автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Природа эстетического в музыке

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Фокин, Сергей Константинович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Диссертация по философии на тему 'Природа эстетического в музыке'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Фокин, Сергей Константинович

Введение

Глава первая.

Субъективность эстетического в музыке.

1. Эстетическое в музыке и сфера субъективного.

2. Эстетическая способность суждения в музыке.

Глава вторая.

Объективность эстетического в музыке.

1. Структура и свойства эстетического в музыке

2. Эстетическое в музыке как ценность

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Фокин, Сергей Константинович

Актуальность темы исследования.

Постановка вопроса о природе эстетического в музыке связана с критической ситуацией в области теоретических разработок проблем искусства, создавшейся в современной философии и эстетике. Требование изгнания категории прекрасного из эстетики и признание за эстетикой лишь сферы красоты преследует только одну цель - удалить прекрасное из искусства и тем самым отстранить от искусства эстетику.1

Разрушение эстетики как «сверху», так и «снизу» ведёт к закреплению за искусством утилитарных потребительских функций, замене старых категорий и выдвижению новых, антиэстетических: абсурдное, безобразное, жестокое, злое, непристойное, пошлое, ужасное, шокирующее.2 Под сомнение ставится существование прекрасного, объявляется о прекращении выполнения им своих функций.3

На этом фоне современная философия, рассматриваемая нами как теоретический фундамент эстетики, подчас выдвигает новые предпосылки для разрушения природы эстетического в музыке путём создания новых теорий, сохраняя при этом как бы видимость преемственности.

Так, через критическую реконструкцию идеи трансцендентальной философии Канта современный немецкий философ Карл-Отто Апель, трансформируя кантовскую систему познания (чувства - обработка их сознанием - всеобщее удовольствие путём нравственного развития и культуры), выводит новое понимание сферы субъективного (сознания), которое

1 Fiedler К. Schriften zur Kunst. München, 1971. Bd. 2.S.380.

2 Гулыга A.B. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке / Научное издание. - Спб., 2000, с. 37.

Die nicht mehr schonen Künste. München, 1968. S. 11. сводится к комбинации знаков: чувства - обработка сознанием -выработка понятий, то есть переход к языку - сообщение сведений другим людям.4 Субъективность, говорит он, присуща субъекту, а не обществу, которому «думать нечем, у него нет головы»5. Поэтому для общества характерна интерсубъективность как языковая игра, а не кантовская всеобщность субъективного.

Исходя из этих теоретических установок, природа эстетического (всеобщего) в музыке есть интерсубъективность (общественная ценность), музыка - закодированный знак (язык), эстетическое - игра (способ коммуникации), прекрасное - символ (число).

Таким образом, если в философии постмодерна бытие - это язык, «приют человеческой сущности»6, или бытие - это консенсус (всеобщее согласие путём изменения функций кантовского практического разума)7, то природа эстетического в музыке характеризуется как психический процесс8, как «чувственность и духовность»9, «слой последних сущностей»10, «знак», непонимание которого в музыкальном произведении есть семантическая «немота»11.

Итак, природа эстетического в музыке, нуждающаяся в «гармонизации», то есть установлении простого подтверждения её объективности, движется в мире теорий как бы по «лезвию

4 Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка// Вопросы философии,- 1997, № 1, с. 81.

5 Цит. по: Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия.- М.,2000, с 91.

6 Хайдеггер Э. Цит. по: Трансцендентально-герменевтическое понятие языка// Вопросы философии. 1997, № 1, с. 77.

7 Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992, с. 18-19

8 Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994, с.244.

9 Штайнер Р. Теософия. Ереван, 1990, с. 90.

10 Гартман Н. Эстетика. М., 1958, с. 291.

11 Бонфельд М. Музыка: язык, речь, мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Вологда, 1999. http: //www.booksite.ru/ fulltext/bon/fel/bonfeld/01/htm бритвы», с одной стороны которой - философия, с другой -эстетика музыки. Поэтому острота поставленного вопроса о природе эстетического в музыке определяет его актуальность.

Степень разработанности проблемы.

Проблему природы эстетического в музыке можно условно разделить на три группы: к первой относятся вопросы, связанные с уточнением понятия «субъективное» и соотнесением с ним понятия «эстетическое в музыке»; ко второй - объективность понятия «эстетического в музыке» и основания для утверждения объективности; к третьей - вопросы, касающиеся ценности природы эстетического в музыке.

В истории философии выделяют различные подходы как в анализе сознания («субъективного»), так и в описании музыки. Классическая традиция, уходящая своими корнями в античность, рассматривала мир как единый и неделимый, а безличное начало определяла понятием «душа», музыку называла поводырём «души» по пути к нравственности.

Проблема души и тела (сознания и бытия) как философская парадигма была поставлена в античном мире (учения софистов, Сократа, Платона12, Аристотеля13, Секста Эмпирика14, Плотина15).

В философии Нового времени формируется представление о сознании как замкнутом в себе внутреннем мире, сознание предстаёт как самосознание, саморефлексия, а музыка как

1 Л'~] 1С -I 0 человеческий дух (Декарт , Гоббс , Буало , Лейбниц ), для

12 Платон. Собр. соч., в 4-х т. М.,1994. Т.З, с. 450.

13 Аристотель: Метафизика. М., 1934, с.121.

