автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Принципы традиционной японской "эстетики мимолётности" в современном дизайне интерьера

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Третьякова, Мария Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
Диссертация по искусствоведению на тему 'Принципы традиционной японской "эстетики мимолётности" в современном дизайне интерьера'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Принципы традиционной японской "эстетики мимолётности" в современном дизайне интерьера"

005012561

Третьякова Мария Сергеевна

ПРИНЦИПЫ ТРАДИЦИОННОЙ японской

«ЭСТЕТИКИ МИМОЛЁТНОСТИ» В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА

17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

12 мдрта

Екатеринбург - 2012

005012561

Работа выполнена на кафедре ювелирного искусства ФГБОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

Быстрова Татьяна Юрьевна

Официальные оппоненты - докотор философских наук, профессор

Кропотов Сергей Леонидович

- кандидат искусствоведения, доцент Салмин Леонид Юрьевич

Ведущая организация - Уральский федеральный университет

имени первого президента Б. Н. Ельцина

Защита состоится «20» марта 2012 года в 15-00 часов на заседании диссертационного совета К 212.279.01 при Уральской государственной архитектурно-художественной академии по адресу: 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 23, ауд. 211

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральской государственной архитектурно-художественной академии

Автореферат диссертации разослан «20» февраля 2012 г.

Учёный секретарь диссертационного совета кандидат архитектуры, доцент

М. Н. Дивакова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

В современной экономической ситуации в России все острее ощущается необходимость рационального потребления ресурсов, заявляют о себе экологические проблемы, что делает обоснованными и необходимыми минималистские решения предметных форм. В связи с этим актуально исследование опыта развития дизайна в Японии - страны, существующей в жестких климатических условиях и создавшей на протяжении последнего тысячелетия выразительную эстетику, которая не только украшает жизнь людей, но и облегчает их существование.

Экологизм и минимализм - это тот вклад, который дизайн способен внести в развитие отечественной экономики. Как считал Дж. Нельсон, «если дизайнеры не обоснуют экономическую целесообразность своей деятельности, ...они останутся, "экзотической прислугой"» [94]. Говоря о японском дизайне, экономист Дж. Хескет отмечает: «...то, что японское правительство способствовало становлению дизайна и внедрению дизайнерской деятельности в промышленность и торговлю, представляет замечательный пример того, как правительство может поддержать развитие производства». И далее: «Опыт Японии был использован в Корее и на Тайване, что способствовало росту экономики этих стран» [94].

Использование опыта японского дизайна представляется перспективным с точки зрения формирования российской школы дизайна, специфика которой учитывала бы требования современного рынка и продолжала разрабатывать теорию, основу которой заложил ещё советский дизайн.

Как известно, эстетика - есть раздел философии. Философское осмысление принципов проектирования, определение их мировоззренческих истоков позволяет грамотно осваивать приёмы и методы, пришедшие к нам из других мировоззренческих систем. По этой причине данное исследование, имеющее целью определение способов работы с традицией в современном дизайне, оказывается на стыке эстетики действительности (по Ю. Б. Бореву) и технической эстетики.

Не секрет, что традиция определяет национальное своеобразия в разных сферах человеческой деятельности, в том числе, в сфере дизайна. Именно за счёт переосмысления элементов традиции в дизайне зачастую решается проблема идентичности. Однако, с другой стороны, буквальное заимствование элементов традиционной культуры неизбежно приводит к декораторству, архаизации интерьера. Чтобы избежать обезличенности и вместе с тем устаревания среды, необходимо грамотно интерпретировать традицию. Это важно ещё и потому, что современный интерьер в большой степени подвержен веяниям моды, что делает его век весьма коротким.

Японский дизайн демонстрирует разнообразные возможности переосмысления национальных традиций и включения их в современный

контекст без утраты идентичности предметно-пространственного окружения

/"

человека. Такой опыт может быть применён и в отечественном проектировании.

Постановка проблемы исследования:

Экологизм становится необходимым условием в современном проектировании. Одним из критериев современного экологического дизайна является учёт традиции региона, переосмысление традиционной эстетики. В связи с этим возникает вопрос о современных способах интерпретации традиции в дизайне, которые отличались бы от приёмов эклектики или постмодернизма, не сводились бы к декораторству. Ярким примером экологичного дизайна, учитывающим традиционную эстетику и активно переосмысляющим её, является японский дизайн.

Состояние вопроса.

Изучение объектов средового дизайна (дизайна интерьера) предполагает анализ исследований по дизайну как таковому. Специфика дизайна как проектной деятельности, его границы и методы определяются в работах В. Ф. Сидоренко, А. Г. Раппапорта, В. Л. Глазычева, Н. В. Воронова, О. И. Генисаретского, Г. П. Щедровицкого, В. Папанека, Е. Н. Ковешниковой, Т. Ю. Быстровой и др.

Теория средового проектирования, в том числе дизайна архитектурной среды - это, превде всего, работы В. Т. Шимко, А. В. Ефимова, А. В. Рябушина. Отечественный дизайн анализируют Н. В. Воронов и К. М. Кантор, дизайн 1990-х годов анализировал Ю. В. Назаров, его исследование позволяет понять местоположение отечественного дизайна интерьера относительно других сфер дизайнерской деятельности, перспективы развития дизайна.

Проблема национального и интернационального в дизайне исследуется С. М. Михайловым, смежный с ней вопрос об этнических истоках эргодизайна рассматривается в монографии М. М. Калинчевой, Е. В. Жердева, Л. И. Новикова. Вопросы взаимодействия традиции и инновации в культуре на примере Японии и Кореи анализировал С. А. Арутюнов. Этнодизайн исследовал в своих работах Н. П. Гарин.

Связь средового дизайна и экологии, эко-дизайн рассматривал американский теоретик и практик дизайна В. Папанек. Вопросами экологической эстетики, в том числе японской, занимался К. М. Долгов, Т. Ю. Быстрова, Н. Б. Маньковская и др. Общая теория эстетики даётся в трудах Ю. Б. Борева, В. В. Бычкова, Е. Г. Яковлева и О. А. Кривцуна.

Система категорий японской эстетики выстраивается в диссертационной работе на основе трудов Т. П. Григорьевой, Д. Г. Главевой, Н. С. Николаевой, Е. А. Скворцовой, Л. М. Ермаковой. Важный вклад в теорию японской эстетики внесли известный драматург Сэами Мотокиё (1363-1443) и философ Соэцу Янаги (1889—1961), исследование его теории проводит Ю. Кикути. Вопросы реализации эстетики Японии и Китая в формах материальной культуры (архитектура, живопись, каллиграфия) рассматривали разные авторы: Е. А. Торчинов, В. В. Малявин, Н. С.

Николаева (сборники «Человек и мир в японской культуре», «Вещь в японской культуре») и др.

Анализ эволюции пространственных концепций в Японии второй половины XX в. основывается на исследованиях японской архитектуры А В Ико-нникова и О. В. Орельской, рассматривающих её в контексте развития мировои архитектуры. Периодизация стилевых направлений в зарубежной архитектуре XX века выстраивается на основе исследований О В Орельской.

Историю дизайна, в том числе краткую историю японского дизайна освещают в своих работах С. М. Михайлов, А. Н. Лаврентиев, В. Ф Рунге Е Н. Ковешниковой и А. В. Рябушин. Вопросы дизайнерского образования в Японии рассматриваются в исследованиях А. Г. Устинова, Е Н Ковешниковой, а также в информационных изданиях для тех, кто поступает в японские вузы на факультет дизайна. Анализ японского дизайна интерьера дополняется материалами из иностранных источников (Ф. Маки, К. Курокава, Т. Андо и др.), на основе которых раскрывается специфика восприятия пространства и вещи в традиционной эстетике Японии.

