автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Культурно-просветительное общество "Саха омук" (1920-1928 гг. ).

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Антонов, Егор Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Культурно-просветительное общество "Саха омук" (1920-1928 гг. ).'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурно-просветительное общество "Саха омук" (1920-1928 гг. )."

а

г V

О „/-.О.

л

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЯКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЯЗЫКА. ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ

На правах рукописи

Антонов Егор Петрович

Культурно-просветительное общество "Саха омук" (1920-1928 гг. ).

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Якутск 1993

Работа выполнена в отделе истории Якутского института языка,литературы и истории СО РАН.

Научный руководитель - кандидат исторических наук,

профессор Макаров Г. Г.

Ведущая организация - Бурятский Институт общественных наук СО РАН

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор-Хатылаев М.М. кандидат исторических наук Санников В. Н.

Защита состоится"_"_1993 г. в "_"часов"

на заседании регионального специализированного совета К.003.69.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02.' ( Отечественная история ) в Якутском институте языка, литературы и истории СО РАН ( 677891, Якутск, пр. Ленина, 39).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Якутского научного центра СО РАН.

Автореферат разослан"_"_1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета,

кандидат исторических наук <М-уги*~. д. А. Ширина.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования определяется в настоящее время прежде всего значением разработки истории якутского народа и его интеллигенции. Это в первую очередь связано с национальным возрождением нации саха и вместе с тем означает выдвижение такой общероссийской задачи как возрождение духовности, нравственности" и возврат к общечеловеческим ценностям. Нынешнее время требует коренного пересмотра устоявшихся стереотипов в историографии по проблемам культуры, интеллигенции и национального вопроса. Это необходимо для того,чтобы глубже понять и осмыслить закономерности сложного, неоднозначного, а порой и противоречивого исторического процесса, учесть его позитивные и негативные стороны, с тем, чтобы более основательнее осознать современные и будущие проблемы в этих областях.

Ныне восстанавливается линия преемственности с якутской национальной интеллигенцией дореволюционного и советского периодов, павшей позднее жертвой массовых сталинских репрессий в 20-30-е годы. Их светлые имена нужно вернуть из забвения якутскому народу. Восстановление исторической памяти целого народа позволит в корне пресечь такое негативное явление как нигилизм к собственной, истории и культуре. Оно будет содействовать приобщению. в первую очередь, подрастающих поколений к своим традиционным корням. Ведь недаром основоположник якутской письменной литературы, общественный деятель А. Е.Кулаковский оценивал интеллигенцию, наряду с предпринимателями как. "здоровое ядро" якутской нации. Да и историко-этнографическое и другое наследие таких выдающихся деятелей как П.А. Ойунский, В.В.Никифоров, А.И.Софронов. А. Е.Кулаковский, Н. Д.Неустроев, С. А.Новгородов, В. Н.Леонтьев и др., позволит оценить их как духовную элиту и цвет интеллигенции якутского народа. Всестороннее изучение жизни и деятельности всех национальных мыслителей не позволит более никому обливать грязью свои национальные ценности и ниспровергать общепризнанные авторитеты.

Исследование истории "Саха омук" напрямую связано с преодолением шовинизма в историографии, когда на протяжении более 40 лет подвергались нападкам со стороны партийных и околонаучных работников-"интернационалистов", а по существу карьеристов, волюнтаристов, догматически применявших "классовый подход" и начисто отрицавших демократическую концепцию современных якутских интеллигентов, лучшие труды известных историков-марксистов. Изучение истории интеллигенции даст возможность дучше понять подлинно интернациональную сущность и деятельность якутской интеллигенции, сгруппированной в "Саха омук", взращенной на лучших традициях русской культуры и передовой общественной мысли России. Она имела российскую ориентацию, прошла сложный и мучительный процесс советизации и выступала в качестве посредника между Советской властью и населением в советском строительстве в Якутии.

Актуальность темы связана еще с изучением истории общественных организаций, каковым и являлось "Саха омук". В настоящее время в Республике Саха работают национально-культурные организации: "Саха омук", "Саха Кескиле", ставящие цели развития якутской нации и защиты"его интересов. Они, помимо культурно-просветительных целей, выдвинули ряд задач политического, экономического, экологического, демографического характера.

В общем, давно назрела необходимость досконального изучения роли и места якутской интеллигенции в первые годы Советской власти и дать оценку ее деятельности.

Изученность проблемы. Судьба общества "Саха омук" во многом имеет общность с историей интеллигенции других народов нашей страны. История интеллигенции, культурного строительства, национального вопроса было объектом обширных исследований и породило огромную литературу, которую трудно объять. Но о некоторых из них стоит упомянуть.

В монографиях В. Л. Соскина, Л. В. Ивановой, С. А. Федюкина, К. X. Халзанова [1] были рассмотрены проблемы формирования, роли, места, мировоззрения советской интеллигенции, практика культурного строительства. Но историко-партийная направленность этих работ, чрезмерная описательность, жесткая периодизация этапов "культурной революции" не позволили углубленно исследовать данные проблемы.

С началом перестройки стали появляться труды, в которых стал постепенно намечаться отход от прежних застывших догм. Так в одном из них-монографии П.В.Алексеева 12] обстоятельно исследовалось привлечение немарксисткой интеллигенции на сторону Советской власти. Заслугой автора был показ идейной эволюции интеллигентов в послеоктябрьский период.

