автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проблема конфликта и характера в узбекской советской детской драматургии

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Джалалова, Мукаррамхон
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Проблема конфликта и характера в узбекской советской детской драматургии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема конфликта и характера в узбекской советской детской драматургии"

.АКАДЕМИЯ НАУК УЗБЕКСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ им.A.C.ПУШКИНА

На правах рукописи Д2АЛАЛ0ВА Мукаррамхон

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА И .ХАРАКТЕРА В УЗБЕКСКОЙ СОВЕТСКОЙ ДЕТСКОЙ ДРАМАТУРШ (1970-1980 гг.)

Специальность 10.01.02 - Литература народов

СССР

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ташкент - 1990

Работа выполнена в отделе узбекской советской литературы Института языка и литературы им.А.С .Пушкина АН УзССР

Научный руководитель - доктор филологических наук, * профессор ШЕШУХ/ЩЦОВ П.Ш.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

РАСУЛИ 1Л.М.

кандидат филологических наук, доцент МАХМУДОВ М.

Ведущая организация - Ташкентский государственный педагогический институт им.Низами

Защита состоится "Д?" 1990 г. в /У часов

на заседании специализированного совета Д 01j.04.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте языка и литературы им.А.С.Пушкина АН УзССР (Ташкент -700170, ул.Муминова, 9).

С диссегтацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН УзССР (Ташкент, ул.Ыуминова, 13).

Автореферат разослан "¿.6" ¿¿сЯЛ/лА 1990 г.

Учений секретарь

специализированного повета, ___

доктор филологических наук КАРИМОВ Э.А.

Подписано * печать 2 */.//!950г Заказ 126 . Тираж ЮС, экз. _

Отпечатано на ротапринте б Ж с ВЦ НЮ "Кибернетика" АН УзССР 700125', г.Тадкект-125, ул.О.Ходжаева, 34

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность тема исследования. Советская детская литература, обладающая богатым жанровым диапазоном, вносит достойный вклад в духовное воспитание детей. Детская драматургия, являясь одним из видов детской литературы, достигла определенных успехов в утверждении высоких гуманистических идеалов. Драматургия С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, Н.Н.Носова, В.Розова, А.Арбузова, А.Г.Алексина, Ю.В.Сотника, Научные взгляды К.Чуковского, Дж.Ро-дари, Ю.Борева, Г.Гачева и др. оказали большое влияние на творческое развитие узбекской детской драматургии.. .. - Научно-теоретическое осмысление достижений узбекской хот-сяой драматургия позволяет глубже понять роль и значение ее в идейно-нравственном воспитания молодого поколения.

Недостаточная научно-теоретическая изученность детских драматургических произведений не дает полной объективной картины существующих проблем,.— ................................

..... В.узбекском литературоведении проблемы детской драматур-.

гаи, источники ее формирования были в той .или .иной стеиени разработаны, в грудах С.Мамаджанова, .П.Шермухамедова, Б.Имамова, У.Рашида, М.Кадирова, М.Алимовой, Р.Ибрагимовой, М.Махмудова в др.- Вместе.с тем, проблема характера я конфликта в узбекской детской драматургии еще не была объектом специального научного

исследования. . - ....... . — ............. ......

......Надеемся, что данная диссертационная.работа,-посвященная

проблемам.характера и конфликта в узбекской детской драматургии

в какой-то степени, восполнит существующий, пробел. ......

.....Исследование проблем детского драматургического творчеств

ва, в частности характера а конфликта, л привлечением огромного материала, представляется нам актуальным, теоретическое-обобща-» ние накопленного опыта в области детской драматургии несомненно

* Олимова М. Узбек совет болалар драматургияси (1917-67 йй). Дисс.канд.фалол.наук. Т., 1969. 235 б.; Имомов Б. Болалар драма-тургияси хакида//Совет мактаби. 1965. » I. Б.40-42; Назкр X. Болалар адабиёти.ва замонавийлик//Шарч вддузи. 1961. Я 4, Б.150-151; Рашид У. Узбек болалар ва ёшлар цраматургиясанийг з^озиргл ахволи//Иарц ^лдуэи. 1958. * 4."Е.1оЗ-137; Кодиров М. Халч ку-гирчок,геатри. Т., 1972. 210 б.; Узбек халк огзаки црамаси. Т., Т953; Узбек халк томоша санъати. Т., 1981. 224 б.

окажет положительное влияние на дальнейшее развитие узбекской детской Драматургии..... .....

Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является исследование пройдем художественного изображения яизненных конфликтов в детской драматургии и выявления характеров в этих конфликтных ситуациях. Кроме того, одной из основных задач работы является также анализ взаимоотношений* реальных и сказочно-фантастических конфликтов.

В соответствии с целью задачи диссертационной работы сводятся к следующему: ........

- выявить природу конфликта в детской драме и роль конфликта в идейно-художественной структуре произведения;

- определить место и роль узбекского устного народного творчеств.- в возникновении и становлении детской драматургии;

- изучить функциональные особенности конфликта в выявлении характера в детской фантастической драме;

. .-определить роль и место конфликта в эволюции характера, раскрытии особенностей художественного образа молодого современника: - ............. -.............. ..........

- изучить идейно-художественные функции конфликта при инсценировании произведений в театре юного зрителя; -..........

~ выявить особенности конфликта в репертуарах кукольных . театров................... ......------------------ . ..,. • . ...

