автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проблема автобиографизма в прозе Михайла Стельмаха 60-70-х годов

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Таран, Надежда Егоровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Проблема автобиографизма в прозе Михайла Стельмаха 60-70-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема автобиографизма в прозе Михайла Стельмаха 60-70-х годов"

КИЕВСКИЙ ОРДШ ЛЕНИНА И ОРДША ОКТЯБРЬСКОЙ РЖШЦШ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Им. Т.Г.ШЕВЧЕНКО

ПРОБЛША АВТОШОГРАФША В ПРОЗЕ .МШЙЛА СТШМАХА 60-70-Х ГОДОВ

Специальность: 10.01.02 - литература народов СССР

(украинская сове?окая)

Автореферат диссертации ка совоканае ученой степени кандидата филологических наун

На правах рукописи УМ В 83-3

ТАРАН Надежда Егоровна

Киев - 1990

Диссертация выполнена на кафедре украинской литературы Киевского государственного педагогического института ш.А.М.Горького,

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор И.А.ЛУЦЕНШ

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор 1,1, К.НАШ®, кандидат филологических наук, доцент Н.М.ГАЕВСКАЯ

Ведущая организация - Винницкий государственный педагогический институт Ш.Н.А.Островского,

Защита состоится " " _ 1990 года

в _ часов на заседании специализированного Совета Д 068,18,10

по защите диссертаций на. соискание ученой степени доктора филологических наук при Киевской государственном университета имени Т.Г.Певчейко /252017, Киев-17, бульвар Тараса Шевченко, 14, актовый зал/.

> С диссертацией шжно ознакомиться в библиотеке Киевского

4

государственного уннзерзитета иы.Т.Г.Шевчеико.

>

Автореферат разослан ПСА сА<Х_ 1990 г.

УчиагЛ со::ретарь епм;:идизироБг.шого Совета

доктор .-«дологических наук — Л.С.Де«ьяновская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

Усиление автобиографизма в произведениях различных жанров -важная черта литератур* народов СССР последних деоятилетий, свидетельство возрастающей роли творческой индивидуальности в культурной и общественной яизни, в решении проблем, которые сегодня приобретают особую остроту и значимость в условиях перестройки, борьбы против национально-духовной нивеляции человека, за нравственное оздоровление общества»

Аутуалурт идд.чалования обусловлена презде всего весомостью творчеакого наследия М.Стельмаха, в художественной практике которого использование автобиографизма имеет характер определенной закономерности и мотивируется стремлением передавать "одну чистую правду душ" /Н. Гоголь/} утверждением глубоко гуманистической концепции человека, осмыслением собственной судьбы как.неотделимой части судьбы народа.

Исследователи давно обратили внимание на автобиографический характер прозы М.Стелыдаха, Труда О.Бабшкина, И.Дузя, М.Дошгац-кого, А.Ррденко-Десняка, Й.Семенчука, П.Коионенко, О.Килимника, В.Марко, Г.%оня, Н.Жулинского, З.Голубевой и других свидетельствую? о боодшрм взимании ученых к вопросам художественного мае-терсува доза*'эля, Интересные суждения о таланте М.Стельыаха высказаны в статьях В,Дончика, М.Наенко, В.Яременко,ПДропко, И.Лу-ценко, П.Зедоенко, Н.Алекоеевой, В.Борцевского, й,Кравченко. Ватшые наблодения в этом плане были сделаны исследователями в связи с анализом таких произведений, как "Гуси-лебеди летят.,,", "Щедры" вечер", "Дума 9 тебе", "Четыре брода",

Однако даяе в лучших труда;:, где обстоятельно рассматривается разнообразные г ади творчеотза Ц,Стел>мах. ( вопрос азтобиогра'.цзма как пр:щципа художественной организации из.? о риала хотя и поднимался,

однако специально не рассматривался. Иногда он вызывал противоречивые суждения, которые не наши обобщений в этом аспекте. В некоторой степени это объясняется тем, что автобиографизм как эстетическая категория еще не имеет целостного теоретико-литературного обоснования. До настоящего времени остаются неизученными функции и значение автобиографизма в произведении, авторские приемы и способы трансформации жизненных £>актов в факты искусства. Частично этот пробел восполняет Б.Черяоиваненко в диссертации "Автор и гэроЛ Проблема автобиографичности ь прозаическом прокзведении'70десса, 1982/.

Исследования отдельных аспектов проблемы на материале русской /Е.Иванова, А.Пантелеева, М.Пахотва, Г.Ортова, А.Просвирнова, А.Морекинская, К.Котовчихина/, белорусской /В.Атршлкевич/, казахской /Л.Митесва/, узбекской /А.Кабшгова/п других национальных литератур свидетельствуют о разных подходах ж авторов к определении сущности автобиографизма, В украинском литературоведении этот вопрос подкиналса лишь б некоторых наблэденгях исследователей в связи с изучением сиешшх проблем /К.Жулйнский, К.Мазепа, Е.Шрттаевая- И.Ходоршшский, Г.Сивоконь и др#/.

