автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне
Полный текст автореферата диссертации по теме "Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне"
Министерство образования и науки Российской Федерации Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики
На правах рукописи
004602096 Кузнецова Галина Николаевна
Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне.
Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
2 0 20'О
Москва 2010
004602096
Работа выполнена во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики.
Научный руководитель: Научный консультант:
Официальные оппоненты: Ведущая организация:
доктор технических наук Э.П. ГРИГОРЬЕВ
доктор психологических наук,
профессор
Л.Д. ЧАЙНОВА
доктор искусствоведения,
профессор
Ю.В. НАЗАРОВ
кандидат искусствоведения, профессор
Е.А. ЗАЕВА-БУРДОНСКАЯ
Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства РААСН
Защита диссертации состоится 28 мая 2010 года в /у часов на заседании Диссертационного совета Д 217.003.01 при Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики по адресу: 129223 Москва, ВВЦ РФ, корп. 312 ВНИИТЭ
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИТЭ. Автореферат разослан 26 апреля 2010 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат технических наук
М.М. Калиничева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования
Настоящая работа посвящена исследованию проблематики взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне Эта проблематика, как и сама наука «техническая эстетика», изучающая явления и методы гармонического формообразования, имеет две системообразующие стороны: техническую и эстетическую Известно, что по отдельности, каждая из этих сторон достаточно хорошо изучена Техническая сторона раскрывается методами инженерного проектирования, с применением формализованных моделей, расчетов значений различных параметров среды, углублением в эргономическую и психологическую составляющие человека-потребителя, действующего в создаваемой среде Эстетическая — методами искусствоведения, теории стилей, выявления художественной выразительности формы произведений дизайна и архитектуры, описания особенностей различных творческих приемов достижения функционального совершенства и красоты в создаваемых структурах
Особая роль в обеих сторонах проблемы отводится человеку Фигура человека - творца среды и одновременно потребителя продуктов инженерии и дизайна изучена в специальной литературе, в том числе, в работах по проблеме визуальной экологии Однако остается мало изученным «стык» технического и эстетического аспектов проблемы, в центре решения которой стоит человек, субъект деятельности, активно участвующий в создании и потреблении гармонически организованной среды В частности, остается открытым для необходимого понимания и наполнения знаниями природа и специфика зрительного восприятия человеком среды и средовых объектов
Поэтому основное внимание автора работы было сфокусировано именно на сопряжении, корреляции указанных двух взаимодействующих сторон структурного формообразования Автором была осознана необходимость вторжения в область междисциплинарного синтеза знаний о человеке и процессах его взаимодействия с объектами среды Особую актуальность приобретает постановка вопросов, связанных со зрительным восприятием человеком предъявленного ему искусственного окружения Такой подход потребовал теоретического осмысления двух взаимосвязанных феноменов - во-первых, психо-физиологического механизма человеческого зрения и во-вторых, особенностей структурных свойств средовых объектов и возможностей изменения их внешнего вида, морфологии и функций
В силу этого, актуальным становится научный поиск ответов на вопросы (1) в чем заключаются условия визуального комфорта
современного человека, живущего среди объектов современного средового дизайна, (2) и каким образом можно адаптировать материальные структуры среды к психологическим, физиологическим и эстетическим потребностям человека7
И еще один важный вопрос можно ли придать структурам искусственного окружения, которые человеку каждодневно приходится наблюдать, эстетически выразительную форму и наделить соответствующими стилистическими чертами9 Как сделать так, чтобы не превратить среду обитания человека в хаотическое «бесстилевое» нагромождение случайных артефактов7 Возможно ли создать некий инструмент, способный гармонически соединить оба феномена -технический и эстетический в объектах искусственно преобразуемой среды7 Ведь это необходимо для обеспечения визуального комфорта современного человека в городской среде, пространствах интерьеров и ландшафтно-архитектурных комплексов
Развитие средовой концепции дизайна. Автор диссертации предпринимает научно-теоретический поиск ответов на поставленные вопросы, формулируя в ходе исследования основополагающие принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне
Первый принцип: преодоление все увеличивающего хаотического разнообразия продуцируемых дизайном форм должно быть основано не на стремлении к внешней «типизации», сведению их к шаблону, а на основе развертывания осознанного изобретательства новых структурных форм, отвечающих как требованиям «визуальной экологии», так и возможностям свободного субъективного творчества дизайнеров, постигающих секреты «непроявленных» потенций природы
Второй принцип: средовой подход к проектированию должен исходить из понимания «среды» как совокупного места сосредотачения всепроникающих электро-магнитных полей световых, акустических, гравитационных, информационных, а также био-полей, образующих биоинформационное и энергетическое пространство, которое реагирует на любые «встраиваемые в него» плотно-материальные объекты
Третий принцип: дизайнерское средообразование, сводящееся к заполнению пространства коммуникаций комплексами вещей, поведенческих ситуаций, средовых объектов различного масштаба, есть процесс выстраивания искусственных полупроницаемых мембран, внедряемых в потоки энергии, вещества, информации, и человеческой активности, способных управлять процессами визуальных, институциональных и социальных коммуникаций
Четвертый принцип: для решения вопросов гармонизации средовых объектов необходимо создать научную базу, которая позволит
в планируемом будущем разработать «Структурно-стилистический инструментарий (ССИ)» - необходимое средство гармонического преобразования предметно-пространственной среды Такая база должна включать в себя обобщение теоретических положений визуальной экологии и находиться во взаимодействии с концепцией средового подхода, наиболее важные позиции которого были изложенны во втором и третьем принципах
Пятый принцип: для обучения дизайнеров средовому подходу к проектированию и преподавания методов дизайнерского средообразования необходимо обновить образовательную парадигму, переориентируя ее с разобщенных предметов технической и эстетической грамотности на учениие о целостной «глубинной» экологии, и способности дизайнера активно использовать свою интуицию, интроспекцию и рефлексию для генерирования «мозговых картин», активно вступающих в инновационные процессы формообразования
