автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Метафизика Хади Сабзавори

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Саидов, Исмат Ахрорович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Метафизика Хади Сабзавори'

Текст диссертации на тему "Метафизика Хади Сабзавори"

и

/

/

[/на:

АКАДЕМИД НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА

САИДОВ ИСМАТ АХРОРОВИЧ МЕТАФИЗИКА ХАДИ САБЗАВОРИ

(09.00.03 - история философии)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель:

академик АН Республики Таджикистан, доктор философских наук, профессор Диноршоев М. Д.

на правах рукописи

ДУШАНБЕ- 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................................................................. 3-8

Глава первая. Социо-культурные условия формирования системы

взглядов Хади Сабзавори............................................................ 9-49

§1.Социально-культурная жизнь Ирана XIX века................... 9-18

§2. Теоретические предпосылки философии Хади Сабзавори.. 18-30 §3. Жизнь и научное творчество Хади Сабзавори....................30-49

Глава вторая. Онтологический аспект метафизики Хади

Сабзавори................................................................................. 50-134

§1.Сущность и существование.................................................. 50-77

§2.Субстанция и акциденция......................................................78-90

§3.Необходимость и возможность..............................................91-99

§4.Возникшее и изначальное................................................... 100-113

§5.Причина и следствие........................................................... 114-134

Глава третья. Проблемы гносеологии в метафизике Хади

Сабзавори................................................................................135-191

§1.Чувственное познание......................................................... 139-153

§2.Рациональное познание...................................................... 153-168

§3.Приобретенное и неприобретенное знания........................ 168-174

§4.Божественное знание.......................................................... 174-191

Заключение........................................................................................ 192-195

Библиография.................................................................................... 196-205

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что в нынешних условиях, когда республики бывшего Советского Союза находятся в стадии переходного периода, создания и укрепления своих независимых государств необходимо поднять роль духовной культуры нашего общества и перейти от односторонних и шаблонных утверждений в области интеллектуальной мысли к открытому объективному и непредвзятому исследованию.

Развитие человеческого общества предполагает преемственность во всех сферах его жизнедеятельности, в частности и духовной. Она является неизбежным объективным процессом, связывающим различные поколения человеческого рода, путем взаимообмена и передачи опыта для того, чтобы сохранить почву для дальнейшего продолжения физической и духовной деятельности. Известное положение о том, что философия есть духовная квинтэссенция своего времени [1,105], указывает на то, что адекватное изучение истории философии вообще и истории философии народов Ближнего и Среднего Востока в частности дает реальное представление о духовных ценностях прошлого. Однако до сих пор, еще мировоззрение не всех известных представителей философской мысли народов Востока достаточно исследовано. Особенно эта касается истории философии позднего средневековья народов Ближнего и Среднего Востока. В этой связи глубокое и всестороннее изучение причины возникновения и распространения различных идейных, религиозно-философских и социально-политических течений и школ, учений известных их представителей, оказавших заметное влияние на становление и развитие интеллектуальной традиции того или иного народа, является первостепенной и необходимой задачей исследователей истории философии.

Хади Сабзавори является одной из известнейших фигур божественной мудрости (хикмат ал-мутааллиха) позднего средневековья, учение которого ни в бывшем Советском Союзе, ни в Таджикистане еще не подвергалось всестороннему анализу.

Актуальность темы вызвана еще и тем, что философия Сабзавори является кульминацией божественной мудрости или так называемой философии основы быия (фалсафат ал-асалат ал-вуджуд), всестороннее исследование которой

играет первостепенную роль для определения идейной сущности и общей мировоззренческой направленности данной философии и сопоставительного изучения концепций других философских школ, течений и направлений. Еще большую актуальность вызывает изучение учения Хади Сабзавори тем, что его произведения почти на протяжении полутора веков являются учебным пособием для студентов и любителей мудрости ряда стран Ближнего и Среднего Востока, в том числе Ирана, Афганистана, Индии, Пакистана, Турции и Аравии по изучению божественной философии. Актуальность темы определяется, наконец, еще и тем, что изучение философского мировоззрения мыслителя в какой-то мере восполнит существующий пробел в исторической цепи возникновения и развития философской мысли вообще и отечественной истории философии в частности.

Степень научной разработанности проблемы. В советской историко-философской литературе за исключением трех работ М. Хазраткулова [100,5; 101,401-402; 102,37], где встречается имя Хади Сабзавори и двух статей Н.М. Сайфуллоева [90,40-49; 90а,72-78], специальных работ, посвященных учению мыслителя нет.

Из зарубежных исследователей изучивших жизнь и наследие Хади Сабзавори прежде всего следует указать на работы Сайда Джалалуддина Аштияни [112; 113], Махди Мухаккика [107] , Муртазы Мударриса Чахардахи [131; 132; 147], Шейха Валиуллаха Асрори [117], Мирза Абулхасана Шарани [138], Мехр-дада Мехрина [135], Касима Гани [125], Муртазы Закаи [130] и Сайда Разва [111].

