автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Проблема "имперсональности" в творчестве У.Б. Йитса
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шеварнадзе, Паата Эдуардович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ФШГОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСШ4Е ОСНОВЫ
ПОНЯТИЯ "ШШЕРСОНАЛЬНОЙ ЭМОЦИИ"
ГЛАВА П. "ИМПЕРСОНАЛЬНЫЙ" СИМВОЛ И ОБРАЗ
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МЕТОДЕ И ПОЭТИКЕ ЙИТСА.
ВЫВОДЫ
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Шеварнадзе, Паата Эдуардович
Период жизни и деятельности Уильяма Батлера Йитса1 (1860 -1939) совпадает с эпохой крупнейших политических, социальных, о экономических и культурных сдвигов в современной истории человечества. Это была переломная эпоха, когда в условиях все более обострявшихся социальных противоречий и классового антагонизма возникали новые государства буржуазного типа и вместе с ними -пролетарский класс, постоянный рост политического самосознания которого в конце концов увенчался победой Октябрьской Социалистической революции. Однако если для России 1917 год означал утверждение качественно новых экономических, социальных, политических и, главное, прогрессивных идеологических ценностей, то в Ирландии, на родине У.Б.Йитса, Британская империя пыталась сохранить свои колониальные права в жестокой борьбе против национально-освободительного движения. Естественно, что само по себе национальное движение не только не исключало, а наоборот, углубляло антагонизм общественных классов. Как отмечает К.Маркс, "само собой разумеется, что рабочий класс, для того, чтобы вообще быть в состоянии бороться, должен у себя дома организоваться как класс и что непосредственной ареной его борьбы является его же страна. Постольку его классовая борьба не по своему содержанию,
I. В русской литературе имя поэта пишется по-разному. Многие исследователи пишут "Ейтс", что, по-видимому, правильно. Мы, однако, предпочли форму "Йитс", поскольку она представлена во всех доступных нам энциклопедических словарях. а, как говорится в "Коммунистическом Манифесте", "по форме" является национальной"*.
Йитс был истинным патриотом своей родины. Трудно найти сколько нибудь важное событие в жизни Ирландии, которое не взволновало бы этого поэта, драматурга, философа и общественного деятеля. Подтверждением этому может служить хотя бы его деятельность в качестве члена Сената освобожденной Ирландии. В одном из своих выступлений В Сенате йитс отмечал: "We are one of the great stocks of Europe. We are.the people of Burke; we are the people of Grat-tan; we are the people of Emmet, the people of Pamell. We have created the most of the modern literature of this country. We 2 have created the best of its political intelligence" .
Эти слова, процитированные Норманом Джефферсом в предисловии к критическим эссе Йитса, ясно определяют активную национальную и социальную ответственность Йитса, как художника и как общественного деятеля, перед своей страной, перед ирландским народом.
Однако Йитс, в первую очередь, был все же художником. Он часто своеобразно понимал борьбу Ирландии за независимость, хотя и в этом отношении принципиально отличался от Джойса: этот последний, как известно, добровольно покинул родину, и Ирландия стала для него всего лишь символом. Для Йитса Ирландия была таким же конкретным, материализованным понятием, как и для большинства других его соотечественников. Общественная и творческая биография Йитса
1. К.Маркс. Критика Готской программы. Замечания к программе Германской рабочей партии. К.Маркс и Ф.Энгельс. Избранные произведения в трех томах, т.З. М., Политическая литература, 1981, с.18.
2. V/.В.Yeats . Selected criticism. Edited with an Introduction and Hotes by A.Norman Jeffares. London, Macmillan & Co. Ltd. P.15. тесно связана с социальной жизнью Ирландии. В связи с этим целе-. сообразно рассмотреть здесь в самых общих чертах общественную и творческую деятельность Йитса, - тем более, что многие биографические детали и события жизни ирландского поэта нередко становились своего рода строительным материалом, ложились в основу формирования художественного метода или видения его поэзии.
Уильям Батлер Йитс был старшим сыном Джона Батлера Йитса, -человека, обладавшего довольно сложной и противоречивой натурой. Художник, испытавший сильное влияние прерафаэлитов, Джон Йитс отличался непостоянным, часто - меланхолическим и скептическим характером. Йитсы нередко меняли свое местожительство, переезжая, главным образом, то в Дублин, то в Лондон. Поскольку Джон Йитс не был материально избалованным человеком, его дети часто находились в ирландском городе Слайго, - на родине матери поэта, -урожденной Поликсфен. Традиции, господствовавшие в семье Поликсфенов, принадлежавшей к купеческим кругам, находились в резком противоречии с детски наивной, поэтичной натурой Йитса. После того, как эта семья не сумела научить Уильяма даже грамоте, его окончательно сочли слабоумным, дефективным подростком. Такая обстановка толкала мечтательную натуру Йитса к окружающей природе, к одиночест- \j ву. Вот почему в будущем окрестности Слайго и сам город стали в поэзии Йитса символом ностальгической тоски по детству, а Иннис-фри, маленький остров на озере Лох Гилл приобретает для поэта образ чистоты и тихого пристанища. В одном из своих ранних стихотворений n The Lake of Innisfree" ЙИТС говорит: I will arise and go now, and go to Innisfree, And a small cabin there, of clay and wattles made: Uine Ъеап-rows will I have there, a hive for the honey-bee,
And live alone in the bee-loud glade.
I will arise and go now, for always night and day I hear the water lapping with low sounds by the shore; While I stand on the roadway, or on the pavements grey, I hear it in the deep heart's core.
А уже значительно позднее достигший зрелости поэт в поэме, созданной в годы Ирландской гражданской войны "Meditations in 2ime of Civil War" (I92I-I922 гг.) снова обращается к "honey -bees". Крушение личностных ценностей, духовный кризис, утрата нравственно-социальной опоры вынуждают поэта признать: My wall is loosening; honey-bees, Come build in the empty house of the stare.
После того, как Йитс начал учиться в Дублинской школе искусств, он сблизился с Джорджем Расселлом, оказавшим на него большое влияние. Присущая Расселлу склонность к мистике, к магии, к религиозному иррационализму была кое в чем созвучна артистической натуре поэта. Его первые поэтические произведения проникнуты субъективно-романтическим духом и до некоторой степени перекликаются с творчеством Шелли, Спенсера и прерафаэлитов. Блестящий пример этого - изданный в 1889 г. сборник стихов " Crossways".
