автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Проблема истории в драматургии Бульвера-Литтона
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Когуашвили, Маквала Давидовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. БУЛЬВЕР-ЛИТТОН И ПРОБЛЕМЫ АНГЛИЙСКОГО
ТЕАТРА.П
X; Состояние английского театра и деятельность Бульвера~Литтона.
2, Взгляды на задачи и принципы драматургии.
ГЛАВА П. БУЛЬВЕР-ЛЙТТОН - ДРАМАТУРГ.
I» Первый цикл исторических пьес
Бульвера-Литтона. • 66 ^
2. Поздние пьесы Бульвера-Литтона на исторические темы.
ГЛАВА Ш. ПЬЕСА БУЛЬВЕРА-ЛИТТОНА "РИШЕЛЬЕ, ИЛИ
ЗАГОВОР"
ГЛАВА 17. "РИШЕЛЬЕ" НА ГРУЗИНСКОЙ СЦЕНЕ.
Введение диссертации1989 год, автореферат по филологии, Когуашвили, Маквала Давидовна
Эдвард Джордж Бульвер-Литтон принадлежит к числу тех английских писателей, которые вышли на литературное поприще в 20-х годах XXX века. Как плодовитый романист и видный драматург, переводчик и поэт, активный политический деятель и историк, он приобрел в свое время широкую известность и оставил значительный след в истории английской литературы прошлого столетия; Его творчество стоит на рубеже ведущих течений эпохи: он отдал дань как романтизму» так и реализму; поэтому некоторые исследователи считают его одним из связывании х звеньев между этими литературными направлениями.
Деятельность Бульвера в области драматургии привлекает к себе особое внимание. Как пишет Ю.Кагарлвдкий во вступительной статье к изданию пьес Бульвера на русском языке: "Среди имен английских драматургов девятнадцатого века имя Эдварда Джорджа Бульвера-Литтона занимает самое видное место" (138,5). Будьвер стремился пополнить театральный репертуар образцами серьезной драматургии* Он испробовал свои силы в различных по проблематике и форме произведениях, а лучшие его пьесы привлекли внимание публики не только в Англии, но и в других странах.
Хотя Бульверу не удалось разредать стоявше перед театром сложные проблемы, но он во многом определил пути его дальнейшего развития. И нет сомнения в том, что без изучения творческого наследия автора нельзя иметь полной картаны развития английской драматургии прошлого столе тая.
Иэ сценических произведений Бульвера особого внимания заслуживают исторические драмы, в которых наиболее ярко отразились творческая индивидуальность ангора, его взгляды на историю и общественное развитие.
Именно эта честь драматургического наследия автора является предметом исследования в данной работе.
Драматургия Буль в ера, популярная при его жизни, тогда же ваша отражение в периодической прессе. Его пьесы рассматривались в рецензиях, вызывали и критические, и одобрительные отзывы; В конвека новые тенденции литературной жизни вытесняют со сцены произведения Бульвера, который с этого времени и как романист, и как драматург привлекает значительно меньше внимания. Новый этап в подходе к творчеству писателя начинается в последние десятилетия, когда возрождается интерес к викторианской литературе и ее ведущим представителям.
Существующая о Бульвере литература не в одинаковой мере охватывает разные жанры его творчества: гораздо больше написано о прозаических произведениях автора, а критические материалы об его драматургии весьма немногочисленны. По характеру исследования их можно условно разделить на несколько групп.
I. Работы биографического характера, обзоры творческого пути автора, в которых, наряду с другими произведениями, затрагиваются и его пьесы. В некоторых источниках, например, в книге Эскот-та (53), в основном идет речь о романах, а драматургии уделяется очень мало внимания. Ряд интересных биографических данных содержат книги, изданные потомками писателя* Так, в книге, составленной его сыном (60) встречаются отдельные данные о работе писателя над драматическими произведениями; в материалах, изданных его внуком, помещены некоторые письма, раафываадие взгляды Буль-вера на задачи писательного труда и современную литературу (61), а в его монографии, изданной в 1948 году (44) одна глава посвящена главным пьесам автора, которые, однако, характеризуются в самых общих чертах»
2. Критические работы по истории английского театра и драматургии XIX века, в которых освещается творчество Бульвера, Так, например, в книге Э.Рейнольдса "Ранняя викторианская драма" (74) рассматривается положение английского театра середины прошлого века* Специальная глава исследования посвящена историческим пьесам того времени, в том числе и пьесам Бульвера аа темы из истории Франции. В истории английской литературы XIX века Джорджа Сейнтсбери (77) одна глава посвящена обзору драматургии. Автор выделяет Бузгьвера среди других драматургов той эпохи и считает, что его лучшие пьесы как по их литературным, так и по сценическим достоинствам выделялись на фоне репертуара английского театра прошлого столетия. В работе О.Николла по истории драматургии (67) в связи с жанровыми и стилевыми особенностями драматургии Бульвера рассматриваются его пьесы "Лионская красавица", "Ришелье" и "Деньги". Эти же пьесы, как яркие образца драматургии того времени названы в работе Р.Чапмена "Английская литература и общество" (46), которая охватывает период с 1832 по 1901 год.