Следует заметить, что на практике авт^оиограйизм обычно понимается как отобраяешш в художественных произведениях событий из низли автора или вызванных ими настроений. Токов определение дается, например, в Шевченковском словаре.* Аналогично трактует это понятие Б.Лесин.2 В основных ¡не справо®шх изданиях как обще-

1 Шев^ик1всысий словник: В 2-х т. /Б1дп. ред. е.П.Кирилюк. ~ Т.1.- К.: Видавкицтво УРЕ, 1977.- С.20-21.

2 Лесин В.М. Л{тепатурознавч! терм!ни: Дов1дник для учн!в,~ К.: Радянська шкала, 1985.- С.7.

«цшгаопедичеакого, так и специально-литературоведческого харак-■ера этот терлик на встречается.

Целью исследования является выявление специфики автобиографизма в повестях Ш.Стелы,та "Гуси-лебеди летят...", "Щедрый ве-[ер", "Дума о тебе", "Четыре брода" в контексте таю« проблем, :ак личность и время, художник и эпоха, форшгоование характера в ¡го этнической среде и др. На этом материале автор делает попытку обосновать выдвинутый им тезио об автобиографизме ;ак своеобразном принципе художественной >рганизации'ыатериала, который помогает пистоли глубже раскрывать правду дули, а через нов - большую правду шка. Ведь шрааая себя, худеет:ж внраяает тем самым и свою эпоху.

Рассматривал "автобиографизм", "автобиографичность" в их (зоишевязи, автор исследования, основываясь на накопленном науч-[ом опыте /труды Ч.Арнаудова, Л.Выготского, Л.Гикзбург, Г.Вязов-¡кого, А.Левидова, Л.Новыченко, З.Фагценко, Н.Крутиковой, С.Кры-ганивского и др./, предпринимает попытку разграничить эти понятия, уточнить их значения.

Отличие видится в том, что "автобио графич-[ о с т ь" оперирует фактами действительности /использование шеателем автобио графических материалов/, а "автобио-♦ р а ф и з м" - их имитацией. Иначе говоря, ^зтобндгрйищоехг фоявляется § обла22И_соде]хсацид, а ав^обио^ра^изм - 2 с£>ер§ 32 ЕШ-

Исходя из ¿того ставятся сяедутспр!е задачи: - проследить пути освоения азтобнограйизма как принципа художественно:* организации материала в творческой практике предшественников М.Стельшха;

- раскрыть специфику автобиографизма в дилогии М.Стельмаха "Гуси-лебедя летит.».", "Щедрый вечер"5

- показать особенности автобиографизма как черш авторской концепции человека в романах "Цума о тебе", "Четыре брода"

Методологической основой исследования является диалектико-матерналнстическое учение о формировании личности,о ведущей роли социального фактора в ее развитии, труда по методологии литературоведения и общих проблем истории и теории литературы. .

. В работе использованы историко-генатический и сравнительно-типологический метода исследования, которые обеспечивают конкретно-исторический анализ художественных произведений при соотнесении индивидуального стиля писателя с общим развитием литературного процесса, использование теоретических положении в научном осмыслении проблемы.

Материалом для исследования стали тексты произведений М.Стельмаха "Гуси-лебеди летят..." /1954/, "Щедрый вечер" /1967/, "Дума о тебе" /1969/, "Четыре брода" /1979/, их. архивные машинописные варианты о авторскими правкам;;, материалы музеев, личные встречи " беседы исследователя с членами семьи М.Стельмаха, статьи и выступлешгя писателя в печати, а также недавно опубликованные воспоминания знакомых и близких о нем.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней

- сделана попытка принципиально по-новому подойти к трактов ке автобиографизма кал: принципа художественной организации жизненного материала;

- впервые в украинском литературоведении на широком фактическом материале прослеживаются закономерности освоения автобиографизма в практике-''украинских пузанков;

- исследуются характер и специфика автобиографизма в прозаических произведениях М.Стельмаха 60--70-х годов /в структуре повествования, характерэобразовании, авторской концепции человека, раскрытии эпохи через душу писателя/. Настоящее исследование углубляет представлипш о формах и средствах воплощения авторской индивидуальности в художественном произведении, раскрывает новаторские поиски М.Стельмаха использования автобиографизма в художественно.» решении актуальных проблем времени.

Прз?стгческое значение диссертации. Основные наблюдения, положения и шзода работа имеют практическое значение для погоша-ния характерах особенностей современного литературного процесса. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейшем идейно-эстетическом освоении творчества М.Стелыгаха, при изучении литературы в вузе, средней школе, а также в воспитательной и массово-пропагандистской работе»

Апробация работы. Отдельные разделы диссертации и вся работа в целом обсуждались на заседаниях кафедры украинской литературы Киевского государственного педагогического института имени А.М.Горького. Результаты'исследования были апробированы на Всесоюзной /Николаев,1978/,республиканских научно-теоретических и практических конференциях /1978, 1987, 1908, 1990/, а также в учебно-воспитательном процессе вузов, школ, в работе на курсах повышения квалификации учителей при ОИУУ. Отдельные положения нашли свой отражение в публикациях, указанных а автореферате.