1891 год отмечен в истории Ирландии трагическим событием: скончался один из вдохновителей и главарей борьбы ирландского народа за политическую, социальную и национальную независимость Чарлз Стюарт Парнелл. Йитс, который и до этого проявлял интерес к ир-лацдско-кельтской культуре, после смерти Парнелла ставит своей целью создать литературу ирландского возрождения, а позднее - ирландский национальный театр (abby Theatre ). Этот последний был создан при непосредственном участии леди Грегори и ДжошО'Лири. Однако Йатс, как истинный патриот, не мог остаться в стороне от национально-освободительного движения, одним из вдохновителей которого был и Парнелл, а затем другие выдающиеся представители ирландского народа, в том числе - Джон О'Лири. Именно этому последнему принадлежит величайшая роль в формировании социально-национальных воззрений Йитса. Ирландия стояла в то время на пути пробуждения всеобщего национального самосознания. О том, какое огромное значение имело ирландское национальное движение для социальной жизни не только Ирландии, но и других государств, и в частности - Англии, ясное представление дают слова Маркса: ". Ирландия является цитаделью английского лендлордизма. Если он рухнет в Ирландии, то он должен будет рухнуть и в Англии. В Ирландии это может произойти во сто раз легче, потому что . там эта борьба есть в то же время и национальная борьба и потому что народ в Ирландии настроен более революционно и более ожесточен, чем в Англии"*, и в конце той же статьи: ". предварительным условием освобождения английского рабочего класса является превращение существующей принудительной унии - то есть порабощения
Ирландии - в равный и свободный союз, если это возможно, или поло ное отделение, если это необходимо".
Одним из активных деятелей ирландского национального движения была Мод Гон - женщина, которая для Йитса, возможно, значила даже больше, чем его поэзия. Любовь Йитса к Мод Гон была связана с его
1. К.Маркс. Из конфиденционального сообщения. К.Маркс и Ф.Энгельс. Избранные произведения в трех томах, т.2. М.,, Политическая литература, 1980, с.189-190.
2. Там же, с.191. отношением к Ирландии. Эти две линии - Мод Гон и Ирландия - в художественном мышлений поэта часто сплетались в один образ, в один символ. В 1903 г. Мод Гон вышла замуж. Это событие оказало на Йит-са тяжелое влияние; остались только воспоминания и печаль ("Words',' "A woman Homer sung", "No second Troy" ). В ЦИКЯе СТИХОВ "The green helmet and other poems" OH сравнивает МОД ГОН С мифической Еленой. Не надо ни в чем винить Елену (ту же Мод Гон), поскольку она стоит по ту сторону реальности, и о ней нельзя судить на основе и с учетом обычных жизненных ценностей: они к ней просто неприменимы.
1914 год отмечен в творчестве Йитса возникновением качественно нового поэтического стиля, коренным образом отличающегося от его ранних эстетических принципов. "Responsibilities" - так называется цикл стихов, опубликованных в этом году. Пройдет еще одиннадцать лет, и Йитс издаст свой известный философско-эстети-ческий трактат "Видение" ("Vision"). Джорджи Хайд-лииз, ставшая в 1919 г. супругой Йитса, однажды, во время спиритического сеанса, оказалась "медиумом". Символические образы и геометрические фигуры, возникавшие на этих спиритических сеансах, в дальнейшем сформировались в целую философско-эстетическую систему, изложению которой и посвящено это произведение. После создания "Видения" поэзия Йитса целиком и полностью перестраивается в соответствии с его новыми эстетическими принципами, и касаясь проблемы "имперсональ-ности" в творчестве Йитса, мы имеем в виду превде всего поэтические произведения второго периода, особенно - поздней поэзии. Это - тот период, когда Йитс издает сборники стихов " The Tower" , "Words for Music Perhaps", "A Full Moon in March" и др. У.Б.Йитс скончался в 1939 г. В одном из своих поздних стихотворений Йитс спрашивает себя самого: "Доволен ли ты?" Кто знает, может быть в этом вопросе скрывается отношение Йитса не только к самому себе, но и вообще к той социально-политической системе, которая воцарилась в Европе (фашизм)? Не является ли это тем вопросом, который уже в самом себе подразумевал определенный иронический ответ Европе того времени? - Так или иначе, поэзию Йитса, его искусство ни в коей мере нельзя считать достоянием культуры одного лишь англоязычного мира. Вместе с тем, однако, от нашего внимания не должно ускользнуть то обстоятельство, что Йитс, несмотря на свою прогрессивную социальную позицию, все же в первую очередь был представителем буржуазной культуры. Именно поэтому искусство Йитса, его творчество в первую очередь является воплощением тех философско-эстетических принципов, которые составляют основу западной буржуазной культуры вообще. Поэтому было бы методологически совершенно неправильно рассматривать творчество Йитса без учета предшествовавших или современных ему философско-эс-тетических школ и течений. Йитс, как представитель буржуазной х^ультуры, в своей мировоззренческой позиции опирается именно на буржуазно-модернистские теории. Однако ведь и эстетические теории подчиняются определенным историческим закономерностям. В западной буржуазной культуре философско-эстетические теории выражают интересы господствующего класса. По мнению советского исследователя Недошивина "в каждой теории находят свое выражение интересы, запросы, художественные вкусы и представления того или иного класса''^ и когда Недошивин там же справедливо указывает, что "каждая эсте
I. Недошивин Г.А. В сборн.:"Основы марксистско-ленинской эстетики". М., Политическая литература, 1960, с.II. тическая теория в той или иной мере является обобщением развития искусства и эстетической деятельности вообще в данную историческую эпоху""*", то мы со своей стороны добавили бы, что и сами фило-софско-эстетические теории ложатся в основу того или иного течения искусства, литературы, творчества конкретных авторов, Видимо, именно на основе такого диалектического взаимоотношения эстетической теории и соответствующей ей художественной практики возможно дать всеобъемлющее, исчерпывающее решение любой конкретной художественно-эстетической проблемы творчества того или иного автора. Этим принципом руководствовались и мы в предлагаемой работе при рассмотрении проблемы "имперсональности" у Йитса. "Имперсональ-ность", - явление, существенно характерное для модернистского искусства, - конечно же, нуждается в самом- серьезном специальном исследовании. Разумеется, исследование такого рода представляется невозможным без основательного использования соответствующих философско-эстетических учений ( Платона, Аристотеля, Канта, Бергсона, Кассирера и других мыслителей), обусловивших "имперсо-нальность" как эстетически осмысливаемый феномен.
