автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философские подходы к изучению миросозерцания А. Е. Кулаковского
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Винокуров, Егор Гаврильевич
Введение.
I глава. Социокультурные основы формирования миросозерцания А. Е. Кулаковского — вксекулээх
§ 1. Социально-исторические предпосылки становления личности А.Е. Кулаковского — вксекулээх.
§ 2. Фольклорные истоки миросозерцания А.Е. Кулаковского вксекулээх.
§ 3. Духовно-нравственные условия развития миросозерцания
А.Е. Кулаковского — вксекулээх.
II глава. Социально-философский анализ миросозерцания
А. Е. Кулаковского — Эксокулээх.
§ 1. Основные парадигмы изучения влияния А. Е. Кулаковского — вксекулээх на духовное развитие народа саха.
§ 2. Опыт сравнения миросозерцания А. Е. Кулаковского — вксекулээх с наследием просветителей младописьменных народов.
§ 3. Методологическое значение философского наследия
А, Е. Кулаковского — вксекулээх в осмыслении социального развития общества на рубеже двух веков.
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Винокуров, Егор Гаврильевич
Актуальность темы исследования. В настоящее время возрастает научный интерес к творческому наследию основоположника якутской литературы, мыслителя, исследователя духовной культуры, известного общественного деятеля Алексея Елисеевича Кулаковского—Оксекулээх, сконцентрировавшего в себе художественное сознание, философскую мысль, нравственно-психологические представления саха. Яркими выразителями духовной культуры, произведениями устного народного творчества были заложены основы для дальнейшего развития якутской литературы. Объектом внимания художественной литературы становились кругозор самого автора, его личные впечатления, переживания, жизненный путь, как известно, философия как мудрость и знание, сознание и деятельность может оказать влияние на ход человеческой истории через отдельного человека. Знание проблематики национальной философии — важное условие сопричастности человека культуре своего отечества.
Из числа трех выдающихся представителей интеллегенции саха, основоположников якутской литературы — А. Е. Кулаковского, А. И. Софронова и Н. Д. Неустроева в качестве наиболее крупного идеолога, несомненно, выступает А. Е. Кулаковский"1, - отмечает А. Г. Новиков. Как видно, для всесторонней оценки в вопросах философии А. Е. Кулаковский—Оксекулээх был самым ярким мыслителем из числа представителей первого поколения демократической национальной интеллигенции народа саха. Но классическое наследие в полном объеме предстало перед исследователями и читателями только в 90-е годы. Существенную трудность для исследователей прошлых лет составляло то, что его идеи не укладывались в канонизированное русло эстетики социалистического общества. А. А. Бурцев пишет, что "истинный масштаб А. Кулаковского как художника-мыслителя еще не раскрыт в достаточной степени".2
До сих пор не утихают споры по поводу его политических убеждений, в связи с этим назревает потребность в изучении глубинных истоков его миросозерцания, где производные его мышления и деятельности не остались затаенными. Эта задача эффективно может быть разрешена только при выяснении социально-философских подходов к исследованию духовного наследия А. Е. Кулаковского—Оксекулээх. Выбор темы исследования обусловлен этим важным обстоятельством, философское наследие должно быть изучено философскими методами.
Необходима попытка исследования накопленного исторического, культурологического материала, его систематизация в едином философском ключе. В связи с чем возникает целый ряд вопросов, которые требуют теоретическогого анализа во всех аспектах многофункциональной деятельности А.Е. Кулаковского.
Социально-философские подходы к изучению миросозерцания А.Е. Кулаковского—Оксекулээх сегодня в философии актуализируются в связи с обострением глобальных проблем всего человечества
1 Новиков А.Г. О менталитете саха. Якутск, 1996. С. 66
2 Бурцев АЛ. Кулаковский как поэт-мыслитель.// Бурцев А.А., Максимова П.В. На крылатом коне. Якутск, ]995. С. 10 и кардинальными изменениями в российском менталитете. Возрастание интереса к проблемам духовной культуры и, в частности, к проблемам национальных культур сказалось и в активизации научно-исследовательских поисков в данной области.
Есть основания полагать, что ключ концептуального подхода — целостность, диалектическая многомерность, гуманизм становления и развития человеческого бытия. Поэтому интерес исследований вызывает мировоззренческая структура, характер межличностных отношений, взаимоотношений человека и общества, человека с самим собой, природы и техники.
Степень разработанности проблемы. Художественное наследие основоположника якутской литературы А.Е. Кулаковского—Оксекулээх вызывало интерес многих историков, литературоведов, писателей и философов.
Жизнь, творчество и общественно-политическая мысль представлены в работах историков Г.П. Башарина, Е.Е. Алексеева, Ф.Г. Сафронова, эколога Д.Д. Саввинова, экономистов В.Р. Дарбасова, И.Е. Томского, социолога У.А. Винокуровой, Е.Г. Винокурова и других.1
Функциональные особенности и художественные своеобразия поэзии
A.Е. Кулаковского — вксекулээх отражены в диссертациях Г. Г. Окорокова, Е.С. Сидорова, Н. В. Покатиловой, в исследованиях литературоведов
B.Н. Леонтьева, Н. М. Заболоцкого, Г.Р. Кардашевского Н. Н. Тобурокова, Г. М. Васильева. И.В. Пухова, М.Н. Дьячковской, Е.П. Шестакова, В.Н. Протодьяконова, И.Г. Спиридонова и др.2
А.Е. Кулаковского—вксекулээх как писателя, ученого, исследователя, соратника рассматривали в своих воспоминаниях писатели Н. Е. Мординов
Амма Аччыгыйа, Д. К. Сивцев — Суорун Омоллоон, В.М. Новиков — Куннук Уурастыырап, Н.М. Заболоцкий — Чысхаан, В.А. Протодьяконов
Кулантай, Р. А. Кулаковский, Н. А. Габышева и исследователи родословной поэта Г. В. Попов, С. Г. Охлопков и др.
