автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Проблема генезиса человеческой свободы
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шаповалов, Виктор Павлович
Введение.3
Генезис человеческой свободы как логико
Глава 1. онтологическая проблема
1.1. Проблема свободы в истории философских знаний.16
1.2. Понятие человеческой свободы и проблема ее генезиса.73
Свобода как процесс и результат становления и
Глава 2. развития человеческой деятельности
2.1. Труд и общение как общие предпосылки и условия генезиса человеческой свободы.117
2.2. Деятельность индивидов как способ разрешения противоречий между природной и социальной необходимостью и развитие свободы.140
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Шаповалов, Виктор Павлович
Как известно, творчество, выражая сущность человеческой деятельности, своей необходимой характеристикой имеет свободу. Проблема свободы - обязательный и притом важнейший компонент любого мировоззрения, ибо то или иное ее решение становится непосредственным основанием для определения генеральной линии поведения человека, целей и смысла его жизни. Теоретической разработке вопросов, связанных с универсальной проблемой соотношения свободы и необходимости, в отечественной и зарубежной философской литературе уделяется большое внимание.
С точки зрения выяснения общих принципов социального детерминизма, взаимосвязи необходимости и свободы в общественном развитии представляют интерес труды отечественных и зарубежных ученых: Г.С. Аптекера, В.Г. Афанасьева, В.Е. Давидовича, JI.C. Корневой, К.А. Новикова, Т.И. Ойзермана.
В связи с анализом проблемы свободы и необходимости значительное место в отечественной и зарубежной литературе уделяется феномену выбора. Любой такой акт, являясь по существу выбором возможности и действительности, имеет ту или иную степень свободы. Философский анализ данного аспекта свободы проводится в единстве трех аспектов: социально-историческом, классово-политическом и психолого-педагогическом, а практический подход к данной проблематике позволяет удовлетворить интересы представителей других отраслей знаний. Попытка осмыслить сущность свободы делается в работах В.Е. Давидовича, JT.H. Смирновой, Т.И. Ойзермана, Г.С. Аптекера, И. Берлина и др. В этическом аспекте свобода рассматривается в работах О.Г. Дробницко-го, Н.О. Лосского, А.Г. Вайтухова, М. Вебера, Тосака Дзюна, Фэн Ю-Ланя. Социологический подход к проблеме свободы выбора в плоскости так называемого "обыденного" выбора рассматривается в работах О.Г. Дробницкого, Н.Ф. Наумовой, Н.О. Лосского, Э. Фромма. Социально-педагогический аспект свободы выбора и других её форм анализируется - Л.С. Выготским, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинским, Л.И. Солнцевой, С.Л. Соловейчиком,
Ш.А Амонашвили, В.Ф. Шаталовым, Е.Н. Ильиным и С.В., а также в сборнике «Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе» под ред. В.Я. Пименовского. Проблема свободы выбора интересует и юристов (И.С. Само-щенко, М.Х. Фарукшин, В.М. Корельский).
Систематический сравнительный анализ общесоциологических категорий ("объективный и субъективный факторы" социального развития, "прогресс и свобода") был предпринят в "Советской социологии" под ред. Т.В. Рябушки-на, Г.В. Осипова, в "Социологии в СССР" под ред. Г.В. Осипова, в "Социологии в России" под ред. В.А Ядова, в сборнике "Философское сознание: драматизм обновления", составитель Е.Н. Шульга.
Социологический аспект проблемы свободы и необходимости, который выражает собой деятельность отдельных людей и социальных групп и общества в целом, преследующих свои интересы, вытекающий из анализа механизма перехода необходимости в свободу, рассматривается М. Грецким, О. Джоном, И.Н. Сидоровым, Т. Парсонсом, JT. Первиным, А.И. Пригожиным, П.А. Сорокиным, Д. и Ш. Картер, Яначидой Кендзюро.
Правовой аспект социальной свободы рассматривается С.С. Алексеевым, Р. Ароном, Ю.Я. Баскиным, И.П. Малиновой а также в "Антологии западноевропейской либеральной классической мысли" под ред. М. А. Абрамова.
Социально-психологический аспект свободы и необходимости анализируется Р.Г. Апресяном, Д. Майерсом, А. Маслоу, Э. Фроммом, Е.Б. Шестопа-лом.
Психологический аспект рассматривается М.Я Басовым, Е.И. Кузьминой, Ж. Лапланшом, Ж. Б. Понталисом, 3. Фрейдом, Э. Юнгом.
Теологический аспект проблемы свободы содержится в работах В.В. Кудрявцева, C.JT. Франка, К. Ясперса, М.Т. Степанянца, Свами Вивекананды а также в "Христианском энциклопедическом словаре" под ред. С.С. Аверинцева. Таким образом, краткий анализ работ, посвященных проблеме свободы и необходимости, позволяет выделить три основных подхода: 1) тенденция определять феномен свободы через познание необходимости, идущая от истоков Спинозы и Гегеля и принижающая роль социальной практики; 2) тенденция определять понятие свободы при помощи понятия выбора, целей, средств для их достижения, линий социального поведения человека в различных философских направлениях. Для этой тенденции также характерна определённая односторонность, склонность к субъективизму и волюнтаризму; 3) тенденция посредством принципа самодетерминации человека в процессе взаимодействия его с природой и с обществом, которая более полно и всесторонне охватывает сущность человеческой свободы.
По мнению диссертанта, наиболее плодотворным считается третий подход, согласно которому свобода суть детерминация человеком его взаимодействия с природой в процессе труда. Но свобода не ограничивается сферой природы, она охватывает и область социальных отношений, без которых о действительной свободе вообще невозможно говорить. Вместе с тем ждут своей дальнейшей разработки такие важные вопросы, связанные с анализом проблемы свободы и необходимости, как социально-политический и экономический аспекты свободы, взаимосвязь категорий свободы и необходимости с другими категориями, диалектика превращения необходимости в свободу, социальной свободы в личную свободу и наоборот. Слабым местом является и проблема генезиса свободы в филогенетическом и отчасти в онтогенетическом смысле. А между тем актуальность данной проблемы значительна.
Эта проблема имеет непосредственное отношение к духовному и практическому освоению действительности и включает в себя онтологический и гносеологический аспекты. Проблема генезиса свободы вполне вписывается в основной вопрос философии, в его традиционном, а также современном, следовательно, более конкретном диалектико-материалистическом содержании1. Она носит философско-мировоззренческий характер. Научно-теоретический анализ генезиса реальной и понятийной свободы отражает закономерности прошлого, настоящего и проецирует будущее развитие социальной свободы.
Проблема свободы и ее генезиса активно обсуждается во многих направлениях и течениях современной философии, в особенности, в экзистенциализме.
Актуальность проблемы происхождения свободы вытекает из особенностей и задач современной эпохи - эпохи перехода человечества к третьему тысячелетию. Развитие современных концепций свободы имеет целью идейно вооружить человека в его разумной борьбе, направленной на преодоление сопротивления стихийных природных и социальных антигуманистических сил.
Злободневность и практическое значение проблемы генезиса социальной свободы имеет непосредственное отношение к глобальным проблемам экологии, демографии, войны и мира, здравоохранения и т.д. Сможет ли человечество преодолеть те глобальные противоречия, с которыми оно сегодня столкнулось? Или оно погибнет в пламени термоядерной войны, или сможет предотвратить эту катастрофу. Ответ на эти жизненно важные вопросы связан с возможностями человека, с вопросом о том свободен или несвободен он как родовое существо. Следует также подчеркнуть, что генезис свободы осуществляется каждодневно; это - объективная необходимость, диктуемая потребностями сохранения и воспроизведения социально-биологической жизни. В свою очередь категория свободы, будучи всеобщим, одновременно выступает и как конкретное историческое и поэтому не может оставаться неизменным по своему содержанию.
