автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Конкретность свободы в философии Гегеля
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Нешатаев, Игорь Георгиевич
Введение.
Глава 1. Формирование понятия свободы в философии Гегеля.
§1.1. Развитие понятия свободы в системах Канта, Фихте и
Шеллинга как теоретические предпосылки философии свободы Гегеля.
§ 1.2. Понятие конкретности свободы в философской системе Гегеля.
Глава 2. Конкретные формы развития свободы.
§2.1. Свобода сознания.
§ 2.2 Свобода мышления в логике.
§ 2.3. Свобода духа и проблема духовной свободы.
§ 2.4. Свобода воли и право.
Глава 3. Реализация свободы в личности и культуре.
§ 3.1. Развитие идеи свободы личности в философии Гегеля.
§3.2. Гегелевская концепция куль^ры как реализация развития свободы мышления.
§3.3. Отражение философии свободы Гегеля в русской философии конца 19-го начала 20-го в.в.
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Нешатаев, Игорь Георгиевич
Актуальность исследования. На рубеже двух тысячелетий в политической жизни, как России, так и других стран мира, вопрос о понимании свободы является одним из центральных. Философское обоснование его сегодня также актуально, как во времена развития классической немецкой философии. Свобода как духовная ценность приобретает особую значимость для человеческого сообщества в связи с его стремлением к отстаиванию прав человека, в связи с пониманием различия интересов гражданского общества и государства как его определенной политической организации.
Понятие свободы, ее конкретные формы реализации и воплощения в политическую реальность актуализируется в нашей стране вместе с процессом становления и развития демократического государства, формированием новой системы ценностей. Аксиологический аспект свободы в России всегда имел особое значение. Осуществление на практике индивидуальных свобод, формирование политической свободы, религиозной толерантности, свободы мысли и волеизъявления важно как никогда для современного, российского государства в переходный период от тоталитарного режима к демократическому.
Исходя из того, что наиболее полно, фундаментально и системно понятие свободы было развито в философии Г.В.Ф. Гегеля, в настоящее время с высоты нового видения, новых потребностей общества целесообразно обратиться именно к его фундаментальному исследованию. Однако важно отметить, что Гегель не редуцирует тематику свободы к политико-экономическим, социально-психологическим й морально-юридическим аспектам, а выводит конкретные формы проявления свободы из строго философско-спекулятивного анализа ее сущности, из не обусловленного знания абсолютного самосознания. Более того, Гегель рассматривает определения свободы в абстрактном, негативном и положительном планах.
Негативное определение свободы наиболее устойчиво в обществе.
Человек пребывает среди всего сущего в целом, он присутствует в природе, истории, в отношении к ним, к миру, поэтому вынужден постоянно мыслить независимость своего бытия от чего бы го ни было. Понимание свободы как независимости составляет негативную свободу, а негативность всегда заключает в себе ограничение. Но осознание свободы даже в негативном отношении вовлекает в свою сферу всю основную проблематику, которая изначально была присуща философской мысли. В таком понимании свобода означает постоянное желание человека дать отпор теснящим и сковывающим человека силам, сбросить с себя мешающие оковы. В историческом плане мы постоянно встречаемся с такого рода опытом и, благодаря этому опыту, свобода в ее негативном понимании широко вовлекается в сферу сознания.
По сравнению с однозначным пониманием абстрактной свободы как произвола, или негативной - как независимости, положительное понятие свободы оказывается не однозначным, а имеет развитую конкретность своих определений и означает, по сути, самоопределение человека и мира. Она поэтому вступает в связь с категориями: необходимость, закон. Бог, конкретное единство природы и духа.
Таким образом, Гегель строго определенно связывает проблему свободы со всеми основными проблемами философии, дает логическое и историческое ее развитие. Развертывая конкретно-логическое определение свободы, он не экстраполирует, а раскрывает ее действие в социально-психологической, морально-правовой и политической сферах, что интересно и поучительно для современной действительности.
Степень разработанности проблемы. Немецкой классической философии посвящено немало исследований. Среди них монографии, коллективные работы, имеющие прямое и косвенное отношение к теме диссертации. В начале первого десятилетия двадцатого века в русской литературе проблематика свободы рассматривалась в трудах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, А.И. Введенского, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О.Лосского, B.C. Соловьева, П.А.Флоренского, С.Л.Франка.
