автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема человека в творческом наследии П.А. Кропоткина

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Герасимов, Николай Игоревич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема человека в творческом наследии П.А. Кропоткина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема человека в творческом наследии П.А. Кропоткина"

На правах рукописи

Герасимов Николай Игоревич

Проблема человека в творческом наследии П.А.Кропоткина

Специальность 09.00.03 - история философии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

21 НОЯ 2013

Москва-2013 005538739

005538739

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» на кафедре истории русской философии философского факультета

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Маслин Михаил Александрович,

доктор философских наук, профессор

Гордон Александр Владимирович,

доктор исторических наук ФГБУН«Институт научной информации по общественным наукам Российской академии ■ наук»

(старший научный сотрудник, заведующий Сектором Восточной и Юго-Восточной Азии)

Рябов Пётр Владимирович,

кандидат философских наук, доцент ФГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет» (доцент кафедры философии)

ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»,

кафедра истории отечественной философии.

X'/

2013 г. в 15:00 на заседании

СЗ

Защита диссертации состоится « » диссертационного совета Д 501.001.38 на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4 («Шуваловский»), философский факультет, аудитория А-518.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, 8 этаж, А-812.

Автореферат разослан <úU XI

Учёный секретарь диссертационного совета

2013 года.

Коровин Владислав Федорович

I. Общая характеристика диссертационной работы

Князь Пётр Кропоткин (1842-1921) занимает особое место в истории русской философии. Его имя широко известно не только в России, но и во всём мире. Философское творчество Петра Кропоткина многогранно, тесно связано с его революционной и научной деятельностью. Однако творческая разносторонность Кропоткина породила ряд проблем в оценке его идейного наследия.

Правоведов, социологов и экономистов часто интересует исключительно социально-политическая сторона сочинений мыслителя, при этом практически не вызывают интереса его труды по естествознанию. В среде специалистов по естественным наукам выражен интерес к конкретно-научной стороне сочинений Кропоткина, но здесь, как правило, остаются в стороне его труды по социально-политическим вопросам. Эта серьёзная исследовательская проблема вынуждает нас обратиться к глубокому философскому анализу всего корпуса трудов русского мыслителя. Ведь именно на философском уровне анализа сходятся воедино все его концептуальные построения, которые могут найти адекватное прочтение лишь после соответствующего историко-философского исследования. Из общего поля философских проблем сочинений Кропоткина наряду с этикой и социальной философией, мы выделяем, прежде всего, проблему человека, которая представляется связующим звеном в цепи поставленных вопросов в философии мыслителя. Однако, несмотря на важность этой темы, в современной литературе наблюдается нехватка целенаправленного философского анализа трудов Кропоткина в свете проблемы человека. Несмотря на то, что его мировая известность, причем не только как идеолога анархизма, но и как философа, отражена во множестве публикаций, Кропоткин мало исследован в русской традиции - по сравнению с такими мыслителями, как Владимир Соловьёв, Николай Бердяев, Лев Шестов, Пётр Лавров, Михаил Бакунин и др.

История жизни и творчества Петра Кропоткина вдохновляла многих знаменитых умов XIX и XX столетий. Ромен Роллан писал: «Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чём Толстой только писал. Он просто и естественно воплотил в своей личности тот идеал моральной чистоты, спокойного ясного самоотречения и совершенной любви к людям, которого мятущийся гений Толстого хотел достичь во всю свою жизнь и достигал только в искусстве»1. Бернард Шоу называл Кропоткина «одним из святых столетия», а Оскар Уайльд считал его жизнь «совершенной жизнью».2 Питирим Сорокин писал о Кропоткине как о великом мыслителе, посвятившем свою жизнь борьбе за человеческую свободу3.

Актуальность темы исследования

Цельное представление об идейном наследии Петра Кропоткина принадлежит будущему, поскольку его неопубликованные работы хранятся в архивах и почти неизвестны научному сообществу. Идейное наследие философа непрозрачно даже для историков русской философии. Опубликованные сочинения не только не могут дать исчерпывающее представление о специфике его творчества, но и зачастую затемняют существующие мнения об идейном содержании этих работ. Разрыв между трудами философа, доступными в качестве рукописей, и сочинениями, известными в опубликованном виде, создаёт впечатление, что идейное наследие мыслителя по своей природе разрозненно и лишено внутренней цельности. Для философского сообщества оно представляется тем более разрозненным, что сама практика исследования его сочинений в фокусе историко-философского анализа подразумевает сложную аналитику в сфере многих частных научных дисциплин. Историки философии вынуждены подвергать сочинения мыслителя сложной концептуализации, чтобы выявить в многогранности энциклопедического корпуса трудов Кропоткина

1 Rollan Romain. Kropotkln and Tolstoy// Cenntenial Expressions On Peter Kropotkin. Los Angeles, 1942, p.35.

2 Цит. по Маркин B.A. Пётр Кропоткин. Иркутск, 1992, с.28б.

Sorokln Pltlrim. Kropotkin - a social thinker. Opposed To State Total¡tar¡anism//Cenntenial Expressions On Peter Kropotkin, Los Angeles, 1942, p.ll.

интегральную сеть философских суждений. Такая концептуализация требует не только знакомства со всем объёмом работ мыслителя, но и компетенции в области разных естественных наук

Необычное место идеи Петра Кропоткина занимают в классической историографической литературе, посвященной русской философии. В.В.Зеньковский почти игнорирует мыслителя в своём 2-х томном фундаментальном историко-философском труде и упоминает его лишь в одной из сносок, когда речь идёт о «полупозитивизме» Михайловского. В «Истории русской философии» Н.О.Лосского ситуация иная. Лосский признаёт в русском мыслителе оригинального философа, но пишет о нём чрезвычайно мало и определяет его как учёного-философа, игнорируя социально-политическую сторону сочинений Кропоткина. В современном учебнике для классических университетов под редакцией М.А.Маслина представлена статья В.Ф.Пустарнакова, претендующая на широкое рассмотрение творческого наследия мыслителя. В 2012 году в серии «Философия России первой половины XX века» выходит сборник статей «Пётр Алексеевич Кропоткин» под редакцией И.И.Блауберг. Этот факт свидетельствует о возрастании интереса к фигуре Петра Кропоткина в наше время. Социобиология и биополитика во многом опирается на кропоткинскую идею синтеза политического, социального и природного бытия в мире 4. Зарубежная экологическая философия и биоэтика также ссылается на ряд основополагающих сочинений Петра Кропоткина5. Всё это даёт основание говорить, что только теперь создается возможность адекватно оценить весь творческий потенциал мыслителя и подойти к нему уже не только с позиций общественных и естественных наук, но и по праву попытаться вскрыть глубинные философские основания его сочинений.

