автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Анализ сферы духовного бытия в контексте взаимоотношения рационального и иррационального
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Яковлев, Дмитрий Александрович
ВВЕДЕНИЕ.2.
ГЛАВА 1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТУСА РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО.8.
1.1. Понятия рационального и иррационального, их виды и онтологические основания.8.
1.2. Рациональное и иррациональное в структуре сферы духовного бытия.43.
ГЛАВА 2. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ .75.
2.1. Взаимообусловленность бытия индивида и общества в контексте взаимосвязи рационального и иррационального.75.
2.2. Взаимопроникновение рационального и иррационального в социуме.97.
2.3. Рациональное и иррациональное в динамике социокультурной реальности.114.
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Яковлев, Дмитрий Александрович
Актуальность темы исследования. Обращение к теме исследования обусловлено имманентным присутствием в общественном и индивидуальном сознании феноменов рационального и иррационального, взаимоотношение и процесс взаимоперехода которых определяет специфические особенности существования и развития таких областей духовного бытия человечества как искусство и религия, философия и наука, политика и право, мораль. Проблема взаимоотношения рационального и иррационального является предметом рассмотрения таких дисциплин как этика и эстетика, социология и политология, психология и педагогика, логика и даже космология.
В философии рассматриваемая проблема обычно исследуется в ходе анализа общественного и индивидуального сознания, осмысления природы разума, его места и роли в познании, в ходе оценки действительности и человека, при исследовании отношения человека к миру с позиции разума или его отрицания. По сути дела, проблема взаимоотношения рационального и иррационального представляет собой дальнейшую спецификацию вопроса об отношении мышления к бытию и о познаваемости мира. Наличие ее обусловлено диалектичностью самого человеческого сознания. Эта диалектичность определяет и многообразие подходов к рассмотрению сферы духовного бытия как многомерного, многоаспектного целостного образования. Проблема же взаимоотношения рационального и иррационального представляет собой одно из конкретных проявления указанных свойств этой сферы.
Значимость мировоззренческого аспекта проблемы взаимоотношения рационального и иррационального особенно ярко проявляется при сравнении рационалистического и иррационалистического понимания процессов функционирования и развития социокультурных систем, социальной реальности 3 как таковой, мира в целом. Происходящие в современных условиях качественные изменения социокультурных и природных процессов, нарастание симптомов глобальных экологических и геополитических кризисов настоятельно требуют переосмысления самих основ существования и развития человеческих деятельности и сознания. Такая ситуация требует поиска новых путей, разработки комплексных подходов в рамках философских рефлексий современного человечества.
Актуальность данного исследования обусловлена, таким образом, необходимостью целостного философского осмысления феноменов человеческого сознания и деятельности, позволяющего преодолеть крайности и противоречия как сугубо рационалистического подхода, признающего в качестве основания всей жизнедеятельности человека исключительно разумное, логическое начало, так и подхода иррационалистического, находящего эту основу лишь в алогичном, иррациональном начале.
Степень разработанности проблемы. Проблема взаимоотношения рационального и иррационального, будучи эксплицитно сформулированной в середине девятнадцатого века, имплицитно возникла еще в рамках древневосточной и античной философии. Отдельные аспекты ее рассмотрения мы находим уже в Махабхарате и Упанишадах, в трудах досократиков и Платона. В трудах средневековых мыслителей она предстает в виде проблемы отношения веры и знания, воли и рассудка (Тертуллиан, автор "Ареопагитик", Фома Аквинский). В Новое время проблема взаимоотношения рационального и иррационального в той или иной форме осмысливалась Г. В. Лейбницем, Б. Спинозой, Д. Локком, Д. Юмом.
Немецкая классическая философия в лице своего основателя И. Канта внесла определенный вклад в разграничение гносеологической и онтологической сторон рассматриваемой проблемы. В работах И. Г. Фихте и Ф. Шеллинга разработка означенной проблемы тесно увязывается с осмыслением 4 проблемы общественного и индивидуального в сознании. В работах философов следующего периода развития немецкой философии (А. Шопенгауэр, С Ницше, Э. фон Гартман) на первый план рассмотрения, как правило, выходит второй элемент пары "рациональное - иррациональное".
На рубеже девятнадцатого - двадцатого веков проблема взаимоотношения рационального и иррационального в контексте теории коллективного бессознательного разрабатывалась социологами Э. Дюркгеймом, Л. Леви-Брюлем, а также психологом К. Г. Юнгом.
