автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Проблема культурного отчуждения молодежи в контексте современного российского общества
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Немировский, Дмитрий Анатольевич
Введение
Глава 1. Культурное отчуждение, молодежь: концептуализация понятий
1.1. Проблема и категория культурного отчуждения
1.2. Молодежь как объектциально-филого анализа ибъект культуротворчва
Глава 2. Содержание процесса культурного отчуждения молодежи в России и конкретные формы его развития
2.1. Альтернативное культуротворчество молодежи как форма проявления культурного отчуждения
2.2. Эволюция системы ценностных ориентаций российской молодежи в овияхциокультурных перемен
Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Немировский, Дмитрий Анатольевич
Тема исследования относится к числу тех важнейших проблем, которые связаны с поиском путей выхода России из кризисного состояния, в котором она в данное время находится, а также с процессами реформирования и обновления ее духовно-культурного, экономического и политического устройства. Учитывая специфику современной российской социокультурной ситуации, характеризующейся кризисом, охватившим основы не только социально-экономической и политической сферы жизнедеятельности, но и духовный фундамент национального бытия, изучение негативных процессов, происходящих внутри культурного пространства представляется как нельзя более актуальным.
Культура является тем уникальным социальным механизмом, благодаря которому совершается процесс наследования, трансмиссии ценностей, аккумулирующих духовно-практический опыт предшествовавших поколений. Процесс этот имеет векторную направленность а, следовательно, будущее культуры зависит непосредственным образом от того, насколько ценности предшествующих поколений будут восприняты последующими.
Основным субъектом социокультурной преемственности, следовательно, является молодежь. Именно этот факт во многом придает особую значимость исследованиям, посвященным изучению процессов, явлений, связанных с восприятием молодежью ценностей культуры.
Ценности являются хранилищем "генетического кода" культуры, определяющего ее основное содержание, облик и магистральную линию развития. Отчуждение молодежи от ценностного фундамента культуры может привести к гибельным для самой этой культуры последствиям: маргинализации сознания, воспроизведению девиантных образцов поведения, потере чувства этнокультурной самоидентификации субъектом культуры, и в конечном итоге - к дезинтеграции всей социальной системы и утрате политической и экономической самостоятельности, культурной ассимиляции.
Принимая во вниман^® все вышесказанное, представляется возможным утверждать, что тема культурного отчуждения молодежи России является как нельзя более актуальной - именно сейчас, в "переходный период" развития общества, атрибутом которого выступает поиск будущего варианта развития социума, и требует как можно более пристального внимания со стороны науки.
Тема культурного отчуждения молодежи относится к числу наименее разработанных в современной культурологии, философии и социологии проблем. Несмотря на достаточно широкое использование понятия "культурное отчуждение" в научном обороте, до сегодняшнего дня не предпринято ни одной попытки сколько-нибудь серьезного обоснования самого этого понятия. Такое положение дел обусловлено, главным образом, двумя основными обстоятельствами.
Во первых, сам термин "отчуждение", введенный в арсенал современной сферы гуманитарного знания К. Марксом (несмотря на использование категории "отчуждение" Гегелем и Фейербахом, применявших его для описания чисто-духовных процессов, именно Маркс впервые сделал эту категорию достоянием социологии), получил свое дальнейшее развитие в основном в рамках марксистской парадигмы. Маркс уделял основное внимание именно экономическому аспекту отчуждения, выводя из отчужденного труда все остальные формы этого явления.
Экономизация" отчуждения у Маркса породила традицию достаточно односторонней разработки этой категории, реализовавшейся в полной мере в СССР, где марксистская философия занимала долгое время привилегированное положение, а марксизм из философско-экономического учения был превращен в официальную идеологию. Учитывая присущее марксистской " формационной " концепции развития истории традиционное отношение к культуре как явлению вторичному, "надстройке", нет ничего удивительного в том, что категория отчуждения практически не применялась при описании культурных процессов и феноменов культурной действительности.
Во-вторых, весьма важным обстоятельством, препятствовавшим разработке теории отчуждения в культурологии, всегда оставалась полисемантичность, расплывчатость самого определения культуры. В этом видится причина того, что большинство западных культурологических школ и философских направлений, использующих понятие отчуждение в его культурологическом значении, предпочитают, все же, использование таких более частных определений как психологическое" (Э. Фромм), "религиозное" (К. Хорни, У. Баррет), "экзистенциальное" (А. Камю, Ж.П. Сартр) отчуждение.
В последующие годы интерес к культурологическому аспекту категории отчуждения растет в связи с общей тенденцией повышения интереса к явлениям культуры и изменением культурной ситуации в мире; динамка социокультурных изменений в XX веке особенно высока.