Имперсональность" - не новое явление в истории искусства и литературы. Она представляет собой, с одной стороны, отрицание основных принципов личностного, субъективного, а с другой стороны является художественным воплощением объективного, абстрактного, в некотором роде неосмысленного трансцендентного начала. В противоположность "имперсональным" эстетическим принципам, в субъективном, "персоналистском" искусстве человеческая личность считается единственной реальной художественной ценностью. Вся история европейской культуры и искусства основана на принципе циклического повторения и взаимозаменяемости именно вышеупомянутых двух начал, двух основных эстетических линий.
Известно, что модернистская эстетическая мысль XX века возрождает художественные идеалы эпохи средневековья, барокко и даже древнеегипетских и восточных (китайской, индийской, японской) культур. В принципиальном противоречии с этими идеалами находится античное, ренессансное и романтическое искусство, в котором ясно отражена тенденция искания личностных ценностей человека. Если античный идеал искусства проповедует физическую красоту человека, гармоничность и пластику, то средневековое византийское искусство сознательно прячет человеческое тело и с помощью различных деталей или символов указывает на существование "надличностного", трансцендентного начала. В модернистской эстетической мысли широко распространены термины "романтическое" и "классическое". Как правило, этими терминами выражают именно эти два вышеупомянутые противоположные эстетические принципа. Искусство, свободное от личностного начала, объединяется в понятии "классического", а субъективное, "персона-листское" - подразумевает "романтическое". Именно такую дефиницию, такое различие и назначение "романтического" и "классического" имеет в виду Герберт Рид, отмечая в своей фундаментальной работе "Форма модернистской поэзии": " it is then natural to ask whether these opposed entities of style correspond to any accepted categories in criticism. They may, I think, he directly related to the concepts "romantic" and "classical", provided these concepts are accepted in their proper, that is to say, their historical sense. I v/ish to avoid these confusing terms as much as possible, though I think no confusion is necessary if we bear in mind the two distinct meanings of each term. In one case we can distinguish the meaning verbally, for "classical" may be reserved for historical sense, Whilst "classicistic" serves for the derivative and sentimental sense. And perhaps we ought to be bold enough to use "sentimentalistic" as well as "romantic" . And it is quite clear that the classical and romantic periods are related to each other in a "life-cycle" which is the recurring cycle of the growth, maturity, and decay of culture. But it is most important to remember that the term "romantic" especially is often restricted to an art based on sentiment, which may be typical of inferior classical as well as of inferior romantic periods. To be quite clear, when referring to this type of romanticism, we might always call it "sentimental romanti-с ism" .
Эта пространная цитата исчерпывающим образом разъясняет не только значение понятий "романтическое" и "классическое", но, что более важно, закономерную, циклическую взаимозаменяемость этих двух начал в истории искусства. Из всего того, о чем мы говорили выше, естественно вытекает вопрос: если история искусства не содержит ничего иного, кроме циклического повторения двух противоположных эстетических принципов, то в чем же тогда состоит различие между произведениями искусства, в основе которых лежит общий эстетический принцип (античный период - ренессанс; средневековье - барокко - модернизм)? В этом направлении, когда мы говорим о специфике выразительных средств, формы, характерной для
I. H.Read. Form in Modern Poetry. L., Vision Press Ltd., MGMLXIV, p.9-Ю. какого-либо направления в искусстве, и исходя отсюда - конкретной эстетической системы, вероятно, правильно было бы заострить внимание на соответствующей социальной среде. Вместе с эволюцией психологии общества (которая, со своей стороны, определяется развитием экономических формаций) изменяется и "установка" художника, как члена общества. Несмотря на то, что художник может возродить идеалы предшествующих эпох или повторить принципы построения художественных схем, структур, обратиться при создании произведения к аналогичным выразительным средствам, различие (с точки зрения художественной формы) все же будет очевидно (естественно, все это касается произведений искусства, обладающих высокими художественными достоинствами). Блестящим примером этому служит хотя бы поэзия Джона Донна и Томаса Элиота. Поэтическое творчество Элиота подразумевает возрождение художественного метода Джона Донна, но разве правильно было бы отождествлять те формы художественной выразительности, которые у обоих поэтов структурно опираются на сходные принципы построения?
Таким образом, произведения искусства различных эпох, объединенные на общем эстетическом начале (в нашем случае - "имперсо-нальности") и опирающиеся на циклически повторяющиеся эстетические идеалы, сохраняя структурное, схематическое сходство, все же принципиально отличаются друг от друга; это различие с одной стороны, конечно же, ббъясняется оригинальным видением самого художника, но с другой стороны, обязательным условием различия выступают социальная психология, социальная среда и исходя из этого -своеобразная социальная "установка" художника. Таким образом, рассуждая о проблеме "имперсональности" в модернистском искусстве, мы подразумеваем ту общую концепцию, которая выразилась в циклическом развитии "имперсонального" начала, и вместе с тем, -те общественные я идейные сдвиги, которые так своеобразно, с такой качественной новизной произошли в начале нашего века.
Творческая деятельность У. Б. Йитса оказала огромное влияние на развитие англоязычной поэзии и драматургии 20 века. Это подтверждается и теми многочисленными зарубежными литературно-критическими материалами, которые посвящены исследованию и анализу различных специфических аспектов поэзии и драматургии Йитса, его художественного мышления вообще. К сожалению, советская критическая литература пока еще не создала ни одной фундаментальной работы, посвященной Йитсу, а те немногочисленные критические работы, которые касаются творческой деятельности этого ирландского писателя, в основном посвящены его драматургии. В этом направлении весьма интересный и основательный анализ представлен в трудах Саруханяна, Полюдовой и Ереминой, где творчество Йитса рассматривается на основе марксистско-ленинской методологии. Хотя у вышеупомянутых авторов основным предметом исследования является драматургическое искусство Йитса, но шесте с тем, широко представлена и проанализирована та общая социально-эстетическая позиция, которая выразилась и в поэтическом творчестве писателя*.