Чтобы познать глубоко диалектику процесса генезиса свободы, а также заглянуть в будущее, следует исходить из того, что генезис свободы как системного качества, как и все на свете, содержит в себе противоречие. Оно выражается не только в усилении и ослаблении, в интенсификации и экстенсифика-ции свободы, в ее движении вперед или назад, но также и в том, что свобода как действительно-конкретное (точнее будет сказать, как действительно и идеально-конкретное) и определенное, как для себя - бытие и практики может низвести на нет эту свою конкретную форму, углубляясь в самое себя (генная инженерия, ядерное, химическое, бактериологическое оружие, проникновение в атом и прочее).
Актуальность проблемы генезиса человеческой свободы определяется концептуальным перевооружением естественных и социальных наук на современном этапе. Представление о физическом, социальном и духовном мире претерпело глубокие изменения.
Принципиальными особенностями современной эволюционной парадигмы мира являются информация, технологические нововведения. Они отражают потребности современного человека и уровень его свободы, которая содержит в себе богатейшую информацию о естественных и социальных процессах, конвергирует и реконструирует их. Это обстоятельство позволяет более глубоко и всесторонне охватить и исследовать процесс возникновения и развития человеческой свободы. Современная квантовая механика и молекулярная биология являются не только отражением свойств и закономерностей физических и биохимических процессов атомного и биомолекулярного материала, но и теоретическими методами познания других процессов, в том числе генезиса человеческой свободы на уровне микропроцессов.
Современные экспериментальные и теоретические исследования, необходимые нашему социуму, распространяются на экологию, биологию, социологию, психологию, элементарные частицы, космос. Они свидетельствуют о новом этапе диалога человека с природой, с самим собой, вселенским миром в целом, а также о влиянии солнечной активности, гравитации, необратимости, космического и земного излучения, тектонических процессов и т.п. на происхождение человеческой свободы, важнейшими идеальными элементами которой являются специфические формы отражения и преобразования реальности -человеческое мышление и практика.
Нейронный механизм отвода опасности для определенного вида живого, нависшей извне и достигшей критической точки, может смениться конвекцией, способной привести к радикальной перестройке поведения данного вида во имя самосохранения и саморазвития. Такая самоорганизация повышает иммунитет, устойчивость и степень свободы.
Если стоять на позиции гибкого материалистического монизма, тогда придется признать, что человеческая свобода есть лишь /результат/ и начало качественного иного рода реальной вселенской свободы. Она возникла внутри самой материи, а не над ней или в стороне от нее. Человеческая свобода уникальна, но не единственна в структуре материального мира. Существуют иные, еще не известные формы поведения и целенаправленной преобразовательной деятельности материи, свободной в себе и для себя.
Потребность в исследовании данной проблемы обусловлена как слабой разработанностью в отечественной философской науке проблемы генезиса свободы, так и ее мировоззренческой ролью перед лицом современной науки и техники.
Монографических изданий по проблемам генезиса свободы нам найти не удалось. Но отдельные стороны, моменты процесса генезиса свободы содержатся у разных авторов и прежде всего в работе Ю.Н. Давыдова, И.В. Бычко, В.Е. Давидовича, JI.B. Николаевой, Б.Ф. Поршнева, в книге коллектива авторов "Марксистско-ленинская теория исторического процесса" и "Вопросы теории. Социализм", в монографии "Социально-биологическая проблема" В.И. Плотникова, в трудах К. Василева, Т. Павлова, Д. Лукача, А. Шаффа. В них высказывается ряд точек зрения относительно существа данной проблемы. Всем исследователям, разрабатывающим проблему свободы в рамках марксизма свойственно то общее, что признается в качестве важнейшего неотъемлемого марксистского положения о том, что именно живой, чувственно-материальный труд является субстанцией человеческой свободы. Но поскольку труд в своем развитии проходит ряд стадий и связан с генезисом форм и уровней отражения, то имеется известное несовпадение мнений о начале феномена свободы. Близкой по духу нашей работе является монография Е.В. Кулебякина , в которой на обширном палеонтологическом и этнографическом материале рассматривается возникновение и развитие мышления. Оно суть необходимое звено свободы как конкретного, как системного качества, т.е. тождественной бытию определенно сти, но отнюдь не исчерпывает её.
Поскольку для большинства концепций свободы XIX -XX столетий характерна апелляция к творческой деятельности, то основательным источником при рассмотрении вопроса о происхождении и развитии свободы является книга А. Бергсона "Творческая эволюция", вышедшая в 1907 году, и удостоенная в 1927 году Нобелевской премии. Свобода и творчество практически неотделимы друг от друга и осуществляются вечно, постоянно, объективно и субъективно.
Эволюционному "творчеству", "мистерии Вселенной" приписывается объективный характер. Внутренним импульсом данного процесса служит движение, самодвижение материи и энергии в разнообразных ее формах и проявлениях. Свобода есть сознание определенной направленности в пространстве и времени, отделившееся от его первоначального субстрата, "объекта", и соединившееся с новым становящимся объектом; и далее, чтобы она стала реальностью, необходимо, чтобы сознание, обернувшись вокруг себя, составило одно целое с волей. "Но что действительно достойно восхищения само по себе, что по праву вызывает удивление - это беспрерывно возобновляющееся творчество, осуществляемое всей неделимой, идущей вперед, реальностью"3. Ни одна точная наука не введет в мир ни одной молекулы, ни одного атома, ни одного электрона: "но если дана эта творческая сила, (а она существует, ибо мы сознаем ее в себе, по крайней мере, когда мы действуем свободно), то стоит ей отвлечься от самой себя, и она ослабит напряжение, стоит ей расслабиться, - и она станет протяженной, стоит стать протяженной - и математический порядок, царствующий в распоряжении столь различных элементов, и неуклонный детерминизм, вновь их соединяющий, засвидетельствуют собою разрыв в творческом акте"4.
Отечественные и зарубежные немарксистские учения о свободе, включая отдельные стороны процесса ее генезиса, содержатся в трудах Н.А. Бердяева, Щ И. Пригожина и И. Стенгерс, А Уайтхеда, Н.О. Лосского, С.А. Левицкого, П.А.
Флоренского, Х.Ортега-и-Гассет, Ж.П. Сартра, Р.А. Хайнда, Д.М.Фарленда, Те4 яр де Шардена, в труде коллектива немецких этологов института им. Макса Планка и других.
Кроме общефилософской идеалистической направленности этих учений, для них характерна попытка теоретического преодоления узкого эмпиризма, механицизма и трактовки проблемы возникновения и развития феномена свободы и наделения ее свойствами космического порядка.
Развитие теории отражения в трудах советских и зарубежных философов, этологов, нейро-психо-физиологов (И.П. Павлова. JT.C. Выготского, В.Р. Келлера, И. Айбл-Айбесфельдт, C.JI. Рубинштейна, JI.B. Крушинского, Б.Ф. Поршне-ва, П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева и др.) позволяет углубить и уточнить наши представления об антропосоциогенезе и его специфических сторонах.
Объектом нашего исследования является свобода как реальность в целом, а предметом исследования - генезис свободы как элемент данной реальности.
Целью работы является на основе общих диалектических принципов раскрыть своеобразие и основные закономерности процесса становления человеческой свободы. В связи с этим предстоит решить ряд задач:
1. Раскрыть основные стороны феномена свободы.
2. Выделить специфический философский аспект в феномене свободы как предмете и объекте познания.
