автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Диалектика отчуждения и вовлечения
Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектика отчуждения и вовлечения"
005010244
На правах рукописи
ПРОКОФЬЕВА Диана Владимировна
ДИАЛЕКТИКА ОТЧУЖДЕНИЯ И ВОВЛЕЧЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ
Специальность 09.00.11 — социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук
Уфа-2012
005010244
Диссертация выполнена на кафедре философии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Защита состоится «29 » февраля 2012 года в 10.00 ч. на заседании диссертационного совета Д.212.013.03 в Башкирском государственном университете по адресу: 450074, г. Уфа, ул. 3. Валиди, 32, гл. корпус, ауд. 345.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета, с содержанием автореферата на сайте httn://www■bashedu■ru/autoreferat, а также объявление о защите и автореферат диссертации направлены по адресу: vak2.ed.gov.ru
Автореферат разослан «26» января 2012 г.
доктор философских наук, профессор Фролова Ирина Васильевна
доктор философских наук, профессор Даллакян Карлен Ашотович
кандидат философских наук, доцент Семенова Эльвира Разифовна
Уфимский государственный авиационный технический университет
Ученый секретарь диссертационного совета,, доктор философских наук, профессор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования определяется тем, что проблема преодоления отчуждения человека в современном обществе не теряет своей остроты. Во-первых, научно-технический прогресс, способствующий кажущемуся повышению качества жизни людей, на самом деле отчуждает человека от естественной для него природной среды обитания. Агрессивно наступающий на природу мир техногенной цивилизации навязывает превосходство искусственного над естественным, синтетического — над натуральным. Во-вторых, «всемирная паутина», предложив принципиально новые формы и способы коммуникации, сократила расстояния и превратила мир, выражаясь словами М. Мак-Люэна, в «большую деревню», но, в то же время, интернет-чаты и форумы, сетевые игры, ICQ становятся приманкой для юного поколения, предпочитающего их непосредственной коммуникации. В складывающемся информационном обществе усиливается отчуждение от социальной интеракции, происходит подмена живого общения его суррогатными формами. В-третьих, высокотехнологичное производство привело к появлению «общества потребления», которое навязывает человеку псевдопотребности, превращая его, по меткому выражению Э. Тоффлера, в «произтребителя» - существо, которое находится в замкнутом круге «производства-потребления». В-четвертых, государство по-прежнему использует политическую идеологию как завуалированную форму насилия над личностью, принуждая его поступать в своих интересах. Все это приводит в конечном итоге к отчуждению человека от самого себя, к утрате интереса к жизни, неспособности конституировать ее смысл.
Именно поэтому в современной философии актуализируется дискурс о вовлечении как альтернативе отчуждения, вовлечении, которое способствует преодолению его негативных последствий. Поиск путей и способов преодоления отчуждения на основе стимулирования различных форм вовлечения человека в социальную действительность - задача, стоящая перед современными обществоведами.
Степень научной разработанности проблемы. Говоря о проблемах отчуждения человека в современном обществе, нельзя не упомянуть о том, что становление философского дискурса отчуждения и вовлечения уходит корнями в новоевропейскую философию и связано с именами Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Дальнейшая разработка проблемы отчуждения на философско-идеалистической основе продолжается в немецкой классической философии (И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель). Материалистическая линия немецкой классической философии в лице Л. Фейербаха обращается к трактовке отчуждения через антропологическую
3
философию и критику религии. Новый ракурс рассмотрения проблем отчуждения предлагает К. Маркс, связывая их с анализом частной собственности и товарного производства.
Существенную лепту в понимание феномена отчуждения привнесла психоаналитическая философия в лице З.Фрейда. Значительное внимание проблеме отчуждения и его преодоления уделили философы франкфуртской школы - Г. Маркузе, X. Арендт, Э. Фромм. Философы-экзистенциалисты -А. Камю, Ж.-П.Сартр - также обращались к проблемам отчужденности и включенности человека в природное и социальное бытие. А. Швейцер аргументировал положение о том, что к отчуждению ведет антигуманный характер бытия человека.
В отечественной традиции проблемы отчуждения начали рассматриваться в рамках религиозно-идеалистической философии «серебряного века», в частности, Н.А. Бердяевым. Однако в советское время проблемы отчуждения анализировались исключительно в контексте вульгаризированного, упрощенного марксизма. Только в 60-е годы XX века начинает формироваться плеяда исследователей, которые более глубоко проникают в причины отчуждения - это А.П. Огурцов, Э. В. Ильенков, Н.И. Лапин, И.С. Нарский, Т.Н. Ойзерман.
Серьезные всесторонние исследования проблемы отчуждения появляются, начиная с 70-х годов XX века; это труды З.М. Какабадзе, И.Н. Кального, В.И. Кретова и других. В ряде работ проблема отчуждения рассматривается в междисциплинарном ключе - в частности, А.Г. Кини исследует отчуждение и возможность его преодоления посредством образования, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев и Е.Н. Осин анализируют психологические аспекты отчуждения человека. Нравственное отчуждение широко освещено в работах З.Р. Валеевой.
Проблемы отчуждения человека и условий, порождающих его в современном обществе, становятся предметом новейших диссертационных исследований, в частности, А.С. Калинина, А.Г. Колчиной, С.И. Петошиной, С.Г. Лагутиной, М.В. Шугурова. В центре внимания Н.Г. Гудкова, В.В. Дроздова, К.Н. Исмагилова, Е.М. Прошановой оказываются проблемы сущности, структуры и типологии различных проявлений отчуждения.
Исследования С.А. Ветрова и Ф.Е. Джейранова посвящены проблемам отчуждения в трансформирующемся обществе, в частности, российском. Отчуждение деятельности рассматривает А.И.Беспалов, культурное отчуждение - Т.В. Белова, политическое - Е.В. Фигура. Особое внимание уделяется проблеме отчуждения молодежи, в частности, в сфере культуры, чему посвящена диссертация Н.А. Немировского. Пути и способы преодоления отчуждения также находятся в центре внимания российских исследователей, в частности, Д.И. Пейсахова. Н.А.Денисенко в качестве способа преодоления отчуждения рассматривает конфликт.
4
Однако более адекватной диалектической категорией к понятию отчуждения, с точки зрения диссертанта, выступает понятие вовлечения. Оно было введено в понятийный аппарат философского знания благодаря французским философам-персоналистам в 30-е годы XX века. В поисках сущности человека они, и прежде всего, Э. Мунье, обратились к практической стороне его жизнедеятельности и попытались определить роль труда в его жизни, пользуясь понятием «вовлечение». Впоследствии тема вовлечения в контексте политической теории начинает рассматриваться Ю. Хабермасом, разработавшим теорию коммуникативного действия и поведения. Концепт вовлечения становится у него условием и гарантом диалога, ведущего к консенсусу.
Вместе с тем, исследований, посвященных целостному социальнофилософскому анализу взаимосвязи феноменов отчуждения и вовлечения в отечественной науке пока нет. Подавляющее большинство исследований посвящено различным аспектам отчуждения, что явно сужает понимание его диалектической природы. Кроме того, практически отсутствуют работы, посвященные всестороннему рассмотрению феномена вовлечения. Вышеуказанные обстоятельства обуславливают необходимость обращения к социально-философским аспектам взаимосвязи отчуждения и вовлечения, в том числе - на примере современного общества.
Объектом диссертационного исследования является бытие человека в обществе.
В качестве предмета исследования выступает динамическая
взаимосвязь процессов отчуждения и вовлечения как форм бытия человека в обществе.
Цель данного исследования состоит в разработке проблем диалектической взаимосвязи отчуждения и вовлечения человека в социально-философском контексте. Она может быть достигнута посредством решения ряда исследовательских задач:
- анализа отчуждения как социально-философского понятия и социального явления;
- исследования основных форм отчуждения;
- постижения вовлечения как социально-философского понятия и социального явления;
- выявления основных форм вовлечения;
- анализа соотношения форм вовлечения и отчуждения в социальнофилософском контексте.
