автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Творческие взаимосвязи узбекского театра с театрами республик Средней Азии

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Ларина, Саида Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Творческие взаимосвязи узбекского театра с театрами республик Средней Азии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творческие взаимосвязи узбекского театра с театрами республик Средней Азии"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЫУРЙ УЬоККСКОЙ ССР ОРДЕНА ДРУ1Ш НАРОДОВ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ ИМЕНИ

хамеы ха:.им-зш нгязи

На правах рукописи

ЛАРИНА САЙДА.ШХАЙЛОВНА

ТВОРЧЕСКИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УЗБЕКСКОГО ТЕАТРА С ТЕАТРАМИ РЕСПУБЛИК СРЕДНЕЙ АЗИИ

17.00.01 - театральное искусство

А в т ор ефарат

диссертации ца соискание ученой степени ■ кандидата искусствоведения

Ташкент - 1991

Работа выполнена на кафедре истории и теории искусств, языка и литературы Белорусского государственного, театрально-художественного института.

Научный руководитель - заслуженный деятель искусств БССР, кандидат искусствоведения, профессор Э.П.Герасимович

Официальные оппоненты - доктор искусствоведения,

профессор М.Х.Кадыров

- кандидат искусствоведения Т.Е.Горобченко

Ведущая организация - Институт литературы и искусства им. М.Ауэзова АН Казахской СОР.

Защита состоится "/ 1991 г. в 14 часов

на заседании специализированного совета К.092.11.01 в Ордера Дружбы народов Институте искусствознания имени Хамзы Хаким-заде Ниязи Министерства культуры Узбекской ОСР.

Адрес: 700029. Ташкент-ГСП, Аллея Парадов, 2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института искусствознания имени Хамзы Хаким-заде Ниязи.

Автореферат разослан "//" увиы/ 1991 г.

Ш^вдШ^Ш^тЭВ8та •

Фйие ния

-ШшШц

■ • . : ....сТ'-^-

А.А.ХАКИМОВ

г

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Взаимодействие национальных художественных культур, а тем более родственных, - процесс исторически неизбежный, закодамар-ный, присущий всем общественно-экономическим формациям. Естественно, что на разных этапах развития общества степень и формы • его проявления различны.

Средняя Азия издавна имела богатые культурные связи со многими странами Среднего и Ближнего Востока. Вместе с тем, народы, населявшие Среднюю Азию с древнейших времен, учились друг у друга; между ними происходил глубокий многовековой процесс духовного взаимообогащения. Что же касается театрально-зрелищных искусств, народно-традиционных форм, то особое разштие они получили у оседлого населения региона, преимущественно у узбеков и таджиков. Не случайно они стали на первых порах ведущими и влия-. тельными в этой области.

Благодаря воздействию прогрессивной, русской культуры в конце XIX - начале XX вв. расширяются границы межнациональных творческих связей и вместе с тем "усиливаются взаимодействия национальных художественных культур внутри региона""1-.

Победившая в крае Великая Октябрьская социалистическая революция открыла здесь новую эру взаимодействия национальных культур, а интернациональная природа' нового общественно-экономического строя поставила этдт вопрос на качественно новую основу: "Социализм, организуя производство без классового гнета, обеспечивая благосостояние всем членам государства, тем.самим дает полный простор "симпатиям" населения и именно в силу этого облегчает и гигантски ускоряет сближение и слияние навдй"^.

Говоря о Средней Азии, следует подчеркнуть, что тут имеются не только единая географическая среда, общность исторических

т-

Шермухамедов С. Некоторые вопросы теории и-практики развития социалистической культуры. Ташкент, 1980, о.118.

2 Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.30, с.21.

судей и культур. Тут наличествует и близость языков. Не случайно в советское время сотрудничество между народами региона столь быстро поднялось на новую ступень. Когда была образована Туркестанская Советская республика, а затем Узбекская, Казахская, Таджикская, Киргизская и Туркменская Советские Социалистические республики, Каракалпакская АССР, возникли социально-экономические предпосылки для ускоренного, развития профессиональной драматургии на местных языках, для строительства национальных театров.

Однако при всей их общности национальные театры Средней Азии в своем развитии не унифицировались, не терли своего лица. Наоборот, каждой из национальных театральных школ с самого начала были присущи свои особенности, наделявшие их неповторимым своеобразием.

Но, естественно, пути развития этих театров сУли неодинаковы. В процессе взаимодействия они прошли разные этапы, видоизменяя и обогащая творческие связи. Главное же заключается в том, что взаимодействие все больше становилось естественным, закономерным способом развития среднеазиатских национальных те атров.

С течением времени формы взаимовлияний становились все более сложными и многосторонними. В военные и послевоенные годы взаимодействия сделались одним из шжнейиих факторов развития каждого национального театра, а в целом - всего советского театрального искусства.