3. Раскрыть специфичность проблемы генезиса свободы, определить методологические принципы и категориальный аппарат для рассмотрения данной проблемы.
4. Дать анализ условий и предпосылок формирования и становления свободы, исследовать причины данного процесса.
5. Показать, что разрешение противоречия между природным и социальным посредством деятельности индивида и рода есть фактическое начало свободы.
6. Обосновывая практическую значимость проблемы генезиса свободы и ее прогностический характер применительно к будущему человека, показать свободу как действительный атрибут социума, системное качество развития целостной личности.
Важнейшей методологической основой исследования являются диалектические принципы и общенаучные методы познания: логическое и историческое, абстрактное и конкретное, системно-структурный, сравнительный, аналитический и другие подходы. Большой интерес представляют для нас идеи и методология Брюссельской школы с такими ее понятиями, как флуктуация, положительные и отрицательные обратные связи, диссипативные структуры, бифуркации, нелинейные процессы, конвекция и т.п., которые выражают в известной мере новый подход к познанию и практическому использованию сущности и происхождения вещей, и которые позволяют ".установить связь фундаментальных наук с "периферийными" науками о жизни и, возможно, даже понять некоторые социальные процессы"5, к коим принадлежит и генезис социальной свободы.
Начало философского исследования генезиса свободы имеет в качестве исходного пункта чувственно-конкретное, в результате расчленения которого обнаруживается его исходная клеточка (также не менее конкретное), коей является жизнь от ее простейших форм существования и отражения до развитого конкретного социально-биологического результата - непосредственного субстрата действительной реальной и понятийной свободы.
Новизна представляемой к защите работы состоит в следующем:
1. В ней впервые делается попытка свести воедино и философски осмыслить разрозненный эмпирический и теоретический материал по вопросу о генезисе свободы, представленный в ряде работ отечественных и зарубежных авторов. Даётся социально-философский анализ проблемы генезиса свободы в философском аспекте на диссертационном уровне.
2. Определяется процесс генезиса свободы, прежде всего как объективный, закономерный результат спонтанной творческой эволюции материи как таковой. Феномен человеческой свободы как таковой возникает в фундаменте материи, которой свойственна спонтанная созидательная и разрушительная сила. Эта сила и порождает не менее противоречивый феномен человеческой свободы.
3. Проводится всесторонний структурный онтологический и логический анализ понятия свободы. Обосновывается положение о том, что свобода есть системное качество целостной личности.
4. Предлагается более конкретное и, следовательно, более содержательное определение социальной свободы, учитывающие изменения в современной научной картине мира.
Положения выносимые на защиту:
1. Материя в своем развитии прокладывает себе путь к действительной свободе через закономерные необходимые и случайные связи, в том числе и через социально-организованную форму.
2. Свобода как реальность в форме акциденции свойственна всей материи, а свобода как реальная действительность суть неотъемлемое качество лишь социальной формы движения материи.
3. Свобода как внутренняя возможность, заключенная в материи, становится внешней действительностью в лице социума лишь благодаря предметной и сознательной деятельности человека как предметно-телесного и духовного существа. Действительная свобода становится предметом лишь развитого социума. Став таковой, свобода превращается во внутреннее качество социума, который рассматривает всю остальную бесконечную материю как внешний мир. И свобода рассматривается как внутреннее достояние общества, хотя реально как возможность она принадлежит всей материи и в этом смысле представляет собой внешнее социума. Таким образом, феномен свободы во всех своих реалиях оказывается в обществе и за его пределами продуктом развития и материи в целом, и социальной формы ее развития.
Свободу нельзя оторвать от материи в целом. В ней она существует абстрактно как необходимость. Но вместе с тем свобода становится конкретной и действительной лишь в социуме. Метафизическое противопоставление социально-организованной материи всей остальной материи также неправомерно, как неправомерен кантианский разрыв между "вещью в себе" и "вещью для нас".
Действительная свобода есть ".субъективность (или) цель, сознание, стремление"6, и воля лишь по отношению к материи в целом и в неразрывной связи с ней. Она есть выражение диалектического единства субъективного на уровне социума и индивида и субъективного и объективного на уровне всей материи. При этом следует учесть, что рассматриваются только филогенетический аспект генезиса свободы. При этом учитывается положение Ленина о не7 обходимости углубить представление о материи до понятия субстанции , чтобы вычленить таким образом и внутреннюю активность, и само детерминацию. Отсюда вытекает необходимость принципиального рассмотрения превращения объективной закономерности или общей прогрессивной направленности развития материи (объективной целесообразности) в субъективную цель человека, имманентной активности материи, ее самодвижения и саморазвития в деятельность человека, а также естественной необходимости в социальную необходимость и их диалектическую взаимосвязь.
Идея всеобщей сущности феномена свободы, выраженная таким образом в нашей работе, суть всеобщая идея, абстрактная всеобщность, от которой надлежит перейти к особенности и единичности. Такой переход в мышлении может быт осуществлен на основании богатства содержания частных и в том числе эмпирически-прикладных наук об отражении в форме аперцепции и перцепции (раздражимость, ощущение, созерцание, воля и т.д.) микроорганизма, клетки и т.п. (Г. Лейбниц, В.В. Кёлер, И.П. Павлов, П.К. Анохин и т.д.).
Философское познание генезиса свободы, как и вообще всего сверхчувственного, есть возвышение мышления над чувственным ощущением и вообще над перцепцией. Оно представляет собой опосредствование, или некое начало, и переход к некоему второму, третьему и т.д. Так что это последнее имеется лишь постольку, поскольку к нему пришли от его предшествующего. А это значит, что имеет место возобновление генезиса свободы на качественно и количественно ином уровне при сохранении существенного механизма данного процесса.
Сам этот процесс, благодаря отрицанию и восхождению над чувственным, опытным, приобретает свою усиливающуюся самостоятельность, хотя непосредственным носителем свободы и его возобновляющегося от времени генезиса является телесно организованный субстрат - человек как индивид, как род, как синтез субъективного и объективного, конечного и бесконечного, как целостное системное образование, как личность в диалектическом единстве ее сущности и существования, социального и биологического и т.д.
Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при чтении лекций по философии, для разработки спецкурса по данной проблеме.
Диссертация включает 2 главы и 4 параграфа.
В первой главе содержится краткий историко-философский анализ проблемы свободы и необходимости в целом, теоретико-эмпирическое и логико-методологическое обоснование постановки и решения проблемы генезиса социальной свободы на категориальном уровне, а также разрабатывается понятийный аппарат, на основе которого раскрывается тема диссертационной работы. Содержание данного понятийного аппарата составляют такие важнейшие понятия как активность, самодвижение и саморазвитие материи, основание, предпосылки и условия, становление, биологическое и социальное, индивид и род, труд и деятельность, случайность и необходимость, возможность и действительность, конечное и бесконечное, субъективное и объективное и другие, которые в своей взаимосвязи выражают единство логики, диалектики и гносеологии.
Понятийная структура требует определенной координации и субординации своих элементов, предусматривает возможность и необходимость своего собственного развития как определенной логическо-целостной системы, то есть она должна быть внутренне противоречивой и содержать в себе импульс движения и изменения. Отсюда следует, что сами понятия и определения, их составляющие, должны обладать известной степенью релятивности.
Вторая глава в целом является конкретизацией первой. Связь между ними выражает диалектическое единство логического и исторического. Каждая из двух основных частей, несмотря на их единство, обладает известной самостоятельностью. Порядок распределения материала между двумя параграфами данной главы соответствует основной цели диссертации и призван отразить генезис свободы, который в ходе своего развития втягивает в себя все новые элементы.
