автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Проблема героя в современной Башкирской прозе для детей

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Булякова, Гадиля Мударисовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Проблема героя в современной Башкирской прозе для детей'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема героя в современной Башкирской прозе для детей"

МИНИСТЕРСТВО висшш И СРЦДНИГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР БАНКИРСКИЙ ГСаУЩРСГГБЕЮТЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. 40-ЛИТИЯ ОКТЯБРЯ

ВУЛЯКОВА Гадшш Мудариоовна

ПРОШИЛА ГЕРОЯ 0 СОВРШЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ ДНЯ ДЕТЕЙ

10.01.03 - Литература народов СССР (Балтирокая литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на ооиоханяе ученой отвпанн кандидата филологтеоких наук

На правах рукописи У,ЦК.894.343!82-93

Уфа - 1990

Работа выполнена в отделе литературы Института историк, языка а литературы Башкирского научного центра Уральского отделения АН ССОР

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Г.Б.ХУСАИНОВ.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук Г.З.РАМАЗАЮВ,

кандидат филологических наук, доцент АД.ВШЕЬДАШВ.

Ведущее учреждение - Стерлитсмакский государственный шдагогичаокий институт.

Защита состоится 1990 Г.

в /О—^чаоов на заседании специализированного совета К 063.13.01 по приоуадакию ученой степени кандидата филологических наук при Башкирском государственном университете имени 40-летия Октября

. (460074, г.Уфа, ул.^рунзе, 32).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Башкирского государственного университета

Автореферат разослан г.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор филологических наук, доцент М.Б.ЗАЙНШЩ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТН

Датокая литература как неотъемлемая чао»* Воай ооввтокой литератур« являетая кудоявотвешшм оредотвом идеЯно-иравотвви-иого воопнтания подраотаящего поколения, опоооботвущим формировании у детей лучших взглядов я качеатв» Выдвигаемые впохой переотройки задачи в одинаковой мере откосятся и к башкирской двтокой литературе, которая за вой овои яоторип ра»вйтяя варе-комаадовала овбл как самостоятельная офвра духовной имени народа. Многие талантливые представители национальной интеллигента поовятили себя таорчеотву для детэЯ, я продевав которого вырабатывайся новые приемы изображения героев, уоваиваетоя опыт братских литератур, в том чяог/э Я руоокой,

Вашкирокив детские писатели ооздали большое количество высокохудожественных произведений, проникнутых оптимизмом, нравственностью, Эти произведения служат воопитаюйо подрастающего поколения в духе гразданатвениоота, выработке у иных читателе! чувства прекрасного.

Однако, несмотря на очевидные успехи башкирской двтокой литературы, иоолэдовагав оЭ проблей до сих пор ив ооответотвувт уровню развития самой литературы, г,в, теория веаьма ощутимо отстает от творческой парктики. Немало ей проблем еще ждут обстоятельного рассмотрения и оовещения.

^стузд^цоот^.л, отопедь,, изщШД!'! .ТО.О^Дещ. Башшрокая литературно-хуцожеотвэнная критика и литературоведение в известной мере затрагивают задачи, связанные с проблемой воплощения в литературе образа юного героя. Есть немало газетных и журнальных отатей, в которых наряду о другими рассматривается эта проблема*. К вопросу состояния разработки образов детей «освящены • и отдельные страницы пока единственного в башкирском литерату-

1 Вахитов А. Радость нашего дома//Яет.лит.-1979,-Й 4{ Шул ук. Уд -тауышы, уз йедо/./Агидея.- 197Э.-Й 8; Булеков Д, ЯуашашД ат)та//Агизол.-1903,-№ 8} Шул ук, Балалар елдыкдаты бурыоыбы?.-Лгиэал.-198б.-№ 8; Кунафян Р. Оло бэр якты дот.я//Валалар 9?э-бивте антологияЬы: Берепое китап,-0фе,1986.-З-Э-са бит', Эхмвт-йенова 3. ТаКир есен китап//Аги?ел1986.-й 7; И^елбаев М. Бала йэрэгенэ ки//АгидеЛ,-19б7.-й I) Ь.б.

роведвнии конографичаокого труда о детской литературе .

Отмечая актуальность и повптквное значение этих работ, следует подчеркнуть, что в болышшотве своем они нооят обзорный характер, проблема героя рассматривается лишь в связи о решением болэо общих проблем, связанных о возникновением и развитием литературных канров, идвййо-худажеогвьняым своеобразиям и взаимосвязями литературы. В диосертации учитываются все эта моменты и впервые предпринимается попытка многосторонним анализа проблемы героя в башкирской детской литературе. .