Научная, новизна диссертационной работы^ Исследование проблем в детской драматургии в контекоге ее взаимоотношений с устным.- народным творчеством и художественной фантастикой характеризуется принципиальной значимостью. В литературоведении до настоящего времени яв исследовались проблемы взаимоотношений узбекской детской драматургии с классической.восточной литературой, со.своеобразными народными традициями, национальными особенностями.. Наряду о этим, неизученными до настоящего времени сотаются функции художественного образа' в появлении сатиричес- ... к их, юмористических.' эпизодов в фантасгико-лриклтенческой структуре сюжетов драматургических произведений. -

Исходя из этого, выявлены особенности конфликта и характера в драмах-сказках; в фантастической драме; функции конфликта и характера в исторяко*-биографической драме; особенности художественной интерпретации конфликта школьной жизни в советской

детской драматургии. . ..

Предмет и объект исследования. Творчество узбекских детских драматургов Хакима Казира, Лулата Мумяна, Эргаша Раимова, Анвара Абиджана, Латифа Махмудова, Ходжиакбара Шайхова, Равшаяа Яриева, Захриддша Мухиддинова я др., в частности их драматургические произведения, опубликованные в печати, поставленные на сцене театров, явились объектом исследования. В процессе исследовательской работы соискатель обращался также к творчеству юиссиков детской литературы - С.Маршака, С.Михалкова, Е.Шварца, А.Алексина, Дя.Родари.....

— Методология исследования. Методологическую и теоретическую основу данной работы составляют труды классиков марксизма о роли литературы и искусства, работы по методологии литературоведения,- труды Аристотеля, Гегеля, Фараби, А.Навои г. взгляды революционеров-демократов В.Г.Белинского, Н.ГЛернышевского, H.A. Добролюбова и др. .... .. .

. ... При освещения теоретических вопросов, касающихся особенностей проблем характера и конфликта в узбекской детской драматургии, в диссертации воспользозаны работами известных литературоведов К.Чуковского, М.Горького, С.Михалкова, И,Матяшова, А.Веселовского, С.Мамаджанова, Б.Ииамова, П.Шермухамедова, Х.Абяусаматова, С.Матчанова, М.Абдурахмановой, С.Ирисходжаевой, Р.Ибрагимовой я др.

Основным методом исследования является системно-целевой анализ детских-пьес.драматургов. -........... ...........

Теоретическая и практическая ценность диссертации заключается в том, что ее теоретические результаты и положения будут полезны в.разработке проблем, связанных с дальнейшим развитием детской драматургии.. Многие новые произведения детской драматург гии Узбекистана введены в научный обиход впервые. Материалы диссертации могут использоваться в качеотвв спецкурса, на семинарских занятиях, учебном процессе, пособиях для студентов филологических факультетов вузов, а также в качестве методического источника для режиссеров и драматургов, работающих в детском театре, в их практической деятельности.

Апробапул. Основные положения двссергащш отражены в докладах на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Ташкентского государственного института

культуры, а также в статьях и библиографическом указателе, список которых прилагается.

Диссертационная работа обсуждалась на совместном заседании кафедр детской литературы, режиссуры и мастерства антера, русской и зарубежной литературы ТашГИК, на.заседании отдела узбекской советской литературы Института языка и литературы им.А.С.Пушкина АН УзССР. .

. Структура диссертации. В соответствии с целями и задачами исследования/работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1 о рведении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность, новизна; сформулированы методология, цель и задачи исследования; указываются ее теоретическая значимость и практическая ценность. .......

Первая глава "Природа художественного, конфликта в сказочных и фантастических произведениях узбекской детской драматургии". В первой части первой, .главы, рассматриваются проблемы, художественного конфликта и характера в драмах-сказках. В диссертации, эта. проблема доследуется на примере, творчества П.Мумина, Х.ТухтаЯаева, А.Абиджана, М.Бабаева, З.Мухидцинова, Р.Яриева' и других. Известно, что какую бы тему, ни выбрал детский писатель, все равно конфликты, столкновения характеров направлены . для решения определенной воспитательной и эстетической функции. Эта проблема в творчестве Пулата Мумияа успешно решается через веселые юмористические ситуации и неожиданные конфликты, соответствующие психологии маленького героя. В его пьесах-сказках "Тыква и Коробочка" ("Цовоцвой билан Чаноцвой"), "Жадюга Кон-фегёнок". ("Су^атой Конфетвой"), "Страус-Трусаус" (."Гуяадш-Боя-цуш")^ поднимаются важные.социальные проблемы. 3 главе рассматриваются особенности становления, творчества П.Мумина, его детских драматургических произведений. .- -

... Особенностью сказочной драмы писателя является то, что он конфликты художественного произведения придумывает и строит на

2 Мумия П. Ковоцвой билан Чаноквой. Т., 1970; 87 б.; Су^а-той Конфетвой // Эсон ва Омон. Т., 1971. Б.76-142; Туяадп-Боя-Чуш // Эртаклар яхшиликка етаклар. Т., 1986.

?

проблемах чисто бытового характера. Ол при создании своих произведений лишь исходит из общих за" 1Но,мерностей сказочного жанра. В частности, следуя традиция Аняерсена.Ляндгрена и Джанни Родарл, он Еоплощает художественные образы в фруктах я овощах, создавая тем самым своеобразные характеры. Успехом художественного творчества писателя мояно считать драму-сказку "Тыква я Коробочка" ("Ково^вой билан Чаноквой"), где автор ярестппкне исследует конфликты метау трудолюбием я ленью, доброй и злом, скромностью и чванливостью. Поэт идет пути для того, чтобы оказать воздействие на лентяев. Для этого он прибегает к дополни-, тельным, вспомогательным конфликтам. И весь конфликт Пулат 7умин облекает в сатирико-юморисгическую форму. Посредством мелкого конфликтного штриха драматург показывает отличительные черты характера героя. В работе подробно анализируется многообразие . конфликтов,, происходящих меаду персонажами.. П.Мумин строит конфликты на жизненной основе, что показывает кх созвучие с современной жизнью. .....