Философская и общественно-политическая мысль народа саха освещена в монографиях и статьях А. Е. Мординова, А. Г. Новикова, Д. С. Макарова, JI. А. Новиковой, Г. Г. Эргис, В. Е. Охлопкова. Наиболее основательная проработка наследия А.Е. Кулаковского прослеживается в
1 Башарин Г.П. Три якутских реалиста-просветителя. Якутск, 1994; Алексеев Е.Е. вксекулээх Олексей (А.Е. Кулаковскай оло§ун уонна айар улэтин туЬунан). Якугскай, 1966; Саввинов Д.Д. А.Е. Кулаковскай этиилэрэ, санаалара. // Илин. 1995. №2; Томский И.Е. Алексей Елисеевич Кулаковский — первый якутский экономист. // Илин 1998,№2-3; Винокурова У А. Сказ о народе саха. Якутск. 1994; Винокуров Е.Г. Влияние А.Е. Кулаковского—вксекулээх на духовное развитие народа саха. //Илин. 2000; №4.
2 вкороков Г.Г. Концепция мира и поэзии А.Е. Кулаковского. Автореф. Якутск, 1971; Сидоров Е.С. Поэма А. Кулаковского "Сон шамана" (Эволюция мировоззрения и творчества). Автореф. Якутск, 1987; Покатилова Н.В. Якутская поэтическая традиция: Генезис литературного текста (На материалах поэзии А.Е. Кулаковского). Автореф. М; 2000; Леонтьев В.Н. Кулаковскай поэт дуо? // Чолбон. 1926, №2; Заболоцкий Н.М. Саха литературата. Очеркалар. М. — Якугскай, 1937; Копырин Н.З.
Кулаковскай поэтическая образтааЬыньггар нуучча тылын сабыдыала. // Эдэр коммунист. Кулун тутар
4 кунэ, 1987; Кардашевскай Г.Р. А.И. Софронов уонна А.Е. Кулаковскай. // Хотугу сулус. 1986, №11 Тобуроков H.H. Якутский стих. Якутск, 1985; Васильев Г. М. Якутское стихосложение. Якутск, 1965; Пухов И.В. От фольклора к литературе. Якутск, 1980; Дьячковская М. Н. Аллитерация и рифма якутской поэзии: Проблемы эволюции и классификации. Новосибирск, 1998; Шестаков -Эрчимэн Е.П., вксекулээх вру у тыыннаах. Якугскай, 1995; Протодьяконов В. Н. вксекулээх влексей уонна "Ойуун туулэ" поэма кэм-кэрдии дьуулугэр // вксекулээх влексей. Ойуун туулэ. Якугскай, 1994; Спиридонов И. Г. Литературабыт бэ§эЬээ уонна бугун- Якугскай, 1995. трудах А. А. Бурцева, Августа Мурана, А. Г. Новикова, К. Д. Уткина, К. Д. Дьячковского, Л. А. Афанасьева — Тэрис.1
Значение А.Е. Кулаковского-Оксекулээх в истории якутской литературы и науки трудно переоценить. В мае 1925 г. республика отмечала 25-летие литературной и исследовательской деятельности основателя якутской письменной культуры А. Е. Кулаковского—©ксекулээх.
Первая часть поэтического сборника "Стихи и песни" была издана ко дню созыва Ш-го Всеякутского съезда Советов (1924). Глубоко прав был П.А. Ойунский, когда писал, что Кулаковский — "первый известнейший якутский поэт-стихотворец, отец художественного слова. Он не только поэт, но и исследователь якутской старины. Его стихи и песни будут передаваться и изучаться якутским народом из поколения в поколение".2
На наш взгляд, миросозерцание А. Е. Кулаковского— вксекулээх выходит из социально-исторических, фольклорных, духовно-нравственных истоков. В условиях дореволюционной России для младописьменных народов единственным выразителем общественного сознания являлись фольклор и зарождающая художественная литература.
В качестве одного из рабочих вариантов, можно было бы предложить следующую периодизацию изучения миросозерцания А. Е. Кулаковского-Оксекулээх:
I. Период творчества П. А. Ойунского (1924-1942).
II. Период творчества Г. П. Башарина (1942-1987).
III. Современный период изученности с 1987 г.
Можно подчеркнуть то, что при жизни А.Е. Кулаковского-Оксекулээх не было ни литературной, ни политической критики в его адрес. В начале 40-х годов Г. П. Башарин написал работу "Черновые наброски о Кулаковском, Софронове и Неустроеве" (1942), где попытался реабилитировать творчество основоположников якутской литературы. В 1944 г. в Якутске выходит его монография "Три якутских реалиста-просветителя". А.А. Бурцев пишет: "Когда речь заходило о творческом методе А. Кулаковского, то и тут диапозон суждений был очень широк. Н. П. Канаев попытался доказать, что Кулаковский натуралист, Г. П. Башарин однозначно считал его реалистом-просветителем".3
Современный период изучения миросозерцания А. Е. Кулаковского-Оксекулээх начинается защитой кандидатской диссертации Е. С. Сидорова "Поэма А. Кулаковского "Сон шамана": (эволюция мировоззрения и творчества), где наследие А.Е. Кулаковского рассмотрено с точки зрения исторического развития народа саха.
1 Бурцев А. А. Указ. Соч.; Он же Идея толерантности и философия "Правильного пути" А. Кулаковского. // Толерантность: Материалы региональной научно-практ. конференции "Толерантность как способ выживания народов в условиях Севера". Якутск, 1994. С. 113-115; Он же. Саха литературатын сахгалыы квруу- Лит. критическэй ысгахыиалар. Якутекай, 1994. С. 59-63; Он же. Новые горизонты якутской литературы. // Чолбон. 1995, №6; Он же. Философия "правильного пути" А. Кулаковского. // Лит. Россия. 1995, 17 марта; Август Муран. Мой Кулаковский. Якутск, 2000; Новиков А. Г. Кулаковский Алексей Елисеевич. // Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. 3-е изд. перераб. и доп. М.: 1999. С. 431; Уткин К. Д. А.Е. Кулаковский, как исследователь народной культуры. // Культура народа саха. Якутск, 1998. С. 19-28;
2 Ойунский П. А. Прощай. // Соч. Т. 7. С. 112.