Историки Г. П. Коржихина,А.Д.Степанский обозрели историю общественных организаций в дореволюционный и советский периоды [3]. Они отметили творческий всплеск активности научных и культурных деятелей, входивших в эти организации, начало огосударствления их в конце 20-х годов.

Заслуживает особого внимания капитальный труд английского историка Э.Kappa, изданный в нашей стране в 1990 г. В своем исследовании автор сделал большой шаг вперед по изучению итогов национального самоопределения, узловых проблем-"военного коммунизма", НЭПа [4].

[1] Халзанов К.X. Формирование кадров национальной интеллигенции в автономных республиках Сибири.-М. : Мысль. 1965; Соскин В.Л. Культурная жизнь Сибири в первые годы НЭПа.-Новосибирск: Наука, 1971; -Федюкин С. А. Великий Октябрь и интеллигенция. Из истории вовлечения старой интеллигенции в строительство социализма. -М. '.Наука, 1972; Иванова Л.В. Формирование советской научной интеллигенции (1917-1937).-М.: Наука, 1980.

[2] Алексеев П.В. Революция и научная интеллигенция. -М. : Политиздат, 1987.

[3] Коржихина Т.П. Степанский А.Д. Из истории общественных организации. // Историки спорят. Тринадцать бесед,- М.: Политиздат, 1988.

[4] Эдвард Kapp.История Советской России. Большевисткая революция 1917-1923 гг. Кн. 1.- М. ; Прогресс, 1990.

Об интеллигенции других автономных и союзных республик, павшей жертвой репрессий в 20-30-е годы по обвинению в "буржуазном национализме", писал В.Д.Зотов. Материалы о лицах, обвиненных в "национал-уклонизме" (А.Икрамове, Т. Р. Рыскулове, С.Д. Ас-фендиярове, X.Джиенбаеве, М.С. Султан-Галиеве и др. ) были опубликованы в "Известиях ЦК КПСС". Эти репрессии являлись извращением и преступлением в национальной политике, нараставшими с усилением личной власти Сталина [5].

До сих пор нет специального исследования по истории "Саха омук". Первые оценки о деятельности общества были даны еще в 20-е гг., в ходе дискуссии о реорганизации ."Саха омук" в научно-исследовательское общество. Дискуссия выявила два полярных мнения: беспартийной интеллигенции, рассматривавшей "Саха омук" как организацию массовую, национальную и как "смычку" между властями и населением, и, с другой стороны, партийно-советских органов, отрицавших эту роль [6].

В дальнейшем, в связи с постановлением ЦК ВКП /б/ от 9 августа 1928 г. "О положении в Якутской партийной организации", в котором местное руководство / Н.К.Аммосов, И.Н.Барахов, C.B.Васильев и др. / было обвинено в "правом уклоне", а большую часть вины за мятеж 1927-1928 гг. возложили на беспартийную интеллигенцию, общество "Саха омук" стали оценивать как буржуазно-националистическое. И такой односторонний, субъективный взгляд, так как архивные материалы о нем оказались засекреченными, возобладал в историографии на длительный период.

В 30-е - 40-е годы появились труды С.Г.Потапова, Г.Г.Колесова, С.А.Токарева, затрагивавшие исключительно с негативной стороны деятельность "Саха омук". В 1944 г. Башарин опубликовал монографию "Три якутских реалиста-просветителя", в которой было анализировано литературное творчество А.Е.Кулаковского, А.И. Соф-

[5] Зотов В.Д. Национальный вопрос: деформации прошлого. // Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма.-М. : Политиздат, 1989; 0 так называемом "национал-уклонизме". // Известия ЦК КПСС,- 1990,- N 9,- С.76-84.

[6] Пестун Е.Г. "Саха омук" и якутская нацинтеллигенция. // По заветам Ильича. - 1925,- С.38-45; К дискуссии о "Саха омук". / / Автономная Якутия.- 1925.- 15 марта; Емельянов И. К дискуссии о "Саха омук". // Автономная Якутия,- 1925.-18 марта и др.

ронова, Н. Д. Неусгроева и отвергалась вульгарно-социологическая трактовка их как националистов, контрреволюционеров, реакционеров. Эти видные основоположники якутской литературы являлись членами "Саха омук" [7].

Но в отношении "Саха омук" отрицательная оценка продолжала господствовать в 50-60-х годах в работах П.У.Петрова, З.В.Гоголева, Т. А. Стеркина, А.И.Новгородова и др. В них отсутствовал объективный анализ деятельности общества, "выводы" о нем носили-вульгарно-социологический характер, что было следствием постановлений ЦК ВКП /б/ от 8 августа 1928 г., Якутского обкома от 6 февраля. 1952 г. "О буржуазно-националистических извращениях истории якутской литературы". Подобная трактовка нашла свое отражение в 3 -м томе "Истории Якутской АССР" [8].