В статье Ионкиса, посвященной поэзии Йитса, со всей ясностью отражены те своеобразные особенности художественного видения,
I. Еремина И.К. Ранняя драматургия У.Б.Ейтса, "Уч.зап.Московского обл.пед.ин-та, 1967, т.175, в.10; Ионкис Г.Э. Английская поэзия XX в. М., Высшая школа, 1980; Полюдова Т.М. Драматургия У.Б.Ейтса конца Х1Х-начала XX веков (теория поэтической драмы, мастерство драматурга). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., Гос.пед.ин-т им.В.И.Ленина, 1978; Саруханян А.П. Современная ирландская литература. М., Наука, 1973. творческого метода писателя, которые отличают его от других поэтов. Статья Ионкис^ отражает ту общую тенденцию, которая вызвана возрастающим интересом к поэзии Йитса в советской критической литературе.
Несмотря на то, что число исследований, непосредственно связанных с поэзией Йитса, весьма незначительно, в нашем литературоведении существует довольно богатая традиция изучения модернистской поэзии 20 века. Без учета целого ряда фундаментальных работ советских исследователей - англистов и американистов - невозможно не только конкретно рассуждать о проблеме "имперсонализма", но и вообще высказать компетентное, научно обоснованное мнение о поэзии Йитса.
Общей проблематике англо-язычной модернистской поэзии, а также основательному анализу конкретных авторов посвятили свои исследования такие советские специалисты, как А.А.Аникст, С.С.Аверин-цев, Я.Н.Засурский, М.А.Зверев, В.В.Ивашева, Г.Э.Ионкис, Р.М.Сат марин, В.А.Скороденко, М.В. и Д.М.Урновы и др.х
I. См., например: Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.Г.Юн-га и закономерности творческой фантазии. В кн.: 0 современной буржуазной эстетике. Вып.3. М., 1972; Аникст А.А. Ренессанс, маньеризм и барокко в литературе и театре Западной Европы. В кн.: Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском -искусстве ХУ-ХУП веков. М., 1966; Засурский Я.Н. Американская литература-XX века. Некоторые аспекты литературного процесса. М., 1966; Зверев М.А. Модернизм в литературе США. М., 1979; Ивашёва В.В. Современная английская поэзия. "Вопросы литературы", 1966, J£ 9; ее же: Английская литература. XX век. М., 1967; Ионкис Г.Э. Английская поэзия XX века. М., 1980; Самарин P.M.- "Этот честный метод." М., 1974; Скороденко В.А. Английская поэзия (1945-1970). М., ЕГБШЕ,1972; Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки' английской литературы (ко
Современное западное, преимущественно английское и американское литературоведение располагает множеством монографий, эссе и отдельных литературно-критических статей, посвященных творчеству Йитса. В свое время на творчество Йитса откликались такие известные поэты и писатели, как Эзра Паунд, Джеймс Джойс, Уиндем Льюис, Т.С.Элиот, У.Г.Оден и многие другие. Кроме них его поэзии посвятили исследования многочисленные литературоведы и критики. Огромное число научно-исследовательских и литературно-критических работ, по священных творчеству Йитса, едва умещается в специальных библиографических справочниках. Конечно, не все эти работы могли иметь для нас существенное значение, но те основные исследования, которые привлекли наше внимание, можно поделить на четыре группы:
I. Работы, авторы которых рассматривают творчество Йитса в общих чертах, изучают основную проблематику его поэзии и теоретического наследия в тесной связи с биографией ирландского поэта или с современной ему исторической обстановкой.
Из авторов, объединенных в этой группе, следует отметить монографии Р.Эллмана, Дж.Стюарта, А.Нормана, Джефферса, Р.Кауэлла и др., сборники критических статей Л.Богана, П.Дискина, Дж.Стол-луорси и др.* Основная особенность всех этих работ состоит в том, нец XIX - начало XX века), М., 1978; Урновы Д.М. и М.В. Литература и движение времени. М., 1978.
I. R.Ellman. Yeats. The Man "and. the Masks. New York, E.P.Dutton & Co., Inc., 1948; A.H.Jeffares. W.B.Yeats. Man and Poet, bondon, Routledge & K.Paul, 1948; J.I.Stewart. Eight Modern Writers. Oxford University Press, 1966; R.Cowell. W.B.Yeats. London, Evans Brothers Ltd., 1976; Yeats. Last Poems. A Casebook. Ed. by J.Stallworthy. London, Macmillan & Co., Ltd., 1968. что их авторы детально рассматривают произведения Йитса - как поэтические, так и прозаические и драматургические. Предметом их анализа является творческая биография Йитса в тесной связи с социально-политическими сдвигами в Ирландии того времени. Эти работы бесспорно имеют значение для основательного знакомства с творчеством Йитса. Вместе с тем, ни один из авторов этой группы не ставит своей целью углубляться в какую-либо конкретную проблерлу образного мышления Йитса, в силу чего их работы грешат своимчобзорным характером и чрезмерным биографизмом.
2. Те работы, которые непосредственно касаются исследования эстетических воззрений Йитса. В них, как правило, рассматривается художественное мировосприятие Йитса, изучается связь его поэзии с философско-эстетическими или культурологическими системами начала века и других эпох.
Из авторов, объединенных во второй группе, особого внимания т заслуживают Дж.Мелькиори, Э.Энгельберг, П.Юр, Б.Вебстерх и др. В их работах основательно проанализированы литературно-эстетические и мировоззренческие особенности творчества Йитса. Вместе с тем, эти работы ставят своей целью выявление и интерпретацию фи-лософско-эстетических начал поэтического творчества и теоретических воззрений Йитса. В связи с рассматриваемой нами проблемой им
I. G.Melchiori. The Whole Mystery of Art. Pattern into Poetry in the Work of W.B.Yeats. London, Routledge & Kegan Paul, 1960; E.Engelherg. The Vast Design. Patterns in W.B.Yeats's Aesthetic. Toronto, University of Toronto Press, 1964; P.Ure. Towards a Mythology. Studies in the Poetry of V/.B.Yeats. New York, Russel & Russel, 1967; B.S.Webster. Yeats. A Psychoanalytic Study. Stanford (Calif.), Stanford University Press, 1973. персональности изучение этих работ оказалось чрезвычайно плодотворным, поскольку в них выявлена специфика глубинных принципов образного мышления Йитса.
3. К этой группе относятся те работы, которые изучают проблемы собственно "имперсональности" не только в творчестве Йитса, а вообще рассматривают этот вопрос как сложный эстетический и мировоззренческий феномен, характеризующий европейскую художественную мысль начала века и 20-ых годов.