14 Секст Эмпирик. Соч. в 2-х т. М., 1976, с. 198.

15Плотин. Цит. по: http://www.booksite.ru/fulltext/bon/feld/bonfeld/0118.htm

16 Декарт Р. Компендиум музыки. Цит. по: Гилберт К., Кун Г. История эстетики, М., 2000, Кн. 1, с.225.

17 Гоббс Т. Левиафан.Там же, с. 227.

1 Я

Буало Д.Н. Рассуждение о поэтическом методе. Цит по: Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М., 2000. Кн.1, с.232.

19 Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. Соч. в 4-х т. Т. 2. М., 1983. музыки также разрабатываются «теория аффектов» и теория подражания (Ж-Ж. Руссо, аббат Морелли, Шабанон).

Натуралистическая философия рассматривает сознание в качестве функции мозга (Ламетри Ж.О., Кабанис П.Ж.Ж., Гольбах П.А.). Английская философская школа психологического направления исходную точку любого исследования понимает не во всеобщей разумной истине, а в конкретном психологическом явлении (Локк Д., Юм Д., Шефтсбери А.Э.К., Беркли Д.).

В диссертационном исследовании для полноты рассмотрения вопроса природы эстетического в музыке в контексте вышесказанного автор обращается к теоретическому наследию немецкой классической философии, которая раскрыла сложную многоуровневую природу сознания, значение обобщения и формирования самосознания, воли и ценностей как феноменов индивидуального сознания (Кант И., Гегель Г.В.Ф.). Выделяется новое направление в области человеческого познания - эстетика (Баумгартен А.Г., Мендельсон М., Винкельман И.И., Лессинг Г.Э., Шиллер И.Ф., Гёте И.В.). Музыка в это время обретает свою лл эстетическую теорию, эстетику музыки (Шубарт Д. , Гердер И., Новалис, Зольгер К., Ганслик Э., Вагнер Р., Шопенгауэр А., Ницше Ф.).

В современной философии ХХ-го века разрабатывается феноменологическая традиция, рассматривающая сознание и субъективность как специфический вид бытия (Гуссерль Э., Шел ер М., Хайдеггер М., Мерло-Понти М., Штайн, Ландгребе, Рассел Б., Гурвич Г.Д., Шюц А., Шпет Г.Г., Лосев А.Ф., Сартр Ж.П., Бергсон А., Левинас Э., Рикер П., Деррида Ж.).

20 Шубарт К.Ф.Д Цит. по: Муз.эстетика Западной Европы ХУП-ХУШ веков. М., 1971, с. 45.

В последние два десятилетия уходящего века особенно остро встаёт проблема определения понятия «материя», главной категории бытия21, а также предпринимаются новые шаги в

ОО изучении сознания , чему посвящены работы современных философов (Молчанов В.М., Бородай Ю.М., Мамардашвили М.К., Ильенков Э.В., Дельгадо X., Фишбах Д.Д., Патнем X., Лекторский В.А., Нуждин Г.А., Штумпф К., Виндельбанд В., Сперри Р.У., Иванов Е.М., Дубровский Д.И., Сёрл Дж., Марголис Дж., Роуз С., Эрдман Б., Вунд В., Найсер У., Рибо Т., Сабощук А.П. и др.).

Важным пунктом в диссертационном исследовании по проблеме природы эстетического в музыке является применение методологических принципов в анализе вопросов соотношения

23 искусства и общественного сознания (Барабаш Ю.Я. , Гулыга A.B.24, Гроссе Э., Басин Е.Я., Разумный В.А. , Давыдов Ю.Н.25, Зись А.Я., Натев А., Недошивин Г.А., Павлов Т., Оганов A.A., Филипьев Ю.А., Яковлев Е.Г.).

Кроме того, в анализе природы эстетического автор опирается на теоретические работы, посвящённые общим эстетическим проблемам (Громов Е.С., Шестаков В.П., Каган М.С., Симонов П.В., Асмус В.Ф., Лосев А.Ф., Столович Л.Н., Лукач Д., Коллингвуд Р., Пеппер С., Хатчесон Ф., Гартман Н., Гадамер Г-Г.,

21

Нуриев Д.А. «О двух направлениях разработки проблемы материи в философии и категории практики». Научное познание и практика. - Уфа, 1981, с. 81. В 1986 году в Институте философии АН СССР состоялась дискуссия по проблеме истолкования категории «материя», были выделены две полярные трактовки понятия материи: первая - материя как физический объект; вторая - материя как категория социальная, определяемая в контексте человеческой практики. Цит. по книге: Лисин А.И. Идеальность. Часть 1. М., 1999, с. 37.

23

Барабаш Ю.Я. Искусство как объект комплексного изучения.- Вопросы философии, 1974, №10.

24 Гулыга A.B. Пути мифотворчества и пути искусства. - Новый мир, 1969, №5. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М., 1968.

Ортега-и-Гассет X., Лало III., Паркер де В.Г., Липпс Т., Кроне Б., Гилберт К., Кун Г., Хейл Б.Ч., Хесперс Дж., Дьюи Дж., Дюфрен М., Афасижев М.Н., Поспелов Г.Н. и др.).