Вместе с тем 60-70-е годы ознаменовались определенными изменениями в оценке общества. О позитивном вкладе общества в культурное строительство, о партийном руководстве над "Саха омук" писали И.М.Романов, В.С.Бровкина, И.И.Михайлов. С.Н.Горохов, - И.А. Аргунов. Р.В.Шелехова. И.А.Аргунов отверг вывод

[7] Потапов С. Г. Национальное искусство Якутии. - Якутск: Якгиз, 1932; Колесов Г.Г., Потапов С.Г. Советская Якутия. - М.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1937; Токарев С.А. Очерки истории якутского народа. - М.: Соцэкгиз, 1940; Башарин Г. П. Три якутских реалиста-просветителя.- Якутск: Госиздат, 1944.

[8]■ Петров П. У. Установление Советской власти в Якутии.- Якутск: Кн. изд-во, 1957; Гоголев З.В. Восстановление народного хозяйства ЯАССР/1923-1925 гг./; Он же. Развертывание социалистической реконструкции народного хозяйства / 1926-1932 гг./. // очерки по истории Якутии советского периода.- Якутск: Кн.изд-во, 1957,- С. 148-151; 173-174; Стеркин Т.А. Якутский театр. // История советского драматического театра.- Т.2.- М.: Искусство, 1966.-С. 405-410; Т.З. - М.: Искусство, 1967,- С. 525-534; Новгородов А. И. Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Якутии. - Новосибирск: Наука,. 1969.- С. 113, 226.

А. И. Новгородова о том. что общество являлось политической организацией тойоната [93.

В 1968 г. был издан сборник документов и материалов "Культурная ркеволюция в Якутии / 1917-1937 /", в котором были опубликованы важные документы, показывающие значение партийно-советских органов в организации и деятельности "Саха омук" и участие беспартийных интеллигентов в осуществлении ленинской национальной политики [10].

В 1975 г. в журнале "История СССР" вышла статья Р.В.Костиной "Совещание историков Якутии", в которой приводились "доказательства" участия А.Е.Кулаковского, А. И. Софронова, Н. Д. Неустрое-ва в контрреволюционнной, националистической деятельности, говорилось о переоценке значения деятельности "Саха омук" в культурном строительстве со стороны историка И.А.Аргунова [ИЗ. Это способствовало укреплению догмата о том, что "Саха омук" являлось контрреволюционной, националистической организацией.

[9] Романов И.М. В.И.Ленин о роли интеллигенции в первые годы Советской власти. // По ленинскому пути.- 1962,- N9,- С.23-26; Бровкина В.С. Из истории культурно-просветительных учреждений Якутии / 1920-1923 гг. /. // Якутский архив. Вып.З.- Якутск: Кн. издво, 1966,- С.126-143; Михайлов И. И. Осуществление национальной политики партии в Якутии в первые годы Советской власти.-Якутск: Кн.изд-во, 1968; Горохов С.Н. "Саха омук" диэн общество культурнай -сырдатар улэтэ. // Хотугу сулус,- 1971.- N10.- С.70-74; Аргунов И.А. У истоков социалистической культуры народов Якутии.- Якутск: Кн.изд-во, 1971,- С. 181-202; Шелехова Р.В. Борьба за Советскую власть на севере Якутии в 1917-1925 гг. -Якутск: Кн. изд -во, 1972. - С. 156.

[10] Культурная революция в Якутии. Сборник документов и материалов.- Якутск: Кн.изд-во, 1968.

[11] Костина Р.В. Совещание историков Якутии. // История СССР. -1975.-'N5.- С. 228-233.

Данная трактовка отразилась в работах В. С. Познанского, В.А. Демидова, в "Историографии культуры и интеллигенции", вышедшей в 1978 г. [12].

С началом перестройки стали появляться монографии и статьи, освещающие историю "Саха омук" с новых позиций. В них освещалась общедемократическая сторона деятельности "Саха омук", биографии руководителей общества. К числу этих авторов относятся: Г.Г.Макаров, С.И.Ковлеков, В.Н.Протодьяконов, И.И.Николаев, И.П.Ушниц-кий, Е.П.Антонов [13].

Как видно из историографического обзора, выдвигаемая тема носит дискуссионный характер, в различные периоды деятельность "Саха омук" оценивалась неоднозначно. На современном этапе в связи с возрождением национального самосознания и духовности необходимо объективное изучение истории этого общества.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является исследование истории культурно-просветительного общества "Саха омук". В работе ставятся задачи:

- выяснить предпосылки и причины возникновения общества "Саха омук";

- пока:ять роль и место якутской интеллигенции, сгруппировавшейся в "Скха омук" в послеоктябрьский период истории Якутии;

- раскрыть роль, влияние и взаимоотношения между партийно-советскими органами и "Саха омук";

[12] Демидов В.А. О некоторых недостатках в освещении истории борьбы за власть Советов в Якутии. // Вопросы историографии и источниковедения истории партийных организаций Сибири, сборник научных трудов. - Новосибирск: НГУ, 1975.- С. 18-30; Демидов В. А. Познанскии B.C. . К истории борьбы с белобандитизмом в 1921-1923 годах. // Вопросы историографии социалистического и коммунистического строительства в Сибири,- Новосибирск: НГУ, 1976.-С. 59-79; Историография культуры и интеллигенции Советской Сибири,- Новосибирск: Наука, 1978.