Степень научной разработанности темы По вопросам визуальной экологии в настоящее время известны теоретические труды и популярные исследования многих отечественных и зарубежных авторов Серьезные научные исследования проводятся Отделом эргономики ВНИИТЭ под руководством доктора психологических наук, действительного члена РАЕН, Л Д Чайновой Много внимания было уделено ею теории функционального комфорта и человекоориентированного проектирования, что нашло отражение в одном из первых учебных пособий по эргодизайну' Доктор психологических наук, профессор Г М Зараковский ведет параллельную работу по созданию теории «эргатических систем», неустанно инициируя новую методологическую направленность эргономических исследований В его работах большое внимание уделяется вопросам гармонизации визуальной среды в рамках проблемы улучшения «качества жизни» современного человека2
В смежных направлениях наук также содержатся исследования по интересующей автора тематике Первое направление работы в области информационного моделирования процессов в функциональных системах, выполненные учеными НИИ нормальной физиологии им П К Анохина РАМН под руководством академика К В Судакова (в содружестве с Московской медицинской академией им И М. Сеченова и Теоретической школой системотехники проектирования, которую
1 Эргодизайн промышленных изделий и предметно-пространственной среды Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дизайн» и «Эргономика» Под ред В И Кулайкина, Л Д Чайновой М «Владос», 2009
' Качество жизни Краткий словарь Ред колл Е Е Задесеиец Г М Зараковский Ю А Крючков И А Сосунова М «Смысл» 2009
возглавлял академик Международной академии наук проф А А Гусаков, Москва) Второе направление работы, посвященное изучению «Биоинформационного ресурса человека», ведется в Петровской академии наук и искусств в Санкт- Петербурге под руководством проф Л Н Засориной Оно охватывает обширный диапазон проблем — от научного мировоззрения, ноосферной экологии, инновационных технологий в образовании - до роли биоэнергетики в гармонизации среды обитания человека (ежегодные издания материалов симпозиумов С -Пб , с 2004 г)
Исторические предпосылки. На протяжении почти векового периода минувшего столетия вызревала новая философская парадигма существования человека и стратегии его поведения в окружающей среде Суть ее состояла в переходе от экзистенциальной созерцательности и попыток постижения загадочной реальности мира средствами позитивной науки, к активному, деятельностному оперированию с конкретными условиями существования Научно-техническая революция середины XX века, совершенная открытиями пионеров квантовой физики, а затем - корифеями кибернетики, информатики, биологии и психологии, заставила дизайнеров, архитекторов, инженеров, работающих над созданием новых структур, радикально пересмотреть творческие взгляды Постепенно перестают пользоваться спросом весомые и «плотно-материальные» компоненты формообразования, начинают подвергаться пересмотру позиции философии и эстетики
К началу XXI века теоретическая мысль обнаружила аналогии между макроструктурами конструкций, используемых инженерами, строителями, архитекторами, дизайнерами, с одной стороны, и формами, которые всегда творила природа, с другой Причем, на атомном, субатомном, микро- и нано- уровнях природа демонстрировала искуснейшие примеры структурного разнообразия Это искусство было обнаружено и в мире живых клеток и биополей различных организмов и популяций Научные открытия и наблюдения природных форм усилили внимание ученых и дизайнеров к морфологии природных структур, впервые начавших использоваться в творческой практике
Сковывало, однако, то, что творческая практика во многом была ориентирована на опыт архитекторов классических школ Следование многовековой традиции «работать в определенном стиле» привело зодчих и дизайнеров, живших в близкий нам временной период конца 1950-ых - 1960-ых годов, к необходимости выработать «индустриальный стиль», который бы наиболее отвечал возможностям средообразования того времени Он был обусловлен многими факторами, связанными со спецификой экономики и политики того времени Узким
рамкам стиля должны были в обязательном порядке следовать все участники проектирования и художественного оформления среды
При этом в основу стиля были положены не фундаментальные законы взаимодействия энергетических и информационных полей, свойственных человеку, а совершенно абстрагированная доктрина «рациональности» К этой доктрине сводились все виды деятельности, вовлеченные в процесс средообразования от выдачи задания до проведения экспертизы, приемки готовой «продукции», строительства жилья, а также зданий культурного и общественного назначения Абстрагированная доктрина «рациональности» вынуждала создателей материальной культуры обустраивать среду жизнедеятельности искусственно оскудненными типовыми объектами «стерильной» пластики, формирующими условия экологического дискомфорта
Цель исследования Сформулировать принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне, разработать научные подходы для создания «Структурно-стилистического инструментария (ССИ)» - необходимого средства гармонического преобразования предметно-пространственной среды Такая база должна включать в себя обобщение теоретических положений визуальной экологии и находиться в соответствии с концепцией средового подхода к проектированию Целью исследования должно явиться обобщение теоретических положений визуальной экологии, разработанных в соответствии с концепцией средового подхода к проектированию Итогом должны явиться контуры методических основ построения Структурно-стилистического инструментария (ССИ), направленного на гармоническое преобразование предметно-пространственной среды Представленный инструментарий должен объединить теоретические знания со структурными возможностями «базисного языка» инвариантного алфавита форм, образующего новую элементную базу для создания средовых дизайнерских композиций
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
• Сформулировать представление о визуальной экологии как о новой междисциплинарной области знаний, объединяющей в себе данные биологической науки, философии, эстетики, психологии восприятия
• Обобщить существующие закономерности визуального восприятия в интересах создания универсального инструментария гармонического преобразования предметно-пространственной среды
• раскрыть механику выбора эстетических предпочтений через маршрут саккадических движений глаз, более известный как «путь обхода»,
• разъяснить механизмы негативного воздействия на психику агрессивных и гомогенных структур,
• исследовать возможности синтеза структурных форм разных типов На основании изученного материала разработать контуры научных основ «Структурно-стилистического инструментария» (ССИ) гармонического преобразования предметно-пространственной среды
Объект исследования - эмпирическая действительность, включающая в себя широкие пласты дизайнерской практики, и печальный опыт распространения в условиях индустриального формообразования структур, негативно воздействующих на физиологию человека, что явилось своеобразной «точкой отсчета», вызвавшей необходимость поиска дизайнерами новых возможностей средового проектирования
Предмет исследования - процесс восприятия человеком пространственных структур, образующих постоянную среду обитания, и трансформация во 2-ой пол XX века структурно-композиционного мышления от принятия укоренившихся в сознании стилевых шаблонов - к новым формам, диктуемым развитием технологий, отвечающим требованиям художественного формообразования и воспринимаемым в единстве с вновь созданной концепцией средового подхода к проектированию