Цель и зафщ щаслехавщш, Б башкирокой литературе образы, юных героев наши наиболее яркое к раэаоотороняее выражение преаде всего в "малой" прозе. Поэтому в диссертации выдвигаются ' задачи, свяэанныэ с разработкой проблемы героя в первую очередь на материале рассказов и повестей последних лет.' В связи о атям сформировались такие аопектк исследования, как положительный •герой и творческий метод башкирской детской литературы; принцип иоториэма в изобраяешл героя эпохи} принципы и приемы раскрытия характера юного героя. Наряду о зткм в диосертации предпринимается попытка подытожить положительный опыт и некоторые недостатки, наблюдаемые у писателей в процессе их творческого поиска,

Научндя новцрца падоддовачид. В диссертации впервые специально анализируются проблемы башкирской литературы для детей, конкретно рассматриваются вопросы воплощения героя в национальной детской проза. Причем диссертант акцентирует свое внимание на принципах создания писателями реадиотичеокого образа героя, его историчности.

Новым являетоя и то, что материал, использованный в диссертации,, анализируется и вводятся в научный оборот впервые.

Ызтодологу^скоА основой диооертации являются труды ялао-оинов марксизма-ленинизма & литературе и искусстве, об историческом развития общества, специальные иооледования по проблеме героя в русской и современной советской литературе,

" * Сафуанов С. Бан&орт Салалар йдвбиэтенеч у?еш проблемалары.-9фв, 1988.-216 б.

изучение

проблемы положительного героя в двтокой проза в различных аспектах, воаотсроянвв оовещэниэ образа положительного героя как важного идайво-эотвтичвокого фактора в воспитания дотай приобретает оообуо роль. Практическое значение исследования при атом заключается в том, что кайлюдения и вывода диссертации могут быть использованы я научных исследованиях, в лекционных кураах и на оеминареютх занятиях в лнотах, орадних опепшлпи-ровангшх педагогических учэбных заведениях, в о оставлении тории башкирской литература".

Алпобашя райотр. Диссертация обсуждалась на заоаданиях отдела литература Института историй, языка я литература Башкирского научного центра Уральского отделения АН СССР, иа$едри башкирской литературы Банкирского государственного укпвероитэ-та, Отдельные положения диоовртедии изложен« о статьях, опубликованных в научных оборняках, в республикантсих периодических изданиях. Теаиоы докладов били доложены на конференциях молодых ученых республики, Научяцх овмияарах инотитула.

Структура работа. Диооерташи ооотоя? из взедакм, трех глав, заключения и опиока иояольвованной литература по теме наследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность, теоретическая и практическая значимость, научная новизна разрабатываемой темь-, даетоя историография вопроса, определяются цели и задачи, а также методы и приемы исследования»

Как известно, на характер и кизяаште устремления детой большое влияние оказывают повоедневная обстановка, окружающая среда, обстоятельотва, которые формируют детоКоэ сознание, определяют черти характера. И любое качественное изменение образа юного гарая является результатом тех или тш истори- . чеоких условий» Поэтому расе:.атривать героев мы должны в конкретной исторической эпохе, т.е. "в овязй о тем историческим "потоком", который их, по выражению ЭнгвЛса, "несет". Вне

такого исторического додхода ш не мажем постигнуть их объективной оути" (Г,Абрамович), И в целях более разностороннего обозрения приемов создания образа героя в башкирской прозе для дотай диооертация била подразделена на главы по идейна-тематическому принципу, что, по нашему ».пшют, позволяет рассматривать образы юных героев национальной литературы именно конкратно-иоторичэоки. Произведения современной башкирской детской прозы условно можно сгруппировать вокруг трех основных в ярко выраженных тематических направлений: историческая и историко-революционная, военно-патриотическая, современная (социально-бытовая) , - которые и составляли отдельные главы диссертации,

^ первой рлаяд - "Проблема героя в произведениях на историческую и историко-революционную теми" - исследуются принципы воссоздания датских характеров в прозе о Великой Октябрьской революции, о гражданской войне, в произведениях о давно минувшей действительности,

