автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Проблема иррационального у Платона
Текст диссертации на тему "Проблема иррационального у Платона"
^///7 /1 / ' о / /' ^у с/ —~ ы /у./ е'
А ¿// у ^ с-
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ГАЛАЗЮК ОЛЕГ ДМИТРИЕВИЧ
ПРОБЛЕМА ИРРАЦИОНАЛЬНОГО У ПЛАТОНА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09 00 03: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЁНОЙ СТЕПЕНИ
КАНДИДАТА ФИЛОСОФСКИХ НАУК
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК ПРОФЕССОР ДРАЧ Г. В.
РОСТОВ-НА-ДОНУ 1998
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ. с.3.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Проблема научения добродетели в диалогах "Протагор" и "Горгий".
§1. Понимание иррационального как неведения (аматия) и невежества (агнойя) в диалоге "Протагор". с.21.
§2. Проблема иррационального как преодоления невежества (агнойя) и ограничения безрассудства (афросюне) в диалоге "Горгий". с.34.
ГЛАВА ВТОРАЯ. Антропология: локализация в человеке иррационального.
§1.Иррациональное как беспричинное (аайтон) начало в человеческой душе и мироздании в диалоге "Федон". с.51.
§2. Иррациональная природа неистовства (мания) как влечения к прекрасному (эроса) в диалоге "Пир". с.70
§3. Двоякая трактовка иррационального как дбра-ционального и сверхрационального в диалоге "Федр". с.87.
§4. Иррациональное - как вожделеющее (эпитумия) начало в человеческой душе в диалоге "Государство", с.102
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Онтология иррационального у Платона.
§1. Трактовка иррационального как беспредельного (апейрон) начала в диалоге "Филеб". с.118.
§2. Иррациональное - как беспорядочно-стихийное (хаос-хорис) начало в онтологии Платона в диалоге "Тимей". С Л 28.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. с.139.
ЛИТЕРАТУРА. с.144.
=3= ВВЕДЕНИЕ.
1)Актуальность темы исследования:кризис Европейской цивилизации в 20 веке, в том числе и кризисный период в развитии России, ставит на повестку дня много сложных проблем, и прежде всего проблему иррационального. Вытесненная на переферию историко-философских исследований силой многочисленных запретов и табу, сейчас эта проблема актуальна как ни когда прежде. Архетип современной цивилизации, в основе - которой лежит господство человека над природой, привел на пороге третьего тысячелетия человечество к глобальному экологическому кризису. Имен-' но, на эту "технологическую рациональность" указывает Герберт Маркузе в работе "Одномерный человек": "Доминирующим в отношении европейского человека к природе является стремление поработить ее, изменить, приспособить к удовлетворению своих потребностей'. Но это стремлёние оборачивается и против самого человека как части природы. В этом иррациональность репрессивной рациональности, которая чревата катастрофой и для природы, и для человека.^" Исследование философии Платона, творившего в эпоху кризиса античной, полисной культуры, позволяет взглянуть на проблему иррациональности, разрешаемую великим философом с позиции онтологической безопасности, как на глобальную и требующую соответствующей системы философских взглядов и идеологем, обеспечивающих культурно приемлемую компенсацию негативных явлений, вызванных, вырвавшимся из-под контроля человечества, иррациональным.