Философско-антропологическую концепцию Петра Кропоткина можно

4 Kevin R. Foster, Joao В. Xavier. Cooperation: Bridging Ecology and Sociobiology// Current Biology, Volume 17, Issue 9,1 May 2007, p.319-321.

5 Jaap Kruithof. De mens aan de grens. Over religiositelt, godsdienst en antropocentrisme. Antwerpen (Berchem): EPO, 1985.

назвать самым малоисследованным разделом философии классического анархизма. В отличие от трудов Макса Штирнера, П-Ж Прудона и Михаила Бакунина, сочинения Кропоткина редко рассматривались в фокусе проблемы человека. Исследователи отдавали своё предпочтение проблемам социальной утопии, этики, права и экономики в трудах мыслителя и очень мало уделяли внимание вопросу философского осмысления проблемы человека.

В отечественной и зарубежной научной литературе принято приписывать философским воззрениям Кропоткина гуманистическую направленность6. Констатация этого факта в научной литературе происходит на основании изучения этических и социально-политических аспектов творчества Кропоткина. Неотрефлексированным в научном сообществе остаётся вопрос о философско-антропологических основаниях гуманизма мыслителя, хотя в этом направлении предпринимаются определенные шаги7.

Характеристика источников и степень разработанности темы

Проблема публикации трудов Петра Кропоткина как необходимая основа для последующих усилий специалистов в области исторических, политических, юридических, естественнонаучных и философских дисциплин имеет особую актуальность. Современные исследователи преимущественно вынуждены обращаться к архивным материалам, которые располагаются в Государственном Архиве Российской Федерации, где есть фонд, посвященный истории жизни и творчеству П.А. Кропоткина. В нём представлены не только черновики, но и машинописные копии рукописей, которые ещё ждут своего публикатора. Несмотря на указанные трудности, работы Кропоткина неоднократно подвергались историографическому анализу. Усилиями Е.В.Старостина составлен библиографический указатель печатных трудов Петра Кропоткина. В Японии издано 12-томное собрание

Артёмов В.М. Гуманистическая этика П.А.Кропоткина: единство свободы и нравственности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №2. 2004, Newman Soul. From Bakunin to Lakan. Anti-Authoritarianism and the Dislocation of power. Lexington, 2007, p.84-85.

сочинений мыслителя8.

Кроме опубликованных работ мыслителя в данном диссертационном исследовании использован массив архивных документов ГАРФ, включающий в себя не только неопубликованные исследовательские работы Кропоткина, но также и неопубликованные публицистические сочинения. Внимание уделено и личным дневниковым записям и письмам, которые имеют значение для оценки философско-антропологического дискурса мыслителя. В процессе работы анализу был подвергнут не только фонд 1129 ГАРФ, но и архивные материалы РГАЛИ, а также архивные документы «Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына». На основании работы в архивах автором исследования был восстановлен один из документов П.А.Кропоткина, свидетельствующий не только о неоднозначном отношении мыслителя к философско-антропологической проблематике, но и о концептуальном своеобразии его историко-культурного и историко-философского дискурса. Текст документа даётся в приложении с комментариями исследователя.

Философские воззрения мыслителя ещё при жизни стали предметом исследования. Попытка рассмотреть идейное наследие Кропоткина в фокусе проблемы человека была предпринята Е.В.Де-Роберти в книге «Пётр Кропоткин: личность и доктрина»9. После смерти мыслителя между исследователями его творчества развернулась дискуссия, посвящённая концептуальной ревизии идейных построений философа. Критически настроенные А.А.Боровой и И.С.Гроссман-Рощин доказывали философскую несостоятельность сочинений Кропоткина в связи с незначительной разработкой персонологической составляющей его философии. В 1960-70х гг. Н.М.Пирумова тщательно проанализировала творческое наследие мыслителя и пришла к выводу, что Кропоткин был полноценным философом-гуманистом со своим уникальным видением философских

8 Ермаков В.Д., Талеров П.И. Анархизм в истории России: от истоков к современности. Библиографический словарь-справочник -Спб., 2007, с.684.

' Де-Роберти Е.В. Петр Кропоткин: личность и доктрина -СПб., 1906.

7

проблем. К 150-летию со дня рождения мыслителя в 1995 году был выпущен сборник научных статей, посвященных философскому анализу сочинений анархиста. Кроме того, в 1997, 2001 и 2002 годах были изданы ещё 3 выпуска сборника по проблемам социологии и естествознания в работах Кропоткина. Стоит отметить, что статьи, посвященные философскому анализу работ мыслителя, были выпущены раньше. Возможно, исследователи преследовали цель представить Кропоткина мировому научному сообществу прежде всего как философа, уникального мыслителя со своим оригинальным видением философским вопросов. В 2012 году в печать выходит сборник материалов, посвящённый IV Международным Кропоткинским чтениям в связи с 170-летием мыслителя.

На сегодняшний день среди современных отечественных исследователей, таких как В.М.Артёмов, С.Ф.Ударцев и П.В.Рябов, уже сложилось мнение о существовании оригинальной философии Кропоткина как цельной системы воззрений. Однако учёные не могут прийти к единому мнению в вопросе о философско-антропологической составляющей творчества мыслителя. Работы В.М.Артёмова показывают, что антропологическая проблематика в сочинениях Кропоткина является органической частью этики, а личность как субъект нравственных отношений выступает в качестве фундирующего начала нравственной философии10. Исследования С.Ф.Ударцева раскрывают природу человека как правого субъекта.11. Фундаментальное исследование П.В.Рябова «Философия классического анархизма» основывается на историко-философском анализе сочинений классиков теории анархизма, сквозь призму соотношения в их работах понятий личности, общества и природы. Автор не видит необходимости разграничивать понятие личности и понятие человека.

"Артёмов В.М. Нравственное измерение свободы и образования. (Опыт реконструкции русского классического анархизма). М.1Э98, Артёмов В.М.. Свобода и нравственность в русском классическом анархизме. Докг.диссертация, М. 1999.

11 Удэрцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. М.: Высшая школа права, изд-во "Форум", 1994, Ударцев С.Ф. М.А. Бакунин и П.А.Кропоткин: две судьбы, две системы идей// Памяти М.А. Бакунина. -М., 1990. - С. 4-23.