- исследования особенностей дискурса об отчуждении и вовлечении в современной России.
В качестве методологического основания работы выступает
современная социальная теория, которая акцентирует внимание на специфике взаимосвязи социальных субъектов, обусловленной как уровнем
5
их личностного развития, так и социокультурными обстоятельствами, и порождающей феномены отчуждения и вовлечения.
Применяемый в работе диалектический метод позволил раскрыть особенности динамической взаимосвязи отчуждения и вовлечения человека. Сравнительно-исторический подход был направлен на выявление изменений представлений об отчуждении и вовлечении в ходе развития социума, деятельностный - на уяснение специфики различных форм отчуждения и освоения. Также были использованы традиционные общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, абстрагирования, аналогии.
Научная новизна диссертации может быть детализирована в следующих положениях:
• доказана необходимость применения к постижению процессов отчуждения-вовлечения интегрального социально-философского подхода, основанного на понимании их сложной социально-процессуальной природы;
• обоснована авторская типология отчуждения на основе выявления двух его ипостасей - экзистенциального и исторического отчуждения; при этом экзистенциальное отчуждение обусловлено специфической природой человека и в принципе непреодолимо, а историческое отчуждение модифицируется в ходе общественной эволюции и может быть до определенной степени «снято», благодаря социальным институтам;
• доказано, что к экзистенциальному отчуждению можно отнести смысложизненное (мировоззренческое) отчуждение, религиозное отчуждение и нравственное (моральное) отчуждение; к историческому, соответственно, - политическое, правовое, экономическое, технологическое и гендерное отчуждение;
• обосновано, что в силу диалектической взаимосвязи процессов отчуждения и вовлечения, последнее выступает в тех же ипостасях и формах, что и первое, однако требует для своей актуализации как индивидуальных, так и общественных усилий;
• выявлено, что специфика диалектической взаимосвязи процессов отчуждения и вовлечения в обществе состоит в том, что они имеют тенденцию к взаимопереходу, но качественно определены в рамках определенной «меры», критерии которой задаются как индивидом, так и обществом;
• выявлены особенности дискурса об отчуждении и вовлечении в современной России, заключающиеся в констатации особой роли ценностного, политического, правового, экономического отчуждения, а также отчуждения от судьбы отечества и ценностей образования и культуры, и необходимости актуализации соответствующих им форм вовлечения.
Теоретическая значимость исследования состоит в социальнофилософском анализе феноменов отчуждения и вовлечения, проведенном как в синхроническом, так и диахроническом планах. Выявлены социокультурные предпосылки и условия возникновения понятия «вовлечение», а также особенности диалектики отчуждения и вовлечения как понятий и социальных явлений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что понимание особенностей динамической взаимосвязи отчуждения и вовлечения будет способствовать формированию более адекватных гармоническому развитию личности форм социального взаимодействия. Материалы исследования могут быть использованы как составная часть при разработке образовательных программ по социальной философии.
Апробация работы. Идеи, изложенные в диссертации, были озвучены в ряде статей и выступлений на конференциях межрегионального и всероссийского уровня, в том числе во всероссийских - «Судьба России в эпоху глобализации» (Уфа, 2009), «Современное развитие регионов России: политико-трансформационные и культурные аспекты» (Уфа, 2010), региональных - Садыковские чтения (Уфа, 2009), сообщались на мероприятиях в рамках Дней молодежной науки в Республике Башкортостан (Уфа, 2011). Результаты исследования докладывались на методологическом семинаре по социальной философии на кафедре философии Башкирского государственного университета (май 2010 года).
Материалы диссертации нашли отражение в 8 научных публикациях автора общим объемом 2,5 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав по два параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 191 наименования. Общий объем диссертации - 169 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, рассмотрена степень её научной разработанности, определены объект и предмет, цель и задачи, методологические основания, раскрыта научная новизна исследования, показаны теоретическая и практическая значимость диссертационной работы, описаны формы её апробации.
В первой главе «Социально-философские аспекты отчуждения», исследуется как понятие отчуждения, так и это многоликое явление; осуществляется попытка авторской типологии видов и форм отчуждения.
В первом параграфе «Отчуждение как понятие и социальное явление» идет речь о том, что понятие отчуждения относится к числу полисемантических. В рамках современного социально-философского дискурса «отчуждением» называют философскую категорию для
7
обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их. Близкими к «отчуждению» являются использовавшиеся К.Марксом понятия «опредмечивание» и «овеществление» (реификация). В отечественной религиозно-философской мысли понятие отчуждения рассматривалось в одном смысловом поле с понятием «объективации», т.е. предметного воплощения человеческих способностей в результате деятельности, когда деятельность и её результаты противостояли человеку, начинали господствовать над ним. В философии Н.А. Бердяева объективация выступает как фундаментальная установка экзистенциального «я» (духа), которая заключается в отчуждении духа от самого себя и выбрасывании его вовне.
Близко по содержанию к отчуждению понятие экстернализации, введенное американским психоаналитиком К.Хорни для описания тенденции ухода человека от реального Я и возложения ответственности за собственные трудности на внешние факторы и обстоятельства жизни.
Современные исследователи, такие, как С.С. Шинкова, развивая идеи, предложенные еще Г.В.Ф. Гегелем, в качестве парной категории к понятию «отчуждения» используют понятие «освоение». В диссертации обосновывается, что логичнее было бы построить триаду «освоение -отчуждение - вовлечение». Освоение - это процесс первичного «вхождения» человека в мир, осуществляемый в процессе интериоризации, а процессы отчуждения и вовлечения связаны соответственно с экстернализацией и экстериоризацией человека. Если экстернализация -показатель отчужденности человека, то экстериоризация, напротив, связана с возможностью «вовлечения» человека в социум.
Экстериоризация и интериоризация взаимообусловлены.
Интернализация (интериоризация) представляет собой первичный процесс «овнутрения» отношений ребенка с внешними объектами, способствующий его психическому развитию. Процесс интериоризации/интернализации наряду с обратным ему процессом экстериоризации /экстернализации был изучен П.Бурдье. По его мнению, социальные отношения, интериоризируясь в ходе практической деятельности, превращаются в «практические схемы» (схемы производства практик) — инкорпорированные структуры, которые обусловливают экстериоризацию, т.е. воспроизводство агентами породивших их объективных структур.
Развивая идеи П.Бурдье, диссертант исходит из того, что воспроизводство объективных структур далеко не всегда органично для человека. Человек, способный к рефлексии, может ощущать дискомфорт от принудительного воспроизведения сложившихся социальных практик, закрепленных в традициях, нормах, законах. Вполне понятно, что уровень
рефлексии зависит от уровня развития личности, в том числе - от степени ее конструктивности/деструктивности. Проявлением конструктивности личности, с точки зрения диссертанта, и является ее ориентированность на «вовлечение» в процессы тех социальных отношений, которые наиболее адекватны ее ценностным ориентациям.
На основании вышеизложенного диссертант обосновывает необходимость применения к постижению процессов отчуждения-вовлечения интегрального социально-философского подхода, основанного на понимании их диалектической природы.
Для понимания логики формирования представлений об отчуждении диссертант предпринимает экскурс в историю их становления. Природу отчуждения человека от государства достаточно детально впервые исследовал Т. Гоббс. Несколько десятилетий спустя Д. Локк начал разработку проблем политического участия как возможного вовлечения граждан в дела государства, преодолевающего политическое отчуждение. Характеризуя буржуазное общество как отчужденную социальную систему, Ж.-Ж.Руссо говорил о двух основных типах отчуждения личности - об отчуждении, возникающем в результате противоречия с самим собой, и отчуждении личности, обусловленном ее противоречивым отношением к обществу или его институтам. Руссо видел главный источник отчуждения личности в имущественном неравенстве. Ф. Шиллер истоки отчуждения обнаруживал в разделении труда, которое приводит к тому, что человек развивает лишь некоторые свои способности и его самореализация от этого оказывается неполной и однобокой.