Активность знания есть фактор развития мира, самораскрытия и самоо оформления вселенского бытия" .
1 См. Лутай B.C. О разработке теории материалистической диалектики//Философские науки-1990-№2 с.31.
2 См. Кулебякин Е.В. Антропоморфизм и генезис мышления. Владивосток. Изд-во ДВГУ,1987. - С. 5.
3 Бергсон А. Творческая эволюция - М.: Канон-Пресс-Кучково поле, 1998. - С. 220
4 Там же
5 Пригожин И., Стенгерс И., Порядок из хаоса. - М., Мир, 1986.-С.20
6 Ленин В.И. Полн.собр.соч. T.29. С. 148
7 См. Там же. С. 142
8 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., Правда, 1989. - С.93
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема генезиса человеческой свободы"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного анализа проблемы генезиса свободы как одной из наиболее важных сторон проблемы антропосоциогенеза диссертант приходит к следующим выводам.
Человеческая свобода - исторически обусловленный и прогрессивно направленный процесс самореализации личностью и обществом своих деятельностно творческих сил и способностей посредством познания и практического преобразования природной и социальной необходимости на базе противоречивого взаимодействия и развертывания неисчерпаемых всеобщих и особенных сущностных, спонтанно творческих сил Вселенной.
Возникновение и развитие феномена свободы неразрывно связано с определенным уровнем развития материи и, прежде всего, с социальной ее формой. Многие философские концепции свободы, так или иначе, расширяя спектр наших представлений об этом феномене, имели, однако, один большой недостаток, а именно: они противопоставляли дух природе, свободу -необходимости и случайности.
Наиболее ярко и всесторонне этот недостаток обнаруживается в современной немарксистской антропологии и в экзистенциализме, которые не только отрицают связь свободы с социальным субстратом, а значит, и с трудом, но и, более того, рассматривают ее первоначальным субстанциально-субстрактным основанием человеческого существования. Лишь Гегелю удалось, хотя и с идеалистических позиций, высветить диалектику свободы и необходимости. Идя от этой идеалистической абстрактности дальше, основоположники марксизма-ленинизма, совершив революцию в философии и во взглядах на историю, поставили проблему свободы и ее генезиса на подлинно материалистическое основание. Они доказали, что человек, будучи носителем свободы лишь в процессе своей трудовой деятельности, является не только причиной, но и действием свободы. Только с этих материалистических позиций возможен научный анализ проблемы генезиса свободы.
В данной работе удалось установить, что несмотря на близость генетического происхождения с трудом и социальностью в целом, генезис свободы имеет свою специфику, которая выражается в том, что ни деятельный труд, ни сознание и мышление, взятые раздельно, не дают нам свободы.
Подлинная свобода есть интегративное качество и со стороны духовного идеального бытия, и со стороны природного, материального ее бытия в их совокупности. Поскольку мышление человека составляет стержень его духовной деятельности, постольку ощущение, восприятие, представление и т.д. оказываются «снятыми», соподчиненными друг другу и одновременно подчиненными мышлению как деятельному всеобщему, обладающему значением существенного, внутреннего, истинного, а также находящегося в диалектическом отношении к непосредственному, внешнему, единичному, а также обладающему своей особенной субстанциальностью. Даже могучий феномен бессознательного оказывается зачастую бессильным перед нашим сознанием.
Социальная материя, интегрирующая в себе известные нам виды и формы существования и движения материи и порожденная ими, в значительной мере сама оказывается подчиненной человеческому мышлению и сознанию вообще, как системообразующему элементу свободы. Если брать только сознание человека в его изолированности от материального бытия, то мы получим лишь идеальную свободу. И, наоборот, условное выделение специфической формы материального бытия, породившего сознание, из сферы последнего и с психического вообще приводит нас к плоскому материализму, натурализму.
Отсюда следует, что свобода как системное качество становится поистине действительной в результате диалектического взаимодействия вышеназванных и естественно возникших качеств.
Бытие свободы, представленное вначале в виде разрозненных, случайных обстоятельств и своих необходимых элементов, в форме опережающего отражения, свойственного животным, зачатков интеллекта, орудийной деятельности антропоидов, элементарной социальной связи и тому подобное переросло в свободу бытия, представленного в виде органичного универсального сплава физического и психического в определенное время, в определенном месте и в ограниченных пределах. Но такое бытие стало "зрячим", содержащим в себе живую цель и тенденцию к росту. А это значит, во-первых, что свобода есть сложный, интегративный феномен, существующий на пересечении указанных выше процессов, и, во-вторых, что как сверхчувственное качество свобода обретает способность оказывать обратное влияние на все стороны общественной жизни.
Несмотря на наличие многообразия подходов к проблеме свободы и ее генезиса со стороны различных наук, философский аспект данной проблемы предполагает рассмотрение ее с точки зрения объективной необходимости и сознательной деятельности субъекта.
Ответственность и реалистическое мышление становятся в наш ядерный век очень важной формой деятельности индивида и его свободы, ибо именно от них сегодня и в немалой степени зависят труд и все старые и новые виды свободной деятельности. Отсюда вытекает актуальность и необходимость гармонического, целостного развития личности, что достижимо лишь при создании общества без антагонизмов. Свобода превращается здесь из системного качества нецелостной личности, унаследованной от антагонистических формаций, в новое системное качество целостной личности, предполагающей подлинное совпадение сущности и существования социального индивида.
Только с учетом противоречивого взаимодействия субъекта и объекта, социальной и естественной необходимости (а именно эти понятия указывают на всеобщность своего содержания, фиксирующего всеобщность объективных отношений, когда речь идет об отношении человека к миру) можно адекватно осветить генезис свободы, раскрыв тем самым одну из сторон основного вопроса философии, а также наметить перспективы для других наук, имеющих особенное, специфическое отношение к реальности свободы.
Деятельный труд - это общая предпосылка, условие (или основание) свободы. Он обеспечивает возможность и действительность обмена веществ между человеком как предметным существом и остальным предметным миром, осуществлять его с сознанием дела и по законам социальной красоты.
Но труд сам по себе не может дать многообразия форм человеческой свободы. Он реализует свои потенциально-субстанциальные возможности через деятельную сущность человека, который творит, полагает универсально предметы и, поэтому универсально и предметно воспроизводится сам. «Человек. должен начать процесс их интеграции, создать новую целостность, но теперь уже на неизмеримо более высоком уровне, чем во время, когда он был «Адамом». Он должен сонастроить их друг с другом, гармонизировать внутри себя. И теперь уже в таком новом виде снова стать органической частью Космоса, голограммой Вселенной. Но чтобы интегрировать в себе все свои уровни, человек должен осознать и почувствовать в себе каждый из них, понять и почувствовать, как они взаимодействуют, научиться осознанно управлять всеми уровнями своей природы. Только тогда он сможет действительно стать космобио-психосоциокультурной интегральной целостностью»1. Только посредством этой своей универсальной родовой деятельности, имеющей единым и единственным основанием труд, социальный индивид расширяет и укрепляет границы своей свободы.
1 Человек - Философия - Гуманизм: тезисы докладов и выступлений Первого российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г. в 7 томах). - Т. 7. - СПб, 1997. - С. 307-308.
Список научной литературыШаповалов, Виктор Павлович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Абрамов, М. Неопределенность свободы //Вопр. философии. 1996. - № 10. -С. 58-70.
2. Аксенов, Г. Три ипостаси свободы //Открытая политика. 1985. - № 8. - С. 23-27.
3. Актуальные проблемы детерминизма: Материалы Всесоюз. науч. конф. -Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1980. 276 с.
4. Алексеев, С.С. Курс лекций. Т. 1. Свердловск, 1976. - 401с.