Структура и объем диссертации» Работа имеет введен з, три раздела, заключительную часть, список использованной литературы /176 наименований/. Основной текст работы - 174 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДШШШЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, рассматривается состояние изучаемой проблемы в современном литературоведе-. нии; определяются цели, задачи, научная новизна, теоретическое и практическое значение работы»

В первом разделе - "ПУТИ ОСВОЕНИЯ АВТОЕЮГРАЕША В УКРАИНСКИЙ ЛИТЕРАТУРЕ" - на материале конкретного анализа идейно-художественно! структур!, жанровой специфики произведений украинских прозаиков прослеживается динамика развития данной художественной категории в историческом аспекте. Это позволило сделать выводы о том, что автобиографизм изменялся в способах и формах выявления, (функциях и значении« Как правило, обращение к нему связано с самораскрытием личности автора, углублением психологизма в изображении человека, творческими поисками передачи авторского "переживания" и освоения мира.

Узе в древней литературе заметна открытая автобиографичность повествователей, с помощью которой они выражали свои взгляды, передавали личные переживания за судьбу земли, народа /апокрифы» жития, свете не повести, романы и др./. Такие произведения были не только средством нравственного влияния, но и художественным явлением, что показано в диссертации на примере "Поучения" Владимира Мономаха. Верлишшми же явлениями этого плана стали "Повесть временных лет" и особенно "Слово о полку Игореве".

Открытие ценности человека в эпоху Возрождения и Просвещения

значительно активизировало характерный для ХУШ ве.;а ¡нтерес к

>

биограйшгесклм произведениям, способам выражения политических, философских, морально-этических взглядов писателя. Об этом, например, свидетельствуют "Стрэкствования" В.Гркгоровнча-Бгрского,

б

Заметные сдвиги в развитии автобиографизма происходят в 40-60-х годах XIX века.В значительной мерз они обусловлены появлением тагах произведений, как "Записки молодого человека", "Былое и думы" А.Герцена, "Семейная хроника", "Детские годы" Багрова-внука" С.Аксакова, "Очерки бурсы" Н.Помяловского и других, в которых автобиографизм способствовал более глубокому показу действительности во всем ее противоречит!.

Качественна новый этап в развитии этого художественного явления в украинской литературе связан с именем Т.Шевченко. В творчестве Кобзаря автобиографизм наполняется глубоко гуманистическим содерханиш и обусловлен новой концепцией человека. Трансформация автобиографических материалов - воспоминаний о детстве /"Княгиня"/, яизни в Петербурге и встречи с выдающимися деятелями культуры /"Музыкант", "Кагглтанша", "Прогулка с удовольствием и не без морали"/, о гхизни в ссылке /"Близнецы", "Несчастны!!", "Варнак"/ усиливает народность и реализм произведений, их антикрепостнпческуп направленность, придает повествованию лирическую окраску. Далее все больше возрастает удельный вес автобиографического элемента в создании типичного образа - выходца из простого народа.

Проза Тараса Шевченко выявила неисчерпаемые возможности автобиографизма сочетать жанровые особенности повестей и мемуаров, путевых заметок и дневниковых записей, азтобг,графических эпизодов с ^вцдумкой,- описательностн и исторической достоверности - с беллетристикой. ......

В работе отмечается новаторство' Л.'ТЬйбтого /"Детство. Отрочество. Юность"/ в художественном освоенйл йозкх- фор* использования автобиографизма в раскрытии "диалектики дуй!1' ребенка,'' "о]!!' ванни всех и всяческих масок". Реалистические традиции русегсоМ'

?

гшсателя-гушниста нашли свое развита в произведениях А.Свидниц-кого, И.Франко, А.Тесленко и других украинских художников слова, ^ 70-90-х годах к автобиографизму обращается писатели различных направлений, вкусов, мировоззренческих позиций, Использо-ваниа его способствует более проникновенному изображению реалистических картин жизни различных слоев народа: рабочих /И.Франко/, шахтеров, интеллигентов /Б.Гршгченко/, духовенства /М.Павлык/, учительства, крестьянской интеллигенции /Ульяна Кравченко, Олена Пчилка/.

В аспекте традиций и новаторства в диссертации рассматриваются автобиографические произведения Ивана Франко о детях /сборник "Цапай Цирон та 1нш1 опов!дання", 1903/, в которых едва но впервые в украинской литературе показана история роота демократической революционной интеллигенции, те условия, в которых начиналось формирование "новых людей". И.Франко расширяет панрэвце сферы использования автобиограиизма, вводит в литературу "образки", "психологические рассказы", "очерки", "документальную повесть",

В конце XIX - начале XX века неизмеримо возрастает удельный вес психологического анализа не только в познании человека, но и в определении авторзкого отношения к эстетичеоки ооваиваемой действительности. Глубокий лиризм в сочетании с психологическим анализом, непосредственное" самовыражение характеров, передача обгек-*

тивного мира через воображения и чувства, музыкальность и худо-кествешшЛ лаконизм - эти и другие характерные черты мастерства М.Коцюбинского, Ольги Кобнлянской, В.Стефаника, А.Тесленко, С,Ва-скльченко, В.Винниченко и других свидетельствуют о том, что авто-бногр;. ,'нз« во многом способствовал развитии украинской реалистической прозы.