. В .пьесе "Тыква и Коробочка" ("Ковоквой билан Чано:;вой") образы кепримир.А.ых сил изображены объективно и реалистично, чем достигается большой-воспитательно-познавательный эффект. .. . Пьеса-сказка П.Иумина "Задюга Кондегенок" ("Су^атой Конфетной") создана на основе самобытной национальной жизни. Образная система в данной сказке отличается глубокой символичностью. Ля развенчивания отрицательных качеств автор прибегает к средствам сатиры и шора. Еахной стороной творчества Пулата Мумина является то, .что он в своих пьесах-сказках жизнь детей органически переплетаете жизнью взрослых, а жизнь взрослых, как Лайма ота, Билю.1 хола, 1а.:яах хола есть неотъемлемый кусок яизни молодых з'-рсонажей. Здесь необходимо отметить и то, что каждое имя в эпределенной степени дает качественную оценку литературному герсонану - Нафсвой (Жадный), Ёмонжон (Плохиш), Лацма ота (девушка Проотак), Занжал хола (тетушка Драчунья), Чалавой (Незре-тнЯ). .....

Для разрешения конфликта Пулат Мумин вносит образы Аклджа-ia (Ума) и Адабяана (Воспитанность), которые стремятся овощ,га добрыми советами направить на истинный путь жадных Конфетвай i Нафовай......

Естественно обозначенные конфликтные ситуации, эозникаю-

щие между положительными и отрицательными персонажами, слуяат для эволюции действующих персонажей пьесы.

За последние годы благодаря гласности и демократизации общества, в узбекскую детскую драматурги» пришли новые одаренные писателе смело и правдив- - трактующие ранее запретные зоны для критики. Один из талантливых поэтов и прозаиков Анвар Абид-яан проявил новые грани таланта и в детской "оаматургии. Он в своих остросюжетных драмах-сказках "Козленок-обмашцкк" ("^укги-рог;.и: алдо^чи") /'Похищение богатыря" ("Пахлавоннинг угирлани-ии")^ смело раскрывает противоречия в процессе перестройки об-, щественного сознания. Б первой драме автор высмеивает номенклатурную бюрократию в образе молодого козленка, который, став руководителем, дает смехотворные указы. В драме раскрываются конфликты, у-асно похожие на современную действительность, где часто в руководители забираются неграмотные, чванливые люди.. Чтобы скрыть свое невежество в драме козленок -начальник пастбища назначает, себе.в помощники осла, который также не блещет познаниями. В юмористических и сатирических тонах драматург раскрывает тяжелое положение крестьянства.

Диссер-тнг, исследуя социальные аспекты конфликтов, упоминает кстати книгу выдающегося русского демократа А.Н.Радищева "Путешествие из Петербурга г Москву", где речь идет о безысходном труде крестьян в России. Диссертант упоминает тан же и не-безизвестную статью писателя и публициста Б.Сояолова о хлопко-рабсгве. В драме Анварз Абиджана как представитель растущих прогрессивных сил общества показан бол, который не поверит волкам, обещавшим "народу" благополучие.

Драма-сказка Анвара Абкдчана "Похищение богатыря" ("Пахла-воннинг углрланлши") написана по мотивам узбекского народного поэтического творчества. Здесь показаны-непримирим-'з, антагонистические конфликты между силами добрз и зла. Драматург показывает эти силы не абстрактно. Образы богатыря Дурбека и царя-завоевателя Шаркан-шаха обрисованы достоверными, жизненными красками Драматург и здесь, верны:: своему дарованию, пользуется оружием саркастического юмора. Это можно видеть на примере емкях, лаконичных диалогов, персонажей драмы ("Осел, который воспротивился

0 Обиджон А. ЭДнгирокли алдокчи; Пахлаволнинг уг::рланиш// Дахшатли Г.ешполеон. Т., Слдузча, 1569. Б.' 183-223.

нашш войскам, пусть будет наказан принудительной работой во дворце". Или же: "Поздравляв Еас, с пополнением дворца еще на одного осла"). Возникают конфликты „.езду различными характерами.

В таких конфликтах драмы раскрываются характеры различных людей, преследующих свои цели. Иногда конфликтующие стороны сговариваются, совсем как в жизни - из-за личных интересов. Здесь гак же чувствуется проницательность автора, его глубокое проникновение в разные пласты жизни.

Изображая мир животных и через эту призму, людей и общество, писатель, в первую очередь, утверздает мысль о том, что каждый из них это частица природы. Знание автора« духовного мира детей помогает ему исследовать на профессионально-писательском уровне конфликты через призму мира животных.

. Конфликты, присущие пьесам-сказкам, предназначенным для детей школьного возраста, обладают определенными закономерностями. Следовательно, художественный конфликт в пьесах-сказках предопределяет скнзг и композицию. В работе подробно прослеживается эта тенденция на примере пьесы-сказки "Тыква и Коробочка" ("Ковоквой билан Чаноквой").

Основной художественный конфликт маленькой пьеоы-сказки Нариыана Арифдаенова "Сила в дружбе" (""усгликдацир куч")4так . же построен в комическом ключе. Конфликт пьесы составляют противоречия между высокомерием, невежеством и дружбой, коллективизмом. -

. . Основные действующие персонажи Пахтаой, Бошоквой, Шоливой, Жухарипалван гордятся своим местом в обществе. Именно эта гордыня предопределяет сатирыко-юморисгическое течение событий. Горделивость Пахтаой цепной реакцией передается другим персонажам. ..... - -

. Конфликты, призванные показать чванливость, зазнайство, естественным образом порождают комизм происходящего.'