1/Каркузе Герберт. Одномерный .человек .М.1994.с.8
2) Степень разработанности проблемы: активность проявления научного интереса к проблеме иррационального в философии Платона во многом соответствовала политическим и идеолгическим установкам задававшимся сверху. Философы, обращавшиеся к данной проблеме, были вынуждены скрывать свой интерес под различными Формулировками и философскими конструкциями. А.Ф. Лосев, известный философ, филолог и историк философии был вынужден скрыть свой интерес к философии, и в частности к проблеме иррационального даже в названии основного труда своей творческой жизни "Истории античной эстетики". Рассматривая творчество Платона, ему пришлось оставить за пределами своего исследования мифологию, поэтические отступления, многочисленные интермедии, которые как раз и расскрывают конструктивную роль проблематики иррационального в философской системе платонизма. К разрешению этой проблемы были близки Ф.Х. Кессиди и М.К. Петров. Первый в своей книге "От мифа к логосу." высказывает предположение о сохранении в философии греков некоторых существенных элементов дофилософских форм сознания и специфически античного (космолого-пантеистичного, нравственно-правового и художественно-эстетического) воззрения на мир. М.К. Петров в работе "Пираты Эгейского моря и личность." описывает "греческое чудо" как своеобразное "отклонение" от форм традиционных обществ, что вызвало к жизни сам феномен западной культуры. Затрагивали эту проблему е процессе реконструкции эволюции философских взглядов Платона, известные историки философии - антиковеды A.C. Богомолов, Б.Ф. Асмус, А.Н. Чанышев. Хотелось бы обратить
внимание на работу Н.С. Мудрогея "Платон: рациональное - иррациональное", где он пытается решить проблему: "правомерно ли ставить вопрос об анализе иррационального и рационального в учении Платона, если эти категории эксплецитно были выявлены лишь два тысячелетия спустя?''"". Ответ на этот вопрос он дает положительный, и с этим можно было бы согласиться, но даётся он с точки зрения диалектики и теории познания: "материя, лишенная форм и содержания, представляет собой, по-Платону, чистую иррациональность противоположную разуму, чистой рациональности. Синтезом рационального (эйдос) и иррационального (материи) становится чувственный мир и соответствующий ему чувственный мир познания, который является у Платона чем-то средним между знанием к чувственностью,
логическим. , рациональным оформлением иррациональной
2 ? сущности ". Более взвешенно и точно, на мой взгляд,
рассматривают данную проблему К.А. Сергеев и Я.А. Слинин в книге "Природа и разум: античная парадигма. " Они трактуют иррациональное как "пребывающее в состоянии беспорядка стихии, которое Платон обозначает терминами (хаос - хора - хорис), которое нередко переводят как пространство, материя, но это не пустота Демокрита, не материя, а некая бездна, зияние, некий потенциальный простор, некое вечное, глубинно-неисчерпаемое простирание, которое дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается
1/Зарубекное философское антиковедение. АН СССР.М.1990.-
с . 4 6 .
2 / т а м ж е с . 5 0.
вне ощущения, посредством некоего законченного умозаклю-
1 м /->
чения, и поверить в него почти невозможно . С несколько иной точки зрения подошел к решению данной проблемы Г.В. Драч, выдвинувший в книге "Учебный курс по культурологии" тезис о том, что в эпоху классики (5 век до нашей эры) "начинают осознаваться проблемы человеческого индивидуализма (полемика софистов и Сократа), перед греками открывается бездна проблемы бессознательного (иррационального), которую классическая культура Греции
пытается компенсировать рациональной системой обоснования
2
онтологической безопасности (Платон, Аристотель). " Несколько иначе говорит об этом не А'.В. Потёмкин, который, опираясь на знание древне-греческого языка, обращает вникание в книге "Проблема специфики Философии в диатре-бической традиции" на переход понятия (диарезис - подведение) в (диарексис - различение), что знаменует собой отрыв античной культурной парадигмы от той культурной матрицы (т.е. иррационального) в поле которой развивалась античная культура и исторически соотносимый с кризисом античной полисной культуры и творчеством Платона и Аристотеля. Необходимо сказать о том, что очень долго среди "большинства" исследователей античности царило представление о ней как. о рационалистическом рае, где господствовал закон (номос) и порядок (ортос), читая прекрасные
1/Сергеев К.А. Слинин Я.А. Природа и разум: античная парадигма. Л.1991. с.32.
2/Драч Г, В.Учебный курс по культурологии. Р-н-Д.1996.-с.119
поэмы и величественные трагедии, вынимая из-под спуда земли беломраморные статуи и яркую керамику, они считали греческий мир сказкой и не подозревали или просто не хотели видеть трагедийной и драматичной стороны жизни античных полисов - ее иррациональной, жестокой и ужасной,
<9
хаотичной и не упорядоченной разумом стихийности. А.Ф. Лосев так характеризует социально-политическую обстановку в Греции в конце 5-го века до нашей эры: "Обстановка эта была ужасной. В предсмертных судоргах погибал греческий класический полис, шли к полному разложению классы и сословия. Греческая культура 5-го века до нашей эры поражает всякого историка - да и нё только историка необычайно быстрым переходом от расцвета к упадку. В начале века перед нам>и еще юный полис рабовладельческой демократии, успешно победивший деспотическую Персию, з середине века небывалый расцвет, б котором до сргх юр не может забыть культурное человечество, расцвет зсего на несколько десятилетий, а уже во второй половине зека - это разложение, трагическая Пелопоннесская война, сонец старых идеалов, захватнический колониализм Афин 1 аристократическое предательство Спарты, выступившей 1ротив Афин в союзе с деспотической Персией^". Эту картину гибели Афин и морального разложения их жителей допол-íяeт Андре Боннар, в книге "Греческая цивилизация..." з главе под символическим названием "День угасает" он 1ишет: "Пелопоннеская война, гибель Афинского союза. 1овсюду резнёй отвечают на резню. Истребляют с яростью, зез малешего уважения к правам человека
./ Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Т.1. М. 1990.с.17.