В работе учитывается опыт дискуссии о природе эстетического, проходившей у нас в стране в конце 50-х - 60-х годах. В ходе дискуссии выявились две позиции: «природная» и «общественная». Каждое направление имело свои достижения и трудности. «Природники» (Астахов И., Овсянников М), понимая эстетическое как свойство природы, лишали «эстетическое» его общественного смысла. Их концепция оказалась не в состоянии объяснить категории эстетики.

Общественники» (Столович JL, Борев Ю. и др.), признающие за «эстетическим» объективное свойство явлений, относили понимание природы эстетического к сфере освоенного человеком мира. Однако при этом «общественники» недооценивали естественней фактор ,, ? что деятельность человека пролегает в русле, проложенном природой, и что ь i Г е tu еТ сущность человека закдаоме-Рно'^Гёго природного происхождения. В 70-е годы Буров А. приходит как бы к синтезу крайних точек зрения: «.эстетическое имеет как природную, так и общественную основу»26.

Автор пытается рассмотреть один из возможных путей объяснения объективной природы эстетического через сферу субъективного.

В работе по проблеме эстетического в музыке учитываются результаты исследований в области музыкально-эстетического сознания (Вагнер Р., Гёте В., Асафьев Б.В., Ганслик Э., Гербарт И.Ф., Фехнер Г.Т., Риман Г., Мюллер-Фрайенфельс Р., Зих О., Мерсманн Г., Курт Э., Сохор А.Н., Фарбштейн A.A., Медушевский

26 Буров А. Эстетика: проблемы и споры. М.,1975, с. 69.

В.В., Назайкинский Е.В., Холопова В.Н., Холопов Ю.Н., Чередниченко Т.В., Барсова И., Денисов Э.В., Дальхауз К., Раппопорт С.Х., Шестаков В.П., Михайлов A.B., Арановский М., Акопян J1.0., Аркадьев М.А., Шахназарова Н.Г., Ручьевская Е.А., Яворский Б.Л., Муха А.И., Пясковский И.Б., Ю.Н., Адорно Т., Вебер М., Мерсман М., Кречмар Г., Кассирер Э., Ингарден Р., Эггебрехт Э., Кин Д., Хосперс Д., Арнхейм Р., Лисс А., Штайнер Р., Ритмюллер А., Лисса 3., Беркер А., Чейли Ж., Врайн Э., Хулиан Каррийо и др.).

В диссертации не обойдён вниманием автора исследовательский материал, накопленный естествознанием конца XlX-ro и ХХ-го веков: нейрофизиологией (Павлов, Бехтерев, Мертц, Адлер, Спиртов, Рейц, Ферэ, Тарханов, Догель, Васильев, Виноградов, Анохин, Лурия); а также институтами и лабораториями, работавшими над исследованиями влияния музыки на человека: Государственный рефлексологический институт (Рец, Спиркин, Зарицкая, Невинская); физиологические лаборатории академика Павлова И.П. в институтах экспериментальной медицины, высшей нервной деятельности, физиологии (Иванов-Смоленский А.Г., Клещев С.); Ленинградский институт истории и теории искусства (Малевич, Филонов, Матюшкин); Государственный институт музыкальной науки (ГИМН) в Москве в 20-е - 30-е годы; Азербайджанский институт физиологии в Баку (Гаджиев А.Г.); Московский университет (Леонтьев А.Н., Гиппенрейтер Ю.Б., Овчинникова О.В.); Пермский медицинский институт (Полякова В.Б.); Казанское творческое объединение «Прометей» (Галеев Б.М., Зорин С.М., Ванечкина И.Л., Сайфуллин Р.Ф., Букатин В.П.); Иркутский ВЦ СО РАН (Егоров А.И., Дубровский В.В.); отделение РАН сенсорной биологии и технологии (Варфоломеев С.Д., Евдокимов Ю.М.,

Островский М.А.); Международный университет передовых наук

• 27

Испания (Universidad internacional de ciencias de vanguardia S.C.) , Институт Монрой - США (Instituto Monroy)28, (Centerpointe Research Institute)29.

Берутся также во внимание труды по теоретическому музыкознанию (Мазель JI.A., Способин И.В., Тюлин Ю.Н., Скребков С.С., Протопопов В.В., Друскин М.С., Ярустовский Б.М.).

Итак, предметом исследования в диссертации является эстетическое сознание, а объектом исследования - область эстетического в музыке.

Цель исследования - обоснование доказательства объективности природы эстетического в музыке, в связи с чем поставлены следующие задачи:

-выявить основания генезиса природы эстетического в музыке; -обусловить объективность природы эстетического в музыке и прекрасного как эстетической категории; -определить ценность природы эстетического в музыке.

Методологическая основа диссертационного исследования

Сложность и многогранность предмета исследования потребовали сочетания философского и эстетического подходов к проблеме природы эстетического в музыке в контексте её значимости для искусства и общества. При изучении философского материала использовались методологические принципы феноменологического и диалектического анализа, конкретности, преемственности, критичности. Анализ проблематики осуществлялся на основе эстетических представлений о сущности природы эстетического в музыке,

27 См.: http://www.drzurita.com/UNICVA/suministro.html См.: http://www.clubavalon.com/hemi-sync/htm

90 См.: http://www.pnlmexico.8m.com/moreresources.htm закономерности его образования и выражения эстетического в прекрасном.

Диссертация основывается, как уже сказано, на идеях представителей мировой философской мысли, а также теоретиков искусства, эстетиков, культурологов, психологов, теоретиков музыкознания, композиторов.

