автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проблема личности в творчестве Хади Такташа
Текст диссертации на тему "Проблема личности в творчестве Хади Такташа"
& / - </ ^ - / # у
/ / <7 т.....
/
КАЗАНСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ХАБУТДИНОВА МИЛЕУША МУХАМЕТЗЯНОВНА
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ X. ТАКТАША
10.01.02 — Литература народов Российской Федерации
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Саяпова А.М.
Казань — 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................3
ГЛАВА I. Формирование концепции личности в творчестве Х.Такташа
1.1. Джадидский идеал "миллэт хадиме" ("слуги нации") как первооснова концепции личности в творчестве Х.Такташа... 29
1.2. Формирование понятия национального героя на рубеже
двух эпох...............................................ц..........................................................................64
1.3. Герой Х.Такташа как субъект общечеловеческого
развития..............................................................................................91
ГЛАВА II. Концепция личности в творчестве Х.Такташа в
контексте современной поэту действительности
II. 1. Гисъянизм как путь сохранения внутренней свободы
личности...................................................................................................122
II.2. Духовные искания героя Х.Такташа в мире Советской
Родины..............................................................................................................................138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................171
ПРИМЕЧАНИЯ.......................................................................................................176
БИБЛИОГРАФИЯ.....................................................................................................208
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап изучения истории литературы и культуры народов Российской Федерации характеризуется углубленным исследованием основополагающих периодов их развития. Именно здесь при анализе наиболее ярких событий и персоналий складывается максимально комплексная картина бытия этих народов. Начальный период развития Советского государства (от Октябрьской революции 1917-го года до коренных изменений в общественном строе страны на рубеже 1920 — 1930 гг.) является одним из таких этапов. В эти годы происходит существенная трансформация в материальной и культурной жизни татарского общества Советской России. Татары проходят путь от автономного мусульманского этноса до одного из национальных меньшинств СССР. Происходят глубочайшие изменения в духовной жизни народа, особенно среди его политической и культурной элиты.
Хади Такташ (1901 — 1931), по мнению современников и всех последующих ученых и политических деятелей, является в татарской культуре личностью, наиболее полно отразившей эти перемены. Несмотря на семидесятипятилетнюю традицию его изучения, давшую понимание ряда важнейших аспектов творчества поэта, за рамками исследований, в силу идеологических условий, оставалось уникальное соединение личности самого Х.Такташа и личностей его героев, в своей совокупности отразивших путь татарской нации от либерального джадидизма 1917-го года до тоталитарных структур рубежа 1920 — 1930 гг.
Проблема личности в творчестве Х.Такташа рассматривается в нашей работе как совокупность его творчества в основные периоды развития его
литературной деятельности. Она органично включила в себя основные этапы и составляющие духовного развития татарского этноса и его литературной традиции, что в целом, естественно, связано с проблемой личности самого поэта. Поэтому в данной работе исследуется роль классической мусульманской (особенно суфийской), классической татарской, татарской советской и европейской традиций в творчестве Х.Такташа. Именно такой широкий контекст способствует выявлению внутренней связи и временной последовательности в процессе формирования личности поэта и проблемы личности в его творчестве.
Эволюция личности Х.Такташа как поэта и человека неотъемлемо связана с развитием общественного сознания нации. Движущей силой нашего исследования должно стать объяснение феномена Х.Такташа одновременно как символа своей эпохи, а также как основополагающей фигуры многовековой татарской литературы. Личность Х.Такташа и проблема личности героев его творчества образуют закономерное и органическое единство в континуитете развития национальной и мировой культур. Такое понимание дает возможность рассмотрения поставленной нами проблемы не только в контексте татарской литературы, но и мировой.
