автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблема человека в социокультурной системе народа саха

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Уткин, Ксенофонт Дмитриевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема человека в социокультурной системе народа саха'

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема человека в социокультурной системе народа саха"

ВЫВОДЫ

Человек определяет состояние культуры и духовное здоровье народа. Человек представляет чрезвычайно сложную многоаспектную систему, различным образом переплетенную в связь индивидуальных и общественных отношений. В этом аспекте все умопостижимое творче ство, рукотворная деятельность человека создает пространство социокультурной системы с ее материальными и духовными ценностями и достижениями. Эта система едина и целостна со всеми противоречиями и гармониями своего проявления. Отсюда и будет оправданным принцип целостного подхода к структурно"гфункциональному анализу этой системы, связанной с осознанной деятельностью человека. Этот подход вытекает еще из того, что у народов Севера философия целостности и единства присуща во всем: в отношении к природе, в отношении к людям, в отношении к самому себе. И . поэтому исследование явлений культуры (в нашем случае - социокультурный системы народа саха), также предполагает целостный подход".

В научной жизни Якутии начинается осмысление особенностей формирования и развития арктической культуры, существования особой циркумполярной цивилизации. В комплексе исследуемых проблем включаются вопросы системной связи человека с природой, вынашиваются идеи создания специализированнцго Центра экологического выживания в местах постоянного проживания северных народов. Все это делается для того, чтобы найти более оптимальный вариант образа жизни и стиля поведения человека в экстремальных условиях не только в зонах арктической широты, но и в приравненных к ней территориях по всей России.

При этом, главным действующим лицом происходящих этнокультурных процессов на Севере, безусловно, выступает человек, создавший своеобразную и самостоятельную культуру взаимоотношений в системе: "человек - человек", "человек - общество", "человек - природа", "человек - техника", особый стереотип поведения, выражающий суть и структуру культуры коренного этноса.

Сегодня проблемы эти заострилйсь в связи с продолжающимися пагубными последствиями промышленной экспансии по выкачиванию природных богатств Севера, бездушным отношением монопольных отраслей к легко ранимой северной природе. В связи с этим, деятельность человека на северном регионе все более становится объектом всестороннего изучения. Делается оно с целью разработки Концепции типа и образа жизни северного человека с присущим ему индивидуальным сознанием, волей, характером и линией поведения.

Необходимость разумного освоения Севера и решения сложных вопросов выживаемости этнокультурных образований актуализируют проблему человека во всех аспектах его многофункциональной деятельности, Особый интерес исследователей вызывает мировоззренческая традиция северного человека, характер межличностных отношений, а также степень взаимоотношений человека с природой, с обществом и с самим собой.

В условиях меняющейся ситуации, постоянной угрозы экологических и технологических катаклизмов, животрепещущим становится проблема выживания целостной социокультурной системы этноса, что означает и судьбу народа. На фоне и в контексте такой ситуации, перспектива сохранения традиционной культуры обитателей северного края, в том числе народа саха, тоже становится проблематичной. Поскольку народ саха сегодня выступает консолидирующим началом в спектре взаимоотношений этнических образований Якутии, то его мировоззренческие традиции и установки, уровень самосознания и самопознания своей сущностной роли в духовном обновлении края приобретает важную политическую и социальную значимость. Поэтому, углубленное изучение традиционной культуры народа саха высвечивает проблему человека в свете мировоззренческой системы данного этноса. Отсюда, целенаправленное исследование и размышление о нем становится не только задачей конкретных наук: истории, социологии, психологии, этнографии, этнологии, культурологи, но и обобщенно-основательной универсальной области познания - философии.

Самопостижениё (самопознание и саморазвитие) человека, и содеянной им культуры, проходит несколько этапов. Здесь субстанционально первичным будет этап осмысленного осознания, т.е. процесс «анатомического обследования» явлений культуры первоначально происходит в сфере сознания, самосознания. А дальше: самосознание образа, облика культуры подводит к !самовыбору путей дальнейшего ее развития, затем завершающий, этап - этап самотворения (саморазвития личности) культуры народа. Следовательно, прослеживается последовательная логическая цепь следующей триединой модели самопостижения культуры: «самосознание-самовыбор-самотворение». В области изучения'Пространства социокультурной системы народа она может сыграть роль универсальной формулы самоконтроля, самоанализа культуры. Итак, целостный подход к структурно-функциональному анализу процессов развития культуры народа приводит нас к таким выводам:

Во-первых, самосознание культуры есть необходимое первичное условие ее саморазвития, которое затем проходит этапы самовыбора и самотворения. В этой триаде трудно выделить какое-то отдельное звено, однако, следует подчеркнуть особо важную роль самовыбора как фундаментальной основы философии идельного треугольника: само-сознание-самовыбор-самотворенйе. В этой связи следует подчеркнуть, что самовыбор человека, семьи, народа имеют самоценное значение. Особо, в быстроменяющихся ситуациях, в переломные моменты судьбоносного периода. Самосознание культуры есть самовыбор народа, самовыбор народа есть самовыбор творения.

Во-вторых, есть непреложная истина: судьба культуры есть судьба народа. Они оба производны друг -от друга, и потому - неразделимы. Культура существует до тех пор, пока она способна оплодотворяться народом. А это - источник развития и культуры, и народа. Народ без культуры - мертв. Следовательно, народ (этнос), как автономно созидающая сила продолжит свое существование до тех пор, пока культура будет сохранять свои животворные силы.

В-третьих, культура как живой организм функционирует только в системе связей: человек и общество. Культура всегда будет востребована обществом. Она - и сотворящее чудо, и производящий процесс, и одухотворенный двигатель общественного развития: освоенного пространства и социального бытия. В центре культурообразующих факторов стоит, несомненно, человек, как тайна природы, как чудо творения.