Гипотеза исследования
Эпоха перехода социума к развитию нанотехнологий, открывающая возможность создания новых материалов и структур с заданными свойствами, наводит на мысль о том, что стекло и металл не являются конечными материалами создания материальной среды В недалеком будущем сама структура, избранная для воплощения в жизнь дизайнерского или архитектурного проекта, потребует создания нового материала Структуры будут определять язык проектного синтеза В качестве первого шага к созданию такого языка может быть использован Структурно-стилистический инструментарий (ССИ), суммирующий технологически-композиционные инновации формообразования П-ой половины XX века
Гармонизирующее преобразование среды обитания должно быть достигнуто на основе синтеза художественных возможностей, реализуемых средствами пространственного (структурно-композиционного) моделирования Для этого потребуется объединить в единый арсенал различные средства дизайн-формообразования, созданные при использовании разных материалов и технологий Среди них такие, как прямоугольная и складчатая комбинаторика, методика инженерной структурологии, вантово-стержневые конструкции с
мембранным покрытием, кристаллографические возможности заполнения линейных, плоских и пространственных сред, проективографические «АСТРАЛЫ», пос1и5-структуры, искусство «хай-тек», опирающееся на возросшую роль математических методик -важнейшего технического инструментария, позволяющего моделировать дизайнерские объекты любой сложности Компоновка структур взаимосвязанных форм будет основана на закономерностях топологии, проективной геометрии, бионики, комбинаторики, теоретической механики, физики твердых тел
Проблема взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне состоит в наличии следующего противоречия С одной стороны, в научной дисциплине «техническая эстетика», уделяется достаточное внимание изучению приемов и методов гармонического структурообразования в средовом дизайне Причем, хорошо изучены по отдельности как техническая, так и эстетическая составляющие дизайна предметно-пространственной среды Однако остался неисследованным «стык» этих двух аспектов проблемы, в створе которого стоит человек с присущими ему особенностями зрительного восприятия окружающей среды Это обстоятельство привело в середине XX века к расхождению между классической нормативной теорией построения структур и модулей для индустрии домостроения и современной творческой практикой индустриального формообразования
На протяжении столетий существовали, сменяя друг друга, догмы теории гармонического формообразования, классической школы В ней учитывался только как вспомогательный фактор зрительного восприятия ордерных, затем купольно-арочных, готических, модернистских систем Причем, восприятие постулировалось обобщенно, неким абстрактным глазом, оценивающим форму объектов с позиций канонов и категорий формальной эстетики наличия в структурах тектоники, пропорций, метра, ритма, нюансов, декора и тд Вместе с ордерной системой ушла в прошлое «ордерная грамота», появились новые воззрения на средообразование с позиций «экологической науки» Однако не было создано современного эквивалента комплексного учения о структурах среды, которое могло бы сравняться с классическим по силе всеобщего охвата объектов среды Ситуацию осложняло то, что отсутствовал развитый «средовой подход» к проектированию, но доминировал крайний рационализм, утверждавший обобщенную «стерильность» форм, ахроматику, использование стандартных, как правило, прямоугольных модульных схем, насаждавших повсюду (и в архитектуре), принципы «решетчатости», а в дизайне - стилистику подобия машинным формам.
Поэтому основное внимание автора работы было сфокусировано именно на корреляции и взаимодействии технической и эстетической сторон структурного формообразования Автором была осознана необходимость создания науки о человеке и процессах его взаимодействия с объектами среды
Переход к поиску новой парадигмы «структурности».
Потребительское отношение к природе и неблагополучие экологии визуальной среды стали предметом бурного обсуждения в начале 1960-ых годов Возникло представление о новой науке - экологии, в параллели с которой родился и целый спектр направлений экологического проектирования Примером этому могут служить футуристический дизайн английской группы Аркигрэм, произведения японских метаболистов, экистика К Доксиадиса (Греция), аркология П Солери (США) Появилась штутгартская группа «Биология и строительство», сформировалась и окрепла архитектурная бионика В США большую известность получило направление инженерной структурологии и синергетики, возглавляемое Р Б Фуллером Общими чертами новых концепций стало средовое проектирование, стремление подчинить технику интересам человека, развитие нелинейной пластики, интерес к моделированию сложных пространственных форм, использующих закономерности симметрии Эстетика среды начала восприниматься в единстве с вопросами визуальной экологии
В России также появились энтузиасты структурного формообразования, стремящиеся внести решительные коррективы в унылое состояние визуальной среды Однако инертность строительной базы, ориентированной на решение плановых задач типового строительства, практически не оставляла возможностей для реализации новых проектов
Этим людям приходилось удовлетворяться публикациями, моделированием структурных схем, созданием арт-объектов или традиционной для того времени бумагопластикой, ознаменовавшей эпоху прогностического проектирования Среди энтузиастов новых идей можно назвать руководителя Лаборатории архитектурной бионики при ЦНИИЭП жилища Ю С Лебедева, русского автора ячеистых куполов М С Туполева, известного дизайнера-экспериментатора В Ф Колейчука, создателя уникальных сейсмостойких структур Б Д Стучебрюкова, пропагандиста проективографической методики проектирования профессора В Н Гамаюнова, доктора технических наук Э П Григорьева, развивающего идеи инвариантности структурного формообразования Весьма важную роль сыграли также искусствоведческие работы, впервые включающие в себя критику рациональной эстетики и вопросы экологии среды Эти проблемы получили освещение в работах таких серьезных
авторов, как М Г Бархин, Г Б Забельшанский, Г Б Минервин, А Г Раппопорт, Г Ю Сомов, В Л Хайт, А В Рябушин, В Л Глазычев, Н Ф Гуляницкий
Методологическая база исследования — обусловлена логикой «взаимодействия» дополняющих друг друга сторон формообразования технической и эстетической Автор руководствуется приемом изучения противоречий и поиском разрешения конфликта «на стыке», через осуществление синтеза понятий Таким синтезирующим ходом мысли автора явилось предложение о необходимости создания основ построения «структурно-стилистического инструментария»,
