автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Природа человека

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Ковальзон, Мария Матвеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Природа человека'

Текст диссертации на тему "Природа человека"

о?

/

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

Диссертационный совет по философским наукам

КОВАЛЬЗОН МАРИЯ МАТВЕЕВНА

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА. ВОСТОК - ЗАПАД (опыт компаративистского анализа)

Специальность 09.00.11. - социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

(шифр К 053. 05. 82)

На правах рукописи

Москва - 1998

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3-23

Глава I. КИТАЙСКАЯ ПАРАДИГМА МИРА И ЧЕЛОВЕКА.

§1. Китайский буддизм, его особенности и

социокультурная обусловленность......................................24-3 9

§2. Философия человека..............................................................40-51

Глава II. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА В ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТРАДИЦИИ.

§1. Специфика и особенность американского

протестантизма.......................................................................52-64

§2. Антропологическая тенденция в современном

американском протестантизме.............................................65-87 ^

Глава III. ДИАЛОГ БУДДИЗМА И ПРОТЕСТАНТИЗМА.

§ 1. Философская рефлексия и проблема

ментальности.........................................................................88-100

§2. Нравственное самосовершенствование личности: два

пути к одной цели...............................................................101-111

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................112-116

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................117-123

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Большой поток литературы по проблеме человека, в которой ставятся проблемы жизни и смерти, "смерть и после", информационное поле, космический разум, реинкарнация, место человека в системе мироздания, методы духовного совершенствования и гармонизации психологической, эмоциональной и физической жизни человека, требует философского переосмысления феномена человека и его природы.

При этом западный способ мышления и менталитет оказываются порой недостаточными для понимания загадки человеческого "Я". Смелость и фантазия, основанные на интуиции в понимании мира, характерны для Востока. Рационализм, осознание конечности своего существования являются атрибутами западного миропонимания. Однако с развитием науки становится все более очевидной соизмеримость Востока и Запада, и чудо, объясненное и интерпретированное наукой, становится лишь фактом науки.

Проблема диалога культур, актуальная для современного состояния понимания мира и человека, может быть поставлена как проблема диалога Восток - Запад. Наиболее плодотворным диалог бывает тогда, когда обсуждаются обоюдозначимые для участвующих сторон темы. Думается, что приоритетной темой сегодня является понимание природы человека, его сущности. Попытка заглянуть в другую культуру, понять менталитет другого народа поможет лучше выразить свою собственную сущность и собственную ментальность.

Диалогическое пространство, связанное с пониманием природы человека, требует и соответствующего метода познания, выработки нового инструментария, без которых невозможна никакая философская коммуникация между культурами. Думается, что наиболее адекватным методом является метод философской компаративистики, который, опираясь на данные конкретных гуманитарных наук, должен выявить и объединить как ценностные различия, так и единство, проявляющееся в культуре, религии, философии и т.п.

70-90-е годы можно назвать периодом открытия китайской философии западному миру. В современной литературе употребляются такие понятия как

"протестантский буддизм", "буддийская реформация", "китайский прагматизм" и т.п. В американской философии возникает целое направление - "бостонское конфуцианство".

Таким образом, компаративистский анализ не является таким концептом, на который можно нанизывать фактологический материал. Сама реальность, те процессы, которые характерны сегодня как для Востока, так и для Запада, требуют такого анализа.

Вероятно, для продвижения вперед, для получения ответа на вопрос о загадке человеческого Я, необходимо не только опираться на знание истории, культуры и философии, но и иметь в виду своеобразную отзывчивость, чувствительность к иному, которые, хотя и имеют определенную традицию, но еще не стали элементами новой научной парадигмы.

Нельзя не заметить некоторой созвучности идей, характерных как для буддизма, так и для протестантизма. Выделение человека на первый план, возможность личного спасения и равные шансы на него у всех людей, интерес к внутреннему миру, психологическое самопогружение, антиритуализм, неприятие метафизики, религиозный прагматизм. Нам представляется, что выбор в качестве предмета анализа китайского буддизма и американского протестантизма позволяет предельно точно сформулировать проблему культурного диалога в понимании природы человека и будет способствовать, как говорили -в древнем Китае, становлению "подлинного образа человека".

Степень разработанности проблем и теоретические источники.

Философская компаративистика или сравнительная философия как метод сложился в XX веке. В общем литературоведении, историческом знании, сравнительном религиоведении имеется достаточно работ, основной проблемой которых является проблема "Восток - Запад". Это прежде всего исследования Гуревича П.С., Конрада Н.И., Панова М.И., Рериха Н.К. Романова И.К., Степанянц М.Т. В последние годы появилось несколько статей по проблеме философской компаративистики. Наибольший интерес представляют работы Мишеля Юлэна (Франция), Роджера Эймса (США), В.Г.Федотовой (РФ). В этих работах

намечены основные пути развития философской компаративистики, среди которых важнейшим является анализ философской и религиозной антропологии.