Многогранность таланта Х.Такташа, несводимость его к четким
определениям породили дискуссию о творческом методе поэта. Споры об этом
разгорелись еще в 1923-м году: если Г.Рахим, основываясь на материале
1 2
"Трагедии сынов земли", считал Х.Такташа романтиком , то Г.Сагди , Г.Ибрагимов3, Г.Нигмати4 — символистом. Г.Гали5, Ш.Маннур6 относили к романтикам. М.Мамин считал, что на раннего Х.Такташа оказали влияние и символизм, и романтизм7. Х.Хайри8, Х.Усманов9 отмечали, что к реализму поэт пришел через прогрессивный романтизм. Н.Юзиев указывал, что в 1918 г.
— первой половине 1922-го года Х.Такташ использовал романтический метод, 1922 — 1923 гг. стали для поэта переходным периодом, в последующие годы Х.Такташ перешел в русло социалистического реализма10. Г.Халит считал, что к социалистическому реализму поэт пришел через романтизм". Уже в наше время Ф.Галимуллин12, Т.Галиуллин13 акцентируют внимание на романтической доминанте раннего творчества Х.Такташа. Мы рассматриваем эволюцию творческого метода Х.Такташа как движение от романтизма к реализму, причем на раннем , этапе творчества романтизм сочетался с элементами символизма.
Определяя творческий метод Х.Такташа, нашли необходимым дать хронологическую периодизацию его творчества, которая обуславливается эволюцией личности самого поэта, проблемы личности его героев, тематикой произведений, поэтическим языком и образным миром. Творчество поэта диалектически распадается на четыре периода:
1. Бухарский период (1916 — 1918)
2. Сыркыдинский период (1918 — 1919)
3. Оренбургско-Ташкентский период (1919 — 1922)
4.Казанский период (1923 — 1931):
а) Ранний Казанский (переходный) период (1923)
б) Зрелый Казанский период (1924 — 1931).
Бухарский период проходит под преимущественным влиянием мусульманской общетюркской доминанты, как это доказал в своих классических трудах Г.Сагди ("О символизме", "Татарская литература периода диктатуры пролетариата"). Язык и образный мир Х.Такташа непосредственно вытекают из классической мусульманской, во многом суфийской, поэзии, которую Г.Сагди определяет как поэзию символизма в его наиболее глубоком художественно-философском смысле14. Образ романтического героя создается с помощью суфийских символов.
Татарская литература, в корнях своих во многом восходящая к суфийской, как доказывает Г.Сагди, превращает традиционные образы, характеризующие реалии Средней Азии, в образы, передающие реалии татарского мира: например, "пустыня" заменяется "лесом"15. Следовательно, и в Сыркыдинский период творчества Х.Такташа можем говорить о доминанте синтеза классической мусульманской литературы и романтизма — поэзии Нового времени.
Оренбургско-Ташкентский период характеризуется влиянием традиций западноевропейской литературы, культурного : джадидизма, во многом определяющего национальный характер творчества поэта. / Наиболее объективный анализ этого периода, с точки зрения нашего подхода, дает Г.Рахим, который связывает творчество Х.Такташа с немецким романтизмом "Бури и натиска" и с творчеством Дж. Байрона16. Образный мир, поэтический язык и литературные традиции приводят Х.Такташа в эти годы к классическому европейскому романтизму. Три первых периода творчества являются временем начала и завершения становления личности поэта.
Вершиной поэтического мастерства Х.Такташа явилось его творчество Казанского периода, ранний этап которого характеризуется творческим кризисом, известным как период гисъянизма. Г.Халит определяет гисъянизм как этап выдвижения на первый план героя-творца и борца за свободу, противника земного и небесного зла17.
В эти годы Х.Такташ совершает переход от проблемы личности героя-индивидуалиста к проблеме личности героя, глубоко понимающего жизнь и нужды своего народа.
Этап социалистического реализма — завершающий этап творчества Х.Такташа. Об этом пишут Х.Хайри18, Х.Усманов19, Г.Халит20, Н.Юзиев21,
92
Т.Галиуллин" . Этот этап характеризуется временем наиболее адекватного отражения жизни современников, приближения поэтического "я" и образного
мира к миру татарского народа. Именно в эти годы Х.Такташ становится истинно народным поэтом, чьи герои неразрывно связаны с жизнью народа. Так, опираясь на труды предшествующих исследователей, чьи выводы составили основу нашей периодизации творчества Х.Такташа, мы характеризуем развитие творческого метода поэта как движение от романтизма к социалистическому реализму.