Здесь мы объединяем всех авторов, в работах которых была впервые поставлена проблема "имперсональности" в современной модернистской поэзии. Т.С.Элиот, А.А.Ричарде, Г.Рид, Т.Е.Хьюм, Ф.Р.Ливис, т
К.Брукс и др. в своих исследованиях подробно касаются круга вопросов этих проблем. "Имперсональность" они рассматривают как общелитературный феномен, который со многих точек зрения обусловливает эстетические принципы англоязычной модернистской поэзии. Вместе с тем, рассуждая о поэтической "имперсональности", эти авторы обобщают ее на фоне философско-эстетических и культурологических учений начала века.
I. T.S.Eliot. Selected Prose. Ed. by J.IIayward. Harmondsv/orth-Middlessex, Penguin Books, 1958; I.A.Richards. Principles of Literary Criticism. London, Routledge & Kegan Paul, 1924; H.Read. Poetry and Experience. London, Vision Press Ltd., 1967; H.Read. Form in Modern Poetry. An Essay in Aesthetics. London, Vision Press Ltd., MCMLXIV; T.E.Hulme. Speculations. Essays on Humanism and the Philosophy of Art. Ed.by H.Read., Hew York, Harcourt, Brace & Co., 1924; F.R.Leavis. Revaluation. Tradition and Development in English Poetry. London,Mac-millan & Co., 1932; C.Brooks. Modern Poetry and the Tradition, Chapel Hill, The University of Horth Carolina Press, 1965.
4. Работы, авторы которых в основном рассматривают специфику модернистской поэзии, изучают те поэтические принципы, на основе которых строится поэтическая образность в творчестве того или иного поэта-модерниста. Сюда же можно отнести те работы, которые рассматривают своеобразные особенности модернистской поэтики, как общетеоретическую проблему.
Из авторов четвертой группы, помимо уже упомянутых Ливиса и Брукса, нельзя обойти вниманием С.К.Стэдца, Б.Раджана, Дж.Антере-кена, А.И.Дайсона, У.Дж.Кита"^ и др., в работах которых непосредственно анализируются особенности образной ткани поэтических произведений Йитса. Несмотря на то, что в работах этих авторов конкретный анализ стихотворного материала представлен убедительно, в своих общих выводах они часто грешат формализмом, что вообще характерно для буржуазной литературно-критической методологии»
Даже из этого краткого обзора иностранной критической литературы ясно видно, что поэзия Йитса в работах западных исследователей, как правило, рассматривается в отрыве от живой классовой идеологии, от текущих социально-экономических процессов. Эта тенденция заметна и в трудах авторов, объединенных нами в первой группе, где, несмотря на историко-биографический подход к творчеству Йитса, все же проявляется характерная для западной буржуазной критики склонность к формалистическому анализу: тем более касается это работ авторов, объединенных наш во второй, третьей и четвертой группах.
I. См., напр., Yeats. Last Poems. A Casebook. Ed. by J,Stall-worthy, London, Macmillan & Go,, Ltd., 1968,
Представленная работа в делом опирается на богатые традиции применения марксистско-ленинской методологии в советском литературоведении, что принципиально отличает ее от исследований всех вышеперечисленных западных авторов. Новизна работы состоит в том, что она представляет собой первое специальное монографическое исследование проблемы "имперсональности" в творчестве Йитса, целиком посвященное изучению его эстетических воззрений и анализу его поэтических произведений. В диссертации по-новому анализируется роль философской традиций в творчестве Йитса; своеобразные особенности художественного мировосприятия поэта изучаются в тесной связи с эстетическими сочинениями Аристотеля, Канта, Бергсона и других философов. Это дает возможность по-новому осмыслить целый ряд таких вопросов, как проблема "имперсональной" эмоции в поэзии Йитса, идентичность этой эмоции и эстетического переживания, специфика символического образа Йитса и др.
Несмотря на то, что творчеству Йитса посвящено множество работ западных критиков, проблема "имперсональности" никогда не становилась предметом отдельного исследования. Этот важнейший аспект поэтического мышления Йитса не рассматривался и в советском литературоведении. Вместе с тем следует отметить, что "им-персональность", как своеобразная реакция на субъективизм позднего романтизма, характерна не только для творчества Йитса, но и выражает вообще специфику западноевропейской эстетической мысли начала века и двадцатых годов. В данном смысле это - не только литературоведческая, но и философско-эстетическая проблема, решение которой обязательно необходимо для изучения литературы упомянутого периода, а также для правильного осмысления текущих литературных процессов на Западе.
Диссертационная работа ставит своей целью исследование проблемы "имперсональности" как в поэзии Йитса, так и в его эстетическом и литературно-критическом наследии. Анализ в этом направлении, в конечном счете, подразумевает установление основных закономерностей творчества Йитса, в чем и состоит первейшая задача представленной работы. "Имперсональность" рассматривается здесь как широко масштабное явление, как характерный, своеобразный аспект современной Йитсу западноевропейской литературы. Поэтому цель работы состоит в выявлении эстетической сущности "имперсональности", как литературного феномена. Особое внимание в работе уделяется отграничению йитсовской "имперсональности" от аналогичных аспектов творчества других писателей. Поэтому целью диссертации является определение оригинальности данного явления в творчестве Йитса и исследование тех глубоко индивидуальных художественных средств, с помощью которых достигается "имперсональный" характер его поэзии.
Диссертация состоит из предисловия, двух глав и заключения; к ней приложен список использованной литературы.
В первой главе рассмотрены общие философско-эстетические точки зрения, связанные с проблемами йитсовской "имперсональности", анализируется эстетическая природа "имперсональной" эмоции, на основе чего установлена ее идентичность с чисто эстетическим переживанием или эстетической эмоцией.
Во второй главе представлен подробный анализ поэтического творчества Йитса, установлен "имперсональный" характер основных элементов его поэтики - символа, образа и символического образа.
В заключении представлены выводы, полученные в результате исследования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема "имперсональности" в творчестве У.Б. Йитса"
ВЫВОДЫ
Изучение проблемы "имперсональности" в поэзии У.Б.Йитса дает основание сделать следующие выводы:
1. Творчество У.Б.Йитса в полной мере отразило идеологическую атмосферу Западной Европы начала века. Буржуазная философско-эстетическая традиция, восходящая к идеалистическому учению И.Кан- | та о "чисто прекрасном» в лице современна йитсу мыслителей (А.Бер-1 гсон, Э.Кассирер, М.Хайдеггер, О.Шпенглер и др.), оказала непос- ( I редственное влияние на творческий метод ирландского поэта и во многом предопределила специфику его мировосприятия как модерниста.