Определенный вклад в разработку проблемы был сделан Г. Лебоном и В. Парето, обосновывавшими возрастание роли иррационального начала в ходе общественного развития. Противоположная точка зрения обосновывалась в этот период М. Вебером. В его трудах, кроме того, была представлена одна из первых серьезных классификаций рациональности и иррациональности, позднее усовершенствованная К. Манхеймом.
Во второй половине двадцатого столетия представителями франкфуртской школы (Ю. Хабермасом, Г. Маркузе и другими) так же был предложен ряд типологий рациональности и иррациональности. В рамках философии науки Т. Куном, И. Лакатосом, П. Фейерабендом была предпринята попытка анализа научной сферы с точки зрения ее рациональности и иррациональности.
В отечественной философской литературе проблема взаимоотношения рационального и иррационального исследовалась такими авторами как Т. И. Ойзерман, В. С. Швырев, Н. С. Мудрагей. Однако в их работах (как и в работах других авторов), как правило, рассматриваются лишь отдельные аспекты проблемы, такие как, например, рациональность науки (В. С. Швырев), или историко-философский анализ ее становления (Н. С. Мудрагей). Фундаментальных же исследований сферы духовного бытия в контексте взаимоотношения рационального и иррационального на сегодняшний день нет. з несмотря на представленность в трудах зарубежных и отечественных авторов отдельных аспектов проблемы. Данной ситуацией и была обусловлена постановка цели и задач исследования.
Целью диссертационного исследования является структурно-функциональный анализ сферы духовного бы тия в контексте взаимоотношения рационального и иррационального.
В соответствии с поставленной целью в ходе диссертационного исследования решаются следующие задачи:
1. Выявление онтологических оснований статуса рационального и иррационального.
2. Анализ структурных составляющих духовной сферы с точки зрения взаимоотношения рационального и иррационального.
3. Анализ социокультурной динамики в контексте взаимоотношения рационального и иррационального.
4. Исследование процесса взаимодействия рационального и и рра ц и о н ал ь ного.
5. Определение факторов детерминирующих понимание процесса социокультурного развития как рационального и иррационального.
Решение данных задач позволит обосновать основное положение, выносимое на защиту - в духовном бытии человечества неизменно проявляет себя диалектическое единство рационального и иррационального начал, онтологическим основанием которого выступает единство элементов порядка и хаоса в бытии природы и общества.
Объектом диссертационного исследования выступает сфера духовного бытия человечества.
Предметом исследования является взаимоотношение рационального и иррационального, как противоположных и взаимообусловливающих начал, проявляющее себя в сознании и деятельности индивида и общества.
Методологической основой исследования стал диалектический метод, позволяющий осуществить аналитическое исследование сферы духовного бытия, как многомерного, многоаспектного и в то же время целостного образования.
В решении конкретных задач исследования используются методы структурного и функционального анализа.
Научная новизна исследования состоит в следующем.
1. Предпринята попытка целостного осмысления сферы духовного бытия в контексте взаимоотношения рационального и иррационального.
2. Определено, что то, что выступает как рациональное в рамках одной системы рассмотрения, может определяться как иррациональное в рамках другой.
3. Обосновано существование "закона смещения акцентов" в различных областях духовной сферы, способствующего обеспечению ее структурной целостности, как устойчивого сложного образования.
4. Обосновано существование "закона маятника", определяющего динамику взаимоперехода рационального и иррационального в процессе функционирования и развития индивида и общества.
5. Проанализирован процесс взаимоперехода рационального и иррационального, в ходе которого с одной стороны ^рационализируется рациональное путем утери изначального смысла какого-либо действия или образа, ставшего традиционным, обыденным, а с другой, рационализируется иррациональное путем придания этому действию или образу нового смысла.
6. Обоснован факт возрастания роли иррационального начала в современном развитии общества. 7
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего исследования проблематики сферы духовного бытия, применяться в качестве методологических оснований материалов лекций и семинарских занятий по философии. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы при подготовке спецкурсов по "философским проблемам сознания" и "философии духовной жизни общества". 8
1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТУСА РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Анализ сферы духовного бытия в контексте взаимоотношения рационального и иррационального"
Эти выводы позволяют обосновать основное положение, выносимое на защиту: в духовном бытии человечества неизменно проявляет себя диалектическое единство рационального и иррационального начал, онтологическим основанием которого выступает единство элементов порядка и хаоса в бытии природы и общества.