3 Бурцев А. А. Кулаковский как поэт — мыслитель//Бурцев А.А. Максимова П.В. На крылатом коне. Якутск, 1995. С. 10.
Несмотря на обилие литературы по данной проблеме, существующее разночтение в трактовках жизни и творчества А. Е. Кулаковского— вксекулээх как мыслителя все еще не преодолено. Нам представляется, что недостаточны социально-философские исследования по миросозерцанию А.Е. Кулаковского—вксекулээх на рубеже двух веков. Этим и определяется проблемное поле диссертационного исследования.
По мнению Г.С. Сыромятникова "В своих лучших произведениях Кулаковский поднимался до реализма критического".1
Г.Г. Окороков считает, что "в лице Кулаковского мы видим просветителя-реалиста не в "чистом" виде, к его просветительскому реализму подмешена заметная "доза" критического реализма".2
Были высказаны и противоположные мнения. Ф.Г. Сафронов на основе архивных документов высказывает : "Борьба против контрреволюционного областного совета, диктатуры Колчака, бандитизма 1921-22 гг. и против авантюры Пепеляева — это четыре главных этапа борьбы народов Якутии за торжество диктатуры пролетариата и власти Советов в годы Октябрьской революции и гражданской войны в Якутии. Во все переломные и решительные моменты в истории своего края
A.Е. Кулаковский находился в стороне от борьбы народа, возглавленной большевиками. Он постоянно оказывался на стороне антинародных сил".3 Подобного рода уточнения являются последствиями известной дискуссии периода творчества Башарина (1942-1987). Для объективной характеристики периода гражданской войны в Якутии нужно привести высказывания
B.И. Пестерева: "Политика военного коммунизма, реквизиции, изоляции и необоснованные репрессии отдельными представителями Советской власти запугали и озлобили население, в результате чего некоторая часть примкнула к повстанцам и в дальнейшем учавствовало во всех вооруженных антисоветских выступлениях, а другие выступали добровольцами в Красную дружину, становились активными борцами новой жизни, не щадя ни своей, ни чужой жизни" (Пестерев В. И. Амга в вихре гражданской (1921-1927 гг.). Якутск, 1997. С. 7). "А сам поэт не нуждается в апологетике и тем более не заслуживает дискретизации за свои взгляды или "негативные факты" политической биографии" (А. А Бурцев).
Целью диссертационного исследования является выявление социально-философских подходов к изучению миросозерцания А Е. Кулаковского— вксекулээх.
Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Проследить социально-исторические корни становления личности А. Е. Кулаковского—©ксекулээх.
2. Раскрыть фольклорные истоки миросозерцания А Е. Кулаковского — вксекулээх.
3. Выявить духовно-нравственные условия развития миросозерцания А. Е. Кулаковского — вксекулээх.
1 Очерк истории якутской советской литературы. М; 1970. С. 61.
2 Окороков Г. Г. Концепция мира и человека в поэзии А. Е. Кулаковского. Автореф. дисс. Якутск, 1971. С. 17.
18 Сафронов Ф. Г. К политической биографии А. Е. Кулаковского. Рукопись. Март. 1976. g
4. Определить основные парадигмы влияния А.Е. Кулаковского-Оксекулээх на духовное развитие народа саха.
5. Осуществить сравнение миросозерцания А.Е. Кулаковского — Оксекулээх с наследием просветителей младописьменных народов;
6. Сформулировать методологическое значение философского наследия А. Е. Кулаковского—Оксекулээх в осмыслении социального развития общества на рубеже двух веков.
Объектом исследования является миросозерцание мыслителя, основоположника якутской литературы А. Е. Кулаковского—Оксекулээх на рубеже двух веков.
Предметом исследования — развитие миросозерцания А.Е. Кулаковского-Оксекулээх и его влияние на духовную жизнь народа саха.
Концептуальные и методологические основы диссертации составили логико-гноссеологический, аксиологический, формационный, цивилизационный, герменевтический и феноменологический подходы к анализу исследуемой проблемы. Был использован широкий круг источников, содержащих философско-социологические, историко-этнографические, искусствоведческие, филологические данные, некоторые этнопсихологические и этнопедагогические сведения. В частности, использованы общие теоретико-методологические труды
К А. Гельвеция, Г.В.Ф. Гегеля, Б. Спинозы, Л.А. Фейербаха, О. Шпенглера, Д. Юма, В.О. Ключевского В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева, С.Л. Франка, H.A. Бердяева, К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Г.Ф. Федотова и др.; работы по проблемам национальных культур и социальной философии И. А. Аргунова, М.Н. Борисова, A.B. Мигалкина, B.C. Луковцева, Д.С. Макарова, Е.М. Махарова, В.Д. Михайлова, А.Е. Мординова, А.Г. Новикова, Б.Н. Попова, A.C. Саввинова, К.Д. Уткина, Г.Г. Эргис, в том числе историко-этнографические труды и отдельные статьи H.A. Алексеева, Н.К. Антонова, Г.П. Башарина, А. И. Гоголева, З.В. Гоголева, Ф.Г. Сафронова, CA. Токарева, и др.; критические, искусствоведческие труды и статьи А. Адрианова, С.Н. Булгакова, A.A. Бурцева, П.В. Максимовой, НА. Габышева, М.Н. Дьячковской, Н.В. Емельянова, В.Н. Леонтьева, П.А. Слепцова, H.H. Тобурокова, Г.У. Эргис и др.
До 1977 года А. Е. Кулаковский—Оксекулээх не был известен широкому кругу русскоязычных читателей. Русскоязычный читатель принял Кулаковского как своего писателя в конце 80-х годов XX века
Научная новизна исследования выражается в том, что:
- впервые в философской литературе осуществлено раскрытие социально-философских подходов к изучению миросозерцания А.Е. Кулаковского-Оксекулээх;
- миросозерцание А Е. Кулаковского-Оксекулээх складывалось на ниве фольклорных истоков народа саха, под влиянием русской культуры, в русле буржуазно-демократических концепций просветительства;
- произведен сравнительный анализ миросозерцания А.Е. Кулаковского-Оксекулээх в кумуляции культурно-просветительского наследия просветителей младописьменных народов; 9
- обосновано, что основоположник якутской литературы А.Е. Кулаковский—вксекулээх является организатором, идеологом за национального самосознания и возрождения народа саха, философом-пророком, геополитиком, реформатором экономики Севера и исследователем культуры народа саха и младописьменных народов России.