5. Алексеев, С.С. Философия права. М.:НОРМА, 1999.-336 с.
6. Амонашвили, Ш.А. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
7. Амонашвили, Ш.А. Размышления о социальной педагогике. М.: Изд. дом Амонашвили, 1996.-494с.
8. Андреев, И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1982. -304с.
9. Анисимов, А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М., Л.: Наука, 1966.-243с.
10. Избр. тр. М., 1978.- 400с. 1 З.Апресян, Р.Г. Постижение добра /Р.Г.Апресян. - М.: Мол. гвардия, 1986. -207 с.
11. Апресян, Р.Г. Рациональное и эмоциональное в морали /Р.Г.Апресян, В.Н.Назаров,
12. Аптекер, Г.С. О природе демократии, свободы и революции.// М.: Прогресс, 1970. -128с. Е.Л.Дубко . -М.: Изд-во МГУ, 1983. 156 с.
13. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т.2. -М.: Мысль, 1978.- 687с. Т.1. Метафизика; О душе. 550с.
14. Аристотель. Метафизика. Кн. 5, гл. 5 //Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.1. -М., 1975.-с. 151-152.
15. Аристотель. Политика. Кн. 4 //Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.4. М., 1983. -830с.-с. 569-587.
16. Арон, Р. Эссе о свободах: Универсальной и единственной формулы свободы не существует: Фрагменты //Полис. 1996. - № 1. - С. 128-137.
17. Асмолов, А.Г. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности //Вопр. психологии. 1979. - № 4. - С. 35-44.
18. Афанасьев, В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.- 368с.
19. Баскин, Ю.Я. Очерки философии права. Сыктывкар, 1996 - 55с.
20. Басов, М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975.- 432с.
21. Батищев, Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип //Проблема человека в современной философии. М., 1969.- С.73 -144.
22. Бергсон, А. Творческая эволюция. М.: Кучково поле, 1998. - 384с.
23. Бердяев, Н.А. Царство духа, царство кесаря. М.: Республика, 1995. - 383с.
24. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607с.
25. Берлин, И. Две концепции свободы // Современный либерализм -М,: 1998 с.19-43
26. Боргош, Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль, 1975. - 119с.
27. Босенко, В.А. Актуальные проблемы диалектического материализма. -Киев: Вищашк., 1983.- 175 с.31 .Буачидзе, Т. Гегель и проблема философии. Тбилиси: Мецниереба, 1981 .159 с.
28. Бычко, И.В. В лабиринтах свободы. -М.: Политиздат, 1976.- 159 с.
29. Бэкон, Ф. Великое восстановление наук // Ф.Бэкон Сочинения: в 2-х т. М., - 1977.-Т.1.- С.57-63.
30. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук // Ф.Бэкон Сочинения: в 2-х т.-М.,- 1977.- Т.1. С.85-87.
31. Вайтухов, А.Г. Человек: сознание и воля возвращение к свободе //Вестн. Удмурт, ун-та. - 1994. - № 9. - С. 3-8.
32. Василев, Кирилл. Любовь: Пер. с болг. /К.Василев. М.: Прогресс, 1982. -384 с.
33. Вебер, М. Избранные произведения М.: Прогресс, 1990. - 499с.
34. Великие мыслители Востока /под ред. Яна П.Макгрила. М.: Крон.Пресс, 199.-667с.
35. Вернадский, В.И. Размышления натуралиста: Пространство и время в неживой и живой природе. М.: Наука, 1975.- 176с.
36. Вернадский, В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. -2-е изд. М.: Наука, 1987.- 338с.
37. Вивекананда, Свами. Философия йога: Перевод. /Свами Вивекананда. -Магнитогорск: Амрита, 1992. 512 с.
38. Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536с.
39. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Изд-во Педагогика-Пресс, 1996. - Т.1. - 487с., Т.2 - 504 е., Т.З, 1983 - 367 е., Т.6 - 1984. - 397 с.
40. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубл. трудов. М.: Изд-во Академия пед.наук, 1960. - 500с.
41. Гайденко, П.П. Философия свободы Николая Бердяева // Историко-философский ежегодник. 1995.-М., 1996.-С. 121-135.
42. Гарынцев, М. Проблема абсолютной свободы у Декарта // Логос. 1996. -№8.- С. 7-16.
43. Гегель, Г.В. Наука логики. Т. 1. М.: Мысль, 1970.- 504с.
44. Гегель, Г.В. Наука логики. Т. 2. Учение о сущности. М.: Мысль, 1971.-248с.
45. Гегель, Г.В. Сочинения. Т.З.Энциклопедия философских наук Ч.З. Философия духа. М.: Госполитиздат, 1956.-372с.
46. Гегель, Г.В. Философия права. М.: Мысль, 1990.-380с.
47. Гегель, Г.В. Работы разных лет. Т. 2 ./ Под ред. А.В.Гулыги. -М.: Мысль, 1973.- 630с.
48. Гегель, Г.В. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики М.: Мысль, 1974.-452с.
49. Гегель, Г.В. Эстетика. Т. 1. М.: Искусство, 1968.-312с.
50. Гегель, Г.В. Свободный дух // Г.В.Гегель Сочинения. М.: ТЗ, 1956. -С.291-292.
51. Гирвин, JI. Личность, теория и исследование / Л.Гирвин, О.Джон. М.: Аспект-Пресс, 1999. - 672с.
52. Горан, В.П. Проблема онтологического статуса случайности в философии Демокрита // История философии и современная идеологическая борьба. -Новосибирск, 1984.- С.106-126.
53. Горан, В.П. Необходимость и случайность в философии Демокрита. -Новосибирск: Наука, 1984. 208с.
54. Гоббс, Т. Сочинения: в 2 т. Т. 2. О естественном состоянии человеческого рода и его отношении к счастью и бедствиям людей. - М., 1991. - С.93 - 98.
55. Грецкий, М.Н. Марксистская философия в современной Франции /М.Н.Грецкий. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 183 с.
56. Грецкий, М.Н. Французский структурализм /М.Н.Грецкий. М.: Знание, 1971.-48 с.
57. Гулыга, А.В. Шеллинг. М.: Молодая гвардия, 1982.-317с.
58. Давидович, В.Е. Грани свободы. М.: Молодая гвардия, 1969.-224с.
59. Давыдов, Ю.Н. Труд и свобода / Ю.Н.Давыдов. М.: Высш. шк., 1962. - 132 с.
60. Давыдов, Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Пробл. нравст. философии /Ю.Н.Давыдов. М.: Мол. гвардия, 1982. - 287 с.
61. Декарт, Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различия между человеческой душой и телом // Р.Декарт. Сочинения: В 2 т. М., 1989. - Т. 2. - С.4-72.
62. Декарт, Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и объяснять истину в науках // Р.Декарт. Сочинения: в 2т. М., 1989. - Т.1. -С. 250-296.
63. Диалектика взаимодействия природы, общества и техники. Материалы научн.-теоретич.-конф. Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. ун-та, 1985. - 176с.
64. Древнеиндийская философия. Начальный период: 2-е изд. М.: Мысль, 1972.- 271с.
65. Дробницкий, О.Г. Понятие морали. М., 1974. - 388с.
66. Ерахтин, А.В. Философские проблемы этологии и зоопсихологии./А.Ерахин, А.Портнов М.: Мысль, 1984.- 64с.
67. Ермичев, А.А. Три свободы Н. Бердяева. М.: Знание, 1990. - 64с.
68. Ильенков, Э. В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984. - 320с.
69. Ильин, Е.Н. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. - 280с.
70. Камю, А. Бунтующий человек.: Философия, политика, искусство: М.: Политиздат, 1990. - 415с.