Этот процесс взаимодействий национальных культур народов Средней Азии примештельно к литературе освещен довольно подробно и многосторонне. Значительно слабее он изучен'искусствоведами и, в часности театроведами. Есть отдельные книги, десятки статей, где приводятся яркие и убедительные примеры плодотворности взаимообогащения театральных культур, но не было еще исследования, где эта тема была бы рассмотрена специально.

Учитывая кардинальный характер проблемы взаимовлияний и взлимообогащениЯ художественных культур, в дашю" диссертации сделана попытка'рассмотреть этот слэт.ный и еще явно недостаточно изученный процесс применительно к театральному искусству названных республик. При этой в качестве "отпрял!!'.;;: точки" взят

узбекский театр. Задача, таким образом, заключается в том, чтобы проследить творческие связи узбекского театра с другими национальными театрами региона с первых лет Советской власти и до наших дней.

Актуальность избранной темы обусловлена, как уже сказано, важностью проблемы взаимодействий национальных культур для выявления особенностей исторического развития каждого театра (в данном случае - узбекского) и определения его перспектив. Исключительно актуальна сейчас эта тема и в аспекте социально-политическом.

Известно, сколь активно этой проблемой занимаются за рубежом советологи. Те из них, что специализируются в облюти проблематики Средней Азии направляли свои усилия ш то, чтобы доказать: советский строй грозит национальным искусствам унификацией и русификацией. В определенной маре мы давали основания для таких заявлений, ибо на практике многие годы развитию шциональ-ного своеобразия должного значения не предавали.

В наши годы вопросы развития национальных культур, в том числе художественных, как бы вдруг и неожиданно для многих приобрели в иных регионах крайнюю остроту. И отнюдь не без причин. Главная из них в том, что, вопреки диалектичности и подвижности ленинских взглядов на социализм, "нашему обществу, как говорил М.С.Горбачев, была навязана искусственная модель... В эту модель и загоняли общество. Поэтому оказалось так много несправедл!во-го, деформированного"'1-.

В Политическом докладе ЦК ХХП съезду Компартии Узбекистана Первый секретарь ее ЦК, Президент Узбекской ССР И.А.Каримов говорил, что "большой и труднопоправимый вред нанесли отступления от лвнинских принципов национальной политики, равноправного и взаимовыгодного со трудничества народов"^. Он подчеркивал в этом докладе: "Происходит девальвация в культурной, духовной жизни: наряду с политизацией и ростом активности,масс наблюдается попытка разрушения идейных и нравственных основ общества, пранебрежа-

I

Горбачев М.С. Выступление перед коммунистами Фрунз района столицы. "Правда", 15 мая 1990 г.

"Правда Востока", 1990, 5 июня.

е некого

нив общечеловеческими нормами и национальными ценностями"^".

Думается, что все это стократ подтверждает актуальность избранной темы, связанной со взаимодействием культур нардов среднеазиатско-казахстанского региона. Тем более, что "особенно болезненно сказалось" на общем развитии народов, на их движении по социалистическому пути "пренебрежение к вековым традициям, культуре, обычаям и духовным ценностям узбекского и других местных народов"?.

Следовательно, цель искусствоведческой науки - в данном с^чае театроведческой --изучить опыт развития театральных культур народов региона как близких во шогш друг другу, развитие их на основе исконных традиций и восприятия нового каждым.из них, а в связи с этил - более динамичного общего роста - чрезвы- . чайно своевременна.

Отсюда вытекают конкретные цель и задачи исследования. Они в том, чтобы, опираясь главным образом на материалы истории узбекского академического театра драмы им.Хамзы, а также академических драмтеатров сопредельных республик, проследить пути возникновения и развития творческих взаимосвязей узбекского советского театра с театрами этих республик на протяжении их истории. Тема диссертации и исторический материал, легший в основу работы, обусловили такие основные задачи:

- выявить особенности возникновения творческих связей узбекского советского театра с другими национальными театрами Средней Азии на разных этапах его истории;

- определить общее и особенное в развитии этих театров в связи с их взаимодействиями;

- изучить вопрос о значении драматургии сопредельных республик в.развитии узбекского театра, обновлении и обогащении средств его сценической выразительности;

- рассмотреть роль узбекской драматургии и театра в ■ ста нов-

. . лении и развитии отдельных национальных театров Средней

Азии;

* "Правда Востока", 1990, 5 июня. ^ Там ке.

- охарактеризовать искания узбекского театр! в сценическом прочтении прозы Ч.Айтматова.