. Автор пьесы Н.Арифцжанов использует богатые юмористические краски для.передачи речи персонажей, в которых отражается сущность и острота социальных противоречий.

. В произведении посредством художественных конфликтов, свойственных детскому миру, убедительно доказывается, что Ераж-

4 Орифжонон Н. Дустликдацир куч // Мехнатни шрафлайкиз. Т., 1981. Б. 145-182.

да, чванливость, высокомерие никогда не-приведут к добру.

3 работе специальному анализу подвергаются побочные конфликты в пьесах-сказках, которые оказывают большое влияние на построение основного конфликта. Б пьесе "Т;.ква и Коробочка" ("Ковоквой билан Чаноквой") побочный конфликт, наблюдаемый во взаимоотношениях Каванвая и Чанаквая, помогает развитию основного конфликта г составляющего взаимоотношение меаду овощами и вредными насекомыми. В пьесе "Жадюга Конфетё..ок" ("Сукагой Кон^етвой") жадность основного отрицательного героя приводит к главному конфликту.

В главе определенное место уделяется и пьесам-сказкам, в которых отмечаются сюжетный схематизм, идейно-художественная бедность. Раскрывая этот негативный момент в детских драматургических произведениях,-мы подробно остановились на анализе произведений "Страус-Трусаус" ("Туякуш-боякуш"). П.Мумкна,.. . "Верблюжонок" ("Буталок")^Я.Иохакоза, "День рпвденля зайца" , ("Куёнвойнянг гугилган куни")6 Б.Аманова, "Предприимчивый козленок" ("Тадбяркор улокча" )7Н .Рузимухаммедова.

В пьесе "Страус-Трусаус" ("Туякуш-боякуш") П.Мумина .наряду с художественными успехами можно, видеть и некоторые слабые стороны. Например, побочные, вспомогательные конфликты с участием животных не обрисованы реалистически, в силу которого и основной конфликт теряет высокую художественность и идейную завершенность. Основной конфликт кукольной пьесц-сказки Захрзддина Мухиддинова "Сияй, Солнцг!" ("Порлайвер, Куёш!")8 фантастичен. Волк и Лиса, олицетворяющие зло, начинают тягаться с Солнце;.:. Ясно, что автор прибег к иносказанию, он долтен был бы показать убедительные жизненные причины такого противостояния. Хотя пьеса отличается поэтичностью, однако основа х'лавного конфликта не очень убедительна: оказывается, солнце 'помешало Волку и Лисе охотиться, ослепив их лучами. Бот поэтому скл хотят с помощью воздушного змея добраться до Солнца и убрать его. .

'"il

э Ксхоков S.-Бутало^ // Мактаб сахнаси. Т., 1987. Б.103-

с

Омонов Б. Куёнвойнинг тугилган кунк // Liaitтаб сах,наси. Т., 1987, Б. 121-137.

п

Рузимухамедов Н. Тадбиркор улокча // Макгаб сахнаси. Т., 1987. Б. 28-ЬЗ. • .

о

° Мухиддинов 3, Порлайвер,. Куёш! // Мактаб сахнаси. Т., 1987. Б. 54-73. .

Разумеется, автор хочет раскрыть несостоятельность, смехотворность злостных намерения Волка и Лисы, пользуясь при этом грогексными образами. Мы, оценивая достоинства пьесы-сказки З.Мухидцинова хотели показать отдельные слабости ее исполнения. Положительные силы в пьесе представлены лишь Медвежонком, Белкой и тремя бабочками, поэтому маленький зритель не верит в положительный исго,, конфликта. Другими словами, мы вядкм в произведения несоразмерность частей художественного целого.

В произ" едешш разрешение основного художественного конфликта также выглядит искусственным. Хотя полет Волка, Лисы и Крысы на воздушном змее в небо и отвечает требованиям художественной условности, но расстрел в спешке Волка Лисой не есте-' ственен..Хотя здесь и создается определенная юмористическая ситуация, но случайное разрешение конфликта сильно снижает поэтическое звучание произведения.. В целом и конфликты, лежащие в основе сказочных сюжетов, должны быть наполнены убедительным жизненным содержанием.

Подчеркнем, что многие художественные элементы пьесы З.Ис-хакова, несмотря на органичность юс воплощения, не в полной мере отвечают требованиям единства фор;,ты и содержания. .Так, например, один из персонажей (Трах-гтир) привнесен автором только для того, чтобы показать связь города с деревней.

Естественно, что все пьесы-сказки преследуют воспитательные цели. Однако многие авторы пьес важные идеи преподносят в искусственной форме. . Это можно проследить в пьесе Бабарахима Аманова "День рождения зайца" ("^уёнвойнлнг гугилган куни"). В пьесе на день рождения зайца приходит незванный Волк, кото-, рый неожиданно встречает отпор со стороны кошки. В-гости также явились Ягненок и Барс. С первого взгляда все .кажется логичным - есть драматический конфликт и характеры. Однако завязка тут искусственная, не убедительная. Действие Волка, реализующее главный конфликт, недостаточно обосновано. Потому что в пьесе-сказке, где возвеличивается дружба, должна быть и логическая основа. .. .......