Методы исследования обусловлены спецификой решения поставленных задач и целью исследования:

- структурно - аналитический анализ природы эстетического в музыке;

- критико - феноменологический анализ при рассмотрении учения И. Канта о трансцендентальной эстетике.

Положения, выносимые на защиту:

- соотнесение области эстетического в музыке со сферой субъективного;

- выявление объективности эстетического в музыке через субъект;

- осмысление ценности эстетического в музыке.

Конкретные результаты исследования и их научная новизна

В диссертации выявлены основания генезиса эстетического в музыке, имеющие значение для понимания его природы.

Установлено, что эстетическое есть часть сферы субъективного. При этом природа эстетического в музыке соответствует природе сферы субъективного и обладает его свойствами: целостностью, качественной разнородностью, временной нелокальностью, синтетичностью. В ходе синтетического действия сознания субъекта образуются новые качественные понятия: «осмысленное чувство» и «чувственный смысл».

Обоснован процесс соединения чувственных представлений и логических понятий в синтетические образования (эстетический смысл и эстетическое чувство), происходящий в сознании субъекта как взаимодействие многообразных составляющих.

Выявлена взаимосвязь составляющих компонентов эстетического в музыке: эстетического смысла и эстетического чувства.

Показана диалектика взаимосвязей эстетического чувства и эстетического смысла, которые в результате простых индивидуальных синтезов преобразуются в сложное качество.

Определены условия сложного синтеза на основе суммационного обобщения качественных разнородностей, в результате которого возникает сложное синтетическое образование; оно закрепляется в сознании, переживается, о его наличии может свидетельствовать субъект, тем самым объективируя его как эстетическое осмысленное чувство.

Рассмотрены условия (пространство и время), необходимые для образования объективного осмысленного чувства субъекта, что и составляет содержание прекрасного, в результате естественного процессуального взаимодействия многообразного путём услышанной, воспринятой, пережитой музыки. Эстетическое в музыке, содержанием которого является осмысленное субъектом чувство, даёт возвышенное восприятие жизни и в этой связи служит одной из благородных целей саморазвития человека.

Тем самым эстетическое определяется как осмысленное чувство, существующее в качестве высшей ценности саморазвития личности.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Природа эстетического в музыке"

Заключение

Эстетическое в музыке, исследование разных сторон которого, в частности и главным образом природы эстетического, составило содержание диссертации, формирует гармоничное восприятие жизни и в этой связи служит одной из благородных целей развития и саморазвития человека.

Общение человека с миром, как известно, начинается через органы чувств. Благодаря им происходит познание окружающей действительности. Физическое отсутствие какого-нибудь из них -невосполнимая потеря, органы чувств не имеют дубликаторов, например, нельзя зрением услышать музыку, равно как и ухом нельзя определить сладость сахара.

В связи с постановкой вопроса об изучении природы эстетического в музыке, в частности человеческих способностей, следует отметить, что одной из важнейших особенностей психики человека является «возможность очень широкой компенсации одних свойств другими, так что недостающая способность может быть в очень широких пределах замещена другими, высоко 1 развитыми у данного человека» . В подтверждение этой позиции можно привести в качестве доказательства наличия у человека беспредельных возможностей в познании мира пример слепоглухонемой Ольги Скороходовой, которая лишилась зрения и слуха в том возрасте, когда потеря их была равносильна врождённой слепоглухоте. Вот отрывок из стихотворения Ольги Скороходовой, в котором содержится, как утверждает Теплов,

I ^

Теплов Б.М. Психологическая характеристика личности. Цит. по: http: //www/ellib гагу .ru/books/teplo v/2-1 - 1/htm ответ на то, как можно писать стихи тому, кто не видит и не слышит:

Думают иные - те, кто звуки слышат, Те, кто видят солнце, звёзды и луну: Как она без зренья красоту опишет, Как поймёт без слуха звуки и весну!? Я услышу запах розы и росы прохладу, Легкий шелест листьев пальцами ловлю, Утопая в сумрак, я пройду по саду, И мечтать готова, и сказать люблю. Я умом увижу, чувствами услышу, А мечтой привольной мир я облечу. Каждый ли из зрячих красоту опишет, Улыбнётся ль ясно яркому лучу? Но имею больше - чувств живых простор: Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем

134

Я соткала жизни красочный узор.

Однако - и это следует особо подчеркнуть - приведённое никоим образом не доказывает способности без слуха слышать музыку, а наоборот, прочерчивает мысль, что прекрасное, несмотря на неслышимость, невидимость, можно «увидеть умом», а это как нельзя точно указывает на субъективность эстетического. Впрочем, в оценке конкретного явления, индивидуального случая исследователь, очевидно, прав, но это нельзя обобщать, придавая ему характер теоретического вывода.

