автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проблема "человек и природа" в татарской прозе 60-90-х годов XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема "человек и природа" в татарской прозе 60-90-х годов XX века"
На правах рукописи
у
Гиниятуллина Айгуль Фирдинатовна
ПРОБЛЕМА «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» В ТАТАРСКОЙ ПРОЗЕ 60-90-х ГОДОВ XX ВЕКА
10.01.02— Литература народов Российской Федерации (татарская литература)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Казань — 2006
Работа выполнена в отделе литературоведения Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Мусин Флюн Муслахович
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
Галимуллин Фоат Галимуллинович; кандидат филологических наук, доцент Сайфуллина Флера Сагитовна
Ведущее учреждение: Набережночелнинский государственный
педагогический институт
Защита состоится 15 июня 2006 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 022.001.01 при Институте языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН Татарстана по адресу: 420111, г.Казань, ул.Лобачевского, 2/31, а/я 263.
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Казанского научного центра РАН (420111, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Лобачевского, 2/31)
Автореферат разослан 12 мая 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Д 006 Ц-
Общая характеристика работы
Актуальность темы. Как известно, природа является одним из извечных объектов внимания человечества, в целом, и его литературы, в особенности. Вместе с тем каждая историческая эпоха накладывала свой отпечаток на освещение в литературе этой проблемы, с течением времени становящейся еще более судьбоносной для человеческого бытия.
Новый важный этап во взаимоотношениях человека и природы обозначился с 50-х годов XX века, который характеризуется, с одной стороны, еще большим осложнением этих взаимоотношений под воздействием научно-технического прогресса, и осознанием возможности экологической катастрофы на Земле — с другой.
На современном этапе примечательно и то, что отдельные литературы стремятся сказать свое слово в освещении этой общечеловеческой проблемы. Так, в татарской прозе с 60-х годов прошлого столетия в разработке темы «человек и природа» наблюдается усиление внимания к воспитанию у современников экологического сознания. Под этим понятием следует понимать многовековой опыт общения народа с природой, его нравственные каноны. Понятно, что отношение народа к природе тесно связано с его национальным духом, образом жизни и духовно-нравственными традициями. Поэтому изучение татарской экологической прозы имеет не только научное, но и нравственное значение. Этим определяется актуальность темы настоящего исследования.
Степень изученности темы. В силу того, что современные писатели проявляют растущий интерес к освещению проблемы «человек и природа», и ученые все активнее изучают литературу на эту тему. Так, в 80-90-е годы XX века научное осмысление названной литературы того, в основном советского периода нашло обобщенное отражение в многочисленных
РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА (I-Петербург
ОЭ
статьях, а также в отдельных монографических трудах1 и диссертационных работах2, в которых раскрываются причины усиления внимания в современных литературах к данной проблематике, характерные тенденции ее художественного освещения.
Определенный интерес к изучению национальной литературы на экологическую тематику наблюдается и в татарской критике и литературоведении. В частности, эту тему затрагивают в некоторых своих статьях Ф.Мусин, Ф.Хатипов, Ф.Миннуллин, Р.Мустафин, Э.Нигматуллин, Д.Загидуллина, М.Валеев, Ф.Баширов, Ф.Зулькарнай3 и другие. Хотя в этих публикациях можно найти ряд интересных суждений об освещении данной проблемы в творчестве тех или иных писателей, но в целом же татарская экологическая проза еще остается мало освоенной целиной для национального литературоведения.
1 Андреев Ю.А. Человек, природа, общество в современной советской прозе / Ю.А. Андреев.— Л.: Знание, 1981.— 104с.; Сохряков Ю.И. Природа и человек: (По страницам современной литературы) / Ю.И. Сохряков —М.: Знание, 1990.— 64 с.
2 Крюкова Г. В. Социальные и гуманитарные аспекты экологической проблематики в советской прозе 70-х -начала 80-х годов: Автореф. дис. ... канд.филол. наук / В.Г.Крюкова; Киев. гос. ун-т им. Т.Г.Шевченко.—Киев, 1984,-—24 е.; Шукурова К.А. Проблема национального своеобразия философско-эстетического восприятия природы в современной советской многонациональной прозе: Автореф дис. ... канд.филол. наук / К.А. Шукурова; Инс-т мировой лит. им. A.M. Горького АН СССР.— М., 1984.— 25 е.; Щацкая А.О. Проблема «Человек-общество-природа» в советской литературе 60-70-х годов: Автореф. дис. ... канд.филол. наук / А.О.Щацкая; Киев. гос. ун-т им. Т.Г.Шевченко.— Киев, 1989.— 17 е.; Смирнова А.И. Русская натурфилосовская проза 1960-1980-х годов: философия, мифология, поэтика: Автореф. дис. ... д-ра. филол. наук / А.И. Смирнова; Воронеж, гос. ун-т.— Воронеж, 1995,- 41 е.; Рудзевич И. Человек и природа в творчестве Сергея Залыгина: Автореф. дис ...д-ра. филол. наук / И.Рудзевич; Нижегородский гос. ун-т. - Ниж.Новгород, 2003.— 56 с.
J Мусин Ф. Эшчелэр темасын яктырту юлында / Ф.Мусин //Тарих Ьам заман.— Казан: Тат. кит. нешр., 1974.— Б.121-149; Хатипов Ф. Яшееш гаме / Ф. Хатипов // Казан утлары.— 1986.—№5.— Б.170-173; Мичнуллин Ф. Шагыйрьнец прозасы / Ф.Миннуллин // Казан утлары.—1984.—№8.— Б. 182-186; Мостафин Р. Романтик омтылышмы, аек акылмы? / Р Мостафин // Казан утлары.— 1973.—№11.— Б.184-186; Нигъмотуллин Э. Эдвби хазинага яна влеш / Э.Нигъметуллин // Социалисток Татарстан.—1981.— 7 март; ЗаЬидуллина Д. Яна дулкында / Д.ЗаИидуллина II Казан утлары,—2003.—№1.— Б.152-159; Ввлиев М. Алгы сызыкта кемнвр' / М.Вэлиев // Социалисток Татарстан — 1984.— 6 май; Башир Ф. Тургайсыз яшеп буламы? / Ф Башир И Свила, калам!—Казан: Тат. кит. нвшр., 2001.— Б. 34-49; ЗелкарнэевФ. Кешем, асылыц кем? / Ф.Золкарнаев // Чакма чакмый ут чыкмый: Эдаби тэнкыйть макалалвре.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1991.—Б. 100-104.
Цель и задачи исследования. В настоящей диссертации экологическая проза по существу впервые становится объектом целенаправленного монографического исследования в плане освещения в ней проблемы «человек и природа». Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
— изучение современной научно-теоретической литературы по названной проблематике;
— исследование произведений татарской прозы 60-90-х годов, посвященных теме «человек и природа»;
— выявление особенностей освещения в современной татарской прозе взаимоотношений научно-технического прогресса и природы;
— изучение поэтики татарской экологической прозы;
— раскрытие значения обновленной трактовки в прозе 80-90-х годов проблемы «человек и природа».
В ходе анализа конкретных произведений диссертант раскрывает характерную эволюцию национальной прозы 60-90-х годов в освещении проблемы «человек и природа», сопровождавшуюся обогащением и арсенала поэтических средств. Одновременно выявляется тесная связь между показом взаимоотношений человека с природой и осмыслением национально-этических проблем. Разумеется, диссертант уделяет внимание и вопросам художественного мастерства писателей в освещении названной темы и в этих целях проявляет интерес к изучению жанровой и стилевой природы произведений. Методологическую основу исследования составили труды русских ученых А.Лихачева, М.Бахтина, В.Хализева, А.Эсалнек, Н.Лейдермана, а так же татарских литературоведов И.Нуруллина, Ф.Хатипова, Ф.Мусина, А.Ахмадуллина, Р.Сверигина, Ф.Галимуллина, Д.Загидуллиной и т.д. Исходя из поставленных в настоящей работе задач, научный анализ в ней базируется на сравнительно-типологическом, структурном и системном методах.
з
Источники исследования. Основным объектом анализа являются произведения татарской экологической прозы 60-90-х годов и прежде всего роман «Ж^идегон чишме» («Семь звонких ключей Алтынбикэ», 1977), повесть «Туган ягым - яшел бишек» («Родная сторона - зеленая моя колыбель», 1968) Г.Баширова, повести «Юл буенда зенгер чочок» («Цветок у дороги», 1989) Р.Батуллы, «Болын» («Луг», 1983) Ф.Байрамовой. Под углом зрения темы диссертации специально рассматривается творчество А.Баянова и Н.Гиматдиновой. Все это анализируется в сопоставлении с произведениями классиков татарской литературы, а также русских и других иноязычных авторов.