Научно-практическая значимость работы. Прикладное значение исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы:
- как методологические ориентиры в социальных и естественнонаучных исследованиях при разработке проблем социально-философских подходов к изучению миросозерцания А. Е. Кулаковского— вксекулээх в аспекте совмещения историко-сравнительного и социально-философского подхода с алтайцем Г. И. Чорос — Гуркиным и чувашем К.В. Ивановым; в курсах учебных дисциплин историософии, философии, политологии;
- в практике проведения спецкурсов, факультативов с целью углубленного изучения социально-философских проблем миросозерцания А.Е. Кулаковского—Вксекулээх;
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии ЯГУ (2000г.). Результаты исследования, основные положения и выводы диссертации отражены в докладах республиканских педагогических чтений (Якутск, 1995, 1997гг.) на республиканском семинаре преподавателей якутского языка и литературы (Якутск, 1998 г.), изложены в публикациях диссертанта.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философские подходы к изучению миросозерцания А. Е. Кулаковского"
121 Заключение
Алексей Елисеевич Кулаковский-Оксекулээх (1877-1926) -основоположник якутской литературы (1900), поэт, ученый, философ, общественный деятель. «Вершиной поэзии Кулаковского является поэма «Сон шамана», в которой поэт - философ устами своего героя пророчествует будущее народа Саха», - отмечает А.Г. Новиков. В «Письме якутской интеллигенции» Кулаковский намечает программу экономического, культурного, духовного и нравственного возрождения Саха».1
Он всю сознательную жизнь посвятил родному народу, внедрить «культивацию» в широком смысле. Диссертант согласен с концепцией А. Г. Новикова: «Борец за национальное освобождение и возрождение Саха, Кулаковский выступал противником отделения от России. Сторонник демократических реформ.»
Имя незабвенного А. Е. Кулаковского-Оксекулээх оставило светлую память в развитии и расцветании культур народов севера. Философ оригинально подчеркивал: «Действуйте и агитируйте единство в пользу и ради культуры, насаждение которой стало в нашем веке злободневной необходимостью», что и наиболее актуально и по сей день.
А. Е. Кулаковский-Вксекулээх остается первым философом из народа саха в общефилософском истолковании происходящих процессов в широком масштабе на рубеже двух столетий. Центральным понятием философии А. Е. Кулаковского- ©ксекулээх было понятие жизни. Жизнь -духовная связь людей, непрерывная, полная, целостная и многообразная. Всю жизнь он учился, и любовь к учению считал
1 Новиков А. Г. Кулаковский Алексей Елисеевич // Философы России XIX - XX столетий. Биографии. Идеи. Труды. М., 1995. С. 319.
2 Там же. главным своим достоянием. А. Е. Кулаковский- Оксекулээх ценил в человеке культурное начало во всех его проявлениях: и как ценность, и как хорошее воспитание, и как высокие нравственные качества. Культура была для него не только плодом человеческого творчества, следовательно, вершиной человечности. А. Г. Новиков пишет: «У народа саха, в силу его малочисленности, нет мессианского сознания. К тому же у саха не было и государственности. Для него характерно мировоззрение прямо противоположное мессианскому. Оно отражает идею панпсихизма -единства природы и духа. В религии саха нет противопоставления материи и духа. Безусловно, народ саха существует, ибо он народ жизнеспособный. Значит, естественно и то, что антисистема чужда для мировосприятия саха».4
А. Е. Кулаковский- Оксекулээх обращался к прошлому потому, что только исторический опыт народа позволял ему выявить в жизни людей типическое и, следовательно, непреходящее. Но это означает, что он не просто собирал знания о древности, но также «излагал» и «передавал» истину, иными словами, осуществляя основные процедуры научного исследования: классифицировал, сравнивал, обобщал, толковал.
Социально-гносеологическое исследование художественного творчества в сравнительном анализе миросозерцания просветителей младописьменных народов саха А. Е. Кулаковского- Оксекулээх, алтайца Г. И. Чорос - Гуркина, чуваша К. В. Иванова показывает однородство форм общественного сознания (таких, как мифология, религия, наука, философия). Сходные черты в жизни и мировоззрении определяются географической средой, хозяйственной деятельностью, уровнем социально-духовного развития. В центре
3 Кулаковский А. Е. Якутской интеллигенции. Якутск, 1992. С. 72. миросозерцания просветителей младописьменных народов - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. Их творчества - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Анализ философского сознания немыслим в отрыве от исследования исторического сознания, поскольку возникновение философии связано с размышлениями человека о природе, обществе и самом себе.
Элементами научной новизны можно считать:
- А. Е. Кулаковский- вксекулээх написал такие масштабные произведения, глубокие по философскому обобщению, охватывающие судьбы многих стран и народов, проблемы Добра и Зла, Войны и Мира, Революции и Междоусобицы, Голода и Переселения народов;
- исходя из анализа социально-философского и общественно-политического миросозерцания, социальной ориентации и общественной деятельности А. Е. Кулаковского- вксекулээх мы можем с уверенностью сказать, что он являлся не только поэтом, но и просветителем, философом, реформатором экономики Севера;
- философские и социологические взгляды А. Е. Кулаковского-вксекулээх являлись отражением миросозерцания народа саха;
- миросозерцание А. Е. Кулаковского-вксекулээх складывалось под влиянием русской культуры, в русле буржуазно-демократических концепций просветительства;
- по аспектам развития миросозерцания и наследству философских и общественно-политических мыслей не трудно предположить, что основоположник якутской литературы,
4 Новиков А. Г. Н. А. Бердяев - самобытный представитель русской философии. Якутск, 1994. С. 67.