3. Работы, специально посвященные исследованию драматургии Бульвера, очень немногочисленны. В своей небольшой монографии о Бульвере-драматурге В.Мюллер довольно вритически подходит к творчеству писателя-викторианца (63). Но и он признает его заслуги перед театром хого времени, а пьесы "Деньги" и "Ришелье" считает значительным явлением театральной жизни прошлого столетия* Показателем роста интереса к Бульверу являются две диссертации, посвященные его драматургии - одна, защищенная в университете Вирджинии в 1929 году, а вторая в университете Бристоля в 1969 году.
Сведения о них даются в библиографиях (52), но, к сожалению, этих работ в книгохранилищах Москвы и Ленинграда не имеется, а получить их яо международному абонементу не удалось,
4, В специальную грушу можно выделить посвященные отдельным пьесам Буль вера статьи, которые печатались как при жизни писателя, так и позднее. Английские и французские журналы откликнулись на первые же постановки пьес Бульвера "Герцогиня де Лавальер" (70), "Лионская красавица" (71), "Ришелье" (68) и др. Статьи об отдель
• них пьесах, опубликованные в нашзм столетии, носят более специальный характер, например, определяются источники, которыми пользовался Бульвер при работе над "Ришелье" (72), дается содержательный разбор пьесы "Лионская красавица" (58) и т.п.
5. Немало интересных данных содержат статьи, в которых деятельность Бульвера рассматривается в сопоставлении с другими авторами его времени. Такого рода работы появляются в английской и американской печати нашего столетия. Так, в книге Т.Дикинсона об английской драматургии (50) пьесы Бульвера рассматриваются обзорно наряду с деятельностью современных ему драматургов - Роберта Броунинга, Хенри Тейлора, Шеридана Ноулса, Вестленд Мерстона и других. Специальная работа посвящена сотрудничеству Бульвера с Макреди - знаменитым актером того времени, который активно боролся за возроадение английского театра (45). Переписка с Макреди раскрывает многие моменты из истории создания пьес Бульвера, Специально Бульверу и Диккенсу посвящена статья С.Флауер (56), в
• которой прослеживается сотрудничество двух писателей, активно стремившихся поднять уровень театральной жизни Англии того времени. В частности, в ней разбирается история создания и постановки пьесы Бульвера "Мы не так плохи, как кажемся".
В России произведения Бульвера приобрели популярность еще при жизни писателя, С его произведениями был знаком Пушкин, ибо, как указано в статье М.П.Алексеева, " в его библиотеке сохранилась целая серия книг Бульвера во французских переводах 1834-1836гг." (89, 577). На русский язык были переведены почтя все романы Буль-вера, а инсценировка романа "Риенци" и главные его пьесы с успехом ставились на сцене. Интересные мысли о его творчестве можно встретить в статьях Белинского, Чернышевского, Дружинина и других авторов. Сведения о Бульвере читатели могли получить по изданным на русском языке историям зарубежной литературы.
Бульвер не остался вне внимания и грузинской литературной общественности прошлого века: в 1865г. грузинский перевод романа "Юджин Арам" был напечатан в журнале "Цискари" ("Заря"), а его пьеса "Ришелье" в течение долгого времени пользовалась популярностью у грузинских зрителей.
Первый роман Бульвера, изданный на русском языке советскими переводчиками был "Кинельм Чиллингли". М.Горький высоко ценил это произведение и ставил его героя в один ряд с образами романов Стендаля, Бальзака и Мюссе. Вступительные статьи к изданиям книг Бульвера, написанные А.К.Виноградовым (102), А.В.Чичериным (167), С.А.Гтченко (177), знакомят читателей с особенностями творчества писателя. Интересные данные об его творчестве можно встретить в исследованиях, посвященных другим писателям XIX века: в работах В.С.Бенинга (101) и Ю.И.Крутова (142) о Стивенсоне; в работах
Н.К. Орловской (153), Н.А.Ехуновой (124), В.С.Довгополи (119) о Теккерее. М.П.Алексеев касается творчества Бульвера, рассматривая влияние Байрона на английскую литературу своего времени (88). Сведения о Бульвере читатели могут подучить в историях английской литературы, в литературных энциклопедиях, словарях и справочниках.