Опираясь в целом на ценностную ориентацию экзистенциальной философии, П.В.Рябов приходит к выводу, что личностная, а, значит, и человеческая проблематика освещена Кропоткиным слабо12. Поэтому антропологические изыскания философа видятся автору поверхностными и тенденциозными. Г.К.Вельмога в своей диссертационной работе рассматривает философскую антропологию мыслителя в её идейной близости антропологическим идеям М.А.Бакунина13. Г.К.Вельмога основывается на том положении, что схема, которую она обозначает как «Животность»-«Дух»-«Бунт», пронизывает все идейные построения отечественных классиков анархизма. Складывается впечатление, что автор переносит результаты философско-антропологических изысканий М.А.Бакунина на философию П.А.Кропоткина, т.е. отождествляет концепции двух мыслителей. В своём исследовании антропологических оснований анархического миросозерцания Бакунина, Толстого и Кропоткина Бехтенева P.A. справедливо указывает, что разница в социально-политических воззрениях теоретиков анархизма является прямым следствием различного толкования природы человека14. В своём диссертационном исследовании, посвященном анархо-коммунистической концепции Петра Кропоткина, Кассиров А.Г. констатирует влияние антропологических воззрений мыслителя на современную философскую антропологию, а также связывает их с учением мыслителя о безгосударственном коммунизме15. Однако изучение философско-антропологической концепции мыслителя в комплексе диссертационной работы Кассирова А.Г. занимает сравнительно небольшую часть от общего массива исследования ввиду заявленной темы.

Анализ истории изучения проблемы человека в философском творчестве

12 Рябое П.В. Философия классического анархизма (проблема личности).М.¡Вузовская книга, 2007, с.277.

13 Вельмога Г.К. Философская антропология русского анархизма, М.Бакунин и П.Кропоткин:Сравнительный анализ, С-Петербург, 1999.

14 Бехтенева P.A. Проблема человека в русском анархизме второй половины XIX - начала XX веков : М. А. Бакунин, Л. Н. Толстой, П. А. Кропоткин. Кандидатская диссертация. Ростов-На-Дону, 1999.

15 Кассиров А.Г. Философия анархического коммунизма П.А.Кропоткина. Докторская диссертация. Екатеринбург, 2012.

П.А.Кропоткина показывает, что исследователи лишь частично, освещали данную проблематику. Философско-антропологическая тематика в имеющихся исследовательских работах выполняла, как правило, вспомогательную функцию в связи с разработкой других тем. В данной диссертационной работе предпринимается попытка произвести специальное целостное историко-философское исследование проблемы человека в философии Петра Кропоткина.

Объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования Объектом настоящего исследования является проблема человека в философии Петра Алексеевича Кропоткина. Предмет исследования составляют философские воззрения, концепции, а также исследования в сфере различных отраслей знания Петра Кропоткина.

Основной целью диссертационного исследования является комплексный историко-философский анализ проблемы человека в философии П.А.Кропоткина, включающий в себя особенности натурфилософского16, историко-философского,историко-культурного,философско-методологического и социально-политического аспектов творчества мыслителя.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать основные специфические черты философского и научного творчества П.А.Кропоткина в фокусе многогранной деятельности мыслителя, что подразумевает также выявление идейных влияний, которым подверглось его мировоззрение.

2. Выявить общие онтологические и антропологические аспекты философии мыслителя через концептуализацию всего корпуса его идей, а также указать на основания для такой концептуализации.

3. Учитывая энциклопедичность философского творчества мыслителя, предпринять историко-философский анализ трудов Кропоткина по

16 Кассиров А.Г. Философские идеи П.А. Кропоткина о единстве природы и общества// Вестник МГТУ т 10-№3,2007, с.388-393. ' ' '

10

естественным наукам, нравственно-философским дисциплинам, а также историко-культурным исследованиям с акцентом на проблематику человека.

4. Соотнести проблему человека в философии мыслителя с его проектом анархо-коммунизма в свете современных интерпретаций теории анархизма. С этой целью произвести теоретическую реконструкцию социально-политической воззрений мыслителя в фокусе философско-антропологического дискурса.

Диссертационное исследование охватывает творчество П.А.Кропоткина в целом, что позволяет соотнести философско-антропологические воззрения мыслителя с историко-культурным контекстом XIX - нач. XX столетия.

Методологическая основа и эмпирическая база исследования.

Диссертационное исследование выполнено на основе историко-философского анализа, включая элементы когнитивной историко-философской реконструкции, текстологического анализа, системного анализа, конкретно-исторического анализа. Метод когнитивной историко-философской реконструкции дал возможность, во-первых, выстроить разрозненные теоретические положения П.А.Кропоткина в целостную философско-антропологическую систему, во-вторых, интерпретировать метафорический способ философствования на основании натурфилософского знания (например, Кропоткин утверждает, что изучение правовых норм должно происходить так же, как и изучение способа производства мёда, у пчёл17). Следует отметить, что комплекс методов, включающий когнитивную историко-философскую реконструкцию, текстологический и конкретно-исторический анализ, способствовал уточнению содержания рукописей мыслителя, физическое состояние которых вызывало множество трудностей в прочтении, оценке и интерпретации.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым отечественным комплексным исследованием проблемы человека в

17 Кропоткин П.А, Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М.: Правда, 1990, с.338.

11

философии П.А.Кропоткина, в котором использованы печатные и неопубликованные труды мыслителя.

В данной диссертации впервые:

1. Осуществлена комплексная целенаправленная теоретическая реконструкция философско-антропологической проблематики в творчестве Кропоткина на основании архивных документов и материалов. На основании не только опубликованных, но и неопубликованных работ проблема человека рассмотрена как системообразующий элемент разносторонней творческой деятельности мыслителя. Обоснована специфика исследования Кропоткиным природы человека в фокусе междисциплинарного и полидисциплинарного знания.

2. Произведена теоретическая реконструкция онтологических воззрений мыслителя в свете его философской антропологии. Показано соотношение онтологии и антропологии П.А.Кропоткина сквозь призму критики философского дуализма как общего концептуального основания философских взглядов мыслителя.

3. Проблема человека в философии П.А.Кропоткина рассмотрена как сквозное идейное основание (природное, нравственное, историко-культурное) для всех намеченных им исследовательских направлений.

4. Философия анархо-коммунизма П.А.Кропоткина исследована в свете его философско-антропологического дискурса как актуальная концепция для современных интерпретаций анархизма (отечественных и зарубежных).

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Проблема человека занимает особое, специфическое место в философии П.А. Кропоткина. Её можно рассматривать как один из системообразующий

концептуальных элементов интеллектуального наследия мыслителя.

12

2. Бытие человека описывается П. А. Кропоткиным в согласии с принципами энциклопедизма и принципами междисциплинарного исследования.

3. Проблема человека исследуется П.А. Кропоткиным в отрыве от принципов философского дуализма. Этот аспект высвечивает концептуальную специфику философско-антропологической проблематики сочинений мыслителя.