Научная новизна работы состоит прежде всего в том, что в ней современная татарская экологическая проза впервые изучается в плане проблемы «человек и природа», что имеет и научную, и общественную значимость. Дело в том, что исследование художественной разработки этой 'проблемы позволило раскрывать существенные тенденции обновленческого движения в современной татарской литературе, характеризующегося усилением в ней национально-нравственного начала. Кроме того, диссертация представляет интерес с точки зрения раскрытия своеобразного освещения данной темы в татарской прозе, связанного с трактовкой природы и как духовно-нравственного наследия народа и как хранительницы его исторической памяти.
Практическое и теоретическое значение исследования состоит в первую очередь в том, что оно является первым серьезным шагом на пути целенаправленного и системного научного изучения татарской экологической прозы, ставшей важным фактором уже названного обновленческого движения в национальной литературе на современном этапе. Поэтому его результаты и выводы представляют несомненный интерес при написании обновленной истории татарской литературы XX века, при преподавании ее в высших учебных заведениях и в средней школе ит. д.
Апробация. Результаты исследования были представлены в докладах на годичных итоговых научных конференциях Института языка, литературы и искусства АН Татарстана (2001-2005 гг.), на конференции молодых ученых и аспирантов АН Татарстана (2004). Кроме того, по теме диссертации опубликованы шесть статей.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Основное содержание работы
Во введении раскрываются актуальность и степень изученности темы, формируется цель и задачи диссертации, выявляются ее методологическая и теоретическая основы, научная новизна и практическое значение.
В первой главе под названием «Проблема «человек и природа» в татарской прозе 1960-70-х годов» прежде всего раскрываются причины усиления внимания татарских писателей в ту пору к упомянутой проблеме. Отмечается, что причины эти носили не только региональный или национальный, но и общечеловеческий характер. Ибо все человечество оказалось перед угрозой экологического кризиса и даже катастрофы. Понятно, что художники слова не могли оставаться в стороне от всеобщего внимания к природе. Вместе с тем диссертант выявляет, что в отдельных литературах встречаются и некоторые характерные особенности художественного осмысления общей проблемы, обусловленные зачастую определенными национально-историческими факторами. Так, в русской прозе взаимоотношения человека и природы освещается чаще всего в присущем для этой литературы философском плане, т. е. под углом зрения натурфилософии.
Что же касается татарских писателей, то в диссертации подчеркивается, что на постижение ими названной проблемы накладывают свои отпечаток раньше всего и больше всего экономические факторы. Дело в том, что со второй половины XX века Татарстан, став крупнейшим в СССР центром нефтяной и нефтехимической промышленности, энергетики
5
и машиностроения, переживает бурное экономическое развитие. Этот процесс в свою очередь способствовал не менее бурной урбанизации жизни республики.
И татарских писателей уже с 50-х годов начинает интересовать то, как воздействуют эти процессы на жизнь народа в целом и на судьбы отдельной личности, в частности. Вместе с тем в освещении этой проблематики национальная проза переживала и определенную эволюцию.
В первом параграфе первой главы диссертации изучается освещение в татарской прозе 60-70-х годов темы взаимоотношений экономического развития и природы. Подчеркивается, что в те годы экономический прогресс республики показывался в литературе преимущественно в духе официальной идеологии. Говоря более конкретно, писатели тогда ограничивались часто отражением положительного воздействия экономических преобразований на жизнь всего народа и отдельной личности.
Как известно, в национальной прозе все это первоначально освещалось в связи с возникновением в республики нефтяной промышленности. Действительно, этот фактор в то время сыграл заметную роль в различных сферах народного бытия. И в таких произведениях, как романы «Гади кешелер» («За городом, за Казанью») И. Гази, «Хезинэ» («Клад») и «Хужалар» («Хозяева») Г. Ахунова, «Каты токым» («Твердая порода») Ш.Бикчурина в прямой связи с добычей «черного золота» раскрываются судьбы татарской деревни и ее людей, образы современного хозяйственного руководителя, отношение героев к труду, любви и т. д. Наряду с идеологизированностью повествования обо всем этом, диссертант выявляет еще и то, что упомянутые писатели в основном обходят молчанием заметно актуализированную нефтью проблему природы. Виной тому была тогдашняя идеологическая установка. Однако и в те годы, когда Татарстан своей нефтедобычей гремел на весь Союз, нашлись авторы, которые пытались смотреть и на другую сторону медали, т.е. на то, как сказывалась эта отрасль промышленности на природе.
Правда, этот их интерес тогда оставался малозамеченным.
Одним из первых эту проблему в печати поднял Р.Тухватуллин. Живя в нефтяном краю и видя своими глазами отношение нефтяников к земле и природе, он, видимо, острее других осознал горькую суть происходящего. И его статья «Игенче белен нефтьче ник бехеслэшэ?» («Почему земледелец и нефтяник спорят друг с другом?») по существу стала первым публичным выступлением в защиту природы. И в очерке «Икмэк Ьем нефть» («Хлеб и нефть») М.Аглиуллина наряду с привычной для тех лет романтически возвышенной оценкой возникновения нефтяной промышленности обращается внимание и на ее негативные для села и земли последствия.
Р.Тухватуллин выступил первопроходцем и в собственно литературном освещении проблемы нефти и земли. В повести «Агымсу» («Текучая вода», 1968) он в образе Шигапа отражает печальную судьбу земледельца, оторванного нефтью от земли. Одновременно герой, воспитанный в духе уважительного отношения к земле-кормилице, не может понять, откуда у нефтяников такое безразличие к ней. А в повести «Чатта тукталу» («Остановка на перекрестке», 1987) проблема нефти и природы уже становится предметом обостренного внимания автора. Соответственно и основной конфликт произведения зиждется на различном отношении героев к земле и к природе вообще, что в конечном счете определяет их жизненную позицию. Следует отметить, что в названных произведениях Р. Тухватуллина общая для них тема освещается еще преимущественно в целях привлечения к ней общественного внимания и поэтому с публицистическим пафосом.
Характерный шаг в разработке упомянутый темы сделан в повести «Икмак кадере» («Цена хлеба», 1972) М. Хабибуллина. Наряду с публицистически заостренным освещением, здесь уже уделяется определенное внимание и к психологически мотивированному раскрытию взаимоотношений главных героев - начальника нефтедобывающего управления Вакиля Худайбирдина и председателя колхоза Сахаба Кадырова. В конфликте между ними автор выявляет их различное
7
отношение не только к земле, но и к жизни вообще. Этому конфликту автор придает и нравственное звучание, в какой-то мере отразив в нем столкновение духовности с бездуховностью. Преобладание духовного начала в мировоззрении и поведении Кадырова связывается с пониманием им земли и хлеба как духовных ценностей, передаваемых из поколения в поколение. А его оппонент Худайбирдин лишен этого ценнейшего человеческого качества и поэтому он хлеб воспринимает только как материальную ценность, измеряемую лишь деньгами. В этом смысле для него нефть дороже хлеба, ибо ее продают за золото.
На основе анализа повестей Р.Тухфатуллина и М.Хабибуллина в диссертации делается вывод о том, что освещение в них темы «Нефть и природа» пережило определенную эволюцию, выражавшуюся в переходе от публицистически заостренного восприятия к психологически более вдумчивому осмыслению ее, что способствовало усилению тяги писателей к нравственной оценке.
К последнему обстоятельству еще больший интерес проявляется в творчестве А. Баянова, который стал одним из ведущих авторов в современной татарской литературе в освещении проблемы «человек и природа». Поэтому его произведения отдельно анализируются во втором параграфе первой главы. Характерной особенностью его творений является осмысление взаимоотношений человека с природой в нравственно-философском аспекте. В работе подчеркивается, что этот ракурс заметно расширяет смысловой диапазон произведений А.Баянова. Так, в первом своем объемном поэтическом сочинении - в поэме «Сэяхетнамэ» («Саяхатнамэ», 1968) названная проблема рассматривается в широком, чуть ли не в глобальном плане. В условиях научно-технического прогресса, являющегося величайшим творением ума и рук человеческих, поэт выступает в защиту Природы, которой грозит большая опасность со стороны НТП. И виной всему этому представляется тот же человек. Под воздействием своего же детища - научно-технического прогресса он духовно черствеет, что порождает в нем безразличие ко всему сущему на
8
Земле и особенно к естественной среде. Этот комплекс, лишив человека чувства ответственности за все происходящее вокруг него, в конечном итоге становится причиной социальных, национальных и иных трагедий в мире.
В дальнейшем А. Баянов переходит к более конкретной, так сказать, национально-ориентированной трактовке проблемы «человек и природа». Свидетельством тому является роман «Ут Ьэм Су» («Огонь и вода», 19691971), где отношение современного человека к природе освещается на примере строительства Камской гидроэлектростанции. Задавшись целью осмыслить названную проблему в присущем ему философском ключе, писатель для достижения этой цели обращается к образам-символам. Так образ Камы символизирует естественный мир природы родного края, веками существовавший по своим законам. А главный герой романа -начальник СМУ на стройке Фаиз Насыбуллин становится символом одной из категорий людей эпохи НТР. Той категории, которая осознает, чем грозит природе и всему живому на Земле НТР, если она не будет подчинена человеческому разуму и примет самодовлеющий характер. Одновременно Фаиз изображен как наш реальный современник, который заботится о сохранении родной природы в условиях строительства крупной гидроэлектростанции на его родине.