использование которого в дизайне послужит делу разрешения противоречий между такими понятиями как «техника» и «эстетика» В работе были также использованы вспомогательные средства приемы сравнительного анализа, классификации явлений, обобщение информации и разложения целого понятия на составные части с целью выявления типичных свойств, например, в случае выявления инвариантных признаков свойств, общих для определенной группы анализируемых структурных объектов В работе сочетаются методы искусствоведческого и междисциплинарного исследований Использованные источники могут быть разделены на несколько групп, имеющих отношение к 1) философско-экологической направленности работы, 2) психологии восприятия, 3) физиологии зрения, эргономике, 4) эстетике, истории и теории дизайна и архитектуры Методологической базой исследования послужили также издания, посвященные вопросам типического в стилеобразовании (Г Вельфлин, А Ф Лосев), отличиям канона и модуля (Г К Вагнер, А Ф Лосев, Ю М Лотман), а также взаимоотношениям таких понятий, как стандарт и модуль (Ле Корбюзье, рациональная эстетика)
Среди книг, посвященных вопросам структурного формообразования, в первую очередь следует назвать «Архитектурную бионику» Ю С Лебедева, в которой много внимания уделялось вопросам инженерной структурологии, работы В Г Темнова, А Д Ярмоленко, теоретические и творческие работы В Н Гамаюнова, В Ф Колейчука, В А Сомова Из иностранных авторов наш постоянный интерес вызывали мастера инженерной структурологии и направления «хай-тек», от Р Б Фуллера, Р Ле Риколе, К Ваксмана до Н Фостера, С Калатравы и Ф Гери В центре нашего внимания постоянно находились архитектурная практика, теоретические разработки и философская концепция Р Б Фуллера, изложенные в его основной работе «Синергетика Исследование пространства» Несомненный интерес вызвали также издания К Кристлофа («Упорядоченность пространства Книга об источниках дизайна»), Ж Кепеса («Структуры в искусстве и
технике»), переведенный с французского сборник «Современная архитектура», издания М Веннинжера, Г Колоннетти, К А Роджерса Особый интерес для нас представляла работа французского архитектора Ж Зейтуна, специально посвященная плоским решеткам и той роли, которая отводится им в решении планировочных, структурных, картографических и информационных задач
Теоретическая база исследования
В середине XX века, наряду с формированием концепции средового подхода к проектированию, среди биологов и физиков возникла новая философская доктрина экологии, соединившая в себе черты холистического, синергетического и экологического мышления Ее основными представителями были А Нэсс (Норвегия), Ф Капра (США), ДЛавлок (Великобритания) и Л Маргулис (США) Фритьоф Капра выдвинул и обосновал концепцию «экологической грамотности», необходимую для современного развития человечества Его теория основана на «новом научном понимании живых систем», в соответствии с которым экология впервые была разделена на две категории «поверхностную» (shallow) и «глубокую», или «глубинную» (deep) Недостаток «поверхностной экологии» состоял в ее антропоцентричности, ориентированности на потребительские нужды человека Эта теория помещает человека над природой или ставит его рядом с ней в качестве фактора «антропогенной нагрузки на ландшафт» «Природоохранительные» правила поведения людей в природной среде разрабатываются ею лишь в интересах добывания средств жизнеобеспечения «Глубокая экология», напротив, не отделяет человека от остальной природы Она воспринимает мир как сложную сеть явлений, фундаментально взаимосвязанных и взаимозависимых «Глубокая экология» исходит из ценности всех живых существ, рассматривая человека лишь как особый элемент в «паутине жизни»
Понимание включенности человека в глубинную и одновременно -космически возвышенную структуру мира придает визуальной экологии более емкий гуманитарный смысл Зрительный комфорт, основанный на ощущении человеком его органического и информационно-энергетического сродства со всей «паутиной» природных и коммуникационных связей, становится неотъемлемым условием создания гармонии между человеком и средой Это органическое погружение сознания человека в двойную глубинную структуру «макро-и-микро» реальности - неотъемлемое условие удовлетворения его потребностей как полноценного участника природно-адаптационного процесса
Весьма важные сведения из области гуманистической психологии, гештальтпсихологии и психологии восприятия были почерпнуты нами из
работ А Г Маслоу, Р Арнхейма, Л С Выготского, В П Зинченко и Н Ю Вергилеса, Г Фрилинга и К Эуэра
Гуманистическая психология А Г Маслоу (США) ориентирована, прежде всего, на изучение смысловых структур человеческих потенций, на признание таких ценностей, как самоактуализация личности В концепции самоактуализации личности фундаментальными являются положения об иерархии человеческих потребностей, о природе мотивации (в том числе связанной и с физиологическим восприятием среды), об актуализации потребностной мотивации поведения человека
Сегодня мы имеем достаточно методик, чтобы установить, что для человека хорошо, что для него полезно, а что вредно В прошлом решение этой проблемы затруднялось тем, что сфера человеческих потребностей, принадлежащих «тонкому, глубинному уровню» оставалась недостаточно изученной Мы хорошо представляли себе основные потребности, обеспечивающие существование человека, но очень мало знали о таких тонких потребностях, которые способны определить комфортное состояние человека в эмоциональной сфере и именуются (по Маслоу) «инстинктоподобными» Но именно к этой сфере имеет отношение визуальная среда обитания После удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, сне, безопасности, считает Маслоу, у человека возникают новые невротические потребности, более утонченные и возвышенные Однако они не менее важны, чем основные, так как играют определяющую роль в процессе самоактуализации личности
Необходимой составляющей нашей работы явились также труды из области биологической науки, имеющие прямое отношение к вопросам физиологии зрения Из работ иностранных авторов наше внимание привлекла книга лауреата Нобелевской премии Д Хьюбела «Глаз, мозг, зрение», работы Д Нотона и Л Старка, Л Митрани и других авторов, но наибольшее внимание было уделено работам наших соотечественников академика К В Судакова, руководителя Лаборатории физиологии зрения Института физиологии им И П Павлова профессора В Д Глезера (опыт работы этой лаборатории был отражен в весьма ярком научно-популярном издании В Е Демидова «Как мы видим то, что видим»), Л Д Чайновой, А Л Ярбуса, В А Филина, Л И Леушиной, В И Гусельникова и А Ф Изнака
Общие знания, имеющие отношение к вопросам философии, эстетики, социологии, были почерпнуты нами из работ М С Кагана, К М Кантора, А Ф Лосева, М К Мамардашвили, Д С Недовича, А М Некрасова, В Ф Сидоренко, В И Тасалова, Г Земпера, Г Вейля, Р Б Фуллера, И А Евина, О И Генисаретского
Научная новизна исследования состоит в (1) развитии концепции средового подхода в проектировании, сформулированной выше в пяти принципах (см Развитие средовой концепции дизайна). (2) выявлении и исследовании триады «структурное формообразование — человек -визуальная экология» во взаимосвязи этих понятий, (3) развитии и обновлении представлений о средовом дизайне и «визуальной экологии»
Касаясь центрального звена этой триады - человека, автор подробно раскрывает характеристику взаимосвязанных эстетико-физиологических потребностей современного человека, вводит в научный оборот изучаемого предмета такие важные понятия, как «гуманизация культуры» и «оптимизация визуальной среды» Впервые автором поставлена задача создания конструктивного средства решения задач гармонизации среды в виде разработки инструментария структурно-стилистического преобразования предметно-