71. Кант, И. Сочинения: в 6 т. Т.6.- М.: Изд-во соц.-экон.лит.,1966.- 372 с.
72. Кант, И. Сочинения: в 6 т. Т.5 - М.: Изд-во соц.-экон.лит.,1966.- 157 с.
73. Картер, Д. Будущее свободы. / Д.Картер, Ш.Картер М.: Иностр. лит., 1963.- 302 с.78./Л.В.Крушинский. М.: Наука, 1991.-256 с.
74. Келасьев, В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 216 с.
75. Кёлер, В.Р. Человек разумный. М.: Мол. гвардия, 1964.-224 с.
76. Кендзюро, Яначида. Философия истории. М.:Прогресс, 1969.- 237 с.
77. Кон, И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.-383 с.
78. Корельский, В.М. Власть. Демократия. Перестройка /В.М.Корельский. М.: Мысль, 1990.-237 с.
79. Корнева, JT.C. Свобода и детерминизм. //Свобода и справедливость. -Ниж.Новгород: 1993. 142 с.
80. Крупская, Н.К. Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу»? //Антология педагогической мысли. М., 1983. - Т2. - С.399-402
81. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. Т.6. - М.:. Изд.-во Акад. Пед. наук, 1959.-463с.
82. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. Т.7. - М.: Изд.-во Акад. Пед. наук, 1959.-750с.
83. Крушинский, JI.B. Биологические основы рассудочной деятельности: Эвол. и физиол.-генет. аспекты поведения /Л.В.Крушинский. 2-е изд., испр. и доп. - М.: МГУ, 1986. - 270 с.
84. Крушинский, Л.В. Проблемы поведения животных: Избр. тр. /Л.В.Крушинский. М.: Наука, 1993. - 318 с.
85. Крушинский, Л.В. Эволюционно-генетические аспекты поведения: Избр. тр. В.В.Кудрявцев. Лекции по истории религии и свободомыслия. Минск: Тетрасистенс, 1997. - 255с.
86. Кузьмин, В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. -2-е изд. М.: Политиздат, 1986. - 399с.
87. Кузьмина, Е.И. Психология свободы. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1994. -195 с.
88. Кулебякин, Е.В. Антропоморфизм и генезис мышления.: К проблеме выделения человека из природы: Методол. аспекты Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1987.-180с.
89. Кулькин, A.M. Политические и социально-экономические истоки и процессы милитаризма и науки в США //Вопр. философии. 1986. - № 10. -С.115-117.
90. Кучинский, В.А. Личность, свобода, право. -М.: Юрид. лит., 1978.- 204 с.
91. Лапланш, Ж. Словарь по психоанализу: Пер. с фр. /Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. М.: Высш. шк., 1996. - 623 с.
92. Левада, Ю.А. Сознание и управление в общественных процессах //Вопр.философии. 1966. - № 5. - С.62-73.
93. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении: Перевод. /Л.Леви-Брюль. М.: Педагогика-пресс, 1994. - 602 с.
94. Левицкий, С.А. Сочинения: Т. 1: Трагедия свободы. М.: Канон, 1995. - 509 с.
95. Лейбниц, Г. Замечания к общей части Декартовых начал // Г.Лейбниц. Собр. Соч.: -М.: Мысль, 1984. ТЗ. - С. 165-218.
96. Лейбниц, Г. Монадология // Лейбниц Г. Собр. соч. М.: 1982.- Т.1. -С.413-429.
97. Лейбниц, Г. Первая часть опытов о справедливости бога, свободы и человека и начале зла // Г.Лейбниц. Собр. соч. М., 1984.- Т.4. - С. 130-193.
98. Ленин, В.И. Борьба за марксизм //Полн. собр. соч. Т. 23. - С. 411-414.
99. Ленин, В.И. Государство и революция //Полн. собр. соч. Т. 33. - 433 с.
100. Ленин, В.И. Доклад о субботниках на московской общегородской конференции РКП(б) 20 декабря 1919 г. //Полн. собр. соч. Т. 40. - С. 32-38.
101. Ленин, В.И. Нехорошо! //Полн. собр. соч. Т. 23. - С. 170-172.
102. Ленин, В.И. Развитие капитализма в России //Полн. собр. соч. Т. 3. -791 с.
103. Ленин, В.И. Речь по аграрному вопросу 14 (27) ноября 1917 года //Полн. собр. соч. Т. 35. - С. 94-95.
104. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
105. Леонтьев, А.Н. О системном анализе в психологии //Психол. журн. -1991.-Т. 12.-№4.-С. 117-120.
106. Лосев, А.Ф. Миф. Число. Сущность: Сборник. /А.Ф.Лосев. М.: Мысль, 1994. - 919 с.
107. Лукач, Дьердь. К онтологии общественного бытия: Пролегомены /Д.Лукач; Пер. с нем. И.Н.Буровой, М.А.Журинской. М.: Прогресс, 1991. -410 с.
108. Лукач, Дьердь. Своеобразие эстетического. В 4 т.: Пер. с нем. /Д.Лукач; Общ. ред. и послесловие К.М.Долгова. Т.2. М.: Прогресс, 1986. - 467 с.
109. Лурия, А.Р. Язык и сознание. / Под ред. Е.А.Хомской. 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 336с.
110. Локк, Д. Опыты о законе природы // Д.Локк. Сочинения. М., 1988. — Т. 3.-C.3-53.
111. Локк, Д. Опыты о человеческом разумении // Д.Локк. Сочинения. М., 1985. —Т. 1.-С. 3-53.
112. Лосский, Н.О. Мир как органическое целое // Н.О.Лосский Избранное. -М., 1991,- С.335-480.
113. Лосский, Н.О. Свобода воли // Там же с. 484 - 597.
114. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики. М.: Политиздат, 1991.-368с.
115. Лосский, Н.О. Учение о перевоплощении; Интуитивизм. М.: Прогресс, VIA, 1992.-208с.
116. Лурия, А.Р. Язык и сознание.// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. -М., 1979. С. 118-119.
117. Лутай, B.C. О разработке теории материалистической диалектики.// Философские науки. 1970.- №2.-С.30-36.
118. Майерс, Д. Социальная психология. СПб.: ПитерКом, 1998. - 688с.
119. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. М.: Педагогика, -1983; Т.1. - 1983. - 386с.; Т.2. -1983. - 512 е.; Т4 - 1984-400 е.; Т5 - 1985.336 е.; Т7. 1986. - 320 с. Или Т.1-2; 4-5; 7.
120. Макаров, М.Г. Категория "цель" в домарксистской философии. JL: Наука, 1974.-186с.
121. Максимов, A.M. Измерения свободы. Екатеринбург: Уральск, гос. ун-т, 1994.-151с.
122. Малинова, И.П. Философия права. Екатеринбург, 1995. - 128с.
123. Манешин, B.C. Марксизм-ленинизм о проблеме исторической необходимости и свободы и ее отражение в современной литературе //Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, Философия. - 1981. - №6. - С.3-17.
124. Маркс, К. Введение: (Из экономических рукописей 1857-1858 гг.) // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. - Т. 12. - С. 709-735.
125. Маркс, К. Дебаты о свободе печати // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. -Т.1.-С. 30-84.
126. Маркс, К. Денежный кризис в Европе: (Из истории денежного обращения) // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. - Т. 12. - С. 66-72.
127. Маркс, К. Капитал. Т. 1. - М.: Политиздат, 1983.- 907с.
128. Маркс, К. Капитал. Т. 3, ч. 2. // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. - 2-е изд. -Т.25.Ч. 2.-551с.
129. Маркс, К. Классовая борьба во Франции // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. - Т.43. - С. 5-110.