ИЗ] Макаров Г. Г. Северо-восток РСФСР в 1918-1921 гг. - Якутск: Кн. изд-во,. 1988. - С. 169-170, 175. 183; Николаев И. И., Ушницкий И. П. Центральное дело.- Якутск: Кн.изд-во, 1990; Протодьяконов В.Н. Кузьма Гаврилов: Ни в чем себе не изменил. // Советы Якутии.- 1991.- 7 ноября; Ковлеков С.И. Профессор Г. Г.Колесов / Очерк жизни и научно-педагогической деятельности /.- Якутск: ЯНЦ, 1992; Антонов Е.П. Новые задачи в годы НЭП. Деятельность культурно-просветительного общества "Саха омук" в 1923 -1925 гг.. //Илин,- 1992.-С. 36-38.

- показать реальный вклад., внесенный обществом, в культурное строительство Якутии;

- проследить на конкретных данных участие "Саха омук" в практическом проведении национальной политики в ЯАССР.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1920 по 1928 г. При анализе предпосылок создания "Саха омук" эти рамки расширены с 1905 по 1920 г.

Территориальные рамки. Рассматриваемый в диссертации регион включает в себя почти всю территорию Якутии, за исключением южных районов / Алдана /.

Методологические подходы и методика исследования темы. Методологической основой диссертации является концепция многополярности / плюралистическая модель /, предполагающая системный подход. Это объективно ведет к возрастанию числа субъектов исто-• рии. поскольку раньше, в соответствии с марксистским учением, признавался приоритет пролетариата, состоявшего из великороссов, .над крестьянством / нерусские национальности состояли главным образом или полностью из крестьян /. И такое предпочтение по образному выражению английского историка Э.Kappa, "легко могло маскироваться под марксизм" [14]. В Якутии громадное большинство населения, за исключением малочисленной группы пролетарской интеллигенции и сезонных рабочих, априорно можно было зачислить в "националисты", "контрреволюционеры", "реакционеры". которых следует расстреливать, арестовывать" "перековывать", "перевоспи-" тывать" и пр., т. е. рассматривать как объект воздействия, а не субъект истории. Якутский народ в целом, как бы "выключался" из числа творцов исторического•процесса.

Вместе с тем автор диссертации стремился к тому, чтобы фак-- тический материал темы был проанализирован в исторической конкретности. События в работе рассматриваются в проблемно-хронологическом плане. В работе использованы различные методы научного исследования: сравнительно-исторический, анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция, дедукция.

[14] Эдвард Kapp. История Советской России... С. 295.

Источниковая база. Диссертация написана на основе изучения и обобщения широкого круга разнообразных неопубликованных и опубликованных источников и материалов.

Основную часть источниковой базы диссертации составляют неопубликованные материалы.

Использованы из опубликованных источников сборники документов и материалов [15]. содержащие ряд сведений о "Саха омук" / деятельности, об отношении к повстанческим движениям в 20-е годы, борьбе с шаманизмом, доклад И. Н.Барахова с характеристикой национальной интеллигенции и пр. /. Для изучения участия членов "Саха омук" в национально-государственном строительстве важное значение имеют протоколы 4-го Всеякутского съезда Советов [16].

В диссертации использованы воспоминания М.К. Аммосова, воспоминания родственников и знакомых, переписка К. 0. Гаврилова, письмо "Якутской интеллигенции" А.Е.Кулаковского [17].

Многогранным источником в изучении истории -"Саха омук" служит периодическая печать того времени. Нами привлечены материалы журналов и газет: "По заветам Ильича", "Якутские зарницы", "Ленский коммунар", "Автономная Якутия", "Кыым" и современная периодика: "Полярная звезда", "ЧОЛБОН", "Илин", "Отечественная история", "Вопросы истории", "Якутия". ."Сахаада".

Изучены документальные материалы фондов Центрального государственного архива / ЦГА РС / Я //: - Президиума Верховного Совета ЯАССР / ф.50 /, Отдела народного образования Якутского губ-ревкома / Якутгубоно // 1918-1926 гг.// ф.56 /, Народного комиссариата Просвещения, Здравоохранения и социального обеспечения / 1923 -1930 гг. / / ф. 60 /, Вилюйский филиал культурно-просветительного общества "Саха аймах" / 1918-1920 гг.// ф.578 /, Якутского представительства при Президиуме ВЦИК РСФСР в Москве / 1922 - 1938 гг.// ф. 605 /, Министерства просвещения ЯАССР / 1922-1977

[15] Борьба за установление и упрочение Советской власти в Якутии. Сборник документов и материалов. - Якутск, 1961,- Ч.2. Кн. 1, 2; Культурная революция в Якутии / 1917-1937 /. Сборник документов и материалов.-Якутск, 1968.

[16] 4-й Всеякутский съезд Советов. Бюллетени.- Якутск, 1926.

[17] Аммосов М.К. С помощью русских рабочих и крестьян.- Якутск, 1967; Кузьма Осипович Гаврилов. - Якутск: Бичик, 1993; Кулаковс-кий А.Е. Якутской интеллигенции. - Якутск. 1992.

гг. // ф. 57 /, Управления Якутской окружной и городской милицией / 1921-1928 гг.// ф.216 /. Якутского Губревкома / 1920-1923 гг./ /ф.49/.