Поскольку исследование современной ситуации в современном дизайне интерьера, как на Западе, так и в Японии предполагает овладение теоретической базой постмодернизма, диссертант обращается к целому круху исследователей и теоретиков этого направления. Теорией западного постмодернизма занимались следующие авторы: Р. Барт (1918-1980) Ж Делёз (1925-1995), Ж. Бодрийяр (1929-2007), Ж. Деррида (1930-2004) и др Идеи постмодернизма в искусстве раскрываются в работах отечественного литературоведов Н. Л. Лейдермана и И. П. Ильина, теоретика архитектуры И. А. Добрицыной и искусствоведа Н. Б. Маньковской. Однако вопрос о специфике постмодернизма в Японии не затрагивается, хотя некоторые авторы и указывают на связь постмодернизма с восточной философией.

Принципы создания японского интерьера исследуются на основе указании теоретика и практикующего архитектора К. Яги, исследователя К Тада и искусствоведа Г. Мехта, а также анализа творчества ведущих современных проектировщиков: Т. Андо, Т. Ито, К. Кума и др. Поскольку сегодня рекомендации по созданию минималистского, а тем более «японского» интерьера в основном ориентированы на воссоздание элементов стиля, представляется важным исследование в данной области То, что русская «японика» рассматривается не сама по себе, а в контексте отечественного рынка, позволяет оценить степень актуальности исследования.

Теория работы со стилями в дизайне исследуется Т. Ю. Быстровой с опорой на труды О. Шпенглера, А. Ф. Лосева и др. Подробно вопрос о стилях и стилизации в культуре раскрывается в работе Е. Н. Устюговой проблема стиля в дизайне рассматривается в работе А. Н. Лаврентьева' Способы интерпретации традиционной эстетики в современном дизайне интерьера изучаются на примерах реализованных проектов японских авторов.

В работе использован ряд периодических изданий по архитектуре и дизайну 2000-х гг.: "Japan Architect (JA)", "Architecture & Urbanism M+UV "Interior DIGEST", "Domus" и др. В журналах представлены проемы ведущих проектировщиков, что позволяет определить передовые тенденции в современном дизайне интерьера. Цели и задачи:

Цель: определение специфики и основных способов интерпретации традиционной японской «эстетики мимолётности», позволяющее разработать рекомендации по применению японских традиционных принципов проектирования в современном интерьере.

В соответствии с целью в работе поставлены и решаются следующие задачи: '

- проанализировать категории традиционной японской эстетики и определить их влияние на принципы проектирования традиционного японского интерьера;

- исследовать влияние традиционных принципов проектирования на современный японский дизайн интерьера;

- в ходе анализа конкретных проектов объяснить причины роста актуальности японских принципов проектирования в современном дизайне на Западе;

- выработать рекомендации по проектированию современного интерьера с учетом традиционных принципов проектирования, современных тенденций в дизайне интерьера на Западе, на основе опыта японских проектировщиков.

Объект исследования: традиционный японский, а также китайский жилои интерьер, материальные носители японской эстетической традиции* совокупность результатов современной проектной деятельности, жилые и ~ные интерьеры, архитектура Японии, Китая, европейских стран и

Предмет исследования: принципы и основные направления применения японской «эстетики мимолётности» в дизайне интерьера на Западе и в России.

Границы исследования.

Содержательные границы с точки зрения объектов исследования ограничиваются, прежде всего, интерьерами жилых и общественных зданий включая отдельные формы мебели. Также автор использует в качестве примеров дизайн архитектурных объектов, поскольку именно развитием архитектуры зачастую обусловливается формирование концепций интерьера.

Как уже отмечалось, в научном плане содержательные границы исследования охватывают не только сферу технической эстетики но и включают универсальные категории эстетики Японии и Китая (хотя они и рассматриваются, прежде всего, на примере интерьера), а также современную экологическую эстетику. Такой подход позволяет более

глубоко проанализировать истоки современного японского дизайна и раскрыть его основные принципы.

Рассмотрим временные и территориальные границы исследования. В исследовании присутствует два временных среза: «традиционный» - период формирования традиционного жилого японского дома в стиле сёин-дзукури (XVI век), и производного стиля сукия-дзукури (XVII век), и «современный» - вторая половина XX века и рубеж ХХ-ХХ1 веков. В рамках анализа традиционной эстетики выбор именно стиля сёин-дзукури неслучаен, поскольку он представляет собой именно японский тип жилища, максимально лишённый влияние китайской архитектуры, в отличие от стиля синден-дзукури. Сфера объектов современного дизайна интерьера несколько шире - это японский, китайский и западноевропейский жилой (частные дома) и общественный интерьер (небольшие рестораны, кафе, магазины), предметы мебели.

На современном этапе, начиная с формирования постмодернистской парадигмы, также исследуется влияние традиционной японской эстетики на дизайн интерьера в России.

Гипотеза исследования.

В работе выдвигается несколько взаимосвязанных научных гипотез.

Во-первых, автор полагает, что основой эстетической традиции Японии, определяющей своеобразие её материальной культуры, является «красота мимолётности». Именно эта категория японской эстетики определила своеобразие современного японского дизайна.

Во-вторых, рост актуальности японских принципов проектирования на Западе в наши дни обусловлен, вероятно, родством буддийской идеи «мимолётности» и деконструктивистской идеи «стирания формы», развитие которых происходит на фоне формирования на Западе экологической эстетики, традиционной для Японии.

В-третьих, соединение западного (в т.ч. русского) модернизма с опытом японского минимализма продуктивно в неблагоприятных экологических и экономических условиях, поскольку именно в таких условиях формировалась традиционная эстетика Японии. Минимализм и экологизм как основные принципы проектирования заложены в самой японской традиции, которая имеет ярко выраженную практическую направленность.

Методика исследования:

В процессе исследования автор использует общенаучные и конкретно-научные методы.

Анализируя специфику японского дизайна в связи с мировоззрением, традиционной эстетикой, автор рассматривает дизайн как продукт японской эстетики, как единую систему. В рамках структурно-функционального метода применяется социо-культурный и сравнительно-исторический анализ, то есть «вертикальный» (диахронный, исторический) и «горизонтальный» (синхронный, связанный с определённой эпохой) срез.

Общенаучный структурно-функциональный метод используется при определении категорий эстетической традиции Японии и их взаимосвязи

друг с другом. В рамках данного метода применяется конкретно-научные методы: искусствоведческий анализ, культурологический анализ, лингвистический структурный анализ (при определении изначального значения слова, обозначающего ту или иную категорию в языке). На основе структурного метода выстраивается определение специфики японского дизайна.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили работы теоретиков Московского методологического кружка: О. И. Генисаретского и Г. П. Щедровицкого, о системно-структурном подходе с опорой на труды В. Н. Садовского писал Н. Л. Лейдерман. Теоретическую базу исследования современного дизайна составляют труды В. Л. Глазычева, писавшего о проблемах дизайна, и Ю. В. Назарова, подробно рассмотревшего специфику развития российского дизайна в 1990-е годы.

Научная и эмпирическая база исследования:

Материалами исследования стали не только русскоязычные источники -монографии, словари, чертежи и схемы планировок, но и зарубежные, англоязычные и японоязычные, издания, а также фотографии фасадов и интерьеров, реальные объекты (мебель и архитектура Японии и России), интервью с японскими специалистами по вопросам технической эстетики, дизайна и архитектуры.

Научная новизна исследования:

1. В работе систематизированы категории японской эстетики на основе их связи с концептом «мимолётности», который представляется наиболее важным при переосмыслении традиционной эстетики в современном японском дизайне.

2. Связь принципов проектирования интерьера с традиционным мировоззрением японцев позволяет объяснить специфику современного японского дизайна. В ходе сравнительного анализа японской «эстетики мимолётности» и китайской «эстетики равновесия» (термин автора) обнаружен ряд особенностей, повлиявших на развитие дизайна в этих странах.

