрифтового искусства, проявляющие себя во всех направлениях этой культуры: в архитектуре, книгах, текстиле и т.д. И, разумеется, этот перечень народов был бы неполным без упоминания Дальнего востока — великих культур Китая и Японии. Специфика их шрифта породила совершенно иные орнаменты, зачастую воспринимаемые европейским глазом скорее как абстрактно-геометрические, но, тем не менее, — это самые настоящие и великолепные образчики шрифтовых композиций. Сочетание иероглифов создает необычайные по своей графической красоте орнаментальные композиции, которые занимают достойное место во всем прикладном искусстве китайцев и японцев.
Шрифтовые орнаменты и сообщения на изделиях текстильной и легкой промышленности стали неотъемлемой частью художественной культуры второй половины XX - начала XXI веков. Процесс «шрифтовизации» художественного текстиля постоянно ускоряется, охватывая сотни наименований изделий из ткани и составляющих частей костюма. В каждом сезоне появляются десятки модных коллекций с использованием шрифтовой графики, в любом магазине одежды можно встретить текстильные изделия, оформленные с помощью букв, слов, цифр. Эта шрифтовая экспансия настолько масштабна, что зачастую теснит традиционное творчество в области текстильного орнамента. Шрифтовая текстильная графика часто эффектна, но, к сожалению, далеко не всегда является гармоничной и оправданной художественно.
Анализ текстильных изделий показывает, что просчеты в проектировании рисунков, включающих шрифтовые композиции, становятся все более заметными. В текстильных рисунках часто используется очень ограниченный набор шрифтовых форм без учета специфики изображений на ткани, а дизайнеры, работающие в текстильной промышленности, зачастую слабо осознают заложенный в шрифте эстетический и смысловой потенциал. Особенно это заметно в молодежной одежде: майках, рубашках, платках и других изделиях. Такое положение нельзя считать удовлетворительным, так как от художественного качества шрифтовых композиций, расположенных на том или ином предмете текстиля, зависит общий уровень дизайна текстильной и легкой промышленности. Частичное решение этой проблемы заложено в создании научной базы, которая бы давала вполне адекватные представления о методах, приемах и возможностях использования шрифта в художественном оформлении текстильных изделий.
В процессе создания такой базы предполагается решить вопросы, закономерно возникающие по данной теме. В чем же особенности использования шрифтовых форм в текстильном рисунке? Какие возможности творческого выражения несут в себе шрифтовые сообщения в текстильном рисунке? Насколько шрифтовой текстиль отвечает потребностям современного человека? Как шрифтовая форма согласуется с традиционными теоретическими и методологическими установками орнаментального искусства?
Ответы на эти вопросы невозможно получить без основательного -изучения шрифтовых композиций в истории искусств и системного анализа современного опыта использования шрифтовой формы в графическом дизайне текстильных изделий.
До настоящего времени серьезному научному рассмотрению подвергались лишь отдельные компоненты предлагаемой темы. Освещались, либо проблемы текстильной орнаментизации и орнамента как такового (H.H. Соболев [1], Н.Г. Рудин [2], Н.М. Никитин [3], JI.H. Лейтес [4], В.М. Шугаев [5], И.И. Емельянович [6], Н.П. Бесчастнов [7], О. Росинэ [8], JLB. Фокина [9], JI.M. Буткевич [10], Т.М. Соколова [11] и др.), либо рассматривался предмет шрифта и типографики (А.Г. Шицгал [12], С.А. Соловьев [13], И.И. Птахова [14], Я.Г. Чернихов [15], С.И. Смирнов [16, 17], В. Тоотс [18], Б.В. Воронецкий, Э.Д. Кузнецов [19], A.C. Дерябин [20], А.И. Кудрявцев [21], A.M. Иерусалимский [22], Дж. Феличи [23], Р. Кеглер [24], О. Флоренская [25], Р. Клеминсон [26], В.В. Лаптев [27], Ю. Гордон [28] и др.), либо рассматривалась история и теория костюма (Т.В. Козлова [29, 30], А.И. Черемных [31], М.Н. Мерцал ова [32], Е.В. Киреева [33], Ф.Ф. Комиссаржевский [34], P.A. Степучев [35], Г.И. Петушкова [36], A.A. Васильев [37], В.И. Сидоренко [38], Р.В. Захаржевская [39], В. Браун, М. Тильке [40] и др.). В отдельности про эти области прикладного искусства сказано довольно много. Аналитических исследований по истории, теории и методике художественного проектирования шрифтовых композиций на текстиле в нашей стране практически не существует. Активное внедрение шрифтовых элементов в современный текстильный дизайн делает промедление в этом вопросе крайне нежелательным. Необходимы серьезные исследования «жизни» шрифта на текстильных изделиях. Для этого требуется изучение как исторических фактов, начиная с первых прецедентов взаимосвязи орнамента и шрифта, так и систематизация и анализ современных примеров.