Определим ключевые термины, имманентно связанные с творчеством Х.Такташа: "личность", "миллэт хадиме", "джадидизм", "гисъянизм". Рассмотрим использование данных терминов в конкретном историческом контексте, связанном с творчеством поэта.
Ключевыми понятиями для нас становятся концепция личности героя, данная М.Бахтиным, а также традиция осмысления и изучения татарского общественного движения, заложенная И.Гаспринским, Ю.Акчурой и развитая целым рядом исследователей вплоть до Я.Абдуллина, А.Беннигсена, А.Рорлих23.
В своей работе мы опираемся на определение термина "личность", которое дается Л.А.Колобаевой в контексте русской литературы XIX — XX вв.. Исследовательница опирается на концепцию М.Бахтина. "Личность, — утверждает Л.А.Колобаева, — можно определить как категорию, фокусирующую внимание на человеке в качестве самостоятельного и ответственного субъекта, как категорию ценностную, измеряющую достоинство человека мерой осуществленной в нем личной свободы, самостоятельности, индивидуальной неповторимости, самобытия, с одной стороны, и полнотой нравственной ответственности — с другой. Личность — это человек, с возможной полнотой себя реализовавший, осуществивший отпущенные его природой, обществом и историей потенциалы развития, индивидуальные и социальные, а также сумевший эти начала в себе гармонизировать"24.
Для татарской духовной и общественной традиций начала XX века интегральной фигурой становится образ "миллэт хадимэ" — образ мусульманского национального деятеля. Ю.Акчура, выпускник Сорбонны,
ставший классиком татарской общественной мысли, определяет "миллэт
/
хадимэ" как национального деятеля, служащего счастью нации. Подобный деятель для Ю.Акчуры является воплощением духа гения нации, основой ее развития. Классик тюркизма подчеркивает автономность такой личности, ее способность к использованию достижений цивилизации во имя
25
высокоморальных целей развития своих соотечественников . Ю.Акчура впервые ставит Ш.Марджани и Г.Баруди в число создателей мировой культуры. Тем самым личности татарских реформаторов становятся неотъемлемой частью мировой цивилизации, через их посредство татарская нация воссоединяется с миром26. Концепция "миллэт хадиме" является татарской концепцией личности XX века как личности одновременно автономной и связанной с национальным бытием. По словам З.П.Морохаевой, в целом XX век поставил перед миром грандиозную задачу — соединить рассыпавшееся, отыскать такое всеобщее, которое не отрицало бы автономности частей, как в западной культуре, по сути дела, перестали существовать как части, а превратились во множество самодовлеющих сущностей"27.
Концепция "миллэт хадимэ" должна рассматриваться в неразрывной связи с концепцией джадидизма, так как эти термины соотносятся между собой
как эпоха и личность деятеля эпохи. К сожалению, окончательное определение
28
"джадидизма" еще не выработано . Мы вслед за А.Беннигсеном, М.Хасановым, Ю.Нигматуллиной, А.Рорлих рассматриваем "джадидизм" как
- ~ 30
комплекс мер, направленных на модернизацию мусульманской уммы
Американский историк А.Рорлих пишет: ""Ысул-и-джадид" (буквально "новый метод") вскоре дал свое имя общему движению за реформы и
интеллектуальному возрождению среди мусульман России, широко известному как джадидизм". В частности, в работе татарская национальная литература и ее деятели, начавшие свое творчество с рубежа XIX — XX вв. и до 1923-го года,
31
определяются как литераторы джадидскои эпохи .