Интерес к творчеству писателя заметно возрастает в последние десятилетия, когда появляются специальные работы М.Д.Купченко (141), Н.М.Макиевской (145), Г.М.Пермивовой (155), посвященные исследованию его романов.
Но что касается драматургии Бульвера, то в нашей критической литературе этот вопрос не стал еще предметом специального изучения. Можно указать лишь на вступительную статью Ю.Кагарлицкого к сборнику пьес Бульвера, изданному в Москве в I960 году. В этом небольшом, но очень содержательном очерке автор касается главных драматических произведений автора и высказывает интересные мысли об его значении в истории развития английского театра прошлого столетия. Ему же принадлежит обзор драматургической деятельности Бульвера в третьем томе "Истории западноевропейского театра", изданном в 1963 году.
На крайнюю ограниченность материалов по истории английского театра интересующей нас эпохи указывал в свое время С.Мокульс-кий. "Слабым местом в нашем театроведении является изучение истории западного театра XIX и XX веков", - писал он. Отметив заслуги литературоведения в изучении творчества крупнейших реалистов того времени, он тут же сделал оговорку, что "о драматургии английских реалистов середины XIX века (Бульвер, Робертсон и др.) не написано ничего" (133).
За последние два десятилетия английский театр того времени не привлек к себе внимание наших исследователей и новые работы по драматургии Бульвера не публиковались.
Наша работа является первой попыткой монографического изучения исторических пьес Бульвера-Литтона, которые представляют наиболее значительную часть его драматургического наследия.
Работа состоит из введения, четырех глав и заключения» Методологической и теоретической основой диссертации являются марксистско-ленинские принципы советского литературоведения, наследие классиков марксизма-ленинизма, новейшие достижения советских специалистов в изучении истории зарубежной литературы XIX столетия.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема истории в драматургии Бульвера-Литтона"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрение творческого пути Бульвера-Литтона как драматурга приводит к выводу, что ведущую роль в его театральной деятель ности играла историческая проблематика. Именно на материале исто рического прошлого построены те две наиболее значительные пьесы автора - "Лионская красавица" и "Ришелье", которые вплоть до начала нашего столетия с успехом шли на английской сцене; и именно в этих пьесах проявились наиболее характерные черты драматургии Бульвера, получившей в свое время широкое признание.
Несмотря на то, что на протяжении своего творческого пути писатель больше работал в области прозы, его драматургия является значительным вкладом в английскую литературу прошлого века. До справедливому замечанию Ю.Кагарлвдкого, "в истории английской драмы Бульвер занимает значительно большее место, чем в истории английского романа" С 138, 13).
Его пьесы им эли различную судьбу, некоторые из них не удержались на сцене, а рецензенты высказывали по поводу них различные взгляды. Но не подлежит сомнению, что в период, когда ангий-ский театр переживал сложный период кризиса и поисков новых путей, Бульвер был одним из тех немногих современных ему .драматургов, которые смогли привлечь к себе внимание зрителей. И если позднее его произведения исчезли из театрального репертуара, то это нисколько не снижает их значения как выдающихся образцов английской .драматургии прошлого века.
Даже те черты его произведений, которые с точки зрения исследований последующего времени вызывали возражения, были характерным вырожением литературных вкусов его эпохи.
Хотя по значению созданных им произведений Бульвера нельзя поставить рядом с крупнейшими корифеями английской литературы прошлого столетия, но, как подчеркивает в своем исследовании Честертон, он был яркой фигурой своего времени и "без него невозможно представить себе Викторианскую эпоху" (47; 135). Драматургия писателя не стала переломным этапом в развитии английского театра, хотя, по выражению О.Николла, Бульвер "продвигался ощупью к чему-то новому" (64, 173).
Бульвер использовал различные существовавшие в то время формы театральных представлений, в основном опираясь на мелодраму, он сумел вложить в свои произведения серьезную проблематику и придать им подлинное литературное достоинство. Именно поэтому его творчество не только представляет собой интересный этап в развитии английского театра того времени, но является также и ступенью, подготовлявшей новый подъем английского театра, который наступил в конце XXX века.
Прославившие Бульвера две исторические пьесн получили широкое признание, ибо для писателя обращение к исторической тематике не было уходом в прошлое, но совмещалось с актуальными для его времени вопросами. В наиболее удачных своих произведениях Бульвер сумел воплотить те требования, которые он ставил перед драматургами в своих теоретических работах: он не представляет себе сценического искусства вне политики; изображение прошлого сочетается с волнующими вопросами современности, а глубокое изучение исторических данных служит основой для художественного вымысла.