пространственной среды (ССИ) Такой инструментарий должен быть основан на взаимодействии принципов композиционного и структурного формообразования Систему объединяет органическое сходство между построением композиции в объектах архитектурно-дизайнерского проектирования и базисными структурами их формообразования Это придает инструментарию функции медиатора - связующего методического средства, позволяющего дизайнерам эффективно осваивать новые методики проектирования
На защиту выносятся:
1 Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне, дающие новое осмысление позиций визуальной экологии, дополняющие и обогащающие ранее известные положения концепции средового дизайна, развивающие положения формообразующей теории XX века
2 Синкретическая модель визуальной экологии (илл 1), объединяет три типа мировоззрений холистическое, традиционно-экологическое и синергетическое, опирающиеся на парадигму «глубокой экологии», на модели «саккадических» механизмов зрения и закон цикличности смены стилей формообразования (пассионарных и спокойных), способных привести среду в состояние «нормативной пассионарности» средствами дизайна, вооруженного ССИ
3 Основные контуры научных основ построения «структурно-стилистического инструментария» средств, которыми должен быть оснащен дизайнер, осуществляющий деятельность по формированию новых структур и композиционных решений, от использования которых зависит качество художественного преобразования среды
4 Классификатор понятий, определяющих возможности композиционно-стилистических решений, включенных в Структурно-стилистический инструментарий (ССИ)
5 Методический курс обучения навыкам моделирования, основанный на использовании ССИ, направленного как на решение практических задач конструирования, так и на общее развитие пространственного мышления дизайнера Целью ССИ является гармоническое преобразование предметно-пространственной среды, обеспечение функциональности, комфортности и, в итоге - создание системы полноценного экологического жизнеобеспечения
Практическая значимость исследования состоит
• в разработке средового подхода к проектированию предметно-пространственных структур с позиций гармонизации облика визуальной городской среды,
• в усовершенствовании процесса дизайнерского проектирования на основе применения Структурно-стилистического инструментария (ССИ),
• в разработке аппарата компьютерной диагностики эколого-стилистических достоинств визуальной среды - «Картоида», предназначенного для решения вопросов гармонизации проектирования (с возможностью компьютерной алгоритмической реализации)
Области применения. Результаты диссертации имеют теоретическое и практическое применение Данные визуальной экологии развивают столь необходимые искусствоведению представления о физиологии зрения и механизме выработки эстетических ориентиров Одновременно с этим, средства «структурно-стилистического инструментария» смогут расширить область применения концепции средового подхода к проектированию Этот инструментарий, оснащенный аналитико-синтезирующим аппаратом «картоида», может найти широкое применение в разнообразных сферах творчества — от объектов пространственного проектирования до плоскостного структурообразования (изготовление мнемосхем, плакатов, арт-объектов) Авторская разработка уже на стадии выполнения диссертации, успешно применялась в педагогической практике архитектурно-дизайнерского образования на базе ПК № 16 и Центра по дизайну транспортной среды МУТСа В качестве дидактического приема автор использует взаимодействие формообразующих принципов построения структуры и композиции Предлагаемый курс обучения продолжает развитие традиций конструктивизма, у истоков которых стояли школы ВХУТЕМАСа и Баухауза Он не является односторонне-типологическим, но рассчитан на разностороннюю творческую деятельность,
направленную на формообразование объектов предметно-пространственной среды
Практическая апробация результатов исследования. Результаты настоящего теоретико-практического исследования прошли апробацию путем разработки тестовых экспериментов и выступлений на научно-практических конференциях НИИТИАГ РААСН («Архитектура и геометрия», 2008 г), ВНИИТЭ 2009 - 2010 гг), МГОПУ им М А Шолохова (1987 - 2008 гг), многие из их этих выступлений нашли отражение в публикациях
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее разработанности в искусствоведении, определяются цели, задачи, излагается теоретическое и методологическое обоснование работы, а также формулируются положения, выносимые на защиту
В Главе I «Проблемы визуальной экологии» и структурного формообразования среды» показано, как в Европе, практически одновременно возникли два культурных феномена движение структурного формообразования и новое экологическое мышление
В основу представления о визуальной экологии был положен физиологический феномен «саккад», представляющих собой непроизвольные, импульсивные движения глаз Весьма важной инновацией в методологии исследований физиологии зрения явилась принадлежащее В А Филину представление о роли реверберирующих связей и «автоматии саккад»
Академик К В Судаков, изучая механизм реакции нервных центров на световое раздражение зрительного органа, создал теорию системоквантов Эта идея, объясняющая механизм осознания и оценки каждого микроакта зрительного процесса, позволила создать новое научное направление — видеоэкологию Было доказано, что психическая деятельность человека также строится своеобразными системоорганизованными «квантами» Каждая очередная саккада стремится обнаружить в объекте восприятия новую точку фиксации взгляда, имеющую аналогию с «реперной точкой» (ориентиром, точкой отсчета в пространственной среде) Суть зрения, таким образом, заключена в необыкновенно тонком механизме «сравнительного анализа», моментальной оценке и антиципации (предвосхищения результата), в постоянном стремлении отметить некую качественную особенность визуального поля
Визуальная экология представляет собой новую область экологических знаний Это - наука, исследующая и объясняющая природу механизмов зрения с позиций новейшей психо-физиологической науки и дающая теоретические основы для разработки экологических
принципов построения материальных объектов, которые бы отвечали «норам зрения» - комфортного визуального восприятия среды, окружающей человека Проектная культура не может обойтись без визуальной экологии, фактически составляющей физиолого-эргономическое обоснование эстетики Поэтому изучение принципов визуальной экологии необходимо любому дизайнеру, архитектору, художнику-монументалисту для более успешного решения вопросов гармонизации предметно-пространственной среды
Структурное формообразование играло большую роль в дальнейшем процессе технической эволюции и развития проектной культуры Это движение в 1950-ые годы было связано с индустриализацией промышленных и строительных технологий Внимание инженеров и художников, делавших в дизайне еще только первые шаги, акцентировалось на вопросах модульного и программированного формообразования
Сегодня, в момент перехода ко второй декаде XXI века, уже доминирует представление о структурном разнообразии модульного формообразования Это представление необходимо включить в число основополагающих понятий профессиональной культуры, что должно найти отражение в учебных планах архитектурно-дизайнерского образования Широкая пропаганда методик программированного формообразования будет способствовать оптимизации решения творческих задач на указанной научной основе