Более глубокий анализ проблем отчуждения связан с именем Г.В.Ф. Гегеля, который первым отметил, что в основе отчуждения лежит отчужденная деятельная сущность личности. Он обнаружил историчность отчуждения, его изменчивый характер, определяемый изменениями структур человеческой деятельности. Гегель рассматривал отчуждение как необходимый момент объективации человеческих сил и их обобществления. В частности, он показал, что правовые формы гражданского общества, отчужденные от индивидуального бытия людей, оказываются важнейшими составляющими социальности, основанной на законе. При этом Гегель фиксировал внимание на сложной диалектике отчуждения и освоения, в частности, на диалектике приобщения индивида к культуре.
Л. Фейербах выступал с критикой религии, и называл её следствием острого отчуждения человека от собственной сущности. Для преодоления отчуждения человеку следует разрешить этот конфликт между своей истинной и отчуждённой сущностью, преодолеть его и вернуть свою отчуждённую сущность.
К. Маркс был согласен с гегелевским пониманием человека как продукта исторического развития, но при этом он подчёркивал, что именно труд
9
является основой этого исторического развития. Маркс рассматривал отчуждение как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других, т.е. оно трактовалось как продукт определённых общественных отношений - отношений собственности.
В психологии термин «отчуждение» первым использовал основоположник психоанализа 3. Фрейд. Фрейд делал акцент на том, что человек не может понять истинную причину своего отчуждённого состояния, которое возникает в результате давления культуры, условностей и стереотипов на человека, а также из-за подавления первичных влечений: всё это порождает конфликт сознательного и бессознательного.
Проблема отчуждения рассматривается и в экзистенциализме, в частности, Ж.-П. Сартром, который связывает понятие отчуждения с субъективным опытом, возникающим при встрече с Другим.
Э. Фромм развивал и переработал идеи Фрейда, соединяя их с теорией К. Маркса и экзистенциализмом. Он различает подлинное бытие человека и то, что он называет «обладание». Именно нацеленность в будущее и творческая самореализация человека порождают его бытие. Псевдо-бытие, обладание возникает в результате отчуждения и самоотчуждения человека. При этом отчуждение можно проследить как на индивидуальном, так и на общественном уровнях.
После 3.Фрейда и Э.Фромма затронул тему отчуждения и утраты смысла американский психолог С. Мадди, выделивший четыре формы отчуждения: вегетативность, бессилие, нигилизм и авантюризм. Близка система взглядов С.Мадди и некоторым российским психологам, в частности Д.А. Леонтьеву и Е.Н. Осину.
Во втором параграфе «.Основные Формы отчуждения и их характеристика», исходя из идеально-типического допущения, диссертант выдвигает гипотезу о существовании двух видов отчуждения -экзистенциальном и историческом, рассуждая по аналогии с Э.Фроммом, раскрывавшим противоречивость человеческого существования через две формы дихотомий — «экзистенциальную» и «историческую».
Первое - экзистенциальное отчуждение - согласно гипотезе диссертанта, в принципе непреодолимо. Оно связано с самой «экзистенцией» человека как существа «свободного», но, в то же время, -«абсурдного», «заброшенного», «тревожащегося». Во все времена проявлением этого вида отчуждения были такие его формы как мировоззренческие поиски, религиозные искания, несоответствие реально практикуемых нравов моральным идеалам.
Второе - историческое отчуждение - можно так же представить в виде модифицирующихся проявлений, или форм. Основанием для выделения этих форм стали такие сферы жизни общества, как политика и экономика. Отдельно выделяется такая форма экономического отчуждения как
10
технологическое отчуждение, становящееся все более заметным в постиндустриальном обществе. Помимо этого, мэйнстрим современной социальной теории не позволяет обойти стороной и проблему гендерного отчуждения. Поскольку история свидетельствует о смягчении противоречий этих форм отчуждения в ходе исторического процесса, диссертант выдвигает и обосновывает гипотезу об их преодолимом характере.
Говоря об экзистенциальном отчуждении, диссертант ссылается, прежде всего, на А. Камю. Мировоззренческие, смысложизненные поиски -ключевая форма проявления этого вида отчуждения. В такой трактовке отчуждения присутствует понятие об изначальной определенности человеческой сути, нормы человеческого бытия. Есть некая универсальная человеческая норма, живя в рамках которой, человек действует по природе своей. Перейдя границы этой нормы, он начинает утрачивать свои собственно человеческие черты, превращается в нечто человеческое только по виду, но не по сути. Окружение человека может не замечать его отчуждение, демонстрируя равнодушие, которое лишь усилит оторванность от окружающего мира и людей, ощущение одиночества и ненужности, чуждости этому миру. ’
Вторая форма экзистенциального отчуждения - религиозное отчуждение. Исследование природы греха, человеческой личности и отчаяния именно в контексте его экзистенциальности было осуществлено С.Кьеркегором. Современный американский исследователь Э.Тьювсон также осмысливает отчуждение в русле христианской традиции. Безразличие к Богу со стороны человека, нарушение данных ему заповедей
- это и есть отчуждение, которое можно сравнить с отчуждением одного человека от другого, а конкретнее - ребёнка от родителя.
Еще одно проявление экзистенциального отчуждения - нравственное, или моральное отчуждение. В социальном контексте нравственное отчуждение приводит к маргинализации, к образованию преступных группировок, распространению наркотической и иной зависимости, к общему упадку общественной морали. Если же брать индивидуальный уровень, то нравственно отчуждённый человек перестаёт воспроизводить моральные ценности, поскольку они кажутся ему обременительными, ограничивающими его свободу воли и индивидуальность. Не случайно В. Франкл использует понятие «экзистенциальный вакуум», называя его следствием «упадка универсальных ценностей». Резюмируя, диссертант делает вывод о том, что природа человека как существа свободного, мирооткрытого, ищущего, способствует воспроизводству на разных этапах человеческой истории экзистенциального отчуждения.
Далее диссертант переходит к анализу форм исторического отчуждения.
В частности, под политическим отчуждением понимается чувство отторжения власти людьми, возникающее из-за недовольства и
11
разочарованности от действий политических сил, от самой политической системы, что приводит к отстранённости людей от политической жизни, пассивность и безразличие к происходящим вокруг политическим процессам. Политическое отчуждение в контексте политической свободы было рассмотрено еще Г.В.Ф.Гегелем, писавшим о том, что на Древнем Востоке свободным, по существу, оказывался только один человек -монарх. В Греции и Риме свободной считалась уже определенная группа людей - граждан. Лишь современные Гегелю «германские» народы осознали историческую необходимость и находятся в состоянии всеобщей свободы. Гегель полагал, что современная ему Пруссия воплощает идеал неотчужденного народоправия.
Признавая, что исторический прогресс позволяет в значительной степени преодолеть политическое отчуждение, представители франкфуртской школы менее оптимистично оценивали степень включенности человека в политический процесс. В частности, Г.Маркузе поставил задачу построения новой, «нерепрессивной» цивилизации, которая и сегодня не снимается с повестки дня, заставляя обществоведов искать конкретные пути и способы ее построения
Органически взаимосвязано с политическим отчуждением отчуждение правовое, выступающее в форме правового нигилизма. Правовой нигилизм
- это, во-первых, отсутствие в массовом сознании представлений о том, что нормативное регулирование общественных отношений должно осуществляться исходя из признания свободы и формального равенства их участников; во-вторых, это не восприятие этих принципов в качестве ценностей; в-третьих, это неумение и нежелание строить отношения на их основе. Однако история свидетельствует, что процессы правовой эмансипации приводят к тому, что формируется правовая культура, способствующая преодолению правового нигилизма.