"'лиольпопанис ого в художественно;! практике писателе;} XX вена обусловлено пре;:<до всего их искренним стреадение^дпть новый тип человека, ос!.я.юлить свое я peni и эпоху, показать их через с воо восприятие, дои ости уроки л/лшого яиэнсшого опита молодели. Заметно оно впялилось уао л 20-30-е годы в творчество А.Заянвчего, В.Пи'ДОогильного, И.Хвидевого и других авторов, художественное достояние которых в аспекте исслодуомоЛ проблемы оценивается нами глк противоречивое, мало изученное, но оцутимое в раскрытии "диалектики дуля" героя, его мироощущения, в постешши правда

Г.НЗПИ'.

При ото;! подчеркивается, что многие произведения литературы возвращается к читателя только сейчас, так как поиски автобиографичности в них, как известно, часто -приводили к трагическому эа» ■ першения человочосюс: судеб их аотороп.

Значительно обогатило украинскую автобиографгческу» прозу творчеств о А.Доа~енко. Его кнноповесть "Зачарована Десна" /1255/ и по содерхзюр}, и по сор«о стола суиественнрм йактором активизации творчески-: сил писателей, В диссертации рассматривается новаторские черты А.Дов-енко в освоении автобиографизма: авторская раскованность, экспрессия, глубоки.'! лиризм, открытая авторская позиция, спец'"1?;!чос1Иэ приемы создания автобиографического героя и др.

Анализ про зч бО-ОО-х годов свидетельствует о том, что в литературе все более усиливается смешение ценностных ориентиров на человека, что влечет за собоЛ ва-шые изменения в структуре произведен;!'"; как на уровне содср;анкя, так и гудозественно-ститсвых приемов. Характерно:'? их чертой является личностно-биогра-'отеекое единство или сближение автора к героя, ¡¡¡¡циничное становится типичном, то есть таким» з котором просматривается обдэе. 3 сти-

левом построении вое заметнее становится субъективно-лирическая тенденция» Подбор и художественная группировка жизненных фактов, кик праг.'хчо, ведется о позиций :к автобиографической ценности, значимости для духовной япз.чи главного героя, раскрытия авторской художественной концепции челошса.

Однаг.0 обгрооть этих признаков в каждом отдельном случае проявляется в специфической форме: композиции, характерообразо-вании, стиле, концегпрш произведения. Степень проявления этих черт, как показано в работе на примере анализа повестей И.Амосова "Дуга: и сердце" /1965/ и ЭДербака "Как на войне" /1936/, зависит от субъектишо-объективкого подхода к изображаемому, роли повествователя, соотношения правда и вымысла и т.п.

В центре вшыаяия художников - морально-этические проблемы, вопросы духовной взаимосвязи поколений, ценности человеческой личности. Вой чаще писатели обращаются к раннему этапу зкзни человека - детству /"Гуси-лебеди летит..,", "Цедрпй вечер" М.Стель-ыаха,"Моя Мшкишса" /1962/ В.Шшко, "Благословлдаюся на свет" ■ /1969/В.Бычко, "Корни" /1978/ Гр.Титшшика и другие /» Воспоминания о своем детстве - чрезвычайно ваиный материал для художника. Как образно сказал Д.Пазлычко, это - "земля, из которой вырастают деревья человеческих талантов и характеров. Какими бы высокими и иг«ротйш не были бы эти деревья, там, в детстве, спрятаны, их корни, котсрие пнтаат и дертат их"

Аэ'/обиогра значительно усилил взаимопроникновение лите-

1 Цавлачко Д. 3 глабав народного хетта // Наш !Лаха2до Стедьмах:

*1торагурдо-краигаи сгатт!, втпди,есв / Усорзд. ЬДугь, 1 Кравченко.-К.:Радалський шюшаякяж,1982.-0.29.

ратурых способов изображения действительности. Характерной Чертой произведений современной литератур/ стала их ориентация на достовер-гость. Особое распространение приобретает так называ^ тая "проза памяти", отдельную группу которой составляют сегодня произведения о голоде и сталинских репрессиях /"Колша" И.Иванова, "Переднивок" А.Мацевича, "Письма из Соловков" З.Пидмогильлого, "Дороги моих дней" В.Полнщука и др./. "Дооткритием" творческих судеб писателей стали различные в канровом отношении недавно опубликованные произведения такие, как "Третья Рота" Б.Сосюры и "Дневник* А,Довженко, Они показали возможном- сочетания худо-хосг-вимого, документального и автобиографического, лиризма и эпичности, исследовательского психологического анализа и поэтического пайоса, публицистичности и философской рассудительности.

О развитием автобиографизма тесно связана эволюция не только угграиНской, йог к других литератур. В Грузии, налршер, автобиографическая проза подготовила шчзу да эпопеи нового направления, в &г?зв « т ее основе' вщйа тихояогйческий роман, в Бело-руссш1 автобиограФ^кш способствовал вьссоду литература за райки бытовизм к йийСдфйЧУОйии Укратмейая автобиографическая проза, приобретая отнртео йссяедовательснуя дидактическую и нравствен-но-мичеекуп направленность, усиливает мотив утверждения и защиты духовности человека.