В романе «Таш китап» («Каменная книга», 1980-1981), являющемся продолжением только что рассмотренного произведения, общая для них проблема рассматривается больше в нравственном плане. Говоря более конкретно, автор отношение современного человека к природе трактует как фактор, характеризующий его нравственный облик и поведение. Вместе с тем в романе сохранению природы придается и национальное звучание, трактуя это дело как сохранение нации, ее духовно-нравственного опыта и ценностей.
На нравственный аспект проблемы «человек и природа» еще больше внимания уделяется А Баяновым в повестях «Тавыш — табигать булеге» («Голос - дар природы», 1977) и «Мэнгелек бехес» («Вечный спор», 1985).
9
Также обращаясь к образам-символам, автор с их помощью развенчивает современные темные силы, которые противостоят жизни на Земле, вообще, и природе, в частности. В первой повести эти силы олицетворяет образ Заведующего, символизирующий собой тех «деятелей» в научной сфере, которые далеки от интересов науки и заботятся только о собственном благополучии и карьере, и свои научные звания используют лишь в этих целях. Автор подчеркивает, что такие карьеристы (если они занимают руководящие посты тем более) наносят вред не только науке, но затормозив ее развитие - в целом всей нашей жизни, в том числе и природе.
Во второй же повести показывается характерный символический результат научной деятельности Заведующего. Созданный им получеловек и полуживотное по прозвищу «Тилебаш» символизирует собой силу, противоестественную для человеческого бытия, ибо она хочет стать выше природы.
Словом, задавшись целью осмыслить проблему «человек и природа» в философском плане, А.Баянов шире и глубже раскрывает ее судьбоносное значение. Разумеется, здесь немаловажную роль играет и творческое мастерство писателя, связанное прежде всего с умелым использованием разнообразных средств художественной выразительности, в частности, поэтики символизма.
В третьем параграфе первой главы диссертант свое внимание сосредотачивает на осмыслении отражения в современной татарской прозе одной ее исторической миссии, заключающейся в обеспечении ею единства различных поколений отдельных народов и всего человечества. Понятно, что татарских писателей эта проблема интересует главным образом с точки зрения раскрытия преемственной связи между разными поколениями своего народа. Осмыслению связи поколений и времен с помощью явлений природы больше внимания уделяется в рассказе «Эйтелмэгэн васыять» («Невысказанное завещание», 1965) А.Еники, в повестях «Родная сторона -зеленая моя колыбель» Г.Баширова, «Повесть о горной стороне» А.Баянова и т.д. Пальма первенства в освещении данной проблемы
ю
принадлежит еникеевскому рассказу, который одновременно отличается и глубиной авторской мысли. Представляя башкирскую деревню Юлкотлы, затерявшуюся в бескрайней степи как очеловеченный уголок природы, а героиню — древнюю старушку Акъэби как символ этого естественного мира, автор во взаимоотношениях старушки с ее, ставшими горожанами, детьми раскрывает сложные и противоречивые отношения между естественном деревенским миром и детищим цивилизации - городом. Симпатии автора на стороне деревни и Акъэби, ибо они выступают носителями и хранителями многовекового духовно-нравственного опыта народа, который ныне, в эпоху НТР, как воздух необходим для обеспечения будущего нации. Дети же Акъэби и в их лице весь современный городской образ жизни предстают в облике Ивана, непомнящего родства, т.е. оторванными или лишенными своих корней, людьми без роду и племени. Будучи носительницей и хранительницей исторической памяти своего народа, Акъэби гораздо глубже, чем многие ее цивилизованные, на первый взгляд, современники, осознает всю важность и даже судьбоносность сохранения этой памяти для обеспечения национального будущего народа. И ее завещание, которое она не успела высказать при жизни, сводится к призыву сохранить эту память путем уважительного отношения к народным обычаям и традициям, и таким образом обеспечить преемственную связь между прошлыми и будущими поколениями.
Если в рассказе А.Еники объектом критики являются дети Акъэби, которые не понимают или не хотят унаследовать духовно-нравственный опыт прошлого и потому лишаются своих корней, то в повести «Tay ягы повеете» («Повесть о горной стороне», 1972) А. Баянова, критически оценивается старшее поколение за то, что не всегда могло передать молодежи духовно-нравственное наследие прошлого, связанное отчасти и с отношением к природе.
В повести «Родная сторона - зеленая моя колыбель» Г.Баширова с точки зрения темы настоящей диссертации представляет интерес показ
и
дореволюционной деревни как неотъемлемой части окружающей ее природы, а ее людей как детей этого мира. Далее подчеркивается, что знание и сохранение духовно-нравственного опыта такой деревни, имеющего общенациональное значение крайне важно для будущего народа.
Анализ названных произведений приводит к выводу о том, что А. Еники, Г. Баширов, А.Баянов раскрывают историко-нравственную роль природы в судьбах родного народа, выражающуюся прежде всего в том, что способствуя сохранению связи времен и поколений, она участвует и в достижении единства и целостности нации.
В четвертом параграфе первой главы анализируется роман «Семь звонких ключей Алтынбикэ» Г. Баширова под углом зрения освещения в нем взаимосвязанности проблем природы, нравственности и судеб нации. При этом автор акцентирует свое внимание на осмыслении проблемы «человек и природа» в национально-нравственном аспекте. Такой подход позволяет писателю более широко толковать смысл явлений окружающей нас природы. В результате отношение к этому естественному миру в романе становится решающим фактором в оценке жизнедеятельности современников. Соответственно такие положительные герои произведения как сельский парень Гайнан, старый пчеловод Мингаз, агроном Файруза завоевывают симпатию автора и читателя главным образом тем, что они являются истинными природоведами, активно и бескомпромиссно борются за сохранение этого естественного мира. А вот председатель колхоза Чурмантаев, в общем неплохой хозяйственник, стал отрицательным персонажем произведения из-за того, что под негативным воздействием урбанизации жизни не понимает суть и назначение природы, потому им руководит меркантильное потребительское отношение к ней.
В общем, на основе анализа прозы 60-70-х годов под углом зрения темы диссертации делается вывод о том, что татарские прозаики в те годы больше интересовались тем, как воздействовали экономическое развитие республики и научно-технический прогресс на природу и на отношение
12
современников к ней. В освещении этих проблем писатели переживают и определенную эволюцию, выражавшуюся в переходе от публицистического заострения внимания читателей на них к художественному освещению данной темы, что сказывалось и в поэтике произведений.
Вторая глава диссертации «Особенности освещения темы «человек и природа» в прозе 1980-90 годов» посвящена осмыслению эволюции писателей в разработке этой темы в последние десятилетия XX века. Действительно, в освещении данной темы татарская проза в названные десятилетия переживает определенную эволюцию. Если в выше рассмотренных произведениях больше внимания уделялось раскрытию сложных и противоречивых отношений между современной цивилизацией в лице научно-технического прогресса и природой, то теперь растет интерес к показу человека как дитя природы и противостояния между ним и современной урбанизированной жизнью.
Одной из первых взявшись за осмысление этих проблем, Ф.Байрамова в повести «Луг» свое внимание сосредотачивает на раскрытии отношения юной героини Алсу, представленной как дитя природы, к бездумному потребительскому освоению явлений или богатства природы. Будучи романтически настроенной натурой и абсолютизируя свое уважение и любовь к природе, она очень болезненно воспринимает абсолютно неприемлемое для себя отношение современников к этому первозданному миру. Такие привычные для нашей повседневной жизни факты, как скашивание трав на лугу, который является для нее идеалом красоты, или то, что сорванные цветы вянут, глубоко ранят ее душу. А тот факт, что любимый парень Алмаз спахал любимый ее луг, уже порождает ее глубокую душевную драму, ибо после этого она как бы духовно умирает. Таким романтизированным изображением невосприятия героиней потребительского отношения многих современников к природе Ф.Байрамова четко выражает свою авторскую позицию в этом вопросе. Также романтически заостренно освещаются противоречия между современной цивилизацией и природой в
13
фантастических повестях «Танре хекеме» («Суд Всевышнего», 1999) Р.Фаизова и «Албастылар» («Бесы», 2001) Г.Гильманова.
В первом из этих произведений современная урбанизированная жизнь на земле уничтожается в результате мировой катастрофы и на ее место приходит выдуманная главным героем повести - философом Саитжаном какое-то неземное бытие, зиждущееся только на биологических и духовных канонах. При этом автор имеет в виду прежде всего законы природы. Жизнь по этим законам превращает Саитжана в самого знаменитого долгожителя в мире, где он прожил 180 лет. В повести же Г.Гильманова мир природы противопоставляется современному человеческому обществу. Возвышая первый из них над вторым, автор то же самое делает в отношении и жителей этих миров. Говоря более конкретно, явно симпатизируя детям природы, автор наделяет их сверхестественными силами, то есть представляет их в виде колдунов и волшебниц, обладающих магической силой и живущих по законам природы. Понятно, что романтизация таких героев потребовала от автора и присущих романтизму поэтических средств. Так в повести используются художественные образы и приемы мифологизма.