Методологической и теоретической основой исследовании явились труды, высказывания основоположников марксизма-ленинизма,' решения ХХУП и ХХУШ съездов КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции, пленумов ЦК КПСС и другие руководящие документы Коммунистической партии последних лэт. Имеются в вицу положения новой редакции Программ КПСС, утвержденной ХХУП съездом партии

0 том, что одной из важнейших задач совершенствования национальных отношений является "развитие социалистической по содержанию, многообразной по национальным формам, интернациональной по духу единой культуры советского парода на базе лучших достижений и самобытных прогрессивных традиций mродов СССР". "Рост и сближение национальных культур, упрочение их Взаимосвязей, - читаем

мы там, - делают более плодотворным взаимное обогащение, открывают советским людям широчайшие возможности для приобщения ко всему ценному, что рождено талантом каждого из народов нашей страны"'''.

Автор предлагаемой диссертации опирается в стих изысканиях на работы философов, театроведов и литературоведов, затрагивающих проблему взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур. Среди них - книги С.Шермухамедова "Некоторое вопросы теории и практики развития социалистической культуры" /Ташкент, 1980/, Н.Гаибова "Соцпал:г?м и проблемы развития национальны?: искусств"' /Гашкент, 1981/, труды М.Рахманова, Н.Пурдяанова, Н.Львова, Т.Турсунова, М.Кадырова, Г.Уваровой, К.Керими, Л,Рыбника, Я.Фельдмана, Б.Кундакбаева, Дж.Сарнева, Д.Молцсба ева и дг).тд у" у. t занимавшихся историей формирования и развития узбекского^ тал, жикского, казахского',„ туркменского' и киргизского театров''.

1 Материалы ХХУП съезна- КПСС. -?Л., 1986, с.157.

2 Вот, некоторые из этих работ. Рахманов У. Хаыза и узбекогяа театр. Ташкент, I960: Узбекский театр с древнейших врале!" до . 1917 года. Ташкент, 1981; Нурдлсанов Н. Ноторяя тадхикского советского театга. Душнбе, 19о7; Львов II. Киргизский театр. , 1953; Керими К. Туркменский академический театр драмы ли.'Ъд-ланепеса. А-юабзя, 1969; Уварова Г. Узбекский дпжзтичгский

' театр, а., 1959; Кадыров Узбек театра анъанплари. Ташкзк'-, . 1976; -гельдман Я. Характер парода и сценические образы. Ташкент, 1962; Туре у гш Т. Октябрьская резолкция :г узбеке:«:: т~"-тр. Таакепт, 1935; Саркез Ех, Сэлренвшп а киргизский театр. \i., 1970; Сараев Л:х. '.[уть зрелости. Аз:<абах, 1974.

Разумеется, надо назвать шеститомную "Историю советского драматического театра", монографию О.Н.Кайдаловой "Традиции и современность. Театральное искусство Средней Азии и Казахстана", а таете кандидатские диссертации А.Мамилиева "Взашосвязь национальных театральных культур и развитие актерского искусства 1а современном этапе" и К.Мирзоева "К.С.Станиславский и национальный театр" и др.

В данной диссертации использованы кроме того материалы Государственной библиотеки им.В.И.Ленина, Государственного центрального театрального музея им.Л.Л.Бахрушина. Библиотек СТД РСФСР и УзОСР, Государственного архива УзССР, стенограммы обсуждений гастрольных выступлений отдельных театров региона в Москве и Ташкенте, записи бесед о некоторыми режиссерами и актерами.

Автор диссертации опирается на данные о спектаклях в первую очередь узбекского академичесгого театра имДамзы и академических театров республик региона, так как именно в деятельности этих коллективов наиболее полно проявлялись благотворные взаимодействия театральных культур. Однако при анализе процесса взаимопроникновений привлекаются и штериалы из практики Узбекского государственного музыкального театра им.Мукими, Ленинабад-ского таджикского музыкально-драматического театра, Ошского узбекского театра музыкальной драмы и комедии им.С.М.Кирова Киргизской ССР и отдельных областных театров Узбекистана. Поскольку, творческие связи узбекского театра шире, нежели региональные, автор останавливается на том вли ином узле связей, какие на определенном этапе развития имели первейшее значение.

Научная новизна работа заключается в том, что в ней шер-вые дается историко-теоретлческое осмысление проблемы взаимодействия театральных культур на конкретном историческом материале узбекского советского театра в его связях с другими язцио-налыыми театрами Средней Азии, что должно восполнить проблзл в исследованиях о сценическом искусство республики. Тема изучается на базе всей ¡1стор:ш узбекского советского театра, что потребовало периодизации с точки зрения проблемы творческих взаимосвязей.

История узбекского тглтра и его т-'орчвеках с™л?ей с тсат-г ра.'.у: республик гк-а/::' '^.^оо^р'тг^еть :;сслепо-

вания теш по трам периодам. Первый период (1917-1940 г.г.) -период возникновения и профессионального становления узбекского советского театра. Второй период (1941-1960 г.г.), сложный и противоречивый, характеризуется формированием национальных сценических школ, углубление его реалистических и интернациональных основ. Третий период (1930-1970 - начало 80-х г.г.), сложный как в общественной жизни, так и в духовной сфере - период активного поиска современного репертуара, новых форм сценической выразительности.