Во, и?оес-' разделе - ОСОБЕННОСТИ

то&ютшттй дшюш м.стеяшха пгуои-шт< летят...",

"ЦЕДЙЙ ВЕЧЕР" - раскрывается своеобразие автобиографизма в художественной структуре повестей писателя, прежде всего в Сй-жетз я характерообразовании. Это своеобразие определяется, на яаш взгляд» автобиографической ценностью материала, то есть сте-

пеньи значимости изображаемых событий, (Тактов, явлений для личности худохыика. Как свидетельствуют близкие М,Стельмаха, писатель стремился отобразить наиболее характерна черты своего времени так, как их о'чутил, запомнил, осознал, но при этом он всегда думал о дне сегодняшнем - чем ого повествование мо:-ет быть поучительным и полезнш.

Автор исследования разделяет точку зрешш стельмаховедов

0.Кшшшшка, А.Рудепко-Десняка, И.Семончука и других о том, что стерхиевзд линия, вокруг которой бы концентрировались все события и порчуияяиоъ ей, в этих произведениях отсутствует, Автор-повестао ватель вотомшает свое детство. Этот процесс становится оргализу-етгрш средством временной структуру которая обусловливает возникновение в сэдете новостей субъективного лирического начала. Однако ото не воспоминания о прошлом, а повествование о событиях, которые происходят у нас на глазах. Иншд словами, писатель не вспоминает, он делает читателя как бц. участником и очав-дццоы всего, что происходит. Такая двойственная авторская йушеция определяет г.<ак оооб&тооти ехкета, так и пр:нциш создания характера.

Станет представляет собой ряд эпизодов о конкретных событиях, часто но связанных макду собой, причем катдая картина выразитель* на и значима, В то время отсутствие "порядка",' четкой композиции, установка на случаЛную работу памяти накладывает на нее отйе' чаток своеобразной документальности. Конечно, документальность о та чнйто художественная. Ото - прием. Вряд ли возможны воспоми-нгигдя, но сориритпровшЕше внутренне, В роли 6оз?усируэдего центра па круг которого происходит ассоцпаткшая группировка фактов во вр

1.:е;ш и пространстве переживания, выступает лирическое "Я".

В роботе рассматриваются такиз характерные особенности азто-

биограгн-зма в повестях М.Стольмаха, как воплощение автора-повествователя и героя а одно« лице, выборо-кость лпр:сч9с:';ого ми-роощущення, отсутствие хронологического повествования, расслоение художественного времени и усло:шеннос?ь композиции, эмоциональность лирических отступлений и другие.

Отмечается такие тяготопие писателя к ретроспекциям, что делает более выразительно:1, история духовного рождения, формирования и развития автобиографического героя, жизнь которого - это картина :.'.нзни целого поколения, представленного в произведениях разными слоями села, воплощением черт и судеб которых выступшэт родные и близкие М.Стольмаха, соседи и односельчане, а преяде всего родители, иоторш он посвящает свою дилогию. Все это и есть осуществление принципа "история через мое сещцо". Рассказ "о себе" стал рассказом "о времени".

Освоболдсиие от канонов, установка на достоверность изображения, близость автора и героя позволили писателю глубоко и убедительно полазать внутренний мир ребенка, сосредоточить главное внимание на эволюции .духовного становления персонажа, '1ихайлик, от имени которого ведется повествование, - образ автобиографический, Понятно, что в создании его худоянше использовал опыт своего дётЬ'тпаг, органически соединяя объективное и субъективное, что особенно заметно прослежизается в характере героя, отступлениях,

Это слияние авторского' и- Гброя очевидно при сравнении "Детства" Л.Т'озхстого,'где; чЬтко определено присутствие взрослого автора-повествователя и'ребенка Николеныш, и повестей И.С'тель-маха, в которых Цихайлнк почти лишен "детскости" восприятия, автор и герой предельно сблтаенн» Среди ученых бытует мнение о

некоторой идеализации центрального персонажа дилогий. Для полемики по этому вопросу автор исследования прлобцает материалы яичных бесед с членами семьи М.Стельмаха и приходит к выводу, что эта так называемая "взрослость" ребенка определяется преяде всего обстоятельствами семейного и общественного воспитания. В ней -ярко отображается семеГмая педагогика, генетический код рода, что очень хорошо показано в повестях "Гуси-лебеди летят..,", "Щедрый вечер".

Гуманист1сческий па-?ос этих произведений связан с глубоким проникновением И.Стельмаха в тайны доедай Души, сложйыэ теологические процессы, которые в ней происходят» Одаим из главна* принципов создания характера автобиографического героя является психологический анализ, который дает возможное«* писатели показать через малое, единичное, большой тр, ибо настоящий художник обязательно соотносит эмоциональную тать своего героя с пмзйМ? , общества, большой ггравдой века. ' .