4. Философско-антропологическое наследие П.А.Кропоткина является одним из главных факторов в формировании современных интерпретаций теории анархизма.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертация вносит вклад в изучение истории русской философии, а также в исследование современных интерпретаций русского анархизма. Её материалы и положения могут быть использованы как в преподавании общих и специальных учебных курсов по философии, истории русской философии, истории политических учений, философской антропологии, так и в социальном и политическом анализе современных леворадикальных общественно-политических течений. Апробация работы

Основные теоретические положения и выводы диссертации нашли своё отражение в публикациях автора и выступлениях на научных конференциях. Публикации автора даются в конце автореферата.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения.

II. Основное содержание диссертационной работы

Первая глава «Общие черты философии П.А.Кропоткина» посвящена анализу главных особенностей и специфики философии мыслителя. Данная аналитика основывается на рассмотрении исследовательских принципов и особенностей творчества философа, главных идейный течений, оказавших на него влияние, а также основополагающих дискуссий, в которых он принимал

активное участие. Проанализированы такие специфические черты философии мыслителя, как

1. Энциклопедизм (просветительский элемент, включающий его социально-политическую реализацию)

2. синтез теории анархизма и научного знания (проект идейного конструирования целостного комплекса идей анархизма и современной науки)

3. междисциплинарность и полидисцишшнарность (синтез методов различных естественнонаучных, социальных и гуманитарных научных дисциплин)

4. интеграция теории и практики (критика узко локализованного знания и требование реабилитации науки в фокусе социальной активности человека).

В качестве течений, оказавших влияние на философское творчество П.А.Кропоткина, проанализированы идеи позитивизма, дарвинизма, народничества, толстовства, анархизма.

Среди идейных оппонентов мыслителя выделяются Томас Гексли и Карл Маркс. В работе показано, что П.А. Кропоткин подвергал критике социально-философские идеи Гексли и Маркса с позиции философской методологии. По мнению мыслителя, Гексли неправильно понял концепцию дарвинизма, когда применял метод экстраполяции идей Дарвина на сферу социальности, а Маркс как представитель диалектики имел дело с отчуждёнными спекуляциями, не имеющими реальное отношение к жизни.

Во второй главе «Основания человеческого бытия» дан историко-философский анализ основных концептуальных элементов философско-антропологических изысканий мыслителя. Глава включает три параграфа, первый из которых освещает общие методологические основания философского осмысления Кропоткиным проблемы человека, второй и третий раскрывают конкретное содержание его философско-

антропологических воззрений на материале его многочисленных философских, научных и публицистических произведений. С опорой на исследовательские работы Адама Годвина 18и Лорена Л.Грэна19 в диссертации представлена реконструкция онтологии мыслителя в качестве специфической разновидности его философско-антропологических воззрений. Показано, что онтология Кропоткина исключает любые разновидности дуализма, поскольку Кропоткин синтезирует индивидуальную личность и народ в понятии родового человека. Мыслитель нарушает логику дуалистического понимания подобия в сфере философской антропологии. Антропологизм мыслителя подразумевает универсальность отношений подобия между вещами. Традиции народов Азии, Африки подобны традициям первобытных племен, вместе с тем, все они подобны тому, как устроена современная человеческая культура20. Отношения человека и Бога в христианской традиции соотносятся Кропоткиным с тем, как эти отношения выстраивались и в других религиях21. Показано, что идея о самотождественности индивида и концепции децентрализации имеет не только социально-политический, но и философско-антропологический аспект. Децентрализация в социально-политической и экономико-правовой жизни общества имеет связь с децентрализацией самого человека как способом преодоления двойной репрезентации человеческой телесности. В этом отношении понимание мыслителем Вселенной как системы, не обладающей центром, распространяется и на человека как на самоорганизованное децентрализованное существо.

В параграфе "Нравственное и природное основание человеческого бытия " дан анализ концепции взаимопомощи Кропоткина, интерпретации им теории эмпатии А.Смита, а также классификации альтруистических поступков. Рассматриваются также естественнонаучные сочинения мыслителя в свете

18 Adam Godwin. Evolution and Anarchism In international Relations: The challenge of Kropotkin's biological ontology//Millennium - Journal of international studies, 2010.

19 Loren R.Grahan. Science and philosophy In the Soviet Union. New York, 1974, p.238-518.

z0 Кропоткин П.А. Дикари и варвары. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.194.

21 Кропоткин П.А. Можно т быть христианином без веры в дьявола. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.544.

15

проблемы происхождения человека и его места в природном мире. Концепция мютюализма П. А. Кропоткина основывается на трёх принципах:

1. Принцип общительности, раскрывающий инстинктивную социальность человека как способ противостояния индивида окружающей среде через коллективные усилия единого человеческого рода.

2. Принцип справедливости, структурирующий отношения единичного человека и других участников сообщества в фокусе идеи должного воздания и равенства.

3. Принцип готовности к самопожертвованию, выражающий прогрессивный элемент нравственности в человеке, преодолевающий инстинкт самосохранения.

Философия взаимопомощи П.А.Кропоткина формировалась под влиянием идей М.Гюйо и А.Смита. В сочинениях Гюйо мыслителя интересовала, прежде всего, концепция, согласно которой человек рискует собственной жизнью ради интересов коллектива в силу переизбытка в нём «энергии в чувствах, в мыслях и в воле»22. Анализируя теорию эмпатии А.Смита, мыслитель приходит к выводу, что этика взаимосвязана со способностью человека к воображению. Чем сильнее развито воображение, тем точнее возможно перенести иной нравственный опыт в пространство личностного бытия.

Труды Кропоткина о природе являются самостоятельными научными сочинениями, однако в фокусе нашего историко-философского анализа они представляют собой важную составляющую исследования природного бытия человека. Систематизируя натурфилософские взгляды мыслителя, и сопоставляя их с проблемой возникновения культуры, Адам Годвин приходит к выводу, что философия Кропоткина подразумевает эволюционную связь между природным бытием и миром культуры. Связь человека и бытия выражается также и в предположении Кропоткина, что космические причины как внешние по отношению к индивиду факторы

в Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М., 1991, с.27-28.

16

поведения личности оказывают сильнейшее влияние на образ мышления человеческого существа. Данный вопрос решается им в русле, близком современной экологической теории. Предвосхищая идеи Мюррейя Букчина, основателя экологического социализма23, Кропоткин считает, что современная городская культура отчуждает человека от природных корней. Мыслитель критикует процесс капиталистической урбанизации, считая, что он уничтожает нравственное основание человеческого бытия.