Диссертант подчеркивает, что экономическое отчуждение становится более заметным в эпоху развития капиталистических отношений, в эпоху информационного общества. Индустриализм привёл к тому, что труд потерял для человека свой внутренний смысл, главной мотивацией стало получение экономической выгоды. Развитие частной собственности обусловило то, что основополагающим стало чувство обладания, которое заменило собой другие физические и духовные чувства. Скрупулезный анализ проблем экономического отчуждения содержится в трудах К. Маркса. Развивая его идеи, Э. Фромм делал акцент на том, что капитал превратил человека в деталь огромной экономической машины, в средство для получения экономической выгоды, что ведёт к обезличиванию человека.
Капитализм подавляет способности человека, калечит его духовную сущность, не позволяет ему развиться как творческому существу. Опредмечивание становится отчуждением тогда, когда труд и условия труда
не принадлежат самому человеку, а принадлежат другому, что и есть утрата рабочим самого себя. При этом помимо отчуждения происходит и извращение сущности человека, которая становится лишь проявлением животных устремлений. Это заключается в том, что человек, отчуждаясь от труда, начинает рассматривать свои потребности и инстинкты, как саму суть своего существования, а труд - всего лишь как средство для их удовлетворения.
Далее в диссертации говорится о том, что преклонение перед технологическим прогрессом, возведение его в культ чревато технологическим отчуждением человека. Изобилие технических средств, новых технологий ведёт к утрате интереса к жизни личности, деперсонализации, потере своего лица и отдаление от собственной сущности. При чрезмерном увлечении «высокими» технологиями, средствами массовой коммуникации налицо появление зависимости от них,' манипулирование сознанием, отчуждение человека от общества и от самого себя, появление страхов и фобий.
Еще одна форма исторического отчуждения - отчуждение гендерное. Оно связано с неравными социальными ролями, которые призваны играть в обществе мужчины и женщины. Еще С.де Бовуар отмечала, что женщина испокон веков находилась в зависимом положении, на более низшей ступени, нежели мужчина, и попыталась разобраться в причинах этого неравенства, анализируя мифы, религиозные доктрины. Современные исследователи также ищут ответа на вопрос, может ли женщина стать равной мужчине и самореализоваться как личность, что ограничивает её свободу и как ей преодолеть эти барьеры, это отчуждение.
Диссертант приходит к выводу, что смягчение, и, в определенной степени, преодоление «исторического отчуждения», которое зависит от существующих социальных условий, может произойти при построении «человекоразмерного» общества.
Во второй главе «Вовлечение в контексте преодоления отчуждения» диссертант рассматривает вовлечение как антитезу отчуждения. В первом параграфе «Вовлечение как понятие и социальное явление» осуществляется анализ понятия и феномена вовлечения. Понятие «вовлечение», так же, как и понятие «отчуждение», является полисемантическим и обладает целым рядом достаточно негативных коннотаций. В социальной философии это понятие приобрело иной, конструктивный смысл.
Проблема преодоления отчуждения всегда шла рядом с анализом самого отчуждения и факторов, ему способствующих. В частности, персоналисты выделяли два вида отчуждения человека. Первый вид, затронутый в работах марксистов, выражается в упадке и деградации сознания человека, интеллектуальном истощении, тяге к бессодержательным и бесполезным спорам и дискуссиям, но одновременно с этим - в тяге к бесплодной
13
активности, когда человек находится в лишённом связи с жизнью спиритуализме, праздности и беспечности, зацикленности на себе, бесконечных рефлексиях. Своим образом жизни и мыслей такой человек способствует расхождению собственных слов и реального положения вещей. Он может говорить о гуманизации, искренности, духовности, а вместо этого на деле будут получаться обесценение жизни, деморализация личности, разложение западной культуры и цивилизации. Марксизм выступает против такого разложения. Персоналисты поддерживают эту борьбу, однако предпочитают отказаться от всех упрощений «материалистической причинности», предлагая обновление реалистической традиции для сохранения духовности.
Второй вид отчуждения заключается в том, что мир вещей берёт верх над миром духовным. Здесь также сквозит тема омассовления человеческой жизни, к которому приводит бездумное следование технологическому прогрессу, культ вещей и материальных благ.
Диссертант разделяет точку зрения персоналистов, согласно которой вовлечение ради вовлечения - ущербная позиция. Вовлечение не должно становиться привычкой человека, его единственным естественным состоянием, ведь в таком случае оно потеряет свой смысл и человек, перестав чувствовать вовлечение и превратив его в рутину, перейдёт в состояние покоя и пассивного существования. Вовлечение человека должно придерживаться принципа «золотой середины» - это должно быть и стремление к Абсолюту, и жажда самореализации и самовыражения.
Вовлечение теснейшим образом взаимосвязано с раскрытием творческой природы человека, возможной во многом благодаря искусству. В этом -близость идей французских и русских персоналистов.
Наряду с персоналистами, понятие «вовлечение» использует Ю. Хабермас для решения проблемы бытия «другого» в глобализирующемся мультикультурном мире. Он пытается обнаружить единые основания различных культур, и на этом пути ему приходится учитывать несостоятельность модернистской универсализации разума, морали, религии и даже демократического переговорного процесса. Универсальное основание морального единства Ю. Хабермас видит в коммуникации: когда мы разговариваем с другими, то признаем их как самих себя. Наряду с этим, философ предпринимает попытку решения проблемы укрепления солидарности, разработав новый оригинальный проект вовлечения -«включения» другого, основанный на стратегии баланса, на искусстве компромисса, на политике договоренностей.
Во втором параграфе «Основные формы вовлечения и их характеристика» рассматриваются виды и формы вовлечения человека. Обращаясь к типологии вовлечения, диссертант использует уже аргументированную классификацию, выделяя экзистенциальное и
И
историческое вовлечение. Поскольку экзистенциальное отчуждение атрибутивно для человека, его надо понимать, как возможность примириться с существующим миром, найти способы компромиссного сосуществования, используя резервы собственного «Я». Что касается исторического вовлечения, то здесь человек может апеллировать к определенным социальным институтам, которые могут взять на себя снятие остроты отчужденного состояния человека.
Диссертант обращается к проблемам экзистенциального, а именно -смысложизненного вовлечения. Альтернатива отчуждению, согласно А.Камю это принятие факта абсурдности бытия как естественного состояния и попытка противостоять ему. Это бунт, борьба, которая и является формой вовлечения человека в социальную действительность Принципиальным является процесс воспитания личностей как неравнодушных и сильных, способных не только быть вовлечёнными самим, но и вовлечь другого человека, таким образом, снимая отчуждение заложником которого он стал. ’
Диалектика отчуждения и вовлечения применительно к их религиозной форме заключается в том, что то, что для атеиста является отчуждением для человека верующего, напротив, выступает как вовлечение. Вовлечением по христианскому учению, является духовное восхождение человека, поиск’его связи с Богом. «Жизнь во Христе» - это путь к преодолению отчуждения связующии мостик, по которому идёт человек, а религия - это адаптация данного пути к человеку. В христианстве отчуждение человека от Бога есть источник и причина отчуждения человека от самого себя, от других людей и от человечества в целом, то есть оно первоначмьно, а остальные виды отчуждения являются следствием. Иначе говоря, социальное отчуждение человека, реально тяготящее человека, остается в стороне, рассматривается как естественное последствие этого первоначального отчуждения Христианское понимание того, что «Бог - есть любовь» даёт человеку толчок для любви ко всему окружающему миру и другим его творениям -людям. Не случайно Э.Мунье утверждал, что вовлечение христианина - это прежде всего активное участие в жизни вокруг, постоянное действие ’
Далее диссертант обращается к проблемам нравственного вовлечения. Согласно взглядам Н.А.Бердяева, преодолению нравственного отчуждения способствует вызволение человека из плена самого себя, что возможно если человек живёт «духовной жизнью». По Бердяеву, вовлечение всегда связано со страданием потому, что именно страдание побуждает человека искать путь спасения и избавления, а путь спасения Бердяев видит в раскрытии человеком своей сущности и достижения свободы, основанием которой является творчество. р и
Нравственность предполагает духовность, которая, по Э. Мунье есть условие развития общества, продолжения его нормального
15
функционирования. Для её сохранения и развития должны культивироваться вовлечение, самостоятельность, ответственность, диалог -качества, достойные настоящей, ответственной личности. Это следует принять как на уровне отдельной личности, так и на уровне общества.