Бо второй части первой главы исследуется характер конфликта в научно-фантастических драматических произведениях, в це-. лом, возникших за последние годы. Сильно'возросла в современной узбекской литературе-.научно-фантастическая проза. Яркие ее

представители Тахир Малик, Хацжиакбар Шайхов, Махкам Махмудов, Рустам Абидов,-Абдулхаким Фазилов, Озод Муминов, Абдурахмои Каримов,'Сахиба Абдуллаева, Мухаббат.Юлдашева и другие разрабатывают различные канрово-сгилистические направления художественной фантастики.

Творчество этих писателей всесторонне исследовано в трудах П.Шермухамёдова, М.Махмудова, Р.Ибрагимовой9. Мы же в настоящей работе пытаемся подвергнуть анализу научно-фантастические драмы, которые возникли под воздействием роста узбекской научной фантастики. Их пока не очень много. Однако, уже есть необходимость разобраться в достоинствах этих произведений. Среди них есть и такие произведения, которые достойчы глубокого. и-всестороннего исследования.*Ка наш взгляд, научно-фантас-гическая драма "Тайны.небес" ("Само сирлари") Аскара Касымова, одна из лучших творений в узбекской драматургии для юношества. Остросюжетная драма "Тайны небес" ("Само скрлари") вовлекает читателя (драма, к.-сояалению, не поставлена на сцене, а опубликована в сборнике "Школьная сцена" - М.Дж.) острыми столкновениями идей и характеров. Драка насыщена высоким гуманистическим накалом, жестокой борьбой гениев свободы и угнетения. Об этой драме попутно, высказались П.Шермухамедов и Б.Нарбаев., Мы со своей стороны.стремились более аире вовлечь это произведем ние в нг''чный обиход.

В драме "Тайны небес" ("Само сирларл") физик Бамбарун и ученый экстрасенс Канг желают править всем космосом. Завязка конфликта начинается с совместного соглашения представителя злого поначалу могущественного Бамбаруна и не менее сильного, но уже в области человеческого духа Канта. Бамбарун с помощью технических достижений воспринимает духи умерших, но все это -использует для своих злых замыслов. -

- Достижения науки и техники в руках злых гениев могут, принести только зло. людям. Эту идею автор воплощает через конфликты между Бамбаруном и Кантом, Бамбаруном и Нарпапу, Кантом и Каркапу, Бамбаруном и Дакаром. Анализ конфликтов и сюжетной канвы "Тайны небес" ("Само сарлари") свидетельствует о том, что

3 Цоовдамедов П. Истикболня уйлаб. Т., 1987. 176 б.; Ибрагимова Р.Й. Каир научной фантастики в узбекской советской литературе. Т., 1987. 92 е.; Махмудов М. Хайрат ва тафаккур. Т., I2SQ. 168 с.

писатель А.Касылов жизненные конфликты передает очень реалистично, без всяких украшений.

Если з большинстве случаев в реалистических произведениях экспозиция, завязка предшествуют конфликтной ситуации, го в фантастических произведениях конфликт и завязка сопутствуют рядом. Конфликт в драме "Гибель "Фотона" ("Фотон"нинг ^алока-ти") Х.Шайхова и 0.Шарапова связан с загадками космоса, который еще не изучен и может таить большую опасность на кавдом шагу. Космический корабль "Фотон", ведомый профессором Рене, терпит крушение. Этот конфликт есть начало последующей зэеязки. А.Азизов снаряжает спасательную экспедицию. Борьба с неизвестной стихией - это следующий конфликт. Писатель не сразу разрешает этот конфликт. Решению конфликта способствуют сильные ха-. рактеры немки Анны Шварц, узбека Павката Алиева, киргиза Укена Авезова..Конфликты и характеры в драме "Гость с Эльфы" ("Элфа-лик мехмон" Х.Пайхова и.Л.Гани1® из-за связи с тайнами космоса, так же очерчены в фантастические и романтические скраски. . .

Е фантастической драче "Представление Тарзаншера" ("Тар-, заншернинг томошаси")^ М.Бабаева .сюжет.основывается, на взаимоотношениях директора фабрики игрушек Арслан ака и сына Тарзаншера. Отец, видя, что сын уже не играет с игрушками, дарит ему настоящего тигренка»..Состояние тигрицы, потерявшей СЕоё.дигя, писатель рисует, в реалистических красках. Писатель.и в фантастическом произведении следует жизненной правде. В результате капризоЕ Тарзаншера появляются острые конфликты, драматические ситуации. В произведении первый конфликт появляется в семье Арслан ака, вюрой - когда ловят медвежонка и. третий, когда. . ловят тигренка. Друаба зверей помогает- им разрешить конфликты и Еыбраться .ка свободу. . .......

Конфликты, происходящие мезду людьми, зверями в фантастических сказках-пьесах, имеют преимущественно моральйо-нравег-венные проблемы. Есть и много познавательного. В них воспеваются жажда к знаниям, просвещению. Уделяется большое■внимание необходимости искоренения негативных начал в социальной жизни.

Кроме этого, драматические, события, леаащие в основе.конфликтов, в узбекской сказочной и фантастической драме помогают

10 Пайхов X., Г?ни Л. Элфзлик мерюн // Мактаб са^наси. Т., 1988. Б. 9-51. * .. .....

Ео, ,ев !.!. Тарзаншегаяяг гомошаси // Ягона оила фарзанд-лари. Т., 1984. Б. 115-134.

воспитывать в детях чувство критического отношения к себе, чувства истины.к,справедливости... . . .