Проблема человека, его природа и сущность всегда были в центре внимания философских размышлений как в восточной, так и в западной философии. С тех пор, как Сократ впервые привлек внимание к человеку и сделал его предметом философских исследований, споры о тайне человека не прекращаются. Особая антропоцентричность характерна для философской антропологии. Работы А.Гелена, И.Канта, Г.Плеснера, Л.Фейербаха, Н.Г.Чернышевского, М.Шелера внесли существенный вклад в понимание человека.

Имеются позитивные наработки в области понимания природы человека в истории философской антропологии и ее различных направлений. Здесь мы отталкивались от работ Барулина B.C., Буевой Л.П. Бубера М., Веряскиной В.П., Григоряна Б.Т., Гусейнова A.A., Коршунова A.M., Николаевой Л.В., Рачкова П.А.

По проблемам буддизма имеется достаточно много литературы. В ней анализируются его психологические, философские, культурологические аспекты. Но если буддизм в Индии, Японии получил основательную разработку в нашей литературе, то работ, посвященных китайскому буддизму, значительно меньше. В своем исследовании мы опирались на работы Абаева Н.В., Агаджаняна A.C., Васильева Л.С., Васильева В.П., Ли Вэйу, Дюмулена Г., Игнатовича А.Н., Ольденбурга С.Ф., Панфиловой Т.В., Розенберга О.О., Судзуки Д.Т., Лю Цзэхуа, Цыбикова Г.Ц., Щербатского Ф.И., Янгутова Л.Е. Предметом нашего исследования является китайский буддизм, в частности одна из школ китайского буддизма - школа Хуаянь-цзун, которая несет наибольшую философскую нагрузку. В современной западно-европейской литературе исследований по этой проблеме практически нет. В работах отечественных синологов и философов Абаева Н.В., Игнатовича А.Н., Янгутова Л.Е., проанализированы ее история и философское содержание. И хотя проблема человека в них специально не рассматривается, анализ философской концепции этой школы является основанием для понимания природы человека в школе Хуаянь и, следовательно, в китайском буддизме.

По проблемам протестантизма в целом и американского протестантизма в частности имеется литература, в которой даны характеристики протестантизма как одного из направлений христианства, история его возникновения и развития, приводится конкретный материал по распространению протестантизма в Америке. Это прежде всего работы Воронковой Л.П., Гаджиева К.С., Гараджи В.И., Добренькова В.И., Исаева С.А., Митрохина Л.Н., Робинсона Д., Чанышева А.Н., Шлайфера Н.Е. Однако отечественных исследований, специально посвященных проблеме человека в современном американском протестантизме, нет.

Проблема ментальности, непосредственно связанная с пониманием человека и его социокультурной обусловленностью, является в нашей философской литературе новой. Имеются лишь небольшие статьи Гуревича А., Рожанского М., а также тезисы выступлений на конференциях, в которых рассматриваются отдельные аспекты этой сложной философской проблемы и которые опубликованы в местных издательствах. Автор опирался также на идеи Бунда В., Гегеля.

Компаративистский анализ решения проблемы человека в американском протестантизме и китайском буддизме предпринимается впервые.

Целью диссертационного исследования является компаративистский анализ природы человека в буддизме и протестантизме.

Для реализации данной цели необходимо решить ряд более конкретных

задач:

1. Выявить социокультурную обусловленность и особенности китайского буддизма.

2. Раскрыть понимание природы человека в рамках китайской парадигмы мира и человека.

3. Показать антропологическую тенденцию в современном американском протестантизме.

4. Философски проанализировать концепцию человека в теологии Нибура и Тиллиха.

5. Провести компаративистский анализ западной и восточной ментальности на примере Китая и Америки.

6. Выявить пути нравственного самосовершенствования личности в китайском буддизме и американском протестантизме.

Методологические основания диссертации представлены методом философской компаративистики, принципами диалектики, историзма, системности, социокультурной обусловленности природы человека. Автор опирался на диалогическую традицию в разных философских системах, в частности на теологический диалогизм в религиозной философии. При этом автор исходил из марксистской, экзистенциалистской и интуитивистской традиций анализа феномена человека с учетом методологии и результатов культурологического и специально-научных исследований. Такой подход позволил провести компаративистский анализ восточной и западной концепций природы человека.

Конкретные результаты исследования и их научная новизна

1. В диссертационном исследовании показана специфика китайского буддизма, которая обусловлена целым рядом социокультурных факторов: консерватизм китайцев, трудности распространения буддизма, пришедшего из Индии; особый тип государственности (отсутствие каст и т.п.); эклектическое соединение различных буддийских школ; особенности китайского языка (тональный язык, иероглифическая письменность), затруднявшие передачу буддийских идей и понятий.

Эти факторы обусловили и философскую интерпретацию китайского буддизма, особенность которого заключалась в отрицании теории долгих перерождений, тождестве нирваны и сансары. Одним из существенных отличий буддизма в Китае является признание наличия природы Будды во всех живых существах.