В-четвертых, модель самовыбора («Толкуйу тобулунуу») выстраивает новую конструкцию - блок самотворения (человека, семьи, народа) культуры. Самотворящая культура может возрождаться снова и снова. Она мыслима только на прочном фундаменте живучести базовых основ традиционной культуры народа. Она как генетический код живых связей этапов развития народа создает единое поле в пространстве и времени его поступательного движения.

Самотворить, саморазвиваться - это еще не означает отказ от заданной сущности, а продолжение этой сущности, только в новом и несколько ином качестве, с сохранением души и тела родниковой культуры. Применительно к нашему периоду'нужно сказать следующее: нельзя отрывать народ от социокультурных систем самосуществования, от оправдавших себя высот духовных ценностей и достижений. Однако, это нисколько не говорит о том, что налагается табу на все современное. Ничуть не так. Наоборот, осмысленное, дозированное, необходимое принятие новых проявлений культуры, цивилизованных уровней общественного развития востребованы самим ходом современного развития. Значит, народ не хочет отрываться от традиционной культуры, ибо, это - формула его выживания. Поэтому, приходится предупреждать: с погоней за блеском ■ «массовой культуры» (шире-цивилизации) - осторожно!

В-пятых, в соотношении материальных, духовных и других уровней культуры приоритетной доминантой должна быть духовная система связей. Ибо, материально пульсирующая основа всегда тяготеет к количественной тенденции роста, к безграничному полю деятельности, в ущерб природной среде, сложившихся традиционных духовных основ. •

Поэтому, главное, самоопределиться перед выбором, т.е. сделать самовыбор, воспрянуть духом, сохраняя в целом духовность. Будет духовность и сознание заработает, и воля укрепится, и характер отточится. Наконец, и действие пойдет: стремление, упорство, цель и результат в конечном счете сделают человека человеком, семью семьей, народ народом, т.е. культуру культурой. Духовность - ориентир будущего развития. В этом и заключается. философия самосознания культуры, самовыбора народа («Толкуйун тобулунуута»), в том числе и народа саха. ;

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

Монографии и брошюры

1. Сахаларга киЬи ейдебулэ («Представление якутов о человеке»). - Якутск, 1997. - 19,6 п.л.

2. Культура народа саха: этнофилософский аспект. - Якутск, 1998. - 19,1 п.л.

3. Культура как система и самсушбор народа: философия самосознания. - Якутск, 1999. - 7 пл.

4. Философия «Кут-сур». - Якутск, 1999. - 1,25 п.л.

5. Культ женщины в якутских традициях. - Якутск, 1994. - 2,0 п.л.

6. Ветви одного корня. - Якутск, 1994. - 1,25 п.л.

7. Истоки якутскогб шаманизма. - Якутск, 1994. - 1,25 п.л. Л

Статьи в научных сборниках и журналах

8. The «Kut-siiz» Philosophy. - Folkloze and Identity. The Sakha Republic. - Fall, 1996. - ¡,5 п.л.

9. Ап-хомусун в контексте развития способности «X». - В сб.: Философские чтения. - Нерюнгри, 1998. - 0,3 п.л.

10. Духовность как ориентир выживаемости культуры. - В сб.: Философские чтения. - Нерюнгри, 1998. - 0,2 п.л.

11. Саха итэ§элигэр aübuigaga сыЬыан («Человек и природа в религиозном веровании якутов»). В сб. Саха итэвэлин ту!1унан маннайгы конференция («Первая конференция по верованиям народа саха»), - Якутск, 1995. - 0,5 п.л.

12. Итэрэлгэ сыЬыан - куль,Typaga сыЬыан («Отношение к религии - отношение ко всей культуре»). В сб.: Саха итэдэлин туЬунан иккис конференция («Вторая конференция по верованиям народа саха»). - Якутск, 1996. - 0,3 п.л.

13. ОйууннааЬын уонна саха итэ§элэ («Якутский шаманизм в контексте традиционной религии»). В сб.: Саха итэвэлин туЬунан ybyc конференция («Третья конференция по верованиям народа саха»). - Якутск, 1997. - 0,5 п.л.

14. Скрытый мир якутов. - Журн.: Вестник Академии духовности. - Якутск, 1997. - 0,2 .п.л.

15. Aga культурата («Мужская традиция семейной культуры»),

- В журн.: Народное образование. - Якутск, 1995. - 0,3 п.л.

16. Саха ыЬыава - ыал олоеор («Праздник Ысыах в семейной традиции»). В журн.: Народное, образование. - Якутск, 1995.

- 0,3 п.л.

Тезисы докладов науаных конференций

17. Культура и искусство Якутии (1946-1997 гг.) Материалы по

Культура истории республики Саха. - Якутск, 1997. - 0,5 п.л.

18. Духовность как фактор и мегатенденция современного развития культуры . Благородный почин. Материалы науч.-практ.конф. - Якутск, 1997. - 0,4 п.л.

19. Дух культуры - дух народа / Сборник материалов конференций МК-ры. - Якутск, 1998. - 0,3 п.л.

20. Культура народа саха - национальное богатство республики // Сборник материалов конференций МК-ры. - 1998.

- 0,5 п.л.

21. Преемственность культуры веление времени / Ургэл («Созвездие»). - Якутск, 1998. - 0,3 п.л.

22. Духовность как востребованная необходимость общества / Ургэл («Созвездие»). - Якутск, 1998. 0,3 п.л.

23. Идея божественности и концепция судьбы в массивах древних мифологий / Материалы конференции по религии. -Якутск, 1999. - 0,8 п.л.

24. Авторитет отца - путеводитель жизни / Народное образование. - Якутск, 1999. - 0.5 п.л.