Практическая ценность работы определяется актуальностью теш диссертации и тем, что выводы ее полезны для дальнейшего развития театрального искусства республик. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего всестороннего изучения истории узбекского и других национальных театров Средней Азии, а также преподавателями в процессе чтения лекций по истории театра народов СССР в художественных ВУЗах и институтах культуры.

Диссертация апробирована кафедрой истории и теории искусств, языка и литературы Белорусского государственного театрально-художеств енного института.

Структура и объем работы. Структура ее обусловлена периодизацией. Исследование состоит из введения, трехглав, заклочения и списка использованной литературы по проблематике диссертации. Общий объем - 7 п.л.

СОДЕРДАЮЕ РАБОШ

Во Введении дается обзор истоков культурных связей узбекского народа в прошлом, рассказывается как под благотворный влиянием прогрессивных идей появляется интерес у местного населения к театру европейского типа, а накануне Великого Октября . создаются узбекские любительские театральные-труппы. Здесь обосновываются актуальность теш, определяются цель и задачи исследования.

Первая глава - "Становление узбекского театра и зарожце-

ние его творческих взаимосвязей с другими театрами народов региона" - посвящена начальному этапу исторического развития узбекского советского театра, когда он с помощью мастеров азербайджанской, татарской и русской сдан осваивал навыки сценического мастерства, за сравнительно короткий срок добившись первых успехов в создании реалистических произведений.

С первых лет Советской власти художзственная самодеятельность, в том числе театральная, превращается в мощное политико-художественное движение, теснейшим образом связанное с жизнью, борьбой и идэйно-эстетическими устремлениями народных масс. Художественная самодеятельность по своему духу и содержанию была по-настоящему интернациональной. Десятки музыкальных и драматических щ)ужков, творя на разных языках, но чаще всего под одной крышей, готовя совместные программы, учились друг у друга, взаимообогащались.

Действенным средством интернационального воспитания не только для многотысячной публики, но и для самих участников служили такие формы, как массовые театральные представления, карнавальные шествия, агитсуды. Они собирали сотни любителей искусства. Лучшие из кружков художественной самодеятельности становились полупрофессиональными театральными труппами.

Это был любительский этап развития национальных театров Средней Азии. Для узбекского .театра он был предельно коротким. . . Уже в 1919 г. получая от государства субсидии, полупрофессиональные узбекские театральные коллективы становятся государственными. Работая на фронтах гражданской войны, в городах и селах Средней Азии, они выполняли важные идейно-эстетические задачи и оказывали содействие рождению и распространению театрального искусства среди таджиков, туркмен, киргизов, каракалпаков и других народов Туркестана. Узбекский театр сразу вырвался вперед, ибо у него было больше возможностей: еще до револкции появились первые литературные пьесы, здания и театральные труппы; был высоко развит традиционный узбекский театр.

Советский узбекский театр был крепко связан с жизнью наро-■ да, шогшековымр традициями народного искусства. Синтетичность , .искусотва народных актеров, импровизационный характер, теснейшая связь их представлений со зрителями, прирожденные способности к .

пению, танцам, музыкальность - все это было органически освоено и развито узбекским советским театром. Отсюда, между прочим, -рождение музыкальной драмы в недрах драматического театра.

Вместе с тем, основоположники узбекского театра Хамза Ха-ким-заде Ниязи, Манной Уйгур, Мухидцин Кар н-Якубов и другие, первые актеры, хорошо осознавали, что без глубокого изучения опыта других, более развитых театров, без широкого обращения к классической и современной драматургии трудно подняться га необходимый профессиональный уровень. Поэтому узбекские актеры и режиссеры учились в студиях Москвы и Баку; у своих коллег-русских, азербайджанских и татарских актерсв, у русских режиссеров, с которыми вместе работали; пристально наблюдали они за работой национальных театров соседних республик.

В свою очередь узбекский театр наряду с русским, азербайджанским и татарским театрами оказал большое влияние на национальные театры Средней Азии особенно на этапе их возникновения и становления, поскольку узбекский профессиональный театр был на десять лет старше и опытнее других. Это проявилось в освоении опыта и репертуара узбекского театра. Большинство произведений, успешно поставленных на узбекской сцене, вошли в репертуар таджикского, туркменского, киргизского и других коллективов. Произведения узбекских драматургов,- начиная с першх - Хамзы, Г.Зафа-ри сыграли большую роль в профессиональном становлении национальных театров среднеазиатского региона. Для них был весьма полезен опыт узбекского театра по воспитанию актерских кадров, по работе с авторами над созданием оригинальных произведений, по созданию музыкальной драмы. Деятели узбекского театра Хамза, Маннон Уйгур, Фатхулла У »©ров, Зухур Кафлсв и другие прин вмяли непосредственное участие в создании отдельных национальных театров Средней Азии.