Наибольшую философскую нагрузку несет школа Хуаянь-цзун, которая по сравнению с другими школами китайского буддизма имеет свою специфику. Во-

первых, она не имела своего начала в Индии, а являлась чисто китайской по своему происхождению, что не могло не отразиться на характере ее философии. Ее представители создали оригинальное учение, используя не только буддийские положения и категории, но и собственно китайские, наполняя их специфическим содержанием. Во-вторых, положениям школы присуща необычная рафинированность. Однако, отсутствие индийских и тибетских аналогов создает своеобразную трудность, поскольку толкование текстов интерпретаторами довольно разнообразно и даже во многом противоречиво, что объясняется сложностью самих философских построений.

Научная новизна результата заключается в том, что впервые в нашей литературе проанализированы философские идеи одной из школ китайского буддизма - школы Хуаянь-цзун, которая сочетала в себе предфилософские дискурсы Тяньтай-цзун, методы психофизической регуляции Чань-цзун и создавшая собственно философию китайского буддизма.

2. Выявлены особенности понимания природы человека в китайском буддизме и в частности в школе Хуаянь-цзун. Показано, что чаньские принципы достижения просветления допускаются, но это просветление есть процесс (наиболее четко и систематично этот аспект выражен у пятого патриарха Хуаянь-цзун Цзун-ми), отсутствие кармы как причины добра и зла, обетов, тождество нирваны и сансары.

По сути дела, изучение природы человека представляет собой исследование процесса познания человеком самого себя. В трактате пятого патриарха Хуаянь Цзун-ми "Юань жэнь лунь" ("О началах человека") дается довольно систематично и концентрированно понимание природы человека. "Знающий людей мудр, а знающий себя просветлен" - начинает свой трактат Цзун-ми цитатой из "Дао дэ цзина". Специфика концепции этой школы по сравнению с даосизмом, конфуцианством и другими направлениями буддийской и небуддийской мысли заключается в том, что философия этой школы явилась своеобразным синтезом этих направлений. Этот синтез и определил понимание природы человека в рамках школы Хуаянь.

Таким образом, проблема природы человека является центральной в Хуаянь-цзун. Ее постановка и решение оригинальны и вносят вклад в понимание феномена человека.

Научная новизна этого результата заключается в том, что впервые проанализирован трактат Цзун-ми "О началах человека" ("Юань жэнь лунь"). Показано, что специфической особенностью этой школы является отрицание реальности объективного мира, что помогает человеку в процессе освобождения. Тождество нирваны и сансары также находит выражение в понимании природы человека.

3. Показано, что основные этапы развития и модернизации протестантизма - "либеральная теология", "диалектическая теология", концепция "мертвого бога" и т.п., - адаптируясь к условиям Америки, приняли своеобразную форму. Специфика и особенность американского протестантизма заключается в следующем:

а) Протестантизм в Америке пронизывает все сферы жизни общества и является структурообразующим элементом общественного сознания. В известной степени его можно назвать "гражданской религией", которая конституирует политическую, профессиональную, интеллектуальную жизнь общества, является животворным источником морали, поведенческих стандартов и поступков;

б) Протестантская этика, ориентированная на труд, бережливость, предприимчивость, особое влияние оказала на этику бизнеса, став своеобразным "евангелием бизнеса". Можно говорить о коммерциализации самой церкви;

в.) Своеобразие протестантизма в США определяется еще и тем фактором, что в Америке нет глубоких религиозных корней в прошлом. Она свободна от традиций и догм, сковывающих теологическую активность. Эта свобода дает возможности для новых форм теологии, освящающих американскую действительность как подготовку, приближение "тысячелетнего царства" на Земле.

Научная новизна этого результата заключается в том, что впервые показано, как свободное американское общество, предоставляющее человеку политическую и социальную свободу, тем самым дает возможность для выбора

стиля жизни. В результате протестантская идея, нацеленная на "посюсторонний" мир, нашла свое логическое завершение в различных религиозных коммунах, которые являются попыткой реализации идей о социальной справедливости, любви к ближнему, создании царства божьего на Земле.

Указанные моменты являются по существу резким поворотом от теоцентризма к антропоцентризму в рамках теологии и религиозной философии.

4. Философски проанализированы антропологические тенденции в современном американском протестантизме на примере философско-теологических систем Райнхольда Нибура и Пауля Тиллиха. Показано, что: .

а) В центре внимания обоих философов стоит проблема человека, природа которого имеет двойственный характер. С одной стороны человек рассматривается как социальное существо, а с другой - как носитель религиозного сознания;

б) Главной задачей христианина является не проповедь отдельных мифов и догм, а преобразование внутреннего мира человека, что коррелирует с идеей достижения состояния Будды;

в) Вытекающее из восточного миропонимания предпочтение интуиции перед интеллектом также коррелирует с протестантским принципом, выраженным в иррациональном понимании природы человека, которую можно понять только в результате божественного откровения;

г) В отличие от буддийской трактовки человека в американском протестантизме иррациональная природа человека выражается в экзистенциальных понятиях греха свободы, тревоги, ответственности и т.п;

д) Американские теологи понимание человека экстраполируют на п