. Вторая глава - "Проблема истории и современности в узбекской-Детской драматургия". В первой часта второй главы рассматриваются проблемы.конфликта и характера в историко-биографичес-ких драмах, созданных е Узбекистане за последние годы. . . Узбекская "взрослая" драматургия имеет большой опыт вос-крещекия истории на сценах театров. В частности, драматургические произведения "Алишер Навои" Иззата Султана и Уйгуна, "Беру-не" Уйгуна, "Звездные ночи" ("Еабур") '¡.Кадырова, "История заговорила" 5.Сайда и Н.Сатарова и др. могут служить доказательством этому.

■м

.....В пьесе.И.Султана "Юность гения" ("Донишманднинг ёшдига")

рассказывается о жизни великого мыслителя Востока Авиценны. Основу сюжета пьесы составляет проблемы науки, притеснение Авиценны и приезд его в Нису. Основной конфликт пьесы - борьба света и.мрака. Если автор через учение Авиценны показал прогрессивные идеалы средних веков, то в образах Бахрамбека, Ком-гирбека, Гельдимурада обрисовывает отрицательные типы. Основной идеал произведения сосредоточен в образе великого лекаря, а.другие образы, олицетворяющие, доброе, гуманное начало Бобо Дониш, Дкафар Элшг, Махмуд служат подспорьем для осуществления, этих иде£..:ов.

.Автор для создания реальных исторических лиц, воскрещения исторических событий изучает огромный исторический материал. В виду того, что пьеса предназначена для детской аудитории, автор излагает исторические события несколько описательно, следует хронологии, рисует взаимосвязанную целостную картину. В пьесе на конкретных.художественных деталях изображается жизнь, и.поступки Авиценны. Для всестороннего раскрытия образа великого лекаря автор в структуру пьесы вводит талзе и вспомогательные, персонажи (Бобо Доний, Заррин.Гису. и.др.), которые играют важную роль в .обеспечении целостности произведения..

.....К заслугам драматурга можно отнести и то, что он создает .

исторический -тип. в историческом времени без всяких приукрашений а идеализации. Например, .пожертвование собой Джафара ради .своего учителя необходимо трактовать как трагедию ученых прошлого

'^'Султонов И. Донишманднинг ёшлиги // Иарк, юлдузи. 1381. Я II. Б. 21-54. :. У

ради науки и просвещения.

Драматург посредством образов Бахромбека, Шайхул-ислгма, Комгирбека, Гельдимурада воссоздает картины деспотизма, войны, несправедливости и угнетения. Зритель, познавая их действия, особенности характера, знакомится с историческим прошлым и всем существом встает поотив всего темного, гнусного, что мешает продвижению жизни.вперед. Даже на великое добро Авиценны, когда он спасает город от захватчиков, люди, подобные Бахро:.:беку и Ыайхул-Ксламу, отвечают злом.

Пьеса своими корнями тесно связана с народными поверьями, притчами, легендами - всем тем, что сЕязано о тенет Авиценны и его эпохи. Естественно в пьесе наблюдаются и искусственные сцены. Это, в частности, описание любовных чувств Заррля Гису ' и Авиценны, во-вторых, эпизод, когда они подвергшись душенному заболеванию, теряют сознание. В-грегьих, образы Махмуда, Амина и Сигори на сцене в больней степени статичны. 3 целях продолнянин жизни главного.героя автор еносит картину встречи Авиценны и Бобо Копт, которого ведут на казнь.

Конфликты и характеры недавнего прошлого отражены в драме "Ласточка" ("Калдаргоч")13 Л.Кашова, в которой показывается годы революции и деятельность поэта-революционера - Хамэн Хаким-заде. Драматург для раскрытия исторической картины прибегает к показу столкновений положительных и отрицательных сил, чем создает конфликт^ несколько.упрощенный. Драматург создает ситуации,' в которых герои действуют в естественных условиях. Драматург последовательно рисует насколько горестна участь обездоленных . (Кугш, Мурад) детей, которые терпят унижения только за то, что бедные. С приходом в сценическое действие Хамзы меняется их жизнь. Еся эта историческая картина драматургом обосновывается рассказом ученика Хамзы, ставшим впоследствии народным, художником Мурад Рузи. Это произведение явилось первой ласточкой-драмой, посвященной творчеству Хамзы, занимает, особое.место, как воспитательно-познавательное произведение для детей.

Во-второй части Егорой главы подвергается исследованию .....

конфликты и характеры из современной школьной яизни и их перипетии в произведениях.детской драматургии. Исследуется эта проблема"на примере произведений Х.Назира "Не кичьсь гусь!"

К а. .ков Л. Далдиргоч // Ягона оила фарзандлари. Т., 1984. Б. 5-51.

С'Чирашла гоз, хунарииг оз!"), П.Мумина "Потерялся белый слон" ("Од фил цоляи"), "Смелость Бахадыра" ("Б&^одирнинг богирли-ги"), Л.Махмудова "Важное поручение" ("Муз;им топширяц"), "Приключения Лентяя" ("Дангасанинг саргузаштлари"), "Али и Вали", С.Ц&хкгмова "Беседа е цирке" ("Цирк хантадаси").

Х.Казир, обобщая детские.характеры, создает детские образы, их поступки, без которьк невозможна школьная жизнь. Через обрез Мурада, который, 'не сделав домашнее задание, переписывает у отличника и воспитанного ученика Баки, автор развенчивает*' шогиа отрицательные черты характера. Особенности конфликта современной школьной жизни мы наблюдали и в других эпизодах с участием главных героев Баки и Мурадр. В произведен; л П.Мумина "Потерялся белый слон" ("0$ фил йуколди") мы наблюдаем как в беседе кезду собой, так и в действиях героев выражается их отношение к езрослым и окружению. В связи с умеренность» конфликтов здесь нз происходит резких столкновений характеров. К сожалению, в произведении не находит должного отражения нравственные качества учителей Садыяджана я Саломатхеш, без которых невозможно представить становление детского характера, детской лсихологиа. ...