30-е годы для узбекского театра явились годами борьбы за реалистическое искусство, за активное освоение принципов системы К.С.Станиславского,' М.Уйгур, Я.Бабаджанов и их ученики, работавшие во всех театрах Узбекистана, внедряли прогрессивные художественные идеи в практику, пропагандировали их. Многие режиссеры, работавшие в узбекских; театрах, строили свою деятельность в борьбе за реализм. 3 этом деле велика была роль Олш.пизды национальных театров 1930 года. Больасш вехами явились'гастроли /

театра т.Хамэы в Москве в 1936 г. и Декада узбекской литературы и искусства 1937 года. Гастроли узбекских театров в Москве и других городах Советского Союза расширили и укрепили связи с русским и другими театрами, расширили кругозор, углубили художественное мышление узбекских актеров и режиссеров.

"Гамлет" явился итогом многолетних исканий академического театра им.Хамзы, режиссера М. Уйгура. В процессе работы над спектаклем театр широко обращался к опыту русского театра, к системе К.С.Станиславского, и это позволило показать активность Гамлета, добиться ансаыблевости исполнения. Успех в сценическом воплощении одной из самых трудных трагедий Шекспира вдохновил на дальнейшие поиски не только деятелей узбекского театра, но и деятелей других национальных театров Средней Азии. Один за другим эти театры обращаются к трагедии Шекспира "Отелло": в 1939 г. - таджикский, 1940 г. - туркменский, в конце 1941 г. - узбекский театры. Актеры' - таджик М.Касымов, туркмен А.Кульмамедов, узбек А.Хидоятов вступают в творческое соревнование. "Актер более земной, близкий к бьпу"*М.Касимов представил своего героя внешне сдержанным, он лишь изредка позволял прорваться наружу неистовым эмоциям Отелло. Отелло - Кульмамедов был "прежде всего воином ^ смелым и доблестным полководцем"2; По степени проникновения в сущность образа и трагедии; по силе проникновения работа А.Хидоягова была признана уникальной.

Театр им.Хамзы стал ведущим театром республики, авторитетным творческим коллективом, по которому равнялись не только другие узбекские театры, но и шогпе театры Средней Азии. За это время он превратился в лабораторию драматургов; воспитывая по-ка-стоящецу талантливых и высокопрофессиональных актеров, он стал кузницей актерских кадров для всего узбекского советского театра.

Спектакль "Бай и батрак" театра им.Хамзы /1939 г./ стал крупнейшим вдейно-художвстввшшм достижением. Спектакль "готовился верным последователем К.С.Станиславского, Я.Бабаджановым, южно сказать строго по системе Станиславского. Театр добивался максимальной глубины социально-психологических характеристик, пе

1 Нурцжанов Н. История советского таджикского театра. Душанбе, Г967, с.266.

2 КаЛцалова 0. Традиции и современность. И., 1977. с.КО.

упуская из виду ни одной детали, способствующей правдивому, образному воспроизведению жизни""'". Перед зрителем проходила галерея ярких, правдивых художественных образов, и все образы, включая эпизодический, были ярко индивидуальны, действенны, психологически л исторически углубленно разработаны. Тегла пробуждения народных масс я созревания в их душах протеста против гнета и социальной несправедливости убедительно раскрывалась о конфликте батрака Га'[ура и купца Салихбая.

Весть о крупной успехе узбекского театра облетела всю Среднюю Азию. Актеры и режиссеры соседних республик приезжали в Ташкент, чтобы увидеть этот спектакль. Появились постановки драны "Бай и батрак" на сцене туркменского и Лени на бадс кого таджикского театров, сыгравшие заметную роль-в профессиональном их становлении.

К ¡юнцу 30-х годов все национальные театры Средней Азии в своем развитии в основном выровнялись, в общем догнали узбекский театр и вступили с ним в творческое соревнование.

На базе общности развития, экономики, идеологии и культуру народов СССР появляется единство советского многонационального театра, в г ом числе театров Средней Азии. Единство это открыло более широки А простор взаимодействию театральных культур народов.

Во второй глава - "Укрепление и дальнейшее развитие творческих взаимосвязей" - рассматривается в русле взаимодействий деятельность узбекского театра военного и послевоенного периодов.

3 годы Великой Отечественной войны шел процесс янтепояз-нейшего сближения советских многонациональных театра льнах культур. Духовной базой этого процесса была волна могучего патриотического подъема, охватят его всех советских людей. Вместе со сближением, процессом интернационализации с наибольшей четкость» внетупапт тжиояальине черты в каждой национальной театральной культур с. Дояобчого рода процесс протекал и в узбекском советском театре. Во враш войны узбекский театр вступает

1 Рах.'данон Г. ;Г.'Т°м Стзнколавского. "Звезла Востока", .'? 7, 1083, с. I». "

в контакт сразу со многими театральными культурами, ибо сплошь и рядом узбекские артисты работали с русскими, украинскими, еврейскими и другими актерами, не только в одном городе, но и под одной крышей.