Основной массив источников по теме выявлен в секретном отделе ЦГА РС / Я /. Здесь изучено 9 фондов, из которых наибольшую ценность для разработки темы представляет фонд 459-й, включающий в себя 215 дел о "Саха омук". В то же время привлечены документы других фондов: Главного Управления по делам литературы и. издательства / 1926-1960 гг.// ф.621 /, Якутгубчека / 1922-1924 гг./ / ф. 67 /, Сибирской добровольческой дружины / ф.440 /. ВЯОНУ / ф. 441 /, Якнарревдота / 1923 // ф.455 /, Якутского Ревкома / ф. 49 /, ЦИК ЯАССР / 1923-1937 гг.// ф.50 /. Командующий вооруженными силами ЯАССР / 1921-1922 гг.// ф. 176 /.

В Центре документации новейшей истории / ЦЦНИ РС / Я // объектом • исследования стали фонды Якутского обкома КПСС / ф.3 // 1920-1937 гг. /, Якутского губернского бюро РКП /б/ / 1919-1923 гг.// ф.2 /, Личный фонд М.К. Аммосова / ф. 182 /. Здесь выявлены протоколы пленумов, бюро, совещаний, конференций, раскрывающих различные стороны взаимоотношений партийно-советских органов и национальной интеллигенции, ход мероприятий по реализации политики ВКП / б / в Якутии. Кроме этого в них содержатся отчеты о работе "Саха омук", материалы о "контрреволюционных заговорах", различные директивы, постановления, доклады, обращения, телеграммы, письма партийных органов и деятелей партии, касающиеся многих сторон истории якутской интеллигенции.

В архиве Министерства безопасности РС / Я / рассмотрены следственные дела репрессированных интелигентов: В.Н.Леонтьева, А.И.Софронова, С.Н.Донского-1, А.Ф.Боярова, Р.Ф.Кудаковского, П. А.Ойунского, братьев Т.В. и П.В.Слепцовых. Они представляют собой ценный источник по изучению биографий представителей интеллигенции и являются свидетельством абсурдных и надуманных обвинений их в "буржуазном национализме".

В архиве Якутского научного центра / ЯНЦ / исследованы документы, освещающие деятельность дореволюционных националь-

но-культурных обществ / уставы, воспоминания и пр./. Фонд Института языка, литературы.. истории / ф. 5 /.

В целом совокупность выявленных автором опубликованных и неопубликованных источников обеспечивает достаточную источнико-вую базу для решения поставленных в диссертации задач.

Научная новизна и практическая значимость работы. Научная новизна диссертации заключается в том, что предпринята попытка комплексного исследования истории культурно-просветительного общества "Саха омук" и его предшественников: "Общества просвещения", "Саха аймах" и пр. В таком ракурсе эта проблема не исследовалась в российском масштабе / история национально-культурных обществ Татарстана, Башкортостана, Тувы и др./. На фактическом материале раскрыты предпосылки и условия, способствовавшие появлению культурно-просветительных обществ. На основе архивных материалов раскрыты общая направленность государственной политики по советизации национальной интеллигенции и формы управления этим процессом, использование ее в качестве посредника / "смычки" / между партийно-советскими органами и местным населением Якутии. Анализу и обобщению подвергнута деятельность культурно-просветительного общества "Саха омук" в Якутии, с учетом ее как позитивных, так и негативных итогов. Рассмотрено участие "Саха омук" в формировании якутской советской общественности, национального самосознания якутов. Поставленные в диссертации вопросы автор стремился осветить и осмыслить с позиций новых подходов, опираясь на достигнутый уровень исторической мысли, представленный в новейших трудах, в т. ч. и зарубежных.

Введены в научный оборот ранее невыявленные материалы. Кроме того, круг традиционных источников значительно расширен за счет использования до последнего времени секретных материалов Архива Министерства безопасности РС / Я /. а также секретного фонда ЦГА РС / Я /.

Полученные результаты имеют выход для практического применения. Конкретный фактический материал, основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в монографиях и обобщающих исследованиях по истории Якутии и Сибири. Положительный и негативный опыт, формы, методы общественно-политической и куль-

турно-просветительной деятельности "Саха омук" и его предшественников, обобщенные в диссертации, могут найти применение в современных условиях при выработке программ по национальному возрождению. Например, общерусская, общероссийская ориентация членов "Саха омук" в 20-е годы может стать примером для современных национально-культурных обществ: "Саха омук" и "Саха Кес-киле", основные усилия которых, на нынешнем этапе, направлены однобоко к установлению культурных связей с другими тюркскими народами, партией "Туран". Конечно же наличие связей с другими тюркскими народами сейчас необходимы, в т. ч. и культурные. Материалы дисссертации представляется возможным привлечь для подготовки спецкурсов и их преподавание в вузах республики, а также в лекционной и краеведческой работе.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Структура диссертации обусловлена поставленными автором исследовательскими задачами. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Во введении обоснованы актуальность темы, состояние ее' научной разработанности, определены цели и задачи, хронологические и террриториальные рамки исследования, дана характеристика ис-точниковой базы, показана научная новизна и практическая значимость работы, охарактеризована методологическая основа диссертации.