Некоторые аспекты диссертационной темы в особо важных направлениях раскрываются выдающимися современными российскими авторами:
В.Ф. Асмусом, А.В. Ахутиным, М.М. Бахтиным. В.В. Бибихиным,
B.C. Библером, Е.П. Борзовой, Ю.М. Бородаем, Т.П. Гайденко, А.В. Гулыгой,
М.А. Кисселем, Е.С. Линьковым, А.Ф. Лосевым. М.К. Мамардашвили,
Н.В. Мотрошиловой, Ю.В. Перовым, К.А.Сергеевым, Я.А. Слининым,
Э.Ю. Соловьевым, Ю.Н. Солониным, С.Л. Черновым и другими.
Среди зарубежных исследователей, раскрывающих тему свободы, следует отметить М. Бубера, Э. Блоха, В.Виндельбанда, X. Гадамера, Э. Гуссерля, Ж . Делеза, Ж. Дерриды, Г. Зиммеля, Э. Кассирера, Я. Кэдзюро, X. Ортеги-и-Грассета, Ж.-П. Сартра, М. Фуко, М. Хайдеггера, Р. Штайнера.
Рассмотрение концепции свободы, связанной с ее конкретным развитием в философии Гегеля, имеет идейное и методологическое разнообразие в современной научной литературе. Со временем обогащается и усложняется текстологическая база исследования темы свободы, редуцируясь к политико-экономическим, социальным и морально-юридическим измерениям, тем самым она лишается своего истинного метафизического постижения и философского понимания. После того, как К. Маркс, в своих исследованиях сделал акцент на анализе социально-экономического и юридического аспекта понятия свободы, ее тематика прочно вошла в это, в какой-то степени, "одностороннее" русло. В такой историко-научной ситуации актуализируются новые подходы для освещения проблемы свободы в философии Гегеля, в ее исконных, космологическом, антропоцентрическом и аксиологическом планах. В настоящее время особенно ценным, является объективный историко-философский подход к анализу конкретности свободы в целостной философской системе Гегеля.
Привлечение и использование огромного материала первоисточников, широкого круга исследовательской литературы по немецкой классической философии позволяет осуществить концептуальный, метафизический анализ проблемы свободы в ее конкретности.
Методологическая основа диссертации. Методологическую основу исследования составили философские системы Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, И. Фихте и Ф.В.И. Шеллинга, в которых развивается понятие свободы. В диссертации применяется методология, исходящая из системного, целостного, философского и исторического анализа. Логически связанная теория свободы Гегеля, ее диалектико-логическое развитие обусловлено генезисом в предшествующих системах немецкого идеализма. Историческая ретроспектива научного анализа развития понятия свободы способствует глубокому пониманию происхождения логических форм становления итого понятия.
Методология диссертации базируется на понятии свободы как развивающемся мировоззренческом феномене, явлении, имеющем всеобщие формы и необходимые составляющие. В философии Гегеля свобода приобрела свою самобытную и своеобразную триадическую и диалектическую конкретизацию, превратилась в универсальную ценность мировой философской, политической и правовой мысли.
Свобода как общечеловеческий феномен, как необходимое свойство и проявление мышления человека раскрывается через логические определения посредством диалектического и триадического методов, сущность которых проясняется через само освещение свободы мышления. Начиная с такой существенной гносеологической трактовки понятия свободы, Гегель безусловно дает космологическое понятие свободы и увязывает при этом ее с понятием всеобщей необходимости, закона и Бога.
В конкретных формах реализации, всеобщее понятие свободы предстает как правовое определение свободы, как свобода личности, как свобода духа. Гегель, раскрывая все эти определения, применял свой метод-схему круг триадических кругов. Методология исследования имеет целью не утерять в своем анализе сам метод Гегеля, а воспроизвести его в ходе исследования. И эта одна из труднейших задач современной методологии.
В качестве методологии использовались также новейшие формы контекстуального анализа немецкой классической философии, получившие свое воплощение в работах С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, М.Фуко.
Цель исследования. Целью диссертационной работы является целостный анализ понятия свободы в философии Гегеля, а также необходимость представить многообразные формы ее конкретности в тотальности ее определений, выделить гносеологическое и космологическое измерение свободы, феноменологию свободы.
Главные задачи исследования диктуются общей целью и состоят в следующем:
- изучение истоков в немецкой классической философии становления гегелевского понятия свободы;
- комплексное исследование феномена свободы в системе Гегеля;
- анализ логического и космологического понятия свободы в философии
Гегеля;
- раскрытие конкретных форм проявления идеи свободы;
- изучение аксиологического, космологического, гуманистического, антропоцентрического аспектов свободы в философии Гегеля.