3. В ходе анализа современных тенденций в японском дизайне интерьера определена специфика современного японского дизайна на уровне проектирования пространства (принцип окутывания, растворения пространства, отсутствие зрительной взаимосвязи элементов, контрастов в интерьере - «бумажная» простота) и создания вещей (упрощение формы, преобладание природных образов, а также прозрачных материалов, сеток и «бумажных» складок). Анализ специфики современного японского дизайна позволяет определить возможности работы с традицией на основе идеи «мимолётности».

4. Выявлены точки пересечения между японской «эстетикой мимолётности» и современными идеями «иллюзорной среды», пришедшими из постмодернизма и деконструктивизма, что объясняет рост популярности японских принципов проектирования на Западе. Определены различия

между западным и японским минимализмом, отражающие разницу между западной идеей «мимолётности» и японской.

5. На основе анализа традиционных японских принципов проектирования и современных тенденций в дизайне разработаны рекомендации по работе с традицией на основе «эстетики мимолётности» в современном интерьере.

Положения, выносимые на защиту:

- истоки японской эстетической традиции;

- категории японской эстетики, связанные с концептом «мимолётности» и оказавшие влияние на интерьер;

- отличия японской эстетической традиции от китайской эстетики, которые повлияли на формирование дизайна в этих странах;

- история формирования, современные тенденции и специфика современного японского дизайна интерьера;

- сходства и различия между западной и японской версией «эстетики мимолётности», между западным и японским минимализмом;

- возможность использования японских принципов проектирования в России, рекомендации по работе с традицией в интерьере.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Вклад в теорию искусствоведения заключается в том, что проведена систематизация категорий традиционной эстетики Японии и определены её границы с эстетикой Китая. Чёткая систематизация эстетических категорий позволит глубже изучить разные области искусства как традиционной, так и современной Японии.

В работе определена специфика японского дизайна, объяснены причины актуальности японских принципов проектирования на Западе. Применение опыта японского дизайна в России способно оказать положительное влияние на развитие теории дизайна, формирование школы, так как школа японского дизайна - одна из ведущих.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования представленных материалов в теоретических курсах по теории дизайна, эстетике, искусствознанию, культурологии.

Кроме того, в диссертации излагаются рекомендации по применению традиционной японской «эстетики мимолётности» в современном проектировании, а также анализируются современные тенденции в дизайне интерьера, что важно для становления и развития отечественного дизайна.

Апробация работы.

Основные положения диссертации были представлены в курсе лекций на кафедре графического дизайна, на кафедре дизайна среды УралГАХА: «История и методология дизайна», «Основы теории и методологии проектирования», «Введение в специальность» (2009-2010).

Тема апробирована на конференциях «Актуальные проблемы дизайна» в УралГАХА (г. Екатеринбург, 2009), «Бакунинские чтения» (г. Екатеринбург, 2009), «Науки о культуре в XXI веке» (г. Москва, 2009), «Дизайн как ресурс развития социо-культурного пространства» (г.

Ульяновск, 2009). Часть положений представлена в научных публикациях журналов «Архитектон» (№ 25, 2009), «Академический вестник УралНИИпроект РААСН» (№ 2, 2010), «Мир науки, культуры, образования» (№5(24), 2010).

Ряд аспектов обсуждался на лекциях по традиционной буддийской и синтоистской архитектуре в Екатеринбургском отделении общества «Россия-Япония», лекции «Специфика развития современной японской архитектуры» в музее изобразительного искусства Екатеринбурга (2009).

Разработанные принципы применялись в проектах интерьеров ресторанов г. Екатеринбурга (2009), а также в проектах корпусной мебели (2010).

Структура и объём работы. Исследование состоит из введения, трёх глав по три параграфа, заключения и библиографического списка. Общий объём работы составляет 155 страниц. Список литературы включает 114 наименований.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность исследования, его предмет, цель и задачи, указываются границы исследования и методика работы.

Первая глава диссертации «Анализ эстетической традиции Японии» посвящена исследованию истоков и специфике традиционной японской эстетики, а также выявлению и систематизации основных её категорий.

В первом параграфе главы «Становление японской эстетической традиции» рассматриваются истоки японской эстетической традиции, коренящиеся в мифологическом мышлении, а также влияние на эстетику религий - синтоизма и буддизма. Исследование истоков позволяет понять специфику восприятия пространства и отношения к вещи не только в традиционном японском интерьере, но и в современном дизайне Японии.

Мифологическое сознание, отражённое, прежде всего, в синтоизме выразилось в стремлении японцев к целостности. По этой причине человек в японской традиции, с одной стороны, воспринимался как часть природы, с другой - как часть традиции и культуры. Это привело к неделимости пространства, его связи с окружающей средой, а также к воспроизведению традиций при его организации. Другой особенностью японского сознания стала фрагментарность восприятия, приведшая к формированию традиционного пространства как череды сменяющих друг друга «картин», а также к использованию конкретных художественных образов в современном японском дизайне.

Влияние буддизма привело к формированию более специфических черт традиционной японской эстетики, поскольку буддийская идея «мимолётности оказалась близка синтоистскому культу природы. На наш взгляд, именно эстетика «мимолётности» определила специфику японского интерьера. Эта эстетика выразилось в стремлении к простым формам, естественным материалам и блёклым цветам в интерьере, а также в

стремлении «оборачивать» пространство, создавая множество укромных уголков. Эстетика «мимолётности» стала основой современного японского минимализма.

Во втором параграфе «"Мимолётность" как основная категория японской эстетики» систематизируются основные категории японской эстетики, и раскрывается их взаимосвязь через категорию «красоты мимолётности». На наш взгляд, именно эта категория, став основой японской эстетики, обусловила специфику современного японского дизайна.

В источниках по японской эстетике можно встретить разные термины, обозначающие красоту, её разные «грани»: причудливость фурю, изящество фуга, собственно красоту би и природную красоту ики. Однако именно «грань» красоты мудзё-но би («красота мимолётности») является, как уже отмечалось, основной в эстетической традиции Японии. В работе рассматриваются различия практически всех трактовок красоты в японской эстетике.

Согласно японской традиции, для достижения гармонии между человеком и природой (когда человек становится «равен вещам»), необходимо постигать суть вещей, которая и означает переживание красоты вещей. Под красотой понимается, прежде всего, «красота мимолётности», которая осознаётся через факт рождения вещей и их умирания.

Помимо таких категорий как «истина» и «очарование вещей» в работе подробно рассматриваются наиболее известные концепты японской эстетики, оказавшие влияние на интерьер: ваби, саби и юген. В диссертации определяются не только границы этих понятий, но и их влияние на интерьер, как традиционный, так и современный. Категории традиционной японской эстетики рассмотрены в параграфе на примерах традиционных японских интерьеров.

Осознание факта одухотворённости вещи позволяет осознать связь человека с окружающей средой, то есть способствует экологичности сознания, которое необходимо проектировщику. Этот момент был учтён в образовательной программе для дизайнеров в Японии.

В третьем параграфе «"Мимолётность" в Японии и Китае: сравнительный анализ традиционных интерьеров» определяются различия между традиционными интерьерами Японии и Китая, определяется влияние традиции на современный дизайн интерьера этих стран.

Как известно, многие феномены японской культуры сформировались под влиянием Китая, в том числе идея «естественности» (кит. цзыжанъ, яп. сидзен). Однако китайскую эстетическую традицию нельзя назвать эстетикой «мимолётности». Основанная на даосской идее баланса китайская эстетика стремилась соединить искусственное и естественное, цивилизованное и дикое, природу и человека, что нашло своё отражение в устройстве китайского дома. В японской версии буддийская «мимолётность» оказалась лишена какого-либо «противовеса», а также в принципе идеи баланса.

Сравнительный анализ мировоззрений позволяет понять коренное отличие японской традиции от китайской и, вместе с тем, их родство. В работе отражены стадии формирования японского интерьера по мере ослабления китайского влияние: от стиля синден-дзукури к сёин-дзукури и сукия-дзукури. В процессе анализа становится понятно, почему в Японии и Китае, странах с родственной, на первый взгляд, традицией современный дизайн интерьера развивается совершенно по-разному. Именно анализ обеих традиций, их мировоззренческих истоков позволяет правильно выработать рекомендации по работе с эстетической традицией в дизайне в целом.