М.Стельмах останавливает внимание на том» как ребенок воспринимает окрукагссрй мир - дом, улгау, село, которые являются цЯя него _>льдай сферой познания» Символично начало повести Туеи-лб* беди летят..." - картина пробуздения жизни* Восполмалия о лебедях, которые на крыльях приносят весну, влзчет за ссббй длгиншЙ' шлейф §££ощщ1кй ~ 2Ш223КШ2£-2с кинематографически Яр" ¡як, как у А.Довненко, своеобразных ''стоп-кадров"« "извивается речупка", "грибы, обнявшись, как братья, собирают на Сйой шаЯкй росу"; слуховых! "шушт душз леса", "поет зода •, обовдтейШ* "пахнут опята", то есть ассоциаций, представляющих собой картины, которге когда-то поразили воображение ¡¿аленькото йал£*гокй*~

Йихайлик удивлен, рас трогал и очарован своими первыми "открытиями" мира. Эти картины познания действительности поданы М.Стельмахом в неповтор:ш родных деталях. Вот взглзд мальчика направлен на крестьянское житье-бытье, в котором "не каждый взрослый разживется на обувку" и в котором его дядько Мигала жил "хотя и бедно, но зато весело", А далее - на сад бабушки, где каждое деревцо "посажено ее руками, и к каждому из них она имела свое тихое слово",

Ваяным средством психологического анализа в исследуемых произведениях является внутренний монолог в различных его формах, который помогает писателю полнее раскрыть духовный мир героя. А мастерски выписанные диалоги характеризуют персонажа как индивидуальность, органически связанную с реальностью украинского села.

В основе принципов отображения действительности, отбора жизненного материала и его художественной трансформации лехит поэтический взгляд У.Стельмаха на дейстйнтельчость. Восприятие дгизни как мира поэзии - важный фактор формирования личности Стельмаха -художника. Даке в "ворковании" ручейков, в "зачехленной головке подснеззшка", в "оерзбристои перезвона лебединых крыльев" М.Стеяь-мах улавливает то, что помогает ему раскрыть одну из вековечных тайн -естественное тяготение человека к родной земле, к детству, к той местности, где он родился.

Эмоциональный характер авторских отступлений дает возможность глубже понять те духовные и поэтические истоки, из которых вырастал писатель. Автор настоящего исследования разделяет мнение И.Св'гон-

чука о том, что "доминантой в характере лирического героя есть на*

родная основа . В раскрытии её особенно ярко выявилось своеобразие

I Семен^-к 1.Р. Худо.'зи каййтерн1сть Нихайла Стельмаха.- К.: Радяноька школг, 1568,- 0.3.

автобиографизма М.Стельмаха. Воспитанно на образах "ольклора, луч-пагх народных традициях укрепляло в Михайлике чувства добра, правды, красоты и лтобви к людям, которое или от неписаных законов обычной крестьянской семьи. В диссертации приводятся примеры, в которях авторское "Я" воплощает <"ояьклоргуэ "пиосо''ип, народную мораль, хорогао ус во с; гнул писателем ег;е в детстве.

Анализ текстов повестей, их машинописных вариантов с авторскими правками писателя, убекдаот« что шеино в изображении представителей старшего Поколения /бабушки, деда Демьяна, деда Кор!ея и др./ выявляется новизна авторской позиции в худочгестветюм моделировании характернее сторон действительности.' Мнчайло Отельмах понимал, что с образами отих люде:'! уходит не толь'я определенный этап истории жизни народа, но и целый мир - обычаи, традиция, обряды, драгоцешггл опыт. Утрата его юг.ет обергутьсп для общества без,духовностью. Лучшие страницы алтобиогра'ичессих повестей о представителях старлего поколения наполнены поэзией, чувстзом ностальгии с оттенком тревоги, предостережения.

Такой подход автора к организации художественного материала усиливает гуманистический па'ос произведений "Гуси-лебеди летят...' "Щедрый вечор", подчоркивает непреходящую ценность морально-этических критериев, которые складывались в крестьянском быту в течение столетий. 11м е: но с этих позиций, на нал взгляд, и следует сегодня подойти к прочтении и осмыслен'.® всего наследия ¡.{.Стельмаха.

Таиы образом, для дилогии характерно г/дог-еетзешш-'ндосо V ское осмысление богатого. автобиогре/-нческого материала, подчшен-ного писателем решения актуальных проблем Армирования духовности человека.

В третьем разделе - "АОТОШОГРАШЗМ И АВТОРСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕН НАЯ [ЩЩЕПЦ1И ЧЕЛОВЕКА." - на материале романов "Дума о тебе", "Четыре брода" рассматривается специфика автобиографизма в реализации художественной концепции человека.

Автобиографичность заметно отразилась на идейно-теиатическом содержании указанных произведений. Основные автобиографические проявления /пейзажи, локальная привязка, бытовые детали и др./ в романах М.Стельмаха общеизвестны. Доказано, что и некоторые центральные коллизии произведений имели место в жизни писателя. Поэтому проблема "внутреннего" автобиографизма, с помощъи которого художнику удается достичь большей глубины в раскрытии психологии героя, рассматривается в нескольких аопектах. М.Стельнах не только хорошо знал своих героев, но и сам, по его признанию, был частицей каждого из них.