В 1990 году в Свердловске был, выпущен сборник работ под общим названием "Проблема отчуждения в современной теории культуры, этике и эстетике" [73]. Основное внимание авторы, сборника уделили проблемам морального отчуждения а также вопросам, связанным с отчуждением в сфере художественной культуры. Авторы акцентируют внимание на отрицательных аспектах отчуждения, отмечая деструктивность его воздействия в сфере описываемых феноменов.
Помимо упомянутого сборника, являющегося, по сути дела, единственным на данный момент обобщающим трудом по отчуждению в сфере духовного, следует особо отметить работы Спирина А.Д. "Личность и отчуждение в свете двух мировоззренческих концепций" [80] и Приходько Д.Н. "Отчуждение и пути его преодоления" [72], вышедшие в Томске в 1995 году.
Проблемы, смежные с исследуемой проблематикой были рассмотрены в монографии Б. В. Орлова и Н.К. Эйнгорн "Духовные ценности: проблема отчуждения" [59], вышедшей в Екатеринбурге в 1993 году. Авторы акцентируют аксиологический статус проблемы отчуждения, выявляют специфику конкретных исторических вариантов отчуждения духовных ценностей.
В западной философской литературе тематика, по содержанию близкая к культурному отчуждению разрабатывалась в трудах американских антропологов Д. Гершковича, К. Додца, М. Мид [12, с. 112], уделивших основное внимание проблеме межкультурных и межпоколенческих взаимоотношений, а также в теоретических разработках Э. Фромма, К. Хорни, У. Баррета, А. Камю [24], вскрывших психологическую, онтологическую и религиозную подоплеку отчуждения.
Несмотря на отсутствие и в западной, и в отечественной социологической и философской литературе публикаций, посвященных культурному отчуждению молодежи, представляется возможным выделить ряд авторов, работы которых смыкаются с указанной проблематикой.
В первую группу подобного рода исследований следует отнести труды зарубежных и отечественных, авторов, посвященные анализу феномена молодежной контр культуры, являющемуся частным вариантом культурного отчуждения молодежи.
Комплекс проблем, связанных с феноменом контркулыуры рассмотрен в работах таких западных исследователей, как Л.С. Фойер, Ж. Мандель, Т. Роззак, Г. МаркузеД. Адорно, М.Дикштейн, Ч. Рейч, Ф. Слэйтер, Э. Фромм, Т. Парсонс, Р. Парк, Ч. Бидуэлл, В. Тэрнер [87] и т.д. Исследованию данной проблематики посвящены труды таких отечественных исследователей, как Т.Б. Щепанская [100], Ю.Н. Давыдов, И.Е. Родянская [13], Н.Д. Саркитов [77], Ф.И. Рожанский [76], З.В. Сикевич [73], И. Кузьмина [34] и т.д.
Ко второй группе исследований, связанных с молодежной проблематикой следует отнести работы, посвященные анализу, классификации и сопоставлению молодежных субкультурных образований, возникших в СССР в начале восьмидесятых годов и просуществовавших до конца десятилетия. Это исследования таких западных советологов, как Д.Лэйн, Д. Риордан, А.Эванс, С. Уайт, В. Шляпентох, Д. Мозес, Л. Хаузер, В. Тольц, Б. Кагарлицкий, Э. Тиг и Г. Лапидус [7]. Этим же проблемам уделяется особое внимание в работах отечественных ювенологов И.Н. Андреевой, Н.Я. Голубковой, Л.Г. Новиковой [1], В.Н. Шкурина [99], Е.Г. Комаровой [27], С.Г. Ивченкова [21], В. Писаревой [63], Н.В. Кофырина [30], С.А. Завражина, К.В. Хартанович [20], Д.В. Петрова [63], М.И. Топалова [86].
Основным недостатком, присущим большинству работ указанных авторов является отсутствие критериев четкого разграничения терминов "неформальное объединение молодежи" (к числу подобного рода объединений нередко относят молодежные организации политизированного типа) и "молодежная субкультура", что нередко приводит к путанице понятий.
К третьей группе исследования, рассматривающих смежную с культурным отчуждением молодежи проблематику относятся труды, посвященные изучению духовной культуры молодежи, а также анализу молодежных ценностных ориентации. Данными вопросами занимались такие западные исследователи, как К. Эткин,
С. Чэффи, Д. Маклауд [68], Л. Хаузер; Л. Биски, Д. Вейдеманн, Б. Кагарлицкий [102]и т.д. Отечественные авторы, уделившие внимание указанной проблематике: А.И. Шендрик [97], А.Г. Кузнецов [32], В.П. Чудинова [95], Л. Лебедев, М.И. Жабский [18], Е.В. Жижко [19], Л.В. Токмакова [85], И. Г. Суровяткина [81], Т.А. Кудрина, С.Н. Комиссаров [98], Е.В. Плотникова, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский [21], А. П. Мальцев [42] и т.д.