Анализ взаимоотношений человека и природного мира производится Кропоткиным также в связи с критикой мальтузианства. С точки зрения мыслителя, Мальтус недооценивает экономические возможности земли24. Почва, по мнению Кропоткина, есть бесконечная неисчерпаемая возможность умножения человеческой численности. Исторически отношения человека и почвы восходят к возникновению первых людей2Í. По мнению Кропоткина, человек с момента своего возникновения был зерноядным животным26. Необходимость питаться плотью других животных возникла лишь в эпоху Ледникового периода, когда низкая температура воздуха препятствовала жизни растений. Кропоткин утверждает, что общественная жизнь человека есть природное явление, а социальность свойственна животному миру, включая приматов. Человек, по мнению мыслителя, произошёл не столько от приматов, чья морфология схожа с человеческой, сколько от приматов, чья общительность позволяла развивать умственный потенциал организации мозга.

П.А. Кропоткин считает, что познавательные способности человека безграничны. Гносеологический оптимизм мыслителя основывается также на том, что человеческий мозг имеет природное происхождение, что является гарантом неразрывной связи человеческого сознания и природы. Человеческий элемент входит в сверхсложное пространство природы,

33 Bookchln, Murray. The Philosophy of Social Ecology: Essays on Dialectical Naturalism, Montreal: Black Rose Books, 1996.

м Кропоткин П.А. Что человек может получить от земли. ГАРФ, ф.1129, оп,1, ед.хр.520.

Кропоткин П.А. Благодарная почва и неблагодарный человек. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.148.

Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции. М.: Самообразование, 2007, с.92.

17

принимает участие в его развитии, однако и сама природа диктует свою волю человеку. Именно поэтому существуют человеческие инстинкты и бессознательные побуждения к иррациональным действиям.

В параграфе "Историко-культурное основание человеческого бытия" рассматривается ряд вопросов о соотношении человеческой индивидуальной памяти и общего исторического прошлого народа, а также об отражении динамики самосознания человека в культуре как продолжении природного бытия. Рассматривая концепцию роли личности в истории, Кропоткин вслед за Л.Н. Толстым считает, что единичный акт воли отдельного человека необходимо должен соприкасаться с коллективной волей народа27. Если личность ставит перед собой цель утвердить себя в качестве особого фактора истории, ей необходима психологическая поддержка в форме коммуникативного канала, который может идти в двух направлениях. В первом случае этот канал идёт от человека в сферу трансцедентального, что наделяет его волю особыми сверхъестественными чертами. Во втором случае отношение между субъектом и психологическо-компенсаторной сферой выражается в персонификации народной массы, в процессе которой интересы личности в сознании индивидуума переносятся на интересы народа28. Каждодневная жизнь человека представлялась Кропоткину одним из важных предметов изучения29. Истории войн он противопоставляет историю мирной жизни. Центрируя наше внимание на отклонениях от мира, культура сформировала неверный образ человека как существа, склонного к войне по своей природе.

Согласно концепции Кропоткина, в первобытных и традиционных обществах догосударственного типа господствовали традиции взаимовыручки и солидарности. Семейным отношениям в современном смысле слова предшествовала форма «коммунального брака». Род предполагал отношения двух типов. Первый тип отношений

" Кропоткин П.А. Философия истории. ГАРФ, ф.1129, оп.1., ед.хр.555.

и Кропоткин П.А. Ницше (критический анализ книги Фуйе). ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.545. и Кропоткин П.А. Философия истории. ГАРФ, ф.1129, оп,1„ ед.хр.555.

18

распространялся на коммуникацию внутри родовой общины, второй выражался в отношениях за пределами конкретного рода. Важно также и то, что торговля всегда осуществлялась вне рода. Это значит, что контур родовых отношений задавал границу общинного владения, в рамках которого невозможно было мыслить какую-либо отчуждённость. Человек полностью отождествлял свою жизнь с жизнь рода в пределах этой общины.

В своих сочинениях Кропоткин полемизирует с известными представителями криминалистской антропологической школы, такими как Ломброзо, Маундсли и Эд-Дю Ке. Мыслитель критикует концепцию, согласно которой наука способна составить образ идеального преступного человека. Признавая тот факт, что телесная организация индивида оказывает влияние на умственную жизнь личности, он считает, что данное обстоятельство не является достаточным основанием для логического выведения строгих психо-физиологических доминант в сфере исследования преступных мотивов человека. Анализ Кропоткиным сочинений Ломброзо, Маундсли и Эд-Дю-Кена показал, что телесность и социальность связаны друг с другом таким образом, что физиологические и умственные недуги и их исцеление напрямую зависят от актов социальности, направленных на тело человека. Это предполагает, что социальные акты индивидуума носят природный характер, а сама телесность человека выражается также через социальную организацию вплоть до федеративного устройства человеческого организма на уровне клеток.

Основываясь на анализе истории психологии и астрономии Кропоткин приходит к выводу, что культура двигалась от централизованного представления о человеке и его месте в мире к децентрализованному, предполагающему многообразие и разносторонность его природы 30. Культура для Кропоткина - такое же пространство общего, как природа и нравственность. Однако она выполняет особые по своей специфике функции. Во-первых, культура создаёт общую для всех людей реальность

30 Кропоткин П.А. Анархия, её философия, её идеал. С-Петербург: Мысль, 1906, с.5-8.

19

объектов. Во-вторых, культура продолжает природный мир в деятельности человека. Таким образом, человеческое творчество не находится в автономии от бытия, т.е. через культуру человек оказывается включённым в эволюцию мира.

Третья глава «Философско-антропологические воззрения П.А.Кропоткииа и современная теория анархизма» посвящена анализу проблемы человека в философии мыслителя в фокусе анархо-коммунистического учения, а также её актуализации в современной интерпретации теории анархизма.

Разрабатывая свою концепцию анархо-коммунизма, Кропоткин столкнулся с необходимостью обосновать идею свободы человека через коммунитаризм и мютюэлизм. Перед ним стояла задача разъяснить принцип существования человеческой свободы в условиях отсутствия формально-правовых гарантий независимости личности. Кропоткину было необходимо также показать противоречивость индивидуалистического анархизма31 и, опираясь на свою критику, выразить альтернативное понимание свободы индивидуума как свободы в лоне общего человеческого рода. Вопрос о свободе человека стал одним из главных в полемике между Кропоткиным и многими представителями отечественного анархизма начала XX столетия (А.А.Боровым, Я.Новомирским, И.Гроссманом-Рощиным и др.), которые поступательно стремились доказать несостоятельность диалога между анархизмом и коммунизмом. Несмотря на общность либертарных взглядов, Кропоткин не добился взаимопонимания в процессе продолжающейся полемики.