В Главе II «Метод создания Структурно-стилевого инструментария (ССИУ> описывается предложенная автором «Синкретическая модель визуальной экологии», в которой обобщены три типа мировоззрений холистическое, традиционно-экологическое и синергетическое, опирающиеся на парадигму «глубокой экологии» В модель включены блоки «саккадических» механизмов зрения, действия «антимонопольной функции» саккад, цикличности, смены стилей формообразования (от пассионарных до спокойных) по аналогии с циклами пассионарности этносов (Л Н Гумилева) Задача этого блока модели - контроль за стилистической составляющей в структурных объектах, предлагаемых для использования Инструментарием, что позволит приводить среду к «нормативной пассионарности» с помощью дизайна, вооруженного ССИ Этот блок является объединяющим по отношению к средствам эргономики и эргодизайна, но также оценивающим уровень качества творческой практики
В главе рассматриваются истоки и причины кризиса «рациональной эстетики» в области формирования предметно-пространственной среды середины XX века Автор выявляет негативные стороны процесса индустриализации, в ходе которого отсутствовало
глубокое экологическое осознание последствий массового проектирования и возведения средовых объектов Это была недальновидность, допущенная идеологами «рациональной эстетики» Противовесом возможного рецидива кризиса автор видит решение поставленной задачи - отобрать из множества наработанных в XX веке форм, такие образцы Структурно-стилевого инструментария, в которых были бы воплощены наиболее мудрые структурные принципы и наиболее сильные потенциалы синергетики Создаваемая модель должна быть синкретической Это означает, что в ней будут совмещены два основных рассмотренных выше принципа Первый - способность структур достигать состояния «нормативно-пассионарного гомеостаза» (по Л Гумилеву) и обретать определенные стилистические признаки Второй - располагать для этого механизмом «антимонопольной функции» саккад (по В Филину и К Судакову) Это соединение должно обеспечить «синкретизм» многих положительных качеств структур, включающих основную мудрость не допускать излишней монотонности или, ее противоположности супер-агрессивности создаваемых сред, визуально воспринимаемых человеком «Синкретическая модель визуальной экологии», включает в себя примерные образцы структур, относящихся к разным группам Структурно-стилистического инструментария
Знакомство со Структурно-стилистическим инструментарием (ССИ) позволит дизайнеру апеллировать всем разнообразием пространственных структур, что явится важнейшим фактором расширения типологического разнообразия и обогащения пластического арсенала проектной культуры
Станет доступным расширение возможностей архитектурно-дизайнерской пластики
• за счет широкого использования модульных систем разных типов, среди которых будут блокированные, комбинаторные, структурированные и агрегатированные системы и структуры,
• за счет использования новых материалов и методик структурного формообразования, в том числе, разработанных во ВНИИТЭ, таких как (см №№ 1-10 на рис 1) Среди них
а) кристаллографическая система заполнения линейных, плоских, пространственных сред и пространственно-временного континуума, более известная как система орнаментальной симметрии (Г Вейль, А В Шубников, В А Копцик, И М Яглом, В Я Береснева),
б) методика проективографического проектирования (В Н Гамаюнов) с гибким переходом к астральным конфигурациям,
в) топологическая методика построения заузленных структур (Д Ю Козлов), позволяющая создавать легкие трансформируемые структуры различных размеров
Ж,.
Синкретическая модель визуальной экологии
Концепция «глубокой экологии» (но А. Штеу л Ф Кипре)
Авточатая саккад пазодвнгатсльного аппарата (по В Филипу) н действия «антимонопольной функции» саккад (по К С) л икон))
Цикличность смеиы стилей формообразования по аналогии с циклами пассионарностн этносов (поЛН Гумилеву)
Эстетика, творческая __П8«ОЛКЧ. .......
Структурно-стилевой инструментарий (ССИ) Реализация нормативной пассионарностн (гочео стаза) и действия «антимонопотьной функции» саккад
6 7 8 9 10
Рис 1 Структура модели и примеры объектов для вктюнении в инструментарий (ССИ)
В главе II «Метод создания «Структурно-стилнстнческого инструментария (ССИ)» излагается построение теоретической модели, в которой обобщены изложенные выше понятия визуальной экологии автоматия саккад глазодвигательного аппарата (по В Филину) и действия «антимонопольной функции» саккад Далее следует блок, в котором изложен принцип цикличности смены стилей формообразования по аналогии с циклами пассионарности этносов (по JIН Гумилеву) Эти положения позволили автору сформулировать переход от визуальной экологии к эргономике и концепции эргодизайна, с одной стороны, а также - к эстетике и творческой практике, с другой
В главе рассматриваются истоки и причины кризиса предметно-пространственной среды середины XX века, выявляются негативные стороны процесса индустриализации, в ходе которого отсутствовало глубокое экологическое осознание последствий массового проектирования и возведения средовых объектов Это была недальновидность, допущенная идеологами «рациональной эстетики» обозначенного периода истории дизайна
В противовес этому кризису автор видит решение поставленной задачи в необходимости - отобрать из множества наработанных в XX веке форм, такие образцы Структурно-стилевого инструментария, в которых были бы воплощены наиболее мудрые структурные принципы и наиболее сильные потенциалы синергетики Создаваемая модель должна быть синкретичной Это означает, что в ней будут совмещены два основных рассмотренных выше принципа Первый — способность структур достигать состояния «нормативно-пассионарного гомеостаза» (по JI Гумилеву) и располагать для этого механизмом «антимонопольной функции» саккад (по В Филину и К Судакову) Это соединение должно обеспечить «синкретизм» многих положительных качеств структур, включающих основную мудрость не допускать излишней монотонности или, ее противоположности супер-агрессивности создаваемых сред, визуально воспринимаемых человеком «Синкретическая модель визуальной экологии», (рис 1), включает в себя некоторые образцы структур, созданных с применением будущего ССИ-инструментария
В главе III «Визуальное мышление как основной элемент анализа и структурно-стилистического синтеза» автор сосредотачивает внимание на визуальном мышлении и особенностях его использования, как художниками, так и дизайнерами Прежде всего, в главе анализируются явления визуального мышления, относящиеся к классическому искусству В частности, рассматривается примеры перспективной деформации с целью показа особой точности интуиции художника, представляющего картину реальности Теория линейной перспективы, используемая для создания иллюзии пространственных
планов на плоскости, была создана в эпоху Возрождения Однако сегодня точность ее построений нельзя считать совершенной классическая перспектива не учитывает того искривления линий, которое характерно для перцептивного восприятия В результате, - первый план выглядит слишком преувеличенным, дальний - слишком мелким, безупречной линейную перспективу можно считать лишь для несильно удаленных пространств Поэтому художники нового времени применяли ее преимущественно для изображения среднего плана