Несмотря на широкий спектр исследований, связанных с проблемами контркультуры, молодежных субкультур, ценностных ориентаций молодежи и взаимодействия культур, категория культурного отчуждения до сих пор не получила своего теоретического обоснования.
Требует более глубокого раскрытия проблема специфики влияния, оказываемого средствами массовой информации на характер культурной социализации молодого поколения России в постсоветский период, характеризующихся активным проникновением в российское социокультурное пространство ценностей, стилей жизни и образцов деятельности западного типа.
Недостаточное внимание в литературе уделяется проблеме дифференциации молодежных субкультур и политизированных объединения молодежи, отсутствуют попытки проследить степень культурной преемственности (по отношению к традиционной культуре) молодежных субкультур, создаваемых вокруг определенных "альтернативных" направлений современной музыки. Главным же недостатком состояния научной разработки темы культурного отчуждения молодежи в России является отсутствие до настояшего времени фундаментальных публикаций, посвященных данной тематике, являющейся, несомненно, немаловажной (учитывая специфику современной российской социокультурной ситуации) и требующей как можно большего внимания. Попытку устранения указанных недостатков и пробелов в исследовании и представляет собой данная работа.
Цель исследования - выявление содержания процесса культурного отчуждения молодежи в России восьмидесятых - девяностых годов XX века и раскрытие специфики конкретных форм его проявления. Достижение поставленной цели обусловливает решение следующих основных задач:
- определить и теоретически обосновать категорию культурного отчуждения;
- выявить основания определения молодежи как субъекта культуротворчества, что предполагает, в свою очередь, концептуализацию самого понятия молодежи;
- выявить причины культурного отчуждения молодежи в России;
- рассмотреть основные типы молодежных субкультур в общем культурном контексте, определить степень их преемственности по отношению к традиционному генофонду культуры,
- осуществить анализ изменений, происходящих в сфере ценностных ориентаций молодежи России в связи с наметившейся тенденцией вестернизации российской культуры.
Объектом данного исследования является культурное отчуждение молодежи России; предметом исследования - содержание и формы проявления культурного отчуждения молодежи России второй половины восьмидесятых - девяностых годов XX века.
Наиболее важными результатами, отражающими новизну исследования, являются следующие:
1. Базируясь на аксиологической трактовке культуры и принимая во внимание деятельностную концепцию, выдвинуто и обосновано определение культурного отчуждения; выявлены сущность, содержание и возможные последствия этого социального процесса, сформулирован новый подход к их пониманию.
2. Проведен анализ основных выработанных на настоящий момент в философской и социологической литературе определений, применяемых для описания молодежи как субъекта культуры, основными из которых являются термины "молодежная культура", "контркультура" и « молодежные субкультуры ».
3. Выявлены основания определения молодежи как субъекта культуры. В связи с чем рассмотрены отдельные психологические, социокультурные черты, присущие молодежи как особой социально-демографической группе.
4. Раскрыты причины культурного отчуждения молодежи в России; обосновано, что специфика конкретных вариантов культурного отчуждения российской молодежи обусловлена совокупностью процессов, протекающих не только внутри самой-культуры России (характеризующейся достаточно сложным типом преемственности советского" и "досоветского" этапов исторического и культурного развития), но и за пределами российского социокультурного пространства.
5. Рассмотрены основные типы молодежных субкультур, дана характеристика каждого из типов, выявлена степень их преемственности по отношению к традиционному генофонду культуры; предпринята попытка рассмотрения "альтернативных" субкультур, создаваемых молодежью как явления, характеризующегося высокой степенью преемственности по отношению к "досоветскому" этапу развития российской культуры, отчужденного, в основном, от «советского» культурного типа.
6. Осуществлен анализ изменений, происходящих в сфере ценностных ориентаций российской молодежи в "постсоветский" период; обосновано положение о том, что стержнем культурного отчуждения российской молодежи, происходящего в период размывания прежних ценностных ориентаций, связанных с разрушенной идеологией социализма, является процесс вестернизации ценностей, образа жизни и институтов культурной социализации молодых россиян; доказано, что культурное отчуждение молодежи, происходящее в форме вестернизации, наносит значительный вред российской культуре, так как оно выступает в качестве одной из основных причин возникновения социально-негативных образцов поведения молодежи.
Основными положениями, выносимыми на защиту, являются следующие:
1. Отталкиваясь от определения культуры как социальной системы, организованной при помощи норм и ценностей, а также закрепившихся в общественной практике и сознании общества форм деятельности, представляется возможным определить культурное отчуждение как процесс отторжения носителями какой-либо культуры ценностей и соответствующих им форм деятельности, принятых в рамках данной культуры, сопровождающийся их переходом в иное культурное состояние. Культурное отчуждение может быть вызвано внешними причинами (например, являться следствием ассимиляции одного народа другим), или же обстоятельствами имманентного характера (к примеру, быть вызванным разрывом между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения).