Дальнейшая же разработка проблемы представляется возможной в направлении углубления анализа отдельных областей сферы духовного бытия, в контексте взаимоотношения рационального и иррационального, и поиска частных закономерностей его проявления в каждой из этих областей.
141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя общий итог исследования, мы считаем необходимым констатировать следующее.
Исходя из определенного предмета исследования, в результате решения поставленных цели и задач, мы пришли к нижеследующим выводам, которые выносятся на защиту:
- рациональное и иррациональное, как два противоположных, взаимодополняющих начала, образуют неразрывное единство, неизменно проявляющее себя в различных сферах сознания и деятельности людей; в существовании и развитии сферы духовного бытия проявляют свое действие "закон смещения акцентов" и "закон маятника"; специфически проявляя себя в различных областях духовного бытия человечества, в соответствии с "законом смещения акцентов", рациональное и иррагщональное способствуют обеспечению целостности духовной сферы, как устойчивого образования, представляющего собой одну из форм бытия общества;
- то, что выступает как рациональное в рамках одной системы рассмотрения, может определяться как иррациональное в рамках другой, и наоборот; функционирование и развитие общества представляет собой процесс, заключающий в себе единство порядка и хаоса, выступающих в качестве онтологических оснований статуса рационального и иррационального;
- диалектическое единство * рационального и иррационального, как противоположных и взаимообусловливающих начал, проявляется в
140 подчинении функционирования и развития общества и индивида "закону маятника", отражающего динамику взаимоперехода рационального и иррационального; взаимодействие индивида и общества носит рационально-иррациональный характер, обеспечивающий динамический процесс их взаимной адаптации и развития; взаимопроникновение рационального и иррационального, обеспечивающее ран, и опал и зац и ю иррационального и иррагшонализацию рационалыюго, заключает в себе две стороны единого процесса познания и деятельности людей, отражающего диалектическое взаимоотргщание рационального и иррационального начал.
Список научной литературыЯковлев, Дмитрий Александрович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
2. Ареопагитики. // Антология мировой философии: в 4 т. T.l. М., 1969.
3. Аристотель. Большая этика. // Соч.: в 4 т. М., 1981. Т. 3.
4. Аристотель. Метафизика. // Соч.: в 4 т. М., 1975. Т.1.
5. Аронов Р. А. К проблеме вездесущности сознания. // Вопросы философии. 1995. № 3.
6. Аутвейт У. Реализм и социальная наука. // СОЦИО-ЛОГОС. М., 1991.
7. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
8. Богомолов А. С. Диалектика и рациональность. // Вопросы философии, 1978. № 7.
9. Борн М. Моя жизнь и взгляды. М., 1973.
10. Ю.Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М.,1998.
11. ГБунге М. Интуиция и наука. М., 1967.
12. Бхаскар Р. Общества. // СОЦИО-ЛОГОС. М., 1991.
13. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности. // СОЦИО-ЛОГОС. М., 1991.
14. Василенко В. А. Мораль и общественная практика. М., 1983.
15. Василий Великий. Творения. Т. IV. Б.г.
16. Вахтомин Н. К. Законы диалектики законы познания. М., 1966.
17. Вебер М. Наука как призвание и профессия. // Избранные произведения. М.,1990.
18. Вебер М. Основные социологические понятия. // Избранные произведения. М., 1991.142
19. Вебер М. Предварительные замечания к Собранию сочинений по социологии религии. // Избранные произведения. М., 1990.
20. Веллмер А. Модели свободы в современном мире. // СОЦИО-ЛОГОС. М., 1991.
21. Винокуров В. В. Феномен сакрального или восстание богов. // СОЦИО-ЛОГОС. М., 1991.
22. Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. М, 1979.
23. Гартман Э. фон. К понятию бессознательного. // Новые идеи в философии. Сб. 15: Бессознательное. СП б., 1914.
24. Гартман Э. фон. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного. М., 1873. Вып. 1, 2.
25. Гегель Г. В. Ф. Философия права. // Соч. М.-Л., 1934. Т.7.
26. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. // Соч. М., 1959. Т. 4
27. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 3.
28. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т, М., 1969, Т. 2.
29. Губанов Н. И. Чувственное отражение. М., 1986.
30. Гуревич А. Я. Жак Ле Гофф и "Новая историческая наука" во Франции. // Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
31. ЗГГуревич А. Я. Ментальность. // 50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
32. Гусев. С. С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М., 1986.