Сегодняшняя практика позволяет увидеть шрифтовые композиции не только как орнаментальный мотив, но и рассматривать текстильные рисунки с использованием шрифта с информативно-рекламной точки зрения. Ведь сейчас практически все предметы человеческого обихода стали потенциальными носителями рекламной информации, и, в первую очередь, текстиль. Важно отследить возможности шрифтовой рекламы на текстиле, учитывая факторы композиции, тип шрифта и ассортимент изделий.
Грамотное использование шрифтовых форм в текстильном рисунке невозможно без знания трудов по истории, теории и практике шрифтового искусства и изучения литературы по проектированию текстильного рисунка и орнамента.
Данная диссертация — это первый опыт исследования шрифтовых сообщений в текстильных изделиях, и мы сосредотачиваем внимание на печатном текстиле, где шрифтовая графика применяется наиболее широко и разнообразно.
Цель и задачи диссертации. Целью диссертации является проведение анализа художественного проектирования текстильного рисунка с использованием шрифтовых сообщений с точки зрения современной истории и теории дизайна; выявление и обоснование принципов и прогрессивных методов использования шрифтовых композиций при создании текстильных орнаментов.
Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:
- определяются предпосылки, условия возникновения и принципы взаимодействия орнамента и шрифта, а так же появления шрифтовой формы в художественном оформлении текстиля;
- выявляются пути использования шрифтовых сообщений в декоративно-прикладном искусстве и дизайне;
- определяются условия и время появления шрифтовых сообщений на текстильных изделиях;
- определяется исторический период расширенного использования шрифтовых сообщений в композициях для массовых текстильных изделий;
- выявляются выработанные в полиграфии методы и приемы построения шрифтовых композиций, применяемые в текстильном орнаменте;
- выявляется роль художественного образования в становлении методов художественного проектирования текстильного рисунка с использованием шрифтовых сообщений.
Объект, предмет, материал, границы исследования. Объектом исследования является практика шрифтовой работы и текстильного рисунка, предметом — принципы и методы художественного проектирования текстильного рисунка с использованием шрифтовых сообщений.
Работа построена на материале истории и теории искусства, истории и теории шрифта и орнамента, методологии проектирования. В сферу исследований вовлекаются уникальные образцы текстильных изделий из истории западноевропейского и отечественного декоративно-прикладного искусства и дизайна. Выбор и организация материала подчинены проблематике исследования и решают задачу выявления наиболее эффективных методов получения текстильных изображений со шрифтовыми сообщениями. Поэтому кроме исторического материала исследование включает в себя экспериментальный поиск.
Истории использования шрифтовых сообщений в прикладном искусстве в целом, и в текстильном рисунке, в частности, не существует, поэтому существенную роль в диссертации играет фактография явлений.
Вопросы теории текстильного рисунка, технологии текстильного производства, уже достаточно объемно изложенные в научной литературе, остаются за пределами исследования.
Методы исследования. Длительный исторический обзор, включенный в исследование, - требует применения системно-исторического метода. В качестве развивающихся систем мы рассматриваем методы художественного проектирования текстильного рисунка со шрифтовыми сообщениями. Понимая текстильный рисунок как сложноорганизованную систему, мы пытаемся исследовать принципы интегрирования шрифтовых сообщений в традиционную раппортную систему, описать художественно-образные изменения появляющиеся в орнаменте вместе со шрифтовой формой.
Произведения прикладного искусства, используемые в работе, описываются с применением системно-стилистического анализа, который позволяет собрать материал для сравнительных поисков с целью определения взаимодействия шрифтовых сообщений и искусства орнамента.
Понимая, что текстильный рисунок является частью сложной системы графического дизайна и испытывает постоянное воздействие, как всей сферы дизайна, так и изобразительного и декоративно-прикладного искусства в целом, мы видим текстильный рисунок со шрифтовыми композициями только во взаимосвязи с общими тенденциями развития искусства.