Список научной литературыВинокуров, Егор Гаврильевич, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Август Муран. Мой Кулаковский. Якутск, 2000.
2. Адрианов А. Алтай и его художник // Жизнь Алтая. 1 апреля, 1911.
3. Алексеев Е.Е. Оксекулээх Олексей (А.Е. Кулаковскай). Якутскай, 1966.
4. Алексеев Е.Е. Оксекулээх кемускэлигэр. Якутскай, 1993.
5. Алексеев H.A. Традиционные религиозные верования якутов в XIX начале XX вв. Новосибирск, 1975.
6. Алексеев H.A. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984.
7. Алексей Елисеевич Кулаковский Оксекулээх 0лексей(1877-1926)/ (Библиографический указатель)/ Якутск, 1997.
8. Амма Аччыгыйа. КиЬи уонна айымньы. Якутскай, 1975.
9. Андросов Е.Д. Таатта олонхоЬуттара уонна ырыаЬытгара. 1,2 ч. Дьокуускай, 1993.
10. Ю.Андросов Е.Д. Таатта эрдэтээди уерэхтээхтэрэ. Рукопись.
11. Андросов Е.Д. ОруоЬуттар. Дьокуускай, 2000.
12. Андросов Е.Д. Байанай алгыИыттан сэдиптээн. . . Ытык Куел, 2000.
13. Антонов Н.К. Наследие предков. Якутск, 1993.
14. Аргунов И.А. Социалистическая судьба якутского народа. Якутск, 1985.
15. Аргунов И.А. Социальное развитие якутского народа. Новосибирск, 1985.
16. Аронович Д. Выставка художников Сибири // Известия. 23 апреля, 1926.
17. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.
18. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск, 1966.
19. Афанасьев JI.A.- Тэрис. Айыы уерэдэ. Якутскай, 1993.
20. Афанасьев Л.А.- Тэрис. Оксекулээх белуЬуек. // Сахаада. Бэс ыйын 4 кунэ, 1992.
21. Башарин Г.П. Три якутских реалиста просветителя. Якутск, 1994.
22. Башарин Г.П. Исторические судьбы письма Кулаковского // Кулаковский А.Е. Якутской интеллигенции. Якутск, 1992.
23. Башарин Г.П. Социально экономические отношения в Якутии второй половины XIX - начала XX века. Якутск, 1974.
24. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990.
25. Бердяев H.A. Философия свободы. Итоги и смысл русского коммунизма М., 1997.
26. Бердяев H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии) М., 1990.
27. Бердяев H.A. Приложение. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. М., 1990.
28. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939 // Мир философии Т.2. М., 1991.
29. Белинский В.Г. Соч. в Зт. Т.З. М., 1948.
30. Благой Д.Д. Поэзия действительности. М., 1961.31 .Борисов М.Н. Введение в этносоциологию. Рыбинск, 1996.
31. Борисов М.Н., Мигалкин A.B. Социокультурное развитие коренных народов Республики Саха. Кн.1. Иеторико этнологические очерки. Рыбинск, 1997.
32. Борисов М.Н., Мигалкин A.B. Социокультурное развитие коренных народов Республики Саха. Кн.2. Социологический подход к изменениям в постсоветское время. Рыбинск, 1997.
33. Борисов Савва. Вчера и сегодня якутской интеллигенции // Советы Якутии. 9 сентября, 1992.
34. ЗЗ.Борисов Иван. Философтар белуЬуектэр. Якутскай, 1999.
35. Булгаков С.Н. Чехов как мыслитель. М., 1910.
36. Бурцев A.A., Максимова П.В. На крылатом коне. Якутск, 1995.
37. Бурцев A.A. Идея толерантности и философия "правильного пути" А. Кулаковского // Толерантность: материалы регион. Науч.-практ. конф. "Толерантность как способ выживания народов в условиях Севера". Якутск, 1994. С. 113-115.
38. Бурцев A.A. Необходим новый подход: (проблемы изучения истории якут. Лит.)// Саха литературатын сан-алыы кору у. Лит. Критическэй ыстатыйалар. Якутскай, 1994. С. 59-63.
39. Бурцев А. Новые горизонты якутской литературы. // Чолбон, 1995. №6.
40. Бурцев А. Философия "правильного пути" А. Кулаковского //Лит. Россия. 1995. 17 март.
41. Васильев Г.М. Якутское стихосложение. Якутск, 1965.
42. Винокуров Е.Г. Влияние А.Е. Кулаковского вксекулээх на духовное развитие народа саха. //Илин. 2000, №4.
43. Винокуров Е.Г. Фольклорные истоки миросозерцания А.Е. Кулаковского-вксекулээх. Ытык Кюель. 2001.
44. Винокуров Е.Г. вксекулээх елбет врвгейе. Ытык Куел. 2001.
45. Габышев H.A. YTye аргыстар. Якутскай, 1982.
46. Гельвеций К. Об уме. // Соч. в 2т. Т.2. М., 1974.
47. Гегель. Философия права. М., 1980.
48. Герцен А.И. С того берега. // Собр.соч. в 30т. Т.6. М., 1955.
49. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1987.
50. Гиренок Федор. Патология русского ума (Картография дословности). М., 1998.
51. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. // Избр.произв. в 2т. Т.2. М., 1964.
52. Гоголев А.И. Некоторые аспекты старинной религии якутов // Полярная звезда. Якутск, 1992, №6.
53. Гоголев З.В. Якутия на рубеже 19-20 вв. Новосибирск, 1970.
54. Гребенщиков Георгий. Томская художественная выставка // Жизнь Алтая. 17 апреля, 1915.
55. Григорий Чорос Гуркин. Алтай и Катунь. // Сибирская жизнь. 23 декабря, 1907.
56. Григорий Чорос Гуркин. Алтай. (Плач алтайца на чужбине) // Сибирская жизнь. 23 декабря, 1907.
57. Григорий Чорос Гуркин. Алтайцы и Катунь. // Жизнь Алтая. 15 февраля, 1911.