Далее диссертант переходит к анализу модификаций исторического вовлечения. Обращаясь к его политической и правовой форме, диссертант приводит предложенную Мунье типологию политического строя, делая акцент на критике персоналистами фашистского и коммунистического режимов. Основное неприятие вызывало то, что обе эти доктрины стремились к созданию «общества массы», где интересы общества ставились выше интересов личности, и состояние отчуждения людей друг от друга было естественным. Мунье подчеркивал, что в таком обществе создаётся искусственная сплочённость людей, что это «мы» является не актом доброй воли личностей и не их собственным желанием, а доктриной, навязанной сверху. При этом персоналисты понимали, насколько утопична сама идея общества, состоящего из одинаково вовлечённых, свободных и гармонично развитых личностей.
Переходя к проблемам экономического вовлечения, диссертант отмечает, что уничтожение экономического отчуждения возможно, по мнению К.Маркса, при устранении частной собственности и при универсальном развитии производительных сил и универсального общения. Не случайно К. Маркс считал социализм преодолением самоотчуждения человека и обретением им своей человеческой сущности, возвратом к истокам себя настоящего.
Развивая и переосмысливая идеи К.Маркса, Г. Маркузе говорит о новом способе существования человека, где свобода не основана на отчуждённом труде и не ограничена им. Он относит свободу именно к истинным потребностям, к необходимости и говорит о раскрытии новых потребностей человека, которые будут иметь не количественные, а качественные характеристики. Технические возможности должны становиться не возможностями подавления человека, а вовлечения освобождения его.
С точки зрения персоналистов, преодолению экономического отчуждения способствует вовлеченность в процесс труда, так как труд должен осуществляться не ради самого труда, а искренне, ради другого человека. Согласно Э.Мунье, труд - творческий процесс, именно в нем человек сможет обрести себя.
Проблема преодоления технологического отчуждения встала особенно остро во второй половине XX и начале XXI века. Она связана с тем, что ускоряющийся темп жизни стимулирует спрос и предложение на всё, что сможет сэкономить наше время - самый ценный ресурс на сегодняшний день. Развитие модернизированных средств коммуникации, электронных
услуг должно увеличивать взаимодействие между людьми, делать их общение проще и доступнее.
Говоря о гендерном вовлечении, диссертант отмечает, что, начиная с 60х годов XX столетия происходит всесторонняя эмансипация женщин -международными организациями принимаются различные документы, уравнивающие права женщин и мужчин, защищающие свободу женщин. В последнее время наблюдается увеличение доли женщин в предпринимательстве и управлении, в журналистике, политике. Эпоха технологического прогресса во многом способствовала изменению представлений о женщинах как представительницах «второго» пола, вовлечения их в разные сферы общественной жизни.
В третьей главе «Отчуждение и вовлечение в современном обществе» анализируется взаимосвязь и взаимозависимость отчуждения и вовлечения, а также дискурс об отчуждении и вовлечении в современной России.
В первом параграфе «Соотношение форм отчуждения и вовлечения» рассматривается диалектика отчуждения и вовлечения человека. Подчеркивается, что отчуждение способно проявляться как на уровне сознания, так и на уровне поведения. Механизмы проявления отчуждения на уровне индивидуального сознания нашли свое отражение в психологических теориях так называемого «когнитивного соответствия». На уровне поведения отчуждение проявляется как результат экстернализации, выражаемый в различных формах девиантного поведения.
Отчуждение является неотъемлемым позитивным моментом и процессом в формировании личности до тех пор, пока его воздействие на человеческое «Я», на сознание и самосознание индивида не становится однозначно разрушающим. Деструктивный характер проявления отчуждения преодолеть достаточно трудно. Человеку необходимо постоянно осваивать мир и анализировать свое место в социальной реальности, осознавать свое понимание ее, критически осмысливать ценностные ориентиры, предлагаемые ему социумом. В противном случае обществу угрожает опасность конформизма, превращения людей в «социальные атомы».
Диссертант доказывает, что отчуждение и вовлечение специфически связаны между собой. Специфика взаимосвязи отчуждения и вовлечения заключается в их фундаментальности и атрибутивности, в том, что все сферы (социальная, политическая, экономическая, духовная) и все уровни (межличностный, внутриличностный) человеческой жизни подчинены процессу «отчуждение-вовлечение». Более того, специфика диалектической взаимосвязи процессов отчуждения и вовлечения в обществе состоит в том, что они имеют тенденцию к взаимопереходу, но качественно определены в рамках определенной «меры», критерии которой задаются как индивидом, так и обществом.
Проблема экзистенциального отчуждения-вовлечения требует обращения к трудам представителей франкфуртской школы, подчеркивает диссертантки обращается к смысожизненному аспекта их взаимосвязи на примере анализа идей Э.Фромма, использующего понятие свободы в негативном аспекте. По его словам, человек выбирает «свободу от» — от Бога и от рая; он получает желанную им свободу, избавляется от запретов, но при этом появляется чувство отчуждения от самого себя, тоски, тревоги, одиночества. Освобождая себя с одной стороны, человек закрепощается с другой. Человек оказывается один на один с окружающим его миром, несёт ответственность за себя и свои поступки.
Диалектику процессов отчуждения и вовлечения в социальноисторическом, и в то же время - экзистенциальном ключе воспроизводит Э. Кассирер. Вслед за Г. Зиммелем он признает, что «мнимое внутреннее обогащение, обещаемое нам культурой, всегда связано со своего рода само-отчуждением». Между «душой» и «миром», рассуждает Кассирер, устанавливается постоянное напряжение, грозящее стать, в конечном счете,
просто противоречием.
Исторические и экзистенциальные аспекты взаимосвязи смысложизненного отчуждения и вовлечения, их грани исследует К.Ясперс. Анализируя опыт человека в современном обществе с характерными для последнего отчуждением, господством техники, властью масс, де-субъективацией, индивидуализацией и одиночеством, философ противопоставляет ему так называемое «высвечивание бытия».
Проблема отчуждения и вовлечения в творчестве М. Бубера решается через процесс межличностной коммуникации. Партнер в диалоге здесь предстает как Другой. Другой - то, что не есть Я, иное по отношению ко мне, и в то же время подобное мне, равный мне субъект, обладающий свойствами личности. Диалог двух людей для Бубера есть радикальный опыт инаковости Другого, признание этого Другого «своим иным», узнавание его.
Диссертант акцентирует внимание на том, что диалектика отчуждения и вовлечения применительно к их религиозной форме заключается в том, что то, что для атеиста является отчуждением, для человека верующего, напротив, выступает как вовлечение.
Далее диссертант обращается к историческому отчуждению-вовлечению. Несмотря на то, что формы исторического отчуждения имеют тенденцию к своему смягчению в современном обществе, деструктивный характер проявления отчуждения преодолеть достаточно трудно. Рассуждая о проблемах политического отчуждения-вовлечения, Э. Фромм писал, что «нами управляют законы, которые мы не контролируем и даже не хотим контролировать, и этот факт является одним из самых ярких проявлений отчуждения». При этом исторический опыт показывает, что установка на
18
целенаправленное преодоление политического отчуждения может привести к появлению его новых форм. Так, при построении социализма была попытка преодолеть отчуждение в экономике, но при этом возникли: отчуждение человека - от частной собственности, власти - от народа, идеологии - от массового сознания и так далее. А главное - официально провозглашаемые ценности жизни становились чуждыми населению.