2. Сущность культурного отчуждения амбивалентна. С одной стороны, культурное отчуждение выступает в качестве одного из атрибутов динамики культуры, ее эволюции и в этом своем значении оно не несет никакой негативной смысловой нагрузки. Однако, с другой стороны, оно способно приводить к деструктивным последствиям в конкретных условиях аккультурации (если экспансия одной культуры угрожает возможности существования другой). Культурное отчуждение несет на себе социально-негативную нагрузку также и в том случае, если оно подрывает основные функции, присущие культуре - функцию трансляции социального опыта и интегрирующую функцию.
3. Содержание процесса культурного отчуждения молодежи в России может быть рассмотрено в виде достаточно ярко прослеживаемой эволюции ценностных ориентаций молодежи и соответствующих им форм деятельности, начавшейся еще до перестройки и принявшие достаточно завершенный вид уже в "постсоветскую эпоху".
Культурное отчуждение молодежи России протекает в двух основных исторически конкретных формах, первой из которых является альтернативное культуротворчество молодежи, второй - процесс вестернизации системы ценностных ориентаций российской молодежи.
4. Культурное отчуждение молодежи России обусловлено дуалистическим характером российского социокультурного типа (спецификой "промежуточной цивилизации" балансирующей между Востоком и Западом), сложным типом преемственности советского и досоветского культурного наследия, а также особенностями доминанантной советской культуры и молодежной психологии.
5. Наиболее характерным типам молодежных субкультур свойственна апелляция к доиндустриальным и религиозным источникам ценностей, символике и практике организации жизни. Альтернативные молодежные субкультуры, декларирующие свое негативное отношение к ценностям, традиционным культур, склонны на практике воспроизводить ритуалы, модели поведения, символику, присущие доиндустриальным обществам, в том числе, и российскому.
6. Содержательной стороной культурного отчуждения молодежи постперестроечной России является экспансия низших пластов американской и европейской культуры -ценностей и стереотипов массовой культуры (рекреативных, гедонистических, антисоциальных), а также падение престижа в молодежной среде таких традиционно одобряемых (в рамках российского социокультурного типа) ценностей, как патриотизм, труд, вера, сопровождающееся тенденцией превращения экономической ценности из инструментальной в терминальную.
Методология исследования обусловлена ее целью и задачами и основана на системном, диалектическом и историческом анализе. Особенности используемого в предлагаемой работе подхода - междисциплинарность и плюралистичность. Феномен культурного отчуждения российской молодежи исследуется средствами философского, культурологического и социологического знания. Это позволяет использовать эвристический материал различных областей гуманитарного знания. Основным методологическим подходом в данной работе является аксиологический, акцентирующий активную роль ценности по отношению к реальности. Данный подход представлен в работах таких исследователей, как Н.З. Чавчавадзе, Г. Риккерт, М. Вебер, С. Яловецкий, концептуальные разработки которых и составили теоретическую основу исследования.
Использование разработок теоретиков ценностного подхода к культуре позволит, также, избежать тех перегибов, имеющих, зачастую, губительный для общества характер, к которым приводило монопольное господство марксистской деятельностной концепции культуры. К числу таких перегибов можно отнести так называемую "избыточную" трактовку культуры [90], вытекавшую непосредственно из положения Маркса о соотношении базиса и надстройки. В соответствии с таким толкованием, жизнь общества и отдельного человека условно разделяется на две части. Первая представляет собой жестко детерминируемый процесс выживания, определяемый производством и потреблением материальных благ. Вторая часть, которая выносилась за рамки процесса выживания и искусственно локализовывалась теоретиками "избыточного" подхода - область духовной культуры. Согласно подобной трактовке, эта сфера носит досуговый характер (посещение театра, кино), а степень и глубина приобщения к ней является делом исключительно личных пристрастий.
Такая интерпретация феномена культуры является глубоко ложной, а, будучи положенной в основу культурной политики, она в значительной мере предопределила духовную деградацию российского общества, о которой сейчас столько сообщается и в научных трудах, и в средствах массовой информации.
Аксиологический подход позволяет в максимальной степени приблизиться к выявлению специфики именно российской социокультурной ситуации и порожденных ею кризисных форм. В процессе исследования отдельных аспектов феномена культурного отчуждения использовались теоретические модели таких исследователей, как К. Маркс, Э. Фромм, Г. Маркузе, К. Манхейм, М. Мид и Н.А. Бердяев.