Начиная с середины 70-х годов, в башкирской советской прозе появилось немало произведений на историческую тему (романы "Кинэя" (I, П книги) Г.Ибрагимова, "Крыло беркута" К.Мэргена, "Соурова шкатулка", "Звон домбры" А.Хакимова, "Вечный лес" (I, П книги) Н.Мусина, "Северные амуры" (I, П книги) Я.Хамыатова, "Карасакал", "В ожидании светопредставления" Б.Рафикова, документально-исторические повести "Кисса Алдар-батыра", "Рудознатец Исмагиль",' "Фельдмаршал Пугачева" Г.Ху-оаинова и др.). Активность исторической прозы в башкирской ли-• зратуре ив могла не отразитьоя и ¡¡а детскбп литературе. В конца 70-х и в 50-е годы чаще стали появляться объёмные произведения исторической тематики, в которых отрачсалось далекое прошлое народа (повести "Затерянные следы" К.Мэргена, "Большая дорога", "Завг'чщше прадедов" У.Сирбаева, "Меч атамана", "Соседи" Р.Низамова и др.).

В повести "Меч атамана" Рашпта Низаиова изображается участие башкирского народа в Гпестьянокой войне 1773-1775 годов под предводительством Е.Пугачева. В произведении наряду с такими историческими личностями, как Салават Юлаев, Кинзе Арсла-

г,

— I —

нов, йлельян Пугачев, тшме активно действуют и созданные творческой фантазией писателя герои. Примечательная особенность повести, которая привлекает внимание читателей, заключается в том, что в ней впервые иэ только в башкирской, но и советской детской литературе изображается активное участие в иоторачосних событиях Крестьянской войны иэ только взрослых, но и детей и подростков. Это выракаэтея в том, что в центральных событиях произведения нередко участвует и подросток Батырьян, который сражался в одном из отрядов СЛСааева в качества разводчика, Образ этого тринадцатилетнего подростка раскрывается в грудных и критических оитуациях Креотьянской войны - в кровопролитных сражениях с войсками царской армии, в продолжительных Я тяжелых походах. Приемы изображения иного героя в повести самые разнообразные. Даже имя герою дано со значением - Батырьян, что в переводе на русский язнк означает "храбрая душ" или "герой". Другой удачный прием изображения героя, применяемый автором, это описание портрета, Обычно "рисуя внешний облик участвующих лиц, писатель стремится ввести читателей во внутренний мир лиц, раокрыть те или иные черты их... По вместе о.тем каждый писатель использует это сродство изображения человека, как и вое другие средства, разрешая определенные идейно-художественные задачи" (Г.Абрамович). Любопытен в этом отношении и портрет юного героя Р.Ни-замова. В описании портрета Батырьяна пиоатель показывает, о одной стороны, наиболее яркие внешние черты своего героя: "широкое лицо, узкие глаза, толстые губы" и т.д. С другой стороны, это не только внешний портрет Батырьяна, но и типические черты строения лица многих башкир. А "полотняные сорочки, штанн", "кожаные чарыки" помогают представить героя в национальной одежде и обуви, которые обычно носили в прошлом молодые люди из бед-, ного простонародья. Словом, в своем герое- Р. Ни замов показывает основные типические черты и психологические особенности башкирского народа того времени. В повести типизация достигается и благодаря языку действующих лиц, так как "язык отдельных персонажей характеризует особенности речи многих людей такого социального облика, такой культуры, такого склада ума" (К.Лхмедья-нов). А язык персонажей отличается своеобразным строем речи башкир, специфическим лексическим составом, употребляемым в середине ХУШ века. Так, в лексиконе Батырьяна и других действующих лиц из его окружения часто встречаются архаизмы: "гали йэнэптэ-

ре" {Ваше превосходительство), "хорриет" (авобода), "халайык" (народ), "угил" (сын), "шйлек" (разведчик), "багауыл" Сдо-зор) и многие другие, которые способствуют передаче ооотват-отБуюгцего исторического и национально-разговорного колорита.

Создавая в своей исторической повести "Меч атамана" алвыэ, достоверные образы как взрослых, так и дете.., яркие картины действительности того времени, автор утверждает мысль, что революционные традиции народа ковалкоь в его борьбе за свою не-завиож.юсгь.