Как и в уже рассмотренных произведениях, в повести «Цветок у дороги» Батуллы проблема «человек и природа» рассматривается также не автономно и самостийно, а в контексте с другими вопросами и явлениями нашей жизни. Говоря более конкретно, автор названную проблему осмысливает в ходе освещения жизненных судеб татарской деревни и ее людей в трудные военные и послевоенные годы. Читательское внимание нацеливается прежде всего на те утраты, которые понесла деревня в тот период. Потери эти были и физические, и духовно-нравственные. Под физическими подразумеваются те люди, которые стали жертвами войны и послевоенных несправедливостей. Еще более ощутимыми представлены в повести потери деревни духовно-нравственного характера, к которым автор относит распространение в татарских селах пьянства, безнравственности, лишение людей исторической памяти, многих
14
народных обычаев и традиций, подрыв национально-нравственных устоев семьи и т.д. Все это в повести показывается через конкретные человеческие судьбы и жизненные ситуации.
Такие утраты, по убеждению писателя, в конечном итоге весьма болезненно сказываются на исторических судьбах татарской деревни, исторически являющейся основой бытия нации.
Столь же широкое национальное звучание придается в повести утратам, связанным с природой. Рассматривая деревню как своеобразный очеловеченный уголок этого первозданного мира, автор показывает, что духовно-нравственные потери села напрямую сказались и на отношении его людей к природе. Весьма примечательны в этом отношении эпизоды, рассказывающие о судьбах трех тополей. Когда-то посаженные стариком Гузаиром в память о трех своих родственниках - Мухаммаде, Исламе и Расуле, они в течение многих лет служили опорой для деревни, защищая дома от стихийных бедствий. И вот в наши дни по приказу председателя колхоза Гатауллина, человека духовно ущербного и лишенного дара понимания природы, повалив два тополя, начинают использовать их как мостик через речку. Из этого рядового, на первый взгляд, события автор делает далеко идущие выводы. Говоря более конкретно, уничтожение тополей представляется как разрушение жизненных опор деревни, которая имеет судьбоносное значение для будущего всей нации.
По этой проблематике к произведению Батуллы довольно близка повесть «Идел яры» («На берегу Волги», 2003) М.Валеева. В ней из такого ординарного, на первый взгляд, явления, как разборка деревенского дома в связи с переселением его на другое место, также выводится глубокий смысл. Дело в том, что этот дом разбирается из-за того, что деревня оказалось в зоне, затопляемой в результате строительства гидроэлектростанции. Учитывая, что одновременно были затоплены леса, луга и другие богатства природы, находившиеся в той зоне, автор подводит нас к заключению о том, что уничтожение современной экономической революцией в лице мощной гидроэлектростанции тесно
13
взаимосвязанных деревень и природы в конечном итоге может иметь очень негативные последствия для будущего народа. Ибо и здесь деревня и окружающая ее природа рассматриваются как первозданные основы национального бытия.
Как своеобразная страница современной татарской экологической прозы представляется во втором параграфе второй главы творчество Н.Гиматдиновой. Своеобразие произведений писательницы диссертант выявляет как в их содержании, так и в форме, которые рассматриваются в их органическом единстве.
В разработке проблемы «человек и природа» в прозе Н.Гиматдиновой выделяется несколько смысловых сюжетных линий. В одних случаях автор свое внимание сосредотачивает на мифологизированном освещении мысли о необходимости возрождения игнорированных длительное время народных верований и представлений, а также изменения отношения современников к ним. Так, в повести «Сихерче» («Колдунья», 1982) старая знахарка Магруй и современная девушка Савиля выступают носителями существующих с мифических времен народных верований, связанных с пониманием единства или неразделимости человека и природы, а также с народной медициной. Убежденная, что природа является всемогущей и ничем не заменяемой целительницей для людей, и обладая ее тайнами, Магруй с их помощью лечит односельчан от разных недугов. Одновременно свой опыт и тайны она передает единственно близкой ей по духу и натуре Савиле. После смерти старушки и ее душа переходит к девушке, и она с помощью тайн и магических сил природы продолжает лечить людей.
Кроме того, в повести обращается внимание и на отношение современников к этим колдуньям, которое, как известно, до недавнего времени зачастую было весьма негативным. Эта реальность показывается, в частности, через отношение председателя колхоза Галимзяна к деятельности названных героинь. До сих пор прославившийся своими «подвигами» на поприще уничтожения природы, он теперь такую же
воинственность проявляет и в неприятии использования ее целительных возможностей при исцелении человеческих недугов.
Все же сосредоточив внимание на образе Савили, Н.Гиматдинова в нем отражает свой идеал женщины как дитя природы. Характерной же чертой такой героини представляется ее неприятие коллективной жизни людей и стремление к одиночеству. Ибо, по мнению автора, человек только при одиночестве может полнее проявлять себя как личность. Обреченность своих героинь на одиночество Н.Гиматдинова мотивирует их сиротством в жизни и в таких повестях, как «Болан» («Олень», 1996), «Куке токереге» («Дрема белая», 1996), «Кыргый» («Дикарка», 1996). Хотя иногда они хотят быть ближе к людям, общаться с ними, но все это остается лишь благим намерением, на самом же деле, они уже не могут освободиться от своего одиночества и воспринимают его как волю Аллаха. Для них, оторванных от людей, единственной отдушиной, наиболее приемлемым миром является мир природы.
Стремясь к показу абсолютного единства или неразделимости человека и природы, Н.Гиматдинова иногда заставляет своих героинь отказаться от своих религиозных воззрений или убеждений. Так, в повести «Олень» старушка Сузгын отказывается от ислама и возвращается к язычеству. Дело не только в том, что ее предки преклонялись перед языческими идолами. Кроме того, героиню сильно беспокоит то обстоятельство, что многие люди хотя и считают себя мусульманами, но в
*
сущности не верят в ислам, не живут по его предписаниям и канонам. Чтобы быть подальше от этих людей, от их грешной жизни, старушка Сузгын вновь возвращается к вере своих предков-язычников и свою внучку Акчэч учит языческому образу жизни. Хотя первоначально этот похожий на волшебную сказку мир привлекал юную героиню больше чем обыденная серая жизнь в деревне и в школе, но в дальнейшем она становится жертвой противостояния двух миров. Влюбившись в молодого охотника Рыскула, она из-за этой любви превращается в оленя и своей новой оленьей жизнью спасает своего любимого от проклятия, наложенного на его охотничий род
17
живой природой за уничтожение диких птиц и зверей.
В некоторых других произведениях Н.Гиматдиновой авторское внимание больше нацеливается на показ того, как природа наказывает людей за их жестокое отношение к себе. Эта идея наиболее выпукло отражается в повести «Ак торна каргышы» («Заклинание белого журавля», 1995). В ней вначале глазами главного героя Арслана, спустя много лет с семьей вернувшегося в родные края, показывается духовно-нравственный облик современной татарской деревни. Герой свежими глазами видит, что его родная деревня по сравнению с прошлым, изменилась явно в худшую сторону. И виной всем негативным явлениям в ее жизни чаще всего является пьянство. Водка способствовала лишению сельчан многих добрых обычаев и традиций прошлого и их духовно-нравственному вырождению. Все это особенно больно сказывается в их отношении к природе. Из-за водки они нравственно так низко пали, что уже враждебно воспринимают любое нормальное отношение, в частности, к животному миру. Видя, как Арслан больную женщину Сару на тележке возит к озеру, чтобы накормить белого журавля, ставшего для нее душевным утешением и морально помогавшего ее выздоровлению, работающие на поле женщины убивают журавля, называя ее «птицей любовников». Вместе с тем в повести показывается и то, как природа наказывает людей за их пороки и противоестественные поступки.
В общем обращаясь к проблеме «человек и природа» Н.Гиматдинова стремится больше к мифологизированному освещению ее в целях раскрытия духовно-нравственного значения многовековых народных верований и представлений для выработки отношения современников к природе.
Третья глава диссертации посвящена раскрытию художественно-выразительных особенностей татарской экологической прозы. Подчеркивается, что своеобразная проблематика этой прозы накладывает свой отпечаток и на ее образную систему, и на поэтику. Говоря более конкретно, в произведениях, посвященных проблемам природы, активно
18
используются образы, почерпнутые из этого естественного мира, и другие поэтические средства из мифологии. В первом параграфе главы анализируется то, как используется в экологической прозе традиционный для национального художественного мышления образ коня. Как известно, конь с древнейших времен играл важную, а иногда даже судьбоносную роль в жизни татар. Он в течение веков являлся ближайшим помощником и другом земледельца, его надеждой и опорой на белом свете. Поэтому конь прочно вошел и в духовный мир татар. Соответственно он с давних пор стал любимым героем произведений народного творчества и национальных обычаев и традиций, например, Сабантуя.