Основным путем исследования избран метод восхождения от абстрактно-общего в природе и сущности культурного отчуждения молодежи к его конкретному социокультурному варианту (российскому) и частным формам его развития.
Эмпирической базой для проведения социально-философского анализа служили материалы региональных и общероссийских социологических исследований, проводившихся в период второй половины восьмидесятых - девяностых годов.
Полученные результаты позволяют углубить философское понимание феномена культурного отчуждения молодежи, а также выявить его возможные социальные последствия и могут быть использованы:
- при разработке документов, определяющих концептуальные основы и программные положения культурной политики в стране. Результаты исследования позволяют углубить понимание специфики происходящих в стране социокультурных изменений;
- в исследованиях по молодежной проблематике, а также при подготовке соответствующих спецкурсов по социальной философии и культурологии;
- в процессе формирования молодежной политики, в частности, при выработке модели-образца, которая может быть положена в основу системы воспитания российской молодежи;
- для выработки ориентиров по преодолению негативных последствий культурного отчуждения молодежи путем разумного культивирования потенциально достижимых и связанных с традициями российской культуры ценностей.
Результаты исследований; а также отдельные положения диссертации представлены в научных публикациях автора.
Материалы исследования докладывались на двух международных конференциях, проходивших в Новосибирске в 1996 ("Культура демократии и право") и 1997 ("Студент и научно-технический прогресс") годах и обсуждались на кафедрах культурологии и философии Новосибирского Государственного Технического Университета, а также на кафедре социологии Алтайского Государственного Университета.
Реферат, отражающий основные результаты исследования, был оценен дипломом 1 степени на конкурсе письменных студенческих и аспирантских работ по циклу социально-экономических дисциплин, посвященного 60-летию Новосибирской области.
По теме диссертации был прочитан спецкурс в НГТУ, отдельные положения диссеррации обсуждались на теоретических семинарах кафедры философии НГТУ.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема культурного отчуждения молодежи в контексте современного российского общества"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Культурное отчуждение - это процесс отторжения носителями определенной культуры ценностей и соответствующих им форм деятельности, принятых в рамках данной культуры, сопровождающийся их переходом в иное культурное состояние. Культурное отчуждение может быть вызвано внешними причинами (например, являться следствием ассимиляции одного народа другим) или же обстоятельствами имманентного характера (характерный пример, соответствующий данному варианту -отчуждение, наступившее в результате разрыва между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения), а также совокупностью обоих типов причинности. Процесс культурного отчуждения приобретает особенный драматизм, если основным его содержанием выступает отторжение ценностного ядра культуры молодым поколением (то есть, «будущим культуры», теми, кто по идее должен являться преемником накопленных культурных традиций). Такое положение в ряде случаев чревато полным изменением направления вектора культурного развития и сопровождается, как правило, конфликтными отношениями между представителями различных поколений, оказавшихся, в силу обстоятельств, также и представителями различных культур.
2. Сущность культурного отчуждения амбивалентна. С одной стороны, культурное отчуждение выступает в качестве одного из атрибутов динамики, эволюции культуры (которая не может быть рассмотрена как нечто абсолютно статичное) и в этом своем значении оно не несет никакой негативной смысловой нагрузки. С другой стороны, культурное отчуждение может в ряде случаев наполняется негативным содержанием. В первую очередь это происходит в той ситуации взаимодействия культур, которая принимает характер культурной экспансии. В отличие от аккультурации, характеризующейся взаимовлиянием культур, в случае культурной экспансии трансмиссия ценностей культуры имеет односторонний характер, одна культура ассимилирует другую. Культурное отчуждение негативно также и в том случае, если оно подрывает основные функции, присущие культуре - функцию трансмиссии социального опыта. Переживание личностью культурного отчуждения может выражаться в повышенной агрессивности, фрустрации и различных формах эскейпизма.
3. Молодежь как особая социально-демографическая группа, несмотря на наличие ряда объединяющих признаков (к числу которых относятся возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные теми и другими социально-психологические свойства), не является, тем не менее, абсолютно однородной структурой. Вследствие того, что молодежь не представляет собой замкнутого, изолированного социального организма, она является столь же полиструктурным образованием, сколь мозаично то общество, к которому она принадлежит. Учитывая это обстоятельство, использование столь общего понятия, как «молодежная культура» не представляется сколько-нибудь оправданным. Термин «контркультура», применяемый в научной литературе в качестве синонима «молодежной культуры» является слишком частным и не отражает всего многообразия форм взаимоотношения молодежи с доминантной культурой, частью которой она является. Поскольку внутренняя дифференциация современного (нетрадиционного типа) общества демонстрирует наличие разнообразных субкультурных образований, представляется возможным утверждать о существовании не единой, монолитной « молодежной субкультуры », а скорее, совокупности различных молодежных субкультур, апеллирующих к различным системам ценностей и формирующих различное отношение как к доминантной культуре, так и друг к другу.