33. Делокаров К. X. Рационализм и социосинергетика. // Общественные науки и современность. 1997. № 1.
34. Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.
35. Дубровский Д. Pi. О природе социального. //Вопросы философии. 1971.№ 4.
36. Дубровский Д. И. Проблема идеального. М., 1983.
37. Дэвидсон Д. Об идее концептуальной схемы. // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993.143
38. ЗВ.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М., 1991.
39. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представления коллективные. // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
40. Дюркгейм Э. Ценностные и "реальные" суждения. // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
41. Иванов А. В. Сознание и мышление. М., 1994.
42. Ильенков Э. В. Материалистическое понимание мышления как предмета логики. // Философия и культура. М., 1991.
43. Иоан Дамаскин. Поли. собр. Творений. Т.1. Б. г.
44. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.
45. Кальвайт X. Шаманы, целители, знахари. М., 1998.
46. Камю А. Бунтующий человек. // Бунтующий человек. М., 1990.
47. Кант И. Критика способности суждения. // Соч.: в 6 т. М., 1965. Т.5.
48. Кант И. Критика чистого разума. // Соч.: в 6 т. М., 1964. Т. 3.
49. Кант. И. Основы метафизики нравственности. // Соч.: в 6 т. М., 1965. Т. 4.
50. Капра Ф. Дао физики. СП б., 1994.
51. Кляус Е. М. Альберт Эйнштейн. // Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965.
52. Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. // СОЦИО-ЛОГОС. М., 1991. .
53. Копнин П. В. О рациональном и иррациональном. // Вопросы философии. 1979. №4.
54. Кун. Т. Структура научных революций. М., 1975.
55. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. // Структура и развитие науки. М., 1978.
56. Лебон Г. Психология народов и масс. СП б., 1896.144
57. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
58. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
59. Лейбниц Г. В. Монадология. // Соч.: в 4 т. М., 1982. Т. 1.бОЛейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. // Соч.: в 4 т. М., 1983. Т. 2.
60. Лейнг Р. Разделенное Я. Киев, 1995.
61. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М, 1980.
62. Леонтьев А. Н. Психология образа. // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1979, № 2. С. 4 5.64Локк Д. Опыт о человеческом мышлении. Избр. филос. произв.: в 2 т. М., 1960. Т.1.
63. Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона. // Платон. Собр. Соч.: в 4 т. М., 1990., Т. 1.
64. Л осев А. Ф. Художественные каноны как проблема стиля. // Вопросы эстетики. М., 1964. Вып. 6.67Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
65. Мамардашвили М. К. Превращенные формы (О необходимости иррациональных выражений). // Как я понимаю философию. М., 1992.
66. Мамонова М. А., Иванов А. В. Предисловие к кн. Д. Т. Судзуки "Лекции по дзен-буддизму". // Судзуки Д. Т. Лекции по дзен-буддизму. М., 1990.
67. Манхейм К. Идеология и утопия. // Диагноз нашего времени. М., 1994.71 .Манхейм К. Консервативная мысль. // Диагноз нашего времени. М., 1994.
68. Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразования. // Диагноз нашего времени. М., 1994.
69. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9 т.М., 1987. Т. 4.145
70. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. // Избранные сочинения в 9 т. М., 1987. Т.2.
71. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.
72. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
73. Маффессоли М. Околдован кость мира или божественное социальное. // СОЦИО-ЛОГОС. М„ 1991.
74. Махабхарата. Вып. 5. Кн. 1: Мокшадхарма. Ашхабад, 1983.
75. Мень А. История религии.: в 7 т. М., 1991. Т. 1.
76. Мокшицкий Э. Между эпистемологией и социологией знания. // СОЦИО-ЛОГОС. М. 1991.
77. Момджян К. X. Социум. Общество. История. М., 1994.
78. Монсон П. Лодка на аллеях парка. // Социологические исследования. 1996. №3.
79. Моральные ценности и личность. / под. ред. Титаренко А. И., Николаичева Б. О. М., 1994,
80. Мудрагей Н. С. Проблема рационального и иррационального в «Критике чистого разума» И. Канта // Вопросы философии, 1971.
81. Мудрагей Н. С. Проблема рационального и иррационального в философии Гегеля. // Проблемы философской науки. М., 1971.
82. Мудрагей Н. С. Проблема рационального и иррационального: античность, средневековье. //Вопросы философии. 1982. №9.