Развитие современного дизайна в Китае показано на примере следующих проектов: The Bay в Шанхае (2010) архитектурного бюро Atelier Feichang Jianzhu (FCJZ), Concave House, или «Вогнутый дом» (2010) компании Tao Lei Architect и др.

Отметим, что для современного китайского интерьера минимализм не слишком характерен. Китайские проектировщики с давних пор стремились соединить (и гармонизировать) всё мыслимое разнообразие форм и подходов, чем объясняется «пестрота» направлений в современном китайском дизайне. Таким образом, важнейшими в китайском дизайне, на наш взгляд, являются проблемы перенесения «эстетики равновесия» на современный интерьер, то есть нового переосмысления традиционных принципов проектирования, проблема идентичности.

Во второй главе «Принципы "эстетики мимолётности" в современном японском дизайне интерьера» анализируется процесс адаптации японской традиции самими её носителями, что помогает более точно определить приёмы и границы последующей работы с традицией дизайнеров других стран.

В первом параграфе главы «Развитие концепций проектирования в Японии второй половины XX века» рассматриваются концепции японской архитектуры XX века, определившие развитие современного японского интерьера.

В метаболизме, представляющем собой японскую версию модернизма 1960-х гг., связь с традиционной эстетикой осуществляется через принцип соединения природного и архитектурного начал, создание даже не просто «дома-сада», а «дома-дерева». Классическим примером реализации концепции метаболизма является башня Nakagin в Токио архитектора К. Курокавы. Она представляет собой трансформируемые фабрично изготовленные капсулы на жёстком каркасе, которые заменяются по мере устаревания по аналогии с деревом, которое сбрасывает листья. В интерьере концепция метаболизма соотносился с футурологическим дизайном 1960-х годов, проектами жилых ячеек, напоминающих космические корабли.

Метаболизм возник как японская версия интернационального модернизма и представляет собой интересный пример влияния традиционного для Японии культа природы и идеи «мимолётности». Однако такой способ переосмысления традиции оказался недостаточным, и в 1970-е гг. обозначился кризис этого направления.

Позднее, в эпоху так называемого «посметаболизма» (который в мебельном дизайне просуществовал дольше, чем в архитектуре), идея «мимолётности» стала выражаться в проектах через образы переменчивых природных явлений (радуга, туман и пр.), что явно прослеживается в проектах X. Хара (Kitagawa House, 1986), И. Хасегава (S.T.M. House, 1991), Т. Ито (Ripples Bench, 2004). «Красота мимолётности» реализуется в таких проектах лишь как набор игровых художественных образов, символизирующих мимолётность, и не является принципом организации пространства. В связи с этим не происходит «развеществления» среды, которое является необходимым условием современной экоэстетики.

Новой ступенью в переосмыслении традиции, на наш взгляд, является архитектура Т. Андо и более поздние проекты Т. Ито, которые знаменует собой формирование основных тенденций в современном японском проектировании: «монументальный» минимализм (Церковь света, 1989 и Церковь на воде, 1991) и упрощённая японская версия органи-тека (здания компаний TOD's, 2004 и Mikimoto, 2005). Эти тенденции представляют собой варианты общей для Японии минималистской трактовки идей постмодернизма, деконстркуктивизма и нелинейности.

Принципы минималистской простоты и хаотичной «спонтанности» реализуют «эстетику мимолётности» в современном японском проектировании. В полной мере «эстетика мимолётности», на наш взгляд, выразилось в проектах архитектора К. Кума, который «вернул» в японскую архитектуру идею природной «естественности» и прозрачности (Water/Glass House, 1995 и Lotus House, 2005). Идея «мимолётности» ярко прослеживается в проектах одного из самых известных современных японских дизайнеров Т. Ёсиока (инсталляция для Kartell, 2010 и экспозиция Rainbow Church, 2010).

Стремление создавать «пустоту вместо архитектуры» как раз представляет собой осмысление японской традиции и перенос «духа традиции» в современные проекты. Традиция является для японских проектировщиков как раз тем, что позволяет избежать «обезличенности» в минимализме и способствует развитию эстетики экодизайна.

Второй параграф главы «Принципы "эстетики мимолётности" в формировании пространства в современном японском дизайне» посвящен особенностям планировочных решений в современном японском интерьере.

Пространство в японской традиции понимается как целостное, неделимое, текучее, оно стремится окутывать пустоту, а не устанавливать границы. При этом зачастую он выстраивается по принципу сменяющих друг друга видовых точек, «кадров». Восходящая к «эстетике мимолётности» идея «исчезающего», растворяющегося в природе минималистского пространства сегодня активно используются проектировщиками в связи с усилением тенденций экодизайна.

Специфическим понятием, определяющим отношение японцев к пространству, является концепт оку («глубины»), согласно которому наиболее важные зоны пространства располагаются в глубине. Если в

китайской традиции концепция оку предполагала «многослойность» симметрично организованного пространства, то в японской традиции она реализуется в виде «пространственных складок». Примечательно, что идея «складки», в том числе пространственной, на Западе разрабатывалась Ж. Делёзом («Лейбниц и барокко»), философия которого во многом стала теоретической базой постмодернизма. Эта одна из тех точек пересечения между Западом и Востоком, которая свидетельствует об усилении взаимодействия между ними во второй половине XX века.

Другой важной пространственной концепцией, заимствованной из японской традиции, является идея промежуточного пространства, развиваемая К. Курокавой. Она была переосмыслена им в концепциях симбиоза и метаморфоза.

В параграфе были выделены следующие принципы организации пространства в современном японском дизайне: 1) наличие промежуточного пространства; 2) принцип глубины, «оборачивания»; 3) простота организации пространства, эстетика угла; 4) отказ от подчёркивания логики организации пространства композиционными средствами. Простота пространства, его связь с окружающей средой, а также кажущаяся случайность в его организации восходят к традиционной японской «эстетике мимолётности» и определяют своеобразие современного японского интерьера.

В качестве примеров, иллюстрирующих специфику организации пространства в современном японском интерьере, приводятся проекты К. Курокавы (Музей современного искусства, 1982), Т. Андо (Часовня Mount Rokko, 1986 и Фонд Ланген, 2004), К. Кума (Garden Terrace Hotel, 2009) и др.

Третий параграф «Принципы "эстетики мимолётности" в проектах вещей» также связан с определением специфики японского дизайна, но посвящён влиянию традиционной японской эстетики на проектирование вещей. В параграфе рассмотрены особенности отношения японцев к вещам, систематизированы этапы развития японской мебели в XX веке, определена их связь с традицией, рассмотрена специфика современного японского дизайна мебели.

Компаниями, производившими мебель в Японии в 1960-е годы, были Tendo Mokko, Karimoku, Maruni, Kotobuki и др. Хотя в проектах того периода ощущалось влияние западных тенденций - интернационального стиля и футурологического дизайна («скульптурного стиля»), функциональность сочеталась с органическими формами, японская мебель имела свою специфику. Так, в соответствии с эстетикой сибуй, предпочтение отдавалось естественным приглушённым цветам, мебель в основном была однотонной. Изделия часто делались из дерева и отличались изысканностью форм, простотой и элегантностью.

В 1970-1990-е годы под влиянием итальянского дизайна японские дизайнеры стремились осмыслить идеи постмодернизма, привнести в них свою специфику. Проекты этого периода характеризуются яркостью, нарочитой образностью, ощущением игры с образами природы и «знаками»

традиционной культуры. В процессе развития японский постмодернизм постепенно перешёл к идее прозрачности, образность в проектах мебели стала менее нарочитой. В качестве примеров мебели того периода приводятся проекты С. Курамата, Т. Кита, М. Умэда, Т. Ито.