Существует много свидетельств того, что крупные мастера в творчестве больше полагались на интуицию, чем на существующий «свод правил», и доверяли именно своему «визуальному мышлению» Исследователи нередко замечали своеобразные «аномалии» в перспективных построениях, например, П Веронезе, П Сезанна и других художников Правоту этих художников доказал Б В Раушенбах Будучи ученым-математиком, связанным с космической областью, Раушенбах сумел составить дифференциальные уравнения, отражающие степень искривленности траектории линий перспективных построений Расчеты показали разницу между тем, что предписывают правила линейной перспективы, и что «хочет видеть» человеческий глаз3 Визуальная интуиция способна дать более точное представление о пространстве, чем геометрическое построение, основанное на прямых линиях
«Своеобразие перспективного изображения состоит в том, чтобы, изображая предметы неправильно, заставить их выглядеть правильно»4 Под «правильностью» следует понимать не что иное, как соответствие «мозговой картине» В этом случае, по выражению Р Арнхейма, третье измерение создает обогащение, сходное с тем, что происходит в музыке, когда к гармоническому аккорду добавляется линия мелодии
Коррективы, внесенные Раушенбахом в перспективные построения, затрагивают не только живопись или графику Приведенные доказательства должны внести изменения в широкую практику использования «мозговых картин» в архитектурно-дизайнерском проектировании, равно как и в составление программ компьютерного моделирования, ориентированных на решение творческих задач В условиях дистанционного принятия решений, когда дизайнер имеет дело с виртуальными изображениями, моделирующими такие «мозговые картины», особенно важно, чтобы система предлагала принятие решений, максимально приближенных к реальности
' Математические доказательства изложены в книге Б В Раушенбах Системы перспективы в
изобразительном искусстве Общая теория перспективы М , «Наука», 1986 ' Р Арнхейм Искусство и визуальное восприятие М, «Архитектура - С», 2007 С 109
Использование аппарата «Картона» В работе идея «визуального мышления» получила использование в предлагаемом автором «Структурно-стилистическом инструментарии» (ССИ) гармонического преобразования среды
Речь идет об оснащении ССИ специальным аналитико-синтезирующим аппаратом, помогающим дизайнерам решать задачи гармонизации окружающей человека предметно-пространственной среды Такой аппарат имеет вид «Картоида», на поле которого помещается графический образ анализируемого структурного объекта Дизайнер проводит работу по отбору и последующему синтезу образов анализируемых структур Накопление «элементной базы» таких структур сводится к созданию «арсенала» исходных гармонических форм, отвечающих требованиями визуальной экологии В основе отбора лежит методика, приближенная к «визуальному мышлению» «Картоид» представляет собой электронный планшет, на который выносятся варианты тех самых «мозговых картин», перечень которых отбирается для ввода в ССИ
В основу методологии лег разработанный Э П Григорьевым «инвариантный метод проектирования»5, а также сопутствующий ему метод компьютерного экспресс-анализа проектных решений, основанный на изучении наиболее характерных образцов дизайнерского формообразования
Метод концентрирует внимание на оценке целостного, системного качества структурных объектов При этом процедура моментальной оценки аналогична способности человека - охватить анализируемый объект «одним взглядом», ее можно сравнить с неким компьютерным аналогом визуальных ощущений человека Критерий оценки визуальной среды с использование аппарата «Картоид» удобен тем, что с его помощью демонстрируются одновременно две взаимосвязанные системы действий (1) дизайнер экспонирует на центральном поле «Картоида» графический образ «мозговой картины» с характерными реперными точками структуры и (2) высвечивает по левой и правой сторонам два полусферных ряда точек, выполняющих функцию «рецепторов» Далее происходит «процедура отождествления», когда из каждого пункта
' «Инвариант», по Э Григорьеву, - это система критериев, основанных на гармоническом ряде чисел Фибоначчи и функции «золотого сечения» Метод оперирует изначально заданными соотношениями позитивно настроенных требований по отношению к рассматриваемому объекту Количественно список этих требований гармонизирован так, что при абсолютно полном их удовлетворении со стороны объекта всегда будет получен гармоничный результат При визуальной оценке вариантов решения замеряются отклонения от «идеального» значения функции «золотого сечения», обозначаемого буквой <«р» Э П Григорьев Принципы и механизмы «синтеза альтернативных решений» (SAR) в органах государственного управления - Проблемы информатизации 2000, №4, С 55-62
оценочных требований «рецепторов» посылается «луч», подтверждающий интуитивное мнение эксперта
Выявление качественных характеристик гармонии предметно-пространственной среды осуществляется на уровне триады сущностных свойств объектов, которые можно представить как
1. Свойства Визуальной Организации Структуры (ВОС);
2. Свойства Композиционной Организации Структуры (КОС);
3. Свойства Функциональной Организации Структуры (ФОС).
Первая группа свойств (ВОС) имеет прямое отношение к визуальной экологии Эти свойства интегрально характеризуют визуальное восприятие среды (или объекта), они выражены множеством формальных, зрительно воспринимаемых признаков, в том числе, относящихся к стилистическим чертам объекта.
Вторая группа свойств (КОС) характеризует морфологические свойства объекта, отражающие специфику его композиционного построения Целью этой группы является представить композиционную организацию структуры.
Третья группа свойств (ФОС) относится к эффектам, производимым благодаря функциональной «нагрузке» структуры Это -эффекты функционального комфорта, универсальности, сакрального или знакового смысла, технологичности, сезонности использования и т п
Единым критерием оценки становится Индикатор Гармонии (ИГ) Этот комплексный структурный показатель вычисляется по формуле пропорции «золотого сечения» после того, как завершен цикл «прокрутки» оценочных рецепторов по всему множеству реперных точек ИГ показывает отклонение текущего значения вычислений от инвариантного значения буквы «ф» (<р = 1, 618 )
То есть, ИГ учитывает, насколько полно в решении достигается соответствие между свойствами Визуальной Организации Структуры (ВОС), с одной стороны, и свойствами Композиционной (КОС) и Функциональной (ФОС) Структур, с другой ИГ исходит из благоприятных (гармонических) условий восприятия объектов, включенных в арсенал «структурно-стилистического инструментария» (ССИ)
В основу аппарата «Картоид» заложены пропорциональные соотношения «золотого сечения» Объект находится в оболочке трех сущностных категорий (ВОС, КОС и ФОС), соотносящихся между собой в пропорциях «золотого сечения» «ф» (ф = 1, 618 ) Критерием гармоничности выступает приближение к полной форме соответствия объекта точкам «охвата» окружающей его дискретной среды
Активными источниками информации являются рецепторы («точки контакта»), расположенные в трех зонах характеристики среды ВОС,
13 Оценка варианта структурного объекта
Рис 2 Схема оценки гармоничности структурно-композиционного решения здания Музея современного искусства С. Гуггенхейма Ф -Л Райта (Нью-Йорк)
Оценка варианта структ)ркого объекта 14 ^