Политическое отчуждение-вовлечение органически связано с отчуждением правовым и экономическим. Еще К.Маркс писал о том, что в «гражданском обществе» отчуждение становится всеобщим, причиной чего является довлеющая над каждым членом общества сила материального богатства и неподвластных им социально-экономических обстоятельств. И парадокс заключается именно в том, что, будучи формально свободным в «гражданском обществе», человек не понимает, что силой, властвующей над ним и порождающей всеобщее отчуждение, является не что-то сверхъестественное, а он сам.
Обращаясь к технологическому отчуждению-вовлечению, диссертант отмечает, что технологически!! прогресс несет в себе массу положительного и заметно облегчает жизнь, труд людей, делает жизнь более легкой. Но чрезмерное им увлечение ведет к отстранению людей друг о друга и человека от самого себя, к «одиночеству в толпе».
Во втором параграфе <<Дискурс об отчуждении и вовлечении в современной России» подчеркивается, что с точки зрения обществоведов одной из главных проблем современного российского общества является отчуждение от ценное гей. После распада Советского Союза национальные интересы были отвергнуты. Вульгаризированное прочтение либеральных и неолиберальных ценностей привело к тому, что они вошли в противоречие с традиционными представлениями россиян о свободе, справедливости и человеческой нравственности. Сегодняшняя ситуация в России характеризуется тем, что старое разрушено, а новое так и не сформировалось.
Не менее значимым компонентом обществоведческого дискурса об отчуждении является политическое отчуждение. В последнее время наблюдается тенденция, когда граждане не скрывают своего недовольства властью, пытаются открыто заявлять о своей позиции, агитируют за участие в выборах. Всё большее количество людей, в том числе и молодых, призывают бороться с коррупционной системой власти, утверждают, что постоянные попытки «простых» граждан прорваться в эту систему, в конце концов, увенчаются успехом, и, таким образом, будет шанс её изменить. Факт пробуждения людей и их небезразличия к нынешней ситуации в стране говорит о постепенном вовлечении.
Отголоском политического отчуждения является отчуждение правовое. Исследователи отмечают, что у россиян наблюдается давний и острый дефицит правосознания. Преодоление правового отчуждения - задача не только граждан общества, но и власти. Ориентиром для настоящих и будущих поколений остается идея «справедливого общества», основывающаяся на реальной динамике и равновесии коллективистских и индивидуальных ценностей и соответствующая ценностям российского менталитета. Для преодоления правового отчуждения гражданам надо снова поверить власти, её представителям, самим соблюдать законы и по мере возможности контролировать их соблюдение во всех сферах жизни, ибо даже малое нарушение повлечёт за собой чувство безнаказанности и безответственности. Задача власти - показать, что желание перемен к лучшему - это не пустой звук, а реальная цель.
С ценностным и политическим отчуждением тесно связано и экономическое отчуждение. Исследователи подчеркивают, что низкий прожиточный минимум, инфляция, постоянный рост цен, нестабильность и отсутствие уверенности в будущем заставляют граждан работать, не задумываясь о реализации своего творческого потенциала, а целью ставить только зарабатывание денег «на завтрашний день». Неразвитость поддержки малого и среднего бизнеса, сложности с организацией своего дела ведут к тому, что человек, желающий реализовать себя в этом, не всегда может это сделать, поскольк-у встречает на своём пути множество препятствий.
Еще одна серьезная проблема в рамках дискурса об отчуждении в современной России - национальное отчуждение, или отчуждение от судьбы своего отечества. Для его преодоления необходимо культивировать общегражданские ценности, разделяемые людьми разных социальных групп, национальностей и конфессий. Стремление отдавать предпочтение в государственной политике ценностям какой-либо одной социальной или национальной группы не может привести к восстановлению гражданского мира, консолидации общества. Сама идея надэтнической общности россиян, которая должна воспроизвести собой существовавшую некогда общность «советский народ», дольно часто в последнее время высказывается различными исследователями.
Не менее дебатируемая сегодня современными отечественными обществоведами проблема - отчуждение от ценностей образования и культуры. В нашей стране господствует культурный конформизм, поскольку точка зрения большинства, сценарий, выстроенный по формуле «американской мечты» главенствует в обществе и задаёт жизненные ориентиры. Реальное вовлечение россиян в общественную жизнь возможно на основе новой ценностной парадигмы, которой была бы чужда реставрация державно-коммунистической идеологии, и которая в то же время отвергала бы установки современного либерального
20
фундаментализма, основанного на сугубо прагматических, меркантильных интересах и космополитических ценностях.
В Заключении диссертационной работы в краткой форме подводятся итоги, формулируются основные выводы и намечаются перспективы дальнейших социально-философских исследований проблемы взаимосвязи отчуждения и вовлечения в современном обществе.
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:
Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационного исследования:
1. Прокофьева Д.В. Отчуждение: сущность, типы, способы преодоления // Вестник Башкирского университета. Научный журнал. -Уфа: РИЦБашГУ, 2010. Том 15, № 3. - С. 751-754.
2. Прокофьева Д.В. Отчуждение и вовлечение: специфика и взаимосвязь // Вестник Башкирского университета. Научный журнал. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. Том 16, № 2. - С. 494-497.
Другие публикации:
3. Прокофьева Д.В. Отчуждение и абсурд: опыт сегодняшнего прочтения А.Камю // Философское наследие и современность: сборник научных статей. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. - С. 180-185.
4. Прокофьева Д.В. Модернизация средств коммуникации в
современной России, или что нам дает Интернет // Судьба России в эпоху глобализации: материалы Всероссийской межвузовской научно-
практической конференции. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2009. - С. 148-150.
5. Прокофьева Д.В. К проблеме отчуждения человека и
государства: философские размышления // Психология: сборник статей. - В. Тырново: Св.Св. Кирилл и Методий, 2010. - С. 127-132.
6. Прокофьева Д.В. Парадоксы отчуждения в концепции
«нерепрессивной цивилизации» Г. Маркузе // О вечном и преходящем: сборник научных статей. Выпуск 1. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - С. 147-151.
7. Прокофьева Д.В., Фролова И.В. Вовлечение как антитеза
отчуждения: современные подходы // Философия: сборник статей. - В. Тырново: Св.Св. Кирилл и Методий, 2010. - С. 127-132 ( 0,25/0,25 п.л.).
8. Прокофьева Д.В., Фролова И.В. Освоение-отчуждение-
вовлечение: взаимозависимость и взаимосвязь// О вечном и преходящем: сборник научных статей. Выпуск 2. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. - С.22-31 (0,5/0, 25 п.л.). ’
ПРОКОФЬЕВА Диана Владимировна
ДИАЛЕКТИКА ОТЧУЖДЕНИЯ И ВОВЛЕЧЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Лицензия на издательскую деятельность ЛР№ 021319 от 05.0f.99 г.
Подписано в печать 25.01.2012 г.
Формат 60x84/16. Уел. печ. л. 1,28. Уч.-изд. л. 1,57. Тираж 100 экз. Заказ 32.
Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Текст диссертации на тему "Диалектика отчуждения и вовлечения"
61 12-9/230
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПРОКОФЬЕВА Диана Владимировна
ДИАЛЕКТИКА ОТЧУЖДЕНИЯ И ВОВЛЕЧЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ
Специальность 09.00.11 - социальная философия
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата философских наук
На правах рукописи
Научный руководитель -доктор философских наук, профессор Фролова И.В.