и договорам, о которых вспоминают лишь тогда, когда их оспаривают или нарушают. Кажется, буд-то нет больше, даже между греками, законов войны. В городах, взятых приступом, всех мужчин способных носить оружие, тут же убивают, женщин и детей продают на невольничьих рынках. Целые города ревением Афинского собрания обрекались демократическим голосованием на уничтожение (Метелена, Платеи). Полис Мелос был уничтожен Афинами за позицию нейтралитета, показавшуюся им оскорбительной как морской державе, и после годичной осады, после того, как сделала свое дело измена, осажденные сдались на милость победителя. Афиняне перебили всех взрослых мужчин города и отдали в рабство женщин и детей Хотелось бы отметить тот
факт, что Мелос был взят и опустошен зимой 416-415 года до нашей эры, именно в эту зиму Софокл написал "Электру", Аристофан обдумывал своих "Птиц". Вероятно, что Платову (427-347) исполнилось в ту зиму десять лет. Рожденный в аристократической семье (по отцу - потомок последнего аттического царя Кодра, по матери - прямой потомок брата знаменитого афинского законодателя-демократа Солона), он унаследовал от них аристократизм духа и верность заветам (теа) родного полиса он был далек от того, чтобы осуждать родных ему афинян. В юные годы Платон - отличный гимнаст, лауреат первой премии по борьбе на Истмийских, а, возможно, также и на Пифийских состязаниях. Известно, что последние состязния проходили и среди музыкантов и певцов. Он учился также музыке и живописи, писал произведения эпического характера и лирику, создавал трагедии
1/ Боннар Андре. Греческая цивилизация ... Р-н-Д. 1996. Т.2. с.39.
и комедии. Его учителями были в разное время сицилийский комедиограф Зпихарм - последователь Пифагора и великий софист и крайний индивидуалист Калликл, "который делал из гераклитовского учения о сплошной текучести сугубо иррационалистические выводы. " Учился он и у Парменида и у Зекона Злейского.У Гераклита он взял идею вечного становления, у Парменида - идею Единого. Пифагор даровал ему Число, а Орфики - учение о переселении душ. Но один учитель перевернул душу Платона, "заставил" сжечь поэтические произведения и всерьез заняться философией. Платон после встречи с Сократом уже не тот человек, он бросил занятия спортом и поэзией, слушая Сократа, он загорался тем пламенем жажды знаний и сосредоточенного философского размышления, которое не умрёт в нём со смертью учителя, а разгорится во вселенский костер ярких мыслей, не меркнущих и поныне. Очевидно, что гибель' великого философа, известного всей Греции своей безобидностью и добротой, приговоренного к смерти демократическим афинским судом, опиравшимся на закон и справедливость судей, получавших плату за участие в суде, установленную Периклом - это оплаченное, совершенно рациональное и умышленное убийство Сократа в городе, законы которого он до последней минуты своей жизни призывал чтить, тоже в ряду преступлений афинян против человечества. Неудивительно, что Платон не присутствует при смерти своего учителя и бежит лрочь из Афин, чтобы укрыться у Звклида из Мегар, где стремились найти убежище и другие ученики Сократа, "устрашенные, ж в с т о к о с т ь ю ? и т) а н о в " „ П л а т о н в одночасье л и ш и лея и своего духовного отца Сократа, и своей матери
1/Платон. Федр. Беседы с Сократом.М.1989.с.14.