Основой для исторических устремлений драматургии Бульвера является наблюдения над потрясшими его поколение событиями революции во Франции. Доэтому в его исторических пьесах чувствуется стремление разобраться в проблемах общественного развития и затрагиваются вопросы соотношения правящих классов и народа. Подобная проблематика была особенно актуальна в годы парламентской реформы и начавшегося в Англии чартистского движения. Хотя сам Бульвер был далек от революционных устремлений эпохи,он умел правильно разобраться в событиях прошлого и сделать из них выводы, которые отвечали проблемам современности и были понятны зрителям его времени.
Интересные по изображению особенностей затронутой эпохи и по поставленным проблемам, лучшие исторические пьесы Бульвера рисуют яркие образы героев и раскрывают живые человеческие чувства. Благодаря этому они не только обогатили репертуар английского театра, но привлекли к себе внимание и в других странах.
Убедительным подтверждением художественных достоинств драматургии Бульвера является постановка пьесы "Ришелье" на грузинской сцене. История перевода произведения на грузинский язык и связанные с постановкой материалы показывают серьезное отношение театральных деятелей к пьесе английского автора и живой отклик на нее зрителей, В то же время, самый факт появления "Ришелье" на грузинской сцене свидетельствует о жизненности исторической проблематики Бульвера, которая оказалась понятной зрителям более позднего времени и другой страны.
- 194
Список научной литературыКогуашвили, Маквала Давидовна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1. Маркс К. Политические партии в Англии. Соч.,Т.12.М.,Гос.изд.полит.лит-ры, 1958, с.518-521.
2. Маркс К. Из парламента: предложение Бульвера и ирландский вопрос. Соч.,т.П,М.,Гос.изд.полит,лит-ры,1958,с.374-377.
3. Маркс К. Из парламента: предложения Робака и Бульвера.Соч.,т.П, М.,Гос.изд.поли т.лит-ры,1958,с.371-373.
4. Маркс К. и Энгельс Ф. Об Англии.М.Гослитиздат,1952, 581с.
5. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве.Т.2,М.,"Искусство",1983,701с.
6. Энгельс Ф. Англия в 1845-1885 годах. Соч.,Т.21.М.,Гос.изд.полит.лит-ры,196I, с.198-205.
7. Энгельс Ф. Англия. Соч.,Т.8. М.,Гос.идд.полит.лит-ры,1957,с.218-230.
8. Ленин З.И. 0 литературе. М*Дуд.лит-ра,1971, 303 с.
9. Ленин В.И. Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. Полное собр.соч.,т.38. М.,Гос.изд.полит.лит-ры, 1963, с.327-377.
10. Bulwer -Lytton E.G. Complete Works, Vol. XVI. Lpz, 1839,541 p.
11. Bulwer- Lytton E.G. Dsir/nley. The Dramatic Works. Vol. XX,er.y., S.A., p. 355-389.
12. Bulwer-Lytton E.G.- The Duchess de la Valliere. The Dramatic
13. Works. London. Cassell and Company, s.a, p. 7-105.
14. Bulwer-I#tton E.G.- England and the English, Lpz., Fleisher,1834, 506 p.
15. Bulwer-Lyt tori E.G.- Eugene A»am, Lpz. Fleisher, 1834, 551 p.
16. Bulwer -Lytton E.G. Harold, The Last of the Saxon Kings,v.I, II. U.Y., Charles Sccri.bnew»s Sons, 1902, 709 p.
17. Bulwer-Lytton E.G. Kenelm Chillingly: His adventures and
18. Opinions, 4 vols, bps, 1873, 1143 p.
19. Bulwer-Lytton E.G. TJie Lady Of Lyons or Love and Pride.
20. The Dramatic Works, London Cassell and Company, s.a. p. 106-169*
21. Bulwer-Lytton E.G.- The Last Days of Pompei. ЛГ.Х., 1850,256 p.1.. Bulwer-Lytton E.G.- Money: A Comedy. The Dramatic Works, vol. XZ. IT.Y., A.S. , p. 221-271.
22. Bulwer-Lytton E.G. Not So Bad As We Seem, or Many Sides toa Character; a comedy. The Uiramatic Works, Vol. I, Lpz., Bernard Taucnitz , I860, p^ 294-299.