130. Маркс, К. Конспект книги Джеймса Миля «Критика политической экономии» // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. - Т.42. - 535 с.
131. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844г. // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. - Т.42. - С. 517 - 642.
132. Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1859 годов: (Первоначальный вариант «Капитала») // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. - Т.46., Ч. 1. -559 с.
133. Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1859 годов: (Первоначальный вариант «Капитала») // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. - Т.46.,Ч. 2. -618 с.
134. Маркс, К., Энгельс, Ф. Манифест Коммунистической партии //Соч. 2-е изд.-Т.4.-С. 419-459.
135. Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология //Соч. 2-е изд. - Т.З. - С.7 -544.
136. Маркс, К., Энгельс, Ф. Различие между натурфилософией Декарта и натурфилософией Эпикура // К.Маркс, Ф.Энгельс. Из ранних произведений. -М., 1956.- С.17-98.
137. Марксистско-ленинская теория исторического процесса: Исторический процесс: действительность, материальная основа действительности, первичное и вторичное /Под ред. Ю.К.Плетникова. М.: Наука, 1981.- 463с.
138. Материалистическая диалектика: В 5 Т., Т. 3. М., 1983. - 343 с.
139. Маслоу, А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 478с.
140. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1988. -412с.
141. Мейдер, В.А. К вопросу о понятии свободы // Актуальные вопросы социальной философии. Волгоград, 1995.- С.3-6.
142. Милль, Ф.О. О свободе // Страницы истории философской мысли: Антология. Ч. 2 -Владивосток, 1998. 4.2. - С.54-66.
143. Могилевская, Н.А. Понятие «свобода» и процесс удвоения личности // Философская антропология: Истоки, современное состояние и перспективы: Тез. VIII Ежегод. конф. каф. философии РАН. М., 1995. - С. 88-90.
144. Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. - 200с.
145. Невважай, И.Д. Свобода и знание / Сарат. гос. академия права. -Саратов, 1995.- 203с.
146. Николаева, JI.B. Общественное сознание и его структура: (Лекция)
147. Л.В.Николаева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 36 с.
148. Николаева, Л.В. Объективные и субъективные факторы социального прогресса и свободы /Л.В.Николаева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.- 259 с.
149. Николаева, Л.В. Свобода необходимый продукт исторического развития /Л.В.Николаева. - М.: Моск. ун-т, 1964. - 292 с.
150. Никольская, Н.Ю. Цельность человека как проблема // Человек -Философия Гуманизм: Тез. докл. и выступл. 1-го Рос. Филос. Конгр. (4-7 июня 1997 г.). - СПб., 1997. - Т. 7. - С. 307-308.
151. Новиков, К.А. Свобода воли и марксистский детерминизм М., 1981. -128с.
152. Новиков, К.А. Свобода воли и марксистский детерминизм /К.А.Новиков. -М.: Политиздат, 1981. 128 с.
153. Новикова, Л.И. Русская философия истории: Курс лекций /Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская . 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 399 с.
154. Новикова, Л.И., Сиземская И.Н. Антиномия личности и общества: (Антропософский опыт Н. Бердяева) // ОНС: Обществ, науки и современность. 1997. - № 1. - С. 153-159.
155. О свободе: Антология зап.-европ.клас. либеральной мысли /Рос. Акад. наук. Ин-т философии. М.: Наука, 1995. - 461с.
156. Ойзерман,Т.И. К характеристике трансцедентального идеализма И.Канта. Метафизика свободы //Вопр. философии. 1996. - № 6. - С. 66-77.
157. Ойзерман, Т.И. Марксистско-ленинское понимание свободы. М., 1967. -64с.
158. Омельяновский, М.Э. Диалектика в современной физике. М., 1973. -324с.
159. Павлов Т. К диалектическому единству дарвинизма и генетики: Лекция. -М.: Прогресс, 1970. 40с.
160. Павлов, И.П. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1949.-639с.
161. Парсонс, Т. Система современных обществ . М.: Аспект-Пресс, 1997. -270с.
162. Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе /Под ред.
163. B.Я.Пилиповского. М.: НИИТИИП, 1991. 94с.
164. Первин, Лоуренс А. Психология личности: Теория и исслед. /Лоуренс Первин, Оливер Джон; Пер. с англ. М.С.Жамкочьян; Под ред. В.С.Магуна. М.: Аспект Пресс, 2000. - 606 с.
165. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255с.
166. Плеханов, Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. М.: Политиздат, 1972.-335 с. (англ.яз.)
167. Платон. Тимей //Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1971.; Т.З, Ч. 1.-е. 457541.
168. Платон. Феаг//Платон. Диалоги. -М., 1986. С.66-78.
169. Плотников, В.И. Генезис труда, практики и творчества //Ленинская теория отражения: Творческий характер практики.- Свердловск, 1979.1. C.19-27.
170. Плотников, В.И. Социально-биологическая проблема: Материалы спецкурса. Свердловск: Уральск, гос. ун-т, 1975.- 191 с.
171. Поршнев, Б.Ф. О начале человеческой истории: (Проблемы палеопсихологии). М.: Мысль, 1974.- 487с.
172. Практика Познание - Мировоззрение /Под ред. А.И.Яценко. - Киев: Наук, думка, 1980. - 242с.
173. Пригожин, А.И. Социология организации. М., 1980. - 257с.
174. Пригожин, И. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках / Под ред. Ю.Л. Климантовича. М.: Наука, 1985. - 327с.
175. Пригожин, И. Порядок из хаоса / И.Пригожин , И.Стенгерс. М.: Мир, 1986.-432с.
176. Природа и дух: Мир философских проблем: Учеб.- науч. пособие в 2 кн. Под ред. В.Л.Обухова. СПб.: Изд-во СПб. аграр. ун-та, 1995. Кн.1.: Человек в мире и мир человека.-211с. [Кн.2]: Виды и формы освоения бытия.-179с.
177. Проблема человека в современной философии. М.:Наука, 1968.- 431 с.
178. Психология и этика делового общения./ Под ред. В.Н.Лавриненко.- М., 1997.-279 с.
179. Развитие общественных отношений зрелого социализма. Ч. 2. Казань, 1981.-119с.
180. Раппорт, А. Системный подход в психологии //Психол. журн. 1994. - Т 15,№3. -С. 3-16.
181. Расулов, М.Д. К вопросу о взаимодействии категории свободы и отчуждения // Развитие общественных отношений зрелого социализма. -Казань, 1981.
182. Роуз, Р. Свобода как фундаментальная ценность (По ранним социал. исслед. В Европе) // Междунар. журн. социал. наук. 1996. - Т. 4,№ 12. - С. 97-114.
183. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957.-328с.
184. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 е.; 1976. -416с.
185. Сабощук, А.П. Проблемы генезиса мышления//Проблемы развития познания / Под ред. А.И.Бабий. Кишинев, 1976. - С.27-50.
186. Самощенко, И.С. Сущность юридической ответственности в советском обществе /И.С.Самощенко, М.Х.Фарукшин. -М.: Знание, 1974. 44 с.
187. Сартр, Ж.П. Стена: Избр. произ. Сб. М.: Республика, 1992.- 479с.
188. Семенов, С.А. Производство и функции каменных орудий//Каменный век на территории СССР: (Материалы и исслед. по археол. СССР №166). -М.: Наука, 1970.-207с.
189. Сидоров, И.Н. Философия действия в США: от Эмерсона до Дьюи /И.Н.Самощенко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 143 с.
190. Системное исследование индивидуальности: (Тез. докладов Всесоюзной конф. 19-22 июня 1991 года) / Пермский гос. пед. инст-т. Пермь, 1991.-220с.