Одним из наиболее принципиальных моментов в структурном анализе является функциональная состоятельность системы, ее актуальность в режиме реального времени и пространства. Ведь по прошествии времени, со сменой исторического контекста и условий жизни общества, все социально-зависимые системы должны пересматриваться и обновляться, избавляясь от устаревших атрофировавшихся элементов и пополняясь компонентами, адекватными своему времени. На примере системы художественного проектирования текстильных изделий становится ясно, что систематизация, разработанная, скажем, в середине XX века и даже к его окончанию, сегодня уже не может отвечать тем требованиям, которые задают технический прогресс и современные дизайнерские тенденции.
В одном историческом времени с самой художественной системой должны, разумеется, находиться и методы ее исследования. Именно такой системно-исторический подход позволяет осознать дизайн шрифтовых композиций на текстильных изделиях в непрерывном развитии.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования обуславливается целью исследования: художественное проектирование текстильного рисунка с использованием шрифтовых сообщений рассматривается впервые. В работе осуществлена попытка изложения истории использования шрифтовых композиций в текстильном искусстве. Поскольку данная тема нигде ранее обособленно не рассматривалась, а затрагивалась лишь вскользь, по ходу освещения различных проблем декоративно-прикладного искусства, мы впервые предлагаем к рассмотрению попытку структурного освещения этой части текстильного дизайна.
Научная и практическая значимость исследования. Проведенное нами исследование научно обосновывает принципы и методы применения шрифтовых композиций в художественном проектировании текстильных рисунков. Диссертация восполняет имеющийся дефицит исследований в области текстильного дизайна.
Практическое значение исследования заключается в том, что позволяет понять возможности проектирования шрифтовых текстильных композиций и адресно использовать опыт искусства шрифта в дизайнерской практике на текстильных предприятиях и в сфере дизайнерского образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого, всероссийского и международного характера, излагались на практических занятиях по курсам «композиция» и «реализация проекта» кафедры рисунка и живописи ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина». Шрифтовые композиции, полученные на основе результатов исследования, были использованы для обучения студентов, обучающихся по специализации «Реклама изделий текстильной и легкой промышленности», включены в изобразительный ряд наглядного пособия «Шрифтовые композиции на молодежной одежде», экспонированы на ряде художественных выставок и конкурсов.
По теме диссертации имеются 5 печатных работ в сборниках научных трудов и тезисах научных конференций ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», а так же в журналах текстильного профиля.
Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка и живописи ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина».
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 336 страниц, она содержит 173 машинописного текста. Список литературы включает 114 наименований. Объем приложения составляет 163 иллюстрации.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций"
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
В итоге диссертации можно сформулировать ряд положений, представляющих теоретический и практический интерес для отечественного искусствоведения и развития дизайна.
1. Художественное проектирование шрифтовых текстильных композиций — обширная, динамично развивающаяся часть современного художественного текстиля, имеющая длительную историю, теорию и методику.
2. Одной из главных особенностей шрифтовых текстильных композиций является то, что в них произошло объединение двух художественных сфер, имеющих свои устойчивые традиции, мощный графический потенциал и глубокую историю - искусство шрифта и искусства традиционного текстильного орнамента.
3. Начав свое развитие более двух тысячелетий назад, шрифтовые текстильные композиции и сегодня продолжают этот путь, впитывая в себя достижения родственных сфер художественного творчества: типографики, каллиграфии и других областей графического дизайна.
4. Историческое развитие проектирования шрифтовых текстильных композиций сопровождалось постоянным изменением роли шрифтовой формы — от чисто утилитарной до полностью декоративной. Пиком этого развития можно считать XX век, когда шрифтовые композиции стали выполнять наибольшее количество функций и достигли огромного разнообразия форм и видов.
5. Комплекс шрифтовых текстильных композиций имеет сложную многоуровневую классификацию, теоретическое и методическое изучение которой необходимо современному специалисту для наилучшего понимания проектных процессов.
6. На сегодняшний день шрифтовые композиции проникли абсолютно на все виды текстильных носителей и теперь часто оправдано на месте традиционного текстильного орнамента.
7. Основными группами современных текстильных шрифтовых композиций являются: декоративные, рекламные, информативные, спортивные, военные, религиозные.
8. Рекламные шрифтовые текстильные композиции преобразовали текстиль в эффективный современный рекламный носитель.