В первой главе "Возникновение национально-культурных обществ в Якутиии / 1905-1922 гг./, состоящей из двух параграфов; рассмотрены факторы, препятствовавшие культурному строительству:

суровые природно-климатические условия, редкая заселенность. отсутствие удобных путей сообщения, связи, культурно-экономическая отсталость местного населения, наличие патриархально-родовых пережитков, отсутствие промышленного пролетариата и буржуазии.

Главнейшим фактором, оказавшим влияние на пробуждение национально-культурного движения в Якутии, явились три российские

революции: 1905-1907 гг.. Февральская и Октябрьская. Важными предпосылками появления "Саха омук" были: раннее приобщение якутов к русской культуре в 18-19 веках, опыт, накопленный интеллигентами в дореволюционных культурно-просветительных обществах / "Общество просвещения", "Саха аймах" и др./, сильная тяга-якутского населения к знаниям и образованию. Царская администрация относилась враждебно к национально-демократическому движению, что являлось формой колониального угнетения.

В дореволюционных национально-культурных обществах /"Общество просвещения", "Союз якутов" и др./ шло формирование мелкобуржуазной, демократической мысли якутской интеллигенции. Здоровый / прогрессивный / национализм являлся знаменем антиколониальной борьбы интеллигентов за осуществление вековых чаяний якутского народа в улучшении условий жизни и труда, стрелении к свободе, самоуправлению, развитию национальной культуры. У истоков национально-культурных обществ стояли передовые представители русской общественной мысли и культуры.

После Октябрьской революции в годы "военного коммунизма" в Якутии были открыты культурно-просветительные общества "Саха омук" - в 1920 г., "Манчары" - в 1921 г. Но вместе с тем этот период ознаменовался гонениями против беспартийной интеллигенции. Этим и объяснялось закрытие обществ "Саха аймах" в 1920 г. и "Саха омук" в 1921 г. Объявление автономии, переход к новой, гуманной военно-политической линии, к НЭПу на практике, стали причинами переименования "Манчары" в "Саха омук" / основной упор был перенесен от коммунистических к национально-культурным целям /. История обществ "Манчары" и первоначального "Саха омук" являются страницами истории "Саха омук", возникшему в 1922 г. Оно являлось прямым и достойным наследником прежних национально-культурных обществ / "Союза якутов", "Саха аймах" и др./, но в то же время "Саха омук" стояло на советской платформе, придерживалось российской ориентации и было орудием советизации населения и интеллигенции. "Саха омук" проводило культурно-просветительную и общественно-политическую работу. В состав общества входили все выдающиеся деятели Якутии 20-х годов: П. А. Ойунский, М.К. Аммосов, А.Е.Кулаковский, А.И. Софронов, Н. Д.Неустроев.

Г.В.Ксенофонтов, Г. В.Баишев / Алтан Сарын /, В.Н.Леонтьев и др. Т. е. "Саха омук" объединяло весь цвет якутской интеллигенции. В целом, общество было массовым, национальным объединением.

Предпринята попытка подойти по-новому к существующим терминам: нация, интеллигенция, национализм. Объясняется это тем, что данные понятия являются базисными при изучении проблем истории интеллигенции, национального строительства и еще тем, что прежние определения, господствовавшие в историографии, порой носили ненаучный, искусственный характер. В результате, термин "интеллигенция" представлен в виде двух групп: 1/ национальные мыслители, внесшие крупный вклад в духовное развитие народа, его государственности и хозяйства и 2/ все лица, занимавшиеся нефизическим трудом / фельдшера, кооператоры, ветеринары, служащие и т.д./. Так как интеллигенция вместе с торговой буржуазией являлись носителями национальной идеи, т.е. "здоровым ядром" якутского народа, то и понятие "нация" включает в себя общность людей, сложившуюся на базе общего языка, культуры, психологических особенностей, т.е. на основе духовного фактора. Определение термина "национализм" является самым сложным и дискуссионным. При конкретно-историческом подходе к реалиям Якутии 20-х годов и досоветского периода, национализм служил знаменем национально-демократического движения, так как он имел общедемократическое содержание.

Во второй главе "Вклад "Саха омук" / 1920-1928 гг. / в культурное строительство Якутии" исследуется культурно-просветительная работа "Саха омук".

Общество "Саха омук" создавалось в 1920 г. при огромном энтузиазме интеллигенции и населения. Но в первоначальном виде оно просуществовало недолго, и поэтому сделать удалось мало. Тем не менее, члены общества разработали план по изучению края, соста^-вили анкеты, инструкции и указания для своих членов, начали проводить агитацию, главным образом, среди улусной интеллигенции по собиранию материалов устного народного творчества, образовали комиссии по разработке учебных программ для якутских школ и по составлению якутских учебников. Но в разгар работ, "Саха омук" по ложному обвинению в участии в "февральском заговоре" было ликвидировано.

Созданное взамен него культурно-просветительное общество "Манчары", работало в трудные военные годы. Общество проводило агитационную работу в целях скорейшей и бескровной ликвидации повстанчества. Члены "Манчары" оказали интернациональную помощь-голодающим Поволжья. Но большинство интеллигентов не участвовало в работах этой организации, из-за несогласия с политикой "военного коммунизма".