4. В индустриальном обществе молодежь обособляется не только как особая демографическая группа общества (таковой она может являться и в культурах доиндустриального типа), но и как субъект культурной активности. Ведущим видом деятельности для молодежи в силу незакрепленности ее социального статуса и отсутствия жесткого диктата традиции в кофигуративных и префигуративных (по терминологии М.Мид) культурах является ценностно-ориентационная деятельность, в которой осуществляется развитие и качественные изменения системы потребностей и культурных ориентаций человека, а также его социализация.
5. Содержание процесса культурного отчуждения молодежи в России может быть рассмотрено в виде достаточно ярко прослеживаемой эволюции ценностных ориентаций молодежи и соответствующих им форм деятельности. Представляется возможным выделить две основные формы данного процесса, каждая из которых доминировала в определенный исторический период. Первой формой является альтернативная культуротворческая активность молодежи (выражающаяся в возникновении ко второй половине восьмидесятых годов ряда экстернальных молодежных субкультур), отражающая весьма важную тенденцию дробления целостного ядра «монолитной » советской культуры. Второй формой культурного отчуждения российской молодежи, возобладавшей с падением советского строя и разрушением социалистической идеологии, является процесс вестернизации ценностных ориентаций российской молодежи России. Обе эти формы качественно отличны друг от друга. Субкультурная активность молодежи представляла собой пример отчуждения верхних пластов культуры - советской идеологии, системы ценностей. В процессе вестернизации отчуждаются сами глубинные российские социокультурные основания, традиционные формы культурной социализации, ценности и соответствующие им формы деятельности, формируется новая « двойная мораль », возникает разрыв между выдвигаемыми обществом целями и социально приемлемыми средствами их достижения.
6. Основные причины возникновения молодежных субкультур в СССР следует искать в особенностях доминантной советской культуры, официальной идеологии, а также в возрастных особенностях молодежной психологии. Молодость в жизни человека - это период активного поиска смысложизненных ориентаций, эмоционально-чувственного восприятия действительности, утверждения себя как личности. Ценности культуры, будучи оторванными от реальной жизни носителей культуры, теряют свою основную функцию указателя направления преобразования реальности, превращаются в застывшие, мертвые конструкты. Культурное отчуждение в такой ситуации неизбежно. Двойная мораль советского общества, допускавшая существенное расхождение между декларируемыми ценностями и реальным их воплощением, ограничение проявлений творческой активности молодежи и доступа к культурной информации, кризис традиционных институтов социализации (в первую очередь, комсомола) послужили основными причинами появления молодежных субкультур.
7. Основной особенностью, отличавшей российский вариант развития субкультурной активности молодежи от западного, является исключительно экстернальный статус всех субкультур, создаваемых советской молодежью. Контркультура (как основное и наиболее яркое проявление субкультурной активности молодежи) в США и Западной Европе, несмотря на декларируемые ею « анибуржуазные » ценности, была ассимилирована доминантной культурой, став (в несколько видоизмененном варианте) частью того общества, против которого она была изначально направлена. «Монолитная» советская культура продемонстрировала крайне негативистский тип реакции на появление молодежных субкультур, локализовав их в экстернальной сфере, что еще более усилило их отчужденность и вызвало к жизни феномен российского «андеграунда».
8. Культурологические критерии классификации общего спектра молодежных субкультур предполагают вычленение западноориентированных (как правило, ориентация эта ограничивалась увлеченностью молодежи западными музыкальными направлениями, не предполагая при этом вестернизации ценностей) и традиционалистских (терминология, как и первом случае, условная; «традиционализм» субкультуры отнюдь не означает отсутствия ее отчужденности от доминантной культуры) молодежных субкультур, которые, в свою очередь, могут быть дифференцированы на антисоциальные, в зависимости от типа отношения субкультуры к наличному бытию социума. Наиболее характерными представителями крайних полюсов общего спектра молодежных российских субкультур являются «система» ( западноориентированная, асоциальная ) и «агрессивно-конформистская субкультура» ( традиционалистская, антисоциальная ).
9. Основным объектом отчуждения для эксернальных молодежных субкультур являлась советская культура (идеология и массовая психология). Несмотря на наличие определенной преемственности этого типа культуры по отношению к предшествующему периоду исторического развития, специфика его достаточно очевидна и разрыв с предшествующей традицией велик. «Системе», равно как и большинству молодежных субкультур, сформированных вокруг того или иного направления рок музыки, свойственна апелляция к источникам ценностей, символике, практике организации жизни доиндустриальных обществ, в том числе, российского. Даже субкультуры, декларирующие свое негативное отношение к ценностям традиционных культур, склонны на практике воспроизводить ритуалы, модели поведения, символику, присущую доиндустриальным обществам.