В данной главе рассматривается идейное содержание философско-антропологического дискурса Кропоткина в фокусе либертарно-философской мысли конца ХХ-начала XXI столетия. Среди интерпретаций идей Кропоткина автор выделяет две устойчивые традиции. Одна из них восходит к возрождению идей анархистов в конце 1980-х годов в Москве, другая - к

31 Кропоткин П.А. Томпсон, Штирнер, Такер. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.656.

20

формированию специфической американской постлефтистской версии анархизма в конце XX века. Современная отечественная теория анархизма представлена в диссертационной работе двумя персоналиями: - ПВ.Рябовым и В.В.Дамье. В своих сочинениях П.В.Рябов синтезирует анархизм с концептуальными построениями экзистенциализма, персонализма и интуитивизма. Продолжая идеи А.А.Борового, Пётр Рябов утверждает, что личность является «альфой и омегой анархического миросозерцания»32 . П.В.Рябов считает, что анархизм должен продолжить борьбу, начатую Боровым, Новомирским и другими оппонентами Петра Кропоткина, за концептуальное отрицание социального и духовного финализма в пользу действительной человеческой личности. По мнению В.В.Дамье, анархизм должен выработать альтернативную современной индустриально-капиталистической системе модель социального развития, которая смогла бы претендовать на культурную гегемонию. Основанием для формирования такой модели, он считает гуманистическую экономическую альтер-индустриальную концепцию Кропоткина33.

В качестве примера современной зарубежной интерпретации теории анархизма рассмотрена концепция американского постлефтизма. Постлефтисты Джон Зерзан и Боб Блэк строили свои концепции, основываясь на антропологии Салинса, в отличие от Кропоткина, чьи философско-антропологические умозрения базировались на дарвинизме. Между деятельностью Кропоткина с одной стороны, и деятельностью Зерзана и Блэка с другой, пролегает больше ста лет научной и философской эволюции человеческого знания. В этом смысле Зерзан и Блэк не отвергают дарвинизм, но учитывают научные изыскания современности. Боб Блэк утверждает, что Кропоткин пытался «переоткрыть обыденную жизнь» человека. Так же, как и Кропоткин, Зерзан считает, что деятельное начало в

32 Рябов П.А. Краткий очерк истории анархизма в Х1Х-ХХ веках; Анархические письма. - М.: КРАСАНД, 2010, с. 73.

33 Дамье ВВ., Д.И.Рублёв. Экономические взгляды Петра Кропоткина и вызовы XXI века// «Неприкосновенный запас»,2009, №5(67).

человеке развивалось свободно на заре человечества и стало подавляться по мере развития цивилизации. Но если русский мыслитель склонен делать акцент на моральной-этической стороне деятельности в первобытную эпоху, то Зерзан - на либертарном характере всей человеческой практики до неолита.

В Заключении сформулированы основные выводы диссертационной работы, намечены основные направления и задачи дальнейшего исследования темы. В Приложении даётся полная публикация работы П.А. Кропоткина «Поэзия природы»34. Текст документа восстановлен, благодаря англоязычной рукописи мыслителя, а также на основании незавершенного перевода манускрипта, написанным от руки неизвестным автором.

34 Кропоткин П.А. Поэзия природы. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.474.

22

ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК МОиН РФ для публикации основных научных результатов:

Публикации в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Герасимов Н.И. П.А.Кропоткин об основаниях человеческого бытия // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Серия: философия, социология, культурология. Киров. 2011. №4(4) С.37-43 (0,74 п.л).

Другие научные публикации:

2. Герасимов Н.И. К проблеме периодизации истории теории анархизма: мотив внутреннего и внешнего в философской антропологии Макса Штирнера и Петра Кропоткина. Аспекты VII: Сборник статей по философским проблемам истории и современности, т.8. М.: МАКС-ПРЕСС. 2012. С.57-69 (0,81 п.л.).

3. Герасимов Н.И. Тема личности в философской антропологии П.А. Кропоткина. Материалы Всероссийской научной школы для молодых учёных: «Русская философия: истории и современность». Сборник статей. Белгород: ИПЦ Политерра. 2009. С.45-46 (0,16 п.л.).

4. Герасимов Н.И. П.А. Кропоткин о соотношении религии и морали в обществе//Точки-Риск*а. №1, 2011, с.312-316 (0,32 п.л.).

Отпечатано в отделе оперативной печати Геологического ф-та МГУ ' Тираж ¡00 экз. Заказ № ¿Г^

 

Текст диссертации на тему "Проблема человека в творческом наследии П.А. Кропоткина"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»

04201365814 На правах рукописи

Герасимов Николай Игоревич

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П.А.

КРОПОТКИНА

Специальность 09.00.03 - история философии

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор

Маслин Михаил Александрович

Москва-2013

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------------3

1. Основные черты философии П.А.Кропоткина-------------------------------------23

2. Основания человеческого бытия в философии П.А.Кропоткина--------------49

1. Онтологичность и антропологичность человеческого бытия--------------52

2. Нравственное и природное основания человеческого бытия--------------74

3. Историко-культурное основание человеческого бытия---------------------97

3. Философско-антропологические воззрения П.А.Кропоткина и современная теория анархизма----------------------------------------------------—120

4. Заключение-------------------------------------------------------------------------------147

5. Библиография----------------------------------------------------------------------------149

6. Приложение----------------------------------------------------------------------------— 163

Введение

Князь Пётр Кропоткин занимает особое место в истории русской философии. Многогранность творческой деятельности мыслителя сформировало в мировой философской мысли представление о Кропоткине как о мыслителе энциклопедисте. Его имя широко известно не только в России, но и во всём мире. Философское творчество Петра Кропоткина отражалось во всевозможных практиках, включая революционную деятельность и деятельность научную. Его труды ещё при жизни стали широко известны среди политических деятелей, учёных и философов. Однако творческая разносторонность Кропоткина породила ряд проблем в оценке его идейного наследия.