Революционная тематика, начатая в банкирской литературе .произведением "Маленький Кутутп" '1919) одного из ооновополоя-ников башкирокой соечтской литературы Даута Еитыя, в дальнейшем нашла свое отражение в творчестве таких писателей, как А.Каркай-, С.Агиш, Х.Дявлетпгана, Х.Иухтар, Б.БккбоД и др. Маленький Кутуш, продолживший после ссылки отца в Сибирь его революционную деятельность, стал однш из первых в банкирской детской литературе образов героического характера. Этта, видимо, объясняется его довольно сильное влияние на все дальнейшее развитие детской прозы. Например, крупная, многоплановая, со сломил сюжетом повесГь "Перед бурой" Х.Мухтара явилась непосредственным продолжением традиций Д.Юлгыя. В повести подробно, психологически обоснованно изображается, как башкирским мальчик по имени Салих с малых лет работает на табачной фабрике и о помощью передовых рабочих постепенно втягивается в революционное дело.

В последние годы историко-революционная тема разрабатывается з основном в жанро повести. Более полно, многогранно, главное - более глубоко отражена героика революции и гражданской войны в повестях "Пероправа", "Где вы, катьчиикк питерские?", "Ночной обоз" Ф.Исянгулова, "Затерянные следы" К.Мэрге-ка, "Красный партизан", "Охватка", "Весенняя распутица" Р.Габ-драхманова, "Сестра комиссара", "Латное испытание", "Подсяед-ник -.весны предвестник" В.Исхакова, "Разведчики" Рашита Низа-ыова.

и

В своих историко-революционных произведениях башкирские писатели стремятся показать процесс воспитания нового человека с.новой психологией, привитие ему определенных качеств, морально-этических норм, четких нкровоззренческих принципов, В этом отношении поучительны повести и рассказы Ф.йсянгулоьа, К.Мэрге-

- Э -

на, Р.Габдрахманова, У.Сирбаава, Ракита Ниэамова и др.

В повести "Переправа" З.'Лоянгулов показывает исторические события граддакокой войны и последовательно прослеживает отражение этих событий в оудьбах и поступках дотай. Герои "Переправы" - подростки-одногодки Иарлф, Гиндуш и Газизабану - в мору своих сил я возможностей участвуют а исторических событиях своего края, чужая? л крепнут в этой борьбе, Писатель создает характеры этих подростков, наделенных индивидуальными чертами, привычками, манерами и в то же время отражающих типичеокие черты, свойственные двтш тех героических лет.

События в произведет«: излагается от тени главного героя, т.е. от первого лица. Такое обращение к фигура героя-раосказчи-ка дало писатели возможность проникнуть еглубь психологии подростка, возможность оамораскрытия характера юного героя.

Богатство и разнообразие художественных средотв (пейзаюша картины, портрет, речь, мышление героев а т.д.) позволили автору убедительно раскрыть внутренний шр своих героев.

Жизнь и поступки юных героев в повести неразрывно связаны с кпзныо и действиями взрослых, о событиями, происходящими в стране. Шариф, Газизабану и их друзья на герои-одиночки, а обыкновенные рядовые подростки, оовериаэдие свои первые подвиги под влиянием старших товарищей, '

В повести наряду с подростками на передний план выведен и образ комиссара Гумароза, представителя старшего поколения большевиков., у которого учатся дети. Красныгг комиссар становится искренним другом, наставником ребятишек, вызывает к себе их любовь и уважение. Этим автор подчеркнул роль коммуниста в формировании характера молодого поколения борцов за новун жи„-пь.

Писатель правдиво повествует о жизни детой в тяжелые дни гражданской войны, убедительно раскрывает внутрен"ий мир своих героев, делает их близкими и понятными читатели. Как рте было отмечено, юяые герои повести "Брод" поступают в соответствии о их подлинными возможностями, т.е. они действуют в меру своей сознательности и умения.

Однако в некоторых произвздешшх бросается в глаза непомерное преувеличение роли детей в революционных событиях.

Вот рассказ "Подарок командарма" К.МэргРча, в котором речь идет о легендарном рейде партизанской армии под командовг.:гием В.К.Блюхера. Б одной деревне к партизанам присоедя;шется маль-

так по давни Зиннур, который о неимоверной быстротой усваивает искуоство военного дала и в течёте довольно короткого времени стацавится "опытным разведчиком отряда". JJ рассказе получилось тшс4 будто в успешном завершении рейда главную роль играют не сами партизаны, не их командиры, а какой-то мальчишка, которому всего-навсего двенадцать лот. Думается, что такой подход к изображению роли детей, как в этом рассказе К.Мэргена, не способствует раскрытию правды.