58. Григорий Чорос Гуркин. Озеро Кара - Кол. // Свободный Алтай. Бийск. 27 апреля, 1917.
59. Григорьев A.A. Искусство и нравственность. М., 1986.
60. Далан. Тыгын Дархан. Роман. Якутскай, 1993.
61. Дарбасов В.Р. Оксекулээх ете кербутэ. // Саха сирэ. Олунньу 7 кунэ, 1995.
62. Демидов В.А. Вымысел и правда истории (К дискуссии вокруг А.Е. Кулаковского). Историография партийного руководства социалистическим строительством в Сибири. Межвузовский сборник научных трудов Новосибирского университета. Новосибирск, 1990.
63. Диалектика развития национальных отношений и задачи интернационального воспитания трудящихся в свете решений XXVII съезда КПСС и XIX Всесоюзной партийной конференции // Сборник тезисов. 4.1. Якутск. 1988.
64. Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество). М., 1993.
65. Дьячковская М.Н. Аллитерация и рифма в якутской поэзии: проблемы эволюции и классификации. Новосибирск, 1998.
66. Дьячковский К.Д. Форма духовной самодетерминации национального самосознания // Вестник духовности Республики Саха (Якутия). 1997.
67. Дьячковский К.Д. А.Е. Кулаковскай культуролог быЪыытынан // Саха сирэ. Кулунтутар 14 кунэ, 1999.
68. Емельянов Н.В., Петров В.Т. Якутский героический эпос ЬСыыс Дьэбилийэ. Новосибирск, 1993.70.3аболоцкай Н.М. Уйэ аггарыгар. Якутскай, 1984.71.3аболоцкай Н.М. Саха литературата. Очеркалар. М. -Якутскай, 1937.
69. Жирков Е.П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе. Автореф.дисс. М., 1993.
70. Илларионов В.В. Искусство якутских олонхосутов. Якутск, 1982.
71. История якутской литературы (сер. XIX нач. XX века). Якутск, 1993.
72. История философии в СССР. В 5т. Т.4. М., 1971.
73. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989.
74. Кант И. Критика чистого разума. // Соч. в 6т. Т.З. М., 1964.
75. Кант И. Критика чистого разума. // Соч. в 6т. Т.1. М., 1964.
76. Кант И. Критика чистого разума. // Соч. в 6т. Т.6. М., 1964.
77. Кант И. Критика чистого разума. // Соч. в 6т. Т.4. М., 1964.
78. Кардашевский Г.Р. А.И. Софронов уонна А.Е. Кулаковскай. // Хотугу Сулус. 1986, №11.
79. Каримов Б.Р. Будущее человечества и принцип толерантности. // Логос. Культура. Цивилизация. Якутск, 1998.
80. Клаузевиц. О войне. Т.З. М., 1933.
81. Клиорина И.С. История без флера. Якутск, 1999.
82. Ключевский В.О. Мысли об интеллигенции. // Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983.
83. Ковлеков С.И. В.В. Никифоров и съезд якутов 1912 года. Якутск, 1996.
84. Копырин Н.З. Кулаковскай поэтическай образтаакыныгар нуучча тьшын сабыдыала. // Эдэр коммунист. Кулун тутар 4 кунэ, 1987.
85. Копырин Н.З. В.В. Никифоров-Кулумнуур. Якутскай, 1996.
86. Ксенофонтов Г.В. Христос. Шаманизм и христианство. Иркутск, 1929.
87. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск, 1979.
88. Кулаковский А.Е. Якутской интеллигенции. Якутск, 1992.
89. Кулаковский А.Е. Наступление лета. М., 1986.
90. Кулаковский А.Е. Песня якута. М., 1977.
91. Кулаковский А.Е. «.Если некоторые из вас и солидарны со мной» (Письмо к якутской интеллигенции). // Илин. Якутск, 1994.
92. Кулаковский А.Е. // Сборник докладов к 85- летию со дня рождения А.Е. Кулаковского. Якутск, 1964.
93. Кулаковскай P.A. А§ам олодо. Якутскай, 1990.
94. Культура в свете философии. Тбилиси, 1979.
95. Куш-тук Уурастыырап. А.Е. Кулаковскай ту hунан.//Хотугу сулус. 1998. №3
96. Ленин В.И. Полн.собр. соч., Т.1.
97. Леонтьев В.Н. Кулаковскай поэт дуо? // Чолбон. 1926, s2.
98. Леонтьев В.Н. Поэт ли Кулаковский? // Якутские зарницы. 1926, s3.
99. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизации. // Вопросы философии. 1992, s3.
100. Лугинов H.A. Чыныс Хаан ыйаа^ынан. Роман. 1ч. Якутскай, 1997. 108. Луковцев B.C. Минуя тысячелетия: О социалистическом развитии народностей Севера. М., 1982.
101. Лыткина К.П. Просветительские идеи первых представителей якутской интеллигенции в контексте политической модернизации. // Политическая система общества: проблемы модернизации. Якутск, 2000.
102. Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления. Якутск, 1983.
103. Макаров Д.С. Максим Аммосов. Очерк жизни и деятельности. Якутск, 1992.
104. Макаров Д.С. Егор Молотков и его философия. Якутск, 1993.
105. Малькова А. Василий Никифоров. События. Судьбы. Воспоминания. Якутск, 1994.
106. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд.
107. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
108. Махаров Е.М. Философия человека. Якутск, 1994.
109. Махаров Е.М. Методология комплексного исследования человека. М., 1991.
110. Махаров Е.М. Философия человеческого общества. М., 1999.
111. Мережковский Д.С. Вечные спутники. СПб., 1897.
112. Михайлов В.Д. Гражданское согласие. М., 1995.
113. Мординов А.Е. О социалистическом содержании и национальной форме советской культуры. М., 1959.
114. Мординов А.Е. Сахаларга философскай санаа уескээ1гинэ. // Хотугу Сулус. 1982, №№7,8,11.
115. Мординов Н.Е. Весенняя пора. Роман. М., 1993.