9. Основными современными тенденциями в области использования шрифтовой текстильной графики можно считать следующие явления: усиление процессов разграничения социальных групп, для которых предназначаются изделия с шрифтовыми композициями; взаимовлияние дизайна текстильного и полиграфического; процесс обращения дизайнеров к историческому наследию, переработка традиционных мотивов; внедрение дизайнерских элементов в тех областях, которые традиционно были лишены, каких-либо, декоративных составляющих; рост разнообразия использования технических средств и увеличение количества графических эффектов, которые они позволяют достичь; расширение ассортимента текстильных объектов-носителей шрифта; расширение влияния шрифта в рамках графического комплекса текстильного изделия.
10. Выявление принципов и развитие методов художественного проектирования шрифтовой текстильной графики во многом связано с деятельностью прогрессивных учебных заведений.
Список научной литературыПархаев, Георгий Олегович, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. H.H. Соболев «Очерки по истории украшения тканей». Москва, Ленинград, «Academia», 1934 г., 436 стр.
2. Н.Г. Рудин «Художественное оформление тканей». Москва, «Экономика», 1964 г., 172 стр.
3. Н.М. Никитин «Художественное оформление тканей». Москва, «Легкая индустрия», 1971, 280 стр.
4. Л.Н. Лейтес «Методы художественного оформления тканей». Москва, «Гизлегпром», 1947 г., 244 стр.
5. В.М. Шугаев «Орнамент на ткани (теория и методика построения)». Москва, «Легкая индустрия», 1969, 88 стр.
6. И.И. Емельянович, Н.П. Бесчастнов «Печатный рисунок на ткани (проблемы графической организации)». Москва, «Легпромбытиздат», 1990 г., 224 стр.
7. Н.П. Бесчастнов «Графика текстильного орнамента». Москва. «Совъяж Бево», 2004 г., 431 стр.
8. О. Росинэ «Орнамент всех времен и стилей». Москва, 2004 г., 2 т., 530 стр.
9. Л.В. Фокина «Орнамент». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г., 172 стр.
10. Л.М. Буткевич «История орнамента». Москва, «Владос», 2008 г., 267 стр.
11. Т.М. Соколова «Орнамент почерк эпохи». Санкт-Петербург, «Аврора», 1972 г., 176 стр.
12. А.Г. Шицгал «Русский типографский шрифт». Москва, «Книга», 1985 г., 256 стр.
13. С.А. Соловьев «Шрифт и декоративное оформление». Москва, «Высшая школа», 1993 г., 159 стр.
14. И.И. Птахова «Простая красота буквы». Санкт-Петербург, «Русская графика», 1997 г., 288 стр.
15. Я.Г. Чернихов, H.H. Соболев «Построение шрифтов». Москва, «Искусство», 1958 г., 115 стр.
16. С.И. Смирнов «Шрифт и шрифтовой плакат». Москва, «Плакат», 1981 г., 144 стр.
17. С.И. Смирнов «Шрифт в наглядной агитации». Москва, «Плакат», 1987 г., 192 стр.
18. В. Тоотс «Современный шрифт». Москва, «Книга», 1966 г., 269 стр.
19. Б.В. Воронецкий, Э.Д. Кузнецов «Шрифт». Ленинград, «Художник РСФСР», 1975 г., 108 стр.
20. A.C. Дерябин «Художественные шрифты». Москва, «Просвещение», 1982 г., 46 стр.
21. А.И. Кудрявцев «Шрифт». Москва, «Университет Натальи Нестеровой», 2003 г., 248 стр.
22. А.М. Иерусалимский «Художественные шрифты и их построение». Москва, «Благо», 1927 г., 90 стр.
23. Дж. Феличи «Типографика: шрифт, верстка, дизайн». Санкт-Петербург, «BHV-Петербург», 2004 г., 496 стр.
24. Р. Кеглер, Дж. Грисшабер, Т. Риггс «Энергия шрифтов». Москва, «РИП-холдинг», 2005 г., 408 стр.
25. О. Флоренская «Психология бытового шрифта». Санкт-Петербург, «Красный матрос», 2001 г., 56 стр.
26. Р. Клеминсон «Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока». Москва, «Контэнт», 2008 г., 224 стр.
27. В.В. Лаптев «Типографика: порядок и хаос». Москва, «АВАТАР», 2008 г., 216 стр.28.29,30,31,32,33,3435,3637,38