Научная новизна исследования:
Предпринято рассмотрение выстроенной системы философии Гегеля через призму раскрытия проблемы свободы. Основа новых положений диссертации заключается в воссоздании учения Гегеля о свободе, ее системно -диалектическом обосновании. На основе анализа генезиса понятия свободы осуществленного И. Кантом, И. Фихте и Ф. Шеллингом в диссертации исследована проблема свободы.
Рассматриваемая Кантом свобода в метафизическом понимании как способность самоначинания и самопричинности, а в практическом отношении -как самоограничение в законе, является основой для философии свободы Фихте, который видит ее в фактическом осуществлении. В результате этого у Фихте реализуется достоинство и назначение человека. Шеллинг доводит понимание свободы до абсолютного самосознания, а Гегель, включая все эти определения, доводит понятие свободы до понимания абсолютного самоопределения объективной идеи.
На основе скрупулезного текстологического исследования в диссертации проведен целостный концептуальный историко-философский анализ становления и развития конкретности понятия свободы в системе Гегеля, раскрываются многообразные аспекты ее феномена:
- изучена философская база вызревания целостного развивающегося понятия свободы в философии Гегеля:
- установлена преемственность в раскрытии понятия свободы в истории философии;
- раскрыта сущность гегелевского понятия свободы, тотальность его определений;
- освещены в совокупности многообразные аспекты гегелевского понимания свободы: космологический (как конкретное единство универсумов: природы и духа), гносеологический (как свобода мышления), аксиологический (свобода как духовная ценность), гуманистический (свобода личности как конкретное единство единичного и всеобщего), морально-правовой (право как реализация свободной воли человека).
На защиту выносятся следующие положения, обладающие научной новизной и подтверждающие основные выводы диссертации:
1. В немецкой классической философии в целом осуществлялась преемственность в развитии понятия свободы, идеализм Канта, Фихте и Шеллинга явился базой для всестороннего раскрытия Гегелем тотальности определений свободы.
2. Диалектический и триадический характер развития свободы в философии Гегеля позволил воссоздать в мышлении развивающуюся сущность процесса свободы в природе и духе.
3. Свобода мышления представляется Гегелем как диалектико-триадическое самоопределение понятия через систему суждений.
4. Свобода в космологическом плане совпадает с всеобщей необходимостью, является самоопределением всеобщности идеи и осуществляется в конкретном единстве природного и духовного универсумов.
5. Свобода духа проявляется как самоопределение всеобщности идеи в конкретных формах единства субъективного и объективного духа.
6. Свобода личности, в результате становления конкретного единства единичного и всеобщего, является основой процесса культуры.
7. Право формируется как осуществление в конкретной форме свободной воли.
Хронологические и тематические рамки исследования. Основное содержание работы проистекает из историко-философского анализа всего периода развития классической немецкой философии. Однако это не исключает при выяснении проблематики свободы обращения к текстам античной, средневековой и философии Нового времени, а также к трудам таких русских мыслителей как Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Соловьев, Н. Федоров, К.Циолковский, Н. Чижевский, П. Флоренский.
Практическая ценность работы. Материал диссертации, разработанные в ней методологические подходы и полученные результаты позволяют углубить и дополнить понимание специфики историко-философского процесса, а также исторического сознания, социального познания и всей философско-антропологической проблематики вплоть до настоящего времени.
Материалы диссертации могут быть использованы в общих курсах по истории философии и науки, они могут способствовать формированию культурологической и политологической тематики, имеющей в наше время ярко выраженное нравственное и экологическое измерение.
Содержание и результаты диссертации могут быть использованы в спецкурсах, учебниках и методических пособиях по историко-философским, культурологическим, философско-правовым и политологическим лекционным разделам соответствующей тематики.
Апробация работы. Автором в 1999-2000 г.г. осуществлены 4
10 публикации по теме диссертации. По материалам диссертации были представлены доклады на 10-й юбилейной научно-технической конференции Мурманского государственного технического университета в апреле 1999 года и 11 -й научно-технической конференции МГТУ в апреле 2000 года.
Диссертация обсуждена на кафедре философии Мурманского государственного технического университета.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Конкретность свободы в философии Гегеля"
Заключение
В заключении исследования отметим, что проблема свободы ставится Гегелем как возможность познания человеческим разумом сущности самого себя и мира. Она решается в его философии через раскрытие развития всеобщего в его особенных и конкретных формах, становясь конкретно-всеобщим понятием. При этом понятие свободы всеобщего в своей диалектике развития оказывается всеобщей диалектикой, отражающей сущность мира, его развивающееся единство и целостность.