Агрессивно-конформистская субкультура, несмотря на конформистское отношение к ценностям советской культуры , являет не менее яркий вариант культурного отчуждения, чем « система », так как она полностью отвергает традиционные (для советской культуры) механизмы социализации , воспроизводя на практике антисоциальные формы воплощения ценностей доминантной культуры, усвоенных лишь поверхностно (выборочное или частичное усвоение усвоение идеологических стереотипов приводило к отсутствию противовеса в лице морали).
10. С разрушением советской монолитной культуры и центрирующей ее идеологии, субкультурная активность молодежи резко пошла на спад, что еще раз подтверждает тезис о ее детерминированности конкретным типом российской культуры -советским. Однако, культурное отчуждение молодежи не прекратилось, а перешло в иную фазу своего развития. Субкультурные формы проявления этого процесса, отличавшиеся относительной локализацией, сменились в постперестроечное время вестернизацией системы ценностей российской молодежи; отличительными чертами этой формы культурного отчуждения являются ее массовость, глубина и всеохватность. Крушение основопологающего социокультурного мифа, представленного в России последних семидесяти лет коммунистической идеологией, с отсутствием подходящей замены ему вызвала ситуацию вакуума ориентаций у большинства россиян и, в первую очередь, у молодежи. Постепенно этот вакуум заполняется ценностными ориентациями западного типа. Драматизм современной российской социокультурной ситуации заключается в том, что западная рыночная экономика и политическая система «приживляются», не имея ни духовной основы (на Западе ею являлся протестантизм), ни приемлемых для массового сознания аргументов в свою пользу, не опираются на российские социокультурные основания. Процесс переноса западной экономической и политической модели на российскую почву сопровождается экспансией современных ценностей западной культуры (в основном, американской), противоречащих, зачастую традиционным для России ценностям, что еще более обостряет внутрикультурные конфликты.
11. Культурное отчуждение молодежи России во многом обусловлено дуалистическим характером российского социокультурного типа, спецификой «промежуточной» цивилизации, балансирующей между Западом и Востоком, традиционализмом и стремлением к инновациям, атеизмом и религиозностью, утонченностью духовной культуры и невежеством масс, сложным характером преемственности советского и досоветского культурного наследия. В условиях культурного дисбаланса дезорганизацией оказывается пронизана мысль и деятельность молодого человека, вынужденного осваивать внутренне противоречивую культуру и формирующего, соответственно, напряженный, конфликтный внутренний мир.
12. Вестернизация российской культуры, накладываясь на существующие культурные противоречия, еще более усугубляет внутрикультурный дисбаланс, способствует маргинализации молодежи, приводит к крайне негативным последствиям. Общество, провозглашая ценностью высокие жизненные стандарты западной культуры (материальное благосостояние, в первую очередь), лишает большинство молодежи возможности достижения этой цели традиционно одобряемыми средствами, что имеет следствием формирование новой « двойной морали » и ведет к девиантности. Превращение экономической ценности из инструментальной в терминальную ведет к обеднению духовного мира молодого человека, порождает отчужденные формы активности, дегуманизацию социальных отношений. Параллельно с тенденцией роста общего количества преступлений, совершаемых молодыми россиянами, идет иррационализация духовного мира российской молодежи; приобщение молодежи к ценностям религии носит также отчужденный характер,
13. Вестернизация ценностей российской молодежи протекает в форме экспансии низших пластов американской и европейской культуры - ценностей, стереотипов массовой культуры, основными атрибутами которой являются стандартизированность потребления, информативная облегченность, апелляция скорее не к сфере «рацио», а к подсознанию человека, «одномерность» культурных стандартов. Коммерциализация российских средств массовой информации, оказывающих в современном обществе важнейшее социализующее воздействие на молодежь, приводит к широкомасштабному и ничем не сдерживаемому проникновению ценностей маскультуры (таких, как культ силы, гедонистические ориентации, установка на обогащение любой ценой и так далее) в сознание российской молодежи, что приводит к негативизации ее поведенческих паттернов, вытеснению творчески-активных ориентаций рекреативными, а также к деформациям в сфере художественно-эстетического освоения молодежью действительности.