Современный японский дизайн вещей 2000-х гг. характеризуется простотой форм и естественностью материалов: распространённые в дизайне мебели образы природы, символизирующие мимолётность бытия (X. Такада), и элементы традиции упрощаются. «Знаки» традиции включаются неявно, графика практически не используется. В мебели распространены мотивы бумажных складок и прозрачных металлических сеток (мебель компании Nendo, Т. Ито, Т. Ёсиока). Через простоту форм и прозрачность вещей в японском дизайне осуществляется связь с традиционной «эстетикой мимолётности».

Использование самих принципов простоты, естественности, неочевидности (иллюзорности) в дизайне, на наш взгляд, является наиболее перспективным способом развития традиционной эстетики. В отличие от использования нарочитых, игровых природных образов - символов «мимолётности» - такие вещи сохраняют «дух традиции», соответствуют эстетике экодизайна.

Третья глава «Адаптация принципов "эстетики мимолётности" в западном и российском дизайне 2000-х гг.» посвящена изучению процессов усвоения, интерпретации, трансформации японской эстетики современным западным и отечественным дизайном. В данной главе анализируется возможность работы с традиционной эстетикой в современном российском дизайне интерьера.

В первом параграфе главы «"Исчезновение" реальности как точка пересечения концепций проектирования в Японии и странах Запада в 2000-е гг.» сопоставляются эстетические принципы и категории модернизма, постмодернизма и традиционной японской эстетики. В ходе анализа определяются причины формирования «эстетики мимолётности» в современном западном дизайне.

Эстетика модернизма (функционализма), зародившаяся в 1920-е гг., провозглашает отказ от декора, эстетику прямого угла и стремится к минимизации формы, что роднит её на уровне проработки внешней формы с традиционной японской эстетикой. Коренное отличие заключается в системе ценностей, обуславливающей эти требования: функционализм (и связанный с ним западный минимализм, а затем и хай-тек) ориентирован на эстетику машинной формы, а японская эстетика - на связь с природой. Яркий пример функционализма - интерьер павильона Германии в Барселоне (Л. Мис ван дер Роэ, 1929), где много стеклянных, каменных и металлических поверхностей. Пример современного японского минимализма - созданный в основном из дерева и бамбука интерьер гостиницы Fujiya (К. Кума, 2004).

Эстетика постмодернизма в 1970-е гг. - это стремление к хаосу, отказу от классической композиции, от теорий. Превращение вещи в знак, создание иллюзорной псевдотрадиции - один из приёмов постмодернизма. Пример

современного постмодернизма - Академия искусств Sint Lucas, 2006. На более позднем этапе, в 1980-е гг., в деконструктивизме тема иллюзорности переросла в идею «истирания» формы. Такой подход, по всей видимости, оказался близок буддийской идее мимолётности, хотя используемые в рамках этих эстетик приёмы чрезвычайно различны. Такое отношение к пустоте не предполагает минималистских решений. Пример деконструктивизма - пристройка к Королевскому музею Онтарио Д. Либескинда, 2007.

Итак, модернизм провозгласил простоту форм, постмодернизм - хаос, отказ от классического соподчинения элементов. Таким образом, привнеся в проектирование простоту и спонтанность, эти направления послужили основой для появления западной версии «эстетики мимолётности» в 19902000-е гг.

Так, сегодня одной из основных тенденций в современной архитектуре и дизайне интерьера на Западе является создание иллюзорных «оболочек». Это виртуальная среда, моделируемая с помощью компьютерных технологий, иллюзорные проекты. В японском дизайне интерьера идея «дематериализации» представляет собой не что иное, как вариант переосмысления традиции, и способствует развитию минимализма. Таким образом, между западными проектами и японскими существует общая точка пересечения - «иллюзорность», что, по всей видимости, способствует росту популярности японского дизайна на Западе.

Отличие современного подхода к проектированию от предшествующего функционализма и постмодернизма заключается в сильной экологической составляющей, в ориентированности на природу, что роднит его с традиционной японской эстетикой.

Исходя из опыта модернизма и постмодернизма, можно сделать вывод о том, что сходство внешней формы может способствовать заимствованию, моде на ориентализм, но глубинное содержание традиционной эстетики не всегда раскрывается дизайнером, что приводит к возникновению сугубо декоративных решений. Необходимо грамотное преломление традиционной эстетики и вписывание её принципов, а не элементов стиля, в контекст современных тенденций в интерьере.

Во втором параграфе «Принципы "эстетики мимолётности" в западном дизайне интерьера 2000-х гт.» рассматриваются различные варианты переосмысления японской эстетики в современном дизайне интерьера, исследуются отличия европейского и японского минимализма, определяется роль минимализма в формировании эстетики экодизайна.

В предыдущем параграфе нами были определены точки пересечения между современной западной и традиционной японской эстетикой «мимолётности». Одной из них является отказ от декора, минимализм.

Известно, что минимализм возник в США под влиянием идей функционализма как направление в авангардном искусстве 1960-х гт. и затем нашёл своё отражение в дизайне интерьера.

Для западного минимализма характерна крайняя механистичность, простота форм и отказ от символизма, при котором «мы видим только то, что видим». Поскольку западный минимализм возник с опорой на эстетику машинной формы, можно судить о его связи (1960-е) не только с предшествующим функционализмом (1920-е), но и с последующим гораздо более сложным хай-теком (1980-е) и даже современньм органи-теком, стремящимся соединить машинную форму с бионической.

Европейский минимализм рационалистичен, в нём ярко выражена логика построения объекта, которая предполагает классическое соподчинение элементов композиции, использование ритма. В японском минимализме происходит отказ от классического соподчинения элементов в пользу их случайного, естественного расположения. В отличие от японского, в европейском минимализме используются сложные криволинейные и скульптурные формы. В европейском минимализме предпочтение отдаётся локальным цветам и гладким поверхностям, что обусловлено стремлением не только найти простые формы, но и самые простые цвета. Японский минимализм предполагает отказ от контрастов форм и цветов, поэтому важную роль в нём играет фактура, игра света и тени.

Примеры современного западного минимализма (в том числе в сочетании с дизайном органической формы) - Skype Office в Стокгольме компании PS Arkitektur и журнальный столик Pebble компании Bonaldo. Яркий пример соединения эстетики минимализма и органической формы в японском дизайне - это мебель компании Tendo Mokko.

Поскольку минимализм предполагает редуцирование формы, можно сказать, что в этом направлении ценится пустота, отсутствие, а не присутствие объектов. Минималисткий интерьер стремится к «развеществлению» и служит фоном для человека, природы, гармонизируя самые разные направления. Минимализм представляет собой прекрасную основу для эстетики экодизайна, поскольку экологическое проектирование предполагает сохранение не только существующей природы, но и культуры региона. Соединение минимализма с традицией позволяет избежать «обезличенности» в дизайне.

Помимо минимализма важную роль в формировании западной «эстетики мимолётности» сыграл деконструктивизм, привнеся в проекты элемент спонтанности, идею складки. Примеры реализации «эстетики мимолётности» в европейском дизайне интерьера и мебели: офис в городе Матозиньюш дизайнера Н. Сампайо (2011) и стул Poly дизайнера К. Рашида (2007).

Итак, «эстетика мимолётности» сегодня присутствует, как в японском дизайне, так и в дизайне на Западе, хотя в обеих версиях есть своя специфика. Включающая в себя принципы простоты и естественности «эстетика мимолётности» может успешно переосмысляться в современном дизайне в рамках экодизайна.

Третий параграф главы «"Эстетика мимолётности" в России: рекомендации по работе с традицией в современном дизайне интерьера»

посвящён потенциалу развития «эстетики мимолётности» в России, а также рекомендациям по работе с традицией в современном дизайне.