"Понять истину, - писал Н,Добролюбов, - может всякий умный человек; стреыитьЬя к добру должен и хочет всякий человек, не лишенный благородства души. Но сильно почувствовать и правду, и добро, найти в них жизнь и красоту, представить их в прекрасных определенных образах -это может только поэт, и вообще художник"*. Это четкое определен кие идеальных предбтавлений художника о человеке и действительности, по мнению автора исследования, весьма точно отображает характер стельмаховской концепции, которая определяется ."им как КЩБПЦЙЯ ДОБРА, ПРАВДУ, КРАС01Н,

Следует отметить неодинаковуа природу автобиографизма в

I Добролюбов H.A. А.В.Кольцов// Добролюбов H.A. Литературная критика» В 2-х т.- T.I /Сост., вступ. статья к примеч. h.Соколова.-Л,: Художественная литература, К84,- 0.44.

произведениях М.Стельмаха, Коли в повести "Гуси-лебеди летят.,.',' "Щедрый вечер" нашло отображение в основном детство, иизпь семьи писателя, то в романах "Дума о тебе", "Четыре брода" происходит освоение новых пластов автобиографического материала, что вводит читателя в творческу» лабораторию художника, Автобиографизм здесь предстает как один из валних факторов авторской концепции человекг Целостный анализ составных компонентов.стельмаховской концепции свидетельствует об их фольклорно-философской основе. Морально-этические эталоны, которыми "измеряет" М.Стельмах своих героев, основываются на унаследованном им от деда-прадеда понимании добра и зла, прекрасного и уродливого. Порядочность, честность, милосер-'дие, доброта, которыми наделены положительные герои, рассматриваются писателем как категории духовности, а духовность понимается как интегрированное чувство личности, которое отражает гардению трех понятий: добра, правды, красоты. И проявляется она в романах, как ото показано в работе, разностороннее социальной справедливости, честном труде, самопожертвовании, нехной друвбе и лэбви, щедрости человеческой душ. Нарушение этой гарлошш неминуемо ведет к бездуховности. Яриш подтверждением этого является, например, Семен Магазаннк /"Четыре брода"/, который, по мнению Оксаны, "дуыой не получился", •'•<( .•,

Уроки нравственности, народный опыт, пропущенные М.Стельма-хом через призму личного мировоззрения, ориентированы на современность. Личность художника яр::о проявляется в авторском идеале. У М.Зтгмьмаха он - нартдно-поэтнчест".. Героев отличает не аб-стуо.ктагу! .тобовь к человеку вообще, а яобовь к реальны:.!, конкретным Спое председательство Дашшо Бондаренко, например, начал с т-.то, что "...обошел все дом?, села, заглянул в глаза а

! тарим и малш, набрался о них печали на года".

Этот образ очень близок к авторскому :!дс?лу человека. В нем шеателю хотелось показать дуисвнуя чистоту и красоту человека -.'ру;::снн:~:а. Отги обусловлен и тот факт, что больоуэ часть своих заздушй о емкеле гшзии М.Стелылах вкладквает в уста Данила Вон-'аренко. Согласно концепции худо:гдпка, только тот человек, ;:ото-Sri; озабочен истинными ценностями человеческой душ!, способен П'лзать весомое слово о Правде, ибо Правда и Совесть - ото игэ 1росто однордше слова, но и однордные явления яизни, неразрнв-ше состояния беспокойной дули.

Исследователи обратили внимание на то, что и "стилевко пар-сип" таких герев, как Богдан Роъсагааня, Максим Турвец, Данила эопдарешео, очень близки к речевой практике писателя. У М.Стель-лаха тесно переплетаются интонации автора и героя. Особенно ото заметно в несобственно-прямой речи.

Одним из главных художественных приемов, который определяет шецифику использования автобиографизма в романах, является передача не столько внелнлх автобиографические деталей, сколько внутреннего состояния, "уточнение" через свою психологию движений ^yiun своих героев. Главное состоит в том, как осмысливается автобиографический материал. >

Исходной позицией .М.Стельмаха в отобрзхетт истор:ш и аналч-зе Ж31П1 стаю синхронное пребгаание автора я переглтом и тторо-пнваемом. Ото стало воз;ю-~нш благодаря масптабности авторскоГ: гочнп зрения, что заметно повлияло лд исторпз:; •^опестаон'юго яшлення писателя. Последа'/.': определяется не столько хрлюлоги-

I

ieci;:2.ni ранками повествования, сколько стспёпыо авторского незнания :::/знл народа на коиззодгшссс ордах его Питал.

>

Сущность автобиографизма Шхайла Стельыаха - в наличия сильного "чувственного" субьоктивяого фактора, через который пропускается весь изображаемый писателем шр /уо&шше личностного начала, активизация повествовательных и яегговадооахелышх фора езло-кепия материала, их лпрязация} опвночко-оубьектявшй характер ре« чи повествователя, открытая авторская позиция я т.д./.