Анализ спектаклей театра им.Хамзы "Муканна" Хамида Алим-джана и "Полет орла" и И.Берсенева, приведенные в диссертации факты, неопровержимо подтверждают эффективное. творческое сотрудничество между узбекским и эвакуированными русскими, украинскими и другими театрами, что позволяет прийти к следующим заключениям.

В начале войны в узбекском театре наблюдались еще плакат-ность, патетика. Но это увлечение быстро прошло. Узбекский театр в лице своих лучших коллективов (прежде всего театра им.Хамзы) продолжил те же героико-романтическое, лирико-драматическое, комедийно-бытовое направления, которые были определены еще до войны. Однако все эти стилевые направления с помощью зрелых.режиссеров и актеров подучили дальнейшее развитие, укрепилась их реалистическая основа. Узбекские актеры всех направлений в разработке сценических образов щчали применять средства не только бытовой, но и психологической правды.

Герои истории, народного эпоса оживая на сцене, становились вдохновляющим примером для зрителей. В сценическом воплощении этих образов пригодился опыт русского, украинского и других театров, наряду с этим были мобилизованы лучшие традиции народного исполнительского искусства.

Творческие связи узбекского театра с национальными театрами Средней Азии в годы войны заключались в основном во взаимных гастролях.'

Начавшийся в послевоенные годы процесс нивелировки в отображении жизни, тяготение к бесконфликтным идиллическим изображениям, к идеализации прошлого, а также увлечение, герои-ко-легендарнымя сюжетами л другие "болезни" просуществовали в узбекском театре сравнительно не долго. Уже в конце 4П-х и начале 50-х годов в узбекской драматургии и театре появляются произведения, поднимавшие новые пласты общественной жизни с острыми конфликтами и драматическими коллизиями/ "Новбахор" У Ягу на, "Шелковое сазане" Лбдуллы .Каххара, "Сердечные тайны"

Б.Рахманова и другие драматические произведения ставились во многих республиких и прежде всего среднеазиатского региона, они служили взаимовлиянию и взаимообогащению советских театральных культур.

"Шелковое сюзана" обогатило палитру художников советского театра иронией, мягким юмором, задушевным лиризмом, а "Сердечные тайны" прибавили к этим краскам еще и сарказм и злую сати-РУ"1.

В узбекском театре ставятся пьесы русских авторов и драматургов Средней Азии, среди них особое значение приобретает постановка драмы "Семья Аллана" Г.Мухгарова в театре им.Хамзы. Обращение узбекского театра к пьесе туркменского драматурга было обусловлено тем, что ее первое сценическое воплощение на сцене Туркменского академического театра оказалось очень удачным. Остроконфликтный спектакль на современную тему, решавшийся в рамках психологической драмы, как нельзя более соответствовал творческим устремлениям узбекского театра того времени. Концепция узбекского спектакля, выраженная и в названии - "Честь семьи", раскрыта была в острых столкновениях ярко индивидуали-зовашшх образах.

В середине 50-х годов в связи с глубоким! изменениями в материальной и духовной жизни страны многонациональный советский театр вступил в новую полосу развития. Театры Средней Азии также приступили к решению задач по глубокому осмыслению жизни, разработке новых тем, к повышению мастерства. Творческие взаимосвязи, взаимное освоение накопленного художестве иного опыта становятся в этот период действенной силой, способствующей идай-но-худонестввиному'развитию коллективов.

Особенно тесными и интенсивными в 50-е годы были творческие связи узбекского театра с тадгикскям. Это - и обмен лучшими произведениями, и гастроли, и личные творческие контакты актеров и режиссеров. Таджикский академический театр драмы иы.Ла-хугя два раза /1955 и 1958 гг./ гастролировал в Бухарской и Самаркандской областях Узбекистана. Особый интерес зрителей и специалистов вызвал! своеобразные трактовки драмы "Алишер Навои"

Фельдман Я. Характер народа и сценические сбразы. Ташкент,

Уйгуна и И.Султанова, комедии "Шежовое сюзанв" А.Каххара. Б постановка драмы "Дохунда" X«.Икрами (по одноименному роману С.Айни) таджикский театр им.Лахути и Бухарский областной театр вступили в продуктивное творческое соревнование.

Во второй половине 50-х годов за счет освоения темы зарубежного Востока обогащается творческая палитра узбекских театров. Спектакли "Дочь Ганга", "Алжир, родина моя!" театра им. Хамзы, сыгравшие большую роль в укреплении реализма в узбекском театре, в его стилистике, вообще в художественном обогащении, были плодотворными в смысле углубления интернационального и национального в искусстве. Инициатша узбекского театра была поддержана национальными театрами Средней Азии, особенно таджикским театром.