Понятно, что образ коня издавна привлекал внимание и писателей. В диссертации подчеркивается, что к этому образу значительно возрос писательский интерес с начала XX века. Дело в том, что в тот период татарская литература становилась национально-самобытным искусством слова и тогда для раскрытия национального содержания потребовались такие же средства художественной выразительности И образ коня служил именно этой цели. Одним из первых характерных примеров использования этого образа в тогдашней прозе рассматривается в диссертации рассказ «Алмачуар»(1922) Г.Ибрагимова. В нем через взаимоотношения главного героя - мальчика Закира со своим любимым конем Алмачуаром раскрывается отношение татар к коню, так сказать, в его исконном, первозданном виде. Вместе с тем на эти отношения накладывает свой отпечаток и новое историческое время. Будучи продуктом этого нового времени, Закир в этом вопросе не может оставаться в пределах мироощущения далеких предков. Под воздействием современной ему жизни у юного героя возникает и потребительское отношение к своему коню, что в конечном итоге приводит к гибели последнего.
Такое же отношение к коню возобладает и в современном произведени о том же прошлом - в повести «Родная сторона - зеленая моя колыбель» Г.Баширова. В нем современник Закира - Гумер также боготворит своего любимого жеребенка, забота о котором для него
19
становится чуть ли не главным смыслом жизни. Однако и здесь жеребенка вскоре приносят в жертву материальным интересам жизни. Нужда заставляет отца Гумера продать жеребенка. Понятно, что юный герой очень болезненно воспринимает эту утрату. После этого ему и жить становится неинтересно.
Как видно, образ коня в названных произведениях Г.Ибрагимова и Г.Баширова в общем становится средством действенного критического осмысления и оценки случаев потребительского отношения к представителям или видам флоры и фауны еще дореволюционного времени. Подобные ситуации авторы мотивируют в основном материальными интересами тогдашнего бытия.
В диссертации далее показывается, что в литературе, посвященной советскому времени, традиционный образ коня используется уже в несколько иных целях. Говоря более конкретно, авторы теперь с помощью этого образа берутся освещать характерные для нашего времени изменения в духовно-нравственном мире людей. Так, в уже рассмотренной повести Батуллы «Цветок у дороги» рассказывается о драматической истории коня по прозвищу «Рикэкэ», которая одновременно является средством социально-нравственной характеристики своего времени. Так, в начале 30-х годов он становится свидетелем раскулачивания и ссылки в Сибирь своего хозяина Мисбахетдина, разлуку с которым по-человечески тяжело переживает. В годы войны его отправляют на фронт, где он вместе с людьми выносит на себе все тяготы и лишения того времени. А послевоенный период становится для коня не только многотрудным, но и трагическим. Наряду с тем, что в эти годы он вместе с односельчанами испытывает на себе все несправедливости и трудности тогдашней жизни, его судьба принимает трагический характер. Председатель колхоза Сабир во время очередного запоя застрелил Рикэкэ, по ошибке приняв его за волка.
Словом, в этой повести образ коня становится эффективным средством раскрытия несправедливостей и трудностей в жизни советского
20
времени.
В некоторых других произведениях образу коня придается, так сказать, некое национально-нравственное звучание. Так, в рассказе «Туган жир туфрагы» («Горсть родной земли», 1963) Г.Сабитова этот образ становится средством выражения исконной черты татар - их любви и преданности родной земле. Видя, как эта черта в наше время девальвируется и постепенно люди лишаются ее, деревенский старик Галяу молодым парням, желающим уехать из родного села, в назидание рассказывает легенду об одном коне. Этот конь, которого отец Галяу выхаживал с любовью, из-за нужды был продан человеку, приехавшему из Сибири. Конь, не выдержав разлуку с родным краем, прибегает с чужбины и погибает на родной земле.
В рассказе «Акбакэл» («Акбэкзл», 1984) Ф.Яруллина в споре из-за коня между председателем колхоза Фазыловым и завфермой Рахимзяном, который в более широком плане напоминает небезызвестные дискуссии между «физиками» и «лириками», сталкиваются сторонники технического прогресса, преклоняющиеся перед современной техникой, и защитники духовности в жизни, выражающейся прежде всего в осознанном отношении к природе, персонифицированной в рассказе в образе коня. Одновременно это животное символизирует собой национально-нравственное начало и тем самым рассматривается Рахимзяном как сила, связывающая людей, особенно молодежь с родной деревней и землей. Эта истина под конец доходит и до сознания председателя колхоза, который, чтобы сохранить людей в деревне, решает обзавестись для села лошадьми.
В показе борьбы между духовностью и бездуховностью в современной жизни, обостряемой научно-техническом прогрессом, образу коня немалая роль отводится и в повести «Могикан» (2000) В.Имамова. В ней авторское внимание нацелено на раскрытие негативных последствий строительства Камского автогиганта и нового города в такой сердцевине бытования татар, как челнинская земля. Самыми горькими последствиями этого строительства в произведении представляются уничтожение
старинной татарской деревни Гардали и моральное развращение ее жителей разношерстным и часто нравственно не очень здоровым людом, съехавшимся сюда со всех концов страны. Под их влиянием предавшись пьянству, гардалинцы во многом лишаются прежней духовно-нравственной опоры в жизни и вместе с пришельцами начинают совершать безнравственные поступки. Как один из печальных результатов нравственного падения людей из-за урбанизации жизни автор показывает трагическую судьбу Могикана. Когда новые власть имущие хотели использовать Могикана как «экзотику», «местный колорит» или «аборигена» в целях личного развлечения и не добились своего, они решили мстить коню за его упрямство и зарезали его.
Осознав эту трагедию во всей ее глубине, хозяин коня Валид после этого, как бы выражая свой протест против всего безнравственного, происходящего вокруг, бросается с крыши самого высокого здания в новом городе. Если учесть, что в повести речь идет в основном об утратах национально-нравственного характера, связанных со строительством автогиганта, то трагедии Могикана и Валида получают широкое общественное звучание. Здесь писатель по существу бьет в набат в целях сохранения родного народа и его многовекового духовно-нравственного опыта в условиях современной урбанизации жизни. Таков главный смысл, заложенный в образ главного персонажа повести В.Имамова - коня, олицетворяющего собой всю окружающую природу, с которой неразрывно связана судьба татарского народа. Следует сказать, что и прозвище коня имеет символическое значение.
Во втором параграфе третьей главы осмысливается система средств художественной выразительности в национальной экологической прозе. Понятно, что в поэтической системе произведений, посвященных проблеме «человек и природа», первостепенную роль играет, пожалуй, пейзаж. В силу того, что татарские писатели издавна интересовались вопросами природы, в их произведениях и пейзаж с давних пор активно использовался как средство художественной выразительности. Правда, в разное время он
22
применялся в разных целях. Так, до того, как появилась экологическая проза, явления природы привлекали внимание писателей чаще всего в целях раскрытия красоты этого мира, противостоящего миру человеческому. Такой подход к использованию пейзажа в диссертации иллюстрируется на примере повести «Родимый край - зеленая моя колыбель» Г.Баширова и рассказа «Матурлык» («Красота», 1964) А.Еники.
А в произведениях экологической прозы явления природы как художественное средство выполняют уже несколько иные функции, которые связаны чаще всего с современным отношением людей к природе. Речь идет прежде всего об отрицательном воздействии научно-технического прогресса к этому первозданному миру. Так, в уже рассмотренных произведениях Г.Баширова («Семь звонких ключей Алтынбикэ»), Р.Тухватуллина («Агымсу»), М.Хабибуллина («Цена хлеба»), Ф.Байрамовой («Луг») пейзаж является важным средством раскрытия «туристического», потребительского отношения современников к природе. Наряду с изображением уничтоженных людьми явлений природы, авторы предупреждают о возможных непреодолимых последствиях этих потерь, призывают к осознанному гуманному отношению к флоре и фауне.
Рассматривая прежнюю деревню как неразрывную часть окружающего ее естественного мира, писатели иногда и отдельные явления сельского бытия используют в художественно-познавательных целях. К примеру, в романе «Семь звонких ключей Алтынбикэ» Г.Баширова образу деревенского дома придается историко-философское звучание, ибо он выступает носителем и хранителем нравственной памяти народа. Соответственно отношение героев к этому дому писателем квалифицируется как их отношение к национальному прошлому. В повести один из ее героев - писатель Камил Дусаев деревенский дом рассматривает еще и как историко-культурный источник или памятник о прошлом народа. Здесь он имеет в виду древнюю традицию предков делать на стенах домов надписи, отражающие какие-то события своего времени. В диссертации также отмечается, что образ деревенского дома в рассказе
23
«Невысказанное завещание» А.Еники носит значение родного края, а в повести «Повесть о горной стороне» А.Баянова выполняет функцию моста, который сохраняет преемственную связь времен и поколений.