В постсоветской России нелинейная архитектура, как и вообще концептуальное проектирование, не получило большого распространения. В 1990-е гг. одним из направлений российского интерьера стал минимализм, в том числе «японизм» - русская версия японского минимализма. И хотя в настоящее время минимализм в России ещё нельзя назвать ведущим направлением, можно предположить рост популярности минимализма в существующих экономических и экологических условиях.

В первой главе нами были выделены основные категории традиционной японской «эстетики мимолётности», связанные с созданием интерьера: ваби-саби, сидзен и юген. С учётом специфики современного дизайна сформулируем принципы создания интерьера в рамках «эстетики мимолётности». Для включения элементов традиционной культуры в современный контекст необходимо:

1) интерпретировать на основе минимализма (японский принцип простоты ваби), поскольку такой подход предполагает учёт современной эстетики экодизайна и позволяет «растворить» внутреннее пространство в окружающей среде;

2) создавать ощущение причудливости (медзурасиса) и естественной спонтанности (сидзен), ослабляя нарочитую логику соподчинения элементов композиции, используя раппорт, нарушая логику ритмов и пр.;

3) сохранять «дух» традиции при максимальном расщеплении «знаков» традиции, что позволит сделать внедрение элементов традиционной культуры ненарочитым (японский принцип неочевидности юген), но при этом обогатит минималистскую эстетику.

При обращении к данным рекомендациям необходимо помнить о том, что минимализм западный и японский существенно отличаются друг от друга (о чём говорилось в предыдущем параграфе). Использование раппорта, ярких цветов, округлых геометрических фигур и полос, а также скульптурных форм в минималистском интерьере может создать ощущение интерьера 1960-х годов, а вовсе не современного «прозрачного минимализма».

В качестве примеров, где в полной мере реализуются указанные принципы «эстетики мимолётности», хотя и не существуют как метод, можно назвать проекты К. Кума: магазин в посёлке Юсухара (2010), музей Wooden Bridge (2010) и др.

При проектировании интерьера необходимо создание новой целостности на основе традиционных принципов организации среды. Обыгрывание традиционной культуры даёт широкие возможности для творческого переосмысления наследия прошлого, не сводя дизайн к буквальному копированию антиквариата, а также адаптирует традицию к новым потребностям человека. Кроме того, традиция способна обогащать минимализм и служить основой для эстетики экодизайна.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

1. Выявлены истоки японской эстетической традиции, заключённые в мифологическом мышлении японцев, обусловленные влиянием синтоизма и буддизма. Влияние мифологического мышления обусловило стремление к целостности в японской эстетике, буддизам - к формированию эстетики «мимолётности».

2. Определена связь категорий японской эстетики, оказавших влияние на интерьер, на основе концепта «мимолётности». Согласно японской традиции, для достижения гармонии между человеком и природой, необходимо постигать суть вещей, которая означает красоту вещей. Красота вещи - это, прежде всего, красота непостоянства, которая осознаётся через факт рождения и умирания вещи, то есть через эстетику «мимолётности». Таким образом, большинство категорий японской эстетики, в том числе истина макото, простота и естественность ваби-саби, связаны с идеей «мимолётности».

3. В ходе анализа найдено основное отличие традиционного японского и китайского жилища, которое заключается в том, что японский дом воплощает в себе буддийскую эстетику «мимолётности» через асимметричный план и внешнюю простоту, а китайский - даосскую эстетику баланса, разнообразия форм и декора. Из-за стремления соединить в себе всё многообразие форм, современный китайский дизайн, в отличие от всегда узнаваемого японского дизайна, столкнулся с проблемой идентичности.

4. В ходе анализа истории формирования японского дизайна, основных тенденций, представленных творчеством Т. Андо, Т. Ито, К. Кума, Т. Йосиока, определена специфика японского дизайна.

а) принципы формирования пространства:

1) наличие промежуточного пространства; 2) принцип глубины, «оборачивания»; 3) простота организации пространства, эстетика угла; 4) отказ от подчёркивания логики организации пространства композиционными средствами;

б) принципы проектирования вещей:

1) простота форм, интерпретация традиции и западных тенденций на основе упрощения, отказ от декора, орнаментики; 2) использование образов природы, символизирующих мимолётность (радуга, туман и пр.); 3) неявное использование «знаков» традиции; 4) использование мотивов «бумажных» складок, отказ от скульптурных форм; 5) «иллюзорность», применение прозрачных материалов, перфораций и сеток, игра света и тени.

5. Найдены точки пересечения между современным западным дизайном и традиционной японской эстетикой: 1) идея «мимолётности», иллюзорности, 2) экологизм. Родство идей позволило определить причины роста популярности японского дизайна на Западе. Вместе с тем проанализированы различия между японской и западной идеей «мимолётности», между японским и западным минимализмом. Так,

современная «эстетика мимолётности» на Западе отличается: 1) большей логичностью по сравнению с японской, связанностью элементов; 2) избеганием монотонности в интерьере за счёт контраста и ритма.

6. Разработаны рекомендации по работе с традицией в интерьере. Для того чтобы вписать традиционную эстетику в современный контекст её необходимо 1) интерпретировать на основе минимализма (японский принцип простоты еаби), поскольку такой подход предполагает учёт современной эстетики экодизайна и позволяет «растворить» внутреннее пространство в окружающей среде; 2) создавать ощущение причудливости (медзурасиса) и естественной спонтанности (сидзен), ослабляя нарочитую логику соподчинения элементов композиции; 3) сохранять «дух» традиции при максимальном расщеплении «знака» традиции (то есть использовать японский принцип неочевидности юген).

Использование этих принципов при работе с традицией в дизайне позволит, на наш взгляд, создать современный интерьер, сохранив «дух» традиции региона.

Основные публикации по теме диссертации

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ

1. Пьянкова М. С. Мифологическое мышление как основа японской эстетической традиции / М. С. Пьянкова // Мир науки, культуры, образования. - 2010 №5(24). - С. 57-62.

2. Пьянкова М. С. Потенциал развития минимализма в эстетике экодизайна / М. С. Пьянкова // Академический вестник; УралНИИпроект РААСН. - 2011. - №2. - С. 86-90.

3.Третьякова М. С. Переосмысление традиционной эстетики в современных интерьерах Китая и Японии [Электронный ресурс] / М. С. Третьякова // Архитектон. - 2011. - №35. - Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2011_3/015

Публикации в сборниках научных трудов и материалах научных конференций

5. Пьянкова М. С. Японские принципы организации предметно-пространственной среды / М. С. Пьянкова // Художественное проектирование в дизайн-образовании: мат. междунар. науч.-практич. конф. - Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2009. - С. 297-304.

6. Пьянкова М. С. Проблемы диалога культур в современном российском дизайне: в 2 т. Т. 2 / М. С. Пьянкова // Бакунинские чтения: мат. IX всерос. науч. конф. - Екатеринбург: Автограф, 2009. - С. 50-53.

7. Пьянкова М. С. Анализ специфики японского дизайна [Электронный ресурс] / М. С. Пьянкова // Архитектон. - 2009. - №25. - Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2009_l/des3

8. Пьянкова М. С. Японские принципы организации предметно-пространственной среды [Электронный ресурс] / М. С. Пьянкова //

Архитектон. - 2009. - №26. - Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2009_22/k26

4. Пьянкова М. С. «Естественная» архитектура как параллель стратегии диалога с хаосом в литературе 1990-х годов / М. С. Пьянкова // Академический вестник; УралНИИпроект РААСН. - 2010. - №2. - С. 88-91.

9. Пьянкова М. С. Стратегия диалога с хаосом как параллель современной «естественной» архитектуры / М. С. Пьянкова // Дизайн как ресурс развития социо-культурного пространства: мат. междунар. науч.-практич. конф. -Ульяновск: Изд-во Ульяновского гос. ун-та, 2011. - С. 5053.