В 40-в - 50-е годы все многостороннее становятся творческие связи узбекского театра с театральными культурами братских народов, в том числа региона. Обогащаясь опытом и достижениями других республик, узбекский театр одновременно оказывал творческое влияние на другие национальные театры. Продолжая осваивать принципы системы К.С.Станиславского, узбекский театр стал находить болве эффективные пути и средства для раскрытия "жизни человеческого духа".

Каиболве устойчивой формой связи узбекского театра с другими театрами явился в это время обмен репертуаром.

В спектаклях узбекского театра, созданных по пьесам инонациональных драматургов, наблюдаются три взаимосвязанных момента: усвоение идейно-художественных и жизненных богатств переводных пьес, сценического опыта братских театров и стрешв-ние к проявлению национальных черт в отображении жизни других народов. То же самое можно сказать о воплощении на узбекской сцене произведений классики. Продолжая осваивать классические произведения, узбекский театр не только укреплял свои реалистические традиции, но и обогащал национальное своеобразие своих спектаклей.

Постановки узбекских пьес в театрах других народов знакомили зрителей ряда национальностей с жизнью узбекского народа, давая представление об особенностях узбекского искусства.

Таджикские, туркменские, киргизские, каракалпакские, рус-

ские актеры, играя в узбекских пьесах, вносили свои оттенки в их прочтение, обусловленные особенностями национальных актерских школ.

В третьей главе - "Взаимодействие и взаимообогащение сценических культур - фактор дальнейшего развития узбекского театра" - говорится о процессах, протекавших на узбекской сцене в 60-е - 70-е'годы, в начале 80-х годов.

60-70-е годи, несмотря на трудности общественного развития , на застой, явились для многонационального советского театра, в том числе и узбекского, годами новых творческих поисков и открытий, значительным этапом развития. Важнейшая особенность этого периода - дальнейшее развитие твортеских связей узбекского театра с драматургией и театральным искусством других народов - в том числе Средней Азии. Взаимовлияния и взаимообогащения выступают в этот период как фактор интенсивного развития театрального искусства Узбекистана. Обмен эстетическим опытом, художественными достижениями становится движущей силой развития, раскрытия новых граней, потенциальных во?шжностей узбекского сценического искусства, почвой для'повышения мастерства драматургов, актеров и других художников сцены.

В 60-70-а годы продолжается активный процесс синтезирования'достижений братских театральных цультур с национальными театральными традициями, который способствовал глубокому раскрытию на с не не правда современной жизни. Однако были и сложности на этом пути: увлечение бытом, ложной патетикой, скольжение по поверхности образа, саыопоказ, игнорирование актерского ансамбля порою можно было еще встретить в самых крупных театральных коллектива"*. Пришлось вест-я скрупулезную работу по углублению интернациональных, рвалисти «веках и народных оок;-з театра, по выработке современного языка сценической выразительности.

В этом процессе узбекский театр опирался не только на национальную драиатургот, но и на классику а современную драматургию других народов. Зо всем развит::;! узбекского театра в этот период прпннлл^льное значение имели русская, к:;рг:н-ская я тадт;г<окал срягатурггя и литература и их зэплх:с-!;:'е :-а

сцене разных национальных театров. И особенно творчество Чингиза Айтматова. Поэтому особое место отводится в диссертации анализу вдзыкально-драматических спектаклей узбекского театра по произведениям Ч.Айтматова.

Поэзия и г^узыка заложены в самой природе айтматовской прозы. Его произведения легко "поддаются" переводу на язык музыкально-драматического жанра. В Узбекистане были предприняты постановки музыкальных драм по произведениям Ч.Айтматова. Лучшая из них - в 1965 г. - "Материнское поле". Позднее эти .лучшие музыкальные драмы ставились в ряде областных театров республики.

Спектакль "Материнское поле" в интерпретации драматурга Т.Тулы и композитора И.Акбарова был решен режиссером А.Рахимовым как народная трагедия. Впервые хор непосредственно участвовал в драматическом действии, выражая голос Истории, голос Народа. Главным тут было стремление к глубокой психологической разработке образов. Образ Толгонай поднят был топкой игрой Т.Лжафаровой на такую высоту, на которую поднялись С.Майканова (Казахский театр), Д.Куюкова (Киргизский театр), А.Иамуратова (Каракалпакский театр), потрясая сердца зрителей глубиной трагического переживания.

Разбор спектаклей "Тополек, мой, в красной косынке" театра им.Хамзы, "Материнское поле" театра им.Мукими, "Белый пароход" Узбекского ТЮЗа им.Ю.Ахунбабаева позволили автору сделать вывод о том, что творчество Ч.Айтматова обогатило и продолжает обогащать узбекский театр новыми художественными ценностями, способствуя утверждению в нем новых принципов сценической образности, диалектическому взаимопроникновению интернационального и национального. Произведения Ч.Айтматова стали для актеров, режиссеров, художников, композиторов школой мастерства, основой для повышения сценической и исполнительской культуры.