23. Bulwer-Lytton E«G Pamphlets and Sketches. London, N.Y.,
24. Routledge and Sons, 1875, 352 p.
25. Bulwer-Lytton E.G. Richelieu: or the Conspiracy. The Dramatio Works, London, Cassel and Company, s.a. p.171-281.
26. Bulwer-Lytton E.G. -Richelieu: or the Conspiracy. The Dramatic Works, vol.1. Lpz, Bernard Tauchnitz, I860,260 p.
27. Bulwer-Lytton E.G. Rienzi, the Last of the Roman Tribunes.1.d, Routledge, s.a. 569 p«
28. Bulwer -Lytton E.G.- The Rightful Heir. The Dramatic Works.
29. Vol. IX, N.Y., S.A. p. 271-321.
30. Bulwer-Lytton E.G. Walpole or Every Man Has His Price.The
31. Dramatic Works, vol. IX . IT.Y., S.A., p. 321-355.
32. Bulwer -Lytton E.G. A Word to the Public. L., 1847,58 p.
33. Бульвер-Литтон Эд.Дж. Герцогиня Ла-Вальер. Драма в 5 действиях. Вольный перевод с английского А.В.Кей-зер. М.,Типо~литогр.Ив.Ив.Смирнова,1877,161с.
34. Бульвер-Литтон Эд.Жэ.-Лионская красавица.Драма в 5 действиях^ стихах и прозе.Перевод с английского П.А. Каншина. СПБ ,йзд.З.З.Базарова, 1888,117с.
35. Бульвер-Литтон Эд.Дж. Пьесы, Перевод с английского.М./'Искусство" ,1960, 463с.
36. Бульвер-Литтон Зд.Дя. Риенци, последний из римских трибунов
37. СПБ,1898, О.Н.Попова, 518с.
38. Бульвер-Литтон Эд.Дя. Ришелье. Перевод с английского Степанова (1866). Рукопись в фондах Ленинградской театральной библиотеки им.Луначарского.
39. Allen W. The English Hovel. A Short Critical History. Pengain Books, 1978, 376 P.
40. Alloth K. end Alloth M. Victorian prose, 1830- 1800. Penguin Books, 1956, 314 p.
41. Ashley H. Victorian Fiction. A guide of research. Cambridge1964, Harward University press, 1964, 440 p.
42. Batho E., Dodree В.- The Victorians aUd after ( I830-I9I4).L.1938, 371 p.
43. Baker , Ers. Blanch M. -Dramatic Bibliography. U.T., 1933,320 p.
44. Baker , Ernest A. A guide to Historical Fiction. U.Y., Macmilan, 1914, 366 p.
45. Baker Т.Е. The Reinterpretation of Victorian Literature.
46. Princeton University press, 1950, 236 p.
47. Booth M.R. Prefaces to English 19-th Century Theatre. Manchester University Press, 1977, 231 p.
48. Buckley J.H. The Triumph of time. Cambridge, 1966, 187 p.
49. Bulwer-Lytton by the Earl of Lytton., 1948, 108 p.
50. Bulwer and Macready A Chronic of the Early Victorian Theatre. Ed» by Charles H. Shattuek. Urbana , University of Illinois Press, 1958, 278 p.
51. Chapman R. The Victorian Debate.(English Literature and
52. Society I832-I90I). L., 1968, 367 p.
53. Chesterton G.K. The Victorian Age in Literature. L., 1928,256 p.
54. Cordasco Fr. Notes on Bulwer -Lytton's Classioal Scholarship. "Notes and Queries". L., 1951, v.196, №9,pp. i91-i92.
55. Delavigne C. Ludwig XI. Trauerspiel in 5 Aufzugen von Johannes Benoit. Lpz, Reclam. SA., 1061 .
56. Dickinson Т.Н. The Contemporary Drama of England .L., 1920,303 p.
57. Drama and Society -Cambridge, 1979, 321 p.
58. English Drama and Theatre, 1800-1900. American Literature,English Literature and World Literatures in English. A Information Guide Series, v.12, 481 p.
59. Escott T.H.S. Edward Bulwer. First Baron Lytton of Knebworth.
60. A Social personal and Political Monograph. L., I910, 337 p.
61. Escott T.S. -Social Transformation of the Victorian Age. L.,1897, 376 p.
62. Essays on 19-th Century British Theatre . Ed. by Kenneth Richards and Peter Thomson. L., 1971, 195 p.
63. Flower S.J. -Charles Dickens and Edward Bulwer Lytton. in:
64. The Dickensian" L., 1973, vol. 69, p. 79-89.
65. Forsfcer J. The Life of Charles Dickens. In 2 vol. London,
66. Chapman and Hall, I9II, v.I -481 p., v.II-515 p.
67. Ganzel D. Bulwer and.His Lady. "Modern Philology", I960, v.58,1, p. 41-52.
68. Harrison, Frederick Studies in Early Victorian Literature.1.d ff.Y., Arnold, 1895, 248 p.60* The Life, Letters and Literary Remains of Edward Bulwer Lord1.tton by his Son, v. II, L., 1883, 388 p.