Подписано в печать 20.02.2012 Усл.печ.л. 1,5. Тираж 100 экз. Отпечатано: Копицентр Копирус 620142, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 127

 

Текст диссертации на тему "Принципы традиционной японской "эстетики мимолётности" в современном дизайне интерьера"

61- 12-1 л-*;33

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»

На правах рукописи

ТРЕТЬЯКОВА Мария Сергеевна

ПРИНЦИПЫ ТРАДИЦИОННОЙ ЯПОНСКОЙ

«ЭСТЕТИКИ МИМОЛЁТНОСТИ» В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА

17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Быстрова Т. Ю.

Екатеринбург 2012

Оглавление

Введение....................................................................................3

1. АНАЛИЗ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ЯПОНИИ

1.1. Становление японской эстетической традиции...........................14

1.2. «Мимолётность» как основная категория японской

эстетики............................... .................................................26

1.3. «Мимолётность» в Японии и Китае: сравнительный анализ традиционных интерьеров..........................................................38

2. ПРИНЦИПЫ «ЭСТЕТИКИ МИМОЛЁТНОСТИ» В СОВРЕМЕННОМ ЯПОНСКОМ ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА

2.1. Развитие концепций проектирования в Японии

второй половины XX века...........................................................59

2.2 Принципы «эстетики мимолётности» в формировании

пространства в современном японском дизайне................................79

2.3. Принципы «эстетики мимолётности» в проектах вещей.................88

3. АДАПТАЦИЯ ПРИНЦИПОВ «ЭСТЕТИКИ МИМОЛЁТНОСТИ» В ЗАПАДНОМ И РОССИЙСКОМ ДИЗАЙНЕ 2000-х гг.

3.1. «Исчезновение» реальности как точка пересечения....................103

концепций проектирования в Японии и странах Запада в 2000-е гг.

3.2. Принципы «эстетики мимолётности» в западном

дизайне интерьера 2000-х гг......................................................119

3.3. «Эстетика мимолётности» в России: рекомендации

по работе с традицией в современном дизайне интерьера..................132

Заключение................................................................................144

Библиография.............................................................................148

Источники иллюстраций...............................................................157

Введение

Актуальность исследования.

В современной экономической ситуации в России все острее ощущается необходимость рационального потребления ресурсов, заявляют о себе экологические проблемы, что делает обоснованными и необходимыми минималистские решения предметных форм. В связи с этим актуально исследование опыта развития дизайна в Японии - страны, существующей в жестких климатических условиях и создавшей на протяжении последнего тысячелетия выразительную эстетику, которая не только украшает жизнь людей, но и облегчает их существование.

Экологизм и минимализм - это тот вклад, который дизайн способен внести в развитие отечественной экономики. Как считал Дж. Нельсон, «если дизайнеры не обоснуют экономическую целесообразность своей деятельности, ...они останутся, "экзотической прислугой"» [94]. Говоря о японском дизайне, экономист Дж. Хескет отмечает: «...то, что японское правительство способствовало становлению дизайна и внедрению дизайнерской деятельности в промышленность и торговлю, представляет замечательный пример того, как правительство может поддержать развитие производства». И далее: «Опыт Японии был использован в Корее и на Тайване, что способствовало росту экономики этих стран» [94].

Использование опыта японского дизайна представляется перспективным с точки зрения формирования российской школы дизайна, специфика которой учитывала бы требования современного рынка и продолжала разрабатывать теорию, основу которой заложил ещё советский дизайн.

Как известно, эстетика - есть раздел философии. Философское осмысление принципов проектирования, определение их мировоззренческих истоков позволяет грамотно осваивать приёмы и методы, пришедшие к нам из других мировоззренческих систем. По этой причине данное исследование, имеющее целью определение способов работы с традицией в современном

дизайне, оказывается на стыке эстетики действительности (по Ю. Б. Бореву) и технической эстетики.

Не секрет, что традиция определяет национальное своеобразия в разных сферах человеческой деятельности, в том числе, в сфере дизайна. Именно за счёт переосмысления элементов традиции в дизайне зачастую решается проблема идентичности. Однако, с другой стороны, буквальное заимствование элементов традиционной культуры неизбежно приводит к декораторству, архаизации интерьера. Чтобы избежать обезличенности и вместе с тем устаревания среды, необходимо грамотно интерпретировать традицию. Это важно ещё и потому, что современный интерьер в большой степени подвержен веяниям моды, что делает его век весьма коротким.

Японский дизайн демонстрирует разнообразные возможности переосмысления национальных традиций и включения их в современный контекст без утраты идентичности предметно-пространственного окружения человека. Такой опыт может быть применён и в отечественном проектировании.

Степень изученности проблемы:

Изучение объектов средового дизайна (дизайна интерьера) предполагает анализ исследований по дизайну как таковому. Специфика дизайна как проектной деятельности, его границы и методы определяются в работах В. Ф. Сидоренко, А. Г. Раппапорта, В. Л. Глазычева, Н. В. Воронова, О. И. Генисаретекого, Г. П. Щедровицкого, В. Папанека, Е. Н. Ковешниковой, Т. Ю. Быстровой и др.

Теория средового проектирования, в том числе дизайна архитектурной среды - это, прежде всего, работы В. Т. Шимко, А. В. Ефимова, А. В. Рябушина. Отечественный дизайн анализируют Н. В. Воронов и К. М. Кантор, дизайн 1990-х годов анализировал Ю. В. Назаров, его исследование позволяет понять местоположение отечественного дизайна интерьера относительно других сфер дизайнерской деятельности, перспективы развития дизайна.

Проблема национального и интернационального в дизайне исследуется С. М. Михайловым, смежный с ней вопрос об этнических истоках эргодизайна рассматривается в монографии М. М. Калинчевой, Е. В. Жердева, Л. И. Новикова. Вопросы взаимодействия традиции и инновации в культуре на примере Японии и Кореи анализировал С. А. Арутюнов. Этнодизайн исследовал в своих работах Н. П. Гарин.

Связь средового дизайна и экологии, эко-дизайн рассматривал американский теоретик и практик дизайна В. Папанек. Вопросами экологической эстетики, в том числе японской, занимался К. М. Долгов, Т. Ю. Быстрова, Н. Б. Маньковская и др. Общая теория эстетики даётся в трудах Ю. Б. Борева, В. В. Бычкова, Е. Г. Яковлева и О. А. Кривцуна.

Система категорий японской эстетики выстраивается в диссертационной работе на основе трудов Т. П. Григорьевой, Д. Г. Главевой, Н. С. Николаевой, Е. А. Скворцовой, Л. М. Ермаковой. Важный вклад в теорию японской эстетики внесли известный драматург Сэами Мотокиё (1363-1443) и философ Соэцу Янаги (1889-1961), исследование его теории проводит Ю. Кикути. Вопросы реализации эстетики Японии и Китая в формах материальной культуры (архитектура, живопись, каллиграфия) рассматривали разные авторы: Е. А. Торчинов, В. В. Малявин, Н. С. Николаева (сборники «Человек и мир в японской культуре», «Вещь в японской культуре») и др.

Анализ эволюции пространственных концепций в Японии второй половины XX в. основывается на исследованиях японской архитектуры А. В. Ико-нникова и О. В. Орельской, рассматривающих её в контексте развития мировой архитектуры. Периодизация стилевых направлений в зарубежной архитектуре XX века выстраивается на основе исследований О. В. Орельской.

Историю дизайна, в том числе краткую историю японского дизайна освещают в своих работах С. М. Михайлов, А. Н. Лаврентиев, В. Ф. Рунге, Е. Н. Ковешниковой и А. В. Рябушин. Вопросы дизайнерского образования в

Японии рассматриваются в исследованиях А. Г. Устинова, Е. Н. Ковешниковой, а также в информационных изданиях для тех, кто поступает в японские вузы на факультет дизайна. Анализ японского дизайна интерьера дополняется материалами из иностранных источников (Ф. Маки, К. Курокава, Т. Андо и др.), на основе которых раскрывается специфика восприятия пространства и вещи в традиционной эстетике Японии.