В 60-70-е годы особенно интенсивным и плодотворным были взаимосвязь и взаимодействие узбекского и таджикского театра в лице академического театра драмы им.Лахути и Бухарского узбекского театра музыкальной драма и комедии лм.С.Айни.

Узбекский театр во многом поднялся на обпесоаетскяй уровень и продолжает .питаться достпившими братских сценических культур, л в. то 5с врЗги сап гжазквагт поядаНотяяе на брзтсчпе

театры,'в первую очередь, Средней Азии. Сценическое воплощение произведений Хамзы, Яшей, Каххара, Уйгуна, Исмоилова, Султанова, Ахмада и других, обогатили театры среднеазиатских республик свежими теш мл, новыми конфликтами, галереей оригинальных образов, способствовали развитию взаимосвязей между творческими коллективами.

Происходит активное сближение узбекского театра с другими братскими театрами (которое .наиболее отчетливо проявляется в сравнения с театрами соседних среднеазиатских республик) благодаря освоению общих для всего советского театра принципов тшрчесгва, поисков в области стиля и Форш, умению раскрывать современными средствами важнейшие теш и проблемы, волнующие людей, концентрировать внимание на многосложном духовном мире современного человека.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ в соответствии с поставленными задачами делаются выводы. Они касаются в первую очередь перспектив театральных связей театров Средней Азии.

В условиях начавшейся в середине 80-х годов перестройки, с образованием Союза театральных деятелей СССР и таких же республиканских объединений на базе театральных обществ республики, а затем с началом эксперимента в преддверии театральной реформы наступил новый этап в жизни театров региона - в том числе и в развитии его творческих связей. Фестивали, конкурсы-смотры семинары приобретают все более регулярный характер, становясь не предлогом для встреч, а важным средством обмена творческим опытом деятелей сцены, целых коллективов. Взаимосвязи узбекского театра с театральными коллективами Средней Азии и Казахстана значительно укрепляются.

Значительную роль в этом отношении сыграл фестиваль театров республик Средней Азии и Казахстана "Навруз". Искусство Узбекистана в лице его театров "Ён гвардия" (спектакль "Проделки 'Лайсары") и Ферганского им .Горького ("Железная женщина")' завоевало там первые призы. Но оно на только демонстрировало свои достижения в Алма-Ате (1938 г.), Фрунзе (1989 г.) и Душанбе (1990 г.); оно много полезного почерпнуло у других театральных коллективов.

Взаимоотношения национальных театральных кулыур на нынешнем этапе характеризуются уже не частными влияниями и заяштво-

вашими, но постоянством. Благодаря этому а многонациональном советском театре все отчетливее выступает типологическая общность, обусловленная не только тематикой, проблематикой, но во многих случаях и развитием стилевых тенденций.

Общим для всех советских театров становится ныне поиск новых идейно-эстетических решений. Театры все активно тянутся к художественно-философскому осмыслению жизненного материала, к сложным метафорическим решениям, к'синтезу различных средств выразительности.

Но типологическая общность на лтвет национальные театральные культуры своеобразия. Каждый из национальных театров творит на основе собственных традиций, своего национального*языка.

Таков закономерный процесс, жизненная необходимость которого подтверждается всей историей развитая театров мастного и других регионов страны. И естественно, что эта закономерность должна стимулировать активность усилий в сфере взаимодействий культур - в данном случае художественных, сценических.

Эта активность должна дать особо весомый результат и потому, что в ере дне азиате ко-Казахстана ком регионе наличествуют условия, в определенной мере более благоприятные, нежели в других регионах - например, в Закавказье.

Эти обстоятельства далеко не всегда учитывались. Но последние события обнадеживают. В конце 1990 года в Алма-Ате состоялась встреча руководителей республик среднеазнатско-казах-станского региона. Благодаря ей будут приняты важные декреты, определяющие приоритеты сотрудничества в экономике, науке, культуре, межнациональных отношениях. Надо полагать, что театр -мощнейшее оредство межнационального общения и сближения - сыграет в этом историческом важнейшем процессе присущую ему активную роль.

Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих работах:

1. Творческие связи узбекского театра. Ташкент, "Знание", 1904, 1,0 п.л.

2. Золотой мост - творческий контакт братских республик,ж-л "Совет Узбекистони санъати", 1984, № 12 (на узб.яз.), 0,5 п.л.

3. Цветы Навруза, я-л "Совет Узбекистони санъати", 1984, № 8, (на узб.яз.), 0,5 п.л.

4. Чингиз Айтматов на узбекской сцене, ФБ АН УзОСР, Ташкент, 1909. Объем I п.л.