В пьесе "Потерялся белый слон" П.Цуиина, в отличие от его сказочных х:ьес, мало внимания уделяется раскрытию индивидуаль-г ногтей» Срисовки портретов, язн;^-, духошому миру детей. Нес-тгиа драматург увлекается глаловагны..'.и действиями героев. Например, зго можно гидегь б некоторых действиях Халимджана и Алим-даана, ъ "артистических" проделках Касыма и Сираджа. Пьеса И-^ущша "Смелость Бахадыра" ("Баходиршшг ботирлиги") посвя-в>ела .карглнам салъсхоН школьной жизни. В драме образ Бахадыра .обрлсован несколько схематично. -Естественно выглядят на фоне . хаишачной зшзш действия второго героя Чары, которое волей-не-золей драх-одится закалять тело и дух.

. -Касаясь творчества ПДушяа и его произведений на школьную т&ыз, необходимо -выделить два важных обстоятельства: драматург г своих .пьесах-сказках .наиболее ярко показывает жизненные конфликты я характеры детей, чем в реалистических пьесах. В последних - у л его малоубедительны и малоинтересны поступки к .характеры детей. Его пьесы-сказки реалистически просты, очень ннгеоесни 2 жзненш.

Постановка вопроса, проблема разрешения конфликтов, взаимоотношений характеров отражается в произведениях .1 .Махмудова своеобразно. Л.Махмудов в некоторых своих пьесах "Тайное" письмо", "Али и Вали" ("Сирли хат"14, "Али бшган Еали"1ь) поставленные проблемы разрешает на высоком художественном узоы:е, убедительной достоверность». В других его произведениях "Важное поручение", "Приключения Лентяя" ('Иу^ям толширяд", "Данга-санинг саргузаытлари"^) мо;-шо видеть худотхественно-логхчсскую незавершенность конфликта, неубедительность образов, искусственность некоторых эпизодов и событий. Обратимся к конфликтной ситуации пьесы "Важное поручение". Основная цель писателя -раскрыть те изменения,.которые происходят в душах трудновоспитуемых, непослушных детей. Противоречия между Аскаром, ТЛкрка— • билом с одной стороны и Мунисой, Сайдой, Корбс-бо с другой, составляют основной конфликт произведения.. Цель автора ясна, избранная тег® уместна- Однако конфликт драмы не способствует раскрытию основной идеи. Еместо того чтобы на убедительных примерах показать взаимоотношения взрослых и-детей, автор Не может выбраться.из круга мелких тем. Это прослеживается в тех завязках, с помощью которых намечается раскрытие образа. Б частности спор мезду Аскаром л Миркабилом не очень волнует зрителя. Кроме того, произведение.адресовано детям и поэтому, эстественно, оно должно быть понятным и доступным да. Однако ^пользование в структуре пьесы жанра аскыяв устах героев летает труднопонягным ее для детей. Подобные "высокохудожествен-1ые" детали более чем достаточно. Например, Аскар .и Миркобкл з.циничном тоне обсуждают проблему перепроврвдения старулки з. 5ольницу. И то,.. что-автор вмещает, в десятидневный срок процесс ¡ерестройки в хорошую..сторону .героев явно выглядит искуссгвен-шм. Дело не.в .сроках,, конечно.. Однако, нарушается естественна ход событий, и главное недостаточно мотивируется такая пе->естройка. . - .............

Пьеса ;Т .Махмудова "Настоящий мальчик" ("Хакикий у-гил боте ■ ' ' ;а") ° отличается от других его пьес яркостью характеров и

Махм'/дов Л. Сирли хат; Мухим'топшиоик; Дангасанинг сар-узаптлари //Сирли хат. Т.г- 1981.' Б. 170-254. .

I5!. "а^мудов Л. Али билан Вали // Засур болалар. Т., 1573. . 95-151.

16 Махмудов Л. З^и^ий угид бола // Тогда отилган у^. Т., £63. Б. 1,6-138.

остротой конфликтов. Сюжет пьесы построен на противопоставлении умного "очкарика" ученикам 6-го класса Кучкару и Рустаму. После ряда чрезвычайных происшествий друзья вынуждены признать правоту и достоинство.."очкарика". Борьба характеров и их итог в пьесе имеют большое воспитательное значение.

3 данной главе рассматриваются также две пьесы, специально написанные для постановки.яа школьной сцене. Если в пьесе "Цирковая беседа" повествуется о том, как проводят дети свои летние каникулы, то пьеса "Да здравствует кроссворд" ("Яшасин кроссворд"*7) Ж.Исхакоьа призвана раскрыть души хитрых, ленивых детей. Лейтмотив пьесы "Цирковая беседа" ("Цирк ^ангомаси")^ О.Махкамова заключается в том,.чтобы каждый маленькН читатель (зритель) должен идти всегда хорошему начинанию как Али и избегать всего дурного.как Вали. Необходимость такой пьесы очевидна, особенно для городских детей, поскольку, вопросы досуга де- ■

гей - не являются праздными...............