Пути создашш детских образов в рассказах о революционном прошлом лезкат в ином направлении - в проникновении в детскую психологию, которое ярко проявляется ь книге рассказов "Красный разведчик" Р.Габдрахманова, Герои Р.Габдрахшнова действуют с исключительной изобретательностью, даже дерзостью, совершают поступки, невозможные в таких же обстоятельствах даже для взрослых, lío здесь они, при всей необычности поступков, предстают детьми с их реально выршшшшми возрастными особенностями.

Героике революции и гражданской войны посвящена и другая повесть Ф.Исянгулова - 'Тда вы, мальчишки питерские?", в которой ярко представлена картина революционного времени, убедительно показан то? процесс, который оказывает влияние на формирование характера и мировоззрения нового человека. В образе беспризорника Юлы-Дипломата писателю удалось убедительно показать сложный процесс духовного роста юного героя, йде суждено было рано познать горькута долю безотцовщины: он начал воровать, приспосабливаться к условиям кизни, хитрить. Юла умеет вести себя с разными людьми по-разному, поэтому и пристало к нему прозвище "Дипломат".

В повести образ Юлы-Шамана показан разносторонне. При описании его характера писатель использовал не только черные краски. В нем есть и положительные качества: он горд, трудолюбив, умоет нежно заботиться о других. В ней сильно развито сознание социальной принадлежности. Кламан хорошо знает, кто такие большевики и за они борются, По-своему сочувствует он и Советской власти.

Портретный рисунок гс-роя подчинен задаче раскрытия его характера. Описание наружности Пламана постепенно дополняется по мере развития событий, всего casara произведения. К таким качествам, как "бойкий, шустрый четырнадцатилетний подросток" с "чертам, острит глазами", упоюшутш в начале произведения,

постепенно прибавляются другие черты ("грубые, яеотокие черты лица", "большие, шершавые руки", "огромнее кулаки"), ооотвзт-ствукярм обстоятельствам и ого отношению к яш, что делает его образ яивым п узнаваемым. Выразительность обрисовки писателем облика героя удачно даполняетоя его речевой характеристикой. Речь Шамала и других беопризоргошов отличается налетом вульгаризма - выразительного следа бео(1ризоркичества,

Пле-беспризорник показан автором как герой, Сумевший в тревожном водовороте слоитос исторических событий ноЛти самого ое-бя. Пиаатоль оумэл доходчиво и зримо изобразить те обстоятел-стаа, которые способствуют изменению его образа жизни, мышления и поотупков. К примеру, однажды подполыдаи доверяют Шаману революционное поручение: пройти через линию фронта и передать товарищам по борьбе вазный. пакет. Окрыленный доверием к себе, Кла-ман о честью выполняет данное поручение. В этом эпизоде подчеркнута суть перерождения героя.

Писатель доотяг увлекательности 01зжета, динамичности действия. Произведете основано на характерологическом сшете, который запечатлел отупани развития Юлы-Дипломата от необузданно- . го анархиста и атамана шайки беспризорников до сознательного борца за счаотьэ народа.

Таким образом, процесс формирования ново!? личности в историко-революционных произведениях банкирских писателей раскрывается как трудный и слонннй, но вполне закономерный: и целенаправленный. В них показывается, как исторические события, политическая обстановка и условия классовой борьбы тех лет, т.е. историзм времени, влияли на рост и развитие нового человека -субъекта новой эпохи. Характерно, что эдшо герои этих произведений разноплановы, динамичны, четко индивидуализировании, наделены неповторимыми чертами. Для них самоотвержеичость, честность, справедчивость большевиков (а это гояе историзм временя) становятся необходимы.! правотвэнньм мерилом.

Во второй главе - "Реаениэ проблем героя в произведениях военно-патриотического направления" исследуются пути л формы постижения и изображения героических характеров в прозе о Великой Отечественной войне, о современной Советской Армии.

Башкирские писатели, обращаясь к данной ге.\'э, в свсих проказе-

дешшх рассказывают о героических свершениях советских людей на фронта и в тылу, о иных героях, несших вместе со взрослыми все тяготы военного лихолетья, а также о современной армии, воспевают стойкость, отвагу воинов-соотечественников, готовят юное поколение к защите рубежей Родины.