После преобразования "Манчары" в "Саха омук", вокруг него объединилось большинство якутской интеллигенции. Общество внесло вклад в развитие литературы, театра, образования, науки, искусства и физкультуры. Члены общества переводили произведения авторов с русского на якутский язык, тем самым приобщая через богатейшую русскую культуру свойнарод к мировой культуре и цивилизации. Члены "Саха омук" прроводили разностороннюю работу, при обществе работали: философский, правовой, шахматно-шашечный, писательский и др. кружки.

Филиалы "Саха омук" к 1924 г. распространили свою деятельность по всей Якутии. Работа в них проводилась в контакте с яче-йуами РКП / б / и ЛКСМ / комсомола /. Порой филиал общества в далеких улусах являлся единственным культурным очагом. Основным видом работ в улусах являлись: обучение грамоте, постановка спектаклей и чтение докладов на просветительские темы. Наиболее плодотворно работал Баягантайский филиал. Центральное правление оказывало помощь филиалам путем комндировки к ним своих представителей для организационных мероприятий и отправки к ним уставов, положений, инструкций, букварей, справочников, книг, бумаги, канцелярских принадлежностей.

В третьей главе "Участие "Саха омук" в решении вопросов национально-государственного строительства в Якутии", состоящей из двух параграфов, рассматриваются взаимоотношения общества с партийно-советскими органами и роль "Саха омук" в советизации населения ЯАССР.

Анализируя взаимоотношения общества "Саха омук" с партийно-советскими органами, следует выделить три периода. Первый - 1920 -1922 гг.. когда в Якутии проводилась политика "военного коммунизма". эти отношения носили- напряженный характер / ликвидация

общества "Саха аймах" в 1920 г., "Саха аймах" в 1920 г., "Саха омук" - в 1921 г., нежелание большинства интеллигенции работать в обществе "Манчары" и обусловленное этим появление тезисов К.0. Гаврилова /.

После объявления автономии, перехода к новой, гуманной военно-политической линии был взят курс на привлечение национальной интеллигенции к советскому строительству. В диссертации анализируется "Открытое письмо" М.К.Аммосова к якутской интеллигенции и ответ на него. В результате такого открытого "диалога" был найден общий язык и понимание, признание прежних ошибок, что имело крупное значение для компромисса. Ответное послание интеллигентов М.К.Аммосову свидетельствует о российской ориентации у подавляющего большинства якутской интеллигенции, о ее желании к созидательной мирной деятельности для возрождения хозяйства и культуры. Обусловленные проводимой в Якутии жестокими мерами политики "военного коммунизма", тезисы К. Гаврилова, носившие категоричный характер, в то же время являлись примером стремления найти надежную опору в национальном единстве путем наделения авторитетной в глазах населения, малочисленной интеллигенции особым статусом.

В период НЭПа одним из каналов развертывания самодеятельности народа-являлись массовые общественные организации, такие как "Саха омук". Оно в 20-е годы стало посредником / "смычкой" / между советской властью и местным населением. В диссертации рассмотрены дискуссии вокруг слияния общества "Аннях" с "Саха омук", реорганизации "Саха омук" в научно-исследовательскоеоб-щество. Эти дискуссии носили острый характер и затронули комплекс вопросов взаимоотношения между интеллигенцией и властями, роли и места интеллигентов в общественно-политической жизни, национально-государственном строительстве. Дискуссия выявила два противоположных мнения: членов "Саха омук", считавших, что общество выражает национальные интересы якутского народа, является общественной организацией, и. с другой стороны партийных, государственных деятелей, отрицавших это. Полемика способствовала возникновению научно-исследовательского общества "Саха Кескиле", внесшего вклад в формирование кадров якутской научной интелли-

генции и развитие науки в ЯАССР. В ходе диспута интеллигенты получали навыки ведения спора, отстаивания своих интересов, в целом. это способствовало формированию национального самосознания, активности в общественной жизни, появлению чувства гражданственности, так как "Саха омук" являлось самостоятельным юридическим лицом, согласно уставу. Это было своеобразной формой демократизации в условиях НЭПа. Следовательно, взаимоотношения между властями и беспартийной интеллигенцией во второй период - с 1922 г. по 1928 г., носили, несмотря на дискуссии, конструктивный, согласованный характер.

Общество "Саха омук" поддержало советскую власть в ходе ликвидации повстанческих движений 1921-1922 гг., пепеляевщины. тунгусского восстания 1924-1925 гг., "ксенофонтовщины" 1927 -1928 гг. Члены общества пртив этих выступлений вели идейную борьбу, заключавшуюся в проведении массовых собраний населения, выпуска специальных обращений, постановлений, призывов покончить с кровопролитием, посылки агитаторов по улусам и наслегам с целью разъяснения населению советской, национальной политики и ведения переговоров с лидерами мятежников об условиях сдачи в плен.

Видные представители "Саха омук" / В.Н.Леонтьев, С.Н.Донской 1-й, С.Н.Донской 2-й, А.Д.Широких, Г.Г.Колесов, И.Н.Прядез-ников и др./ состояли членами правительства ЯАССР, принимали участие в составлении первой Конституции Якутии, Манифеста амнистии повстанцам в 1922 г., в борьбе против шаманизма, ыв кампании по отделению юрт от хотонов. Они занимали ответственные должностные посты в государственных, хозяйственных, культурных органах и учреждениях. Интеллигенты из "Саха омук" в составе "беспартийной фракции" являлись делегатами съездов Советов, на которых решались вопросы бюджета, сельского хозяйства, торговли, культуры, улучшения госаппарата.