2. Влияние буржуазной философско-эстетической мысли на твор- ] чество Йитса наиболее ярко выразилось в "имперсональности", как одном из важнейших принципов художественного метода поэта в поздний период его литературной деятельности. Вне исследования исторически обусловленной взаимосвязи принципа "имперсональности" с эстетикой интуитивизма представляется невозможным научное осмы- ■ сление сложной специфики образного мышления Йитса.
3. Реализация поэтического принципа "имперсональности" в стихотворных произведениях Йитса является проявлением целого комплекса философско-эстетическйх идей и понятий (таких, как аристотелевское "сейчас", кантовское учение об эстетической целесообразности, "длительность" Бергсона и др.), на которые опирается его творческое кредо.
4. Изучение целого ряда произведений Йитса позднего периода свидетельствует о том, что выражаемая ими имперсональная эмоция является результатом комбинирования "объективных" средств художественной выразительности (условность понятийного начала в образе, дсевдоаргументация, контрастная образность и др.). Эстетическое переживание, зарождающееся в процессе восприятия такой образности, носит "имперсональный" характер и коренным образом отличается от непосредственной субъективно-романтической чувствительности. По своей художественной природе имперсональная и эстетическая эмоции идентичны.
5. Исследование конкретного поэтического материала свидетельствует о наличии двух типов "имперсональности" в творчестве Йитса. Первым из них является "концептуальный имперсонализм", заключающийся в непосредственном выражении мысли о том, что искусство должно быть "имперсональным", т.е. в демонстрации автором своей позиции. Второй тип "имперсональности" подразумевает формирование единой художественной системы путем сочетания "объективных средств" выразительности, т.е. он проявляется в поэтике, а в более широком смысле - в творческом методе поэта. ( 6. Основными компонентами поэтики Йитса являются "имперсо-\ нальный" образ и "имперсональный" символ. "Имперсональный" образ строится на условности понятийного начала, как обозначаемого, тогда как "имперсональный" символ подразумевает активность смыслово-^ го (понятийного) начала в образной ткани произведения. При слиянии специфики символа и образа в поэзии Йитса формируется символический образ, обретающий особую эстетическую нагрузку и суггестивность благодаря смысловой связи с трактатом "Видение". Художественное своеобразие символического образа во многом обусловлено определяющей ролью "Видения" и в формотворчестве Йитса. Этот аспект творчества ирландского поэта непосредственно соприкасается с традицией французского символизма.
7. Исследование проблемы "имперсональности" свидетельствует о двойственности и противоречивости мировоззренческого кредо Йит-са - талантливого художника, борца за независимость Ирландии и, в то же время, поэта, испытавшего глубокое влияние кризисной, идеалистической философско-эстетической мысли начала века. Как и следовало ожидать, поэтический талант йитса оказался выше и шире питавшей его философии. Идеалистические учения начала века, преломляясь в призме его искусства, порождают свой качественный ан-^ типод - большую поэзию.
Список научной литературыШеварнадзе, Паата Эдуардович, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1. К.Маркс и Ф.Энгельс. Избранные произведения в трех томах.
2. М., Политическая литература, 1981, т.2, с.188-191, т.З, с.9-19.
3. К.Маркс и Ф.Энгельс. Об искусстве. М., Искусство, 1976, т.1,574 е., т.2 718 с.
4. В.И.Ленин. О культуре и искусстве. Тбилиси, Хеловнеба, 1975, 676 с. (на грузинском языке).
5. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.-Г.Юнга и закономерности творческой фантазии. В кн.: О современной буржуазной эстетике. Вып.З, М., Искусство, 1972, с.113-143.
6. Аринштейн A.M. Некоторые наблюдения над стилем современной английской поэзии. "Уч.зап.Калининского пед.института", 1966, т.47, с.100-120.
7. Аристотель. Собрание сочинений в четырех томах. М., Мысль, I976-1983, т.1 657 е., т.2 - 685 е., т.З - 611 е., т.4 -828 с.
8. Бергсон А. Материя и память. СПб., Изд.Д.Е.Жуковского, I9II, 268 с.
9. Бергсон А. Творческая эволюция. М.-СПб., Русская мысль, 1914, IX, 332 с.
10. Бочоришвили А. Эстетика Канта. Тбилиси, Мецниереба, 1967, 370 с. (на грузинском языке).
11. Буржуазная философия XX века: Сб. статей. Тбилиси, Ганатле-ба, 1970, 586 с. (на грузинском языке),
12. Вейман Р. "Новая критика" и кризис буржуазного литературоведения. М., Прогресс, 1964, 428 с.
13. Вейман Р. История литературы и мифология. М., Прогресс, 1975, 344 с.
14. Вопросы эстетики. Вып.8: Кризис западноевропейского искусства и современная буржуазная эстетика. М., Искусство, 1968, 328 с.
15. Воронов А.И. Интуитивная философия Бергсона. М., Мысль, 1962, 242 с.
16. Герье В.И. Блаженный Августин. М., т-во "Печатня С.П.Яковлева", 1910, ХУ, 682 с.
17. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., Искусство, 1972, 318 с.
18. Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. Тбилиси, Ганатлеба, 1981, 314 с.
19. Долгов K.M. Философия культуры и эстетика Xoche Ортеги-и-Гас-сета. В кн.: О современной буржуазной эстетике. Вып.З, М., Искусство, 1972, с.3-60.
20. Друскии М.С. О западноевропейской музыке XX века. М., Советский композитор, 1973, 271 с.
21. Друскин М.С. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. М.-Л., Советский композитор, 1974, 221 с.
22. Елиетратова A.A. Чистая поэзия и нечистые приемы. "Иностранная литература", 1958, № 10, с.182-185.
23. Елиетратова A.A. Наследие английского романтизма и современность. М., Изд-во АН СССР, i960, 505 с.
24. Засурский Я.Н. Американская литература XX века. Некоторые аспекты литературного процесса. М., Изд-во МГУ, 1966, 440 с.
25. Затонский Д.В. В наше время. Книга о зарубежных литературах XX века. М.: Советский писатель, 1979, 431 с.
26. Зверев A.M. Модернизм в литературе США. М., Наука, 1979,317 с.
27. Ивашева В.В. Современная английская поэзия. "Вопросы литературы", 1966, ß 9, с.183-197.