Тем не менее нам важно в заключении нашего исследования подчеркнуть, что объективность выступает как осмысленное

134 Теплов Б.М. Психологическая характеристика личности, http: //www.ellidrary /ги/books/teplo v/2-1-1 /htm. чувство. С одной стороны, слушая музыку, мы понимаем, что она красива безупречностью своей формы, её звуки, сплетённые в звуковые кружева, чаруют своей бесконечной радужной красотой; с другой стороны, музыка будит в нас чувства, заставляя всё человеческое существо слиться с нею. «Не ощущая» закреплённых за звуком его физических качеств, но «слыша» в своём «внутреннем бытии» волшебные звучания, созданные фантазией композитора, мы предаёмся наслаждению своего чувства. Переживание этого чувства, осмысление переживания - это путь к созданию ценности. Ингарден говорил о «додумывании

135 переживания» , но под этим он понимал домысливание того чувства, которое композитор не показывает в своём произведении, тем самым создавая возможность для слушателя дополнить эмоциональный строй произведения личным переживанием.

Ещё раз повторим, как происходит объективация эстетического в музыке. Для того чтобы сказать, что музыкальное произведение красиво, его необходимо услышать и вынести своё суждение; для суждения нужно иметь способность; способность не может возникнуть как природное качество мышления; для этого нужно научиться иметь способность; имея способность, научиться судить; научиться судить означает иметь вкус; даже, имея вкус, необходимо иметь развитой эмоциональную сферу; иметь развитую эмоциональную сферу - стремиться развивать её (мы учитываем различный характер людей); стремлением к саморазвитию обладают все люди. Для возникновения эстетического недостаточно только определения одной красоты; красоту требуется осмыслить и убедиться, в самом деле вещь красива или нам это только кажется; включается способность суждения и определяется красота; далее, проверяется,

135 Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.,1962, с. 386. удовлетворяет или не удовлетворяет нас суждение красоты; если удовлетворяет, то следующее за этим действие - переживание; переживание связано с возникновением прекрасного; последующий этап - осмысление прекрасного чувством приводит к образованию эстетического идеала.

Таким образом, образование ценности эстетического в музыке связано, с одной стороны, с озвученным музыкальным произведением, с другой - с возникновением эстетического осмысленного чувства. Другими словами, путь к прекрасному в музыке лежит через осмысление музыкальной действительности чувством, в установлении цели достижения красоты жизни, счастья, добра.

Следует сказать - и это являлось исходным импульсом к исследованию - что только в результате постоянного процесса воспитания и самовоспитания формируется в человеке необходимая ему сфера осмысленных переживаний.

Это является как бы контрапунктом к кантовскому априорному опыту, так как не существует врождённых сознательных качеств. Приобретение их, а также эстетическое отношение к действительности есть результат эволюционного развития индивидуума. Поэтому природа эстетического в музыке так важна для человека.

Музыка, услышанная нами и явленная нам, открывающая мир, который есть и бытие, и сознание, и первозданная основа и сущность, служит благородным целям развития и саморазвития человека, ибо, повторим вслед за философом-эстетиком, «жить 1 музыкально - значит молиться всему» .

136 Лосев А.Ф. Форма-стиль-выражение. М., 1995. Цит. по: http://www.relga.ru/n31 .1Шп

99

Стремление выразить себя в прекрасном означает желание развития самого себя в мире, естественной гармонией которого выступает эстетическое постижение музыки.

 

Список научной литературыФокин, Сергей Константинович, диссертация по теме "Эстетика"

1. Аберт Г. В.А. Моцарт. Ч.И, кн. 1. М.: 1983. 4.II, кн. 2. М.: 1985.

2. Абрамов А. О специфике музыкального содержания // Эстетические очерки. М.: 1973, вып. 3.

3. Абрамян JI.A. Идеально ли идеальное? // Вопросы философии, 1987, № 10.

4. Абрамян Л.А О реальности идеального. Ереван: 1989.

5. Аванесов Р.И. Мелодия и речь (мысли и заметки). М.: 1986.

6. Аверинцев С. «Аналитическая психология» К.-Г. Юма и закономерности творческой фантазии. О современной буржуазной эстетике, 3. М.: 1972.

7. Аветян Э. Смысл и значение. Ереван: 1979.

8. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: 1987.

9. Акопян Л.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М.: 1995.

10. Аль-Фараби. О разуме и науке. Алма-Ата: 1975.

11. Александрова Л.В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект. Новосибирск: 1995.

12. Альбрехт Э. Критика современной лингвистической философии. М.: 1997.

13. Алыпванг А. Избр. соч. в 2-х тт. М.: 1964.

14. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека //Познавательные процессы: ощущение, восприятие. М.: 1982.

15. Аникст A.A. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М.: 1983.

16. Анохин П.К. Избранные труды: философские аспекты функциональной системы. М.: 1978.

17. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М.: 1986.

18. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. М.: 1974.

19. Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997, № 1.

20. Арановский М. Мышление, язык, семантика. М.: 1974.

21. Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: 1998.

22. Арановский М. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора. Бессознательное. Т. 2. Тбилиси: 1978.

23. Арановский М. Интонация, отношение, процесс // Советская музыка, 1984, № 12.

24. Арановский М. К интонационной теории мотива//Советская музыка, 1988, № 6.

25. Аристотель. Сочинения в 4-х тт. М.: 1975.

26. Аркадьев М. Временные структуры новоевропейской музыки. М.: 1993.

27. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

28. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М.: 1971. Кн. 1-2.

29. Асафьев Б.В. (Глебов Игорь) Ценность музыки // De Música, Пгр.: 1923.

30. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.-Л.: 1965.

31. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX столетия. М.: 1930.

32. Асафьев Б.В. Критические статьи и рецензии. М.-Л.: 1967.