Правоведов, социологов и экономистов часто интересует исключительно социально-политическая сторона сочинений мыслителя и практически не вызывает интереса его труды по естествознанию. Тем временем для понимания всего политического учения Кропоткина необходимо обратиться к его работам, посвященным вопросам биологии, геологии и географии. В них заложены ответы на вопросы, поставленные в работах по экономике, социальной и политической философии. Однако для многих исследователей существует лишь Кропоткин-революционер, анархист, посвятивший себя освобождению человечества от власти государственного аппарата. Такая односторонняя трактовка имеет своё социально-историческое основание. Анархизм Кропоткина настолько сильно захватил революционное крыло общественной жизни к началу XX вв. как в Европе, так и в России, что превратился в настоящий мировой социально-философский феномен, который существует и на сегодняшний день1. В такой ситуации бывают востребованы в основном те труды мыслителя, в которых, с свойственной Кропоткину строгостью, разбираются конкретные социально- политические вопросы, и подвергаются серьёзной философской рефлексии проблемы

1 Вард Колин. Анархизм. Очень краткое введение. - М.: Астрель; ACT, 2009, с.12

3

общественного жизнеустройства, технического прогресса и исторического развития социума. Однако с развитием междисциплинарных областей знания в науке среди учёных появился интерес к естественнонаучной стороне сочинений мыслителя. Появилась необходимость переосмыслить его труды по дарвинизму и теории эволюции. Стали актуальны его работы по географии Сибири и Канады. Однако и здесь многие исследователи не обошли стороной однобокое рассмотрение творческого наследия Кропоткина. Научные труды мыслителя всегда отсылают нас к его работам по социальной философии и теории анархо-коммунизма. Они предполагают также наше знакомство с литературоведческой и публицистической стороной кропоткинских сочинений. Такая серьёзная исследовательская проблема вынуждает нас обратиться к глубокому философскому анализу корпуса трудов русского мыслителя. Ведь именно на уровне философии сходятся воедино все концептуальные построения мыслителя, которые после проведённой работы мы по праву сможем оценить и найти им должное историко-философское прочтение. Из общего поля философских проблем сочинений Кропоткина наряду с этикой и социальной философией, мы обращаем внимание на проблему человека, которая представляется связующим звеном в цепи поставленных вопросов в философии мыслителя. Однако, несмотря на важность этой темы, в современной литературе наблюдается нехватка целенаправленного философского анализа трудов Кропоткина в свете проблемы человека.

Теоретики анархизма верили в бунтующее начало человека, в его способность бороться за свободу личности. Рубеж Х1Х-ХХ веков является ключевым моментом развития классического анархизма, этот временной промежуток знаменует собой раскрытие и подведения предварительных итогов анархистской мысли. В этом отношении русская философия сыграла своё решающее значение. Классика анархизма раскрылась именно в России, благодаря деятельности знаменитого философа и анархиста П.А.

Кропоткина( 1842-1921)'. Кропоткин является не только идеологом особого направления в анархической мысли, анархо-коммунизма, о котором будет говорится чуть позже, но и философом, анализирующим социально-политическую и нравственную жизнь общества. Многие исследователи констатируют целое философское и общественное движение, зародившееся в Западной Европе, которое они называют "кропоткианство". К концу XIX века бакунизм прославился на весь мир как ярчайшее проявление экстремистского анархизма, поэтому часть леворадикальных анархистов искала более созидательное направление мысли и нашла его в сочинениях Петра Кропоткина , которые отличались широкой научной базой и строгой последовательностью мыслей. К понятию "кропоткианство" мы по праву можем отнести таких мыслителей-анархистов как Жан Грав (автор книги "Будущее общество")3, Макс Неттлау (автор фундаментального труда "Очерки по истории анархических идей"4) и всемирно известного ученого Элизе Реклю, чей талант в области географии и геологии нашёл своё применение в области теории анархизма3. Европейская мысль интегрировала в себя философию русского анархизма, которая сделала вклад в развитие западной цивилизации. Она также оказала влияние на дальнейшую эволюцию общественно-политической жизни Запада в целом. Пётр Кропоткин завершил свою творческую деятельность, не в Европе, несмотря на то, что большую часть жизнь он провёл в Англии и Франции, а в России, где он встретил Октябрьскую революцию и увидел своими глазами горизонт приближающихся перемен в обществе. Здесь же происходит и переосмысления всего теоретического наследия анархизма XIX-начала XX столетия в контексте нравственной философии. Особое место, как в раннем, так и в позднем творчестве мыслителя занимает тема человека, своеобразие

1 См .Маркин В.М. Кропоткин. М.: Молодая гвардия, 2009.

2 Сайтанов C.B. Обзор отечественной историографии изучения анархизма П.А. Кропоткина // Наше Отечество. Страницы истории. Сборник научных статей. Вып.5, -М., 2006, с. 175

3 Грав Жан. Будущее общество. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009

4 Неттлау Макс. Очерки по истории анархических идей. Детройт, 1951

5 Реклю Элизе. Эволюция, революция и идеалы анархизма. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2008

5

которой будет рассмотрено в контексте общего корпуса трудов философа.

Кропоткин малоисследован в русской традиции по сравнению с такими мыслителями как Михаил Бакунин, Пётр Лавров, Николай Михайловский и др., однако его философия также самобытна и оригинальна. Мы можем сказать, что Петр Кропоткин мыслил анархизм не догматически, а всегда творчески. Начиная с синтеза позитивизма в стиле Конта и Спенсера и анархо-коллективизма в стиле Прудона и Бакунина, мыслитель приходит к нравственной философии, которую он хотел поставить на прочный фундамент результатов своей научной и революционной деятельности. Если в начале своего творческого пути сочинения Кропоткина имели преимущественно публицистический характер, они часто страдали декларативностью и теоретической необоснованностью, то со временем труды философа стали иметь строгую научную форму, мысли философа начали подкрепляться не только широким эмпирическим базисом, но и. убедительной логикой рассуждений. На протяжении всего творческого пути неизменным в работах мыслителя оставалось, одно - гуманистический пафос произведений и стремление концептуализировать феномен человека в фокусе радикальной либертарной1 философской мысли.

История жизни и творчества Петра Кропоткина вдохновляла многих мыслителей XIX и XX столетий. Ромен Роллан писал: "Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чём Толстой только писал. Он просто и естественно воплотил в своей личности тот идеал моральной чистоты, спокойного ясного самоотречения и совершенной любви к людям, которого мятущийся гений Толстого хотел достичь во всю свою жизнь и достигал только в искусстве" . Бернард Шоу называл Кропоткина

1 Либертарный (от анг.liberty - свобода) - ориентированный на принципы свободы, солидарности антиавторитаризма и антиэтатизма. Термин широко используется в области теории и исследования теории анархизма (см. напр. Исаак Пуантэ. Программный очерк либертарного K0MMyHH3Ma//"Estudi0s", №17, май, 1933, Рябов П.В. Философия классического анархизма (проблема личности).М.:Вузовская книга, 2007,

с.8,9,12,21,29)

2 Rollan Romain. Kropotkin and Tolstoy// Cenntenial expressions on Peter Kropotkin. Los Angeles, 1942, c.35

6

"одним из святых столетия", а Оскар Уайльд считал его жизнь "совершенной жизнью". 1 Питирим Сорокин писал о Кропоткине как о великом мыслителе,

•Л

посвятившем свою жизнь борьбе за человеческую свободу .