Основное определение "гисъяна" дается в "Словаре литературоведческих терминов", составленном А.Г.Ахмадуллиным, в котором говориться, что в
32
переводе с арабского "гисъян" означает "неповиновение, протест, бунт" . В начале XX века, особенно в 1920-е гг., в татарской романтической литературе под этим подразумевался протест против бога и религиозных законов, изжитой морали, социальной несправедливости, полное отрицание, стремление к неопределенной новой жизни. Глубокие исторические корни гисъянизма — в гуманистических традициях древней восточной поэзии (О.Хайям (XI в.), Хафиз (XIV в.))33.
Герой гисъяна — "гисъянист" — определяется в " Толковом словаре татарского языка" (1977) как "протестующий, неповинующийся бунтарь"34. Литературовед Г.Халит, рассматривая гисъянизм, отмечает, что это мощное течение татарской поэзии выдвинуло на передний план образ "я" условного лирического героя, неистово протестующего против проклятого прошлого, против земного и небесного. "По существу, — подчеркивает литературовед, — гисъянистская поэтика очень близко стояла к идее "абсолютной свободы"
Т с
личности" . Мы рассматриваем гисъянизм в творчестве Х.Такташа, опираясь на определение Г.Халита, как переходный этап, как революционный этап, предшествующий дальнейшей эволюции поэта. Таким образом, гисъянизм как одно из явлений мусульманской культуры рассматривается нами в контексте творчества поэта как этап кризисного перехода от джадидскои национальной к татарской советской реалистической традиции. Используя данную терминологию, мы определяем творчество Х.Такташа в контексте татарской и мировой литератур и через развитие духовной культуры и общественной жизни
татар в 1900 — 1920 гг. Историко-функциональный подход к поставленной проблеме дает нам возможность определить плоскость изучения концепции личности в творчестве Х.Такташа, а также показать эту концепцию в развитии и взаимосвязях.
Проблема личности в творчестве поэта на сей день остается изученной далеко не полно. Правда, имеется ряд работ, в которых авторы, так или иначе, касаются определенной нами проблемы. Наиболее значительными среди них являются работы Х.Усманова и Г.Халита. Х.Усманов в монографии "Татарская поэзия 20-х годов" впервые в татарском литературоведении пытается рассмотреть творчество Х.Такташа в контексте исторической идейно-
36
эстетической борьбы 1920-х годов . Проблема героя стала одной из ключевых
37
тем исследований Г.Халита . Используя и обобщая опыт такташеведов-предшественников, Г.Халит рассматривает эволюцию литературного героя Х.Такташа. "В начальный период творчества", по мнению исследователя, у Х.Такташа было "как бы два образа лирического героя": образ трагического борца, который остается в прошлом, и образ героя-певца современности38. В дальнейшем герой поэта "сходит со своего титанического пьедестала" и превращается в героя, обладающего качествами, свойственными земному человеку39. По убеждению Г.Халита, одной из творческих целей Х.Такташа было создание "лирического героя, который говорил бы голосом
»40
современности
Ключевым образом творчества Х.Такташа, по мнению Ф.Галимуллина, становится образ молодого человека. Ему тесны рамки современности. Своими мыслями и переживаниями он щедро делится с читателями. Личность героя поэта, отмечает исследователь, устремлена вперед. Из романтической натуры он дорастает до уровня, героя, живущего чаяниями современников41.
В эссе "Татарская литература 1920-х годов" Т.Галиуллин подчеркивает, что в судьбе лирического героя Х.Такташа нашла зеркальное отражение действительность — страшные трагедии, пережитые народом в 1920-е годы42.
Доминирующим понятием нашей проблемы является понятие "личности" как таковое и конкретно в литературном и общечеловеческом его определении. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В.Даля (1887) отсутствует отдельная статья, посвященная термину "личность". Слово это определяется как производное к слову "лицо" и обозначает "лицо, самостоятельное, отдельное существо"43. Это свидетельствует о реальном отсутствии концепции личности в современных В.Далю российских условиях.
Термин "личность" появляется в первом издании "Энциклопедического словаря " Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона (1896), который является почти дословным переводом немецкого издания. Здесь "личность" определяется как "внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве
»44
самосознани