191. Смирнова, Л.Н. Свобода духа или свобода человека? //Социальная теория и современность. М., 1995. - Вып.22. - С. 216-228.
192. Советская социология: В 2 т.- М.: Наука, 1982.
193. Т. 1 Социологическая теория и социальная практика -287с.
194. Т.2. Динамика социальных процессов в СССР.- 256с.
195. Современная западная философия: Словарь. 2-е изд. - М.: Изд-во полит, лит., 1998. - 544с.
196. Солнцева, М.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграфсервис, 2000. -250с.
197. Соловейчик, С. Педагогика для всех. М.: Дет. лит., 1989. - 367с.
198. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - 542с.
199. Социология в России./ Под ред В.А.Ядова. М.: Изд-во ин-та социологии РАН, 1998.-696с.
200. Социология в СССР. Т. 2.- М.: Мысль, 1966. - 511с.
201. Спиноза, Б. Этика // Б.Спиноза. Избранные произведения. М, 1957. -T.l. - С.399 - 618.
202. Степанянц, М.Т. Восточная философия: Вводный курс: Избр. тексты. -М.: Вост. лит., 1997. 503с.
203. Степанянц, М.Т. Философские аспекты суфизма. М.: Наука, 1987. -192с.
204. Столяр, А.А. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985.-298с.
205. Сухомлинский, В.А. Книга о любви. М.: Молодая гвардия , 1983. -192с.
206. Сухомлинский, В.А. О воспитании. М.: Политиздат , 1985. - 270с.
207. Сюнь-Цзы. Трактат «О злой природе человека» //Древнекитайская философия. М., 1973. - Т.2. - С. 200-209.
208. Творения Блаженного Августина Епископа Иппонийского //Антология мировой философии. -М., 1969. Т.1, Ч.2.- С. 582-589.
209. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека . М.: Наука , 1985. - С.40-43.
210. Тосака, Дзюн. Японская идеология /Дзюн Тосака; Сокр. пер с яп. Л.Шахназаровой. М.: Прогресс, 1982. - 250 с.
211. Тульчинский, Г.Л. Российский потенциал свободы //Вопр. философии. -1997.-№3.-С. 16-30.
212. Уайтхед, А.Н. Процесс и реальность: Избр. работы по философии. М.: Прогресс, 1990.-716с.
213. Фарленд, Д.М. Поведение животных. М.: Мир, 1988. - 520с.
214. Феоктистов, В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-Цзы. М.: Наука, 1976. - 293с.
215. Философия эпохи ранних буржуазных революций /Под ред. Ойзерман Т.Н. -М.: Наука, 1983.-583с.
216. Философское сознание: драматизм обновления. М.: Политиздат, 1991. 412с.
217. Флоренский, П. А. Сочинения: В 2т. Т.1. Столп и утверждение истины - М.: Правда, 1990.- 490с.
218. Франк, С.Л. Свет во тьме. М.: Факториал, 1988. - 255с.
219. Французская философия сегодня: анализ немарксистских концепций / М.Грецкий, А.Автономова, Л.Филиппов и др. М.: Наука, 1989. - 264с.
220. Фрейд, 3. Психология бессознательного. -М.: Просвещение, 1989. -448с.
221. Фролов, И.Т. О причинности и целесообразности в живой природе. М.: Госполитиздат, 1961,- 184с.
222. Фролов, И.И. Философия глобальных проблем //Вопр. философии. -1980. -№ 2.-С. 29-44.
223. Фролов, И.И. Человек и человечество в условиях глобальных проблем //Вопр. философии. 1981. - № 9. - С. 32-48.
224. Фромм, Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995.-269с.
225. Фромм, Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1986. - 238с.
226. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: АСД, 1998. - 568с.
227. Фэн, Ю-лань. Краткая история китайской философии /Фэн Ю-лань; Пер. на рус. Р.В.Котенко; Научн. ред. Е.А.Торчинов. СПб.: Евразия, 1998. - 376 с.
228. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Academic, 1995. - 244с.
229. Хайнд, Р.А. Поведение животных: синтез этологии и сравнительной психологии. М.: Мир, 1975. - 855с.
230. Хайдеггер, М. Время и бытие: Ст. и выступления. М.: Республика, 1993. -445с.
231. Христианство: Энцикл. словарь. Т.2./ Под ред. С.С.Аверинцева. М.: БРЭ, 1995.-671с.
232. Шабанова, М.А. Свобода в условиях реформ: Динамика и метаморфоза ограничений //Свободная мысль. 1996. - № 4. - С. 62-72.
233. Шаповалов, В.П. Диалектика природной и социальной необходимости и феномен свободы //Диалектика взаимодействия природы, общества и техники: Материалы научн.-теор.конф.- Владивосток: Изд-во Дальневост. / ун-та, 1985.-С. 40-43.
234. Шаталов, В.Ф. Точка опоры : Организационные основы экспериментальных исследований. Минск, 1990. - 224с.
235. Шафф, А. Куда ведет дорога. // Философия истории: Антология: Учеб. пособие. -М., 1995. с.311-331.
236. Шелер, М. Философское мировоззрение // М.Шелер. Избранные произведения М.Д994. С. 4-11.
237. Шелер М. Положение человека в космосе // М.Шелер. Избранные произведения. М.: 1994.- С.129-193.
238. Шестопал, Е.Б. Личность и политика. М.: Мысль, 1988. - 203с.
239. Широмонова, М.Ю. Духовная свобода личности: Отчуждение и пути его преодоления //Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы: Тез. VIII Ежегод. конф. каф. философии РАН (6-7 февраля 1995 г.). -М.,1995. С.55-57.
240. Шмальгаузен, И.И. Факторы эволюции. М.: Наука, 1969. - 451с.
241. Шугуров, М.В. Свобода и отчуждение в пространстве культуры: (Опыт философского осмысления) //Человек, творчество, ценности. Саратов, 1995.-С. 33-38.
242. Энгельс, Ф. Крестьянская война в Германии // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.- 2-е изд. Т.7. - С.343-437.
243. Энгельс, Ф. Савойя и Ницца // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. - Т. 13.-С. 582-586.
244. Юнг, К.Г. Коллективное бессознательное: Фрагмент. /К.Г.Юнг //Хрестоматия по философии: Учеб. пособ./Сост. П.В.Алексеев, А.В.Панин.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарика, 1997. - С.300-303.
245. Юнг, К.Г. Психология бессознательного: Пер. с нем. /К.Г.Юнг. М.: ACT ЛТД, 1998.-400 с.
246. Ясперс, К. Всемирная история философии: Введение / К.Ясперс СПб.: Наука, 2000. - 272с.
247. The Advanced Learner's Dictionary of Currect English, by I.A.S.Hornby, E.V.Gatenby, H.Wakefield, СПИИП, Сепгилей: В 3 т. Ставрополь, 1992. -173р.; Т.1.-540с.
248. Eibl Eibesfeldt. Sutherlin Ch. Fear, Defence and Agression in Animal and Man // Fear and Defence. - Chur., 1990. - P. 393.
249. Eibl Eibesfeldt Irenaeus Grundriss der vergleichenden Verhaltensforschung. Ethologie . Muenchen - Zuerich,1987. -P. 376.
250. Wolfgand Yagodzinski und Markus Quandt: Wahlverhalten und Religion im Lichte der Individualisierungsthese. Anmercungen zu dem Beitrag von Schnell und Kohler //Koelner. Zeitschrift fuer Soziologie und Sozialpsichologie. 1997. - № 4. - P. 761-783.
251. Ortega у Gasset J. Obras competas.T II.- 1946. P. 19.