28. Ивашева В.В. Английская литература. XX век. М., Просвещение, 1967 , 476 с.
29. Ионкис Г.Э. Английская поэзия первой половины XX века. М., Высшая школа, 95 с.
30. Ионкис Г.Э. Эстетические искания поэтов Англии (I9I9-I930). Кишинев: Штилнца, 1979, 139 с.
31. Ионкис Г.Э. Английская поэзия XX века. М., Высшая школа, 1980, 200 с.
32. Кассирер Э. Рассуждения о человеке. Тб., Ганатлеба, 1983, 350 с. (на грузинском языке).
33. Кант И. Собрание сочинений в шести томах, т.5, М., Мысль, 1966, 563 с.
34. Киасашвили H.A. Традиция Шекспира и некоторые проблемы английской литературы XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Тбилиси, изд-во ТГУ, 1973, 59 с.
35. Киасашвили H.A. Шекспир и некоторые проблемы английской литературы XX века. В кн.: Грузинская шекспириана 4. Тбилиси, изд-во ТГУ, 1975, с.261-286.
36. Кобахидзе Т.Д. Проблема "литературной традиции" в творчестве Т.С.Элиота двадцатых годов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, Тбилиси, Изд-во ТГУ, 1981, 28 с.
37. Контекст 1977. Литературно-теоретические исследования. М., Наука, 1978, 343 с.
38. Красавченко Т.Н. Т.С.Элиот литературный критик. Автореф. дисс. . канд.филолог.наук. М., Ин-т мировой лит-ры им.А.М. Горького АН СССР, 1979, 22 с.
39. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., Искусство, 1974, 597 с.
40. Лосев А.Ф. Эстетика Возроздения. М., Мысль, 1978, 623 с.
41. Лосский И.О. Интуитивная философия Бергсона. П., 1922.
42. Люксембург Р. 0 литературе. М., Гослитиздат, 1961, 351 с.
43. Малахов Н. 0 модернизме. М., Изобразительное искусство, 1975, 279 с.
44. Манн Т. Собрание сочинений в десяти томах, т.5, М., Художественная литература, 1959, 693 с.
45. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., Наука, 1976, 407 с.
46. Морозов А. Проблемы европейского барокко. Вопросы литературы, 1968, Я 12, с.Ш-126.
47. Освальд Шпенглер и закат Европы: Сб.статей. М., "Берг", 1922, 95 с.
48. Основы марксистско-ленинской эстетики. М., Политиздат, 1960, 638 с.
49. Паскаль Б. Мысли. В кн.: Франсуа де Ларошфуко. Максимы. Влез Паскаль. Мысли. Жан де Лабрюйер. Характеры. М., Художественная литература, 1974, 543 с.
50. Пикассо П. Сборник статей о творчестве под редакцией и с предисловием А.Владимирского. М., Иноетр.литература, 1957, 90 с.
51. Писатели США о литературе. М., Прогресс, 1974, 413 с.
52. Платон. Сочинения в трех томах. М., Мысль, 1968-1972, т.1 -621 е., т.2 609 е., т.3(1) - 685 е., т.З(П) - 677 с.
53. Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. Сб.статей под редакцией Ф.Х.Кессиди. М., Наука, 1979, 317 с.
54. Попов И.В. Личность и учение Блаженного Августина. Пб., Сергиев посад, 1916, 619 с.
55. Радхакришнан С. Индийская философия. М.: Иностранная литература, 1956, т.1, 623 с.
56. Самарин P.M. "Этот честный метод." М., Изд-во МГУ, 1974, 253 с.
57. Саруханян А.П. Современная ирландская литература. М., Наука, 1973, 318 с.
58. Скороденко В.А. Английская поэзия (1945-1970). Критико-бибжо-графический обзор. М., ВГБИЛ, 1972, 94 с.
59. Современная книга по эстетике. Антология. Пер.с англ. Глаголевой Э.Н. М., Иностранная литература, 1957, 603 с.
60. Унамуно М. де Избранное в двух томах. Л., Художественная литература, 1981, т.1 517 е., т.2 - 348 с.
61. Урнов Д.М. Парадоксы пристального чтения. Вопросы литературы, 1978, JS 3, с.110-136.
62. Урнов Д.М. Превратности "переоценки". "Вопр.лит.", 1979, JE 5, с.73-101.
63. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX начала XX века). М., Наука, 1978, 432 с.
64. Урновы Д.М, и М.В. Литература и движение времени. М., Художественная лит-ра, 1978, 268 с.
65. Шеварднадзе П.Э. У.Б.Йитс: имперсональная эмоция. В кн.: Джон Донн. Уильям Батлер Йитс. Томас Стерне Элиот. Тбилиси, 1984, с.62-96, 139-140 (на грузинском языке, аннот. на русском и английском).
66. Шестаков В.П. (сост.). Эстетика Ренессанса, в 2-х томах. М., Искусство, 1981, т.1 494 е., т.2 - 639 с.
67. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. СПб., Изд.М.В. Попова, 1893, 780 с.
68. Шпенглер 0. Закат Европы, т.1, 1923.
69. Aldington R. Ezra Pound and T.S.Eliot. A Lecture. Hurst, The Peacock Press, 1954, 20 p.
70. Allan M. T.S.Eliot's Impersonal Theory of Poetry. Lewisburg, Bucknell univ.press, 1974, 189 p.
71. Bodkin Ш. Archetypal patterns in Poetry. N.Y., Vintage Books, 1958, XVI, 324 P.
72. Brooks CI. The Well Wrought Urn. Studies in the Structureof Poetry. New York, Harcourt, Brace & Co., 1947» XIV, 300 p.
73. Brooks CI. The Hidden God, New Haven & London, Yale univ. press., 1963, XI, 136 p.
74. Brooks CI. Modern Poetry and the Tradition. Chapel Hill, The Univ.of North California Press, 1965, XXXII, 253 p.
75. Brooks V.W. The Writer in America. New York, Avon, 1964, 192 p.
76. Cowell R. Literature in Perspective. W.B.Yeats. London, Evans, 1976, 160 p.
77. Daiches D. A Critical History of English Literature, v.IV, London, 1969, p.895-1211.p
78. Deming R.H. (Ed.) James Joyce, Critical Heritage. v.I-II. London, Routledge & Kegan Paul, 1970, vol.I:XIII, 385 p.
79. Donne J. A Selection of His Poetry. Ed. with an Introduction "by J.Hayward. Harmondsworth-Middlessex,Penguin Books, 1960, 326 p.