. . Судьбе.бедных, малообеспеченных детей посвящена пьеса. Парафа Башбекова "Гаьроши старого города" ("Эски ищар гавропша-ри")^9, где автор противопоставляет характер двух мальчиков, живущих - в одной семье. Хасану, одаренному от природы, как его считают, магь не разрешает- слишком утруждать себя семейными де^ ламп. Вся "черная"- работа по дому достается Ху сану...Ху сан пост.о^ янно осознает ситуацию: начинает сопротивляться такому положению и сам становится очень способным мальчиком.. В произведении раскрывается духовный мир ребят,, воспитывающихся в двух семьях. Это-мир Адила,- живущего в респектабельной семье, и кар Хасана

и Хусана из простой семьи. ...... ...........

. - Конфликт между Хасансм и Хусансм- основан на проблемах общечеловеческих ценностей, как человечность, достоинство. Не менее остроконфликтной является другая пьеса Ш.Батбекова "Ежи без иголок" ("Гикансиз гилратиканлар")2^.. В резко критической форме драматург устами своих героев развенчивает мир взрослых,

Исхоков А..Яшасин кроссворд // Гулхан. 1981. № 2.Б.28-29

18 Уахкамов 0. Цирк ^ангомаси.// Гулхан. 1980. № 8. Б.28-29,

^ Боабеков П. Эски шахар гаврошгари // Эшик коккан ким булДй? Т., 1589. Б: 78-121. • 20 Уиа китоб, Б. 43-77.

которым недостает обыкновенной искренности, честности и благоразумия. йленно этот мир чуть не становится причиной гибели ни в чем не повинных детей.

Еизнекность конфликта -предопределяет логику характеров. -*орлирозание характера, его развитие непосредственно происходит в структуре конфликта. Вот поэтому насколько остры:.: являются события, настолько они близки к событиям *изни, настолько конфликты будут раскрывать характеры.

В заключ нкн даются'основные выводы, обобщается исследование в целой, выявляются его ключевые моменты.

В первой главе мы остановилась на проблеме художественного конфликта в драме вообще и его ролл в цдейно-художеегчекноу становлении произведения, исследовали вопросы впаиг/.сопюлекпя . узбекской детской драматургия «'устного народного поэтического творчества. 3 отличие от других эядов проязлэдеякй, характер и конфликт в драматическом .произведении отличается волнующими момента!.'.« и остротой коллизий.

Останавливаясь на проблеме использования фольклорного материала е узбекской художественной прозе мн выяснили, что я ней мало используется этот источник, чем в детской драматургии. Особый интерес детские драматурги проявили к фольклорному материалу в 70-В0 годы. Намечается тенденция к полному изменению фольклорного сюжета и событий э структуре драматических произведений. •

Подвергшиеся анализу большинство драм-сказок написаны на 'материале современной жизни, конфликты и характеры в них отражают современные социально-нравственные проблемы. В некоторых пьесах-сказках выражаются свойственныефоль/мору общечеловеческие проблема посредством острых конфликтов, столкновений различных характеров.

2ыбор художественного конфликта произведения пре.зде всего зависит от творческой цели писателя и жизненного материала.

Насколько весома и жизненна социальная идея, поднятая б сказке-пь^се, настолько сильны столкновения противоположных сил, настолько углубляется драматическая коллизия. Примером эте.му мояет послужить дра/а А.Абидгана "Похищение богатыря" ("П^ллавоннпнг угнрлааиши"),

1'л: подробно остановились на произведениях узбекской фантастической драматургии, которые появились в результате воздействия фольклора фантастической прозы. Из анализа конфликтов и характеров этих произведеняЯ напрашивается такой еыьод: если характер и конфликт в драЛах-сяазках с !.:орально-воспитательно'Л ядеел, то в фантастических драмах конфликты и характеры преимущественно связаны с научно-технической идеей, гипотезой. Разумеется, в поисках этих научных идей раскрываются и характеры иных героев.

¿¡а проблемах конфликта и характера в истораяо-биографичес-ках враках ии остаяошлпсь во второй главе диссертационной рабо ты. Несмотря на достигнутые отдельнче достижения е этой области предстоит сделать е^е очень многое. Еае не созданы драмы ралные £ художественном отношении произведениям Ыиркарима Асима и Яв-дата Ильясова. Предстоит детским драматургам учиться на их зрозе.

Дрематгческге произведения, ограааицяе конфликты современной школьно.: нгзяа рассмотрены в аспекте конфликтов и характеров. Здесь выявлено, что наряду с вполне зрельыи произведения-зги, еще немало слабых пьес, не волнувдие молодых зрителей глу-бодши арэветгешоаш проблемами. .

Более значительные услехг достигнуты в современной узбед-сзо& сказочно! а фантасггчесяо£ драшгургая. Заслуживают внимания л кукольные пьесы узбекских драматургов, где поднимаются проблемы обгдечеловеческах ценностей. .

Основные положения диссертации изложены в следуодих ¡цуйлгкацкаас:

I. Драна о драматурга / Рецензия на пьесу Л.Хадаова. "Кал-Жиргочя'.//Таш1;енг <ашаш. 1379. 21 март. - 0,5 п.л. .(на узб.яэ.)

.. 2. Повесть 'О ином гении / Рецензия на пьесу ¡'.Султана "До-ашшанднанг. $шшаГ//Тошкент ©чпшми. 1Э81. ХЗ ад р. - 0.5 п.л. '¿на :; ......

3. Детская я .юношеская литература УзССР {1917-1850 гг.) .. • (Ссогжг. ,Д .Шарапова'):: Указатель кнйг. Тацкакт. 1585. - 15,5 с .л. •Сна :узб..яз.5; ■ - - ..........

•4. Характер л ;кол£яякт ъ хетскоЗ драматургли/Дзбея тили га -¿аайабзх. 1286. 3 3. ?-Ю. - £.8 п.а. (на узв-яз.}.