33. Асафьев Б.В. Симфонические этюды. Л.: 1970.

34. Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. Л.: 1972.

35. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М.: 1965.

36. Афасижев М.Н. Эстетика Канта. М.: 1975.

37. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. Л.: 1976.

38. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: 1979.

39. Баскин М.П. Теория эстетического в современной эстетике // Эстетическое. М.: 1964.

40. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. М.: 1923.

41. Беляева-Экземплярская С.Н. Восприятие мелодического движения. М.: 1929.

42. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: 1989.

43. Беркли Дж. Сочинение. М.: 1978.

44. Бергсон А. Материя и память // Собрание сочинений. М.: 1992. Т. 1.

45. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Собрание сочинений. М.: 1992. Т. 1.

46. Бессознательное. Тбилиси: 1978 (тт. 1, 2, 3), 1985 (т.4).

47. Бетховен Л. Письма: 1787-1811. М.: 1970.

48. Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Вып. 1. М.: 1989.

49. Бодлер Ш. Цветы зла. М.: 1908.

50. Бонфельд М. Музыка: язык, речь, мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Вологда, 1999. http://www.booksite.ru/fulltext/bon /fel/bonfeld/01/htm

51. Борев Ю.Б. Эстетика, в 2-х тт. Смоленск: 1997.

52. Булез П. Музыкальное время. М.: 1995.

53. Буров А.И Эстетическая сущность искусства М.: 1956.

54. Валентайн К. Психология красоты. Л.-М.: 1926.

55. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: 1984.

56. Вебер М. Рациональные и социологические основания музыки. М.: 1994.

57. Веккер Л.М. Психические процессы. Л.: 1974. Т. 1.

58. Венгер Л.А. О путях изучения генезиса сенсорных способностей// Генезис сенсорных способностей. М.: 1976.

59. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. Пг.: 1922.

60. Виндельбанд В.О. О свободе воли / /Избранное. Дух и история. М.: 1995.

61. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: 1958.

62. Витгенштейн Л. Философские работы. М.: 1994.

63. Вовенарг Л. Душа и тело. Спб.: 2000.

64. Вопросы эстетики. Вып. 8, 9.

65. Восприятие музыки. М.: 1980.

66. Вунд В. Душа и мозг. Спб.: 1901.

67. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: 1968.

68. Газзанига М. Расщеплённый человеческий мозг // Восприятие. Механизмы и модели. М.: 1974.

69. Галеев Б.М. Поющая радуга. Рассказы о светомузыке и светомузыкантах. Казань: 1980.

70. Гамаюнов М.М. К учению Лосева А.Ф. о музыке как жизни «чисел». М.: 1991.

71. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном: опыт поверки музыкальной эстетики, 2-е изд. М.: 1910.

72. Гартман Н. Эстетика. М.: 1958.

73. Гаспаров Б. Некоторые вопросы структурного анализа музыкального языка. Труды по знаковым системам, IV. Тарту: 1969.

74. Гаспаров Б. Некоторые дискриптивные проблемы музыкальной семантики. Труды по знаковым системам, VIII, Тарту: 1977.

75. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3-х. тт. М.: 1977.

76. Гегель Г. Эстетика. В 4-х тт. М.: 1971.

77. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: 1990.

78. Гендель М. Музыкальная гамма и схема эволюции. М.: 1999.

79. Герцман Е. Античное музыкальное мышление. JL: 1986.

80. Герцман Е. Византийское музыкознание. JI.: 1988.

81. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: 1988.

82. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. В 2-х кн. М.: 2000.

83. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Д.: 1985.

84. Гроф С. За пределами мозга. М.: 1992.

85. Гуссерль Э. Феноменология//Логос: 1991, №1.

86. Гуссерль Э. Феноменология как строгая наука. Новочеркасск: 1994.

87. Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология. М.: 1992.

88. Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. Спб.: 2000.

89. Гроф С. За пределами мозга. М.: 1992.

90. Давыдов Ю. Искусство как социологический феномен. М.: 1968.

91. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. М.-Л.: 1964.

92. Декарт Р. Сочинения в 2-х тт. М.: 1989-1993.

93. Делез Ж. Логика смысла. М.: 1995.

94. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: 1986.

95. Друскин М. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды, 2-е изд. Л.: 1979.

96. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М.: 1971.

97. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М.: 1980.

98. Дубровский Д.И. Психика и мозг результаты и перспективы исследований // Мозг и разум. М.: 1994.

99. Есипова М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре//Вопросы философии, 1994, №6.

100. Зак В. Броскость лада в песенной интонации (развивая идеи Асафьева). Проблемы музыкальной науки, вып. 6. М.: 1985.

101. Здравый смысл. М.: 1996, №1, 1997.

102. Зеки С. Зрительные образы в сознании и в мозге // В мире науки. 1992, №№11-12.

103. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы философии, 1991, №2.

104. Зись А.Я. Философия мышления и художественное творчество. М.: 1987.

105. Золтаи Д. Этос и аффект. М.: 1977.

106. Зольгер К.-В.-Г. Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве. М.: 1978.

107. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б., Корсаков И.Л. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: 1984.

108. Иванов Е.М. Проблема поиска субстрата субъективной реальности. М.: 1993.

109. Иванов Е.М. Физическое и субъективное: поиски аналогии. Саратов: 1997.