69. The Life of Edward Bulwer First Lord Lytton by His Grandson the Earl of Lytton, v.II. L., 1913, 507 p.
70. Memolres de 1*АЬЪе Arnauld, I partie, Amsterdam, 1756, 252 p.
71. Mtfller W, Edward Bulwer als Dramatiker. Inaungural Dissertation. Lpz., I901., 82 S.
72. Eicoll A. A History of English Drama 1660-1900, v.IV.
73. Cambridge University Press, 1955, p.4-179.65. tficoll A. A History of late 19-th Century Dtama 18501900, 2 vol. Cambridge University Press, 1949, vol\ I, p. vol. I , p. 1-228, vol. 2. p.229-772.
74. H"icoll A. World Drama: From Aeschylus to Anouilb. London,1978, 965 p.
75. Nicoll A. British Drama. London , 1973, 365 p.
76. Nineteenth Century Literature Criticism, v.I .S.A. ed.by L,L. Harris. 134-156.
77. Pellisson -His to ire de lUcademie Franca ise. Paris, 1730,240 p.
78. Planche G. The Duchess de la Valliere "Revue des Deux Mondes. Paris 1837. T.X, p. 250-260.
79. PLanche G. "The Lady of Lyons", Revue des Deux Mondes.
80. Paris 1839. t,17, p.82-91.
81. Qualia Ch. French Dramatic Sources of Lytton1s Richelieu
82. P.M.L.A.", XXII, 1927, p. 177-184.
83. Reiter Seymour World Theatre. The Structure and meaningof drama. N.Y., 1973, 259 p.
84. Reynolds E. -Early Victorian Drama (I83C-I870). H.Y., 1965,163 p.
85. Rowell G. The Victorian Theatre. Oxford University Press,1956, p. 31-74.
86. Saintine X.B. -Une maitresse de Louis XIII. Paris, Hachette,1.60, 375 p.
87. Saintsbury G. A History of I9th Century Literature <17801900). London, Mackmilan, 1925 , 498 p.
88. Simmons James G. Bulwer Lytton and Dickens' Jo."I9thcentury Fiction", 24, № 1, June 1969, p. 98-105.
89. Stevenson L. -Stepfathers of Victorianism. "The Virginia
90. Quarterly Review", 1930, April, vo}. 6, № 2, p.251-267.
91. Stevenson L. Victorian Fiction: A Guide to Research. Cambridge, Harvard University Press, 1964, 440 p.
92. A Treasury of Drama Classical Through Modern. London,1. X975, 515 p.
93. The Victorians Bd. by Arthur Pollard L., 1970, 436 p.
94. Victorian Fiction A guide to Research. By R.Ashley, Jame D.
95. Barу Brandford. Harvard University Press, 1964, p. 35-43.
96. Voltaire Bssai sur les moeurs et 1*esprit des nations.
97. Oeuvres completes,t. XIX. De 1'imprimeriede la Societe Slitteraire-typographique, 1785, 482 p.
98. Walker H. The Literature of the Victorian Era. L., Cambridge University Press, 1910, 1067 p.
99. Wills W.G. Eugene Aram in : The Golden Age of Melodrama.1., SA p. 362-394.
100. The World's Greatest Books, vol, X. Lives and Letters . L.,1913, p. 178-189.
101. Алексеев M.IL Из историк английской литературы (этюды,очерки, исследования . М.Л.Гослитиздат (Ленинградское отделение), I960, 499с.
102. Алексеев М.П. Несколько английских книг из библиотеки
103. А.С.Пушкина. В книге: Пушкин и мировая литература. Л.,"Наука", Ленинградское отделение, 1987, стр.572-577.
104. Аникин Т.В. и Михальская Н.П. История английской литературы. М.,"Высшая школа", 1975, 528с.
105. Аникст А.А. История английской литературы. М.,Учпедгиз,1956, 483с.
106. Аникст А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М.,"Наука",1983, 288с.
107. Аникст А.А. Теория драмы на западе в первой половине
108. XIX века. Эпоха романтизма.М.,"Наука", 1980, 343с.
109. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.,1. Наука",1967, 455с.
110. Байрон Дж. Дневники и письма. М.,АН СССР, 1963, 440с.
111. Байрон ,Дд. Полное собрание сочинений, т.П, СПБ, Брокгауз1. Ефрон, 1904, 496с.
112. Барг М.А. Кромвель и его время. М., Учпедгиз, I960, 243с,
113. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,"Художественная литература", 1975, 502с.
114. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.,"Художественная литература",1986, 541с.
115. Боборыкина Т.А. Драматургия 0.Уайльда. Автореферат диис.на соиск.уч.степ.канд.филол.наук.Л.,1948, 23с.