В многонациональной советской-литературе, в том числе и башкирской, написано очень иного произведений о судьбах детей военных лет, Для толкования произведений о военном детстве "нужно иокать новый подход. Оообениооть этого подхода в том, что они сначала о войне, потом о дотства. Это не значит, что ребенок оттеснен в них на второе места, Детство открывается там через действительность военной пори, изображение война неразрывна связано с раскрытием детской личности, а война, "пропущенная" через ребенка, в свою очередь встает перед читателем с новой стороны"*, В произведениях о войне, обращениях к юному читателю, писателей интересует не столько подробности военного быта, сколько становление характера гороя-подроотка.

В современной башкирской детской прозе на тему Отечественной войны большинство произведений в основной посвящены показу жизни тыла. Ого естественно, ибо Башкирия находилась далеко от прифронтовой полосы, Башкирские писатели поэтому в своих произведениях отражают самоотверженный труд детей и подростков во имя победы. Интересно и в каждом случае по-своему это показано в повестях "Дубы на опушке" Ф.Исянгулова, "Голос отца" К.Кинья-булатовой, "В зимнюю отужу" Р.Габдрахманова, "Война не сон", "Чаща", "Ш - деревенские мальчики" П.Мусина, "Лучи зари" З.Султанова, "Родные люди" Раиса Шзамова, "Пойла Кызырыма", "■"олгие года" Х.Туляхаева, "Когда отцы на опоите" Г.Шарапова, "Куцое детство'1 М.Абсалямова, "Мальчики из Нугуша" Г.Давлетоаа, "Едите маня, тополя!" Р.Ханнанова, "Мальчики в шмелях" А. Ха-матдиновой.

Среди более чем двух десятков книг Ф.Псянгулова для детей особое место занимает повесть "Дубы на опушке". Автор тепло и трогательно описывает суровое детство своих героев - прекрасной Гузель, непосильным трудом нажившей себе горб, Парисы, по той хе причине рано огрубевшей, молодого поэта Усмана, погибшего на

1 .-иоалова А. Дэти и война//0 литературе для детей.-Л. ,1968.-Зып.13.-3.4.

фронте, Хамита, мечтавшего быть музыкантом, но отавшего куэионом . Своих героев писатель оравниваат о дубами, растущими на опушке леса. Как известно, чем глубже в лео - тем выше и отрой-нав деревья. На опушка обычно раотут более низкие, корявые, потому что, заолонля собой весь лео, они сами окаэываютоя беззащитными: овоэй грудью встречают все невзгода, теряя красоту и прелеоть. Но нельзя забывать, что своим величием лео обязан в первую очередь этим корявым и обезображенным защитникам, Подобно дубам, раотущим на опушка, герои повести, жертвуя своей красотой, молодостью и даже жизнью, уберегали свободу и счаотье овоих земляков.

В произведении самая беспечная пора жизни - детотво - разделена войной на две половины, В первой - налаженный, счастливый быт детей в башкирском ауле - уроки в школе, занятия "ь круж-' ках, праздничные вечера и "немое кино", помтць родителям на колхозных полях, детские мачты о будущем... Во второй - тяжелые недетские испытания, переживания, утраты, горе.

Сопоставление мирной жизни и военных иохдатаний подчинено показу непрерывного процеоса воспитания характеров юных героев, питает их растущее чувство достоинства, служит отимулом к вызреванию их героического потенциала. Военное детство героев про-иотекает в острых ситуациях, тяжелых испытаниях. И все я а главное в ней - тема духовного мужания, трагически преждевременного, но в конце концов плодотворного. В повести автор анализирует формирование положительных чарт характера детей как типических признаков поколения, показывает начало сознательного жизненного пути подростков.

Справедливо и жизненно правдиво раокрывая тему войны, Ф.Исянгулов на примере своих героев показывает не только потери и горе, но и трудовые и Нравственные приобретения в общем формировании характера юного героя.

Повеоть известного jaшкиpcкoгo писателя Р.Габдрахманова "В зимнюю стуху" посвящена мужеству ребят, вынужденных заменять старших у станков, работая на оборону, часто из последних сил выстаивая свои смены. Герои произведения - четырнадцати-пятнад-цатилетние подростки Хамит, Халкао, Нина я другие, которые, едва держась на ногах от голода и усталости, наравне со взрослыми сутками не отходят от станка на танкостроительном заводе, совершают в истинном смысле подвиг.