80. Eliot T.A. The Use of Poetry and the Use of Criticism. London, Faber and Faber, 1934, 156 p.
81. Eliot T.S. Selected Essays 1917-1932. New York, Harcourt, Brace and Co., 1938, X, 415 p.
82. Eliot T.S. Prom Poe to Valery. Washington, The Library of Congress, 1949, 16 p.
83. Eliot T.S. Selected Prose. Ed. by J.Hayward. Harmondsworth, Middlessex,Penguin Books, 1958, 251 p.
84. Eliot T.S. The Sacred Wood. London, Methuen, 1960, XIX,171 p.
85. Eliot T.S. Notes Towards the Definition of Culture. London, Faber and Faber, 1964, 87 p.
86. Ellmann R. Yeats. The Man and the Masks. New York, Dutton, 1948, 331 p.
87. Engelberg E. The Vast Design. Patterns in W.B.Yeats's Aesthetic. Toronto, Univ. of Toronto Press, 1965, 224 p.
88. Feder Ъ, Ancient Myth and Modern Poetry, Princeton, Princeton University press, 1971» XIV, 432 p.
89. Frye N. Anatomy of Criticism. New York, Atheneum, 1967, X, 383 P.
90. Hulme Т.Е. Speculations. Essays on Humanism and the Philosophy of Art. New York, Harcourt, Brace & Co., 1961, 271 p.
91. Jacob! J. The Psychology of C.G.Jung. London, 1942.
92. Jones W.T. History of Western Philosophy. New York, Chicago, Harcourt, Brace & Co., 1969, v.1:XI, 378 p.
93. Jones W.T. The History of Medieval Mind. New York, Chicago, Harcourt, Brace & World, 1952, 355 p.
94. Jung C.G. Modern Man in Search of a Soul. London, 1933.
95. Leavis P.R. New Bearings in English Poetry. Harmondsworth, Middlessex,Penguin Books, 1963, 192 p.
96. Leavis F.R. Revaluation. Tradition and Development in English Poetry. London, Chatto and Windus, 1936, VIII, 275 p.
97. Lucas F.L. The Decline and Pall of the Romantic Ideal. New York, 1937.
98. Melchiori G. The Whole Mystery of Art. Pattern into Poetry in the Work of W.B.Yeats. Routledge & Kegan Paul, London, 1960, 306 p.
99. Mikhail E.H. (Ed.) W.B.Yats. Interviews and Recollections. London, Macmillan, 1977» v.1-197p., v.2 426 p.
100. Moore J.R. Masks of Love and Death. Yeats as Dramatist. Ithaca & London, Cornell Univ.Press, 1971, 361 p.
101. Nathan L.E. The Tragic Drama of William Butler Yeats. Figures in a Dance. Hew York and London, Columbia univ. press, 1965, 307 p.
102. O'Driscoll R. Symbolism and Some Implications of the Symbolic Approach: V/.B.Yeats During the eigh teen-nine ties. Dublin, Dolmen Press, 1975, 84 p.
103. Pound E. Literary Essays. London, Paber & Paber, 1954, XV, 464 p.
104. Read H. Form in Modern Poetry. An Essay in Aesthetic. London, Vision, 1932, 85 p.
105. Read H. Henry Moore. Mother and Child. London, Collins, 1966, 24 p.
106. Read H. Poetry and Experience, London, Vision, 1967, 160 p.
107. Reid B.L. William Butler Yeats, the Lyric of Tragedy. Norman, 1961, 133 p.
108. Richards I.A. Coleridge on Imagination. Bloomington, Indiana univ.press, 1960, XXV, 236 p.
109. Richards I.A. Science and Poetry. London, 1935.
110. Richards I.A. Principles of Literary Criticism. London, Kegan Paul, 1961, VI, 298 p.
111. Saul G.B. Prolegomena of the Study of Yeats's Plays. -Philadelphia. Macmillan, 1958, 158 p.
112. Seiden M.I. William Butler Yeats the Poet as a Myth-maker. East Lansing, 1962.
113. Skene R. The Cuchulain Plays of W.B.Yeats: A Study. London, Macmillan, 1974, 278 p.
114. Stallworthy J. Yeats. Last Poems. A Casebook. London, Ivlacmillan, 1968, 290 p.
115. Stead C.C. The New Poetic. Yeats to Eliot. Harmondsworth, Middlessex,Penguin Books, 1967, 199 p.
116. Stewart G.M. Eight Modem V/riters. Oxford, Clarendon Press, 1963, 704 P.
117. Stock A.G. W.B.Yeats, His Poetry and Thought. Cambridge, 1961, 221 p.
118. Ure P. Toward a Mythology. Studies in the Poetry of W.B. Yeats. New York, Russell & Russell, 1967, 123 p.
119. Vendler H.H. Yeats's Vision and the Later Plays. Cambridge, 1963, 181 p.
120. Vickery J.B. (Ed.) Myth and Literature. Contemporary Theory and Practice. Lincoln, Univ. of Nebraska Press, 1966, XII, 391 p.
121. Webster B.S. Yeats. A Psychoanalytical Study. Stanford, Stanford Univ.Press, 1973, 246 p.
122. Wilson F.A.C. V/.B.Yeats and Tradition. London, Macmillan, 1962, 153 P.
123. Wilson P.A.C. Yeats's Iconography. London, Macmillaruji 1960, 86 p.
124. Yeats W.B. Autobiographies. London, Macmillan, 1966, 359 p.
125. Yeats W.B, The Selected Plays of W.B.Yeats. London, Pan Classics, 1964, 277 p.
126. Yeats W.B. The Selected Poems of W.B.Yeats. London, Macmillan, 1950, 231 P.
127. Yeats W.B, Essays and Introductions. London, Macmillan, 1961, 530 p.
128. Yeats W.B. The Letters of W.B.Yeats. Ed. A.Waid.London, Macmillan, 1954, 431 p.
129. Yeats W.B. Memories. Ed. D.Donoghue. London, Macmillan, 1972, 347 p.
130. Yeats W.B. Mythologies. London, Macmillan, 1959, 368 p.
131. Yeats W.B. Uncollected Prose. Ed. by J.P.Prayne. London, Macmillan, 1970, 437 p.
132. Yeats W.B. A Vision. London, Macmillan, 1978, 305 p.