Как я в автобиографической дилогия, в романе "Четыре брода" во 1воь голос звучиг мотяв "исторического родшхка", корня, чистоту которого человечество призвало беречь, чтобы но растерять вечных нотиа, не утратить своей духовности. 011 находят овоо шраяеша I глубоконадионашшх образах "в1тряка" /"ватрлкаУ, "ооншшка" /"подсолнечника"/, "жита* Лраи"/, "вшитого рушника" /"вышитого рушника"/, "калят" /"палаша"/, р1дио1 батьк1Бсько?' "хатл, що а! ■ лей р!к чорйобривцями пахна" /родного отчего "дот, который целый год бархатками пахнет"/. На всем стило и характерология романов ярко обозначилось характеряоэ для писателя "соордачепа" чуть® история.

Характерной особенностью диалогов, монологов, отступлений, разкгишеш^ автора или персонажа в романах является их народно поэтическая основа. Учитывая то, что не только талант, но и социально-нравственная ориентация художника опреде :яет способы использования фольклора, ш приходим к выводу, что автобиографизм М.Стельмаха в романе "Дума о тебе" и особенно -"Четыре брода" 'выявляется в опыте духовном. Он активно используется писателем для поисков внутренних, истинно народных критериев определения исторической значимости того,, что происходит; для раскрытия глубинных связей исторических эпох и поколений.

Из всего сказанного следуит выводы! автобиографизм - это Ьвоеобразньй закон художественного освоении действительности, сухость которого состоит в том, что писатель,- выражая себя,' тем' йМйгм' выражает и свою эпоху.

Щ* принцип' эстетической организаций материала автобиографизм «ШогайГ художнику Глубже раскрывать психология героев, правду их чувстй.- Он явядётся ваяякм4 фактором' воплощения личности' ав*-~ тора в произведении*

Анализ- конкретногб материала из истории' формирования приемов^ автобиографизма в украинской прозе подтверждает,- что на' разных этапах развития литературного процесса они изШйяш&У соверлён1-' ствовалнсь по содержании, форме и способам ПрОяВлЬни.я.- Это дало' возможность писателям утвердить в литературе личностные' ценности человека, углубить идеи демократизации и гуманизации художественного творчества, более детально исследовать внутренний мир, обогатить жанрово-стилистическута палитру произведений У Т.Шевченко, И. Франко, М.КоцюбинсгсЕ*!, Ольга Кобылянская, В.Стефания, В.Винни-ченко, Г.Косннка, А.Довяенко, Гр.Тютданин, В.Дрозд, Е.Гуцало и др./.

Достойно продолжая традиции с во ж: предшественников, М.Стель-мах значительно обогащает автобиографизм, наполняя его общечеловеческим, духовным содержанием, создавая своеобразную художественную модель действительности, которая основывается на глубоко гуманистическом понимании сущности человека и механизма жизни в их самых широких связях с природой, миром.

Автобиографизм во многом обусловил народно-поэтический характер стиля мышления Ст ельмаха-художника, что заметно ,ыявилось

. \

во всех элементах структуры его прэизведенш сияете, характеро-образозании, архитектонике, речевой палитре, тропике и т.п., а

также в авторской концепции личности. Он способствовал усилению эпичности в лирических произведениях / "1Уси-лебеди летят.,.*, "Щедрй вечер* / и лира ила, искренности, исповедоватальнсюти в апичеоких /"Дума о тебе", "Четыре брода"/.

В художественной практике М.Стельмаха автобиографизм стад одним из эффективных принципов самоанализа я оамонаблвдекия в разработке таких актуальных проблем, как добро и красота, лич-нооть и время, писатель а эпоха.

По теме диссертации опубликованы следущие работы автора;

1, Два мира - два детства. Проблема формирования личности в автобиографической дилогии М.Стельмаха "Гуси-Лебеди летят..,'', "Щедрый вечер" я повести французского писателя 2.-П.Сартра "Слова" // Тезисы докладов а сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции,-Николаев, 1978,-0,196-197.

2, Проблема становления характера в современной украинской повести о детотве в свете педагогических идей А.С.Макаренко// Иакаренко - педагог и оаоатедь: Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня роадения А.С.Макаренко,- Сумы, 1978,- С.300-301,

3, Повеоть Б.Гринченко "Сонячний проминь" и развитие украинской ярозы конца Ш-пачала XX века // Борио Гр1нченко: Тези до-пов}дей ресауеШканськох науково-практично! конференц11',пра~ свячено! 125-р1ччю в!д дня нарсдження письмеыника, 1-3 груда Щ38.-. Ворошиловград, 1988.-С.Х8-20 /на укр. языке/,

4, Срчзь времен в прозе М.Шолохова и М.Стельмаха // Творчество Н.А.Еолохова в советская культура. Шолоховские чтения.-Ростов-на-ДонугИэдатадьство Роотовокого университета,1990,-С,102-1Об,

5» Искусство жить на земле / Этнопедагогическйе мотивы в автобиографической дилогии М.Стельмаха "Гусй-лебеди летят...", "Щедрый вечер" / // Украгнське л1тературознайство,- 1990. / В печати, 10 е., на укр языке /.