Важное место в поэтической системе экологической прозы занимают художественно-выразительные средства народного творчества - сказок, песен, мифов, преданий, легенд и т.д. Вообще, повышение внимания татарских писателей с 60-х годов минувшего столетия к народнопоэтическим традициям обусловлено в основном двумя факторами, связанными с усилением национально-нравственного начала в их творческих исканиях. С одной стороны, эти традиции привлекаются для обогащения национальной системы поэтики. С другой же стороны, современный экологический кризис, наряду с повышением внимания писателей к природе, способствовал более активному использованию при освещении экологических проблем народно-поэтических традиций. В результате, например, Г.Баширов и А.Баянов в их уже рассмотренных произведениях чаще обращаются к мотивам и поэтическим средствам риваятов, а Ф.Байрамова и Батулла - к народным песням.
В экологической прозе иногда само название произведения становится поэтическим средством. В качестве примера можно привести названия повестей «Голос - дар природы», «Повесть о горной стороне» А.Баянова, «Заклинание белого журавля», «Олень» Н.Гиматдиновой, «Семь звонких ключей Алтынбикэ» Г.Баширова. Как видно, уже названия этих произведений, связанные с природой, становятся художественным средством раскрытия авторского замысла, также касающегося этого естественного мира.
В некоторых произведениях Г.Баширова, А.Еники, Ф.Байрамовой, Н.Гиматдиновой и других как поэтическое средство в освещении вопросов естественной среды используются образы юного героя, стариков, старушек и женщин, рассматриваемых авторами как дети природы.
Иногда при разработке темы природы используется и идейно-художественный опыт мифологии. В частности, для показа наказания
24
природой людей за их противоестественные поступки и деяния, Н.Гиматдинова обращается к мифологическим образам заклинания, мести, обиды и т.д.
В «Заключении» обобщаются результаты исследования. Прежде всего, делается вывод о том, что усилившийся с 60-х годов XX века научно-технический прогресс, с одной стороны, способствовал развитию и повышению качества материального бытия человека и человечества, а с другой - превратив современный мир в общество потребления, создал ряд серьезных процессов и проблем, которые могут иметь весьма негативные последствия для жизни на Земле вообще. Важнейшим из таких процессов, безусловно, является современный экологический кризис. Находясь в центре внимания всего человечества, эта проблема ныне остро волнует и писателей, в результате чего в литературах появилось такое явление, как экологическая проза.
В диссертации татарская экологическая проза исследуется в национально-нравственном, общественном и эстетическом аспектах и выявляются характерные для этих аспектов тенденции в освещении проблемы «человек и природа».
Поскольку диссертация посвящена изучению освещения в современной татарской прозы проблемы, судьбоносной в данном случае для татарской нации, анализ и выводы, сделанные автором, имеют не только научно-теоретическое, но и практическое значение, особенно для системы национального образования.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Гыйниятуллина А. Без — табигать балалары (Мы - дети природы) / А.Гыйниятуллина // Мэгариф.—2002,— №11 .—Б. 24-26.
2. Гыйниятуллина А. Авыл фажигасе — миплет фажигасе (Деревенская и национальная трагедия) / А. Гыйниятуллина // Идел.— 2003.—№6.—Б. 56-57.
3. Гыйниятуллина А.Ф. Э.Баянов ижатында кеше Ьэм табигать
25
месьэлосс (Проблема «человек и природа» в творчестве А.Баянова) / А.Ф.Гыйниятуллина // Инсани фэннэр: эзлону Ьэм табышлар.— Казан: Фикер, 2004.— Б. 482-490.
4. Гыйниятуллина А.Ф. Р. Техфэтуллин есэрлерендэ табигать мосьелэсе (Проблема природы в произведениях Р.Тухфатуллина) / А.Ф.Гыйниятуллина // Сборник материалов итоговых конференций молодых ученых Института истории им. Ш.Марджани Академии наук РТ за 2003-2004 годы.— Казань: изд-во Института истории, 2004.— С. 118-120.
5. Гыйниятуллина А. «Я^идегон чишмо» романында табигать, миллет Ием ехлак масьапелэре (Проблемы природы, нации и нравственности в романе Г.Баширова «Семь звонких ключей Алтынбикэ») / А.Гыйниятуллина // Фон Ьем мвктвп.— 2005.— № 1.— Б. 59-60.
6. Гыйниятуллина А.Ф. Э.Баяновньщ «Тавыш — табигать булэге», «Менгелек бехос» повестьларында табигать мэсьэлэсе (Проблема природы в повестях А.Баянова «Голос - дар природы» и «Вечный спор») / А.Ф.Гыйниятуллина // Милли медоният.—2005.—№8.—Б. 4-6.
л
4
Лицензия на полиграфическую деятельность №0128 от 08.06 98г. выдана Министерством информации и печати Республики Татарстан Подписано в печать 11.05.2006 г. Форм. бум. 60x84 1/16. Печ. л.1,75 Тираж 100. Заказ 144.
Минитипография института проблем информатики АН РТ 420012, Казань, ул.Чехова, 36
¿opSA
p1 1 96 5
i
Список научной литературыГиниятуллина, Айгуль Фирдинатовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Айтматов Ч. Белый пароход: Повесть / Ч.Айтматов.—М.: Советский писатель, 1980.— 160 с.
2. Айтматов Ч. Плаха: Роман / Ч.Айтматов.— М.: Профиздат, 1989,— 608 с.
3. Акматалиев А.А. Чингиз Айтматов и взаимосвязи литератур /A.А.Акматалиев.— Бишкек: Адабият, 1991.— 184 с.
4. Андреев Ю.А. Человек, природа, общество в современной советской прозе / Ю.А. Андреев.— JL: Знание, 1981.— 36 с.
5. Астафьев В. Царь-рыба: Повествование в рассказах /B.Астафьев.—М.: Современник, 1983.— 384 с.
6. Ахунов Г. Саумы сез, геройларым / Г.Ахунов // Социалистик Татарстан.— 1993.— 2 сентябрь.
7. Ахунов Г. Туган як Ьэм гузэллек щлрчысы / Г.Ахунов // Социалистик Татарстан.— 1986.— 4 январь.
8. Ахунов Г. Хезине: Роман / Г.Ахунов.— Казан: Тат.кит.нешр., 1963.—267 б.
9. Ахунов Г. Хужалар: Роман / Г.Ахунов.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1968.—214 6.
10. Эдэбият белеме сузлеге / Тез.-ред.: А.Эхмэдуллин.—Казан.: Тат.кит.нэшр., 1990.—240 6.
11. Эхметова Ф. Туган як турында жыр / Ф.Эхметова // Социалистик Татарстан.— 1969.— 20 апрель.
12. ЭИлиуллин М. Икмек heM нефть / М.ЭЫшуллин // Ж^ир, Икмек, Кеше: Очерклар Ьэм публицистик мэкалелер.— Казан: Тат.кит.нешр., 1984.— Б. 66-80.
13. Батулла. Юл буенда зецгер чечек: Повесть / Батулла.—Казан: Тат.кит.нешр., 1990.— 352 6.
14. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / М.М.Бахтин.—М.: Худож. Лит., 1986.— 546 с.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин.— М.: Искусство, 1986.— 445 с.
16. Баян Э. Менгелек бехес / Э. Баян //Аргы яр: Повестьлар.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1990.—Б. 201-320.
17. Баян. Э. Тавыш — табигать булэге / Э.Баян //Аргы яр: Повестьлар.—Казан: Тат.кит.нэшр., 1990.— Б. 3-94.
18. Баян Э. Телке тоту кыен тугел / Э.Баян // Тау ягы повеете: Повестьлар Ьем лирик парчалар.— Казан: Тат.кит.нешр., 1979.— Б. 125-242.
19. Баянов Э. Сеяхетнаме / Э. Баянов // Елларга сеяхет: Шигырьлер Ьем поэмалар.— Казан: Тат.кит.нешр., 1977.— Б. 204-218.
20. Баянов Э. Тау ягы повеете: Повестьлар Ьем лирик парчалар / Э.Баянов.— Казан: Тат.кит.нешр., 1979.— 280 б.
21. Баянов Э. Туган жир / Э. Баянов // Кызыл ут: Шигырьлер, шигъри трагедия. — Казан: Тат.кит.нешр., 1999.— 287 б.
22. Баянов Э. Тузбаш хикеясе / Э.Баянов // Тау ягы повеете: Повестьлар Ьем лирик парчалар.— Казан: Тат.кит.нешр., 1979.— Б. 254-259.
23. Баянов Э. Ут heM Су: Роман / Э.Баянов.— Казан: Тат.кит.нешр., 1973.— 263 б.
24. Баянов Э.Таш китап: Роман / Э.Баянов.— Казан: Тат.кит.нешр., 1984.—248 б.
25. Бейремова Ф. Болын: Повестьлар / Ф.Бейремова.— Казан: Тат.кит.нешр., 1986.— 200 6.
26. Бейрэмова Ф. Ьеркемнец уз болыны / Ф.Бэйрэмова // Аргамак.— 1997.— №8.— Б. 137.
27. Бэшир Ф. Тургайсыз яшэп буламы? / Ф.Бэшир // Сейле, калем!— Казан: Тат.кит.нешр., 2001.— Б. 34-49.