Поскольку исследование современной ситуации в современном дизайне интерьера, как на Западе, так и в Японии предполагает овладение теоретической базой постмодернизма, диссертант обращается к целому кругу исследователей и теоретиков этого направления. Теорией западного постмодернизма занимались следующие авторы: Р. Барт (1918-1980), Ж. Делёз (1925-1995), Ж. Бодрийяр (1929-2007), Ж. Деррида (1930-2004) и др. Идеи постмодернизма в искусстве раскрываются в работах отечественного литературоведов Н. Л. Лейдермана и И. П. Ильина, теоретика архитектуры И. А. Добрицыной и искусствоведа Н. Б. Маньковской. Однако вопрос о специфике постмодернизма в Японии не затрагивается, хотя некоторые авторы и указывают на связь постмодернизма с восточной философией.

Принципы создания японского интерьера исследуются на основе указаний теоретика и практикующего архитектора К. Яги, исследователя К. Тада и искусствоведа Г. Мехта, а также анализа творчества ведущих современных проектировщиков: Т. Андо, Т. Ито, К. Кума и др. Поскольку сегодня рекомендации по созданию минималистского, а тем более «японского» интерьера в основном ориентированы на воссоздание элементов стиля, представляется важным исследование в данной области. То, что русская «японика» рассматривается не сама по себе, а в контексте отечественного рынка, позволяет оценить степень актуальности исследования.

Теория работы со стилями в дизайне исследуется Т. Ю. Быстровой с опорой на труды О. Шпенглера, А. Ф. Лосева и др. Подробно вопрос о стилях и стилизации в культуре раскрывается в работе Е. Н. У слоговой, проблема

стиля в дизайне рассматривается в работе А. Н. Лаврентьева. Способы интерпретации традиционной эстетики в современном дизайне интерьера изучаются на примерах реализованных проектов японских авторов.

В работе использован ряд периодических изданий по архитектуре и дизайну 2000-х гг.: "Japan Architect (JA)", "Architecture & Urbanism (A+U)", "Interior DIGEST", "Domus" и др. В журналах представлены проекты ведущих проектировщиков, что позволяет определить передовые тенденции в современном дизайне интерьера. Цели и задачи:

Цель: определение специфики и основных способов интерпретации традиционной японской «эстетики мимолётности», позволяющее разработать рекомендации по применению японских традиционных принципов проектирования в современном интерьере.

В соответствии с целью в работе поставлены и решаются следующие задачи:

- проанализировать категории традиционной японской эстетики и определить их влияние на принципы проектирования традиционного

японского интерьера;

- исследовать влияние традиционных принципов проектирования на современный японский дизайн интерьера;

- в ходе анализа конкретных проектов объяснить причины роста актуальности японских принципов проектирования в современном дизайне на Западе;

- выработать рекомендации по проектированию современного интерьера с учётом традиционных принципов проектирования, современных тенденций в дизайне интерьера на Западе, на основе опыта японских проектировщиков.

Объект исследования: традиционный японский, а также китайский жилой интерьер, материальные носители японской эстетической традиции; совокупность результатов современной проектной деятельности, жилые и

общественные интерьеры, архитектура Японии, Китая, европейских стран и России.

Предмет исследования: принципы и основные направления применения японской «эстетики мимолётности» в дизайне интерьера на

Западе и в России.

Границы исследования.

Содержательные границы с точки зрения объектов исследования ограничиваются, прежде всего, интерьерами жилых и общественных зданий, включая отдельные формы мебели. Также автор использует в качестве примеров дизайн архитектурных объектов, поскольку именно развитием архитектуры зачастую обусловливается формирование концепций интерьера.

Как уже отмечалось, в научном плане содержательные границы исследования охватывают не только сферу технической эстетики, но и включают универсальные категории эстетики Японии и Китая (хотя они и рассматриваются, прежде всего, на примере интерьера), а также современную экологическую эстетику. Такой подход позволяет более глубоко проанализировать истоки современного японского дизайна и раскрыть его основные принципы.

Рассмотрим временные и территориальные границы исследования. В исследовании присутствует два временных среза: «традиционный» - период формирования традиционного жилого японского дома в стиле сёин-дзукури (XVI век), и производного стиля сукия-дзукури (XVII век), и «современный» - вторая половина XX века и рубеж ХХ-ХХ1 веков. В рамках анализа традиционной эстетики выбор именно стиля сёин-дзукури неслучаен, поскольку он представляет собой именно японский тип жилища, максимально лишённый влияние китайской архитектуры, в отличие от стиля синден-дзукури. Сфера объектов современного дизайна интерьера несколько шире - это японский, китайский и западноевропейский жилой (частные дома) и общественный интерьер (небольшие рестораны, кафе, магазины), предметы мебели.

На современном этапе, начиная с формирования постмодернистской парадигмы, также исследуется влияние традиционной японской эстетики на дизайн интерьера в России.

Научная гипотеза работы:

В работе выдвигается несколько взаимосвязанных научных гипотез.

Во-первых, автор полагает, что основой эстетической традиции Японии, определяющей своеобразие её материальной культуры, является «красота мимолётности». Именно эта категория японской эстетики определила своеобразие современного японского дизайна.

Во-вторых, рост актуальности японских принципов проектирования на Западе в наши дни обусловлен, вероятно, родством буддийской идеи «мимолётности» и деконструктивистской идеи «стирания формы», развитие которых происходит на фоне формирования на Западе экологической эстетики, традиционной для Японии.

В-третьих, соединение западного (в т.ч. русского) модернизма с опытом японского минимализма продуктивно в неблагоприятных экологических и экономических условиях, поскольку именно в таких условиях формировалась традиционная эстетика Японии. Минимализм и экологизм как основные принципы проектирования заложены в самой японской традиции, которая имеет ярко выраженную практическую направленность.

Методика исследования:

В процессе исследования автор использует общенаучные и конкретно-научные методы.

Анализируя специфику японского дизайна в связи с мировоззрением, традиционной эстетикой, автор рассматривает дизайн как продукт японской эстетики, как единую систему. В рамках структурно-функционального метода применяется социо-культурный и сравнительно-исторический анализ, то есть «вертикальный» (диахронный, исторический) и «горизонтальный» (синхронный, связанный с определённой эпохой) срез.

Общенаучный структурно-функциональный метод используется при определении категорий эстетической традиции Японии и их взаимосвязи друг с другом. В рамках данного метода применяется конкретно-научные методы: искусствоведческий анализ, культурологический анализ, лингвистический структурный анализ (при определении изначального значения слова, обозначающего ту или иную категорию в языке). На основе структурного метода выстраивается определение специфики японского дизайна.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили работы теоретиков Московского методологического кружка: О. И. Генисаретского и Г. П. Щедровицкого, о системно-структурном подходе с опорой на труды В. Н. Садовского писал Н. Л. Лейдерман. Теоретическую базу исследования современного дизайна составляют труды В. Л. Глазычева, писавшего о проблемах дизайна, и Ю. В. Назарова, подробно рассмотревшего специфику развития российского дизайна в 1990-е годы.

Научная и эмпирическая база исследования.

Материалами исследования стали не только русскоязычные источники -монографии, словари, чертежи и схемы планировок, но и зарубежные, англоязычные и японоязычные, издания, а также фотографии фасадов и интерьеров, реальные объекты (мебель и архитектура Японии и России), интервью с японскими специалистами по вопросам технической эстетики, дизайна и архитектуры.

Научная новизна работы.

1. В работе систематизированы категории японской эстетики на основе их связи с концептом «мимолётности», который представляется наиболее важным при переосмыслении традиционной эстетики в современном

японском дизайне.

2. Связь принципов проектирования интерьера с традиционным мировоззрением японцев позволяет объяснить специфику современного японского дизайна. В ходе сравнительного анализа японской «эстетики

мимолётности» и китайской «эстетики равновесия» (термин автора) обнаружен ряд особенностей, повлиявших на развитие дизайна в этих странах.

3. В ходе анализа со