- Отчизны, мог ли он продолжать любить свою "мать", предавшую смерти гения, для того чтобы сохранить то, что уже было безвозвратно потеряно - свою непорочность. Известный русский мыслитель А.Ф. Лосев задает вопрос: "за что было ухватиться мыслящему человеку в такую катастрофическую годину? Славное прошлое погибало, а "в иных областях и совсем уже погибло. Новая культура еще не возникла, и при Сократе едва ли даже намечались какие-нибудь ее контуры^". Преодолевая трагедию потери учителя, о чем пишет Вл. Соловьев в работе "Жизненная драма Платона", великий философ создает собственный, придуманный им мир трансцендентальн£1х идей, в котором он стремится укрыться, как в коконе, от жестоких реалкй окружающего его мира, это бегство в мир-миф фантазии позволило ему увидеть то, что не увидеть простому смертному - единый мир с его закономерным вращением сфер, улышать божественную музыку вращающихся небесных тел и донести до нас отблеск того света истины, который не достигает дна пещры или болота, по краям которого живут, неведующие истины, люди - лягушки. То, что Платон не мог не писать об иррациональном очевидно, другое дело как он его понимал. Английск ии исследователь & * г » Доде пытается определить иррациональное у Платона через то, как он понимает рациональное: "Слово "рационалист" используется в нескольких определенных значениях. В теории познания рационалист противостоит эмпиристу: он (Платон - Г.О.) один из тех, кто верит, что разум,
1/Платон. Собр. соч. в 4-х томах Т.1 М.19У0 с.18.
а не чувства обеспечивают эпохе, первый принцип, на котором построено научное знание. То, что Платон был рационалистом в этом смысле является очевидным, и здесь вопросов не возникает. Во-вторых, рационализм может быть понят как вера в то, что жизнь как человека, так и жизнь универсума управляется или манифестируется в рациональном плане. То, что Платон рационалист и в этом смысле слова не вызывает сомнения. Но я поставил бы вопрос как далеко Платон квалифицирует свой рационализм, признавая влияние иррациональных факторов на поведение как человека, так и мира, как он интерпритирует эти факторы. В-третьих, рационализм может быть обозначен, в терминах Краткого Оксфордского словаря, "принцийом полагающим разум как главный и ведущий в делах религии". Здесь я бы спросил: был ли Платон в этом смысле рационалистом и если кет, то как его религия соотносится с его философией^".Можно согласиться с таким подходом к вопросу об иррациональном у Платона, но осталось выяснить в каком виде нам искать его - ведь иррациональное в переводе с латинского значит неразумное. Б древнегреческом языке значение отрицания "не" передается приставкой - "а". Вот несколько древнегреческих слов близких к сфере "иррационального", которые встречаются в диалогах Платона: ате (помешательство, безумие, злодеяние, беда,
несчастье, пагуба^), аматия (непросвещенность, необра-
3.
зованность, неучениость, невежественность ), агкоия
1/Dodd s Е ..R. Т he Ancient Concept of Progress. Oxford cl973.p.l0 7.
2/Древнегреческо-русский словарь. Сост.Дворецкий.Т.1.-М.1958.с.258. 3/ т.к. с.90.
(незнание, неведение, непонимание"'"), алогос (бессловест-ный, невидимый, неопределенный, иррациональный в математике, непостижимый, бессмысленный, непонятный, не основанный на разуме и мышлении, механический, неразумный,
2 ^ безрассудный ), апейрон (беспредельное, бесконечное"),
алетес (подлинный, искрений, незабвенный^). Возможно,
что негативная окраска понятия иррациональное приобретает
конструктивные тока от ранних диалогов к диалогам зрелого
периода.
Итак, несмотря на недостаток литературы по данной проблематике, в целом можно сделать вывод, что тема может быть раскрыта, опираясь на источники - диалоги Платона и коментарии к ним, а также на небольшие ло количеству, но емкие по содержанию историко-философские исследования.
3)Источники: для исследования ■ берутся диалоги, принадлежность которых не оспаривается ни одним из известных специалистов будь-то философы-антиковеды, или принципиальные филологи - знатоки античных диалектов. Из раннего периода творчества Платона был взят диалог "Протагор", из переходного - "Горгий". Из зрелого периода, занимавшего 70-60-е года 4-го века до напей эры были взяты "Федок", "Пир", "Федр", "Государ