116. Бенинг B.C. Исторические романы Стивенсона. Автореф.канд.дисс.,Л.,1948, 23с.
117. Виноградов А. Вступительная статья в кн.:Э.Бульвер
118. Литтон. Кинельм Чиллингли.М.,Курн.газ. объединение, 1932, с.3-24.
119. Виньи А. де. Сен Map. М.,1936, 354с.
120. Владимиров С.В. Действие в драме. Л.,"Искусство",1972,159с.
121. Волькенштейн В.М. Драматургия. М./'Советский писатель",1969, 335с.
122. Всеобщая история литературы под ред.В.О.Корша, А.Кирпичникова, ГУ, СПБ, 1892, 1081с.
123. Гвоздев А.А, Западно-европейский театр. (На рубеже XIX
124. XX столетий).Л.-М.,1939, 377с.
125. Гвоздев А.А. Из истории театра и драмы. П.,1923, 103с.
126. Гете И.В. Годы учения Вильгельма Мейстера. Пермь,1959,547с,
127. Горбунова Е.Н. Вопросы теории реалистической драмы.М.,
128. Советский писатель", 1963, 508с.
129. Горбунова Е.Н. Идеи, конфликты,характеры.М. /'Советскийписатель",1960, 419с.
130. Гражданская З.Т. Драматургия Б.Шоу. Автореферат докт.дисс.,М.,1962, 39с.
131. ИЗ. Гуляев Н.А. Романтизм в художественной литературе. Казань. Изд.Казанского университета,1972, 179с.
132. Гюго В. Кромвель. Собр.соч.,т.1Х.М.,Изд.тип.т~ва Д.Сытина, 1915, с.161-397.
133. Гюго 3. Предисловие к пьесе "Кромвель".Собр.соч.,т.14,М.,1956, с.74-131.
134. Гюго В. Собрание сочинений, т.4.М.,1954, 464с.
135. Гюго В. Собрание сочинений, т.З, М.,1953, 552с.
136. Добрев Ч. Лирическая драма.М.,"Искусство",1983, 325с.
137. Довгопол B.C. Историческая тема з творчестве В.М.Теккерея (1830-40 гг.).Автореф.канд.дисс.,Киев, 1973, 21с.
138. Дьяконова Н.Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. Л.,Изд.Ленинградского унта,1970, 231с.
139. Дьяконова Н.Я. Английские романтики о театре.Известия
140. АН СССР.Серия языка и литературы,т.6I.M., 1983, с.16-26.
141. Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература XIX зека.1. Л.,Изд.ЛГУ,1984,192с.
142. Европейский романтизм.-Сборник.М.,"Наука",1973,506с.
143. Егунова Н.А. Теория романа у Теккерея. В сб.:Литература иэстетика.Л.,1960,с.217-232.
144. Елизарова M.S. и др. История зарубежной литературы XIXвека.М.,"Просвещение",1972, 623с.
145. Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность.М. , АН СССР,I960, 505с.
146. Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии 1815-1917гг.М.,1959, 263с.
147. Жанлис М.Ф. Герцогиня де Ла Вальер.М.,университ.тип.:ч.11904, 220с.,ч.П,1905, 226с.
148. Ивашева В.В. Теккерей-сатирик.М.,Изд.МГУ,1958,304с.
149. Ивашева В.В. Творчество Диккенса.М.,Изд.МГУ,1954, 472с.
150. Игнатов С.С. История западноевропейского театра.М.-Л.,1. Искусство", 1940, 420с.
151. История английской литературы, т.2,вып.2.М.,АН СССР,1955,443с.
152. История западноевропейского театра, Ш под.ред.С.Мокульского.М.,"Искусство",1963, 688с.
153. История западноевропейского театра, т.1У, под ред.С.Мокульского.М.,"Искусство",1964, 667с.
154. История зарубежного театра. Под общей редакцией и с предисловием цроф.Т.Н.Бодаиеза,ч.П.Театр Европы и США XIX-XX вв.,М.,Просвещение,1972, 328с.
155. Кагарлицкий Ю.И. Западноевропейский театр эпохи просвещения в оценке русской и советской критики М.,М-во культуры СССР,1976, 195с.
156. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века: Театр эпохи просвещения:тенденции и традиции.М.,"Искусство",1987, 348с.
157. Кагарлицкий Ю.И. Вступительная статья в кн.:Эдвард Дж.
158. Бульвер-Литтон.Пьесы.,:Искусство",I960, с.5-27.
159. Карягин А.А. Драма как эстетическая проблема.М.,"Наука",1971, 224с.
160. Клименко Е.И. Английская литература первой половины SIXвека.Л.,Изд.ЛГ7,1971,144с.