О повеотями и рассказами о детях таю перекликаются произведена. о юных участника;; войны. Это тематическое направление, начатое повеотью Э.Биишовой "Мальчик-партизан" (1942), было успешно продолжено и развито в ряде повестей и рассказов последних лет (повести "Сколько лет тебе, комиссар?", "Прощайте, се-рэбриотые доэди", "В логове дьявола" Л.Бикчентаева, "Счастливого пути, оолдат!" М.Хайдарова, раооказ "Партизаны" Х.Туллкае-ва я др.).

Среди них оообое внимание привлекает повесть-трилогия Л.Бикчентаева; "Сколько лет тебе, комиссар?", "Прощайте, серо- . . бристые дожди", "В логова дьявола", В центре всех трех частей стоит один и тот же герой - двенадцатилетний мальчик по имени Азат Еайгужин. Раскрывая детскую поихологию в оуровых условиях военного времени, автор отремится решать такие проблемы: мзняот ли война отношение иного человека, воина-подростка, к окружающему миру, к людям, к природе; как оказывается суровооть и ;кео-токость на детокой душе; как относится юный человек к убийству человека, "хотя и врага - фашиста. Ведь отношение к врагу тоже проверка на человечность"^.

Если в произведениях Л.Бикчентаева и М.Хайдарова проблема положительного героя разрешается в плане реального раскрытия детской психологии в отношении к суровой действительности военных лет и в их юных героях одновременно сосуществуют и наивно-простодушлый ребенок и отважный воин, то в рассказе "Партизаны" Х.Тулякаева образы юных борцов, а также проблема подвига, проблема героизма отражались отвлеченно, Нереально. Создается впечатление, что война, поле брани является лишь ареной для показа необыкновенных подвигов, в том числе и малолетних детей.

■ В произведениях на тему Великой Отечественной войны действия обычно развертываются в короткие, но полные напряженными моментами отрезки времени. Следовательно, писатели в них раскрывают события, в которых прослеживается не столько эволюция характера, сколько проявляются сформировавшиеся в этих событиях характеры. .

В современной башкирской детской прозе, хотя и изредка, появляются произведения и о жизни современного солдата (повести

1 Гуревич Э. Связующая нить времени//Дет.лит.-1985.12.-С.17.

>

"Вернемся солдатами" Р.Баимова, "Полет" А.Магазова и др.), в оонове которых вое меньше моста занимают чрезвычайные аобытия и все больше внимания обращено к нравственным, морально-этическим вопросам,

В центра повеоти Р.Баимова изображается молодой человек по имени Булат Баязитов, которого армия закаляет и физически, и морально, который через большие испытания стал сознатеДы м и смелым солдатом - завдтниксм Родины. В произведении армей-,, - ; екая жизиь героя тесно переплетается о его воспоминаниями о | гражданской жизни. Этот прием позволил автору, о одной сторо- | ны, глубже раскрыть характер героя, о другой - показать, на- : сколько он изменился, выроо, окреп и возмужал, то еоть его ар- I мейокую закалку, Другой удачный прием, применяемый автором ,

для более полного показа духовного Ш1ра героя, это его письма | любимой девушке Наиле, о которой Булат воегда делитоя со своими мыслями, планами, секретами, | Повеоти и рассказы башкирских детоких прозаиков на воен- | но-патриотичвекуи тему формируют патриотическое сознание, учат ' | героизму, мужеотву, оохранять верность гражданскому долгу. Эти ! произведения как бы наводят ждаой мост между вчерашним и се- ; годшпиним днем, готовят юного читателя к тому, чтобы он мог ! перенять эстафету поколения военных лет и понести его дальше. I В статьей гл^вд - "Нравотвенко-етичавкиЙ мир героя произ- | ведений, поовященных современности'' - рассматриваются принципы | изображения юных героев социально-бытовых произведений. . |

Уровень развития литературы превде всего определяется состоянием разностороннего а глубокого отображения современной действительности. Актуальность темы В.Г.Белинский приравнивал к "сердцебиению" литературы. Башкирская детская лк^ература не оторвана от разрешения тех нравственно-этцческих проблем, которые волнуют сегодня всё наше общество.

Как известно, в эпоху современной перестройки наше общество, идеология больше стали обращать внимания рроблемам нрав- | отвенности, а таю»? избегать шаблонности. Это отражается и в литературе, в частности, при изображении "героя нашего времени" .