110. Ильенков Э. Диалектическая логика. М: 1972.

111. Ильенков Э. Психика и мозг // Вопросы философии. 1968, №1.

112. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: 1962.

113. История эстетической мысли, в 6-ти тт. М.: 1984-1987.

114. Каган М.С. Морфология искусства. JL: 1972.

115. Кальоти Дж. От восприятия к мысли. М.: 1998.

116. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М.: 2000.

117. Карп П. Младшая муза. М.: 1997.

118. Кант И. Сочинения в 6-ти тт. М.: 1964-1966.

119. Кант И. Сочинения в 4-х тт. М.: 1993-1994.

120. Кант И. Критика чистого разума. Пер. Лосского Н.О. М.: 1999.

121. Кант И. Из рукописного наследия. М.: 2000.

122. Карманов К. Логика идеального. Амстердам: 2000.

123. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. Санкт-Петербург: 1997.

124. Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки. Вопросы музыкознания. Л.: 1960.

125. Кечхуашвили Г.Н. Из опыта экспериментального исследо- у вания внемузыкальных представлений при восприятии музыки. Художественное восприятие. Л.: 1971.

126. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. М.: 1983.

127. Козлова H.H., Межуев В.М., Толстых В.И. Общественное сознание: результаты и перспективы исследования. Вопросы философии. 1977, №7.

128. Кондратенко Ф.Д. Эстетическое как отношение. Эстетическое. М. 1964.

129. Костюг А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения. Вопросы психологии. 1963, №2.

130. Костюг А.Г. Культура музыкального восприятия. Художественное воспитание. Л.: 1971.

131. Котляревский И.А. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания. Методы изучения и классификации. К.: 1983.

132. Леви-Стросс К. Мифологики. Т.1. М.-Спб.: 2000.

133. Левик Б.В. Рихард Вагнер. М.: 1978.

134. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: 1980.

135. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: 1975.

136. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М.: 1967.

137. Лисин А.И. Идеальность. Ч. 1. М.: 1999.

138. Лолер Дж. Коэффициент интеллекта. М.: 1982.

139. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. Из ранних произведений. М.: 1990.

140. Лосев А.Ф. Эстетическое. Философская энциклопедия. М.: 1970.

141. Лосский Н.О. Типы мировоззрений // Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: 1995.

142. Лотман Ю. Структура художественного текста. М.: 1970.

143. Лукач Д. Своеобразие эстетического. В 4-х тт. М.: 1985.

144. Мазель Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки. Интонация и музыкальный образ. М.: 1965.

145. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М.: 1972.

146. Мамардашвили М.К. К вопросу о материалистической схеме анализа сознания (по работам К.Маркса). Социальная природа познания. М.: 1973.

147. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии, 1990, №10.

148. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: 1993.

149. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: 2000.

150. Марголис Дж. Личность и сознание. М.: 1986.

151. Марков М.И. Искусство как процесс. М.: 1970.

152. Маркус С. История музыкальной эстетики. М.: 1968.

153. Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработке зрительных образов. М.: 1987.

154. Медушевский В.В. Художественная картина мира. Л.: 1986.

155. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М.: 1988.156. Мозг. М.: 1981.

156. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: 1996.

157. Мосидзе В.М. Пациенты с расщеплённым мозгом // Бессознательное. Тбилиси: 1978. Т. 1.

158. Музыкальная эстетика Германии XIX века, в 2-х тт. М.:1981.

159. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. М.: 1971.

160. Музыкальная эстетика стран Востока. М.: 1966.

161. Музыкальная эстетика Западноевропейского средневековья и Возрождения. М.: 1966.

162. Муха А.И. Процесс композиторского творчества. К.: 1979.

163. Надеждин Н.И. Сочинения в 2-х тт. Спб.: 2000.

164. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: 1972.

165. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.:1982.

166. Найсер У. Познание и реальность. М.: 1981.

167. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: 1989.

168. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: 1993.

169. Невважай И.Д. Свобода и знание. Саратов: 1995.

170. Ницше Ф. Воля к власти. М.: 1994.

171. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: 1984.

172. Орлов Г. Семантика музыки. Проблемы музыкальной науки, 2.М.: 1973.

173. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М.: 1984.

174. Ортега-и-Гассет H. Musicalia. M.: 1991.

175. Очеретовская H.JI. Об отражении действительности в музыке. JL: 1979.

176. Платон Сочинения в 4-х тт. М.; 1989.

177. Плотин. Космогония. М.: 1995.

178. Плотин. Энниады. М.: 1995.

179. Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: 1985.

180. Проблемы музыкального мышления. М.: 1974.

181. Прозерский В.В. Критический очерк эстетики эмотивизма. M.: 1983.

182. Протопопов С. Элементы строения музыкальной речи. Ч. 1. M.: 1930.

183. Пузырей A.A. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. М.: 1986.

184. Пясковский И.Б. Логика музыкального мышления. Киев: 1987.

185. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. M.: 1969.

186. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: 1972, 2-е изд.

187. Раппопорт С.Х. О природе художественного мышления. Эстетические очерки. М.: 1967.

188. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М.: 1957.

189. Расщеплённый мозг. Тбилиси: 1972.

190. Роуз С. Устройство памяти: от молекул к сознанию. М.: 1995.