Уфа - 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ОТЧУЖДЕНИЯ...................................................................................................................12
1.1. Отчуждение как понятие и социальное явление.........................................12
1.2.0сновные формы отчуждения и их характеристика....................................37
ГЛАВА 2. ВОВЛЕЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ........................................................................................1.........................65
2.1. Вовлечение как понятие и социальное явление..........................................65
2.2,Основные формы вовлечения и их характеристика....................................77
ГЛАВА 3. ОТЧУЖДЕНИЕ И ВОВЛЕЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ............................................................................104
3.1 Соотношение форм отчуждения и вовлечения.................................................104
3.2. Дискурс об отчуждении и вовлечении в современной России...............122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................149
> \
\
ЛИТЕРАТУРА....................................................................................................................154
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что проблема преодоления отчуждения человека в современном обществе не теряет своей остроты. Во-первых, научно-технический прогресс, способствующий кажущемуся повышению качества жизни людей, на самом деле отчуждает человека'от естественной для него природной среды обитания. Агрессивно наступающий на природу мир техногенной цивилизации навязывает превосходство искусственного над естественным, синтетического - над натуральным. Во-вторых, «всемирная паутина», предложив принципиально новые формы и способы коммуникации, сократила расстояния и превратила мир, выражаясь словами М. Мак-Люэна, в «большую деревню», но, в то же время, Интернет-чаты и форумы, сетевые игры, ICQ становятся приманкой для юного поколения, предпочитающего их непосредственной коммуникации. В складывающемся информационном обществе усиливается отчуждение от социальной интеракции, происходит подмена живого общения его суррогатными формами. В-третьих, высокотехнологичное производство привело к появлению «общество потребления», которое навязывает человеку псевдопотребности, превращая его, по меткому выражению Э. Тоффлера, в «произтребителя» - существо, которое находится в замкнутом круге «производства-потребления». В-четвертых, государство по-прежнему использует политическую идеологию как завуалированную форму насилия над личностью, принуждая его поступать в своих интересах. Все это приводит в конечном итоге к отчуждению человека от самого себя, к утрате интереса к жизни, неспособности конституировать ее смысл.
Именно поэтому в современной философии актуализируется дискурс о вовлечении как альтернативе отчуждения, вовлечении, которое способствует преодолению его негативных последствий. Поиск путей и способов преодоления отчуждения на основе стимулирования различных форм
вовлечения человека в социальную действительность - задача, стоящая перед современными обществоведами.
Степень научной разработанности проблемы. Говоря о проблемах отчуждения человека в современном обществе, нельзя не упомянуть о том, что становление философского дискурса отчуждения и вовлечения уходит корнями в новоевропейскую философию и связано с именами Т Гоббса , Д. Локка2, Ж.-Ж. Руссо.3 Дальнейшая разработка проблемы отчуждения на философско-идеалистической основе связана в немецкой классической философии (И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель).4 Материалистическая линия немецкой классической философии в лице Л. Фейербаха обращается к трактовке отчуждения через антропологическую философию и критику религии.5 Новый ракурс рассмотрения проблем отчуждения предлагает К. Маркс, связывая их с анализом частной собственности и товарного производства.6
Существенную лепту в понимание феномена отчуждения привнесла
п
психоаналитическая философия в лице З.Фрейда. Значительное внимание проблеме отчуждения и его преодоления уделили философы франкфуртской школы - Г.Маркузе8, X. Арендг9, Э. Фромм10. Философы-экзистенциалисты -
1 См.: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1991.
2 См.: Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3. - М.: Мысль, 1988.
3 См.: Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: "КАНОН-пресс", "Кучково поле", 1998.
4 См.: Гегель, Георг Вильгельм Фридрих. Феноменология духа. Философия истории / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. - М.: Эксмо, 2007.
5 См.: Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2 томах. - Том 2. - М.: Полит, лит-ра, 1955.
6 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс. - М.: Прогресс. Б.г., 1988.
7 См.: Фрейд 3. Будущее одной иллюзии /7 Сумерки богов. - М.: Изд-во политической литературы, 1989.
8 См.: Маркузе Г. Одномерный человек. -М. «Refl-book», 1994.
9 См.: Арендт X. Vita active, или о деятельной жизни / X. Арендт; пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина. - СПб: «Алетейя», 2000.
10 См.: Фромм Э. Здоровое общество. - М.: Хранитель, 2006.
А. Камю, Ж.-П.Сартр1 - также обращались к проблемам отчуждённости и включённости человека в природное и социальное бытие. А. Швейцер аргументировал положение о том, что к отчуждению ведёт антигуманный
характер бытия человека.2
В отечественной традиции проблемы отчуждения начали рассматриваться в рамках религиозно-идеалистической философии «серебряного века», в частности, H.A. Бердяевым.3 Однако в советское время проблемы отчуждения анализировались исключительно в контексте вульгаризировнного, упрощенного марксизма. Только в 60-е годы XX века, начинает формироваться плеяда исследователей, которые пытаются более глубоко проникнуть в причины отчуждения, вывести его за пределы частной собственности - это А.П. Огурцов, Э. В. Ильенков, Н.И. Лапин, И.С. Нарский; Т.Н. Ойзерман.4
Серьезные всесторонние исследования проблемы отчуждения появляются, начиная с 70-х годов XX века; это труды З.М. Какабадзе, И.Н. Кального, В.И. Кретова и других.5 В ряде работ проблема отчуждения рассматривается в междисциплинарном ключе - в частности, А.Г. Кини исследует отчуждение и возможность его преодоления посредством образования,6 И.С. Кон, Д.А. Леонтьев и E.H. Осин анализируют
1 См.: Камю А. Бунтующий человек. - М.: Политиздат, 1990.; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2000.
2 См.: Швейцер А. Культура и этика. - М.; Прогресс, 1973.
3 См.: Бердяев Н. А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994.
4 См., например: Огурцов А. П. Отчуждение и человек: историко-философский очерк//Человек, творчество, наука. Философские проблемы. - М., 1967.; Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. - М.: Политиздат, 1991; Лапин Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации / Н.И. Лапин // Вопросы философии. - 1992. - № 12; Нарский И.С. Отчуждение и труд. - М.: Мысль, 1983.; Ойзерман Т. И. Проблемы отчуждения и буржуазная легенда о марксизме. - М., 1965.
5 См., например: Какабадзе З.М. Проблема отчуждения человека: статьи / З.М. Какабадзе. - Тбилиси: Мецниереба, 1972.; Кальной И.Н. Отчуждение: истоки и современность / И.Н. Кальной. - Симферополь: Таврия, 1990.; Кретов В.И. Проблема преодоления отчуждения личности в процессе социально-практической деятельности / В.И. Кретов, А.Х. Бериев. -М.: Мысль, 1995.
6 См.: Кини А.Г. Отчуждение и его преодоление в области образования: (проблем.-практ. программа) / А.Г. Кини. - М.: НИИ культуры, 1992.
психологические аспекты отчуждения человека.1 Нравственное отчуждение широко освещено в работах З.Р. Валеевой.2
Проблемы отчуждения человека и условий, порождающих его в современном обществе, становятся предметом новейших диссертационных исследований, в частности, A.C. Калинина, А.Г. Колчиной, С.И. Петошиной, С.Г. Лагутиной, М.В. Шугурова.3 В центре внимания Н.Г. Гудкова, В.В. Дроздова, К.Н. Исмагилова, Е.М. Прошановой оказываются проблемы
4
сущности, структуры и типологии различных проявлении отчуждения.
Исследования С.А. Ветрова и Ф.Е. Джейранова посвящены проблемам отчуждения в трансформирующемся обществе, в частности, российском.5 Отчуждение деятельности рассматривает А.И.Беспалов, культурное отчуждение - Т.В. Белова, политическое - Е.В. Фигура.6 Особое внимание
1 См., например: Кон И.С. Личность и общество (возвращаясь к проблеме отчуждения) // Иностранная литература. - 1966. - № 5. - С.222-231.; Леонтьев Д.А., Осин E.H. Смыслоутрата и отчуждение. // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 4.