Среди работ современных иранских исследователей, посвященных изучению наследия и философии Хади Сабзавори особое место занимает исследование Гулямхусайна Ризанаджада Нушина [124], где автор анализирует религиозно-политическую обстановку эпохи мыслителя, дает общую картину его автобиографии и духовного наследия, перечисляет комментарии и примечания, посвященные трудам мыслителя, упоминает имена 79 его учеников и о некоторых сообщает относительно подробно, рассказывает о чудесах, приписываемых Сабзавори и наконец интерпретирует ряд физических и метафизических вопросов, рассматриваемых мыслителем в "Комментарии к "Поэме мудрости", в частности очевидности бытия, доказательства основы бытия, возникновения и изначаль-ности, действия и потенции и их частей, единства и множества, причины и след-

ствия, также ряд вопросов первой философии, в том числе доказательства необ-ходимосущего, единства необходимосущего, атрибутов Бога и их видов, могущества и воли Всевышнего, Его действия, порядка исхождения возможносущих из Творца и т.п.

Точно также в качестве отдельной работы, посвященной Сабзавори, следует отметить исследование Сайида Хосайна Насра [149]. С.Х. Наср на ряду с автобиографией и упоминанием ряда трудов мыслителя, также подвергает анализу его книги "Комментарий к "Поэме мудрости". Автор в этом исследовании перечисляя названия и темы семи глав упомянутой книги частично рассматривает некоторые ее онтологические и гносеологические вопросы, в том числе бытие, его очевидности, виды бытия, понятие бытия, существование образов вещей в интеллекте, чистое бытие и его ступени согласно усилению и ослаблению, положительные и отрицательные атрибуты бытия, интеллектуальное и внешнее бытия, проблемы сущности, соотношение сущности и существования, субстанциональное движение, время и пространство, о душе и ее силах, теоретические и практические разумы и их степени и т.д.

Среди арабских исследователей следует отметить работы Али Асгара Ха-лаби [122], который на ряду с биографией и творчеством Хади Сабзавори приводит также некоторые онтологические и гносеологические вопросы, заимствованные в основном из книги Мухаммада Икбала "Развитие метафизики в Персии" и Абдуллы Нуъма [121], посвященной жизни и творчеству мыслителя.

Следует также указать работу пакистанского поэта и мыслителя Мухаммада Икбала [127], где автор кроме автобиографии и перечисления ряда произведений Сабзавори также частично исследует некоторые онтологические и гносеологические проблемы его концепции, рассматриваемые мыслителем в "Тайнах мудрости", в частности практические и теоретические разумы и их степени, сущность и существование, реальное существование и тени, самораскрывающее бытие, о душе, ее видах и силах.

Из западных исследователей изучением жизни и творчества Хади Сабзавори занимались английский востоковед Эдуард Браун [140] и французский дипломат и ученый Кант Де Гобинау [141].

Здесь следует особо отметить работу современного японского ученого и исследователя, профессора Тошихико Изуцу [57; 107; 144; 146 ], долгие годы за-

нимавшийся в Канаде и Иране изучением арабо-персоязычной интеллектуальной мысли вообще и иранской в частности. Изуцу в своем исследование рассматривает ряд метафизических проблем учения Хади Сабзавори, в частности сущности и существования, понятия и реальности бытия, различия между сущностью и существованием, предшествования бытия над сущностью, соотношения единства и множества, также и значения метафизики Сабзавори в познании божественной мудрости.

Однако большинство исследователей, как восточных, так и западных в основном занимались изучением жизни и творчества мыслителя, где наблюдается множество хронолого-исторических неточностей и мнений. Это особенно относится автобиографии мыслителя. Что касается анализа его учения, то большинством восточных и западных исследователей частично рассмотрены некоторые общие метафизические онтологические проблемы, а вопросы гносеологии вообще не затронуты.

Кроме того, некоторые исследователи при сопоставлении основных положений метафизики Сабзавори с первой философией Садруддина Ширази в основном ограничились лишь упоминанием внешних сходств их взглядов, упустив из виду, что Сабзавори в большинстве онтологических и гносеологических вопросах имеет свою собственную позицию.

Цель и задачи исследования. Исходя из уровня изученности проблемы автор ставит следующие цели и задачи:

-охарактеризовать социо - культурные условия эпохи мыслителя, несомненно, оказавшие определенное влияние на формирование его мировоззрение;

- опираясь на исторические труды и произведения самого мыслителя реконструировать более полную и объективную картину его жизни;

-классифицировать труды Сабзавори согласно их различным признакам и особенностям;

-определить теоретические предпосылки формирования системы взглядов мыслителя;

-раскрыть на основе анализа трудов Сабзавори наиболее существенные и основные понятия и положения онтологической и гносеологической концепций его метафизики;

-определить преемственную связь хикмат ал-мутааллиха вообще и концепции Сабзавори в частности с предшествующими интеллектуальными традициями на основе анализа основных произведений мыслителя;

Научная новизна исследования заключается в том, что в истории отечествен интеллектуальной мысли и историко-философской литературе впервые:

-всесторонне исследуется метафизика Сабзавори в аспекте ее онтологии и гносеологии;

-обстоятельно анализируются идейные источники философии Сабзавори в лице древнеиранской, древнегреческой, средневековой ирано-таджикской и арабской философских традиции;