Она, вытекая из объективного исследования гегелевской диалектики свободы, полагает в качестве субстанции мира не развивающуюся идею, а развивающееся свободное отношение природного и духовного, мышления и бытия, то есть процесс развития этого отношения. Всеобщая диалектика обосновывает взгляд на человека как на высшую форму развития материально-духовного мира, имеющего своей природой свободный разум и в снятом виде содержащего в себе все другие формы его развития. Человек - это такой уровень развития мира, в котором определяется цель развития природы.
У человека и Вселенной есть общее, которое связывает их единое целое - всеобщий закон, свойственный им обоим, но существующий в разных формах. Для вселенной это - саморазвитие, для человека -самосознание. И то, и другое является свободой. Внутренняя связь и целостность Вселенной осуществляется единством, гармонией, тотальностью. Внутренний мир человека обеспечивает моральный закон, ориентация на духовные ценности. Единство во Вселенной и нравственный закон в человеке есть то невидимое всеобщее, духовное, идеальное в материальном, которое объединяет и роднит мир и человека. Человек становится сознательно нравственным, абсолютно свободным, когда он осознает этот внутренний закон мира и осознает его действие внутри себя. В этом процессе он приходит к самосознанию, так как у них одна сущность. Осознавая закон единства как свою собственную сущность, человек встает на путь единства с самим собой, с обществом и миром, он встает на путь добра, которое дает чувство самоудовлетворения. Так как происходит осуществление своего назначения в мире. В этом пункте проясняется антропоцентрический и гуманистический аспекты свободы. Но смысл мира - не в космизации морали и не в этизации космоса, а в развитии. В высшей форме своего развития -человеке - мир обретает форму самопознания. Человек познает мир как внешний, так и свой собственный в форме мышления, воспроизводя при этом Мировой Разум. В этом пункте точка зрения Гегеля отличается от Канта. Кант видит общее для человека и Вселенной в моральном законе, но он не считает его сущностью вселенной, ибо она для него "вещь в себе", трансцендентное, непознаваемое.
Гегель, напротив, в познании мира человеком видит сущность самого мира. Их объединяет идея как единство мышления и бытия. Указанное единство Гегель считает развивающимся через самосознание человека и в нем видит самопознание мира. Познание мира в форме человеческого разума -познание миром своей сущности. Всеобщее осуществляет через форму единичного сознания, а единичное в процессе познания поднимается на уровень всеобщего. Гегель утверждает, что тем самым "вещь в себе" становится "вещью для себя". Поэтому в форме человека мир самоосуществляется, самопознается, самоосознается. В этом отношении он сам в себе и для себя свободен.
Такое самосознание есть смысл развития мира. Так как все природные существа жестко определены законом природы, у них нет свободы. У человека тоже нет внешней свободы: как единичное он зависим от всеобщего, так как связан с ним опосредованно, через проявление, форму. Но у человека есть внутренняя свобода. Она в самоопределении, в свободе выбора: между добром и злом, жизнью и смертью, духовным самосовершенствованием или деградацией, духовными ценностями и материальными. И этот выбор зависит от самопознания. Лишь в самом познании человек бесконечно свободен и развивает мир, и мир развивается в нем, в его мышлении.
Поскольку сущность человека в самопознании. Он через осознанность должен прийти к единству с природой. В этом смысл его истории.
Необходимость слепа, пока не постигается в понятии. Человек, в отличие от других биологических существ, не осознающих единства с природой, а находящихся с ней в тождестве, будучи существом сознательным, по своему природному закону должен стремиться к осознанию этого единства.
Всеобщая диалектика показывает, что мир с необходимостью развивается, поэтому его развитие не может прерваться вовсе. Будучи по своей диалектической сути единством непрерывности и прерывности, в последней оно меняет внешнюю форму. Не являясь поступательным движение, оно одновременно представляет и эволюцию, и эманацию, и цикличность (в качестве вечного возвращения). Возвращение происходит на тот же "круг", но качественно новый. Развитие идет через осуществление конкретного единства прогресса и деградации, в котором различие нравственного и безнравственного становится очевидным и человек осознанно может найти единство между собой, обществом и природой. В настоящее время отживающая внешняя форма противоречия в них свидетельствует только о том, что силы уходят на созревание и рождение "нового". За увяданием обязательно будет расцвет, и "ночь" очищает природу для "светлого дня". Поэтому разум человечества в нынешнем кризисе осознанно ищет новые формы дальнейшего развития в единстве с миром.