116. Николаев М.Е. Выбираю свободу и человека. Якутск, 1992.
117. Николаев М.Е. Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века. Якутск, 2000.
118. Новгородов С.А. Во имя просвещения родного народа. Якутск, 1991.
119. Новиков А.Г. Философское прочтение «Улуу Кудангсы» // Полярная звезда, 1993, №4.
120. Новиков А.Г. Духовное возрождение шаманизма // Полярная звезда, 1993, №6.
121. Новиков А.Г. О менталитете саха. Якутск, 1996.
122. Новиков А.Г. Развитие коренных народов: проблема устойчивости // Турук. 1996. №2.
123. Новиков А.Г. Философия Древнего Востока (история философии). Якутск, 1994.
124. Новиков А.Г. H.A. Бердяев самобытный представитель русской философии. Якутск, 1994.
125. Новиков А.Г. Профессор Мординовка- ейдебунньук // Турук. 1996, №3.
126. Новиков А.Г. Кулаковский Алексей Елисеевич // Философы России XIX -XX столетий. Биографии, идеи, труды. 3 изд. М., 1999.
127. Новиков А.Г., Новикова J1.A., Эргис Г.Г. Развитие социальных наук и философии в Якутии. // Логос. Культура. Цивилизация. Якутск, 1999.
128. Обручев В.А. В старой Сибири. Иркутск, 1958.
129. Ойуунускай П.А. Айымньылар. 7 томнаах. 7-с т. Якутскай, 1962.
130. Ойуунускай П.А. Айымньылар. 4,5,6-с т. Дьулуруйар Ньургун Боотур (олотю). Якутскай, 1959 60.
131. Ойуунускай П.А. Талыллыбыт айымньылар. 2 томнаах. 2-е т. Якутскай, 1975.
132. Оконешникова А.П. Норуот уйулдата иитэр улэ тумугэ. Якутскай, 1996.
133. Оконешникова А.П. Межэтническое воспитание и понимание людьми друг друга. Якутск, 1988.
134. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996.
135. Окороков Г.Г. Концепция мира и человека в поэзии А.Е. Кулаковского. Автореф.дисс. Якутск, 1971.
136. Охлопков В.Е. Письмо якутской интеллигенции А.Е. Кулаковского и послание Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева как отражение двух эпох национального просвещения народа саха. // Логос. Культура. Цивилизация. Якутск, 1999.
137. Охлопков С.Г. вксекулээх удьуордара. Якутскай, 1998.
138. Петров Н.М. Ол уйэлэр дуорааннара. 1-2 кинигэ. Якутскай, 1994, 1999.
139. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.
140. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Т. 1. М., 1958.
141. Петров С.М. Критический реализм. М., 1974.
142. Петросян A.A. Споры о наследстве // Знамя. 1961, №8.
143. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. // Избр.фил.произв. в 5т. Т.1. М., 1956.
144. Плеханов Г.В. Литература и эстетика. Т. 1. М., 1958.
145. Покатилова Н.В. Якутская поэтическая традиция: генезис литературного текста (на материалах поэзии А.Е. Кулаковского). Автореф. дисс. М., 2000.
146. Покатилова Н. Пушкинский контекст поэзии Кулаковского. // Полярная звезда. 1999. №6.
147. Покатилова Н. Текстологическая интерпретация литературного "первотекста" якутской традиции ("Байанай алгыЪа" А.Е. Кулаковского)// Полярная звезда. 1998. №2.
148. Попов A.A. Материалы по истории религии якутов // Сб. МАЭ. Т.П. М,-Л., 1949.
149. Попов Б.Н. Kuhn дьон-сэргэ ортотугар. Якутскай, 1979.
150. Попов Б.Н. КиЬи сыЬыаныгар кэрэ туЪунан. Якутскай, 1983.
151. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск, 1993.
152. Попов Б.Н. Социалистические преобразования семейно брачных отношений у народов Якутии. Новосибирск, 1987.
153. Попов Г.В. Хантан хааннаахпытый? Якутскай, 1994.
154. Попов Е.П. Утуе угэстэри уксэтэн и1шэххэ. Якутскай, 1991.
155. Попова Акулина. Олотгхо киэ1Г киэлитигэр. Дьокуускай, 1995.
156. Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут Сюр». М., 1998.
157. Портнягин И.С. Учение Кут-Сюр как предмет философского осмысления. // Логос. Культура. Цивилизация. Якутск, 1999.
158. Потапов Л.В. Алтайский шаманизм. Л., 1991.
159. Проблемы социально-экономической и общественно-политической истории Якутии (материалы научной конференции, посвященной 80-летию Г.П. Башарина). Якутск, 1993.
160. Протодьяконов В.А. Олох далааныгар. Якутскай, 1992.
161. Протодьяконов В.Н. Оксекулээх влексей уонна «Ойуун туулэ» поэма кэм кэрдии дьуулугэр. // вксекулээх влексей. Ойуун туулэ. Якутскай, 1994.
162. Пухов И.В. От фольклора к литературе. Якутск, 1980.
163. Саввинов A.C. Философия человека в представлениях саха. Первая конференция о веровании якутов (доклады). Якутск, 1995.
164. Саввинов A.C. Системные исследования объектов различной природы. М., 1997.
165. Саввинов Д.Д. А.Е. Кулаковскай этиилэрэ, санаалара // Илин. 1995,1 №2.
166. Саввинов Д.Д. Оксекулээххэ эргиллэн. Якутскай, 1997.
167. Самсонов Н.Г. Два языка два родника. Якутск, 1993.
168. Сартр Ж.П. Сумерки богов. М., 1989.
169. Сафронов Ф.Г. Якутской интеллигенции // Полярная звезда. Якутск, 1990, №5.
170. Сафронов Ф.Г. Кулаковскай гуЬунан санаам. // Сахаада. Бэс ыйын 4 кунэ, 1992с.
171. Сафронов В.Г. Русские крестьяне в Якутии (XVII начало XX века.) Якутск. 1961.
172. Саха бастакы учуонай бвлуЪуегэ. Дьокуускай, 1996.