28. Бэширов Г. Ждцегэн чишмэ: Роман / Г.Бэширов // Эсэрлэр: 4 томда.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1983.— Зт.— 422 б.
29. Боширов Г. Намус: Роман / Г.Бэширов.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1970.— 440 б.
30. Бэширов Г. Табигать ул — безнец дэу эниебез / Г.Бэширов // ШэЬри Казан.— 1997.— 29 ноябрь.
31. Бэширов Г. Туган ягым — яшел бишек: Повесть / Г.Бэширов // Эсэрлэр: 4 томда.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1982.— 2т.— 453 б.
32. Бэширова И. Ждцегэн чишмэ моны./ И.Бэширова // Г.Бэшировныц иж;ат лабораториясеннэн.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1995.—144 б.
33. Бикчурин Ш. Каты токым: Роман / Ш.Бикчурин.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1974 —224 6.
34. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературных исследований / А.С.Бушмин.— Д.: Наука, 1969.— 228 с.
35. Вэли-Баржылы М. Идел яры: Повесть / М.Вэли-Барж,ылы // Казан утлары.— 2003.—№1.— Б. 64-105.
36. Вэлиев М. Алгы сызыкта кемнэр? / М.Вэлиев // Социалистик Татарстан.— 1984.— 6 май.
37. Гази И. Гади кешелэр: Роман / И.Гази.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1955.— 296 б.
38. Галимуллин Ф. Офыкларны алдан куреп. / Ф.Галимуллин // Офыкларны алдан куреп. Тэнкыйть мэкалэлэре.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1995.— Б. 49-75.
39. Галимуллин Ф. Шагыйрьнец прозасы / Ф.Галимуллин // Казан утлары.— 1994.—№5.—Б. 180-183.
40. Гамбэров Н. Бэхеткэ юл гел алда / Н.Гамбэров // Казан утлары.— 1977.—№12.—Б. 148-152.
41. Гыйльманов Г. Албастылар: Хыялый кыйсса / Г.Гыйльманов.— Казан: Тат.кит.нэшр., 2003.— 383 б.
42. Гыйматдинова Н. Ак торна каргышы: Повестьлар / Н.Гыйматдинова.— Казан: «Татар китабы» нэшр., 1987.— 288 б.
43. Гыйматдинова Н. Болан / Н.Гыйматдинова // Кыргый: Повестьлар.— Казан: Тат. кит. нэшр., 1996.— Б. 122-141.
44. Гыйматдинова Н. Буре каны / Н.Гыйматдинова // Сихерче: Повестьлар, хикэялэр,— Казан: Тат.кит.нэшр., 1993.— Б. 3-49.
45. Гыйматдинова Н. Очрашу / Н.Гыйматдинова // Су хикэяте: Хикэялэр Ьэм повесть.— Казан: Тат.кит.нэшр.,— 1981.— 127 б.
46. Гыйматдинова Н. Сэвилэ: Повестьлар, хикэялэр / Н.Гыйматдинова.— Казан: Тат.кит.нэшр., 2001.— 255 б.
47. Гыйматдинова Н. Ут кубэлэге: Повестьлар / Н.Гыйматдинова.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1990.— 270 б.
48. Гюго В. Собор Парижской богоматери: Роман / В.Гюго // Перевод с франц. Н.Коган.— Казань: Тат.книж.издат., 1988.— 480 с.
49. Дунай Ф. Союнец сынаулары бар / Ф.Дунай // Казан утлары.— .1997.— №5.— Б. 151-155.
50. Еники Э. Эйтелмэгэн васыять / Э. Еники // Эсэрлэр: 5 томда.— Казан: Тат.кит.нэшр., 2002.— Зт.: Повестьлар.— Б.7-45.
51. Еники Э. Матурлык / Э. Еники // Эсэрлэр: 5 томда.— Казан: Татар.кит.нэшр., 2000.— 1т.: Хикэялэр.— Б. 216-225.
52. Еники Э. Туган туфрак / Э. Еники // Эсэрлэр: 5 томда.— Казан: Татар.кит.нэшр., 2000.— 1т.: Хикэялэр.— Б. 138-165.
53. Ж^элэлиева М. Гомэр Бэширов / М.Ж^элэлиева.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1959.— 106 б.
54. Ж^элэлиева М. Э.Баянов повестьларында эдэби герой // М.Ж^элэлиева // Эдэбиятыбыздагы ж;ырчы чишмэлэре.— Казан: Тат.кит.нэшр., 2001.— Б. 96-109.
55. Закиржанов Э. Могиканнар кисэтэ / Э.Закиржанов // Казан утлары.—2001.—№10.—Б. 132-134.
56. Залыгин С.П. Литература и природа / С.П.Залыгин // Литературные заботы.— М.: Сов.Россия, 1982.— С. 80-96.
57. Залыгин С.П. Охрана окружающей среды в СССР / С.П.Залыгин // Критика, публицистика.— М.: Современник, 1987.— 383 с.
58. Зарипов X. Бу — безнец туган халкыбыз / Х.Зарипов // Казан утлары.— 1979.—№3.—Б. 156-159.
59. Зарипов X. Ж^идеген чишме жыры / Х.Зарипов // Социалистик Татарстан.— 1978.— 17 сентябрь.
60. ЗаЬидуллина Д. «Албастылар» яки татар прозасында яца сыйфатлар / Д.3а1щцуллина // Казан утлары.— 2001.—№ 11.— Б. 111119.
61. ЗаЬидуллина Д. Пейзаж / Д.ЗаЬидуллина. Э.Закиржанов, Т.Гыйлэжев // Татар едебияты: Теория. Тарих.— Казан: «Мегариф» нэшр., 2004.—Б. 31-32.
62. ЗаЬидуллина Д. Яца дулкында / Д.ЗаЬидуллина // Казан утлары.— 2003.— №1.— Б. 152-159.
63. Зелкарнеев Ф. Чакма чакмый ут чыкмый: Эдэби тэнкыйть мекалелере / Ф. Зелкарнеев.— Казан: Тат.кит.нешр., 1991.— 184 б.
64. Зелкарней JI. Бичуралар Ьем бичаралар. / Ягъферова Р.Х. Уку китабы: Рус мектеплеренец 3 нче сыйныфында укучы татар балалары ечен дереслек.— Казан: «Мегариф» нешр., 1994.— Б. 42-43.
65. ИбраЬимов Г. Алмачуар / Г.ИбраЬимов // Адемнер: Хикеялер, повесть.— Казан: Тат.кит.нешр., 1998.— Б. 3-27.
66. Имамов В. Могикан: Повесть / В.Имамов // Идел.— 2000.— №10.—Б. 6-11,28-37.
67. Исхакый Г. Эсерлер: 15 томда / Г.Исхакый.— Казан: Тат.кит.нешр.,— 1998.—2т.: Повестьлар Ьем хикеялер.— 464 б.
68. Исхакый Г. Зиндан. Сайланма проза Ьем сехне есерлере / Г.Исхакый.— Казан: Тат.кит.нешр., 1991.— 171 б.
69. Камалов Б. Урамнар кицея / Б.Камалов // Йерек давыллары: Повестьлар Ьем хикеялер.— Казан: Тат.кит.нешр., 1980.— Б. 195-323.
70. Камалова М. Халкымньщ куцел байлыгы / М.Камалова // Мегариф.— 1995.—№12.—Б.15-16.
71. Ким А. Отец-лес: Роман-притча / А.Ким.— М.: Советский писатель, 1989.— 400 с.
72. Кожинов В.В. Статьи с современной литературе / В.В.Кожинов.— М.: Советская Россия, 1990.— 544 с.
73. Крюкова Г.В. Социальные и гуманитарные аспекты экологической проблематики в советской прозе 70-х -начала 80-х годов: Автореф. дис. . канд.филол. наук / В.Г.Крюкова; Киев. гос. унт им. Т.Г.Шевченко.—Киев, 1984.— 24 с.
74. Кудрецкая Э. Уйти, чтобы оставаться / Э.Кудрецкая // Сов.Татария.— 1984.— 29 января.
75. Куприн А. Повести и рассказы / А.Куприн.— М.: Сов.Россия, 1987.—416 с.
76. Курбатов X. Шигъри бояннар остасы / Х.Курбатов // Модони жомга.— 1999.— 20 август.
77. Лапченко А. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70х годов. (В.Распутин, В.Астафьев, С.Залыгин) / А.Лапченко.— Л.: из-во Ленинградского ун-та, 1985.— 137 с.
78. Лейдерман Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: В 2-х т. / Н. Лейдерман, М.Липовецкий.— М.: Академия, 2003.— Т.2.: 1968-1990.—684с.
79. Леонов Л. Русский лес: Роман / Л. Леонов // Собрание сочинений: в 10-ти т. — М.: Худож. Лит., 1984.— Т.9.: Роман.— 736 с.
80. Лихачев Д. Литература — реальность — литература / Д.Лихачев.— Л., Художественная литература, 1981.— 263с.