Всеобщая диалектика раскрывает тайны Разума: он самоосуществляется во всемирном законе единства противоположностей и благодаря его постижению мышлением в развитии открывается человеку как истина, а сама всеобщая диалектика становится свободной истиной мира, показывающей общность закономерностей всех уровней его материальной и духовной организации. Она требует "переоткрыть", по-новому осмыслить все то, что составляет сокровищницу исторического опыта, накопленного человечеством в своем духовном развитии. Это позволит по-иному взглянуть на человека, слишком "материализованного" и технизированного, увидеть в нем его духовную природу.
Анализ свободы в гегелевской философии как центральной проблемы во
100 всей философии, ее понятия, ее развития, логики ее постижения и конкретных форм ее проявления показывает, что гегелевская диалектика указывает путь к диалектике свободной.
Список научной литературыНешатаев, Игорь Георгиевич, диссертация по теме "История философии"
1. Абдильдин Ж.Т. Гегель о конкретности понятия // Вопросы философии. -1970. № 8. С.35-43.
2. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988. -288с.
3. Акулинин В.Н. Философия всеединства. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1990. - 158с.
4. Амелин В.Н. Предмет гегелевской историко-философской концепции // Вопросы философии. 1971. - № ю - С.21-29.
5. Диалектика общественного развития. Теоретические и методологические проблемы. М., 1979. - С. 56-66.
6. Антология мировой философии. В 4 т. М.: Мысль, 1969 - 1972.
7. Антонов М. Время устраивать дом // Москва, 1989. № 3. - С. 157-162.
8. Антонов Г.В. От формальной логики к диалектике (вопросы теории суждения). -М.; Наука, 1971. 238с.
9. Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1976 - 1983.
10. Асмус В.Ф. Учение Гегеля о правах и пределах формального мышления // Вопросы философии. 1970. - № 8. - С. 25-34.
11. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии Гегеля. Науч. докл. высш. шк. // Философские науки. М., 1970. - № 5. -С.92- 101.
12. Бакрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля. Тбилиси: Мецниереба, 1958. - 465с.
13. Бакрадзе К.С. Проблемы диалектики в немецком идеализме. Тбилиси: Мецниереба, 1971. - 301с.
14. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства.- М.: Искусство, 1994. Т. 1. - С.71.
15. Бердяев Н.А. Самопознание. Л.; Лениздат, 1991.- 398с,
16. Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества М.".Правда, 1989. -607с.
17. Блюм P.JI. Поиски путей к свободе: Проблемы революции в немарксистской общественной мысли XIX в. Таллин: Ээсти раамат, 1985. -240с.
18. Богат Е. Ничто человеческое. М.: Политиздат, 1985. - 430с.
19. Богомолов А.С. Гегель и наше время // Вестн. Моск. ун-та. Сер.№7 -Философия. -1970. № 4. - С.З- 14.
20. Богомолов А.С. "Наука логики" Гегеля и современные проблемы диалектики // Вопросы философии. 1981. - № 2 - С. 107-119.
21. Богомолов А.С. Проблемы абстрактного и конкретного: от Канта к Гегелю // Вопросы философии. 1982. - № 7.
22. Богомолов А.С. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX веков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. - 376с.
23. БрчидзеТ.А. Гегель о сущности философии. Тбилиси: Мецниереба, 1981,- 159с.
24. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь: В 12 т. — М.: Научное изд-во Большая российская энциклопедия, 1993. Т.З.- С. 702.
25. Бур М. Проблематика "тождества" в философии от Канта до Гегеля II Философские науки. М., 1980. -№3. - С. 140-146.
26. Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума. М.: Прогресс, 1978. - 327с.
27. Быкова М.Ф. Понимание мышления в "Философии духа" Гегеля // Вопросы философии. 1986. - № 4,- С. 117-127.
28. Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М.: Наука, 1990. - 124с.
29. Васильев В.А. К проблеме тождества мышления и бытия // Материалистическая диалектика как логика. Алма-Ата, 1979. -С. 147-154.
30. Варич В.Е. Диалектика единичного и всеобщего в "Феноменологии духа" Гегеля. Автореф. канд.дисс. Минск, 1988. - 18с.
31. Ваулина О.В. Диалектика "единичного", "особенного" и "всеобщего" в марксистско-ленинской методологии. Автореф.канд. дисс. Киев, 1985. -16с.32