173. Сидоров Е.С. «Сон шамана» памятник общественной мысли в Якутии // Кулаковский А.Е. Сон шамана. Якутск, 1994.
174. Сидоров Е.С. Поэма А.Кулаковского «Сон шамана» (эволюция мировоззрения и творчества). Автореф.дисс. М., 1987.
175. Серошевский В.Л. Якуты. СПб., 1896.
176. Слепцов П.А., Роббек В.А. Языковая ситуация в Республике // Языки, культура и будущее народов Арктики. Якутск, 1994.
177. Советов A.B. Публичные лекции о сельском хозяйстве. СПб., 1862.
178. Советов А.В. О системах земледелия. СПб, 1867.
179. Соловьев B.C. Первый шаг к положительной эстетике. // Соч. В 2т. т.2. М., 1988.
180. Соловьев B.C. Чтение о богочеловечестве. // Соч. в 2т. Т.2. М., 1989.
181. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания. // Соч. в 2т. Т.2. М., 1988.
182. Соловьев B.C. Оправдание добра. // Соч. в 2т. Т.1. М., 1988.
183. Спиноза Б. Богословско политический трактат. // Избр. произв. в 2т. Т.2. М., 1957.
184. Спиридонов И.Г. Литературабыт бэ^эЪээ уонна бугун. Якутскай, 1995.
185. Стебут И.А. Современные вопросы русского сельского хозяйства. СПб., 1904.
186. Стебут И.А. Статьи о русском сельском хозяйстве, его недостатках и мерах к его усовершенствованию. М., 1883.
187. Стебут И.А. Несколько мыслей и соображений по поводу аграрного вопроса. СПб., 1906.
188. Стрельцов С. Григорий Иванович Гуркин. Л., 1966.
189. Суорун Омоллоон. Талыллыбыт айымньылар. Икки томнаах. Т.2. Якутскай, 1967.
190. Сутягин И. Классик чувашкой литературы // Иванов Константин. Нарсли. М., 1940.
191. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. М., 1977.
192. Сэ»эн Боло. Лиэнэеэ нуучча кэлиэн иннинээеи саха олоео. Дьокуускай, 1994.
193. Тобуроков H.H. Вечный поиск волшебства. Якутск, 1981.
194. Тобуроков H.H. Якутский стих. Якутск, 1985.
195. Тобуроков H.H. Проблемы сравнительного стиховедения. Якутск, 1991.
196. Токарев С.А. Пережитки родового культа у алтайцев // Тр. Ин-та этногр. АН СССР. Т.1. М., 1947.
197. Толстой Л.Н. Об истинной жизни. // Полн.собр.соч. Т.26. М., 1936.
198. Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. Т.30. М.-Л., 1958.
199. Томский И.Е. Алексей Елисеевич Кулаковский первый якутский экономист // Илин. 1998, №2-3.
200. Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) якутов. Казань. 1902.
201. Унамуно М. де. О трагическом чувстве жизни. М., 1996.
202. Уткин К.Д. Черная металлургия якутов второй половины XIX начала XX вв. Якутск, 1992.
203. Уткин К.Д. Саха Уврэдэ. Якутскай. 1993.
204. Уткин К.Д. Культура народа саха. Якутск, 1998.
205. Уткин К.Д. Культура как система и как самовыбор народа. Якутск, 1999.
206. Уткин К.Д. Сахаларга ки1ш ейдебулэ (Илинтги, ар^ааннъг философскай керуулэргэ алты1шннаран). Дьокуускай. 1997.
207. УтумнааЬын, удьуордаакын оскуолата. Дьокуускай, 1997.
208. Федин К.А. Соч. в Ют. Т.9. М., 1973.
209. Федосеев Иван. Олох диэн oxcyhyy. Дьокуускай, 1997.
210. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
211. Фейербах Л. Основные положения философии будущего. // Избр. филос. произв. Т.1. М., 1955.
212. Философы России XIX XX столетий. Биографии. Идеи. Труды. М., 1999.
213. Франк С.Л. Крушение кумиров. Берлин, 1924.
214. Хатылаев М.М. Золотопромышленность Якутии. 1923 1937 гг. Якутск, 1972.
215. Хатылаев М.М. Золотодобывающая промышленность Восточной Сибири (1917 1925). Якутск, 1983.
216. Чаянов A.B. Кооперация в сельском хозяйстве Италии. М., 1909.
217. Чернышевский Н.Г. Избр. фил. Соч. в 2т. Т.2. М., 1950.
218. Чернышевский Н.Г. Соч. Т. 14. М„ 1947 1951.
219. Черский Н.В. Богатство недр Якутии. Якутск, 1958.
220. Черский Н.В. В глубины прошлого Якутии. Якутск, 1962.
221. Чиряев К.С. 0§ону дьиэ кэргэшгэ иитии. Дьокуускай, 1973.
222. Чиряев К.С. Ыал ымыыта ыччакка. Якутскай, 1981.
223. Чиряев К.С. ЭЪээ дневнигэ. Дьокуускай, 1996.
224. Чурапчы алдьархайа. Якутскай, 1993.
225. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
226. Шеллинг Ф. Соч. Т.2. М., 1987.
227. Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. // Соч. в 2т. Т.2. М., 1987.
228. Шестаков Е.П. Эрчимэн. Оксекулээх еруу тыыннаах. Якутскай, 1995.
229. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
230. Эргис Г.Г. Народы Севера и арктическая цивилизация // Турук. Якутск, 1994. №3.139
231. Эргис Г.У. Богатырский эпос якутов олонхо // Нюргун Боотур Стремительный. Якутск, 1947.
232. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974.
233. Юм Д. Трактат о человеческой природе. // Соч. в 2т. Т. 1. М., 1965.
234. Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества. М., 1972.
235. Якутская национальная культура. 4.5. Микрокосм человека (Пособие для учителей). // A.C. Саввинов, H.A. Аржакова, В.И. Алексеев, Р.П. Варламова. Якутск, 1996.
236. Якутские сказки. Якутск, 1975.