Культурное отчуждение молодежи в России приняло характер национального бедствия. Молодежь - это будущее культуры и негативные процессы, происходящие в молодежной среде, не могут самым пагубным образом не сказаться на будущем нашей страны и, конечно, всего человечества. Учитывая кризисное состояние современного российского общества ( кризис носит действительно тотальный характер - им поражены все сферы общественной жизни ), а также то обстоятельство, что молодежь, несмотря на определенную социально-демографическую замкнутость, является частью общества, можно с большой долей уверенности утверждать, что ликвидировать негативные процессы, происходящие в молодежной среде, удастся не раньше, чем будет приостановлен общий кризис российской культуры ( а даже по самым оптимистическим прогнозам, на это понадобится не одно десятилетие). Как справедливо отмечают авторы коллективной монографии «Социология молодежи», «молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что культурный уровень других социально-демографических и возрастных групп населения России также постоянно снижается » [79, с.341].
Однако, невозможность ликвидации в ближайшем будущем причин культурного отчуждения молодежи и стабилизации общественного развития России отнюдь не означает отсутствия необходимости борьбы с наиболее негативными аспектами и формами этого явления.
Стихийное становление личности в условиях насаждаемой средствами массовой информации системы ценностей вестернизированной маскультуры с присущими ей культом силы и неограниченного моралью гедонизма, может быть отнюдь не безопасным для духовного здоровья подрастающего поколения. В связи с этим, представляется совершенно необходимым ввести определенный ценз (в первую очередь, на средства массовой информации, учитывая их возросшую функцию социализующего воздействия), поставить своего рода «культурный барьер», сдерживающий экспансию китчевых и наиболее дегуманизированных форм маскультуры. Поскольку введение подобного ценза может идти в убыток ряду коммерческих издательств, каналов (и так далее), основным источником дохода которых является эксплуатация тематики насилия, порнографии, инициатива введения ограничительных мер должна исходить от государства.
Как справедливо отмечает И.Я. Копылов, « нельзя сводить реформы только к экономике. Кризис российского общества, в том числе и кризис молодежи, носит всесторонний характер и, естественно, не может быть преодолен реформированием только одной стороны общественной жизни, даже такой важной, как экономика. Творцом всех позитивных перемен может быть только человек, понимающий и одобряющий смысл реформ, готовый ради их реализации на труд и необходимые жертвы ради общего блага, а не только ради личного обогащения » [28, с. 159].
На наш взгляд, совершенно необходимо, в этой связи, уделить максимальное внимание решению сложнейшей задачи поиска модели-образца, которая может быть положена в основу системы воспитания российской молодежи.
Очевидно, что без четких нравственных и гражданских ориентиров не происходит формирования мировоззренческого ядра личности молодого человека как субъекта культуротворчества. Вакуум ориентаций, отсутствие личностных и гражданских качеств, этнокультурной самоидентификации у молодежи - таковы последствия полной деидеологизации России.
Представляется возможным утверждать, что в качестве основного критерия формирования подобной модели-образца должна быть взята установка на поиск оптимального, гармоничного сочетания современных гуманистических мировых духовных ценностей с традиционными российскими. Целостность общества обеспечивается не только воспроизведением новых жизнеспособных поколений, но и вертикальной связью поколений, освоением культурных достижений своего народа, выступающим основным каналом культурной трансмиссии. Отрыв от культурных корней, бездумная вестернизация культуры чреваты еще большим отчуждением молодежи, углублением внутрикультурных (социальных, межэтнических, межгенерационных) конфликтов.
Установка на сохранение культурной преемственности должна непременно сочетаться с учетом инноваций и наличной для современной эпохи тенденции к сближению, конвергенции культур.
Только умелое сочетание воспитания, основанного на уважении к традициям собственной культуры (а это, в свою очередь, является гарантией уважительного отношения к наследию иных культур), выдвижения органично связанных с социокультурными основаниями и практически эффективных, жизнеспособных ценностных ориентиров общественного развития с продуманной экономической политикой способно ослабить (а в идеале - ликвидировать) культурное отчуждение российской молодежи в его наиболее опасных формах.
Список научной литературыНемировский, Дмитрий Анатольевич, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Андреева Е.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Н.Я. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования. М., 1989, № 4, с. 48-56.
2. Арнольдов А.И. Культура развитого социализма: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1975, 28 с.
3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979, 318 с.
4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, 220 с.
5. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990, 285 с.
6. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл // Социологические исследования. М., 1996, №5, с. 92-102.
7. Бушмарин Н.В. Неформальные объединения советской молодежи (обзор зарубежной научной и периодической печати) // Неформальная волна. М., 1990, с. 178-189.
8. Воронков С.Г., Иваненков С.П. Молодежь и перспективы развития молодежной политики. Оренбург, 1993, 76 с.
9. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995, 288 с.
10. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. М., 1980, 264 с.
11. Дрола X., Хеделер В. Конференция по проблеме отчуждения в Берлине // Философские науки. М., 1984, № 6, с. 132-134.
12. Дуда Е., Курленя К. К изучению мистического и обрядового аспектов в рок музыке // Энск. Новосибирск, 1993, № 10, с. 17-18.16.