83. Мудрагей Н. С. Рациональное и иррациональное: историко-теоретический очерк. М., 1985.
84. Назаров В. Н. Афоризм как выражение нравственной мудрости. // Разумсердца. М., 1990.
85. Назаров В. Н. Ценность нравственности и нравственные ценности. // Разум сердца. М., 1990.
86. Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М., 1993.14691 .Ницше Ф. Воля к власти. М., 1995.
87. Павленко Ю. В. Альтернативные подходы к осмыслению истории и проблема их синтеза. // Философия и общество. 1997. № 3.
88. Паскаль Б. Мысли. М., 1995.
89. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1998.
90. Платон. Кратил. // Соч.: в 4 т. М., 1990. Т. 1.
91. Платон. Парменид. // Собрание соч.: в 4 т. М., 1993. Т. 2.
92. Платон. Тимей. // Собрание соч.: в 4 т. М., 1994. Т. 3.
93. Поппер К. Логика и рост научного знания. // Избранные работы. М., 1983.
94. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.
95. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
96. Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1957. Т.2.
97. Рязанов К). Б. Массовое социальное поведение. // Труды СГУ. Вып. 6. М., 1998.
98. Салосин В. Т. Диалектика взаимопроникновения естественных наук.1. Волгоград, 1972.147
99. Спиноза Б. Избр. произв.: в 2 т. М., 1957. Т.2.
100. Судзуки Д. Т. Лекции по дзен-буддизму. М., 1992.
101. Тугаринов В. П. Философия сознания. М., 1971.
102. Уайтхед А. Н. Наука и современный мир. // Избранные работы по философии. М., 1990.
103. Уайтхед А. Н. Приключения идей. // Избранные работы по философии.1. М., 1990.
104. Уайтхед А. Н. Способы мышления. // Избранные работы по философии. М„ 1990.1 17. Фейерабенд П. Объяснение, редукция и эмпиризм. // Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
105. Фейерабенд П. Против методологического принуждения. // Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
106. Фейнберг Е. Л. Наука, искусство и религия. // Вопросы философии. 1997. №7.
107. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
108. Фихте И. Г. Избранные соч. М., 1916. Т. 1.
109. Франк С. Л. Непостижимое. // Сочинения. М., 1990.
110. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "Я". // "Я" и "Оно". Труды разных лет.: в 2 кн. Тбилиси, 1991. Кн. 1.
111. Фромм Э. Психоанализ ,и религия. // Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж. П. Сумерки богов. М., 1989.125. , Фромм Э. Из плена иллюзий. // Душа человека. М., 1992.
112. Фромм Э. Революция надежды. // Психоанализ и этика. М., 1993.
113. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СП б., 1994.
114. Хайдеггер М. Путь к языку. // Время и бытие. М., 1993.
115. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.148
116. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. // Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.
117. Хофман И. Активная память. М., 1986.
118. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры. // Вопросы философии. 1992. №6.
119. Шеллинг Ф. В. И. Система тра 11 с цен дентал ьного идеализма. // Сочинения: в 2 т. М., 1987. Т. 1.
120. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск, 1998.
121. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
122. Юм Д. Трактат о человеческой природе. // Соч.: в 3 т. М., 1995. Т. 1.
123. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. СП б., 1994.
124. Юнг К. Г. Комментарий к "Секрету золотого цветка". // Йога и Запад. Львов-Киев, 1994.
125. Юнг К. Г. О современных мифах. М., 1994.
126. Ясперс К. Философская вера. // Смысл и назначение истории. М., 1991.
127. Danielou J. Dieu et nous. Paris, 1956.
128. Ghelen A. Die Seele in technischen Zeitalter. Hamburg., 1957
129. Ghelen A. Zeit-Bilder. F/M-Bonn, 1960.
130. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Fr./M., 1981.
131. Lukes S. Mliethodological individualism recognsidered. // Emmet D., Maclntyre A. (eds). Sociological theory,and philosophical analysis. L., 1970.
132. Pareto V. Trattate di Socilogia Generale. Milano, 1964.
133. Parsons T. The Structure of Sociological Theory Pure and Applied. Glecoe, 1949.
134. Schutz A. Collected Papers. The Hague, 1962. Vol. 1 -2.
135. Wehling P. Moderne als Sozialmuthos. Frankfort N'. Y., 1992.
136. Whorf B. L. Language, thought and reality. N.Y., 1956.