2 См.: Валеева З.Р. Нравственное отчуждение (социально-философский очерк), монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. - 112 с.
3 См.: Калинин A.C. Общество потребления как предмет социально-философского исследования: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Нижний Новгород, 2009. - 30 е.; Колчина А.Г. Отчуждение как измененное состояние сознания: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Саратов, 2009. - 19 е.; Петошина С.И. Отчуждение как социокультурный феномен и понятие философского анализа: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Архангельск, 2010. - 22 е.; Лагутин С.Г. Социально-философская и методологическая ценность категории <<отчуждение»: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 1998. - 29 е.; Шугуров М.В. Человек в опыте отчуждения: герменевтико-феноменологический подход: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Саратов, гос. ун-т им. Н.Г.Чернышевского. Саратов, 2000. - 36 с.
4 См.: Гудков Н.Г. Основные формы и сущность отчуждения в современном обществе: Автореф. дис. ... канд. филос. наук - М., 2004. - 19 е.; Дроздов В.В. Философский анализ структуры отчуждения и «механизма» его функционирования: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Магнитогорск, 2004. - 21с.; Исмагилов К.Н. Социально-философский анализ форм отчуждения: Автореф. дис. ... канд. филос. наук - Уфа, 2001. - 24 е.; Прошанова Е.М. Понятие отчуждения: эволюция и обоснование его атрибутивности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук - Краснодар, 2002. - 23 с.
5 См.: Ветров С.А. Отчуждение в трансформируемом обществе. Автореф. дис. ... канд. филос. наук - Омск, 1995. - 22 е.; Джейранов Ф.Е. Феномен отчуждения в исторических судьбах России. Автореф. дис. ... канд. филос. наук - Ижевск, 2002. - 19 с.
6 См.: Беспалов А.И. Отчуждение деятельности как философская проблема: Автореф. дис. ... канд. филос. наук - М., 2004. - 29 е.; Белова Т.В. Отчуждение в культуре: (Социологический аспект): Автореф. дис. ... док. филос. наук - М., 1993.; Фигура Е.В.
уделяется проблеме отчуждения молодежи, в частности, в сфере культуры, чему посвящена диссертация Н.А. Немировского.1 Пути и способы преодоления отчуждения также находятся в центре внимания российских исследователей, в частности, Д.И. Пейсахова.2 Н.А.Денисенко, в качестве способа преодоления отчуждения рассматривает конфликт.3
Однако более адекватной диалектической категорией к понятию отчуждения, с точки зрения диссертанта, выступает понятие вовлечения. Оно было введено в понятийный аппарат философского знания благодаря французским философам-персоналистам, в 30-е годы XX века. В поисках сущности человека они, и прежде всего, Э. Мунье, обратились к практической стороне его жизнедеятельности и попытались определить роль труда в его жизни, пользуясь понятием «вовлечение».4 Впоследствии тема вовлечения в контексте политической теории начинает рассматриваться Ю. Хабермасом, разработавшим теорию коммуникативного действия и поведения. Концепт вовлечения, таким образом, становится у него условием и гарантом диалога, ведущего к консенсусу.5
Вместе с тем, исследований, посвященных целостному социально-философскому анализу взаимосвязи феноменов отчуждения и вовлечения, пока нет. Подавляющее большинство исследований посвящены различным аспектам отчуждения, что явно сужает понимание его диалектической
Политическое отчуждение: (Филос. аспект). Автореф. дис. ... канд. филос. наук - Ростов н/Д, 1993.
1 См.: Немировский Д.А. Проблема культурного отчуждения молодежи в контексте современного российского общества: Автореф. дис. ... канд. филос. наук - Новосибирск, 1998.-24 с.
2 См.: Пейсахов Д.И. Преодоление отчуждения: Мировоззренческие аспекты: Автореф. дис. ... канд. филос. наук - Курган, 1998. - 31 с.
3 См„ например: Денисенко H.A. Конфликт как средство преодоления отчуждения в деятельности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Новосибирск, 2004. - 16 е.; Долгов А.Н. Сознание и отчуждение как необходимые условия возникновения конфликта / А.Н. Долгов // Вестн. Волгоград, гос. ун-та. Сер. исслед. молодых ученых. 2001. - Вып. 1. - С. 26-29.
4 См.: Мунье Э. Что такое персонализм? / Пер. с фр. И. С. Вдовиной. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1994.
5 См.: Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. - СПб.: Наука, 2001.
природы. Кроме того, практически отсутствуют работы, посвященные всестороннему рассмотрению феномена вовлечения. Вышеуказанные обстоятельства обуславливают необходимость обращения к социально-философским аспектам взаимосвязи отчуждения и вовлечения, в том числе -на примере современного общества.
Объектом диссертационного исследования является бытие человека в обществе.
В качестве предмета исследования выступает динамическая взаимосвязь процессов отчуждения и вовлечения как форм бытия человека в обществе.
Цель данного исследования состоит в разработке проблем диалектической взаимосвязи отчуждения и вовлечения человека в социально-философском контексте. Она может быть достигнута посредством решения ряда исследовательских задач:
- анализа отчуждения как социально-философского понятия и социального явления;
- , исследования основных форм отчуждения;
- постижения вовлечения как социально-философского понятия и социального явления;
- выявления основных форм вовлечения;
- ^анализа соотношения форм вовлечения и отчуждения в социально-философском контексте.
- исследования особенностей дискурса об отчуждении и вовлечении в современной России.
В качестве методологического основания работы выступает современная социальная теория, которая акцентирует внимание на специфике взаимосвязи социальных субъектов, обусловленной как уровнем их личностного развития, так и социокультурными обстоятельствами, и порождающей феномены отчуждения и вовлечения.
Применяемый в работе диалектический метод позволил раскрыть особенности динамической взаимосвязи отчуждения и вовлечения человека. Сравнительно-исторический подход был направлен на выявление изменений представлений об отчуждении и вовлечении в ходе развития социума, деятельностный - на уяснение специфики различных форм отчуждения и освоения. Также были использованы традиционные общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, абстрагирования, аналогии.
Научная новизна диссертации может быть детализирована в следующих положениях:
• доказана необходимость применения к постижению процессов отчуждения-вовлечения интегрального социально-философского подхода, основанного на понимании их сложной социально-процессуальной природы;
• обоснована авторская типология отчуждения на основе выявления двух его ипостасей - экзистенциального и исторического отчуждения; при этом экзистенциальное отчуждение обусловлено специфической природой человека и в принципе непреодолимо, а историческое отчуждение модифицируется в ходе общественной эволюции и может быть до определенной степени «снято» благодаря социальным институтам;
• доказано, что к экзистенциальному отчуждению можно отнести смысложизненное (мировоззренческое) отчуждение, религиозное отчуждение и нравственное (моральное) отчуждение; к историческому, соответственно - политическое, правовое, экономическое, технологическое и тендерное отчуждение;
• обосновано, что в силу диалектической взаимосвязи процессов отчуждения и вовлечения, последнее выступает в тех же ипостасях и формах, что и первое, однако требует для своей актуализации как индивидуальных, так и общественных усилий;
• выявлено, что специфика диалектической взаимосвязи процессов отчуждения и вовлечения в обществе состоит в том, что они имеют тенденцию к взаимопереходу, но качественно определены в рамках определенной «меры», критерии которой задаются как индивидом, так и обществом;
• выявлены особенности дискурса об отчуждении и вовлечении в современной России, заключающиеся в констатации особой роли ценностного, политического, правового, экономического отчуждения, а также отчуждения от судьбы отечества и ценностей образования и культуры, и необходимости актуализащи соответствующих им форм вовлечения.
Теоретическая значимость исследовани