Рис 3. Схема оценки гармоничности структурно-композиционного решения здания Министерства автомобильных дорог Г Чахавы (Тбилиси)
Принцип работы «Картоида». компьютер высвечивает совокупность точек-рецепторов, ответственных за формирование «мозговой картины», что позволяет дать комплексную оценку гармоничности визуальной структуры
КОС и ФОС Каждая из зон представлена наиболее важными пунктами «энергоинформационного обмена» Количественные соотношения обозначенных факторов формируются путем выбора из множества чисел Фибоначчи трех групп значений, наиболее отвечающих схеме «Картой да»
В нашем примере это целые числа 13, 8 и 5 В сумме они составляют 26 точек «охвата», осуществляющих
«энергоинформационный обмен» между визуально выразительной характеристикой объекта, структурно-композиционным решением и предполагаемыми функциями среды Две равновеликие ветви «Картоида» включают в себя по 13 пунктов визуальная ветвь использует 13 критериев качества, структурно-композиционная - 8, и функциональная - 5 точек контакта
В процессе анализа оператор просматривает компоненты средовой структуры с позиций отобранных элементов, образующих систему критериев «Аксиометр» Финальным результатом оценки становится превращение качественных характеристик в количественные, легко заладывающиеся в компьютерную систему (рис 2, рис 3)6
Разработанная автором методика экспериментального исследования качества предметно-пространственной среды предполагает проведение серии практических исследований, которые будут использовать, наряду с современными методиками электроокулографии, инфракрасного излучения, и компьютерную программу «инвариантного» проектирования, позволяющую обеспечить оперативное взаимодействие участников и вывести исследование на более точный уровень
Использование разработанной нами методики может быть предложено отделу эргономики ВНИИТЭ
ВЫВОДЫ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1 Определены следующие принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии
а) исследована область структурного формообразования, соединяющая в себе направления инженерного проектирования и дизайна, и являющаяся ключевой в решении проблем гармонизации такой комплексной дисциплины как техническая эстетика
б) автор использовал нетрадиционную методику междисциплинарного исследования, позволившую более полно выявить ключевую роль
6 См также Структурно-математическую схему системы инвариантного проектирования аппарата «Картоид» в Приложении к диссертации Трехмерная система оценок (ВОС, КОС и ФОС) отражена в ней в виде трех осей X, У и Ъ, на которые выведены количественные значения визуальных оценок Диагональная ось представляет собой ось идеальных значений оценки (аттрактор), к которой стремятся приблизиться теку щие значения объекта представленные в виде точек в трёхмерном пространстве
взаимодействия между эко-философией, технологией, эстетикой, физиологией зрения и психологией восприятия, сконцентрировав на этом внимание исследования
в) подход к проблеме «человек - среда» осуществлялся в двух встречных направлениях с одной стороны, изучалась возможность воздействия искусственных визуальных структур на эмоциональный мир, физиологию, социологию человека, с другой стороны, рассматривались идущие от человека возможности гармонического преобразования предметно-пространственной среды и бескризисного развития
2 Дано определение визуальной экологии с новых позиций «глубокой» экологии, включающих в себя максимально полную картину взаимообуславливающих связей «паутины жизни» Визуальная экология представлена как междисциплинарная область знаний, объединяющая в себе данные физиологии восприятия, психологии, биологической науки, философии, эстетики Обобщены существующие закономерности визуального восприятия плоских и пространственных сред в интересах создания универсального инструментария гармонического преобразования предметно-пространственной среды
3 Для определения концепции визуальной экологии введены разработанные в отечественной науке положения об «автоматии саккад», «антимонопольном механизме» реверберирующих связей, «системоквантах» физиологических процессов (В Д Глезер В А Филин, К В Судаков) Особое внимание автор уделил «пути обхода», представляющему не только инструмент фиксации взгляда, но и инструмент выбора эстетических предпочтений Саккадические движения глаз представлены как необыкновенно тонкий природный механизм структурного анализа, находящийся в постоянном поиске характерности
4 Описаны возможности снижения негативного эффекта агрессивных структур за счет изменения размера, «плотности упаковки», контрастности модульных ячеек Отмечен физиологически обоснованный и широко используемый дизайнерами способ преодоления гомогенных черт за счет включения в композицию декора
5. Автор суммировал технологически-композиционные инновации Н-ой пол XX века, произведя их структурно-стилистическую группировку, что открыло возможности синтеза структурных форм разных типов
6 Автором разработан Структурно-стилистический инструментарий (ССИ), направленный на решение задач гармонизации предметно-пространственной среды, а также оснащенный информационно-алгоритмическим аппаратом «Картоид» для анализа и синтеза оцениваемых средовых структур
Список публикаций.
1. Кузнецова Г.Н. Проблемы структурного формообразования в визуальной экологии. - «Архитектура и строительство России», 2010, № 4. С. 12-25.
2. Кузнецова Г. Н. Формообразуюшнй кризис в архитектуре середины и второй половины XX века. - «Социально-гуманитарные знания», 2008, №2. С. 333 - 340.
3. Кузнецова Г. Н. Визуальная экология и кризис формообразования. - «Архитектура и строительство России», 2008, №8. С. 18-24.
4 Кузнецова Г Н Дизайн как пластическая формула гармонии -Дизайн и искусствоведение Сборник научных трудов МГОПУ Вып 1 М , Издательство МГОПУ, 1995 С 51-55
5 Кузнецова Г Н Искусство и жизнь Бинарные связи и логика развития - Молодые голоса Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ М , Издательство МГОПУ, 1998 С 101-103
6 Кузнецова Г Н Задача гуманизации культуры и видеоэкология -Молодые голоса Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ М , Издательство МГОПУ, 1998 С 104-105
7 Кузнецова Г Н - «Дизайн и искусствоведение» Сб научных трудов преподавателей МГОПУ имени М А Шолохова, М, Издательство МГОПУ, 2003
8 Кузнецова Г Н Примерная программа учебной дисциплины «История изобразительного искусства» по специальности 0311 Изобразительное искусство и черчение среднего профессионального образования (базовый уровень) М , Изд отд ИПР СПО, 2004
9 Кузнецова Г Н Знакомство с методиками модульного формообразования как необходимое условие развития креативного потенциала учащихся - «Дизайн и искусствоведение» Сб научных трудов преподавателей МГОПУ имени М А Шолохова, М, Издательство МГОПУ, 2005
10 Чайнова JIД, Кузнецова Г Н Формообразующий диссонанс предметно-пространственной среды XX века и пути его преодоления средствами эргодизайна — Сдано в сб ВНИИТЭ «Эргодизайн как системная технология человекоориентированного проектирования инновационной продукции» (Сдано в печать, II квартал 2010 г)
11 Григорьев Э П , Кузнецова Г Н Визуальная экология взгляд на структурное формообразование с позиций «глубокой экологии» и эстетики (Сдано в сборник научных работ ВНИИТЭ, июнь 2010 г)
Отпечатано в типографии ООО «Гипрософт» г Москва, 2-ой Автозаводский пр-д, д ЗА Тираж 100 экз