Пётр Алексеевич Кропоткин родился в 1842 году в княжеской семье, воспитывался в условиях благородных традиций рода Рюриковичей. Окончив обучение в Пажеском корпусе, он отказался от придворной карьеры аристократа и отправился на службу в Сибирь, где столкнулся с новым для себя миром, где люди сохранили свою уникальную самобытность, которая выделялась на фоне европеизированной центральной части России. Обучение в Петербургском университете на физико-математическом факультете сказалось не только на повышении его образования в сфере естественнонаучного знания, но и на его увлечении социально-философскими сочинениями западных мыслителей. Его деятельность в кружке "чайковцев" и последующий арест были не случайным следствием его юношеских увлечений, но скорее закономерным этапом становления Кропоткина-анархиста-гуманиста и философа. Два года тюремного заключения в Петропавловской крепости и побег из Николаевского госпиталя стали важной вехой в жизни русского мыслителя, в дальнейшем большая часть жизни Кропоткина будет происходить в эмиграции, где будут написаны его главные сочинения, ставшие классикой философской и анархистской мысли. Скрываясь под чужими именами, мыслитель сумел продолжить свои изыскания не только в сфере социальной философии, но и в области естественных наук. В Европе Кропоткин заработал себе авторитет бескорыстного общественного деятеля, анархиста и философа. Заслуги Кропоткина перед мировой культурой признавали такие мыслители как Герберт Спенсер, Виктор Гюго и Эрнест Ренан. Вместе со своим другом Элизе Реклю Кропоткин издавал газеты "Револьте" (в Женеве), "Револьт" и "Тан Нуво"(В Париже), "Хлеб и воля" и другие. В России его сочинения

1 Рябов П.В. Философия классического анархизма (проблема личности). М.:Вузовская книга, 2007

2 Sorokin Pitirim. Kropotkin - a social thinker. Opposed to state totalitarianism//Cenntenial expressions on Peter Kropotkin. Los Angeles, 1942, c.ll

создали философско-антропологическую и нравственно-философскую основу для формирования множества общественных течений. В 1917 году Пётр Кропоткин возвращается в Петроград, встречает Октябрьскую революцию и переезжает в Москву. Вплоть до своей смерти в 1921 году мыслитель продолжает свою философскую, публицистическую и социально-политическую деятельность

Актуальность темы исследования

Цельное представление об идейном наследии Петра Кропоткина принадлежит будущему, поскольку неопубликованные работы Кропоткина хранятся в архивах и почти неизвестны научному сообществу. Идейное наследие философа непрозрачно даже для историков русской философии. Опубликованные сочинения мыслителя не только не могут дать исчёрпывающее представление о специфике его творчества, но и зачастую затемняют наше представление об идейном содержании этих работ. Разрыв между исследованиями философа, доступными в качестве рукописей, и, известными в качестве публикаций, создаёт впечатление, что идейное наследие мыслителя фрагментарно по своей природе. Для философского сообщества оно представляется тем более разрозненным, что сама практика исследования его сочинений в фокусе историко-философского анализа подразумевает сложную аналитику в сфере многих частных научных дисциплин. Если в области изучения работ Кропоткина по естественным наукам современные исследователи отмечают системность и строгость его научной деятельности1, а правоведы и социологи признают в мыслителе

л

талант теоретика в сфере социального и правового анализа , то специалисты в области истории философии, как правило, не дают ясное представление о философском содержании его работ. Историки философии вынуждены подвергать сочинения мыслителя сложной концептуализации, чтобы выявить в многогранности энциклопедического корпуса трудов Кропоткина сеть

1 J.Scott Keltie. Peter Kropotkin, Geographer, Explorer, Mutualist// Centennial Tribute to Kropotkin, Los Angeles, 1942

2 Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность.М., 1994

8

философских суждений. Такая концептуализация требует не только знакомства со всем объёмом работ мыслителя, но и компетенции в области разных естественных наук

Необычное место идеи Петра Кропоткина занимают в классической историографической литературе, посвящённой русской философии. В.В.Зеньковский почти игнорирует мыслителя в своём 2-х томном фундаментальном историко-философском труде и упоминает его лишь в одной из сносок, когда речь идёт о "полупозитивизме" Михайловского1. В "Истории русской философии" Н.О.Лосского ситуация иная. Лосский признаёт в русском мыслителе оригинального философа, но пишет о нём чрезвычайно мало и определяет его как учёного-философа, игнорируя социально-политическую сторону сочинений Кропоткина2. Однако в современном учебнике по истории русской философии под редакцией М.А.Маслина представлена обзорная статья В.Ф.Пустарнакова, претендующая на широкое рассмотрение творческого наследия мыслителя. 3Этот факт вполне свидетельствует о возрастании интереса к фигуре Петра Кропоткина в наше время. В литературе, посвящённой обзору социобиологии как особого рода междисциплинарной области знания, неоднократно встречается фамилия мыслителя4. Современная биополитика тоже во многом опирается на кропоткинскую идею синтеза политического и природного бытия в мире. ^Бельгийская экологическая философия и биоэтика также ссылается на ряд основополагающих сочинений Петра Кропоткина. 6Всё это вполне даёт основание говорить, что возможно только теперь мы готовы адекватно оценить весь потенциал творческого дарования мыслителя и

^еньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Ростов-на-дону: Феникс, 2004, с.430

2 Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991, с.382

3 История русской философии: учебник/ под ред. М.А.Маслина, изд.2, М.: КДУ, 2008, с.255

4 Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе:— М.: Политиздат, 1991, Kevin R. Foster, Joao В. Xavier. Cooperation: Bridging Ecology and Sociobiology// Current Biology, Volume 17, Issue 9,1 May 2007, p.319-R321.

5 Социально-экономические и правовые основы сохранения биоразнообразия. Колл. авторов. М.: Издательство Научного и учебно-методического центра, 2002. 420 е., с.105

6 Jaap Kruithof. De mens aan de grens. Over religiositeit, godsdienst en antropocentrisme. Antwerpen (Berchem): EPO,1985

подойти к нему уже не только с позиций общественных и естественных наук, но и по праву попытаться вскрыть глубинные философские основания его сочинений.

Философско-антропологическая концепцию Петра Кропоткина можно по праву назвать самым малоисследованным разделом философии классического анархизма. В отличие от Макса Штирнера, П-Ж Прудона и Михаила Бакунина, сочинения мыслителя редко рассматривались в фокусе проблемы человека. Исследователи отдавали своё предпочтение проблемам социальной утопии, этики, права и экономике в трудах мыслителя и очень мало уделяли внимание вопросу философского осмысления проблемы человека. И этому можно найти объяснение. Если Штирнер и Бакунин использовали исторически сложившийся диалектический метод в построении своей философской антроп