-всесторонне обсуждаются и уточняются разноречивые точки зрения о философии Сабзавори, имеющие место в философской литературе;

-дается более полная и объективная картина автобиографии мыслителя в историко-хронологическом плане;

-классифицируется его произведения и трактаты по различным признакам и особенностям;

-вводится в научный оборот ряд источников, в том числе наиболее крупные труды самого Сабзавори, ранее неизученных отечественными исследователями;

Методологической и теоретической основой диссертации является основополагающие принципы историко-философского и историко-сопоставительного исследования. В процессе анализа автор руководствуется принципами объективного обобщения и освещения фактов, избегая при этом жестких, однозначных суждений и политизированных методик и методологий. Автор стремился к соблюдению принципа научной объективности единства логического и исторического. Методологической и теоретической основой исследования послужили также основополагающие методы классиков философии и труды известных отечественных и зарубежных исследователей по истории философии.

Источники исследования. Основными источниками диссертационного исследования стали такие произведения Хади Сабзавори на арабском и персидском языках, как "Асрар ал-хикам" ("Тайны мудрости"), "Шарху "манзумат ал-хикмат" ("Комментарий к "Поэме мудрости"), комментарии и примечания других авторов к ней: "Шарх ал-манзума мага таелика Аятулла Хасанзада ал-Омули"

("Комментарий к "Поэме мудрости" с примечанием Аятуллы Хасанзаде ал-Омули"), "Примечание к "Поэме Сабзавори" Муллы Мухаммада Хийдаджи, "Примечание к "Комментарию к "Поэме мудрости Сабзавори" Мирзы Махди Мударриса Аштияни и др.

В диссертации использованы также произведения Платона, Аристотеля, Фараби, Ибн Сины, Ибн Араби, Газали, Сухраварди, Насируддина Туси, Сад-руддина Ширази и других предшественников мыслителя, труды отечественных и зарубежных авторов по истории философии.

Практическая ценность работы. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в качестве спецкурса по истории философии, истории религии и свободомыслия, при исследовании истории философии и интеллектуальной мысли народов Ближнего и Среднего Востока, мировоззрения отдельных представителей различных течений и школ, как раннего так и позднего средневекового Востока. Материалы и выводы диссертации также могут стать важной предпосылкой для дальнейшего, более углубленного и всестороннего изучения отдельных аспектов религиозно-философских проблем.

Исследование мистико-философских и религиозных ученый обогащает современное мировосприятие и создает почву для сохранения общечеловеческих ценностей и культивирования прогрессивных идей духовного наследия прошлого.

Апробация работы и публикации. Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах и выступлениях на заседании Отдела публикации философского наследия Института философии и права АН РТ, в монографии, опубликованных статьях и тезисах.

Диссертация была обсуждена на совместном заседании Отделов истории философии и публикации философского наследия Института философии и права АН РТ ( 2 октября 1998 г.) и рекомендована к защите.

В работе использована транскрипция, основанная на русской графике академика И.Ю. Крачковского.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЗГЛЯДОВ ХАДИ САБЗАВОРИ

§1. Социально-культурная жизнь Ирана Х1Х века.

Хади Сабзавори является одной из известнейших фигур божественной философии (хикмат ал-мутг?аллиха) позднего средневековья и крупным мыслителем каджарского периода (XIX в.).

Философия Хади Сабзавори в определенной мере является продуктом социально-политических, экономических и культурных условий, в которых он жил и творил. Исходя из этих соображений, на основе изучения трудов отечественных ученых-историков, философов и зарубежных исследователей, а также ряда произведений историков- современников мыслителя, попытаемся осветить социально-политическую, экономическую и культурную обстановку эпохи.

В средние века Иран неоднократно подвергался разрушительным и опустошительным чужеземным завоеваниям. На территории самого Ирана обитали многочисленные кочевые племена, которые часто совершали опустошительные набеги на оседлые районы. Кроме того в средние века и вплоть до середины XIX в. в Иране почти беспрерывно происходили междоусобные войны различных феодальных группировок. Все это приводило к разорению деревень и городов, подрывало ремесло и торговлю, задерживало экономическое и общественное развитие страны. Также в результате набегов и междоусобиц наносился значительный ущерб оросительным сооружениям, а иногда они приходили в полную негодность, восстановление которых в условиях продолжавшихся войн было невозможно. Например, в Исфаган-ской области после афганского нашествия, в результате которого были разрушены подземные оросительные каналы, многие селения были заброшены.

Об исключительно важном значении искусственного орошения для экономики стран Востока, в том числе Ирана, Ф. Энгельс в письме К. Марксу писал: " Плодородие земли достигалось искусственным образом, и оно немедленно исчезало, когда оросительная система приходила в упадок ; этим объясняется непонятный иначе факт, что целые области прежде прекрасно возделанные, теперь заброшены и пустынны. ( Пальмира, Петра, развалины

в Йемене и ряд местностей в Египте, Персии и Индостане). Этим объясняется и тот факт, что достаточно было одной опустошительной войны, чтобы обезлюдить страну и уничтожит ее цивилиз