191. Роджерс X. Теория рекурсивных функций: эффективная вычислимость. М.: 1972.

192. Рорти Философия и зеркало природы. Новосибирск: 1997.

193. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: 1973, 2-е изд.

194. Сабощук А.П. О чувственных предпосылках мышления. Проблема адекватности и идеальности чувственного образа. Кишинёв: 1984.

195. Сирл Дж. Разум мозга компьютерная программа // В мире науки, 1990, № 3.

196. Сознание и физический мир. М.: 1991.

197. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: 1961.

198. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанров в музыке. М.: 1968.

199. Сперри Р.У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения // Мозг и разум. М.: 1994.

200. Спивак Д.Л. Язык при изменённых состояниях сознания. Л.: 1989.

201. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: 1983.

202. Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал. М.: 1969.

203. Стравинский И.Ф. Диалоги. Л.: 1971.

204. Суворов О.В. Сознание и абсолют. М.: 1999.

205. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: 1979.

206. Тарасова К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма. Генезис сенсорных способностей. М.: 1976.

207. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия. Известия АПН РСФСР. М.: 1947, вып. 11.

208. Теплов Б.М. О музыкальном переживании. 35 лет научной деятельности Д.Н.Узнадзе. Тбилиси: 1945.

209. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. M.-JI.: 1947.

210. Тремнер Е. Гипнотизм и внушение. Кишинёв: 1991.

211. Трубецкой С.Н. Основания идеализма // Русские философы конца XIX середины XX века. М.: 1994.

212. Туровский М.Б. Предыстория интеллекта. М.: 2000.

213. Уитроу Д. Естественная философия времени. М.: 1964.

214. Фарбштейн A.A. Музыка и эстетика. JL: 1978.

215. Франк C.JI. Предмет знания. Душа человека. Спб.: 1995.

216. Франк C.JI. Непостижимое // Сочинения. М.; 1990.

217. Фресс П. Эмоции. Экспериментальная психология. М.: 1975, вып. 5.

218. Хайдегер М. Время и бытие. М.: 1993.

219. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.

220. Хилл Т.И. Современные теории познания, М.: 1965.

221. Хосперс Д. Содержание в музыке. М.: 1990.

222. Цехмистро И.З. Поиски квантовой концепции физических оснований сознания. Харьков: 1981.

223. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: 1972.

224. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. М.: 1994.

225. Чередниченко Т.В.Типология советской массовой культуры. М.: 1994.

226. Чичерин Г. Моцарт. Исследовательский этюд. Л.: 1979.

227. Чуприкова Н.И. О психике и её материальном субстрате в свете тенденций современной нейрофизиологии // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М.:1978.

228. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга. М.: 1985.

229. Шахназарова Н.Г. Асафьев: теория интонации и проблема реализма. В кн.: Художники социалистической культуры. Эстетические концепции. М.: 1981.

230. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: 1966.

231. Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х тт. М.: 1987.

232. Шейн С. Теория симфонизма в толковании Б.В. Асафьева. Проблемы музыкальной науки, вып. 6. М.: 1985.

233. Шестаков В.П. От эпоса к аффекту: история музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М.: 1975.

234. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М.: 1973.

235. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: 1971.

236. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск: 1999.

237. Штайнер Р. Теософия. Ереван, 1990

238. Штумпф К. Душа и тело // Новые идеи в философии. 1913, №8.

239. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т.1, 1975.

240. Эккерман И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. М.-Л.: 1934.

241. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: 1994.

242. Эрдман Б. Научные гипотезы о душе и теле. М.: 1910.

243. Юм Д. Сочинения в 2-х тт. М.: 1965.

244. Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи. Части 1-3. М.: 1908.

245. Якобсон П.М. Проблема психологии эмоций. Психологическая наука в СССР. М.: 1964. Т. 2.

246. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: 1958, 2-е изд. Ч. 1.

247. Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. М.: 1995.

248. Ярустовский Б. Как жизнь. Интонация и музыкальный образ. М.: 1965.

249. Adorno T.W. Fragment über Musik und Sprache. Tubingen: 1973.

250. Adorno T. Phylosophie der Neuen Musik. Frarnkfurt-am-Mein \слЬ'В ,

251. Barzun J. P. Pleasures of music. N.Y.: 1960.

252. Burjanek J. Hudebni mysleni. Brno-Praga: 1970.

253. Cooke D. The language of Music. L: Oxford. 1959.

254. Dahlhaus C. Fragmente zur musikalischen Hermeneutik 1992.

255. Dahlhaus C. Musikästhetik. Köln: 1976.

256. Eggebrecht H.H. Sprachmelodishe musikalische Forschungen. München: 1985.

257. Faltin P. Bedeutung ästhetischer Zeichen: Musik und Sprache. Achen: 1985.

258. Hameroff S. Quantum coherence in microtubultts //Tu. с & о n ; i q

259. Hubig Chr. Musikalische Hermeneutik und Musikalische Pragmatik. Regensburg: 1975.

260. Jiranek J. Esteticka funkce, norma a hodnota v hubde. Est, 1985/

261. Knepler G. Versuch eine historischen Grundlegung der Musikästhetik. Beitrage zur Musikwissenschaften, 1979.

262. Lissa Z. Nowe Szcice z Estetyki muzycznej. Krakov: 1975.