Над созданном образа героя времени оообенно успешно работали и работают такие пзоатали, как Р.Габдрахманов, Д.Буляков, Р.Байбулатов, Р.Оабитов, Рашит Низамов, А.Хаматдинова, Р.Сул-тангареев и др, Они создали произведения, воапитываадие юного читателя а духе высокого граддаясного долга, гуманизма, непримиримости к нэдоотаткам (повесть "Танец над пропастью", "Клён обновляет лиогья" Д.Булякова; "бурчит и звенит ручей", "Долгие экзамены" Р,ЕаЛбулатова{ "Поррнй буран", "Осенняя гроза'1, "Следы" Р.Габдрахвднава; "Печальные Д1ш Каусара", "Сват угасшей авезды" Р,Сабитова; "Найди свою цель" Н.Гаитбаава и многие другие), В них наблюдается процесс освоения сложных отсрон внутреннего мира юного героя, появилась тенденция показа его на фона общественной деятельности и в противоречивых жизненных ситуациях,

Современный юный герой в лучших образцах башкирской детской прозы предстает как личность мыслящая, о необычайно широким? интересами и запросами, Эти герои увлекают читателя интересными делами, активным участием в трудовых буднях. Их отличает жизнеутверждающий оптимизм, коллективизм, сала духа. Для раскрытия характера героя писатели используют самые разнообразные художественные средства и приемы, чаще обращаются к оотрым, увлекательным ситуациям и деталям, больше уделяют внимания показу индивидуальных особенностей героя, его речи, портрета (общего, психологического), внутреннего монолога и т.д, В то же время писатели продолжают искать новые пути художественного воплощения образа юного героя, стремятся создать яркие характеры, наделенные чертами своего времени, и продолжают развивать

за то хорошее, что закреплено традициями национальной, и всей советской многонационально!! литературы.

Однако поиски в области создания многогранного образа современного юного героя протекают неравномерно, ,К одним из явных недостатков башкирских детских произведений относится охе-матизм в изображении юного героя, т.е. в практика творчества отдельных писателей время от времени появляются произведения, созданные по стандартной схеме, где образы подразделяются только на положительные и отрицательные, и одни из них изображается лииъ в светлых, другие - в темных тонах (к примеру, Хамит в Рамзиль В Повести "Танец над пропаотьы" Д.Булякова, Урал и Каусар в "Печальных днях Каусара" Р.Сабитова). Однако башкир-

окая детоквя проза пое решительнее освобождается от такой односторонней трактовки юных героев. Сегодня в ней вое большее msoto «"пшаот реалиотичеокий анализ, жизненные образы,

В аедуичании диссертации отмачаетоя, что образи герое», созданные в последние годы в башкирской детокой прозе, веоьма разнообразии. И вое жа еоть качаотва, черты, иоторыа оближапт, объединяют их. В произведениях на иоторико-раволлционяую и военно-патриотическую темы авторы подчеркивают в героях правда всего романтику высоких идеалов, романтику подвига, т.е. тяготение к героическому. А у "героев нашего времени" на переднем плане отоит гуманность, высокие нравственные качества. Воли у первых характеры обычно раскрываются в острых, порой даже в экстремальных условиях, то у вторых - в большинстве в повседневных жизненных ситуациях. Писатели при этом стремятся доказать' юных героев правдиво.

Все вто свидетельствует об успешном развитии в башкирской литературе позитивных традиций советской многонациональной Детокой литературы в ооздании героя, способного увлечь юного чита-

1. Старший друг дэтей//Пионар,-1982.-!5 7.-С.21 (на бапм.яз»),

2. "Счастье жизни - в дружбе, правдивости,.."/Л1яоиар.-1983.-I?1 1.-С.14 Сна баш.лз.).

3. Формирование новой личности в повестях для дегей//Иоточники по истории и культуре Башкирии,—Уфа,1986.-0.165-170.

4. В свете современных требовааий/Дгидель.-19874-й 6,-С.105-110 (на банк.яз.).

5. Образ учителя в детской литературе//Учитель Башкирии.-1987.-№ 10.-С.50-52 (на башк.яз.).

5. Изображение детского характера в бамкироких повестях о воев-ном ликолетьа//Проишоа и наотоящее башкирской письменной культуры и языка.1988.-С.81-87.

7. Тема Великой отечественной войны в башкирской детской литера-туре//Учйтеяь Башкирия.-1990.-К 5,-С,25-28 (на башк.яз.).

8. Писатель и икола/Дудожеответше поиски в современной банкирской литература.-Уфа,1990.-С.82-93 (на башк.яз.).

теля.

Ооновныз положения диссертации отражены в следущих публикациях ¡