"Саха омук" стояло у истоков создания якутской советской литературы. Общество с 1926 г. по 1928 г. издавало свой литературный журнал "Чолбон" / Утренняя звезда /, в котором помещали свои произведения / стихи, рассказы, статьи / литераторы Якутии, публиковались переводы произведений русских, советских авторов.

Идейные позиции журнала носили крестьянский, демократический характер. Крестьянская литература и фольклор являлись необходимыми ступенями создания серьезной национальной литературы.

С конца 20-х годов в. стране стал окончательно оформляться культ личности Сталина. В Якутии массовые репрессии, связанные с "ксенофонтовщиной", против национальной интеллигенции и населения, стали прообразом кровавых репрессий 30-х гг. В результате, начиная с третьего периода - с 1928 г., стала прерываться линия преемственности между поколениями интеллигентов, утрачиваться духовные традиции и опыт. Закрытие "Саха омук" в 1928 г. являлось деформацией в национальной политике, огосударствлением общественной организации, а репрессии против его членов в 20-30-х гг. - преступлением тоталитарного режима.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы основные ее положения и выводы, выносимые на защиту. На их основе можно сделать следующее резюме.

Три российские революции: 1905-1907 гг.. Февральская, Октябрьская явились поворотным и судьбоносным событием для якутского народа и его интеллигенции. Общество "Саха омук" являлось преемницей традиций и деятельности национально-культурных обществ / "Общества просвещения", "Саха аймах" и т.д./. но в то же время оно было орудием советизации, ее члены придерживались российской ориентации. У истоков дореволюционных культурно-просветительных обществ стояли представители передовой русской общественной мысли и культуры.

"Саха омук", объединявшее цвет якутской интеллигенции, в системе культурно-просветительных и общественных органов и учреждений занимало место посредника / "смычки" / между государством диктатуры пролетариата и местным населением. Оно внесло вклад в развитие образования, театра, науки, искусства, физкультуры. Филиалы общества развернули свою деятельность к 1924 г. по всей Якутии.

В года "военного коммунизма" в Якутии - с 1920 по 1922 г. отношения властей с интеллигенцией носили напряженный характер / закрытие обществ "Саха аймах", "Саха омук" /. С переходом к новой гуманной военно-политической линии был взят курс на привле-

чение и сотрудничество с национальной интеллигенцией. С конца 20 -х годов эта политика стала свертываться / репрессии против интеллигентов и населения в связи с "ксенофонтовщиной", закрытие "Саха омук" /.

Члены "Саха омук" активно участвовали в ликвидации повстанческих движений в Якутии, в борьбе против шаманизма, в кампании по отделению юрт от хотонов. Они занимали ответственные посты в государственных, хозяйственных и культурных органах и учреждениях, являлись делегатами съездов Советов. Интеллигенты из "Саха омук" стояли у истоков якутской советской литературы.

Апробация работы. По материалам диссертации автор выступал на конференции "Проблемы социально-экономической и общественно-политической истории, посвященной 80-летаю Г.П.Башарина / Якутск, 1991 /, на научно-практической конференции молодых ученых / Якутск, 1992 /, на региональной межотраслевой- научно-практической конференции "Человек и Север: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития / Якутск, 1992 /, на научнопрактической конференции "Якутск в прошлом, настоящем и будущем / Якутск, 1992 /, на региональной научно-практической конференции "Логос, культура и цивилизация / Якутск, 1993 /, на научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов / Якутск, 1993 /. Диссертация обсуждалась на заседании отдела истории Якутского института языка, литературы и истории СО РАН. . По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Культурно-просветительное общество "Саха омук" / 1920-1928 /. // Научно-практическая конференция молодых ученых. Сборник тезисов. - Якутск, 1992. - С. 23-24.

2. Из опыта деятельности культурно-просветительного общества "Саха омук" в 20-е годы. // Человек и Север: исторический опыт,

современное состояние, перспективы развития, - Якутск, 1992. -С.127-130.

3."Манчары" - страница истории "Саха омук". // Полярная звезда. - 1992.- N6.- С. 159-162.

4.Новые задачи в годы НЭП. Деятельность культурно-просветительного общества "Саха омук" в 1923-1925 годах. // Илин.- 1992. -С. 36-38.

5.Философский кружок "Саха омук" / 1923 /. // Логос, культура и цивилизация. - Якутск, 1993.- С. 102.

6.Октябрь и якутская беспартийная интеллигенция.// Проблемы социально-экономической и общественно-политической истории Якутии / Материалы научной конференции, посвященной 80-летию Г.П. Башарина /. - Якутск, 1993. - С. 95-99.

7.Из истории деятельности литературного кружка при обществе "Саха омук". // Научно-практическая конференция молодых ученых и аспирантов. Тезисы докладов. - Якутск, 1993.- С.135.

8."Чолбон" сурунаал 1926-1928 сылларга уонна саха литературатын сайдыыта. // Чолбон.- 1993.- N1.- С. 180-187.