161. Купченко М.Л. Проблемы личности и общества в творчестве
162. Е.Буль зера-Литтона 1828-1831гг. Автореф. канд.дисс.,Л.,1976, 16с.
163. Крутов Ю. Исторический роман Р.Л,Стивенеона.Автореф.канд.дисс.,М.,1970, 22с.
164. Макиевская Н.М. Исторические романы Бульвера-Литтона.Канд.дисс.,М.,1977, 200с.
165. Макиевская Н.М. Место Э,Бульвера-Литтона в английской литературе .В сб.трудов: К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе конца XIX-XX веков.М.,1975,с.124-129.f
166. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс.Очерк жизни и творчества. * М.,Учпедгиз,1959,124с.
167. М.Л. Эдуард Бульвер. Биографический очерк по письмам ипосмертный рукописям.Вестник Европы,I8S5, т.1У,кн.7,с.216-248.(Инищала М.Л.расшифровать не удалось).
168. Мокульский С.С. 0 театре.М.,"Искусство", 1963,544с.
169. Мортон А. История Англии.М.,Изд."Иностранная литература",1950,463с.
170. Мочалова Л.Т. Генри Ирвинг.Л.,:"Искусство",Ленинградскоеотделение,1982,208с.
171. Иечкина М. Функция художественного образа в историческомпроцес се.М.,1982,318с.
172. Орловская Н.К. Исторический романы Теккерея.Дисс.на соискуч.степ.кадд.филол.наук.Тб1946,184с.
173. Пал И.О. 0 жанре.Московское Всероссийское театральноеобщество,1962, 96с.
174. Перминова Г.М. Идейно-творческая эволюция З.Б.Литтона1823-1838гг. Автореф.канд.дисс.,1985,26с.
175. Пирсон X. Диккенс. М.,"Молодая гвардия",1963,511с.
176. Последние дни Помпеи Романтико-фантастическая феерия
177. Э.Роста з 4-х актах и 15 картинах по роману Бульвера, 1887. Рукопись в фондах Ленинградской театральной библиотеки им. Луначарского.
178. Проблемы истории зарубежных литератур,-Л,,Изд.ЛГУ,1979,207с
179. Проблемы истории зарубежных литератур.-Л.:Изд.ЛГУ,1983,161с.
180. Пулинец А,С. Клим Самгин и Кинельм Чиллингли.Ученые записки Черновицкого гос.университета,т.39. С ер.филолог.наук,вып.10,Черновцы,I960, с.92-119.
181. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л. Гослитиздат,Ленинградское отделение ,1958, 565с.
182. Реизов Б.Г. Французская романтическая историография.Л.,йзд-во Ленинградского университета,1956,553с.
183. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта.М.-Л.,"Художественная литература",Ленинградское отделение, 1965, 498с.
184. Сапрыкина Е. Некоторые особенности романтической теориидрамы. В книге "Европейский романтизм".М., "Наука",1973, с.179-203.
185. Семенов В.Ф. История средних веков.Изд."Просвещение",1. М.,1975, 590с,
186. Сокур Г.А. Драматургия Джона Голсуорси.Автореф.канд.дисс.,1. Л.,1978, 20с.
187. Чичерин А.В. Предисловие в кн.:Э.Бульвер-Литтон. Кенельм
188. Чиллингли, его приключения и взгляды на жизнь. М,-Л.,"Художественная литература", 1965, с.3-16.
189. Чичерин А.В. Предисловие в кн.;Э,Бульвер-Литтон, Пелэм,или приключения джентльмена,!.Гослитиздат,ленинградское отделение,1958, с.Ш-ХУШ,1. Лс
190. Хализев В.Е. Драма как явление искусства.М,/'Искусство",1978, 240с.
191. Хализев В.Е. Драма как род литературы.М.,Изд.МГУ,1986,259с.
192. Холодов Е.Т. Композиция драмы, «1. /'Искусство", 1957, 224с.
193. Хроника Петербургских театров с конца 1855 года до начала188I года. Составил А.И.Вольф, С.-Петербург, 1884.
194. Шайтанов И.О. Исторические драмы Б.Шоу.Автореф.канд.дисс.1. Ы.,1975, 22с.
195. Шмидт 10. Обзор английской литературы XIX столетия. С.-Петербург, 186 4, пер* с немецкого, 212 с.
196. Шоу Б. 0 драме и театре. М.,Изд."Иностранная литература", 1963, 640с.
197. Урнов М.Б. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX начало XX вз.).М.,1970,"Наука", 430с.
198. Утченко С.А. Предисловие в кн.:Бульвер-Литтон Э.Дж. Последние Помпеи. М.,Дет.литература,1965,с.З-20.