81. Мицнуллин Ф. Ир язмышы — ил язмышы / Ф.Мицнуллин // Талантлар юлы: Эдэби тонкыйть мекалэлэре.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1984.—Б. 151-169.
82. Мицнуллин Ф. Шагыйрьнец прозасы / Ф.Мицнуллин // Казан утлары.— 1984.—№8.—Б. 182-186.
83. Михайлов О. Примечания / О. Михайлов // Леонов Л. Собрание сочинений: в 10-ти т. / Л. Леонов.— М.: Худож. Лит., 1984.— Т.9.: Роман.— 736 с.
84. Мостафин Р. Каршылыклар аша / Р.Мостафин // Социалистик Татарстан.— 1977.— 14 август.
85. Мостафин Р. Кем ул Алсу? / Р.Мостафин // Социалистик Татарстан.— 1983.— 11 декабрь.
86. Мостафин Р. Романтик омтылышмы, аек акылмы? / Р.Мостафин // Казан утлары.— 1973.—№11.— Б. 184-186.
87. Мусин Ф. Бугенге татар эдэбиятында заманчалык / Ф.Мусин // Социалистик Татарстан.— 1979.— 20 май.
88. Мусин Ф. Уткэндэгелэргэ илтифат / Ф.Мусин // Тарих Ьэм заман.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1974.— Б.3-73.
89. Мусин Ф. Тарих Ьэм заман: Эдоби тонкыйть мэкалэлоре / Ф.Мусин.— Казан: Тат.кит.ношр., 1974.— 190 б.
90. Мусин Ф. Татар эдэбияты: Рус урта гомуми белем мокт. 11 нче сыныфында укучы татар балалары очен дэреслек-хрестоматия / Ф.Мусин, З.Хобибуллина, Э.Закиржанов.— Казан: «Могариф» нэшр., 2000.—384 6.
91. Мусин Ф. Эшчелор темасын яктырту юлында / Ф.Мусин // Тарих Ьэм заман.— Казан: Тат.кит.ношр., 1974.— Б. 121-149.
92. Нигъмэтуллин Э. Эдоби хэзинегэ яца елеш / Э.Нигъмотуллин // Социалистик Татарстан.— 1981.— 7 март.
93. Нигъмэтуллин Э. Прозабыз турында уйланулар / Э.Нигъмотуллин // Казан утлары.— 1978.— №11.— Б. 161-168.
94. Нуруллин И. Эдэбиятта шартлылык турында / И.Нуруллин // Тормыш Ьэм сэнгать чынлыгы: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1983.— Б. 47-66.
95. Поварисов С. Мэктэптэ эдэби эсэрнец телен ойрэну / С.Поварисов // Эдэбият укытучысына ярдэмлек.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1978.— 182 б.
96. Проблемы экологии в современной литературе (по роману Ч.Айтматова «Плаха») // Интернет.
97. Распутин В. Последний срок: Повесть / В.Распутин // Повести.— Новосибирск: Кн.изд.-во, 1988.— С. 11-166.
98. Рудзевич И. Человек и природа в творчестве Сергея Залыгина: Автореф.дис.док. филол. наук / И.Рудзевич; Нижегородский гос. унт. Ниж.Новгород, 2003.- 56 с.
99. Сабитов Г. Туган жир туфрагы: Хикеялэр / Г.Сабитов.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1963.— 80 б.
100. Сверигин Р. Характер Ьэм психологик дэреслек / Р.Сверигин // Яца герой Ьэм яца алымнар. Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1985.— Б. 3-34.
101. Сверигин Р. Язучыныц куцел кыцгыраулары / Р.Сверигин // Яца герой Ьэм яца алымнар.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1985.—- Б. 92-118.
102. Смирнова А.И. Русская натурфилосовская проза 1960-1980-х годов: философия, мифология, поэтика: Автореф. дис. . док. филол. наук / А.И. Смирнова; Воронеж, гос. ун-т.— Воронеж, 1995.— 41с.
103. Совет Татарстаны язучылары: Библиографик белешмэ.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1986.— 640 б.
104. Сохряков Ю.И. Природа и человек: (По страницам современной литературы) / Ю.И. Сохряков.—М.: Знание, 1990.— 64с.
105. Татар эдэбияты тарихы: 6 томда.—Казан: «Раннур» нэшр., 2001.— 6т.: 60-90 нчы еллар эдэбияты.— 544 б.
106. Татар эдэбияты тарихы: 6 томда.—Казан: Тат.кит.нэшр., 1989.— 4т.:Татар совет эдэбияты.— 568 б.
107. Техфэтуллин Р. Авылдашым Нэби: Повесть / Р.Техфэтуллин // Сайланма эсэрлэр: 2 томда.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1994.— 2 т.: Хикэялэр, повестьлар.— Б. 76-129.
108. Тохфэтуллин Р. Агымсу: Повесть / Р. Техфэтуллин.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1968.— 203 б.
109. Техфэтуллин Р. Игенче белэн нефтьче ник бэхэслэшэ? / Р.Техфэтуллин // Социалистик Татарстан.— 1967.— 24 март.
110. Техфэтуллин Р. Йолдызым: Повесть / Р.Техфетуллин. Казан: Тат. кит.нешр., 1962.— 264 б.
111. Техфетуллин Р. Чатта тукталу: Повесть / Р. Техфетуллин // Казан утлары.— 1987.—№7.— Б. 80-124.
112. Феизов Р. Тецре хекеме: Хыялый повесть / Р.Феизов // Казан утлары.— 1999.—№4.—Б. 6-57.
113. Феттахов И. Туксанынчы еллар едебияты (Анкетага жаваплар) / Феттахов И. // Казан утлары.—1999.—№11.— Б. 154-156.
114. Ханзафаров Н. Без ацлыйбыз аны / Н.Ханзафаров // Татарстан.— 1997.—№ 12.—Б. 55-61.
115. Харис Р. Шигырьлер, ядырлар, поэмалар / Р.Харис.—Казан: Тат.кит.нешр., 1989.— 367 б.
116. Хатипов Ф. Эдебият теориясе / Ф. Хатипов.— «Раннур» нешр., 2002.— 352 б.
117. Хатипов Ф. Техфетуллин повестьлары / Ф.Хатипов // Казан утлары.— 1974.—№11.—Б. 175-180.
118. Хатипов Ф. Эшче рухы / Ф.Хатипов // Казан утлары.— 1976.—№8.—Б. 154-162.
119. Хатипов Ф. Яшееш гаме / Ф. Хатипов // Казан утлары.— 1986.—№5.—Б. 170-173
120. Хатипов Ф., Зиннатова Н. Духовный мир дилогии Г.Баширова «Семь ключей» / Ф.Хатипов, Н.Зиннатова // Татар совет прозасында образлар Ьем характерлар.— Казан: КДПИ, 1981.—1576.
121. Хебибуллин М. Икмек кадере: Повесть / М.Хебибуллин.— Казан: Тат.кит.нешр., 1972.— 174 б.
122. Хебибуллин М. Тау белен тау очрашмаса да.: Повесть / М.Хебибуллин.— Казан: Тат.кит.нешр., 1974.— 206 б.
123. Хезерге татар едебиятында ехлакый эзленулер.— Казан: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова. КФАН СССР, 1989.— 145 б.
124. Хэмидуллина Р. Сихерчелэр кирэк деньяга / Р.Хэмидуллина // Казан утлары.— 1994.— №4.— Б. 175-179.
125. Хэсэнов М. Кама тацнары: Роман / М.Хэсенов.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1973.— 166 б.
126. Человек и природа в советской прозе. Межвузовский сб. научных трудов.— Пермский ун.-т., 1980.— 156 с.
127. Человек и природа в художственной прозе. Межвузовский сб. научных трудов.— Пермский ун.-т., 1981.— 162 с.
128. Шэмси С. Соцгы юаныч: Хикея / С.Шэмси // Ж^эяуле буран: Повесть Ьем хикэялэр.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1988.— Б. 44-56.
129. Шукурова К.А. Проблема национального своеобразия философско-эстетического восприятия природы в современной советской многонациональной прозе. Автореф дис. . канд.филол. наук / К.А. Шукурова; Инс. мировой лит. им. A.M. Горького АН СССР.—М., 1984.—25 с.
130. Щацкая А.О. Проблема «Человек-общество-природа» в советской литературе 60-70-х годов: Автореф. дис. . канд.филол. наук / А.О.Щацкая; Киев.гос. ун-т им. Т.Г.Шевченко.—Киев, 1989.— 17 с.
131. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения: Анализ художственного произведения / А.Я.Эсалнек.— М.: Флинта: Наука, 2003.—214 с.
132. Эсалнек А.Я. Портрет, интерьер, пейзаж / А.Я. Эсалнек // Основы литературоведения: Анализ художственного произведения: Практикум.— М.: Флинта: Наука, 2003.— С. 68-74.
133. Яруллин Ф. Акбэкэл / Ф.Яруллин // Сайланма эсэрлэр.— Казан: «Хэтер» нэшр., 2002.— Б. 183-200.